90 лет гону

Гараж особого назначения

Гараж особого назначения (сокр.: ГОН) — структурное подразделение Федеральной службы охраны Российской Федерации. Согласно закону «О государственной охране», сотрудники ГОНа обеспечивают безопасное передвижение Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, глав обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами.

Президентский лимузин проекта «Кортеж» (на инаугурации 2018 г.)

История

Гараж особого назначения создан решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Возглавил гараж личный водитель Ленина Степан Гиль. В 1922 году его на этом посту сменил личный водитель Сталина Павел Удалов, который возглавлял гараж до 1953 года.

В разное время автопарк гаража состоял из автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства. В 20-30-е годы это были автомобили марок Rolls-Royce, Packard, Isotta Fraschini, Vauxhall, Lincoln и другие. Со второй половины 30-х годов, после освоения производства в СССР автомобилей высшего класса парк автомобилей стал практически полностью отечественным состоящим из автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ. В постсоветской России парк до 7 мая 2018 года состоял из автомобилей преимущественно иностранного производства.

Ниже представлены отечественные автомобили ГОНа и их годы выпуска:

  • ГАЗ-12 «ЗиМ» (1950—1959)
  • ГАЗ-13 «Чайка» (1959—1981)
  • ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988)
  • ЗИС-101 (1936—1941)
  • ЗИС-101А (1940—1941)
  • ЗИС-110 (1945—1958)
  • ЗИС-115 (1947—1958) — бронированный вариант ЗИС-110
  • ЗИС-110Б (1949—1957)
  • ЗИЛ-111 (1958—1963)
  • ЗИЛ-111А (1959—1963)
  • ЗИЛ-111В (1960—1963)
  • ЗИЛ-111Г (1962—1967)
  • ЗИЛ-111Д (1964—1968)
  • ЗИЛ-114 (1967—1978)
  • ЗИЛ-117 (1971—1978)
  • ЗИЛ-4104 (1978—1983)
  • ЗИЛ-41045 (1983—1985)
  • ЗИЛ-41047 (1985—2008)
  • ЗИЛ-41041 (1986—?)
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион» (1988—1999) — автомобиль сопровождения и охраны
  • ЗИЛ-41051 (1984—1985) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41045
  • ЗИЛ-41052 (1987—1999) — автомобиль скрытого бронирования на базе ЗИЛ-41047
  • Aurus Arsenal (2018—н. в.)
  • Aurus Senat (2018—н. в.)

Автопарк

Специальный автомобиль охранения — ЗиЛ-41072 «Скорпион».

В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Кортеж», «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген» и др., а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», использующиеся в качестве почётного эскорта.

Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, то автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами.

Литература

  • Гараж Особого Назначения. 90 лет на службе Отечеству. 1921—2011 / С. В. Девятов, В. И. Жиляев и др. — М., 2011.
  • Шевченко В. Н. Гараж особого назначения // Повседневная жизнь Кремля при президентах:. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 291 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — ISBN 9785235026551.

См. также

  • Служебный автомобиль Президента России
  • Кортеж (проект)

Броня под лаком

Как подчеркивают устроители, в жизни обыватель может встретить на дороге президентский кортеж. Теоретически. Но за несколько мгновений даже селфи сделать не каждому удается.

А на этот раз кортеж заедет в выставочный центр «Сокольники» и замрет неподвижно аж на пять дней — с 4 по 8 марта. К сверкающему лаком президентскому «пульману», автомобилям и мотоциклам сопровождения можно подойти на расстояние вытянутой руки. Никаких ограничений на съемку.

И это отнюдь не списанные со службы машины. После выставки лимузины и сверхмощные байки вернутся к исполнению обязанностей: будут перевозить и сопровождать первых лиц государства.

Есть два повода для небывало широкой экспозиции Гаража особого назначения и мотоциклетного Почетного эскорта. В этом году ГОН празднует 95-летие, а эскорт — 60-летие.

Но если копнуть глубже, их история уходит в начало прошлого века, когда наш последний император наконец признал преимущество лошадиных сил под капотом перед обычными скакунами.

Фаэтон для императора

Любимый автомобиль Николая II — семиместный «Делонэ-Бельвиль» образца 1912 года. 110 лет назад еще не был изобретен электрический стартер. Заводить императорский лимузин «от ручки» или уж тем более толкать его — неприемлемо по соображениям дворцового этикета. Инженеры нашли оригинальное решение. Двигатель запускался сжатым воздухом из баллона, куда его нагнетали компрессором. Таким образом, лимузин царя самостоятельно проезжал до несколько сот метров без запуска двигателя. И трогание с места было для пассажира плавным и комфортным.

В столице император Николай II пользовался машиной с закрытым кузовом, а в Крыму ему служил аналогичный автомобиль с открытым кузовом и с тентом над пассажирским салоном.

Гараж Николая II находился в Царском Селе, под Питером. После 1917 года весь автопарк из 56 машин реквизирован, лимузины стали обслуживать Владимира Ленина, Льва Троцкого и вождей меньшего значения. Фото: «Гараж особого назначения. 90 лет на службе Отечеству 1921-2011»

Под хруст французской булки

В собственном Его Величества гараже трудились мыльщики, монтировщики, токари, а также молотобоец, маляр и столяр. Каждый проходил проверку на предмет политической и нравственной благонадежности. К 1910 году в императорском гараже насчитывалось 50 сотрудников. Главный специалист, конечно, «шоффер». Тогда это слово писали с двумя «фф», от французского chauffeur — в буквальном переводе «истопник» или «кочегар». Ведь первые автомобили использовали паровые двигатели на угле и дровах.

Шофферов ценили. Оклад старшего составлял 2,4 тыс. рублей в год, остальные в зависимости от разряда получали от 720 до 1,2 тыс. Для сравнения: в Петербурге в те годы средняя зарплата в промышленности составляла 450 руб. в год. Оклад учителя наук и языков с высшим образованием и стажем до пяти лет — 900 руб.

За один рубль тогда можно было купить гуся и кило осетрины. Стакан чаю в трактире стоил 5 коп., ведро отборных помидоров — 8 коп., бутылка пива высшего качества — 12 коп. Французская булка (кстати, весила она 1,5 кг!) — 8 коп. Сапоги — 4-10 руб.

Впрочем, на сапоги императорским «шофферам» тратиться не было нужды, их одевали и обували за казенный счет.

Ленин под колесами

В жизни вождя мирового пролетариата авто играли и счастливую, и трагическую роль.

