Содержание
Halo (устройство безопасности)
Кими Райкконен на предсезонных тестах 2018
Halo (с английского «ореол»), в официальных документах дополнительная дуга безопасности (secondary roll structure) — в болидах с открытыми колёсами титановая дуга, располагающаяся вокруг головы гонщика и призванная защищать от летящего массивного предмета, от крупного обломка до целого болида. Применяется в автогонках Международной автомобильной федерации (ФИА) формул 1, 2, 3 и Е.
Характеристики и правила (для модели, применяемой в «Формуле-1»)
Рейсинг Пойнт-2019: раскраска выпячивает Halo, вписывает его в силуэт болидаФеррари-2019: раскраска скрадывает Halo
- Изначальный разработчик: Mercedes.
- Материал: авиационный титан (Ti+Al+V).
- Сваривается из пяти деталей: двух полудуг, двух подпятников и стойки. Полудуги выгибаются из трубы (цельная дуга не даёт нужных допусков), остальное — фрезеруется на ЧПУ-станке. Фрезеровка стойки отнимает 40 часов.
- Вес: 9 кг (после доводки до серийного образца). Вместе с переработкой монокока это даёт 12…20 кг, но минимальный вес болида подняли всего на 5 кг — так что конструкторы должны облегчать болид в других местах. В 2019 году дали ещё 7 кг минимального веса.
- Выдерживает нагрузки в 8 тонн спереди, 12 тонн сверху и с боков. Это больше, чем требования к основной дуге безопасности, установленной на воздухозаборнике (9 тонн).
- Толщина стойки: 16 мм (в серийном образце).
- Цена: около 30 тыс. долларов США.
- Команда может выбрать одного из трёх отобранных ФИА производителей: CP Autosport (Германия), SS Tube Technology (Великобритания), V System (Италия). Они производят совершенно одинаковые дуги, но экстерьер болидов разный: на Halo разрешено ставить обтекатели, зализы, предкрылки и прочие мелкие аэродинамические устройства.
- Нормативное время покидания болида (отстегнуться, снять руль и вылезть, без установки руля на место): 7 секунд (до введения Halo было 5).
История
«Формула-1» и другие гонки с открытыми колёсами постоянно становятся безопаснее — для пилотов, членов команды, автодромных рабочих и зрителей. Сделанный по пожарным технологиям костюм позволяет 10 секунд находиться в очаге пожара. Упрочнённое шасси не даёт раздавить гонщика и топливный бак. Колёса сейчас крепят к корпусу при помощи специальных стальных тросов, что резко снижает возможность отрыва колеса от машины при аварии. HANS снижает нагрузку на основание черепа в лобовом столкновении. Но голова, даже защищённая шлемом, остаётся достаточно уязвимым местом.
В шлем Фелипе Массы в 2009 году попала деталь от болида Рубенса Баррикелло, из-за чего он пропустил остаток сезона. В том же году пилот «Формулы-2» Генри Сёртис скончался после попадания в него отлетевшего колеса. В 2012 году Мария де Вильота, не справившись с маневрированием по стоянке, столкнулась с гидролифтом грузовика, находившимся на уровне глаз водителя, потеряла глаз и спустя год умерла от последствий травмы. В 2014 году Жюль Бьянки́ въехал в капот трактора-эвакуатора и умер в больнице. В 2015 году Джастин Уилсон, гонщик «Индикара», скончался от травмы головы, вызванной попаданием в шлем обломка другого болида.
Программа по поиску средства защиты кабины началась в 2011 году, Mercedes предложил Halo в 2015. В 2016 году ассоциация пилотов «Формулы-1» попросила ФИА ускорить программу, но ФИА не стала спешить с правилами — устройство оказалось некрасивым, а для установки дуг безопасности требуется переработка монокока болида. Только спустя сезон, с 2018 года, стали требовать новую дугу безопасности в «Формуле-1» вместо скрытой дуги над коленями гонщика. За это время испытали около десятка разных устройств, включая фонарь от F-16, и до испытаний в гоночных условиях дошли три варианта:
Конкурент Halo, лобовое стекло Shield. Сильверстоун-2017, за рулём Феттель.
