Инструктор по вождению требования

Содержание

>
Инструктор по вождению — суть профессии, каким должен быть автоинструктор?

Какими бывают инструкторы

Выбор инструктора по вождению – один из самых важных этапов на пути к водительским правам. После прохождения теоретического курса именно этот человек будет закреплять пройденный материал на практике. И от того, как он это будет делать, зависит не только ваша безопасность в будущем, но и жизнь и здоровье пассажиров, пешеходов и других водителей. Чтобы лучше понять, как выбрать подходящего автоинструктора, нужно знать по каким признакам, на какие группы их подразделяют.
Существует множество различных критериев подбора инструктора. Основные это:

  • Стаж вождения, опыт работы, квалификация
  • Возраст
  • Методика обучения
  • Пол
  • Вредные привычки
  • Внешность
  • Стоимость занятий
  • Учебный автомобиль

Теперь подробнее:

Стаж вождения, квалификация и опыт работы

Одним из самых главных атрибутов хорошего автоинструктора является его стаж управления ТС. Как правило, инструктор – это человек с солидным водительским прошлым. Хотя автошколам и разрешено набирать работников с водительским стажем от 3-х лет, всё-таки больше ценятся те, кто имеют за плечами не менее 15 лет работы профессиональным водителем, либо 500 000 пройденных на автомобиле километров. Особенно если за этот период не было ни одной аварии. Немаловажную роль играет опыт работы инструктором по вождению, ведь мало быть хорошим водителем, нужно ещё быть отличным учителем. Навыки преподавательского мастерства невозможно отработать за короткое время. Чтобы стать настоящим «сэнсэем», нужно проработать автоинструктором минимум пять лет. Только при наличии такого опыта можно сделать выводы о квалификации педагога. Квалифицированные инструкторы проще и доступнее доносят нужную информацию до учеников, могут найти общий язык с любым студентом, остаются всегда дружелюбными и тактичными.

Возраст

При выборе автоинструктора обязательно нужно обращать внимание на его возраст. Это скорее субъективный психологический фактор, так как он не даёт гарантий, что взрослый преподаватель обязательно будет хорошим. Однако при сравнении двух инструкторов с одинаковым стажем вождения и опытом работы, преимущество будет у более зрелого. Ученик на подсознательном уровне будет комфортнее себя чувствовать, видя, что его обучает опытный мудрый человек, а не какой-то «салага». Да и самому инструктору зачастую легче обучать людей младше себя.

Методика обучения

Только настоящий профессионал имеет свою выработанную годами методику обучения вождению. Уже на первом занятии инструктор оценивает уровень восприятия информации учеником, а также составляет его психологический портрет. Отталкиваясь от этих данных, преподаватель выстраивает целую систему подачи знаний, равномерно распределяет занятия в зависимости от количества часов, требуемых на изучение каждого упражнения. Также он производит оценку того, насколько эмоционально обучаемый воспринимает критику, как реагирует на замечания и подсказки. Однако не стоит забывать, что преподавателей с таким серьезным подходом к делу очень мало. Гораздо больше автоинструкторов, которые тупо давят за вас педали, крутят руль и ничего не объясняют.

Пол

Немалое влияние на комфорт во время учебного процесса оказывает половая принадлежность автоинструктора. Не секрет, что большинство людей относится к женщине за рулём довольно предвзято. Хотя далеко не все девушки заслуживают такого отношения. Тоже самое касается женщин-инструкторов. Зачастую они вызывают только улыбку у проезжающих мимо водителей. Но если разобраться, оказывается, представительницы слабого пола часто гораздо лучше обучают вождению. Разгадка кроется в природе женщин и специфике профессии. Девушки более аккуратны, требовательны, тактичны, внимательны. Учитывая то, что процесс обучения проходит на небольших скоростях, работа автоинструктором (при наличии большого водительского стажа) отлично подходит прекрасному полу.

