Вылез корд из шины

Чем опасны грыжи и трещины на шине

Прежде чем говорить о самих повреждениях, необходимо обратиться к нормативным источникам. Одним из таких документов, регламентирующих использование шин до недавнего времени, были «Правила эксплуатации автомобильных шин», которые содержали основные положения и в доступной форме разъясняли правила использования шин. К сожалению, данный документ не имеет более юридической силы, однако как справочный материал он представляет огромную ценность.

Среди приложений к вышеуказанным «Правилам» можно найти «Приложение 9», в нем приведен перечень производственных и эксплуатационных причин, по которым автошины могут быть преждевременно сняты с эксплуатации.

Производственные причины (производственные дефекты):

  • расслоения в каркасе, брекере и борте;

  • отслоения протектора и боковины;

  • гребень по протектору с выпрессовкой корда;

  • запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхностях покрышки (бескамерной шины);

  • механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда);

  • отставание нитей корда по первому слою каркаса;

  • складки по основанию и носку борта от запрессовки бортовой ленты;

  • обнажение кромок бортовой ленты;

  • отрыв и отслаивание герметизирующего резинового слоя на внутренней поверхности каркаса и на бортах.

Стоит особенно отметить, что при наличии производственных причин снятия шин с эксплуатации и в течение гарантийного срока пользователь имеет полное право обратиться с рекламацией к производителю.

Эксплуатационные причины (повреждения, полученные в процессе эксплуатации):

  • преждевременный неравномерный износ протектора из-за неправильной регулировки схождения и развала передних колес, резкого торможения или трогания с места, изношенности и ослабления крепления колесных подшипников, втулок рулевых тяг, завышенного радиального и бокового биения колес;

  • износ рисунка протектора выше предельно допустимого из-за несвоевременного снятия шин с эксплуатации;

  • интенсивный износ плечевых частей беговой дорожки из-за езды на сниженном давлении или с перегрузкой;

  • интенсивный износ средней части беговой дорожки из-за езды при повышенном давлении в шинах;

  • разрушение или излом каркаса из-за езды при пониженном давлении в шинах;

  • разрыв каркаса из-за перегрузки автомобиля или колес за счет неправильного размещения груза в кузове автомобиля;

  • разрыв каркаса вследствие удара о дорожные препятствия при езде с большой скоростью;

  • пробои или порезы протектора или боковины с разрывами каркаса;

  • повреждения борта с нарушением правил монтажа и демонтажа шин;

  • потеря герметичности бескамерных шин из-за механических повреждений.

Возникновение «грыж» на шине

Как следует из перечня, «грыжи» могут иметь как производственную (расслоения в каркасе), так и эксплуатационную природу (пробои или порезы протектора или боковины с разрывами каркаса и разрыв каркаса вследствие удара о дорожные препятствия при езде с большой скоростью). Основное отличие в том, что эксплуатационные повреждения имеют набор признаков, по которым можно определить, что шина получила повреждения в процессе наезда на посторонний предмет или попадания в яму. Выделим основные:

  • замятия или повреждения внутреннего слоя в месте, совпадающем по положению с вздутием («грыжей») на внешней стороне боковины;

  • «чернение» края обода диска в той же области, что и повреждение.

Производственные «грыжи» представляют собой, как правило, вздутия, не имеющие иных повреждений диска или самой шины в той же самой зоне, что и сама «грыжа».

Использование шин со вздутием («грыжей») может быть опасным, поэтому при обнаружении такого дефекта стоит незамедлительно обратиться за консультацией к сотрудникам профессиональных шинных центров. Специалисты определят природу происхождения «грыжи».Ведь появление грыжи свидетельствует о том, что воздух медленно покидает шину, накапливается где-то в полости боковины, которую может резко, с хлопком, разрушить. При этом можно потерять контроль над автомобилем.

Трещины на шине

В перечне дефектов, при наличии которых необходимо прекратить использование шины, трещины не значатся. Но тем не менее именно растрескивание резины на протекторе или боковине может быть причиной, которая приведет к последующему разрушению шины. Так, трещины на протекторе, а точнее — в водоотводных каналах, могут открыть воде доступ к металлическому брекеру. Из-за этого начнется процесс ржавления. Произойдет деформация брекера и части протектора, что, в свою очередь, положит начало неравномерному износу, а значит скорому, но преждевременному выходу шины из строя, сопровождаемому возможной вибрацией и появившимся шумом. Трещины на боковине могут способствовать медленной потере давления. Езда на шине с давлением ниже рекомендованного перегружает боковины, сверхмерно нагревает их и в дальнейшем разрушает, приводя в негодность шину. Поэтому при обнаружении трещин на шине также необходимо проконсультироваться со специалистами. Если трещины поверхностные, то эксплуатация таких шин возможна, но если глубина их значительна, то лучше воздержаться от использования таких шин.

