Поларис РМК 600

Снегоход Polaris 800 Switchback Assault 144 2015 года

Снегоход Polaris 800 Switchback Assault 144 — 2 в 1 для любителей бездорожья

Покупатели считают Polaris Assault очень хорошим кроссовером.

Много лет назад, когда мы первый раз сели за руль Switchback на шасси Pro Ride, компания Polaris тогда же представила модель RMK на шасси Pro Ride, которая дополнила линейку RMK Pro и RMK Assault.

Имейте в виду, что производитель имеет два варианта Switchback: Switchback Pro-S и Switchback Pro-X, построенные на шасси AXYS. Switchback, о котором мы говорим в этой статье, это Assault c 144-дюймовой гусеницей, Switchback на шасси AXYS комплектуется 137-дюймовой гусеницей.

Снегоход Polaris 800 Switchback Assault 144

Кроссоверы с душой снегоходов для глубокого снега почти также хороши, как и горные машины. У Switchback Assault превосходная гусеница Series 4.0 для мягкого снега с грунтозацепами высотой 2 дюйма (5 см).

Скорее всего, 2015 год станет последним для Switchback Assault 800. Можно предположить, что в следующем сезоне его заменит Switchback Assault на растянутом шасси AXYS. Так что надо ловить момент и в полной мере наслаждаться Pro Ride Switchback Assault 800.

Модель Switchback Assault выпускается в двух вариантах: 1) Для глубокого снега и трасс и 2) Для рыхлого снега и трасс. Первый вариант комплектуется гусеницей Series 4.0 RMK, ее габариты—ширина 15 дюймов, длина 144 дюйма, гребни 2 дюйма. Точно такая же гусеница устанавливается на стандартный RMK 600 144.

Вариант номер два, для рыхлого снега и трасс, использует гусеницу Camoplast Cobra шириной 15 дюймов и длиной 144 дюйма, с гребнями высотой 1,35 дюймов. Switchback Assault—это кроссовер от Polaris, он с легкостью мчит по укатанной дороге, отлично держит повороты и перелетает через кочки и ухабы. Оборудованный снежной гусеницей RMK, этот снегоход с готовностью покоряет любые склоны.

Водитель за рулем Assault с гусеницей Cobra наверняка уедет за пределы трассы в глубокий снег. При езде по дороге гусеница Cobra быстро вращается, хорошо цепляется и неплохо держит Switchback Assault 144 в поворотах, когда выжимаешь газ на полную. Если говорить о глубоком снеге, то с 90-сантиметровым слоем свежего снега гусеница не справляется, а вот в 30-сантиметровом слое и меньше она показывает высокую производительность.

Отклонение руля Switchback Assault позволяет водителю прижиматься к сиденью, перекидывать ногу с одной стороны на другую, контролируя положение лыж. Задняя подвеска с выгнутыми полозьями обеспечивает маневренность и молниеносную управляемость.

На Снегоход Polaris 800 Switchback Assault установлены лыжи Pro-Steer, а не Gripper, как на RMK Assault. Узкие лыжи Pro-Steer «вгрызаются» в тропинки и отлично держат снегоход в поворотах. Для езды в горах и по глубокому снегу разумней использовать лыжи Gripper, они лучше держат нос и сам снегоход на критических углах склона.

Широкие подножки придают водителю уверенности при езде стоя. Будучи усиленными, они не гнутся, когда в погоне за товарищами на горных снегоходах можно ненароком налететь на камни. Кроме того, подножки оснащены стременами в стиле Rush, что позволяет водителю крепко стоять на ногах, когда особенно трясет. Но тут надо понимать и другой момент—широкий ботинок может легко в них застрять, что усложнит выход со снегохода.

Стандартный руль Pro-Taper не оборудован горной стропой, но она и не особо нужна. Можно научиться без труда обходиться и без нее. К тому же, руль Switchback Assault ниже, чем у RMK Pro, что позволяет с легкостью выходить из самых сложных ситуаций. Руль обеспечивает правильную позицию водителя над приводом гусеницы.

Давайте поговорим о функциональности. Мы привыкли, что универсальные снегоходы не могут тягаться с горными снегоходами, оборудованными гусеницей более 150 или даже 160 дюймов. Но снегоход Polaris 800 Switchback Assault 144 с дополнительной снежной гусеницей RMK не отстает от них, а 144 Assault с гусеницей Cobra держится наравне с гоночными снегоходами со 130-дюймовой гусеницей.

Как вам, наверняка, известно, 800 Switchback Assault 144 приводится в движение двухцилиндровым двухтактным двигателем Cleanfire с системой полупрямого впрыска. Мотор без каких-либо затруднений несет шасси и водителя. Switchback Assault 144 не оборудован ременной системой привода Polaris QuickDrive, здесь он напоминает RMK Assault и использует надежную, крепкую, проверенную временем цепную систему.

Ведущий шкив—Polaris P-85, в паре с ним работает легкий ведомый шкив (LWT) Team Industries. Последний легко раскручивается и замедляется. Но если вы собираетесь зимой покорять высокие горные вершины, убедитесь, что установлены правильные пружины. Очень важно, чтобы они адекватно помогали мотору передавать энергию на гусеницу, так как с увеличением высоты уменьшается мощность и крутящий момент.

Сзади санная рама снегохода Polaris 800 Switchback Assault 144 оборудована выгнутыми усиленными полозьями. Они делают Assault таким маневренным, как будто на нем установлена 136-дюймовая гусеница, но его «плавучесть» при этом не страдает. Вертикальный ход задней подвески составляет 381 мм, Assault дорожит каждым ее миллиметром. В передней подвеске Pro-Ride используются амортизаторы Walker Evans с регулировкой жесткости и выносными резервуарами, а на задней подвеске установлен амортизатор Walker Evans только с регулировкой жесткости (без выносного резервуара). Вертикальный ход передней подвески составляет 254 мм. Расстояние между лыжами зафиксировано—1079 мм.

Сиденье RMK Pro Lite радует своей эргономикой. Водители горных снегоходов предпочитают короткое сиденье без спинки, так что с них спрос не велик. Покупатели по достоинству оценят сиденье Switchback в долгих путешествиях.

Насколько похожи шасси Switchback Assault 144 и RMK Assault 155?

Сходства:

  • Фонарь
  • Туннель
  • Топливный бак
  • Консоль
  • Руль и органы управления за исключением горной стропы
  • Цепная система привода (не ременная система Quickdrive)
  • Двигатель
  • Связанные рулевые трубки
  • Амортизаторы Walker Evans с регулировкой сжатия

Различия:

  • Система впрыска Rush и система руления
  • Система охлаждения, как на стандартном RMK
  • Расстояние между лыжами 1079 мм.
  • Лыжи Pro-Steer
  • Стропы
  • Более широкие подножки
  • Задняя подвеска с торсионными пружинами
  • Более широкое и длинное сиденье (не новое RMK Lite)
  • Алюминиевый задний бампер
  • Навесной алюминиевый передний бампер
  • Изогнутые полозья
  • Длина гусеницы 144 дюйма. Два варианта гусеницы: Cobra с гребнями 1,352 дюйма или Series 4.0

Снегоходы Switchback—это главный продукт Polaris независимо на шасси AXYS или RMK Pro Ride. Кроссоверы могут предложить своим владельцам очень много, по сути это два снегохода в одном.

Прелесть этого снегохода заключается в том, что он может выглядеть, как вам захочется. Вам просто надо понять, что для вас важнее, а машина уже будет отвечать вашим требованиям. Switchback Assault соперничает с Arctic Cat ProClimb 800 High Country и Ski-Doo Renegade Backcountry X. Все три упомянутые снегоходы отлично справляются как с ездой по трассе, так и с рельефами любой сложности. Если говорить конкретно о 800 Switchback Assault, то это очень маневренный снегоход, за его рулем вы проведете много радостных минут.

Не ждите, что Снегоход Polaris 800 Switchback Assault 144 будет снегоходом на шасси AXYS, также он не будет похож на RMK Pro 800. Но если вы хотите получить преимущества сразу двух этих машин, причем, не переплачивая, тогда этот Pro Ride то, что вам нужно.

