Зеркало заднего вида

Зеркала заднего вида обеспечивают для водителя обзор дороги сзади и с боков автомобиля и являются одним из необходимых элементов, обеспечивающих безопасность вождения. По своему назначению существует два типа таких зеркал:

  • внутреннее зеркало заднего вида (салонное);
  • наружные боковые зеркала (внешние).

Салонное и наружные зеркала

Основные требования к автомобильным зеркалам

Любое зеркало, установленное на автомобиле, должно соответствовать ряду обязательных требований:

  • через него должен полностью просматриваться участок ровной горизонтальной дороги позади автомобиля до линии горизонта;
  • четкое отражение предметов во время возникновения тряски и раскачивания автомобиля во время движения;
  • зеркало заднего вида не должно искажать форму и цвет отражаемых объектов;
  • конструкция зеркала должна обеспечивать его травмобезопасность, в том числе отсутствие острых кромок, образование опасных осколков при разбитии и т.д.;
  • крепление внутрисалонного зеркала должно обеспечивать складывание или отламывание при ударе о него головой водителя или пассажира во время аварии;
  • наружные зеркала не должны превышать габаритные размеры автомобиля по ширине более чем на 20 см;
  • корпус наружных зеркал должен иметь возможность складывания при столкновении с каким-либо объектом, в том числе пешеходом.

Устройство зеркала заднего вида

Устройство зеркала заднего вид:
1 — стекло наружного зеркала; 2 — разъем; 3 — крышка; 4 — держатель зеркала.

Конструктивно как внутреннее, так и наружное зеркало заднего вида (боковые зеркала) состоит из следующих основных частей:

  1. Оптического (отражающего) элемента;
  2. Корпуса с кронштейном крепления;
  3. Механизма регулировки угла наклона оптического элемента;
  4. Системы обогрева оптического элемента (на некоторых моделях).

Оптический элемент является основным элементом зеркала, который отражает свет и формирует отраженное изображение. Он представляет собой плоскопараллельное стекло с нанесенным на одну из его поверхностей отражающим (зеркальным) слоем, покрытым сверху защитным лаком.

По способу изготовления оптические элементы могут быть:

  • с отражающим слоем на внутренней поверхности стекла;
  • с отражающим внешним слоем.

Основными недостатками зеркал с внутренним зеркальным слоем является снижение четкости изображения из-за отражения части падающего света от внешней поверхности оптического элемента, а также высокая чувствительность к загрязнению, в результате чего ухудшается обзорность.

Зеркало с отражающим внешним слоем на оптическом элементе исключает отражение искажение и раздвоение отражаемых предметов, но при этом отражающий слой без эффективной защиты подвержен различным механическим повреждениям и коррозии.

По типу оптического элемента зеркала подразделяются на:

  • плоские;
  • панорамные (сферические);
  • многосекционные (сфериксные).

Плоская оптика может обеспечить только минимальный угол обзора, но при этом не искажает отражаемые предметы и расстояние до них.

Панорамное зеркало заднего вида позволяет увеличить обзор и уменьшить размер «мертвых зон» автомобиля, однако при этом происходит небольшое искажение формы отражаемых объектов и визуально увеличивает расстояние до них.

Панорамное зеркало заднего вида

Многосекционное зеркало состоит из основной и вспомогательной (одной или нескольких) отражающих поверхностей различного типа. Это позволяет практически устранить «мертвые зоны».

Способы применяемые для защиты водителя от ослепления

Применение оптического элемента клинового типа для внутренних зеркал

На таких зеркалах внешняя и внутренняя поверхность стекла, на которую нанесен отражающий слой, расположены не плоскопараллельно, а под некоторым углом друг другу. В корпусе установлен специальный механизм, при помощи которого оптический элемент может переводиться в одно из двух фиксированных положений.

В положении «день» более яркое отражение происходит от зеркального слоя. В положении «ночь» предметы менее ярко отражаются от наружной поверхности стекла оптического элемента. Переключение в одно из положений осуществляется вручную либо автоматически электроприводом по команде от датчиков освещенности.

Против ослепления

Использование элементов с переменной прозрачностью

Оптический элемент в таких зеркалах изготавливается из жидкокристаллического материала, помещенного между двух стекол.

В обычном режиме такой слой ярко отражает падающий свет. При попадании на него ослепляющего света специальные датчики выдают сигнал на электронную систему управления, подающую электроток на жидкие кристаллы, меняющие при этом свою прозрачность. В результате яркость отражения снижается.

