Содержание
- Zhiguli01Buzuluk › Блог › РАЗВЕЕМ СЛУХИ О ЗАВОДСКОМ УНИВЕРСЛАЛЕ «ЗАЗ Луч» !)
- ЗАЗ-968
- Отличия ЗАЗ-968А от ЗАЗ-968
- Отличия ЗАЗ-968М от ЗАЗ-968А
- Специальные модификации ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А
- Специальные модификации ЗАЗ-968М
- ЗАЗ-968МП
- Примечания
- Ссылки
- ЗАЗ 968 М Симпатяга › Бортжурнал › Ремонт
- Заз 968. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
- ЦИФРЫ И КОММЕНТАРИИ
- Заз 968. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ С ДРУГИМИ АВТОМОБИЛЯМИ
Реальные отзывы владельцев про расход топлива на Заз 968:
- Ещё давно после того как мне исполнилось 18 лет, мы с друзьями решили скинуться немного деньгами и купить настоящий советский хлам, а точнее говоря, Заз 968. Может быть, когда-то эта машина была просто шедевром техники, но на сегодняшний день, такой автомобиль просто забивает свалки, а её стоимость не превосходит даже несколько сотен долларов. Естественно, что мы катались целыми днями на этом автомобиле, и как раз это мне дало понять, что автомобиль достаточно экономичен. Наверное, это единственный плюс, который можно сейчас выделить. Когда мы ездили за пределы города, то ездить на этой машине можно было часами. Один раз я просто проверил расход топлива, а точнее говоря, залил 8 литров и отправился кататься. Хватило ровно на 100 километров. Не сказать что показатели слишком маленькие, но они и не выходят за пределы нормы. По городу естественно расход топлива увеличивается до 10 литров, но это больше обусловлено загруженностью дороги, но не конфигурацией машины. Такое потребление действительно меня удивило, ведь автомобилю уже несколько десятков лет, а двигательная и топливная система не была нарушена, чтобы могло привести просто к повышению расхода топлива. Этот автомобиль отлично может подойти для веселья, а может быть даже для набора опыта после получения прав.
Михаил Курск:
- Я давно перебрался уже в город, но при этом остался дом в деревне, за которым время от времени приходиться следить. Я провожу летом даже по несколько месяцев, делая ремонт в доме, перевозя сено для скота, и выполняю прочие задачи, и иной раз было достаточно трудно, всё делать только с помощью собственных ног и рук. Мне пришла просто гениальная идея, купить в деревню не дорогой автомобиль и с помощью него уже перевозить габаритные грузы. Выбрал себе Заз 968. В первую очередь из-за низкой стоимости автомобиля, но меня ещё привлек расход топлива. После покупки, я пригнал машину в село и стал просто кататься, привыкая к управлению. Мощность и управление оставляет желать лучшего, а вот расход топлива действительно оказался не значительным. На сотню километров пока я ехал от города о села, я потратил около 7 литров топлива. В селе я посчитал, что на сотню километров автомобиль тратит около 8 литров, но тут стоит учитывать бездорожье и постоянную смену скорости. В общем, для сельской местности это просто идеальный автомобиль, которые не сильно ударяет по карману.
Дмитрий Саратов:
- Сейчас у меня новая машина, причём я меняют их почти каждый год, но около 15 лет назад, у меня был автомобиль Заз 968. До сих пор помню, как управлял этим советским чудом техники. Машина была просто потрясающая для тех времён, но больше всего мне нравился расход топлива. Сейчас мало моделей, которые имеют такой же расход топлива. Заз 968 расходовал топлива на сотню километров по городу не больше 7 литров. Естественно тогда и пробок не было, но всё равно это уникальный показатель. За пределами городу потребление падало до 5-6 литров на сотню километров. В итоге средний цикл потребление топлива у автомобиля равнялся 7 литрам.
Zhiguli01Buzuluk ›
Блог ›
РАЗВЕЕМ СЛУХИ О ЗАВОДСКОМ УНИВЕРСЛАЛЕ «ЗАЗ Луч» !)
