Аккумулятор расшифровка маркировки

Содержание

Маркировка автомобильных аккумуляторов

При покупке автомобильного аккумулятора вам необходимо знать, как выбрать модель, удовлетворяющую вашим требованиям. Мало просто знать основные параметры аккумулятора. Нужно уметь извлекать информацию о них из маркировки автомобильных аккумуляторов. Существует ряд международных стандартов, определяющих, какие данные должны быть отражены в маркировке аккумуляторной батареи. Большинство производителей придерживаются этого стандарта. Но проблема в том, что при нанесении одних и тех же данных разные компании используют свои разновидности маркировок.

Давайте, попробуем разобраться в дебрях маркировок автомобильных аккумуляторов. Для начала посмотрим, что наносят на свои батареи отечественные производители.

Маркировка отечественных АКБ

При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:

Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей

Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.

Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.

В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.

Маркировка европейских АКБ

Европейские производители аккумуляторов при нанесении маркировки ориентируются на немецкий стандарт DIN или международный ETN. Обозначения некоторых параметров в них совпадают, а других отличаются. Давайте, разберёмся более детально.

Маркировка автомобильных аккумуляторов европейских производителей

Маркировка автомобильных аккумуляторов по стандарту DIN выглядит 555 19, ETN – 555 065 043 (см. изображение выше).

Первый знак в маркировке обозначает группу автомобильного аккумулятора по номинальной ёмкости:

  • 5 – от 1 до 99 А-ч;
  • 6 – от 100 до 199 А-ч;
  • 7 – от 200 до 299 А-ч.

Два последующих символа показывают значение ёмкости. К примеру, 655 означает ёмкость 155 А-ч.

Следующими в стандарте DIN идут две цифры, а в ETN — три. С их помощью обозначается конструктивное исполнение автомобильной АКБ. Это касается размеров, крепёжных деталей, выводов для подключения, газоотводного клапана, исполнения крышки, наличия ручки и т. п.

Последние три символа в маркировке ETN обозначают 0,1 от величины тока холодной прокрутки по EN. То есть, в примере на изображении ток будет равен 043 * 10 = 430 А. Для перевода величины тока из EN в DIN используется формула:

Ток EN = 1,7 * DIN.

Ниже приведена таблица соответствия токов холодной прокрутки в зависимости от стандарта (значения силы тока указаны в амперах).

DIN 43559 (ГОСТ 959-91) EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) SAE J537
DIN 43559 (ГОСТ 959-91) EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) SAE J537
170 280 300
220 330 350
255 360 400
255 420 450
280 480 500
310 520 550
335 540 600
365 600 650
395 640 700
420 680 750

Маркировка азиатских АКБ (Япония, Корея)

В случае азиатских производителей ориентиром для маркировки является стандарт JIS.

Маркировка автомобильных аккумуляторов азиатских производителей

В таблице ниже приводятся основные показатели азиатских автомобильных аккумуляторов в зависимости от маркировки.

Модель аккумулятора Емкость, А-ч (5ч / 20ч) Ток холодного запуска (-18 C), А
Модель аккумулятора Емкость, А-ч (5ч/20ч) Ток холодного запуска (-18 C), А
50B24R 36 / 45 390
55D23R 48 / 60 356
65D23R 52 / 65 420
75D26R 60 / 75 490 / 447
95D31R 64 / 80 622
30A19R(L) 24 / 30
38B20R(L) 28 / 36 340
55B24R(L) 36 / 46 410
55D23R(L) 48 / 60 525
80D23R(L) 60 / 75 600
80D26R(L) 60 / 75 600
105D31R(L) 72 / 90 675
120E41R(L) 88 / 110 810
40B19R(L) 30 / 37 330
46B24R(L) 36 / 45 330
55B24R(L) 36 / 45 440
55D23R(L) 48 / 60 360
75D23R(L) 52 / 65 530
80D26R(L) 55 / 68 590
95D31R(L) 64 / 80 630

Если выбираете себе АКБ, то можете прочитать про корейский аккумулятор Solite.

Маркировка американских АКБ

Маркировка американских аккумуляторов определяется в соответствии со стандартом SAE J537 (Society of Automotive Engineers).

Маркировка автомобильных аккумуляторов американских производителей

Что обязательно должно быть указано на АКБ?

В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:

  • Номинальное значение ёмкости;
  • Знак компании-производителя;
  • Номинальное значение напряжения;
  • Ток холодной прокрутки, измеряемый при — 18 градусах Цельсия;
  • Дата производства АКБ;
  • Вес аккумуляторной батареи;
  • Обозначение полярности;
  • Необходимые предупреждающие обозначения («опасное едкое вещество» и т. п.);
  • Минимальная и максимальная метки уровня электролита.

Основной проблемой при чтении маркировки для автолюбителей является определение пускового тока. По стандартам ETN и SAE данные значения выше, чем в случае DIN. В первом случае (ETN и SAE) обозначается способность автомобильной батареи к разряду большими токами за короткий временной интервал. В течение этого интервала батарея должна выдавать ток 25 ампер. В случае DIN обозначается возможность АКБ к разряду небольшими токами длительное время.

Поэтому важно помнить, что если на аккумуляторе SAE указан высокий пусковой ток, это не говорит о его превосходстве над АКБ маркированной по стандарту DIN.

На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.

Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:

Ток SAE = 1,7 * ток DIN

Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:

Ток SAE = 1,6 * ток DIN

Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.

Дата выпуска аккумуляторов различных марок

Все производители наносят маркировку даты и места выпуска автомобильного аккумулятора. Как правило, соответствующие символы выдавлены прямо на корпусе АКБ. Здесь проблема в следующем. Производители наносят маркировку даты выпуска, как говорится «кто во что горазд». Поэтому возникает путаница. Ниже мы рассмотрим маркировку даты выпуска некоторых автомобильных батарей, выпущенных под различными брендами.

Дата выпуска аккумуляторов A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac

Образец маркировки: 0491 62-0M7 126/14

Последние два символа – это год 2014. Три знака перед ними – это день с начала года. В нашем случае получается 6 мая 2014.

