Заз 965 багира

Серьезное увлечение техникой пришло ко мне еще в юношеские годы, когда начал не только самостоятельно ремонтировать мопеды, но и собирать их из разных старых деталей. Потом, подрастая, переметнулся к мотоциклам, переделывал их на свой лад: облицовывал по собственному вкусу (слова «дизайн» тогда еще в моем обиходе не было), делал удобнее, моднее, мощнее, комфортнее.

После службы в армии, в 1985 году приобрел ВАЗ-2108 «Спутник». По тем временам машина была не изучена, ее с неохотой принимали на станции технического обслуживания, а потому ремонтировать приходилось большей частью самому, вникая в ее устройство, и это еще больше «привязывало» меня к технике.

Проездив на «восьмерке» два года, начал машину «тюнинговать»: переделал бамперы, установил спойлеры — тогда все это только входило в моду. Машина стала выглядеть привлекательно, выгодно отличаться среди своих собратьев, и оставлять ее на ночь около дома становилось уже небезопасно. Гараж же у меня находился далековато, а вставать на работу приходилось рано, когда общественный транспорт еще не ходил. Тогда я решил купить по дешевке старенький ЗАЗ-965 («горбатый» «Запорожец») 1965 года выпуска, который, ночуя под окном, поутру докатил бы меня до гаража, а вечером — обратно. Я его перебрал, наладил, а по ходу и изучил, как говорится, до винтика.

Заводился он у меня в любой мороз, а вот печка практически не грела. Пробовал изобрести свою, работающую на газе машину, но желаемого эффекта так и не добился. И тогда надумал поставить на «Запорожец» двигатель жидкостного охлаждения от ВАЗ-2103, чтобы разом решить проблему.

Предварительные прикидки показали, что жигулевский двигатель умещается в запорожском моторном отсеке, но крышку капота все же придется переделывать. Увеличившаяся масса требовала усиления подвесок, а возросшая мощь — усиления привода ведущих колес и повышения эффективности тормозов Да и сами колеса надо было менять на такие, которые бы соответствовали двигателю.

Автомобиль «Багира»:

1—колесо с шиной 205/60-R13 (5 шт.); 2 — передний бампер-спойлер (стеклопластик), 3 — передний капот — крышка багажника (от ЗАЗ-965, удлиненный); 4 — переднее крыло (от ЗАЗ-965, удлиненное); 5 — передний воздухозаборник (стеклопластик); 6 — лобовое стекло (триплекс, заказное); 7 — антенна (покупное изделие); 8 — люк; 9 — окно двери (2 шт., заказное); 10 — кузов (от ЗАЗ-965, доработанный); 11 —окно кузова (от ЗАЗ-965, 2 шт.); 12 — заднее стекло (от ЗАЗ-965); 13 — задний спойлер (стеклопластик), 14 — задний капот, 15 — блок задних сигнальных фонарей (2 шт.); 16 — задний бампер (стеклопластик); 17 — боковой воздухозаборник (стеклопластик, 2 шт), 18 — дверь (от ЗАЗ-965, доработанная, 2 шт); 19 — ручка (от Хонда-«Цивик», 2 шт.); 20 — порожек (стеклопластик, 2 шт.); 21 —стеклоочистители (от ВАЗ-2108); 22 — галогенная фара (от ВАЗ-2106, с ободами от «Явы», доработанная), 23 — противотуманная фара (от БМВ 5-й серии); 24 — фальшрадиаторная решетка (от ЗАЗ-965); 25 — фонарь заднего хода (самодельные, 2 шт); 26 — выхлопная труба глушителя (нержавеющая сталь, 2 шт.)

Компоновочная схема автомобиля «Багира»:

1 — запасное колесо 205/60R13, 2 — топливный бак емкостью 60 л; 3 — передняя амортизаторная стойка (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 4 — межбагажная перегородка (стальной лист s0,8), 5 — педаль сцепления; 6 — педаль стояночного тормоза; 7 — педаль рабочего тормоза; 8 — руль; 9 — рычаг подключения привода переднего моста; 10 — переднее сиденье (от ВАЗ-2108, 2 шт), 11 —заднее сиденье (самодельное), 12 — задняя печка с реверсивным вентилятором, 13 — левый радиатор (половинка от радиатора ГАЗ-53); 14 — левый приточный вентилятор (покупное изделие); 15 — двигатель (от ВАЗ-2108), 16 — глушитель; 17 — вентиляционная перегородка (стеклопластик); 18 — правый приточный вентилятор (покупное изделие); 19 — правый радиатор (половинка от радиатора ГАЗ-53); 20 — перегородка моторного отсека (самодельная); 21 — рукоятка переключения передач; 22 — передняя печка (от ВАЗ-2108), 23 — багажная перегородка (самодельная); 24 — аккумулятор (покупное изделие); 25 — педаль «газа»

Схема трансмиссии:

1 —двигатель (от ВАЗ-2108), 2 — сцепление (от ВАЗ-2108), 3 — коробка перемены передач (от ЛуАЗа); 4 — демультипликатор (от ЛуАЗа), 5 — раздаточная коробка (от ЛуАЗа), 6 — труба приводного вала переднего моста (от ЛуАЗа, удлиненная), 7 — приводной вал (от ЛуАЗа, удлиненный); 8 — стыковочный узел основной и дополнительной труб, 9 — дополнительная труба; 10 — дополнительный вал; 11 — главная передача (от ЛуАЗа) с дифференциалом привода передних колес (от ВАЗ-2108); 12 — полуось привода переднего колеса (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 13 — короткая часть задней полуоси (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 14 — стыковочный узел (фланцы) короткой и длинной частей задней полуоси, 15 — длинная часть задней полуоси (от ВАЗ-2108, 2 шт.); 16 — ведущее колесо (4 шт.)

Переделка капота, хотя и требовала аккуратности исполнения, больших хлопот не доставила. Гораздо сложнее было состыковать вазовский двигатель и запорожский трансмиссионный блок, а точнее его картер сцепления. Осуществил это соединение через переходную пластину (плоское кольцо). Толщина ее 24 мм, а вот расположение отверстий даже не берусь воспроизвести на чертеже — все делалось «по месту», по плазовым отпечаткам на блоке цилиндров и картере сцепления. Задача усложнялась еще тем, что сюда же надо было включить отверстия и выемку для нестандартного крепления стартера. К тому же пришлось изготовить и специальную вилку выжимного подшипника.

Детали и узлы тормозной системы, а также передние ступицы и задние укороченные полуоси были «позаимствованы» у автомобиля ВАЗ-2101. Колеса с шинами размером 175/70 R13 использовал от вазовской «пятерки».

Переднюю подвеску усилил деталями от ЗАЗ-968, установив новые торсионы, поворотные кулаки, амортизаторы и другие узлы — штатной осталась только поперечная балка. Заменил и рулевую трапецию. По отношению к задней подвеске поначалу кардинальных мер принимать не стал — лишь сделал ее пожестче да немного уменьшил ее ход.

