Делориан назад в будущее фото

Panova ›
Блог ›
DeLorean или Назад в будущее

Всем привет. Два месяца руки не доходили до того, чтобы разгрести фотографии с сессии DeLorean. Тот, что прилетел из будущего.

Он, конечно, красивый, но снимать его в темноте это адский ад. И ладно бы в темноте, но там вышло все так, что снимать его пришлось под прожекторами искусственного освещения.

Все дело в том, что снимать его решили на парковке, так как с нее, если кто помнит фильм «Назад в будущее», по сути, все и началось.

И у нас начиналось все идеально — прекрасный естественный свет уходящего солнца; сговорчивые сотрудники картодрома, на парковке которого все действие разворачивалось. Нас никто не выгоняет, вечер прекрасный, ждем, когда прилетит ДеЛореан)

А ДеЛореан все не летит. Солнце уходит, с последними лучами гаснет и наша надежда снять все в хорошем свете. Видимо, машину мало интересовали наши планы, потому что она отказалась заводиться где-то там, у себя дома. Вышел Крис, сотрудник картодрома. «Может, годом ошибся?» — предположил он и мы посмеялись и от этого немного согрелись)

Тем временем, свет ушел окончательно, темнота начала сгущаться и мы решили разъехаться. Но тут, внезапно, информационное сообщение: Завелся аппарат и летит к нам.

При его появлении, у меня, честно, захватило дух от водоворота смешанных эмоций из детских воспоминаний, восхищения красотой техники и подсознательного страха перед всем инопланетным. Он, действительно, выглядит как НЛО.

Почти в темноте мы его пощелкали и договорились потом еще встретиться, при благоприятных условиях, и снова попробовать его поснимать.

Как вы поняли, это точная копия машины времени из культового фильма «Назад в будущее».

Этот преобразователь энергии владелец использует как бардачок.

В салоне все точно повторяет интерьер знаменитого аппарата для перемещения во времени.

Он прекрасен, ребята. При любом освещении.
До связи. #mariapanovapictures

>Стив Джобс 70-х: как Джон Делореан создал автомобиль из фильма «Назад в будущее» и потерял всё

Возмутитель спокойствия в General Motors

Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года в семье рабочих-иммигрантов. Он вырос на востоке Детройта, где в основном проживали представители рабочего класса. Его отец Захария Делореан, работавший литейщиком в Ford Motor Company, принимал активное участие в профсоюзном движении. По данным онлайн-платформы для автолюбителей Drivetribe, «плохой уровень владения английским языком и проблемы с алкоголем не позволили отцу Джона Делореана покинуть заводской цех».

Его мать Кэтрин Прибак работала в General Electric. Когда дела семьи были совсем плохи, она отправляла сыновей к своей сестре в Лос-Анджелес. Считается, что именно во время этих поездок юный Делореан полюбил калифорнийский образ жизни.

Джон поступил в университет, но его учеба была прервана Второй мировой войной. После службы в армии он все же получил степень магистра в сфере автомобилестроения, а позднее — степень MBA в Мичиганском университете. Его карьера в автомобильной отрасли началась в 1952 году в Packard Motor Car Company. Совсем скоро он стал восходящей звездой не только своей компании, но и автомобильной промышленности в целом.

В 1956 году Делореан стал инженером в Pontiac, одном из подразделений General Motors. GM была крупнейшей компанией в мире, но Pontiac испытывал трудности и не мог повысить привлекательность своей торговой марки среди американской молодежи, которая к тому моменту стала главным потребителем и новой движущей силой зарождающейся автомобильной культуры страны. Казалось, что машины компании Pontiac предназначены только для пожилых людей. Через несколько лет, когда Делореан ушел из Pontiac, это был третий по силе автомобильный бренд страны после Chevrolet и Ford.

В то время другие руководители General Motors были сосредоточены на создании комфортабельных автомобилей, которые должны были словно парить в воздухе. Однако у Делореана были другие планы. Он хотел заменить эти автомобили на более спортивные модели, машины для современной молодежи, которой нужна скорость, а не комфорт.

Когда Пит Эстес взял на себя бразды правления Pontiac в 1961 году, Джона Делореана назначили главным инженером подразделения. Он воспользовался этой возможностью и велел своей команде инженеров установить мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,3 литра от крупноразмерного автомобиля Pontiac Bonneville на среднегабаритный Pontiac Tempest. В результате был создан маневренный автомобиль с оптимальными для гонок мощностью и крутящим моментом. Делореан назвал его Pontiac Tempest LeMans GTO. Так был создан новый класс автомобилей, получивший название «маслкар».

Но компания GM придерживалась строгой политики, согласно которой инженерам запрещалось устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные автомобили. Таким образом, высшее руководство General Motors никогда бы не одобрило новый Pontiac GTO в том виде, в котором этот автомобиль был изначально создан. Как показано в новой документальной драме «Открывая Джона Делореана» (Framing John DeLorean) с Алеком Болдуином в главной роли, инженеру удалось придумать лазейку, чтобы оправдать высокую мощность двигателя нового автомобиля. Pontiac GTO не стали продавать как отдельную модель — он был лишь одним из вариантов комплектации Pontiac Tempest 1964 года. Цена опции составила $295. Таким образом, стоимость кабриолетов в комплектации GTO начиналась с $3081, а купе — с $2852. GTO быстро стали настоящим хитом продаж. На Pontiac буквально посыпались заказы. За первый год производства компания GM продала 32 450 машин с более мощным двигателем.

За этот вопиющий акт неповиновения Делореан был награжден сполна: в 1965 году он обошел нескольких перспективных инженеров с более высоким стажем и в 40 лет стал самым молодым генеральным директором Pontiac. Четыре года спустя он стал самым молодым руководителем Chevrolet, а в 1972 году – вице-президентом General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке.

Джон Делореан был не только отличным инженером, но и талантливым маркетологом. Он понял то, чего тогда не осознавали другие директора автомобильных компаний: дизайн автомобиля имеет такое же значение, как и его комплектующие. «Никто из других директоров не обращал внимания на моду», — отмечает Джей Патрик Райт, автор бестселлера о General Motors. После того как Джон Делореан представил миру Pontiac Firebird, слухи о нем разлетелись далеко за пределы Детройта.

До создания первого маслкара стиль жизни Джона Делореана соответствовал образу директора одного из подразделений GM: короткие чистые волосы, консервативный костюм-тройка, женат. Потом все изменилось. Он стал настоящей рок-звездой, с соответствующими этому статусу зарплатой и образом жизни. Он начал заниматься спортом и носить модную одежду, а в 1968 году, после 14 лет брака развелся со своей первой женой Элизабет Хиггинс, чтобы проводить побольше времени на Западном побережье США. Там он общался с голливудской элитой и встречался с такими актрисами и моделями, как Урсула Андресс, Джоуи Хизертон и Тина Синатра.

Новый Делореан был наглым и еще более высокомерным. Он часто задирал нос перед элитой General Motors. Из-за этого у него сложились неоднозначные отношения с коллегами. По словам писателя Райта, ему отлично удавалось «не делать то, что они ему приказывали» и следовать своим инстинктам.

В 1969 году Делореан женился на актрисе Келли Хэрмон, сестре актера Марка Хэрмона (известного по сериалу «Морская полиция: Спецотдел») и дочери Тома Хэрмона — легенды американского футбола, героя войны и спортивного комментатора. Келли Хэрмон было 20 лет, Делореану — 44 года. Пара усыновила мальчика по имени Закари.

Если роскошный образ жизни Делореана, с его постоянными поездками на Западное побережье и общением с голливудским обществом, пока еще не раздражал его коллег, то его стремление провести значительные реформы в General Motors они считали едва ли не кощунством. Инженер предложил отказаться от производства крупноразмерных автомобилей в пользу менее габаритных моделей с более высокой энергоэффективностью.