В подавляющем количестве случаев «грыжи» и многочисленные неповерхностные трещины на шине не ремонтопригодны.

Усиленный износ протектора по краям беговой дорожки

— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением;

— повороты на высокой скорости, главным образом для передних колес;

— высокое расположение центра тяжести автомобиля увеличивает склонность к такому износу.

Усиленный износ протектора по центру беговой дорожки

— эксплуатация шины с повышенным, относительно нормы внутренним давлением.

— эксплуатация шины без нагрузки давление в шине должно соответствовать нагрузке.

Усиленным износ по центру беговой дорожки в сочетании с местным разрушением протектора.

— эксплуатация шин с повышенным относительно нормы внутренним давлением наезд на твердый предмет.

Односторонний износ

— неисправность автомобиля, связанная с несоответствием углов схода и развала колес, их нормативным значениям.

Односторонний износ по краю беговой дорожки

— неисправность автомобиля, связанная с несоответствием угов схода и развала колес их нормативным значениям.

Односторонний износ рисунка протектора. Местный износ до металлокорда брекера с частичным оголением и истиранием нитей корда

— эксплуатация шины с повышенным относительно нормы внутренним давлением;

— эксплуатация шины без нагрузки.

Односторонний износ рисунка протектора

— неисправность автомобиля, связанная с несоответствием углов схода и развала колес их нормативным значениям.

Пилообразный износ рисунка протектора

— неправильная регулировка схождения колес;

— неисправность автомобиля ( амортизаторов, тормозов, люфт в подшииниках ступиц);

— разница в диаметрах сдвоенных шин;

— разница давлений в сдвоенных шинах.

Местный износ рисунка протектора

— торможение юзом;

— заклинивание тормозов;

— неисправность амортизаторов;

— наличие дисбаланса;

— может быть местное расслоение в брекере или отслоение протектора.

Углубление шипов в резину протектора выработка резины вокруг шипа, выпадение шипов

— длительная эксплуатация шины на дорогах без снега и льда, а также в летних условиях.

Трещины по канавкам рисунка протектора

— эксплуатация шины при повышенном относительно нормы внутренним давлении;

— порез или пробой посторонним предметом.

Трещины по канавкам рисунка протектора

— эксплуатация шины при повышенном относительно нормы внутреннем давлении;

— повреждение посторонним предметом.

Выкрашивание резины рисунка протектора с отрывом нескольких элементов протектора от брекера

— эксплуатация шин на дорогах с неусовершенствованным, абразивным и изношенным покрытием, в каменистых карьерах;

— движение по щебню и камням.

Местное отслоение протектора
— проникновение влаги при эксплуатации шины с неотремонтированными повреждениями.
— проникновение влаги при эксплуатации шины с неотремонтированными повреждениями.
Расслоение между протектором и каркасом по кромке в плечевой зоне беговой дорожки

— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением;

Местное отслоение протектора

— наезд на твердый предмет на высокой скорости движения (может быть след от удара).

Выкрашивание резины рисунка протектора

— эксплуатация шин на дорогах с неусовершенствованным, абразивным и изношенным покрытием, в каменистых карьерах;

— движение по щебню и камням.

Местное отслоение протектора

— проникновение влаги под протектор при эксплуатации шины с неотремонтированными повреждениями;

— наезд на твердый предмет на высокой скорости движения.

Механические повреждения протектора. Поперечный порез по беговой дорожке протектора
— порез в результате наезда на твердый предмет с режущей кромкой.
Окружной порез в плечевой зоне

— повреждение шины о выступающие детали автомобиля(кузова, подвески);

— механическое повреждение шины посторонним предметом при буксовании.

Механическое повреждение протектора в плечевой зоне

— порез в результате наезда на твердый предмет с режущей кромкой.

