Хало формула 1

Halo (устройство безопасности)

Кими Райкконен на предсезонных тестах 2018

Halo (с английского «ореол»), в официальных документах дополнительная дуга безопасности (secondary roll structure) — в болидах с открытыми колёсами титановая дуга, располагающаяся вокруг головы гонщика и призванная защищать от летящего массивного предмета, от крупного обломка до целого болида. Применяется в автогонках Международной автомобильной федерации (ФИА) формул 1, 2, 3 и Е.

Характеристики и правила (для модели, применяемой в «Формуле-1»)

Рейсинг Пойнт-2019: раскраска выпячивает Halo, вписывает его в силуэт болидаФеррари-2019: раскраска скрадывает Halo

  • Изначальный разработчик: Mercedes.
  • Материал: авиационный титан (Ti+Al+V).
  • Сваривается из пяти деталей: двух полудуг, двух подпятников и стойки. Полудуги выгибаются из трубы (цельная дуга не даёт нужных допусков), остальное — фрезеруется на ЧПУ-станке. Фрезеровка стойки отнимает 40 часов.
  • Вес: 9 кг (после доводки до серийного образца). Вместе с переработкой монокока это даёт 12…20 кг, но минимальный вес болида подняли всего на 5 кг — так что конструкторы должны облегчать болид в других местах. В 2019 году дали ещё 7 кг минимального веса.
  • Выдерживает нагрузки в 8 тонн спереди, 12 тонн сверху и с боков. Это больше, чем требования к основной дуге безопасности, установленной на воздухозаборнике (9 тонн).
  • Толщина стойки: 16 мм (в серийном образце).
  • Цена: около 30 тыс. долларов США.
  • Команда может выбрать одного из трёх отобранных ФИА производителей: CP Autosport (Германия), SS Tube Technology (Великобритания), V System (Италия). Они производят совершенно одинаковые дуги, но экстерьер болидов разный: на Halo разрешено ставить обтекатели, зализы, предкрылки и прочие мелкие аэродинамические устройства.
  • Нормативное время покидания болида (отстегнуться, снять руль и вылезть, без установки руля на место): 7 секунд (до введения Halo было 5).

История

«Формула-1» и другие гонки с открытыми колёсами постоянно становятся безопаснее — для пилотов, членов команды, автодромных рабочих и зрителей. Сделанный по пожарным технологиям костюм позволяет 10 секунд находиться в очаге пожара. Упрочнённое шасси не даёт раздавить гонщика и топливный бак. Колёса сейчас крепят к корпусу при помощи специальных стальных тросов, что резко снижает возможность отрыва колеса от машины при аварии. HANS снижает нагрузку на основание черепа в лобовом столкновении. Но голова, даже защищённая шлемом, остаётся достаточно уязвимым местом.

В шлем Фелипе Массы в 2009 году попала деталь от болида Рубенса Баррикелло, из-за чего он пропустил остаток сезона. В том же году пилот «Формулы-2» Генри Сёртис скончался после попадания в него отлетевшего колеса. В 2012 году Мария де Вильота, не справившись с маневрированием по стоянке, столкнулась с гидролифтом грузовика, находившимся на уровне глаз водителя, потеряла глаз и спустя год умерла от последствий травмы. В 2014 году Жюль Бьянки́ въехал в капот трактора-эвакуатора и умер в больнице. В 2015 году Джастин Уилсон, гонщик «Индикара», скончался от травмы головы, вызванной попаданием в шлем обломка другого болида.

Программа по поиску средства защиты кабины началась в 2011 году, Mercedes предложил Halo в 2015. В 2016 году ассоциация пилотов «Формулы-1» попросила ФИА ускорить программу, но ФИА не стала спешить с правилами — устройство оказалось некрасивым, а для установки дуг безопасности требуется переработка монокока болида. Только спустя сезон, с 2018 года, стали требовать новую дугу безопасности в «Формуле-1» вместо скрытой дуги над коленями гонщика. За это время испытали около десятка разных устройств, включая фонарь от F-16, и до испытаний в гоночных условиях дошли три варианта:

Конкурент Halo, лобовое стекло Shield. Сильверстоун-2017, за рулём Феттель.

