Как проехать в Казахстан

Содержание

Пересечение границы Россия-Казахстан

Казахстан и Россия – дружественные страны. Они граничат на обширной территории и входят в Единое экономическое пространство. С 2012 года пересечение границы осуществляется в безвизовом режиме, причем не только россиянами и казахстанцами, а также гражданами Армении, Беларуси и Киргизии. С 2017 года отменен пограничный контроль казахстанских поездов, совершающих транзит по российской территории.

Уникальная граница

Общая российско-казахстанская граница считается уникальной и самой длинной сплошной сухопутной на всем земном шаре. Почти 6000 км ее проходят по суше, более полутора тысяч – по рекам, 60 км – по озерам, 85 – морской водораздел.

Самая длинная сплошная граница на суше.

Пограничными с РФ являются восток, запад и север Казахстана. Количество открытых пропускных пунктов – 22, но оно постоянно меняется. Фито-санитарные контрольные посты периодически закрываются и снова открываются.

Проходит пограничная линия через семь областей РФ и затрагивает Алтайский край.

Таблица. Области России, граничащие с Республикой Казахстан

Область Название пропускного пункта
Алтайский край Веселоярск, Горняк, Кулунда, Михайловка, Малиновое озеро, Топольное, Павловка
Астраханская Караозек
Курганская Воскресенское, Петухово, Звериноголовское
Новосибирская Караскуский
Омская Исилькуль, Черлакский
Оренбургская Илек, Орск, Сагарчин, Комсомольский
Саратовская Озинки
Челябинская Бугристое, Николаевка, Мариинский

Кстати. В 2019 году в Саратовской области планируется открытие нового погранперехода Александров-Гай.

Кроме автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска, многосторонних и двухсторонних, есть еще аэропорты, где расположены ВПП.

Визовый режим

Для въезда в РФ казахстанцам не нужна виза. Также в безвизовом режиме на территории Казахстана могут находиться российские подданные сроком до 90 дней. Рекомендуем проверить долги перед выездом за границу перед тем, как собираться в путь. Вас могут не выпустить из страны.

Кстати. Многие страны мира ограничивают безвизовый въезд только с туристическими целями. В Казахстан россияне могут отправляться с любой целью – деловой, бизнес, даже для работы. Равно как и казахстанцы имеют право 90-дневного безвизового нахождения в РФ независимо от целей.Вам также могут понравиться 1

Заполнение бланка для участия в программе…

1 550 Безвизовый въезд имеет свои нюансы:

  1. Для пересечения границы с обеих сторон может использоваться любой, как внутренний паспорт или удостоверение, так и заграничный;
  2. Важно, чтобы срок действия удостоверяющего личность документа был актуален минимум три месяца с момента въезда;
  3. Также можно предъявлять паспорт моряка, служебный и дипломатический;
  4. Дети до 14-летнего возраста нуждаются в свидетельстве о рождении, имеющем вкладыш о подтверждении гражданства;
  5. Все взрослые путешественники и дети старше 16 лет заполняют на границе миграционную карточку.

Как работают пропускные пункты

Автодорожные пункты пропуска через российско-казахстанскую границу работают в разных режимах. Большинство из них открыто только в светлое время суток:

  • Веселоярск;
  • Горняк;
  • Кулунда;
  • Малиновое озеро;
  • Топольное;
  • Павловка;
  • Караозек;
  • Воскресенское;
  • Петухово;
  • Звериноголовское;
  • Караскуский;
  • Исилькуль;
  • Черлакский;
  • Илек;
  • Сагарчин;
  • Комсомольский;
  • Озинки;
  • Бугристое;
  • Николаевка;
  • Мариинский.

Круглосуточно работают:

  • Орск;
  • Михайловка.

Правила прохождения границы

Паспорт нужен всем российским гражданам начиная с 14-летнего возраста. Если у ребенка до 14 лет есть загранпаспорт, можно использовать его, но свидетельство о рождении необходимо предъявить тоже.

Полный перечень документов:

  1. Заграничный паспорт путешественникам старше 14 лет;
  2. Свидетельство о рождении путешественникам младше 14;
  3. Согласие родителей для ребенка в предусмотренных законом случаях;
  4. Миграционная карточка.

Важно! Медицинская страховка не нужна, ее не обязана предъявлять ни та, ни другая сторона. Но в Казахстане все медуслуги для граждан других государств платные. Поэтому данный документ рекомендуется оформить.

Для детей, которые едут в сопровождении одного родителя или с другими лицами, потребуется как и при пересечении любой границы согласие отсутствующего родителя или обоих.

Вам также могут понравиться 1

Поиск подходящей работы с РВП в РФ

992

При въезде в Казахстан, аналогично российской стороне, все прибывшие заполняют миграционную карточку. Только в РФ это делается даже для маленького ребенка, в Казахстане же – только для иностранцев с 16 лет.

Карту выдают на ПП бесплатно. И заполнить ее можно на любом из трех языков:

  • Русском;
  • Английском;
  • Казахском.

Бланк карты со сведениями и отметками сохраняется до окончания пребывания на территории пограничного государства. Если он утерян или поврежден, в течение трехдневного срока необходимо обратиться для восстановления в органы миграции.

Бланк карточки мигранта в Казахстане

Находиться в Казахстане (зеркально и для России) приехавшие без визы могут три месяца. Один первый месяц из этого срока можно не регистрироваться. Далее необходимо пройти регистрацию в миграционных органах.

Схема выглядит следующим образом:

  1. Российский гражданин въехал в Республику Казахстан без визы, предъявив на контрольном ПП удостоверение личности;
  2. 30 дней он может свободно проживать и перемещаться по стране без регистрации;
  3. Перед истечением месячного срока он обязан обратиться в миграционно-контролирующий орган;
  4. Подается ходатайство с предъявлением паспорта и миграционной карты;
  5. Заявление заполняется на бланке, выданном по месту обращения;
  6. Пребывание продлевается на 60 суток, о чем в карте ставится печать;
  7. Если проживать необходимо более трех месяцев, оформляется ВНЖ либо временная регистрация на основании трудового контракта.

Действия с российской стороны

С российской стороны на ПП предъявляется для проверки паспорт или иной удостоверяющий документ. Если путешественник едет на общественном транспортном средстве, ему выдают миграционный бланк заранее – водитель или работники обслуживающего транспорт сервиса.

При поездке на личном транспортном средстве карта выдается на пункте контроля. Заполнить ее нужно до начала прохождения процедуры контроля.

Путешественникам, едущим на своей машине, кроме удостоверений личности потребуется предъявить и на российской, и на казахской стороне:

  • Тех. паспорт на средство перевозки;
  • Мед. справку водителя;
  • Удостоверение водителя;
  • Свидетельство страхования;
  • Справку ГИБДД о регистрации;
  • Документы собственника авто;
  • Миграционные карты на водителя и всех пассажиров с 16 лет;
  • Стикер RUS на заднем автомобильном стекле.