Спектральная защита оптического элемента

При этом производится тонирование зеркала заднего вида специальными материалами, способными ослаблять в отраженном свете спектральные составляющие, которые ослепляют водителя. Однако эффективность такой защиты во многом зависит от индивидуальных особенностей зрения водителя.

Видео:

Обогрев задних зеркал

На многих моделях наружных боковых зеркал устанавливается система электрического обогрева оптических элементов, обеспечивающая их запотевание и удаление с них влаги и льда. Подогрев осуществляется электротоком от бортовой сети автомашины.

Подогрев зеркал

Существует три основных типа нагревательных элементов для обогрева наружных зеркал:

  1. Элемент в виде резистивной проволоки с термостойкой изоляцией, закрепляемый на обратной стороне отражающего стекла.
  2. Резистивный трафаретный элемент изготовляется из токопроводящей пасты, наносимой на полимерную пленку способом трафаретной печати.
  3. Сплошной резистивный отражающий элемент выполняется в виде пленки на обратной стороне оптического элемента, одновременно выполняющий функцию отражающего слоя.

Наружные зеркала с электрическим обогревом могут быть подключены двумя основными способами:

  • параллельным подсоединением к электроцепи обогрева заднего стекла, если потребляемая мощность нагревательных элементов зеркал небольшая (до 10-12 Вт);
  • подключением к отдельной электроцепи, включающей предохранитель на 5-7,5 А, выключатель и реле.

Регулировка автомобильных зеркал

Большинство внутренних и некоторые наружные зеркала с неподвижным относительно корпуса оптическим элементом регулируются простым поворотом зеркала на кронштейне крепления.

Регулировка зеркал

В более сложных конструкциях оптический элемент может менять угол наклона относительно неподвижно закрепленного на кузове автомобиля корпуса при помощи дистанционного привода. Привод может быть тросиковым, рычажным или электрическим.

У тросиковых и рычажных механизмов рукоятка управления приводом располагается внутри салона вблизи крепления зеркала. Кнопки управления электроприводом зеркал обычно расположены на двери, панели приборов или центральной консоли. Сам механизм электропривода размещается в корпусе зеркала.

Видео:

От правильного выбора и регулировки зеркал заднего вида во многом зависит удобство управления автомобилем и безопасность движения на дорогах.

Mitsubishi Pajero 3.0 (6G72) Седой охотник ›
Бортжурнал ›
Разборка и ремонт механизма складывания бокового зеркала заднего вида. Часть 1

Всем привет!
Вот дошли руки и предлагаю вашему вниманию фотоотчет с комментариями по ремонту сломанного бокового зеркала заднего вида.

Что сразу хочется сказать.
Во-первых: комрады, не ломайте зеркала! У нового зеркала ценник космический! Найти БУшное зеркало для того чтобы снять оттуда сломанную деталь и заменить (как это описал LUBER78 в комментах к моей статье о поломке) лично у меня не получилось. А сама разборка зеркала и изготовление нового штока — задача не из простых. И если зеркало разобрать у вас худо-бедно получится (надеюсь эта статья поможет кому понадобится), то вот шток изготовить весьма непросто. Я не новатор — саму идею подглядел на форуме. Кто-то колхозит из болта, у кого-то есть знакомый токарь… но железка высокотехнологичная и требовательна к размерам.

Во-вторых: чтобы заменить сломанную деталь зеркало придется полностью снимать с машины, т.к. через сломанный шток проходит жгут проводов. Для снятия зеркала придется снимать обивку двери. Как это сделать, я описал в предыдущей статье.

В-третьих: использованные ниже фотографии сделаны в разные моменты работы, поэтому не судите строго, если где-то есть несоответствия в плане нахождения на месте тех или иных вещей. Я просто последовательно постараюсь изложить именно процесс разборки, а некоторые фотки были сделаны уже при сборке (как например с желтой изолентой вместо оригинального черного скотча). Думаю дальше поймете.

Запасайтесь терпением, приступим!

Полный размер

Вот так собственно выглядит сломанная деталь
Я не знаю, как правильно называются те или иные элементы, поэтому для ясности далее по тексту буду называть их именами, которые давал им сам в процессе работы. Так вот: шток отломился от основания. Целиком эта деталь основанием крепится к неподвижному кронштейну, закрепленному непосредственно в двери.

На мой взгляд, имеет смысл выполнить некоторые операции до снятия зеркала с двери. Так просто удобнее, если работаете один.

