Загрязнение воздуха автомобилями

1.Увеличение загрязнения воздуха, связанное с ростом числа автомобилей,

Светлана в категроии Обществознания, вопрос открыт 29.03.2017 в 07:05

служит примером взаимосвязи
1) отношений собственности и социальной структуры
2) техники и технологии
3) цивилизации и культуры
4) общества и природы
2.Какая потребность присуща как человеку, так и животному?
1) в самореализации
2) в самосохранении
3) в познании мира
4) в успехе
3.Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы.
Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) социальной и духовной
4) духовной и политической
4.Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами,
эмоциями.
Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) объяснение сущности явлений природы и общества
2) использование художественных образов
3) обращение к сверхъестественным силам
4) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла
6.Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура развивается как за счёт новаторских достижений, так и за счёт
сохранения традиций.
Б. Культурные ценности всегда приносят практическую пользу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.В XVII веке в Новгородском и Псковском уездах возделывали лён, в Вологде
и Холмогорах варили соль и ловили рыбу. Ростов Великий производил
огородные культуры. Какое экономическое явление иллюстрирует
приведённый пример?
1) государственные монополии
2) развитие ярмарочной торговли
3) хозяйственную специализацию
4) возникновение мануфактур
8.Полина работает продавцом в магазине одежды. Её заработок зависит от
того, сколько и каких вещей она продаст. Такой тип заработной платы
называют
1) окладом
2) бонусом
3) премией
4) сдельным
9.Вера хотела заранее подготовиться к летнему сезону, купив несколько пар
летней обуви ранней весной. Но она обнаружила, что в магазинах пока нет
летней обуви из новых коллекций. С каким экономическим явлением
столкнулась девушка?
1) монополизация экономики
2) сезонность предложения
3) конкуренция товаропроизводителей
4) возросший спрос
10.Верны ли следующие суждения о закономерностях спроса и предложения?
А. Чем более редким является предмет, тем, как правило, выше его цена.
Б. Предметы первой необходимости имеют спрос даже при завышенных
ценах на них.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ХХ век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификации добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий,

Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям,

Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны – машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2,5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельности человека попадает пример- но 75 10′ т окиси серы, 53.10 т окиси и двуокиси азота, 304 10 т окиси углерода, 88 10 т углеводородов (предельных, альдегидных и предприятия.).

Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомы разрушительной деятельности чело- века с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым.

Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские районы, например, обрезки кож, мездра кожевенная, стружка кожевенная, обрезки кожсырья, загнившее кожевенное сырье, кожевенная пыль, шерсть растворенная со шкур КРС, в общем более десятка различных видов отходов.

В рамках каждой подпрограммы уделяется внимание повышению эффективности производства, переработке всевозможных видов отходов. В настоящее время рост энергоемкости и материалоемкости современного производства значительно опережает рост численности населения. Потребление энергии растет в 3 раза, добыча минеральных ресурсов — в 2 раза быстрее, чем население. В настоящее время горнодобывающая промышленность выдает в год более 40 т продукции в расчете на одного жителя Земли.

Одной из характерных черт современного этапа научно-технического прогресса является возрастающий спрос на все виды энергии. Важным топливно-энергетическим ресурсом является газ. Затраты на его добычу и транспортировку ниже, чем для твердых видов топлива. Являясь прекрасным топливом (калорийность его на 10;4 выше мазута, в 1,5 раза выше угля и в 2,5 раза выше искусственного газа), он отличается также высокой отдачей тепла в разных установках. Газ используется в печах, требующих точного регулирования температуры; он мало дает отходов и дыма, загрязняющих воздух. Широкое применение природного газа в металлурги , при производстве цемента и в других отраслях промышленности позволило поднять на более технический уровень работу промышленных предприятий и увеличить объем продукции, получаемой с единицы площади технологических установок.

На ТЭС при выработке электроэнергии полезно используется лишь 30-40% тепловой энергии, остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами, подогретой водой.

Немаловажное значение в экономии минеральных топливно-энергетических ресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии. Таким образом, основными направлениями экономии энергоресурсов являются: совершенствование технологических процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов, структурные изменения в технологии производства, структурные изменения в производимой продукции, улучшение качества топлива и энергии, организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятий вызывается на только необходимостью экономии энергетических ресурсов, но и важностью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетических проблем. Большое значение имеет замена ископаемого топлива другими источниками (солнечной энергией, энергией волн, прилива, земли, ветров). Эти источники энергетических ресурсов являются экологически чистыми. Заменяя ими ископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономим органические энергоресурсы.

В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах. Например, чтобы не потерять свою долю рынка в сложившихся условиях, компания Honda Motors засунула под капот современный 32- разрядный компьютер и озадачила его проблемой сохранения окружающей среды. Микропроцессорное управление системой зажигания — не новость, однако, похоже, впервые в истории автомобильной промышленности программно реализован приоритет чистоты выхлопа, а не выжимания лишних «лошадей» из мотора. Надо сказать, компьютер в очередной раз продемонстрировал свой интеллект, уже на промежуточном этапе снизив токсичность выхлопа на 70% и потеряв при этом всего 1,5% мощность двигателя. Вдохновленный результатом, коллектив инженеров и программистов начал экологическую оптимизацию всего, что хоть как-то такую оптимизацию в состоянии вынести. Электронный эколог под капотом бдительно следит за составом рабочей смеси, впрыскиваемой в цилиндры, и «в режиме реального времени» управляет процессом сгорания топлива: А если, несмотря на все старания «уничтожить врага в его собственном логове» (в смысле, в цилиндрах двигателя) что-то в выхлопную трубу и проскочит то наружу не выйдет; специальные датчики тут же сообщат об этом компьютеру, который, перенаправив коварную порцию выхлопа в специальный отсек, уничтожит ее там с помощью электричества. Разумеется, не забыли навесить на двигатель и специально разработанный каталитический дожигатель особой конструкции. Результат, как говорится, превзошел все ожидания; мощность двигателя снизилась со- всем ненамного, экономичность не по- страдала, а что касается выхлопа — забав- но, но факт: процентное содержание в нем вредных веществ заметно меньше, чем в воздухе, которым дышат жители, например, централ иных районов Лос- Анжелеса. Видимо, будет иметь смысл выводить выхлопную трубу автомобиля прямо в салон — чтоб легче дышалось.

Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции,

результат нерационального природопользования, Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует от трудовых коллективов дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой его другим, более экологичным. Обоснование экологичности представляется неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении народного хозяйства природными ресурсами и услуга- ми в пределах намечаемых объемов потребления. Различие производственных интересов и отраслевых заданий определяет особенности взглядов специалистов на проблему экологизации производств, применяемой и создаваемой техники и технологии.

С ростом промышленного производства, его индустриализации средозащитные мероприятия, базирующиеся на нормативах ГЩК и их производных, становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений. Поэтому естественно обращение к поиску укрупненных характеристик, которые, отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и экономически оптимального варианта, а в загрязненных (нарушенных) условиях — определили очередность восстановительно-оздоровительных мероприятий.

Предпринимаются попытки на основе единого методического подхода, расчетом частных и обобщающих показателей выразить взаимосвязь натуральных и стоимостных характеристик в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. Приоритетность натуральных параметров, показателей отвечает потребностям ресурсообеспечения общественного производства. Стоимостные показатели должны отражать результативность усилий по снижению (или повышению) техногенной нагрузки на природу. С их помощью производится расчет экологического ущерба и оценивается эффективность мер по стабилизации режима природопользования.

С переходом на путь интенсивного развития экономики важная роль отводится системе экономических показателей, на- деленных важнейшими функциями хозяйственной деятельности: плановой, учетной, оценочной, контрольной и стимулирующей. Как всякое системное образование, представляющее собой не произвольную совокупность, а взаимосвязанные элементы в определенной целостности, экономические показатели призваны выражать конечный результат с учетом всех фаз воспроизводственного процесса.

Автомобиль и окружающая среда города

Автомобиль — этот «символ нашего времени. Сейчас более 500 млн. автомобилей ездят по дорогам всего мира, их количество возросло за последние 50 лет более чем в 10 раз. Десятки миллионов личных автомашин заполнили улицы городов и автострады, то и дело возникают многокилометровые «пробки», без толку сжигается дорогостоящее горючее, воздух отравляется ядовитыми выхлопными газами. Во многих городах они превышают суммарные выбросы в атмосферу промышленных предприятий. В г. Алматы сосредоточен крупнейший парк автотранспортных средств в Республике.

Загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом

Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляется так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет ее. В самом прямом и печальном смысле.

Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие:

  • загрязнение воздуха;
  • загрязнение окружающей среды
  • выделение тепла (рассеяние энергии)

Каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов. В выхлопных газах содержатся углеводороды — несгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, т. е. во время заторов и у красного сигнала светофора. Именно в этот момент, когда нажимают на акселератор, выделяется больше всего несгоревших частиц: примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме.

К несгоревшим газам относят и обычную окись углерода, образующуюся в том или ином количестве повсюду, где что-то сжигают. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7 % оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9 %, а на малом ходу — до 6,9 %. Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли.

В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид; последний обладает особенно сильным действием. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота. Двуокись азота играет большую роль в образовании продуктов превращения углеводородов в атмосферном воздухе. В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.

Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины
часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора и в моменты, когда водитель, форсируя работу двигателя, уменьшает соотношение воздуха и горючего, стремясь получить так называемую «богатую смесь». В этих случаях за машиной тянется видимый хвост дыма, который содержит полициклические углеводороды и, в частности, бенз(а)пирен.

В целом при определенном уровне интенсивности выхлопов автомобилей на территории города появляются устойчивые накопления двух типов загрязнений:

– аэрозоли автотранспортного происхождения, задерживающиеся в атмосфере на длительный срок, адсорбирующие канцерогенные вещества и попадающие с воздухом в дыхательные пути.

– соединения свинца, образующиеся при сгорании этилированного бензина, способны аккумулироваться организмом, попадая в него не только через дыхательные пути, но и через кожу. Эти соединения поражают центральную нервную систему и кроветворные органы.

Шумовое воздействие от авто­транспорта сравнимо с болевыми воздействиями от шума при работе отбойного молотка и трактора, но к тому же для городского жителя является более чувствительным по суммарному времени влияния.

  1. Окружающая среда. энциклопедический словарь-справочник. Т. 1,2. М.: Прогресс, 1999.

Проблемы автотранспортного комплекса Алматы

В г. Алматы по данным Управления статистики г. Алматы, по состоянию на 1 января 2000 г. в городском парке машин находилось 186,9 тыс. единиц. В год они выбрасывают в атмосферу порядка 200 тысяч тонн вредных веществ. Каждый водитель в среднем ежедневно потребляет 5 литров горючего. Пусть даже треть этого объема составит дизельное топливо, все равно ежедневно в Алматы сжигается не менее 1,5 миллиона литров бензина.

Около 90 % автомобилей относится к автомобилям, находящимся в личной собственности граждан. Необходимо отметить, что значительная часть автотранспорта Алматы представляет собой автомобили, выпущенные до 90-х годов (в основном иномарки и автомобили советского (российского) производства, не отвечающие на современном этапе принятым стандартам в области экологии. Эти автомашины характеризуются большим расходом топлива и отсутствием приспособлений, снижающих токсичность выхлопа (нейтрализаторы, катализаторы и т.п.).

Несмотря на жесткий контроль за техническим состоянием автотранспорта, эффективность этих мер все еще мала. Контроль норм токсичности выхлопных газов, проводимый специализированным подразделением УДП ГУВД на магистралях города, показывает, что до 80 % от проверенных автомашин имеют превышение содержания вредных веществ в 3-4 раза от норматива. За 3 кв. 2000 г. проверено на соответствие норм токсичности 4786 автотранспортных средств, при этом выявлено превышение норм токсичности на 4430 автомобилях, наложено 4430 административных штрафов на общую сумму 3211750 тенге, взыскан 4181 административный штраф на общую сумму 3030500 тенге.

Следует отметить также несовершенство транспортных артерий города, не выдерживающих многократно увеличившийся в последние годы поток автотранспорта. Пропускная способность многих оживленных улиц города оставляет желать лучшего. Многочисленные перекрестки (особенно в исторической части города), регулируемые светофорами, способствуют образованию пробок в часы пик. На пересечении оживленных автомагистралей отсутствуют многоуровневые транспортные развязки, что также обуславливает образование пробок. Останавливаясь и потом, набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении.

