Содержание
- Технические характеристики автомобиля
- Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
- Первая серия (1982-1991)
- Вторая серия (1992-1997)
- Третья серия (1997-2003)
- Четвертая серия (2003-2006)
- Пятая серия (2006-2009)
- Отзывы об автомобиле
- ГАЗ-3102 Волга
- ГАЗ-3105
- История
- Современные тенденции
- Закрытие проекта
- В игровой и сувенирной индустрии
- Примечания
- Описание модели
- История создания
- Журнал «За рулем» о ГАЗ-3105
Уже в тот момент, когда с конвейера в Горьком начали сходить первые ГАЗ-24, инженеры завода начали задумываться о новом поколении модели. Причем следующая генерация должна была встать на ступеньку выше, и вплотную приблизиться к более элитарным автомобилям — ЗиЛовским лимузинам и Чайкам.
Дело в том, что Волга по своим габаритам относилась к бизнес-классу, а за рубежом в то время к подобным автомобилям прилагались такие удобства, как автоматическая трансмиссия, кондиционер, гидроусилитель руля или электроприводы стекол.
Ничего этого даже у новейшей «двадцать четвертой» и в помине не было, по уровню оснащения горьковский седан недалеко ушел от народного Москвича. А ведь Советскому Союзу всегда хотелось, чтобы его продукция успешно продавалась на внешних рынках — это давало валютную выручку, которая задавленной санкциями стране была ой как нужна.
Первоначально новую модель планировалось создать на абсолютно новой платформе, однако это потребовало бы серьезного переоборудования производства и серьезных денежных вливаний. Однако в это время все силы советской автомобильной промышленности были брошены на строительство и развитие Волжского и Камского автозаводов, и лишних денег не было. Поэтому новую Волгу пришлось создавать на модернизированной платформе старой.
По этой же причине, а также из-за упавшего ввиду нефтяного кризиса мирового спроса на большие и мощные моторы не стали устанавливать на новую Волгу и разработанный газовцами V-образный шестицилиндровый мотор. Альтернативой мог бы стать V8 от Чайки, но для «двадцать четвертого» шасси он был слишком тяжелым.
В итоге горьковские инженеры все же исхитрились, усовершенствовав стандартный четырехцилиндровый мотор. В частности, применили они новаторское форкамерно-факельное зажигание. В результате мощность двигателя возросла до 105 л.с., а разгон до сотни сократился до 16 секунд.
При этом агрегат вышел весьма экономичным, потребляя всего 9 л/100км в смешанном цикле. Однако спустя годы от мудреной системы все же отказались — она требовала слишком щепетильной и регулярной настройки, с которой мог справиться далеко не каждый даже опытный механик.
Не досталась машине и автоматическая коробка передач — до самого начала 90-х ГАЗ-3102 продолжали комплектовать 4-ступенчатой механикой. Затем добавилась и пятиступка, с которой автомобиль и дожил свою долгую и мучительную жизнь до самого конца производства. Также практически до конца выпуска не было и гидроусилителя руля.
По сути, ГАЗ 3102 из задуманной принципиальной новой модели превратился в глубокий рестайлинг 24-ой Волги. Силовой каркас кузова остался прежним — изменились лишь формы передка и кормы в стиле выпущенной в 1977 году новой Чайки ГАЗ-14. Практически без изменений осталась и стремительно устаревающая конструкция подвески.
Однако кое-какие удобные новшества все же были внесены. Например, существенно модернизировали тормозную систему — появились долгожданные передние дисковые механизмы и вакуумный усилитель. Приятнее и безопаснее стало и в салоне автомобиля. Из «примочек» стоит отметить такие передовые для советского водителя того времени вещи, как омыватель фар и электрообогрев заднего стекла.
После мучительной череды одобрений, изменений и испытаний, в 1980 году модель ГАЗ 3102 наконец встала на конвейер. Однако заводу удалось наладить лишь мелкосерийный выпуск. Ведь, в отличие от более массовой 24-ой, к производству нового поколения предъявлялись более серьезные требования по сборке, а большинство поставщиков ГАЗа отличались отвратительным качеством деталей (брак доходил до 70%), и лишь малая их часть годилась для установки.