Полный размер

Снимаем и отключаем зеркальный элемент
Для этого переведите его джойстиком управления зеркалом в максимально верхнее положение и подсунув снизу пальцы рук аккуратным, но резким движением отщелкните его на себя, потом сдвиньте вниз. На зеркальном элементе снизу защелки, а сверху два неких крюка. Запомните (запишите) подключение проводов питания обогрева стекла отсоединяйте их и откладывайте зеркальный элемент на дальнюю полку.

Полный размер

Срываем и наполовину выкручиваем три болта крепления основания того самого штока от кронштейна в двери
Для этого снимаем пластиковую крышку снизу на кронштейне. Просто так эти болты открутить не получится. Они посажены на какую-то рыжую мастику или герметик. Отверткой, даже короткой, не выйдет, так как мешает нормально подлезть сама дверь, а усилие приложить надо немалое, иначе «свернете» шлицы болтов и тогда алес! Я использовал небольшой вороток с битой. В него очень удобно упереться снизу ладонью и сильно надавить, чтобы бита не проскакивала. Если уж совсем кисло, то болты можно погреть.

Полный размер

Я для этого приготовил паяльную станцию. Но мне не пригодилось, хватило усилия рук. Покупать ее для этих целей конечно безидейно ))) просто у меня была на работе.
Следующим действом будет отстегнуть и снять наружную внешнюю часть зеркала (та, которая в цвет кузова)

Полный размер

Аккуратно отгибайте защелки и толкайте от себя. Защелки достаточно жесткие. У меня одна уже была сломана, видимо кто-то уже лазил ))) Здесь же показал оригинальный черный скотч, вместо которого я в дальнейшем использовал простую изоленту. Дальше по тексту поймете.
Все, теперь можно снимать зеркало с двери. Снимаем обивку двери. Можно попробовать и не снимая, как написал Warakin в комментах к статье по снятию обивки, но по-моему это крайне неудобно.

Полный размер

Откручиваем три болта, отстегиваем разъем жгута проводов и приподняв кронштейн зеркала вверх (чтобы шпилька вышла из зацепления) снимаем зеркало

Полный размер

Оставшуюся на машине рану заклеиваем скотчем
Теперь приступаем к снятию разъема со жгута проводов, т.к. без этого ничего не выйдет — жгут надо будет вытаскивать.

Полный размер

Запоминаем (записываем или фотографируем) цветовую раскладку Не знаю, если цветовая раскладка одинаковая на всех машинах, то сделал вот такую схему, чтобы сэкономить время тому, кому понадобится. Обратите внимание, что два оранжевых провода одинаковые, чтобы не перепутать я пометил один из них маркером Полный размерНа разъеме есть замок. Плоской отверткой поддеваем его с защелок по краям и без фанатизма приподнимаем. Далее просто выдергиваем провода сначала верхнего к замку ряда, потом нижнего Полный размерЯ с вытаскиванием проводов протупил целый час. Замок поднят, а провода не вытаскиваются. Оказывается надо просто дернуть за провод посильнее. На конце самого разъема на проводе есть некий заусенец, который не дает вынуть провод простым движением.
Теперь начинаем разборку зеркала Полный размерОткручиваем до конца три болта, крепящие основание штока к кронштейну (те самые, не мастике) и отделяем кронштейн, вытаскивая из него жгут проводов Полный размерСхема расположения болтов
Сначала откручиваем 3 болта, крепящие механизм ориентации зеркального элемента (показаны красными стрелочками Полный размерОттягиваем его на себя и поддев плоской отверточкой отщелкиваем разъемы проводки. Запоминайте, какой слева, какой справа
Теперь откручиваем болты, показанные зелеными стрелочками, которые крепят платформу с механизмом складывания к корпусу зеркала Полный размерОткручиваем болты крепления поворотника, сдвигаем влево и вытаскиваем из посадочного места разъем, разъединяем его Полный размерОткручиваем два болта снизу
Теперь хитрыми манипуляциями типа кубика-рубика вытаскиваем платформу с механизмом складывания из корпуса зеркала.

Далее отсоединяем от платформы двигатель механизма складывания

Полный размерОткручиваем болты (вид с одной стороны) Полный размерВид с другой стороны
Пошатав, отсоединяем двигатель (он сидит на пластиковой шпильке) Полный размерВот он, механизм складывания. Как я и говорил выше, на нем будет оригинальный черный скотч на месте моей желтой изоленты (фотка сделана уже при сборке). Счищаем скотч
На сколько я понимаю, этот скотч призван закрыть щель крышки двигателя чтобы защитить от пыли внутренности. При сборке можно использовать и герметик, но такая мысль меня посетила уже позднее. При сборке закрыл изолентой, переделывать не стал. Полный размерПоддеваем и отщелкиваем защелки крышки двигателя с обеих сторон
Упс! Оказывается в статью нельзя вставить более 20 фотографий, поэтому продолжение в Части 2
Всем удачи и добра!

