ЗИЛ парадный кабриолет

> Седан ЗИЛ 41041

СЕДАН ЗИЛ 41041

Кузов типа «СЕДАН», цельнометаллический сварной четырехдверный с двумя рядами сидений, ведущим задним мостом, жесткой балкой и главной передачей в отдельном картере

Количество мест, включая водителя 5
Масса сняряженного автомобиля, кг 3.030
Полная масса, кг 3.405
Максимальная скорость движения автомобиля с нагрузкой 2 человека, км/ч не менее 200
Время разгона с места о скорости 100 км/ч с нагрузкой 2 человека, с, не более 12
Контрольный расход топлива для автомобиля с полной массой, движущегося на прямой передаче, л/100 км:
При V=90 км/ч17
При V=120 км/ч 21
Модель двигателя ЗИЛ-4104
Тип двигателя V- образный, бензиновый, карбюраторный:
Число цилиндров 8
Внешний габаритный радиус поворота автомобиля по переднему бамперу, м, не более 8
Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 108х105
Рабочий объем, л 7,68
Степень сжатия 9,3:1
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с.) при 4.400-4.600 мин-1 232 (315)
Крутящий момент при 2.500-2.700 мин, не менее, Н.м (кгс.м) 610 (62)

View the embedded image gallery online at:
http://msc6.ru/prodazha/sedan#sigFreeId41534731e8

ЗИЛ-41041: роскошный седан сопровождения правительственных лимузинов

Когда в 1986 году создавался самый роскошный и защищенный советский лимузин ЗИЛ-41047 не многие могли подумать, что это последний выдающийся шедевр автомобильной промышленности уходящего СССР. Это величественная машина, которая к тому же послужила основой для целого ряда не менее интересных модификаций. Одной из них стал пятиместный седан ЗИЛ-41041, который фактически представляет собой укороченную и только чуть упрощенную версию лимузина.

История создания и производства

Автомобиль ЗИЛ-41041 разрабатывался как машина сопровождения лимузина ЗИЛ-41047 для того, чтобы кортеж полностью состоял из однотипных и почти одинаково выглядящих авто. Это и дань традициям, и практично, и просто очень солидно выглядит. В результате получился седан, самый роскошный и совершенный среди всех легковых авто, когда-либо произведенных в СССР.

Изначально было выпущено всего 2 автомобиля, используемых строго по назначению – сопровождать правительственные лимузины. Продолжение жизни модель получила в 1997 году, когда Юрий Лужков заказал заводу изготовление еще шести седанов для нужд московской мэрии. После этого ЗИЛ выполнил еще целый ряд аналогичных заказов от разных клиентов.

Было изготовлено всего 34 экземпляра автомобиля ЗИЛ-41041, но учитывая тот факт, что парадные кабриолеты делались на той же базе, часть седанов еще на стадии кузова «перерезались» в кабриолеты. Сейчас в закрытых частных коллекциях существует только около 15 автомобилей, что делает модель 41041 одной из самых эксклюзивных и раритетных машин в мире, как и лимузин, ради которого он был спроектирован.

Особенности модели

ЗИЛ-41041 – это роскошный автомобиль, причем до такой степени, что не верится в его советское происхождение. Но это действительно так, причем практически все детали и системы отечественного производства. Просто оцените некоторые особенности данного авто:

  • снаряженная масса – 3550 кг;
  • максимальная скорость – 200 км/ч;
  • объем 8-цилиндрового двигателя – 7,68 л;
  • разгон до 100 км/ч за 12 секунд;
  • КПП – 3-ступенчатая автоматика.

Но это хоть и удивительные, но технические параметры. А ведь обязательно следует обратить внимание на шикарнейшую отделку салона: если кожа, то только элитная, если ткани, то самые красивые, если дерево, то исключительно редкое и эксклюзивное. Салон комфортабелен и продуман до мелочей. Поражает климат-система, состоящая сразу из двух кондиционеров – отдельно для передних и задних пассажиров. Стоит ли упоминать о том, что все здесь сделано безукоризненно качественно и аккуратно, причем вручную?

Такое авто можно купить и сейчас

Не нужно расстраиваться от осознания, что эта прекрасная машина останется недостижимой мечтой. Ее можно купить у нас и сегодня. Из 34 существующих экземпляров одиннадцатью располагаем именно мы. У нас есть и новые авто, и совершенно эксклюзивный вариант – безупречно отреставрированная белая машина. А эксклюзивность заключается в том, что ЗИЛ принципиально не красил свои элитные авто в любой цвет, кроме черного. Исключение было сделано только для ЗИЛ-111 Валентины Терешковой. А у нас есть не только черные, но и белый ЗИЛ-41041, и он в превосходном состоянии!

Lobster01 ›
Blog ›
ЗиЛ 41041 и ГАЗ 14 «Чайка»: гараж особого назначения. Часть 2.

Головная оптика «Чайки» имеет омыватели, по одному на каждую фару. В те годы — редкость даже для иномарок.У ЗиЛа один двойной омыватель на обе фары плюс дворники. Интересно, что эти квадратные фары Bosch устанавливали еще на «Оку» и первые «Таврии»! На бампере можно видеть крепления для «стробоскопов», сами фары демонтировали еще в Москве, так же как «крякалку» и спецсвязь. Не положено!Задние фонари ЗиЛа большие, «наглядные», но без затей.Фонари «Чайки» рифленые, как у Мерседеса.

В целом экстерьер «Чайки» выглядит более уравновешенным и целостным. При взгляде на ЗиЛ-41041 создается ощущение, что у автомобиля нет общего стиля, единой концепции. В принципе, так оно и есть: сначала модель 4104 украсили статусными элементами декора, причем в два приема, а потом «купировали». Коротковат наш подопечный для такой массивной решетки радиатора, а салон его немного не дорос до огромного капота и багажника.

Тем не менее, ЗиЛ уступает «Чайке», длина которой более 6,1 м, совсем немного — 364 мм. Несмотря на то, что главные потери пришлись на салон, ЗиЛовская колесная база 3300 мм — только на 150 мм короче ГАЗовской.

Будь у нас ЗиЛ лимузин, он бы расставил все точки над i, ведь при длине 6330 мм этот автомобиль в свое время являлся самым большим в мире среди серийных. И самым тяжелым: снаряженная масса переваливала за 3,5 тонны у небронированных версий. По большому счету, категория «С» в правах нужна и для управления коротким 41041, его полная масса 3560 кг.