Приветствую вас в своем скромном блоге, который, на драйве я как таковой не веду, но иногда, «приходиться» . Что же произошло на этот раз, человек n в вк, решил со мной поспорить о соществовании заводского униыерсала ЗАЗ, на фото был изображен белый запорожец (первое фото снизу), и этот человек n доказывал мне, что такие машины выпускались !) Мне все-же удалось его переспорить (моменты спора — последние 5 скринов, не обращайте внимания на то, что я сам там доказываю что существует заводской «Луч», на мемент спора, сам еще инфлормацию о «луче» не изучил, и писал, так «как где-то когда то прочитал» Но ведь некоторые люди, до сиих пор думают, что завод «Коммунар» выпускал универсалы на базе Запорожцев, так вот, сегодня мы поговорим и о нашумевшем Луче, и о еще паре экземпляров. Интересно ? Тогда поехали!) 24 сентября 2012 года в продаже на украинском сайте AUTO.RIA появился в продаже интересный автомобиль, как заверял хозяин «Опытный либо самодельный автомобиль, на базе ЗАЗ-968. Документы есть, хозяин умер.» (текст из объявления» то есть, сам хозяин не утверждал что это заводское исполнение, а лишь предполагал, хотя в документах указано «самодельный», как только вы взгляните на саму машину, сомнений не останеться, слеплена из того что было, и это вы хотите сказать завод ? Нет, ну вы то не хотите, а много кто хечет, проверенно ! Больше о нем сказать нечего, самая что ни на есть советская самоделка… С популярного ныне сайта, как раз шел спор об этой машине «По слухам, трехдверный универсал ЗАЗ 968 действительно существовал. Он назывался «Луч» и был выпущен в количестве нескольких экземпляров, но официальной информации о нем нет.» заметили ? Официальной информации нет, все лишь сплетни, а единственная бумага это документы на авто, в которых написано «Самодельный», вопросы остались ? Это была одна из трех машин, которая существует в реальной жизни, с ней разобрались. Давайте дальше. Источник «В Литве выставили на продажу необычный «Запорожец», о котором, возможно, никто и никогда не слышал даже на Запорожском автозаводе.», ну здесь хоть правда, переделка, только уже не советская, но некторые люди все равно доказывают «Это Луч, АНИ СУЩИСТВУЮТ!» и т.д, с такими людьми мне говорить не о чем. Идем дальше, третья машина известна многим, это очень хорошая переделка из Киева (ссылки на все авто будут в конце). Ну и после этого мы видим типичный фотошоп, под всеми подписями будут фото. Как то так, если вам интересно, подписывайтесь на блог, иногда здесь будет появляться что-то подобное, всем успеха и до встреч !) P.s года 3-4 назад я плотно собирал информацию по фургону ЗАЗ 970, если он вам интересен, просто дайте мне знать, напишу) Если вам не сложно поделитесь этой записью, пусть все знают что не было, не было заводского запорожца универсала!
1)- auto.ria.com/auto_zaz_968_9342869.html объявление о прадже «Луча»
2)- www.autocentre.ua/news/re…elnym-motorom-348021.html Литовская переделка
3)- www.drive2.ru/r/zaz/288230376151838794/ ушастик из Киева
4)- Так выглядел Луч год назад www.drive2.ru/l/10209488/
С белой Мки начался спорФары от МосквичаФонари тожеЗаднее стекло вообще не поймешь какой колхозЭмблемаТорпедо от жигулей
Объявление
Мой скрин Фото документов из объявления Уши отрасли Отвалились Киевский красавчик Фотошоп ! Та же машина в жизни Полный размерВыдает повторяющийся вид из салона на водительскую дверь, и конечно цветовой переход
ЗАЗ-968
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 февраля 2015 года. |
ЗАЗ-968 «Запорожец» («ушастый», «чебурашка») — советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Автомобиль ЗАЗ-968 пришёл на смену модели ЗАЗ-966 и во многом повторял ее. Производился с 1971 по 1973 годы. Отличался от предыдущей модели иным оформлением передка (узкий молдинг вместо псевдо-решётки радиатора), укороченными воздухозаборниками охлаждения, наличием фонарей заднего хода, новой приборной панелью и прочими незначительными изменениями. При дальнейшем производстве ЗАЗ-968 постепенно вносились изменения и улучшения, такие как фары типа «европейский луч» и др.