Технические характеристики Polaris 800 Switchback Assault 144

  • Двигатель: двухтактный двухцилиндровый высокопроизводительный Polaris Cleanfire; диаметр цилиндра и ход поршня—85 мм/70 мм; жидкостное охлаждение; инжекторная система Cleanfire; смазка сухого картера
  • Мощность: более 150 лс
  • Привод: ведущий шкив P85, ведомый шкив TEAM
  • Передняя подвеска: Pro-Ride на двойных А-образных рычагах; регулируемые амортизаторы Walker Evans с выносным резервуаром; ход—254 мм
  • Задняя подвеска: параллельная рельсовая Polaris Switchback 144 Tipped; регулируемые газовые амортизаторы Walker Evans; ход—381 мм
  • Длина: 3200 мм
  • Ширина: 1219 мм
  • Высота: 1219 мм
  • Расстояние между лыжами: 1079 мм
  • Гусеница: 15 дюймов 144 дюйма 1,135 дюйма Cobra
  • Комплектация: Дополнительные сумки, ветровые стекла
  • Тормозная система: гидравлический дисковый тормоз Polaris Phantom
  • Вес: 208,6 кг (заявленный)
  • Объем топливного бака: 43,5 л

Поларис

«Поларис»

UGM-27 «Polaris»


Пуск UGM-27C Polaris A-3 с атомного подводного ракетоносца USS Robert E. Lee (SSBN-601)
20 ноября 1978 года

Тип

Баллистическая ракета подводных лодок

Статус

Снята с вооружения

Разработчик

Lockheed

Годы разработки

A-1: С 1956
A-2: С 1958
A-3: С 1960

Начало испытаний

A-1: сентябрь 1958 года
A-2: 10 ноября 1960
A-3: 7 августа 1962

Принятие на вооружение

A-1: 15 ноября 1960
A-2: 26 июня 1962
A-3: 28 сентября 1964

Производитель

Lockheed Corporation

Годы производства

1959—1968

Единиц произведено

Всего: 1153 шт.
Polaris A-1: 163 шт.
Polaris A-2: 346 шт.
Polaris A-3: 644 шт.

Годы эксплуатации

A-1: 1960—1965
A-2: 1962—1974
A-3: 1964—1981

Основные эксплуатанты

США
Великобритания

Базовая модель

UGM-27A Polaris A-1

Модификации

UGM-27B Polaris A-2
UGM-27C Polaris A-3/A-3T
Polaris B-3

Основные технические характеристики

Максимальная дальность: 1853 км
Забрасываемый вес: 326—350 кг
Точность (КВО): 1800 м
Тип ГЧ: моноблочная, отделяющаяся W47-Y1 600 кт

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

Polaris A-1 на стартовом столе, Мыс Канаверал. Фото конца 1950-х годов.

UGM-27 «Поларис» (англ. UGM-27 «Polaris», — Полярная звезда) — американская двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета (БРПЛ), предназначенная для размещения на атомных подводных лодках (АПЛ).

Первоначально БРПЛ «Поларис» размещалась на ПЛАРБ типа «Джордж Вашингтон».
Начало испытаний — сентябрь 1958 года.
Первый пуск ракеты «Поларис А1» из-под воды был произведён 20 июля 1960 года с АПЛ «Джордж Вашингтон» (SSBN-598), с глубины 20 м.

15 ноября 1960 года БРПЛ «Polaris A-1» была принята на вооружение в США.

«Поларис-А1» состояла на вооружении пять лет, до середины 1960-х годов, а затем была заменена на модифицированные ракеты с лучшими основными ТТХ (дальность, точность, забрасываемый вес, мощность и тип боевого оснащения), а с начала 1970-х — на ракеты «Посейдон».

Согласно заключённому в декабре 1962 года Пакту Нассау, США обязались поставить в Великобританию ядерные ракеты Polaris в обмен на передачу США в аренду базы для атомных подводных лодок в Holy Loch, близ Глазго.

Устройство и работа

Верхние ступени баллистической ракеты Polaris A3, Музей подводных сил

«Поларис» имела две последовательно расположенные ступени, в каждой из которых располагался индивидуальный РДТТ. Корпусы ступеней изготовлялись из жаропрочной нержавеющей ванадиевой стали марки АМЗ-256 с пределом текучести 160—170 кг/мм².

РДТТ первой ступени снаряжался смесевым топливом на основе перхлората аммония в качестве окислителя и горючего полиуретана с алюминием, и присадками улучшающими стабильность скорости горения, формование и хранения заряда. Удельный импульс двигателя первой ступени достигал 250 кг·сек/кг.

РДТТ второй ступени индекс DDT-70 снаряжался смесевым топливом на основе перхлората аммония в качестве окислителя и двухосновного (нитроцеллюлоза/нитроглицерин)горючего с добавкой алюминия. Тяга этого двигателя составляла 4 тонны. Необходимая дальность полёта обеспечивалась выбором момента отсечки тяги. Начиная с «Поларис-А2» корпус РДТТ второй ступени выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, что позволило снизить массу ступени.

Двигатели первой и второй ступени имели по 4 сопловых устройства каждый. Управление вектором тяги осуществлялось гидроприводом, управляющим кольцевыми дефлекторами каждого сопла. Испытания такой системы управления вектором тяги показали, что даже при отклонении ракеты на 40 градусов от вертикальной оси, при её старте, ракета способна компенсировать наклон и выйти на заданную траекторию. Сопла ракеты в состоянии хранения предохраняют вышибные пробки, которые при запуске двигателей автоматически удаляются из сопел избыточным давлением газов в камере сгорания.

Ракеты при пуске первоначально выбрасывались на поверхность воды из пусковых шахт АПЛ сжатым воздухом, затем, по мере перехода на модифицированные ракеты, пневматическую систему заменили на парогазовую систему выброса ракеты на поверхность воды при пуске. Проходя толщу воды при подводном пуске, ракета выходит на поверхность имея скорость 50 м/с. Включение РДТТ первой ступени производится при инерционном подъёме ракеты на высоту 10 метров от поверхности воды. Примерно на высоте 20 км первая ступень выработавшая топливный заряд отделяется от ракеты при помощи пирозамков, после чего производится запуск РДТТ второй ступени, и ракета продолжает ускорение до выработки топлива (или отсечки тяги) второй ступени.

Бортовая аппаратура управления, разработанная совместно фирмами «Дженерал Электрик» и «Хьюз», размещена в приборном отсеке, расположенном в средней части корпуса. Аппаратура управления включает в себя гиростабилизированную платформу с акселерометрами, программный автомат управления полётом с цифровой счетно-управляющей машиной, блок вспомогательной электроаппаратуры, электронные блоки сервоусилителей и серводвигателей, источники бортового электро- и пневмопитания и другие агрегаты. Во время полёта ракета не могла корректироваться на траектории, а следовала курсом, заранее определяемым системой навигационной привязки. Аппаратура системы управления весит около 90 кг.

В головной части «Поларис-А2» впервые на БРПЛ был применён комплект средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО), разрабатывавшиеся Lockheed с 1961 года под обозначением «PX-1». В состав КСП ПРО входило 6 лёгких ложных целей и дипольных отражателей применявшихся при полёте головной части за пределами атмосферы и на переходном к атмосферному участке нисходящей ветви траектории, а также генераторы активных помех работавшие и на начальной части атмосферного участка. Лётные испытания в составе ракеты этот комплекс проходил в 1962 году, всего выполнено 12 пусков. В ВМС США в 1963—1964 годах поставлен 221 комплект «PX-1». Тем не менее, массово «PX-1» не развертывался, им был оснащен только один боекомплект БРПЛ (16 ракет) одной из четырнадцати ПЛАРБ являвшихся носителями «Polaris A-2».