А еще это было связано отчасти с «элитарностью» модели — до самого развала СССР существовал негласный запрет на свободную продажу новой Волги, уж больно понравилась она, так похожая на Чайку, чиновникам госаппарата. Даже когда пришло время менять на конвейере 24-ую, разработанный в Горьком упрощенный вариант 3102 в серию не пошел, и в итоге в производстве появилась модель 2410.
Так и выпускалась мелкими партиями для избранных новая Волга до самых 90-х годов. А когда она все же появилась в свободной продаже, то уже оказалась никому не нужна — уж больно проигрывал исполинский горьковский седан по всем потребительским характеристикам аналогичным иномаркам. Тем не менее, мелкосерийный выпуск и какой-никакой спрос со стороны госзакупок позволил продержаться «элитной» Волге довольно долго.
В начале 2000-х машина наконец получила и мощное крайслеровское «сердце» в виде 2,4-литрового мотора, а также модернизированную подвеску от 3110 и даже все «навороты» в виде гидроусилителя, электропакета и кондиционера. Но время этой машины уже безвозвратно ушло. В 2008 году ГАЗ-3102 тихо покинул конвейер, продержавшись в производстве целых 28 лет, и пережив государство ее породившее.
Читайте также: Дорого и солидно: крутой проект на базе Волга ГАЗ-3102
ГАЗ-3102 «Волга» выпускался на Горьковском автомобильном заводе с конца 1981 по 2009 год. Такой длительный период производства (27 лет) был рекордным для ГАЗ. Машина представляла собой 4-дверный седан, окрашенный в черный, белый, бежевый или светло-серый цвет. Предназначался для перевозки директоров крупных предприятий, генералов, секретарей райкомов и других важных чиновников.
Внешний вид автомобиля ГАЗ 3102
Остальные категории населения пользоваться автомобилем не могли, поэтому что массового производства не было, выпускались партии от трех до 10 тысяч в год. За все время выпущено около 156 тысяч машин.
Технические характеристики автомобиля
Основные технические характеристики ГАЗ-3102 «Волга»:
- Количество мест — пять, включая водительское;
- Двигатель — 2,445 литра;
- КПП — 4-ступенчатая механическая;
- Время разгона до 100 км/ч — 19 секунд;
- Наибольшая скорость — 147 км/ч;
- Расход бензина на 100 км (смешанный цикл) — 9,3 литра;
- Объем топливного бака — 70 литров;
- Клиренс — 156 миллиметров;
- Объем багажника — 500 литров.
Данные указаны для первой серии автомобилей (1982-1991). В последующие годы технические характеристики несколько изменялись, но не очень существенно (это связано с установкой различных двигателей).
Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей.
Основные отличия экстерьера:
- Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.
Габаритные размеры газ 3102
Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
- Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
- Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
- Появились утопленные ручки дверей.
- Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
- Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
- Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
- В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
- Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
- Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.
Основные отличия интерьера:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.
Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.
Сгорание происходило быстрее и было более полным, чем при воспламенении от искры, что повышало экологическую чистоту выхлопа. На моторе ЗМЗ-4022.10 использовался карбюратор К-156, изготовленный именно для такого типа зажигания.
Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку.
Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.
Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102
Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:
- Объем — 2,445 литра;
- Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
- Топливо — бензин АИ-93.
Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.
Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.
Передние колеса оборудовались дисковыми тормозами, разработанными совместно с той же фирмой.
Были и другие изменения. Передаточное числа главной пары стало 3,9 (вместо 4,1). Запасное колесо и инструмент водителя размещался в углублении багажника. Система выпуска дополнилась вторым коллектором и глушителем-резонатором. Автомобиль комплектовался бескамерными радиальными шинами 205/70R14.
Первая серия (1982-1991)
В эти годы на ГАЗ-3102 «Волга» постепенно изменялись отдельные узлы и элементы. С 1984 года стали применять вентилируемые диски на передних тормозах. Одновременно заменили главный тормозной цилиндр и упростили разводку гидропроводов.
С 1985 года на некоторых машинах начали устанавливать мотор ЗМЗ-402.10. У него был блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, но с ГБЦ без форкамеры. Тогда же произошли следующие изменения:
Волга Газ 3102 1982 года выпуска
- Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
- Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
- Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
- Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.
В 1987 году начали использовать бесконтактное зажигание.
Вторая серия (1992-1997)
В 1992 году на ГАЗ-3102 «Волга» произошли изменения:
- Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
- У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
- Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
- В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.