Главная же ставившаяся задача — решение проблемы отопления — как-то сама собой стала второстепенной. Но и ее по ходу решил довольно успешно, поставив впереди под приборной панелью жигулевскую печку. Правда, трубки подводящего (горячего) и обратного (холодного) водовода пришлось протянуть от двигателя через весь салон

На крышку багажника (назову ее передним капотом) установил самодельный пластмассовый воздухозаборник. В крыше вырезал люк со сдвигающейся крышкой. Таким образом салон не только хорошо отапливался в холодную погоду, но и эффективно проветривался в жару

А вот с системой охлаждения не сразу все получилось удачно Прежде всего мне не удалось установить радиатор в носовой части автомобиля Поэтому, взяв радиатор от грузовика ГАЗ-53 и разрезав его вдоль пополам, установил половинки в моторном отсеке по обеим сторонам двигателя. Но в дальнейшем при эксплуатации выяснилось, что в жаркую погоду двигатель перегревается. Этот недостаток частично устранил, установив боковые самодельные (из стеклоткани на эпоксидном клее) воздухозаборники на задних крыльях, а частично — изменением угла установки самих радиаторов по отношению к набегающему потоку охлаждающего воздуха. Над дизайном машины работать не планировал, но, однако, установка новых воздухозаборников сподвигнула и на это выклеил новые бамперы и порожки из стеклопластика.

Специальные детали, заказанные специалистам:

1 — фланец короткой части задней полуоси (сталь 45, круг 82, 2 шт); 2 — фланец длинной части задней полуоси (сталь 45. круг 82, 2 шт), 3 — вилка выключения сцепления, 4 — обойма центрирующего подшипника маховика (сталь 40Х, круг 82), 5 — втулка корпуса дифференциала (сталь 20Х, круг 80,4 шт.); 6 — шток управления коробкой передач (сталь 45, круг 14), 7 — дополнительная труба вала переднего привода (дюралюминий Д16, круг 128), 8 — крышка картера д:ія монтажа направляющих штоков включения понижающей передачи и подключения привода переднего моста, 9 — дополнительный вал переднего привода (сталь 40Х, круг 36)

На все перечисленные переделки мне потребовался год, а эксплуатировал машину впоследствии почти три года (с 1989-го по 1991-й) Пробег за это время составил 54 тыс. км: ведь теперь на «Запорожце» я ездил не только до гаража, но и в рабочие поездки. Мне было забавно и лестно видеть недоуменные или восхищенные взгляды соучастников движения — владельцев более мощных машин — как это маленький старенький «Запорожец» так стремительно уходит вперед, «стартуя» вместе с ними от светофора. Интересующихся и просто любопытных было много: на авторынках, на станциях техобслуживания машина всегда собирала вокруг себя народ. Это, конечно, льстило

Машину я не перерегистрировал, а потому были проблемы с ГАИ. Выручало то, что большинство инспекторов знают толк в технике, а потому тоже проявляли живой интерес к необычной конструкции. Ну, а после почти задушевных бесед — у какого инспектора, скажите, поднимется «карающий меч»?

Однако на увеличившуюся мощь и повышенные ходовые характеристики (максимальная скорость достигала 140 км/час) очень болезненно реагировали и старенький кузов с перелатанным днищем, и детали подвесок и трансмиссии. Их поломки происходили довольно часто: как из-за коррозии и усталости металла, так и из-за динамических перегрузок.

В конце концов у меня созрела мысль модернизировать машину, сделать из нее надежный и динамичный автомобиль, начинив современными агрегатами, получив, так сказать, «волка в овечьей шкуре» Кузов «жужика» ЗАЗ-965 подходил для этого наилучшим образом.

По первым прикидкам, новый автомобиль должен был иметь привод только на задние колеса. Многие идеи приходили во время работы над ним, что-то даже переделывалось. Но, начиная работу, я знал точно, что по цвету автомашина будет черной и даже придумал ей название — «Багира».

Модернизацию машины начал стою, что снял с нее все агрегаты и узлы, а сам кузов для удлинения разрезал поперек по передней (багажной) перегородке. Несмотря на желание сохранить похожесть, хотелось все же расширить рабочее пространство для водителя, то есть для себя (а заодно и для переднего пассажира), сделать салон покомфортнее, а внешний вид — посовременнее. В месте разреза по бортам вварил стойки и перенавесил на них двери — теперь они открываются по ходу автомобиля, а не «против шерсти».

Для реконструкции кузова, а также для определения точек крепления к нему силового агрегата, узлов трансмиссии и подвесок пришлось смонтировать что-то вроде стапеля из стальных различных профилей. Пол передней части салона — от «восьмерки». На него смонтировал и сиденья от этой же машины.

Для замены прогнивших кузовных элементов сделал гибочный станок с ручным рычажным приводом. На этом же станке выгибал выкроенные из 2-мм стального листа элементы рычагов задней подвески, которые затем сваривались в единые детали. Кстати, рычаги сделал косыми, по типу тех, что имеет BMW 3-й серии — с углом установки к поперечной оси автомобиля 13°. Пружины задней подвески — от «Москвича-2141», а амортизаторы — от ЗАЗ-968. Ход подвески — около 200 мм.

С передней подвеской долго не мог определиться — от какой машины использовать. Понятно было одно — «запорожскую» оставлять нельзя: уж слишком часто она меня подводила в дороге. Опять же, как и в случае с силовым агрегатом, чаша весов склонялась в пользу «восьмерочной» (от ВАЗ-2108), но ее нужно было в значительной степени дорабатывать — ведь она была сконструирована под ведущие колеса. Вот тогда-то мне и пришла в голову идея сделать «Запорожец» полноприводным. Но об этом чуть позже.

Ясно, что без переделок не обошлось. Поскольку нагрузка на переднюю ось у моего «жужика» значительно меньше, чем у «восьмерки», нужны были более мягкие пружины. Так как подобрать соответствующие готовые, а тем более навить новые я не смог, то сделал проще: с наружной части пружин со всех витков сошлифовал с круглого прутка лыску на глубину 2,8 мм, получив нужную жесткость. Поскольку колея «Запорожца» меньше колеи ВАЗ-2108, то пришлось укоротить и стабилизатор поперечной устойчивости.

Для нового варианта машины выбрал другой силовой агрегат — двигатель с корзиной сцепления от автомобиля ВАЗ-2108. Руководствовался при этом тем, что иметь две машины с одинаковыми запасными частями все же целесообразнее. К тому же «восьмерочный» движок легче, экономичнее и поменьше, чем «троечный». Правда, и у него пришлось сварить другой поддон картера (более мелкий), переделать маслоприемник.