Ленин передвигался на роскошном французском Turcat-Mery, который сначала принадлежал великой княжне Татьяне (дочь Николая II, расстреляна в 1918 году). А позже — знаменитому террористу, авантюристу и писателю Борису Савинкову.

«Мерседесы» для первых лиц мы начали закупать 110 лет назад. Борис Ельцин ездил на S500, изготовленных специально для него: два синих и два темно-синих. В последующем президенты пересели на черные Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W220 и Pullman S600 Guard W221. Фото: Виктор Васенин / РГ

Turcat-Mery — читается как «Тюрка-Мери» с ударением на последние слоги — личный водитель Ленина Степан Гиль как-то беспечно оставил у главного подъезда Смольного. Машина испарилась. «Среди белого дня, на глазах у охраны!» — сокрушался Гиль в мемуарах. Расстроился и сам Владимир Ильич, приказав Гилю: «Ищите где хотите. Пока не найдете, со мной будет ездить другой». Чекисты лимузин нашли, Гиль вышел из опалы. Оказалось, машину угнали пожарные Смольного для продажи в Финляндию. Суровые нравы революции.

На другом лимузине из гаража Романовых Delaunay-Belleville 45 Ленин пережил покушение: нападавшие пулями изрешетили кузов.

А из Renault 40CV (еще одна машина из императорского гаража) в январе 1919-го налетчики Ильича высадили, ограбили и уехали.

А впервые Ильич познакомился с дорогим лимузином еще до революции. В 1910 году Ленин на велосипеде попал под колеса роскошного Rolls-Royce Silver Ghost. Дело было под Парижем, будущий вождь возвращался с авиашоу. Перед столкновением ловко спрыгнул с велика, почти не пострадав. В письме к сестре Маняше (М.И. Ульяновой) писал: «Автомобиль раздавил мой велосипед. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним».

Ильич добился компенсации. И… купил себе новый велосипед.

Интересно, что, возглавив страну, Ильич пользовался в том числе и Rolls-Royce, причем моделью, под которой едва не погиб, — тот самый Silver Ghost («Серебряный призрак»). Сначала катался на кабриолете из автопарка Михаила Романова (младший брат Николая II). Позже в Великобритании закупили большую партию Rolls-Royce. На одном из них Ленина возили до самой смерти.

От друга Рузвельта

Сталин ценил американские «Паккарды». Полюбил эту марку еще во время Гражданской войны.

Потом у него были «Роллс-ройсы», «Линкольны» и «Кадиллаки». Но самая любимая: «Паккард Твелв» — подарок президента США Рузвельта.

Творчески переосмыслив «Паккард» (а заодно и «Бьюик»), наши инженеры построили в 1936 году советский лимузин «ЗиС-101».

«Мерседесы» ГОНа: заводское бронирование, кузов удлинен на метр, система аварийного пробега позволит проехать 30 км со скоростью до 80 км в час при резком падении давления в шинах. Фото: Виктор Васенин / РГ

Царь-авто

Легендарный «ЗиС-110» спроектировали за короткий срок — 20 сентября 1944 года утвержден образец машины, а через 10 месяцев началась сборка первой партии.

Внешне он напоминает «Паккард-180», но в конструкции много оригинальных решений. Можно было разработать современный дизайн «ЗиС-110», уйдя от устаревающего облика американца. Но на заводе знали об особом отношении Сталина к «Паккардам».

Такое было время. Пример, передающий дух эпохи. Летом 1945-го Сталин вызвал Туполева и приказал создать копию американского бомбардировщика В-29. Туполев попробовал возражать: он уже делает более совершенный самолет. На что услышал: «Не надо лучше. Сделайте точно такой».

Так и получился Ту-4: привлекли 900 заводов и НИИ, один к одному скопировали 105 тысяч деталей, узлов и механизмов, из которых состоял В-29. На контрольном взвешивании выяснилось, что разница в весе между В-29 и Ту-4 меньше одного процента — фантастический результат. Наши ВВС в итоге получили очень неплохой, но уже морально устаревший бомбардировщик. Возразить Сталину так никто и не рискнул.

Что уж тогда говорить про дизайн «ЗиС-110» от «Паккарда». Нравился вождю — и точка.

В булочную на такси

Будучи лимузином по праву рождения, «ЗиС (ЗиЛ)-110» служил и простому народу: в качестве городских и междугородних такси. В 1958 году в Москве работало 86 такси «ЗиС-110». Были даже такси-кабриолеты — «ЗиС-110Б», их можно увидеть в фильмах «Верные друзья» (1954) и «Удивительное воскресенье» (1957).

Люди старшего поколения могут помнить машины «скорой помощи» — «ЗиС-110А».

Никита Хрущев, случалось, передавал правительственные лимузины трудящимся. Mercedes-Benz 300 SL презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, Rolls-Royce — дому-интернату пожилых большевиков.

Кстати, «ЗиС-110» наряду с «ГАЗ-12 ЗИМ» были первыми советскими автомобилями с указателями поворотов.

Спецавтомобиль охраны и сопровождения «Скорпион». Таких на ЗИЛе вручную собрали всего восемь штук. «Скорпиону» четверть века, он до сих пор в строю. Недавно и лишь частично рассекречен. Фото: Виктор Васенин / РГ

Канистра для патриарха

110 лет назад, когда формировался императорский гараж, бензин и керосин закупали у фирмы «Братья Нобель». Правда, производили его в России: у «Нобеля» была концессия на Каспии. Эммануил Нобель даже получил российское подданство.

После революции Нобель укатил в Швецию. С бензином стало худо. Так, один из закупленных в 1920 году правительственных «Роллс-ройсов» пришлось даже везти на ремонт в Англию. Из-за негодного топлива у машины закоксовался двигатель.

Когда начали производство «ЗиС-110», то пришлось налаживать выпуск нового бензина — А-74. А ведь еще наши отцы помнят времена, когда верхом высооктановости считался А-66.

Исторический факт: после войны Сталин на Пасху подарил Патриарху Алексию Первому «ЗиС-110». В очень необычном по тогдашним меркам цвете — зеленом. Но Сталин неплохо знал православные каноны, зеленый — это патриарший цвет.

«ЗиС-110» был нечто большим, чем просто даром вождя. Тогда лимузин был знаком высшей власти.

Только вот в то время в свободной продаже 74-го бензина не было. По особому постановлению правительства Патриарху на месяц выделяли 20 литров бензина. Этого хватало в лучшем случае на 70 км («ЗиС-110» расходовал от 25 до 27 литров на 100 км). Так что Патриарх использовал машину-символ только по особым случаям.

Хозяйственники РПЦ скорее всего просто не знали, что 74-й бензин можно было заменить менее дефицитным авиационным Б-70. С небольшой (до 5 л.с.) потерей в мощности двигателя.

