Сколько стоит горбатый запорожец

phantomserge

Основные параметры участников сравнения:
Марка и модель: FIAT 600
Годы производства: 1955-1969
Тип кузова: 2-дверный фастбек
Двигатели: 0,6; 0,8; оба — I4
Длина: 3215 мм
Ширина: 1380 мм
Высота: 1405 мм
Марка и модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
Годы производства: 1960—1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм
Машины бывают большими, обычными и маленькими. А еще они бывают крохотными. Таков FIAT 600 — автомобильчик массой всего в 585 кг, и это уже в снаряженном виде. Такую машину несколько мужчин при необходимости могли вытащить руками из любой ямы. А еще одним неоспоримым преимуществом этого забавного средства передвижения была цена, энтузиасты посчитали, что если бы эта машинка продавалась сегодня, ее стоимость была бы порядка € 6500. Дешевле, чем любой другой европейский автомобиль. Именно такие машины, как FIAT 600 и FIAT 500 смогли сделать из послевоенной Италии автомобильную страну. С 1955 по 1969 было выпущено два с половиной миллиона FIAT 600, после остановки производства в Италии, машину продолжали делать в Южной Америке; к общему количеству нужно прибавить и испанский SEAT 600, и югославскую «Заставу» 750, все это были копии знаменитой микролитражки.
Если бы потребовалось подобрать иллюстрацию к выражению «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», то итальянская микролитражка подошла бы как нельзя лучше. Это действительно «средство передвижения» — четыре колеса, мотор и руль. Тесный салон, сиденья как бабушкино кресло (из регулировок только «вперед-назад»), багажник размером меньше иного чемодана; какая уж тут роскошь!
Между тем, именно такие машины были популярны в неизбалованной послевоенной Европе. В еще менее избалованной стране-победительнице — СССР — потребность в предельно простом и недорогом автомобиле была просто огромной! И нет ничего удивительного, что за образец для разработки такой машины взяли как раз FIAT 600. Надо отдать должное коллективу МЗМА (будущему АЗЛК), простым копированием они не ограничились. Идеи, заложенные в ФИАТ, советскими конструкторами были переосмыслены, машины получила иную подвеску и чуть более просторный кузов. Крохотные колеса прототипа сменили на более крупные, для советских дорог они подходили лучше. В результате получился автомобиль с названием Москвич-444. Но в серию он так и не пошел, мощности московского завода были полностью загружены. Пришлось срочно переориентировать завод сельскохозяйственной техники «Коммунар» в украинском городе Запорожье на выпуск нового автомобиля. Так появился ЗАЗ-965, легендарный «горбатый»…

FIAT 600 — прототип первого «Запорожца»
«Запорожец» немного крупнее своего прародителя. А главное отличие — у ФИАТа нет «горба»
Небольшое лирическое отступление: кто мог подумать тогда, в середине двадцатого века, что в новом, двадцать первом, веке бывший завод комбайнов, пережив страну, которая сделала его автомобильным, продолжит существовать, став единственным крупным автозаводом Украины и выпуская копии корейских автомобилей. Предположить такое в 1960-м году не мог даже самый смелый фантаст. Но интересно даже не это, любопытно узнать, что станет со страной и заводом спустя еще полвека, какие зигзаги выпишет история — вот это по-настоящему интересно. Осталось только подождать эти самые полвека 🙂
Вернемся к ФИАТу. Такую машину мне удалось повстречать на улицах Хельсинки минувшим летом. Интересно, что машина была просто припаркована на одной из улиц центра города. Не знаю уж, использует ее хозяин как повседневный автомобиль, но повстречать в городах бывшего СССР ЗАЗ-965 мне не удавалось уже много лет. Речь не идет, конечно, о выставочных машинах во время разнообразных ретро-мероприятий. Там-то они встречаются часто, у коллекционеров «горбатый» — одна из самых любимых игрушек. А вот так, просто прогуливаясь, увидеть эту машину на улице в наше время практически невозможно.
FIAT 600 на улице Хельсинки летом 2011 года
Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.