Дата выпуска аккумуляторов Berga, Bosch, Varta

Образец: С0С453032

Первая буква обозначает расположение завода, где изготовлен автомобильный аккумулятор. Возможные значения представлены ниже:

  • H – Ганновер (Германия);
  • C — Ческа Липа (Чехия);
  • E — Бургос (Испания);
  • G – Гуардамар (Испания);
  • F — Руан (Франция);
  • S – Сарргемин (Франция);
  • Z — Цвикау (Германия).

Второй знак в маркировке обозначает номер конвейера, где была собрана батарея. Третья буква представляет собой тип заказа. Это может быть автомобильный завод, оптовый дилер или розница. Если подбираете себе новую АКБ, то можете прочитать статью про аккумулятор Bosch.

Четвёртый, пятый и шестой знаки обозначают дату выпуска. Первый – это окончание года. То есть, 2014. Затем в нашем случае идет 53. Это май. Ниже представлены все возможные варианты:

  • 17 – январь;
  • 18 – февраль;
  • 19 – март;
  • 20 – апрель;
  • 53 – май;
  • 54 – июнь;
  • 55 – июль;
  • 56 – август;
  • 57 – сентябрь;
  • 58 – октябрь;
  • 59 – ноябрь;
  • 60 – декабрь.

Дополнительно можете прочитать статью про аккумулятор Варта.

Дата выпуска аккумуляторов Bost

Образец маркировки: 4C05BM

Первая цифра показывает год – 2014. Вторая месяц – март. Месяцы маркируются в соответствии с буквами латинского алфавита:

  • Январь – A;
  • Февраль – B;
  • Март – C;
  • и т. п.

Дата выпуска аккумуляторов Centra

Образец: KJ4E30

Третья цифра обозначает год – 2014, четвёртая буква – это обозначение месяца. В этом случае май. Месяцы маркируются аналогично аккумуляторам Bost.

Дата выпуска аккумуляторов Delkor, Medalist

Образец: 4BR15

Первый знак обозначает год – 2014, вторая буква – месяц. Здесь февраль Аналогично Bost (см. выше).

Дата выпуска аккумуляторов Feon

Образец маркировки: 2436

Второй знак – 2014 год, второй и третий – это номер недели, на которой выпущен аккумулятор.

Дата выпуска аккумуляторов Fiamm

Образец: 421411

Первая цифра – 2014 год, вторая и третья – это номер недели с начала года, четвёртая – порядковый номер дня недели. В этом случае четверг.

Дата выпуска аккумуляторов Ista

Образец маркировки: 2536 132041
Второй знак – 2015 год, вторая и третья – номер недели.

Дата выпуска аккумуляторов NordStar, Sznajder

Образец: 0555 3 3 205 5

Последняя цифра 5. От неё отнимается единица и получается год – 2014. Предшествующие три знака означают день с начала года.

Дата выпуска аккумуляторов Rocket

Образец маркировки: KS4J26

Первые две буквы – информация о расположении предприятия. Третья показывает год – 2014. Четвёртая – месяц (обозначаются буквами латинского алфавита). Последние две – число в месяце. То есть, получается 26 октября 2014.

Дата выпуска аккумуляторов Startech

Образец: два кружка на дне корпуса.

В одном кружке указан год. Во втором – обозначение номера месяца.
Ниже можно посмотреть видео с советами по выбору аккумулятора.

Что же можно узнать об аккумуляторе по маркировке?

Требования современных стандартов обязывают производителей аккумуляторов указывать в маркировке все основные характеристики. Среди них номинальное напряжение и ёмкость, ток холодной прокрутки, дата выпуска, производитель, полярность и т. п. Это вполне достаточно чтобы выбрать АКБ. Вам как покупателю нужно уметь ориентироваться во всех этих маркировках. Кстати, полезно будет узнать о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля. Возможно, при выборе АКБ вам пригодиться таблица веса аккумуляторов.
Что касается основных характеристик аккумулятора, то в нанесении такой маркировки компании придерживаются определённых стандартов. А вот при обозначении даты выпуска очень часто маркировка может быть индивидуальна для конкретного бренда. Некоторые из них мы разобрали выше. Если у вас есть вопросы и дополнения, пишите их в комментариях. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!

Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

Основные характеристики автомобильной АКБ

Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров аккумуляторных батарей? В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.

Основные характеристики и параметры батарей:

  1. Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
  2. Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
  3. Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
    То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью заряженная АКБ сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
  4. Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
  5. Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
    Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
  6. Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.

Таблица значений тока холодной прокрутки

Общие требования маркирования аккумуляторов

Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства. Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.

Вне зависимости от производителя и типа аккумулятора, на его корпусе будет указана следующая информация:

  1. Название бренда производителя, его логотип или значок.
  2. Основные параметры номинального напряжения товара.
  3. Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
  4. Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
  5. Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
  6. Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
  7. Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
  8. Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.

Фотогалерея «Основные неисправности»


Обозначение российских устройств

Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.

Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:

  1. А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
  2. Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
  3. С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
  4. Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).

Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.

Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:

  • А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
  • З — говорит о полной заряженности девайса;
  • Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
  • Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
  • М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
  • П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.

Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:

  1. Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
  2. Следующие два символа определяют тип используемого девайса.

Расшифровка европейской маркировки

Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:

  • способ изготовления девайса при производстве;
  • значение вибропрочности;
  • метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
  • тип элементов крепления девайса;
  • метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.

В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:

  1. Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
  2. Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
  3. Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
  4. В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.

Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США

Что же можно узнать о батарее по маркировке?

Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:

  • напряжение девайса;
  • его значение емкости;
  • параметр тока холодной прокрутки;
  • дату изготовления;
  • компанию-изготовителя;
  • количество банок в конструкции;
  • полярность девайса и т.д.

Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.

Видео «Особенности правильной зарядки»

Как правильно зарядить прибор и какие особенности при этом следует учитывать — подробнее об этом узнайте из ролика (автор — Александр Шестопалов).

Расшифровка маркировки аккумуляторных батарей разных производителей

При покупке аккумуляторной батареи очень важно знать ее характеристики, год выпуска, емкость и другие показатели. Как правило, всю эту информацию показывает маркировка АКБ. Российские, американские, европейские и азиатские производители имеют свои стандарты записи. В статье разберемся с особенностями маркировки различных типов аккумулятор и ее расшифровкой.

