Автомобили ижевского автозавода

Содержание

Лада Ижевск

ООО «ЛАДА Ижевский автомобильный завод»

Тип

Общество с ограниченной ответственностью

Основание

Прежние названия

«ИжАвто» (до 2017 года)

Расположение

Россия: Ижевск, Удмуртия

Ключевые фигуры

Денис Носов
(генеральный директор)

Отрасль

Автомобилестроение

Продукция

Легковые автомобили

Материнская компания

АВТОВАЗ

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Лада Ижевск — российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Ижевске. С 2011 года является 100 % дочерним предприятием АО «АВТОВАЗ». Ранее являлось частью оборонного концерна ИЖМАШ. Контролируется АвтоВАЗом через дочернюю компанию «Объединённая автомобильная группа».

История

Логотип компании, использовавшийся до 2017 года

Строительство нового автомобильного завода в Ижевске началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности СССР, в связи с возросшим благосостоянием и спросом населения и для создания внутренней конкуренции автомобилям АЗЛК и ВАЗ. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Автомобиль был произведен на площадях достроенного и переоборудованного корпуса «Прогресс», принадлежащего «Ижмашу». В этом небольшом здании размещался «временный», обходной вариант производства — с участками сварки, окраски и сборки. Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». Но уже в 1971 году был введен в эксплуатацию главный конвейер «большого» автозавода, и выпуск автомобилей в «Прогрессе» прекратился. С этого времени площади корпуса использовались для производства сидений.

С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров, которые были лицензированы от Renault и строились с помощью французских специалистов. С 1968 по 1973 года на заводе осуществлялась сборка автомобиля-фургон Москвич-434. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов, когда на конвейер был поставлен первый и на более чем десятилетие единственный в СССР легковой автомобиль Иж-2125 («Иж-Комби») с типом кузова лифтбек. Проектная мощность завода была доведена до 200 тысяч в год, хотя фактический выпуск автомобилей был несколько меньше. С 1972 года завод освоил производство автомобилей-фургонов Иж-2715 и автомобилей с кузовом пикап Иж-27151 собственной разработки. Кроме того КБ завода в 1970-1980-х разрабатывало перспективные автомобили, как то внедорожники Иж-5 и Иж-14, а также легковые автомобили с двухобъемними кузовами Иж-13, Иж-19, позднее превратившиеся в будущую серийную модель Иж-2126 «Орбита».

Бывший изначально частью «Ижмаша», а с 1975 года — подразделением в составе производственного объединения «Ижмаш», в начале 1990-х завод выделился в самостоятельное предприятие дочернее акционерное общество «Ижмаш-Авто». Все его акции принадлежали работникам Ижевского оружейного завода. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства. Ижавто выпускал в этот период окончательно устаревшие легковые автомобили Москвич-412-028ИЭ, коммерческие Иж-2715-01/27151-01 и не оправдавший надежд Иж-2126. Пик спада пришёлся на 1997 год, когда «Иж-Авто» собрал лишь 8 000 автомобилей, при расчётной мощности завода в 250 тыс. машин в год.

Ситуация изменилась лишь после дефолта 1998 года и резкого падения курса рубля, благодаря резкому — в несколько раз — падению реальных цен на его продукцию. В 1999 году акционером «Ижмаш-Авто» стала группа компаний «СОК» под руководством президента Юрия Качмазова. Под руководством нового главного конструктора завода А. К. Миллера (бывшего ВАЗовца, ведущего конструктора ВАЗ-21081) удалось «реанимировать» предприятие, смонтировав имеющееся производственное оборудование, включая цех роботизированной сварки, и развернуть массовый выпуск активно рекламируемого Иж-2126 — единственного в то время отечественного легкового автомобиля малого класса с классической схемой привода. В результате к 2003 году выпуск автомобилей в Ижевске вырос более, чем в восемь раз.

В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж», за исключением «Иж-27175» (фургон на базе «ВАЗ-2104» с использованием узлов «Иж-2126»), было прекращено, в декабре было прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск KIA Rio второго поколения. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», «Иж-27175», была запущена сборка KIA Sorento.

Здание заводоуправления в 2012 году

Кризис 2008—2009 годов и преодоление его последствий

До 2009 года ОАО «ИжАвто» входило в группу компаний «СОК». В 2009 году группа «СОК» продала компанию «ИжАвто» её менеджменту за сумму около $200 млн. Позднее представители Сбербанка России, получившего в итоге за долги контроль над предприятием, обвиняли в связи с этим «СОК» в выводе активов автозавода, и по подозрению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» было возбуждено уголовное дело. В феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск.

В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников — около 5 тыс. человек.

В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено. Общий долг перед кредиторами составлял 13,5 млрд рублей. В августе того же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве, и месяцем позднее она была признана банкротом.

С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010 года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объёмы производства.

В одном из цехов ИжАвто, сентябрь 2010

27 сентября 2010 года Ижевский автозавод отгрузил первые после возобновления производства 10 автомобилей ВАЗ-2104. План на октябрь предусматривал производство 2484 автомобилей ВАЗ-2104 и Иж-27175.

Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является Сбербанк. Ранее он получил в качестве вариантов развития «ИжАвто» два бизнес-плана: корейского концерна Hyundai — Kia и альянса «АвтоВАЗ» — Renault—Nissan. Корейцы планировали, что в октябре-ноябре 2010 года на конвейере завода начнётся сборка автомобиля Kia Spectra, в середине 2011 года — автомобиля Kia Sorento. На декабрь был назначен старт крупноузловой сборки грузовиков Hyundai. Однако 17 декабря 2010 года «Ростехнологии» и подконтрольный им АвтоВАЗ в присутствии премьера Владимира Путина подписали со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов обанкротившегося автозавода «ИжАвто». В меморандуме значилось, что Сбербанк переуступает «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» — на 5,23 млрд руб. «Ростехнологии» покупают у Сбербанка задолженность «ИжАвто» за деньги федерального бюджета. Предполагается, что производство «классики» будет закрыто уже к концу 2011 года, и на мощностях «ИжАвто» сможет начать сборку коммерческих машин альянс Renault-Nissan.

В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии.

C апреля 2011 года «ИжАвто» производил автомобили LADA 2107. 17 апреля 2012 года производство этих автомобилей было прекращено. Летом 2011 года на несколько месяцев было возобновлено производство ограниченных партий Kia Spectra (1700 шт.) и Kia Sorento (800 шт.) — до выработки оставшихся машинокомплектов.

