Кортеж Путина машина

Загадка лимузина Путина раскрыта. Хозяин ржавой «Волги» объяснился

Второй день Россию продолжает будоражить тайна номеров с нового лимузина Владимира Путина, на котором он появился во время инаугурации. Пользователи Сети обратили внимание, что номера не принадлежат к специальным сериям, которые обычно вешают на машины госчиновников.

Инаугурация Владимира Путина состоялась 7 мая. В ходе церемонии был презентован новый президентский автомобиль «Сенат-лимузин». На нем Путин проехал около 200 метров из Сенатского дворца, где находится его рабочий кабинет, к Большому Кремлевскому дворцу.

В Сети обратили внимание на странные номерные знаки, закрепленные на автомобиле – В776УС77. Обычно на автомобили высших должностных лиц, в особенности президента, вешают номерные знаки особых серий. Появилось даже шутливое предположение, что номера расшифровываются, как «Владимир управляет страной».

Журналисты выяснили по данным из баз государственных номеров, находящихся в открытом доступе, что эти номерные знаки ранее стояли на автомобилях Daewoo Sens и ГАЗ 3110.

В апреле 1998 года номера были зарегистрированы на 47-летнего москвича — владельца автомобиля ГАЗ 3110. Судя по фотографиям машины, в какой-то момент ее состояние стало плохим, пишет Lenta.ru.

Позднее номерной знак был закреплен за седаном Daewoo Sens, принадлежащим жителю Зеленограда, однако 31 марта 2016 года номерной знак был возвращен в единую базу данных. «Получить его мог любой автомобилист», — сообщил источник в правоохранительных органах.

«Имя и телефон на регистрационной карточке, которую выдал один из поисковых сервисов, похожи на фейк: ни человек с таким именем, ни мобильный, судя по доступным данным, не существуют», – пишет Zelenograd.ru.

«Мы проверили ресурс, выдавший информацию о якобы нынешнем владельце «президентского» госномера автомобиля. Взяли номер сотрудника Zelenograd.ru и получили в ответ данные, абсолютно не соответствующие действительности», – отмечает издание.

«Может быть, гаишники теперь останавливать не будут»

Бывшему владельцу «Волги» Борису Исраиловичу сейчас 66 лет, он живет в Чертаново. Журналисты «Московского комсомольца» несколько раз звонили мужчине, чтобы прояснить судьбу номеров.

По его словам, он покупал «Волгу» с рук и оставил себе старые номера.

«Я машину снял с учета. А номера оставил себе, переделал их на собственный «Фольксваген». Хорошо, может быть гаишники теперь останавливать не будут», – сказал мужчина.

По версии Бориса Исраиловича получается, что у него на автомобиле стоят те же номера, что и на машине Путина. Журналисты решили прояснить, как такое может быть, и перезвонили ему снова.

«Понимаете, когда вы позвонили, я слегка растерялся и испугался. Шутка ли: номера такие же, как у главы государства. Машину примерно пять лет назад я сдал в утиль вместе с номерами. Хочу сказать, что с этим автомобилем мне повезло — ни разу не ломался. Делал только плановое ТО», – заявил в итоге мужчина.

Кортежи высокопоставленных лиц и их особенности. Часть-1

Обеспечение безопасности охраняемого лица при сопровождении на автомобильном транспорте.

Большинство перемещений, совершаемых охраняемыми лицами из одного места в другое, осуществляются с помощью автотранспортных средств. При освещении данного вопроса мы будем рассматривать различные варианты построения автомобильных кортежей, а также способы, применяемые для защиты охраняемого лица во время его поездки в автомобиле.

В материале будут рассмотрены схемы, как правительственных кортежей, так и кортежей из частной охранной практики.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОРТЕЖИ

Формирование кортежа автомобилей

Кортеж автомобилей – это процессия специальных моторизированных транспортных средств.

Назначение кортежа автомобилей состоит в быстрой и безопасной транспортировке охраняемого лица при одновременном обеспечении минимальной уязвимости основного автомобиля в различных режимах движения.