Место 30-сильного двигателя ЗАЗ-965 занял форсированный до 92 л.с. мотор от ВАЗ-2108. Слева — первый радиатор с приточным вентилятором; второй радиатор с другим вентилятором — под отделительным стеклопластиковым кожухом

Передний привод: редуктор главной передачи с главной парой от ЛуАЗа, а дифференциалом и ШРУСами — от ВАЗ-2108. Подвеска и узлы рулевого управления — тоже от ВАЗ-2108

Под передним капотом в багажнике свободного места почти не осталось: здесь компактно разместились широкопрофильное запасное колесо, 60-литровый бензобак, аккумулятор и шоферский инструмент

Передняя панель и приборный щиток — комбинированные, набраны от разных автомобилей. Рядом с обычными педалями управления: сцеплением, тормозами, «газом» слева появилась еще одна — стояночного тормоза. Рукояток между сиденьями — две: переключения передач и подключения привода переднего моста

Агрегаты трансмиссии- коробка перемены передач, понижающий редуктор (демультипликатор), раздаточная коробка, — использованы от ЛуАЗа. Во всех этих агрегатах пришлось переделать управляющие механизмы (включения или переключения) — ведь на моей машине по сравнению с базовым автомобилем они стоят «задом наперед» (развернуты на 180°). Приводы включения механизмов смонтированы на трубе приводного вала переднего моста. Еще пришлось переделать шестерни привода вала спидометра, так как этот прибор от ВАЗ-2106 и показывал он скорость примерно в 1,6 раза меньше (как заметил мой консультант и изготовитель чертежей оригинальных деталей инженер-конструктор с автозавода «Москвич» Алексей Джигурда — точно в милях). Так, ведущую шестерню заказал 19-зубую, а ведомую — 30-зубую. Модуль обеих шестерен m = 1. Кстати, нештатные детали, требующие высокой точности и качества исполнения, заказывал специалистам Часть из них, на мой взгляд, наиболее важных, привожу в материале

Но главная переделка коснулась дифференциалов, как переднего, так и заднего, поскольку для привода всех колес были использованы укороченные полуоси со ШРУСами от ВАЗ-2108. Кроме того, полуоси задних колес сделаны составными (с разъемными фланцами) для удобства демонтажа КПП в случае надобности- Сам дифференциал собран из шестерен полуосей от ВАЗ-2108 и промежуточных шестерен от дифференциала ВАЗ-2101, с самодельными сферическими вставками и крышками картера.

Тормозная система, как и у «восьмерки»: на передних колесах — диски, на задних — барабаны. Ступицы задних колес пришлось сделать специальные, так как они тоже стали ведущими. Под левой ногой, кроме педали сцепления, появилась еще одна — «ручного» тормоза с двумя положениями. Первое — в качестве стояночного тормоза, а второе — для торможения на ходу только задними колесами. Рулевое управление — от ВАЗ-2108, доработанное.

В системе охлаждения по-прежнему два радиатора с электрическими вентиляторами, только потоки воздуха к ним и от них теперь разделены. А вот в системе отопления появилась еще одна печка — задняя, самодельная с реверсивным вентилятором. Она обдувает заднее и боковые стекла кузова, а при необходимости служит и вытяжкой. Передняя печка — прежняя, только с переделанными заслонками.

Электропроводка — самодельная, проведена в негорючем рукаве: на все потребители имеются предохранители, а мощные — подключены через реле. Отдельный предохранитель установлен на силовом проводе от аккумулятора к стартеру.

Двери теперь с целиковыми (без форточек) окнами и имеют электрические стеклоподъемники и замки.

Задние сигнальные фонари — от «Волги-3110″—доработанные, а противотуманные и заднего хода — самодельные. Стеклоочистители вообще-то от ЗАЗ-968, но имеют 3 рабочих скорости, как у «восьмерки».

Глушитель собственной конструкции из нержавеющей стали с вытаскивающимися «флейтами».

Передняя панель склеена из частей разных автомобилей. Приборы — от ВАЗ-2106 и ВАЗ-2105, доработанные.

На «Багире» сейчас крутятся колеса с низкопрофильными шинами шириной 205 мм. Для них сделал специальные диски: каждый диск сварил из двух обычных жигулевских колес, взяв от них только половинки с широкими полками.

Передний и задний бамперы, подкрылки, передний и боковые воздухозаборники, задний спойлер выклеены из стеклоткани на эпоксидной смоле. Для их изготовления прямо на автомобиле из пластилина лепились мастер-модели, с которых снимались матрицы, — а по ним выклеивались изделия.

Впереди, в багажном отделении разместил топливный бак на 60 литров из нержавейки, аккумулятор и запасное колесо, инструмент, так что свободного места здесь почти не осталось.

Приведу технические характеристики «Багиры». Количество мест, как и на «Запорожце», — четыре, но теперь даже задним пассажирам гораздо свободнее. Снаряженная масса машины — 850 кг. Максимальная скорость — 180 км/час, а время разгона с места до 100 км/час—12 секунд. Расход топлива в городском режиме — около 8 л/100 км, а по автотрассе — 6,5 л/100 км. Двигатель расположен сзади, продольно оси машины, он немного форсирован, и теперь его мощность составляет около 90 л.с. Привод — на все колеса, на передние — отключаемый. Трансмиссия — комбинированная: КПП — от ЗАЗ-968, раздаточная коробка, понижающий редуктор, главные передачи (задняя и передняя)— от ЛуАЗа, переделанные с дифференциалами от ВАЗ-2108; полуоси — ШРУСы от ВАЗ-2108 — доработанные, сцепление — от ВАЗ-2108.

Все работы по созданию «Багиры», в том числе и покраска, велись в обычном металлическом гараже.

Работа длилась шесть лет. Но теперь «Багиру» использую в основном для парадных поездок, а для повседневных — «восьмерку».

А.ВАСИЛЬЕВ

ОТ РЕДАКЦИИ

Рассказ о создании «Багиры» был бы не полным, если, хотя бы вкратце, не представить ее создателя—Александра Васильева. А потому приводим отзыв о нем его друга, а также соратника и помощника в деле создания «Багиры» — Алексея Джигурды — профессионального автомобильного конструктора с бывшего АЗЛК.

«Александр — мастер универсальный и с автомобилем он может сделать все: от сварки «жестянки», доводки двигателей и трансмиссии, выклейки стеклопластиковых панелей до изготовления оригинальной электрики: все очень тщательно, на высоком уровне, а где надо — и со вкусом. Практика и самообразование помогали ему вполне професионально находить нужное решение. Именно благодаря перечисленным качестве ч появилась машина «Башира» созданию которой способствовала еще одна черта его характера: настойчивость, граничащая с фанатизмом в достижении цели».

13-23 ›
Блог ›
Большой рассказ о маленьком автомобиле

Желтый ЗАЗик

Доброго времени суток, друзья!