Пуск ракеты в подводном положении производится после выравнивания давления воздуха в ракетной шахте с забортным давлением воды путём открывания специальных клапанов и заполнения шахты воздухом. На глубине 25 метров это давление равно около 2,5 кгс/см². После уравнивания давления открывается прочная крышка ракетной шахты, но ракета остается в шахте не заполненной водой благодаря тонкой пластиковой второй крышке установленной над ракетой. Непосредственно при старте под обтюратор шахты, на котором установлена ракета, подаётся сжатый воздух большого давления. Обтюратор начинает ускорять ракету, которая своей головной частью сбрасывает (выталкивает) пластиковую крышку и далее, по инерции, выходит в водное пространство, а затем в атмосферу, где на заданной высоте производится включение РДТТ первой ступени. Интервал между пусками ракет в залпе — 1 минута

Модификации

  • UGM-27A «Polaris A-1»
  • UGM-27B «Polaris A-2»
  • UGM-27С «Polaris A-3»
    • UGM-27С «Polaris A-3T»
    • UGM-27С «Polaris-A3TK»
  • «Polaris B-3»
  • STARS (аббр. англ. Strategic TARget System) — ракета-носитель созданная на базе первых двух ступеней «Поларис-A3», в качестве третьей ступени использован твердотопливный блок ORBUS-1A. Ракета с установленной мишенью PBV (англ. Post Boost Vehicle) лаборатории «Сандиа» использовалась в интересах испытаний элементов спутников SBIRS системы раннего предупреждения о ракетном нападении, а также для лётного испытания прототипа гиперзвукового оружия AHW (17 ноября 2011 года в 1:30 HAST с Тихоокеанского ракетного полигона (англ.)русск. ВМС США расположенного на Гавайских островах (остров Кауаи)). Общая длина ракеты 10,36 м, диаметр 1,37 м, масса ракеты 16,33 т, суммарная тяга — 34 т.

Тактико-технические характеристики

UGM-27A «Polaris A-1» UGM-27B «Polaris A-2» UGM-27C «Polaris A-3» «Polaris B-3»
Тип ракеты БРПЛ
Типы носителей «Джордж Вашингтон» «Этэн Аллен»
«Лафайет» (первые 9)
«Лафайет»
«Джеймс Мэдисон»
«Бенджамин Франклин»
«Джордж Вашингтон»
«Этэн Аллен»
«Резолюшн»
Количество пусковых установок 16 16 16
Характеристики ракеты
Количество ступеней 2
Масса ракеты, кг 13000 14700 16200
Длина, м 8,53 9,45 9,86
Диаметр, м 1,37
Забрасываемый вес, кг 500 500 760
Тип головной части термоядерная
Вид головной части моноблочная
с БЧ W47-Y1 (англ.)русск.
моноблочная
с БЧ W47-Y2 (англ.)русск.
РГЧ рассеивающего типа
с тремя ББ Mk 2RV
(БЧ W58 (англ.)русск.)
Количество×Мощность боевых блоков, кт 1×600 1×1200 3×200
Система управления автономная, инерциальная
разработчик — MIT,
изготовители — Дженерал Электрик и Хьюз
КВО, м 900 900 600
Двигатель 1-й
ступени (разработчик)
РДТТ A1P
(Aerojet General)
РДТТ A2P
(Aerojet General)
РДТТ A3P
(Aerojet General)
РДТТ
Топливо:
* Горючее
* Окислитель
Полиуретан+Алюминий
Перхлорат аммония
нет данных
Материал корпуса Сталь Сталь Стеклопластик методом намотки
Органы управления Дефлекторы Дефлекторы Поворотные сопла
Давление в камере сгорания, кг/см² 70
Реактивная тяга, т 45
Время работы двигателя, с 54
Температура в камере сгорания, с 2700 °С
Двигатель 2-й
ступени (разработчик)
РДТТ
(Aerojet General)
РДТТ DDT-70
(Hercules Powder (англ.)русск., APL, ABL)
РДТТ X-260
(Hercules Powder)
Топливо:
* Горючее
* Окислитель
Полиуретан+сополимер полибутадиена+Акриловая кислота
Перхлорат аммония
нет данных
Материал корпуса Сталь Эпоксидный стеклопластик методом намотки Стеклопластик методом намотки
Органы управления Дефлекторы Поворотные сопла Впрыск фреона в
закритическую часть сопла
Давление в камере сгорания, кг/см² 35
Реактивная тяга, т 9 (4)
Время работы двигателя, с 70
Тип старта сухой, подводный
Параметры траектории
Максимальная скорость, м/с ~3600
Высота апогея траектории, км 640 800
Максимальная дальность, км 2200 2800 4600 3700
Минимальная дальность, км
Время полёта максимальное, с
Скорость встречи с целью, м/с
История
Разработчик Lockheed
Начало разработки 1956 1958 1960
Пуски со стенда 11 ноября 1960
Пуски с подводной лодки 23 октября 1961
Принятие на вооружение 15 ноября 1960 26 июня 1962 28 сентября 1964 не принималась
Изготовитель

Аналог БРПЛ «Поларис» в СССР

Невозможность создания твердотопливной ракеты (лучшая отечественная твердотопливная ракета ПР-1 испытанная в Капустином Яре в 1959 году, имела дальность всего 60-70 км), вынудила создавать очередную жидкостную ракету.
Новая советская ракета Р-13 по всем основным техническим показателям уступала созданной раньше неё американской БРПЛ «Поларис -А1».
Особенно (в 3,7 раза) Р-13 уступала «Поларису» по дальности полёта и в 2,2 раза уступала в точности попадания (круговому вероятному отклонению). Однако, необходимо отметить, что головные части БРПЛ «Поларис-А1/А2» типов W47-Y1 и W47-Y2 обладали большим количеством дефектов и из 1000 изготовленных боеголовок эксплуатировались не более 300, тогда как остальные находились на устранении обнаруженных неисправностей, на 1966 год 75 % головных частей типа W47-Y2 были неработоспособны.

В отличие от «Полариса» Р-13 могла быть запущена только из надводного положения. Время предстартовой подготовки у Р-13 было более длительное, чем у «Поларис».
В Р-13 применялись самовоспламеняющиеся компоненты топлива, поэтому с целью обеспечения пожарной безопасности и для снижения пожароопасности ракеты не заправлялись горючим, а находились на боевом дежурстве в шахтах подводных лодок, заправленные только окислителем. Горючее для ракет располагалось в подводной лодке в отдельных цистернах вне прочного корпуса лодки и заправлялось в ракету только в процессе предпусковой подготовки, что неизбежно увеличивало время предпусковой подготовки Р-13 и уменьшало полезный объём лодки.

Разработка комплекса Д-6 с первой твердотопливной отечественной БРПЛ начата по Постановлению Совмина СССР №1032-492 от 5 сентября 1958 года и велась под те же самые тактико-технические требования, что предъявлялись и к комплексу Д-4 с ракетой Р-21. Боеголовка — ядерная моноблочная БЧ мощностью 0,3-1 Мт. Д-6 проектировался, не испытывался. Смесевое топливо «Нейлон-С» из перхлората аммония , фурфурольно-ацетоновой смолы, тиокола марки «Т» и нитрогуанидина требовало изучения, разработки и создания специализированных заводов. С топливом «Нейлон-С» проектировалось пять вариантов БРПЛ, из которых вариант «С» имел дальность до 1100 км, а перспективный вариант — до 2500 км.

ТТХ Поларис A1 Поларис A2 Р-11ФМ Р-13 Р-21 M1
Страна США СССР Франция
Год принятия на вооружение 1960 1962 1959 1961 1963 1972
Максимальная дальность, км 2200 2800 150 650 1420 3000
Забрасываемый вес, кг 500 500 970 1600 1180 1360
Тип головной части моноблочная
Мощность, Мт 0,6 0,8 (1,2) 0,01—0,5 1 0,8—1 0,5
КВО, м 1800 ? 8000 4000 2800 ?
Стартовая масса, т 12,7 13,6 5,5 13,745 19,65 20
Длина, м 8,53 9,45 10,34 11,83 14,21 10,67
Диаметр, м 1,37 0,88 1,3 1,4 1,49
Количество ступеней 2 1 2
Тип двигателя РДТТ ЖРД РДТТ
Тип старта сухой подводный надводный мокрый подводный сухой подводный

В культуре

Упоминается в одноимённой песне группы Megadeth (альбом «Rust in Peace», 1990, автор текста Дейв Мастейн) в качестве мрачного апокалиптического символа безумия гонки вооружений.