На качестве воздуха в связи с выбросами автотранспорта сказывается также значительный перепад абсолютных высот в пределах города, который составляет более 300 м. Работая со значительной нагрузкой двигатель автомобиля, идущего на подъем, сжигает значительно больше горючего, чем автомобиль, идущий ему навстречу. Не случайно, что функционирующая система автоматического регулирования дорожным движением «Зеленая волна» установлена именно на магистралях, направленных с юга на север.

Отрицательным моментом в деле решения проблем автомобильного транспорта города следует считать также отсутствие объездных автомагистралей в обход города. Существующая система объезда г. Алматы с северной части (пр-т Райымбека, Рыскулова, Северное кольцо и др.) не обеспечивает этих функций, т.к. именно на этих автомагистралях расположены практически все универсальные рынки, работа которых еще более усложняет следование транзитного автотранспорта. Гораздо более быстро можно проехать через центр города, чем в объезд.

2. Информационный экологический бюллетень. III квартал 2000 г. / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК. Алматы, 2000.
3. Белый А.В. Роль климатических условий в процессах загрязнения и очищения атмосферы юго-западной части Алматинской области // Автореферат диссертации… Алматы, 1997.

  • нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар и углекислый газ, содержание которых в атмосфере в обычных условиях не достигает уровня, вредного для человека;
  • монооксид углерода, наличие которого характерно для выхлопов бензиновых двигателей;
  • оксиды азота, которые по мере пребывания в атмосфере соединяются с кислородом;
  • углеводороды (алкаин, алкены, алкадиены, цикланы, ароматические соединения);
  • альдегиды;
    сажа;
  • соединения свинца

серистый ангидрид

Чувствительность населения к действию загрязнения зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, температуры, влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, считаются более уязвимыми.
Среди факторов прямого действия (все, кроме загрязнения окружающей среды) загрязнение воздуха занимает, безусловно , первое место, поскольку воздух – продукт непрерывного потребления организма.
Дыхательная система человека имеет ряд механизмов, помогающих защитить организм от воздействия загрязнителей воздуха. Волоски в носу отфильтровывают крупные частицы. Липкая слизистая оболочка в верхней части дыхательного тракта захватывает мелкие частицы и растворяет некоторые газовые загрязнители. Механизм непроизвольного чихания и кашля удаляет загрязненные воздух и слизь при раздражении дыхательной системы.
Тонкие частицы представляют наибольшую опасность для здоровья человека, так как способны пройти через естественную защитную оболочку в легкие. Вдыхание озона вызывает кашель, одышку, повреждает легочные ткани и ослабляет иммунную систему.
Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения состоит в следующем.
Взвешенные частицы. Частицы пыли размером от 0,01 до 100 мкм классифицируются следующим образом:
более 100 мкм – осаждающиеся,
менее 5 мкм – практически неосаждающиеся.
Частицы первого типа безвредны, поскольку быстро осаждаются либо на поверхности земли, любо в верхних дыхательных путях. Частицы второго типа попадают глубоко в легкие. Установлено присутствие соединений углерода, углеводорода, ароматических веществ, мышьяка, ртути и др. в легких вследствие проникновения пыли, а также связь с частотой заболевания раком, хроническим заболеванием дыхательных путей, астмой, бронхитом, эмфиземой легких. Резкое увеличение частоты хронических бронхитов начинается с концентрации 150 – 200 ******
Сернистый ангидрид. Оказывает пагубное влияние на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вызывает бронхиальную закупорку.
Оксиды азота. Диоксид азота и фитохимические производные являются побочными продуктами нефтехимических производств и рабочих процессов дизельных двигателей. Оказывают влияние на легкие и на органы зрения. Начиная с 150 ****, при длительных воздействиях происходит нарушение дыхательных функций.
Озон. Повышение концентрации оксидов азота и углеводородов под действием солнечной радиации порождает фотохимический смог (озон, ПАН и др.) Фоновая концентрация озона в природе 20 – 40 ***. При 200 *** наблюдается заметное негативное воздействие на организм человека.
Монооксид углерода. При: сжигании топлива в условиях недостатка воздуха, СО генерируется в процессе работы автомобильных двигателей. Соединяясь с гемоглобином, из вдыхаемого воздуха попадает в кровь, препятствуя насыщению крови кислородом, а следовательно, и тканей, мышц, мозга. При концентрации 20 – 40 *** в течение 1 часа содержание гемоглобина в крови повышается на 2 – 3 %, что вызывает ослабление зрения, ориентации в пространстве, реакций.
Основными представителями альдегидов, поступающих в атмосферный воздух с выбросами автомобилей, являются формальдегид и акролеин. Действие формальдегида характеризуется раздражающим эффектом по отношению к нервной системе. Он поражает внутренние органы и анактивирует ферменты, нарушает обменные процессы в клетке путем подавления цитоплазматического и ядерного синтеза.
Биологическое действие фотооксидантов (смесь озона, диоксида азота и формальдегида) на клеточном уровне подобно действию радиации, вызывает цепную реакцию клеточных повреждений.