  • Halo, дуга безопасности разработки Mercedes. Применяется в болидах гонок ФИА.
  • Aeroscreen, лобовое стекло разработки Red Bull. Нашло применение в серии IndyCar.
  • Shield, лобовое стекло разработки ФИА. Единственный гоночный тест, проведённый Феттелем, сразу же отбросил устройство: выгнутое стекло вместе с тряской в кабине искажало вид, а завихрения тянули голову вперёд.

Все три устройства отвели от макета головы 20-килограммовое колесо на скорости 225 км/ч, но обзор и защита от более серьёзных аварий оказались лучшими именно у Halo. При исследовании ФИА рассмотрела восемь столкновений между машинами, девять столкновений с препятствием и четыре удара посторонних предметов. Для двух аварий ответ «нейтральный», для 12 — «положительный на грани», и для 7 — «положительный». Из упомянутых пяти аварий у одной (Масса) ответ «положительный на грани, Halo отбивает 17 % таких предметов» и у одной (Бьянки) — «нейтральный, удар сверх возможностей Halo». А вот Сёртис, Вильота и Уилсон, по выводам ФИА, должны были уцелеть.

Помеха обзору, по словам пилотов, признана незначительной, обзор из кабины LMP1 даже хуже. К тому же ФИА потребовала перевесить дополнительный светофор — раньше он находился у середины решётки и помогал задним, теперь впереди и ниже для передних. Высокое антикрыло, которое мешало задним и в 2009 вынудило повесить второй светофор, к 2018 запретили.

ФИА перепробовала разные методы аварийного снятия Halo, начиная от шарнирного крепления и заканчивая пироболтами, но пришла к выводу, что ничего из этого не требуется, пилот способен выбраться как самостоятельно, так и с помощью спасателей вместе с сиденьем. А если болид перевернулся — Halo не даст ему лечь кабиной вниз, и гонщику будет даже больше места для эвакуации. Если вдруг требуется снять Halo — на нём отмечены три ослабленные точки, которые можно перекусить гидравлическим болторезом. Первые неудачные результаты по эвакуации, по словам ФИА, были связаны с муляжами, не выдерживавшими вес гонщика. В любом случае нормативное время покидания болида подняли с 5 до 7 секунд.

Из-за крайне некрасивого вида болельщики ненавидели Halo. Мнения разделились и среди старых гонщиков: Ники Лауда был против, а Джеки Стюарт — за. Но уже первые аварии — Фукудзуми — Макино, Формула-2 и Алонсо — Леклер, Формула-1 — показали, что дуга выполняет своё дело. И Макино, и Леклер впоследствии сказали, что Halo, возможно, сохранил их жизни. Позже в ФИА подтвердили: без Halo Леклер бы серьёзно пострадал.

На пресс-конференции, связанной с Halo, ФИА была уличена в вырезании отрицательных отзывов — например, фразы Хюлькенберга «Мне оно не нравится». По странному стечению обстоятельств, годом спустя Хюлькенберг застрял в перевёрнутом горящем болиде, опиравшемся на три колеса: заднее на заборе и оба передних, редчайший случай, когда Halo мешает эвакуации — но эта авария считается более контролируемой, чем завалы с обломками.

В 2018 году команда «Феррари» начала устанавливать на Halo зеркала заднего вида. Вскоре эту практику запретили.

С 2019 года Halo установлена на болидах «Формулы Е».

Рассмотренные аварии и их результаты

По словам представителя ФИА, они моделировали аварии на компьютере, слегка варьируя углы ударов, и делали выводы, насколько помогает Halo.

Столкновения двух болидов В этой таблице нет положительных результатов — впрочем, во всех восьми столкновениях никто не пострадал.

