Автоваз кому принадлежит

Julia8874 ›
Блог ›
Кому принадлежит АВТОВАЗ? Или маленькая хозяйка огромного завода. Часть I

Бу Инге Андерссон и Катержина Матушкова

Президент ОАО АВТОВАЗ Бу Инге Андерссон не любит отвечать на неприятные вопросы. Об этом мне говорили все сотрудники, посещавшие встречи руководителя с трудовым коллективом. Встречи эти, как утверждают, носят регулярный характер. Но неприятные вопросы демонстративно игнорируются. Ответом на них служит словосочетание: «Следующий вопрос!»
Между тем, после посещения Тольятти, у меня появилась твердая уверенность, что неприятных вопросов будет много, заданы они будут на самом высоком уровне и прозвучат уже очень скоро. Господин Андерссон на них, скорее всего, не будет отвечать. Сядет в самолет и улетит в Швецию, США, или еще куда. Может себе позволить. Вопрос: кому придется отвечать, когда в Тольятти, что называется, «бабахнет»? Уровень неприязни к шведу и его так называемой жене, Катержине Матушковой, я себе представлял по комментариям в социальных сетях. Но, приехав в Тольятти понял, что «неприязнь» — не то слово.
Почему так, пояснил рабочий ВАЗа, уже бывший: «Андерссон ненавидит Тольятти. А Тольятти, в ответ, ненавидит его. Вот он и сидит теперь в Ижевске. Хотя, что скрывать, полтора-два года назад находились люди, которые им искренне восхищались».
Другой собеседник выразился более образно: «Что происходит на ВАЗе? Пушкина читал, «Сказку о рыбаке и рыбке»? Вот она на ВАЗе и происходит! Ты думаешь, французы владеют заводом, или, там, японцы? Нет! Завод у нас теперь обеспечивает благосостояние Чехии! Слышал уже выражение «чешская лесопилка»? Еще услышишь…»

Что делают на ВАЗе чехи?

Действительно, когда в Тольятти поминают ВАЗ, о «прозрачности» которого было сделано столько заявлений, разговор неизбежно соскальзывает на «чешскую» тему. И неважно, с кем ты разговариваешь – с рабочим, инженером, менеджером, местным журналистом или блоггером. Местные блоггеры даже бросили клич в начале сентября: «Кто что знает о чехах на ВАЗе – пишите в личку!». Не знаю, что и кто написал блоггерам, поделюсь лишь тем, что удалось узнать лично за две недели пребывания в Тольятти.

«Понимаешь, ни с французами, ни с японцами особых проблем не было. Вообще проблем не было. Японцев уважали все. Потому что спокойные, вежливые, трудяги и профессионалы. Французы – те полегкомысленнее, чуток на понтах, но в целом нормально с ними работалось. А чехи ведут себя иначе. Всю работу стараются переложить на русских. Но за благодарностями-поощрениями — всегда первые в очереди. При том, что их уровень, как специалистов, довольно низок. Ни перспектив, ни масштабов, ни приоритетов АВТОВАЗа они не понимают и не хотят понимать. Их место – на небольшом «отверточном» производстве, с которого они все и вышли. Но при этом у них прямой и почти мгновенный доступ к Андерссону, который всегда на их стороне. А русскому специалисту к Андерссону пробиться практически невозможно… Чем занимаются? Да не поймешь… «Культурой производства» в основном. Следят, чтоб туалеты были чистые, да рабочие в рукав не сморкались…» — изливал душу вазовский руководитель среднего звена.
Впрочем, рассказ о чешской экспансии на АВТОВАЗ правильнее начать с «чеха номер раз».
Её называют самым влиятельным человеком на ВАЗе. Тольяттинские журналисты упорно называют её «супругой» Бу Андерссона. Потому что сам Андерссон в начале года представил Катержину Матушкову широкой публике в этом качестве. Но это – лишь слова Андерссона. Тольяттинцы многократно убеждались: его словам не стоит безоговорочно доверять. И тольяттинская кличка руководителя завода — «Сказочник» — связана отнюдь не с его знаменитым однофамильцем. У них там, в европах, может и ставят знак равенства между супругой и гражданской женой, но Россия пока страна более патриархальная. И, как сообщил мне московский источник, супругой Андерссона Матушкова по российским меркам считаться не может. Потому как официально господин Бу Андерссон… холост. И возникает вопрос: каким образом красивая и обаятельная женщина с загадочной биографией, еще пару лет назад скромно занимавшаяся выпуском рекламных буклетов «Шкоды» в Нижнем Новгороде, оказалась фактически у руля российского автогиганта. Вернее, каким образом – понятно. Вопрос: куда смотрят собственники АВТОВАЗа и почему их такая ситуация устраивает?
Но это самый невинный момент. Далее возникают вопросы посерьезнее. Мне смешно читать рассуждения о том, откуда можно ждать волнений и неприятностей для российской власти. Смотреть нужно не в сторону Болотной площади. Смотреть нужно на Тольятти. Потому что народ тут непростой. Он пока терпит, но доведен до крайности, буквально поставлен на грань выживания. И продолжает выслушивать заявления о необходимости сокращения еще пятнадцати тысяч человек, в условиях, когда вакансий в городе нет, а в некогда оживленных офисных центрах стоят теперь закрытыми целые этажи. «Знаешь, я, наконец, понял, почему Гражданская война была такой жестокой, — сказал мне один из участников протестного митинга в Тольятти. — Когда каждое утро ты заставляешь себя просыпаться, устав от мыслей, как кормить и одевать детей, а люди, говорящие тебе о том, что нужно потуже затянуть пояса, швыряют десятки, сотни миллионов направо и налево… Это убивает всякую к ним жалость».
Говорю же, Тольятти – город маленький. И у горожан возникают неприятные вопросы. Почему за просчеты руководства должны расплачиваться своими судьбами простые сотрудники? Им твердят, что продаж нет, денег нет, но при этом «бедные люди» регулярно получают информацию о том, как шикует высшее руководство завода. Причем, не на свои деньги.