В 2011 году активы ОАО «ИжАвто» и его дочерних предприятий приобрела «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ). В свою очередь, в октябре того же года ОАГ была приобретена ОАО «АвтоВАЗ» за 1,7 млрд рублей. При этом долг «ИжАвто» составлял более 13 млрд рублей. После модернизации на мощностях завода планировалось собирать LADA Granta. Одновременно также предполагалось начать здесь производство нескольких моделей Renault-Nissan, однако последние в апреле 2012 года предпочли производственные мощности в Санкт-Петербурге.

В мае 2012 года председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» планирует вложить в модернизацию Ижевского автозавода порядка 10 млрд рублей. К 2016 году мощность предприятия планируется довести до 300 тысяч автомобилей в год, что станет одним из самых крупных автопроизводств в стране.

25 июля 2012 года на предприятии началось производство модели LADA Granta. В организацию производства было вложено 1,36 млрд руб. 14 мая 2014 года с конвейера завода сошел первый автомобиль LADA Granta в модификации кузова «лифтбек».

17 сентября 2012 года ИжАвто выпустила последний экземпляр универсала LADA 2104, завершив тем самым историю производства «классики».

В феврале 2015 года на заводе была начата пилотная сборка автомобиля LADA Vesta.

25 сентября 2015 года начато серийное производство автомобилей LADA Vesta.

11 сентября 2017 года семейство LADA Vesta расширилось — стартовало производство автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

25 апреля 2018 года в производство был запущен седан LADA Vesta Cross.

Собственники и руководство

По состоянию на весну 2012 года активы «ИжАвто» контролировались «АвтоВАЗом» через дочернюю компанию «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ).

24 февраля 2014 года новым генеральным директором ООО «Объединенная автомобильная группа» назначен Михаил Сергеевич Рябов, занимавший пост вице-президента по продуктам и программам АвтоВАЗа.

24 апреля 2017 года производственная площадка Группы «АВТОВАЗ» в Ижевске переименована из ООО «Объединённая автомобильная группа» в ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» (сокращенно ООО «ЛАДА Ижевск»).

Новое название отражает принадлежность предприятия к Группе «АВТОВАЗ», и способствует формированию единого корпоративного нейминга.

Хронология выпуска автомобилей

  • 1966—1967 Москвич-408 выпущено 4196 машин
  • 1968—2001 Москвич-412 выпущено 2 317 439 машины (всех модификаций)
  • 1968—1973 Москвич-434
  • 1973—2001 Иж-2715 выпущено 1 076 954 машины (всех модификаций)
  • 1973—1997 Иж-2125 выпущено 414 187 машин (всех модификаций)
  • 1982—1997 Иж-27151
  • 1990—2005 Иж Ода выпущено 141 508 машин
  • 2002—2005 ВАЗ-2106
  • 2002—2012 LADA 2104
  • 1997—2005 Иж-2717
  • 1997—2005 Иж-27171
  • 2003—2006 Иж-21261
  • 2005—2012 Иж-27175
  • 2005—2009, 2011 Kia Spectra
  • 2006—2009 Kia Rio
  • 2007—2009, 2011 Kia Sorento
  • 2011—2012 LADA 2107
  • 2012—2017 LADA Granta
  • 2014—2017 LADA Granta liftback
  • 2014—2017 Nissan Sentra
  • 2015—2017 Nissan Tiida
  • 2015— н.в LADA Vesta
  • 2017— н.в LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  • 2018— н.в LADA Vesta Cross

Деятельность

В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц.

В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд руб.; чистая прибыль составила 274 млн руб..

Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.

В 2010 году завод выпустил 6 980 машин LADA 2104 и Иж-27175.

За 2011 год завод выпустил 70 176 автомобилей, в том числе: 30 826 — ВАЗ-2104, 31 629 — ВАЗ-2107, 5 241 — Иж-27175, 1 680 — KIA Spectra и 800 — KIA Sorento.

В 2012 году предприятие произвело 48 573 автомобиля, в том числе, 24 074 — LADA Granta.

25 июля 2012 года на предприятии началось производство модели LADA Granta. В организацию производства было вложено 1,36 млрд руб. 14 мая 2014 года с конвейера завода сошел первый автомобиль LADA Granta в модификации кузова «лифтбек».

17 сентября 2012 года ИжАвто выпустила последний экземпляр универсала LADA 2104, завершив тем самым историю производства «классики».

В феврале 2015 года на заводе была начата пилотная сборка автомобиля LADA Vesta.

25 сентября 2015 года начато серийное производство автомобилей LADA Vesta.

11 сентября 2017 года семейство LADA Vesta расширилось — стартовало производство автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

В конце 2017 года ИжАвто перенес производство LADA Granta liftback в Тольятти, тем самым освободив производственные мощности для семейства LADA Vesta.

16 декабря 2017 года с конвейера завода сошёл пятимиллионный автомобиль.

25 апреля 2018 года в производство был запущен седан LADA Vesta Cross.

1 марта 2019 года был выпущен юбилейный, 300-тысячный автомобиль «Лада Веста».

> Статистика

Производство автомобилей в 1966—1991 годах:

Производство автомобилей в 1992—2004 годах:

Производство автомобилей после 2005 года:

