Кто такой кастер

Содержание

Как вырастить кастеры самостоятельно и правильно использовать их во время ловли

Кастеры – это куколки опарыша. Они являются популярной наживкой среди рыбаков. Рассмотрим подробнее, что представляют собой кастеры и как их готовить к рыбной охоте.

Что такое куколки опарышей

Кастер – этап жизни опарыша. Он получается при окукливании, затем появляется муха. Если вы пропустили момент, и из опарыша получилась куколка, ее можно использовать для рыбалки. На нее рыба клюет так же хорошо, как и на мучного червя, выращенного в домашних условиях.

Так как рыба обладает обонянием, она распознает, что в кастере происходят биологические моменты, а значит, насадка ее заинтересует. Куколка – отличный вариант и в качестве прикормки. Особенно привлекательна шелуха. Кастеры отлично плавают и станут отличным вариантом для разрыхления прикормки.

Рецепты приготовления

Окуклившиеся опарышы привлекают рыбу семейства карповых. Если вы видите, что появилась куколка, не спешите отправлять ее в мусорку. Она станет отличной приманкой или наживкой для крупной рыбы.

Как сделать кастеры для рыбалки? Просто купите опарышей и поставьте их в тень. Через неделю они окуклятся. Куколки будут разного цвета, но вам подойдут только светло-коричневые.

Есть еще один способ узнать, какие куколки не подойдут:

  1. Налейте в емкость воду.
  2. Насыпьте кастеры.
  3. Те, которые всплыли – не подойдут в качестве наживки.
  4. Возьмите сито и выберите их. Такие куколки станут отличной прикормкой.
  5. Оставшиеся кастеры выбирают из воды и помещают в коробочку. Это приманка.

В том случае, если рыба клюет прямо у поверхности, прикорм рекомендовано вести с применением прикормочной рогатки. Просто высыпьте горсть куколок в место лова. Также стоит использовать кастеры со дна коробки.

При ловле рыб в придонных слоях прикормочные кастеры следует раздавить а затем смешать с прикормочной смесью.

Есть еще один способ приготовления кастеров:

  1. Пропустите через мелкое сито опарышей, отделив живых от мертвых.
  2. Покройте опарыша слегка влажными опилками и уберите в холодильник.
  3. Выньте коробочку с опарышами за несколько дней до рыбалки.
  4. Просейте, удалите мертвых опарышей, а оставшихся храните в тепле до образования кастеров.
  5. При получении светло-коричневых кастеров, сразу выберите их. Остальных оставьте до созревания.
  6. Проводите процедуру каждые 4 часа.
  7. Отобранных кастеров опять поместите в холодильник в целофановом мешочке. В таком виде хранить их можно на протяжении недели.

Что выбрать кастеры или опарыши

По сравнению с опарышами кастеры:

  • не зарываются в мягкий грунт;
  • требуют больше времени для привыкания рыбы;
  • предпочтительнее для осторожной рыбы из-за небольшой массы;
  • при забросе могут слетать с крючка.

Как насаживать и ловить

Оптимальный вариант – насадка на крючок кастера в сочетании с опарышем. При этом кастер должен быть последним. Рекомендуется при фидерной ловле добавлять куколки в прикормку. Но это не обязательно, если рыба уже знакома с представленной насадкой. Если долго использовать кастеры, можно заметить, что размеры рыбы увеличиваются. Хорошо ловится на куколку лещ и крупный подлещик.

Англичане считают, что опарыш – лучший вариант для мелкой рыбы. А крупная рыба отлично ловится на кастер, в особенности, белая. Помимо прочего, было замечено, что разные кастеры, в зависимости от старения, отличаются разными свойствами. Так, только что окуклившаяся куколка богата протеином. Она быстро тонет, отличается от опарыша тем, что оболочка ее более твердая. Кастер постарше будет плавать, а количество протеина в нем несколько ниже. Самые старые куколки – темно-коричневые.