- Halo, дуга безопасности разработки Mercedes. Применяется в болидах гонок ФИА.
- Aeroscreen, лобовое стекло разработки Red Bull. Нашло применение в серии IndyCar.
- Shield, лобовое стекло разработки ФИА. Единственный гоночный тест, проведённый Феттелем, сразу же отбросил устройство: выгнутое стекло вместе с тряской в кабине искажало вид, а завихрения тянули голову вперёд.
Все три устройства отвели от макета головы 20-килограммовое колесо на скорости 225 км/ч, но обзор и защита от более серьёзных аварий оказались лучшими именно у Halo. При исследовании ФИА рассмотрела восемь столкновений между машинами, девять столкновений с препятствием и четыре удара посторонних предметов. Для двух аварий ответ «нейтральный», для 12 — «положительный на грани», и для 7 — «положительный». Из упомянутых пяти аварий у одной (Масса) ответ «положительный на грани, Halo отбивает 17 % таких предметов» и у одной (Бьянки) — «нейтральный, удар сверх возможностей Halo». А вот Сёртис, Вильота и Уилсон, по выводам ФИА, должны были уцелеть.
Помеха обзору, по словам пилотов, признана незначительной, обзор из кабины LMP1 даже хуже. К тому же ФИА потребовала перевесить дополнительный светофор — раньше он находился у середины решётки и помогал задним, теперь впереди и ниже для передних. Высокое антикрыло, которое мешало задним и в 2009 вынудило повесить второй светофор, к 2018 запретили.
ФИА перепробовала разные методы аварийного снятия Halo, начиная от шарнирного крепления и заканчивая пироболтами, но пришла к выводу, что ничего из этого не требуется, пилот способен выбраться как самостоятельно, так и с помощью спасателей вместе с сиденьем. А если болид перевернулся — Halo не даст ему лечь кабиной вниз, и гонщику будет даже больше места для эвакуации. Если вдруг требуется снять Halo — на нём отмечены три ослабленные точки, которые можно перекусить гидравлическим болторезом. Первые неудачные результаты по эвакуации, по словам ФИА, были связаны с муляжами, не выдерживавшими вес гонщика. В любом случае нормативное время покидания болида подняли с 5 до 7 секунд.
Из-за крайне некрасивого вида болельщики ненавидели Halo. Мнения разделились и среди старых гонщиков: Ники Лауда был против, а Джеки Стюарт — за. Но уже первые аварии — Фукудзуми — Макино, Формула-2 и Алонсо — Леклер, Формула-1 — показали, что дуга выполняет своё дело. И Макино, и Леклер впоследствии сказали, что Halo, возможно, сохранил их жизни. Позже в ФИА подтвердили: без Halo Леклер бы серьёзно пострадал.
На пресс-конференции, связанной с Halo, ФИА была уличена в вырезании отрицательных отзывов — например, фразы Хюлькенберга «Мне оно не нравится». По странному стечению обстоятельств, годом спустя Хюлькенберг застрял в перевёрнутом горящем болиде, опиравшемся на три колеса: заднее на заборе и оба передних, редчайший случай, когда Halo мешает эвакуации — но эта авария считается более контролируемой, чем завалы с обломками.
В 2018 году команда «Феррари» начала устанавливать на Halo зеркала заднего вида. Вскоре эту практику запретили.
С 2019 года Halo установлена на болидах «Формулы Е».
Рассмотренные аварии и их результаты
По словам представителя ФИА, они моделировали аварии на компьютере, слегка варьируя углы ударов, и делали выводы, насколько помогает Halo.
Столкновения двух болидов В этой таблице нет положительных результатов — впрочем, во всех восьми столкновениях никто не пострадал.