В мировой практике существуют следующие виды кортежей:

  • Скрытый – используется подразделениями обеспечения безопасности в условиях малой степени опасности и в тех случаях, когда желательно, чтобы кортеж оставался незамеченным:

а) обычный состав – один или два автомобиля;

б) без регулирования движения на перекрестках или в транспортных потоках;

в) включение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов только при возникновении чрезвычайных (угрожающих) обстоятельств;

г) без демонстрации оружия;

д) блокирование транспортных средств по мере необходимости.

Пример «скрытого» кортежа высокопоставленного чиновника в Республике Беларусь.

  • Неофициальный – используется подразделениями обеспечения безопасности в условиях умеренной или высокой степени опасности при транспортировке охраняемого лица с полным отказом от сохранения скрытности:

а) состав – два и большее число автомобилей;

б) организация регулирования движения на перекрестках силами местных сотрудников полиции в форменной одежде;

в) использование в сопровождении автомобилей специальной полиции (ГАИ);

г) включение проблесковых маячков;

д) использование специальных звуковых сигналов (когда это требуется для ускорения прохождения кортежа автомобилей через автотранспортные потоки).

е) демонстрация оружия в зависимости от степени опасности и ситуации;

ж) применение блокирования автомототранспортных средств (при необходимости).

Неофициальный кортеж бывшего председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина, 2008 год.

  • Официальный – используется подразделениями обеспечения безопасности в условиях высокой степени опасности при транспортировке охраняемого лица с полным отказом от сохранения скрытности. Кортеж образует стандартный трехмашинный «защищенный комплекс» и характеризуется следующими особенностями или некоторыми из них:

а) состав – основной автомобиль, лидирующий и замыкающий автомобили;

б) наличие сигнального автомобиля (лоцмана);

в) наличие лидирующего и замыкающего автомобилей специальной полиции (ГАИ);

г) использование группы специального назначения со специальным вооружением на автомобилях;

д) регулирование движения на перекрестках и в транспортных потоках силами местной полиции;

е) включение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов;

ж) демонстрация оружия в зависимости от ситуации;

з) применение приемов блокирования автотранспортных средств.

Пример официального, трехмашинного кортежа бывшего президента Украины Виктора Януковича. Данный кортеж состоял из трех автомобилей марки Mercedes-Benz GL (основной, лидирующий и замыкающий), автомобиля марки Volkswagen, в котором передвигалась ГТП, автомобилей ГАИ.

Факторы, влияющие на состав кортежа автомобилей.

Размеры и конфигурация кортежа автомобилей меняются в зависимости от таких факторов, как:

1. Степень опасности, которая определяется особенностями:

  • Охраняемого лица;
  • Местной политической обстановкой.

2. Пожелания охраняемого лица или по политическим соображениям:

  • По поводу максимальной открытости или скрытности;
  • По поводу быстрого движения кортежа автомобилей.

3. Силы и средства, к которым относятся:

  • Сотрудники службы безопасности;
  • Транспортные средства;
  • Поддержка приданных сил (других силовых структур).

В зависимости от остроты, складывающейся оперативной и политической обстановки в регионе пребывания охраняемого лица, наличия информации о возможных террористических атаках и иных экстремистских намерениях в отношении охраняемого лица, количество автомашин охраны в составе кортежа может варьироваться в сторону увеличения или уменьшения.

Для отвлечения внимания могут быть использованы ложные кортежи, по своему составу и виду аналогичные основному. В этих же целях готовятся ложные трассы проезда и места (объекты) посещения.

Виды построений кортежа автомобилей.

1. Одномашинный кортеж. Организуется по следующей схеме:

  • Только основной автомобиль.
  • Водитель и телохранитель.

2. Двухмашинный кортеж. Представляет собой стандартный вариант конфигурации кортежа автомобилей и организуется по следующей схеме:

  • Основной автомобиль и автомобиль прикрытия.
  • Водитель основного автомобиля и старший группы охраны (прикрепленный).
  • Автомобиль прикрытия, в котором находятся два и больше телохранителя, включая водителя.