Но к весне 1973 года все изменилось. Келли Хэрмон и Джон Делореан развелись. А потом случился печально известный инцидент. Делореан должен был выступить перед 700 топ-менеджерами General Motors на проходящей раз в три года конференции высшего руководства GM на курорте Гринбрайер в Западной Вирджинии. Инженер должен был рассказать о том, как плохое качество автомобилей, которые производили подразделения компании, повлияло на итоговую прибыль General Motors. Он намеревался раскритиковать директоров подразделений. Однако его коллеги настояли на том, чтобы он смягчил критику, что он в принципе и сделал. Тем не менее неотредактированная копия текста речи загадочным образом просочилась в прессу и была опубликована газетой Detroit News. В апреле 1973 года Делореану пришлось уйти в отставку.

Полгода спустя он сказал в интервью New York Times, что «все равно не хотел больше работать в GM, потому что его обязанности как топ-менеджера компании заключались в том, чтобы целый день сидеть на деловых встречах». «Если работа не приносит удовлетворения, нужно ее сменить, даже если тебе платят $650 000 в год», — говорил он.

Эпоха DeLorean Motor Company

Совсем скоро после ухода из GM талантливый конструктор начал новую жизнь. Он наконец-то был свободен от оков Детройта. Делореан женился на супермодели Кристине Ферраре, и вскоре пара переехала в Нью-Йорк. Его жене было 23 года, ему — 48 лет. В это время инженер также начал работать над созданием собственной автомобильной компании.

Официальный день рождения DeLorean Motor Company — 24 октября 1975 года, место рождения — Детройт. Делореан планировал создать так называемый этичный автомобиль: безопасный, долговечный и не наносящий большого ущерба окружающей среде.

Для привлечения инвесторов в DeLorean Motor Company за два года создали опытный образец. Билл Коллинз, бывший коллега Делореана по Pontiac, разработал первый прототип, который впоследствии получил название DMC-12. Делореан также привлек харизматичного основателя компании Lotus Cars Колина Чепмена для перепроектирования шасси и подвески нового автомобиля.

Но больше всего инвесторов привлек необычный дизайн машины, созданный итальянцем Джорджетто Джуджаро из компании ItalDesign. Этот же человек разработал концепты автомобилей Alfa Romeo Iguana, Lotus Esprit, Ferrari 250 GT SWB Bertone, Techrules Ren и многих других. Дизайн DMC-12 был основан на эскизе концептуального автомобиля для Porsche, который он нарисовал в 1970 году. Тот автомобиль также имел клиновидный кузов, оклеенный листами нержавеющей стали, и двери типа «крылья чайки». Сзади был расположен шестицилиндровый двигатель Peugeot-Renault-Volvo объемом 2,85 литра и мощностью 130 лошадиных сил.

Маргарет Тэтчер в ярости

Делореану удалось быстро привлечь капитал: он взял кредит в Bank of America, инвесторами также стали телеведущий Джонни Карсон, музыкант Рой Кларк и певец Сэмми Дэвис-младший. Дилерам, которые продавали автомобили DeLorean Motor Company, была предоставлена возможность приобрести акции компании. Однако для того, чтобы построить завод, Делореану нужна была ссуда на развитие бизнеса от государства.

В феврале 1978 года журнал Business Week сообщил, что бизнесмен «вел переговоры с Канадой и Испанией, штатами Пенсильвания и Огайо, а также — совсем недавно — с его родным городом Детройтом». После подписания предварительного соглашения с Министерством торговли США и правительством Пуэрто-Рико о строительстве завода на бывшей военно-воздушной базе Делореан получил более выгодное предложение от властей Великобритании: построить завод в Северной Ирландии. Завод должен был располагаться на коровьем пастбище в районе Данмурри — неподалеку от Белфаста и в самом центре кровавого конфликта между католической и протестантской общинами.

Общий объем инвестиций включал в себя государственные ссуды и гарантии британского правительства на сумму более $100 млн и десятки миллионов долларов от частных инвесторов. Казалось бы, все было отлично. Но как бы не так. Вскоре все эти деньги буквально в мгновение ока исчезли. «Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, была в том, что в первом бизнес-плане, разработанном после того, как завод все-таки решили строить в Северной Ирландии, четко было указано, что у нас закончатся деньги в тот день, когда с конвейера сойдет первый автомобиль», — говорит Барри Уиллс, заведовавший в то время закупками и поставками в DeLorean Motor Company, впоследствии — гендиректор компании. «На нас постоянно оказывалось давление, чтобы мы попытались убедить британское правительство дать нам немного больше денег. Но этого не случилось», — добавляет он.

Семь месяцев спустя после начала строительных работ в Белфасте в Великобритании пришла к власти Консервативная партия Маргарет Тэтчер. Консерваторам не понравилась сделка, заключенная лейбористами с американским бизнесменом. «Консерваторы не одобряли любые государственные инвестиции в частные промышленные предприятия», — объясняет Уиллс.

В январе 1981 года первая партия автомобилей не прошла проверку контроля качества, на что тут же потоком негативных статей отреагировала американская пресса. Автомобиль не был той мощной, безопасной и экономичной машиной, которую обещал Делореан. Тем не менее даже критики были в восторге от того, как этот автомобиль выглядел.

Для решения финансовых трудностей был предложен план с выходом компании на IPO. В ходе IPO Делореан, которому принадлежал крупнейший пакет акций компании, заработал бы примерно $120 млн, но оставил бы практически ни с чем тех, у кого были только «опционы» автопроизводителя, например, инвесторов из числа автодилеров. Кроме того, такое развитие событий не могло устраивать Маргарет Тэтчер и британское правительство.

«Тэтчер была возмущена», — говорит режиссер-документалист Джордан Ливингстон, снявший фильм о Делореане. По его словам, она отказала американской компании в дальнейших инвестициях и передала завод во внешнее управление. В конце концов, было произведено всего 9000 автомобилей DMC-12. Продано было около 6000 машин.

Скандал с кокаином

Несмотря ни на что, Делореан уверял сотрудников компании, что скоро привлечет новое финансирование. По словам режиссера Ливингстона, ирландцы в Белфасте поверили бы всему, что бы он ни сказал. «Когда он приехал на завод с проверкой, можно было подумать, что завод посетила настоящая рок-звезда. Он держал за руку супермодель. Люди были поражены», — говорит режиссер.

По сей день многие считают его спасителем. Им плевать на то, что он якобы сделал. «У каждого жителя Белфаста есть свое мнение о Джоне Делореане, начиная с таксистов и барменов и заканчивая портье в гостиницах и секретарями. Он оставил неизгладимый след в памяти местных жителей», — продолжает Ливингстон.

Почему? Работа на заводе DeLorean Motors Company не только стала первой для большинства из них, но и одной из самых высокооплачиваемых и значимых в их жизни. По словам режиссера, Джон Делореан решил построить завод в месте, где уровень безработицы достигал почти 80%, создал там квалифицированные рабочие места, которыми эти люди могли бы гордиться.

Что касается инвесторов, то, по словам Барри Уиллса, рабочая группа из США во главе с финансистом Жанной Фарнан якобы пыталась привлечь финансирование для компании. По данным Washington Post, незадолго до того, как назначенные правительством Великобритании внешние управляющие планировали объявить о прекращении существования компании, Фарнан заявила, что нашла инвесторов, готовых вложить $10 млн в ее спасение. Утром 19 октября 1982 года она передала Джону Делореану окончательный пакет документов по новому кредиту. Это был последний день перед ликвидацией, когда компания еще могла получить новое финансирование.