Параметры маркировки

Шифр маркировки будет зависеть не только от страны производителя, но и от типа батареи. Разные аккумуляторы применяются для разных целей. Есть стартерные батареи, которые предназначены для использования в автомобилях. Есть более мощные, сухозаряженные и другие. Все эти параметры должны указываться для покупателя.

Маркировка АКБ

Как правило, маркировка должна содержать следующую информацию:

  • название и страну производителя;
  • емкость аккумуляторной батареи;
  • номинальное напряжение, ток холодной прокрутки;
  • тип АКБ;
  • дата и год выпуска;
  • количество элементов (банок), находящихся в корпусе батареи;
  • полярность контактов;
  • буквенные символы, которые показывают такие параметры, как заряженность или обслуживание.

Каждый стандарт имеет свои общие черты, но и свои особенности. Например, очень важно уметь прочитать дату изготовления. Ведь аккумулятор должен храниться в особых условиях и при определенной температуре. Неправильное хранение может сказаться на качестве батареи. Поэтому лучше выбирать свежие аккумуляторы с полной зарядкой.

Аккумуляторы российского производства

Маркировка аккумуляторных батарей российского производства производится согласно ГОСТ 959-91. Значение условно делится на четыре категории, которые сообщают определенную информацию.

  1. Указывается количество элементов (банок) в корпусе батареи. Стандартным количеством является шесть. Каждый дает напряжение чуть больше 2В, что в сумме составляет 12В.
  2. Второе буквенное обозначение показывает тип аккумулятора. Для автомобильных это буквы «СТ», что означает «стартерная».
  3. Следующие цифры показывают емкость батареи в ампер-часах.
  4. Далее буквы могут указывать на материал корпуса и состояние батареи.

Маркировка АКБ российского производства

Пример. 6СТ-75АЗ. Цифра «6» указывает на количество банок. «СТ» говорит о том, что батарея стартерная. Емкость батареи – 75 А*ч. «А» означает, что в корпусе общая крышка для всех элементов. «З» значит, аккумулятор залит электролитом и заряжен.

Последние буквы могут обозначать следующее:

  • А – общая крышка аккумулятора.
  • З – батарея заправлена электролитом и полностью заряжена.
  • Т – корпус сделан из термопласта.
  • М – корпус сделан из минеральной пластмассы.
  • Э – корпус из эбонита.
  • П – сепараторы из полиэтилена или микроволокна.

Значение пускового тока не указывается в маркировке, но его можно найти на других этикетках на корпусе. Для каждого типа аккумулятора разной мощности существует своя сила пускового тока, габариты корпуса и продолжительность разряда. Значения указаны в следующей таблице:

Тип аккумулятора Стартерный режим разряда Габаритные размеры батареи, мм
Сила разрядного тока, А Минимальная продолжительность разряда, мин Длина Ширина Высота
6СТ-55 255 2,5 262 174 226
6СТ-55А 255 2,5 242 175 210
6СТ-60 180 3 283 182 237
6СТ-66А 300 2,5 278 175 210
6СТ-75 225 3 358 177 240
6СТ-77А 350 2,5 340 175 210
6СТ-90 270 3 421 186 240
6СТ-110А 470 2,5 332 215 230

АКБ европейского производства

Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:

  1. ENT (European Typical Number) — считается международным.
  2. DIN (Deutsche Industri Normen) — используется в Германии.

Стандарт ENT

Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.

  1. Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
    • «5» – диапазон до 99 А*ч;
    • «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
    • «7» — от 200 до 299 А*ч.
  2. Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
  3. Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
  4. Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.

Маркировка АКБ по стандарту ENT

Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы «Старт-Стоп» и так далее.

Стандарт DIN

Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.

Цифры условно делятся на три группы:

  1. Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
    • «5» — до 100 А*ч;
    • «6» — до 200 А*ч;
    • «7» — свыше 200 А*ч.
  2. Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
  3. Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.

Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.

Аккумуляторы американского производства

Американский стандарт обозначается SAE J537. В маркировке используется одна литера и пять цифр.

  1. Буква показывает назначение. «А» – значит автомобильный аккумулятор.
  2. Следующие две цифры указывают на габариты аккумулятора в соответствии с таблицей. Например, «34» соответствует габаритам 260×173×205 мм. Есть много групп и разные размеры. Иногда после этих цифр может стоять литера «R». Она показывает обратную полярность. Если ее нет, то полярность прямая.
  3. Следующие три цифры показывают значение пускового тока.

Пример. Маркировка A34R350 означает, что аккумулятор автомобильный, имеет размеры 260×173×205 мм, обратной полярности и выдает ток в 350А. Остальная информация находится на корпусе батареи.

Батареи азиатского производства

Для всего азиатского региона нет единого стандарта, но самым распространенным является стандарт JIS. Производители постарались максимально запутать покупателя в расшифровке кода. Азиатский тип самый сложный. Чтобы подвести показатели азиатской маркировки к европейским значениям, нужно знать определенные нюансы. Особенная разница — в показателях емкости. Например, 110 А*ч на корейской или японской АКБ равно около 90 А*ч на европейской батарее.

Стандарт маркировки JIS включает шесть символов, которые обозначают четыре характеристики:

  1. Первые две цифры указывают емкость. Следует знать, что указанное значение является произведением емкости на определенный коэффициент в зависимости от мощности стартера и других показателей.
  2. Второй символ – это литера. Буква указывает на размер и класс аккумулятора. Всего может быть восемь значений, которые указаны в следующем списке:
    • A — 125 × 160 мм;
    • B — 129 × 203 мм;
    • C — 135 × 207 мм;
    • D — 173 × 204 мм;
    • E — 175 × 213 мм;
    • F — 182 × 213 мм;
    • G — 222 × 213 мм;
    • H — 278 × 220 мм.
  3. Следующие две цифры показывают размер аккумулятора в сантиметрах, как правило, это длина.
  4. Последний символ литеры R или L указывают на полярность.