Изначально этот текст предназначался для Володи 4ех, владельца ЗАЗ – 965 «ЗАЗда – Кураж» www.drive2.ru/cars/zaz/965/965/4ex/. Я был хозяином этой машинки задолго до него и многие переделки производились мной лично. Начав, набирать текст в чате, решил, что, во-первых – рассказ может просто не поместиться в размер сообщения, а во-вторых, думаю, это интересно не только нынешнему хозяину «моего» ЗАЗа.
Моё личное знакомство, именно, с этим автомобильчиком началось в далёком 1994 году. Я учился в Усть-Каменогорске, в строительно-дорожном институте и, одновременно работал водителем в Восточно-Казахстанской областной филармонии. Водил я тогда «каблучок» ИЖ – 2715, а так как такого количества мест ремонта автомобилей как сейчас, ещё не было, обслуживались мы в местной РТБ – ремонтно-технической базе (СТО по Москвичам) и там как-то впервые я и увидел его. В углу огромного бокса под толстым слоем пыли стояло это чудо нежно – голубого цвета. Рядом находились останки донора – кузовные детали такого же горбатого «ЗАЗика».

Уже позже, с середины 1996 года, я сам работал в частном СТО, так вот наш кузовщик, в прошлом мастер этой РТБ рассказал, что машинка принадлежала их электрику. Он взялся за её первый капремонт, при помощи моего знакомого «сваял» модные пороги, установил переднюю «большую» 011ю оптику (что мне очень понравилось) и задние фонари от ЗАЗ – 968М (что мне очень не понравилось). Кузов был полностью переварен, из 2х ЗАЗов получился один. Этот же электрик, звали его Андрей, первый стал корячить в салон «восьмую» «приборку». Машинка была выкрашена в шоколадный цвет, вскоре Андрей уехал на ПМЖ в Россию, а об удивительном ЗАЗе поведал своему брату – близнецу ещё один из сослуживцев Андрея работник РТБ. Машина брату понравилась в 1996 году, она сменила хозяина и без проблем пробегала год.
А потом Косте – новому хозяину ЗАЗа подвернулся почти новый ЗАЗ – 968м по выгодной цене. Он пересаживается на другое авто, а «наш» ЗАЗик остаётся скучать возле дома его брата в частном секторе. Я к тому времени работал в частном СТО и от Сергея (сварщика РТБ), который к тому времени работал у нас, узнал, что ЗАЗ продаётся, а он это узнал при встрече с братом Костей – своим бывшим коллегой, который «держал» автомастерскую неподалёку.
Просили за Жужика 30лет от роду по тем временам достаточно дорого, денег у меня не было, но было огромное желание купить именно этот автомобильчик. И вот после недолгих переговоров и рекомендации сочувствующих сторон, я стал счастливым обладателем своего первого личного автомобиля, отдав за него новый цветной телевизор и пару сотен американских денег.
Конечно, после служебной «шестёрки» это было нечто – тесная «коробчонка» с огромным люфтом руля и посредственными тормозами (про двигатель вообще молчу), но это был мой первый автомобиль, на котором я мог поехать куда захочу и когда захочу!

Сделка состоялась 28 марта 1997 года, а через пару дней, 1 апреля, аккурат в день смеха ЗАЗ встал – двигатель «клинанул».
Разборка показала, что обе головки «в хлам» — поршня встретились клапанами. Причину такой просаженности я так и не нашёл – перегрев исключён – завёл машину, она проработала минут 5, заглохла и всё…
Разобрать-то разобрал, для сборки пригласил «специалиста» — сосед по стоянке всю жизнь проездил на «Запорожцах». Купил новые головки, ремонтные поршни, на глушитель стал «мутить» печку. Там вокруг выпускных труб были наварены «шубы», в переднюю панель врезан отопитель кабины от ГАЗ – 53, на панели «задка» приварена площадка для насоса НШ и дополнительный шкиф на коленвал.
Ремнём от стиральной машинки от коленвала приводился во вращение насос НШ и гонял по системе отопления трансформаторное масло, которое заливалось через самодельный расширительный бачок отопителя. Система неплохо себя показала, но наступило лето. Ремень скинул, но система неплохо нагревалась и самотеком, да ещё и в тёмной машине! Короче, уже в мае, на солнце к ней было не притронуться. Слил охлаждающую жидкость – из-под капота до холодов несло жареным маслом 🙂 . На следующую зиму залил Тосол – прогнили «шубы». Но всё это было позже. А пока, 9 мая, стал днём Победы и для меня лично – состоялся первый выезд на отремонтированном автомобиле. Съездил на дачу, катался по городу, просто наслаждался свободой, которую дарит свой автомобиль. Хотя общее впечатление подпортил неожиданно открывшийся на трассе капот. К счастью, обошлось без жертв.
А дальше… Дальше началась обычная эксплуатация Жужика. Заменил главный цилиндр тормозов колодки, салентблоки, сухари в рулевой трапеции, масло в двигателе и КПП. Поставил передние рычаги от «сороковки» сидения от Нивы, новые наружные зеркала. Родные колпаки и уши выкрасил в ярко-желтый цвет, на лобовом стекле появилась надпись CAMEL – верблюд (он же без воды в системе охлаждения) сзади «de luxe». За оригинальный раскрас Запорожец тут же получил прозвище от коллег по работе – «Чебурашка», но, несмотря на всю несерьёзность прозвища, все они часто пользовались услугами «Чебурашки». Мы ездили на нём на отдых, забирали из роддома дочку товарища, возили кислородные баллоны и по 10 мешков картошки. А потом я уехал с разведкой в Россию. «Чебурашка» остался ждать хозяина на стоянке.

Когда Зазда была Чебурашкой…После первой реставрации.1998г. Горная Ульбинка, возвращались с отдыха…
Когда спустя полгода я вернулся в Усть-Каменогорск, меня ждало ужасно потрясение: мой ЗАЗик стоял в углу стоянки – помятый, разукомплектованным, со снятым двигателем 🙁 .
По словам «коллег» и стояночников, что с ним только не было. Посчитав авто «общаковым», они гоняли на нём в магазин и на купалку, пьяные гарцевали по стоянке, нещадно убивая автомобильчик, перегрели двигатель и вот вроде собирались его «капиталить». Первое желание было перебить всех с автомата, но автомата не было и с одной стороны сам виноват – не позаботился о судьбе ЗАЗа на момент отъезда. Восстанавливать его у меня не было ни сил, ни желания, тем более, что в тот момент я уже передвигался на тещином «Москвиче – 2140».
Но как говорится не было б счастья – несчастье помогло. Москвича на какой-то момент у меня забрали, в России вовсю бушевал экономический кризис, а мне на глаза попался «За рулём» 10 номер за 96 или 97 год, где описывалась построенная на базе ЗАЗ – 965 «Багира». Увидев красочные фото, я потерял покой и сон. Вот, то, что мне нужно! Я хочу именно такой автомобиль! К слову «Багир» было 2, точнее в том журнале описывалась её первая версия, но та «Багира» попала в аварию, была разбита и с применением её элементов и полученного опыта её создателем была построена «Багира – 2» с прежней начинкой, но и измененной улучшенной внешностью.