Галерея

  • Склад комплектующих

  • Сварочные посты

  • Сварочный пост на сборочном конвейере

  • Сборочный конвейер

  • Сборочный конвейер

  • Сборочный конвейер

  • Сборочный конвейер

  • Сборочный конвейер

  • Производственные корпуса

  • Здание администрации завода

Примечания

  1. На автозаводе в Ижевске сменился гендиректор
  2. Ижевский автомобильный завод – одно из ключевых предприятий автомобильной отрасли России. // izh-auto.ru. Дата обращения 23 апреля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
  3. 1 2 3 http://old.autoreview.ru/new_site/year2002/n23/izh/800/tab.jpg (недоступная ссылка)
  4. Российский автопром находится на пороге кризиса — новости Екатеринбурга E1.ru
  5. Приехали — ВЕДОМОСТИ
  6. Елена Киселева, Дмитрий Беликов. «Ижавто» переехал в руки менеджмента // Коммерсантъ, № 67 (4122) от 15.04.2009 (Проверено 25 декабря 2010)
  7. Прописать ижицу // news.mail.ru (Проверено 10 февраля 2011)
  8. Экс-владелец «ИжАвто» объявлен в розыск по делу о преднамеренном банкротстве завода // gazeta.ru (Проверено 14 февраля 2011)
  9. Ирина Цырулева. Одной ногой над пропастью, Время новостей, № 55, 02 апреля 2009 (Проверено 2 апреля 2009)
  10. Алексей Непомнящий. Первое банкротство Архивная копия от 15 августа 2009 на Wayback Machine // Ведомости, № 151 (2421), 14 августа 2009
  11. 1 2 Суд в очередной раз признал «ИжАвто» банкротом // auto.lenta.ru (Проверено 18 февраля 2011)
  12. «ИжАвто» начинает расконсервацию оборудования
  13. «ИжАвто» начал первые после возобновления производства отгрузки автомобилей
  14. «ИжАвто» подкатят к АвтоВАЗу
  15. Ижевский автозавод завершил производство «семерки»
  16. 1 2 Анастасия Николаева. Прощание с «семеркой». // interfax-russia.ru. Дата обращения 23 апреля 2012.
  17. АвтоВАЗ въехал в «ИжАвто» за 1,7 млрд рублей
  18. Ъ СПб. Nissan подгонит Qashqai к форуму
  19. Глубокая модернизация «ИжАвто»
  20. Владимир Штанов. «Ижавто» начал серийное производство Lada Granta. // vedomosti.ru. Дата обращения 31 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  21. «АвтоВАЗ» запустил в Ижевске производство нового лифтбека LADA Granta
  22. Ижевский автозавод: «классика» ушла в прошлое (17 сентября 2012). Дата обращения 17 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  23. В Ижевске началась пилотная сборка Lada Vesta (6 февраля 2015). Дата обращения 24 мая 2015. Архивировано 24 мая 2015 года.
  24. www.izh-auto.ru/index.php?r=staticContent&uri=history
  25. Стартовало серийное производство LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  26. LADA Vesta Cross — дан старт серийному производству
  27. ИЖЕВСКИЙ АВТОЗАВОД — StaticContent
  28. Автозавод Группы АВТОВАЗ в Удмуртии переименован в ООО ЛАДА Ижевск
  29. http://uploads.izhavto.ru/static_content/history/new2/1_1500.jpg
  30. 1 2 Глеб Столяров. «Соку» надо больше Kia (недоступная ссылка) // Ведомости, № 151 (1925), 15 августа 2007
  31. 1 2 «ИжАвто» в 2011 году выпустил более 70 тысяч автомобилей
  32. ИЖЕВСКИЙ АВТОЗАВОД: «КАЙДЗЕН» ДЛЯ LADA GRANTA
  33. Владимир Штанов. «Ижавто» начал серийное производство Lada Granta. // vedomosti.ru. Дата обращения 31 июля 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  34. «АвтоВАЗ» запустил в Ижевске производство нового лифтбека LADA Granta
  35. Ижевский автозавод: «классика» ушла в прошлое (17 сентября 2012). Дата обращения 17 сентября 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  36. В Ижевске началась пилотная сборка Lada Vesta (6 февраля 2015). Дата обращения 24 мая 2015. Архивировано 24 мая 2015 года.
  37. www.izh-auto.ru/index.php?r=staticContent&uri=history
  38. Стартовало серийное производство LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  39. Производство LADA Granta Liftback будет перенесено в Тольятти
  40. LADA Vesta Cross — дан старт серийному производству
  41. https://auto.rambler.ru/navigator/41803225-300-tysyachnaya-lada-vesta-soshla-s-konveyera-izhevskogo-avtozavoda/
  42. 1 2 ИЖ-Авто подвел итоги 2003 года — Mail Авто
  43. Статья: «ИжАвто» подытожил — Известия Удмуртской Республики
  44. Ижевский автозавод в 2007 увеличил объём производства на 69 % | Udm-Info
  45. 1 2 На ОАО «ИжАвто» введено внешнее наблюдение — Коммерсантъ Пермь
  46. ИжАвто в 2014 г. планирует выйти на производство 100 тыс. автомобилей — Волга Ньюс
  47. Репортаж с автозавода «Ижавто», где будут собирать седан Lada Vesta — Газета.Ru
  48. Ижевский автозавод улучшил прогноз по производству: рост почти на треть к 2015 году — ВЕДОМОСТИ
  49. За 2016 год Ижавто выпустил почти 100 тысяч автомобилей
  50. http://izhlife.ru/cars/84445-proizvodstvo-avtomobiley-na-izhevskom-avtozavode-vyroslo-na-9.html
  51. http://www.finmarket.ru/news/5008366

Автомобили Ижевского автомобильного завода (Иж)

Классика

Семейство «Ода»

Грузовые автомобили «Иж»

Опытные экземпляры и прототипы

Топ-5 популярных вопросов ижевчан о «Дне открытых дверей» на LADA Ижевском автомобильном заводе

14 декабря с 10:00 до 16:00 все ижевчане и гости нашего города своими глазами увидят, как на LADA* Ижевский автомобильный завод «рождаются» автомобили. В преддверии исторического мероприятия мы решили ответить на самые задаваемые вопросы горожан.

Когда впервые на Автозаводе состоялся «День открытых дверей» и как часто его проводят?

«День открытых дверей» – редкое мероприятие. Его проводят на LADA Ижевский автомобильный завод только раз в год и в этот раз оно станет уже пятым по счету.

Первый раз Ижевский автозавод распахнул свои двери для всех желающих в 2015 году в честь своего 50-летия. По примерным подсчетам, предприятие в этот день посетили около 20 000 человек. И не зря. Новые цеха, модернизированная техника и современные автомобили, которые сходят с конвейера.

На следующий год, 10 декабря 2016 года, Автозавод с размахом отмечал 50-летний юбилей первого ижевского автомобиля – «Москвича-408».

– Замечательно с мужем сходили, очень понравилось, хорошо организовано. Думали сначала, что не попадем, ведь столько народу, но все спокойно заходят, все посмотрели. Остались очень довольны! Спасибо Автозаводу за такой праздник! – делились впечатлениями гости.

В прошлом году посмотреть, как на предприятии собирают машины, пришли свыше 30 000 человек!

В этот «День открытых дверей» Автозавода будут рады всем гостям: от самых маленьких ижевчан до людей почтенного возраста. Для того чтобы попасть на мероприятие, записываться не нужно. Вход – бесплатный.

Что интересного и уникального можно увидеть на «Дне открытых дверей» LADA Ижевский автомобильный завод?

Свои двери для горожан завод откроет уже в 10:00. До 16:00 ижевчане смогут совершить экскурсию по заводу и посмотреть прессовое производство, производство сварки, производство сборки.

Кроме экскурсии гостей ждет масса приятных сюрпризов. В программе: показ автомобилей всего модельного ряда LADA, работа разнообразных фуд-кортов и интерактивных площадок, веселые мастер-классы и увлекательные квесты, аттракционы, лабиринты, батуты, конкурсы, подарки, анимация, много музыки и отличного настроения.

Весь день юным посетителям завода бесплатно будут вручать сладкую вату и билет в Kido*.

Впервые в Удмуртии состоится презентация концепта – LADA 4×4 Vision Concept*.