Действия с казахстанской стороны

После прохождения российской стороны путешественникам предстоит паспортный контроль казахстанских пограничников и таможня. Декларацию заполнять не нужно, но личные вещи, багаж и авто будут досмотрены.

Кстати. Также тщательно проверяется подлинность документов и сведения, указанные в миграционной карте.

Перечень документов и правила въезда на поезде не отличаются от правил, определенных для другого вида транспорта. Карточки мигранта для заполнения выдает пассажирам проводник поезда. Контроль проходит в поездах.

Процесс контроля путешественников на личном транспорте

Первым к контролеру отправляется водитель. Он, в отличие от пассажиров, подает не только личные документы, но и бумаги на машину.

Затем к окну проверяющего направляются все пассажиры по очереди. Каждый со своим документом и заполненной карточкой мигранта (если возраст пассажира старше 16).

Здесь же предъявляются другие документы:

  • Разрешение на выезд несовершеннолетнего, не сопровождаемого родителем;
  • Опекунские документы, прочие.

Кстати. Все сведения о путешественниках вносятся в базу данных. Контролер обязательно спросит о цели и предполагаемой продолжительности визита, которые должны совпасть с записанными в карте.

После проверки документов следует досмотр. Если багажа много, может потребоваться демонстрация содержимого сумок и чемоданов. Тщательнее всего осматривают транспорт, поскольку в нем легче спрятать запрещенные к провозу вещи.

Важно! После допуска в страну необходимо сразу же оформить на автомобиль казахстанскую страховку. Это можно сделать после выезда с ПП. Стоить она будет около 500 рублей. Без этого документа перемещаться на иностранном автомобиле в стране не разрешается.

Таможенные правила

Через границу Казахстан-Россия можно провозить отнюдь не все. Здесь установлены свои правила.

Что можно ввозить в Казахстан и что нельзя

Провозить через границу Казахстана без декларирования можно следующие вещи:

  • Наличность в дензнаках любой валюты или чеках не более чем на эквивалент 10000 долларов;
  • Драгметаллы и драгоценные камни до 25000 долларов общей стоимостью;
  • До 3 литров алкоголя (плюс еще два с оплатой пошлины);
  • До 1000 сигарет;
  • Не более 10 кг продуктов;
  • До 100 л бензина или 150 – дизтоплива (водителям личных средств).

Если сумма наличных превышает дозволенный порог, нужно заполнять декларацию. То же касается драгоценностей.

На лекарственные препараты в большем, чем 0,5 кг объеме должен быть рецепт. На культурные ценности и коллекционные виды оружия понадобится специальное разрешение.

Запрещен провоз в Казахстан:

  • Оружия и боеприпасов к нему;
  • Наркотических веществ в любом виде, в том числе и лекарственных препаратов с их содержанием;
  • Любых материалов на любых носителях, пропагандирующих войну, террор, насилие, расизм, порнографию;
  • Растений с почвой и грунта;
  • Растений, пораженных вредителями;
  • Продуктов, на которые распространено эмбарго.

Вывозить из Казахстана запрещено:

  • Действующие денежные знаки в любой валюте на сумму более 10000 долларов без документов, подтверждающих легальность происхождения;
  • Боевое оружие;
  • Оружие массового поражения;
  • Произведения искусства и культурные ценности;
  • Золото, драгоценные и редкие камни;
  • Редкую флору и фауну;
  • Наркотики и психотропы;
  • Литературу и информацию, подрывающую ислам, на других носителях.

Вывозить из России запрещено

Вывозить из России запрещено практически все из казахстанского списка. Что касается правил и норм ввоза, несмотря на единое экономическое пространство, они отличаются от казахстанских.

Ввозить в РФ можно:

  • Не более 3 литров алкоголя (плюс еще два с оплатой пошлины, но не более пяти общих);
  • До 200 сигарет;
  • Не более 5 кг рыбы;
  • До 250 г икры.

Ввозить в РФ нельзя:

  • Саженцы и растения;
  • Семена растений и луковицы;
  • Картофель;
  • Любую продукцию животного происхождения;
  • «Санкционные» продукты без заводской упаковки;
  • Все продукты из стран с повышенным радиационным фоном или вспышками опасных заболеваний.

Пересечение российско-казахстанской границы в обе стороны не представляет для жителей этих государств и стран-участниц Таможенного союза сложностей. Визы не нужны, специальные документы тоже. Требования к путешественникам стандартные. Пропускных пунктов достаточно для того, чтобы пройти границу быстро.

До подписания странами соглашения о вхождении РФ Казахстана в единое таможенное пространство посещение этой страны требовало намного больших усилий. С 2010 года требования к российским гражданам, которым в силу необходимости необходимо посетить Казахстан, существенно упростились, однако потенциальным туристам следует знать о существующих правилах пересечения российско-казахской границы, что позволит избежать возникновения многих проблем и неприятных ситуаций.

Казахстанско-российская граница для въезжающих на авто

Радует то, что чтобы пересечь границу с Казахстаном на своём автомобиле, уже не нужно иметь загранпаспорт – сделать это можно с внутренним. Таким образом, потенциальными посетителями среднеазиатской страны с древней культурой и традициями может стать любой россиянин. Упрощение процедуры пересечения границы предусматривает также отмену необходимости оформления виз – а это экономия и денег, и времени.

Итак, автотурист, решивший въехать в РК, должен пройти паспортный и таможенный контроль – процедуры, которые не займут много времени. При отсутствии очередей вы потратите на границе порядка тридцати-сорока минут, что по общемировым меркам вполне приемлемый показатель.

Общие правила въезда

Итак, если вы – автотурист, вам необходимо будет дважды пройти паспортный и таможенный контроль, на обеих сторонах границы.

Порядок прохождения автоКПП на стороне России

Чтобы не тратить время попусту, на каждого автотуриста следует оформить миграционную карту, особенно она пригодится при отсутствии загранпаспорта. Заполнять её можно на языках обоих стран, а также на английском. В графе «Цель выезда» чаще всего проставляется «туризм». Карту следует сохранять до окончания поездки, поскольку её нужно будет предъявить, когда будете возвращаться в Россию.

Паспортный контроль – процедура несложная. Первым её должен пройти водитель, а затем – все остальные пассажиры. Пограничники проверят, нет ли у выезжающих запрета посещения заграницы, и если с документом всё в порядке, поставят штамп, фиксирующий покидание пределов страны. При отсутствии загранпаспорта печать проставляется в миграционную карту.

Здесь же выдают специальный талончик, в котором указывается количество пересекающих в автотранспортном средстве границу человек.