В произведении российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко «Осенние визиты» присутствует в видениях пси-эксперта.

> См. также

  • Программа Chevaline — британская модернизация ракет A3 с установкой комплекта преодоления ПРО.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Gibson, James N. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History. — Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing Ltd., 1996. — С. 33. — (Schiffer Military History). — ISBN 0-7643-0063-6.
  2. Polaris A2 на сайте Federation of American Scientists
  3. Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27A Polaris A-1 | Ракетная техника
  4. Hathaway B., Spencer J. K., Crowl R. M. Ballistic Missile Defense: Strategic Target System Launches from Kauai (англ.). U.S. General Accounting Office (1 September 1993). — Доклад председателю подкомитета по законодательству и национальной безопасности Комитета по правительственным операциям Палаты представителей США. GAO/NSIAD-93-270. Дата обращения 11 мая 2012. Архивировано 5 июня 2012 года.
  5. Лукин М., Насибуллина Э., Жестарев Д. Глобальный гиперзвуковой удар (рус.) // Ъ-Наука. — М.: Коммерсантъ, 2011. — Вып. 9. — № 9.
  6. Complete List of All U.S. Nuclear Weapons (англ.). NuclearWeaponArchive.org. Дата обращения 16 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  7. Д-6 — SS-N-4 SARK (первая) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)

Литература

  • Волковский Н. Энциклопедия современного оружия и боевой техники. М., СПб.: АСТ, Полигон, 2001.
  • Лангемак Б., Глушко В. Ракеты, их устройство и применение. М.-Л., 1935.

Ссылки

  • Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27A «Polaris A-1»
  • Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27B «Polaris A-2»
  • Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27C «Polaris A-3»
  • Andreas Parsch. Lockheed UGM-27 Polaris (англ.). Designation-Systems.net. Дата обращения 16 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.

МБР и ранние БРСД

БРПЛ

КР

поздние БРСД и тактические

В-В, П-В и П-П

AIR-2 Genie · BOAR · RIM-2D Terrier · RIM-8 Talos · CIM-10 Bomarc · MIM-14 Nike-Hercules · AIM-26 Falcon · RUR-5 ASROC · UUM-44 SUBROC · AGM-48 Skybolt · LIM-49 Nike Zeus/LIM-49A Spartan · Sprint · AGM-62 Walleye

не пошедшие в серию

RIM-50 Typhon LR · AIM-68 Big Q · BGM-110 · RUM/UUM-125 Sea Lance · AGM-131 SRAM II

Ядерная дубинка американского флота (часть 5)

К середине 50-х годов XX века стало ясно, что американские дальние бомбардировщики в ближайшем будущем не смогут гарантированно доставить атомные бомбы к целям на территории СССР и стран восточного блока. На фоне усиления советской системы противовоздушной обороны и появления в СССР собственного ядерного оружия в США началось создание межконтинентальных баллистических ракет, неуязвимых к средствам ПВО, а также был дан старт исследованиям в части создания противоракетных систем.
В сентябре 1959 года на базе ВВС США «Ванденберг» началось развёртывание первой ракетной эскадрильи МБР SM-65D Atlas-D. Ракета со стартовой массой 117,9 т была способна доставить термоядерную боеголовку W49 мощностью 1,45 Мт на дальность более 9 000 км. Хотя «Атлас» по ряду параметров превосходил первую советскую МБР Р-7, так же, как и на «семёрке», для запуска требовалась длительная предстартовая подготовка и заправка жидким кислородом. Кроме того, первые американские МБР на стартовой позиции хранились в горизонтальном положении и были очень слабо защищены в инженерном отношении. Хотя на пике развертывания в боевом дежурстве находилось более ста ракет «Атлас», их устойчивость к внезапному обезоруживающему ядерному удару оценивалась невысоко. После массового развертывания на американской территории МБР HGM-25 Titan и LGM-30 Minuteman, размещаемых в высокозащищённых шахтных пусковых установках, вопрос боевой устойчивости удалось решить. Однако в условиях набирающей обороты гонки ракетно-ядерных вооружений США требовались дополнительные козыри. В 1956 году президент США Д. Эйзенхауэр утвердил план создания морской стратегической ракетно-ядерной системы. При этом на первом этапе развёртывание баллистических ракет предусматривалось как на подводных лодках, так и на ракетных крейсерах.
В 50-е годы американским химикам удалось создать эффективные рецептуры твёрдого реактивного топлива, пригодного для использования в ракетах различного назначения. Помимо зенитных и противолодочных ракет в США с самого начала активно работали над твердотопливными баллистическими ракетами. Как известно, ракеты с реактивным двигателем, работающем на твёрдом топливе, по сравнению с жидкостным двигателем, в котором используются два компонента хранимых отдельно друг от друга: жидкое горючее и окислитель – гораздо проще и безопасней в эксплуатации. Утечка жидкого ракетного топлива и окислителя с большой долей вероятности приводят к возникновению аварийной ситуации: пожару, взрыву или отравлению личного состава. Эксперты ВМС США рекомендовали отказаться от варианта создания баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) на базе жидкостной ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter, так как наличие на лодке ракет с взрывоопасными летучими компонентами топлива и окислителя сочли чрезмерным риском. В связи с этим руководство ВМС США обратилось в Министерство обороны за разрешением самостоятельно заказать разработку ракеты для флота.

Практически одновременно с проектированием твердотопливной МБР LGM-30 Minuteman корпорация Lockheed начала работы по баллистической ракете средней дальности, предназначенной для развёртывания на атомных подводных лодках. Контракт на создание твердотопливной двигательной установки был заключён с компанией Aerojet-General. С учётом повышенных нагрузок при «миномётном» старте из подводного положения корпус ракеты был выполнен из жаропрочной нержавеющей стали. Двигатель первой ступени, работающий на смеси полиуретана с добавкой алюминиевой пудры (горючее) и перхлорате аммония (окислитель), развивал тягу 45 т. Двигатель второй ступени развивал тягу более 4 т и был снаряжен смесью полиуретана с сополимером полибутадиена, акриловой кислоты и окислителя. Время работы двигателя 1-й ступени – 54 с, 2-й ступени – 70 с. Двигатель второй ступени имел устройство отсечки тяги, за счёт этого можно было регулировать дальность пуска. Управление ракетой осуществлялось при помощи кольцевых дефлекторов, установленных на каждом из сопел и сочлененных с гидроприводами. Ракета длиной 8,83 м и диаметром 1,37 м, в снаряженном состоянии весила около 13 т.

Прототип БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 на испытательной площадке
Лётные испытания прототипа первой американской БРПЛ начались в сентябре 1958 года на пусковой площадке Восточного ракетного полигона, распложенного на мысе Канаверал. Поначалу испытания шли неудачно, и потребовалось пять пусков, чтобы ракета полетела в штатном режиме. Лишь 20 апреля 1959 года полётное задание было выполнено полностью.
Первым носителем ракет UGM-27A Polaris A-1 стали атомные подводные лодки специальной постройки типа «Джордж Вашингтон». Головная в серии лодка USS George Washington (SSBN-598) была передана флоту в декабре 1959 года. Всего ВМС США с 30 декабря 1959 года по 8 марта 1961 года получили пять атомных ракетных лодок данного типа. Общая компоновка атомных подводных ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещёнными позади рубки, оказалась очень удачной и стала классической для лодок стратегического назначения.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS George Washington (SSBN-598)
Быстрой постройке первых американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) способствовало то, что «Джордж Вашингтон» создавался на базе проекта атомной торпедной лодки типа «Скипджек». Такой подход позволил сократить сроки постройки серии ПЛАРБ и экономил значительные финансовые средства. Основным отличием от «Скипджека» стал 40-метровый ракетный отсек, вставленный в корпус за рубкой, в котором разместили 16 пусковых ракетных шахт. ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» имела подводное водоизмещение немногим более 6700 т, длину корпуса — 116,3 м, ширину — 9,9 м. Максимальная скорость подводного хода – 25 узлов. Рабочая глубина погружения – 220 м.