3. Трехмашинный кортеж. Организуется по следующей схеме:

  • Основной автомобиль, лидирующий (штабной) и автомобиль прикрытия.
  • По меньшей мере один сотрудник из группы личной охраны находится в лидирующем (штабном) автомобиле.
  • Автомобиль прикрытия, в котором находятся два и больше телохранителя, включая водителя.

Полный официальный кортеж автомобилей, организуется по следующей схеме:

Сигнальный автомобиль специального подразделения полиции – «лоцман». Опережает кортеж автомобилей на 2-5 минут хода с целью проверки трассы в аспекте обеспечения безопасности и условий движения. В нем должны находиться сотрудник службы безопасности и технический специалист ОТО.

Лидирующий автомобиль специального подразделения полиции (ГАИ). Используется для регулирования уличного движения и проводки кортежа автомобилей по трассе. Этот автомобиль специальной полиции сопровождается сотрудником службы безопасности охраняемого лица, который должен помогать в управлении кортежем и служить связующим звеном с подразделением службы безопасности.

Автомобиль для представителей службы протокола (помощников охраняемого лица). Используется для транспортировки представителей службы протокола либо помощников.

Лидирующий (штабной) автомобиль службы безопасности.

Этот автомобиль обеспечивает прикрытие основного автомобиля спереди и преграждает путь в случае необходимости. В нем, наряду с сотрудниками службы безопасности, могут также находиться представители приданных сил, обеспечивающих безопасность движения кортежа (для организации взаимодействия).

Основной автомобиль.

Этот автомобиль предназначен для транспортировки охраняемого лица. В нем находятся водитель, являющийся сотрудником службы безопасности, и старший смены группы личной охраны (прикрепленный телохранитель).

е) автомобиль прикрытия службы безопасности (вариант одномашинного прикрытия).

В этой машине находятся водитель, являющийся сотрудником службы безопасности, старший линейный телохранитель, занимающий переднее место, и сотрудники службы безопасности (телохранители), которые размещаются на задних пассажирских сидениях. В нем может также находиться телохранитель, сидящий в специально оборудованной нише, на развернутом в тыловую сторону сидении, если используется многоместный внедорожник или автомобиль с кузовом типа «универсал».

Данный автомобиль предназначен для бокового и заднего прикрытия основного автомобиля.

В случае использования варианта двухмашинного прикрытия, увеличивается уровень безопасности не только на полосе прямого движения кортежа, а самое главное – на поворотах (прикрытие основного автомобиля с двух сторон).

ж) резервный автомобиль (эта машина используется как резерв основного автомобиля).

з) служебный автомобиль (автомобили различного типа, автобусы).

Этот автомобиль (автомобили) используется для перевозки сопровождающих лиц. Также в эту категорию входят автомобили, предназначенные для перевозки представителей СМИ (если имеется такая необходимость).

и) автомобиль скорой помощи (по необходимости).

Как правило – это реанимобиль, который должен быть технически исправен, иметь радио и телефонную связь со службой личной охраны, необходимое медицинское оборудование, медикаменты для оказания экстренной медицинской помощи. Реанимационная бригада, находящаяся в реанимобиле, должна состоять из врача и фельдшера (двух фельдшеров).

Этот автомобиль используется:

  • В качестве альтернативных средств эвакуации охраняемого лица с медицинскими целями и в качестве основного средства эвакуации других членов делегации.
  • В случае ухудшения состояния здоровья охраняемого лица.

к) замыкающий автомобиль специальной полиции (ГАИ).

Этот автомобиль предназначен для организации регулирования уличного движения и замыкания конфигурации кортежа. При наличии людских ресурсов, в этом автомобиле может ехать сотрудник службы безопасности.