Гонка Гонщики (сверху — снизу) Исход Вывод ФИА
Ф-1 Мельбурн 2007 Дэвид Култхард — Александр Вурц1 OK2 Положительный на грани
GP2 Маньи-Кур 2007 Андреас Цубер — Тимо Глок OK Положительный на грани
Ф-1 Монако 2010 Ярно Трулли — Карун Чандхок OK Положительный на грани
Ф-1 Абу-Даби 2010 Витантонио Льюцци — Михаэль Шумахер OK Нейтральный
Ф-1 Абу-Даби 2012 Нико Росберг — Нараин Картикеян OK Положительный на грани
Ф-1 Спа 2012 Ромэн Грожан — Фернандо Алонсо OK Положительный на грани
Ф-1 Шпильберг 2015 Фернандо Алонсо — Кими Райкконен OK Положительный на грани
Ф-3 Макао 2016 Чжоу Гуанъю — Дайки Сасаки3 OK Положительный на грани
1 Неизвестно, как в пресс-релизе ФИА расшифровывается «T» и «B», но по картинкам видно, что гонщик «B» переехал гонщика «T».
2 OK — остался невредим или незначительные травмы, не повлиявшие на карьеру автогонщика.
3 ФИА в пресс-релизе напутала с именами.

Столкновения с препятствиями Из девяти аварий — три смертельных случая, пять положительных результатов.

Гонка Гонщик Обстоятельства Исход Вывод ФИА
Ф-3000 Маньи-Кур 1995 Марко Кампос Вылетел за ограду Скончался Положительный
Ф-1 Спа 2001 Лучано Бурти Влетел в отбойник из покрышек Сотрясение мозга Положительный
GP2 Маньи-Кур 2007 Эрнесто Висо Вылетел за ограду Сотрясение мозга Положительный на грани
Ф-1 Барселона 2008 Хейкки Ковалайнен Заехал под мягкий отбойник Незначительные травмы Положительный
Ф-1 тесты 2012 Мария де Вильота Въехала в гидролифт грузовика4, 60 км/ч Потеряла глаз, через год скончалась Положительный
Ф-1 Судзука 2014 Жюль Бьянки Въехал в капот трактора, 126 км/ч После долгого лечения скончался Нейтральный5
Ф-1 Сочи 2015 Карлос Сайнс-мл. Заехал под мягкий отбойник OK (вышел на гонку на следующий день) Положительный
Ф-3 Шпильберг 2016 Ли Чжикон (Питер Ли) Приземлился вверх колёсами6 Многочисленные переломы Положительный на грани
Ф-1 Монако 2017 Паскаль Верляйн Перевернулся и ударился в забор OK Положительный на грани
4 Скорость удара приводится, если известна из надёжных источников.
5 ФИА признала, что «удар сверх возможностей Halo» — болиду Бьянки оторвало основную дугу безопасности, выдерживающую 6 тонн в продольном направлении.
6 Участники аварии: Райан Тветер (устроил «дымовую завесу», незначительные травмы), Ли Чжикон (подлетел в воздух, переломы), Педру Пике (улетел в отбойник, не пострадал).

Удары обломков Четыре аварии. Halo плохо защищает от мелкого мусора (отбивает 17 % предметов) и отлично — от крупного. Но именно крупные обломки становятся причиной смертей.

Гонка Гонщик Предмет Исход Вывод ФИА
Ф-2 Брэндс-Хэтч 2009 Генри Сёртис Колесо Скончался Положительный
Ф-1 Будапешт 2009 Фелипе Масса Пружина, 800 г Травмы головы, сотрясение мозга Положительный на грани
Ф-1 Нюрбургринг 2013 Макс Чилтон Небольшая деталь OK (поехал дальше с разбитым забралом) Положительный на грани
Индикар Поконо 2015 Джастин Уилсон Крупный обломок Скончался Положительный