Механическое повреждение протектора в плечевой зоне и по верхнему декоративному пояску
— наезд шины на острые предметы.
Механические повреждения протектора. Продольный порез по беговой дорожке протектора

— порез в результате наезда на твердый предмет с режущей кромкой.

Сквозной пробой по центру беговой дорожки протектора с разрушением металлокордного брекера

— наезд на твердые предметы;

— эксплуатация шины с неотремонтированным повреждением (порезом, пробоем).

Окружной порез в плечевой зоне

— повреждение шины о выступающие детали автомобиля (кузова, подвески);

— механическое повреждение шины посторонним предметом при буксовании.

Сквозной пробой в плечевой зоне

— наезд шины на острые предметы.

Пятнистый износ (местный износ)
Локальный износ на месте контакта с дорогой, вызванный:
— очень резким торможением (аварийный останов) заклиниванием;
— тормозов в результате неправильной их регулировки или их неисправностью.
Выщербленная поверхность протектора, образование трещин, порезы
— пробуксовка ведущих колес на каменистом грунте. Усиливается за счет влаги и завышенного внутреннего давления в шине.
Порезы (срезы)
— действие острых предметов (камней, стекла металла и др.).
Разрыв протектора от удара
— разрыв каркаса вызванный неожиданной резкой деформацией шины например при переезде (наезде) на предметы с острыми краями на большой скорости Это усугубляется слишком высоким внутренним давлением в шине или перегрузкой.
Разрушение брекера с изменением конфигурации профиля покрышки
— недостаточная прочность связи металлокорда и резины брекера (может появиться на низких величинах пробега)/
Разрушение брекера с изменением конфигурации профиля покрышки
— недостаточная прочность связи металлокорда и резины брекера (может появиться на низких величинам пробега);
— наезд на твердый предмет;
— удар при попадании колеса в выбоину на дороге.
Местное отслоение брекера
— проникновение влаги в брекер при эксплуатации шины с неотремонтированными повреждениями.
Расслоение между слоями брекера
— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением — некачественный ремонт местных повреждений.
Отслоение брекера от каркаса
— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением.
Отслоение резины боковины от каркаса
— <прорыв> давления через поврежденные или оголенные в результате истирания нити корда каркаса.
Отслоение резины боковины от каркаса
— <прорыв> давления через поврежденные или оголенные в результате перетирания нити корда каркаса.
Отслоение резины боковины от нитей корда каркаса с лучевыми разрывами резины боковины и последующим отслоением заворотов слоев каркаса
— езда на пониженном относительно нормы внутреннем давлении. Признаком является потертость (выработка) резины в надбортовой зоне закраиной обода по основанию борта усиленный износ крайних элементов рисунка темные полосы в плечевой зоне по внутренней поверхности каркаса.
Отслоение резины боковины от нитей корда каркаса с лучевыми разрывами резины боковины и последующим отслоением заворотов слоев каркаса
— езда на пониженном относительно нормы внутреннем давлении. Признаком является потертость (выработка) резины в надбортовой зоне закраиной обода по основанию борта, усиленный износ элементов рисунка протектора.
Механическое повреждение боковины с выкрошиванием резины боковины и разрушением нитей корда каркаса. Повреждение пятки и основания борта
— наезд на острый предмет;
— повреждение борта при монтаже или демонтаже шины.
Механические повреждения по боковине
— порез при наезде на твердый предмет с острой кромкой.
Механические повреждения по боковине
— наезд на твердый предмет.
Радиальные порезы боковины с выкрошиванием резины боковины. Деформация каркаса при езде с пониженным давлением после повреждения шины
— наезд на твердый предмет.
Сквозной пробой боковины
— наезд на твердый предмет.
Радиальное повреждение покровных резин
— повреждение боковины предметами возвышающимися над дорожным покрытием эксплуатация шин по глубоким выбоинам;
— попадание между сдвоенными шинами какого-либо постороннего предмета;
— наезд на края тротуара.
Сквозной пробой боковины
— наезд на твердый предмет.
Радиальный порез боковины
— повреждение боковины предметами возвышающимися над дорожным покрытием эксплуатация шин по глубоким выбоинам;
— попадание между сдвоенными шинами какого-либо постороннего предмета наезд на края тротуара.