Все это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. «Внешние управляющие никогда бы не приняли эти деньги», — говорит Уиллс. Делореан так и не подписал документы. Очевидно, у него был другой план.

В один из вечером Барри Уиллсу домой позвонил представитель британского правительства. Он велел закрыть завод. Это был настоящий шок. «Мы не распускали рабочих в надежде на то, что компанию все же реструктурируют. Мы верили в то, что финансирование так или иначе будет найдено и завод снова заработает», — вспоминает Уиллс.

Он знал, что дела идут ужасно, но не понимал, зачем так спешить. На следующее утро он наконец все понял, когда включил телевизор и из новостей BBC узнал, что в ходе операции под прикрытием агенты ФБР арестовали Джона Делореана. Они сняли на скрытую камеру то, как он якобы согласился сбыть почти 100 кг кокаина стоимостью около $24 млн в надежде выручить достаточное количество средств для спасения DeLorean Motors Company.

После этого Уиллс встретился с рабочими. «Там были взрослые мужчины в слезах», — говорит он. Менее чем сутки назад они считали, что финансирование найдено. А затем увидели по телевизору, как обожаемого ими главу компании арестовывают по подозрению в сбыте наркотиков — несмотря на его браваду о привлечении инвестиций, а может быть, как раз из-за нее. Неделю спустя компания DeLorean Motors Company объявила себя банкротом.

В ходе судебного процесса адвокат Делореана Говард Вайцман утверждал, что агенты ФБР смогли заманить в ловушку отчаявшегося предпринимателя, поскольку знали, что он сделает все, чтобы спасти свой бизнес. Улики также указывали на то, что адвокат был прав. По многочисленным сообщениям, о сделке Джону Делореану рассказал платный информатор ФБР.

Когда бизнесмен сказал, что у него нет денег, чтобы заплатить за партию наркотиков, информатор ФБР пообещал организовать финансирование, если Делореан предоставит свою компанию в качестве залога. Хотя бизнесмен дал понять, что был бы готов заключить сделку, он так и не приобрел наркотики.

Похоже, он никогда и не планировал платить за них. Эта сделка стала еще одним бизнес-проектом, в который Джон Делореан не вложил ни цента из своих собственных сбережений. Власти посчитали, что его согласие передать контроль над компанией можно счесть доказательством того, что он готов на сделку. Но бизнесмен не передал своим предполагаемым бизнес-партнерам контроль над DeLorean Motor Cars Limited или DeLorean Motor Company. Вместо этого он согласился передать им DMC Inc. — фиктивную компанию, не имеющую активов. Джон Делореан обманывал мошенников. И ему, возможно, повезло, что мошенники оказались подставными. Медельинский кокаиновый картель, к примеру, был бы не в восторге от подобного трюка. Менее чем через 30 часов рассмотрения дела в суде Делореан был оправдан по всем пунктам обвинения.

«Я бы хотел к чертям взорвать этот автомобиль»

Однако проблемы Делореана с законом только начинались. Впоследствии ему приходилось предстать перед судом в США по делам о присвоение чужих средств и мошенничестве. Расследование против него вели и британские власти. Однако его так и не осудили.

Почти за двадцать лет судебных тяжб кредиторы DeLorean Motor Company смогли через суд вернуть около $100 млн. Большая часть средств поступила от бухгалтерской компании Arthur Andersen, которую признали виновной в халатности и нарушении контракта в ходе аудита ликвидированной автомобильной компании. В марте 1998 года жюри присяжных штата Нью-Йорк обязало компанию выплатить $46,2 млн кредиторам и акционерам автомобильной компании за предоставление вводящих в заблуждение аудиторских заключений в отношении автопроизводителя в 1978 и 1979 годах. Позже сумма снизилась до $27,2 млн. Иск против этой бухгалтерской компании, поданный чуть раньше британским правительством, был урегулирован в 1997 году. Представители компании Arthur Andersen согласились выплатить примерно $35 млн.

Делореану пришлось продать свой дом в Нью-Джерси. В конечном итоге его земельный участок площадью почти 2 квадратных километра был выкуплен Дональдом Трампом. Будущий президент США открыл там гольф-клуб Trump National Golf Club и продолжает часто бывать там до сих пор.

Семья Джона Делореана распалась: супермодель Кристина Ферраре развелась с ним после кокаинового скандала. Она забрала с собой детей: дочь Кэтрин и сына Закари. «Судебный процесс имел к этому непосредственное отношение. Как, черт возьми, может быть по-другому?» — заявил 47-летний Закари Делореан. Джон Делореан скончался от осложнений после инсульта 19 марта 2005 года в больнице в городе Саммит, штат Нью-Джерси. Ему было 80 лет. До самой смерти он жил в однокомнатной квартире в Бедминстере со своей четвертой женой Салли.

Сегодня Закари Делореан больше не винит своего отца: «Мы все принимаем разные решения в жизни: некоторые из них правильные, а некоторые нет». На вопрос о наследии его отца Зак Делореан ответил неоднозначно: «С одной стороны, я горжусь своим отцом. С другой стороны, я бы хотел к чертям взорвать этот автомобиль».

Перевод Полины Шеноевой

TrunkMonkeys ›
Блог ›
DeLorean DMC-12: блистательная катастрофа

Трудно сказать какой автомобиль самый красивый в мире. А вот имя самого красивого неудачника известно даже грудным младенцам. Конечно же, это DeLorean DMC-12

– Это что та самая тачка из “Назад в будущее”?
– Именно она. Правда прежде чем превратиться в машину времени Дока Брауна, “Делориан” прошел очень длинный и тернистый путь.
– Слушаю внимательно…
– Ну начать, наверное, надо с того, что “Делориан”-автомобиль назван в честь Делориана-человека. Ну а если конкретно речь о Джоне Захария Делориане – истинной легенде автомобильного бизнеса 20 века.
– Чем же он так знаменит?
– Хотя бы тем, что с абсолютного нуля поднялся до кабинета вице-президента General Motors, а потом, находясь в зените славы, неожиданно забил на корпоративную карьеру, решив самостоятельно строить автомобили.
– Гмм, интересно… Неужели Делориан всего добился собственным трудом? Не было в его судьбе дальнего родственника, завещавшего миллион или четких связей, открывающих двери в любые кабинеты?

Полный размерДжон и его любимое, но несчастливое детище

– Нет, все в самом деле было по чесноку. Джон родился в Детройте в небогатой семье европейских иммигрантов. Мама – из Австрии, папа – румын, с родней уходящей куда-то в сторону Ливана. Делорианы явно испытывали недостаток не только денежных средств, но и просто душевных человеческих отношениях. Отец Джона (к слову, конвейерный работник Ford Motor Company) был не дурак выпить, да и к рукоприкладству относился спокойно. С таким “шикарным” стартовым капиталом судьба Джона могла пойти любой дорожкой: хоть в чернорабочие, хоть в бандиты, но юный Делориан выбрал третий путь. Больше всего на свете он… не хотел быть похожим на собственного отца, а поэтому отдавался собственному образованию полностью, вообще без остатка.
– В этом был смысл?
– Конечно. Из обычной районной школы Делориана за отличные оценки приняли в престижный технический колледж Льюиса Кэсса, который он также окончил блестяще. Дальше был “Технический институт Лоренса”, где Джон изучал промышленную инженерию. И вновь только на отлично!
Следующий шаг – «Инженерный институт Крайслера» плюс вечерняя бизнес-школа при университете Мичигана. Как при всем при этом у него оставалось время на личную жизнь – уму непостижимо. Однако, именно тогда Джон женится. В первый и далеко не в последней раз. Но главное он получает работу в автомобильной промышленности.
– Куда его взяли?
– Поначалу он попал в инженерную команду “Крайслер”, но меньше через год оказался в “Паккарде”. Там он участвовал в разработке новой автоматической трансмиссии и заслужил репутацию хваткого, способного, умеющего принимать решения сотрудника. Увы, к тому моменту одряхлевший “Паккард” уверенно шел ко дну, но Джону даже не пришлось искать работу. Она сама нашла его. Вице-президент GM Оливер Келли сам предложил Делориану место в любом подразделении корпорации на выбор. Джон остановился на “Понтиаке”.