Чаще всего, представленную наживку используют на Западе. Там даже проводятся соревнования по ловле на кастеры, и на опарыши. Сначала лидируют опарыши, но только в том случае, если они были насажены цельными и не вытекли. Куколки более легкие и все время стремятся поднять крючок к поверхности воды, они более заметны и позволяют ловить осторожную рыбу. Насадка кастера идет классичексим способом – за толстый конец. Замечено, что лещ намного увереннее берет именно куколку и заглатывает ее глубже. Все сказанное выше подводит нас к тому, что на рыбалке придется экспериментировать, чтобы понять, какая наживка в конкретной местности интересует рыбу.

Выбирая кастер, стоит быть готовым к тому, что забрасывать придется 4-5 раз. При этом обязательна прикормка в виде куколок. Рыба распробует наживку и постепенно войдет во вкус.

Некоторые фирменные кастеры продаются в специальных пакетах с водой. Это способствует прекращению процесса окукливания на время, пока до куколки не дойдет воздух. Время хранения представленной наживки – 1,5 недели.

Как определить качество кастеров

Определить качество куколки очень просто, достаточно принюхаться к ней. При этом запах может испортить даже одна наживка, поэтому придется выбирать. Возьмите 10 куколок, положите на чистую тряпочку, слегка раздавите и понюхайте каждую. Если запах нормальный, можно использовать все куколки. Если нет, придется нюхать каждую, определить, какая из них испорчена, и удалить ее.

Важно, чтобы все кастеры в солнечную погоду были в воде, иначе они будут быстро развиваться. Сразу делать шарики для подкормки также нецелесообразно. Сначала делается один шарик, используется, а затем можно приступать к производству следующего.

Если после рыбалки у вас остались лишние куколки, при этом они лежали в воде, не выбрасывайте их. Просто высушите, оберните туалетной бумагой и снова отправьте в холодильник. Использовать их придется максимум через 2 дня. Не стоит использовать эти куколки со свежими из пакета. Важно! Так как кастеры часто слетают с крючка, лучше использовать сразу 2 штуки для подстраховки.

Итак, кастеры – отличная наживка и прикормка для крупной рыбы. Вырастить их можно собственными руками в домашних условиях. Оптимальный вариант использования куколок – на карповую рыбу.

Вне всякого сомнения, опарыш – личинка мухи – является одной из самых популярных наживок среди любителей ловли белой рыбы. Неприхотливость в хранении, живучесть и выносливость – эти и многие другие особенности делают ее прекрасным вариантом для ловли самой разной рыбы, начиная уклейкой и заканчивая крупным лещом. И все же есть у этих личинок одно слабое место. Стоит оставить их на несколько часов на солнце – и личинки начинают окукливаться и превращаться в муху. Увидев в баночке эти коричневые куколки, многие рыболовы попросту выбрасывают их. И, между прочим, совершенно напрасно – именно эти куколки представляют собой прекрасную наживку для ловли крупной белой рыбы, в первую очередь, плотвы и леща!

Что такое кастер?

Прежде, чем превратиться в муху, опарыш превращается в промежуточную стадию – темную куколку, с тоненьким хитиновым коконом, внутри которого находится мягкое содержимое. Эта форма носит название кастера, она хорошо известна рыболовам-поплавочникам и фидеристам. Кастер широко используется и в качестве наживки, и в качестве добавки в прикормку при ловле различной «бели». Причем ситуация порой развивается крайне интересно – когда на опарыша берет лишь мелкая рыбешка, на кастера происходят уверенные поклевки крупной плотвы, леща и подлещика.

Однако не все кастеры одинаково полезны! Прямо, как йогурты! Все дело в том, что по пути превращения из опарыша в муху, кастер также меняет свое физическое состояние, превращаясь из мягкой белой куколки в черное, сухое и уменьшившееся «зернышко». Именно из последнего в дальнейшем и вылетает молодая муха. И именно такие «сухари» для рыбалки не подходят – они не только очень нежные и легко срываются рыбой с крючка, но еще и обладают положительной плавучестью.