Дорога перед казахстанско-российской границей

Следующий этап – прохождение таможенного контроля, предполагающего проведение осмотра автомашины на предмет отсутствия/наличия товаров/вещей/предметов, запрещённых к вывозу за пределы Российской Федерации. Процедура осмотра обычно заключается в визуальной проверке салона/багажника. Впрочем, вас могут попросить (выборочно) показать содержимое одной из сумок, но вряд ли таможенники будут потрошить ваши вещи. Обычно пограничники задают стандартные вопросы – везёте ли вы наркотические средства/оружие, другие опасные и запрещённые вещества. Могут проверить содержимое бардачка. После окончания проверки усаживаем всех пассажиров и сдаём талончик.

Осталось по нейтральной территории проехать несколько километров, чтобы пересечь на автомобиле границу между Россией и Казахстаном, чтобы пройти аналогичные процедуры на казахстанском КПП. Примерное время осмотра на российской стороне – 20-30 минут.

Порядок прохождения автоКПП в Казахстане

При подъезде к КПП опять же проходим паспортный контроль. Водителю нужно выйти из машины и пройти в пункт проверки с документами на всех пассажиров. Нужно взять с собой и техпаспорт (сейчас он называется регистрационным свидетельством). Кроме документов, удостоверяющих личность и техпаспорта, казахским пограничникам необходимо предъявить миграционные карты всех людей, пересекающих границу, кроме детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Если претензий к предъявленным документам не возникло, пограничники проставят в паспорта/миграционные карты печать о въезде на территорию РК, после чего нужно будет пройти таможенный осмотр – точно так же, как вы делали на первом КПП.

То есть опять машина подвергнется осмотру, на этот раз таможенники будут искать товары, запрещённые к ввозу на территорию страны. После этого нужно будет заполнить декларацию, то есть описать, какие ценные вещи вы берёте с собой, и затем выехать из пункта пропуска – вы в Казахстане!

Прохождение границы между Казахстаном и Россией

На втором пропускном пункте придётся задержаться намного дольше, минут 40. Связано это с тем, что местные таможенники будут осматривать машину и багаж более тщательно, при этом все данные о туристах заносятся в компьютерную базу данных – на это тоже уходит часть времени.

Теперь вы можете свободно передвигаться по стране на протяжении 30 дней.

Обращаем ваше внимание на важный нюанс: после выезда из казахского КПП вы увидите вагончики или здания, где можно не только подкрепиться, но и оформить полис ОСАГО, так сказать, местного разлива. Это важно, поскольку отечественная автогражданка здесь недействительна, а при отсутствии полиса вас могут оштрафовать в любой момент. В отличие от РФ, в Казахстане штрафы по-настоящему чувствительны – если вас остановят первый раз, заплатите около 3000 рублей, если поймают ещё раз – расстанетесь с эквивалентом 7700 рублей. Так что лучше раскошелиться на 1500 рублей (стоимость ОСАГО на 15 дней) и ездить, не теряя самообладания каждый раз при виде сотрудника дорожной полиции.

Еще стоит поинтересоваться у страхового агента, можно ли приобрести у него местную SIM-карту. Дело в том, что даже если вы не планируете совершать звонки в Россию (для этого есть роуминг), то пребывать на территории страны без Интернета вам явно не захочется. С отечественной SIM вам придётся платить по драконовским тарифам, так что лучше приобрести местную карту. Например, «Билайн kz», но обязательно с тарифом, предусматривающим предоставление доступа в Интернет на определённое количество мегабайт – это будет почти на порядок дешевле, чем использование роуминга. Отметим, что многие тарифы здесь схожи с российскими, предоставляя, например, бесплатный доступ в популярные социальные сети.

Наконец, здесь же можно обменять свои «деревянные» на местные. О курсе говорить не будем – это величина непостоянная, следите за этим ещё дома, чтобы иметь представление о примерной сумме в тенге, которую можно будет получить за рубли. Впрочем, много менять не советуем – может оказаться, что в городах курс будет более выгодным. Ну, и это общее правило – меняйте за границей только необходимый минимум, чтобы избежать лишних потерь при обратной конвертации при выезде из страны.

Разумеется, рубли в Казахстане – не валюта, их нигде не принимают, но вы можете расплачиваться рублёвой картой Сбербанка, но в банкоматах вы получите только тенге. Помните об этом.

Работники таможни Казахстана

Ну, и напоследок несколько слов о заправках. Казахстан, как и Россия, имеет собственные запасы углеводородов, и заправка «КазМунайГаз» – это местный аналог «Газпрома», то есть государственная нефтегазовая компания. В этих АЗС, предлагающих весьма качественный бензин, в Казахстане дефицита нет.

Пункты пропуска

Казахстан граничит не только с Россией. Его непосредственные соседи – Китай, Киргизстан, Туркмения и Узбекистан – то есть почти все бывшие среднеазиатские республики, кроме Таджикистана. Но поскольку нас интересует только Россия, перечислим все действующие международные пункты именно на этом направлении:

КПП со стороны РФ Регион в РФ КПП на казахской стороне Регион
Караозек Астраханская обл. Курмангазы Атырауская обл.
Озинки Саратовская обл. Таскала Западно-Казахстанская обл.
Орск Оренбургская обл. Алимбет Актюбинская обл.
Илек Оренбургская обл. Аксай Западно-Казахстанская обл.
Сагарчин Оренбургская обл. Жайсан Актюбинская обл.
Воскресенское Курганская обл. Акбалшык Костанайская обл.
Бугристое Челябинская обл. Кайрак Костанайская обл.
Исилькуль Омская обл. Каракога Северо-Казахстанская обл.
Петухово Курганская обл. Жана Жол Северо-Казахстанская обл.
Черлакский Омская обл. Урлитобе Павлодарская обл.
Кулунда Алтайский кр. Шарбакты Павлодарская обл.
Карасукский Новосибирская обл. Сулу Агаш Павлодарская обл.
Михайловка Алтайский кр. Убе Восточно-Казахстанская обл.
Веселоярск Алтайский кр. Ауыл Восточно-Казахстанская обл.
Горняк Алтайский кр. Жезкент Восточно-Казахстанская обл.

Таким образом, пересечь границу Казахстана на собственном автомобиле можно в 15 пропускных пунктах. Для справки: границу с Китаем обслуживает 4 КПП, с Узбекистаном – 3, с Кыргызстаном – 5, с Туркменией – 1.

Из 15 перечисленных пунктов пропуска только два работают в круглосуточном режиме – в Орске и Михайловке. Все остальные функционируют в дневное (светлое) время суток.

Перечень необходимых документов

Мы уже говорили о необходимости прохождения двухстороннего паспортного контроля, но не уточняли список документов, требуемых для беспроблемного пересечения границы. Пришла пора перечислить их.

Если вы планируете осуществить семейное автопутешествие, с детьми, вам и взрослым пассажирам потребуется:

  • цивильный паспорт резидента РФ (разумеется, не просроченный);
  • для детей, чей возраст не достиг 14-ти лет – свидетельство о рождении, причём в метрике должна обязательно присутствовать отметка, что ребёнок является российским гражданином;
  • водительские права;
  • доверенность, заверенную нотариально, если вы не являетесь собственником ТС;
  • техпаспорт на автотранспортное средство (регистрационное свидетельство).