Рассказать о своем ярком дне на Автозаводе можно в социальных сетях, добавив любой из хештегов: #делаюигоржусь, #ладаижевск, #деньналадаижевск, #делаюкачество.

Будет ли работать музей Ижевского автозавода в «День открытых дверей»?

Музей будет работать с 10:00 до 16:00 и посетить его смогут все желающие. В экспозиции – более 30 автомобилей. Среди них первые серийные LADA Vesta и LADA Vesta SW Cross*, уникальный лифтбек LADA Granta Sport*, а также исторические автомобили, сходившие с конвейера автозавода, – «Москвич-408», «Москвич-412», «Иж-2125» «Комби», фургон «Иж-2715», в том числе опытные экспериментальные автомобили: переднеприводный «Иж-13», полноприводный «Иж-14», спортивный «Иж-Ралли», прошедший не один километр на международных соревнованиях), опытные прототипы «Оды» и ее различные модификации.

Какие автомобили сейчас выпускают на LADA Ижевский автомобильный завод?

Завод LADA Ижевск производит 4 модели: седаны седаны LADA Vesta* и LADA Vesta Cross*, LADA Vesta SW* и LADA Vesta SW Cross*.

Какие автомобили становились юбилейными на LADA Ижевский автомобильный завод?

Настоящий рекордсмен в этом вопросе – «Иж-2125» «Комби». Она становилась юбилейной в 1977 году (1-миллионная), в 1983 году (2-милионная) и в 1989 году (3-милионным). Следующим юбилейным 4-милионным автомобилем стал фургон «Иж-2717» в 2003 году. В 2017 году, определили 5-милионный автомобиль: им стала LADA Vesta SW Cross*.

Где и когда

  • 14 декабря, суббота с 10:00 до 16:00
  • LADA Ижевский автомобильный завод (ул. Автозаводская, 5)
  • Вход СВОБОДНЫЙ

*ЛАДА, ЛАДА Веста, ЛАДА 4 на 4 Вижн Концепт, ЛАДА Веста СВ, ЛАДА Веста СВ Кросс, ЛАДА Веста Кросс, ЛАДА Гранта Спорт, Кидо.

Модели ИЖ / Izh

Все модели ИЖ 2019 года: модельный ряд автомобилей Izh, цены, фото, обои, технические характеристики, модификации и комплектации, отзывы владельцев ИЖ, история марки Izh, обзор моделей ИЖ, видео тест драйвы, архив моделей Izh. Также вы здесь найдете скидки и горячие предложения от официальных дилеров ИЖ. 
Седан Хэтчбек Универсал Фургон


Архив моделей марки Izh

ИЖ 2125
1973 года

ИЖ 2126
1993 года

ИЖ 2126 4×4
1997 года

ИЖ 21261
1999 года

ИЖ 27175
2005 года

ИЖ 412
1967 года

ИЖ Ника
1993 года

История «ИжАвто»

Производство автомобилей на заводе «Ижмаш» в Удмуртии было начато в апреле 1966 года. Уже в декабре 1966 года на «Ижмаше» был собран первый Москвич-408, разработанный на заводе им. Ленинского комсомола Москвы. Всего в период становления на заводе в 1966 с конвейера сошло 300 автомобилей Москвич-408. Модернизированная модель Москвич-412 появилась на конвейере в декабре 1967 года, и до конца этого года «Ижмаш» собрал 204 автомобиля. Конструкторский коллектив завода разработал свои модернизированные модели Иж-2125 комби и Иж-2715 фургон. В 1971 году вступили в строй последние основные и вспомогательные автомобильные цеха «Ижмаша». На заводе было установлено около 5000 различных станков и дополнительного оборудования, конвейеры «Ижмаша» имели общую длину более пятидесяти километров. Наиболее трудоемкие процессы — сварку и покраску узлов автомобиля делают роботы и автоматические поточные линии.
В октябре 1977 года коллектив завода отпраздновал сошедший с конвейера миллионный автомобиль. Разработанная конструкторами завода новая модель Иж 2126 встала на конвейер в 1991 г. В начале 90-х завод выделился в отдельное предприятие «ИжмашАвто». Лидирующей моделью на «Ижмаше» был хэтчбек Иж 2126, который получил новое имя «Ода» и выпускался в виде нескольких модификаций. Выпускал завод и грузовики — пикап Иж 27171 и фургон — ИЖ 2717. В 2005 году выпуск собственных моделей «ИжАвто» был прекращен, началась промышленная сборка автомобилей KIA Rio и Spectra, а в 2007-м запущено производство внедорожника Sorento. Заводской коллектив делал несколько попыток запустить сборку чешской модели Skoda, но из-за многочисленных организационных и технических трудностей пришлось отказаться от сотрудничества.
В результате значительного спада продаж, вызванного мировым кризисом 2009 года, компания «ИжАвто» полностью остановила производство автомобилей и была объявлена банкротом. В 2010 году дела в компании начали постепенно налаживаться. После годового простоя основное оборудование было расконсервировано, появился план производства на будущее. Спустя год компания налаживает производство ВАЗ 2107, затем на конвейер встала ограниченная партия KIA Spectra и Sorento. В июле 2012 года на заводе Иж стартовала сборка Lada Granta, для этого в организацию производства было вложено 1.36 млрд. руб. В этом же году завод полностью остановил выпуск «четвёрки» ВАЗ 2104, тем самым поставив точку в истории ВАЗовской «Классики». Начиная с сентября 2015 года «ИжАвто» начинает серийное производство российского бестселлера Lada Vesta. 19 июня 2017 года была выпущена 100-тысячная «Лада Веста».

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
История Ижевского автомобилестроения!

Ижевский Автомобильный Завод
Автомобильная история Ижевского завода началась в 1965 году. Но история создания объединения ИжМаш началась почти три века назад. В 1763 году на реке Иж был построен завод по производству якорей для речных и морских судов. В 1807 году был заложен Ижевский оружейный завод. В 1933 году появились первые мотоциклы марки Иж.

Иж-8

12 декабря 1966 года с конвеера сошёл первый ижевский Москвич-408, который был точной копией московского. Первое время узлы и агрегаты поставлялись из Москвы.

В декабре 1967 года появилась новая модель — Москвич-412, которая уже отличалась от московской базовой модели.

Полный размер

Москвич 412

Полный размер

Иж- 412 рестайлинг

Отличия были как внешними, так и техническими. У ижевского варианта был усилен кузов за счёт соединения в единое целое передних и задних лонжеронов. Позже все серийные 412-ые Ижы начали комплектовать съёмными радиоприёмниками «УРАЛ», который в то время считался очень надёжным и качественным. Этот радиоприёмник имел встроенный источник питания и мог работать автономно, вне автомобиля. В свободную продажу УРАЛы не поступали, их ставили только на ижевский Москвич. Плюс к этому ижевский 412-й Москвич отличался высоким качеством сборки и, как следствие, был надёжнее московского «близнеца». Всё эти достоинства делали ижевский 412-й более привлекательным для покупателей. Эта модель продержалась на конвеере до 1994 года. (хетчбек ИЖ-2125 выпускался до 1997 года)

В 1968 году с конвеера в Ижевске сошёл первый фургон Москвич-434, для перевозки груза массой до 600 кг.