Вторую версию как-то мельком видел в передаче «Карданный вал» и долгое время мечтал увидеть вживую.

Создатель «Багиры» – Александр Львович Васильев стал моим кумиром на долгие годы и, к слову недавно на «Автоэкзотике – 2012» моя очередная мечта сбылась! Я лично познакомился с Мастером, облазил всю обновленную «Багиру» (хотя и ей больше десятка лет) и даже пожал ему руку!

А в то время, на стыке веков этот журнал стал моим руководством к действию. С большим трудом нарыл в Интернете подробную статью Алексея Джигурды, тоже замечательного человека, конструктора, инженера, друга и соратника Васильева о том, как создавалась «Багира» и стал копить деньги и материалы. С Алексеем я тоже имел честь познакомиться в этом году, но это, извините, уже другая история.

Так вот экономический кризис 1998 года в России, как ни странно, благоприятно отразился на внутренней экономике Казахстана. Если до кризиса, самые дешёвые «Жигули» в автосалоне стоили 5550 $ (ВАЗ – 2105), то осенью их цена едва дотягивала до 2200 $. В страну хлынул поток дешёвых авто из России. Что не удавалось растаможить, продавали на запчасти. Мной был приобретён «копеечный» мотор, который я и собирался впихнуть в Запорожец. На «Багире» Васильева стоит двигатель ВАЗ – 2108, но сначала стоял 1,5 литровый ВАЗ – 2103. «Троечный» двигатель я не нашёл, а мощность приобретённого посчитал достаточной. Инсталляция требовала переделок коробки, но с ней решил не заморачиваться, а соединить двигатель с «родной» через переходную плиту. А вот с плитой и возникли основные трудности. Для начала я не мог найти нормального станочника, который бы сделал эту работу, а потом проблемы встали даже с выбором материала плиты: алюминиевая получалась дорогой и толстой, а остальная много весила – нарушалась развесовка. Автомобиль, где двигатель располагался в заднем свесе, и бензобак которого ещё ранее был перенесен за задние сидения (дабы хоть немножко освободить место в багажнике) «задирал нос» при резком трогании, как настоящий дрэгстер и попросту не рулился! Требовалось срочно загрузить перед. В нише «запаске» (она тоже спереди) располагался маховик от грузовика, а по бокам мешочки с дробью. Ступицы переделывались под жигулевские колёса и, одновременно, я стал бегать по инстанциям, чтоб узаконить изменения в конструкции. Выяснилось, что машинку проще оформить как «самоделку» с элементами кузова ЗАЗ – 965. Тогда в технических документах впервые повстречалось название «Кураж» (Отчего не покуражиться, когда горбатый Запорожец легко делает со старта Жигули и Самары?).