Гонка | Гонщики (сверху — снизу) | Исход | Вывод ФИА |
---|---|---|---|
Ф-1 Мельбурн 2007 | Дэвид Култхард — Александр Вурц1 | OK2 | Положительный на грани |
GP2 Маньи-Кур 2007 | Андреас Цубер — Тимо Глок | OK | Положительный на грани |
Ф-1 Монако 2010 | Ярно Трулли — Карун Чандхок | OK | Положительный на грани |
Ф-1 Абу-Даби 2010 | Витантонио Льюцци — Михаэль Шумахер | OK | Нейтральный |
Ф-1 Абу-Даби 2012 | Нико Росберг — Нараин Картикеян | OK | Положительный на грани |
Ф-1 Спа 2012 | Ромэн Грожан — Фернандо Алонсо | OK | Положительный на грани |
Ф-1 Шпильберг 2015 | Фернандо Алонсо — Кими Райкконен | OK | Положительный на грани |
Ф-3 Макао 2016 | Чжоу Гуанъю — Дайки Сасаки3 | OK | Положительный на грани |
1 Неизвестно, как в пресс-релизе ФИА расшифровывается «T» и «B», но по картинкам видно, что гонщик «B» переехал гонщика «T». 2 OK — остался невредим или незначительные травмы, не повлиявшие на карьеру автогонщика. 3 ФИА в пресс-релизе напутала с именами. |
Столкновения с препятствиями Из девяти аварий — три смертельных случая, пять положительных результатов.
Гонка | Гонщик | Обстоятельства | Исход | Вывод ФИА |
---|---|---|---|---|
Ф-3000 Маньи-Кур 1995 | Марко Кампос | Вылетел за ограду | Скончался | Положительный |
Ф-1 Спа 2001 | Лучано Бурти | Влетел в отбойник из покрышек | Сотрясение мозга | Положительный |
GP2 Маньи-Кур 2007 | Эрнесто Висо | Вылетел за ограду | Сотрясение мозга | Положительный на грани |
Ф-1 Барселона 2008 | Хейкки Ковалайнен | Заехал под мягкий отбойник | Незначительные травмы | Положительный |
Ф-1 тесты 2012 | Мария де Вильота | Въехала в гидролифт грузовика4, 60 км/ч | Потеряла глаз, через год скончалась | Положительный |
Ф-1 Судзука 2014 | Жюль Бьянки | Въехал в капот трактора, 126 км/ч | После долгого лечения скончался | Нейтральный5 |
Ф-1 Сочи 2015 | Карлос Сайнс-мл. | Заехал под мягкий отбойник | OK (вышел на гонку на следующий день) | Положительный |
Ф-3 Шпильберг 2016 | Ли Чжикон (Питер Ли) | Приземлился вверх колёсами6 | Многочисленные переломы | Положительный на грани |
Ф-1 Монако 2017 | Паскаль Верляйн | Перевернулся и ударился в забор | OK | Положительный на грани |
4 Скорость удара приводится, если известна из надёжных источников. 5 ФИА признала, что «удар сверх возможностей Halo» — болиду Бьянки оторвало основную дугу безопасности, выдерживающую 6 тонн в продольном направлении. 6 Участники аварии: Райан Тветер (устроил «дымовую завесу», незначительные травмы), Ли Чжикон (подлетел в воздух, переломы), Педру Пике (улетел в отбойник, не пострадал). |
Удары обломков Четыре аварии. Halo плохо защищает от мелкого мусора (отбивает 17 % предметов) и отлично — от крупного. Но именно крупные обломки становятся причиной смертей.
Гонка | Гонщик | Предмет | Исход | Вывод ФИА |
---|---|---|---|---|
Ф-2 Брэндс-Хэтч 2009 | Генри Сёртис | Колесо | Скончался | Положительный |
Ф-1 Будапешт 2009 | Фелипе Масса | Пружина, 800 г | Травмы головы, сотрясение мозга | Положительный на грани |
Ф-1 Нюрбургринг 2013 | Макс Чилтон | Небольшая деталь | OK (поехал дальше с разбитым забралом) | Положительный на грани |
Индикар Поконо 2015 | Джастин Уилсон | Крупный обломок | Скончался | Положительный |
Примечания
- https://www.racecar-engineering.com/tech-explained/tech-explained-formula-1-halo/5/
- 1 2 Noble, Jonathan. Formula 1’s Halo tests are «pretty scary» (англ.), motorsport.com (13 февраля 2018). Дата обращения 26 июня 2019.