Проблема использования этилированного бензина
В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, который разрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Тетраэтилсвинец используют в качестве добавки, повышающей октановое число бензина низких марок (А-76, А-80). После такой “операции” бензин продаётся как высокооктановый (А-91, А-93, А-95).
С момента начала использования такого топлива (1923 г.) выброс свинца в окружающую среду непрерывно возрастает. Годовое потребление свинца для бензина на душу населения составляло до недавнего времени в США около 800 г. Близкое к токсическому уровню содержание свинца в организме наблюдалось у дорожных полицейских и у тех, кто постоянно подвергается воздействию выхлопных газов автомобилей. Исследованиями было показано, что в организме голубей, живущих в Филадельфии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности.
В 70-х годах учёными установлена прямая зависимость между содержанием свинца, являющегося нейротоксином, в организме детей и уровнем их умственного и физического развития. Даже в малых концентрациях свинец вызывает трудности в овладении навыками чтения и письма, приводит к потере слуха, повышенной активности и ослаблению внимания. Проведённые исследования у взрослых показали повышенное кровяное давление, гипертонию, вызванную небольшим количеством свинца, что, как известно, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время в США и других развитых странах принимаются все меры для запрещения использования этилированного бензина.
Средняя дневная концентрация свинца в атмосферном воздухе Алматы превышает норму в 5 раз, а среднегодовой уровень более чем в два раза. Ежегодно на головы жителей Алматы выпадает 200 тысяч тонн вредных для здоровья выбросов, в число которых входит и свинец. Основным источником выделения свинца в городских условиях является этилированный бензин.
Анализы мочи показали, что содержание свинца в моче у населения Алматы в 3-4 раза выше, чем у населения менее загрязнённых сельских населённых пунктов, и почти в два раза выше, чем у населения пригородов. Значительно загрязнены свинцом и почвы города (см. карту состояния почв).
Министерством экологии и природных ресурсов РК при поддержке Всемирного банка, правительства Дании, правительства Великобритании проведён региональный семинар по проблеме выведения свинца из бензина. В его работе приняли участие представители Словении, Азербайджана, Узбекистана, Грузии, Дании, Казахстана. Этот семинар проводился под эгидой программы разработки национальных обязательств по выведению свинца из бензина в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане. Участниками были обсуждены следующие вопросы: основные проблемы здоровья населения, общественное осознание “свинцовой” проблемы, а также намечен ряд мероприятий и действий для уменьшения негативного влияния свинца. Признав выведение свинца приоритетной экологической задачей, страны-участницы приняли следующие обязательства: выведение всех свинцовых добавок из бензина к 2005 году, сокращение использования этилированного бензина до 20 % к 2002 году.

Большая роль в наведении порядка по использованию автомобильного топлива в г. Алматы принадлежит контролю за автозаправочными станциями.

Проблемы АЗС в Алматы

“Экологические” рекомендации водителям г. Алматы

Надеемся, что, следуя нижеприведенным советам, водители займут правильную гражданскую позицию в отношении охраны окружающей среды своего города и присоединяться к лозунгу “Южной столице чистый воздух”.

  • 1. Необходимо выдерживать как можно более равномерную скорость движения (в этом случае значительно уменьшаются выбросы в атмосферу от Вашего автомобиля).
  • 2. Для проезда по улицам города Алматы в системе “Зеленая волна” (без остановок на светофорах) необходимо выдерживать следующие параметры движения:
    – в квадрате улиц Райымбека – Сейфулина – Сатпаева -Достык и в квадрате улиц Тимирязева – Жандосова – аль-Фараби с 8-00 ч. до 10-00 ч. и с 17-00 ч. до 19-00 ч. двигаться со скоростью 45 км/ч,
    – в остальное время дня по данным улицам рекомендуется движение со скоростью 50 км/ч.
    – при осложнении погодных условий (дождь, туман, гололед и т.п.) система срабатывает при движении со скоростью 30 км/ч.
  • 3. При длительных остановках на светофорах (например при ожидании проезда эскорта автомобилей с сопровождением и т.п.) необходимо глушить двигатель.
  • 4. В целях исправной работы топливоподачи рекомендуется проверять двигатель Вашего автомобиля не реже 2 раз в год на специализированных точках контроля за токсичностью.
  • 5. При замене масла в двигателе ни в коем случае нельзя сливать отработанное масло в почву. Помните, что все в природе взаимосвязано и Ваше слитое масло попадая в грунтовые воды, загрязнит их в северной – нижней части города. Замену масла лучше производить на специализированных точках, тем более, что эта процедура в большинстве случаев или бесплатная или стоит достаточно дешево.
  • 6. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды города свинцом необходимо отказаться от заправки автомобиля в сомнительных точках продажи (здесь может оказаться этилированный бензин). К тому же такой бензин может повредить двигателю Вашей машины.
  • 7. Категорически запрещается въезд на автомобилях в зеленые зоны города (парки, скверы, рощи и т.п.), что наносит непоправимый вред экосистемам этих уголков города.
  • 8. Проезжая по улицам города не выбрасывайте из окон своих авто различный мусор (фантики, пачки от сигарет, пластиковые бутылки и т.п.). Невыполнение этого требования говорит о Вашей низкой культуре и, к тому же, может повлечь за собой приличный штраф.
  • 9. Всем водителям города Алматы рекомендуется придерживаться Всемирного Дня без машин, который ежегодно отмечается во всем мире 19 апреля.

Выбросы от автотранспорта в атмосферу

Угарный газ и окислы азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком глушителя автомобиля — вот одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования. По расчетам специалистов, «вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества. Основными источниками загрязнения воздушной среды автомобилей являются отработавшие газы ДВС, картерные газы, топливные испарения.

Вредные вещества, загрязняющие атмосферу

Образование токсичных веществ — продуктов неполного сгорания и окислов азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания — расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива.

К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы (ОГ), картерные газы и топливные испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), окислы азота (NOX), бенз(а)пирен, альдегиды и сажу. Картерные газы — это смесь части отработавших газов, проникшей через неплотности поршневых колец в картер двигателя, с парами моторного масла. Топливные испарения поступают в окружающую среду из системы питания двигателя: стыков, шлангов и т.д. Распределение основных компонентов выбросов у карбюраторного двигателя следующее: отработавшие газы содержат 95% СО, 55% СХHY и 98% NOX, картерные газы по — 5% СХHY, 2% NOX, а топливные испарения — до 40% СХHY.

В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2, О3, С, СО, СО2, СН4, CnHm, CnHmО, NO, NO2, N, N2, NH3, HNO3, HCN, H, H2, OH, H2O.

Основными токсичными веществами — продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды.

Вредные токсичные выбросы: СО, NOX, CXHY, RXCHO, SO2, сажа, дым.

СО (оксид углерода) — этот газ без цвета и запаха, более легкий, чем воздух. Образуется на поверхности поршня и на стенке цилиндра, в котором активация не происходит вследствие интенсивного теплоотвода стенки, плохого распыления топлива и диссоциации СО2 на СО и О2 при высоких температурах.