Старт БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 запущенной с борта ПЛАРБ, находящейся в подводном положении
20 июля 1960 года с борта ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», находившейся в это время в подводном положении, вблизи мыса Канаверал впервые в мире была успешно запущена баллистическая ракета. Менее чем через два часа был произведен успешный запуск второй ракеты. Ракеты можно было запускать с глубины не более 25 м, при скорости не более пяти узлов. Предстартовая подготовка к запуску первой ракеты длилась примерно 15 минут после получения соответствующего приказа. Интервал между пусками ракет составлял 60-80 с. Подготовка ракет к стрельбе и контроль их технического состояния обеспечивала автоматизированная система управления Mk.80. В процессе старта ракета выбрасывалась из пусковой шахты сжатым воздухом со скоростью до 50 м/с, на высоту около 10 м, после чего осуществлялось включение маршевого двигателя первой ступени.
Автономная инерциальная аппаратура управления Mk I массой около 90 кг обеспечивала вывод «Полариса» на заданную траекторию, стабилизацию ракеты в полете и запуск двигателя второй ступени. Полностью автономная инерциальная система наведения при дальности пуска 2200 км обеспечивала круговое вероятное отклонение (КВО) – 1800 м. Однако по ряду причин ракеты первых серий не рекомендовалось применять по целям, находящимся на дистанции более 1800 км. Что при нанесении удар в глубине советской территории вынуждало ракетные атомоходы заходить в зону действия противолодочных сил ВМФ СССР.
В качестве боевой нагрузки ракета несла моноблочную термоядерную боевую часть W47-Y1 массой 330 кг и мощностью 600 кт, что с учётом КВО делало её эффективной против крупных площадных целей. С учётом относительно небольшой дальности полёта ракет «Поларис А-1», боевое патрулирование лодок, оснащённых этими ракетами, происходило в основном в Средиземном море и в Северной Атлантике. Для сокращения времени, необходимого для прибытия американских ПЛАРБ в позиционный район и оптимизации эксплуатационных расходов, с правительством Великобритании в 1962 году было заключено соглашение о создании в бухте Холи-Лох в заливе Ирландского моря Ферт-оф-Клайд передовой базы. В ответ американцы обязались предоставить ракеты «Поларис», предназначенные для вооружения британских подводных лодок типа «Резолюшн».
Несмотря на отдельные недостатки лодки типа «Джордж Вашингтон» серьёзно укрепили американский ракетно-ядерный потенциал. Американские ПЛАРБ гораздо более выигрышно смотрелись в сравнении с первыми советскими атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН) пр. 658, на которых первоначально размещалось три жидкостных баллистических ракеты Р-13 с дальностью пуска 600 км. Причём ракеты данного типа могли запускаться только в надводном положении, что существенно снижало шансы на выполнение боевой задачи. Превзойти американские ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Поларис А-1» удалось только РПКСН пр. 667А с 16 БРПЛ Р-27. Головная советская лодка этого типа вступила в строй в 1967 году. Ракета Р-27 оснащалась моноблочной термоядерной боевой частью мощностью 1 Мт и имела дальность пуска до 2500 км с КВО 1,6-2 км. Однако в отличие от американской твердотопливной БРПЛ «Поларис» двигатель советской ракеты работал на жидком токсичном топливе и едком окислителе, воспламеняющем горючие вещества. В связи с этим в процессе эксплуатации не редкими были аварийные ситуации с человеческими жертвами, а одна лодка пр. 667АУ в результате взрыва ракеты погибла.
Хотя БРПЛ UGM-27A Polaris A-1 на момент своего появления превосходила советские аналоги, эта ракета не в полной мере удовлетворяла американских адмиралов. Уже в 1958 году, одновременно с началом лётных испытаний первой серийной модификации, началась разработка варианта UGM-27B Polaris A-2. Основной упор при создании этой ракеты был сделан на повышение дальности пуска и забрасываемого веса с сохранением максимальной преемственности с «Поларис А-1», что позволяло существенно снизить технический риск и затраты. Наиболее радикальным новшеством, применённым в новой модификации «Полариса», стало использование при создании корпуса двигателей второй ступени стекловолокна упрочненного композитной смолой. Это в свою очередь позволило сделать вторую ступень легче. Полученный резерв массы дал возможность разместить на борту ракеты больший запас твёрдого топлива, что в свою очередь увеличило дальность пуска до 2800 км. Кроме того, UGM-27B Polaris A-2 стала первой американской ПЛАРБ, в которой использовались средства преодоления ПРО: шесть ложных боеголовок и дипольные отражатели – используемые на части траектории за пределами атмосферы и на переходном к атмосферному участку нисходящей ветви, а также генераторы помех, включавшиеся на начальной части атмосферного участка. Также для противодействия средствам ПРО после отделения боеголовки использовалась система увода второй ступени в сторону. Это позволяло избежать наведения противоракет на двигательную установку второй ступени, имеющую значительную ЭПР.

При старте ракета выбрасывалась из шахты не сжатым воздухом, как в случае с «Поларис А-1», а парогазовой смесью, вырабатывавшейся индивидуальным для каждой ракеты газогенератором. Это упростило систему запуска ракет и дало возможность повысить глубину пуска до 30 м. Хотя основным режимом запуска являлся старт из подводного положения, экспериментально была подтверждена возможность запуска с всплывшей лодки.

Подводный старт БРПЛ UGM-27B Polaris A-2
Ракета длиной 9,45 м по разным данным имела стартовый вес от 13600 до 14700 кг. Она несла термоядерную боеголовку W47-Y2 мощностью до 1,2 Мт. Согласно информации, опубликованной корпорацией Lockheed Martin, КВО «Поларис А-2» составляло 900 м, по другим данным, точность попадания находилась на уровне «Поларис А-1».

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS Ethan Allen (SSBN-608)
Ракетами «Поларис А-2» были вооружены подводные лодки типа «Этьен Аллен», на каждой из пяти ПЛАРБ данного проекта имелось 16 шахт с БРПЛ. В отличие от лодок типа «Джордж Вашингтон», подводные ракетоносцы нового проекта разрабатывались как самостоятельная конструкция и не являлись переделкой из атомных торпедных субмарин. ПЛАРБ «Этьен Аллен» стала крупней, что позволило улучшить условия обитаемости экипажа. Её длина – 124 м, ширина – 10,1 м, подводное водоизмещение – 8010 т. Максимальная скорость в подводном положении – 24 узла. Рабочая глубина погружения – до 250 м. Максимальная достигнутая на испытаниях – 396 м. Существенное увеличение глубины погружения, достигнутое по сравнению с ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», произошло благодаря использованию для постройки прочного корпуса новых марок стали с высоким пределом текучести. Впервые в США на атомных подводных лодках типа «Этьен Аллен» были реализованы мероприятия по снижению шумности энергетической установки.
Головная ракетная субмарина USS Ethan Allen (SSBN-608) вступила в строй 22 ноября 1960 года – то есть менее чем через год после приёма флотом ПЛАРБ USS George Washington (SSBN-598). Таким образом, в конце 50-х начале 60-х в США одновременно осуществлялось строительство сразу двух подводных стратегических ракетоносцев, что демонстрирует, с каким размахом велась подготовка к ядерной войне с Советским Союзом.
В период со второй половины 1962 до лета 1963 года все ПЛАРБ типа «Этен Аллен» вошли в состав 14-й подводной эскадры ВМС США. Боевое патрулирование они вели в основном в акватории Средиземного моря. Отсюда имелась возможность наносить ядерные удары по городам Европейской части и южным районам СССР. Также БРПЛ UGM-27B Polaris A-2 оснащались первые 8 лодок типа «Лафайет».
Эволюционным вариантом развития лодок типа «Этен Аллен» являлись ПЛАРБ типа «Лафайет». На них удалось существенно понизить акустическую заметность, а также улучшить устойчивость и управляемость в ходе выполнения ракетных пусков.