– Там тоже все сложилось хорошо?
– Более чем. Перечислять его заслуги и регалии можно долго. Если же вкратце, то придя в самый бесперспективный на тот момент “джиэмовский” филиал Делориан превратил его в самый успешный. Десятки патентов и рацпредложений, непосредственное участие в разработки нового верхневального 6-цилиндрового мотора, удачные модели вроде Tempest с необычной компоновкой силового агрегата – мотор спереди, коробка передач типа «трансэксл» сзади, и, конечно же, создание культового Pontiac GTO – автомобиля, открывшего эру “маскл-каров”. Казалось все к чему прикасался Делориан превращалась в золото.
Джон вскоре становится президентом “Понтиака”, но уже ясно что это только начало. В 1969-м он уже президент Chevrolet, заглавного подразделения в империи GM. И здесь у него все получается. Именно при Делориане Chevrolet впервые превысила отметку в 3 миллиона проданных автомобилей за год (1971). Пройдет еще какое-то время и Джон станет вице-президентом GM. До главного кресла в американской автомобильной индустрии оставался один шаг как вдруг…
– Как вдруг что?
– Вдруг все закончилось. В апреле 1973 года Делориан совершенно неожиданно уходит в отставку.
– Но почему?
– О причинах шокирующего увольнения до сих пор ходят пересуды. Самая расхожая версия – Джону осточертела корпоративная этика GM, стригшая всех под одну гребенку. Но все не так просто. Делориана можно было назвать как угодно только не конформистом. Он плевал на принятый в компании дресс-код, без стеснения подкатывал к офису на личном Maserati Ghibli, не делал секрета из собственного бешеного успеха у женщин. Короче Джон вел себя так как не подобает претенденту на президентское кресло крупнейшей автокорпорации на свете. Чего стоит история когда на свою очередную свадьбу в качестве шафера он пригласил вице-президента Ford Ли Якокку!

Полный размер

Джон со своей третьей женой Кристиной Ферраро. Разница в возрасте? Да, она вполне очевидна

Понятно, что у Делориана хватало недругов в высших эшелонах “джиэмовской” власти. Возможно он сам понял, а быть может и добрые люди подсказали, что его президентству попросту не суждено случиться – нужные люди в нужный момент нажмут на нужные рычаги и все повернется не в пользу Джона.
– И он принял решение уйти сам?
– Возможно именно так. Помимо шикарного выходного пособия и золотого парашюта он в качестве заслуг перед компанией получил еще и шикарный дилерский центр Cadillac во Флориде. Теперь Делориан мог припеваючи греться на солнышке до конца своих дней. Ни он, ни его дети, ни Кристина Ферраро, его жена (уже третья по счету) никогда не нуждались бы в деньгах. Но Джон сам все испортил, решив создать собственную автомобильную компанию.
– Была ли в этом необходимость?
– Конечно, нет. Но будучи чрезвычайно деятельной натурой он просто не смог усидеть на месте. Пенсионерская должность президента National Alliance of Businessmen Делориану быстро надоела. И он вновь захотел окунуться в любимое дело – в автомобили. Тем более с “джиэмовских” времен у него остались многочисленные наработки – проекты, так и не дошедшие до производства. Особенно Джону было жалко так и нереализованный на практике Pontiac Banshee – сравнительно недорогой, но чистокровный спорткар.
– И он решил построить его самостоятельно?
– Скажем так, попытался. Он задумал было предложить на рынок спортивную модель в ценовом сегменте между “Корветтом” и Porsche 911, но сразу встретил самый решительный отпор. Как только первые слухи о новом проекте Делориана просочились в прессу, бухгалтерия General Motors прекратила пенсионные отчисления своему бывшему вице-президенту. Причина – нарушение соглашения об отказе работать на конкурентов.

Полный размерПервый прототип DMC-12 потряс публику и прессу

– Но разработка собственной модели и сотрудничество с условными Ford или Chrysler – это же не одно и тоже…
– Делориан, судя по всему, думал также и… просчитался. Впрочем, он не был бы самим собой если бы не ответил на оплеуху оплеухой. Вместе с репортером Business Week Патриком Райтом Джон написал книгу On the clear day you can see General Motors (в советском издании она называлась “Дженерал Моторз в истинном свете”).
– О чем книга?
– О нравах, царивших в империи GM. Знавший подноготную корпорации изнутри Делориан обрушил водопады критики на корпоративную этику и методы работы своих бывших коллег. Досталось всем и дизайнерам, и инженерам, и конечно больше всех высшему руководству компании. Материал, на самом деле, получился столь едкий и злободневный, что сам Джон, поначалу жаждавший мести, в конце-концов, а вернее когда книга уже была готова, решил осадить назад.
– Опасался чего-то?
– Не без этого. В одном из интервью впоследствии он признается, что прочитав эту книгу в Детройте “захотят раздавить меня как виноградину”. Не лучший, согласитесь, фон для создания собственной автомобильной фирмы. Однако, несмотря на сомнения Делориана книга все-таки вышла в печать – Патрик Райт принял решение по собственной инициативе. И, конечно, издание On the clear day you can see General Motors сыграет роковую роль в судьбе Джона. Но пока он об этом еще не знал.

– Ну а что с его собственный проектом?
– Итак, Делориан имевший основания считать себя человеком достаточно компетентным в автопромышленности задумал грандиозный автомобиль. Сам он называл eго Ethical Sportcar («Этичный спорткар»), красивый, быстрый, безопасный. Техническую часть проекта Джон поручил заботам Билла Коллинза – первоклассного инженера, с которым он работал еще в Pontiac. Дизайн решили заказать в Италии у самого маэстро Джорджетто Джуджаро. Дело шло полным ходом. Всего через год после основания DeLorean Motor Company, представителям прессы показали прототип будущей модели DMC-12.
– Всего через год? Однако быстро…
– Ну это был всего лишь прототип. Шасси позаимствовали у FIAT X1/9, четырехцилиндровый мотор – у Citroen GS, элементы подвески – у Ford Pinto/Mustang II. При этом машина была не макетом, а ходовым прототипом. Правда на презентации Делориан отказывал всем, кто спрашивал про возможность тест-драйва. Посидеть внутри – пожалуйста, но никаких пробных поездок.

– Это и впрямь была передовая конструкция?
– Безусловно. Среднемоторный DMC-12 был бомбой. По-крайней заявленные характеристики модели. Легкий кузов с расчетным весом порядка 1000 кг обеспечивала несущая конструкция из пластика, созданного по технологии Elastic Reservoir Molding, и панели из полированной нержавейки. А еще подушки безопасности, упругие бамперы, без последствий выдерживающие удар на скоростях до 16 км/ч. Всего этого не было на прототипе, но должно было появится на серийной версии.
– И дизайн хорош…
– Шикарен я бы сказал. Причем уже первый вариант экстерьера от Джуджаро по сути так и остался окончательным. Актуальный клиновидный профиль, мускулистые боковины, двери типа «крыло чайки». Красота! Словом, первое впечатление, которое произвел Delorean DMC-12 было титаническим.
– Кстати, что означает цифра 12 индексе?
– Это не количество цилиндров и не рабочий объем мотора, конечно, а предполагаемая цена спорткара в тысячах долларов. Надо сказать очень гуманная по меркам времени и продвинутости самой конструкции сумма. Оставалось превратить прототип в серийную модель и начать серийное производство.