А ЗАЗда пришло позже. Самой ходовой иномаркой у нас в то время была Мазда – 626, так вот, друзья по аналогии шутили: «Ну, когда ж твоя ЗАЗда наконец полетит?» Самое интересное, что работа с «самоделкой» так и не была завершена. Пока заморачивался с двигателем и тормозами подвернулся клиент на двигатель, а на вырученные деньги я купил Ауди – 80 купе (1979 г.в.) без документов.
Запорожец тем временем находился в боксе у знакомого сварщика. Задняя часть машины была раскурочена под установку «аудюшного» силового агрегата вместе с коробкой передач и приводами. С «копеечным» двиглом машина набегала всего около 2000км. – не выдерживала «родная» коробка, постоянно рвало привода, а на «Горбатом» они индивидуальные, не такие как в «мыльницах». Кстати, создатель «Багиры», Саша Васильев, тоже сталкивался с этой проблемой. Когда запасы задних ступиц закончились, просто приваривал обломанную часть и обрабатывал вал на токарном станке. Ещё основная причина инсталляции другого двигателя – очень малый ресурс родного. Так, с новыми головками после капремонта, с заводским МеМЗ «Чебурашка» пробежал всего около 18 000км. и то приблизительно, т.к. спидометр у меня показывал скорость и расстояние в милях (напомню щиток от ВАЗ – 2108) из-за несовпадения передаточных чисел в КПП. От «Ауди» в «Запорожик» были установлены сидения (они удобнее «нивовских», для прохода назад, откидывалась только спинка, а не всё сидение с сидушкой как было раньше), и от неё же обивки дверей и внутренние дверные ручки. Наружные ручки дверей были приварены прямо с элементами двери ВАЗ – 2105. Навеска дверей осталась прежней, менять её сварщик посчитал очень трудоёмкой операцией. Панель приборов от купленной Ауди находилась в плачевном состоянии, поэтому решил облагородить уже установленный щиток от ВАЗ – 2108.
С кроссовой спортивной «восьмёрки» в местном СТК ДОСААФ купил низкую панель приборов б/у. Думал установить только щиток и «бороду», но очень малое расстояние от ребра жесткости до лобового стекла потребовало дополнительных трудозатрат в виде подгонки, укорачивания щитка. Отверстие, через которое подключались приборы, пришлось тоже закрыть пластиком. Все металлические части панели обтянули искусственной кожей, ей же обработали часть элемнтов дверных обшивок. Рулевое колесо поставил от «Опеля», его эмблема напоминала букву «Z» и как мне казалось более подходила к перерождаемой «ЗАЗде». Это не Опель, Z-это ZAZda Кузов был полностью проварен, днище и внутренние полости обработаны специальной битумной мастикой, которая, судя по описаниям 4ех, держится до сих пор.
С установкой силового агрегата возникали всё новые трудности: колея была явно шире, требовалась переносить бензобак, что-то думать с подвеской. На деньги, которые я уже вбухал в «Запорогу» можно было купить хорошие ходовые «Жигули», но главное – это проблемы с оформлением. Это оказалось такой бюрократией! Запросы на завод – изготовитель, согласования с проектным институтом, замеры и расчёты, что в какой-то момент я отчаялся, тем более документов на двигатель «Ауди» у меня не было, да и «Москвич» вновь попал в мои руки, а распыляться на две машины уже не хватало ни сил, ни времени. На М – 2140 отремонтировали двигатель, увеличив рабочий объём до 1,7л., заменил обивки дверей и сидения, установил чехлы и «музыку», и сделал выбор…продав его! Всё, решено – «Кураж» так кураж, но в связи с возникшими трудностями (как бюрократическими там и материальными) от «самоделки» тоже решено было отказаться, переделав авто обратно в ЗАЗ – 965 с элементами хот – рода. Но и тут меня поджидало разочарование – изменения конструкцию рулевого управления и тормозной системы нельзя вносить, ни при каких обстоятельствах (даже если элементы «каменного» века)! В общем, в «Жужик» вновь встал «родной» рулевой вал и архаичные барабанные тормоза с обычными зазовскими дисками. От прежних колёс остались только модные колпаки, один из них на фото, а тогда мне их привезли на заказ. Был куплен абсолютно новый двигатель 30 л.с., установлен на автомобиль и перерождаемая ЗАЗда перебралась в бокс к малярам. В общей сложности второе рождение ЗАЗды заняло почти 2 года. Работал я тогда в частной автомастерской, почти все работы с машиной старался делать сам, но под чутким руководством специалистов :-).
Итак, в 2000 году более – менее определился с концепцией автомобиля. Родной кузов, подвеска и двигатель, современный салон, шины и оптика. Слава Богу, ПДД позволяют устанавливать современную светотехнику на модели снятые с производства.
Двигатель установили, завели, испытали, а потом вновь всё разобрал, т.к. машина надолго встала на подготовку к окраске. Толстый металл тяжело поддавался рихтовке, мелких вмятин было предостаточно, а тёмный цвет требовал тщательности подготовки. Не буду описывать этот нудный процесс, скажу лишь, что на маленький, но округлый «Запорожец» было истрачено более 8кг. шпатлевки. Затем грунтовка и, наконец, покраска. Долго не мог определиться с цветом. Радикально чёрный я не хотел, прикольно, но отдаёт плагиатом с «Багиры», шоколадным он уже был, «металлики» и «перламутры» отпали из-за дороговизны и трудностей в подборе (Если вдруг придётся подкрашивать участок?). Как-то к нам на ремонт подъехал свежеокрашенный «Святогор». Ярко – фиолетовая краска красиво переливалась на солнце. У хозяина машины выяснил название цвета – Муллен Руж – «Красная мельница», на «Москвиче» смотрелась обалденно. Всё беру! Хорошо, что взял банку на пробу, панель приборов, родные колпаки, снятый капот и крышка багажника красились отдельно, попробовал… и разочаровался 🙁 . На выходе получался какой-то гламурный розовый цвет. Зарядил краскопульт краской «Баклажан – 107″– слишком тёмный, в плохо освещаемом боксе, почти чёрный. В конце концов, смешал имеющиеся в наличии «Муллен Руж» и «Баклажан», процедил всё в 3х литровую банку и покрыл все, что можно на 3 раза. Потом добавил лака и в 4 утра ушёл домой отсыпаться.
Когда впервые увидел свою покрашенную машину, у меня была гордость, что покрасил сам (причём неплохо) вперемежку с щенячьим восторгом! Цвет – то, что надо! Глубокий, насыщенный, сразу же решено было приукрасить его хромом. Установил вперёд новый задний бампер (переднего не было) наклеил зеркальные молдинги и заказал, за бешенные по тем временам деньги, надпись «КУРАЖ» вперёд и «zazda» назад. Уже позже на заднем капоте появилась шутливая надпись «Обгоню я даже Opel, у меня моторчик в попе!», так вот она в отсутствии плоттерной резки вырезалась вручную! Та самая надпись…Ручная работа! «Клювик» на капоте от «Москвича – 407»: к нему прилагалось усилие при закрывании. Задние стёкла затонировал, в салоне поселилась тоже достаточно крутая тогда магнитола JVC и установлена сигнализация. Это был триумф «ЗАЗды». «Сигналка» пищала без умолку, пришлось её отключить. Стоило где-либо остановится «Кураж» тут же облепляла толпы прохожих. Я замучился стирать отпечатки пальцев с тёмной машинки и отпечатки носов со стёкол. Возле неё постоянно кто-то был, люди фотографировались, интересовались на дороге, меня сопровождали сигналами и улыбками соседи по потоку.
9 мая 2001 года ЗАЗ участвовал в параде ретро-автомобилей, его показывали по местному TV и писали о нём в местной газете. Это был кураж! И пусть двигатель не такой мощный, как хотелось бы, для демо – кара, этого вполне хватало, ведь для неспешного наслаждения славой не нужны большие скорости 🙂 . Моя пятилетняя дочь просто обожала эту машинку, а в 2003м году в семье появилась элегантная «Мазда – 626» романтичного цвета «Фея 416».

«Zazda» обитала в арендованном гараже, «Мазда» ночевала на улице, на стоянке. «Запорожец» мылся, натирался, полировался после каждого выезда, «Мазда» нещадно эксплуатировалась в режиме такси, требуя затрат в виде дорогого ремонта и запчастей. Короче, я снова осознал что материально не тяну две машины. Решил продать ЗАЗа, но отдавать за бесценок то, на что ушло 7 лет жизни не хотелось. Дал объявление в местную газету, затем в республиканскую. Увы, истинных ценителей не было. Приходили, смотрели, цокали языками, но назначенную в 700$ цену считали завышенной. Позже я согласился отдать его в рассрочку соседу по стоянке, но через неделю не выдержал (жалко) – забрал обратно. «Zazda» ещё год провела в гараже, выехав за это время раз 5, – на свадьбу знакомых, фотосессию и пару раз на озера купаться. За время эволюции машинка лишилась отопления, т.к. эксплуатировалась в основном в теплое время, на колёсах прижились так называемые «вайтволлы». Тогда это была редкость, уже позже, на шинном рынке появились подобные аксессуары, под названием «Мгновенный тюнинг», а свои «белые полосы» я приобрёл по случаю в гараже горадминистрации, они были сняты с какой-то «Волги», при чём изначально надевались на колёса 14-го диаметра. Пришлось вырезать сектор, склеивать латками для бескамерных шин, приклеивать к шине, а уж потом монтировать диск.
И вот осенью, 2004го мне неожиданно позвонили из Павлодара. Какие-то ребята нашли моё объявление в старой газете и интересовались продал ли я ЗАЗ, Когда они узнали что «Zazda» до сих пор у меня, сразу же приехали на смотрины в ближайший выходной. Взяв у меня несколько фотографий и оставив залог, уехали, но через неделю вернулись вместе с машиной сопровождения. От Усть-Каменогорска до Павлодара более 500км, путь неблизкий, было решено подстраховаться буксиром. Не торгуясь, Сергей – новый хозяин ЗАЗа, отвалил 600$, а я, в свою очередь отдал в нагрузку мешок запчастей и редчайший каталог и инструкцию по ремонту и эксплуатации ЗАЗ – 965.
Усть-Каменогорск «Кураж» покинул своим ходом, что было потом – не знаю. Как-то позже, звонил ребятам в Павлодар, Сергей говорил, что собирается поставить в ЗАЗик двигатель от «Ауди – бочки», т.е. доделать то, что задумал, но не доделал я, и что его, особенно, устраивало внешний вид и наличие всех документов на машинку.
Спустя более десятка лет и встретив «Zazdy – Кураж» на DRIVE – 2, мне конечно, отрадно, что машинка жива, но немного обидно, что новые её владельцы из всего задуманного не сделали ровным счётом ничего, но хоть и не навредили :-). Смотрю на фотке, тот же брелок на ключе зажигания, мой вентилятор против запотевания лобового стекла и даже «вонючка» под зеркалом та же. JVC, кстати, перед продажей перекочевал в «Мазду», а место занял ретро-приёмник «Гродно», который с преобразователем отлично ловил и FM диапазон.