На фото, автомобиль дорожно-патрульной службы «Стрела», Республики Беларусь. Это специальное подразделение было создано в 1993 году приказом министра внутренних дел Республики Беларусь. Подразделение выполняет задачи по сопровождению высших должностных лиц и эскортированию глав делегаций иностранных государств в случаях, предусмотренных дипломатическим протоколом.

л) мотоциклы (мотоциклетный эскорт). Эти транспортные средства предназначены для:

  • организации регулирования движения на перекрестках впереди кортежа автомобилей посредством применения метода движения перекатами;
  • обеспечения прикрытия охраняемого лица за счет движения вблизи бортов основного автомобиля (лимузина).

Как правило, мотоциклетный эскорт используется в составе кортежа при официальных визитах.

Автомобили с багажом следуют, чаще всего, вне кортежа, если же они включены в состав кортежа, то следуют в конце колонны.

Иные варианты конфигурации кортежа автомобилей.

В зависимости от ряда факторов в конфигурации кортежа автомобилей могут быть осуществлены различные дополнения и исключения:

1. При визите охраняемого лица иностранного государства с сопровождающим сотрудником службы безопасности.

Охраняемое лицо может пожелать, чтобы в основном автомобиле находился сотрудник его собственной группы личной охраны. Если позволит компоновка сидений в автомобиле, можно организовать пребывание в пассажирском салоне дополнительного сотрудника личной охраны.

Если в основном автомобиле нет места, сотрудник личной охраны занимает среднее место в автомобиле прикрытия.

Если у данного охраняемого лица есть свой автомобиль прикрытия, то он должен двигаться за автомобилем прикрытия принимающей стороны;

2. Кортеж автомобилей с супругой (супругом).

Если супруга (супруг) охраняемого лица едет с кортежем, но не в основном автомобиле, то к кортежу может быть добавлен отдельный автомобиль (и, если того требуют угрожающие обстоятельства – машина прикрытия). Указанные транспортные средства располагаются позади трехмашинного защитного построения.

3. Объединенные кортежи автомобилей (несколько высокопоставленных лиц).

Когда в одном кортеже автомобилей едут несколько высокопоставленных охраняемых лиц, необходима координация действий между разными подразделениями обеспечения безопасности. Подразделение с более высоким приоритетом определяется правилами протокола.

Между разными подразделениями (службами) обеспечения безопасности должна быть достигнута согласованность по вопросам организации охранных мероприятий с точки зрения безопасности. Сюда входят:

  • Сроки пребывания и отправления;
  • Варианты конфигурации кортежа автомобилей;
  • Основной и альтернативные маршруты передвижения.

К вопросам взаимодействия между подразделениями и службами обеспечения безопасности также относятся:

г) радиосвязь между подразделениями;

д) знаки отличия подразделений, необходимые для идентификации сотрудников службы безопасности.

е) маркировочные знаки для автомобилей, позволяющие идентифицировать каждый кортеж.

Крайне важно, чтобы подразделения личной охраны действовали по одному и тому же расписанию, и плану.

Согласованность между подразделениями и службами личной охраны в вопросах конфигурации кортежа автомобилей и размещения телохранителей должна предприниматься при первой возможности.

Маркировка автомобилей кортежа:

«Р» — протокол.

«S», «S1», «S2» — служба безопасности.

«R» — резервный автомобиль.

«Т» — спецсвязь.

1; 2; 3; — автомобили сопровождающих лиц.

«Press» — автомобили для представителей СМИ.

Внимание! Для увеличения изображения — нажмите на картинку!

Неофициальный кортеж.

Полный официальный кортеж.

Полный официальный кортеж.

Полный официальный кортеж.

Полный официальный кортеж.

Подготовка кортежа:

Все автомобили, выделяемые для кортежа охраняемого лица, проходят полную проверку. В отношении водителей автомобилей кортежа (если они не сотрудники службы безопасности) проводится специальная проверка оперативными подразделениями службы безопасности.

