Запорожец заз 965

ЗАЗ 965 Эффектный романтик ›
Бортжурнал ›
В России разрабатывают новый Заз 965 «Горбатый»

В России разрабатывают
новый «Запорожец» и
ГАЗ-69
Проект «Вожак» идет по стопам
Mini и «Жука», возрождая дизайн
легендарных моделей прошлых
лет
Лаборатория транспортных
средств сельскохозяйственного
назначения российского аграрного
университета им. К.А. Тимирязева
и НИИ «Конструкций
автомобилей» объявили о том, что
у них уже полным ходом идет
работа по созданию двух новых
машин, сообщают «Известия».
Проект «Вожак», по расчетам его
создателей, может заинтересовать
потенциальных инвесторов из
числа отечественных
автозаводов. Идея в том, чтобы
сделать малолитражку и
кроссовер, которые в розницу
будут стоить порядка 300 000
рублей. Утверждают, что эти
разработки могут в первую
очередь заинтересовать жителей
села.
Пока единственная «фишка»
проекта — это дизайн. Инженеры
решили создавать новинки
по мотивам советской «классики».
На демонстрирующихся эскизах
мы видим очень похожую копию
«горбатого Запорожца»
и брутальный джип, который
всеми своими чертами, кроме
фар, напоминает Wrangler. Правда,
создатели проекта утверждают,
что эта модель станет духовной
наследницей знаменитого
«козлика» — ГАЗ-69.
Габариты внедорожника —
3500x1700x1700 мм. Колесная база —
2660 мм
Новые ретро-модели вроде Mini и
Volkswagen Beetle стали
успешными не только из-за
ностальгической стилистики, но и
из-за того, что с технической
точки зрения это вполне
современные и довольно
продвинутые разработки. Про
российских «Вожаков» этого, к
сожалению, не скажешь. Ни о
какой современной платформе
речи не идет, «Вожаки»
проектируются скорее как
экспериментальные модели, если
не сказать «самоделки»: в основе
— пространственный
металлический каркас, на который
навешаны пластиковые панели. В
мировом автопроме подобные
технологии не получили
распространения на массовых
моделях.
Преимущество такой
конструкции — очень небольшая
масса. Утверждается, что машины
будут весить около 750 кг.
В качестве базового мотора
предполагается использовать 65-
сильный турбодизель. С учетом
небольшого веса его мощности
должно хватить.
По части проходимости
сравнивать внедорожного
«Вожака» с ГАЗ-69 едва ли будет
возможно. Новинка, судя
по всему, будет типичным
кроссовером с приводом
на передние колеса (задние будут
подключаться по требованию).
Утверждается,
что проектирование автомобилей
готово на 30-40%. Однако
инженеры честно признают:
заказов пока нет.

Новый прототип ZAZ-965 создали российские умельцы

Маленький юркий «Запорожец» 965-й модели называли самыми разными именами: от «Мыльницы» и «Горбуна» до «Фафика». Жители бывшего СССР помнят, с чего начинал свою биографию великий и легендарный «Запорожец». Однако далеко не все знают, насколько пестрой была история первой модели «Запорожца».

ZAZ-965, новый прототип

Отечественные производители смогли построить уникальный и единственный в своем роде автомобиль на основе советского «ЗАЗ-965». Кузов автомобиля 1968 года слегка удлинили, установили в моторный отсек турбированный японский двигатель и добавили щепотку изящности.

Изображения микролитражки появились в сети Интернет, в одной из тематических групп. Основной проекта послужила аналогичная по классу модель «Мицубиси», кузов которой был шире на 100 мм и длиннее на 500 мм, чем у советского коллеги. Остальные узлы решили использовать от культового «ЗАЗ-965», который выпускался в период с 1960 по 1969 годы. Эксперты подогнали элементы конструкции и провели сварочные работы.

На гибридный вариант решили установить новую подвеску и адаптировать под кузов размеры салона. Через некоторое время в автомобиле разместили бензиновый мотор объемом рабочей камеры 0,7 литров и мощностью 80 лошадиных сил. В крышу был врезан люк Hollandia 800, после этого разработчики обшили салон и сиденья материалом кремового цвета, при этом, панель приборов стала красной.

На выходе получилась весьма оригинальная машина, которую сразу же оценили пользователи сети Интернет. Многие автолюбители отметили, что автор проекта дал новую жизнь раритетному советскому транспортному средству.