Так сразу с уверенностью и не скажешь, кто длиннее.

В машинах представительского класса главные, конечно же, пассажиры. Для них широко распахиваются большие и тяжелые двери, а высокие крыши не требуют сгибаться в три погибели. В эти автомобили не садишься, а буквально входишь. Но если в ЗиЛ вошел и плюхнулся на сиденье, то в «Чайке» нужно сделать еще шаг назад, прежде чем разместиться на очень удобном, отформованном для двух персон диване.

Подушка дивана расположена на оптимальной высоте, дверной проем высокий и широкий. По удобству посадки на заднее сиденье ЗиЛ-41041 может превзойти разве что Bentley State Limousine с наращенной крышей, на котором передвигается английская королева или любимый японскими якудза Toyota Century. Часть крыши этого автомобиля в момент посадки поднимается вверх.Дверной проем ГАЗ-14 чуть меньше, но места в салоне гораздо больше.ЗиЛ предлагает своим пассажирам широченный диван, который пружинит, как батут! Сиденья обтянуты шикарным велюром. Кожа на отечественных представительских автомобилях была не в чести, ею в лучшем случае обтягивали передние сиденья. На полу не коврики – ковры! На них ступала нога Юрия Михалыча. Даже с разложенными страпонтенами места для ног достаточно. Сами страпонтены тоже удобны, они гораздо лучше тех, что в ГАЗ-13 и ЗиЛ-111. Если же дополнительные сиденья сложить, человек ростом 180 см сможет вытянуть вперед не только ноги, но и носочки — и все равно не достанет до страпонтенов. Считается, что ГАЗ-14 — машина семиместная, но третьему пассажиру заднего ряда придется сидеть на бугре, упираясь ногами в центральный тоннель. То ли дело вдвоем. Роскошный диван «Чайки» по комфорту на порядок превосходит стандартные задние сиденья современных иномарок представительского класса.

Забудьте о дополнительных воздушных дефлекторах в центральных стойках кузова или крыше для задних пассажиров. И о дополнительном блоке управления климатической установкой с заднего дивана тоже. В «Чайке» кондиционер расположен в багажнике, и задние пассажиры первыми получают потоки прохлады! А водителю уже что достанется… На заводе имени Лихачева такую дискриминацию решили исключить и поставили две климатических установки с тремя отопителями!

ГАЗ-14 «Чайка». Кондиционер японский, но очень большой. Благо багажник позволяет разместить еще и огромную запаску и метровый домкрат. Данных об объеме багажника в литрах нет, только грузоподъемность – 70 кг. Хотя рамный автомобиль с рессорами в задней подвеске способен выдержать гораздо больше. Чтобы найти личинку замка багажника, нужно откинуть назад номерную рамку, под ней находится и горловина топливного бака на 100 литров. Багажник ЗиЛа глубже, это отражается в его грузоподъемности – 80 кг. Запаска в чехле, домкрат более безопасный — трапеция, для него предусмотрена специальная кожаная сумка на молнии. Объем бензобака 120 литров. Чтобы водитель ЗиЛа не запутался, на ключе зажигания изображена свеча, выдающая искру, на втором — ЗиЛовская корма с открытым багажником, причем корма именно короткой модели! Бирка на ключах еще московская. Водитель «Чайки» вообще может потерять ключ зажигания, на этот случай под панелью есть специальная потайная кнопка включения стартера.

Чайковский V8 не особо отличается от своего прародителя на ГАЗ-13, даже объем не изменился — 5,5 литра. Только теперь он выдает 220 л.с. вместо 195 л.с. Помогли изменение фаз газораспределения, доработка коллекторов и установка двух карбюраторов вместо одного. Для снижения шумности и повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими, а коленчатый вал снабжен гасителем крутильных колебаний.

ГАЗ-14 «Чайка». В глаза бросается большой зеленый корпус воздушного фильтра, один на два четырехкамерных карбюратора. Аккумуляторов тоже два.

Зиловский двигатель модернизирован более серьезно. Еще перед тем как попасть в моторный отсек 114-го, 6-ти литровый мотор 111-го превратился в 7-ми литровый, заодно получив алюминиевый блок цилиндров, четырехкамерный карбюратор и транзисторную систему зажигания. В итоге мощность возросла с 200 л.с. до 300 л.с., крутящий момент составил 559 Нм.

Первое время на 114-ый ставили 2-ступенчатую АКПП от 111-го, но она плохо справлялась с возросшей мощностью. В 1975 году появилась новая коробка — 3-ступенчатая. Все это позволило трехтонному автомобилю разгонятся до 100 км/ч за 13,5 секунд, почти на десять секунд быстрее, чем 111-ый. Максимальная скорость 190 км/ч. Появившийся затем ЗиЛ-117 лишился среднего ряда сидений, стал короче на 580 мм и легче на 200 кг. Максимальная скорость возросла до 200 км/ч, сделав его на долгие годы самым быстрым серийным автомобилем в СССР. Разгон с 0 до 100 км/ч занимал 13 секунд.

Для 4104 мотор еще раз форсировали, доведя его объем до 7,69 л, но мощность увеличилась только на 15 л.с. Крутящий момент изменился более значительно и составил 608 Нм, что позволило сохранить максимальную скорость на прежнем уровне, несмотря на возросшую до 3,5 тонн снаряженную массу. Динамика разгона даже улучшилась — на полсекунды. В таком виде карбюраторный ЗиЛовский мотор с двумя клапанами на цилиндр дожил до XXI века.

ЗиЛ-41041. Карбюратор один, такой иногда ставят на кроссовые ЗиЛ-130, желая поднять мощность. Аккумуляторов, как водится, два.

Как и ЗиЛ, «Чайка» оснащена 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. По сравнению с ГАЗ-13, за счет увеличенного передаточного отношения главной передачи, первые две скорости сделали покороче, а вместо диковинного кнопочного переключателя режимов поставили более привычный селектор с линейным ходом.

ГАЗ-14 «Чайка». Кнопка разблокирования рычага находится сверху на рукоятке… …ЗиЛ-овская расположена удобней — снизу, как раз под пальцами.

У обоих автомобилей рамная конструкция кузова, у обоих сзади мост на рессорах, а стояночный тормоз активизируется ножной педалью и действует на задние колеса. Но ЗиЛ — автомобиль классом выше, и потому некоторые элементы его конструкции прогрессивней, чем у «Чайки».