Кто заплатит за комфорт?

Итак, по имеющейся информации, господин Андерссон с госпожой Матушковой живут на четыре дома. А именно: отдельный коттедж на турбазе «Фортуна», где с 2006-го года проживает «иногородний» топ-менеджмент АВТОВАЗа. Отдельный коттедж на улице Инженерной, в Портпоселке, где традиционно строит свои роскошные коттеджи элита Тольятти. Весь восьмой этаж гостиничного комплекса Lada Rezort, фактически – четырехзвездночного отеля, расположенного на той же «Фортуне». И, наконец, отдельный коттедж в Ижевске, где и проводят в этом году основную часть времени Андерссон с Матушковой.
По слухам, циркулирующим в Ижевске, на благоустройство коттеджа, роскошную мебель и прочие радости потрачены совершенно неприличные средства.
Оплачивает всё, естественно, завод.
Дальше – еще интереснее. В Тольятти рассказывают анекдот о том, как во время летнего визита в город Карлос Гон, глава концерна Рено-Ниссан-АВТОВАЗ, остановившийся, естественно, на Фортуне, был среди ночи разбужен пожарной сигнализацией. И, как дисциплинированный европеец, выскочил в одной пижаме на прохладный ночной пляж. Остальное население элитной турбазы мирно спало. К ложным срабатываниям пожарной сигнализации все давно привыкли.
Окончание следует…
Николай Федякин

часть 1

ГАЗ (компания)

У этого термина существуют и другие значения, см. ГАЗ.

«Группа ГАЗ»

Тип

холдинг

Листинг на бирже

MCX: GAZA, MCX: GAZAP

Основание

Расположение

Россия: Нижний Новгород

Ключевые фигуры

Сорокин Вадим Николаевич
(президент «Группы ГАЗ»),
Зигфрид Вольф
(председатель совета директоров ПАО «ГАЗ»),
Олег Буркацкий
(генеральный директор корпорации «Русские машины»), Дерипаска Олег (собственник)

Отрасль

автомобилестроение, автобусостроение, двигателестроение, производство автокомпонентов

Собственный капитал

  • 3 520 341 000 ₽ (2017)

Оборот

▲ 150,197 млрд руб. (2016 год, МСФО)

Операционная прибыль

  • 4 957 483 000 ₽ (2017)

Чистая прибыль

▲ 1,074 млрд руб. (2016 год, МСФО)

Активы

  • 111 778 687 000 ₽ (2017)

Капитализация

▲ 10 млрд руб (2017)

Материнская компания

Корпорация «Русские машины»

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

«Группа ГАЗ» — российская автомобилестроительная компания. Штаб-квартира — в Нижнем Новгороде. «Группа ГАЗ» объединяет 13 производственных предприятий в восьми регионах России, а также сбытовые и сервисные организации. «Группа ГАЗ» выпускает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжёлые грузовики, автобусы, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты.

Основное юридическое лицо «Группы ГАЗ» — ПАО «ГАЗ» (консолидирует финансовые результаты всего холдинга по МСФО, занимается производством автокомпонентов), переданное в управление ООО «Управляющая компания „Группа ГАЗ“».

«Группа ГАЗ» представляет собой холдинг, консолидированный вокруг ПАО «ГАЗ» и объединяющий ряд промышленных предприятий машиностроительного сектора, являющихся, в основном, дочерними обществами ПАО «ГАЗ».

ООО «Управляющая компания „Группа ГАЗ“» создано 28 сентября 2006 года и на 100 % принадлежит ПАО «ГАЗ».

История

«Группа ГАЗ» основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года.

Слияния и поглощения

В августе 2006 года специализирующиеся на производстве военной техники предприятия «Группы ГАЗ» (ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», «Завод корпусов» в городе Выксе и ОАО «Барнаултрансмаш») выделены в самостоятельное предприятие — ООО «Военно-промышленная компания» — с целью обеспечить разделение автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» на публичные («Группа ГАЗ») и непубличные («Военно-промышленная компания») активы.

Летом 2006 года «Группа ГАЗ» за 40,67 млн $ приобрела британскую компанию по производству лёгких грузовиков LDV Holgings (Бирмингем). Весной 2009 года в связи с кризисом сбыта, вызванным, в том числе, мировым экономическим кризисом, LDV Holgings попала под процедуру банкротства. В результате в начале мая 2009 года «Группа ГАЗ» договорилась о продаже этой компании малайзийскому автопроизводителю Weststar.