Одним словом, недостаточно просто дождаться окукливания опарыша, нужно остановить процесс на определенной стадии. Правильный кастер, пригодный для использования в качестве наживки и компонента для прикормки, имеет плотное, упругое тельце, цвет от нежно-кремового до светло-коричневого, а его плавучесть обязательно отрицательная. Таким эта личинка является в самом начале процесса окукливания, и на этой стадии метаморфозы необходимо остановить. Наиболее простой способ – лишить куколки кислорода, поместить в холодную воду и держать ее до самого момента рыбалки.

«Выращивая» подобный кастер, необходимо тщательно контролировать процесс окукливания и не пропустить процесс окукливания. Для этой цели начавших превращаться личинок следует с определенной периодичностью опускать в воду и выбирать тех из них, которые утонут.

Кастер в качестве компонента для прикормки

Для того, чтобы эффективно использовать кастер в качестве наживки, необходимо приучить рыбу к нему, ибо далеко не везде эта наживка работает эффективно с самого начала рыбалки. Для этой цели какое-то количество кастера необходимо добавить в прикормку, приучив таким образом рыбу к нему.

Добавлять личинок можно одним из трех способов:

· Целиком. Пригоршня-другая кастера всыпается в емкость с прикормкой, перемешивается и формируется в шары. В фидере личинки добавляются пробками в каждую кормушку и зажимаются с двух концов прикормкой;

· В давленом виде. Прежде, чем ввести кастера в прикормку, личинок передавливают руками, «пуская сок». Подобная добавка отлично влияет на плотву, густеру, подлещика и леща, привлекая в точку ловли и заставляя выискивать корм;

· В резаном виде. Суть схожа со вторым способом, однако здесь в «фарш» превращают личинок при помощи ножниц. Впоследствии именно его и вводят в прикормку. Такая добавка крайне положительно влияет на белую рыбу. Во время приготовления можно делать «микс», нарезая вместе с кастером мотыля, опарыша, червя либо кукурузу, а также добавляя жидкую и сухую ароматику;

В случае, когда кастер добавляется в прикормку в давленом либо резаном виде, необходимо помнить, что жидкость, выделяемая личинками, может переувлажнить прикормку, изменить ее механику либо вовсе превратить в «пластилин», если речь идет о тяжелой и липкой речной прикормке. Если рыболов планирует использовать кастера в прикормке, смесь необходимо недоувлажнять изначально – получив влагу от кастера, она станет такой, как нужно в конкретных условиях ловли.

Кастер в качестве насадки

Широко применяется данная куколка и на крючке. Результат приносит как самостоятельное использование на крючке в количестве 1-2 штук, так и использование в составе бутерброда с зерном кукурузы, 2-3 мотылями, опарышем либо небольшим червячком. Конкретный «рецепт» лучше всего подбирать опытным путем, ориентируясь на предпочтения рыбы в текущий момент. Общие правила таковы – плотва и густера прекрасно относятся к чистому кастеру либо бутерброду кастера с опарышем. Лещ, подлещик , голавль и язь же лучше реагируют на подсадку червя, мотыля либо кукурузы.

Не следует забывать, что кастер – наживка достаточно нежная, а потому использование толстых и крупных крючков здесь не подойдет. Предпочесть следует миниатюрные крючки из тонкой проволоки с широким поддевом и подогнутым вовнутрь жалом. Размер подбирается в зависимости от состава насадки и предполагаемой добычи. Для ловли на 1-2 кастера используются крючки 14-16 номера, при подсадке же кукурузы либо червя имеет смысл укрупниться до 12 номера.

Кастер – весьма специфичная насадка, требующая от рыболова определенных навыков при его использовании. Однако, как только он разбереться во всех тонкостях использования, результаты не заставят себя долго ждать.

Различные параметры углов установки колес, регулировка и проверка

Поведение автомобиля на дороге определяется многими факторами, основными среди которых можно назвать конструкцию его подвески, тип и размерность шин, а также углы установки передних колес. От последних, к слову, зависит не только то, как машина поведет себя на дороге, но и износ шин и элементов подвески.