С 1973 по 1979 год, параллельно с ЗАЗ-968, выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а с конца 1979 года в серию пошёл ЗАЗ-968М с значительно обновлённым внешним оформлением кузова. Экспортировался под брендом «Yalta».
Последний ЗАЗ-968М был выпущен 15 апреля 1994 года.
Характерные особенности модели: заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, автономный бензиновый отопитель.
Отличия ЗАЗ-968А от ЗАЗ-968
- Травмобезопасный рулевой вал — имеет разрезную муфту, ломающуюся при лобовом столкновении, что исключает смещение рулевой колонки внутрь салона
- Новые сиденья (от ВАЗ-2101)
- Замок зажигания с противоугонным устройством
- Двухконтурная тормозная система
- Главное зеркало типа ВАЗ
- Новая панель приборов
- Применение аварийной сигнализации
Отличия ЗАЗ-968М от ЗАЗ-968А
ЗАЗ-968М отличался от предшественников куда более существенно. Прежде всего это касается внешнего облика:
Вид сзади ЗАЗ-968АВид сзади ЗАЗ-968М
- Задние фонари (у 968 и 968А круглые, у 968М — усовершенствованные, прямоугольные).
- Панель передка поменяла форму, стала выпуклой (за счёт этого дополнительно увеличен объём багажника), на ней появились прямоугольные — вместо круглых — указатели поворотов, окантовка фар — из чёрной резины, орнамент спереди заменён на чёрную полосу с надписью «968М». Бамперы обрели съёмные боковые части из пластика и срединную резиновую полосу. Таким образом, у ЗАЗ-968М намного меньше хромированных деталей.
Претерпела изменение и внутренняя компоновка:
- Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя. (С конца 1991 г. оно вернулось обратно в багажник, а его место занял аккумулятор, перенесенный из багажника).
- Модернизированная панель приборов (как ранее на ЗАЗ-968АЭ).
Существенные изменения коснулись и силового агрегата:
- На ЗАЗ-968М устанавливались три двигателя МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ. Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ — 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора типа ДААЗ 2101-20, а также новым впускным коллектором. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенным объёмом камер сгорания, за счёт этого повысилась степень сжатия с 7,2 до 8,4, что позволяло использовать бензин АИ93. Модификация 968МР оснащалась вакуумным полуавтоматом управления сцепления.
- Полностью изменена схема охлаждения двигателя. Воздух для охлаждения стал поступать через штампованную решётку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решёточки («жабры»), причём правая по ходу движения решётка использовалась для дополнительного забора воздуха, а левая — для выпуска. Применен вентилятор с другим профилем лопастей, имеющей большую производительность при сниженной шумности и отбираемой от двигателя мощности. Такое решение избавило машину от перегрева (правда при условии, что владелец содержал межреберное пространство цилиндров и головок двигателя в чистоте).
- Карбюратор получил экономайзер принудительного холостого хода.
Специальные модификации ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А
- ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
- ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 — для инвалидов, у которых повреждена правая нога, но здоровые руки.
- ЗАЗ-968АБ4 — для инвалидов, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки;
- ЗАЗ-968Р — для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
- ЗАЗ-968АП — пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта.
ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р имеют автоматическое электромагнитное сцепление. ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2 имеют двигатель 887 см³/27 л. с. и по примерному числу лошадиных сил получили народное название «тридцатка», в отличие от «сороковок», к которым относили модификации с мощностью двигателя 40 л. с.