Цена и модификации «ЗАЗ-965»

После старта продаж транспортное средство с эффектным названием «Запорожец» можно было приобрести за 18 тысяч дореформенных рублей. Примечательно, что в момент выпуска разработчики решили создать только одну небольшую партию автомобилей. В основном, транспортные средства разошлись по заводам-смежникам «Запорожца», первые товарные авто стали продавать после денежной реформы по цене 1800 рублей. Легенда гласит, что цена определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки, а бутылка стоила 1 р 80 коп.

Со средней зарплатой в СССР в начале 1960-х годов данная величина соотносилась примерно в 20:1, иными словами «Запорожец» можно было приобрести за 20 средних размеров зарплаты по всей стране. Современная цена на автомобиль «ЗАЗ-965» на вторичном рынке крайне сильно отличается в зависимости от продавца и сохранности машины, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч американских долларов.

Всего существует 5 различных модификаций транспортного средства «ЗАЗ-965»:

  • «ЗАЗ» 965\965А – стандарт;
  • «ЗАЗ» 965Э\965АЭ – экспортная модификация;
  • «ЗАЗ» 965Б\965АБ – модификация для инвалидов с поврежденными ногами и здоровыми руками;
  • «ЗАЗ» 965Р\965АР – модификация для инвалидов, у которых одна здоровая рука и нога.
  • «ЗАЗ» 965Р\965 АР – почтовый фургон для сбора писем с правым рулем.

По нынешним отечественным меркам автомобиль «ЗАЗ-965» собрали достаточно быстро. Автомобиль не был оригинальным: кузов и задняя подвеска были позаимствованы у легендарного «FIAT-600», передняя – у «Фольксвагена-Жук», а мотор был похож на татровскую «воздушку», только слегка уменьшенную. Если учитывать принципиальную для Советского Союза новизну авто, необходимость организовать новое производство возникло не только в Запорожье, но в Мелитополе, где делали двигатель. Стоит признать, что эксперты уложились в весьма сжатые сроки. Проектирование было начато еще в 1956-м году.

Дебютный прототип появился в 1957 году. Летом 1959 года в Запорожье был собран первый пробный образец, однако до начала серийного производства прошло еще больше года. Само собой, круглый автомобиль был далек от идеала даже для человека, который вырос в СССР. Многие грезили о «Волге» либо о «Москвиче». В 1959 году в Сокольниках продемонстрировали весь цвет американского автопрома. «Запорожец» совсем не дотягивал по уровню до роскошных, огромных, сияющих хромом крейсеров. Газеты и журналы подчеркивали, что догнать и перегнать Америку – не значит копировать все их технологии. Если сравнение с американскими машинами было совсем уж неприличным, то на фоне европейских коллег «ЗАЗ-965» не затерялся и смотрелся вполне нормально. Для советских людей куда важнее, что «Запорожец» можно было приобрести за 1800 рублей, тогда как «Москвич» обошелся бы в 2500, а «Волга» и вовсе в 5100. Поэтому «ЗАЗ-965» стал для многих жителей СССР первым автомобилем в их жизни.

ЗАЗ 965 АЭ Ялта ›
Бортжурнал ›
ЗАЗ-965: ремонт передней подвески

Передняя подвеска была не в лучшем состоянии — люфты огромные, рычаги проржавели и уже перетачивались. В связи с этим — была проведена полная ревизия и дефектовка. Кто занимался Зазиками — знают насколько непросто найти передние рычаги в отличном состоянии. Но мне это удалось — рычаги обошлись в разумные деньги и приехали из другого города.

Из Киева от замечательного человека Виталия PVetal приехали новенькие, полностью восстановленные тормозные колодки на всю машину.

Итак, взялись за подвеску. Выпрессовали наружные втулки, которые, видимо, делали новые и вместо того чтобы их развернуть — просто обточили рычаги. Втулки латунные.

Внутренние втули — с ними гораздо интереснее… Они находятся глубоко в трубе и извлечь ее оттуда оказалось очень непростой задачей, т.к. втулки запрессованы с натягом. Поэтому… с заменой внутренних втулок заморачиваться никто не стал )) Очередной привет Антону Жучкову и его мастерской Микронкар (кстати, он теперь занимается продажей запчастей на Зазики. Будьте осторожны )))

С внутренними втулками нас ждал сюрприз — они оказались пластиковые и с запредельным износом.
Здесь видно внутреннюю пластиковую втулку и наружную латунную

Полный размер

Здесь хорошо видно толщину стенки внешней втулки и внутренней. Разница — двукратная.