Ещё раз отметим, что виза для поездки в РК не требуется. Не является обязательным и наличие загранпаспорта.

Очередь перед казахстанской таможней

А теперь перечислим те вещи, за которые российских водителей штрафуют в Казахстане чаще всего:

  • не обойтись в этой стране и без местного полиса ОСАГО. Такую страховку автомобиля можно оформить на границе уже в Казахстане;
  • крайне желательно иметь диагностическую карту, в которой указывается дата последнего прохождения техосмотра. Любой местный гаишник считает своим долгом истребовать этот документ, и при его отсутствии вас ожидает расставание с ощутимой для туристического бюджета суммой;
  • разумеется, в машине должен присутствовать исправный и непросроченный огнетушитель, причём наш, отечественный вполне сгодится;
  • чего не скажешь об аптечке. Казахстанская и российская комплектации несколько отличается, поэтому вам лучше не рисковать и приобрести местную аптечку (около 500 тенге). Можно, конечно, заранее изучить ей состав и приобрести недостающие медикаменты дома;
  • отдельно следует сказать о наклейке RUS, прикрепляемой на заднем стекле. Принадлежность к РФ вообще-то можно увидеть на номерном знаке, но казахские полицейские с упорством, которому можно только позавидовать, требуют наличия именно такой наклейки. Стоит она копейки, так что если вы не умеете аргументировано и убедительно доказывать свою правоту, лучше её прицепить. Правда, по приезде домой придётся её отдирать, но это пустяки по сравнению с тем, чем вы рискуете при встрече с гаишником;
  • проехать на машине границу с Казахстаном – это одно, а вот на месте вам будет ориентироваться не так комфортно. Во всяком случае, многие отечественные водители жалуются на то, что многие указатели не имеют русских наименований, так что наличие смартфона с интернетом и установленным приложением Яндекс.Навигатор будет отнюдь не лишним. Разумеется, возьмите с собой и автомобильную зарядку – смартфоны такие прожорливые!

А теперь – о местных штрафах и особенностях казахстанских ПДД:

  • в пределах города скорость передвижение ограничена 60 километрами/час, по загородной автотрассе можно передвигаться на скорости, не превышающей 110 км/час;
  • если вас остановят за превышение этого правила (на 10-20 километров/час), будьте готовы уплатить в тенге эквивалент 6 тысяч рублей;
  • отсутствие диагностической карты – ещё 3 тысячи рублей из вашего кармана;
  • отсутствие казахского полиса ОСАГО – те же 3 тысячи рублей;
  • отсутствие сигнала при маневрировании (поворотах, перестроении, остановке, трогании с места) – опять же 3000 рублей;
  • поставили машину на тротуаре – будьте любезны, уплатите эквивалент 6 тысяч рублей;
  • за непристёгнутый ремень наказание тоже суровое – 3000;
  • если вас остановил полицейский, и вы, повинуясь рефлексам, самовольно вышли из машины – штраф в 3000 рублей (выходить можно, только если вам об этом скажут). Если такое указание будет озвучено, но вы его проигнорировали – снова 3000 рублей;
  • за езду на праворульных авто здесь не штрафуют;
  • разумеется, столь высокий уровень денежного наказания за нарушение ПДД – благодатное поле для местных гаишников. Если вы не хотите получить квитанцию и без ВУ отправляться в ближайший населённый пункт, чтобы погасить задолженность – можете решить полюбовно. «Такса» примерно везде одинакова – половина суммы официального штрафа;
  • будьте очень внимательны на дороге, поскольку местные дороги буквально изобилуют камерами видеонаблюдения, особенно высока их концентрации в Астане;
  • помните, что если вы нарушили правила, но не оплатили штраф, шанс вернуться в Россию вам не предоставят, пока вы не расстанетесь с положенной суммой.

Особенности процедуры таможенного контроля

Мы уже говорили о необходимости заполнения таможенной декларации после пересечения границы с РК – в ней нудно указать сумму перевозимой вами наличности с указанием валюты, а также перечислить все ценные личные вещи. Если вы решили схитрить, это может остаться без последствий, но при выезде из Казахстана, если у вас найдут незадекларированные деньги, вы их лишитесь. Так что сопоставьте риски и не делайте глупых ошибок. Можно ввозить в РК не более 500 долларов наличными, но на банковские карты это ограничение не распространяется. Ввозить в страну тенге и вывозить местную валюту запрещено.

А теперь о правилах пересечения границы России с Казахстаном на автомобиле, касающихся запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров.

Что можно и в каких объёмах ввозить беспошлинно:

  • не более тысячи сигарет или килограмма табака;
  • два литра крепкого алкоголя (водки, коньяка);
  • личные вещи, чья оценочная стоимость не превышает эквивалент 1500 долларов.

Товары, которые провозить в Казахстан запрещено:

  • оружие любых разновидностей вместе с боеприпасами;
  • наркотические, химические вещества/препараты, а также медикаменты, в составе которых имеются НВ без наличия выданного врачом рецепта;
  • видео- и фотопродукцию, содержимое которых не согласуется с законами ислама, а также если они в любом проявлении дискредитируют органы государственной власти;
  • запрещено ввозить в республику материалы порнографического содержания.

Вывозить из страны (без наличия специального разрешения) нельзя:

  • драгметаллы, включая золото, и камни;
  • редких представителей флоры/фауны;
  • предметов, являющихся ценными с исторической или культурной точки зрения.

При прохождении границы с Казахстаном на автомобиле соблюдение всех указанных ограничений проверяется именно во время таможенного досмотра.

В каких случаях вероятность получить отказ во въезде высока

Все причины, которые могут стать препятствием для въезда на территорию РК, перечислены в ст. 048 закона РК «Миграция населения», в также в ст. 022 «Правовое положение иностранцев».

В соответствии с этими документами иностранцы могут получить отказ в допуске на территорию. Республики Казахстан по следующим причинам:

  • если это противоречит интересам национальной безопасности, представляет угрозу для здоровья населения и с точки зрения охраны общественного порядка;
  • если действия пересекающего границе носят признаки насильственного изменения действующего в стране конституционного строя;
  • если въезжающий выступает против суверенитета Республики Казахстан, против независимости страны, и открыто говорит о нарушении целостности территории Казахстана;
  • когда он своими действиями или разговорами разжигает межнациональную, религиозную вражду;
  • если запрет на въезд требуется для защиты интересов/прав населения РК;
  • в случае наличия судимости за ведение террористической деятельности, если судом страны проживания въезжающий признан особо опасным рецидивистом;
  • не допускаются к въезду лица, не предоставившие подтверждения касательно наличия денежных средств, достаточных для пребывания на территории РК и выезда из неё (правило не распространяется на оралманов (по-местному – репатрианты), а также лиц, ранее проживавших на территории Казахской ССР или Республики Казахстан, вместе с членами их семей;
  • если лицо, желающее въехать в страну, уже посещало Казахстан с нарушением валютного, трудового, таможенного законодательства, а также упомянутого закона РК о правовом положении иностранцев;
  • если, обратившись с ходатайством о посещении Казахстана, гражданин сообщил о своей персоне неправдивые сведения;
  • если претендент на въезд в РК не предоставил в установленные сроки необходимые документы;
  • если у въезжающего в анамнезе имеются болезни, которые являются прямым противопоказанием для посещения страны.