Сегодня авто Патриарха можно увидеть в Ломаковском музее старинных автомобилей в Москве.

От первого лица

Сергей Девятов, официальный представитель Федеральной службы охраны России:

Сергей Викторович, как молодому человеку попасть служить в Гараж особого назначения?

Сергей Девятов: Целенаправленно поступить на службу в ГОН нельзя. Люди приходят на службу к нам, в ФСО, и сначала работают в транспортном управлении. Конечно, после строгого отбора. Проходят комплекс медицинских и прочих исследований. Подчеркну: за руль они сядут после мощнейшей профессиональной подготовки.

Но даже после этого человек не сразу будет задействован в мероприятиях, которые обеспечивают первых лиц государства. Проверка будет продолжаться все время службы, это очень длительный и сложный процесс. И — под постоянным контролем: по профессиональным, по медицинским, по психофизическим показателям.

Также будущий водитель ГОН должен сдать сложные экзамены: как на безупречное вождение автомобилем, так и на вождение в экстремальных и непредсказуемых условиях.

В общем, прежде чем руководство поймет, что он готов, пройдет немало лет.

Советник директора ФСО Сергей Девятов демонстрирует очередную книгу о секретах ГОНа. Увы, купить такую нельзя. Можно лишь заказать и почитать в «Ленинке». Фото: Виктор Васенин / РГ

И сколько же?

Сергей Девятов: Может, 7, может, 10, может, и 12 лет. То есть молодой человек водителем руководителей государства стать никак не может.

Водители первых лиц прапорщики или офицеры?

Сергей Девятов: Офицеры. Но офицерами становятся не сразу.

Они вооружены, проходят огневую подготовку?

Сергей Девятов: Каждый водитель вооружен, проходит необходимую подготовку. Умеет стрелять из движущейся машины, когда находится за рулем. И приобретает прочие необходимые навыки.

А еще наши водители не имеют права попадать в ДТП. Это не значит, что никто и никогда из них в аварию не попадал. Но есть такая установка, их на это настраивают. А если попал, то — накажут. Даже если не виноват. Водитель ГОНа должен не только блестяще водить машину, но и прогнозировать угрозу. Повторю, готовят их очень и очень хорошо. Нагрузки высокие, даже за время одной тренировки на тренажере человек может потерять 2-3 кг.

Тяжело в учениях, зато легко в бою.

Сергей Девятов: Я бы так не сказал. На наших дорогах можно с потом скинуть и больше.

Apostol87 ›
Блог ›
ГАРАЖ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЛОЕ)

Компания «ГОН» была создана в 2006 году в ознаменование 100-летнего юбилея знаменитого ведомственного «Гаража Особого Назначения». Перешагнув рубеж веков, легендарный кремлевский «Гараж» продолжает подавать блестящий пример респектабельности и надежности

Сотрудники — от директора до водителя — профессионалы своего дела, специалисты, которых отличает безукоризненная точность, ответственность и надежность. Непременным условием попадания в штат компании является знание правил светского этикета. Годы работы с высокопоставленными пассажирами из разных стран стали лучшей школой для сотрудников «Гаража».

Компания «ГОН» с уверенностью смотрит в будущее:репутация и уникальный сервис служат гарантом качества услуг. В автопарке «Гаража Особого Назначения» представлены последние новинки мировой автомобильной индустрии и эксклюзивные авто представительского класса. Некоторые модели «ГОН» невозможно взять на прокат ни в одной другой столице мира.

Услуги «Гаража Особого Назначения» не имеют аналогов: каждый выезд автомашин совершается по особому случаю. До сих пор многие путевые отчеты хранятся под грифом «ДСП», «для служебного пользования». Сегодня компания «ГОН» имеет честь предложить свои услуги частным лицам и компаниям.

Телефон :7 (495) 518-6556 (круглосуточно)
7 (499) 788-6556 (с 10 до 18)

Гараж особого назначения или сокращенно ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Несмотря на то, что ГОН был создан 104 года назад (в 1906 году при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж), современная компания ГОН была открыта в 2006 году и сейчас занимается не только обслужЫванием первых лиц Российской империи, а еще и организацией VIP-перевозок. Точнее одноименная компания…

Так, например, любой желающий может заказать Rolls-Royce Phantom или Maybach — как с водителем, так и сопровождением. Цена вопрос — договорная и зивисит от требований клиента. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Сами же водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.

У Гаража особого назначения большая история. ГОН ведет ее от первого в России государственного гаража, созданного при дворе Николая II в 1906 году. Императорский гараж находился в Петрограде.

В начале 1917 года Собственный гараж Его Величества стал автобазой Временного правительства, а после Октябрьского переворота — автобазой Советского правительства. В ноябре 1917 года в автобазе было 46 машин.

Затем при гараже появилась школа шоферов. В Петрограде отстроили большое здание гаража, сохранившееся до сих пор (сейчас в нем музей экипажей). В гараже стояли такие автомобили, как «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», русские модели — «Руссо-Балт» и «Лесснер», также, как и любимый автомобиль Николая II — французский «Делонэ-Белльвилль». Отбором машин для царских выездов руководил граф В. Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения – А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям.

В 1918 году гараж вместе с Советским правительством переехал в Москву. Автомобили, которые обслуживали Ленина и его ближайшее окружение, разместили в Кремле. Они и составили костяк Особого гаража, приказ о создании которого Ленин подписал 31 декабря 1920 года. Возглавил гараж Степан Гиль, личный шофер Ленина. Позже Особый гараж был переименован в Гараж особого назначения.

Старые царские автомобили, выпущенные в начале XX века, быстро выходили из строя. Поэтому в Англии была закуплена партия из 15 «роллс-ройсов». Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского.

После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов, причем, как Вы понимаете один миллион долларов в те времена было астрономической суммой, сам Роллс-Ройс стоил около пяти тысяч долларов в те времена.

В 1922 году «Гараж Особого Назначения» приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял П. Удалов – личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей, был «Воксхол»(ныне Opel в Великобритании по прежнему продается под брендом Vauxhaul) 1914 года производства – машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В «Гараже Особого Назначения» отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных «Паккардов», «Пирс Уроу», «Линкольнов», «Кадиллаков», «Роллс-Ройсов». Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель «Паккард Твелв». Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в cрочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.

Чешский писатель Гофмейстер стал однажды свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем оставил такое свидетельство: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…» Ответ на этот вопрос могли дать сотрудники ГОНа: дело в том, что каждая правительственная машина «Роллс-Ройс» была верхом совершенства и безопасности: по улицам города плыла воплощенная бронированная респектабельность.