Полный размер

Москвич-434

В 1973 году его заменил ИЖ-2715 Каблук, который стал самым массовым советским фургоном.

Полный размерИЖ-2715 Каблук

В 1970 году ИЖ-Маш сделал попытку создать первый в мире паркетный внедорожник. История жестоко умалчивает об этом факте, но именно на ИЖ-МАШе родилась идея и первые опытные образцы паркетного полноприводного внедорожника или как сейчас говорят кроссовера. Подробнее…

Ижевский кросовер

В 1973 году вышла новая модель — ИЖ-2125 «Комби», которая была создана на базе Москвича-412. С началом выпуска этой модели в названии ижевских автомобилей изчезло слово Москвич.

ИЖ-2125 ИЖ 21251-010

В 1984 году появилась модель «Орбита» ИЖ-2126.

Полный размерИЖ-2126

С 2003 года она сменила название на ОДА. Универсал назывался Фабула.

Полный размерФабула

Конструкторы решили отказаться от популярного в то время переднего привода, который удачно был применён на моделях ВАЗ-2108 и Москвич-2141. Однако ИЖ-2126 к сожалению не стал народным автомобилем, в отличие от его предшественников, и ему было суждено стать последним в модельном ряду ИЖ. Попытки реанимировать его в начале 2000-х годов потерпели нудачу.Смена имени на «Ода» и частично оцинкованный кузов (о чём мечтали все советские автолюбители), а так-же выпуск универсала Фабула (на базе новой Оды)были уже сильно запоздалым решением. Была даже полноприводная версия Фабулы с инжекторным двигателем 1.6 от ВАЗовской Нивы. Неплохой, кстати, получился универсал-вездеход и если-бы дизайнеры поработали над внешним видом, то вполне можно было-бы возродить марку ИЖ. Но на дворе уже был 2005 год — в стране вовсю продавались автомобили иностранных автопроизводителей на любой вкус. Конкурировать с ними на старой платформе ИЖ-Орбиты (Оды) было уже бессмысленно.

После завершения выпуска ИЖ-2126, на конвеере остался только каблук ИЖ-2717, наследник ИЖ-2715. Позже его сменил новый ижевский сапожок ИЖ-27175,

ИЖ-27175

созданный на базе ВАЗ-21043. Плюс к этому на ИжМаше уже полным ходом шла конвеерная сборка корейской КИА Спектра.

В начале 2009 года, в разгар кризиса, ИжМаш сократил объёмы производства. Весной ситуация стала почти критической и в августе 2009 года завод был признан банкротом. Свыше 5 тыс сотрудников были сокращены с выплатой двухмесячного пособия. Однако в сентябре появились сообщения о том, что планируется возобновить выпуск автомобилей Kia Spectra. Этот автомобиль ранее был известен под именем Kia Sephia (хетчбек назывался Kia Shuma) и выпускался в Южной Корее с 1993 по 2004 год. Подробнее о Kia Spectra В данный момент Ижевский автозавод принадлежит ВАЗу. В 2014 году На мощностях ИЖмаша была выпущена пилотная партия модели Lada Vesta.

46 лет назад в Ижевске выпустили первый автомобиль

Рабочие встречали в цехе Новый год, а французские инженеры покоряли сердца ижевчанок.

Сегодня «Прогулки по Ижевску» привели нас на Ижевский автозавод. Здесь 46 лет назад — 12 декабря 1966 года — появился на свет первый ижевский автомобиль — «Москвич — 408».

Под эгидой Устинова

В середине 60-х в стране развивалось автомобильное производство: уже существующие заводы переоборудовались, строились новые. Претендентов на то, чтобы организовать у себя еще один завод по выпуску автомобилей, было несколько: Минск, Киев, Свердловск, Пермь. Но выбор пал на Удмуртию – возможно, оттого, что на тот момент здесь уже давно выпускали мотоциклы, а значит, были и ресурсы, и энергетическая база, и грамотные специалисты. А может, решающую роль сыграло то, что наш город еще со времен войны находился под опекой Устинова.

В 1965 году началось строительство Ижевского автозавода.

Досье:

Нина Сулыга работает на автозаводе с 1978 года. Сначала была инженером по кадрам, затем – инженером по безопасности труда. С 2004 года руководит музеем истории Ижевского автозавода.

— Датой основания автозавода в Ижевске считается 21 октября 1965 года – именно тогда вышел приказ о создании автомобильного производства, — рассказывает Нина Сулыга. — А подготовка к этому началась намного раньше — со звонка Дмитрия Устинова (тогда — первый зампредседателя Совета Министров СССР) директору завода «Ижмаш» Ивану Белобородову. Именно «Ижмаш» долгое время курировал выпуск автомобилей в Ижевске – до тех пор, пока автозавод не выделился в отдельное предприятие.

В начале 1965 года Устинов приехал в Ижевск. На месте будущего завода одиноко возвышался производственный корпус «Прогресс», когда-то выстроенный как часть будущего завода по производству электроники, но законсервированный из-за отсутствия финансирования. Именно это поле и выбрал Устинов для будущего завода: две соседние деревеньки расселили и стали готовить площадку под строительство главных корпусов, а тем временем производство решено было развернуть пока в здании «Прогресса».

Ижевский автозавод «начался» с корпуса «Прогресс». 1965 год.

— На строительстве Автозавода впервые был использован вертолет, — рассказывает заслуженный строитель Удмуртии, почетный строитель России Вячеслав Текунов, куратор строительства от МУ №23 треста «Спецстальконструкции». — Вертолетом укладывали железобетонные плиты на крышу заводского корпуса, потому что ни один кран в мире не смог бы охватить стрелой всю его ширину.

Сборочный конвейер в корпусе «Прогресс». Декабрь 1966 года.

«Первые триста машин запомнила на всю жизнь!»

Решено было, что Ижевский автозавод будет собирать «Москвичи» по образцу тех, что выпускались на МЗМА — Московском заводе малолитражных автомобилей, позже – АЗЛК. Причем конца стройки дожидаться не стали: первые автомобили собирали прямо в корпусе «Прогресс», из деталей, присылаемых из Москвы.

Декабрь 1966 года: один из первых автомобилей, собранных в Ижевске.