Специальные модификации ЗАЗ-968М
- ЗАЗ-968МР — для людей с одной повреждённой рукой и одной ногой;
- 3A3-968МБ — для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
- ЗАЗ-968МД — для инвалидов, у которых повреждена одна нога;
- ЗАЗ-968МГ — для инвалидов, у которых повреждена одна нога — на данный автомобиль, вместе с модификацией ЗАЗ-968М-005 устанавливали двигатель МеМЗ-966Г и мощностью 27 л. с., других указанных производителем отличий от ЗАЗ-968МД нет.
ЗАЗ-968МП
Пикап, созданный в 1990 году и выпускавшийся до снятия с конвейера всей линейки ЗАЗ-968 в 1994 году. Всего приблизительно было выпущено 2500 автомобилей. Подавляющее большинство из них эксплуатировалось на территории Украины, в том числе на самом автозаводе в качестве развозного транспорта. В Россию ЗАЗ-968МП поступал единичными экземплярами.
Модель изготавливалась по стапельно-обходной технологии — у выбракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть крыши стойками и приваривалась задняя стенка с окном; кромкой грузового борта являлся ввареный гнутый П-образный профиль. Открытый грузовой отсек обшивался оргалитом с дерматином (как и в салоне), что вело к его быстрой порче в открытых условиях, в полостях скапливалась вода, что способствовало развитию коррозии.
Эксплуатировать пикап по прямому назначению оказалось неудобно — моторная компоновка перекрывала доступ к грузу сзади, а высокий неоткидывающийся борт был неудобен при осуществлении погрузки-выгрузки сбоку.
Примечания
- Жевачевский В. Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина // «Комсомольская правда»-Украина». — 2006. — 21 июля. — 2009-08-24.
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Москва, «Транспорт», 1983 год.
- В музее запорожского автомотоклуба «Фаэтон» хранится последний «Запорожец» // «Индустриалка» (Запорожье) от 13 апреля 2015
- АВТОМОБИЛИ «ЗАПОРОЖЕЦЬ» МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2 и ЗАЗ-968Р Приложение к руководству по эксплуатации автомобилей ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А] // СССР МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАПОРОЖЕЦЬ». — Днепропетровск: Промінь. — 1977.
- Тим Скоренко. ЗАЗ: самые необычные «Запорожцы». Популярная механика (23 мая 2017).
- Е. Балабас. Тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП. Колёса (02.05.2019).
> Литература
Фучаджи, К. С., Стрюк, Н. Н. Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». — 2-е изд., перераб и доп.. — М.: Транспорт, 1988. — 352 с.
Ссылки
- Официальный сайт ЗАЗ
- Официальный сайт ЗАЗ на Украине
- Проверить достоверность указанной в статье информации.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
ЗАЗ-965 (ЗАЗ-965А) • ЗАЗ-966 • ЗАЗ-967 • ЗАЗ-968 (ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М, 3A3-968МБ, 3A3-968МД, ЗАЗ-968МР) • ЗАЗ-969
General Motors, Daewoo Motors, Chery Automobile
ЗАЗ-2201 • ЗАЗ-2301 «Снага»
ЗАЗ 968 М Симпатяга ›
Бортжурнал ›
Ремонт
Вот так хорошо выглядел мой автомобиль:
Невозмутимо пожирал километры и наш разведенный 76-й бензин. Выручал в любой ситуации, перевозя невообразимые по весу грузы, и не обращал на снег, дождь, ветер, сырость, туман и главную нашу беду — дороги, никакого внимания, демонстрируя неимоверную для своего класса грузоподъёмность и проходимость.
Но в один серый день после очередной долгой и тяжёлой поездки захандрил. Плохо завёлся, вяло выкатился из гаража, ну прямо как с похмелья, (а такое с машиной бывает, если в бензобак залить бормотухи, громко именуемой «бензином») и запротестовал против очередного предложения совершить утренний променад по моим делам.