В 1994 году отказались от форкамерного двигателя. Его заменил ЗМЗ-406, имевший следующие характерными особенности:
- Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
- Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
- Четыре клапана на каждый цилиндр;
- Цепной привод на два распредвала.
На ЗМЗ-406 была установлена комплексная система управления двигателем, выполнявшая функции карбюратора, прерывателя-распределителя, ручек управления жалюзи и воздушной заслонкой.
Основные технические характеристики ЗМЗ-406:
- Объем — 2,3 литра;
- Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
- Бензин — АИ-93э;
- Экологический класс — Евро-1.
С этого же года стали использовать общую емкость для очистки ветрового стекла и фар, на бачок установили второй насос.
Третья серия (1997-2003)
Газ 3102 1998 года выпуска
В 1997 году у модели ГАЗ-3102 «Волга» произошли следующие изменения:
- МКПП стала 5-ступенчатой.
- Была возвращена промежуточная опора для карданного вала.
- Начата установка гидроусилителя руля.
- Карданным шарниром заменили муфту на рулевом управлении.
- Систему охлаждения оборудовали электрическим насосом.
- Изменилась отделка салона.
- Установили дополнительный резонатор.
- Изменилось управление обмывом фар.
- Диаметр колес увеличился с 14 до 15 дюймов, крепление к ступицам изменилось на болтовое (вместо шпилек). Стали использоваться шины 195/65 и пластмассовые колпаки.
- Форсунки омывателя стекла были перемещены на капот и сделаны подогреваемыми.
- Обновлена шумовая изоляция капота.
В 1998 году в салоне обновилась облицовка дверей. Были удалены дверные пепельницы, появились вещевые ящики.
Четвертая серия (2003-2006)
В 2003 году ГАЗ-3102 «Волга» снова подверглась модернизации. Основные новшества:
- Передняя подвеска выполнена с шаровыми опорами;
- Внесены изменения в МКПП;
- Появился стабилизатор поперечной устойчивости задней оси;
- Диски колес изменились, с них исчезли колпаки;
- Наружные зеркала стали того же цвета, что и кузов;
- Все автомобили комплектовались задними мостами в виде балки-картера (в предыдущий период такие устанавливались лишь на некоторые машины, на прочих оставались разрезные).
Пятая серия (2006-2009)
В 2006 году изменился индекс автомобиля (прибавилась цифра 5), название изменилось на ГАЗ-31025 «Волга». Из-за нехватки моторов ЗМЗ-4061 на некоторые авто начали ставить ЗМЗ-405 (2,46 литра), разработанный для ГАЗ-3111. Их тоже не хватало, использовали Chrysler DCC 2,4L DOHC (2,429 литра), соответствующий стандартам Евро-2 или Евро-3 (в зависимости от модификации). ГАЗ-31025 «Волга» в этот период могла быть укомплектована любым из этих моторов.
В 2006 году на ГАЗ-31025 «Волга» были произведены изменения:
- Изменился расширительный бачок;
- Появились электрическая регулировка и подогрев наружных зеркал;
- Был добавлен механизм регулировки рулевой колонки;
- Повторители поворотов были удалены с крыльев и помещены на наружные зеркала;
- Обновилась приборная панель.
На части автомобилей в 2008 году обновили салон. В конце этого же года ГАЗ-31025 «Волга» перестали выпускать.
Отзывы об автомобиле
Большинство владельцев публикуют положительные отзывы практически обо всех модификациях ГАЗ-3102 «Волга». Отмечают надежность и долговечность двигателя (кроме форкамерного) и автомобиля в целом. Обращают внимание на просторный салон и вместительный багажник. Хорошие отзывы и о характеристиках машины, относительно недорогой стоимости запчастей и ремонта.
Однако многие владельцы пишут и о недостатках, основным считают низкое качество сборки. Отмечают большой расход бензина, особенно в условиях города, а также невысокий уровень комфорта в салоне и плохую приемистость автомобиля.
Встречаются прямо противоположные отзывы. Одни пишут о прекрасной проходимости машины, которая может проехать почти всюду, другие жалуются, что авто не буксует только на асфальте. Вероятно, многое зависит от умения водителя.
