Газ 3102 121

Уже в тот момент, когда с конвейера в Горьком начали сходить первые ГАЗ-24, инженеры завода начали задумываться о новом поколении модели. Причем следующая генерация должна была встать на ступеньку выше, и вплотную приблизиться к более элитарным автомобилям — ЗиЛовским лимузинам и Чайкам.

Дело в том, что Волга по своим габаритам относилась к бизнес-классу, а за рубежом в то время к подобным автомобилям прилагались такие удобства, как автоматическая трансмиссия, кондиционер, гидроусилитель руля или электроприводы стекол.

Ничего этого даже у новейшей «двадцать четвертой» и в помине не было, по уровню оснащения горьковский седан недалеко ушел от народного Москвича. А ведь Советскому Союзу всегда хотелось, чтобы его продукция успешно продавалась на внешних рынках — это давало валютную выручку, которая задавленной санкциями стране была ой как нужна.

Первоначально новую модель планировалось создать на абсолютно новой платформе, однако это потребовало бы серьезного переоборудования производства и серьезных денежных вливаний. Однако в это время все силы советской автомобильной промышленности были брошены на строительство и развитие Волжского и Камского автозаводов, и лишних денег не было. Поэтому новую Волгу пришлось создавать на модернизированной платформе старой.

По этой же причине, а также из-за упавшего ввиду нефтяного кризиса мирового спроса на большие и мощные моторы не стали устанавливать на новую Волгу и разработанный газовцами V-образный шестицилиндровый мотор. Альтернативой мог бы стать V8 от Чайки, но для «двадцать четвертого» шасси он был слишком тяжелым.

В итоге горьковские инженеры все же исхитрились, усовершенствовав стандартный четырехцилиндровый мотор. В частности, применили они новаторское форкамерно-факельное зажигание. В результате мощность двигателя возросла до 105 л.с., а разгон до сотни сократился до 16 секунд.

При этом агрегат вышел весьма экономичным, потребляя всего 9 л/100км в смешанном цикле. Однако спустя годы от мудреной системы все же отказались — она требовала слишком щепетильной и регулярной настройки, с которой мог справиться далеко не каждый даже опытный механик.

Не досталась машине и автоматическая коробка передач — до самого начала 90-х ГАЗ-3102 продолжали комплектовать 4-ступенчатой механикой. Затем добавилась и пятиступка, с которой автомобиль и дожил свою долгую и мучительную жизнь до самого конца производства. Также практически до конца выпуска не было и гидроусилителя руля.

По сути, ГАЗ 3102 из задуманной принципиальной новой модели превратился в глубокий рестайлинг 24-ой Волги. Силовой каркас кузова остался прежним — изменились лишь формы передка и кормы в стиле выпущенной в 1977 году новой Чайки ГАЗ-14. Практически без изменений осталась и стремительно устаревающая конструкция подвески.

Однако кое-какие удобные новшества все же были внесены. Например, существенно модернизировали тормозную систему — появились долгожданные передние дисковые механизмы и вакуумный усилитель. Приятнее и безопаснее стало и в салоне автомобиля. Из «примочек» стоит отметить такие передовые для советского водителя того времени вещи, как омыватель фар и электрообогрев заднего стекла.

После мучительной череды одобрений, изменений и испытаний, в 1980 году модель ГАЗ 3102 наконец встала на конвейер. Однако заводу удалось наладить лишь мелкосерийный выпуск. Ведь, в отличие от более массовой 24-ой, к производству нового поколения предъявлялись более серьезные требования по сборке, а большинство поставщиков ГАЗа отличались отвратительным качеством деталей (брак доходил до 70%), и лишь малая их часть годилась для установки.

А еще это было связано отчасти с «элитарностью» модели — до самого развала СССР существовал негласный запрет на свободную продажу новой Волги, уж больно понравилась она, так похожая на Чайку, чиновникам госаппарата. Даже когда пришло время менять на конвейере 24-ую, разработанный в Горьком упрощенный вариант 3102 в серию не пошел, и в итоге в производстве появилась модель 2410.