Например, у «Чайки» задние тормоза барабанные, тогда как у ЗиЛ-41041 на всех колесах дисковые. Современней и передняя подвеска — на шаровых опорах. Горьковчане тоже предлагали такой вариант для четырнадцатой, но потом оставили шкворни. Правда, у 41-го роль упругого элемента играют торсионы, а у «Чайки» — пусть и менее выносливые, но более легкие пружины. Есть отличия и в механизме рулевого управления.

Что касается интерьера, то «Чайка» и тут отличается единым стилем, тогда как ЗиЛ соткан из противоречий. И не беда, что настоящее дерево в салоне «Чайки» только на рукоятке селектора АКПП, а остальное — пленка с рисунком древесины, как на советской мебели, стиль выдержан великолепно.

Интерьерщики Горьковского автозавода впоследствии использовали многие элементы этого интерьера на «Волге» ГАЗ-3102 и ее модификации 31029. В частности, обод руля с ложбинкой под большие пальцы… …и панель приборов.

Продолжение продолжения здесь…

ЗИЛ

бензиновый

7,695 см3

315 л. с., при 4400 об/мин

108 мм

105 мм

Карбюратор

жидкостное

алюминий

100 (утилизация машины) тыс. км.

АИ-95

ЗИЛ-41047
Модель 2016 года.
Общие данные
Производитель Завод имени Лихачёва
Годы производства 1985—2002, 2010
Сборка ЗИЛ (Москва, СССР)
ЗИЛ (Москва, Россия)
Класс высший
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. лимузин (7‑мест.)
Двигатель
ЗИЛ-4104 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Конфигурация Цилиндров Клапанов Макс. скорость Разгон до 100 км/ч Диаметр цилиндра Ход поршня Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал ГБЦ Ресурс Тактность (число тактов) Рекомендованное топливо
Трансмиссия
3-ступенчатая гидромеханическая, гидротрансформатор и трёхступенчатая планетарная коробка передач
Массово-габаритные характеристики
Длина 6339 мм
Ширина 2086 мм
Высота 1500 мм
Клиренс 170 мм
Колёсная база 3880 мм
Колея задняя 1663 мм
Колея передняя 1643 мм
Масса снаряжённая — 3550, полная до 4110 кг
На рынке
Сегмент F-сегмент
← ЗИЛ-41045 ЗИЛ-4112Р →
Медиафайлы на Викискладе

ЗИЛ-41047 — автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин.

В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году было начато производство ЗИЛ-41047, пришедшего на смену модели ЗИЛ-41045. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Ранее, с 1976 по 1983 год, выпускалась модель ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-115) с модификациями, затем в период с 1983 по 1985 год – ЗИЛ-41045 с модификациями; обе модели отличались фарами круглой формы и рядом других технических параметров. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 г. Несколько остаточных экземпляров выпущены к 2017 году. В 2009 году для парадов на Красной площади заводом ЗИЛ были выпущены кабриолеты 410441 на основе модели 41041. Приняты не были из-за огромного короба тента, стоят на заводе (вместо них используются похожие «ЗИЛ-41041 АМГ» выпуска фирмы Атлант-Дельта). В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года был выпущен ещё один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трёх автомобилей ЗИЛ посвящён документальный фильм «Последний лимузин». Режиссёр фильма Дарья Хлёсткина упоминала, что из неофициальных источников ей стало известно, что автомобили не были приняты в последний момент из-за того, что выгодную сделку, используя некую «политическую линию», перехватило ателье, принадлежащее Дерипаске.

Технические характеристики

  • Двигатель карбюраторный типа V8
    • рабочий объём 7,68 л
    • Мощность 315 л. с. (232 кВт)
  • максимальная скорость – 190 км/ч
  • разгон с места до 100 км/ч – 12 с
  • снаряжённая масса – свыше 3500 кг
  • ведущий мост – задний
  • колеса стальные, сварные, шины бескамерные 245/70HP-16
  • тормоза дисковые, вентилируемые, с двумя независимыми контурами привода и двумя гидровакуумными усилителями
  • электрооборудование – однопроводная система с номинальным напряжением 12В

Основные модификации семейства ЗИЛ-41047

Гараж Януковича, ЗИЛ-410441 второй слева ЗИЛ-41041 АМГ на репетиции Парада Победы в 2018 году.

  • ЗИЛ-41047 – базовая модель с семиместным кузовом лимузин, колёсная база 3880 мм (1985–2000 гг.).
  • ЗИЛ-41041 – пятиместный седан, колёсная база 3300 мм (1986–2000 гг.).
    • ЗИЛ-41041 АМГ – кабриолет созданный для парадов на Красной площади производства фирмы Атлант-Дельта.
  • ЗИЛ-41042 – автомобиль-универсал для бригады реанимации (англ. ambulance; 1988–1992 гг.). Изготовлено 4 единицы.
  • ЗИЛ-4105 – лимузин со специальной защитой кузова (1988–1999 гг.).
  • ЗИЛ-4107 – автомобиль с оборудованием специальной связи (1988–1999 гг.).
  • ЗИЛ-41052 – лимузин со специальной защитой кузова (1988–2002 гг.).
  • ЗИЛ-41053 – лимузин, бронированный фирмой «Траско Бремен» (2 экземпляра). (1992 г).
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» – автомобиль сопровождения и охраны (1989–1999 гг.).
  • ЗИЛ-410441 – 2 штуки чёрного цвета для парадов в День Победы на Красной площади. Два до сих пор стоят на заводе, один продан четвёртому президенту Украины В. Ф. Януковичу в частную коллекцию (по состоянию на конец 2014 года экспонируются в музее коррупции в Межигорье). (2010 г). Имеют модернистские фары, как у Рейндж-Ровера. Не использовались, стоят на заводе (вместо них используются похожие «ЗИЛ-41041 АМГ» производства фирмы Атлант-Дельта). Замена цвета парадных автомобилей с серо-стального на чёрный объясняется тем, что вместо генералов в серых шинелях, принимавших главный парад 7 ноября в советское время, в 2001–2012 гг. парад 9 мая принимали гражданские министры обороны в чёрных костюмах. С 2008 г. парадный цвет сухопутных сил тоже не серый или болотный, а морской волны.

> В сувенирной индустрии

В журнальной серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини» вышла модель ЗИЛ-41047.