В одном из отзывов владелец пишет, что его ГАЗ-3102 прошел более 600 тысяч километров без капитального и, вообще, сколько-нибудь серьезного ремонта.
Другой отмечает, что внимательно следил за машиной, вовремя смазывал и проводил другие работы по уходу, никогда не перегружал двигатель. Сейчас его пробег — больше 350 тысяч километров, тоже серьезного ремонта не требовалось. Несколько владельцев автомобилей с форкамерным двигателем (первых лет выпуска) рекомендуют сменить ГБЦ и карбюратор, то есть перейти на обычное зажигание. Однозначные выводы по отзывам сделать сложно, по пятибалльной шкале средняя оценка ГАЗ-3102 «Волга» где-то 3,5–4,0 балла.
ГАЗ-3102 Волга
Обзор ХарактеристикиФото
С середины 1970-х годов на Горьковском автозаводе велись работы над новым автомобилем, преемником модели ГАЗ-24. В 1982 году стартовало серийное производство седана ГАЗ-3102 «Волга», который в итоге на заменил «двадцать четвёртую» модель, а дополнил модельный ряд завода.
Новый автомобиль, созданный на базе модели ГАЗ-24, отличался более солидным обликом и комфортабельным салоном. Эта машина предназначалась для руководства среднего звена партийных и советских государственных учреждений и ведомств, а в свободную продажу и в таксопарки не поступала.
Главным новшеством модели ГАЗ-3102 был двигатель ЗМЗ-4022.10 объемом 2,45 литра (105 л. с.) с форкамерно-факельным зажиганием, при котором поджиг рабочей смеси в цилиндре осуществлялся не искрой на свече, а факелом раскаленных газов из специальной форкамеры. Такой силовой агрегат обладал большей мощностью и лучшей экономичностью по сравнению с традиционными моторами, но был сложен в обслуживании и имел проблемы с перегревом. Также ГАЗ-3102 отличался дисковыми передними тормозами и переработанной конструкцией передней подвески.
Седан ГАЗ-3102 «Волга»
В небольших количествах выпускались модификация ГАЗ-31013 с двигателем V8 5.5 (195 л. с.) и автоматической коробкой передач от «Чайки», использовавшаяся спецслужбами и в качестве машины сопровождения, а также версия с кузовом универсал
В начале 1990-х годов ГАЗ-3102 лишился своего исключительного статуса, став автомобилем, который можно было купить без ограничений. Тогда же вместо форкамерного двигателя на машину начали устанавливать карбюраторные 2,5-литровые моторы: ЗМЗ-4021.10 (90 л. с.), способный работать на «восьмидесятом» бензине и ЗМЗ-402.10 мощностью 100 л. с. Также «Волга» оснащалась более современным 2,3-литровым силовым агрегатом ЗМЗ-4062.10 (130 л. с.) с распределенным впрыском топлива.
После модернизации, проведенной в 1996–1997 годах, ГАЗ-3102 получил пятиступенчатую коробку передач вместо четырехступенчатой, задний мост иной конструкции, гидроусилитель руля, изменённую отделку интерьера. В 2005 году в седане появился новый салон от модели ГАЗ-31105, который еще раз был обновлен в 2007 году.
С 2008 года на машину устанавливали двигатели ЗМЗ-405 объемом 2,5 литра (124 л. с.) и Chrysler 2.4 мощностью 137 л. с.
В 2008 году ГАЗ-3102, как и другие версии «Волги», был снят с производства.
Отзывы
Фото
ГАЗ-3105
Не следует путать с ГАЗ-31105 «Волга».
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 января 2017 года.