Если вы не подпадаете ни под один из указанных пунктов, ваши шансы получить отказ будут стремиться к нулю.

Поскольку между странами визовый режим не действует, узнать о наличии запрета на въезд можно непосредственно во время пересечения границы России и Казахстана на машине – об этом сообщит представитель казахской таможенной службы.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Начиная с 2017 года заметно увеличился поток туристов из Казахстана в Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву. Этой весной только из моих друзей и знакомых на мартовские праздники гулять, объедаться и греться отправилось около 50 человек со своими семьями. Я с коллегами поехал тоже, правда, наша цель была провести именно автомобильный тур, а не культурно-гастрономический. Хотя одно другому разве может помешать?

Мы проехали по дорогам соседней страны больше 2 000 км. За 6 дней посетили 7 городов, не считая тех, которые пролетели ходом

Здесь я постарался собрать главные темы, который могут интересовать водителей, отправляющихся в соседнюю страну на автомобиле. Статья немаленькая, поэтому для удобства поиска ссылки:

  • Это важно знать при прохождении границы
  • Каковы отличия ПДД Казахстана и Узбекистана?
  • Какие нужны документы (права, техпаспорт, техосмотр)?
  • Стоят ли с радарами и как гаишники относятся к иностранцам?
  • Есть ли камеры, «Крис-П» и что-то подобное?
  • Как водят местные водители?
  • Уступают ли пешеходам?
  • Как дороги?
  • Почему не стоит ездить за городом в ночное время?
  • Как там с топливом?
  • Можно ли ездить с тонировкой?
  • Как со связью в дороге?
  • Как с техобслуживанием автомобилей?
  • Как с арендой авто в Узбекистане?
  • Почему в Узбекистане часто сигналят?
  • Когда лучше ехать?
  • Про кафешки у дороги и алкоголь.
  • Какие штрафы в Узбекистане?

Поехали!

Это важно знать при прохождении границы

Перед праздниками на границе собирается очередь, и стоит внимательно следить за своим местом в ней — наглых ребят, которые лезут без стеснения, много.
Казахстанскую сторону проезжаешь обычно быстрее — таможня и пограничный контроль.

На таможенном посту Узбекистана водитель обязан задекларировать ввозимый автомобиль, поэтому, даже находясь ещё в очереди, возьмите бланки (два экземпляра) в окошке и заполните их — сэкономите время. Валюту можно не декларировать, если у вас её меньше $2 000 на 1 человека. Свыше — впишите в декларацию, это обязательно.

Содержимое багажника и салона сложите в пакеты или сумки — их заставят прогнать через сканер.

Не берите в Узбекистан никакие средства самообороны типа баллончиков с газом, и тем более оружие. Максимум — перочинный нож для бытовых нужд.
На границе могут выборочно проверить ваш смартфон — содержимое галерей и даже чатов, ноутбук или флешку на фотоаппарате. Что ищут? Экстремистский контент и непристойные фото и видео.

Пассажиры со своим багажом проходят пост через отдельный коридор пешком.

Дома перед поездкой купите мелкие доллары — на границе вам потребуется оплатить страховой полис на временный ввоз и полис ОГПО ($5 + $5).

Главные отличия ПДД Узбекистана и Казахстана

ПДД РУ базируются ещё на советских правилах, к тому же Узбекистан входит в число стран-участников, подписавших Венскую конвенцию. Поэтому во многом наши ПДД похожи. Но, как и везде, есть свои отличия.

📌 На красный можно повернуть направо, если под светофором вы увидите такую табличку. Разумеется, надо пропустить машины, которые двигаются на зелёный.

📌 70 км/ч максимально разрешённая скорость для легковых в населённых пунктах, т. е. на 10 км/ч выше, чем в Казахстане.

📌 100 км/ч разрешены вне городов и сёл, причём нет деления, как у нас. Везде «стольник» — с разделителем трассы или без на автомагистралях, которых в Узбекистане, к слову, мы не встретили.

Из одного села в другое. На трассе иногда приходится держать ногу под контролем, или легко нарваться на камеру или радар

📌 У машин на кольце всегда главная дорога. Даже если перед въездом на круговое движение вы не увидели знака «Уступи дорогу», всё равно должны пропустить автомобили, движущиеся по кругу.

📌 Парковать машины разрешено только параллельно краю проезжей части. Хотя бардака со стоянкой у обочин много, но сей факт стоит иметь в виду.

📌 Ремни безопасности обязательны, по факту ими пользуются единицы, и то только водители, т. к. за отсутствие ремня у пассажира никто не штрафует. Мы же пристёгивались всегда. Безопасность превыше всего.

📌 Детские кресла требуются только в том случае, если ребёнок (младше 12 лет) едет на переднем сиденье. Если везут на заднем, то до 12 лет разрешается его даже не пристёгивать. Ни одного кресла мы в машинах Узбекистана не заметили — дети, как горох, катаются по всему салону, не боясь гаишников.

📌 Нужно ли днём включать фары? Да, ездить с ближним светом как в городе, так и за его пределами. Если в автомобиле работают стандартные ДХО, фары можно не включать.

📌 Запрещено использовать мониторы мультимедийных систем в передней части салона для просмотра видео во время движения. Только навигация или обзор с наружных камер. Если мониторы встроены в задней части салона, без проблем, смотрите что угодно.

Права, техпаспорт, техосмотр?

В Узбекистане с собой в дороге нужно иметь водительское удостоверение, техпаспорт (СРТС), страховой полис ОГПО. Казахстанские права действительны. Если вы не являетесь владельцем автомобиля и он не путешествует с вами, нужна доверенность, заверенная нотариусом. Если машина оформлена на юрлицо, то сгодится доверенность, выписанная на фирменном бланке за подписью директора с печатью.

Страховка важна. При въезде на территорию Узбекистана полис нужно будет оформлять местный (~ $5 на две недели). Если за рулём планируется несколько водителей, их необходимо указать в полисе обязательно либо оформить его на неограниченное число лиц.

Техосмотр. Для автомобилей, зарегистрированных в Узбекистане, требуется, а вот для иностранных — нигде не сказано. Однако я бы рекомендовал с собой прихватить распечатку, если ваша машина подлежит прохождению ТО (старше семи лет).

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки… Что ещё? Добавьте к этому стандартному набору светоотражающий жилет — он прописан в ПДД как обязательный.