Примечания

  • Технические характеристики машины на официальном сайте «ЗИЛ»

Автомобили завода имени Лихачёва

Грузовые модели

ЗИЛ-164 • ЗИЛ-130 • ЗИЛ-138 • ЗИЛ-133 • ЗИЛ-4331 • ЗИЛ-433180 • ЗИЛ-5301 «Бычок»

Повышенной проходимости

ЗИЛ-157 • ЗИЛ-131 • ЗИЛ-135 • ЗИЛ-4334 • ЗИЛ-49061

Седельные тягачи

Представительские модели

Автобусы и спецтехника

В-1 • ЗИЛ-112С • ЗИЛ-118 • ЗИЛ-158 • ЗИЛ-134 • ЗИЛ-Э167 • ЗИЛ-2906

См. также

Министр обороны Сергей Шойгу проехал на параде Победы на новом кабриолете Aurus, а советские ЗИЛы окончательно ушли в прошлое. И это повод вспомнить историю всех парадных кабриолетов страны.

ЗИС-102

Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. В последнем предвоенном параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, который представлял собой лишенную крыши модификацию лимузина ЗИС-101. И это притом, что командующий парадом и принимающий его были на лошадях. Именно тогда же впервые прозвучало предложение пересадить военачальников с живых коней на железных. Однако Сталин был категоричен: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

ЗИС-110

Машины заменили лошадей лишь после смерти Сталина. Во время майского парада 1953 г., посвященного дню Международной солидарности трудящихся, на брусчатку Красной площади страны выехал четырехдверный фаэтон ЗИС-110Б, который представлял собой открытую версию лимузина ЗИС-110. Массивный автомобиль на основе лонжеронной рамы весил почти 2,5 тонны, поэтому специально для него был разработан новый двигатель. Под капот «сто десятого» был установлен рядный 8-цилиндровый мотор отдачей 140 лошадиных сил.

ЗИЛ-111В

К 1960-му ЗИС-110 устарел и технически, и морально, поэтому машины заменили новые кабриолеты ЗИЛ-111В, которые были построены на базе нового седана ЗИЛ-111. Автомобиль по тем временам был очень инновационным. Его дизайн напоминал американские модели тех лет, а под капот устанавливалась V-образная «восьмерка» нового семейства. Но главным техническим достижением все же стал двухступенчатый «автомат», впервые примененный на советском автомобиле. 111-й примечателен и тем, что именно на таком чествовали первого космонавта Земли — Юрия Гагарина.

ЗИЛ-111Д

С 1960 по 1962 г. было выпущено всего 12 кабриолетов ЗИЛ-111В, а затем производство машины было свернуто вместе с выпуском соплатформенного седана. Говорят, Хрущев лично распорядился обновить внешность представительских автомобилей. По легенде «генсеку» ЦК не понравилось, что машина была похожа на появившуюся годом позже «Чайку» (ГАЗ 13). Обновленный седан с новой внешностью получил и новое обозначение — ЗИЛ-111Г. А открытой версии машины присвоили индекс 111Д.

ЗИЛ-117В

ЗИЛ 111Д прослужил на парадах до начала 1970-х, после чего его поменяли на новое поколение правительственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В. Этот автомобиль базировался на агрегатах короткобазного седана ЗИЛ-117. У представительского советского автомобиля была и длиннобазная версия, которая имела индекс ЗИЛ 114.

ЗИЛ-115В

В 1977-м, к 60-летию Октябрьской революции, ЗИЛ обновил внешность своих правительственных моделей. У машин изменились пропорции и оформление передней и задней частей кузова. Новая машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой — ЗИЛ-4104. А в 1981-м на базе укороченных седанов построили новое поколение парадных кабриолетов, которые получили индекс ЗИЛ-115В.

ЗИЛ-41041

Кабриолеты ЗИЛ-115В прослужили на парадах больше четверти века. В 2006-м Министерство обороны вывело на брусчатку Красной площади принципиально новые машины. Три черных кабриолета официально назывались ЗИЛ-41041, но на деле представляли собой гибрид: внешне классические парадные ЗИЛы, но базировались они на шасси американских пикапов GMC Sierra. Более того, этим проектом занимался не ЗИЛ, который проиграл тендер Министерства обороны, а нижегородская компания «Атлант-Дельта».

Парадный кабриолет Aurus

Новый парадный кабриолет Aurus, который приходит на смену автомобилям ЗИЛ, построен на Единой модульной платформе ФГУП НАМИ. Кабриолет оснащен той же гибридной силовой установкой, что седан и лимузин Senat. Она включает в себя 4,4-литровый бензиновый турбомотор V8 мощностью 598 л. с. и электродвигатель. В паре с ними работает девятиступенчатый автомат KATE российского производства, а тягу на колеса передает система постоянного полного привода.

Самолёт президента России

Владимир Путин в салоне самолёта Ту-214СР во время следования на авиабазу ВКС России Хмеймим
в Сирии, 11 декабря 2017 года
Дмитрий Медведев и самолёт президента России в Намибии, 2009 год
Ил-96-300ПУ авиакомпании СЛО «Россия»
в аэропорту Внуково, 2015 год

Самолёт президента России — обобщающее название воздушных судов, перевозящих президентов России.

Роль самолёта президента России выполняют воздушные суда из авиационного парка специального лётного отряда «Россия», предназначенные для перевозки президента России и других государственных деятелей России. Президентский самолёт находится на балансе Управления делами президента.

История

С 1992 года президент России летал на самолётах Ил-62, Ту-154, Ту-134 и Як-40. До этого на самолётах Ил-18 летали руководители СССР Никита Хрущёв и Леонид Брежнев, на Ил-62 — Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачёв.

Основным президентским самолётом с 1996 года является четырёхдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300ПУ — значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Две буквы (ПУ) обозначения означают «пункт управления». В новейшей истории России президенты использовали четыре таких самолёта. Первый самолёт (RA-96012) начал использовать президент Борис Ельцин. В 2003 году был построен новый самолёт (б/н 96016) для президента Владимира Путина. В 2010 году президент Дмитрий Медведев заявил, что хочет расширить авиапарк президентских самолётов за счёт ещё двух таких моделей, построенных на Воронежском авиазаводе. Первый из них (RA-96020) был передан спецавиаотряду в декабре 2012 года. Второй (RA-96021) был передан СЛО «Россия» 30 января 2014 года. 25 апреля 2013 года был заключён госконтракт на поставку ещё одного, пятого самолёта Ил-96-300ПУ(М1), стоимостью в 5,2 млрд руб. Он был поставлен (RA-96022) 23 ноября 2015 года. 28 сентября 2015 года согласно тендеру ОАК поступил заказ на два Ил-96-300 ПУ (М1), с поставкой самолётов на 2017—2018 гг.