Чтобы сопротивление качению было минимальным, передние колеса авто должны вращаться в вертикальных плоскостях, параллельно продольной оси машины. Однако для того, чтобы повысить устойчивость автомобиля, улучшить управляемость и обеспечить после поворота самостоятельный возврат управляемых колес в положение, которое соответствует прямолинейному движению, передние колеса устанавливают под определенными углами относительно друг друга и кузова автомобиля.

По мере эксплуатации автомобиля, значения углов меняются и выходят за допустимые пределы, установленные заводом-изготовителем. Если регулировки сбиты не сильно, водитель долгое время может этого не замечать. По мере усугубления проблемы машину постоянно будет уводить в сторону при прямолинейном движении, начнется неравномерный износ резины и т.п.

Во избежание подобных проблем требуется периодическая проверка и регулировка углов установки передних колес. Желательно проводить эти процедуры не реже, чем раз в 30 тысяч км, а также после сильных ударов по ходовой (например, после попадания колесом в яму на высокой скорости).

Какие углы нужно регулировать

Проверка и регулировка углов установки колес проводится по трем параметрам, описанным ниже.

Кастор

Это угол продольного наклона оси поворота колеса относительно вертикали. Его значение может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря кастору, передние колеса стремятся самостоятельно вернуться в нейтральное положение. От него зависит изменение развала колес при повороте руля и стабилизация автомобиля при движении по дуге. Чем больше его значение, тем сильнее выражен стабилизирующий эффект.

При вывернутом руле колеса наклоняются в сторону поворота, обеспечивая вышеупомянутый стабилизирующий эффект. Значение кастора на современных заднеприводных машинах может достигать 10-12 градусов, на автомобилях с передним приводом кастор выставляют меньше, порядка 5-8 градусов.

Схождение колес

Эта величина также может быть как положительной, если линии, проведенные вдоль управляемых колес пересекутся перед автомобилем, так и отрицательной, если точка пересечения окажется позади. Следует отметить, что чем ближе к нулю угол схождения, тем меньшее сопротивление качению испытывает машина.

Отрицательное схождение – явление крайне нежелательное. Оно вызывает ухудшение управляемости, худший отклик на работу рулем приводит к рысканию автомобиля по дороге и повышает опасность возникновения неуправляемого заноса.

При положительном схождении управляемых колес машина лучше отзывается на работу рулем, легче входит в повороты, а, кроме того, обретает дополнительную поворачиваемость. Колеса задней оси также устанавливаются с положительным схождением, в результате машина становится более устойчивой при прямолинейном движении.

При сильном отклонении углов схождения от нормы, возникает повышенный пилообразный износ протектора шин:

  • при положительном – его внешней части;
  • при отрицательном – внутренней.

Развал колес

Развалом называется угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Если колеса наклонены к центру автомобиля, угол развала отрицательный, при наклоне наружу угол положительный. Отклонение углов развала от нормы ведет к усиленному износу протектора, кроме этого, машину будет постоянно уводить в сторону колеса, имеющего больший угол развала.

Как выполняется проверка и регулировка углов установки колес

Многие недобросовестные автомастера сразу, как только автомобиль заехал на стенд, принимаются регулировать углы установки колес. В этом случае лучше сразу отказаться от услуг таких «специалистов». Первое, с чего начинается комплекс процедур – проверка технического состояния автомобиля, а именно:

  1. наличие люфта в рулевом колесе и ступичных подшипниках;
  2. наличие радиального и осевого биения колесных дисков;
  3. исправность узлов подвески;
  4. давление воздуха в шинах.

Кроме того, проверка и последующая регулировка должна выполняться только когда автомобиль полностью разгружен, т.е. ни в салоне, ни в багажнике не должно быть ничего лишнего, и если мастер не поинтересовался, полностью ли автомобиль разгружен, это серьезный повод усомниться в его квалификации.

Последний подготовительный этап – установка рулевой рейки в нейтральное положение. Вычисляется требуемое положение вручную путем вращения руля от упора до упора. Половина общего числа оборотов и будет серединой рулевой рейки. Если эту процедуру пропустить, радиусы поворота автомобиля влево и вправо будут различаться, что не добавит комфорта управлению.