Скоростемеры: в Узбекистане они есть?

Их полно. Причём не только в городах, но и на трассах. Они установлены высоко на столбах и бывают незаметны в движении. Половина из них стреляет в спину. Но следует отметить: за сотни метров до скоростемера стоит информационный знак.

В Ташкенте и других крупных городах над перекрёстками встречались фотофиксаторы, контролирующие стоп-линии. Переносные типа наших «Крис-П» тоже ставят на загородных дорогах. Чтобы не нарваться на них, выручит простой радар-детектор. Его стоит брать не только от камер.

Стоят ли с радарами и как гаишники относятся к иностранцам?

Радарят, но только днём. За всю поездку видели патрули у обочин раз десять, но гораздо больше встречаются картонные дурилки. Пиликающий антирадар позволял держать нужную скорость, и нас ни разу за превышение не тормознули. Встречные машины тоже, кстати, предупреждают о засаде, как и у нас, моргнув дальним.

Ночью у придорожных макетов включаются маячки — привлекает внимание и заставляет сбросить скорость интуитивно

Гаишники в Узбекистане суровы. Но если раньше они стояли за каждым кустом и докапывались до любой ерунды, сегодня всё иначе. Нас остановили всего один раз для проверки документов на трассе перед Ферганой. Инспектор бегло глянул бумаги, понял, что мы приезжие, и пожелал: «Оқ йўл!» (счастливого пути с узб.). Постов почти нет, хотя раньше были на въезде в каждую область и областной центр. На дорогах они остались в нескольких областях по одному, но свободно проезжались даже без знака STOP.

Пост по дороге в Карши

К иностранцам относятся хорошо. Туризм — одно из ключевых направлений Узбекистана, но испытывать нервы людей в форме я бы не рекомендовал. Если нарушение несерьёзное, не накаляйте обстановку, попробуйте смягчить разговор. Возможно, отделаетесь предупреждением и сдержанной улыбкой инспектора.

Как ездят местные водители?

Думаю, что алматинского водителя культура местных водителей шокирует лишь отчасти — похожий бардак мы видим в районе базаров в выходные или часы пик. Хотя выделить явные отличия всё же надо. Местные категорически против соблюдения рядности. Неважно, в Ташкенте вы едете по главному проспекту или в Андижане. Здесь не пользуются поворотниками, при этом едут динамично, ныряют из ряда в ряд, играя «в шашки». Подрезают, особенно таксисты. Может показаться, что тут никто не смотрит в зеркала. Но! Между узбекскими водителями словно существует нейронная связь — они чувствуют друг друга на все 360 градусов и всегда готовы к манёврам. Они более уступчивы по сравнению с нами. Как итог: при всей хаотичности движения за 2 000 км мы увидели три небольшие аварии в городах и одну фуру на боку на трассе.

Движение даже в небольших городах Узбекистана очень интенсивное — машин неожиданно много

По данным МВД, самое частое нарушение в Ташкенте (как, впрочем, и везде в Узбекистане) — это нарушение правил обгона. И опять же, если местный топит по встречке, обгоняя поток, все остальные участники постараются сделать так, чтобы он вернулся на свою сторону целым и невредимым. Как-то это тут работает на подсознательном уровне, хотя со стороны смотрится жутковато.

На четвёртом месте антирейтинга — проезд на красный. При подъезде к перекрёстку будет не лишним глянуть по сторонам и держать правую ногу наготове.

В придорожных сёлах и маленьких городах любят велотранспорт. Верхом на стареньких «уралах» можно встретить как детей, так и неторопливых аксакалов в костюмах. Будьте внимательны! Велопарк в регионах стар, чаще не имеет ни отражателей, ни фар. То же самое относится и к гужевым повозкам, запряжённым ишачками, и старым мотоциклам с колясками.

Уступают ли пешеходам?

Пешеходы — отдельная и непростая история. Местные жители не привыкли ходить по зебрам. Конечно, и у нас есть такие особи, но тут пешеходы вот прям вообще не соблюдают это правило и могут шагнуть на проезжую часть откуда угодно.

С другой стороны, пешеходов на нерегулируемых переходах водители пропускают через раз, и узбекистанцы к этому привыкли — они дождутся, пока поток проедет, и только после пойдут через дорогу. Поэтому, если по алматинской привычке вы решите тормознуть, увидев замешкавшегося человека на переходе, сначала смотрите в зеркала. Можно и с разбитым задом остаться. А если уж решили остановиться, нелишне перед пешеходкой поморгать аварийкой — водители позади вас поймут и начнут тормозить.

1 / 4 Возле базаров похожий хаус, как у нас Пешеходки на трассе есть, но не везде — люди лезут через разделители В центре Бухары автомобили пропускают пешеходов 1 / 4

В Ташкенте, Самарканде и Бухаре водители дают проход пешеходу в тех районах, где шарятся туристы. А до других городов порядок ещё не добрался. Но о проблеме этой думали не первый год — облезлые «чучела» гаишников перед зебрами как свидетельство инициатив в повышении безопасности.

Внушают уважение дружинники возле школ, которые останавливали движение красными флажками, когда на зебру высыпали дети. Даже в Ташкенте таких нет, а вот в маленьких городах и сёлах это практикуется. Почему такое правило не принять в больших городах, в том числе и у нас, в Казахстане?

И ещё, вам, как уже пешим туристам, на заметку: пешеходам запрещено переходить дорогу в наушниках, смотреть в экран смартфона, читать книги/журналы.

Как дороги в Узбекистане?

Чаще среднего качества. На пути до Самарканда по старой советской дороге нас протрясло от души. Этот кусок был самым убитым. А в остальном пусть и не идеальная, но всё же не ухабистая дорога.

На 80 % нашего маршрута дорога была четырёхполосная — по две полосы в каждую сторону, так что с обгонами грузовиков не всё так страшно. Практически на всех участках загородных трасс потоки разделяют металлические или бетонные ограждения. За это ставим лайк.

1 / 7 Примерно так выглядит основная часть загородных дорог: две полосы, бетонный разделитель Горная трасса в Ферганской долине переменчива: от идеальной бетонки до старой разбитой Въезд в город Навои по бетонке Дороги в Бухарской области сильно напоминают Казахстан — степи, солончак, верблюды, мало населённых пунктов Дороги в Карши Центр Ташкента 1 / 7

Дороги в крупных городах хорошие, хотя и не везде. В Ташкенте центральные улицы гладкие, как стол, а заедешь куда-нибудь в глубину района, то тут может быть всё запущено — яма на яме.

Махалля в старом центре Бухары. На прадике местами протиснуться сложно

Почему не стоит ездить за городом в ночное время?

Криминальная обстановка ни при чём. В этом смысле всё хорошо, и о разбоях на трассе никто из местных вспомнить не смог. Даже в 90-х тут было спокойно.