– Наверное, со связями и средствами Делориана это не вызвало сложностей…
– Это как посмотреть. Допустим проблему с производственной площадкой Джон действительно решил очень круто – завод по производству DMC-12 решили строить в… Северной Ирландии в местечке Данмарри. Правительство Великобритании не только посулило серьезные налоговые льготы, но и лично выделило компании Делориана свыше $100 миллионов. А вот доработка машины шла крайне медленно. Понимая, что проект тормозится Джон обратился за инженерной экспертизой к европейским автомобильным компаниям. Но BMW и Porsche, имевшие богатый опыт в подобных проектах, запросили слишком большой гонорар. А вот британцы из Lotus согласились работать и за предложенные деньги. Правда, со значительными оговорками.
– Оговорками какого плана?
– Почти все революционные изыски DMC-12, задумывавшиеся первоначально, отправились в топку. Технологии пластикового кузова ERM, среднемоторная компоновка, роторно-поршневой двигатель, подушки безопасности все пошло прахом. В результате “этичный спорткар” в техническом плане стал чуть ли не клоном спортивного Lotus Esprit: элементы шасси, подвески и рулевого управления. Впрочем, учитывая значительно более высокую цену английской машины это было не так уж и плохо.
Мотор также искали не по принципу, что лучше, а то что доступнее. В итоге выбор пал на бензиновый V6 от Peugeot, Renault и Volvo. Рабочий объемом 2,9 л, мощность всего 130 л.с. Зато недорого…
Кстати, Билл Коллинз, главный инженер проекта, был настолько разочарован превращением его детища в гораздо более заурядное, чем изначально планировалось транспортное средство, что ушел в отставку.
В любом случае проект сильно отставал от графика. Завод в Данмарри был готов еще летом 1980-го, но первый DMC-12 сошел с конвейера лишь 21 января следующего года.

– И как на новую машину отреагировали покупатели?
– Ясно было одно Delorean в Штатах ждали. Очень. DMC умудрилась подписать контракты почти с 350 дилерскими центрами – и это под машину, которую еще никто не видел! Истосковавшиеся покупатели готовы были переплатить, но DMC-12 из пилотных партий не баловали качеством сборки. Рабочим североирландского предприятия очевидно недоставало опыта. Тогда Делориан срочно организует так называемые Quality Assurance Сenter – по сути место, где приплывшие из Европы доводили до ума.
– Ну трудности роста, бывает…
– Если бы этим проблемы исчерпывались! Увы, и дорожные повадки DMC-12 очевидно не дотягивали до футуристичного облика автомобиля. Заявленные секунды разгона до сотни – 8,5 с согласно паспортным данным – не соответствовали действительности минимум на секунду. Ниже обещанных 200 км/ч была и максималка. И это на машине с «механикой». Летаргический 3-ступенчатый «автомат» и вовсе наводил тоску. Хромала, особенно на предельных режимах, и управляемость. Проблему усугубляла и значительно более высокая, нежели изначально планировалось, масса автомобиля. Серийный DMC-12 весил аж 1247 кг… И цена оказалась вдвое выше той, на которую рассчитывал ДеЛориан. При ценнике в $25 000 DMC-12 стоил немногим дешевле Porsche 911, но на четверть дороже Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo, которые с точки зрения динамики не оcтавляли этичному спорткару шансов.
– Делориана все это задевало?
– Не то чтобы очень. Жалобы на неважнецкую управляемость он отметал, замечая, что лишь единицы покупателей спорткупе ездят на пределе, а разочарованным в динамике рекомендовал дождаться дебюта турбо-версии DMC-12.
К тому времени, однако, DeLorean Motor Company уже на всех парах мчалась под откос. Задержки с началом производства, контрактные обязательства перед Lotus, затраты на досборку машин в США, весьма чувствительные гарантийные выплаты и не в последнюю очередь привычка Джона жить на широкую ногу – его зарплата в качестве президента компании составляла $500 тысяч – спалили всю наличность фирмы.
Проблемы росли как снежный ком. Разочарованные покупатели из США аннулировали заказы, а завод в Данмарри, напротив, только набирал обороты. Очень скоро американский филиал DMC прекратил выплаты сборочному предприятию, которому, в свою очередь, нечем стало рассчитываться с поставщиками и рабочими конвейера. К февралю 1982-го у DeLorean Motor Company одних только непогашенных выплат по процентам набежало на $800 тысяч, и 19-го числа фирму признали финансово несостоятельной, назначив временным управляющим консалтинговую аудиторскую контору Coopers&Lybrand.

– Конец истории?
– Если бы. ДеЛориан не сдавался. Самое обидное, что как раз к тому времени на заводе в Данмарри удалось подтянуть качество сборки, а также исправить детские болячки самого DMC-12, вроде недостаточно мощного генератора. Казалось, еще немного терпения, и дело пойдет. Нужно было только найти $20 миллионов, чтобы вернуть управление компанией в свои руки…
Последнюю дату выплаты назначили на 20 октября 1982-го, но деньги в Coppers&Lybrand так и не пришли. Накануне по обвинению в контрабанде наркотиков Джона ДеЛориана арестовали в номере лос-анджелесского отеля «Шератон-Плаза». Вот это уже да, это был конец. Для DeLorean Motor Company, во всяком случае. Имущество фирмы пошло с молотка, а сотрудники завода в Данмари распущены по домам. Сам же ДеЛориан попал на скамью подсудимых и на первые полосы газет.
– Наркотики? Это уже чересчур…
– Чересчур это то, что началось в американской прессе. Совсем забыв про презумпцию невиновности (“Никто не может быть признан виновным иначе как приговору суда”) на Джона сразу спустили всех собак. И тут, наверняка, не обошлось без детройтских лоббистов, решивших отомстить Делориану за скандальную книгу. Теперь уж ему припомнили все пороки: истинные и мнимые. От любовных похождений в компании красоток вдвое младше его и косметических операций с подтяжками лица до связей с мафией и чуть ли не физического устранения конкурентов!
– Ого! А что же суд?
– Ну это самое интересное. В ходе судебного процесса выяснилось – дело о контрабанде 100 кг кокаина общей стоимостью 100 миллионов, сфабриковано, причем не кем-нибудь, а сотрудниками ФБР. Достаточно вспомнить, что злосчастный кокаин в номер “Шератона” принес один из федеральных агентов, а вовсе не сам Делориан. Суд присяжных оправдал Джона, посчитав, что его просто-напросто подставили. Но возврат к прежней жизни уже был невозможен.

При жизни кузова DMC-12 не красились. Значит перед нами пример вопиющего колхозинга

Сразу же после оправдания Кристина Ферраро подала на развод, а Делориану начали выдвигать новые иски. Желающих оказалось полно. Британское правительство иницировало собственное расследование в ходе которого выяснилось, что миллионы долларов предназначенных на оплату инжиниринговых услуг Lotus оседали на третьих счетах. История, в которой оказался напрямую замешан и глава компании Колин Чапмен, не раскрутилась только из-за его смерти. Инфаркт миокарда избавил гениального конструктора, но слабенького бизнесмена от репутации жулика. Соответственно и прямых обвинений против Делориана тоже не оказалось, а значит вновь оправдательный приговор…
– Так был ли Делориан в действительности виновен хоть в чем-то?
– Есть основания полагать, что единственное в чем несостоявшегося президента GM можно смело обвинить так это в высокомерии. Ну и конечно в горячности. Не выходила бы в печать ТА САМАЯ книга, не было бы и впоследствии травли таких космических масштабов. Система всегда дает сдачи тем, кто выступает против нее. Еще, конечно, Делориана справедливо пожурить в невыплатах по счетам – под конец жизни в суд на Джона подавали даже адвокаты, защищавшие его на предыдущих процессах и которым он не выплатил ни цента. Но что возьмешь с банкрота?