После выполнения всех необходимых приготовлений можно приступать к регулировке углов установки управляемых колес. Процедура выполняется в три этапа со строгим соблюдением последовательности: установка кастора – установка развала – установка схождения.

В зависимости от типа подвески установка углов кастора и развала выполняется различными способами: добавлением или удалением регулировочных шайб, ползунковыми механизмами, эксцентриковыми болтами. Многие автомобили конструктивно лишены возможности регулировать развал и угол продольного наклона оси поворота колес, в их числе BMW, некоторые модели Mercedes и Daewoo. Схождение управляемых колес на всех машинах регулируется единственным способом: изменением длины рулевых тяг.

Как влияют углы установки передних колес на управляемость

Для наглядной демонстрации влияния углов установки управляемых колес на поведение машины были проведены практические испытания на автомобиле ВАЗ-2114. Автомобиль новый, после предпродажной подготовки. Поездка со штатными регулировками выявила «легкий» руль и «ватные» отклики на его работу. Проверка казала, что все углы, за исключением кастора находятся в пределах заводских допусков.

Вариант первый: отрицательный кастор

Угол продольного наклона стоек был выставлен максимально отрицательным. Передние колеса при этом максимально смещаются назад. Подобное можно наблюдать на старых «ушатанных» автомобилях, либо на машинах с сильно задранной задней частью.

Тестовая «Самара» после регулировки стала четко реагировать на малейшие движения рулем, руль стал очень «легким», однако машина начала проявлять склонность к рысканию, поведение стало нестабильным, управление стало требовать от водителя максимальной концентрации. В поворотах необходимо постоянно подруливать, выполнить «переставку» на высокой скорости практически невозможно.

Вариант второй: правильные настройки

Кастор выставлен нормально-положительным, развал и схождение выставлены «в ноль». Характер ВАЗ-2114 резко изменился: руль стал упругим и информативным, для его вращения требуется больше усилий. Автомобиль сохраняет траекторию при движении по прямой, его поведение на дороге стало предсказуемым, и правильным.

Вариант третий: излишне положительный кастор

Продольный наклон стоек выставлен на максимально положительный угол. Поскольку такой угол без коррекции схождения выставлять опасно, угол схождения также выставляется «в плюс». На первый взгляд, в сравнении с предыдущим вариантом изменения не сильные: руль стал легче, кузов стал немного сильнее раскачиваться в поворотах, машина стала «ленивее» отзываться на работу рулем. Однако в быстрых поворотах переднюю ось начинает сносить, а скорость, на которой можно безопасно выполнить «переставку», снижается.

Вариант четвертый: спортивный

Кастор остается положительным, все остальные углы выставляются на отрицательные значения. В результате руль стал значительно «тяжелее», управление при этом четкое. Автомобиль входит в повороты и выполняет «переставку» на существенно больших скоростях, чем при всех предыдущих настройках.

Какие настройки лучше?

Предпочтительнее выбирать углы установки управляемых колес, рекомендованные заводом-изготовителем, поэтому для большинства автовладельцев самым приемлемым будет второй вариант. «Спортивные» параметры в повседневной жизни себя вряд ли оправдают, поэтому их можно рекомендовать только околоспортивной публике, любящей ставить эксперименты над автомобилями.

SamopalCustoms ›
Blog ›
Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес

ZoomРегулировка углов установки колес — операция, которую многие считают разовой. Сделал когда-то — и забыл на весь срок эксплуатации. У опытного «подвесочника» такой подход как минимум вызовет улыбку. Мы же готовы объяснить подробно. Даже в тепличных условиях — на германских автобанах и японских хайвеях — подвеска постоянно испытывает нагрузку. При торможениях, разгонах, в поворотах. Словом, амортизаторы, пружины, шаровые опоры, сайлентблоки изнашиваются и на идеальном асфальте, а это ведет к изменению углов установки колес. Что говорить о нашей стране, где к естественным усилиям добавляется «агрессия среды». И если даже не упоминать о физических контактах рычагов и тяг, то все упругие, демпфирующие и связующие элементы изнашиваются у нас значительно быстрее. А ведь есть еще соль, реагенты и естественная способность металлов «свариваться» до трудно разъемного состояния. Впрочем, об этом чуть позже…

Теория углов

Она, если не копать слишком глубоко, в этом случае проста — знакома и понятна всем, кто хоть немного касался технической литературы. Вкратце напомним.