В военные годы правительство обслуживали те же машины, что и раньше. Изменились маршруты: до войны кортежи двигались по одним и тем же улицам в назначенный срок, теперь, опасаясь вражеских диверсий, маршруты регулярно менялись и были известны узкому кругу лиц. Водители «Гаража Особого Назначения» прекрасно понимали, насколько сложная миссия возложена на них. Сотрудники «ГОНа» сопровождали Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году — Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской конференции.

После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей – началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога, так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: «Даймлеров», «Мерседес-Бенс» и «Хорьхи». К 1967 году заводом им. И.А. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две — седан и универсал. Хотя сотрудники «ГОНа» прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от «Линкольнов» до «Мерседесов».

Вот, как выглядел список машин верхушки СССР 40-50 гг.

Из протокола заседания Политбюро N61, особая папка, 1947 г.

О закреплении автомашин гаража Особого назначения

1. Закрепить за членами Политбюро и кандидатами в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретарями ЦК ВКП(б) и членами их семей следующие автомашины гаража Особого назначения (ГОН) Главного Управления Охраны МГБ СССР:

Тов. СТАЛИН И. В.— Б. (бронированный — журнал «Власть») Паккард, Б. Паккард, Татра

Тов. МОЛОТОВ В. М.— Б. Паккард, Крейслер, ЗИС-110

Тов. БЕРИЯ Л. П.— Б. Паккард, Мерседес, ЗИС-110

Тов. ЖДАНОВ А. А.— Б. Паккард, Паккард, ЗИС-110

Тов. МИКОЯН А. И.— Б. Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110

Тов. КАГАНОВИЧ Л. М.— Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110 открытый

Тов. МАЛЕНКОВ Г. М.— Б. Паккард, Паккард открытый, ЗИС-110

Тов. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Н. А.— Кадиллак, ЗИС-110, ЗИС-110

Тов. ВОРОШИЛОВ К. Е.— Б. Паккард, Шевроле, Форд-8

Тов. АНДРЕЕВ А. А.— Б. Паккард, Шевроле, М-20 Победа

Тов. ШВЕРНИК Н. М.— Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. БУЛГАНИН Н. А.— Паккард, Кадиллак, М-20 Победа

Тов. КОСЫГИН А. Н.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. КУЗНЕЦОВ А. А.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. СУСЛОВ М. А.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа

Тов. ПОПОВ Г. М.— Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа

2. Закрепить автомашины за нижеуказанными лицами:

Тов. ПОСКРЕБЫШЕВ А. Н.— Кадиллак, Бьюик

Семья тов. ДЗЕРЖИНСКОГО — М-20 Победа

Семья тов. ЩЕРБАКОВА — Шевроле

Семья тов. КАЛИНИНА — Бьюик

Семья тов. ОРДЖОНИКИДЗЕ — Форд-8

3. Числить в резерве гаража Особого назначения Главного Управления Охраны Министерства Государственной Безопасности СССР следующие автомашины:

Б. Паккардов — 2 шт., Б. ЗИС-110 — 2, ЗИС-110 открытых — 2, ЗИС-110 закрытых — 6, Паккардов —1, Кадиллак — 1. Разрешить Главному Управлению Охраны МГБ СССР использовать резерв для замены закрепленных автомашин в случае их ремонта и для предоставления приезжающим членам Политбюро, кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и секретарям ЦК ВКП(б).

В 70-е годы прошлого столетия в «Гараже Особого Назначения» произошли заметные перемены. Это связано с приходом в «ГОН» Э.С. Цыганкова – главного тренера сборной СССР по автоспорту. Профессионализм водителей Гаража был доведен до невиданных доселе высот. До сих пор «цыганковская школа» — это эталон надежности и качества.

В 1990-е годы в ГОНе появился пульман-лимузин на базе «мерседес W-140». Продолжал увеличиваться и парк ЗИЛов — на одну-две машины в год.
В настоящее время ГОН укомплектован автомобилями «мерседес», «шевроле», ЗИЛ. В почетном эскорте используются также мотоциклы БМВ и «Урал». Всего в ГОНе насчитывается чуть более ста автомобилей.

В российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами «наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям».

Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.

По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо «в лоб» машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление «легковушка». Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, «по касательной», благодаря чему все остались живы.

Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.

В целом же, терроризм в отношении высших государственных лиц в России имеет глубокие корни. Поскольку персональное транспортное средство неотлучно от высшего государственного лица в его перемещениях по стране, то обычно оно — со времен императора Александра II — становится объектом покушения.

Покушения совершались на большинство руководителей Советского государства. Несколько попыток покушений было совершено на И. Сталина и В. Молотова. В 1969 году младший лейтенант Ильин пытался совершить покушение на Л. Брежнева, расстреляв из двух пистолетов машину, следующую в Кремль. В результате погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта. В 1990 году на Красной площади была совершена попытка покушения на М. Горбачева во время парада, несколькими годами позже майор Кислов вынашивал намерение зарезать ножом Ельцина.

В 1995 году традиционным для террористов способом — взрывом автомобиля, начиненного взрывчаткой и припаркованного вблизи машины намеченной жертвы, — пытались ликвидировать Э. Шеварднадзе, а также президента Македонии.

Перечень покушений только на американских президентов занял бы внушительное место. Кстати, Гитлеру довелось пережить около 300 покушений.

Кремлевские боярские палаты XVII века ныне заняты одной из самых элитных спецслужб — здесь находится Гараж особого назначения, ранее бывший подразделением 9-го управления КГБ, теперь — Федеральной службы охраны. Чтобы попасть сюда, нужно пройти всего каких-то несколько десятков метров от Боровицких ворот, однако на этом коротком пути три раза предъявить документы. Потому что здесь, в бывших царских конюшнях, следуя, видимо, исторической преемственности, находятся практически все автомобили первых лиц государства.

Так, например, гараж номер 10 всегда полуоткрыт. Это помещение для оперативных выездов. Напротив — мойка. Кремлевские автомобили моют только вручную и только женщины. Это традиция. По преданию, именно в помещении нынешней мойки была расстреляна Фанни Каплан.

В углу двора — помещение, оборудованное по последнему слову технической мысли Mercedes под склад запчастей. В противоположном углу — авторемонтные мастерские с диагностическим оборудованием от Mercedes. Во дворе стоят бронированные ЗИЛы, которые считают почти национальной гордостью: на Западе долго не могли додуматься строить машину вокруг бронированной капсулы, а в России бронирование с этого началось.