Маркировка АКБ стандарт JIS

Также в начале или в конце маркировки могут указываться различные аббревиатуры. Они указывают на тип аккумулятора:

  • SMF (Sealed Maintenance Free) – показывает, что батарея необслуживаемая.
  • MF (Maintenance Free) – обслуживаемая батарея.
  • AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая батарея по технологии AGM.
  • GEL – необслуживаемая батарея по технологии GEL.
  • VRLA – необслуживаемая батарея с клапанами для регулировки давления.

Маркировка дата выпуска аккумуляторов у разных производителей

Знать дату выпуска аккумулятора очень важно. От этого во многом зависит производительность устройства. Здесь как с продуктами в магазине – чем свежее, тем лучше.

Разные производители по-разному подходят к указанию даты производства. Иногда, чтобы ее узнать, нужно очень хорошо разбираться в обозначениях. Разберем несколько популярных марок и их обозначение даты.

Berga, Bosch и Varta

Эти марки имеют единый способ обозначения даты и другой информации. Например, может указываться значение H0С753032. В нем первая буква указывает завод-производитель, вторая – номер конвейера, третья – тип заказа. Дата зашифрована в четвертом, пятом и шестом символе. «7» – значит последняя цифра года. В нашем случае это 2017 год. Следующие две соответствуют определенному месяцу. Это могут быть:

  • 17 — январь;
  • 18 — февраль;
  • 19 — март;
  • 20 — апрель;
  • 53 — май;
  • 54 — июнь;
  • 55 — июль;
  • 56 — август;
  • 57 — сентябрь;
  • 58 — октябрь;
  • 59 — ноябрь;
  • 60 — декабрь.

В нашем примере дата производства — май 2017 года.

A-mega, FireBull, EnergyBox, Plazma, Virbac

Пример маркировки – 0581 64-ОС4 127/18. Дата зашифрована в последних пяти цифрах. Первые три цифры указывают на точный день по счету в году. 127-й день – это 7 мая. Последние две – год. Дата производства — 7 мая 2018 года.

Medalist, Delkor, Bost

Пример маркировки – 9А05ВМ. Дата производства зашифрована в первых двух символах. Первая цифра означает последнюю цифру года – 2019. Буква показывает месяц. А – январь. В – соответственно, февраль и так далее.

Centra

Пример – KL8E42. Дата в третьем и четвертом символе. Цифра 8 показывает год – 2018, а буква – месяц по порядку. Здесь E – май.

Feon

Пример маркировки – 2936. Вторая цифра указывает на год – 2019 год. Последние две – номер недели в году. В нашем случае это 36-я неделя, что соответствует сентябрю.

Fiamm

Пример – 823411. Первая цифра указывает год производства. Здесь 2018. Следующие две цифры также указывают номер недели в году. В нашем случае это июнь. Четвертая цифра показывает день недели по счету – четверг (4).

NordStar, Sznajder

Пример маркировки — 0555 3 3 205 9. Последняя цифра показывает год, но чтобы его узнать, нужно от этого числа отнять один. Получается 8 – 2018 год. 205 в шифре показывает номер дня в году.

Rocket

Пример — KS7С28. Дата указана в последних четырех символах. «7» означает 2017 год. Литера С – это месяц по порядку алфавита. 28 – это день месяца. В нашем случае получается 28 марта 2017 года.

Panasonic, Furukawa Battery

Эти производители прямо указывают дату без лишних шифров и вычислений на днище АКБ или сбоку на корпусе. Формат ЧЧ.ММ.ГГ.

Российские производители также часто прямо указывают дату производства без лишних шифров. Отличие может быть только в последовательности указания месяца и года.

Маркировка клемм аккумуляторов

Полярность клемм часто четко указана на корпусе знаками «+» и «−». Как правило, положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Причем размер в европейских и азиатских АКБ отличается.

Полярность аккумулятора и клеммы

Как видно, разные производители используют свои стандарты маркировки и обозначения даты. Иногда разобраться в них сложно. Но заранее подготовившись, можно выбрать качественный аккумулятор с нужными параметрами емкости и характеристиками. Достаточно правильно расшифровать обозначения на корпусе батареи.

Понравилась статья? Голосуй! Поддержи проект!

Нередко аккумуляторные батареи для разных машин сильно отличаются между собой. Отличается и их маркировка. Впрочем, существует всего четыре ее разновидности, которые регулируются международными стандартами. Расшифровка аккумуляторов — занятие несложное, если знать некоторые нюансы.

Информация на батареи

Существуют такие показатели батареи, которые, как правило, указываются всеми производителями. Если хотя бы чего-то из этого списка нет, это значительно уменьшает представление о свойствах аккумулятора, а потому такие варианты лучше не брать.

Вот что выносится на корпус батареи:

  1. Предупреждающие знаки.
  2. Количество банок.
  3. Маркировка значения номинального напряжения.
  4. Знаки полярности клемм.
  5. Наименование завода и его фирменный знак.
  6. Тип батареи по международному стандарту или стандартам.
  7. Маркировка значения емкости.
  8. Дата производства.

Все это дает четкое представление о возможностях аккумуляторной батареи и ее качестве. Разумеется, то, какая именно фирма произвела аккумулятор, играет не последнюю роль. Но важно знать, как расшифровать АКБ и надписи на ней.

Разновидности маркировок

Существует несколько вариантов отражения свойств батареи в письменной форме. Каждая имеет свои особенности, о которых нужно знать, приобретая соответствующий аккумулятор. Распространены следующие маркировки:

  1. Европейская.
  2. Американская.
  3. Азиатская.
  4. Российская.

На первый взгляд может показаться, что различия незначительны. Однако в некоторых случаях разница принципиальна, и, не имея представления о конкретной маркировке, можно выбрать совсем не то, что действительно нужно.

Отличия стандартов

Маркировка европейских аккумуляторных батарей обычно выполнена согласно стандарту DIN. Если это так, то используется пять цифр. Однако есть и другой вариант, из девяти цифр, который называется ETN. При пятизначном коде первые три цифры обозначают емкость (нужно вычесть из них 500), а две другие — тип. При девятизначном коде первая цифра говорит о емкости, две других — о емкости внутри диапазона, три следующих говорят о конструкции и последние три цифры равны одной десятой от тока холодной прокрутки.