— Первый «Москвич-408» выпустили на Московском заводе в 1964 году. Решение о запуске автомобильного производства в Ижевске было принято в 1965, поэтому не удивительно, что именно эта модель стала нашим первенцем, — говорит Нина Сулыга. – 12 декабря 1966 года выпустили первый «Москвич-408» под маркой «Иж». От московского он отличался только эмблемой. Причем не все детали были московскими: задний мост, например, сделали на Ижевском редукторном заводе, а сиденья – на мебельном комбинате.

Сход с конвейера первого ижевского автомобиля «Москвич-408». 12 декабря 1966 года.

Досье:

Тамара Секунова работала на заводе «Ижмаш». Участвовала в реставрации корпуса «Прогресс» как штукатур. С 1966 года — на автозаводе – сначала слесарем-сборщиком, затем контролером ОТК. Сейчас Тамаре Алексеевне 82 года, она воспитывает правнука и поет в хоре ветеранов.

— Я тогда работала на «Ижмаше», и среди нас кинули клич: искали, кто согласен участвовать в строительстве завода, — вспоминает Тамара Секунова. – В апреле 1966 года нас, группу из 15 человек, отправили в Москву, на учебу. Директор МЗМА пришел с нами знакомиться. Я маленькая была, крепкая, он пальцем на меня указал и говорит: «Она у нас потолочницей будет». Оказалось, что нужно специальной лопаткой подбивать внутрь края ткани, которой обтянут потолок в салоне.

Тамара Секунова, участвовавшая в сборке первых «москвичей», из-за маленького роста сначала попала в «потолочницы» — для обивки потолка в салоне авто как раз требовались миниатюрные работницы.

— Первые месяцы конвейер не связывал между собой цеха, — продолжает Тамара Алексеевна. — Кузова первых автомобилей на руках переносили со сварки на окраску и так далее, а детали, бывало, приходилось носить в карманах сразу по несколько десятков – так быстрее. 12 декабря был готов первый автомобиль, и тут же нам приказ: до конца года сделать триста! Я эти триста машин на всю жизнь запомнила.

В последние дни перед Новым годом рабочие и начальство практически не видели родных – многие даже ночевать оставались на работе. В итоге трехсотый «Москвич» был готов только в новогоднюю ночь.

— Маляры его вынесли на руках, и мы все кузов облепили как мураши, потащили ставить колеса, а сами от счастья ревем чуть не в голос, — вспоминает Тамара Алексеевна. — Вверху уже все готово к празднику, а мы внизу, с нами начальник участка и сам Белобородов. В пять утра 1 января повесили большую табличку «Принимай, родина, трехсотый «Москвич»!» и только после этого разошлись по домам. Белобородов нам всем потом выписал по дополнительному окладу.

Французы произвели фурор среди ижевчанок

В начале 70-х на заводе начали работать собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова. Большая часть оборудования была закуплена через компанию «Рено», которая выступила генподрядчиком и привлекла других ведущих мировых поставщиков оборудования для автомобилестроения – фирмы «Блисс», «Ерфурт» (Германия), «Камацу» (Япония) и другие.

— Точно также как «Автоваз» был создан на основе итальянского «Фиата», Ижевский автозавод начинался при поддержке французского «Рено», — рассказывает Нина Сулыга. — Французской фирме были заказаны штамповочные прессы для производства кузовов автомобилей. Самый крупный из этих прессов, к слову, весил 120 тонн.

Д.Ф. Устинов и И.Ф. Белобородов в конструкторском бюро автозавода. 1970-е годы.

— Везли прессы водным путем, из французского Гавра в Ленинград, а оттуда в Чайковский, — рассказывает ВячеславТекунов. – Дело в том, что ширина колеи российских железных дорог не совпадает с европейской, и на границе прессы пришлось бы грузить в наши поезда, что было очень хлопотно. Поэтому и отправили по воде. Из Чайковского в Ижевск их везли тралы – платформы на колесах. Занимал такой трал всю ширину дороги, так что гаишникам приходилось перекрывать трассу.

Тогда же в Ижевск прибыли и специалисты «Рено». Для них построили гостиницу на улице 9-го Января, позже номера были отданы под общежитие. Сейчас там находится гостиница «Уральская».

— Весь Ижевск эти французы переполошили, — рассказывает Тамара Алексеевна. – Особенно девушек – просто фурор был какой-то. А что поделаешь – молодежь!

Участие Рено в судьбе автозавода в очередной раз подтверждает, что история циклична. Сейчас Ижевский автозавод и АвтоВАЗ ведут работу с альянсом Рено-Ниссан по организации производства в Ижевске автомобилей марок Рено и Ниссан.

Автомобили ждали по 15 лет

408-х в Ижевске было сделано больше четырех тысяч. В 1967 году завод перешел на более совершенный «Москвич-412». Одновременно эта модель выпускалась и на АЗЛК, правда, на московские авто затем начали ставить прямоугольные фары производства ГДР, а ижевские так и остались с круглыми.

— 412-й «Москвич» поначалу выпускался на одной линии с 408-м, но двигатель у него был уже более современным, — рассказывает Нина Сулыга. – Позднее на базе 412-го начали выпускаться еще несколько моделей, в том числе знаменитые «каблучок» Иж-2715 и «Комби». «Москвич-412» — один из самых массовых автомобилей Советского Союза. Ижевский завод делал их до конца 20 века и выпустил за это время почти два с половиной миллиона таких машин.

В конце 60-х, когда Ижевск только начал выпуск собственных авто, очереди на них были огромные – люди ждали по 10-15 лет. Но и стоили первые «Москвичи» относительно недорого – 2-3 тысячи рублей (средняя месячная зарплата по стране в 1969 г. — около 110 руб.). Зато потом они подорожали, и купить «Москвич» стало проще.

В октябре 1977 года на Ижевском автозаводе выпущен миллионный автомобиль.

— Мой отец в 1979 купил «москвич» за 7200 рублей, — вспоминает ижевчанин Олег Алексеев. — Это было очень дорого: «жигули» первой модели, например, стоили 5700. Зато не нужно было стоятьв очереди: его организации как раз выделили «москвич». Он занял денег, пошел в исполком, где подписали документы, что не возражают против того, чтобы именно он получил машину. Потом взял чек в сберкассе, отдал его в потребсоюз, где ему дали доверенность, с которой он и поехал на завод. Помню, он расстраивался, что в комплекте был радиоприемник, и из-за этого пришлось заплатить на 200 рублей дороже.

К концу 1970-х годов модельный ряд автозавода включал в себя седан, лифтбэк, пикап и фургон.

Уже в 1973 году завод в Ижевске выпустил автомобиль по собственному проекту – пятидверный «Комби», первый в СССР автомобиль с типом кузова хэтчбэк, а если быть совсем точным – лифтбэк. Правда, этот термин в России употреблялся редко.

