Каршеринг по выделенной полосе

Можно ли на каршеринге ездить по выделенной полосе

Ещё в 2016 году вопрос допуска автомобилей каршеринговых операторов на выделенные полосы обсуждался достаточно широко. Однако ни многократное возрастание числа поездок на арендованных машинах, ни предложения по адресу государственных органов пока не решили данный вопрос.

Каршеринг по выделенной. О чём говорят правила дорожного движения?

В начале 2016-го директор «Делимобиля» Станислав Грошов называл вопрос практически решённым. Основным препятствием было законодательство, которое требовало внесения изменений на федеральном уровне. Воз и ныне там: в последних редакциях ПДД не указано, что автомобили, взятые в каршеринг, могут ездить по выделенной. Приводится следующий перечень (пункт 18.2):

  • автобусы, троллейбусы, маршрутки – маршрутный общественный транспорт;
  • школьные автобусы;
  • легковые такси;
  • велосипеды.

Взятые в краткосрочную аренду автомобиля, по мнению отдельных специалистов, вполне гармонично смотрелись бы в этом списке по той же причине, по которой туда попали легковые такси. За день «временно» использовать каршеринг и полосы общественного транспорта могут десятки человек, а это значит, что улицы города освобождались бы от дополнительного потока на основных полосах движения. Фактически речь идёт об уменьшении длины пробок, а в некоторых районах – о практически полном их исчезновении.

«Автобусная» полоса: свежие новости для каршеринга

О том, смогут ли каршеринг-авто двигаться по выделенной полосе Москве в ближайшие месяцы, весной 2018 года сообщил руководитель департамента столичного транспорта Максим Ликсутов. Чиновник сообщил, что от идеи решено отказаться в пользу повышения безопасности движения. Чтобы сделать соответствующий вывод, потребовалось перевести некоторые «выделенки» в тестовый режим эксплуатации. Правда, параллельно рассматривался и вопрос предоставления «автобусных» полос для мотоциклов.

Вопрос ещё может быть поднят позднее, а точку в вопросе использования каршерингом выделенных полос, как отметил сам Ликсутов, поставят всё же на федеральном уровне. В других городах ситуация пока остаётся такой же из-за отсутствия в ПДД соответствующего разрешения, но бурный рост отрасли, возможно, приведёт к первым изменения на региональном уровне.

Клиенты каршеринга во втором по численности городе России, Санкт-Петербурге, усилиями Георгия Полтавченко обрели надежду в 2017 году, когда губернатор решил лично присутствовать на запуске в Северной столице услуг «Делимобиля». Однако затем широкого содействия каршерингу питерские чиновники уже не оказывали, а обещанные выделенные полосы не получили даже велосипедисты.

В пункты правил дорожного движения так и не внесены поправки, касаемо движения каршеринга по выделенной полосе. Еще в 2016 г говорили, что эти корректировки лишь дело техники, но по факту ничего не изменилось.

В пункте 18.2 ПДД указаны ТС, которые могут ездить по выделенным полосам в 2019 году:

  • автобусы, троллейбусы, маршрутки;
  • школьные автобусы;
  • легковые такси;
  • велосипеды.

Есть некоторое недоумение у пользователей каршеринга. Ведь эту услугу позиционируют как личный общественный транспорт. Ключевое слово – общественный. Так почему же до сих пор не разрешили тем же «Делимобилю», «Белке Кар» и «Яндекс Drive», у которых уже суммарно порядка 10 тысяч машин в одной Москве, занять эту автобусную полосу.

Ведь по сути, задача каршеринга – снизить количество машин на дороге. Если верить подсчетам операторов, то одна их машина способна заменить порядка 10 личных авто. А поскольку выделенные полосы и так увеличили пробки для частников, у которых свои машины, логично было бы каршеринг убрать из этого потока.

Но, увы, каршеринг не дотягивает ни до такси, ни до общественного транспорта.

Было много разговоров о том, что вот-вот и езда каршеринга по выделенной полосе станет возможна, но, увы, ничего не случилось.

Почему всё-таки было решено отказаться от предоставления выделенных полос – по причине безопасности движения. По этой полосе, со слов, заммэра Москвы, должны ездить профессиональные водители, которые и медосмотр проходят постоянно, и за машинами своими регулярно следят.

Возможно со временем, когда машин каршеринга станет сильно больше, правительство изменит свою точку зрения.

Напомним тем водителям каршеринга, которые подзабыли ПДД, езда по выделенной полосе грозит штрафом 3 000 р для Москвы и Санкт-Петербурга, и 1 500 р для других регионов. Так что не ездите по выделенке, думая, что у Вашей машины с наклейками каршеринга особые права.