Во время работы дизеля концентрация СО незначительна ( 0,1…0,2%). У карбюраторных двигателей при работе на холостом ходу и малых нагрузках содержание СО достигает 5…8% из-за работы на обогащенных смесях. Это достигается для того, чтобы при плохих условиях смесеобразование обеспечить требуемое для воспламенения и сгорания число испарившихся молекул.

NOX (оксиды азота) — самый токсичный газ из ОГ.

N — инертный газ при нормальных условиях. Активно реагирует с кислородом при высоких температурах.

Выброс с ОГ зависит от температуры среды. Чем больше нагрузка двигателя, тем выше температура в камере сгорания, и соответственно увеличивается выброс оксидов азота.

Кроме того, температура в зоне горения (камера сгорания) во многом зависит от состава смеси. Слишком обедненная или обогащенная смесь при горении выделяет меньшее количество теплоты, процесс сгорания замедляется и сопровождается большими потерями теплоты в стенке, т.е. в таких условиях выделяется меньшее количество NOx, а выбросы растут, когда состав смеси близок к стехиометрическому (1 кг топлива к 15 кг воздуха). Для дизельных двигателей состав NOx зависит от угла опережения впрыска топлива и периода задержки воспламенения топлива. С увеличением угла опережения впрыска топлива удлиняется период задержки воспламенения, улучшается однородность топливовоздушной смеси, большее количество топлива испаряется, и при сгорании резко (в 3 раза) увеличивается температура, т.е. увеличивается количество NOx.

Кроме того, с уменьшением угла опережения впрыска топлива можно существенно снизить выделение оксидов азота, но при этом значительно ухудшаются мощностные и экономические показатели.

Гидроводороды (СxНy) — этан, метан, бензол, ацетилен и др. токсичные элементы. ОГ содержат около 200 разных гидроводородов.

В дизельных двигателях СxНy образуются в камере сгорания из-за гетерогенной смеси, т.е. пламя гаснет в очень богатой смеси, где не хватает воздуха за счет неправильной турбулентности, низкой температуры, плохого распыления.

ДВС выбрасывает большее количество СxНy, когда работает в режиме холостого хода, за счет плохой турбулентности и уменьшения скорости сгорания.

Дым — непрозрачный газ. Дым может быть белым, синим, черным. Цвет зависит от состояния ОГ.

Белый и синий дым — это смесь капли топлива с микроскопическим количеством пара; образуется из-за неполного сгорания и последующей конденсации.

Белый дым образуется, когда двигатель находится в холодном состоянии, а потом исчезает из-за нагрева. Отличие белого дыма от синего определяется размером капли: если диаметр капли больше длины волны синего цвета, то глаз воспринимает дым как белый.

К факторам, определяющим возникновение белого и синего дыма, а также его запах в ОГ, относятся температура двигателя, метод образования смеси, топливные характеристики (цвет капли зависит от температуры ее образования: при увеличении температуры топлива дым приобретает синий цвет, т.е. уменьшается размер капли).

Кроме того, бывает синий дым от масла.

Наличие дыма показывает, что температура недостаточна для полного сгорания топлива.

Черный дым состоит из сажи.

Дым отрицательно влияет на организм человека, животных и растительность.

Сажа — представляет собой бесформенное тело без кристаллической решетки; в ОГ дизельного двигателя сажа состоит из неопределенных частице с размерами 0,3… 100 мкм.

Причина образования сажи заключается в том, что энергетические условия в цилиндре дизельного двигателя оказываются достаточными, чтобы молекула топлива разрушилась полностью. Более легкие атомы водорода диффундируют в богатый кислородом слой, вступают с ним в реакцию и как бы изолируют углеводородные атомы от контакта с кислородом.

Образование сажи зависит от температуры, давления в камере сгорания, типа топлива, отношения топливо-воздух.

SO2 (оксид серы) — образуется во время работы двигателя из топлива, получаемого из сернистой нефти (особенно в дизелях); эти выбросы раздражают глаза, органы дыхания.

SO2; H2S — очень опасны для растительности.

Главным загрязнителем атмосферного воздуха свинцом в Российской Федерации в настоящее время является автотранспорт, использующий этилированный бензин: от 70 до 87 % общей эмиссии свинца по различным оценкам. РЬО (оксиды свинца) — возникают в ОГ карбюраторных двигателей, когда используется этилированный бензин, чтобы увеличить октановое число для уменьшения детонации (это очень быстрое, взрывное сгорание отдельных участков рабочей смеси в цилиндрах двигателя со скоростью распространения пламени до 3000 м/с, сопровождающееся значительным повышением давления газов). При сжигании одной тонны этилированного бензина в атмосферу выбрасывается приблизительно 0,5… 0,85 кг оксидов свинца. По предварительным данным, проблема загрязнения окружающей среды свинцом от выбросов автотранспорта становится значимой в городах с населением свыше 100 000 человек и для локальных участков вдоль автотрасс с интенсивным движением. Радикальный метод борьбы с загрязнением окружающей среды свинцом выбросами автомобильного транспорта — отказ от использования этилированных бензинов. По данным 1995г. 9 из 25 нефтеперерабатывающих заводов России перешли на выпуск неэтилированных бензинов. В 1997 году доля неэтилированного бензина в общем объеме производства составила 68%. Однако, из-за финансовых и организационных трудностей полный отказ от производства этилированных бензинов в стране задерживается.

Альдегиды (RxCHO) — образуются, когда топливо сжигается при низких температурах или смесь очень бедная, а также из-за окисления тонкого слоя масла в стенке цилиндра.

При сжигании топлива при высоких температурах эти альдегиды исчезают.

Загрязнение воздуха идет по трем каналам: 1)ОГ, выбрасываемые через выхлопную трубу (65%); 2)картерные газы (20%); 3)углеводороды в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов (15%).

Объём выбросов от автомобилей в России продолжает расти

В общей сложности в России за последние шесть лет объём выбросов от автомобильного транспорта в атмосферу увеличился на 14%, причём из них прирост за 2017-ый сравнительно небольшой – 2,5% – что соответствует 350 000 тонн прибавки. Согласно информации Росприроднадзора, показатель к концу прошлого года достиг примерно 14,5 миллиона тонн.

Эксперты выяснили, что количество оксида углерода, диоксида азота, сернистого ангидрида, аммиака и сажи в атмосфере с 2012 года стало больше на 9-16%. При этом уровень содержания метана за тот же период уменьшился в два раза. По мнению специалистов, в стране сейчас насчитывается слишком много старых машин, которые не отвечают современным эконормам.