В 2008 году «Группа ГАЗ» договорилась о покупке 50 % итальянской VM Motori и локализации производства её двигателей. Закрытие сделки должно было произойти после одобрения антимонопольными органами. «Группа ГАЗ» также заключила соглашение с General Motors (контролирует 50 % VM Motori) об условиях совместного владения итальянской компанией. В середине 2009 года данная сделка была расторгнута в связи с последствиями экономического кризиса.

С 1 января 2011 года Барнаултрансмаш выведен из-под управления ООО «ВПК», но остаётся частью холдинга группы компаний «ГАЗ».

Собственники и руководство

Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф, единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».

Акционерами ПАО «ГАЗ», по состоянию на 09.05.2016, являются:

  • ООО «Русские машины» 65,56 % обыкновенных акций.
  • АО УК «Ингосстрах-Инвестиции» 17,52 % обыкновенных акций
  • Государство 0,16 %.
  • Прочие 16,76 %

Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла $3,3 млрд.

Состав

«Группа ГАЗ» разделена на 5 дивизионов (направлений деятельности), в состав каждого из которых входят производственные предприятия и сбытовые организации.

  • Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили»
    • Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — основное предприятие группы; на него приходится более половины оборота всей «Группы ГАЗ».
    • Саранский завод автосамосвалов
    • Ульяновский моторный завод (УМЗ)
    • «Нижегородские моторы»
  • Дивизион «Автобусы»
    • Павловский автобусный завод (ПАЗ)
    • Курганский автобусный завод (КАвЗ)
    • Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)
    • Голицынский автобусный завод (ГолАЗ)
  • Дивизион «Грузовые автомобили»
    • Автомобильный завод «Урал»
  • Дивизион «Силовые агрегаты»
    • «Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ)
    • Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) и Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА)
  • Дивизион «Автокомпоненты»
    • Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)
    • Завод штампов и пресс-форм
    • Канашский автоагрегатный завод (КААЗ)

18 июля 2007 открыт Объединённый инженерный центр, составленный из инженерных подразделений заводов «Группы ГАЗ». Головная площадка — в Нижнем Новгороде. Цель — совместная работа над обновлением модельного ряда предприятий «Группы ГАЗ».

Деятельность

Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» производит лёгкие коммерческие автомобили «Газель» и «Соболь», среднетоннажные грузовики «Валдай» и ГАЗ, машины повышенной проходимости «Садко» и «Вепрь».

Модельный ряд включает лёгкие и среднетоннажные коммерческие автомобили полной массой от 2,8 до 8,2 т, микроавтобусы вместимостью от 6 до 14 пассажиров, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили, самосвалы, а также более 300 модификаций: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, автоэвакуаторы, автолавки, лаборатории, инкассаторские автомобили, спецтранспорт для силовых структур и др.

В 2010 году предприятие запустило в производство новую линейку модернизированных коммерческих автомобилей «Газель-Бизнес». В автомобиль было внесено 150 конструктивных изменений, применены импортные компоненты. В течение 2010 года была выпущена «Газель-Бизнес» с газобаллонным оборудованием итальянского производителя OMVL, а также «Газель-Бизнес» с дизельным двигателем.

В апреле 2013 года компания начала производство LCV нового поколения — автомобилей «Газель Next». Высокий ресурс и быстрая окупаемость автомобиля при использовании в самых разных сферах бизнеса дополняются увеличенной гарантией, низкой стоимостью технического обслуживания, высокой топливной эффективностью и лучшей ценой в своем классе.

«Группа ГАЗ» ведёт сотрудничество с компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler по организации на мощностях автозавода производства легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. «Группа ГАЗ» также ведёт работу по выходу на рынки зарубежных стран: в 2012 году начат проект по сборке и реализации автомобилей «ГАЗель» в Турции.

Сервисно-сбытовая сеть Дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» включает около 270 точек продаж в России и в СНГ, а также 240 сервисных центров.

Экспорт лёгких грузовиков в 2015 году «Группа ГАЗ» осуществляла в 39 стран мира.

Дивизион «Автобусы» производит автобусы малого класса, среднего класса, большого класса и автобусы дальнего следования. Продуктовая линейка автобусов «Группы ГАЗ» включает более 60 модификаций. Наряду с автобусами общего пользования предприятия компании выпускают автобусы специального назначения для силовых структур, школьные автобусы, полноприводные автобусы, автобусы в северном исполнении.

Весь модельный ряд автобусов «Группы ГАЗ» унифицирован: малые машины (ПАЗ, длина от 7 м), автобусы среднего класса (КАвЗ, длина 8-10м), большие и особо большие городские автобусы и троллейбусы (ЛиАЗ, длина 12 и 18 м), междугородние и туристические машины (ГолАЗ, длина 12 и 15 м).

«Группа ГАЗ» имеет полную гамму низкопольных автобусов, работающих на различных видах топлива (газ, дизель, электричество).

«Группа ГАЗ» первой из отечественных производителей начала серийное производство автобусов экологических стандартов «Евро-5» и EEV («Евро-5+»).