Вредные привычки

Немаловажным фактором является наличие у инструктора вредных привычек. Трудно не согласиться с тем, что вождение в сопровождении некурящего преподавателя гораздо комфортнее, чем с курильщиком, независимо от того курит ли сам ученик. Хотя многие не обращают внимания на это. Что уж говорить о наркомании и алкоголизме. Наличие таких привычек не только создают дискомфорт, но и напрямую угрожают жизни и здоровью как находящихся в автомобиле, так и вне него. При подозрении на опьянение у автоинструктора ни в коем случае нельзя начинать занятия.

Внешность

Под внешностью инструктора по вождению подразумевается не его природная красота, а скорее опрятность, аккуратность, внимательность к тому, как он выглядит. Как глоссит старинная русская пословица:
По одежке встречают, по уму провожают
Конечно, обучаться с красивым автоинструктором приятнее, но всё-таки внешний вид даёт понять о человеке гораздо больше. Причёска, гладковыбритое лицо, чистые руки, незапачканная глаженая одежда, приятный запах – всё это должно присутствовать у хорошего преподавателя. Неопрятный учитель, в большинстве случаев, относиться к своим студентам и обязанностям также наплевательски, как и к себе.

Стоимость занятий

Ещё одним важным моментом является стоимость уроков вождения. Эта величина не статичная в силу множества причин, как естественных, так и искусственно созданных самим преподавателем. Чаще всего на цену влияют:

  1. вид, марка топлива и затраты инструктора на него;
  2. количество необходимых студенту занятий («оптом дешевле»);
  3. время проведения (утром, днём или вечером);
  4. место (на автодроме или в городе);
  5. затраты на рекламу (в интернете и СМИ);
  6. выбранное место начала уроков (инструктор едет к вам или вы к нему);
  7. так называемый «блат» (если вы попали к автоинструктору по рекомендации знакомых).

А также множество различных обстоятельств, вплоть до самых мелких. Но самый главный ценообразующий фактор – это марка и состояние автомобиля. Чем дороже учебное транспортное средство, и чем дольше оно эксплуатировалось в условиях учебной езды, тем дороже обходится его содержание.

Учебный автомобиль

Автомобиль, на котором планируется проходить обучение обязательно должен быть оборудован:

  • дополнительными педалями сцепления (кроме машин с АКПП) и тормоза;
  • необходимыми опознавательными знаками (буква «У»);
  • отдельным зеркалом заднего вида для инструктора по вождению.


Ни в коем случае не должно быть никаких вмешательств в заводскую конструкцию ТС, кроме перечисленных выше. То есть должны быть на месте все зеркала, ремни безопасности, органы управления и т.д., которые изначально были установлены производителем. Желательно, чтобы состояние учебного авто было хорошим или отличным.>
Работа инструктором по вождению

Каким должен быть инструктор по вождению?

  • Хороший автоинструктор: навыки и личные качества
  • Что должен знать инструктор по вождению?
  • Обязанности инструктора по вождению
  • Как написать резюме автоинструктора?

Если нам нужно научиться управлять автомобилем, кто нам в этом может помочь? Может, конечно, папа (мама), муж (жена) или кто-то из родственников. Но в таком случае, как правило, присутствует слишком много эмоций с обеих сторон, что мешает процессу. Также такое обучение может опускать важные аспекты.

Именно поэтому лучше найти хорошего автоинструктора, который даст Вам знания и навыки, необходимы на дороге. Вопрос в другом: как найти опытного инструктора или как инструктору найти себе достойную работу? Сейчас Вы узнаете об этом.

Хороший автоинструктор: навыки и личные качества

Главная цель инструктора — научить Вас корректно управлять автомобилем, чтобы Вы применяли знания правил дорожного движения на дороге, и при этом все время обучения находились в безопасности.

  • Внимательность и быстрая реакция

А ведь если человек никогда не имел дело с автомобилем, это покажется ему достаточно сложным заданием. Ученик без опыта практически сразу выезжает на дорогу в качестве активного участника — а ведь там и другие водители с пассажирами, и пешеходы. Одно невнимательное движение ученика и отсутствие мгновенной реакции инструктора могут закончиться не только вмятиной на чужом автомобиле. Это говорит о том, насколько важно для инструктора быть предельно внимательным и не допускать ошибок.