Двери, навешенные на задние петли — один из ярких признаков FIAT 600 и его советского собрата. О просторе салона говорить не стоит, но при желании в машину могли втиснуться и пять человек, если, конечно, они не обладали габаритам Николая Валуева

Несмотря на свехрхминиатюрность, места для ног на передних сидениях было достаточно благодаря заднему расположению двигателя. Интерьер машины вызывает умиление — взгляните хотя бы на дверные ручки

Багажник, и без того небольшой, ужат до размеров детской люльки запасным колесом и бензобаком. Рядом с запаской можно разглядеть и домкрат. Хотя Николай Валуев, думается, обошелся бы и без него, поднять такую машину для русского великана — не проблема 🙂

Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали
Все фото голубого авто с сайта Microcar museum
Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:

Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо «бардачка». А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!

Нынешнему автолюбителю в пример 🙂 Какие там климат-контроли и бортовые компьютеры! Спидометр, указатель температуры масла, топливный счетчик и две контрольки — на фары и поворотники. Это все.
«Горбатый» был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.

Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.

ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны
Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы «Запорожец». Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей «Волги» на личный «Запор»? 🙂 За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом «жигуле» «копейке». Заслуженный «горбытый» был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом «запорожце». Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и «Запорожец». Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.
В реальной жизни увидеть ЗАЗ-965 и FIAT 600 рядом можно только на выставке. Никогда эти машины не трудились бок о бок, слишком далеки тогда были автомобильная Италия и автомобильный СССР

Фиат 600 и «Запорожец», разные судьбы машин-братьев

У «Фиат 600» и у «Запорожца ЗАЗ-965» один «отец» — итальянский автомобильный дизайнер Данте Джакоза. Правда, «родились» они в разное время и в разных местах. «Фиат 600» — в Италии, в городе Турине, на заводе концерна «Фиат» в 1955 году. «Запорожец» — в СССР, в городе Запорожье, на заводе «Коммунар» в 1960 году. Внешне оба маленьких городских заднеприводных автомобиля выглядят очень похоже, да и конструктивно мало отличаются один от другого. Что неудивительно: советские конструкторы из лаборатории НАМИ при проектировании «Запорожца» взяли за основу «Фиат 600», этот факт широко известен.

Фиат 600

Однако отношение граждан двух стран к своим микролитражкам было разным. Итальянцы свой «Фиат 600» обожали. Его ласково называли «сейченто» (малыш). В культовом итальянском фильме 1950-х годов «Ночи Кабирии» главная героиня, её играет тоже культовая актриса Джульетта Мазина, рассуждает: <em>»Конечно, «Фиат» это всегда «Фиат». Сядешь в машину, развалишься — и верти себе рулём, то сюда, то туда. То налево, то направо. Все думают — ты важная персона. Или богатая невеста. Все бегают за тобой, от поклонников прямо не убежишь»</em>.

Кадр из фильма «Ночи Кабирии». 1957 г.

А знаменитый певец Тото Кутуньо в своей опять-таки культовой, популярной и в СССР в 80-е годы, песне «Итальянец» (L’italiano) упоминает «сейченто» вместе с другими узнаваемыми итальянскими национальными символами: галереей Уффици, венецианскими каналами, вином кьянти, макаронами….

ЗАЗ-965 «Запорожец».

А вот отношение в СССР к «Запорожцу» со стороны «широких народных масс» было, мягко говоря, неоднозначным. Машину покупали, хотя для этого нужно было долгое время стоять в очереди по записи, да и цена была немаленькой: 18 000 «сталинских» или 1800 «хрущёвских» рублей. Чтобы был ясен масштаб цен: зарплата учителя в 1960 году в среднем была 750 рублей, после денежной реформы 1961 года — 75 рублей.

«Горбач», «консервная банка» — это самые приличные выражения, которыми характеризовали «Запорожца» многие граждане СССР. Над автомобилем откровенно насмехались. «Вам спасибо, дети мои, за такую ласку, что назвали запорожцем детскую коляску» — так шутил с эстрады популярный юморист тех лет Тарапунька (Народный артист УССР Юрий Тимошенко).

Выпуск и «Фиата 600», и «горбатого» ЗАЗ-965 прекратился в 1969 году. В СССР стали выпускать «Жигули», взяв за основу опять-таки итальянскую модель «Фиат 124». По итальянской технологии, для чего построили Волжский автомобильный технологии в Тольятти. Город, бывший Ставрополь-на-Волге, получил своё название в 1964 году в честь лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.