Проверка в составе комиссии технического состояния основных и резервных автомобилей, а также других транспортных средств, задействованных для сопровождения – проводится заблаговременно. В состав комиссии включаются: представители подразделения (службы личной охраны, сотрудники полиции (ГАИ), при необходимости, представители предприятия, предоставляющего автомобили).

По результатам проверки составляются соответствующие акты. За сутки до начала проведения мероприятия комиссия в том же составе проводит контрольную проверку и утверждает список автотранспортных средств, который допускается к участию в специальном мероприятии. Сразу после осмотра выделенный автотранспорт берется под охрану. Одновременно с проверкой технического состояния автомобилей кортежа осуществляется проверка качества автомобильного топлива с оформлением паспорта качества.

Подготовка участников сопровождения охраняемого лица включает: ознакомление с программой и маршрутами движения, инструктаж личного состава полиции (ГАИ) о порядке сопровождения (скорость, дистанция, способы связи и позывные, порядок применения светозвуковых сигналов);

Инструктаж водителей автомобилей специального назначения (особенности дорожных условий, скоростной режим и дистанция, порядок построения и движения кортежа, строгая подчиненность старшему группы личной охраны).

Проводится специальная медицинская проверка физического и психологического состояния водителей автомобилей специального назначения на возможное употребление алкоголя и наркотических веществ, в том числе и в день выезда.

Интересная информация:

На фото кортеж президента Украины Петра Порошенко, в состав которого входят автомобили с одинаковыми гос.номерами, в частности — это два автомобиля марки Mercedes-Benz c идентичными номерными знаками АА 5987 МТ.

Статья подготовлена на основе материалов учебного пособия Службы безопасности президента Республики Беларусь.
Подготовили: Зборщик Н., Кушнерев А.

Restovrator11 ›
Блог ›
Машины прикрытия государственных кортежей в СССР. Часть 2.

Период Брежнева.
С приходом к власти нового генерального секретаря КОМ партии Брежнева. Схема кортежа была изменена на более безопасный для проезда первых лиц. Кортеж был усилен двумя машинами по бокам от основной машины и одной позади идущей.

вилка

Да и произошедшими трагическими событиями в мире и в стране, связанные с нападением на кортежи: это убийство Кеннеди 1963г.,

Убийство Кеннеди

расстрел машины с космонавтами, психонутым военным в1969г.,

кортеж с космонавтами

взгляд у КГБ поменялся в более безопасную сторону по построению кортежа. Еще один немало важный случай посодействовал для усиления охраны первых лиц, и уделению большого внимания к подготовки водителей машин сопровождения и основного автомобиля . 4 октября 1980 года, по шоссе Минск — Москва стремительно мчался кортеж из трех машин – две «Волги» сопровождали черную «Чайку» В машине следовал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Миронович Машеров, водитель и сотрудник охраны офицер кгб. Попутные и встречные машины, подчиняясь переданной через громкоговоритель команде, послушно прижимались к обочине и останавливались. Вдруг, прямо в лоб лимузину выскочил самосвал ГАЗ-53, груженый картофелем. Столкновение было страшным, из находившихся в «Чайке» не уцелел никто.

авария

По первой использовались Газ 13 чайка, но с появлением уже более современного и мощного ЗИЛ 114 , чайки ушли на задний план. Для охраны использовалась укороченная версия 114-ого, это был ЗИЛ 117.

ЗИЛ 114 ,117,4104

В 1978 году основным автомобилям стал ЗИЛ 4104. ЗИЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗИЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля. ЗИЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
Теперь мы можем поговорить о волгах, куда без них.
ГАЗ 2424 пришла на смену 23 волге в 1968 году последовал пуск в малую серию автомобиля на базе серийного седана ГАЗ-24.

Газ 2424 фото взято у одного из пользователя на Drive2.ru

Основной задачей ГАЗ-24-24 сопровождение правительственных ЗИЛов, для чего требовалась машина, способная идти с ними «на равных». Концепция производства автомобиля схожа с ГАЗ 23 –это установка силового агрегата и трансмиссии от «чайки» это самый простой, и дешевый метод был для завода.