  • Глубокие и корректные знания

Также очень важно, чтобы инструктор дал нам правильное понимание и не дезинформировал нас, ведь на эти знания мы потом будем опираться, когда сами сядем за руль.

  • Педагогический талант

Не менее важно, чтобы автоинструктор был спокойным и вежливым, иначе ученик и вовсе может отказаться от затеи стать водителем. Таким образом, хороший инструктор — не только искусный водитель, но и педагог и в какой-то мере психолог.

  • Опыт вождения

Необходимый стаж вождения для начинающего автоинструктора — от 3-5 лет в той категории, которую он преподает. Также подходящий кандидат — тот, кто ни разу за свой водительский стаж не лишался водительского удостоверения за нарушения правил движения на дороге, а также не был виновником крупных ДТП в течение 5 лет до работы инструктором.

Что должен знать инструктор по вождению?

Чтобы стать автоинструктором, кандидат должен знать все о безопасной езде на дороге и следить за изменениями правил дорожного движения. Кроме опыта вождения, кандидату также необходимо иметь навыки экстремального вождения. Еще такой специалист должен понимать, как влияют погодные условия на процесс езды.

Задача автоинструктора — знать ВСе об автомобиле: как устроен, принципы работы элементов и механизмов, он должен быть компетентным в вопросе горюче-смазочных материалов, быстро реагировать на поломку автомобиля и уметь ее оперативно устранить.

Также инструктор должен знать, как действовать при дорожно-транспортном происшествии и в других возможных экстренных случаях. Кроме того, знание первой медицинской помощи — дело первой необходимости для такого специалиста, ведь ситуации на дороге могут быть непредвиденными.

Обязанности инструктора по вождению

  • Соблюдение норм

Во-первых, автоинструктор должен соблюдать все правила и нормы, в том числе касающихся противопожарной и санитарной безопасности и охраны труда.

  • Состояние автомобиля

Такой специалист должен следить за техническим состоянием автомобиля, проверять его перед каждым занятием, а также заправлять топливом.

Процесс обучения

Инструктор обязан обучить пользоваться элементами автомобиля (педалями, коробкой передач, поворотниками и другими), регулировать скорость автомобиля, а также научить выполнять различные движения автомобилем. В частности, ученик должен получить такие навыки: как плавно трогаться с места и плавно притормаживать, как переключать передачи, как заезжать задом в гараж, как разворачиваться в три захода, как проезжать перекрестки, как выполнять обгон и другие.

Кроме того, инструктор должен проходить базовый медосмотр каждый рабочий день.

Также важно учитывать, что инструктор несет ответственность за ученика во время занятий, а также за сам автомобиль (если учащейся разобьет что-то — ответственность все равно будет на инструкторе).

Как написать резюме автоинструктора? Образец

Опыт работы автоинструктором 6 лет (с 2010 года)

Водительское удостоверение категории А и В (Опыт вождения — 8 лет)

Август 2014 — декабрь 2016 — Автоинструктор для сотрудников фирмы и для отдельных клиентов (Биржай, Литва)

Обязанности:

  • Обучение вождению легкового автомобиля (механическая коробка передач) с нуля;
  • Обучение базовым навыкам вождения мотоциклов;
  • Проведение инструктажа;
  • Подготовка будущих водителей к сдаче экзаменов;
  • Занятие с людьми, которые хотят улучшить водительские навыки, или восстановление навыков после большого перерыва.

О себе:

  • Получаю удовольствие от вождения и обучения других;
  • Знаю техники эффективного запоминания;
  • Работаю по принципу поиска ошибок для улучшения навыков вождения.

Таким образом, ни один родственник и ни одно видео не сможет заменить хорошего автоинструктора. Автоинструктор может привить Вам любовь к вождению, а может и наоборот — развить фобии и комплексы. Поэтому проверяйте все детали, прислушивайтесь к отзывам, читайте комментарии о работе автоинструктора, когда нанимаете такого специалиста.