Полный размерПеределки а-ля Back to the Future это обычное для уцелевших

– А что же сам DMC-12? Это действительно такой плохой автомобиль каким его представляют сейчас?
– Отнюдь. Конечно, до революционных вершин заявленных поначалу DMC-12 ни разу не дотянул, но для начала 80-х он слыл вполне добротным и оригинальным автомобилем. Как только были решены глюки с качеством сборки, досаждавшие машинам из первых партий, серьезных вопросов технического плана больше не возникало. Мотор не быстрый, но вполне долгоиграющий, кузов и вовсе по сути вечный…
Более того, планировавшаяся к выпуску турбоверсия DMC-12 вполне могла бы стать тем самым “Делорианом”, который покупателям обещали в самом начале, а именно ярким и быстрым. Ну а также значившийся в планах DMC спортивный седан теоретически должен был расширить покупательскую аудиторию и помочь новой марке отвоевать плацдарм на американском рынке. Увы…
А так самым большим успехом Delorean DMC-12 оказалась лишь роль в голливудском блокбастере. Наверное, некоторые и мечтают о такой судьбе для своего детища, но сам Джон Делориан, уверен, рассчитывал на много большее…

Спасибо за внимание!
TrunkMonkeys
🐒🐒🐒

Подготовлено по материалам моей собственной статьи для Auto.Mail.ru с дополнительными фактами и изысканиями

Человек-автомобиль: Кем был Джон Делориан, создатель машины из «Назад в будущее»

В первом варианте сценария фильма «Назад в будущее» машина времени представляла собой лазерную установку. Потом ее сменил холодильник — вещь менее оригинальная, но зато неожиданная. Легенда гласит, что режиссер Роберт Земекис замену не одобрил. Вместе с продюсером Стивеном Спилбергом он опасался, что после просмотра картины дети начнут массово залезать в холодильники и застревать внутри. Постановщик предложил сценаристу Бобу Гейлу свою идею — взять настоящий автомобиль, но не какой-нибудь, а с историей. Так транспортным средством, перемещающим Марти Макфлая во времени, стал DeLorean DMC-12 — символ мечты о лучшем будущем, которое в реальности так и не наступило.

Автомобиль носит имя Джона Делориана — американского инженера, бизнесмена, визионера и плейбоя. В 1970-е годы, на которые пришелся пик его популярности, он был такой же звездой мировой индустрии, как сейчас Илон Маск или покойный Стив Джобс. Его обожествляли, ему подражали, им хотели быть.

Делориан родился в Детройте, автомобильной столице Соединенных Штатов. Его родители (отец — румын, мать — венгерка) иммигрировали в страну из Австро-Венгрии, спасаясь от экономических последствий крушения огромной империи. Отец работал на заводе Ford и был активным членом профсоюза, но карьеру построить не смог из-за отсутствия образования и плохого знания английского языка.

Амбиции Джона Делориана проявились очень рано. Отучившись сначала в Лоуренсовском технологическом, а потом и в Крайслеровском институте, он получил первый опыт работы на заводах Chrysler и Packard и так хорошо себя зарекомендовал, что его переманили в General Motors, предложив самому выбрать подразделение. Делориан отдал предпочтение марке Pontiac.

Тогда этот выбор казался странным. У «понтиака» была репутация «автомобиля для старых дев», продажи падали, и в руководстве GM даже поднимали вопрос о закрытии подразделения. В кратчайшие сроки Делориан совершил там маленькую революцию. Его главным детищем стал Pontiac GTO, первый в истории muscle car — компактный и недорогой автомобиль с мощнейшим двигателем. Ради этого изобретения инженеру пришлось пойти на хитрость. В General Motors запрещено было устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные машины, но Делориан сумел продвинуть Pontiac GTO не как отдельную модель, а как один из новых вариантов комплектации Pontiac Tempest.

Pontiac GTO 1965. Фото: AP / TASS

В 1965 году он возглавил свое подразделение, в 1969-м перешел в Chevrolet, в 1972-м стал вице-президентом General Motors. Восхождение по карьерной лестнице сопровождалось ростом личной популярности. Делориан вел образ жизни голливудского небожителя. Если посмотреть на его фотографии, то больше всего он напоминает СиСи Кэпвелла из сериала «Санта-Барбара» — тот же вечный калифорнийский загар, благородная седина, белоснежная улыбка и подтянутое спортивное тело. Именно так должен был выглядеть человек, воплотивший в жизнь американскую мечту.

Делориан демонстративно отказывался от деловых костюмов в пользу рубашек и футболок с открытым воротником. Он не брил бакенбарды. Он сделал пластическую операцию на подбородке, чтобы тот казался более волевым. Он снимался для глянцевых журналов и крутил романы с первой девушкой Бонда Урсулой Андресс и с младшей дочерью Фрэнка Синатры Тиной. Такое поведение шло вразрез с корпоративной этикой General Motors. Руководство концерна исповедовало пуританские взгляды, его члены старались лишний раз не светиться. Когда Делориан женился на 20-летней актрисе Келли Хэрмон, в пресс-релизе компании невесте стыдливо прибавили пару лет, иначе возраст получался совсем неприличным. Жениху было 44.

Келли Хэрмон и Джон Делориан

Сразу два конфликта, этический и профессиональный (энергичный вице-президент настаивал на реформах, к которым консервативное руководство не было готово), привели к тому, что в 1973 году Делориан ушел в отставку. Через несколько лет он надиктовал журналисту Патрику Райту целую книгу воспоминаний «General Motors в истинном свете» — настолько жесткую и злую по отношению к бывшим коллегам, что ее даже перевели на русский язык и издали в Советском Союзе как показательный рассказ об уродствах капиталистической системы.

Через два года после ухода из GM Делориан основал в Детройте собственную компанию DMC — DeLorean Motor Company. На ее базе он хотел реализовать давнюю идею о создании недорогого автомобиля из нержавеющей стали. Пробная модель была разработана талантливым инженером Биллом Коллинзом, которого Делориан вытащил из General Motors. Дизайн был придуман итальянцем Джорджетто Джуджаро, работавшим над концептами для Alfa Romeo и Maserati. Делориан и раньше был известен тем, что уделял особое внимание внешнему виду своих автомобилей, но его новый проект превзошел все предыдущие. В его основе, по сути, лежала идея вечной жизни, столь соблазнительная для всех великих мыслителей прошлого и настоящего. «Любая машина в Америке умирает в ту минуту, когда покидает завод», — говорит экранный Делориан в фильме «Тачка на миллион». Он мечтал создать бессмертный, идеальный, нержавеющий автомобиль и войти с ним в вечность.

Чертежи DMC-12

Для открытия производства было выбрано неожиданное место — Северная Ирландия. Аналитики крутили пальцами у виска. Противостояние между британскими властями и националистами из Ирландской республиканской армии было в самом разгаре. Кровавое воскресенье, теракты, стояния на баррикадах — благоразумные промышленники и инвесторы бежали из этого региона, сверкая пятками. Но Делориан решил воспользоваться сложной ситуацией. В Северной Ирландии была огромная безработица, и британские власти легко выдали американцу государственную ссуду на развитие бизнеса.

За несколько лет на бывшем коровьем пастбище в окрестностях Белфаста вырос завод, на котором началось производство спорткара DeLorean DMC-12 (эта цифра означала сумму в 12 тыс. долларов — отпускную цену автомобиля). Но когда первая партия прибыла в Америку, выяснилось, что собранные в спешке машины далеки от совершенства. Красивые двери типа «крылья чайки» постоянно ломались, дворники не работали. Стоимость выросла до 25 тысяч. Изменилась и политическая обстановка. К власти пришло консервативное правительство во главе с Маргарет Тэтчер, урезавшее заводу финансирование.