Сквозной пробой боковины
— повреждение боковины предметами, возвышающимися над дорожным покрытием эксплуатация шин по глубоким выбоинам;
— попадание между сдвоенными шинами какого-либо постороннего предмета наезд на край тротуара.
Круговые повреждения боковины
— повреждение боковины предметами возвышающимися над дорожным покрытием;
— эксплуатация шин по глубоким выбоинам;
— трение о бордюрный камень;
— касание шины о выступающие детали автомобиля.
Диагональный порез боковины посторонним предметом
— повреждение боковины предметами возвышающимися над дорожным покрытием эксплуатация шин по глубоким выбоинам;
— попадание между сдвоенными шинами какого-либо постороннего предмета;
— наезд на края тротуара.
Разрыв каркаса от удара
— разрыв каркаса вызваный неожиданной резкой деформацией шины при сильном ударе о препятствие это усугубляется слишком высоким внутренним давлением в шине или перегрузкой.
Разрушение боковины в результате застревание камней между сдвоенными шинами.
— попадание камней и др посторонних предметов между сдвоенными шинами. Это приводит к повреждению боковины и разрыву каркаса.
Разрушение каркаса. След от гвоздя (стрелка)
— езда на снижающемся или пониженном внутреннем давлении в шине. Чрезмерный прогиб и теплообразование могут впоследствии вызвать полное разрушение шины.
Часто встречающиеся причины снижения внутреннего давления в шине:
— гвозди или аналогичные острые предметы;
— пропускающие воздух вентили неисправные (поврежденные) камеры и ободные ленты;
— очень мелкие трещины в ободе (для бескамерных шин).
Сильное истирание (срабатывание, износ)
— частые удары об обочину и трение о бордюрный камень тротуара. При определенных условиях это может привести к разрыву каркаса.
Расщепление (отслоение) каркаса в результате усталости (утомления)
— непродолжительная езда при пониженном внутреннем давлении воздуха в шине или на спущенной шине, вызванная например, проколом гвоздем;
— перегрузка (весовая) шины.
Механические повреждения бортов:
Верхнего — по пятке и основанию;
Нижнего — по носку с разрушением резины гермослоя.
— проворачивание бортов шины относительно обода из-за езды на пониженном внутреннем давлении;
— неквалифицированное проведение монтажно-демонтажных работ и использование неисправного монтажного оборудования и инструмента.
Отрыв борта
— повреждение закраиной диска;
— езда на пониженном давлении.
Разрушение резины в области пятки и основания борта
— нарушение правил монтажа.
Разрушение борта
— эксплуатация шины на ободе с деформированной закраиной;
— неквалифицированный монтаж.
Механические повреждения борта
— неквалифицированные монтаж.
Деформация бортового кольца (рентгенограмма — вид в осевом направлении)
— нарушение правил монтажа нарушение правил хранения.
Деформация бортового кольца
— нарушение правил хранения или транспортировки.
Перетирание борта закраиной обода с последующим его разрушением
— езда на пониженном относительно нормы внутреннем давлении;
— эксплуатация шины на ободе с деформированными закраинами.
Деформация бортового кольца (рентгенограмма — вид в плоскости качения шины)
— нарушение правил монтажа.
Механическое повреждение борта
— неквалифицированный монтаж.
Расслоение бортового кольца (рентгенограмма — вид в осевом направлении)
— неквалифицированным монтаж;
— эксплуатация шины на деформированном ободе.
Разрыв бортового кольца и боковины
— нарушение правил монтажа.
Повреждение борта из-за неисправности обода
— деформированный на ком-либо месте обод или ржавчина на попке обода.
Подвулканизованный (при эксплуатации) борт
— чрезмерный нагрев тормозов и ободов в результате длительного торможения или неисправности тормозов.
Трещины по резине гермослоя на внутренней поверхности шины
— езда на пониженном давлении.
Трещины по резине гермослоя на внутренней поверхности шины.
— езда на пониженном давлении.
Разрыв каркаса без нарушения целостности покрышки
— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением шин;
— перегруз шин.
Выпадение нитей первого слоя каркаса
— езда на пониженном давлении.
Разрыв каркаса с нарушением целостности покрышки, отслоением гермослоя, образованием трещин между нитями первого слоя каркаса
— длительная эксплуатация шины с пониженным относительно нормы в внутренним давлением.
Разрыв каркаса БЕЗ нарушения целостности покрышки.
— эксплуатация шины с пониженным относительно нормы внутренним давлением.