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автобусы» включает около 40 дилеров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, а также более 100 сервисных станций.

Дивизион «Грузовые автомобили» выпускает полноприводные грузовые автомобили «Урал» высокой проходимости; грузовые автомобили «Урал» для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием; вахтовые автобусы на базе полноприводных автомобилей «Урал»; а также грузопассажирские автомобили. На базе шасси автомобилей «Урал» монтируются более 400 образцов спецтехники.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Грузовые автомобили» включает около 80 сервисно-сбытовых точек в России и 15 центров в СНГ.

Дивизион «Силовые агрегаты» производит дизельные двигатели ЯМЗ, бензиновые двигатели УМЗ Евро-3 и Евро-4, топливную аппаратуру для дизельных двигателей ЯЗДА и коробки передач ЯМЗ и ГАЗ.

В октябре 2007 года «Группа ГАЗ» запустила в производство новые двигатели ЯМЗ-650 (Renault Trucks dCi11), выпускаемые по лицензии Renault Trucks. Тяжёлые дизельные двигатели ЯМЗ-650 предназначены для грузовых автомобилей, специальной техники, тракторов и комбайнов.

Параллельно с ним выпускаются так же двигатели собственной разработки ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

В 2011 году «Группа ГАЗ» завершила строительство нового производства средних дизельных двигателей на базе Ярославского моторного завода «Автодизель». Предприятие выпускает 4-х и 6-цилиндровые двигатели ЯМЗ-530 (отвечающие стандартам «Евро-4», а затем и «Евро-5») для грузовых автомобилей и автобусов. На базе производства двигателей ЯМЗ-530 совместно с компанией Westport, ведущим международным производителем автомобильных газотопливных систем, организовывается производство двигателей на сжатом природном газе.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Силовые агрегаты» включает 194 офиса продаж в 80 субъектах Российской Федерации, 40 дилерских компаний в 33 странах ближнего и дальнего зарубежья.

Дивизион «Автокомпоненты» выпускает мосты, оси и подвески, колесные диски, элементы выхлопной системы, чугунное литье, продукцию кузнечного производства и инструментальную оснастку.

Автокомпонентное производство ГАЗа поставляет комплектующие предприятиям холдинга, а также сторонним заказчикам.

В 2012 году ГАЗ создал совместное предприятие с бельгийским производителем систем выпуска отработанных газов Bosal и подписал соглашение об организации СП со шведским производителем деталей крепежа — компанией Bulten, в 2013 году начал производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport и подписал соглашение о намерении сотрудничать с итальянским производителем Magnetto Wheels об организации на своей площадке производства стальных штампованных колесных дисков.

Сервисно-сбытовая сеть дивизиона «Автокомпоненты» включает 1,2 тыс. точек в России и около 300 центров в странах СНГ.

Финансовые показатели

Как говорится в сообщении ресурса i-Mash от 5 мая 2014 года, по итогам 2013 года выручка «Группы ГАЗ» выросла на 13 % и составила 143,4 млрд руб., впервые с 2008 года достигнув докризисного уровня. Основную часть выручки — свыше 50 % общего объёма — принес компании Горьковский автозавод. Показатель выручки на одного сотрудника увеличился на 11 % до 215 тыс. руб. в месяц, что является рекордным показателем за всю историю компании.

Объём инвестиций, направленных на обновление модельного ряда и модернизацию технологий в 2013 году, составил 8,9 млрд руб.

Одновременное инвестирование сразу в целый ряд крупных проектов во всех сегментах бизнеса повлекло за собой увеличение затрат и повышение потребности в оборотном капитале. В результате EBITDA в 2013 году составила 12,7 млрд руб., снизившись на 1,6 млрд руб. по сравнению с 2012 годом. Показатель EBIT составил 9,8 млрд руб., снизившись по сравнению с 2012 годом на 3,2 млрд руб. При этом в 2013 году «Группа ГАЗ» заработала 4 млрд руб. чистой прибыли.

Доли компании на российском рынке: около 50 % в сегменте лёгких коммерческих автомобилей, около 45 % в сегменте полноприводных большегрузных автомобилей, около 70 % в сегменте автобусов, свыше 40 % в сегменте двигателей.

Экономический кризис

14 февраля 2006 года дочерняя компания ООО «ГАЗ-финанс» разместила облигационный заем на сумму 5 млрд рублей. 12 февраля 2009 года «Группа ГАЗ» допустила технический дефолт, не исполнив оферту на выкуп этих облигаций на сумму 4,845 млрд руб.

Госгарантии в размере 20 млрд рублей и реструктуризация долга в 39,3 млрд рублей перед синдикатом из 22 банков возглавляемого Сбербанком были предоставлены без проведения процедуры банкротства. При этом размер чистых активов в январе 2010 года составлял 27 млрд рублей. Реструктуризация была завершена 17 февраля 2010 года, после того как Альфабанк — последний из 22 банков, подписал общее соглашение, которые остальные банки заключили в июле 2009 года.