В общем, понял я, что тут дело не в настроении, а в чём-то более серьёзном. И понеслась…
Перво-наперво проверил всю электрику — ничего, то есть всё благополучно. Потом проверил всю топливную систему ну в основном карбюратор — тоже всё в порядке. Добрался до механической части и обнаружил, что в одном из цилиндров не хватает компрессии, да что там, там не было даже намёка на неё. Снял головку цилиндров и пришёл в ужас.
Оказалось, что оборвало тарелку выпускного клапана, повернуло на 90 градусов и зачеканило в седло. Получилось этакое приспособление, которым, как говорят соответствующие люди, чисто конкретно, в капусту порубило поршень, а все части поршня — алюминиевые куски, внушительных размеров, и стружка попали в картер, а куда ж им ещё деваться то.
В общем, требовался ремонт, а поскольку пробег приближался к критическому рубежу, то было решено не мелочиться и провести капитальный ремонт двигателя.
После снятия и разборки V-образной четвёрки был составлен перечень необходимых для проведения основных работ:
1. Привести в порядок поршневую — расточить цилиндры под «Жигулёвские» поршня, прошлифовать коленчатый вал.
2. Заменить изношенный привод трамблёра.
3. Поменять головки цилиндров.
4. Заменить вал с коромыслами — сильно износился и ремонту не подлежал.
5. Заменить фрикционный диск сцепления и корзинку.
6. Отремонтировать блок двигателя.
Было куплено огроменное количество запасных частей и всё вышеперечисленное было благополучно выполнено, окромя ремонта блока двигателя. Оказалось что посадочное место под заднюю опору коленвала разбито практически вдребезги и необходимо срочное вмешательство координатно-расточного станка. Возникло огромное «НО» — в одном месте заболел специалист, дед в годах, и когда преодолеет свою хворь неизвестно (да продлит Аллах его дни!), а в другом месте возникла длиннющая очередь на 2 месяца вперёд.
Как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло. Тот человек, у которого я покупал все необходимые запчасти, и на этой почве познакомился с ним поближе, оказался очень, ну просто очень хорошим и интелегентным человеком имеющим доступ к складу с оригинальными совдеповскими запчастями к пресловутым «Запорожцам». Увидев с какай любовью и заботой я пекусь о своём подопечном он нашёл, причём почти даром, новенький, ещё советского производства, блок двигателя.
Конечно же, с такой обновкой дело пошло быстрее и веселее. Двигатель был собран, отрегулирован и испытан. Смело могу заявить о том, что он после такого ремонта, совсем новый.
Хорошо пораскинув мозгами, пришёл к выводу — гулять, так реж последний огурец!
И:
— перебрал коробку перемены передач;
— поменял полуоси с карданными шарнирами;
— полностью заменил тормозную систему, хотя нет, не полностью, главный магистральный трубопровод остался родной;
— поменял подшипники передних и задних ступиц;
— поменял переднюю подвеску (тот же человек презентовал новую совдеповскую);
— поменял сайленблоки в задних рычагах (почему отдельным пунктом и такую мелочь?! да уж очень я с ними намучался пока старые то «выгрыз»);
— поменял все пружины;
— поменял подтекающие амортизаторы на новые усиленные;
— полностью заменил привод рулевого управления.
Уф-ф-ф! Кажется, ничего крупного не забыл. А о мелочах распыляться не буду, а то и так список нехилый вышел.
Скажете: — Псих, и таких лечить надо в принудительном порядке!
Ну что ж, может Вы и правы!
Самого иногда посещает такая мысля, но, увы, ничего с собой поделать не могу!
>
.. 1 2 3 ..
Заз 968. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
Техническое обслуживание «Запорожцев» существенно не отличается от обслуживания других машин и доступно практически каждому автолюбителю. Это особенно важно, так как автосервис для «Запорожцев» развит слабо, да и обслуживание стоит дорого.
У «Запорожцев» удобнее регулировка ручного тормоза, фар (у ЗАЗ-968М) и лечге доступ к свечам, механизму газораспределения, топливному насосу. Периодичность замены масла в двигателе и коробке передач, смазки в ступицах колес и шарнирах почти не отличается от периодичности для других автомобилей. Однако, учитывая довольно примитивную очистку масла в двигателе и более жесткий тепловой режим, целесообразно менять масло через 7—8 тыс. км пробега.