Так и выпускалась мелкими партиями для избранных новая Волга до самых 90-х годов. А когда она все же появилась в свободной продаже, то уже оказалась никому не нужна — уж больно проигрывал исполинский горьковский седан по всем потребительским характеристикам аналогичным иномаркам. Тем не менее, мелкосерийный выпуск и какой-никакой спрос со стороны госзакупок позволил продержаться «элитной» Волге довольно долго.

В начале 2000-х машина наконец получила и мощное крайслеровское «сердце» в виде 2,4-литрового мотора, а также модернизированную подвеску от 3110 и даже все «навороты» в виде гидроусилителя, электропакета и кондиционера. Но время этой машины уже безвозвратно ушло. В 2008 году ГАЗ-3102 тихо покинул конвейер, продержавшись в производстве целых 28 лет, и пережив государство ее породившее.

Читайте также: Дорого и солидно: крутой проект на базе Волга ГАЗ-3102

ГАЗ-3102 «Волга» выпускался на Горьковском автомобильном заводе с конца 1981 по 2009 год. Такой длительный период производства (27 лет) был рекордным для ГАЗ. Машина представляла собой 4-дверный седан, окрашенный в черный, белый, бежевый или светло-серый цвет. Предназначался для перевозки директоров крупных предприятий, генералов, секретарей райкомов и других важных чиновников.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 3102

Остальные категории населения пользоваться автомобилем не могли, поэтому что массового производства не было, выпускались партии от трех до 10 тысяч в год. За все время выпущено около 156 тысяч машин.

Технические характеристики автомобиля

Основные технические характеристики ГАЗ-3102 «Волга»:

  • Количество мест — пять, включая водительское;
  • Двигатель — 2,445 литра;
  • КПП — 4-ступенчатая механическая;
  • Время разгона до 100 км/ч — 19 секунд;
  • Наибольшая скорость — 147 км/ч;
  • Расход бензина на 100 км (смешанный цикл) — 9,3 литра;
  • Объем топливного бака — 70 литров;
  • Клиренс — 156 миллиметров;
  • Объем багажника — 500 литров.

Данные указаны для первой серии автомобилей (1982-1991). В последующие годы технические характеристики несколько изменялись, но не очень существенно (это связано с установкой различных двигателей).

Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)

У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей.
Основные отличия экстерьера:

  1. Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.

    Габаритные размеры газ 3102

    Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.

  2. Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
  3. Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
  4. Появились утопленные ручки дверей.
  5. Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
  6. Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
  7. Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
  8. В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
  9. Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
  10. Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.

Основные отличия интерьера:

  • Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
  • На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
  • Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
  • В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
  • Кресла стали более удобными, появились подголовники;
  • Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).

Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.

Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10

В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.

Сгорание происходило быстрее и было более полным, чем при воспламенении от искры, что повышало экологическую чистоту выхлопа. На моторе ЗМЗ-4022.10 использовался карбюратор К-156, изготовленный именно для такого типа зажигания.

Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку.
Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.

Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102

Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:

  • Объем — 2,445 литра;
  • Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
  • Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
  • Топливо — бензин АИ-93.

Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.

Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.

Передние колеса оборудовались дисковыми тормозами, разработанными совместно с той же фирмой.
Были и другие изменения. Передаточное числа главной пары стало 3,9 (вместо 4,1). Запасное колесо и инструмент водителя размещался в углублении багажника. Система выпуска дополнилась вторым коллектором и глушителем-резонатором. Автомобиль комплектовался бескамерными радиальными шинами 205/70R14.

Первая серия (1982-1991)

В эти годы на ГАЗ-3102 «Волга» постепенно изменялись отдельные узлы и элементы. С 1984 года стали применять вентилируемые диски на передних тормозах. Одновременно заменили главный тормозной цилиндр и упростили разводку гидропроводов.
С 1985 года на некоторых машинах начали устанавливать мотор ЗМЗ-402.10. У него был блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, но с ГБЦ без форкамеры. Тогда же произошли следующие изменения:

Волга Газ 3102 1982 года выпуска

  1. Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
  2. Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
  3. Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
  4. Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.

В 1987 году начали использовать бесконтактное зажигание.

Вторая серия (1992-1997)

В 1992 году на ГАЗ-3102 «Волга» произошли изменения:

  1. Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
  2. У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
  3. Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
  4. В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.