При расшифровке аккумуляторов с американской маркировкой стоит учесть, что последняя, скорее всего, выполнена по стандарту SAE. Маркировка состоит из одной буквы и пяти цифр после.

Буква говорит о типе, первая пара цифр — о размере, а другие три говорят о значении тока холодной прокрутки.

Азиатский способ обозначения отличает то, что он выполнен в соответствии со стандартом JIS. Расшифровка надписей на таких аккумуляторах — занятие откровенно непростое, и придется воспользоваться специальными таблицами. Обычно маркировка состоит из шести цифр.

Обозначение российских аккумуляторов производится согласно ГОСТ 959–91 . Она обозначается буквами «А», «Б», «С», «Д». Первая буква говорит о количестве элементов, вторая — о типе батареи, третья — о номинальной мощности, четвертая — о том, как исполнен аккумулятор и из чего он изготовлен. Зная, как расшифровать аккумуляторную батарею, можно без труда подобрать подходящий вариант, какая бы маркировка не использовалась.

Сложно сказать, какой из перечисленных вариантов удобнее. Просто для некоторых автомобилей подойдет определенный тип аккумуляторов, а потому важно разбираться в соответствующем способе маркировки, чтобы не возникло затруднений.

Опыт пользователей

Брат все время жалуется на то, что не понимает маркировку на аккумуляторных батареях. Я никогда не отказываю ему в помощи, конечно, но каждый раз удивляюсь. Ведь он любит автомобили куда больше, чем я, а в каких-то надписях разобраться не может. Тем более, что они легко учатся.

Петр Суздалев

Не вижу смысла учить обозначения и не понимаю людей, которые хвастаются этим. Недавно прочел, что ресурс человеческого мозга ограничен — при полном заполнении объема новая информация заменяет более старую. Так зачем зря тратить память, если можно просто сохранить таблицы?

Сергей Зайцев

Наизусть обозначения не помню, конечно, но интуитивно в них разбираюсь. Когда возникают какие-либо трудности, я просто достаю таблицу, которую всегда держу в гараже. К слову, рекомендую и вам распечатать или списать шпаргалку — это полезно и удобно.

Александр Колегов

Еще в 14 лет я выучил все надписи и обозначения, которые размещают на аккумуляторных батареях. Отец с детства водит меня в автомобильную мастерскую, — он до сих пор там работает — там я научился многому. Одно время он часто менял АКБ, тогда я и выучил все обозначения наизусть. С тех пор не представляю, как можно испытывать какие-либо трудности с запоминанием. Расшифровка маркировки АКБ — это самое простое занятие, которое может быть связано с автомобилями.

Виктор Кузнецов

Раньше часто испытывал трудности с расшифровкой надписей на аккумуляторе. После прочтения тематических материалов понял, что нужно было уделить совсем немного времени вопросу, чтобы полностью разобраться в теме.

Алексей Колоянов

TANK-SPB-RU ›
Блог ›
Типовая маркировка АКБ

На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о её напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении.
Маркировка АКБ, производимых в странах СНГ, выполняется по следующей схеме:

Пример: 6СТ-60А1

6 — цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3), характеризующая её номинальное напряжение (12 или 6 В соответственно).
СТ — буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная).
60 — число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (А-ч).
А1 — буквы или цифры, которые содержат дополнительную информацию об исполнении батареи (при необходимости) и материалах, примененных для её изготовления, например: «А» — с общей крышкой, буква «З» — залитая и полностью заряженная (если ее нет -батарея сухозаряженная), слово «необслуживаемая» — для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды, «Э» — корпус-моноблок из эбонита, «Т» -моноблок из термопластичной пластмассы, «М» -сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, «П» -сепаратор-конверт из полиэтилена.

Кроме маркировки, на батарее указываются следующие данные:

• товарный знак завода-изготовителя;
• номинальная емкость в Ампер-часах (А-ч или Ah);
• пусковой ток — ток холодной прокрутки при -18°С в Амперах (А).
• номинальное напряжение в Вольтах (В или V);
• дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год изготовления);
• масса батареи в состоянии поставки с завода;
• «+» и «-» — знаки полярности;
• предупреждающие знаки, например: опасно-едкое вещество, не курить, не кантовать, не давать детям и т.п.;
• уровень залитого электролита (min, max или другие обозначения предельных уровней).

Маркировка, предусмотренная требованиями стандартов, наносится на корпус или крышку батареи методом шелкографии, то есть нанесение краски по специальному трафарету, либо на самоклеящиеся этикетки. В обоих случаях маркировка должна быть четкой, устойчивой к воздействию влаги и электролита, сохраняться в течение всего срока эксплуатации АКБ.
Условное обозначение батарей, применяемое большинством европейских производителей, представляет собой пятизначный код по немецкому стандарту DIN (например, 560 19) или девятизначный код по международному стандарту ETN (например, 560 059 042). В структуре кодов как по DIN, так и по ETN, значение первых трех цифр одинаково. Они показывают номинальное напряжение и емкость батареи. Для 6-вольтовых батарей первые три цифры (от 001 до 499) представляют собой номинальную емкость в ампер-часах. Для наиболее распространенных 12-вольтовых АКБ номинальную емкость можно получить, вычитая 500 из трехзначного числа (от 501 до 799). Таким образом, если первая цифра обозначения равна 5, то емкость батареи от 1 до 99 А ч, если 6 — от 100 до 199 А-ч, а если 7 — от 200 до 299 А-ч. Например, емкость батареи типа 560 19 (по DIN) или 560 059 042 (по ETN) — 60 А-ч. Последние две цифры в обозначении по DIN и вторая тройка цифр в обозначении по ETN характеризуют размеры и тип полюсных выводов, конструкцию крепежных элементов, тип газоотвода, тип крышки, наличие ручек и вибропрочность данного варианта конструктивного исполнения АКБ. Число из трех последних цифр в обозначении по ETN составляет 0,1 от величины тока холодной прокрутки по EN. Для приведенного выше примера ток холодной прокрутки равен: I=042×10=420 А. Для сопоставительного пересчета величины тока по EN в DIN применяют коэффициент 1,7: I EN = 1 ,7 * I DIN.
Американские производители формируют условное обозначение в соответствии с требованиями стандарта SAE (США). Обозначение состоит из номера типоразмерной группы и тока холодной прокрутки при -18°С. Например, батарея типа А24410 относится к типоразмерной группе 24 (260x173x225 мм), а ее ток холодной прокрутки по методике SAE равен 410 А при -18°С. Емкость АКБ в американском варианте маркировки не указывается.
Маркировка АКБ японского производства производится по стандарту JIS. Он предусматривает четыре параметра. Первые две цифры представляют коэффициент, характеризующий значение емкости и пускового тока. Второй элемент — буква от «A» до «H» зависит от геометрических размеров батареи и конструктивного исполнения клемм. Третье число — длина АКБ в сантиметрах. И последняя буква обозначения говорит о расположении отрицательного вывода («R» — справа, «L» — слева).