Примечания

  1. https://www.racecar-engineering.com/tech-explained/tech-explained-formula-1-halo/5/
  2. 1 2 Noble, Jonathan. Formula 1’s Halo tests are «pretty scary» (англ.), motorsport.com (13 февраля 2018). Дата обращения 26 июня 2019.
  3. https://www.f1news.ru/tech/127512.shtml
  4. https://www.motorsport.com/f1/news/video-analysis-tough-halo-piola-1001515/1389398/?nrt=54
  5. https://www.fia.com/news/how-make-f1-halo
  6. Технический регламент «Формулы-1», ключевое слово «survival cell»
  7. 1 2 HALO — новая система защиты гонщиков, Формула 1, Регламент 2018 Дневник Шумахера
  8. Тодуа, Олег. Фелипе Масса не вернется в гонки до следующего сезона. f1news.ru (11 октября 2009). Дата обращения 24 мая 2014.
  9. Cary, Tom. Henry Surtees’s death shakes motorsport world, telegraph.co.uk, The Daily Telegraph (20 July 2009). Дата обращения 24 июля 2009.
  10. Детали трагической аварии де Вильоты. Autosport.com.ru (29 июня 2015). Дата обращения 30 июня 2015. Архивировано 30 июня 2015 года.
  11. Причиной смерти Марии де Вильоты стала авария на тестах в Даксфорде в 2012-м году. F1-Today.ru (12 октября 2013). Дата обращения 12 октября 2013. Архивировано 17 октября 2013 года.
  12. Дмитрий Бухаров. Умер Жюль Бьянки — все новости Формулы 1 2015. F1News.Ru (18 июля 2015). Дата обращения 18 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
  13. Константин Волков. Погибший пилот «Формулы-1» стал донором органов для шести человек — Константин Волков. Российская газета (26 августа 2015). Дата обращения 1 сентября 2015. Архивировано 1 сентября 2015 года.
  14. https://www.f1news.ru/news/f1-122539.html
  15. https://www.f1news.ru/news/f1-126885.html
  16. https://www.f1news.ru/tech/122953.shtml
  17. http://www.formula1-dictionary.net/roll_structure.html
  18. https://www.fia.com/news/f1-why-halo-best-solution
  19. https://www.bbc.com/sport/formula1/40610736
  20. 1 2 3 4 https://www.youtube.com/watch?v=AYkGjUHstKY
  21. https://www.motorsport.com/f1/news/australian-gp-halo-start-light-visibility-1017138/1397663/
  22. https://www.formula1.com/en/latest/article.fia-tweaks-start-light-position-to-compensate-for-halo.1dOWt8UtdioG4a82Ys6Gca.html
  23. https://www.foxsports.com.au/motorsport/formula-one/f1-halo-introduction-fia-addresses-six-key-myths-about-new-safety-device-amid-unrest-over-car-change/news-story/b5e676acdc5dfd01dcf7df3195179582
  24. Технический регламент «Формулы-1», с. 67
  25. https://wtf1.com/post/why-f1-fans-have-every-right-to-complain-about-the-halo/
  26. https://www.theguardian.com/sport/2017/jul/22/formula-one-fia-defends-decision-halo-cockpit
  27. https://www.autosport.com/f1/news/131147/stewart-halo-critics-like-1960s-safety-backlash
  28. https://www.youtube.com/watch?v=tWlb3dQB5vw
  29. https://www.youtube.com/watch?v=fuRRLkc4qUo
  30. https://www.motorsport.com/fia-f2/news/life-saving-halo-is-really-important-makino-1037417/3090772/
  31. https://www.formula1.com/en/latest/article.drivers-praise-halo-after-leclerc-escapes-spa-smash-unscathed.44FrlAxNJKqm48McKyEcwc.html
  32. https://www.motorsport.com/f1/news/leclerc-spa-crash-visor-halo/4309428/
  33. https://jalopnik.com/formula-one-censors-negative-comments-about-its-halo-co-1797471989
  34. https://wtf1.com/post/an-fia-report-confirms-that-the-halo-protected-leclerc-during-the-first-corner-crash-at-spa/
  35. https://www.f1news.ru/news/f1-128775.html
  36. https://www.formula1.com/en/latest/article.fia-clarifies-rules-on-rear-view-mirror-mountings.6DauZ2AllmQQyOgCiIuuko.html
  37. https://www.carthrottle.com/post/this-horror-crash-just-happened-in-the-fia-f3-championship/
  38. https://www.autosport.com/f1/news/125513/why-the-halo-was-rejected-for-2017

Формула-1 испытала систему защиты головы гонщиков “гало”

Креститься лишь после того, как грянет гром, — не только русская черта. По крайней мере, в мире автоспорта так тоже поступают. Трагическая гибель пилотов в последние годы заставила чиновников вновь озаботиться проблемой безопасности, а в начале 2016-го мы увидели первое их решение. Неоднозначное и уже породившее массу споров — систему “гало”. Защита головы пилота, безусловно, важна, но должна ли она быть такой? В этом и попытаемся разобраться.