Полный размер

Все старые втулки

Здесь видно процесс изготовления новых капролоновых втулок

Рычаги отдали токарю на обточку. Мучился он с ними долго и несколько раз пытался отказаться от этого заказа, но мы были настойчивыми )))

Полный размер

Блястит 😉

Ну и все обработанные рычаги с новыми втулками:

Дальше возникли непредвиденные трудности. Втулки были изготовлены точно по размерам, указанным в книге, соблюдены все зазоры по рычагу и натяг по запрессовке. Запрессовываем втулки…

… и оказывается, что после запрессовки сильно уменьшается внутренний диаметр втулки. И как бы мы ни старались выдержать размер, оказалось, что рычаги в них не входят. Капролон, однако. Надо разворачивать. Два дня провели в поисках нужной развертки. Обрабатываем отверстия до нужного диаметра

И наконец-то рычаг входит в подвеску легко и строго без люфта!

Пробуем установить все рычаги, подходят идеально

Объездив ближайшие магазины автозапчастей, обнаружили, что вместо родных уплотнений идеально подходят сальники КПП от Волги, покупаем 4 шт.

Развалившийся торсион заварен и вставлен на свое место.

Окончательно устанавливаем рычаги и фиксируем их.

Установили новые ступичные подшипники, пока только передние:

И — новые тормозные колодки и цилиндр

Теперь подвеска чистится и уходит в покраску. Продолжение — следует. До открытия сезона уже остается не так много времени!

>ЗАЗ-965

ЗАЗ-965/ЗАЗ-965А. Фотографии характеристики.
1960-1963 гг.

История ЗАЗа уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ.

С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.

фотография ЗАЗ-965

ЗАЗ 965 «Запорожец»(1960-1963 гг.)

«Мыльница», «Горбун», «Фафик» — как только не прозывают маленького юркого «Запорожца» ЗАЗ-965. Многие из нас именно с него начинали свою «авто» биографию. Далеко не все, однако, знают, сколь пестрой была история этого первого среди «Запорожцев».

Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы — от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и у нас в СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401» и перешел на более вместительный, комфортабельный и дорогой «Москвича-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез.

Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. Вот лишь некоторые из них: «Белка» ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса.

фотография ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка»

фотография НАМИ-031

фотография ГАЗ-18

Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей — МЗМА (ныне АЗЛК). Разработка их началась осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600, наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.

Москвич-444 1957 г.

фотография Москвич-444

Первый опытный образец машины — ей дали индекс «444» — был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600, но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия.

Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку. Другое важное отличие — на машине стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Двигатель имел недостаток, и весьма существенный, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер — его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось установить колесные редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗ-969М.

Кроме того, первый образец 1957 года — назовем его условно «444-57» — отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, — таковы были прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла — ценная особенность для массовой модели. На следующий год МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР. У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

Двигатель ЗАЗ-965

фотография Двигатель МД-65

Двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.

По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом и в НАМИ началось проектирование нового, специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя типа «ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 см3 во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 — тоже от микролитражного автомобиля, Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.

В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье. Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец» прямоугольными буквами.

В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965. Один (965Г) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий обьем 752 см3, другой (965В) — V-образное и рабочий объем 746 см3. По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления. В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Правильнее было бы назвать его малогабаритным (4 места, длина 3330 мм), если учитывать современную терминологию. Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также ЗАЗ 965Б с ручным управлением для инвалидов.

С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см3. Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки — прямоугольник), декоративная решетка на панели передка.

фотография салона ЗАЗ-965

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуске) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточней загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину. Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. Девять лет выпускалась эта машина. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем.

ЗАЗ-965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.)

Органы управления ЗАЗ-965

ЗАЗ-965АБ выпускался на базе основной модели ЗАЗ-965, выпуск был начат с 1962-го года. Данная модификация предназначалась для управления инвалидами, которые в результате травм потеряли одну или обе свои ног. Ручное управление сцеплением и тормозами у этой модификации были выполнены таким образом, что в механизме привода автомобиля были сохранены обычные педали тормоза и сцепления. Данные ножные органы управления сцеплением и тормозами были сохранены для того, чтобы дать возможность управлять автомобилем водителям, которые не имеют травм ног.
Рычаг привода гидравлического тормоза располагался справа от рулевого колеса и был укреплен на оси, которая проходила через туннель на полу кузова. Привод гидравлического тормоза производится методом перемещения рычага вперед, который соединен шарнирно с педалью и толкателем тормоза, а интенсивность торможения зависит от изменения усилия прикладываемого к рукоятке этого рычага. Фиксатора у рычага нет. А вот управление сцеплением происходит при помощи двух рычагов, которые расположены по обе стороны у рулевого колеса. На концах стержней рычагов установлены пластмассовые рукоятки. Привод механизма сцепления производится рычагами, которые соединены через толкатель на педаль сцепления и промежуточную штангу шарнирно.

прокат авто казань