Дело в другом: состояние знаков и разметки в Узбекистане оставляет желать лучшего. В Ташкенте ещё ничего, а вот за его пределами… Их плохо видно даже днём, а уж в тёмное время тем более. Знаки, которые хоть что-то отражают в свете фар, явно были выпущены лет этак 30 назад, и краска на них пожухла и частично облетела. Большая часть явно сделана в кустарных условиях, не имеет отражающего покрытия и плохо читается. Из-за этого высок риск не заметить ограничения скорости или запрещающий знак. Разметка — такая же история. Видно, что её иногда обновляют, но она не обладает отражающими свойствами и довольно быстро стирается — более-менее видно только днём. Риск оказаться на встречке ночью возрастает в разы.

1 / 4 Дорожные знаки оставляют желать лучшего — ночью такой знак рассмотреть будет сложно Стоит приглядеться и к светофорам. Есть своеобразные — левая секция разрешает поворот и разворот 1 / 4

Также по дорогам ползает немало сельхозтехники, часть которой может быть без рабочих фонарей и катафотов, или старьёвщиков с набитыми прицепами в левом ряду.

Что с топливом?

Продажа местного бензина АИ-80 и АИ-91 под контролем государства, цена фиксированная по всей стране — 4 000 и 4 500 сумов (~$0.5) за литр. 80-й есть везде, 91-й встречается через раз, 95-й надо искать даже в Ташкенте. Лучший 95-й, по заверению местных водителей, на АЗС российской компании «ЛУКОЙЛ» — по 7 800 сумов (~$0.9). Импортный 92-й бензин не регулируется властями, поэтому дороже в два раза.

В нашей поездке мы старались заправляться только на АЗС Uzbekneftegaz — считается лучшей национальной сетью. А вот на вопрос, какой бензин лучше заливать, ответ будет непривычным — 80-й! Компания, которая сдала нам в аренду 4-литровый TLC Prado 120, рекомендовала лить в их машину именно его. Говорят, в 91-м много присадок, а 80-й хотя бы чистый. Да как поедет тяжёлый внедорожник на узбекском 80-м?! Да отлично поехал! Перевал Камчик мы преодолели в обе стороны не поперхнувшись. Не было проблем и на прямиках, V6 тянул и разгонялся, словно в баках плескался 95-й. Детонация? Не слышали.

С дизелем ситуация другая. Если фактически весь автопарк страны может ездить на бензине, то солярка в меньшинстве. Её льют только в грузовики или автобусы, отчего качество, скажем, тепловозное. Цены могут быть разные. Я видел на местных заправках по 4 800 сумов (~$0.6), а «ЛУКОЙЛ» продаёт в два раза дороже.

Перевал Камчик по пути в Ферганскую долину

Есть у меня история про топливо.
Последняя поездка по Узбекистану была десять лет назад, и тогда мы с трудом смогли заправить Mercedes бензином по трассе. Да что там по трассе, 80-го не было даже в крупных городах. С горючкой наблюдались перебои и в 90-е годы, хорошее топливо можно было найти только у спекулянтов на дому. Массовый переход на газовое топливо стал решением дефицита, и сегодня АГЗС гораздо больше, чем традиционных.

Зная эту проблему, в Ташкенте заправил в дорогу 20-литровую канистру. И сделал это… зря. Топливо было на всём протяжении маршрута. Забавнее другое — как мы эту флягу с собой возили. Во-первых, на АЗС в Узбекистане не заливают в канистры ни под каким предлогом — пришлось мудрить с переливанием из другой машины. Во-вторых, в Ташкенте не успел купить металлическую канистру, залили в какую было — пластиковую. Спустя несколько часов из-под пробки попёр едкий запах, заполняя салон прадика. Поиск в придорожных автомагазинах не увенчался успехом. В городах тоже железная тара под топливо не продаётся, даже на базарах! С таксистом поездили по местным махаллям, где нам предложили купить старые ржавые, ещё советские. Нет, спасибо. Уж лучше завернём нашу в пакеты. В общем, совет: если вы сторонник того, чтобы иметь с собой запас топлива, канистру везите из дома — для ввоза разрешено 2 канистры по 20 л с топливом. А наша пахучая тара, одетая в несколько пластиковых мешков, так и вернулась в Ташкент нетронутой.

Доллары или сумы? Наличные или карта?

Прошло то время, когда курс на базаре был в два раза выгоднее, чем в банках. Теперь валюту обменивают на узбекские сумы только через кассы. Чёрный рынок ещё как-то дышит, но рисковать с валютчиками на улице не стоит — разница в курсах мизерная, а вот попасться на незаконных операциях никому не пожелаю.

Самая крупная купюра в 100 000 сум — $12 (4500 тенге)

Оплачивать бензин, счёт в кафе или покупки в магазинах картой Visa или MasterCard не выйдет. В Узбекистане своя платёжная система — UzCard. Через неё узбекистанцы получают зарплату в сумах и ею же везде рассчитываются.

Снять наличные (в основном доллары США) можно в любом банкомате при банках или в крупных гостиницах, где есть и официальный обменник.

В дорогу лучше брать наличные сумы для расчёта за топливо и на мелкие покупки, а доллары менять по необходимости в городах. Проживание в гостинице, кстати, также оплачивать в нацвалюте.

Можно ли ездить с тонировкой?

С 1 августа 2018 года можно. Для въезда в Узбекистан на тонированной машине (только задние стёкла, передние боковые и лобовое запрещены, как и у нас) на границе необходимо заплатить пошлину $15.

Как с мобильным интернетом в дороге?

На удивление, прекрасно! Мы слушали всю дорогу музыку через приложение в онлайне, пользовались соцсетями и навигатором. Как, кстати, с картами? Тоже всё окей. Мы пробовали карты разных производителей: «Яндекс», Google, maps.me, Waze — все работали, дорогу показывали. Причём Waze в Узбекистане знают, он показывал даже движение патрульных машин. Такие дела!

Как с техобслуживанием автомобилей?

Узбекистан на много лет закрылся от импорта, поэтому дороги заполонили автомобили местного производства: UzDaewoo и Chevrolet. С их обслуживанием и запчастями проблем нет.

Официально в стране продаётся Hyundai и АВТОВАЗ. Лучше из чужих марок представлена в Узбекистане именно Lada — сеть из 13 филиалов по республике.

Ежегодно Узбекистан пересекают сотни мототуристов из Европы. Как с обслуживанием техники? Скорее очень сложно, т. к. мотоциклы здесь не распространены

Автомобили зарубежных марок встречаются на дорогах штучно, поэтому сервис и запчасти для них получится найти только в Ташкенте. Не могу точно утверждать, насколько официальный статус имеют марки Toyota, Kia, BMW, Mercedes-Benz, но есть свои автосалоны и сервис. Впрочем, немало в столице и серых импортёров, имеющих склады запчастей на иномарки и собственные СТО.