12 стыдных вопросов про каршеринг

Каршеринг сейчас на пике популярности. Однако многие до сих пор не понимают, что это за услуга и как она работает. Считается, что миллениалы предпочитают все брать в аренду и ничего не иметь в собственности. Поэтому и на Западе, и в России бизнес-модель каршеринга счиатется крайне успешной и своевременной. Если ваши друзья тоже постоянно обсуждают, как круто брать машину в аренду на полчаса по 8 рублей в минуту, а вы стесняетесь задать вопросы про каршеринг, чтобы не прослыть невеждой или человеком в танке, то вот ваши 12 ответов на главные вопросы про эту услугу.

1. Что такое каршеринг?

Если в трех словах – это поминутная аренда автомобилей. То есть вы через приложение на смартфоне находите автомобиль на карте, бронируете его, и после этого это машина будет ваша до тех пор, пока вы не завершите аренду. Первые 20 минут бронирования бесплатны – этого должно хватить, чтобы дойти до машины. После того, как вы подтверждаете аренду, включается поминутный отсчет (либо суточный, если вы взяли машину в суточную аренду – это тоже возможно). Едете, куда вам нужно, паркуетесь, закрываете двери и завершаете аренду. Все. Следующий арендатор заберет машину там, где вы ее оставили. Важно только, чтобы машина не была за шлагбаумом или на закрытой территории и чтобы была припаркована по правилам.

По сути это еще один тип городского транспорта. Весьма удобный, если вы, например, живете за городом и вам нужно приехать в центр. Главное удобство в такой ситуации – это то, что машину можно спокойно бросить (на разрешенном месте, конечно) и спокойно пропустить пару-тройку бокалов вина за ужином.

2. Что нужно для того, чтобы взять машину?

Все, что нужно, — это зарегистрироваться в сервисе. Для регистрации необходимо отправить фото своего паспорта, водительского удостоверения и подписать договор. Все это делается со смартфона (в том числе и подписание). Однако многие компании требуют хотя бы минимальный водительский стаж в 1 год, чтобы заключить договор — и их можно понять, они доверяют свои автомобили буквально всем желающим, а так будет хотя бы какая-то гарантия, что машина не будет припаркована в стене. Опыт как раз выступает критерием отбора.

3. Какие есть сервисы по аренде?

Главные игроки рынка каршеринга – это «Делимобиль» (и его дочка Anytime), BelkaCar, YouDrive и Яндекс.Драйв. В общей сложности эти компании предлагают доступ к более чем 11 тысячам автомобилей. YouDrive примечателен тем, что через него можно брать автомобили и других сервисов – например, EasyRide, TimCar и Carenda.

4. Какие есть машины?

Основу автопарка каршеринга составляют машины доступного сегмента: начиная от Lada Granta в «Карусели» и заканчивая армией Hyundai Solaris и Kia Rio, которые есть почти у всех сервисов. Кроме того, популярностью пользуются Renault Kaptur и Volkswagen Polo. Особняком стоят сервисы YouDrive и MatreshCar — они предлагают пользователям большое количество Smart всевозможных расцветок и комплектаций. А у YouDrive есть еще и несколько десятков Mini Cooper.

5. А что с дорогими автомобилями?

Владельцы сервисов быстро смекнули, что люди готовы платить больше за комфортное перемещение своего тела в каршеринговых автомобилях (и за демонстрацию статуса, конечно). В итоге на дороги выехали такие поминутные машины, как Mercedes CLA, Mazda 3, Audi Q3 и BMW 320. «Яндекс» решил пойти еще дальше, и в скором времени они выпустят на линию машины бизнес-класса BMW 5 Series и Mercedes E-Klasse. Но и это не все. Помимо них скоро в поминутной аренде у «Яндекса» появится спорткар Porsche 911 Carrera. Думаем, за ним встанет очередь.

6. Почему на автомобилях есть оранжевые полосы?

Это требование московского Департамента Транспорта. Столичные власти организовали программу «Московский каршеринг», которая дает поблажки каршеринговым сервисам. Но в обмен на эти поблажки автомобили должны соответствовать определенным требованиям. И одно из них – оранжевая полоса, тянущаяся от передней стойки машины и закрывающая заднее крыло. Это позволяет выделять автомобили в потоке и легко находить на парковках.

7. Могу ли я ездить по автобусной полосе?

Хотя «Московский каршеринг» — это проект Департамента Транспорта, эти машины не считаются общественными (в отличие от такси). Поэтому выезд на автобусную полосу чреват штрафом.

8. Кто платит штрафы?

Смотря какие. За нарушения ПДД платит пользователь. Превысили скорость и вас сфотографировала камера – на снимке написаны дата и время, что позволяет вычислить нарушителя по истории аренды автомобиля, после чего с вашей карты списывается штраф.