В 1994 году отказались от форкамерного двигателя. Его заменил ЗМЗ-406, имевший следующие характерными особенности:

  • Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
  • Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
  • Четыре клапана на каждый цилиндр;
  • Цепной привод на два распредвала.

На ЗМЗ-406 была установлена комплексная система управления двигателем, выполнявшая функции карбюратора, прерывателя-распределителя, ручек управления жалюзи и воздушной заслонкой.
Основные технические характеристики ЗМЗ-406:

  • Объем — 2,3 литра;
  • Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
  • Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
  • Бензин — АИ-93э;
  • Экологический класс — Евро-1.

С этого же года стали использовать общую емкость для очистки ветрового стекла и фар, на бачок установили второй насос.

Третья серия (1997-2003)

Газ 3102 1998 года выпуска

В 1997 году у модели ГАЗ-3102 «Волга» произошли следующие изменения:

  1. МКПП стала 5-ступенчатой.
  2. Была возвращена промежуточная опора для карданного вала.
  3. Начата установка гидроусилителя руля.
  4. Карданным шарниром заменили муфту на рулевом управлении.
  5. Систему охлаждения оборудовали электрическим насосом.
  6. Изменилась отделка салона.
  7. Установили дополнительный резонатор.
  8. Изменилось управление обмывом фар.
  9. Диаметр колес увеличился с 14 до 15 дюймов, крепление к ступицам изменилось на болтовое (вместо шпилек). Стали использоваться шины 195/65 и пластмассовые колпаки.
  10. Форсунки омывателя стекла были перемещены на капот и сделаны подогреваемыми.
  11. Обновлена шумовая изоляция капота.

В 1998 году в салоне обновилась облицовка дверей. Были удалены дверные пепельницы, появились вещевые ящики.

Четвертая серия (2003-2006)

В 2003 году ГАЗ-3102 «Волга» снова подверглась модернизации. Основные новшества:

  • Передняя подвеска выполнена с шаровыми опорами;
  • Внесены изменения в МКПП;
  • Появился стабилизатор поперечной устойчивости задней оси;
  • Диски колес изменились, с них исчезли колпаки;
  • Наружные зеркала стали того же цвета, что и кузов;
  • Все автомобили комплектовались задними мостами в виде балки-картера (в предыдущий период такие устанавливались лишь на некоторые машины, на прочих оставались разрезные).

Пятая серия (2006-2009)

В 2006 году изменился индекс автомобиля (прибавилась цифра 5), название изменилось на ГАЗ-31025 «Волга». Из-за нехватки моторов ЗМЗ-4061 на некоторые авто начали ставить ЗМЗ-405 (2,46 литра), разработанный для ГАЗ-3111. Их тоже не хватало, использовали Chrysler DCC 2,4L DOHC (2,429 литра), соответствующий стандартам Евро-2 или Евро-3 (в зависимости от модификации). ГАЗ-31025 «Волга» в этот период могла быть укомплектована любым из этих моторов.
В 2006 году на ГАЗ-31025 «Волга» были произведены изменения:

  • Изменился расширительный бачок;
  • Появились электрическая регулировка и подогрев наружных зеркал;
  • Был добавлен механизм регулировки рулевой колонки;
  • Повторители поворотов были удалены с крыльев и помещены на наружные зеркала;
  • Обновилась приборная панель.

На части автомобилей в 2008 году обновили салон. В конце этого же года ГАЗ-31025 «Волга» перестали выпускать.

Отзывы об автомобиле

Большинство владельцев публикуют положительные отзывы практически обо всех модификациях ГАЗ-3102 «Волга». Отмечают надежность и долговечность двигателя (кроме форкамерного) и автомобиля в целом. Обращают внимание на просторный салон и вместительный багажник. Хорошие отзывы и о характеристиках машины, относительно недорогой стоимости запчастей и ремонта.

Однако многие владельцы пишут и о недостатках, основным считают низкое качество сборки. Отмечают большой расход бензина, особенно в условиях города, а также невысокий уровень комфорта в салоне и плохую приемистость автомобиля.

Встречаются прямо противоположные отзывы. Одни пишут о прекрасной проходимости машины, которая может проехать почти всюду, другие жалуются, что авто не буксует только на асфальте. Вероятно, многое зависит от умения водителя.