Владимир Царан

10 советских автомобилей, которые оказались очень похожи на иностранные модели


Cоветские автомобили, которые оказались невероятно похожи на иностранные модели

При ближайшем рассмотрении можно заметить, что многие советские серийные автомобили являлись практически точными копиями иностранных моделей более старых годов выпуска. О столь разительном сходстве мы собрали подробную информацию.

1. ЗАЗ 965 — Fiat600


Автомобиль ЗАЗ 965.


Автомобиль Fiat 600.

В 1960 году на европейский рынок выходит Fiat 600. Эту машину отличала компактность, а также малозатратное производство. Именно дешевое производство стало для послевоенного времени определяющим фактором, и через пять лет в СССР выходит ЗАЗ 965, который позднее получил в народе название «горбатый запорожец».

2. ЗАЗ 966 — NSU PRINZ


Автомобиль ЗАЗ 966.


Автомобиль NSU PRINZ.

В 1961 году послевоенная Западная Германия выпускает очень недорогую машину NSU PRINZ, которая, помимо дешевой цены, имела еще низкий расход топлива и была проста в ремонте. В 1966 году с линии завода ЗАЗ сходит практически полный аналог автомобиля, а именно ЗАЗ 966.

3. Волга ГАЗ 21 — Ford Mainline


Автомобиль Волга ГАЗ 21.


Автомобиль Ford Mainline.

В 1952 году американцы выпускают Ford Mainline, который получил довольно большую популярность у автолюбителей. Через некоторое время практически полная копия этого авто выпускается советским автопромом под названием Волга ГАЗ 21. При этом официальная версия говорит о том, что новая Волга – это абсолютно самостоятельный автомобиль.

4. ГАЗ-13 Чайка — Packard Patrician


Автомобиль ГАЗ-13 Чайка.


Автомобиль Packard Patrician.

В 1956 году американцы выпускают Packard Patrician. Этот автомобиль бизнес-класса предназначался для состоятельных людей. Уже в 1959 году с конвейера Горьковского автозавода сходит знаменитая «Чайка», которая становится автомобилем для высшего руководства страны.

5. ЗИЛ-115 — Cadilac Fleetwood


Автомобиль ЗИЛ-115.


Cadilac Fleetwood.

В 1971 году был выпущен элитный и вальяжный Cadilac Fleetwood, который по праву являлся показателем власти и роскоши. Его полным аналогом стал ЗИЛ-115, который увидел свет в 1978 году.

6. Москвич-412 — OPEL Kadett B


Автомобиль Москвич-412.


Автомобиль OPEL Kadett B.

OPEL Kadett B, который немецкие автопроизводители выпустили в 1965 году не снискал должной популярности у европейских автолюбителей. Однако именно этот автомобиль стал настоящим отцом дизайна для советского Москвич-412, который стали выпускать в СССР с 1967 года.

7. ВАЗ 2101 — Fiat 124


Автомобиль ВАЗ 2101.


Автомобиль Fiat 124.

В 1966 году был выпущен легендарный Fiat 124, который стал прототипом для первого ВАЗа. Так, ВАЗ 2101 был его полной копией, и эта информация никогда не скрывалась. Следует отметить, что советские автоконструкторы внесли ряд изменений в фиатовский прототип. Это сделало всем известную «копейку» образцом надежности и долговечности.

8. ВАЗ 2103 — Fiat 125


Автомобиль ВАЗ 2103.


Автомобиль Fiat 125.

Не только «копейка», но и ВАЗовская «тройка» была скопирована с фиата, однако прототипом в этом случае послужила уже другая модель, а именно Fiat 125.

9. Волга ГАЗ-24 — Plymouth Valiant


Автомобиль Волга ГАЗ-24.


Автомобиль Plymouth Valiant.

В 1963 году был выпущен первый Plymouth Valiant. Через 6 лет с конвейера Горьковского автозавода сходит первая Волга ГАЗ-24, которая при ближайшем рассмотрении является полной копией Плимута. Волги этой модели продолжали штамповать в СССР аж до 1992 года, тогда как ее прототип перестали выпускать уже в 1966 году, поскольку посчитали, что к этому моменту Plymouth Valiant морально устарел.

10. Москвич 2141 — Simca Chrysler 1308


Автомобиль Москвич 2141.


Автомобиль Simca Chrysler 1308.