Описание

Самолёт представляет собой значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96 со значительными изменениями для повышения комфорта и безопасности.

Отделкой салона занималось подразделение Diamond Aircraft из Челтнема, Англия, специализирующееся на бортовом оборудовании.

> Внешнее оформление

Самолёт раскрашен в традиционные цвета авиакомпании «Россия», к которой добавлен флаг России или президентский штандарт на вертикальном стабилизаторе.

> См. также

  • Авиационный транспорт глав государств и правительств
  • Служебный автомобиль Президента России
  1. Новый президентский «Ил» с пермскими ПС-90А передан заказчику
  2. RA-96022 | Ilyushin Il-96-300PU | 74393203022 (англ.). JetPhotos. Дата обращения 28 июня 2019.
  3. Авиапарк президента России пополнят два самолета

Президенты

  • Борис Ельцин¹ (1991—1999)
  • Владимир Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Медведев (2008—2012)
  • Владимир Путин (с 2012)

Исполняющие обязанности

  • Александр Руцкой² (1993)
  • Виктор Черномырдин (1996)
  • Владимир Путин (1999—2000)

Вице-президент (должность упразднена)

Александр Руцкой³ (1991—1993)

Выборы

Отрешение от должности

Отставки

Верховный
главнокомандующий ВС России

Администрация

Органы исполнительной власти
в ведении президента России

Консультативные и совещательные
органы при президенте России

Документы президента

Символы президентской власти

Формы поощрения президентом

  • Почётная грамота Президента Российской Федерации
  • Благодарность Президента Российской Федерации

Прочее

  • ¹ В 1991 году президент РСФСР
  • ² Глава альтернативного правительства
  • ³ В 1991 году вице-президент РСФСР

На чем летает Путин: история и особенности борта №1

История борта №1 насчитывает более семи десятилетий. Первый в России перелет главы государства выполнил Генералиссимус Советского Союза Иосиф Сталин. В далеком 1943 он вместе с Молотовым, Ворошиловым и Берией прибыли на Тегеранскую конференцию.

С тех пор многое изменилось. Начать хотя бы с того, что Сталин для перелета использовал оригинальный американский «Дуглас» С-47 . По одной из версий, тогда перелет выполнялся на лицензионной копии американца Ли-2 индивидуальной сборки.

Другой советский лидер Никита Хрущев в отличие от предшественника пользовался бортом №1 куда чаще. Для трансатлантического путешествия Генсек выбрал специальный Ту-114 (гражданская версия бомбардировщика Ту-95). С этим лайнером произошла курьезная ситуация. Американские трапы оказались недостаточно длинными, поэтому советской делегации пришлось спускаться при помощи лестницы пожарной машины.

На пути к совершенствованию самолета президента России

Леонид Брежнев отдал предпочтение стремительному Ил-62. Советские инженеры смогли сделать флагман гражданской авиации. Преемники Брежнева – Андропов и Горбачев использовали его для деловых поездок ради официальных визитов в другие страны.

К воздушному судну, который перевозит первых лиц государства, предъявляются особые требования в вопросах безопасности и надежности. Известно об одном неприятном инциденте, произошедшем с «брежневским» Ил-62. Пересекая воздушный коридор Алжира, лайнер попал под обстрел французских «Миражей». До сих пор осталось невыясненным – был ли огонь случайной ошибкой, провокацией или же попыткой диверсии.

Когда встал вопрос, каким будет первый самолет президента России, который тоже стал первым в истории страны, было решено сменить советский флагман Ил-62 на Ил-96. Он получил бортовой номер RA96012. О воздушном судне Бориса Ельцина до сих пор ходят легенды.

Некоторые утверждают: борт №1 президента России мог похвастаться дизайном интерьера работы Глазунова, увеличенной дальностью полета. Наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, особой системой спасения первого лица государства при падении. Так это или нет, доподлинно не известно. Ряд источников, наоборот, утверждает, что Ельцин был далек от тяги к роскоши. Президентский лайнер не обладал красивым интерьером. «Дизайнерские недоработки были скрыты незатейливыми шторками, внутреннее пространство разделялось картонными перегородками».

К 2017 году в составе Специального летного отряда «Россия» находятся девять Ил-96-300 различных модификаций. Поэтому ответ на вопрос «На чем летает Путин» весьма прост. В парке главы государства имеется девять самолетов и два вертолета. Чаще всего президент РФ использует для многочисленных деловых поездок, участия в саммитах, форумах, официальных встречах флагман Ил-96-300ПУ (М) с номером R96016. Это модернизированная версия предшественника, на котором летал Ельцин. Впервые он поднялся на воздух в 2003 году. Впрочем, Путин может отдать предпочтение Ту-154М, Ту-134, Ил-62М и ЯК-40. Все перечисленные воздушные судна сопровождают главенствующий борт №1 президента России на случай форс-мажора. При возникновении экстренной ситуации Владимир Путин пересядет на другой, и благополучно доберется до места назначения. Кроме того, периодически президент пересаживается на другой самолет в связи с особенностями аэропорта и обстановки в пункте назначения.

Чем оснащен самолет Путина Ил-96

Борт, на котором президент Российской Федерации осуществляет рабочие поездки и наносит официальные визиты, имеет соответствующее оснащение. Оно позволит принять высокопоставленных и первых лиц других стран, защитить российского лидера от угроз, попыток диверсий.

Защита Ил-96 гарантируется с воздуха и с земли. В воздушном пространстве сопровождение самолета президента России обеспечивают опытные пилоты специального звена прикрытия. На земле трудится внушительное количество диспетчеров и техников, отвечающих за работу ряда устройств ПВО, которые контролируют моменты взлета и посадки – именно эти отрезки связаны с наибольшим риском.

Самолет Путина оснащен комплексом дополнительных мер безопасности. По заверениям ряда источников, у самолета президента России имеется собственное бортовое устройство ПВО, которое при помощи пуска антиракеты нейтрализует торпедированную ракету злоумышленников. Установлены специальные маскирующие покрытия, благодаря которому воздушное судно становится фактически неуязвимым для систем наведения ракеты и постановки помех. Что уж говорить о всевозможных средствах связи, в том числе и спутников. Такое обилие электронной начинки обусловлено необходимостью, а не прихотью.