В одном из отзывов владелец пишет, что его ГАЗ-3102 прошел более 600 тысяч километров без капитального и, вообще, сколько-нибудь серьезного ремонта.

Другой отмечает, что внимательно следил за машиной, вовремя смазывал и проводил другие работы по уходу, никогда не перегружал двигатель. Сейчас его пробег — больше 350 тысяч километров, тоже серьезного ремонта не требовалось. Несколько владельцев автомобилей с форкамерным двигателем (первых лет выпуска) рекомендуют сменить ГБЦ и карбюратор, то есть перейти на обычное зажигание. Однозначные выводы по отзывам сделать сложно, по пятибалльной шкале средняя оценка ГАЗ-3102 «Волга» где-то 3,5–4,0 балла.

ГАЗ-3102 Волга

Обзор ХарактеристикиФото

С середины 1970-х годов на Горьковском автозаводе велись работы над новым автомобилем, преемником модели ГАЗ-24. В 1982 году стартовало серийное производство седана ГАЗ-3102 «Волга», который в итоге на заменил «двадцать четвёртую» модель, а дополнил модельный ряд завода.

Новый автомобиль, созданный на базе модели ГАЗ-24, отличался более солидным обликом и комфортабельным салоном. Эта машина предназначалась для руководства среднего звена партийных и советских государственных учреждений и ведомств, а в свободную продажу и в таксопарки не поступала.

Главным новшеством модели ГАЗ-3102 был двигатель ЗМЗ-4022.10 объемом 2,45 литра (105 л. с.) с форкамерно-факельным зажиганием, при котором поджиг рабочей смеси в цилиндре осуществлялся не искрой на свече, а факелом раскаленных газов из специальной форкамеры. Такой силовой агрегат обладал большей мощностью и лучшей экономичностью по сравнению с традиционными моторами, но был сложен в обслуживании и имел проблемы с перегревом. Также ГАЗ-3102 отличался дисковыми передними тормозами и переработанной конструкцией передней подвески.

Седан ГАЗ-3102 «Волга»

В небольших количествах выпускались модификация ГАЗ-31013 с двигателем V8 5.5 (195 л. с.) и автоматической коробкой передач от «Чайки», использовавшаяся спецслужбами и в качестве машины сопровождения, а также версия с кузовом универсал

В начале 1990-х годов ГАЗ-3102 лишился своего исключительного статуса, став автомобилем, который можно было купить без ограничений. Тогда же вместо форкамерного двигателя на машину начали устанавливать карбюраторные 2,5-литровые моторы: ЗМЗ-4021.10 (90 л. с.), способный работать на «восьмидесятом» бензине и ЗМЗ-402.10 мощностью 100 л. с. Также «Волга» оснащалась более современным 2,3-литровым силовым агрегатом ЗМЗ-4062.10 (130 л. с.) с распределенным впрыском топлива.

После модернизации, проведенной в 1996–1997 годах, ГАЗ-3102 получил пятиступенчатую коробку передач вместо четырехступенчатой, задний мост иной конструкции, гидроусилитель руля, изменённую отделку интерьера. В 2005 году в седане появился новый салон от модели ГАЗ-31105, который еще раз был обновлен в 2007 году.

С 2008 года на машину устанавливали двигатели ЗМЗ-405 объемом 2,5 литра (124 л. с.) и Chrysler 2.4 мощностью 137 л. с.

В 2008 году ГАЗ-3102, как и другие версии «Волги», был снят с производства.

Отзывы

Фото

ГАЗ-3105

Не следует путать с ГАЗ-31105 «Волга».

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 января 2017 года.