Как-то раз, когда мы тестировали каршеринг, сотрудники ГИБДД выписали нам штраф за отсутствие огнетушителя. После обращения в техподдержку сервис взял финансовые обязательства по штрафу на себя. Наличие необходимых средств безопасности в автомобиле – на совести каршеринговой компании.

Кроме того, пользователь платит штраф, если по его вине автомобиль будет поврежден. Да, все машины застрахованы, однако это не повод ездить на них «от столба до столба», и предусмотренная за повреждения машины франшиза призвана предотвращать небрежное отношение к имуществу компаний.

9. Остановит ли меня полиция на такой машине?

Раньше полиция не обращала никакого внимания на каршеринговые автомобили – с документами у них явно все в порядке, да и арендаторы, в большинстве своем, были «продвинутыми» людьми – ведь буквально полтора года назад это была экзотика. Но сейчас машина с оранжевыми полосами — едва ли не первый кандидат на остановку и проверку документов. Во многом этому способствуют ворованные аккаунты. Ведь если за рулем автомобиля не человек, на чье имя совершается аренда, то это угон. То есть, премия сотруднику полиции.

10. Выгоднее ли это, чем собственный автомобиль?

Во многих ситуациях да. Особенно если вы живете в том районе, где всегда много машин для аренды. Ведь с вас снимаются расходы на парковку, обслуживание автомобиля, на топливо. Даже про транспортный налог можно забыть.

С другой стороны, минус каршеринга заключается в том, что личный автомобиль всегда будет ждать своего владельца там, где его оставили. А вот машины напрокат может не оказаться в нужный момент. И каршеринг – явление общественное, вещи в прокатной машине хранить не получится.

11. Могу ли я зарабатывать на каршеринге?

Нет. Все сервисы каршеринга жестко пресекают коммерческую деятельность на их машинах. Поэтому частным извозом и курьерскими доставками заниматься на этих машинах нельзя. Если сотрудники сервиса узнают о таком нарушении, то аккаунт будет заблокирован, а водителю выставлен штраф за нарушение условий договора.

12. А погонять можно, если я готов оплатить штрафы?

Штрафы вы оплатите, но при повторных нарушениях на каршеринговом автомобиле вас ждет еще и блокировка аккаунта. Сервисы все чаще оснащают свои автомобили всевозможными датчиками и устройствами для телеметрии, и операторы могут в режиме реального времени узнавать, что водитель заходит в повороты боком и значительно превышает скорость. Сначала представитель сервиса просто попытается связаться с арендатором и попросит его не нарушать. В дальнейшем, если это не поможет, автомобиль могут дистанционно заглушить и потребовать от пользователя компенсировать нанесенный ущерб. Ведь даже если вы не врезались в столб или другую машину, ваше лихачество может аукнуться проблемами с ходовой, двигателем или электрикой автомобиля.

Можно ли ездить на каршеринге по выделенной полосе?

По правилам дорожного движения для общественного транспорта выделена специальная «автобусная полоса». По ней могут ездить маршрутки, троллейбусы, автобусы, такси, велосипеды. Любителей арендованных автомобилей уже давно беспокоит вопрос, а можно ли на каршеринге ездить по выделенной полосе. Это бы значительно облегчило поездку и позволило снизить ее стоимость.

Почему вопрос автобусной полосы так важен для любителей каршеринга

С момента появления поминутной аренды автомобилей, водители столкнулись с неприятной ситуацией. Многие компании заявили, что поминутная аренда автомобилей – это «общественный транспорт», но на деле это немного не так. В правилах дорожного движения не указано, что они могут передвигаться по автобусной, как, например, такси. Но некоторые водители не учли эту особенность, и, катаясь в этой части дороги, получили достаточно серьезные денежные взыскания за штрафы.

Больше всего в этом вопросе расстраивает политика каршеринговых компаний, ведь рядом с рекламой, где указано что каршеринг – это общественный транспорт, логично было добавить упоминание, что езда на нем по выделенной полосе запрещена. Таким образом многие клиенты не потеряли бы интерес к этому виду аренды из-за непредвиденных финансовых потерь. Если рассматривать на федеральном уровне, вопрос стоял больше в том, считать ли каршеринговый транспорт общественным. Сейчас очень много участников дорожного движения выбирают именно этот способ курсирования, и перенос их на другую полосу может разгрузить дороги.

Пока чиновников больше волнует проблема безопасности. Перегрузка автобусной части дороги может стать причиной дополнительных пробок.

Почему такси можно, а каршерингу нет

Большинство водителей не могут понять, почему такси имеет право ездить по выделенной полосе, а каршеринг – нет? Особенность в том, что за аренду этой части дороги нужно платить. Многие компании перевозчики оплачивают ее использование, получают документ, в котором указан факт разрешения. Он не лицензируется государством, водители не отслеживаются. Навыки каршероводов невозможно отследить в таких масштабах, да и одного года недостаточно, чтобы уверенно ехать по полосе наряду с автобусами и троллейбусами.