Zoom

Не думай о секундах свысока, пели в популярном советском фильме. В нашем случае, если говорить о схождении колес, речь идет о миллиметрах, градусах и минутах. Но мы не будем о них ни думать, ни говорить — это дело мастеров. А на рисунке без всяких комментариев видно, что такое схождение, что такое развал
Нет нужды знать и тем более помнить значения углов для своего автомобиля, которые есть в каждом мануале и должны быть в программах у сервисов, предлагающих услугу регулировки развала-схождения. Вряд ли кто-то сейчас будет делать ее самостоятельно, вооружившись веревкой-рулеткой и отвесом или уровнем. Тем не менее надо понимать, что износ «резины» при ушедших углах — лишь видимый результат. Из незримого — ухудшившаяся управляемость из-за меньшей площади контакта шин с дорогой. Руль, рвущийся из рук от изменившегося плеча обкатки — расстояния между осью вращения колеса и осью его поворота. Наконец, нестабильное поведение на прямой.

Развал

Считается, что обычно для управляемых колес характерен положительный развал. Это якобы облегчает руль, нивелирует удары на нем при наезде на неровности, а при ходе колеса вверх угол уходит в ноль. Но это не аксиома. Так, на многих переднеприводных автомобилях развал изначально отрицательный

Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.
Характерный пример этого — Tatra, которая с переходом на хребтовую раму и подвеску с качающимися полуосями (слева направо: прототип 1926 года, T111 1951-го и T813 1967-82 гг.) получила в порожнем варианте заметный положительный развал колес задней тележки. Но при загрузке углы выводятся в ноль, обеспечивая полное пятно контакта и равномерный износ шин

Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов.

Zoom

Что в дрифте, что в кольце отрицательный развал при поворотах позволяет сохранить максимальную площадь контакта шин с покрытием. Дело в том, что боковая сила в этом случае стремится перевести развал в положительный, уменьшая пятно контакта, а отрицательные значения компенсируют это явление. В Stance style (справа) такие углы установки колес не более чем дань стилю

Есть еще один угол, о значении которого забывают или принижают его — продольного наклона оси поворота. Кастор или кастер.

Zoom

Принципиальное значение кастора — стабилизация управляемых колес во время движения. Для этого ему придают положительные значения. То есть ось поворота, которая проходит по стойке в подвеске типа McPherson (на фото; или по линии верхняя чашка — шаровая опора), по шкворню в цельных мостах или по линии, соединяющей верхнюю и нижнюю шаровые опоры в «двухрычажках», делают наклоненной назад. Это, с одной стороны, несколько увеличивает радиус поворота, но с другой — исключает возможность траекторных рысканий. Автомобиль без подруливаний держит прямую

С кастором тоже «играют», но также лишь в спорте и при тюнинге.

Zoom

Нулевой кастор (иногда даже отрицательный, когда ось поворота завалена вперед) обеспечивает остроту рулевого управления. А при отсутствии гидроусилителя — еще и легкость поворота колес. Характерный пример — «Волги» со шкворневой подвеской. Но, к примеру, в том же дрифте иной раз его, напротив, делают еще «положительнее» — в сочетании с большим выворотом колес это позволяет держать хороший угол заноса. На внедорожниках — другая задача. При лифте кузова или подвески мост разворачивается таким образом, что угол наклона оси поворота, проходящий по шкворням, становится отрицательным. Чтобы вернуть его на место, применяются кастор-киты, иногда включающие в себя рычаги, как на фото в центре. Дешевый способ — переварка «чулка» (справа) с разворотом шкворневого узла в «плюс»

Держать углы!