В дальнейшем ижевские «Москвичи» развивались уже практически независимо от московских. Автозавод работал под эгидой Министерства обороны, так как долгое время входил в состав оборонного завода «Ижмаш», так что за качеством ижевских «Москвичей» следили куда более пристально, чем за их собратьями на АЗЛК. А вот отделка салона в ижевских автомобилях, наоборот, — была грубее.

На один макет уходит до тонны пластилина

Досье:

Владимир Савельев работал на Ижевском автозаводе дизайнером, затем — начальником бюро художественного конструирования. Сейчас Владимиру Антоновичу 66 лет, он доцент кафедры дизайна промышленных изделий УдГУ.

— В 1972 году наше бюро переехало с «Ижмаша» на Автозавод, — вспоминает Владимир Савельев. – Это сейчас нас бы назвали «дизайнерами», а тогда мы занимались «художественным конструированием» — придумывали новые автомобили или дорабатывали уже существующие. Сначала модель появляется в голове и на бумаге, потом из пластилина лепишь макет 1 к 5. С ним работают дизайнеры, конструкторы и технологи – придумывают, как нужно делать стыковки. Потом уже делаешь макет 1 к 1 – на такой уходит до тонны пластилина.

Владимир Савельев: «Пластилин — один из главных инструментов дизайнера на автомобильном заводе».

Первая работа, в которой Владимир Антонович участвовал в качестве дизайнера, — «каблучок», Иж-2715.

— У москвичей уже был универсал, и они просто не стали вырубать в задней части стекла – так и получилась грузовая модификация, — объясняет Савельев. — Но такие машины не могли перевозить большой объем груза, а значит, были нерентабельны. Поэтому мы решили сделать крышу повыше. Но такая конструкция не проходила по конвейеру по высоте, и тогда мы ее разрезали по нижней границе окон. Получилось сразу две модификации – пикап и фургон (открытый и закрытый).

Отвечали дизайнеры и за цвета автомобилей. Каждый год на заводе составлялись цветографические карты — это все варианты окраски автомобилей в текущем году, в соответствии с которыми закупалась краска – чаще всего в Югославии.

— Один из самых знаменитых «окрасов» ижевского «Москвича» — ярко-оранжевый «Апельсин». Появился он благодаря нашему руководителю Вадиму Благоразумову – это был его любимый цвет, — рассказывает Владимир Савельев. – Я, например, дал название красно-коричневому цвету «Бизон». Были также «Надежда» — синий, «Лоза» — зеленоватый, «Пицунда» — голубой, «Камыш» — бледно-желтый. Машины красили даже в металлик – были такие цвета «Форель» и «Брызги шампанского».

Названия нужны были для того, чтобы владелец, ненароком поцарапавший свой автомобиль, мог попросить в магазине точно такую же краску – сейчас с этой же целью цветам присваивают номера, общие для всех стран.

— Имена цветов мы придумывали либо максимально точные – например, «Алая заря» для красного цвета, — говорит Савельев. — Либо – как в случае с «Бизоном» или «Пицундой», — по ассоциациям.

Какие автомобили выпускал Ижевский автозавод?

Какие еще машины мог бы выпускать Ижевский автозавод?

«ЗИМА»

— Проект этого двухдверного автомобиля придумали в одном из ижевских НИИ в 1965 году, после того, как стало известно о грядущем запуске в городе автомобильного производства, — рассказывает Нина Сулыга. – Возможно, они надеялись, что именно эту модель пустят в производство и дадут под нее деньги, поэтому и назвали ее «ЗИМА» — «Завод ижевских малолитражных автомобилей».

Но советское руководство решило, что ставить эту машину на производство будет не рационально, и она так и осталась в единственном экземпляре. Кроме того, был проект и второго, четырехдверного, опытного образца «ЗИМА-2».

Иж-13 «Старт»

— Мы первыми из советских заводов сделали образец переднеприводного легкового автомобиля, — говорит Владимир Савельев. — Взяли «Комби» и решили продолжить линию пятидверных авто, но уже полностью в другом дизайне. Передний привод экономически был более выгоден, но, к сожалению, с этой идеей на тот момент пришлось расстаться – в Союзе не было завода, который мог бы выпускать для такого автомобиля специальные шарниры («шрусы»), которые должны были заменить кардан.

Иж-14 4X4

В начале 70-х государство решило выпускать полноприводный автомобиль «для народа». Тогда эту нишу занимал «газик», но его не продавали в частные руки – только в совхозы и колхозы.

— Свои образцы представили сразу несколько заводов, но «ижевский джип» был лучшим, — считает Владимир Савельев. — Единственный недостаток его был в том, что колеса мы оставили обычного диаметра, и от этого страдала проходимость. Зато мы единственные сделали автомобиль цельносварной конструкции. Кроме того, в нашем автомобиле водитель мог одним рычагом переключить привод с полного на передний или задний.

«Иж-14» так и не стал серийным – Минобороны не выделило денег на его дальнейшую разработку, а пальму первенства вскоре подхватила вазовская «Нива».

Багги и квадроцикл

В начале 70-х в России стали популярны багги. Конструкторы ижевского автозавода ТОЖЕ занялись их разработкой. То была личная инициатива без далеко идущих планов. Гоняли сами, делали образцы для спортсменов, участвовавших во всесоюзных соревнованиях.

Потом на заводе сделали мотомашину — нечто среднее между багги, мотоциклом и автомобилем. Образец с автомобильными шасси и мотоциклетной посадкой можно считать прототипом современного квадроцикла. К сожалению, в массовое производство мотомашина тоже не пошла.

ИА «Удмуртия»

6 апреля 1966 года Совет Министров СССР принял постановление об организации на Ижевском машиностроительном заводе производства легковых малолитражных автомобилей. А уже 12 декабря с конвейера экспериментального производства сошла первая партия автомобиля «Москвич» с эмблемой «Иж» на радиаторе. Так было положено начало автомобилестроению в Удмуртии.

В начале 1930-х годов в Ижевске была изготовлена небольшая опытная партия малолитражек НАТИ-2. Они носили название автотракторного института, который их разработал. Первая партия состояла из машин нескольких модификаций: четырехместный «фаэтон», «пикап» грузоподъемностью в 500 кг и двухместный «родстер» на короткобазном шасси.

Малолитражки были показаны на Красной площади в Москве во время парада, посвященного 15-й годовщине Октябрьской революции. На этом выпуск автомобилей в Ижевске был приостановлен.