По поводу того, что бывший хозяин разгонял машинку до 130 км/ч, доля правды есть, но тогда стоял двигатель ВАЗ – 2101 и рвало не коленвал, а ступицы задних колёс. Первый госномер на ЗАЗика ещё на чёрном фоне был 01 – 34 ВКН, судя по гравировке на стекле (кстати лобовое и заднее взаимозаменяемы), но не ручаюсь, затем Е 9359 ВА, у меня F 806 FWM, а вот дальше 965-й стал путешествовать по регионам.
Что ещё хотелось сказать напоследок? Сюдя по личному блогу нынешнего владельца, средства у парня есть. Понимаю, что сейчас другое время и другие ценности, но мне, лично, очень хотелось бы, чтоб Володя, если не переделал, то хотя б «поставил на ноги» эту уникальную машинку, и поверь, она с троицей подарит хозяину и окружающим море положительных эмоций!
8 лет мы прожили вместе с этим автомобильчиком, 8 лет уже живу без него 🙁 . Первая машина, как первая любовь, не забудется никогда!

P.S. В блоге «Zazda – Кураж» на фото рядом с девушкой, которую многие принимают за хозяйку, но это не так. Нынешний владелец парень – Володя 24х лет от роду проживающий в столице Казахстана, впрочем смотрите сами 4ex

Мои фотографии ещё не в «цифре», многие затерялись при переезде в Россию, но если, что удастся найти, обещаю, пересняв, разместить тут же.

Вышеупомянутая «Багира» полноприводная (ещё одна её уникальность). На «Автоэкзотике» видел ЗАЗ из Белоруссии, тоже полноприводный, собранный на основе «Субару – Либеро». Кстати, в отличии от бесценной «Багиры», под лобовым стеклом болтался ценник в 10 000$.

1 октября 1960 года с конвейера сошел первый запорожец. Автомобиль, который выпускался в СССР, заслуженно считался народным — он был доступен по цене, позволял преодолевать бездорожье и был достаточно надежен. Правда, очень часто запорожец становился мишенью для шуток по поводу своего дизайна.Сегодня же старые автомобили этой марки являются источником вдохновения для дизайнеров. Авто из нашей подборки тому подтверждение. Владельцы этих запорожцев определенно творческие и харизматичные люди. посмотрите, сколько же усилий вложено во внесение изменений в эти прекрасные автомобили.

Тюнингованый запорожецСиняя машинаКрасный запорожецВо дворе дома В строю машин Белая гоночная С открытым верхом Карат Мальчик MacCoffee Голубой запорожец Michelin Белая невеста Розовый тюнинг Двери открываются к верху Маленькая девочка Еду по деревне У торгового комплекса С рисунком города ИФЖ На берегу моря Широкие шины Черный ZAZ В черно желтых тонах Открытые двери Зеленый запорожец Авто-центр Журнал Турбо Дверь гармошка Zaz в горах Без верха Запорожец с люком В салоне Припарковался В бардюра Желтый запорожец Старичек 007 Рядом с самолетом На стоянке Тюнинг Низкая посадка Во дворе Красный тюнинг 6666 ЯР Черный верх В гаражах Мощный бампер Золотые диски Рыжий монстр Круглые фары Nos На аэродроме Цвет-зеленый сад С ромашкой на двери Задний бампер Черные полосы Огонь из трубы Белый запорожец в гараже В салоне Разрисованный с открытым верхом Открытый багажник Передний бампер Длинный капот Черные фары По ночному городу Желтый жук Мотор на капоте Перламутровый запорожец Девочковая машинка Цвет бордо Без дисков Тигровый окрас Рисунок на двери Подстилка под машиной В строю В гоночном строю
Спортивная тачка Белоснежный автомобиль

  • Тигровая расцветка

«Улыбаются, машут, сигналят!» Водитель из Молодечно удивляет земляков реставрированным «горбатым» ЗАЗ

С первым теплом на молодечненские дороги, переливаясь отполированным кузовом, выезжает бирюзовый «запорожец». Увидев «горбатого», пешеходы останавливаются, а автомобилисты приветствуют сигналом. «Я к такой реакции уже привык», — улыбаясь, говорит хозяин раритета Юрий Мазинский. Водитель рассказал AUTO.TUT.BY о том, как девять лет назад купил разобранный ЗАЗ, восстановил его и «выехал в люди», а также поделился заветной мечтой: отремонтировать отцовскую Jawa и с ветерком прокатить на ней жену.

Откуда у 52-летнего Юрия Мазинского из Молодечно, электрика по профессии, появилась тяга к старым вещам, он и сам не знает, но уже несколько лет мужчина окружает себя предметами из прошлого. Все они находятся в двух его «кабинетах» — гаражах возле родительского и собственного дома.

— Вон смотрите, под потолком висят дубовые лыжи, им лет 70. А вот трехколесный велосипед, ему около 50. А еще разные предметы быта: челнок для прялки, ручная дрель, валек для стирки белья да еще много чего. Что-то мое было, а что-то люди отдали, — проводит экскурсию по гаражу Юрий.

В центре — главная ценность хозяина: слепящий яркой бирюзой «горбатый» — ЗАЗ-965А «Запорожец» 1967 года выпуска.

Стандартная модификация советского микролитражного автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец» выпускалась с ноября 1962-го по 1969 год.

ЗАЗ был гордостью автовладельца, но авто породило огромное количество насмешек и шуток, его называли «горбатый», а также «фафик», «мыльница», «божья коровка». Все в этом автомобиле было «не как у людей»: и карликовый размер, и мотор сзади, а багажник спереди, и двери открывались навстречу движению. Однако машина обладала завидной проходимостью, была вполне надежна, проста в ремонте, а главное — доступна простому советскому трудящемуся по цене.

Фрагмент фильма «Пока гром не грянет» (1967), «Мосфильм».

Цена ЗАЗ-965 изначально составляла 1800 рублей. Ходила легенда, что цену на него установили исходя из совокупной стоимости 1000 бутылок водки: цена бутылки была 1 р. 80 коп. Выходило, что в среднем, чтобы купить «запорожец», советский трудящийся должен был отложить приблизительно 20 месячных зарплат.

— Ну вот он такой сейчас. Довел до ума только года три назад, а был очень страшный, — демонстрирует автомобилист свое детище.

«Зэпор» появился у Юрия в 2010 году: мужчина присмотрел его в соседском дворе в деревне. Прошлый хозяин использовал его по назначению — для рядовых поездок, но потом машина сломалась, и ее забросили на 12 лет.