ГАЗ-3105 «Волга» | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общие данные | ||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ГАЗ | |||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1992—1996 | |||||||||||||||||||||||||
Сборка | ПАМС (Нижний Новгород, Россия) | |||||||||||||||||||||||||
Класс | Большой | |||||||||||||||||||||||||
Дизайн | ||||||||||||||||||||||||||
Тип кузова | 4‑дв. седан (5‑мест.) | |||||||||||||||||||||||||
Платформа | ГАЗ-3105 | |||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, полноприводная | |||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 4 | |||||||||||||||||||||||||
Двигатель | ||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-3105 | Производитель | Тип | Объём | Максимальная мощность | Максимальный крутящий момент | Конфигурация | Цилиндров | Клапанов | Макс. скорость | Разгон до 100 км/ч | Расход топлива при смешанном цикле | Расход топлива при городском цикле | Расход топлива на трассе | Диаметр цилиндра | Ход поршня | Степень сжатия | Система питания | Клапанной механизм | Материал блока цилиндров | Материал ГБЦ | Порядок работы цилиндров | Максимальные обороты | Рекомендованное топливо | |||
Трансмиссия | ||||||||||||||||||||||||||
механическая 5-ступ. | Производитель | Тип | Число ступеней | Передаточные отношения | Главная передача | 1 передача | 2 передача | 3 передача | 4 передача | 5 передача | Задняя передача | Тип шестерней | Синхронизаторы | Механизм управления | ||||||||||||
Массово-габаритные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||
Длина | 5050 мм | |||||||||||||||||||||||||
Ширина | 1800 мм | |||||||||||||||||||||||||
Высота | 1430 мм | |||||||||||||||||||||||||
Клиренс | 160 мм | |||||||||||||||||||||||||
Колёсная база | 2870 мм | |||||||||||||||||||||||||
Колея задняя | 1514 мм | |||||||||||||||||||||||||
Колея передняя | 1514 мм | |||||||||||||||||||||||||
Масса | 1800 кг | |||||||||||||||||||||||||
На рынке | ||||||||||||||||||||||||||
Похожие модели | Audi V8 | |||||||||||||||||||||||||
Сегмент | E-сегмент | |||||||||||||||||||||||||
Другая информация | ||||||||||||||||||||||||||
Объём бака | 78 л | |||||||||||||||||||||||||
← ГАЗ-3102 | ||||||||||||||||||||||||||
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3105 «Волга» — автомобиль большого класса с повышенным уровнем комфорта, производившийся с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.
История
Застойное начало
В 1968-м году Горьковский автомобильный завод представил пятое поколение легкового автомобиля среднего класса — ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти лет, что было нормой для автомобильной промышленности СССР данного периода (Для сравнения — «Победа» М-20 — выпускалась с 1946 года по 1958 год, «Москвич» MЗМА-400/401 — 1946—1956, МЗМА-402/407/403 — 1956—1965, «ЗИМ» ГАЗ-М-12 — 1950—1960, «Волга» ГАЗ-21 — 1957—1970, ЗИЛ-111 — 1958—1967, «Запорожец» ЗАЗ-965 — 1960—1969 и т. д.). К концу 1970-х должна была состояться премьера модели шестого поколения, с её заменой после 1980-го года. Конструкторское бюро активно приступило к задаче, но по целому ряду причин, главным образом политическим и финансовым (см. потребительский идеал в СССР и период застоя) данному проекту не суждено было увидеть свет. Для выхода из ситуации было принято экономное решение использовать кузов ГАЗ-24 для основы нового автомобиля. В конце 1970-х был спроектирован автомобиль ГАЗ-3101.
Несмотря на широкую рекламу нового автомобиля и успешные испытания, его выпуск постоянно откладывался. Даже в старом кузове узлы нового автомобиля оказались слишком сложными для осваивания разными смежными производствами. В вынужденной программе дальнейшего упрощения шестицилиндровый ГАЗ-3101 превратился в четырёхцилиндровый ГАЗ-3102 (некоторые источники также указывают, что отказ от V6 был сделан с расчетом на экспорт и валютную прибыль из стран Западной Европы, которые страдали последствиями топливного дефицита, вызванного нефтяным кризисом 1973-го года), которая, помимо иного, лишилась планировавшихся кондиционера, усилителя руля, автоматической коробки передач и бесшкворенной передней подвески.
Но и такие шаги по удешевлению автомобиля, который ГАЗ активно лоббировал (успешные испытательные поездки на Рицу, стенды на Московской Олимпиаде и т. д.), были недостаточными. Окончательный толчок, который наконец запустил ГАЗ-3102, имел совершенно иную форму. В октябре 1980 года в результате аварии под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров. Хотя само ДТП остается спорным и загадочным, Машеров сидел в автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина собиралась на территории ГАЗ (ПАМС) отдельно, вручную, и очень малыми сериями для обслуживания советской номенклатуры. За четыре года до ДТП ГАЗ презентовал и, в отличие от ГАЗ-3101/3102, успешно приступил к выпуску замены, автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».