Примечания

  1. Новым гендиректором группы ГАЗ назначен Вадим Сорокин
  2. 1 2 3 http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=859&type=4
  3. 1 2 Структура владения ОАО «ГАЗ». gazgroup.ru (31.08.2009). Дата обращения 6 февраля 2011.
  4. По сведениям ежеквартального отчёта ОАО «ГАЗ» за I квартал 2007 года Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
  5. Группа ГАЗ. gazgroup.ru. Дата обращения 6 февраля 2011.
  6. ГАЗ купил британский LDV // Правда, 31 июля 2006
  7. Глеб Столяров, Денис Вараксин. LDV стал малайзийским Архивная копия от 21 июля 2009 на Wayback Machine // Ведомости, № 82 (2352), 07 мая 2009
  8. Юлия Федоринова. Сердце «Газели» Архивная копия от 12 сентября 2008 на Wayback Machine // Ведомости, № 165 (2187)б 03 сентября 2008
  9. Юлия Федоринова, Кирилл Хрипунов. Не до моторов Архивная копия от 25 февраля 2009 на Wayback Machine // Ведомости, № 31 (2301), 20 февраля 2009
  10. «Барнаултрансмаш» вышел из состава Военно-промышленной компании. Информационное агентство «Банкфакс» (22.12.2010). Дата обращения 26 февраля 2015.
  11. Ежеквартальный отчет эмитента 2016 3кв
  12. Нижегородцам впервые показали Siber (недоступная ссылка) // Росбалт, 04 июня 2008
  13. Менеджеров ГАЗа заманили в Нижний Новгород бесплатными квартирами // Lenta.Ru, 06.12.2007
  14. Газета «Автозаводец», 20 июля 2007
  15. «Группа ГАЗ» до 2012 года направит более 750 млн на развитие ОИЦ // НТА-Приволжье, 18 июля 2007
  16. Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ».
  17. ГАЗ начал выпуск модифицированной «Газели». РИА Новости 4 февраля 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  18. Горьковский автозавод приступил к выпуску газобаллонных версий автомобиля «Газель-Бизнес». Грузовик.ру, 12 мая 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  19. Началось серийное производство дизельной «ГАЗели-Бизнес». Авто.Ру, 20 июля 2010.
  20. Дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ».
  21. Дивизион «Грузовые автомобили» «Группы ГАЗ».
  22. Дивизион «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ».
  23. ГАЗ прокатится на Renault. РБК daily, 17 октября 2007. Архивировано 23 августа 2011 года.
  24. Глеб Столяров. Дизели на $400 млн (недоступная ссылка) // Ведомости, № 236 (2010), 13 декабря 2007
  25. Дивизион «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ».
  26. Группа ГАЗ получила чистую прибыль в 2,1 млрд рублей. и-Маш. Ресурс Машиностроения 7 июля 2011.
  27. Продажи иностранного коммерческого транспорта в России в 2010 году. Ассоциация Европейского Бизнеса 21 февраля 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  28. Годовой отчёт ОАО «ГАЗ» за 2009 год 110. gazgroup.ru. Дата обращения 7 февраля 2011.
  29. Глеб Столяров. Техника подвела Архивная копия от 15 февраля 2009 на Wayback Machine // Ведомости, № 26 (2296), 13 февраля 2009
  30. Ольга Самофалова. Группа «ГАЗх» допустила технический дефолт Архивная копия от 27 ноября 2010 на Wayback Machine, RB.ru, 13 февраля 2009
  31. 1 2 Группа ГАЗ реструктурировала долг. Ъ-Online (01.03.2010). Дата обращения 6 февраля 2011.
  32. Годовой отчёт ОАО «ГАЗ» за 2009 год 111. gazgroup.ru. Дата обращения 7 февраля 2011.

Ссылки

  • Официальный сайт компании
  • Официальный сайт УралАЗ (Входит в состав группы ГАЗ)

Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили»

Дивизион «Грузовые автомобили»

Дивизион «Автобусы»

Дивизион «Силовые агрегаты»

Дивизион «Автокомпоненты»

Материнская компания

Solaris Bus & Coach (Польша) | Ikarus1 (Венгрия) | Guy Motors2 (Великобритания) | AEC2 (Великобритания) | AEG2 (Германия) | Чавдар2 (Болгария) | Carrosserie Hess (Швейцария) | Alfa Romeo1 (Италия) | AnsaldoBreda (Италия) | Breda 2 (Италия) | Tecnomasio Italiano-Brown-Boweri2 (Италия) | Van Hool (Бельгия) | Astra bus (Румыния) | Irisbus2 (Франция) | Škoda Transportation (Чехия) )

Materfer (Аргентина) | Busscar (Бразилия) | Marcopolo (Бразилия) | ACF1 (США) | Pullman Palace Car Company2 (США) | New Flyer Industries (Канада)

Цахилгаан Тээвэр (Монголия) | Пхеньянский троллейбусный завод (КНДР)

1 Производство прекращено | 2 Производитель упразднён

Судьба ГАЗа опять неясна: Кому достанется легендарный завод?

Всё для народа

Мажоритарный акционер Группы ГАЗ, основы холдинга с пафосным названием «Русские машины», Олег Дерипаска готов пожертвовать своими личными интересами, чтобы предприятие могло полноценно работать. Об этом бескорыстный бизнесмен заявил на пресс-конференции в Нижнем Новгороде, где, собственно, и находится главное предприятие группы, холдинга, а с недавних пор и всей империи Дерипаски.