А вот шарниры поворотных кулаков и подшипники ступиц колес приходится регулировать чаще и постоянно следить за надежностью крепления колес.
Ремонт цилиндро-поршневой группы очень удобен. При этом отдельные цилиндры и поршни можно менять, не снимая двигателя, так как в «Запорожце» нет блока цилиндров. Также без снятия двигателя можно демонтировать картер двигателя, масляный насос, поменять шатунные вкладыши. Однако любой ремонт коробки передач или сцепления требует снятия всего силового агрегата. В целом при наличии запасных частей ремонт силового агрегата не представляет трудностей.
Опыт показал, что почти все виды работ, кроме кузовных, можно выполнять без специальных приспособлений, пользуясь универсальным инструментом, набором торцевых головок и динамометрическим ключом. Для облегчения работы можно использовать некоторые простейшие приспособления, которые обычно изготовляются прямо по ходу ремонта.
ЦИФРЫ И КОММЕНТАРИИ
Руководство по эксплуатации автомобиля не содержит многих данных о самом автомобиле и его составных частях, хотя иметь эти данные полезно для правильных эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автомобиля. Поэтому приводим некоторые параметры, которые либо позаимствованы из справочников и другой литературы, либо непосредственно измерены, либо рассчитаны нами.
Основные агрегаты Масса, кг
Двигатель с оборудованием и сцеплением 105,0
Коробка передач 34,7
Передний мост 61,5
Колесо в сборе с шиной 11,3
Аккумуляторная батарея (с электролитом) 21,4
Объем масла в картере двигателя, соответствующий расстоянию между рисками маслоизмерительного стержня, составляет около 1 л. Это резерв, который можно использовать, не доливая масла. Зная расход масла двигателем, можно прикинуть максимальное расстояние, которое удастся проехать без доливки масла. Например, при расходе 50 см3 на 100 км это расстояние составит около 2000 км. Наклон автомобиля вправо или назад завышает показания, влево или вперед — занижает. Ориентировочно можно считать, что поперечный крен на каждые 5° изменяет показания по стержню на 9 мм, продольный — на 13 мм(расстояние между рисками 20 мм).
Объем топлива в поплавковой камере около 75 см3. Кстати, этого количества хватит на то, чтобы не спеша проехать около одного километра. Полезно также знать, что для наполнения поплавковой камеры вручную потребуется около 20 качков бензонасоса.
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя 48 ±3°, что соответствует зазору 0,35—0,45 мм.
Многие контрольные цифры, необходимые в диагностике, даются по отношению к частоте вращения коленчатого вала. Если нет тахометра, то можно пересчитать скорость движения автомобиля в частоту вращения коленчатого вала, используя передаточные отношения коробки передач и главной передачи.
Изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя 1/мин, соответствующее изменению скорости движения автомобиля на 1 км/ч, ориентировочно составляет на I передаче 140, на II — 78, на III — 52,на IV — 36.
Используя эти данные, можно определить, что скорость, соответствующая максимальному моменту и, следовательно, наиболее экономичному режиму двигателя, составляет (в км/ч):
на I передаче—19—21, на II — 35—37, на 111—52—56, на IV — 75—80.
Диапазоны скорости, рекомендуемые для каждой передачи, фактически ограничиваются снизу частотой порядка 1800 \/мин, а сверху частотой, близкой к максимальной (4200 1/мин).
Зависимость между числом оборотов коленчатого вала и перемещением автомобиля позволяет оценить, например, сколько оборотов рукояткой надо сделать, чтобы передвинуть автомобиль на 1 м. На 1 передаче — восемь. Не так уж много, хотя и тяжело.
К 25 %-ной разрядке аккумуляторной батареи приводит включение потребителей (ориентировочно): габаритное освещение — 6ч, переноска — 8ч, плафон — 33 ч, аварийная сигнализация — 3 ч, отопитель в нормальном режиме — 3,5 ч, стартер в 10-секундном режиме — 5 пусков (в зимних условиях) .