- https://www.f1news.ru/tech/127512.shtml
- https://www.motorsport.com/f1/news/video-analysis-tough-halo-piola-1001515/1389398/?nrt=54
- https://www.fia.com/news/how-make-f1-halo
- Технический регламент «Формулы-1», ключевое слово «survival cell»
- 1 2 HALO — новая система защиты гонщиков, Формула 1, Регламент 2018 Дневник Шумахера
- Тодуа, Олег. Фелипе Масса не вернется в гонки до следующего сезона. f1news.ru (11 октября 2009). Дата обращения 24 мая 2014.
- Cary, Tom. Henry Surtees’s death shakes motorsport world, telegraph.co.uk, The Daily Telegraph (20 July 2009). Дата обращения 24 июля 2009.
- Детали трагической аварии де Вильоты. Autosport.com.ru (29 июня 2015). Дата обращения 30 июня 2015. Архивировано 30 июня 2015 года.
- Причиной смерти Марии де Вильоты стала авария на тестах в Даксфорде в 2012-м году. F1-Today.ru (12 октября 2013). Дата обращения 12 октября 2013. Архивировано 17 октября 2013 года.
- Дмитрий Бухаров. Умер Жюль Бьянки — все новости Формулы 1 2015. F1News.Ru (18 июля 2015). Дата обращения 18 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
- Константин Волков. Погибший пилот «Формулы-1» стал донором органов для шести человек — Константин Волков. Российская газета (26 августа 2015). Дата обращения 1 сентября 2015. Архивировано 1 сентября 2015 года.
- https://www.f1news.ru/news/f1-122539.html
- https://www.f1news.ru/news/f1-126885.html
- https://www.f1news.ru/tech/122953.shtml
- http://www.formula1-dictionary.net/roll_structure.html
- https://www.fia.com/news/f1-why-halo-best-solution
- https://www.bbc.com/sport/formula1/40610736
- 1 2 3 4 https://www.youtube.com/watch?v=AYkGjUHstKY
- https://www.motorsport.com/f1/news/australian-gp-halo-start-light-visibility-1017138/1397663/
- https://www.formula1.com/en/latest/article.fia-tweaks-start-light-position-to-compensate-for-halo.1dOWt8UtdioG4a82Ys6Gca.html
- https://www.foxsports.com.au/motorsport/formula-one/f1-halo-introduction-fia-addresses-six-key-myths-about-new-safety-device-amid-unrest-over-car-change/news-story/b5e676acdc5dfd01dcf7df3195179582
- Технический регламент «Формулы-1», с. 67
- https://wtf1.com/post/why-f1-fans-have-every-right-to-complain-about-the-halo/
- https://www.theguardian.com/sport/2017/jul/22/formula-one-fia-defends-decision-halo-cockpit
- https://www.autosport.com/f1/news/131147/stewart-halo-critics-like-1960s-safety-backlash
- https://www.youtube.com/watch?v=tWlb3dQB5vw
- https://www.youtube.com/watch?v=fuRRLkc4qUo
- https://www.motorsport.com/fia-f2/news/life-saving-halo-is-really-important-makino-1037417/3090772/
- https://www.formula1.com/en/latest/article.drivers-praise-halo-after-leclerc-escapes-spa-smash-unscathed.44FrlAxNJKqm48McKyEcwc.html
- https://www.motorsport.com/f1/news/leclerc-spa-crash-visor-halo/4309428/
- https://jalopnik.com/formula-one-censors-negative-comments-about-its-halo-co-1797471989
- https://wtf1.com/post/an-fia-report-confirms-that-the-halo-protected-leclerc-during-the-first-corner-crash-at-spa/
- https://www.f1news.ru/news/f1-128775.html
- https://www.formula1.com/en/latest/article.fia-clarifies-rules-on-rear-view-mirror-mountings.6DauZ2AllmQQyOgCiIuuko.html
- https://www.carthrottle.com/post/this-horror-crash-just-happened-in-the-fia-f3-championship/
- https://www.autosport.com/f1/news/125513/why-the-halo-was-rejected-for-2017
Формула-1 испытала систему защиты головы гонщиков “гало”
Креститься лишь после того, как грянет гром, — не только русская черта. По крайней мере, в мире автоспорта так тоже поступают. Трагическая гибель пилотов в последние годы заставила чиновников вновь озаботиться проблемой безопасности, а в начале 2016-го мы увидели первое их решение. Неоднозначное и уже породившее массу споров — систему “гало”. Защита головы пилота, безусловно, важна, но должна ли она быть такой? В этом и попытаемся разобраться.