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2018 г.
Регистрационный № 52440

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 сентября 2018 г. № 603н

Профессиональный стандарт
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

1215
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Обучение вождению транспортных средств (далее — ТС) соответствующих категорий и подкатегорий 01.006
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Группа занятий:

2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
(код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.30 Обучение профессиональное
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий 6 Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/01.6 6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/02.6 6
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся А/03.6 6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации3 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации4 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности5 Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории6 Прохождение инструктажа по охране труда7
Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
ЕКС8 Мастер производственного обучения
ОКПДТР9 23962 Мастер производственного обучения
ОКСО10 6.44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования
Необходимые умения Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом
Измерять параметры электрической цепи автомобиля
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: — специфики осваиваемой профессии; — задач занятия (цикла занятий); — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Необходимые умения Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: — требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; — требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; — требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся Код А/03.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся
Необходимые умения Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом: — порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; — требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей; — образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); — роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; — возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; — современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
Необходимые знания Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению
ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

3 АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково
1 Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва
2 ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково

1 Общероссийский классификатор занятий. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3 Статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108).

4 Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).

5 Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122).

6 Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 36, ст. 5622).

7 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).

8 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Что нужно для работы инструктором по вождению

Каждый автомобилист проходил обучение в автошколе или у частного инструктора, чтобы получить водительские права. Помимо теоретических занятий по правилам дорожного движения, кандидат на получение удостоверения занимается у автоинструктора.

Автоинструктор – это специальный человек, который имеет право обучать будущих водителей вождению авто. Многие автомобилисты, после получения водительского удостоверения, задумываются, могут ли они работать инструкторами по вождению?

Работа инструктором по вождению доступна практически любому владельцу водительского удостоверения соответствующей категории. Каждый автоинструктор может выбрать любое из двух направлений осуществления такого вида деятельности.

Мнение эксперта Задать вопрос эксперту 28 сентября 2018 года приказом Минтруда России № 603н утвержден профессиональный стандарт для инструктора по вождению. Официально его называют «мастером производственного обучения вождению транспортным средством». Новый стандарт повысил квалификацию инструкторов и упорядочил работу автошкол. Контроль за соблюдением стандарта осуществляет Роспотребнадзор, ГИБДД и межрегиональные ассоциации автошкол.

Минимальные требования к инструктору по вождению

Существует множество причин, по которым водитель может желать стать частным инструктором или инструктором при автошколе. Но каждый такой кандидат должен соответствовать минимальному набору требований, предъявляемых к автоинструкторам. Минимальный перечень требований предусмотрен действующим российским законодательством.

Основное требование, которому должен соответствовать кандидат на должность автоинструктора – наличие своего автомобиля, а также непреодолимое желание заниматься такой деятельность.

К минимальным требованиям на должность автоинструктора, относятся:

  1. Водительское удостоверение, выданное не менее трех лет назад.
  2. Достаточный водительский стаж, который позволит автоинструктору обучать кандидатов.
  3. Отсутствие фактов изъятия водительского удостоверения за три года, предшествующих подаче заявки на должность автоинструктора, за нарушения, которые касаются несоблюдения правил дорожного движения.
  4. Возраст кандидата на должность должен быть более 21 года.
  5. У автоинструктора должно быть законченное среднее образование.

Как стать инструктором по вождению в автошколе

Самый простой способ стать автоинструктором – обратиться в автошколу. При этом необходимо подготовиться к тому, что водителя не оформят в штат сразу же после обращения и представления всех полагающихся для трудоустройства документов. Если кандидат ранее не работал в должности инструктора по вождению авто, он должен пройти специальное обучение.

По окончании курсов водитель становится специалистом в области обучения вождению. Кроме того, автоинструктор будет зачислен в штат сотрудников автошколы, и ему будет полагаться определенное количество учеников.

При работе в автошколе, автоинструктор будет должен не только обучать своих учеников вождению транспортными средствами, но и читать лекции, принимать теоретические экзамены. Именно по этой причине в процессе обучения на специалиста, будущий инструктор учится правильно вести лекции (доступно доносить до слушателя информацию), проверяет свои знания правил дорожного движения.