Ну а что нужно знать об углах установки колес в практическом плане, применительно к эксплуатации? Еще раз скажем: то, что они уходят! И главный виновник здесь — сайлентблоки рычагов. Их резина со временем деформируется, ось получает свободу, угол развала меняется. При этом колеса, вставшие «домиком», уводят в минус и схождение. Что интересно: при небольшом изменении угла развала куда более значительно изменяется схождение. Такова конструкция подвески. Получается так: колеса «домиком» совсем чуть-чуть, а износ шин не обязательно неравномерный, но сильный, поскольку, в первую очередь, именно сбитое схождение «съедает» колеса. А уже во вторую — неправильный развал.

Если сравнивать двухрычажную подвеску и McPherson по принципу «где развал просуществует дольше», то последняя выигрывает. Разница в количестве сайлентблоков, которые могут влиять на изменение углов установки. Два против четырех. Причем у McPherson за развал в большей степени отвечает тот резинометаллический элемент, что стоит напротив поворотного кулака. Тем более что многие подобные конструкции имеют строго поперечный (а не L-образный) рычаг и единственный сайлентблок (на фото справа). Роль верхнего рычага играет стойка — из-за нее развал может нарушиться только в случае механического повреждения. Та же ситуация и с задней подвеской, и с рулевым — при червяке-ролике с его трапецией и рейке. Больше связующих элементов — выше шанс, что в каком-то из них появится свобода
Впрочем, применительно к конкретным моделям автомобилей вряд ли грамотный мастер возьмется точно сказать — здесь проходит столько, там вдвое меньше. Многое зависит от качества установленных запчастей и от стиля езды. То же касается кастора, но не везде. ZoomНа двухрычажных подвесках угол продольного наклона оси поворота также отчасти зависит от сайлентблоков. На McPherson — от состояния верхней опоры стойки (на фото), но лишь тогда, когда она уже конкретно разбита. Однако все-таки больше — от целостности направляющего аппарата, то есть рычагов и тяг. В общем, зачастую изменяется в ДТП или при отвязной езде по ямам-бордюрам
Так когда же все-таки нужно регулировать углы установки колес, с какой периодичностью? И как выбрать сервис, в котором механики все сделают грамотно и с первого раза?

— Владельцам некоторых автомобилей можно не беспокоиться — развал у них не регулируется, только схождение. Речь, например, о внедорожниках с цельными мостами. У них регулируется только схождение спереди, иногда, как на старом мостовом Cherokee, кастор. А если развал нарушен, то виновна в том, скорее всего, погнувшаяся балка. Так бывает, например, у TLC 80. Здесь — либо выправлять, либо покупать другую.

На большинстве «бюджетников» и некоторых моделях C-класса (да и не только) сзади нечего регулировать, поскольку там используется торсионная балка. При нормальной эксплуатации углы держатся весь срок службы автомобиля.

ZoomИ схождение, и развал в полузависимой схеме с торсионной балкой заложены жестко. Могут уйти лишь при повреждениях или от усталости металла. Любопытно, что VW для своих моделей когда-то все-таки предлагал комплект шайб, с помощью которых (отодвигая ступицу от кронштейна балки) можно было регулировать развал. Встречаются подобные наборы и для вазовских переднеприводников. Теоретически это удастся сделать на любом автомобиле, но на практике не каждый сервис возьмется за такую работу — долго, и результат не гарантирован

Также есть ряд моделей (даже марок) и с передними независимыми подвесками, где не предусмотрена возможность регулировки развала. Производитель при этом подразумевает, что при исправных и неповрежденных элементах подвески основные углы (развал и кастор) будут в пределах допустимых значений. Это многие Volvo, Mazda, едва ли не все Audi, BMW кроме X5, Honda Accord последних поколений, Ford Focus I и II. Конструкция может быть как McPherson, так и двух- или многорычажка. Что надо знать в этом случае? Во-первых, схождение регулируется все равно, поскольку в сайлентблоках происходит естественная усадка, и углы все же меняются. Во-вторых, при нарушении развала/кастора уже надо менять изношенные (помятые) элементы. С другой стороны, могу точно сказать, что при подобном решении допуски по развалу больше и углы обычно держатся дольше — производитель здесь, как правило, закладывает несколько больший запас прочности.