Во время перелета для встречи с иностранными коллегами президент России работает. Под его контролем находится невообразимое множество задач, которые не терпят отлагательств. Поэтому самолет Путина должен быть не только надежно защищен от всевозможных угроз, но и представлять собой мобильный вариант рабочего кабинета. Под рукой у Владимира Путина есть все для управления страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи.

То, какими техническими «примочками» может похвастать самолет президента России Путина внутри – заслуга сотрудников оборонного предприятия, расположенного в Омске. Они разработали и установили уникальную радиоэлектронную «начинку» авиалайнера, благодаря которой российский лидер транслирует зашифрованные специальным кодом сообщения с любой высоты в любую точку мира.

Внутреннее убранство борта №1 президента России

Помимо вопросов безопасности и технологического оснащения самолета Путина многих интересует интерьер авиалайнера. «Летающий рабочий кабинет» главы государства обязан быть комфортабельным, ведь должны быть созданы все условия для удобства работы, отдыха первого лица страны, приема высокопоставленных гостей.

По сведениям некоторых СМИ, на отделку внутреннего убранства ушло несколько миллионов рублей. Около 15 миллионов стоили деревянные покрытия из орехового шпона. Никаких золотых унитазов, к разочарованию любителей позлословить, на самолете Путина не установлено. Имеется мини-спортзал, комнаты для отдыха VIP-гостей, столовая, бар и душевые кабины. В целях безопасности оснащен всем необходимым медицинский блок для оказания экстренной медпомощи.

Над внутренней отделкой салона работали ювелиры из Златоуста. По неподтвержденным данным стены украшают гравюры на исторические темы от умельцев Павлово-Посадской швейной фабрики. За планировку, чтобы точно исключить «картонные перегородки», о которых сообщалось раньше, были ответственны работники Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Отмечается, что внутренний облик Ил-96-300 выполнен преимущественно в светлых тонах, при этом предпочтение отдавалось российскому триколору.

Самолет президента России выполнен в строгом, классическом стиле. Это разрешает без стеснения принять высокопоставленных гостей и создать для России соответствующий имидж. Некоторые главы государств слегка переусердствуют в желании продемонстрировать богатство и мощь страны. К примеру, у принца Саудовской Аравии Алвалида бин Талала бин Абдулазиз Аль-Сауда на личном трехэтажном Airbus A380 расположен внушительных размеров бассейн и зал с симфоническим оркестром, который скрашивает музыкальным сопровождением перелет королевской особы.

Технические характеристики и особенности борта №1

Россия относится к числу тех немногих стран, которые могут позволить себе самостоятельно полностью создать самолет для президента благодаря развитой авиапромышленности. Разработчиком лайнера является авиакомплекс имени Ильюшина. Модель Ил-96-300, которая стала базовой для борта №1, имеет взлетный вес 250 тонн, способен развивать скорость, превышающую 900 километров в час. Дальность беспосадочного полета превышает девять тысяч километров – но это показатель серийных образцов. Насколько долго способен продержаться без посадки в воздухе самолет Путина не известно. Информация засекречена в целях безопасности.

Размер

  • Размах крыла: 60,1 метр;
  • Площадь – 391,6 метров квадратных;
  • Длина самолета 55,35 метров;
  • Высота – 17,57 метров;
  • Диаметр фюзеляжа – 6,08 метров;
  • Длина пассажирской кабины — 41 метр;
  • Максимальная ширина – 5,7 метров;
  • Максимальная высота – 2,61 метр;
  • Объем – 350 кубических метров.

> Кабриолет ЗИЛ 410441

ЗИЛ-410441: один из редчайших на планете кабриолетов

Уникальность автомобиля ЗИЛ-410441 переоценить невозможно. В первую очередь она кроется в самом словосочетании «отечественный кабриолет», да еще и представительского класса. Это одна из тех машин, которая всем своим видом и историей создания доказывает – когда нашим автостроителям давали возможность, они умели создавать настоящие шедевры. Эксклюзивность кроется и в количестве – таких машин было выпущено всего 4 штуки. Обладателем одной из них был экс президент Украины Виктор Янукович.

Кабриолеты ЗИЛ-410441 принимали участие в репетициях парада Победы на Красной площади.

История появления

Данная модель увидела свет в 2009 году. Однако она не является полностью современной разработкой, а рестайлинговой версией выпущенного в 1981 году автомобиля ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В). Каждый из нас неоднократно его видел, ведь это легендарный советский кабриолет для парадов, который использовался исключительно таким способом. Он до сих пор является одной из наиболее ярких ассоциаций, связанной с самыми масштабными торжественными мероприятиями в стране.

Идея создания на основе этого автомобиля новой модели ЗИЛ-410441 родилась как дань периодически возникавшим с начала нулевых разговорам о создании семейства автомобилей для высшего руководства РФ. В работе участвовали не только лучшие специалисты завода ЗИЛ, но и привлеченные профессионалы, в том числе представители ателье Cardi. В результате получилась машина с узнаваемыми чертами, однако с существенно измененным дизайном и современной начинкой. В частности, полностью изменена оптика, благодаря чему автомобиль сразу перестал выглядеть архаично, став более стильным и актуальным внешне.

Особенности кабриолета

Что можно говорить о начинке этой машины, если еще у выпущенного более 30 лет назад ЗИЛ-41044 было:

  • автоматическая КПП;
  • гидроусилитель руля;
  • электростеклоподъемники;
  • электроподъемник тента;
  • кондиционер;
  • электрическое управление водительским сиденьем;
  • дистанционно управляемые зеркала заднего вида и многое другое.

Естественно, ЗИЛ-410441 получил все это в современном исполнении, а также многое другое.

Автомобиль проектировался и строился в расчете на максимальную надежность. Два аккумулятора, сразу два бензонасоса, резервная система зажигания, только ручное изготовления всех деталей – все это гарантировало полное отсутствие брака и аккуратную доводку мельчайших элементов. Эти машины просто лишены визуальных изъянов.

А еще ЗИЛ-410441 очень быстрый (разгон до 100 км/ч – менее 10 секунд, максимальная скорость – около 200 км/ч) и потрясающе комфортный. Каждый экземпляр получил индивидуально настроенную подвеску, продуманные до мелочей кресла и все, что нужно для удобной езды на водительском месте или заднем диване.