По данным ГИБДД, на конец 2017 года количество зарегистрированных в стране автомототранспортных средств составило примерно 59 700 000 экземпляров. При этом с 2012 года число легковых автомобилей увеличилось на 15%, а грузовых машин и автобусов – на 5%.

Как сообщают «Известия», в Минприроды оценивают динамику объёма вредных веществ в атмосферу положительно. По мнению ведомства, в последние десять лет удаётся удерживать выбросы от автотранспорта на уровне 13-14 миллионов тонн: эту заслугу приписали мерам, которые реализует правительство РФ. Поясним, имеется в виду запрет на ввоз в РФ машин ниже экостандарта «Евро-5» и производство в стране бензина соответствующего класса.

В Минприроды считают, что автотранспорт нужно продолжать переводить на газомоторное топливо. Сейчас РФ находится на 14 месте в мире по объёму таких машин (всего их насчитывается порядка 120 000 единиц). Однако, если учитывать запасы газа в РФ, то можно предположить, что страна может выйти в лидеры соответствующего рынка.

Другой вариант снижения объёмов выбросов вредных веществ – переход на электромобили и гибриды. Он обсуждался множество раз, и всё сводилось к замкнутому кругу: достаточной инфраструктуры для развития такого транспорта в стране нет, так как мало «розеточных» машин, а покупать их россияне не стремятся из-за дороговизны и неразвитой инфраструктуры.

Ранее сообщалось о том, что в России разрабатывают меры поддержки электромобилей. Масштабную программу стимулирования спроса на «розеточный» транспорт Минэкономики, Минпромторг и Минфин обещают подготовить к лету 2018 года. В числе вариантов помощи сегменту предлагается обнулить ставку импортной пошлины на электрокары, ввести льготное автокредитование, лизинг и автострахование для владельцев таких машин.

Наземный транспорт

Существующие средства наземного пассажирского транспорта не успевают удовлетворять потребности в перемещении быстро растущего населения городов, раскинувшихся на обширных территориях. Только в Москве свыше 10 млрд. пассажиров ежегодно пользуются метро, автобусом, трамваем, троллейбусом.

Проблему пытаются решить главным образом за счёт наращивания парка автобусов. Это влечёт за собой увеличение расхода жидкого топлива и, следовательно, увеличения выброса в атмосферу вредных веществ.

Трамвай и троллейбус, использующие в качестве “топлива” электричество, полностью отвечают экологическим требованиям.

Трамвай

Трамвай лидирует в списке наиболее популярных транспортных средств отнюдь не случайно. Главное его достоинство в том, что он практически не загрязняет окружающую среду. Однако у трамвая есть и свои минусы. К сожалению, его отличает низкая маневренность, требуется довольно значительные капитальные затраты при сооружении новых трасс, да и самым “тихим” средством передвижения трамвай не назовёшь.

Шум трамвая создаётся тяговым двигателем, тормозной системой, вибрацией кузова, качением колёс по рельсам. Интенсивность этого шума зависит также от состояния трамвайного пути и контактной сети. Снижению уровня шума может способствовать применение экранирующих шум фальшбортов со звукопоглотителями, закрывающими колёса.

Для уменьшения шума на некоторых трамвайных путях применяют резиновые прокладки.

Наибольшего снижения трамвайного шума можно добиться путем уменьшения, исходящего от колёс. Хорошие результаты дают амортизационная прокладка между ободом колеса и диском или подача на колёса графитного раствора.

Троллейбус

Троллейбус — наиболее экономичный и дешевый, не загрязняющий окружающую среду вид транспорта. Он экономичнее автобуса, меньше потребляет энергии, надежнее и проще в эксплуатации, не использует кислород и не отравляет воздух отработавшими газами.

Сегодня троллейбусы используют в основном для пассажирских перевозок в крупных городах. Они проще по устройству, чем автобусы, техническое обслуживание их менее трудоемко, а пуск в холодное время года не создает проблемы.

Шум троллейбусов близок по уровню к шуму легковых автомобилей. По спектру он имеет низкочастотный характер. Такой шум легче переносится человеком, чем шум от трамваев, который значительно выше и по уровню аналогичен шуму грузового транспорта.

Прежде всего, шум троллейбусов обусловлен работой двигателя, качением колес по дорожному покрытию и работой вспомогательных электрических машин. При движении от работы двигателя и качения колес возникает вибрация ограждающих конструкций; шум производят также неплотно пригнанные окна и двери. В связи с этим уменьшение шума троллейбуса может быть достигнуто применением эластичных амортизаторов, уплотнением креплений оконных стёкол, балансировкой механизма двигателя и передачи.

…Какой вид транспорта наносит наибольший ущерб экологии?

Комментарий АиФ.ru: На сегодняшний день одна из приоритетных задач для развитых государств заключается в том, чтобы минимизировать вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье человека. В Государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 2008 году» говорится, что «на первом месте по степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения находится автомобильный транспорт и предприятия его обслуживания».

Главный источник загрязнения – это выхлопные газы автотранспорта. Они содержат опасные для экологии и здоровья человека химические соединения: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажу, сернистый ангидрид, тетраэтилсвинец и другие. Отрицательное влияние также оказывают шум, вибрация, электромагнитное излучение от автотранспорта. Более того, большая часть автомобилей, которая ездит по российским дорогам, не отвечает современным требованиям по выбросам в атмосферу и значительно «грязнее» зарубежных аналогов.

Нужно отметить, что серьезную лепту в загрязнение атмосферы вносит и воздушный транспорт. Прежде всего, это загрязнение воздуха аэропортов и прилегающих к ним территорий вредными веществами, содержащимися в выбросах воздушных судов в момент их взлета и посадки, в частности сернистым ангидридом, оксидом углерода и другими.

Существует и более безопасный с точки зрения охраны окружающей среды транспорт. Так, согласно исследованиям, проводившимся в 2006 году, минимальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу были зафиксированы у речного и морского транспорта. Для сравнения, в 2006 году автомобили выбросили в атмосферу 9356 тысяч тонн угарного газа, железнодорожный транспорт – 36,7 тысяч тонн угарного газа, а речной и морской – 14,9 и 11,6 тысяч тонн соответственно. Морские суда также занимают нижние строчки по количеству выбросов других вредных веществ.