Как стать частным инструктором

Если у автомобилиста есть желание обучать других людей вождению транспортных средств, он может работать частным инструктором. Воплотить такую мечту в жизнь можно двумя способами: легально и нелегально.

Если автомобилист работает частным инструктором нелегально, его могут привлечь к уголовной ответственность. За такое нарушение требований российского законодательства, виновник привлекается к ответственности в виде штрафа и ареста сроком до полугода.

Оформление в качестве индивидуального предпринимателя позволит избежать таких проблем и не получить судимость за незаконную предпринимательскую деятельность.

Какие документы требуются для обучения на автоинструктора

Каждый кандидат на место инструктора по вождению, должен пройти соответствующее обучение. Для этого нужно подать в автошколу заявление о том, что заявитель желает пройти курсы.

В автошколу необходимо представить:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Удостоверение водителя соответствующей категории.
  3. Медицинскую справку, по которой автомобилист по состоянию здоровья имеет право управлять транспортными средствами.
  4. Две фотографии.
  5. Свидетельство мастера производственного обучения (если заявитель уже проходил курсы по другой категории).

При устройстве на работу инструктором в автошколу и при попытке начать частное обучение управлению автомобилем, будущий автоинструктор должен пройти курсы, по результатам которых ему будет выдано соответствующее свидетельство.

К обучению допускаются только лица, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории, трехлетний стаж вождения авто.

Самый простой способ получения свидетельство – пройти обучение в автошколе. Курс платный, за него придется заплатить около 5 тысяч рублей, а также оплатить 20 литров топлива.

Обучение вождению невозможно без автомобиля. Если у инструктора нет своего транспортного средства, он может заключить договор с автошколой, и авто будет выдано ему на правах аренды. В таком случае часть полученного от работы заработка придется отдавать в администрацию кошки.

Если у инструктора есть свой легковой автомобиль, его нужно будет доработать:

  1. В авто должны быть установлены дублирующие педали (за комплект придется заплатить до 10 тысяч рублей, а за установку – до 5 тысяч).
  2. На лобовом стекле или на крышу авто должен быть знак «У», свидетельствующий о том, что за рулем автомобиля сидит ученик (знак стоит до 2 тысяч рублей).

По окончании этих процедур, инструктору необходимо будет собрать полный пакет документов в ГИБДД, пройти техэкспертизу транспортного средства и заверенный у нотариуса дубликат сертификата на установленные в транспортное средство педали.

Если автоинструктор хочет заниматься частным обучением, он должен будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (дополнительные затраты).

Как выбрать автошколу

К выбору автошколы, в которой по окончании обучения инструктор будет работать, необходимо подойти со всей ответственностью. В особенности это касается крупных городов, где выбор школ достаточно велик.

Лучше всего выбирать крупные школы, пользующиеся популярностью у учеников, желающих получить водительское удостоверение. Подробную информацию можно получить в самой автошколе.

Как правило, если в автошколу на обучение стоит очередь из учеников, администрация с радостью примет нового инструктора в свой штат.

Работа инструктором в автошколе: положительные моменты

Большинство автоинструкторов предпочитают работать в автошколе, так как такой вариант имеет несколько положительных моментов:

  1. У инструктора нет необходимости искать себе учеников, тратиться на рекламу своих услуг и в течение продолжительного промежутка времени обучать людей за минимальную цену, чтобы наработать репутацию.
  2. Нет необходимости переоборудовать свой автомобиль под учебный, так как такие транспортные средства обязательно должны быть в автопарке школы.
  3. У инструктора, который работает в автошколе, нет необходимости оплачивать топливо, так как этим занимается администрация.
  4. Повреждения на автомобиле также устраняются за счет средств автошколы, даже если авто было разбито во время обучения вождению.

Полезная информация для инструкторов

Ответственность за нарушения ПДД

Первый ключевой момент такой работы – во время занятий вся ответственность за действия учеников лежит на инструкторе.