Сейчас же в ГОН преимущественно стоят Мерседесы, среди которых лидирует знаменитый 140-й кузов. Вообще, германский концерн представлен в Кремле S, E и G-классами. Автомобили G-класса переоборудованы для работы офицеров подразделения физической защиты: удлиненный кузов для увеличения внутреннего пространства (охранник с оружием не должен быть стеснен в движениях), форсированный двигатель, легко откидывающаяся для стрельбы задняя дверь» Что любопытно: комфортабельные в «гражданской» модификации Gelandewagen, как и другие автомобили, которые также используются для нужд выездной охраны (Chevrolet Suburban и Blazer, VW Caravelle, 600-й Mercedes и ЗИЛ-115 «скорпион»), внутри себя содержат маленькие жесткие и неудобные сиденья — охранник не должен расслабляться в пути. Из вышеприведенного перечня марок можно понять, что идеального автомобиля для выездной охраны не существует, и в каком именно автомобиле будет находиться охрана, каждый раз приходится решать, исходя из особенностей предстоящего мероприятия.

Что тут сказать, нечему удивляться, когда видишь Черновецкого на Роллсе с тремя «кубиками» охраны или узнаешь, что Мерседес Медведева стоит порядка 2 млн. долларов. Наши люди, будь то украинцы, россияне или белорусы, привыкли ездить на о-о-очень дорогих авто. Будь то секретарь ЦК или мэр Киева…

Гаражу особого назначения (сокращенно ГОН) исполняется 95 лет. По этому поводу в Москве открылась специализированная выставка в Сокольниках. В ФСО говорят, что на сегодня они показывают практически все, что можно с точки зрения государственной тайны. Однако многие аспекты работы ГОНа не раскрываются до сих пор.

Технику, которая возила первых лиц российского государства, отправляют на выставки уже не первый раз. Вот и сейчас у москвичей есть возможность посмотреть на машины особого гаража. Посетители увидят первый ЗИС-115, который обслуживал Иосифа Сталина, первую «Чайку» ГАЗ-14, автомобиль ЗИЛ-111, встречавший Юрия Гагарина. В рамках празднования 60-летнего юбилея почетного эскорта на выставке будут представлены все модели мотоциклов, служивших в этом подразделении.

Днём рождения в Гараже особого назначения считают 1 января 1921 года. За день до этого Совнарком распорядился выделить несколько машин, обслуживающих семью Ленина из автобазы Совнаркома в «особый гараж». Возглавил этот особый гараж личный шофёр Ленина Степан Гиль. Автомобили большевикам достались «по наследству» — из собственного гаража Его Императорского Величества Николая II. Автопарк пополнялся также конфискованными машинами у состоятельных граждан бывшей Российской империи. 1 января 1921 года как день рождения ГОНа указывался во всех документах советского времени, что и не удивительно.

Однако отсчет можно вести и с более ранней даты — с 1906 года. Именно тогда при дворе Николая II был открыт первый Императорский моторизированный гараж. «Вину» за новое увлечение императора возлагают на графа Владимира Николаевича Орлова. Это он продемонстрировал Николаю II первый автомобиль и прокатил царя на нем. Вскоре приближенная ко двору А. В. Богданович записала в дневнике: «Фаворит же теперь кн. Орлов, который ежедневно катает царскую чету в своем автомобиле. Это единственное теперь их увлечение и развлечение».

Delaunay-Bellevоille 40HP. (pinterest.com)

Парк особого гаража при Ленине состоял из французских автомобилей «Тюрка Мери» и «Рено», британских «Роллс-Ройсов» и других машин гаража Николая II. В 30-х годах основными автомобилями стали «Бьюики». Сталинским лимузином был «Паккард».

Packard Twelve пользовался Сталин. (pinterest.com)

Покушения на первых лиц государства совершались задолго до прихода к власти Сталина, однако именно при нем, в середине 40-х годов, перед сотрудниками ГОНа была поставлена новая и четкая задача — пополнить парк бронированным автомобилем. В 1945 году на Заводе им. Сталина закончилась разработка первой советской представительской машины — ЗИС-110. Появился и ее бронированный вариант — ЗИС-115, на нем была применена особая система бронирования — бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями.

ЗИС-115. (pinterest.com)

Однако после Сталина о бронированных автомобилях практически забыли. В моду вошли открытые лимузины. Таким пользовался Никита Хрущев, в таком автомобиле был убит американский президент Джон Кеннеди. В 1969 году было совершено неудачное покушение на Леонида Брежнева, в результате которого погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта.

О бронированных машинах пришлось вспомнить. В середине 80-х Завод им. Лихачёва выпустил машину высшего класса бронирования. Кузов ЗИЛ-4105 впервые в истории легкового автомобилестроения представлял собой цельную бронекапсулу из спецстали толщиной от 4 до 10 мм. В любой части машины корпус и стёкла выдерживали попадание пули из «Калашникова». Броня выдерживала подрыв гранаты, в том числе в особо уязвимых местах — под бензобаком и на крыше. Эксперты историки утверждают, что ЗИЛ-41052 значительно превосходил по техническим характеристикам своего основного конкурента — американский Cadillac Fleetwood Limousine.

Зил-41047. (pinterest.com)

Однако броня — это не единственное средство защиты особо охраняемого лица. Многие задачи ложатся не на «металл», а на сотрудников ГОНа. Их подготовка напоминает тренировку бойцов особого назначения, водители ГОНа должны уметь с легкостью совершать маневры, на которые способны лишь профессиональные гонщики. И это учитывая вес и размеры бронированного лимузина. Обычный президентский кортеж включает в себя пять автомобилей: один основной идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, один автомобиль связи и один резервный. Но в зависимости от условий и обстоятельств, в частности скорости, местоположение машин в кортеже может меняться.

Сегодня Гараж особого назначения — структурное подразделение Федеральной службы охраны России. Его сотрудники обеспечивают безопасное передвижение не только президента России и премьер-министра, но также глав обеих палат парламента, лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами. Автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген» и других, а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал», которые используются в качестве почётного эскорта. Уже несколько лет идут разговоры о том, что в России должен появиться отечественный автомобиль для главы государства. Сообщалось, что к концу 2017 года ГОН должен получить на испытания машины из проекта «Кортеж».