ГАЗ

бензиновый, карбюратор (впрыск)

3398 см3

170 (240) л. с., при 5 400 об/мин

260 (300) Н·м, при 4 000 об/мин

17,5

8,7

82 мм

80 мм

карбюратор (к114 либо Pierburg 4A1), распределённый впрыск

гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора

безгильзовый, чугунный

алюминиевый сплав

А-98 или АИ-98

ГАЗ

механическая

3,68 либо 3,73

3,6

2,2

1,46

0,96

0,756

3,58

косозубые, с постоянным зацеплением

на всех передачах

штоковый

ГАЗ-3105 «Волга»
Общие данные
Производитель ГАЗ
Годы производства 1992—1996
Сборка ПАМС (Нижний Новгород, Россия)
Класс Большой
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа ГАЗ-3105
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 4 × 4
Двигатель
ГАЗ-3105 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Макс. скорость Разгон до 100 км/ч Расход топлива при смешанном цикле Расход топлива при городском цикле Расход топлива на трассе Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Порядок работы цилиндров Максимальные обороты Рекомендованное топливо
Трансмиссия
механическая 5-ступ. Производитель Тип Число ступеней Передаточные отношения Главная передача 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача 5 передача Задняя передача Тип шестерней Синхронизаторы Механизм управления
Массово-габаритные характеристики
Длина 5050 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1430 мм
Клиренс 160 мм
Колёсная база 2870 мм
Колея задняя 1514 мм
Колея передняя 1514 мм
Масса 1800 кг
На рынке
Похожие модели Audi V8
Сегмент E-сегмент
Другая информация
Объём бака 78 л
← ГАЗ-3102
Медиафайлы на Викискладе

ГАЗ-3105 «Волга» — автомобиль большого класса с повышенным уровнем комфорта, производившийся с 1992 по 1996 год на мощностях Горьковского автозавода.

История

Застойное начало

В 1968-м году Горьковский автомобильный завод представил пятое поколение легкового автомобиля среднего класса — ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти лет, что было нормой для автомобильной промышленности СССР данного периода (Для сравнения — «Победа» М-20 — выпускалась с 1946 года по 1958 год, «Москвич» MЗМА-400/401 — 1946—1956, МЗМА-402/407/403 — 1956—1965, «ЗИМ» ГАЗ-М-12 — 1950—1960, «Волга» ГАЗ-21 — 1957—1970, ЗИЛ-111 — 1958—1967, «Запорожец» ЗАЗ-965 — 1960—1969 и т. д.). К концу 1970-х должна была состояться премьера модели шестого поколения, с её заменой после 1980-го года. Конструкторское бюро активно приступило к задаче, но по целому ряду причин, главным образом политическим и финансовым (см. потребительский идеал в СССР и период застоя) данному проекту не суждено было увидеть свет. Для выхода из ситуации было принято экономное решение использовать кузов ГАЗ-24 для основы нового автомобиля. В конце 1970-х был спроектирован автомобиль ГАЗ-3101.

Несмотря на широкую рекламу нового автомобиля и успешные испытания, его выпуск постоянно откладывался. Даже в старом кузове узлы нового автомобиля оказались слишком сложными для осваивания разными смежными производствами. В вынужденной программе дальнейшего упрощения шестицилиндровый ГАЗ-3101 превратился в четырёхцилиндровый ГАЗ-3102 (некоторые источники также указывают, что отказ от V6 был сделан с расчетом на экспорт и валютную прибыль из стран Западной Европы, которые страдали последствиями топливного дефицита, вызванного нефтяным кризисом 1973-го года), которая, помимо иного, лишилась планировавшихся кондиционера, усилителя руля, автоматической коробки передач и бесшкворенной передней подвески.

Но и такие шаги по удешевлению автомобиля, который ГАЗ активно лоббировал (успешные испытательные поездки на Рицу, стенды на Московской Олимпиаде и т. д.), были недостаточными. Окончательный толчок, который наконец запустил ГАЗ-3102, имел совершенно иную форму. В октябре 1980 года в результате аварии под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров. Хотя само ДТП остается спорным и загадочным, Машеров сидел в автомобиле ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина собиралась на территории ГАЗ (ПАМС) отдельно, вручную, и очень малыми сериями для обслуживания советской номенклатуры. За четыре года до ДТП ГАЗ презентовал и, в отличие от ГАЗ-3101/3102, успешно приступил к выпуску замены, автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».

В марте 1985 года к власти пришёл Михаил Горбачёв, с которым страна вошла в новый цикл истории — эпоху перестройки. К этому времени разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. Но и ГАЗ-3102 «Волга» выглядела свежей лишь на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123, например). Даже на внутреннем рынке другие автозаводы успешно завершали переход на новые поколения: «Алеко», «Орбита», «Спутник», «Таврия» и «Ока».