1. Безопасность

Естественно, главный для “гало” критерий — то, насколько система справляется со своей функцией. “Гало” поможет гонщику, если в него полетит колесо или чужой болид окажется сверху, как у Алонсо и Райкконена в прошлом году. Но вот против мелких осколков система бессильна. Разве что останется надеяться, что деталь попадёт в защитный каркас, как мяч в футбольную штангу.

По этой проблеме уже высказался один из главных пострадавших от небезопасности Ф-1 — Филипп Бьянки.

Он не только напомнил про обломок, чуть не обрубивший карьеру Фелипе Массы, но и отметил, что Жюля “гало” бы не спасла:

“Для Жюля эта система ничего бы не изменила, потому что повреждение его мозга произошло из-за невероятно экстремального торможения. Конечно, я не буду выступать против чего угодно, повышающего безопасность пилотов, но эта версия „гало“ меня не убедила и должна быть улучшена”, — сказал Филип.

А если система безопасности не до конца выполняет свои функции, то есть ли в ней смысл? Конечно, мы можем сказать, что она решает хоть какие-то проблемы, а это лучше, чем ничего. Безусловно, можно понадеяться, что в дальнейшем её усовершенствуют, что нынешняя версия лишь первый шаг на пути к безопасности. Но есть ли гарантия, что “гало” не окажется шагом последним? Что чиновники не скажут “мы пытались” и не бросят идею до следующего трагического случая? Если окажется, что из-за “гало” бросили разработку других идей, то следующий трагический случай будет на совести тех, кто принял эту.

Добавим, что “гало” может и понизить безопасность — видимость она пусть незначительно, но затрудняет. А на скорости 300 км/ч ничего незначительного не бывает.

Вывод: “гало” — это полумера, которая может быть временным решением, но не гарантом безопасности пилота.

2. Эстетика

Что ни говори, а фактор красоты в “Королевских гонках” один из самых важных. Иначе зачем мы каждый год в предвкушении ждём новые ливреи и надеемся, что пилоты отстоят гридгёрлз в борьбе с новомодными гридбоями?

Болид должен быть красив — это аксиома. И тут к “гало” большие вопросы. Располагаясь на самом видном месте машины, система лишает её внешний вид гармонии, о чём откровенно высказался Нико Хюлькенберг. „Гало“ выглядит ужасно”, — бесхитростно заявил немец.

Конечно, свою эстетику в “гало” найти можно, но эта эстетика куда ближе к видеоиграм про дальний космос, чем к Формуле-1.

Ещё один вариант — отбросить фактор эстетики вовсе, по примеру Себастьяна Феттеля. “В принципе я согласен с тем, что это выглядит не очень здорово, но в равной степени это помогает повысить безопасность, спасти жизни людей”, — отметил Себ.

Но Формула-1 — это деньги, деньги — это шоу, а шоу — это красота. Так что от эстетических оценок никуда не деться. Да и, как мы помним из предыдущего пункта, спасение жизней за счёт “гало” тоже под вопросом.

Вывод: эстетическая ценность “гало” сомнительна.

3. Гоночный дух

Наконец, самый эфемерный пункт. Так уж сложилось, что формульные серии — это гонки с открытыми колёсами и кокпитами. Да, создатели “гало” не пошли радикальным путём выстраивания бронебойного пузыря между пилотом и окружающим пространством, который грозил превратить Ф-1 в мультфильмы про Спиди-гонщика. Но всё же саму идею открытого кокпита система нарушает.

“Формула-1 опасна, но без открытых кокпитов это будут уже не гонки”, — ёмко выразился по поводу закрытия кокпита Даниил Квят.

Другой момент — сам фактор риска. Гонки — традиционно рискованный спорт. И в этом проходе пилота между жизнью и смертью по узкой полосе трассы на запредельной скорости и есть его привлекательность. Гонки без риска — как единоборства без контакта.