побывал на прошедшей «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина, где публике показали не только сборную солянку из машин разных времен, но и уникальную тематическую выставку, посвященную 90-летию ГОН, «Гаража особого назначения».
Благодаря 90-летию «Гаража особого назначения» сорокинская «Олдтаймер-Галерея» преобразилась: вместо компактной тусовки реставраторов и любителей старой техники посетители увидели огромную выставку. Этот кортеж (так выглядит президентский лимузин и кавалькада машин сопровождения) выступил центром гоновской экспозиции
Экспозиция ГОН — это порядка семидесяти автомобилей-экспонатов, уникальные архивные документы, собрание всевозможных «пропусков-вездеходов» и правительственных автономеров… Среди этого величия скромная «Победа» покажется лишней, если не знать одного — здесь установлен могучий «зимовский» движок мощностью 90 л.с.
Догонялки. Так офицеры КГБ называли неприметные «Волги», оснащённые 8-цилиндровыми моторами от «Чайки». При мощности 195 «лошадей» ГАЗ-23 разгонялся до 170 км/ч (по документам — 160 км/ч). В багажнике, как гласят многочисленные легенды, располагался балласт — чугунная плита, улучшавшая развесовку
На фотографии — культовый ГАЗ-13 «Чайка». Трудно поверить, но машину изначально хотели назвать «Москвой». Автомобиль, сменивший стремительно устаревавший ЗИМ, на несколько десятилетий (с 1959 по 1981 годы) станет символом сложившейся карьеры и жизненного благополучия. Ездишь на «Чайке» — жизнь удалась
Открытая улыбка, народное ликование и всеобщий праздник — этот автомобиль встречал Юрия Гагарина. И плевать, что ЗИЛ-111В навязчиво напоминает американские седаны пятидесятых! Мы свято верим, что скоро советские граждане полетят сначала на Луну, потом на Марс, а впереди светлое будущее и победа коммунизма
ГАЗ-24-95 — машина «дорогого Леонида Ильича»: на этом кроссовере (как иначе назвать симбиоз комфортного волговского кузова и агрегатов внедорожника УАЗ-469?) товарищ Брежнев ездил на охоту. Удивительно, но огромный уазовский клиренс делает «Волгу» стильной штучкой: просто «Инфинити» или «Лексус» своего времени!
Это не американский микроавтобус середины шестидесятых, а советский ЗИЛ-118К «Юность». С 1961 по 1994 годы удалось сделать 106 экземпляров удивительной машины, построенной на платформе «членовоза» ЗИЛ-111. Жаль, что технически совершенному и просто красивому автомобилю не довелось выпускаться большими тиражами…
ЗИЛ-4102 (1985 год) — опытный образец лимузина, который создавался по личному указанию тогдашнего генсека Михаила Горбачёва. Этот лимузин технически повторял предшественника ЗИЛ-41041, но отличался несущим кузовом и современным дизайном. Идеологическим донором «членовозу» послужил Rolls-Royce Silver Spirit
«Волги» ГАЗ-3102 разного возраста, которые обычно называют «директорскими», показали, как изменялась некогда культовая машина со времён далекого 1982-го до недавнего 2008-го. Внешне — никак! Одна машина на выставке, кстати, отличилась ржавым капотом. Невольно вспоминается анекдот середины девяностых, когда качество газовских машин сильно хромало: «Волга», она либо новая, либо ржавая»
Не только «членовозами» порадовала посетителей выставка! Полная противоположность отполированным лимузинам — полугусеничный ЗИС-42 военного времени (1943 год). Это фактически обычная «трёхтонка» ЗИС-5, которой вместо задних ведущих колёс установили гусеничные тележки. Всего изготовили порядка 6000 таких машин
Эта машина 1966 года — культовый Citroen DS, который нередко называют «Богиней». Автомобиль-прорыв, автомобиль-революция, автомобиль-достижение: алюминиевые детали кузова, великолепная аэродинамика, гидропневматическая подвеска, регулируемый дорожный просвет, а главное — абсолютно инопланетная внешность
Самый медленный Porsche — это трактор. На выставке публике показали модель Standart 1962 года, хотя всего фирма «Порше» выпускала девять моделей сельскохозяйственной техники. С автомобильными собратьями трактора роднили прогрессивные технические решения и фирменный дизайн: узнаёте характерное оформление капота?
Неприметную черную «Волгу» второй серии (1961 год) выдает небесно-голубая обивка салона: этой машиной владел первый космонавт Юрий Гагарин. По словам современников, покоритель космоса отличался величайшей скромностью (и даже права получал на общих основаниях), однако номера «двадцать первой» откровенно «блатные» — 78-78 мод
Тему покорения космоса продолжает предельно аскетичный Willys MB. Этим лёгким армейским внедорожником пользовался конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королёв во время своего пребывания на полигоне Капустин Яр. Сейчас автореликвия принадлежит историческому музею города Королёв Московской области
Мессершмитт (1956 год) — это автомобиль-парадокс, который послевоенная Европа покупала весьма и весьма охотно. С 1955 по 1957 годы выпущено 10 666 экземпляров транспортного средства, которое трудно назвать автомобилем: ширина — меньше метра, двигатель — 9-сильный. Но тогда покупатель ценил другое — дешевизну

Где-то с месяц назад, совершенно случайно, я услышал по радио, что в Сокольниках будет проходить выставка автомобилей, на которых каталось советское и российское руководство. Решили сходить, благо выставка проходила во время мартовских праздников и у нас было свободное время.

Еще на подходе к выставочным павильонам возникло подозрение, что народу будет немало. Предчувствия, в общем-то, не обманули — посетителей было много. И это, в сочетании с неравномерным освещением, весьма затрудняло фотосъемку. Но, все таки, кое как удалось пофоткать.

Выставка располагалась в трех павильонах — в одном, собственно, машины из Гаража Особого Назначения, а в двух других просто старые и/или редкие автомобили, причем, некоторые можно было купить. Начну, пожалуй, с членовозов и машин сопровождения.

Гараж Особого Назначения был образован в январе 1921 года путем выделения из состава автомобильной базы Совнаркома самых лучших машин – британских Rolls-Royce и французских Delaunay-Belleville, которым предстояло обслуживать только В.И. Ленина и его родственников. Обе марки числились фаворитами ещё в царском гараже – Николай II чаще всего ездил на «Делонэ», но с 1913 года стал отдавать предпочтение «Роллс-Ройсам». Последняя партия этих машин, заказанная в 1916 году для царя, царицы и их дочерей, так и не дошла до России из-за начавшейся революции.

Delaunay-Belleville 40HP (1909)

C этой французской марки начался Собственный Его Императорского Величества Гараж, и очень скоро царские «Делонэ» с легко узнаваемыми бочкообразными капотами превратились в автомобильный символ российского самодержавия. Целый парк этих дорогих и престижных автомобилей достался по наследству руководителям молодого государства рабочих и крестьян.