Загрузка БРПЛ на ПЛАРБ типа «Лафайет»
Подводная лодка USS Lafayette (SSBN-616) официально вступила в строй 23 апреля 1963 года. Её длина составляла почти 130 м, ширина корпуса – 10,6 м, подводное водоизмещение — 8250 т. Максимальная скорость подводного хода – 25 узлов, глубина погружения – 400 м.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами USS Lafayette (SSBN-616)
Отличием лодок данного проекта от субмарин «Этен Аллен» являлась более проработанная конструкция и значительный модернизационный потенциал, что впоследствии позволило оснастить ПЛАРБ типа «Лафайет» более совершенными баллистическими ракетами. Впрочем, несмотря на сравнительно высокие лётные и эксплуатационные характеристики с боеготовностью ракет UGM-27A Polaris A-1 и UGM-27B Polaris A-2 возникли серьёзные проблемы. После нескольких лет эксплуатации выяснилось, что из-за конструктивных недостатков термоядерных боеголовок W47-Y1 и W47-Y2 существует высокая вероятность их отказа. В 60-е годы был момент, когда с боевого дежурства пришлось снять и отправить на доработку до 70% боеголовок, развёрнутых на ракетах «Поларис А-1/2», что конечно серьёзно снизило ударный потенциал морской составляющей американских стратегических ядерных сил (СЯС).

Для подтверждения боевых характеристик БРПЛ «Поларис» и эксплуатационной надёжности термоядерных боевых блоков 6 мая 1962 года в рамках операции «Фрегат», которая в свою очередь являлась частью серии испытаний ядерного оружия «Доминик», с борта лодки «Этьен Ален», находившейся в южной части Тихого океана, была запущена баллистическая ракета UGM-27B Polaris A-2. Ракета с боевым снаряжением, пролетев более 1890 км, взорвалась на высоте 3400 м, в нескольких десятках километров от тихоокеанского атолла Джонсон, на котором имелся контрольно-измерительный комплекс с радиолокационными и оптическими средствами. Мощность взрыва составила 600 кт.
Снимок облака, образовавшегося после взрыва «Фрегат», сделанный через перископ с борта дизель-электрической подводной лодки USS Carbonero (SS-337)
Помимо аппаратуры, размещённой на атолле, за испытаниями через перископ наблюдали американские подводники с лодок Medregal (SS-480) и USS Carbonero (SS-337), находившиеся в подводном положении на расстоянии более 30 км от эпицентра.
Так как ракеты «Поларис А-1/А-2» и боеголовки к ним создавались в большой спешке, в их конструкции имелся ряд технических изъянов. Кроме того, разработчики не имели возможности оперативно внедрять в полном объеме самые новейшие технические достижения. В итоге в семействе БРПЛ «Поларис» самой совершенной ракетой стала UGM-27C Polaris A-3. Первоначально руководство Министерство обороны выступало против создания этой модификации, но в силу конструктивных особенностей ракетных шахт, подводные лодки типов «Джордж Вашингтон» и «Этьен Ален» были непригодны для оснащения перспективными ракетами UGM-73A Poseidon-C3.
В третьей серийной модификации «Полариса» благодаря анализу опыта эксплуатации ракет в ходе боевого патрулирования и применению ряда принципиальных технологических усовершенствований: в электронике, материаловедении, в двигателестроении и химии твердых топлив – удалось не только улучшить надёжность ракеты, но и существенно повысить её боевые характеристики. Новая модификация ПЛАРБ продемонстрировала на испытаниях увеличение дальности, точности стрельбы и боевой эффективности. Для модификации «Поларис А-3» на основе исследований специалистов Массачусетского Технологического Института компаниями General Electric и Hughes была создана новая инерциальная система управления, которая имела на 60% меньшую массу, чем аппаратура БРПЛ «Поларис А-2». При этом большое внимание было уделено повышению стойкости электроники к ионизирующему излучению и электромагнитному импульсу.
БРПЛ «Поларис A-3» во многом унаследовала конструктивные особенности и компоновку «Поларис А-2». Ракета также была двухступенчатой, но её корпус изготовлялся из стеклопластика методом намотки стекловолокна с проклейкой эпоксидной смолой. Использование топлива с новой рецептурой и увеличенными энергетическими характеристиками, а также снижение веса двигателя и бортового оборудования ракеты привело к тому, что практически без изменения геометрических размеров по сравнению с предыдущей моделью удалось заметно увеличить дальность стрельбы при одновременном увеличении забрасываемого веса.
При длине 9,86 м и диаметре 1,37 ракета весила 16200 кг. Максимальная дальность пуска составляла 4600 км, КВО -1000 м. Забрасываемый вес – 760 кг. Ракета UGM-27C впервые в мире была оснащена разделяющейся головной частью, рассеивающего типа: три боевых блока Mk.2 Mod 0, каждый из которых имел термоядерную боеголовку W58 мощностью 200 кт. Таким образом, при ударе по площадной цели разрушительный эффект от трёх 200 кт боеголовок был значительно больше, чем от одной 600 кт. Как известно, для увеличения зоны поражения при ядерном взрыве в 2 раза, мощность заряда необходимо повысить в 8 раз. А в случае использования рассеивающихся боеголовок этого удавалось добиться за счёт взаимного перекрытия их зоны поражения. Кроме того, удалось повысить вероятность уничтожения таких высокозащищённых целей, как шахтные пусковые установки баллистических ракет. Помимо боевых блоков ракета несла средства прорыва ПРО: дипольные отражатели и надувные ложные цели.
Прототип БРПЛ UGM-27С Polaris A-3 на испытательной площадке
Летные испытания прототипов «Поларис А-3» начались в апреле 1963 года на площадках Восточного ракетного полигона. Испытательные пуски с борта ПЛАРБ длились с мая 1964 по апрель 1968 года. Значительная продолжительность испытательного этапа была связана не только с желанием максимально «довести до ума» новую ракету, но и большим числом подводных ракетоносцев, оснащаемых новой БРПЛ. Так, ракетами UGM-27C были перевооружены все ПЛАРБ типа «Джорд Вашингтон», типа «Этьен Аллен» и 8 лодок типа «Лафайет». Одна лодка USS Daniel Webster (SSBN-626) с момента постройки вооружалась «Поларис А-3». Кроме того, третьей модификацией «Полариса» были вооружены британские ПЛАРБ типа «Резолюшн».
Подводный старт БРПЛ UGM-27С Polaris A-3
В рамках расширения «ядерного сдерживания» ракетами модификации Polaris Mk.3 планировалось оснастить корабли ВМС США и стран НАТО. Всего на надводных носителях американские стратеги хотели развернуть до 200 ракет. В период с 1959 по 1962 год, в ходе капитальных ремонтов старых кораблей и при строительстве новых на американских и европейских крейсерах устанавливались 2-4 ракетные шахты. Так, 4 ШПУ для Polaris Mk.3 получил итальянский крейсер довоенной постройки Giuseppe Garibaldi. Осенью 1962 года с крейсера были запущены массогабаритные макеты «Поларис», однако боевых ракет с термоядерными боеголовками итальянцы так и не получили. После «Карибского кризиса» американцы пересмотрели взгляды на размещение стратегического ядерного оружия вне своей территории и отказались от планов развёртывания баллистических ракет на надводных кораблях.