Ранее важнейшим активом Олега Владимировича была компания РУСАЛ, входящая в холдинг En+, но от неё он уже дистанцировался. Именно с РУСАЛом сравнил Дерипаска ситуацию, сложившуюся на ГАЗе после 6 апреля 2018 года, когда его фамилия оказалась в очередном санкционном списке.

Фото: www.globallookpress.com

Санкции на ГАЗ также наложены, но их ввод постоянно отодвигается – американцы дают Дерипаске время очистить заводы от своего присутствия.

Хочется поаплодировать человеку, для которого интересы страны оказались важнее собственных амбиций, но руки упорно не соединяются в радостном хлопке. Потому что до сих пор Дерипаска и интересы России не ночевали, не дневали и ничем не занимались хоть в какой-то близости друг от друга.

Давайте вспомним, откуда у него вообще взялся ГАЗ.

Как уезжал ГАЗ

Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова был основан в 1932 году, и предки Олега Дерипаски никакого участия в этом не принимали – хоть сам он из Горьковской области, но родители его переехали туда с Кубани. Да и сам Дерипаска провёл детство в Усть-Лакинске – и, видимо, уже тогда полюбил местный суд, к помощи которого впоследствии прибегал в трудные минуты. В общем, патриот Горького/Нижнего из него так себе.

В 1992 году предприятие акционировали – это была одна из первых крупных приватизаций в стране. Дерипаска в этом никакого участия не принимал. Чековый аукцион прошёл в начале 1994 года при невиданном ажиотаже с грубейшими нарушениями. Администрация ГАЗа под руководством Бориса Видяева тогда продала 300 тысяч ваучеров, что при бедственном положении предприятия вызвало определённые вопросы – похоже, ваучеры были скуплены за счёт льготного госкредита, предназначенного для совершенно иных целей. Плюс было использовано не менее пятнадцати как бы независимых фирм-конкурентов – всё для того, чтобы оттеснить конкурентов реальных (нечто подобное проделал, например, Алексей Мордашов с «Северсталью», но там уровень сопротивления был ниже).

По требованию вице-премьера Бориса Немцова аукцион признали несостоявшимся, но заявка некоего «ГАЗ-Инвеста» не была отозвана. В итоге контроль над предприятием получили люди бывшего министра автомобильной промышленности СССР Николая Пугина, на назначении которого и настаивало правительство ещё до аукциона.

В результате хитрой многоходовки самый здоровый автозавод России (как раз в 1994-м начался серийный выпуск «Газели», самого успешного автомобиля за всё время российской независимости) оказался в нужных руках.

Руки эти ослабли к 2000 году, когда после дефолта окончательно перестали действовать советские методы и связи. И тут появился «Сибирский алюминий» с предложением, от которого нельзя отказаться. С 2000 года структуры Дерипаски начали скупать акции ГАЗа, к концу того же года «СибАл» получил фактический контроль над предприятием, который не замедлил стать юридическим.

Началась эпоха Дерипаски, пиком которой стало самовыдвижение Владимира Путина на очередной президентский срок именно на территории ГАЗа.

Ускорение Навального

Но всего через четыре месяца после этого, стоило отгреметь триумфальным выборам, ситуация резко изменилась. Вместе с другими активами Дерипаски Группа ГАЗ попала в Specially Designated Nationals List (SDN) – чёрный список американского Управления по контролю за иностранными активами. Американским гражданам и резидентам было запрещено иметь дело с людьми, компаниями и кораблями, перечисленными в этом замечательном документе. Более того, гражданам и резидентам США предписано по возможности не иметь дела с любыми людьми и организациями из любой точки мира, которые находятся в каких-то отношениях с фигурантами списка.

Фото: Андрей Котов / ТАСС

По причинам, о которых ниже, скажем, что подобного развития событий было не избежать в любом случае. Но, безусловно, процесс сильно ускорила публикация Алексеем Навальным расследования про приключения Олега Дерипаски, Насти Рыбки и связанных с ними лиц.

Здесь встает сложный этический вопрос: насколько допустимы публичные разоблачения даже подобных несимпатичных персонажей, если это может привести к банкротству и закрытию предприятий, где работают десятки тысяч человек? Конечно, лучше всего было бы вообще не совершать предосудительных действий, тогда и разоблачения не потребовались бы, но это уже, к сожалению, из разряда фантастики…

Кому достанется ГАЗ?

Что мы имеем? Созданный государством Горьковский автозавод, отжатый у этого государства за его же кредиты и позднее перекупленный у ранних приватизаторов, стал нести серьёзные убытки из-за репутации этого покупателя, то есть по причинам, с самим заводом вообще никак не связанным. А теперь, внимание, Дерипаска предостерегает против его национализации – через несколько часов после своего пламенного выступления на заводе он расчехлил для интервью Financial Times совсем другие интонации:

Кремль смотрит как хищник сверху на то, как далеко уедет эта машина. Это огромная возможность для бюрократов получить ещё больше игрушек в России, где уже 70% экономики в руках государства.