Rolls-Royce Phantom I (1925)

Большие и роскошные автомобили Rolls-Royce поражали современников бесшумной работой двигателя и очень мягким ходом. Недаром модель 1925 года нарекли Phantom (Призрак). Вождь мирового пролетариата Ленин всем прочим авто предпочитал совсем не пролетарский Rolls-Royce (правда, предыдущую модель — Silver Ghost). На протяжении 20-х годов «Роллсы» оставались любимой маркой советской номенклатуры.

Как верный ленинец, Иосиф Сталин поначалу пользовался «Роллс-Ройсами», но в дальнейшем полюбил американские «Линкольны», «Кадиллаки» и «Паккарды». Именно по американским лекалам в 1936 году скроили первый советский лимузин ЗиС-101, следующая, уже послевоенная модель – ЗиС-110 почти полностью копировала Packard-180. Вскоре появился и броневик ЗиС-115, являвшийся на тот момент самым защищённым автомобилем в мире. Как и все советские машины, эти флагманы автопрома СССР изготавливались исключительно из комплектующих отечественного производства.

ЗиС-101 (1936)

Практически точная копия автомобиля Buick-32-90. Первый советский серийный лимузин, выпускавшийся на Заводе имени Сталина, стал флагманом автопрома предвоенных лет. Изначально предназначенный для обслуживания первых лиц государства, он так и не смог подняться на политический Олимп. Но в гордой памяти современников «советский Бьюик» остался символом комфорта, престижа и технического совершенства.

ЗиС-101А (1941)

С большим трудом организовав массовый выпуск автомобилей высшего класса ЗиС-101, правительство СССР вдруг осознало, что стране, в которой дороги с твёрдым покрытием есть далеко не везде, а качественный бензин бывает только в столице, столько лимузинов просто не нужно. Поэтому машину было решено модернизировать, а её выпуск сократить на порядок.

Packard 120 Formal Sedan (1941)

Строгий и стремительный стиль американских «Паккардов» полюбился товарищу Сталину еще в 20-е годы, а в 30-е марка стала фаворитом Кремлёвского гаража. Сам вождь для повседневных поездок пользовался бронированной версией Packard Twelve, однако в ГОНе работали и менее дорогие и мощные, но столь же престижные модели с 8-цилиндровыми моторами.

Packard Super Eight 180 (1942)

Этот автомобиль стал последней довоенной моделью Паккарда и образцом для создания советского правительственного лимузина ЗиС-110.

Забавная у него фигурка на капоте.

ЗиС-110 (1945)

Работы над советской копией «Паккарда» начались в тяжелейшем 1942 году. Автомобиль получился не только совершеннее и гармоничнее оригинала, но и стал первой послевоенной серийной моделью в мире – его выпуск начался в победном 1945-ом.

ЗиС-110Б (1949)

Фаэтон со складной матерчатой крышей.

ЗИС-110П (1956)

Полноприводная версия с увеличенным клиренсом. На случай, если надо за пределы Москвы выехать. 🙂

ЗиС-115 (1949)

О существовании бронемашины Сталина простой советский человек мог лишь догадываться – разработка шла в обстановке строгой секретности. Капсульное бронирование, стёкла толщиной 80 мм и пулестойкие шины делали ЗиС-115 самым защищенным автомобилем в мире. В техзадании особо оговаривалось – внешне броневик не должен отличаться от серийных собратьев.

С приходом к власти Хрущёва броневики сталинских времен исчезли из Гаража Особого Назначения, уступив место кабриолетам, в которых так любил красоваться Никита Сергеевич. При Хрущёве появляется новое поколение правительственных автомобилей – ЗИЛ-111 и его модификации, напоминающие американские модели эпохи «аэростиля».

ЗИЛ-111А (1958)

Воплощённый в металле лозунг «Догнать и перегнать Америку!» – лимузин хоть и выполнен в американском стиле, но несёт в своем облике всю монументальность и мощь Советского Союза.

ЗИЛ-111В (1960)

Эта машина так бы и осталась «просто» открытой версией лимузина ЗИЛ-111, если бы не событие, навеки вписавшее её в мировую историю. Именно в ЗИЛ-111В страна встречала Гагарина 14 апреля 61-го.

ГАЗ-13 Чайка (1959)

Машина для высшей советской номенклатуры, напоминающая уменьшенную копию ЗИЛ-111. Огромный шестиоконный седан получился стремительным и даже романтичным, став в СССР свадебным автомобилем №1.

ГАЗ-13Б Чайка (1961)

По заведённой в СССР традиции все автомобили высшего класса получали модификацию с кузовом фаэтон. Не стала исключением и Чайка – её версия с открытым кузовом была оснащена кабриолетным механизмом с электрогидравлической системой, управлявшейся с места водителя. Автомобили использовались для официальных мероприятий местного значения.

Переход от хрущёвской экспрессивности к брежневскому спокойствию отразился и на главных автомобилях Советского Союза – в Гараже Особого Назначения появились ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 – строгие, прямые и стремительные, как будто вычерченные по линейке. Сам Леонид Ильич знал толк в автомобилях и был единственным советским лидером, умевшим ими управлять. И не только умевшим, но и любившим это занятие – лучшим подарком для Генерального секретаря ЦК КПСС всегда был хороший автомобиль, а его обширная автоколлекция до сих пор овеяна тайнами и легендами.

ЗИЛ-111Г (1962)

Быстротечная автомобильная мода сделала ЗИЛ-111 устаревшим – формы, которыми восторгались ещё пару лет назад, вдруг стали неинтересными и даже вызывали раздражение. Рестайлинговая модель получила в ГОНе прозвище «Григорий».

ЗИЛ-111Д (1964)

В СССР фаэтоны ЗИЛ-111Д оказались не у дел – почётных гостей Брежнев встречал на открытых машинах редко, в военных парадах на Красной площади наметился длительный перерыв. Невостребованные фаэтоны раздарили лидерам дружественных стран – от Фиделя Кастро до Эрика Хоннеккера. ЗИЛ-111Д проще было увидеть в Варшаве или Пхеньяне, чем в Москве.

Mercedes-Benz 600 W100 (1964)

Благодаря кузову W100 cлово «шестисотый» вошло в оборот и стало ассоциироваться с флагманом концерна Daimler-Benz. Такие «Мерседесы» непременно присутствовали во многих гаражах «сильных мира сего»: королевы Елизаветы II, императора Хирохито, революционера Фиделя Кастро, «великого кормчего» Мао Цзэдуна и нашего Леонида Брежнева.

ЗИЛ-114 (1967)

Правительственный лимузин следующего поколения появился уже через три года после прихода к власти Брежнева.