Баллистические ракеты подводных лодок UGM-27А Polaris A-1 и UGM-27С Polaris A-3 в музейной экспозиции
Согласно американским данным боевая служба БРПЛ «Поларис А-3» в ВМС США длилась до октября 1981 года. После чего лодки-носители данного ракетного комплекса были выведены из состава флота или переоборудованы в торпедные или субмарины специального назначения. Хотя уже в начале 70-х начался ввод в строй атомных ракетных лодок с БРПЛ UGM-73 Poseidon C-3, ракета UGM-27С Polaris A-3 является удачным примером эволюционного развития с существенным улучшением боевых характеристик.
В общей сложности с 1959 по 1968 год корпорацией «Локхид» было построено 1153 ракет «Поларис» всех модификаций. В том числе: «Поларис А-1» — 163 единицы, «Поларис А-2» — 346 единиц, «Поларис А-3» — 644 единицы. Снимаемые с вооружения ракеты использовались для отработки американских систем радиолокационного обнаружения стартов БРПЛ, имитируя советские ракеты Р-21 и Р-27. В конце 60-х начале 70-х сеть радиолокаторов, призванных фиксировать пуски ракет с подводных лодок, была развёрнута на Восточном и Западном побережье США. Также на базе БРПЛ «Поларис А-3» создана ракета-носитель STARS (англ. Strategic Target System – Cтратегическая ракета- мишень) с третьей твердотопливной ступенью ORBUS-1A, предназначенная для тестирования спутниковой системы фиксации стартов баллистических ракет SBIRS (англ. Space-Based Infrared System — инфракрасная система космического базирования).
Ракета-носитель STARS 17 ноября 2011 года также использовалась в лётных испытаниях планирующего гиперзвукового аппарата HGB (англ. Hypersonic Glide Body – Гиперзвуковое планирующее тело) в рамках программы создания гиперзвукового оружия AHW (англ. Advanced Hypersonic Weapon — Перспективное гиперзвуковое оружие). Гиперзвуковой планирующий аппарат успешно отделился от третьей ступени носителя и, двигаясь в верхних слоях атмосферы над Тихим океаном по небаллистической планирующей траектории, менее чем через 30 минут упал в районе точки прицеливания, находившейся на территории испытательного полигона имени Рейгана (атолл Кваджалейн), в 3700 км от места пуска. По неподтверждённой информации, в ходе полёта была достигнута скорость около 8 М. Целью программы создания гиперзвукового оружия является возможность поражения конвенционными боевыми частями объектов, находящихся на дальности до 6 000 км, через 30—35 минут с момента пуска, при этом точность попадания в цель должна быть не более 10 метров. Ряд экспертов полагает, что поражение цели с помощью AHW будет осуществляться в результате кинетического воздействия боевого блока, летящего с высокой гиперзвуковой скоростью.
Продолжение следует…
По материалам:

Снегоход Polaris 800 является горной техникой и выпускается в нескольких модифицированных версиях, которые отличаются друг от друга своими эксплуатационными характеристиками, ну и, конечно же, внешним видом. В настоящее время наиболее популярными на российском рынке являются модификации Polaris 800 RMK Assault 155 и Polaris 800 PRO-RMK 155.

Рассмотрим данные версии подробнее:

Снегоход Polaris 800 RMK Assault 155 представляет собой универсальную горную машину, на которой можно не только просто кататься, но также и выполнять различные задачи, к примеру, буксировать на санях какие-либо грузы. Что касается области применения, то здесь ограничений нет, снегоход может эксплуатироваться как в горных условиях, так и по подготовленным трассам и льду. Силовая установка данной модели обладает рабочим объемом в 795 кубиков, что отлично сказывается на скорости передвижения и на приемистости машины. Стоит отметить, что Polaris 800 RMK Assault 155 является наиболее быстрым среди остальных моделей.

Для того чтобы снегоход прекрасно себя чувствовал на горных местностях, производитель оснасти машину длинной гусеницей типа Competition, которая имеет высокие грунтозацепы. Благодаря этому удалось достигнуть высокой проходимости и устойчивости на скользких и рыхлых поверхностях. Рама и подвеска типа Pro-Ride были значительно облегчены и получили карбоновые вставки. Также была облегчена система привода типа QuickDrive и установлены современные боковые подножки, изготовленные из алюминия. Задняя подвеска имеет витые пружины, которые необходимы при передвижении по глубоким снегам.

Видео

Но существует конфигурация, предназначенная и для выполнения различных прыжков и всего подобного, то есть для экстремальной езды. В данном случае снегоход комплектуется мощной передней подвеской, в которой отсутствует стабилизатор. Эта подвеска позволяет регулировать базу лыж, что позволяет подготовить машину к определенным условиям эксплуатации. Также здесь имеются и регулируемые амортизаторы модели Walker Evans®. Гусеничная лента обладает грунтозацепами с повышенной жесткостью, благодаря чему машина может использоваться не только на снежных покрытиях, но также и на льду. Все это в совокупности наделяет снегоход довольно высокой прочностью, устойчивостью и простым управлением в различных ситуациях.

Вторая же модификация, она же Polaris 800 PRO-RMK 155 является версией, исключительно предназначенной для экстремальных условий эксплуатации. Среди своего класса данная модель занимает лидирующие позиции, этот горный аппарат позволит получить незабываемые ощущения от поездок по самым сложным маршрутам.

Что касается управляемости снегохода, то Polaris 800 PRO-RMK 155 довольно прост и послушен. Техника способна сохранять баланс даже при прохождении весьма крутых виражей. По своей структуре данная модифицированная версия имеет высокую надежность большинства деталей и узлов. Производителю удалось существенно облегчить модель без потери запаса прочности и жесткости. Как и в предыдущей модификации, в этой установлена 795-кубовая силовая установка, позволяющая преодолевать различные преграды, возникающие при поездках на дальние расстояния. Модель может использоваться как в горах, так и на льду.

Технические характеристики

Габаритные данные:

  • Конструкционная длина снегохода – 3327 миллиметров.
  • Ширина по корпусу – 1181 миллиметр.
  • Общая высота снегохода – 1247 миллиметров.
  • Наименьшая база лыж – 990 миллиметров.
  • Наибольшая база лыж – 1040 миллиметров.

Подвеска:

  • Тип передней подвески – регулируемая AXYS® RMK®.
  • Тип задней подвески – RMK® Coil-Over.
  • Количество передних амортизаторов – 2.
  • Тип передних амортизаторов – Walker Evans® Comp. Adj. Piggyback.
  • Тип задних амортизаторов – Walker Evans® Comp. Adj. Piggyback.
  • Тип центральных амортизаторов – Walker Evans® Impact-Extruded Monotube.
  • Тип лыж – Gripper.
  • Ход передней подвески – 229 миллиметров.
  • Ход задней подвески – 406 миллиметров.

Движитель:

  • Тип движителя – гусеничный с передним расположением ведущих звездочек.
  • Количество гусениц – 1.
  • Тип механизма натяжения – винтовой.
  • Тип гусеничной ленты – резинотканевая, армированная.
  • Полная длина гусеничной ленты – 3937 миллиметров.
  • Ширина гусеничной ленты – 380 миллиметров.
  • Высота грунтозацепов – 50.8 миллиметров.

Трансмиссия:

  • Модель устанавливаемой трансмиссии – QuickDrive™.
  • Тип вариатора – P-85 / TEAM® LWT.
  • Тип устанавливаемой трансмиссии – вариатор.
  • Передачи вариатора – пониженная (L), повышенная (H), реверсивная, нейтральная.

Тормоза:

  • Тип тормоза – дисковый, AXYS® RMK® LWT.
  • Тип привода тормоза – гидравлический.

Эксплуатационные параметры:

  • Тип запуска силового агрегата – ручной/электростартерный.
  • Тип система питания – Cleanfire® Injection.
  • Тип системы зажигания – Clean-Fire 3D.
  • Тип системы смазки – масляная.
  • Конструкционная масса снегохода – 185 килограмм.
  • Емкость основного топливного бака – 43.5 литра.
  • Количество мест – 1.
  • Тип системы выхлопа – Одиночный, 3 Stage VES w/ Smart Actuator.

Базовая комплектация:

  • Электрический стартер – имеется.
  • Реверсивная передача – имеется.
  • Подогрев рукояток руля и курка газа – имеется.
  • Ветровое стекло – имеется.
  • Спинка пассажира – имеется.
  • Задний фаркоп – имеется.
  • Спидометр – имеется.
  • Одометр – имеется.
  • Передний усиленный бампер – имеется.
  • Задний усиленный бампер – имеется.

Светотехника:

  • Тип передней фары – галогеновая, 55/60.
  • Тип задней фары – светодиодная.