Вы можете приобрести эксклюзивный ЗИЛ-410441

Несмотря на то, что этот раритетный автомобиль существует всего в нескольких экземплярах, вы можете приобрести его у нас. Кроме того, мы предлагаем и другие элитные авто марки ЗИЛ, причем не только раритетные, но и совершенно новые. Мы изготавливаем лимузины и кабриолеты на заказ. Также у нас вы можете приобрести все требуемые запчасти для этого семейства элитных авто.

История парадных кабриолетов СССР

«Говорит и показывает Москва. Слушайте и смотрите Красную площадь! Парад Победы!», — ежегодное торжественное прохождение парадных расчётов по Красной площади стало неотъемлемым символом 9 мая. А вот символом самого парада, пожалуй, можно назвать… автомобили. Менялись правители и военачальники, но неизменными участниками каждого парада оставались роскошные фаэтоны командующего и принимающего.

«Товарищи! Будьте бдительны, неустанно овладевайте военным делом, с удесятерённой энергией на всех участках социалистического строительства крепите экономическое и военное могущество нашей прекрасной Родины!», — последний предвоенный парад, на котором выступал народный комиссар обороны СССР Семён Тимошенко, проходил нервно. Все прекрасно понимали, что войны не избежать, хотя отсрочить безжалостную мясорубку можно — главное показать, как «значительно укрепилась оборонная мощь советского государства». Прогрохотали сапогами солдаты и офицеры, пророкотали моторами мотоциклы и боевая техника, пролетели военные самолёты… За всем этим наблюдали дипломаты иностранных государств.

Колонну бронетехники возглавлял необычный автомобиль — как писал журнал «За рулём», «изящный, хорошо отделанный фаэтон, с красивой обтекаемой формой кузова». Этот автомобиль — открытый ЗИС-102, лишённая жёсткой металлической крыши модификация лимузина ЗИС-101. Элегантному стремительному фаэтону прочили большое будущее — тогда командующий и принимающий парад разъезжали по брусчатке Красной площади на породистых рысаках, но появление красивой парадной машины могло изменить устоявшийся порядок: почему бы военачальникам не пересесть на автомобили? Однако Иосиф Сталин категорично отрезал: «Не будем менять хорошую традицию Советской армии».

ЗИС-102

  • ЗИС-102 планировали выпускать серийно, но из-за нехватки производственных мощностей фаэтоны остались штучной продукцией — было выпущено буквально несколько экземпляров. До нашего времени ни один ЗИС-102 не сохранился
  • Элегантная машина участвовала во многих парадах, что проводились на Красной площади, а также выставлялась на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке
  • Один из нескольких автомобилей, что выпустил «1-й автомобильный завод им. И.В. Сталина», установил несколько всесоюзных рекордов скорости. В 1940 году журнал «За рулём» сообщал, что «ЗИС-102 пролетел 100 км за 51 мин. 34,7 сек., средняя скорость — 116,327 км/ч»
  • Технически фаэтон повторял лимузин ЗИС-101. Двигатель — рядный 8-цилиндровый, при объёме 5,8 л выдававший 110 л.с.; коробка передач — 3-ступенчатая механическая; подвеска — зависимая и спереди, и сзади; тормоза — барабанные. Кузов ЗИС-102 (как и исходного ЗИС-101) — деревянно-стальной: на каркас из дерева навешивались штампованные металлические панели
  • Ходят слухи, что перед самым началом войны Иосиф Сталин отправил фаэтон белого цвета… в Ватикан, в качестве подарка Папе Римскому. Но эта легенда документально не подтверждена и является скорее байкой, поскольку автомобили Святого Престола хорошо известны

На смену рысакам автомобили пришли только после смерти «железного Иосифа», в 1953 году. Во время майского парада, «посвящённого Международной солидарности трудящихся», на брусчатку главной площади страны выехал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б — открытая версия шестиоконного лимузина ЗИС-110. Под конец войны этот лимузин поручил создать лично Сталин, а потому семейство автомобилей для верхушки советского правительства получилось похожим на машины Packard (обистории американской марки подробно рассказывал Данила Михайлов). Эту марку вождь очень любил, и конструкторы, зная предпочтения Иосифа Виссарионовича, первый представительский автомобиль СССР рисовали по образу и подобию роскошной модели Super Eight 180 образца 1942 года. Одновременно поглядывая на другую машину из Америки — Buick Limited, которая оказалась более широкой и просторной, нежели «Паккард».

ЗИС-110Б

  • Долгое время парадные ЗИС-110Б не могли оснастить микрофонами — передающие радиостанции были слишком громоздкими, поэтому на первых парадах, в которых участвовали фаэтоны, микрофоны заранее расставлялись на площади там, где планировалась остановка машины. Затем проблему решили, сумев разместить аппаратуру внутри большого зисовского багажника
  • ЗИС-110 стал первым советским автомобилем, получившим независимую переднюю подвеску и гидропривод тормозов. Из других новшеств отметим указатели поворота — тоже новинка для советского автопрома, гидравлические стеклоподъёмники и радиоприёмник
  • Долгое время кожаная обивка сидений не считалась особенным шиком, поэтому интерьер лимузина ЗИС-110 отделывали дорогим сукном. А вот фаэтоны (исключительно из соображений практичности) щеголяли кожаным салоном, цвет которого зависел от цвета кузова
  • В отличие от более поздних советских лимузинов, автомобили ЗИС-110 обслуживали не только партийных и правительственных чиновников высшего ранга, но и обычных граждан. «Зисы», включая фаэтоны, даже работали «маршрутками» на междугородных линиях «Москва-Симферополь», «Москва-Владимир» и «Москва-Рязань»

В основу ЗИС-110 инженеры положили внушительную лонжеронную раму, усиленную мощной крестовиной, поэтому весил пустой ЗИС-110 немало — больше 2,5 тонны! Поэтому двигатель от предшественника, ЗИС-101, оказался для массивной машины слабоват и конструкторам пришлось создавать новый силовой агрегат — рядную 6,0-литровую «восьмёрку», выдававшую по нынешним меркам скромные 140 л.с. Для этого мотора нефтяникам даже пришлось начать выпуск нового сорта бензина, А-74. Всего «1-м автомобильным заводом им. И.В. Сталина» (заводом имени Лихачёва он станет только 26 июня 1956 года) было выпущено 2089 открытых «зисов», многие из которых работали… таксомоторами.