Розжиг отопителя без работы двигателя снижает в среднем емкость аккумулятора на 1 А * ч.
Емкость аккумуляторной батареи сильно зависит от температуры. Так, при —15 °С емкость аккумулятора снизится на 40 %.
Сейчас редко встретишь автомобилиста, нерачительно использующего энергию аккумуляторной батареи. Наоборот, многие панически боятся использовать аккумулятор без работающего двигателя.
А ведь энергии аккумуляторной батареи достаточно, например, для того, чтобы выехать из лужи при заглохшем двигателе. На чем основан такой «крамольный» совет?
Во-первых, двигатель в этих условиях теплый и требует для прокрутки значительно меньше усилий, чем при заводке, например, на морозе, т. е. у аккумулятора остается резерв на перемещение автомобиля. Во-вторых, само перемещение при общем передаточном числе от стартера к колесу более 200 не требует большого крутящего момента на валу стартера (примерно 15 % от максимального).
Крутящий момент на колесах при работе стартера (с вывернутыми свечами) может достигать значения, близкого к максимальному при нормальной работе двигателя. В то же время скорость вращения колеса в десятки раз меньше. Такое сочетание большого момента и малой скорости очень благоприятно для выхода застрявшего автомобиля из грязи.
Поддержание установленного заводом давления в шинах — необходимое условие для нормальной эксплуатации автомобиля. Для тех, кто этим пренебрегает, хотим напомнить, что в соответствии со стандартом минимальное давление в шинах 1,2 кгс/см2; при этом допустимая нагрузка составляет 280 кгс. Сопоставьте, например, нагрузку на задние колеса полностью нагруженного автомобиля ЗАЗ-968М — 710кгс — с допустимой на обе шины — 560 кгс — и сделайте правильные выводы о Цене вашей лени.
Заз 968. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ С ДРУГИМИ АВТОМОБИЛЯМИ
Несмотря на существенное отличие «Запорожца» от других автомобилей, у него есть некоторые детали и узлы, которые являются общими или близкими по конструкции с аналогичными составными частями «Жигулей», «Москвичей» и других отечественных машин классической компановки.
Шины, применяемые на «Запорожце-968» — 155—13/6, 15—13, довольно распространены на «Жигулях». Ими оснащаются ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. Диаметр обода позволяет также монтировать на колесо более широкую шину 6,45—13 и более узкие 5,60—13 или 6,00—13.
Что касается камер, то для «Запорожца» годится наиболее распространенная 6,15 (6,45) — 13, применяемая для «Жигулей» и «Москвичей». Естественно, что золотники и колпачки вентилей для всех легковых автомобилей одинаковы.
Такая же, как и для «Москвичей» и «Жигулей», аккумуляторная батарея 6СТ-55. Можно в крайнем случае применять аккумулятор меньшей емкости (6СТ-45), который использовали в свое время на ЗАЗ-965,966 и «Москвичах» 402, 403, 407 и 408.
С «Жигулями» унифицированы бензонасос, главный тормозной цилиндр, оптический элемент фары и передние сиденья (с ВАЗ-21011), плафон освещения салона, компрессионные кольца поршней, с «Москвичами» — катушка зажигания, конденсатор (с «Жигулями» тоже), бегунок, вкладыши шаровых шарниров рулевого управления, графитный вкладыш выжим-ного подшипника сцепления, втулки маятникового рычага, включатель заднего хода.
Крестовины с подшипниками и сальниками взаимозаменяемы с аналогичными деталями УАЗа.
Очень хорошо работают в «Запорожце» свечи от мотоцикла «Ява» ПАЛ 14-8, имеющие такие же калильное число и присоединительные размеры, как и свечи «Запорожца». По этим характеристикам можно использовать и другие свечи зарубежного производства.
От «Волги» можно использовать вентиляторный ремень и втулки передних амортизаторов (с небольшой доработкой).