В марте 1985 года к власти пришёл Михаил Горбачёв, с которым страна вошла в новый цикл истории — эпоху перестройки. К этому времени разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. Но и ГАЗ-3102 «Волга» выглядела свежей лишь на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123, например). Даже на внутреннем рынке другие автозаводы успешно завершали переход на новые поколения: «Алеко», «Орбита», «Спутник», «Таврия» и «Ока».
Очевидно, что оба автомобиля требовали немедленной замены, но в 1985-м году таковой не было. Многолетняя политика плановой экономики и её органов (госплан, госснаб и госстрой), нежелание смежных производств осваивать новые узлы за счёт сворачивания массового выпуска устаревших, а также неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице «ВАЗовского» министра Полякова привели к тому, что у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей.
Выход из тупика
Выправление ситуации началось с приходом Николая Пугина, который сменил Полякова в октябре 1986 года. Ещё в 1983-м году, возглавляя предприятие, он поручил разработать максимально простейший временный переход конвейера с ГАЗ-24 на ГАЗ-3102 и одновременно приступить к разработке нового, уже по сути, седьмого поколения легковых автомобилей. Переход действительно оказался самым бюджетным вариантом, учитывая временный статус автомобиля. Из-за описанных выше причин было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации кузова, но и упростить многие узлы и решения, которые заимствовали от ГАЗ-3102 (обивка салона чёрным пластиком вместо полиуретана, стандартное питание двигателя без форкамерно-факельного зажигания, сохранение барабанных передних тормозов вместо дисковых и т. д.). Но даже и такая простая задача затянулась, и лишь в конце 1985 года появился гибрид старой ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, «временная» Волга ГАЗ-24-10.
Разработка нового автомобиля началась одновременно, в 1983-м году конструкторское бюро двигателей представило схему нового поколения мотора для будущего автомобиля с верхним распредвалом и инжекторным питанием — будущий ЗМЗ-406. К 1986-му году сформулировалась общая заводская программа будущего модельного ряда. Линейку открывал переднеприводный ГАЗ-3103 с четырёхцилиндровым двигателем, за ним следовал полноприводный ГАЗ-3104 с аналогичным мотором, но в улучшенной комплектации и флагман ГАЗ-3105 — с мощными шести- и восьмицилиндровыми двигателями и удлинённой колесной базой. Предлагались также разработки универсалов, машин скорой помощи, фургонов, пикапов и других модификаций. Постановлением Совмина № 786-186 от 13 июля 1987 года ГАЗ получает заказ на опытную разработку и организацию производства будущего автомобиля. Им же окончательно определяется и компоновка семейства, в которой ГАЗ-3104 лишается полного привода в пользу классического заднего.
Параллельно вокруг новой Волги развязался очередной спор. На полную разработку полностью советского автомобиля за короткий период не было средств, а многие сторонники перестройки и рыночных отношений СССР со странами запада лоббировали идею покупки лицензии на зарубежный аналог. Хотя в 1986-88 ГАЗу передали несколько образцов Chrysler Intrepid, Ford Scorpio и Peugeot 605 для изучения, основой стал Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой оставили поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии.
В 1988 году политика снова вмешалась в продукцию завода. Жертвой стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Под видом «борьбы с привилегиями» сборка «Чайки» по приказу Горбачёва была прекращена, а вся документация и технологическая оснастка (включая даже оснастку для выпуска масштабных моделей) были уничтожены. Тогда Пугин решил воспользоваться уходом «Чайки» для отстаивания собственного проекта, аргументируя простоем заводских мощностей. В данном случае речь шла только о ГАЗ-3105 как о престижной версии, которая обязана была стать атрибутом современной советской власти, для которой новая Волга смотрелась бы современным и демократическим решением в сравнении с застойной «Чайкой», но главное — отечественной разработки, что положило бы конец спору о закупке лицензии заграницей. Планировалось, что такое решение даст толчок бюджетным машинам. С 1988-го года начались испытания прототипов, которых к 1990 году построили 24 единицы.