“Мне кажется, это попытка сделать наш спорт абсолютно стерильным, но элемент опасности должен оставаться — именно он делает Формулу-1 сексуальной и привлекательной”, — высказался, пожалуй, самый ярый противник “гало” — Нико Хюлькенберг.

Такая позиция пилота “Форс Индия” даже привела к небольшому скандалу — Даниэль Риккардо посоветовал немцу “не геройствовать”.

В итоге вышло, что мнения пилотов разделились. Самым весомым сторонником “гало” выглядит Феттель — наиболее титулованный гонщик пелотона, выступающий за самую влиятельную команду. Однако в команде его противников действующий чемпион и любимец Берни Экклстоуна Льюис Хэмилтон. Последний уже предложил: давайте сделаем использование «гало» добровольным. Хочешь большей безопасности и дополнительные килограммы — вперёд. Готов рискнуть чуточку больше — пожлуйста. В общем, настоящая битва влияний.

Вывод: “гало” нарушает дух гонок.

*****

Как мы видим, новая система не вышла в плюс ни по одному из наших пунктов. Однако даже одна спасённая жизнь будет весомее любых доводов. Как же быть?

Мы полагаем, что введение дополнительной защиты в Формуле-1 всё равно неизбежно. Другое дело, стоит ли торопиться? Да, мы видим трагические инциденты, но нельзя сказать, что ситуация критическая, требующая поспешных и непродуманных мер. Ничто не мешает провести дополнительные исследования (о планах протестировать свой вариант уже объявил «Ред Булл») и найти тот вариант, который и безопасности поможет, и внешний вид машин не изуродует. Исчезнувший звук двигателей может показаться детским лепетом по сравнению с «гало». Нет причин во что бы то ни стало внедрять спорный вариант уже в 2017-м — и опять отпугнуть болельщиков. Господа из ФИА, давайте подумаем ещё и придём к какому-то более взвешенному решению.

В 2018 году на машинах появится система Halo

В следующем году на машинах Формулы 1 появится защита кокпита, получившая название Halo, а не система Shield, прототип которой Себастьян Феттель испытал в Сильверстоуне.

В ходе прошлого сезона прототипы Halo неоднократно тестировались разными командами чемпионата, и в ходе испытаний был выявлен ряд существенных недостатков, но к 2018-му система должна быть усовершенствована.

FIA объявила о выборе в пользу Halo после совещания Стратегической группы Формулы 1, состоявшегося 19 июля в Женеве.

Далее приводится полный текст заявления FIA.

«Сегодня Стратегическая группа Формулы 1 встречалась, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с чемпионатом мира. Впервые на нём присутствовали все команды Формулы 1, включая представителей Renault F1, Toro Rosso, Sauber и Haas F1.

Основные темы, обсуждавшиеся на заседании:

Фронтальная защита кокпита

В соответствии с единогласным решением Стратегической группы о введении в Формуле 1 дополнительной фронтальной защиты, принятым в июле 2016 года и поддержанным гонщиками, FIA подтверждает введение системы Halo в 2018 году. При участии команд определённые моменты конструкции будут усовершенствованы.

За минувшие пять лет было разработано и опробовано множество конструкций, после чего стало ясно, что именно Halo в целом обеспечивает максимальную безопасность.

Силовая установка 2021 года

До сведения всех присутствовавших была доведена новая информация по итогам двух недавних чрезвычайных совещаний, состоявшихся в Париже, в работе которых принимали участие представители многих ведущих мировых производителей, выпускающих силовые установки для нужд автоспорта.

В течение летнего периода предстоит провести дальнейший анализ, о результатах которого будет объявлено в сентябре на следующем заседании Стратегической группы.

Контроль расходов

На совещании был представлен и единогласно поддержан новый подход к проблеме контроля расходов. Была создана Рабочая группа, в которую вошли представители обладателя коммерческих прав, FIA и команд чемпионата. Этой группе поручено составить инновационные предложения, направленные на поддержание экономической стабильности спорта в последующие годы.

Повышение зрелищности

Также обсуждался ряд мер спортивного характера, направленных на повышение зрелищности гонок, и для оценки их эффективности будут проведены специальные исследования.