Автомобиль НАТИ-2, изготовленный в Ижевске. Фото: autohis.ru ©

В середине 1960-х годов в стране началось быстрое развитие легкового автомобилестроения. По контракту с итальянской фирмой «Фиат» началось невиданное по своим масштабам строительство Волжского автомобильного завода в городе Тольятти, развертывалась реконструкция Горьковского автозавода, набирали обороты Московский завод малолитражных автомобилей и Запорожский автозавод.

В этот период встал вопрос о строительстве еще одного автозавода за счет резервов крупных машиностроительных предприятий. О готовности быстро организовать экспериментальное производство автомобилей с последующим наращиванием мощностей заявили Киев, Минск, Свердловск, Пермь и другие города Советского Союза. Свою кандидатуру выдвинула и Удмуртская АССР, предложив для строительства завода две площадки – в Воткинске и Ижевске. Не без участия секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова выбор руководства страны пал на Ижевск.

Первоначально планировалось, что штамповку для кузова, а также некоторые другие детали дает Московский завод малолитражных автомобилей, а все остальное, за исключением двигателя, временно изготавливается на предприятиях Удмуртии, сборку производят на «Ижмаше».

Для решения вопроса о размещении автопроизводства Дмитрий Устинов приехал в Ижевск лично. В то время за городской чертой, на том самом месте, где теперь стоит автозавод, находился недостроенный корпус предприятия «Прогресс». Стройка была заморожена из-за отсутствия финансирования. Здесь и было решено развернуть новое производство.

Секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов и первый секретарь Удмуртского обкома КПСС В. К. Марисов на строительной площадке производственного корпуса Ижевского автозавода. Фото: ЦДНИ УР ©

Строительство стартовало в 1965 году. Одновременно с реконструкцией корпуса «Прогресс» началась организация технических служб завода. В работе был привлечен Ижевский строительный трест № 17, в помощь его коллективу по партийным и комсомольским путевкам на строительные работы прибыло около полутора тысяч добровольцев.

Реконструкция производственного корпуса завода «Прогресс», 1965 год. Фото: Из коллекции И. Ривелиса ©

В сентябре 1966 года строительные работы были завершены, в ноябре закончен монтаж оборудования. Одновременно началось строительство «Большого автозавода». Десятки гектаров земли вокруг здания «малого» автопроизводства превратились в огромную строительную площадку.

С началом монтажа оборудования на «Ижмаш» стали прибывать представители зарубежных предприятий. Сперва их было немного, но потом группа разрослась до 100 человек. В жилом секторе автозавода выделили дом, который окрестили «французским».

В ночь на 12 декабря 1966 года с конвейера «малого автозавода» сошел первый ижевский автомобиль. На утро состоялся торжественный митинг.

«И вот первенец выкатывается на заводской двор. Его ведет слесарь-сборщик, шофер первого класса Галимулла Шарифуллин. В добрый путь, ижевский автомобиль! Принимай, страна, подарок в честь предстоящего 50-летия Великого Октября!», – этими словами участники митинга напутствуют сверкающий белый «Москвич», на котором стоит теперь марка «ИЖ».

До конца декабря 1966 года коллектив завода дал первую промышленную партию автомобилей – 300 штук. Это воспринималось как большая трудовая победа.

Инженеры Ижевского научно-исследовательского технологического института создают первый опытный образец ижевского автомобиля, 1965 год. Фото: Из коллекции И. Ривелиса ©

Январь 1970 года считается в «биографии» автозавода месяцем, когда коллектив полностью перешел на изготовление продукции из штампованных деталей собственного производства. Отныне теснейшая производственная кооперация с АЗЛК прерывалась, и Ижевский завод становился самостоятельным предприятием.

Ижевский брат «Москвича» или история автомобилестроения Удмуртии

6 фото

В 1988 году зарегистрирован рекордный выпуск продукции – почти 190 тыс. автомобилей.

14 сентября 1990 года собран первый автомобиль Иж-2126 «Ода». Вначале автомобиль назвали «Орбита», но позднее переименовали, поскольку товарный знак уже был зарегистрирован за рубежом. Модель была огромным шагом вперед, были существенно улучшены все потребительские и технические качества автомобиля.

Если бы город Ижевск имел свой герб, то непременными его деталями стали бы автомобиль и мотоцикл. Вот уже многие годы эти стремительные машины двадцатого века определяют лицо промышленности Удмуртской автономной республики и ее столицы! Илья Ривелис, журналист газеты «Удмуртская правда»

В начале двухтысячных освоено лицензионное производство седана LADA 2106 и универсала LADA 2104, в 2004-2009 годы – сборка автомобилей KIA – Spectra, Rio, Sorento.

Современное автопроизводство в Ижевске. Фото: ladaizhevsk.ru ©

27 октября 2011 года состоялось закрытие сделки, в результате которой Ижевский автозавод стал частью российского автомобильного гиганта – «АвтоВАЗа». Переход завода в структуру безусловного лидера отечественного автомобилестроения открыл новую страницу в истории предприятия.

В начале 2019 года автозаводом LADA Ижевск выпущен 300-тысячный автомобиль LADA Vesta. Фото: ladaizhevsk.ru ©

Сегодня автозавод LADA Ижевск является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России и производит автомобили LADA Vesta, LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».

Читайте ИА «Удмуртия»: Теги: Авто, Ижевск, Lada Vesta, Ижмаш, Ижавто, Удмуртия, АвтоВАЗ, Lada Granta, завод, Москвич, Иж, НАТИ, Устинов, Иж-2126 «Ода»

100 в 1

Глава ФАС России Игорь Артемьев провел переговоры со вновь назначенным Министром экономики Азербайджанской Республики Микаилом Джаббаровым

21 Ноября 2019, 17:42

Ассоциация российских банков и Федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) завершили социологическое исследование «О насущных проблемах нашей жизни и взаимодействии регуляторов, бизнеса и граждан».

19 Ноября 2019, 15:20

Роспотребнадзор регулярно предлагает рекомендации, как обеспечивать поступление необходимых питательных веществ, чтобы оставаться здоровым и предупреждать хронические заболевания. В рамках национального проекта «Здоровое питание» Роспотребнадзор поддерживает внедрение принципов правильного питания во все сферы жизни людей, а также в образовательные программы для взрослых и детей.

16 Октября 2019, 19:43

С 21 октября по 31 октября 2019 года РУМЦ ВятГУ проводит обучение по дополнительной профессиональной программе «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» для руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава вузов Российской Федерации по вопросам обучения и социально-психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью.

05 Октября 2019, 16:35

«Эксперт Бизнес-Решения» представляет ежегодный рэнкинг оценочных организаций по итогам 2018 года, который традиционно включает рэнкинг делового потенциала российских оценочных компаний и групп, крупнейших российских компаний и групп, а также субрэнкинги.