Одновременно бывший олигарх объявил о создании призового фонда для СМИ, готовых рассказать правду о его преследовании и санкциях. 600 тысяч долларов достанутся самым честным журналистам, которые сумеют доказать, что Дерипаска решительно ни в чём не виновен ни перед Минфином США, ни перед Америкой как таковой.

Между тем РУСАЛ, контроль над которым Дерипаска уже уступил, фактически стал американской компанией – на днях было объявлено о его огромных инвестициях в строительство металлургического завода в США. Конечно, «Газели» – не алюминий, автопредприятия с берегов Волги американцев не волнуют вообще, но тут интересно вспомнить, что из-за санкций от покупки значительной, а возможно, и контрольной доли ГАЗа отказался Volkswagen – Дерипаска чуть-чуть не успел передать завод в руки немцев. Теперь же он предостерегает от национализации предприятия (это приведёт к увольнениям тысяч людей). Похоже, ему больше хочется, чтобы ГАЗ стал немецким или, по образцу РУСАЛа или Сбербанка, американским.

Согласимся с Олегом Владимировичем в том, что Российская Федерация в лице её многострадальных правительства и Росимущества действительно не являются эффективными собственниками; государственный капитализм вообще нигде не показал себя хорошо работающей моделью. Верно и то, что обращение за умом-разумом к господам иностранцам помогло, например, АвтоВАЗу (Nissan-Renault) на пятом десятке лет своего существования начать наконец выпускать автомобили. Но ГАЗ, в отличие от своего тольяттинского соседа, работать умел изначально. Пиарщики Дерипаски распространяли трогательные материалы о том, как новый владелец лично учил сварщиков правильно организовывать производство, но, думается, следование требованиям времени и рынка – не ноу-хау прожорливого и неразборчивого в связях нижегородца.

Так или иначе, моральный статус господина Дерипаски, выкормыша «семьи», просто не позволяет ему сейчас распоряжаться судьбами десятков тысяч людей. Ещё одна этически-экономическая задачка для российских властей, на которую нет однозначного ответа.

Ясно одно: нельзя допустить остановки или «оптимизации» производства в Нижнем Новгороде и на смежных предприятиях из-за проблем в головах Олега Дерипаски, американских чиновников, украинских политиков и белорусских проституток.

В Группе ГАЗ может смениться владелец

Бизнесмен Олег Дерипаска заявил о готовности отдать контроль над Группой ГАЗ ради снятия санкций с компании.

«Сейчас тяжелое время (для ГАЗа — прим. ред.)», — цитирует Олега Дерипаску агентство Reuters. По словам бизнесмена, если санкции с компании не будут сняты, у ГАЗа «нет шансов выжить».

Бизнес / Новости

В начале марта Минфин США в очередной раз отложил срок вступления в силу санкций в отношении ГАЗа и дал партнерам компании время оборвать связи с «Группой ГАЗ» до 6 июня 2019 года.

Однако, несмотря на это большое число иностранных компаний уже прекратили сотрудничество с ГАЗом «из-за риска вторичных санкций», рассказал Дерипаска.

В частности, с декабря 2018 года группа ГАЗ прекратила сборку легких коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter Classic концерна Daimler.

Пока что сотрудничество с ГАЗом сохранили производитель двигателей Cummins, а также немецкий концерн Volkswagen, который называют основным претендентом на покупку доли в группе ГАЗ. Однако в начале марта представитель компании VW заявил, что переговоры по сделке были приостановлены.

Подтвержденных данных о покупке актива пока нет, и как отмечают источники на рынке, у ГАЗа нет «такого веса на глобальном рынке и активов за рубежом», как у «Русала», в связи с чем переговоры о продаже идут медленно.

General Motors окончательно уйдет из России: АвтоВАЗ выкупит 50-процентную долю американского концерна в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ. Завод с 2002 года выпускал Chevrolet Niva — конкурента Lada 4×4, теперь российский концерн планирует перевести автомобиль под бренд Lada. Эксперты полагают, что бывшая Chevrolet Niva станет самым бюджетным кроссовером в линейке АвтоВАЗа, а разрабатываемая новая модель 4х4 на агрегатах альянса Renault-Nissan займет следующую ступень по цене.

АвтоВАЗ выкупает у General Motors 50% в СП GM-АвтоВАЗ — компании подписали соответствующее соглашение, говорится в сообщении российского концерна. Таким образом, АвтоВАЗ станет владельцем 100% компании, финансовые подробности сделки не раскрываются. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ выпускало автомобили Niva Chevrolet с 2002 года.

ФАС уже одобрила ходатайство АвтоВАЗа о приобретении 50% голосующих акций ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ», а также прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности компанией 100-процентной «дочки» СП «Джей Ви Системз».

Это был последний актив General Motors в России — на фоне падения спроса в РФ в 2015 году GM объявил об уходе из страны, законсервировав собственное производство в Санкт-Петербурге и остановив выпуск на других площадках, за исключением СП.

GM-АвтоВАЗ неоднократно заявлял о планах провести обновление модели Chevrolet Niva, но после ухода GM этого так и не произошло. Летом СП подписало специнвестконтракт (СПИК), который был направлен на модернизацию производства в Самарской области обновленных автомобилей Chevrolet Niva.