Залитая и сухозаряженная АКБ

При покупке залитых аккумуляторных батарей положительным является то, что такая батарея продается в состоянии, пригодном к немедленному использованию. Покупателю не требуется покупать электролит и заливать его в батарею. Надо учесть, что изготовитель при заливке аккумуляторных батарей использует электролит высшего сорта, содержащий минимально допустимые количества примесей, в то время как качество продаваемого электролита нередко бывает весьма сомнительным. Кроме того, качество залитой и заряженной батареи при ее покупке можно и нужно тщательно проверить, а качество сухозаряженной батареи можно будет определить только после приведения ее в действие по приложенной инструкции. Единственное преимущество сухозаряженных аккумуляторных батарей — возможность длительного хранения (3-5 лет) без изменения их основных свойств, кроме потери сухозаряженности после первого года хранения. Сухозаряженная аккумуляторная батарея не готова к немедленному применению. Она требует заливки электролита и пропитки (от 0,3 до 1 часа), с последующим зарядом (можно на автомобиле) до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам со значением плотности залитого электролита. После хранения более одного года время заряда после заливки и пропитки электролита составит не 3-4 часа, как в первый год хранения, а вырастет до 6-10 часов.

Обслуживаемая и необслуживаемая АКБ

За последние годы АКБ стали легче, мощнее в режиме пуска двигателя; значительно увеличено время полного снижения уровня резервного объема электролита над блоками пластин при нормальной эксплуатации. В результате появились конструкции АКБ, исключающие возможность доливки дистиллированной воды для поддержания уровня электролита над пластинами в ячейках. Однако во всех типах стартерных свинцово-кислотных АКБ основные электрохимические реакции при заряде, разряде и бездействии сохранились. Хотя интенсивность разложения воды из электролита в газ при зарядно-разрядных процессах в стартерных аккумуляторных батареях значительно уменьшилась, интенсивность снижения в эксплуатации уровня электролита над пластинами как зависела, так и зависит от режима работы (суточного пробега) автомобиля и технических показателей его зарядной системы. Следовательно, с первого дня работы плотность электролита в АКБ может повышаться от первоначального значения с интенсивностью, значительно зависящей от условий работы. Стационарный заряд аккумуляторной батареи приводит к более быстрому снижению уровня электролита. У АКБ без доливочных отверстий не указаны ограничительные режимы подзаряда самими владельцами. Отсутствие возможности доливать дистиллированную воду для поддержания уровня резервного электролита объективно сокращает возможный ресурс аккумуляторной батареи. Поэтому своевременная доливка дистиллированной воды в батарею с пробками позволяет снизить негативное влияние высокой плотности электролита на ее последующий ресурс. Только АКБ, которая работает при минимальном воздействии негативных факторов, может достигать расчетных значений по продолжительности ресурса. Определенное количество батарей (без пробок для доливки) в эксплуатации после устранения дефекта в электрооборудовании оказывается непригодным к дальнейшей работе из-за низкого уровня и высокой концентрации электролита. По этой причине резко снижается отдача энергии. В более выгодных условиях после устранения дефекта в электрооборудовании оказываются АКБ, имеющие отверстия с пробками для доливки дистиллированной воды. В случае отказа аккумуляторной батареи в работе, измерение плотности электролита по ячейкам позволяет быстро и с высокой объективностью установить его причину: дефект в какой-либо ячейке, глубокий разряд или обрыв цепи внутри АКБ. Низкая плотность электролита в одной из ячеек указывает на наличие дефекта в ней (короткое замыкание между пластинами в блоке). Одинаково низкая плотность электролита во всех ячейках связана с глубоким разрядом всей батареи. При обрыве цепи разряда внутри АКБ плотность электролита по ячейкам практически одинаковая. Доступность замера плотности электролита в ячейках аккумуляторной батареи позволяет получить объем информации о ее состоянии простейшим способом, без проведения заряда и последующего тестирования.