ЗИЛ-111В

  • Парадные кабриолеты — это три одинаковых автомобиля: в церемонии на Красной площади принимают участие две машины (командующего парадом и принимающего парад), а третий автомобиль, резервный, дежурит неподалёку от Спасских ворот Кремля на случай, если «захандрит» один из основных «зилов»
  • ЗИЛ-111В использовались не только для парадов на Красной площади. На этих кабриолетах также встречали космонавтов и гостей «государственного масштаба»
  • Все последующие правительственные автомобили по своей архитектуре повторяли ЗИЛ-111: рамная конструкция, задний привод и V-образная «восьмёрка» стали характерными приметами легковых «зилов»

В шестидесятых старые добрые ЗИС-110 отправили «на пенсию», а их место заняли кабриолеты нового поколения — ЗИЛ-111В. При создании этого автомобиля снова не обошлось без стилистического влияния «американцев»… Но если «десятка» являлась копией конкретных моделей, то дизайн «одиннадцатого» представляет собой некий собирательный образ «типичного американского автомобиля» конца пятидесятых. Под капотом нового семейства появилась V-образная «восьмёрка» (родственник этого мотора — двигатель грузовика ЗИЛ-130), но самой главной инновацией, применённой на ЗИЛ-111, безусловно, стала двухступенчатая автоматическая трансмиссия.

ЗИЛ-111Д также известен как участник печальной истории. В январе 1969 года Москва встречала космонавтов Волынова, Елисеева, Хрунова и Шаталова, которых на кремлёвский приём везли из аэропорта «Внуково». Возле Боровицких ворот кортеж попал под обстрел: младший лейтенант Виктор Ильин готовил покушение на Брежнева, но не знал, что внутри машин находятся только космонавты, а Леонид Ильич доехал до Кремля на другом автомобиле и другим маршрутом

С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать (!) открытых машин, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. А всё потому, что Никита Хрущёв лично «попросил» обновить внешность представительских автомобилей. По легенде, тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС не понравилось, что машина для правительственной верхушки похожа на появившуюся годом позже ГАЗ-13 «Чайка», полагавшуюся руководству среднего звена. Также Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди, на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. В общем, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

ЗИЛ-117В

  • Салон парадного ЗИЛ-117В — трёхместный. Вместо правого переднего сиденья — площадка для командующего парадом (или, соответственно, для принимающего парад), который во время движения машины держится за ручку слева и отдаёт команды через микрофоны, закреплённые на массивной стойке
  • В СССР военные парады проводились 1 мая в честь Международной солидарности трудящихся и 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции. В 1968 году провели последний первомайский парад, после чего торжественное прохождение парадных расчётов перенесли на 9 мая

Правда, «дореформенные» ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — их тогда называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение — наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий.

ГАЗ-14-05

  • В регионах парадную службу несли кабриолеты «попроще» — либо открытые «Волги», сотворённые армейскими умельцами, либо обычные «уазики». В 1985 после многочисленных просьб регионального генералитета для столиц военных округов было построено 15 фаэтонов ГАЗ-14-05 «Чайка», которые от обычной «Чайки» отличались усиленными кузовом и рамой, а также более надёжными системами (было продублировано зажигание, улучшена система охлаждения и пр.)
  • Учитывая специфику будущей «работы» открытых «Чаек», инженеры решили не оснащать машину дорогим и сложным подъёмным верхом, а предусмотрели «накидку», которая просто натягивалась поверх кузова

К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» — обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник — короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения… Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой — ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

ЗИЛ-4104

  • Кузова парадных кабриолетов красились именно серой нитроэмалью, поскольку во времена СССР главный военный парад проводился не на День Победы, а осенью, 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции. Так что колер машин подбирали под оттенок шинелей военных чинов
  • С 1991 по 1994 год военные парады не проводились, а когда красивую традицию решили возобновить, вместо Красной площади местом проведения военного смотра была выбрана Поклонная гора, а по Красной площади шествовали ветераны

Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины — внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу… в Санкт-Петербурге.

ГАЗ «Тигр»

  • Выглядят парадные «Тигры» мощно, но, похоже, именно излишняя брутальность экстрерьера подвела газовскую машину. В Санкт-Петербурге, куда «сослали» газовские внедорожники, они пришли на смену древним ЗИЛ-117В времён «дорогого Леонида Ильича»
  • «Начинка» внедорожника ГАЗ СП-46 «Тигр» — иностранного производства. Двигатель — 205-сильный Cummins, коробка передач — 5-ступенчатый Allison. Трудно поверить, но весит открытый «тигрёнок» без малого 5 тонн!

А вот для главного, московского, Парада Победы взамен древних ЗИЛ-115В пришлось строить гибрид, пусть и напоминающий классические парадные «зилы», но таковым не являющийся. На шасси американских пикапов GMC Sierra (прочитать про этого «монстра» вы можете в материале GMC Sierra 1500 — настоящая американская мечта живьем) водрузили переделанные кузова от подержанных (!) седанов ЗИЛ-41041. Этим проектом занимались специалисты нижегородской компании «Атлант-Дельта» (она принадлежит Олегу Дерипаске и славится реализацией необычных задумок: например, созданием роскошных яхтенных интерьеров), поскольку столичный ЗИЛ проиграл тендер. Кстати, именно поэтому нижегородцам пришлось использовать подержанные кузова — новые зиловцы попросту отказались продать.

ЗИЛ-41041

  • ЗИЛ-41041 АМГ построен из американского пикапа силами нижегородского ателье, которое располагается на территории Горьковского автозавода. Особенно нижегородцы гордятся складной крышей (механизм складывания приводится электроприводом): в сложенном состоянии матерчатый верх едва выступает над кузовом машины
  • В конкурсе на создание парадных кабриолетов участвовал и сам ЗИЛ, но созданные столичными специалистами машины на старых зиловских шасси не прошли государственную приёмку

Интересно, что классические парадные кабриолеты, независимо от поколения, всегда были неизменного серого — как оттенок зимней генеральской шинели — цвета. Но нижегородско-американские «гибриды» нарушили советскую традицию — их кузова выкрашены чёрным! Смена колера объясняется просто: до недавнего времени парад принимал штатский министр. В чёрном костюме. А теперь, когда Министерство обороны снова возглавил генерал армии… Нет, машины перекрашивать не планируют, хотя строгим чертам «главных кабриолетов страны» благородный серый колер подходит гораздо больше, нежели траурный чёрный. Может только следующее поколение парадных кабриолетов (в рамкахпроекта «Кортеж» будет создан не только лимузин для президента, но и новое поколение открытых машин) обретёт привычную расцветку. Но это случится не раньше 2015 года.
Алексей Кованов
ИСТОЧНИК