В рамках соглашения АвтоВАЗа и GM завод, принадлежавший СП, в течение «определенного периода» продолжит выпуск и продажу автомобилей Niva под маркой Chevrolet, а в дальнейшем автомобиль получит эмблему Lada.

Также в рамках соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в линейке автомобилей, сказал президент и генеральный директор российского концерна Ив Каракатзанис: «Предложение Niva органично дополнит легендарный 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗа».

Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется, сообщили в АвтоВАЗе, действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva остаются неизменными в течение переходного периода.

В перспективе компания GM-АвтоВАЗ будет переименована.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в линейке АвтоВАЗа есть «заслуженная» модель 4х4, которая конкурировала с Chevrolet Niva: «Мы видим две близкие машины плюс Renault Duster, которые по цене идут друг за другом». Выход General Motors из СП давно назревал, при этом для АвтоВАЗа предприятие также оставалось проблемным, поскольку они участвовали в производстве конкурентной машины, продолжает эксперт. Господин Удалов полагает, что было бы логичным закрыть старую 4х4, и тогда Chevrolet Niva, которая, возможно, будет модернизирована, станет самой бюджетной машиной в линейке, за которой будут следовать новая 4х4 и Duster.

Ольга Никитина

Кто владелец АвтоВАЗа

За 2018 год ключевой бенефициар АвтоВАЗа ‒ Alliance Rostec Auto BV ‒ стал основным его владельцем с пакетом акций более 96%. В настоящее время руководит предприятием Ив Каракатзанис.



В реестре акционеров публичного акционерного общества «АВТОВАЗ», одной из крупнейших машиностроительных компаний, на 31 декабря 2017 г. было 141 124 зарегистрированных лица. А уставной капитал общества ‒ 25 943 млн рублей. Доля юридических лиц в нем составляла 93,82%, физических – 6,18%. Мы ответим на интересующий всех вопрос о том, кто на сегодняшний день является собственником АвтоВАЗа.

Акционеры Общества, владеющие более 5% акций

Таблица 1. Основные акционеры компании на 31.12.2017.
Источник: квартальные отчеты компании

% от уставного капитала

Alliance Rostec Auto BV

64,60

Renaissance Securities (Cyprus) Limited

24,09

Основным акционером и владельцем АвтоВАЗа является Alliance Rostec Auto BV.

Компания зарегистрирована в Нидерландах. Это совместное предприятие Renault и госкорпорации «Ростех». Их доли в нем поделены в пропорции 75 и 25%, соответственно.

На 31 декабря 2017 г. Альянсу принадлежали 64,6% акций автомобилестроительного гиганта. Он стремился к увеличению своей доли в капитале и добился желаемого.

О намерениях взять под свой контроль крупнейшую автомобилестроительную компанию России – АвтоВАЗ, нынешний основной бенефициар компании объявил еще в 2012 году. Спустя два года, сделка была завершена.

Планируется, что к концу текущего года под контролем Alliance Rostec Auto BV окажется почти 99% его акций. Еще в марте 2018 года Renault и «Ростех», одна из крупнейших российских компаний, объявили, что долги автогиганту на сумму 61,4 млрд рублей будут списаны в обмен на дополнительные акции.

Вторым акционером, владеющим на конец 2017 года более 5% акций АвтоВАЗа, была Renaissance Securities (Cyprus) Limited, расположенная на Кипре.

Но уже к 30 сентября 2018 года в распоряжении Альянса более 96% акций. Это даже не контрольный пакет. Это практически единоличное владение гигантом автомобилестроения.

Рисунок 1. Изменение доли участия основных акционеров ПАО в уставном капитале в 2018 году, %.

Итак, новый единственным хозяином лидера автомобилестроения России является Alliance Rostec Auto BV.

Для справки. В советские годы Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) был одним из крупнейших предприятий СССР.

О новом гендиректоре

Alliance Rostec Auto BV объявила, что с 1 июня 2018 года у российского автопроизводителя появится новый глава – Ив Каракатзанис. Он заменит на этом посту Николя Мора, который трудился на этой должности с апреля 2016 года и успел запустить в производство на заводе в Тольятти модели Lada Vesta SW и Vesta SW Cross, реализовал другие крупные проекты. И среди них окончательная замена моторов Renault в семействе Largus на свои двигатели.

Рисунок 2. Николь Мор

Новый президент автогиганта, работая на посту генеральным директора Renault в Румынии, был ответственен за всю коммерческую и производственную деятельность. Кроме того, он оставался президентом и гендиректором компании Dacia, входящей в состав Renault. А до той поры в разные годы был вице-президентом региона Евразия и вице-президентом по цепочке поставок.

Рисунок 3. Новый президент автогиганта Ив Каракатзанис

Ив Каракатзанис родился 13 апреля 1964 года в Марселе (Франция). С 1992 года трудится в структурах Renault.

В АвтоВАЗе новому гендиректору предстоит решить задачи по:

  • развитию продаж моделей бренда LADA в России и за рубежом,
  • оптимизации затрат;
  • обновление модельной линейки Лады.

«В ближайшие годы АвтоВАЗ продолжит следовать выбранным бизнес-направлениям и социальным приоритетам и будет усиливать их» (Каракатзанис).