На что обратить внимание при покупке АКБ

Уточнить тип, емкость, силу пускового тока и габариты старой (заменяемой) АКБ, способ ее крепления, в том числе расположение и размеры крепежных выступов в нижней части корпуса батареи, которые предназначены для крепления батареи в штатном гнезде автомобиля.
Узнать тип и электрические показатели новой (покупаемой) АКБ, которые должны быть не ниже, чем у старой. При одинаковом значении емкостей (новой и старой АКБ) значение пускового тока у новой АКБ может быть больше (при одинаковых режимах их определения), что должно способствовать более надежному режиму пуска двигателя в зимний период.
Выбрать аккумуляторную батарею, у которой форма исполнения полюсных выводов и их расположение (прямая и обратная полярность) как на старой батарее, поскольку у легкового автомобиля длина проводов для подключения может оказаться недостаточной, если пытаться установить АКБ другой полярности.
Определиться с необходимым исполнением батареи: в продаже имеются АКБ как сухозаряженного исполнения, так и залитые электролитом и заряженные. При срочной замене необходимо брать залитую и заряженную АКБ. Она готова к работе в отличие от сухозаряженной АКБ, которая требует заливки, пропитки и последующего заряда до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам до значения плотности залитого электролита.
На прилавке необходимо освободить АКБ (как сухозаряженную, так и залитую электролитом) от упаковки и осмотреть целостность корпуса АКБ, наличие этикеток с обозначениями и показателями.
При покупке аккумуляторной батареи, готовой к работе, не отходя от прилавка необходимо попросить продавца выполнить следующие действия: проверить уровень и плотность электролита; замерить напряжение разомкнутой цепи на полюсных выводах; проверить на разряд (нагрузку) .
Выполнение этих операций позволяет обнаружить механические повреждения корпуса АКБ, убедиться в необходимой ее заряженности и работоспособности. Плотность электролита в новой батарее должна быть не ниже 1,25 г/см3, а ее НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — не ниже 12,5 В при положительной температуре. Напряжение при разряде на нагрузочную вилку не должно меняться в течение 3-5 секунд. Если показатели проверяемой батареи не удовлетворяют покупателя, он вправе от нее отказаться либо поменять на другую. Замеренные показатели АКБ должны быть занесены в гарантийный талон при его заполнении продавцом, так как он будет востребован при последующих претензиях к аккумуляторной батарее. Незаполненный гарантийный талон не дает права на предъявление претензий по гарантийным обязательствам. Уточните, каковы особенности данной батареи, как контролировать ее состояние при последующей эксплуатации.

Аккумулятор – это неотъемлемая часть любого современного автомобиля. Новое авто приобретается уже с установленной производителем батареей, которая по всем параметрам соответствует мощности двигателя машины. Следовательно, в этом случае автовладелец избавлен от необходимости самостоятельного подбора электрохимического источника тока.

Но, как известно, любое оборудование имеет свой определённый срок службы, который рано или поздно закончится. Значит, АКБ выйдет из строя и потребуется её замена. А как правильно подобрать новый источник энергии для транспортного средства, чтобы он в полной мере соответствовал объёму мотора, установленного в нём?

Именно для этого и служит маркировка аккумуляторов – специальная информационная табличка, которая устанавливается на корпус и содержит все основные характеристики устройства.

Стандарты маркировки автомобильных аккумуляторов

Компании-производители, которые специализируются на выпуске автомобильных аккумуляторов, на современном рынке представлены в широчайшем разнообразии. В связи с этим разработаны и утверждены стандарты, которые не только устанавливают определённые нормы соответствия выпускаемой продукции, но и регламентируют требования к маркировке АКБ.

В зависимости от места нахождения предприятий по производству аккумуляторных батарей принято различать несколько маркировочных стандартов:

  • ГОСТ Р 53165–2008 – регламент маркировки отечественных батарей;
  • DIN – Германский промышленный стандарт;
  • ETN – Европейский типовой номер;

ETN – это наиболее усовершенствованный регламент маркировки автомобильных аккумуляторов, произведённых на европейской территории. Он призван заменить DIN, предъявляя требования к нанесению расширенной информации на корпусе.

  • SAE – американский промышленный стандарт, отличающийся от варианта Европы количеством параметров и символами для их обозначения;
  • JIS – Японский промышленный стандарт, который широко применяется азиатскими компаниями для маркировки своей продукции.

Прежде чем пытаться разобраться с информацией, имеющейся на корпусе устройства, необходимо выяснить страну-производителя, а следовательно, и регламентирующий документ, в соответствии с которым выполнен маркировочный шифр. Тем самым вы существенно упростите себе задачу.

Маркировка отечественных аккумуляторов для авто выполняется в строгом соответствии с государственным стандартом от 2008 года. В ряде случаев маркировочный код представляется в виде А Б В Г, где:

  • А – количество элементов питания или «банок», входящих в комплектацию устройства;
  • Б – назначение АКБ по функциональному признаку или, другими словами, её тип;
  • В – ёмкость – одна из основных характеристик устройства, которую обязательно следует принимать во внимание при выборе;
  • Г – вид материала, который используется при изготовлении АКБ.

В качестве примера рассмотрим маркировку 6СТ – 55 АПЗ, где:

  • 6 – количество «банок», которые содержит данный электрохимический источник тока;
  • «СТ» определяют функционал батареи – стартерная;
  • 55 – это не что иное, как номинальная ёмкость устройства, которая составляет в рассматриваемом варианте 55 Ампер-часов.

Последние литеры маркировочного шифра указывают на характерные особенности батареи:

  • «А» означает, что корпус АКБ имеет общую верхнюю крышку;
  • «З» – батарея заряжена и заправлена электролитным раствором на основе серной кислоты.

А вот средний символ в буквенной цепочке как раз и указывает на разновидность материала. В данной ситуации «П» обозначает, что сепаратор выполнен в виде конверта, а материалом для него служит химически пассивный полиэтилен.

Мало того, можно на маркировке встретить и такие символы:

  • М – сепаратор представляет собой мипласт, изготовленный из поливинилхлорида;
  • Э – эбонитовый моноблок;
  • Т – сепаратор имеет вид моноблока из термопластичной пластмассы.

Также буквенно-цифровое обозначение прибора может включать иные параметры, характеризуя конструкторско-технологическое исполнение АКБ:

  • N – с нормальным расходом воды;
  • L – с малым расходом воды;
  • VL – с очень малым расходом воды;
  • VRLA – с регулирующим клапаном.

Немалая роль при подборе нового аккумулятора отводится и дате выпуска, маркировка которой обязательно должна присутствовать на корпусе изделия в соответствии с регламентирующими документами.

Оптимальный срок хранения свинцово-кислотной АКБ, в маркировочном коде которой присутствует буквенное обозначение «З», составляет 6 месяцев. Значит, для его точного определения необходимо обладать информацией о дате производства.

Стоит сразу заметить, что единообразия в нанесении маркировки даты выпуска нет даже у отечественных производителей, не говоря уже о зарубежных. Наиболее распространены 4 основных способа указания даты изготовления:

  1. 0123 456789, что значит:
    • 0 – порядковый номер производственной линии, с которой сошёл данный аккумулятор;
      123 – код партии продукции;
    • 4 – последняя цифра года выпуска;
    • 5 – полугодие (1 – первое, то есть первые шесть месяцев года производства, 2 – второе);
    • 6 – номер месяца по порядку в каждом полугодии (1 – январь, 2 – февраль и т. д.);

      Порядковый номер месяца во втором полугодии опять начинается с 1, то есть 1 – июль, 2 – август и т. д.