Очевидно, что оба автомобиля требовали немедленной замены, но в 1985-м году таковой не было. Многолетняя политика плановой экономики и её органов (госплан, госснаб и госстрой), нежелание смежных производств осваивать новые узлы за счёт сворачивания массового выпуска устаревших, а также неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице «ВАЗовского» министра Полякова привели к тому, что у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей.

Выход из тупика

Выправление ситуации началось с приходом Николая Пугина, который сменил Полякова в октябре 1986 года. Ещё в 1983-м году, возглавляя предприятие, он поручил разработать максимально простейший временный переход конвейера с ГАЗ-24 на ГАЗ-3102 и одновременно приступить к разработке нового, уже по сути, седьмого поколения легковых автомобилей. Переход действительно оказался самым бюджетным вариантом, учитывая временный статус автомобиля. Из-за описанных выше причин было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации кузова, но и упростить многие узлы и решения, которые заимствовали от ГАЗ-3102 (обивка салона чёрным пластиком вместо полиуретана, стандартное питание двигателя без форкамерно-факельного зажигания, сохранение барабанных передних тормозов вместо дисковых и т. д.). Но даже и такая простая задача затянулась, и лишь в конце 1985 года появился гибрид старой ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, «временная» Волга ГАЗ-24-10.

Разработка нового автомобиля началась одновременно, в 1983-м году конструкторское бюро двигателей представило схему нового поколения мотора для будущего автомобиля с верхним распредвалом и инжекторным питанием — будущий ЗМЗ-406. К 1986-му году сформулировалась общая заводская программа будущего модельного ряда. Линейку открывал переднеприводный ГАЗ-3103 с четырёхцилиндровым двигателем, за ним следовал полноприводный ГАЗ-3104 с аналогичным мотором, но в улучшенной комплектации и флагман ГАЗ-3105 — с мощными шести- и восьмицилиндровыми двигателями и удлинённой колесной базой. Предлагались также разработки универсалов, машин скорой помощи, фургонов, пикапов и других модификаций. Постановлением Совмина № 786-186 от 13 июля 1987 года ГАЗ получает заказ на опытную разработку и организацию производства будущего автомобиля. Им же окончательно определяется и компоновка семейства, в которой ГАЗ-3104 лишается полного привода в пользу классического заднего.

Параллельно вокруг новой Волги развязался очередной спор. На полную разработку полностью советского автомобиля за короткий период не было средств, а многие сторонники перестройки и рыночных отношений СССР со странами запада лоббировали идею покупки лицензии на зарубежный аналог. Хотя в 1986-88 ГАЗу передали несколько образцов Chrysler Intrepid, Ford Scorpio и Peugeot 605 для изучения, основой стал Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой оставили поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии.

В 1988 году политика снова вмешалась в продукцию завода. Жертвой стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Под видом «борьбы с привилегиями» сборка «Чайки» по приказу Горбачёва была прекращена, а вся документация и технологическая оснастка (включая даже оснастку для выпуска масштабных моделей) были уничтожены. Тогда Пугин решил воспользоваться уходом «Чайки» для отстаивания собственного проекта, аргументируя простоем заводских мощностей. В данном случае речь шла только о ГАЗ-3105 как о престижной версии, которая обязана была стать атрибутом современной советской власти, для которой новая Волга смотрелась бы современным и демократическим решением в сравнении с застойной «Чайкой», но главное — отечественной разработки, что положило бы конец спору о закупке лицензии заграницей. Планировалось, что такое решение даст толчок бюджетным машинам. С 1988-го года начались испытания прототипов, которых к 1990 году построили 24 единицы.