здесь мы видим работу ГАЗ 2424 Волги с Зилом
Еще добавил несколько фото! Полный размерЛенинский ГАЗ 2424 ГАЗ 2424
Очень интересная на мой взгляд фотография, обратите внимание на лобовое стекло Волги .С внутренней стороны с одного края по другой в зеркалах заднего вида, видимо для удобства охраны.
Полный размерВизит Брежнева в кубе

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Земля — воздух

На прошедшей неделе пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что у Владимира Путина гиперперегруженный график, но передвижения президента по столице не создадут проблем для водителей на дорогах — Путин будет летать на вертолете. Этот вид транспорта он активно использует уже несколько лет, оставляя временами бронированные лимузины в Гараже особого назначения. «Лента.ру» решила взглянуть, на чем летает и ездит глава российского государства.

Облетая пробки

В октябре 2012 года, в свой день рождения, Владимир Путин объявил о решении максимально удалиться от Кремля, дабы не создавать кортежами пробки на московских дорогах. И удалился в подмосковную резиденцию Ново-Огарево. А Дмитрий Медведев пересел на вертолет. Для этого перед Белым домом со стороны Краснопресненской набережной была построена вертолетная площадка. Однако успеха такая тактика не принесла. Спустя полгода пресс-секретарь президента России фактически признал бессмысленность этой затеи. Пробок, которых стремились избежать Путин и Медведев, меньше не стало.

Однако вертолетную площадку в Тайницком саду Кремля все же оборудовали. «Вертушки» приземлялись на территории Кремля и раньше, в том числе с первым президентом России Борисом Ельциным на борту. Но площадка находилась на Ивановской площади, и вибрация от вертолета могла повредить историческим зданиям. Вот ее и перенесли подальше.

Путин традиционно предпочитает отечественную технику, поэтому и летает исключительно на российских вертолетах Ми-8. А вот Медведев, часто отдающий предпочтение иностранным производителям, был замечен в использовании итальянских машин Agusta Westland. Как объяснялось, выбор на эту европейскую фирму пал, поскольку она планировала производить и обслуживать свои вертолеты в России.

Чутко уловив интерес первых лиц, холдинг «Вертолеты России» решил разработать новую модификацию Ми с усовершенствованным салоном для очень важных персон. Макет такого вип-салона Путину демонстрировали несколько лет назад. Внутри можно было разглядеть кожаные кресла и диван, декоративную подсветку, огромный телевизор и всевозможные бытовые приборы — от кофеварки до холодильника. Естественно, предусмотрена максимальная шумоизоляция, рассказывали президенту. Путин не только осмотрел салон, но и тихо высказал главе Минпромторга свои пожелания, указывая в сторону экспоната.

А в прошлом году во время Международного авиационно-космического салона МАКС президент России осмотрел уже готовый образец, пригласив в салон и принца Объединенных Арабских Эмиратов. Должно быть, там было что-то способное удивить привыкшего к роскоши монарха.

Гараж особого назначения

По земле Владимир Путин передвигается на Mercedes-Benz S600 Pullman — в реестре Федеральной службы охраны значится 11 таких автомобилей. На Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (W140) Владимир Путин ездил в свой первый президентский срок. На таком же автомобиле он ехал во время инаугурации 7 мая 2004 года. Кстати, именно перед торжественной церемонией вступления в должность происходит смена поколений автомобилей президента России.

Путин катался не только на лимузинах, но и в микроавтобусах. Став президентом, он резко увеличил количество поездок по стране. Поэтому изготовили микроавтобус со специальной защитой кузова на 8-10 мест, в котором комфортно могут разместиться и сам глава государства, и сопровождающие его лица.

Все автомобили находятся в ведении структурного подразделения ФСО — Гараже особого назначения (ГОН). Его история началась в 1921 году, когда Совет народных комиссаров распорядился выделить несколько машин для обслуживания семьи Ленина. Но датой рождения можно считать и 1906 год — тогда при дворе Николая Второго был открыт Императорский моторизированный гараж. Те автомобили, кстати, и достались по наследству большевикам.