На стыке эпох
Как и предполагалось, испытательный цикл был в основном направлен на ГАЗ-3105, который к этому времени был выделен в отдельный проект. В 1992 году автомобиль получил сертификацию к производству. Однако, это уже было в другой стране и в других условиях. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и, как следствие, её место служебных автомобилей чиновников стремительно занимали ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишило престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трёх тысяч единиц в 1991 до 423 автомобилей в 1992 году. Самым востребованным автомобилем новых реалий оказалась полуторка «Газель», производство которой легло в приоритеты ГАЗа перед тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями и лишь нужда в финансовой поддержке для освоения нового проекта потребовала от ГАЗа какой-либо заботы о последних. В 1992 году отложенный проект внешней модернизации ГАЗ-24-10, штамповки которой окончательно износились от времени, на скорую руку воплощается, превращая её в ГАЗ-31029. Конвейер разгоняют с 70 тысяч машин в год до почти ста тысяч. Выпуск ГАЗ-3102 также быстро увеличивается, и данный автомобиль допускается к продаже частным лицам, годовой выпуск которой так же растет (до 15 тысяч к концу 1990-х). Обратной стороной этого решения стало резкое падение качества сборки этих автомобилей.
На фоне таких потрясений завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. За время его разработки зарубежная автомобильная технология сделала очередной технологический прорыв с применением компьютерных технологий. В постсоветской России таких смежников не было, что делало цену очень высокой из-за вынужденных закупок за рубежом, особенно на фоне экономического спада в стране. Проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, так и остались нереализованными.
«Ошибка в том, — говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы, — что мы начали разработку семейства с „люксовой“ модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.»
— С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)
Тем не менее, в 1994 году производство всё-таки началось. 5 января 1994 года Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996 года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объёмом 250 единиц в год. По этому же распоряжению уже в 1994 АО должно сдать 100 единиц, а в следующем и — 150. Но распоряжение так и не было выполнено.
Современные тенденции
На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стекол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.
Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.
Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.
Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.
Закрытие проекта
В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год.
ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.
В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105.
Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.
В игровой и сувенирной индустрии
В ноябре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-3105 бордового цвета.
Ранее по заказу коллекционеров была изготовлена ограниченная партия моделей одним мастером с юга России. После этого, в соответствии с требованиями заказчиков, оснастка для производства данной модели была уничтожена.
> См. также
- ГАЗ-3102
- ЗИЛ-4102
- ГАЗ-3111
Примечания
- За рулём, июль 1990 «Пока ещё тайный ГАЗ-3105»
- За рулём, июнь 1993 «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу»
- Шумилов Алексей. «ГАЗ-3105. Большая волга». За рулём (28 ноября 2005). Дата обращения 30 октября 2019.
- М.Бекасова. Российское ралли: путь к совершенству. За рулём, №6, 1994 (Июнь 1994). Дата обращения 30 октября 2019.
В родственных проектах
- Тексты в Викитеке
- Медиафайлы на Викискладе
- Викифицировать статью.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
и экспериментальные модели
- ГАЗ-4
- ГАЗ-61-416
- ГАЗ-А-Аэро
- ГАЗ-АААА
- ГАЗ-ВМ
- ГАЗ-25
- ГАЗ-ГЛ-1
- ГАЗ-67-420
- М-73
- ГАЗ-16
- ГАЗ-18
- ГАЗ-19
- ГАЗ-415
- ГАЗ-3103
- ГАЗ-3107
- ГАЗ-2301
- ГАЗ-2304 «Бурлак»
- ГАЗ-3115
- ГАЗ-3301
- ГАЗ-2332 CityVan
ГАЗ-3105 | |
Технические характеристики: | |
кузов | седан |
количество дверей | 4 |
количество мест | 5 |
длина | 4 960 мм |
ширина | 1 846 мм |
высота | 1 490 мм |
колесная база | 2800 мм |
колея передняя | 1563 мм |
колея задняя | 1548 мм |
дорожный просвет | 150 мм |
объем багажника | 500 л |
расположение двигателя | спереди продольно |
тип двигателя | бензиновый |
объем двигателя | 2445 см3 |
Мощность | 102/4500 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 182/2500 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | четырех/пятиступенчатая механическая |
Подвеска передняя | независимая, на поперечных рычагах |
Подвеска задняя | зависимая, на продольных рессорах |
Амортизаторы | |
Тормоза передние | барабанные/дисковые |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 11,5—13,5 л/100 км |
максимальная скорость | 135-180 (от типа двигателя) км/час |
годы производства | 1982-2009 |
тип привода | задний |
снаряженная масса | 1450 кг |
разгон 0-100 км/ч | сек |
Описание модели
ГАЗ-3105 легковой автомобиль представительского класса, производимый на ГАЗе с 1992 по 1996 год. Имел достаточно оригинальную для отечественного автомобилестроения конструкцию с полным приводом и современным обтекаемым кузовом. В производственной линейке призвал был заменить «Чайку» ГАЗ-14, снятую с производства. Планировалось выпускать по 250 машин в год, а также создать упрощенную модификацию для рынка. Из-за развала СССР и отсутствия государственных ассигнований для запуска, производство было свернуто. В настоящее время известно о нескольких ходовых образцах, находящихся в личном владении.