В целом, если каршеринговым автомобилям разрешат пользоваться автобусной полосой, многое в услуге измениться:

  • поднимется цена аренды;
  • ужесточатся правила и штрафные санкции;
  • требования к водительскому стажу повысятся.

Невозможно предсказать, получит ли каршеринг официальный статус «общественный», но примут ли водители изменения, которые он повлечет за собой?

Новое правило начнет действовать с 14 апреля, сообщили в ЦОДД. Первое время выезжать на «выделенки» по выходным нельзя будет в пяти местах — на Ленинском проспекте, на участках от проспекта Мира до Ярославского шоссе, от Воздвиженки до Кутузовского, от Нахимовского до Ломоносовского проспекта, а также на отрезке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.

В ЦОДД «Коммерсантъ FM» сообщили, что мера принята из-за большого количества жалоб от горожан на загруженность выделенных полос по выходным. Теперь людям станет легче пользоваться такси и автобусами, пояснила пресс-секретарь организации Анастасия Писарь: «Выделенные полосы на пяти магистралях, проходящих через районы, где отсутствует альтернативный транспорт, будут работать все дни недели. Автобусы, электробусы и троллейбусы на данных направлениях каждый выходной перевозят более 600 тыс. москвичей.

Пассажиры городского транспорта смогут сэкономить от 15 до 30 минут в пути.

Транспортный комплекс Москвы неоднократно получал жалобы от горожан, что по сравнению с буднями время в пути в выходные дни значительно увеличивается. Ежедневный режим работы выделенных полос позволит сократить время прибытия бригад экстренных служб, автомобили и такси также поедут быстрее, благодаря чему клиенты станут меньше ожидать прибытия машин».

Что думают о новых правилах сами водители? И как это отразится на трафике? Отсутствие привычных табличек «Только по рабочим дням» на некоторых участках активно обсуждают в соцсетях. Москвич Евгений Сенсоров, который часто ездит по Ленинскому проспекту, рассказал, что не ожидал внезапных изменений. Теперь он рискует получить сразу несколько штрафов: «В выходные дни обычно поток едет быстрее за счет выделенных полос. Если они их уберут, будет плохо, тем более в связи с закрытием улицы Новаторов на Ленинском проспекте.

Из-за строительства метро там и так постоянная пробка, »выделенка» стоит, и по ней ездят автобусы раз в 15 мин.

Движение машин ни в будние дни, ни по выходным мешать автобусам никак не будет. Это не вынудит людей пересесть на общественный транспорт. Все, кто ездил, они продолжат ездить. Я, например, вряд ли пересяду на общественный транспорт, так как в нашем городе он не настолько удобен, как личный автомобиль».

Штраф за выезд на полосу для общественного транспорта составляет 3 тыс. руб. Нарушителей отлавливают с помощью камер, причем проехав, например, под три камеры автомобилист должен будет заплатить 9 тыс. руб. По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, московские власти ставят перед собой две задачи — выполнить планы по сбору штрафов и разгрузить дороги, но транспортные проблемы столицы это не решит. «Это всего лишь очередной элемент в борьбе с пробками, который идет через отсеивание »лишних» автомобилистов.

Департамент транспорта исповедует политику «чем хуже — тем лучше».

В итоге мы видим повсеместный запрет парковок, штрафы, камеры, запреты на езду по выделенным полосам даже ночью, когда не ходит общественный транспорт. Все это направлено на то, чтобы самые слабые автомобилисты отказались от машин, пересели на общественный транспорт, и тем самым внесли свой вклад в освобождение Москвы от пробок. Например, вчера я ехал по Ленинскому проспекту и видел огромное количество автомобилей, которые ехали по выделенной полосе просто по привычке, не обращая внимания на знаки. И понятно, что многие из этих автомобилистов получат штрафов на десятки тыс. руб., а это огромная сумма. Здесь есть финансовый мотив — собрать миллионы руб. за несколько дней из-за того, что люди не привыкли жить в Москве и ездить по ней как по минному полю, когда прилететь может с любой стороны. К сожалению, люди попали на деньги. Я рекомендую всем автомобилистам внимательно смотреть на сюрпризы и ловушки, которые заботливо расставляются по городу руками департамента транспорта. Это очень быстро распространится на всю Москву, и та часть водителей, которая не выдержит такого давления, просто откажется от поездок на машине, что и является конечной целью департамента транспорта»,— утверждает Шкуматов.

Первая выделенная полоса появилась в Москве в июле 2009 года на Волоколамском шоссе. А с 2012-го такие участки стали появляться по всей Москве. Выезжать на крайнюю правую полосу может общественный транспорт, экстренные и коммунальные службы, а также официальные машины такси.

Владимир Соколов