Некоторые подробности транспортного обслуживания первых лиц страны ФСО раскрыли в честь юбилея ГОН в феврале 2016 года. Журналистам показали весь «модельный» авторяд. Желающих пустили посидеть в президентских крепостях на четырех колесах. Их обязательные атрибуты — бронированная капсула, система аварийного пробега (сохраняет автомобилю способность к передвижению на протяжении не менее 30 километров со скоростью более 80 километров в час, даже если все четыре шины прострелены), а также система контроля качества воздуха и прочие бытовые удобства.

Водитель для первого лица

В ФСО также объяснили, как готовят водителей первых лиц. Кандидат проходит серьезный психофизиологический отбор и тренинг по вождению в экстремальных условиях. Долгое время ему предстоит проработать водителем в оперативном подразделении ФСО. А затем получить опыт водителя машины сопровождения. И уже после этого можно претендовать на должность шофера президента или премьера. В общей сложности такой процесс занимает от семи до пятнадцати лет.

Водителей у президента более десяти. Они профессионалы высокого класса, но раз в неделю тренируются. В обязательный комплекс входит стрельба во время движения, вождение на тренажере, имитирующем лед, водную преграду и взрыв. Рассказывают, что после каждой такой тренировки водители теряют в весе по несколько килограммов.

Рабочий день водителей начинается с медосмотра, инструктажа и разбора последних ДТП в Москве. В аварии они попадают крайне редко. Правда, столкнуться с другой машиной им сложно, ведь кортеж президента, как правило, мчится по пустым дорогам.

Кавалькада всадников

Инаугурация президента, которая состоялась 7 мая 2012 года, многим запомнилась пустынными улицами Москвы, по которым промчался кортеж Владимира Путина. Выглядело это сюрреалистично, хотя похожую картину в России и странах СНГ можно наблюдать повсеместно — движение для проезда президента почти всегда перекрывают.

В одном из спецвыпусков «Центрального телевидения» на НТВ ведущий Вадим Такменев, ехавший с Путиным в машине, поинтересовался, знает ли тот о пробках, которые создает президентский кортеж. «Я приношу свои извинения. Я сожалею. Ну а что делать, работать-то надо. Как еще ездить», — ответил Путин. Ведущий предложил последовать примеру Франсуа Олланда, чей кортеж останавливался на светофорах по пути на инаугурацию президента Франции. «Он хороший человек. Но я популизмом не занимаюсь», — ответил на это Путин.

Для загранпоездок президентский кортеж перевозится грузовым бортом спецотряда «Россия». Во время визита в Вену в июне 2014 года процессия российского президента насчитывала 27 автомобилей и 10 мотоциклов — большей частью австрийской полиции. Из машин, определенно принадлежавших президенту России, промелькнули лимузин и несколько микроавтобусов со спецсигналом. Городские власти не стали перекрывать уличное движение. Однако полицейские на мотоциклах просили проезжавших в это время в попутном направлении водителей прижаться вправо.

На этом фоне контрастно смотрится, например, движение кортежа российского президента по Еревану. Справедливости ради стоит отметить, что эскорт президента США Барака Обамы также доставляет автомобилистам немало помех.

Во время поездок президента по России из соображений безопасности номерной знак спереди не размещается. В результате, когда едет несколько одинаковых автомобилей, человеку, стоящему по ходу движения, трудно сориентироваться. Задний номер нужен для ориентации охраны. Эта традиция закрепилась еще со времен Иосифа Сталина. В зарубежных поездках все зависит от того, как настроена принимающая сторона.

В новый президентский срок на новой машине

Глава государства должен ездить на отечественном автомобиле — казалось бы, это очевидно. Но, как правило, речь идет лишь о бронированных версиях серийных моделей. Немногие страны выпускают специальные правительственные лимузины. А ведь они — визитные карточки государства, по ним можно судить о состоянии экономики и промышленности, о притязаниях страны на международной арене.