Делориану срочно нужны были деньги, чтобы спасти компанию. В октябре 1982 года все американские газеты облетела сенсационная новость: глава DMC арестован в ходе спецоперации ФБР по обвинению в сбыте крупной партии наркотиков. На первый взгляд, все обстоятельства были против Делориана. Момент его встречи с агентами под прикрытием был зафиксирован на видео. «Это лучше, чем золото!» — радостно воскликнул бизнесмен, глядя на чемодан, набитый кокаином.

Однако в суде дело начало разваливаться. Осведомителем ФБР и человеком, который вывел федералов на Делориана, был его бывший сосед Джим Хоффман, который согласился сотрудничать с агентами, чтобы скостить собственный срок за наркотрафик. Фэбээровцы тоже были заинтересованы в успехе. В начале 1982-го президент Рональд Рейган торжественно объявил войну наркотикам и требовал первых результатов — чем громче, тем лучше. Сам Делориан, напротив, во время операции вел себя очень осторожно. Агенты вынуждены были постоянно усложнять сценарий и вводить все новых подставных лиц. Когда Делориан не смог внести начальную сумму, чтобы войти в игру, его свели с поддельным банкиром, который предложил руководителю DMC предоставить в качестве залога сертификаты акций его компании. Но Делориан и тут всех перехитрил: он передал «банкиру» акции фиктивной фирмы без реальных активов.

В результате на процессе всем стало ясно, что бизнесмена усиленно втягивали в преступную сделку. При этом никакие финансовые средства так и не были переведены, а чемодан с кокаином таскали сами фэбээровцы. Делориан, разумеется, знал, что речь идет о наркотиках, но, с точки зрения суда, для обвинительного приговора этого было недостаточно.

Делориан выходит из тюрьмы

Несмотря на то, что главу DMC оправдали по всем пунктам, его жизнь была разрушена. От Делориана ушла, забрав двоих детей, его третья жена, супермодель Кристина Ферраре. Компания разорилась, завод под Белфастом был закрыт. Через несколько лет начались новые судебные тяжбы: выяснилось, что в процессе создания DeLorean Motor Company бизнесмен присвоил себе часть средств, выделенных инвесторами. На погашение долгов ушло почти все его состояние. Последние пять лет своей жизни некогда один из самых влиятельных людей американского автопрома провел в квартире с одной спальней. Его роскошное поместье в Нью-Джерси купил Дональд Трамп, открывший на этом месте гольф-клуб. В 2005 году Джон Делориан скончался от осложнений после инсульта. Ему было 80 лет.

В Голливуде много раз пытались взяться за биографию создателя DMC-12. В одном из проектов дело даже дошло до утверждения на главную роль Алека Болдуина. Это было в 2004 году, и актер успел получить от реального Делориана телефонный звонок. Тот сообщил, что польщен тем, что его будет играть Болдуин, и пригласил артиста на встречу, чтобы обсудить детали предстоящей картины. Тот фильм так и не был запущен в производство. Болдуин сыграл этого героя только много лет спустя в докудраме «Открывая Джона Делориана». Лента соединяет игровые эпизоды с документальными интервью, в которых коллеги, биографы и даже те самые агенты под прикрытием делятся воспоминаниями о главном герое. Почти одновременно был снят игровой фильм «Тачка на миллион», в котором центральным персонажем становится осведомитель ФБР Джим Хоффман в исполнении Джейсона Судейкиса, а интрига с кокаином приобретает комедийные черты. В конце концов, это история о том, как три стороны ловко пытались обдурить друг друга.

Через пару недель после выхода фильма «Назад в будущее» его авторы получили от Джона Делориана официальное письмо. Он писал, что считает картину гениальной, и благодарил за то, что его автомобиль все-таки обессмерчен, как ему и мечталось. А еще он звал всех мастеров художественного департамента, ответственных за работу с машиной, на свое новое производство. В возрождение DMC Делориан верил до последних дней. Он так и остался по-настоящему голливудским мечтателем.

Xander1 ›
Блог ›
Редкие автомобили в России и их истории: DeLorean DMC-12

Несколько дней тому назад легендарная трилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее» отметила свое тридцатилетие. Именно этому юбилею и посвящена моя статья, точнее автомобилю, который неразрывно связан с этим фильмом.

Автомобиль, который на момент создания фильма уже находился в прошлом, так как его выпуск был прекращен, но многими своими техническими решениями находился в будущем, а выбор авторов фильма пал на этот автомобиль именно из-за его футуристического дизайна и уникального исполнения.

Компания DeLorean Motor Company была основана Джоном Захарием ДеЛорианом, 24 октября 1975 года, который на тот момент покинул пост вице-президента компании General Motors, чтобы осуществить мечту всей своей жизни.

В октябре 1976 года первый опытный образец, который носил название DSV-1 (De Lorean Safety Vehicle), был закончен главным инженером и дизайнером Уильямом Коллинзом, который в прошлом возглавлял отдел разработок компании Pontiac (GMC Division).

Джон ДеЛореан Джон ДеЛореан рядом со своим автомобилем

Оригинальный дизайн разрабатывал Джорджетто Джуджаро из ItalDesign-Giugiaro S.p.A. В итоге серийный автомобиль был почти идентичен концепту внешне: общие очертания, двери типа «крыло чайки» (кстати эти двери не только украшали и придавали индивидуальности автомобилю, но и обеспечивали очень хороший уровень безопасности, так как жесткость кузова при таком варианте открытия дверей намного выше, чем при привычном нам) и нержавеющая сталь как основной «внешний» материал (гарантия от коррозии составляла 25 лет).

В июле 78-го британское правительство согласилось выплатить DeLorean Motor Company порядка $74 миллионов в кредитах и грантах, а также еще $34 млн в обмен на пакет акций. Строительство завода в местечке Данмари началось уже в октябре, вот только разработка самой машины продвигалась крайне медленно. Время поджимало, и ДеЛориан решил обратиться за технической помощью извне. Конструкторские бюро Porsche и BMW запросили слишком много денег за доводку DMC-12 до ума, и контракт достался Колину Чапмену и фирме Lotus.

Изначально в планах Джона ДеЛориана была установка двигателя мощностью около 200 л.с. (150 kW), среднемоторной компоновки. Им должен был стать роторно-поршневой двигатель Citroen/NSU Co motor. Но как позже стало ясно, этот вариант подлежал пересмотру, из-за слишком ярко выраженного технического несовершенства роторно-поршневых двигателей того времени и вытекающих из этого факторов. В роли замены рассматривался «Cologne V6» от Ford и даже 2-х литровый l4 образца Citroen CX. В итоге выбор пал на Французско-Шведский инжекторный PRV (Peugeot-Renault-Volvo) V6. Так же изменилось и расположение двигателя, теперь он устанавливался сзади, что было вызвано техническими особенностями PRV V6 (версии ZMJ-159). Высокой мощностью агрегат не отличался – всего 130 л.с.

Несущая конструкция кузова и ходовая часть DMC-12 была построена на базе Lotus Esprit — независимая подвеска всех четырех колес, пружины и телескопические амортизаторы. Спереди в подвеске использовались двойные поперечные рычаги, а сзади была установлена многорычажная система. На первоначальных стадиях управляемость автомобиля была отличная. Учитывая репутацию Lotus, это было вполне ожидаемо. Однако, по невыясненным причинам, «перед» серийных автомобилей был поднят ощутимо выше, чем было спроектировано инженерами Lotus. Это привело к ухудшению управляемости и поведения авто на дороге в целом. Многие владельцы впоследствии изменяли или вовсе заменяли передние пружины для возврата высоты, описанной в оригинальном дизайне. Сам кузов рамный, из композита, покрытый снаружи листами полированной и неокрашенной нержавеющей стали SS304, толщиной в 1 мм.