На стыке эпох

Как и предполагалось, испытательный цикл был в основном направлен на ГАЗ-3105, который к этому времени был выделен в отдельный проект. В 1992 году автомобиль получил сертификацию к производству. Однако, это уже было в другой стране и в других условиях. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и, как следствие, её место служебных автомобилей чиновников стремительно занимали ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишило престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трёх тысяч единиц в 1991 до 423 автомобилей в 1992 году. Самым востребованным автомобилем новых реалий оказалась полуторка «Газель», производство которой легло в приоритеты ГАЗа перед тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями и лишь нужда в финансовой поддержке для освоения нового проекта потребовала от ГАЗа какой-либо заботы о последних. В 1992 году отложенный проект внешней модернизации ГАЗ-24-10, штамповки которой окончательно износились от времени, на скорую руку воплощается, превращая её в ГАЗ-31029. Конвейер разгоняют с 70 тысяч машин в год до почти ста тысяч. Выпуск ГАЗ-3102 также быстро увеличивается, и данный автомобиль допускается к продаже частным лицам, годовой выпуск которой так же растет (до 15 тысяч к концу 1990-х). Обратной стороной этого решения стало резкое падение качества сборки этих автомобилей.

На фоне таких потрясений завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. За время его разработки зарубежная автомобильная технология сделала очередной технологический прорыв с применением компьютерных технологий. В постсоветской России таких смежников не было, что делало цену очень высокой из-за вынужденных закупок за рубежом, особенно на фоне экономического спада в стране. Проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, так и остались нереализованными.

«Ошибка в том, — говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы, — что мы начали разработку семейства с „люксовой“ модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.»

— С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)

Тем не менее, в 1994 году производство всё-таки началось. 5 января 1994 года Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996 года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объёмом 250 единиц в год. По этому же распоряжению уже в 1994 АО должно сдать 100 единиц, а в следующем и — 150. Но распоряжение так и не было выполнено.

Современные тенденции

На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стекол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.

Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.

Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

Закрытие проекта

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год.

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.

В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105.

Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.

В игровой и сувенирной индустрии

В ноябре 2012 г. фирма РСТ выпустила для журнальной серии Автолегенды СССР издательского дома ДеАгостини модель ГАЗ-3105 бордового цвета.

Ранее по заказу коллекционеров была изготовлена ограниченная партия моделей одним мастером с юга России. После этого, в соответствии с требованиями заказчиков, оснастка для производства данной модели была уничтожена.

> См. также

  • ГАЗ-3102
  • ЗИЛ-4102
  • ГАЗ-3111

Примечания

  1. За рулём, июль 1990 «Пока ещё тайный ГАЗ-3105»
  2. За рулём, июнь 1993 «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу»
  3. Шумилов Алексей. «ГАЗ-3105. Большая волга». За рулём (28 ноября 2005). Дата обращения 30 октября 2019.
  4. М.Бекасова. Российское ралли: путь к совершенству. За рулём, №6, 1994 (Июнь 1994). Дата обращения 30 октября 2019.

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Легковые автомобили Горьковского автомобильного завода

Ранние модели

«Волга»

Представительские модели

Повышенной проходимости

Грузопассажирские, спортивные
и экспериментальные модели

  • ГАЗ-4
  • ГАЗ-61-416
  • ГАЗ-А-Аэро
  • ГАЗ-АААА
  • ГАЗ-ВМ
  • ГАЗ-25
  • ГАЗ-ГЛ-1
  • ГАЗ-67-420
  • М-73
  • ГАЗ-16
  • ГАЗ-18
  • ГАЗ-19
  • ГАЗ-415
  • ГАЗ-3103
  • ГАЗ-3107
  • ГАЗ-2301
  • ГАЗ-2304 «Бурлак»
  • ГАЗ-3115
  • ГАЗ-3301
  • ГАЗ-2332 CityVan

ГАЗ-3105
Технические характеристики:
кузов седан
количество дверей 4
количество мест 5
длина 4 960 мм
ширина 1 846 мм
высота 1 490 мм
колесная база 2800 мм
колея передняя 1563 мм
колея задняя 1548 мм
дорожный просвет 150 мм
объем багажника 500 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя бензиновый
объем двигателя 2445 см3
Мощность 102/4500 л.с. при об/мин
Крутящий момент 182/2500 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП четырех/пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, на поперечных рычагах
Подвеска задняя зависимая, на продольных рессорах
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные/дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 11,5—13,5 л/100 км
максимальная скорость 135-180 (от типа двигателя) км/час
годы производства 1982-2009
тип привода задний
снаряженная масса 1450 кг
разгон 0-100 км/ч сек

Описание модели

ГАЗ-3105 легковой автомобиль представительского класса, производимый на ГАЗе с 1992 по 1996 год. Имел достаточно оригинальную для отечественного автомобилестроения конструкцию с полным приводом и современным обтекаемым кузовом. В производственной линейке призвал был заменить «Чайку» ГАЗ-14, снятую с производства. Планировалось выпускать по 250 машин в год, а также создать упрощенную модификацию для рынка. Из-за развала СССР и отсутствия государственных ассигнований для запуска, производство было свернуто. В настоящее время известно о нескольких ходовых образцах, находящихся в личном владении.