1. Безопасность
Естественно, главный для “гало” критерий — то, насколько система справляется со своей функцией. “Гало” поможет гонщику, если в него полетит колесо или чужой болид окажется сверху, как у Алонсо и Райкконена в прошлом году. Но вот против мелких осколков система бессильна. Разве что останется надеяться, что деталь попадёт в защитный каркас, как мяч в футбольную штангу.
По этой проблеме уже высказался один из главных пострадавших от небезопасности Ф-1 — Филипп Бьянки.
Он не только напомнил про обломок, чуть не обрубивший карьеру Фелипе Массы, но и отметил, что Жюля “гало” бы не спасла:
“Для Жюля эта система ничего бы не изменила, потому что повреждение его мозга произошло из-за невероятно экстремального торможения. Конечно, я не буду выступать против чего угодно, повышающего безопасность пилотов, но эта версия „гало“ меня не убедила и должна быть улучшена”, — сказал Филип.
А если система безопасности не до конца выполняет свои функции, то есть ли в ней смысл? Конечно, мы можем сказать, что она решает хоть какие-то проблемы, а это лучше, чем ничего. Безусловно, можно понадеяться, что в дальнейшем её усовершенствуют, что нынешняя версия лишь первый шаг на пути к безопасности. Но есть ли гарантия, что “гало” не окажется шагом последним? Что чиновники не скажут “мы пытались” и не бросят идею до следующего трагического случая? Если окажется, что из-за “гало” бросили разработку других идей, то следующий трагический случай будет на совести тех, кто принял эту.
Добавим, что “гало” может и понизить безопасность — видимость она пусть незначительно, но затрудняет. А на скорости 300 км/ч ничего незначительного не бывает.
Вывод: “гало” — это полумера, которая может быть временным решением, но не гарантом безопасности пилота.
2. Эстетика
Что ни говори, а фактор красоты в “Королевских гонках” один из самых важных. Иначе зачем мы каждый год в предвкушении ждём новые ливреи и надеемся, что пилоты отстоят гридгёрлз в борьбе с новомодными гридбоями?
Болид должен быть красив — это аксиома. И тут к “гало” большие вопросы. Располагаясь на самом видном месте машины, система лишает её внешний вид гармонии, о чём откровенно высказался Нико Хюлькенберг. „Гало“ выглядит ужасно”, — бесхитростно заявил немец.
Конечно, свою эстетику в “гало” найти можно, но эта эстетика куда ближе к видеоиграм про дальний космос, чем к Формуле-1.
Ещё один вариант — отбросить фактор эстетики вовсе, по примеру Себастьяна Феттеля. “В принципе я согласен с тем, что это выглядит не очень здорово, но в равной степени это помогает повысить безопасность, спасти жизни людей”, — отметил Себ.
Но Формула-1 — это деньги, деньги — это шоу, а шоу — это красота. Так что от эстетических оценок никуда не деться. Да и, как мы помним из предыдущего пункта, спасение жизней за счёт “гало” тоже под вопросом.
Вывод: эстетическая ценность “гало” сомнительна.
3. Гоночный дух
Наконец, самый эфемерный пункт. Так уж сложилось, что формульные серии — это гонки с открытыми колёсами и кокпитами. Да, создатели “гало” не пошли радикальным путём выстраивания бронебойного пузыря между пилотом и окружающим пространством, который грозил превратить Ф-1 в мультфильмы про Спиди-гонщика. Но всё же саму идею открытого кокпита система нарушает.
“Формула-1 опасна, но без открытых кокпитов это будут уже не гонки”, — ёмко выразился по поводу закрытия кокпита Даниил Квят.
Другой момент — сам фактор риска. Гонки — традиционно рискованный спорт. И в этом проходе пилота между жизнью и смертью по узкой полосе трассы на запредельной скорости и есть его привлекательность. Гонки без риска — как единоборства без контакта.