Двигатель

Снегоход Поларис 800 оснащается силовым агрегатом марки Liberty. Данный мотор имеет два цилиндра, суммарный рабочий объем которых составляет 795 кубов. Диаметр каждого цилиндра составляет 85 миллиметров. Ход поршней составляет 70 миллиметров. Номинальная мощность на выходе составляет 113.27 киловатт или же 154 лошадиные силы, что является довольно высоким показателем. Также здесь используется жидкостная система охлаждения с перепуском, что позволяет эксплуатировать машину не только при довольно низких температурах окружающей среды. Средний расход топлива на каждую сотню километров у данного агрегата составляет около 16-17 литров. Запускается посредством электрического стартера.

Цена

Стоит отметить, что снегоход Polaris 800 является недешевым удовольствием. Стоимость новой машины обычно начинается от одного миллиона рублей и до 1.2 миллиона российских рублей. Цена машины изменяется в связи с годом производства техники, ее комплектации и версии (базовая или же модифицированная).

Также можно приобрести и подержанную машину, правда, стоимость на такой вариант также немала – от 850 тысяч рублей и до 1.1 миллиона российских рублей. Здесь цена также зависит от года производства, версии (базовая или же модифицированная), общего технического состояния, ну и количества пройденных километров.

Приобретая новый снегоход, покупателю дается один год гарантии. И если на протяжении этого срока случаются какие-либо неисправности в технике, то официальный дилер предоставляет бесплатный ремонт и сервисное обслуживание снегохода. Для модели Поларис 800 производитель добавил и второй гарантийный год, который приходит в действие, только если клиент аккуратно эксплуатировал машину. Об этом как раз и свидетельствует внешний вид техники и общее техническое состояние, если все в норме, то официальный дилер так же берется за гарантийный ремонт и сервисное обслуживание, как и в первый год гарантии.

Отзывы владельцев

  • Для него не важно, будь то подготовленная трасса либо непроходимый снег, прет везде. Теперь еще чаше выезжаем с мужиками на рыбалку. Ни раз еще не ломался, надеюсь так будет и впредь.
  • Мы с друзьями частенько выбираемся на крутые заснеженные склоны. Жалоб в сторону этого снежника с моей стороны нет. Проходимость отличная, двигатель мощный.
  • Я новичок в этом деле, и это моя первая покупка. Друзья уговорили купить именно эту модель, мне понравилось, скоростной только для меня он пока. А так очень доволен покупкой.
  • Я большой экстримал, для меня безопасность на первом месте. Частенько выезжаю погонять с друзьями. И большое предпочтение отдаю именно этой модели.

Среди действительно мощных и производительных снегоходов бренд Polaris занимает лидирующие позиции, считаясь достойной моделью для разных целей. Модель Поларис 800 уже представлена в нескольких модификациях, снегоход получил неплохие характеристики и современный строгий дизайн. Среди доступных в продаже моделей следует отметить модификации Polaris 800 RMK Assault 155 и Polaris 800 PRO-RMK155. Среди основных преимуществ снегохода можно отнести невероятно тяговитый двигатель, огромный бак для топлива и наличие облегченных гусениц. Также с недавних пор продается отличная модификация Polaris 800 DRAGON RMK, которую рассмотрим первой.

Технические характеристики Polaris 800 DRAGON RMK

Используемый Либерти двигатель получил традиционно жидкостное охлаждение, при 2 цилиндрах указанный рабочий объем мотора составил 795 куб.см. Это позволяет выдать мощность в 154 лошадиные силы, делая возможности снегохода безграничными. При сухом весе в 214 кг снегоход достаточно маневренный и отлично управляется, также используется дисковый тормоз и современный вариатор.

Заявленная производителем длина снегохода составила 327,7 см при ширине 118 см. Теперь можно кататься на данной технике продолжительное время, Polaris 800 DRAGON RMK обзавелся топливным баком емкостью 43, 5 литров. Комфорт создан при помощи регулируемой передней IQ RMK подвеске и стандартной задней RMK. Используются профессиональные качественные амортизаторы Walker Evans, обеспечивают максимальный комфорт подвески.

Обзор Polaris 800 DRAGON RMK

Снегоход Поларис РМК 800 идеальный выбор для российского пользователя, удобный, мягкий, качественный. За вполне приличные деньги покупатель получит облегченное сиденье, ветровое стекло диаметром 12 дюймов с прозрачной основой, в качестве приборной панели теперь устанавливается цифровой дисплей с множеством функций. Базовая комплектация уже порадует каждого покупателя, но в качестве опций можно заказать розетку на 12В, зеркала, задний багажник и буксировочное устройство. В базовом исполнении можно найти такие элементы как электрический стартер, обогреватели рукояток и рычага.

Новинка уже получила немало положительных отзывов, в частности отмечают уменьшенный на 11, 3 кг вес. Это возможно благодаря использованию в основе более легких материалов и сплавов. Устанавливается гусеница Series 5, предназначенная специально для горного передвижения. Вместе с ней отличная задняя подвеска помогает удобно распределить вес снегохода и улучшить показатели проходимости. Перед использованием лыж Gripper RMK были проведены тесты, поэтому устройство идеально зарекомендовало себя при подъемах и на сложных участках. Фирменные амортизаторы от Walker Evans регулируемые, очень качественные и отличаются наличием корпуса из алюминия, имеют термически обработанные клапана. Заливается синтетическое масло в амортизатор. Это идеальное решение для работы подвески в самую холодную погоду, производитель все предусмотрел.

Цена снегохода

Модель Polaris 800 DRAGON RMK достаточно дорогая, российскому пользователю снегоход обойдется в примерно 1 2 млн. рублей. Немало, но ведь это фирменное качество и мощность в целых 154 лошадки.

Снегоход Polaris 800 RMK Assault 155

Другой модификацией считается модель RMK Assault 155, универсал за небольшие деньги. Снегоход идеален для «покатушек», а также способен выполнить бытовые задачи, например буксировка груза. Универсальные характеристики модели позволяют ездить по горным тропам и подготовленным трассам со льдом. Объем двигателя в 795 кубов оставили прежним, но облегченные характеристики и другие особенности делают снегоход самым быстрым среди остальных модификаций Поларис 800.

«Машина» идеально показала себя в горных местностях, на снегоходы поларис гусеницы созданы в стиле Competition – обладает неплохой длинной и наличием грунтозацепов. Последние обеспечивают хорошую и уверенную езду на скользких поверхностях. Среди прочих новшеств стоит выделить облегченную систему привода QuickDrive, наличие карбоновых вставок в подвеске, а также алюминиевые боковые подножки. Если вы эксплуатируете Polaris 800 при сильном снеге, обеспечить удобное передвижение помогает задняя подвеска с витыми пружинами.

Читайте также: Снегоход Polaris Widetrak LX

Поларис 800 для экстремальной езды

Бренд Polaris позаботился о многом, поэтому выпустил специальную конфигурацию с возможностью экстремально передвигаться на снегоходе. В частности выдерживает прыжки с немалой высоты. Реализовано это благодаря улучшенной передней подвеске, которая теперь без стабилизатора. Если вы хотите серьезно испытать снегоход в экстремальной езде, отрегулируйте базу лыж для максимальной эксплуатации. Разумеется, амортизаторы регулируемые. С вышеописанной модели также достались грунтозацепы и высокая жесткость для лучшего сцепления. Все описанные характеристики делают снегоход одним из наиболее жестких и устойчивых, поэтому цена вполне оправдана.

Снегоход Polaris 800 PRO-RMK 155

Представленная на рынке модель получила приставку PRO, что обозначает одно — снегоход исключительно для экстремального передвижения. В категории экстремальных снегоходов это безусловный лидер, как по эксплуатационным свойствам, так и мощности. Несмотря на это управление достаточно простое и понятное, даже при резких маневрах и виражах баланс полностью сохраняется.

Обеспечить хорошую прочность позволили усиленные детали, большая часть узлов и кузова существенно укрепили. Используется немного другая подвеска, а именно:

  • спереди — регулируемая AXYS RMK;
  • сзади — RMK Coil-Over.

К другим важным характеристикам модели PRO-RMK 155 можно отнести:

  • переднее расположение ведущих звездочек;
  • винтовой механизм натяжения;
  • длинна гусеничной ленты 3 937 мм;
  • гусеничная лента резинотканевая, армированная.

Видео