Мало какой ученик обучается вождению авто без повреждений транспортного средства. Как правило, такие повреждения незначительны, ведь ученики не могут развивать скорость более 40 км/ч. Большинство затертостей и сколов на авто появляются по вине других участников дорожного движения, которые подрезают учебную машину с неопытным водителем (как правило, такое поведение означает превосходство, однако в некоторых случаях подрезать автомобиль могут и в экстренных ситуациях, чтобы избежать аварии).

Именно по этой причине лучше всего страховать учебный автомобиль сразу по двум полисам: по ОСАГО и по КАСКО. Стоит отметить, что страхование учебного автомобиль – услуга, которую предоставляет ограниченное количество страховых организаций.

Нелегальные инструкторы

Второй важный момент – нелегальные инструкторы. В небольших городах автоинструкторы, занимающиеся обучением вождению нелегально, не проблема: большинство из них прекрасно знают, где именно стоят сотрудники ГИБДД и просто объезжают их посты по другим дорогам.

Но если сотруднику дорожной инспекции все же удастся остановить автомобиль, за рулем которого находится лицо без удостоверения, а авто не оборудовано должным образом для обучения вождению, нелегальный инструктор будет привлечен к ответственности.

Все штрафы платит инструктор. В некоторых случаях и учитель, и ученик, могут быть отстранены от управления транспортным средством, после чего авто отправляется на штрафстоянку.

Если нелегальным предпринимателем, занимающимся обучением вождению, заинтересуются налоговые органы, придется заплатить штраф в размере 300 тысяч рублей. Кроме того, такой инструктор может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (штраф до 300 тысяч рублей, арест до полугода).

Если инструктор занимается обучением на легальном основании, он должен возить с собой документы, подтверждающие этот факт.

Удостоверение на работу инструктором имеет определенный срок действия – пять лет. После его окончания автоинструктору потребуется вновь пройти курсы и получить новый сертификат на право обучения вождению.

К инструкторам по вождению предъявили требования

В числе новых требований для обучающих вождению – стаж управления транспортным средством нужной категории не менее трёх лет, отсутствие серьёзных нарушений правил дорожного движения (тех, за которые лишают прав), как минимум в течение пяти последних лет, владение методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников.

Поправки с требованиями к инструкторам по вождению, уже зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Они вступят в силу в конце следующей недели, 28 октября 2018 года. С этого момента не только новые, но и нынешние инструкторы должны будут соответствовать стандарту, который утвердил приказ Минтруда.

Раньше в числе требований к инструкторам было лишь наличие у него прав той категории, на которую он обучает кандидатов, а также наличие документа на право обучения вождению. Теперь же прописан обязательный стаж управления ТС требуемой категории – не менее трёх лет.

Чтобы «отсеять» из «учительского состава» лихачей, было введено правило по отсутствию в течение не менее, чем пяти лет, нарушений ПДД, за которые лишают прав. Ещё одно из важных нововведений: каждый мастер производственного обучения вождению ТС (именно так назван новый профессиональный стандарт) теперь должен будет один раз в три года повышать квалификацию.

Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяну Шутылеву, уже разработаны специальные программы обучения для переподготовки и повышения квалификации инструкторов по вождению.

Также инструкторов обязали быть вежливыми и корректными. Из-за несоблюдения этого требования мастер может лишиться работы. Также он по новым требованиям обязан уметь обучать людей с ограниченными возможностями здоровья, включая тех инвалидов, которым требуется ручное управление.

Стоит отметить, что такие требования смогут сократить штат автоинструкторов, ведь они будут относиться не только к тем, кто собирается работать в этой сфере, но и к тем, кто занимает должность уже сейчас. А значит, части из них придётся получать новые навыки и разрабатывать собственные обучающие программы (это также предусмотрено поправками), другим, например, нарабатывать стаж вождения без серьёзных нарушений ПДД.

Пока неясно, скажется ли это на выпускниках автошкол. Так, ранее в ГИБДД предлагали лишать прав водителей, получивших свидетельства из тех автошкол, которые не прошли проверку. Возможно, что инструкторы, которым запретят работать из-за несоответствия требованиям, тоже смогут принести проблемы своим ученикам.