Фотосовет: Ремонт зеркала бокового с электроприводом своими руками

Практически любой современный автомобиль имеет базовые функции комфорта, которые водителю позволяют легко управлять транспортным средством. В случае неполадки, в том числе отказе электропривода боковых зеркал, автомобиль, находящийся на гарантии, конечно, лучше показать быстрее специалистам. Если же машина уже «отъездила» свой гарантийный срок, можно попытаться самостоятельно справиться с возникшей проблемой.

Оригинал статьи взят с vento-club.com

В разных плоскостях регулировку боковых зеркал выполняют два небольших электромоторчика постоянного тока при помощи червячного колеса и установочных винтов. Обычно кнопки управления электроприводом размещены в автомобилях на водительских дверцах. Но, в зависимости от модели авто, могут быть и другие вариации.

Поломки электропривода боковых зеркал могут быть электрическими и механическими.

Диагностика неисправностей электрических

Диагностику неисправности начинать нужно с проверки электрических неисправностей. Прежде всего, необходимо включить зажигание, но авто не заводить, затем, опустить стекла, нажать на клавиши регулировки положения зеркал. Если под кожухом не слышно характерного жужжания электромотора, значит, есть проблема в электроцепи привода. Первое, что потребуется сделать – проверить предохранитель, назначение и расположение которого указывается всегда в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля. Если дело в нем, т.е. он перегорел, необходимо заменить его новым соответствующего номинала, после чего обязательно проверить в устройстве состояние разъемов, убедиться, что на электродвигатели и панель управления поступает питание. Сделать это поможет мультиметр (в крайнем случае, контрольная лампа).

Диагностика неисправностей механических

Убедившись в исправности сетей электрических, необходимо провести диагностику повреждений механических. Вначале рекомендуется убедиться в надежности крепления их к элементам, фиксирующим на механизме привода. Стоит заодно проверить целостность деталей из пластика и всех защелок, которые после того, как снят зеркальный элемент, становятся доступными.

Дефект механизма легко определить при подаче на него питания. Устранять обнаруженный дефект, нужно не спеша и очень аккуратно. Особенной осторожности требует зеркало, которое в момент демонтажа легко повредить.

Как демонтировать зеркало

Разбирают зеркало, не снимая с машины: две защелки (красный цвет) нужно отодвинуть, приложив небольшое усилие, затем, раздвинуть, используя плоскую отвертку, направляющие (обозначены желтым). Такие действия проводят с четырех сторон, пока зеркало не «повиснет» на проводах подогрева.

Вот и проблема.

Теперь нужно снять накладку декоративную и открутить три винта. После этого, очень аккуратно, слегка покачивая, чтобы не сломалась защелка, снимается зеркало.

Разъединяется разъем.

Можно приступать к устранению неполадки.

Чтобы из корпуса извлечь привод, достаточно открутить три винтика.

Далее наступает очередь пыльника и задней крышки, которые нужно снять. Отстегиваем разъем.

Белую деталь, относительно которой вращается держащий зеркало элемент, тоже снимаем.

Теперь, чтобы выдвинуть как можно больше, привода сдвигаем в сторону (показано стрелкой), подсоединив к разъему на двери и снова к корпусу.

Одной из причин может быть то, что отломилась часть паза.

Чтобы устранить подобную поломку, достаточно воспользоваться трубочкой капельницы «задубевшей» от нефтепродуктов (бензина).

Трубочку, с предварительно нанесенным на нее клеем, надеваем на поломанный паз и обрезаем по месту. Для более надежного соединения с шариковым шарниром, на трубку подуем феном – под действием горячего воздуха ее верхняя часть сузится.

Вот так это выглядит.

Теперь осталось собрать все аккуратно в обратном порядке. Привод работает.

Другие возможные причины неработающего зеркала бокового вида с электроприводом

Вполне может быть, что вышел из строя сам моторчик с червячной передачей, который управляет складыванием зеркала (похож на те, которые устанавливают в китайские детские игрушки), или плата, отвечающая за смену отключение питания при возрастающей в конце хода нагрузки.