    • 7, 8 – день месяца;
    • 9 – номер бригады, в смену которой была изготовлена продукция.
  2. Шестизначный код в формате ММ.ГГГГ можно расшифровать следующим образом:
    • ММ – месяц изготовления;
    • ГГГГ – год выпуска, состоящий из 4 цифр.
  3. Четыре символа в формате ММ.ГГ, что значит:
    • ММ – месяц производства устройства (05, 06… 11, 12);
    • ГГ – год производства АКБ (17, то есть 2017, 18 – 2018…).
  4. Пять символов формата 01234 означают:
    • 0 – день недели (3 – среда, 5 – пятница…);
    • 1, 2 – порядковый номер недели года;
    • 3 – последняя цифра года в четырёхзначной последовательности, которая может быть обозначена буквой латинского алфавита: А – 2016 год, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020.

Европейские стандарты маркировки АКБ

Аккумуляторные батареи для авто, которые производятся на европейской территории, могут иметь два варианта маркировки:

  1. Согласно с немецким стандартом DIN, где маркировка состоит всего лишь из пяти цифр: 012 34:
    • 012 – закодированный номинальный показатель ёмкости;

      Для нахождения величины данного параметра в Ампер-часах необходимо из указанного на маркировке трёхзначного числа вычесть 500.

    • 34 – обозначение конструктивного исполнения батареи, расшифровка которого приведена в инструкции к АКБ.
  2. Согласно с усовершенствованным европейским стандартом ETN, маркировочный код которого включает уже 9 символов: 012 345 678, что обозначает:
    • 012 – код номинального показателя ёмкости (по аналогии с немецким аналогом);
    • 345 – шифр конструктивного исполнения АКБ (аналогично DIN);
    • 678 – зашифрованный показатель тока «холодной прокрутки».

Для нахождения величины данного параметра в Амперах необходимо число, заданное маркировочным кодом, умножить на 10.

Что же касается маркировки года выпуска аккумулятора, здесь вариантов великое множество. Практически каждая компания-производитель имеет свой собственный набор обозначений, способный насчитывать до 24 символов. Чтобы его расшифровать, придётся изучить соответствующий раздел в инструкции по эксплуатации.

Маркировка азиатских АКБ

Азиатские производители при маркировке своей продукции руководствуются JIS-стандартом. Маркировочный код, как правило, включает не более 6 цифро-буквенных символов, но расшифровать их не так просто, как кажется на первый взгляд.

Итак, обозначение АКБ представляет собой следующую запись: 123456, где:

  • 12 – это шифр номинальной ёмкости устройства, для нахождения значения которого в Ампер-часах необходимо цифры маркировки умножить на специальный коэффициент (подробнее читайте в инструкции по эксплуатации батареи);
  • 3 – буквенное обозначение кода размеров корпуса (используются буквы латинского алфавита);
  • 45 – длина аккумуляторной батареи (в см);
  • 6 – буквенный символ, определяющий месторасположение минусовой клеммы. Здесь возможны лишь два варианта: L – обратная полярность, R – прямая.

Способов нанесения даты выпуска на аккумулятор можно встретить несколько, но наиболее часто встречаются следующие:

  1. Цифровой код, состоящий из 6 символов-знаков: abcdef, означающий:
    • a – номер линии на производстве;
    • b – четвёртая цифра в году выпуска;
    • c, d – месяц, в котором была выпущена данная продукция;
    • e, f – число месяца изготовления АКБ.
  2. Код в формате ДД.ММ.ГГ или, наоборот, ГГ.ММ.ДД, что значит:
    • ДД – день месяца производства (число месяца);
    • ММ – месяц выпуска по порядку;
    • ГГ – две последние цифры года, в котором АКБ покинула производственную линию.

Иногда встречаются и более сложные шифры даты выпуска, в этом случае инструкция вам в помощь.

Американские производственные компании, которые занимаются выпуском аккумуляторных батарей, применяют для их маркировки стандарт SAE. Буквенно-цифровой код достаточно прост и выглядит как 123456, где:

  • 1 – обозначение типа батареи в буквенном выражении;
  • 2, 3 – размеры изделия;
  • 4, 5, 6 – величина тока «холодной прокрутки», выраженная в амперах.

Где стоит дата выпуска на американском аккумуляторе?

Здесь возможны два варианта:

  1. На корпусе в формате: аб, где:
    • а – последняя цифра года изготовления АКБ;
    • б – обозначение в виде буквы английского алфавита месяца выпуска продукции: А – январь, В – февраль, С – март и т. д.
  2. На токовыводящей клемме, обозначенной символом «-«, сверху в следующем виде: 12/34, что значит:
    • 12 – неделя года по порядку;
    • 34 – две последние цифры года выпуска из четырёхзначной последовательности.

Что обязательно указывается на автомобильном аккумуляторе

Действующие стандарты устанавливают, какая информация обязательно должна присутствовать на аккумуляторной батарее. Сюда относятся следующие параметры:

  1. Название компании-производителя или её товарный знак.
  2. Даты выпуска батареи в произвольном формате.
  3. Маркировка полярности клемм с использованием общепринятых символов: «+» – плюсовая, «-» – минусовая.
  4. Номинальная ёмкость АКБ, выраженная в Ампер-часах.
  5. Величина номинального напряжения в вольтах.
  6. Значение тока «холодной прокрутки», определённое в Амперах.
  7. Тип устройства.
  8. Масса аккумуляторной батареи.
  9. Предупреждающие знаки, характеризующие класс опасности продукции, способ её утилизации и т. д.

Количество предупреждающих знаков может быть различным для каждого производителя.

Также может быть нанесена дополнительная информация:

  1. Метки на корпусе, показывающие минимальный и максимальный уровень электролита.
  2. Буквенное обозначение, определяющее климатические условия, для работы в которых предназначено данное устройство.