Как всё устроено: Инструктор в автошколе

О профессии

Я не пришёл в профессию автоинструктора — она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда — обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения

Почему на наших дорогах так много ослов? Я нескромно могу сказать, что проблема прежде всего в инструкторах. Большая часть пришли в автошколы 15−20 лет назад, после развала Союза образовывалось много частных школ или приватизировались учебные комбинаты. А в России в это время как раз был разгар бандитизма и агрессивная атмосфера повсюду, в том числе на дорогах. Те люди, которые начали свою работу в автошколе в то время, вынуждены были учить людей противостоянию, самозащите, ответной агрессии. Времена сменились, а автоинструкторы остались прежними. Что касается девушек, тут ещё одна причина — многие не доучиваются в автошколе, и их начинают обучать мужья. А у мужа «широкая шея», и его девиз на дороге: не обращай внимания, ни о ком не думай, ты главная.

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал — это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор — человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Часто встречаются капризные ученики, которые, скажем, категорически не хотят учиться на машине российского производства. Но это заблуждение: для человека, умеющего ездить, вообще не должна иметь значения марка автомобиля. Моя «Лада-Калина», например, в управлении намного легче, чем ряд её одноклассников. Многое зависит не от марки машины, а от того, как установлено сиденье, как вы сели на него, как отрегулирована рулевая колонка, как выставлено давление в шинах. Упругость педалей — это вообще свойство, связанное не с маркой автомобиля, а с маркой производителя сцепления.

Об обучении

Как правило, обучение проходит на собственной машине инструктора. Редко бывает, что школа имеет свой автопарк. Самое лучшее время для обучения — утро с 9:30 до 12 часов, после у инструктора заканчиваются силы. Это вообще похоже на спортивную подготовку: тренер по футболу или по борьбе не может говорить шёпотом. Бывают очень эмоциональные моменты, когда приходится крикнуть «беги», «бей» или «выжимай сцепление». И строгость обязательно должна быть. Я заранее предупреждаю, чтобы не пугать, что у меня грубый голос. Но в какой-то момент я должен умолкнуть. Нужно давать «ездовым» — мы так называем учеников, которым уже можно выезжать в город, — больше свободы самовыражения, не принося в жертву безопасность, разумеется.

Об экзаменах

Упражнения, которые сдают в ГИБДД и отрабатывают на площадке с автоинструктором, придуманы не зря. «Змейка», «горка», «въезд в бокс» предназначены для выработки утончённой работы левой ноги с педалью сцепления, чувства взаимосвязи руля и хода самой машины. Когда я смотрю художественный фильм, я сразу вижу, умеет актёр водить машину или, условно говоря, был вызван инструктор, который показал ему, как выехать из арки.

Площадка нужна для выработки у водителя общего внимания, то есть человек не должен быть сосредоточен только на движении, конусах и палочках, он должен достигнуть стадии, когда при вождении автомобиля сможет посмотреть на дисплей своего телефона, подмигнуть девушке, опустить солнечный козырёк, поправить чёлку. Но программа, которая существует сегодня в России, примитивна. Сдать экзамен ещё не значит быть готовым сеть за руль. Это всё равно что сдать собачий вальс на фортепиано в классе консерватории. Упражнения не такие уж сложные. И одно дело научить человека попадать между палочками на автомашине, а другое — научить его управлять.

Об отношениях

Автомобиль — интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником — это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Да, у большинства инструкторов жены — бывшие ученицы. Но это не значит, что роман начинался в процессе обучения, это потом уже, когда были получены права. Сидение в интимной зоне с опозданием, но всё-таки часто приводит к романтическим отношениям. Ученицы пристают довольно часто, но я как инструктор должен уметь сдерживать атаку. Например, я одной ученице говорю: «Мария, я пока беру вас за руку, чтобы направить руль, потом я этого делать не буду». «Как жаль», — томно произнесла она.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.