В конце 2017 — начале 2018 года Гараж особого назначения должен получить первые автомобили проекта «Кортеж». Это значит, что публика увидит новинку, скорее всего, на следующей инаугурации президента.

Проект «Кортеж» создается по распоряжению правительства с 2013 года. На базе единой платформы, разрабатываемой московским Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), планируется наладить коммерчески эффективное производство лимузинов, а также седанов, внедорожников и минивэнов. По задумке, состоятельный покупатель сможет приобрести такую же, как у президента, машину. Но менее защищенную версию. Ожидается, что к 2020 году будет производиться 4-5 тысяч машин всех типов проекта «Кортеж». В 2015-м бюджетные ассигнования на проект составили 3,6 миллиарда рублей, в 2016-м выделено еще 3,7 миллиарда.

Самый секретный летный отряд

Власть в России не только ездит, но и плавает, летает, иногда передвигается на вездеходах по труднодоступной местности, а порой и в батискафах. В составе Управделами президента (создано в начале 1990-х годов для обеспечения нужд высокопоставленных чиновников) есть целый авиапарк — Специальный летный отряд «Россия». В круг его клиентов входят президент, премьер, глава МИД, спикер Госдумы, другие высшие должностные лица и патриарх всея Руси. Самолетами СЛО «Россия» также перевозят журналистов кремлевского и премьерского пула, членов делегации, сотрудников пресс-службы и протокола.

Основу авиапарка составляют самолеты Ил-96-300 и Ту-214. Вскоре к ним присоединится и пара Sukhoi Superjet 100. В отряде также имеется летающий пункт управления — этот самолет оснащен специальными системами связи, позволяющими президенту в зашифрованном режиме вести переговоры и управлять ядерными силами России. Как логично следует из названия СЛО, в отряде преимущественно отечественные самолеты. Все вылеты совершаются из правительственного аэропорта Внуково-2.

Основным президентским самолетом с 1996 года является значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96. В полете глава государства может связаться с любым ведомством, учреждением, а также проводить международные разговоры или конференц-коллы. Борт номер 1 способен стать летающим пунктом управления Верховного главнокомандующего. Ни разу за историю самолетов этого типа им не приходилось выполнять столь экстраординарную роль. Однако такая возможность всегда предусмотрена. В случае необходимости президентский самолет должен обеспечить проведение встреч и переговоров на международном уровне.

Для путешествий по воде на балансе Управделами президента есть две яхты, три теплохода, семь катеров и один парусный катамаран. Необычные транспортные средства, которыми пользуется президент, предоставляются другими организациями. Например, батискаф, в котором Путин осматривал затонувшее византийское судно на дне Черного моря, числится за Русским географическим обществом.

Президент США Дональд Трамп — Cadillac

Дональд Трамп имеет целую коллекцию автомобилей, но на официальных мероприятиях появляется на бронированном лимузине Cadillac, созданном специально для него. Этот автомобиль президента США получил прозвище «Зверь» («The Beast»).

Канцлер Германии Ангела Меркель — Audi A8L

Канцлер Германии отдаёт предпочтение машинам марки Audi. Специально для неё в разное время было изготовлено несколько автомобилей, отвечающих высоким стандартам безопасности.

Президент Франции Эмманюэль Макрон — DS 7 Crossback

Президент Франции также предпочитает отечественные автомобили и передвигается на DS 7 Crossback от компании Citroen. На нём он прибыл и на собственную инаугурацию.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — Maybach 62 и Mercedes-Benz S600 Pullman Guard

Президент Казахстана отдаёт предпочтение немецкому автопрому, а именно автомобилям марок Maybach и Mercedes-Benz.

Председатель КНР Си Цзиньпин — Hong Qi

А вот лидер КНР выбрал автомобиль отечественного производства, созданный компанией Hong Qi на базе Toyota Land Cruiser. Детали производства автомобиля для первого лица государства держатся в строжайшем секрете.