Шиномонтажки, пункты замены масел встречаются на дороге. В крупных городах есть автомойки, СТО, авторынки с запчастями, шинами, расходниками.

1 / 6 Придорожная шиномонтажка, в Узбекистане их чаще называют вулканизациями Автосалон Lada в Ташкентской области, по дороге в Ферганскую долину. По соседству автоцентр КАМАЗ Ремонт машин можно провести прямо на авторынке — обычное явление Массовый сегмент шин по республике — на 13-, 14-, 15-дюймовые диски. Шины на внедорожник найти будет непросто 1 / 6

Как с арендой автомобилей в Узбекистане?

Для кого-то аренда может получиться даже удобнее, чем ехать на своей машине издалека (от Алматы до Ташкента около 900 км). Или если собственной машины нет.

Рента автомобилей без водителя в Узбекистане активно развивается, существует не первый год. Мы брали машину у ташкентской фирмы rentcar.uz — есть внедорожники, кроссоверы, седаны разных классов. Правда, это не такой громадный автопарк, как в Europcar, поэтому бронировать машины лучше заранее.

Наш Toyota LС Prado 120 стоил 450 000 в сутки (условно $50) с ограничением пробега по городу до 150 км. Для поездок по Ташкенту хватит.
Если планировать автотур по городам Узбекистана, то условия лучше обговорить индивидуально.

Как и во всех агентствах, будьте готовы к залогу — для прадика это 4 млн сумов (около $500). Залог требуют в наличных. Деньги после поездки возвращают в течение двух суток после проверки штрафов с камер.

Добраться можно самолётом, поездом или автобусом:

  • из Алматы и Нур-Султана в Ташкент напрямую ежедневно летают AirAstana и Uzbekistan Airways (O‘zbekiston Havo Yo‘llari);
  • из Алматы в Ташкент 3 раза в неделю ходит скоростной поезд КТЖ;
  • из Алматы до пограничных постов Узбекистана ежедневно ездят автобусы.

Чем раньше покупать билеты, тем дешевле.

Почему в Узбекистане часто сигналят?

Да, такая местная привычка имеет место быть. В Ташкенте особенно отличаются торопливые водители на светофорах, при перестроении или просто из-за того, что пробка. Почему затор? Надо как следует просигналить!

Особенно любят продавить бипку в Наманганской области и Намангане. Один водитель коротко просигналит другому без видимой причины. Хотя кажется, что просто приветствуют друг друга.

Когда лучше ехать?

С середины марта по конец мая в Узбекистане высокий сезон. В июне тут будет жарковато, а самое пекло наступает в июле. Второй всплеск активности осенью — с сентября по ноябрь включительно.

1 / 5 Старый трактор на фоне древней крепости Арк (V в.) в Бухаре Дворец великого князя Николая Константиновича Романова в Ташкенте (1891 г.) Медресе Шердор (XV–XVII вв.) на площади Регистан в Самарканде Токи Заргарон (XVI в.) — крытый базар в историческом центре Бухары. Рынок работает и в наши дни Калян мұнарасы (XII ғ.) — Пои-Калян сәулет ансамблінің бір бөлігі, қаладағы ең көне ескерткіштердің бірі. Көне Бұхараның ең биік ғимараты 1 / 5

Зимой в Узбекистан тоже можно ездить, если вас не смущает сырость с ветерком. Суровых морозов не бывает, но пробирает до костей. В основном в это время пользуются спросом горнолыжные курорты Ташкентской области — Бельдерсай и Чимган.

Знайте, что местные водители лишь в редких случаях переобуваются в зимние шины. Большинство гоняет на «лете» вне зависимости снег или минус на дворе.

Про кафешки у дороги и алкоголь

Поесть наваристую шурпу, горячий плов, самсу и шашлык можно во всех городах Узбекистана. По трассе маленьких кафешек тоже хватает, но позаботьтесь о гигиене. Блюда будут только что приготовленными и вкусными, а вот тарелки, вилки вымыты плохо. Если ваш желудок слабоват, то лучше питаться в городских заведениях.

Как с алкоголем? В Ферганской долине всё сложно. Тут практически не пьют, и чтобы найти ликёро-водочный магазин, придётся напрячься. В супермаркетах и продуктовых ларьках продажа спиртного в Узбекистане под запретом. В ресторанах и кафе тоже в меню горячительного может не быть, употребление спиртного иногда запрещено даже в гостиницах.

Центр Ферганы — чисто, аккуратно, красиво

Что касается Ташкента и далее на запад, то всё гораздо проще. В столице много модных ресторанов и баров с широким выбором выпивки. В Самарканде стоит пивоваренный завод. По дороге в Бухару в кафе официант к жареной рыбе по умолчанию поставит запотевшую бутылку водки и удивится, что вы от неё отказались. Да, ещё один узбекский контраст!

Само собой, за руль под градусом нельзя. Всё, что покажет выше нуля, приравнивается к опьянению — права изымаются, машина на штрафстоянку, грозит большой штраф. Кстати, про штрафы.

Какие штрафы в Узбекистане?

📌 За вождение в состоянии алкогольного опьянения — штраф 25 МЗРП — 5 млн сумов (~$600) и лишение прав от 1.5 до 3 лет.

📌 Выезд на встречную полосу — штраф 10 МЗРП — 2 млн сумов (~$240).

📌 За превышение скорости:

  • до 20 км/ч — штраф 1 МЗРП — 202 тысячи сумов (~$24);
  • от 20 до 40 км/ч — штраф 5 МЗРП — 1 млн сумов (~$120);
  • от 40 км/ч и выше — штраф 9 МЗРП — 1.8 млн сумов (~$216).

📌 Нарушение правил остановки и стоянки — штраф 3 МЗРП — 600 тысяч сумов (~$72).

📌 За разговор по мобильному за рулём — штраф 3 МЗРП — 600 тысяч сумов (~$72).

📌 За проезд на красный — штраф 2 МЗРП — 405 тысяч сумов (~$50).

📌 За отсутствие документов (права, техпаспорт, страховка) — штраф 1 МЗРП — 202 тысячи сумов (~$24).

📌 За нарушение разметки и требований знаков — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (~$12).

📌 Не пропустил пешехода — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (~$12).

📌 За непристёгнутый ремень водителя — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (~$12).

📌 За отсутствие аптечки, огнетушителя, жилета — штраф 0.5 МЗРП — 101 тысяча сумов (~$12).

Поездка в Узбекистан на машине для опытного автотуриста, который поездил по Казахстану, покажется лёгкой. Один из плюсов этой страны — небольшие расстояния. Доехать из Ташкента до Самарканда за 5-6 часов с остановкой на перекусы и заправку по сравнению с нашими просторами — раз плюнуть! Мы прибывали в другой город всегда полные сил — хватало на неспешное заселение в гостиницу, пешие прогулки по городу и полноценный ужин.

Надеемся, и у вас поездка будет такой же лёгкой! Удачи на дорогах!