Может зеркало жужжать, но не складываться, если изношена шестеренка на валу с червяком. Такой ремонт зеркала бокового с электроприводом можно выполнить самостоятельно.

Левый и правый механизмы складывания и регулировки зеркал абсолютно одинаковы. Отличаются они только настройкой и подключением. После того, как зеркало собрано, но еще не установлена цветная накладка, нужно проверить правильность управления зеркалом: если при регулировки вертикального положения зеркало регулируется горизонтально, необходимо штекера квадратные.

Так выглядит управляющий орган складывающего механизма левого зеркала (сверху) и правого (снизу). Сазу видна разница в настройке: собирается правое зеркало в положении «разобрано», а левое – «собрано».

До того, как зеркало снимается с машины, его выставить нужно в положение «разобрано», чтобы и собрать в таком же разобранном положении (иначе, собирать нужно в «собранном» положении).

Разборка механизма складывающего левого зеркала.

Теперь его можно прикладывать к соответствующей части корпуса, при помощи которой зеркало крепится к стойке кузова.

Повернув механизм в положение «разобрано», собираем его в обратной последовательности. Ошибиться с углом поворота невозможно, поскольку поворачивается механизм на определенный угол. Его просто нужно повернуть от одного крайнего положения в другое.

Лада 2109 Гладиатор ›
Бортжурнал ›
Зеркало «Электроника ЗАП 01 ЭЧ» панорамное

К зеркалу я присматривался давно, однако покупать по ряду причин особо не торопился. И вот недавно, просматривая интернет, я увидел, что в продаже массово появились абсолютно новые зеркала, в заводской упаковке. Очевидно, где-то нашлась какая-то забытая партия. Мистика! Состояние и цена полностью устроили, и я решил его купить.
Такое Зеркало Автомобильное Панорамное (ЗАП) «Электроника ЗАП 01 ЭЧ» выпускало Ленинградское Объединение Электронного Приборостроения (ЛО ЭП) «Светлана». Выпускали их вроде со второй половины 80х годов. Цифровая индикация в зеркале на ВЛИ (как в электронной приборке).

ЛОЭП Светлана

Зеркало 1994 года выпуска, было упаковано в стандартную коробку.

Коробка от зеркала.

На коробке указаны дата производства, функционал зеркала и т.д.

Дата производства.
Функционал.
Производитель.

Само зеркало лежало в полиэтиленовой упаковке, внутри была инструкция, всё это располагалось на картонной подложке.

Зеркало, подложка, инструкция.

За индикацию отвечает вот такой процессор и ВЛИ (фото fiolet).

ВЛИ и процессор.

Из корпуса зеркала выходят два проводка, с кольцевыми наконечниками на концах.
Есть вариант исполнения с разъёмом, который можно отсоединить от зеркала.
На мой взгляд c разъёмом удобнее.

Провода из корпуса.
Вариант со штеккером.

Зеркало одевается на штатное зеркало при помощи пружинных зажимов.
На моём зеркале цена уже не указана. Годы рыночной экономики :).
Хотя я нашёл в интернете информацию, что в 1989 году зеркало стоило 32 рубля.
Ну тут на фото 30 руб. Странно! 30 рублей в то время — довольно большие деньги! Посудите сами — обычная стипендия студента 40 руб. А поесть (а вернее объесться в офицерской столовой голодному солдату можно было на 1 рубль.). Ну да ладно.

Полный размерЦена на корпусе зеркала.

На зеркале имеется куча кнопок. На мой взгляд самые нужные — установка часов.
Кнопки справа.

Кнопки.

Ползунок внизу слева — выключатель индикатора (цифр часов).

Выключатель (ползунок). Пояснения к кнопкам.
Клавиши (кнопки) управления. Технические характеристики.

По замерам:
Корпус: 312х75 мм.
Сам зеркальный элемент: 291×60 мм.

Ток при горящей индикации часов.

Я решил проверить работоспособность зеркала. Для чего, согласно инструкции, подключил короткий провод к минусу, длинный к плюсу источника питания.

Проверка

Выставил время, дал немного поработать.

Время на часах.

Пока отложил зеркало «на полку» :). Ну а ближе к лету опробую.

Всю инструкцию смысла выкладывать нет — вот пару основных моментов:

Из руководства.

Похожие зеркала были «Одесса», «Славутич», «Ритм»(Винница), «Полесье»(Гомель).

Похожие зеркала.

Ну вот пожалуй и всё.
Благодарю за внимание!