История создания
В 1988 году в результате проходившей в стране «борьбы с привилегиями» вся техническая документация, оснастка, чертежи и штампы для производства «Чайки» варварски уничтожаются и страна остается без автомобиля для второго эшелона власти. ЗиЛы, по традиции выпускались в крайне скромных объемах и только для первых лиц, а «Волги» были слишком «мелковаты» для секретарей обкомов и прочих региональных управленцев.
Именно с конца восьмидесятых га ГАЗе начинает в ускоренном режиме разрабатываться автомобиль, который должен был прийти на замену «Чайки» и внезапное снятие с производства этой люксовой модели лишь ускорило процесс. Ведущим конструктором «на машину» был назначен Сергей Батьянов, фанат современного дизайна и полного привода.
Говорить о «свежести» моделей ГАЗа тогда не приходилось. Последняя «новая» модель встала на конвейер ещё в 82 году, «двадцать-четыре-десять» устарела морально ещё в момент появления. Автомобиль разрабатывали «с нуля», начинив по возможности, всеми мыслимыми на тот момент техническими достижениями. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет — причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере автомобиля не было ни одной прямой линии — мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время было предусмотрено место под радиотелефон.
С внешностью автомобиля происходили интересные метаморфозы. На первых экземплярах была применена необычная «двойная» система остекления с утопленными в стекла ручками дверей. В сочетании со светлым кожаным салоном машина выглядела ярко, празднично и необычно. Однако то ли первой леди , то ли председателю правительства Николаю Ивановичу Рыжкову такое решение не понравилось — дескать, пассажиры видны, как на ладони, и от красивой детали пришлось отказаться. Такая вот «борьба с привилегиями»…
ГАЗ-3105 конца восьмидесятых. Остекление ещё «двухэтажное».
«Волга» с «классическим» остеклением и ручками дверей. Вариант 90-ых гг.
Конструкция автомобиля также шагнула далеко вперед. Постоянный привод всех колес — оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) — независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.
Под капотом стоял новый V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ГАЗ-3105 с электронным впрыском топлива.
Внешне машина была выполнена в сдержанном, узнаваемом «газовском» стиле. Дизайнеры оставили характерный «китовый ус» решетки радиатора и выштамповку на капоте, а фары чем-то перекликались со светотехникой ГАЗ-31029 . При этом, оставаясь в размерах предшественницы, ГАЗ-3105 предоставлял несравнимо больше комфорта для пассажиров.
В ту пору от нашего автомобилестроения уже никто не ожидал чудес, а тут появляется богато оснащенный лаконичный автомобиль представительского класса.
«Волгу» планировалось выпускать по 250 машин в год, что в принципе, было сопоставимо с объемами Чайки и покрывало потребности государства в таких машинах. Однако «слуги народа» очень быстро поняли, что за такие деньги (около 50-60 тысяч долларов) можно закупать престижные иномарки, лишенные «детских болезней» . В итоге с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 автомобилей и проект был закрыт.
> Иностранные аналоги
Форд Скорпио
Ауди-100
> Полезные ссылки
Cообщество владельцев ГАЗ-3105
ГАЗ-3111 ГАЗ-31029
Журнал «За рулем» о ГАЗ-3105
Статья в журнале «За рулем» о «Волге» ГАЗ-3105 за 1990 год №7
Статья в журнале «За рулем» о «Волге» ГАЗ-3105 за 1994 год №9
Заметка в журнале «За рулем» о V-образном двигателе «Волги» ГАЗ-3105, 1993 год №12
Материал подготовлен при участии Александра Астапенкова