— Машина просто гнила, состояние было плачевное: без двигателя, ржавая, с истлевшей тканью в салоне, не хватало мелких деталей. Договорился с соседом, что он продаст мне «горбатого» за 200 долларов. Решил, что восстановлю его и буду ездить, — вспоминает Юрий.

Таким был «запорожец» сразу после покупки

В гараж Юрия «горбатого» доставили на небольшом грузовом фургоне: несколько мужчин просто подняли его на руках и без труда поместили в кузов. Но прошло еще шесть лет, прежде чем малолитражка выехала из гаража своим ходом: надо было подсобирать денег на ремонт, разобраться, как его делать.

Сначала автовладелец разобрал ЗАЗ до основания — в авто подваривали пороги, потом перекрашивали.

— Ох, долго я цвет выбирал! Все колебался, каким же должен быть кузов. Не смейтесь! Это непросто, вот как женщине краску для волос выбрать — то же самое, — улыбается Юрий. — А потом остановился на бирюзе. И заказал из России ткань для обтяжки салона под цвет кузова.

«Донора» Юрию подарил знакомый из Минска

Мужчина рассказал: для того чтобы купить запчасти на «запорожец», надо приложить усилия, ведь машина давно не выпускается и в магазинах их нет. Пришлось искать через интернет, спрашивать у людей, которые так же, как Юрий, восстанавливали ЗАЗ.

— Хотелось собрать авто из оригинальных частей, но это сделать малореально: почти все угробленное, поэтому приходилось чем-то заменять. Очень благодарен Роману Тарназину — знакомому из Минска, который подарил мне «донора» для моего ЗАЗ (автомобиль, с которого можно взять те или иные запчасти для своего авто. — Прим. AUTO.TUT.BY).

Юрий ремонтировал «зэпор» только с хорошим настроением и когда было желание этим заниматься. Бывало, с работы придет — сразу в гараж. А иногда по две-три недели туда не заглядывал.

— Я старался все уравновешивать: работу, дела по дому, починку автомобиля. Чтобы не было споров и конфликтов дома, что все время я отдаю машине. Жена и дети нормально к увлечению моему относятся, никто смеха и шуток по этому поводу себе не позволял.

В этом «запорожце» двигатель объемом почти 900 «кубиков», механическая коробка с четырьмя передачами Ткань для обивки салона ЗАЗ Юрий заказывал в России. Подбирал под цвет кузова
В этой модификации ЗАЗ установка бокового зеркала не предусматривалась — шли они только на экспортных моделях. Это, «неродное», Юрий установил сам — чтобы удобнее было ехать
Дачники и сельские жители смогли по достоинству оценить высокую проходимость автомобиля, которая достигалась высоким клиренсом и плоским днищем. Даже если «запорожец» и застревал, то благодаря малому весу — 665 кг — пассажиры запросто могли вытолкать машину из любой грязи или сугроба
Боковые двери в «запорожце» открываются против движения. Люди сообщали, что иногда они могли открыться прямо на ходу
Двигатель ЗАЗ очень склонен к перегреву
Не поверите: правый тумблер включает и выключает поворотники

Сколько денег ушло на восстановление, Юрий рассказывать не хочет. Говорит, что не знает, «да лучше и не считать — душа будет спокойна».

Впервые автомобилист выехал в город на восстановленном «запорожце» около трех лет назад. Говорит, такого внимания со стороны земляков он еще никогда не видел.

— Останавливались машины, пешеходы, люди кричали, махали, сигналили из авто. Когда припарковался, то просили сфотографироваться на фоне «запорожца». Поехал как-то на нем на работу, так сотрудники выбежали и тоже давай фотографироваться возле «горбатого», а потом в интернет фотки выкидывали.

С тех пор Юрий Мазинский — местная знаменитость, не раз он «светился» в публикациях местных газет.

— Обычно на «запорожце» мы выезжаем с женой куда-нибудь на речку в выходной день. Самое далекое расстояние, на которое я на нем ездил, — километров 20. Машина нормально разгоняется до 60−70 км/ч. Все в ней работает хорошо, заводится нормально. Есть, конечно, недостатки: двигатель очень быстро перегревается. А еще у машины очень жесткая подвеска. Не представляю, как в советские времена люди ездили на ней на большие расстояния, например на юг.

Молодые автолюбители и знать-то не знают, что за «кривулю» держит в руках Юрий. А это кривой стартер: если автомобиль не заводился, то водитель имел последний шанс сделать это с его помощью

Автомобилист мечтает поехать на своей раритетной машине на автовыставку в Гродно или в Вилейку, куда, возможно, в мае съедутся любители старых машин. Но пока он раздумывает над тем, как это осуществить.

— Из-за того что мотор быстро перегревается, не хочется в пути проблем. Если ехать на ней далеко, то надо его менять, другой ставить, например опелевский, адаптированный под современное топливо. Хотя я ни разу не опробовал жесткую сцепку — так машину реально дотянуть куда надо: цепляешь за торсион, тянешь, она подруливает сама.

Зимой ЗАЗ Юрий не эксплуатирует, прячет в гараже. Для постоянных поездок у него есть другое авто — универсал Citroen. Несмотря на бережное отношение к «горбатому», Юрий не делает из него культа.

— Нет, имя я машине не дал, не очеловечивал. Ну это же просто кусок железа. Конечно, авто мне нравится, тем более когда столько лет занимаешься чем-то, то прирастаешь душой. Но если бы мне такую вторую предложили восстановить, я бы уже не взялся — неинтересно.

О том, чтобы продать малолитражку, Юрий даже не задумывался, говорит: «Ну, может быть, если заставит жизненная ситуация». Да и зарабатывать на ней деньги он не собирается, а ведь возможность есть — да хоть ты свадьбы катай!

— Никто ко мне с таким предложением не обращался. Да я и не знаю, как это делать за деньги-то, я ж не коммерсант какой. Если кто из знакомых попросит, может, и подвезу, мне не жалко. Я ж машину и делал, чтоб на ней кататься и получать удовольствие!

Мужчина признался, что на «запорожце» он не остановится. В его планах — восстановить мотоцикл Jawa 350, который покупал еще его отец.

У Юрия даже сохранился мотошлем «моргуновка»

— На этом мотоцикле я ездил, еще когда был 16-летним пацаном. А потом будущую жену катал, когда мы еще просто встречались. Здорово было бы спустя столько лет с моей любимой проехать еще раз на той же Jawa.

Некоторых запчастей к мотоциклу у Юрия не хватает

Все для Jawa Юрий уже сделал, но вот досада: не хватает каких-то деталей, которые найти сегодня очень трудно.

— Спрашиваю у всех, вдруг у кого ненужные детали от Jawa лежат, — заберу или куплю. Ни у кого нет…