По данным на 2012 год, экологический ущерб от функционирования транспортного комплекса России составляет более 3,5 млрд долларов США в год — и продолжает расти. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3,1%. В целом общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн тонн. Учитывая все эти факторы, одним из приоритетных направлений транспортной политики уже сейчас должно стать переключение части грузопотоков с автомобильного транспорта на внутренний водный.

Большинство транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, выделяют в воздух множество загрязняющих веществ, включая диоксид азота, углеводороды и ультрадисперсные химические частицы. Вдыхание этих веществ может способствовать возникновению широкого спектра проблем со здоровьем, включая болезни сердца и легких, неврологические нарушения, а также нарушения работы репродуктивной и иммунной систем.

Исследования подтвердили, что люди, которые живут вблизи оживленных дорог, подвергаются повышенному риску возникновения проблем со здоровьем. Но особенно уязвимыми являются маленькие дети, пожилые люди и пациенты с заболеваниями легких. Кроме того, с повышенным риском заболеваний сталкивается любой человек, который проводит много времени в дороге. Обратите на это внимание в жаркие солнечные дни, когда ускоряются химические реакции.

Фильтр? Это выход

Если вы закроете окна, фильтр салона и кондиционер помогут уменьшить количество загрязняющих веществ, попадающих в автомобиль. Большинство водителей знакомы с фильтром, который очищает воздух, попадающий в двигатель автомобиля (механик проверяет его и предлагает заменить во время обычной замены масла). Но салонный фильтр – это другое. Он находится за перчаточным ящиком, и его задача – очищать воздух, которым дышат пассажиры.

Не все фильтры салона автомобиля одинаковы. В 2014 году журнал «Экологическая медицина» (англ. Environmental Health) опубликовал исследование, согласно которому установленные в салоне воздушные фильтры удаляют 46% загрязняющих частиц, но не очищают воздух от диоксида азота (NO2) или углеводородных загрязнителей. Для этого салонному фильтру необходим фильтрующий элемент с активированным углем, который может снизить уровень оксида азота и углеводородов на 75% и 50% соответственно.

Эти фильтры доступны онлайн и в магазинах автозапчастей, но найти хорошую модель может быть непросто. «В отличие от фильтров для внутренних помещений, фильтры салона автомобиля не имеют маркировки, показывающих их эффективность потребителям», – говорит Ифанг Чжу, профессор в области гигиены окружающей среды Школы общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (США). Чжу имеет в виду обозначения HEPA (высокоэффективного дисперсного воздуха) и MERV (минимального значения по эффективности), которые являются регулируемыми стандартами. Они четко обозначают способность воздушного фильтра защищать воздух от загрязнения.

Ваш выбор – фильтр с активированным углем

Покупка фильтра с активированным углем для салона и его замена каждые 6-12 месяцев (в зависимости от частоты поездок) помогают улучшить качество воздуха в автомобиле.

Кроме того, полезна такая функция системы кондиционирования, как «рециркуляция воздуха». Она отключает воздухообмен между внутренней частью автомобиля и наружной средой, и вместо этого использует рециркуляционный воздух. Это может снизить уровень содержания загрязняющих веществ в салоне почти на 90%.

Важно: используйте эту функцию недолго. Исследование Чжу показало, что в течение 15 минут после ее включения увеличивается концентрация выдыхаемого углекислого газа (при наличии в салоне одного или двух человек) до 2500-4000 частей на миллион. Это может способствовать ухудшению скорости реакции, сонливости, головной боли и легкой тошноте. Если вы стоите в пробке более 15 минут, Чжу рекомендует отключать функцию рециркуляции на 1-2 минуты, чтобы углекислый газ мог рассеиваться, а затем снова включать ее. Эти меры не избавят вас от загрязнения воздуха в автомобиле полностью, но они могут быть полезны.

А чтобы сделать поездки в автомобиле еще более безопасными, почитайте, какие опасности может таить ваша любимая машина.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям:

Загрязнение окружающей среды транспортом

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России

2. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в ОС

3. Пути решения проблемы

Заключение

Список использованных источников

Введение

Человечество приходит к осознанию необходимости коренной трансформации отношения к природной среде и своей роли в окружающем мире. Решение экологических проблем современного общества связано с сохранением и созданием на Земле благоприятных природных условий жизни для людей, гармонизацией развития общества и природы.

Транспорт относится к главным загрязнителям атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Происходят деградация и гибель экосистем под действием транспортных загрязнений, особенно интенсивно на урбанизированных территориях. Остро стоит проблема утилизации и переработки отходов, возникающих при эксплуатации транспортных средств, в том числе и при завершении срока их службы. Для нужд транспорта в большом количестве потребляются природные ресурсы. Снижается качество окружающей среды из-за повышения уровня шумового воздействия транспорта. Это предопределяет необходимость разработки теоретических основ и методических подходов к решению экологических проблем в транспортном комплексе. Цель моей контрольной работы — это выявить, является ли автомобильный транспорт источником загрязнения окружающей среды. Здесь же я хочу поставить ряд задач, которые будут освещены в ходе моей контрольной работы:

— охарактеризовать автомобильно — дорожный комплекс России;

— ответить на вопрос какие загрязняющие вещества выбрасываются вместе с выхлопами двигателей автомобилей, распределить их по группам;

— отметить какие законопроекты по охране атмосферного воздуха уже существуют, а какие находятся пока на согласовании в различных краевых департаментах.

1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса в России

Автомобильный транспорт служит средством связи между местом проживания и местом работы, магазинами, местами развлечения и отдыха. Поселения и хозяйства вызывают необходимость развития транспорта, а новые пути сообщения и техническое совершенствование транспорта в свою очередь способствуют развитию поселений и хозяйства. Высокие скорости, обеспечиваемые автомобилем, и развитая дорожная сеть придали современному человеку большую мобильность. Развитие транспорта, строительство и поддержание транспортной инфраструктуры увеличивают вредные нагрузки на окружающую среду и человека посредством шума, загрязнения воздуха, разрушения ландшафтов и несчастных случаев.

Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным, 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Достигнутый уровень автомобилизации в России в настоящее время в 2 — 4 раза ниже этого уровня в западных странах. Производимые в России модели автомобилей на 8 — 10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

Состав автопарка по видам используемого топлива также остался прежним. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.

Состояние дорог в целом по России неблагополучное. Новые автомобильные дороги строятся крайне медленно. На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость, ровность и прочность. Это создает предпосылки возникновения транспортных происшествий.

В инфраструктуре транспортной отрасли насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. Они выполняют автомобильные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные услуги и осуществляют прочие виды деятельности. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду.

Основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% оксида углерода, 32% оксидов азота.

2. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в ОС

Отработавшие газы ДВС содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4 -5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы.

Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха.

Вторая группа. К этой группе относят только одно вещество — оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива не имеет цвета и запаха, легче воздуха. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Отравлению угарным газом часто подвержены водители автотранспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем или при прогреве двигателя в закрытом гараже.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом N0 — оксид азота и NO2 — диоксид азота. Это газы, образующиеся в камере сгорания ДВС при температуре 2800 С.

Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При высоких концентрациях оксидов азота возникают астматические проявления и отек легких. Вдыхая воздух, содержащий оксиды азота в высоких концентрациях, человек не имеет неприятных ощущений и не предполагает отрицательных последствий.

Четвертая группа. В эту группу входят различные углеводороды, то есть соединения типа СХНУ. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе.

Углеводороды токсичны и оказывают неблагоприятное воздействие на сердечнососудистую систему человека. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием.

Пятая группа. Ее составляют альдегиды — органические соединения содержащие альдегидную группу, связанную с углеводородным радикалом. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.

Шестая группа. В нее выделяют сажу и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа — частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах.

Седьмая группа представляет собой сернистые соединения — такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах по сравнению- с другими видами топлив, используемых на транспорте.

Сернистые соединения оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена и угнетению окислительных процессов, при высокой концентрации (свыше 0,01%) — к отравлению организма.

Восьмая группа. Компоненты этой группы — свинец и его соединения — встречаются в отработавших газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина.

В придорожном пространстве примерно 50% выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию. Добавление к бензину присадки Р-9 делает его высокотоксичным.

В развитых странах мира применение этилированного бензина ограничивается или уже полностью прекращено. В России он еще находит широкое применение. Однако ставится задача отказаться от его использования. Крупные промышленные центры и курортные местности переходят на использование неэтилированных бензинов.

Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки.

В местах заправки транспортных средств топливом и маслом происходят случайные разливы и намеренные сливы отработанного масла прямо на землю или в водоемы. На месте масляного пятна длительное время не произрастает растительность.

3. Пути решения проблемы

автомобильный транспорт атмосферный загрязнение

Экологическая обстановка Омской области критическая даже по нормам в России. Автотранспорт выбрасывает 270 тыс. тонн загрязнений в год. Это составляет 355 кг. на одного жителя, наглядно эту проблему можно представить так: за каждым пешеходом в центральной части года закреплена выхлопная труба автомобиля, и она выбрасывает ему в лицо отработанные газы двигателя в пять раз больше предельно допустимой концентрации.

Итак, существует три пути решения этой проблемы. Первый — тактический, краткосрочный: наладить жёсткий контроль над уровнем выхлопных газов хотя бы в центральной части города, где их концентрация наибольшая, и на въезде в город. Второй — стратегический: переход на экологически чистые виды топлива (растительные масла, водород и другие). Третий — производство и оснащение автомобилей двигателями новой конструкции, резко снижающими вредность выбросов на этом же топливе. А пока только остаётся порекомендовать омичам следующее: помнить, что все вредные выхлопы тяжелее воздуха, они скапливаются в припочвенном слое воздуха и заниженных слоях города. поэтому нужно держаться подальше от проезжей части и лучше стоять, чем сидеть. Держаться подальше от перекрёстков, где концентрация в три раза выше, чем на середине квартала. И, наконец, для передвижения по городу лучший вид транспорта, в экологическом отношении — трамвай. Он всегда расположен выше остальных, не имеет вредных испарений топлива и его маршруты по менее интенсивным транспортным артериям.

Заключение

Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Однако функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Вклад транспорта в ее загрязнение целесообразно оценивать в сопоставлении с другими отраслями хозяйства по всем компонентам экосистем: атмосфере, воде, почве, растительному и животному миру.

Транспорт — один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 70%, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности.

В своей контрольной работе я привела все примеры того, что автотранспорт является самым мощным источником загрязнения окружающей среды, в конце я хочу подвести итоги моей работы, ответив на задачи, поставленные во введении. Итак, численность автомобилей в России увеличивается, хотя треть автопарка сильно изношены, и подлежат списанию. В окружающую среду в ходе работы двигателей выбрасывается большое количество вредных веществ, таких как: азот, оксид углерода, углеводороды, альдегиды, сажа, сернистые соединения, свинец.

Экологическая обстановка в Омской области критическая даже по нормам в России. Автотранспорт выбрасывает 270 тыс. тонн загрязнений в год, что в четыре раза больше допустимых в России норм.

Экологическая проблема автотранспорта стоит остро не только у нас в регионе, поэтому необходимо искать пути её решения: переходить на экологически чистые виды топлива, либо, оснащать автомобили двигателями новой конструкции, а пока всего этого нет, нам приходится лишь приспосабливаться.

Список использованных источников

1. Окружающая среда: энциклопедический словарь — справочник. М.: прогресс 1999. 304 с.

2. Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 2000. 248 с.

3. Николайкин М.И. Экология: Учебник для вузов 3 е изд. — М.: Дрофа 2004. 624 с.

4. Вольная Кубань: «Мой город задыхается». — 13 декабря 2005 г.

5. Краевые известия: «Чем дышит наш город?». — 3 июня 2008 г.

6. Аргументы и факты: «Экологию курортов защитят от машин». — 13 мая 2009 г.

7. Вольная Кубань: «Чистота атмосферного воздуха — задача государственная». — 9 октября 2004 г.

8. Вольная Кубань: «За каждым пешеходом закреплена выхлопная труба». — 18 июля 2007 г.

Размещено на Allbest.ru