История создания

В 1988 году в результате проходившей в стране «борьбы с привилегиями» вся техническая документация, оснастка, чертежи и штампы для производства «Чайки» варварски уничтожаются и страна остается без автомобиля для второго эшелона власти. ЗиЛы, по традиции выпускались в крайне скромных объемах и только для первых лиц, а «Волги» были слишком «мелковаты» для секретарей обкомов и прочих региональных управленцев.

Именно с конца восьмидесятых га ГАЗе начинает в ускоренном режиме разрабатываться автомобиль, который должен был прийти на замену «Чайки» и внезапное снятие с производства этой люксовой модели лишь ускорило процесс. Ведущим конструктором «на машину» был назначен Сергей Батьянов, фанат современного дизайна и полного привода.

Говорить о «свежести» моделей ГАЗа тогда не приходилось. Последняя «новая» модель встала на конвейер ещё в 82 году, «двадцать-четыре-десять» устарела морально ещё в момент появления. Автомобиль разрабатывали «с нуля», начинив по возможности, всеми мыслимыми на тот момент техническими достижениями. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет — причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере автомобиля не было ни одной прямой линии — мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время было предусмотрено место под радиотелефон.

С внешностью автомобиля происходили интересные метаморфозы. На первых экземплярах была применена необычная «двойная» система остекления с утопленными в стекла ручками дверей. В сочетании со светлым кожаным салоном машина выглядела ярко, празднично и необычно. Однако то ли первой леди , то ли председателю правительства Николаю Ивановичу Рыжкову такое решение не понравилось — дескать, пассажиры видны, как на ладони, и от красивой детали пришлось отказаться. Такая вот «борьба с привилегиями»…

ГАЗ-3105 конца восьмидесятых. Остекление ещё «двухэтажное».

«Волга» с «классическим» остеклением и ручками дверей. Вариант 90-ых гг.

Конструкция автомобиля также шагнула далеко вперед. Постоянный привод всех колес — оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) — независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.
Под капотом стоял новый V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ГАЗ-3105 с электронным впрыском топлива.
Внешне машина была выполнена в сдержанном, узнаваемом «газовском» стиле. Дизайнеры оставили характерный «китовый ус» решетки радиатора и выштамповку на капоте, а фары чем-то перекликались со светотехникой ГАЗ-31029 . При этом, оставаясь в размерах предшественницы, ГАЗ-3105 предоставлял несравнимо больше комфорта для пассажиров.
В ту пору от нашего автомобилестроения уже никто не ожидал чудес, а тут появляется богато оснащенный лаконичный автомобиль представительского класса.
«Волгу» планировалось выпускать по 250 машин в год, что в принципе, было сопоставимо с объемами Чайки и покрывало потребности государства в таких машинах. Однако «слуги народа» очень быстро поняли, что за такие деньги (около 50-60 тысяч долларов) можно закупать престижные иномарки, лишенные «детских болезней» . В итоге с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 автомобилей и проект был закрыт.

> Иностранные аналоги

Форд Скорпио

Ауди-100

> Полезные ссылки

Cообщество владельцев ГАЗ-3105

ГАЗ-3111 ГАЗ-31029

Журнал «За рулем» о ГАЗ-3105

Статья в журнале «За рулем» о «Волге» ГАЗ-3105 за 1990 год №7

Статья в журнале «За рулем» о «Волге» ГАЗ-3105 за 1994 год №9

Заметка в журнале «За рулем» о V-образном двигателе «Волги» ГАЗ-3105, 1993 год №12
Материал подготовлен при участии Александра Астапенкова