Дорожные повадки DMC-12 очевидно не дотягивали до футуристичного облика автомобиля. Заявленные секунды разгона до сотни – 8,8 с согласно паспортным данным – не соответствовали действительности. Эксперты журнала Road and Track намерили лишь 10 с половиной секунд. Ниже обещанных 200 км/ч была и максималка. И это на машине с «механикой». Летаргический 3-ступенчатый «автомат» и вовсе наводил тоску. Хромала, особенно на предельных режимах, и управляемость. Проблему усугубляла и значительно более высокая, нежели изначально планировалось, масса автомобиля. Серийный DMC-12 весил аж 1247 кг…
И цена оказалась вдвое выше той, на которую рассчитывал ДеЛориан. При ценнике в $25 000 DMC-12 стоил немногим дешевле Porsche 911, но на четверть дороже Chevrolet Сorvette и Porsche 924 Turbo. К тому времени, однако, DeLorean Motor Company уже на всех парах мчалась под откос. Задержки с началом производства, контрактные обязательства перед Lotus, затраты на досборку машин в США, весьма чувствительные гарантийные выплаты и, не в последнюю очередь, привычка Джона жить на широкую ногу – его зарплата в качестве президента компании составляла $500 тысяч – спалили всю наличность фирмы.

Но ДеЛориан не сдавался. Самое обидное, что как раз к тому времени на заводе в Данмари удалось подтянуть качество сборки, а также исправить детские болячки самого DMC-12, вроде недостаточно мощного генератора. Казалось, еще немного терпения, и дело пойдет. Нужно было только найти $20 миллионов, чтобы вернуть управление компанией в свои руки…
Последнюю дату выплаты назначили на 20 октября 1982-го, но деньги в Coppers&Lybrand так и не пришли. Накануне по обвинению в контрабанде наркотиков Джона ДеЛориана арестовали в номере лос-анджелесского отеля «Шератон-Плаза».

Это был конец. Для DeLorean Motor Company, во всяком случае. Имущество фирмы пошло с молотка, а сотрудники завода в Данмари распущены по домам. Сам же ДеЛориан попал на скамью подсудимых и на первые полосы газет.

DMC-12 была первой и единственной моделью компании. Выпускалась она всего 2 года. Так, с января 1981 по декабрь 1982 было выпущено приблизительно 9,000 экземпляров. После банкротства DMC из оставшихся комплектующих в самом начале 1983 года были собраны еще около 100 автомобилей.

Помимо серийных моделей, был создан концепт прототипа DMC-12 с двигателем PRV-V6 Twin Turbo, но до конвейера дело так и не дошло. А так же выпущена спецверсия покрытая 24-каратным золотом. Авто являлось совместным промо-проектом DeLorean и American Express приуроченным к рождеству 1981 года. По замыслу автомобили предназначались для «золотых» клиентов American Express. Так планировалось реализовать 100 золотых DMC-12, а каждый экземпляр оценивался в $85,000. Однако, продано было всего 2 автомобиля.

Как это не печально но огромную популярность автомобиль получил уже через несколько лет после окончания производства, а именно в 1985 году, когда на широкие экраны вышел кинофильм «Назад в будущее», где автомобиль исполнял роль машины времени, на которой главный герой Марти МакФлай совершал свои путешествия.

Конечно же популярность автомобиля добралась и до России, ведь очень многие хотят «ту самую машину из фильма».
Первый автомобиль, выпуска октября 1981 года, появился в городе Нижний Новгород несколько лет тому назад.

К сожалению, по нашему обыкновению, сразу же была проведена доработка салона на современный лад с полной перешивкой и установкой мощной музыкальной системы плюс были затонированы стекла, что, на мой взгляд, только испортило автомобиль.

А недавно на одном из фестов в Санкт-Петербурге автомобиль находился в бутафорском тюнинге а-ля «time machine».

Второй автомобиль, опять же 1981 года выпуска, продавался автосалоном Автолейман за относительно небольшую сумму для такого легендарного автомобиля.

К сожалению его салон так же доработан на современный лад с использованием кожи и углеволокна.

Недавно автомобиль обрел постоянного хозяина и остался в Москве. Апдейт на 09.2015 автомобиль переехал в Лондон, но остался на российских номерах.

Третий автомобиль 1982 года выпуска, в полностью оригинальном состоянии украшает коллекцию компании Автобигл, а на данный момент выставлен в экспозиции Сочи Автодрома.

Четвертый по счету автомобиль находится в Москве. Предположительно 1981 года выпуска.

Пятый автомобиль 1981 года выпуска привезён в Москву мастерской Камышмаш.

На этом все.

Использованы некоторые выдержки с сайта auto.mail.ru

Мой инстаграм


В 2020 году инженеры создадут машину времени, да не одну а не менее 300 000 штук за год. Если конкретнее, DeLorean DMC-12 в 2020 года воссоздадут американские автопроизводители. В целом авторский дизайн Джорджетто Джуджаро останется прежним лишь с доработками. ДеЛориан также оснастят дверями типа «крыло чайки», мотор также расположится сзади, а кузову вынесено то же решение – полированная нержавеющая сталь без покраски. (Отличный вариант под рихтовку).

История и технические характеристики Delorean


Окунемся в историю автомобиля. По сути своей это спортивный автомобиль, выпуск которого был налажен на Севере Ирландии, а хозяином производства была техасская компания «ДеЛориан Мотор Компани». ДМС-12 была единственной машиной компании, но зато какой! Кузов был изготовлен из прочных композитных сплавов, снаружи имевший облицовку из миллимитровых листов нержавейки. Двери открывающиеся вверх придавали автомобилю футуристический дизайн, благодаря чему автомобиль использовался в кинофильме «Назад в будущее» в роли машины времени. Delorean DMC-12 выпускался с 1981 года по 1983, за это время выл проведен легкий рестайлинг, при котором изменения коснулись салона автомобиля, капота и колес. «Машина времени» Делориан оснащалась 6-ти цилиндровым двигателем, объемом 2,8 л., который выдавал мощность 150 л.с. МКПП на 5 ступеней, либо АКПП на 3 – таков был выбор трансмиссии.

Технические характеристики Delorean DMC-12 в 2020-2021 годах


В 2020 году объявлен старт продаж Delorean DMC-12. В Россию автомобиль пока поставляться не будет, но в США его точно можно будет достать, ведь именно там компания «ДеЛориан Мотор Компани» начнет выпуск легенды. О возрождении автомобиля и начале производства стало известно от директора ДеЛориан Стивена Уинна. Цена DeLorean DMC-12 2020 года будет около 100 тыс. долларов США, подробные цифры будут позже.
ДМС-12 Оснастят новым силовым агрегатом, мощность которого будет доходить до 300-400 л.с., также возможно машину будет купить с разными моторами. Будут увеличены диски до 17-18 дюймов, а старые 14-15 останутся в прошлом. Количество автомобилей, которое будет выпущено за год ничтожно мало – всего 325 штук. Тем не менее, планы автоконцерна будь корректироваться. Возможным перевыпустить Delorean стало благодаря новому закону Соединенных Штатов от 2016 года, который дает право компаниям выпускать машины не соответствующих нормам безопасности, но лишь ограниченным тиражом. Так что стоит отметить, что автомобиль будет вновь «Limited Edition»

Фото- и видео-архив

Представляем фото- и видеогалерею машины времени.