Simca Chrysler 1308 была презентована на Парижском автосалоне в 1975 году. После этого в Советском Союзе в 1986 году сходит с конвейера Москвич 2141. При этом сохранение авторских прав особо никого не интересует. Следует отметить, что к моменту этого выхода прошло уже 6 лет, как Simca Chrysler 1308 сняли с производства по причине его морального устаревания.


И в продолжение темы 10 автомобилей, которые были популярны в «лихие 90-е».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ЗАЗ 966 В ’72 Табачный ›
Бортжурнал ›
так с чего же был скопирован заз 966?

Disclaimer:
в виду того что мне даже спустя год прилетают предъявы за этот псто. я хочу сделать предупреждение.
Текст написано в несколько ироническом и грубом стиле. и изобилует словами «скопировали» и «спиздили». их не стоит воспринимать прямо. я ни сколько не хочу обвинить гениальный советских инженеров в том что они вместо того чтобы придумать что-то уникальное или просто честно выполнить свою работу, занимались воровством и копированием чужих идей.
по-этому слова «скопировали» и «спиздили» следует читать как «возможно черпали вдохновение в» и «возможно перенимали передовые западные решения из».

общепринято считать что дизайнеры заз 966 — вдохновлялись NSU Prinz IV и Chevrolet Corvair.
при том что NSU Prinz IV сам был наследником дизайна Chevrolet Corvair.
на самом деле как мне кажется все несколько сложнее и хвосты решений заз-966 можно найти много где еще.
ладно давайте по порядку!

для начала фотки ЗАЗ-966
чтобы напомнить как он выглядит:
ЗАЗ-966 67-72 года

перед
зад
Полный размерсалон

ну и пара прототипов

зад прототипа заз-966 заз-966 опытный прототип заз-966 спереди

А вот Chevrolet Corvair первого поколения(которое нас и интересует, ибо второе похоже на запорожец чуть менее чем никак) выпускался с 1960 по 1964 годы:

Полный размерперед
зад
салон

нууу. что тут сказать, конечно сходство есть. я специально не говорю о технических решениях вроде расположения двигателя и прочего, речь именно о дизайне.
но говорить о том что дизайн был спижжен с Корвеира нельзя, и если бы не было других претендентов, то в лучшем случае можно было бы сказать что им вдохновлялись.
какие-то общие черты есть у переда и боков
зад ваще не похож, салон тоже, за исключением спидометра.
но конечно никто ничем не вдохновлялся, а просто пиздили, но пиздили у других.

итак наш второй претендент:
NSU Prinz IV 1961–1973

Полный размерперед
Полный размерзад
салон

ну что тут сказать, кузов(форма размеры и тд) запорожца был спижжен именно с NSU Prinz IV .
причем очень забавно.
посмотрите на ЗАЗ-968 с 1972 года, вот где копирование дошло до предела.

Полный размерзаз-968(а)

спиженны были декоративные крылья переда, блестящая окантовка задних боковых стекол и даже форма и место поворотников.

итак, сам металлический кузов заз-966, его форма напоминает NSU Prinz IV настолько сильно что отрицать копирование смысла нет.
при этом салон и зад не похожи вообще.
перед похож частично.

ладно осталось выяснить откуда спижжен перед и зад заз-966
и я представляю вам Ford Falcom 1962 года

Полный размерперед Ford Falcom 1962
нууу… скажете вы две фары. решетка. повротники, В ТЕХ ЖЕ МАТЬ ЕГО МЕСТАХ подумаешь… но поверьте мне, может решетка у заз 966 немного другая, но сама идея была спижжена именно отсюда, просто посмарите на тот же Ford Falcom но 1960 года
и сравните форму переда с прототипом ушастого выше. Полный размерперед Ford Falcom 1960
ладно все еще не убедил?

вот вам зад

зад Полный размерзад

Карл, это они, Карл
задние фонари запорожца, причем если опять же посмотреть на фото прототипа выше, то сходство еще более явное.

Салон кстати опять же имеет с заз-966 мало что общего. кроме точно такой же как у карвейра формы спидометра.

В общем мое резюме такое:
кузов NSU Prinz IV + перед и зад Ford Falcom = ЗАЗ-966

Полный размерпроисхождение заз-966

остался конечно вопрос по приборке.
учитывая что все остальное было скопировано я сомневаюсь что ее дизайн был изобретен самостоятельно.