ЗИЛ-117 (1971)

«Драйверская» модификация ЗИЛ-114 с укороченным кузовом, появление которой негласно связывают с любовью Леонида Ильича Брежнева лично управлять автомобилем. Седан получился столь же стремительным и элегантным, как и лимузин, но более скоростным и маневренным.

ЗИЛ-117В (1972)

Назначение этих двухдверных кабриолетов определял их цвет: серые, в цвет маршальских шинелей, предназначались для военных парадов на Красной площади, а чёрные – для обслуживания высших партийных руководителей во время отдыха на госдачах в Крыму и на Кавказе.

ГАЗ-24-95 4Х4 Волга (1973)

Полноприводная «Волга» на базе узлов и агрегатов вездехода ГАЗ-69, изготовленная для поездок Леонида Ильича Брежнева на охоту. Всего для Гаража Особого Назначения построили партию из пяти таких автомобилей, до наших дней сохранилось лишь два.

Mercedes-Benz 450SEL W116 (1975)

Брежнев обожал дорогие и мощные автомобили, которые ему дарили один за другим. В феврале 1973 года в Сокольниках прошла выставка концерна «Даймлер-Бенц», которая с большим интересом была воспринята руководителями ГОНа, спустя два года заказавшими для генсека 116-й «Мерседес».

ГАЗ-14 Чайка (1977)

Автомобиль представительского класса, появившийся при Л.И. Брежневе и павший жертвой кампании по борьбе с привилегиями при М.С. Горбачёве. Во время «перестройки» была уничтожена вся документация, оснастка для производства, кузовные штампы и даже один недособранный экземпляр.

ЗИЛ-4104 / ЗИЛ-115 (1978)

Автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации.

ЗИЛ-41044 / ЗИЛ-115В (1981)

Новые парадные машины создавались в спешке – кому-то «наверху» не терпелось заменить ещё довольно свежие 117В. Эти фаэтоны пережили и страну, в которой были созданы, и экономические потрясения 90-х, и даже благополучие «нулевых». Выпущенные всего в трёх экземплярах, они выезжали в дни парадов на Красную площадь с 1981 по 2010 год – почти 30 лет!

ЗИЛ-4105 (1983)

Бронированный лимузин внешне не отличался от обычного, а в основе его конструкции лежала бронекапсула – несущий объём сложной конфигурации. Толщина брони колебалась от 4 до 10 мм, толщина бронестёкол – от 43 до 47 мм. Весил такой броневик более пяти тонн.

ЗИЛ-41045 (1983)

Слегка обновлённая модификация ЗИЛ-41044, изменения во внешнем облике которой были вызваны приходом к власти нового генсека Ю.В. Андропова. С колёсных арок исчезли блестящие накладки, немного поменялась светотехника и решетка радиатора. Модель производили всего два года.

ЗИЛ-41051 (1984)

Броневик, внешне замаскированный под «андроповскую» версию ЗИЛ-41045. Сделанные на Курганском заводе бронекапсулы оказались настолько прочными и надёжными, что во времена экономического спада 1990-х они, даже бывшие в употреблении, использовались при постройке новых экземпляров ЗИЛ-41052.

ЗИЛ-41047 (1985)

Более серьёзные изменения в главном автомобиле страны вновь произошли при смене власти – для Михаила Горбачёва радикально «перерисовали» переднюю часть, убрали форточки с передних дверей и поменяли задние фонари. Это стало последним рестайлингом легкового ЗИЛа.

ЗИЛ-41052 (1987)

Горбачёв пользовался обычным лимузином, тем не менее, для него изготовили бронированный вариант, по традиции неотличимый от актуального на тот момент 41047. Лобовое бронестекло – сферическое с биозащитой, толщина боковых стёкол – 54 мм, конструкция шасси не допускает переворачивания машины. Такая модификация собиралась по спецзаказам до 2000 года.

Первую популярность в народе Борис Ельцин приобрёл благодаря поездкам на работу в обычном троллейбусе, а когда пришёл к власти, первое время по инерции продолжал пользоваться ЗИЛом, но с 1995 года пересел на Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Так была нарушена 60-летняя традиция лидеров страны передвигаться исключительно на отечественных автомобилях. И хотя изредка Борис Николаевич брал с собой в зарубежные поездки ЗИЛ, именно при нем в Гараже Особого Назначения прочно закрепились автомобили Mercedes-Benz, составившие основу Президентского кортежа.

ЗИЛ-41047ТБ (1992)

Три лимузина были оборудованы бронезащитой на фирме «ТРАСКО Бремен» (Германия). Впервые бронированные ЗИЛы получили опускные пулестойкие стёкла. Машины оснастили предпусковым подогревателем двигателя, немецкой климатической установкой, разгружающей пневмоподвеской, рядом других новаций.

Mercedes-Benz G500 W463 (1992)

Для поездок Бориса Ельцина на охоту не стали изготавливать полноприводную «Волгу», а приобрели у немецкой компании Friederichs GmbH удлинённую на полметра версию «Гелендвагена» с дополнительным «егерским» местом в багажном отделении, лебёдкой и фарами-искателями.

Mercedes-Benz S600L w140

Первые лица нашей большой страны долгое время для официальных поездок использовали исключительно отечественные автомобили. Но при Ельцине в главный гараж страны начали поступать иномарки и чиновники высшего ранга с удовольствием стали пересаживаться в них. Наиболее востребованными оказались «шестисотые Мерседесы» в шикарной комплектации.

Mercedes-Benz S600 W140 Trasco Bremen (1993)

Удлинённый на полметра забронированный компанией «Траско Бремен» 140-й «Мерседес» предназначался для замены ЗИЛ-41052, доставшегося Борису Николаевичу в наследство от Горбачёва. В отличие от ЗИЛа, салон «Мерседеса» оборудовался холодильником и баром (что для Ельцина было очень актуально, панимашь).

Mercedes-Benz S600 W140 1M Trasco Bremen

Несмотря на тщательность подготовки нового президентского автомобиля, вышла небольшая промашка с габаритами машины – удлинение на полметра оказалось недостаточным. Не солидно! Вот метровое удлинение придаёт лимузину необходимую внешнюю эксклюзивность и значительно повышает комфортабельность и удобство салона.

Ну а Путин с Медведевым на Пульманах разъезжают.

Mercedes-Benz S600 W220 Pullman Guard (2004)

Заводская версия броневика длиннее базовой на метр и оснащена современными электронными помощниками водителя – системами ESP, ABS и ASR. Салон изготовлен по специальным требованиям заказчика. Автомобиль и сегодня эксплуатируется в Гараже Особого Назначения.