“Мне кажется, это попытка сделать наш спорт абсолютно стерильным, но элемент опасности должен оставаться — именно он делает Формулу-1 сексуальной и привлекательной”, — высказался, пожалуй, самый ярый противник “гало” — Нико Хюлькенберг.
Такая позиция пилота “Форс Индия” даже привела к небольшому скандалу — Даниэль Риккардо посоветовал немцу “не геройствовать”.
В итоге вышло, что мнения пилотов разделились. Самым весомым сторонником “гало” выглядит Феттель — наиболее титулованный гонщик пелотона, выступающий за самую влиятельную команду. Однако в команде его противников действующий чемпион и любимец Берни Экклстоуна Льюис Хэмилтон. Последний уже предложил: давайте сделаем использование «гало» добровольным. Хочешь большей безопасности и дополнительные килограммы — вперёд. Готов рискнуть чуточку больше — пожлуйста. В общем, настоящая битва влияний.
Вывод: “гало” нарушает дух гонок.
*****
Как мы видим, новая система не вышла в плюс ни по одному из наших пунктов. Однако даже одна спасённая жизнь будет весомее любых доводов. Как же быть?
Мы полагаем, что введение дополнительной защиты в Формуле-1 всё равно неизбежно. Другое дело, стоит ли торопиться? Да, мы видим трагические инциденты, но нельзя сказать, что ситуация критическая, требующая поспешных и непродуманных мер. Ничто не мешает провести дополнительные исследования (о планах протестировать свой вариант уже объявил «Ред Булл») и найти тот вариант, который и безопасности поможет, и внешний вид машин не изуродует. Исчезнувший звук двигателей может показаться детским лепетом по сравнению с «гало». Нет причин во что бы то ни стало внедрять спорный вариант уже в 2017-м — и опять отпугнуть болельщиков. Господа из ФИА, давайте подумаем ещё и придём к какому-то более взвешенному решению.
В 2018 году на машинах появится система Halo
В следующем году на машинах Формулы 1 появится защита кокпита, получившая название Halo, а не система Shield, прототип которой Себастьян Феттель испытал в Сильверстоуне.
В ходе прошлого сезона прототипы Halo неоднократно тестировались разными командами чемпионата, и в ходе испытаний был выявлен ряд существенных недостатков, но к 2018-му система должна быть усовершенствована.
FIA объявила о выборе в пользу Halo после совещания Стратегической группы Формулы 1, состоявшегося 19 июля в Женеве.
Далее приводится полный текст заявления FIA.
«Сегодня Стратегическая группа Формулы 1 встречалась, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с чемпионатом мира. Впервые на нём присутствовали все команды Формулы 1, включая представителей Renault F1, Toro Rosso, Sauber и Haas F1.
Основные темы, обсуждавшиеся на заседании:
Фронтальная защита кокпита
В соответствии с единогласным решением Стратегической группы о введении в Формуле 1 дополнительной фронтальной защиты, принятым в июле 2016 года и поддержанным гонщиками, FIA подтверждает введение системы Halo в 2018 году. При участии команд определённые моменты конструкции будут усовершенствованы.
За минувшие пять лет было разработано и опробовано множество конструкций, после чего стало ясно, что именно Halo в целом обеспечивает максимальную безопасность.
Силовая установка 2021 года
До сведения всех присутствовавших была доведена новая информация по итогам двух недавних чрезвычайных совещаний, состоявшихся в Париже, в работе которых принимали участие представители многих ведущих мировых производителей, выпускающих силовые установки для нужд автоспорта.
В течение летнего периода предстоит провести дальнейший анализ, о результатах которого будет объявлено в сентябре на следующем заседании Стратегической группы.
Контроль расходов
На совещании был представлен и единогласно поддержан новый подход к проблеме контроля расходов. Была создана Рабочая группа, в которую вошли представители обладателя коммерческих прав, FIA и команд чемпионата. Этой группе поручено составить инновационные предложения, направленные на поддержание экономической стабильности спорта в последующие годы.
Повышение зрелищности
Также обсуждался ряд мер спортивного характера, направленных на повышение зрелищности гонок, и для оценки их эффективности будут проведены специальные исследования.