Казалось бы, такое решение — мечта для «развальщика»: крутанул схождение, и готово. А если не «бьется» развал — извольте на замену деталей за отдельные деньги. Однако часто бывает, что основные углы вроде находятся в поле допуска, но назвать их сочетание идеальным нельзя, желательна коррекция, при том что регулировка не предусмотрена! Как объяснить владельцу машины, что углы «в зеленой зоне», но при этом возможен увод в сторону и износ резины? Например, модели с внутреннего рынка Японии обычно требуют корректировки углов под наше правостороннее движение. Тут получается, что водитель находится справа, и уклон наших дорог также вправо. В Японии эти факторы взаимно компенсировались. Если не подправить углы под наши условия, наверняка будут и правый увод автомобиля, и неравномерный износ колес. Когда предусмотрена регулировка развал/кастор — проблем нет. Отрегулировал, и душа спокойна, не стыдно человеку через полгода в глаза смотреть. А когда регулировать нечем? Поэтому по мне лучше, чтобы регулировка была предусмотрена, особенно при эксплуатации в наших условиях.

ZoomНа Mercedes развал регулируется, но есть другая сложность. Штатные болты этого сделать не позволяют — перед поездкой в сервис нужно запастись специальным комплектом эксцентриков
Сзади при многорычажных схемах или McPherson развал и схождение регулируются всегда либо почти всегда. Выходят за рамки допусков по тем же причинам (сайлентблоки), правда, здесь бывают исключения. В частности, вспоминается Nissan R`nessa и Serena то ли первого, то ли второго поколения. На них независимая подвеска с упругим элементом в виде поперечной рессоры собрана на подрамнике — ничего необычного. Однако сам он со временем рвется — по металлу. Как тут углы установишь? Только менять весь узел! ZoomПодвески с алюминиевыми рычагами — настоящий бич мастеров, да и владельцев тоже. После нескольких лет эксплуатации стальные болты настолько свариваются с «крылатым металлом», что их приходится срезать «болгаркой»
В любом случае присматривать за углами надо. У нас есть постоянные клиенты, которые раз в полгода (например, при сезонной смене шин) заезжают на проверку. Так им спокойней, тем более что перед и во время регулировки мы осматриваем подвеску. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде — руками не прощупывается.

Хотя, конечно, если машина нормально управляется, а износ «резины» в пределах сезона незаметен, то повторять процедуру можно с меньшей частотой. Другое дело переход на нештатный колесный размер с вылетом. И тем более ремонт подвески. Тут тоже есть варианты. Например, при замене шаровых на детали того же производителя, что были установлены, развал можно не делать. Но в противном случае, а также, разумеется, при смене сайлентблоков регулировка углов обязательна. Да что сайлентблоки — даже новые пружины изменяют кастор, а вместе с ним и развал, и схождение. Больше это заметно на McPherson. На «Жигулях» вообще замены чего ни коснись, после всего нужно ехать на стенд. И еще одно наблюдение по качеству запчастей — какое-то время назад в продаже попадались шаровые опоры, с которыми развал не выводился в нужные значения. Хотя с виду они не сильно отличались от оригинала.

ZoomХарактерный пример того, как просаженные пружины меняют развал задних колес. У ряда моделей Honda задняя подвеска состоит из верхних и нижних поперечных рычагов, находящихся, разумеется, под наклоном. Причем последние длиннее первых. Когда пружины проседают, рычаги встают в «горизонт», и нижний выталкивает низ колеса наружу
А как выбрать сервис? Я предлагаю следующий вариант: по телефону поинтересоваться, сделают ли «Ниву», Mitsubishi Pajero второго поколения или Nissan Terrano первого? Если да, то можно смело ехать с любым другим автомобилем. ZoomУ «Нивы» (слева) и Pajero (справа) развал с кастором регулируются по верхнему рычагу — шайбами. Дело это долгое, муторное. Но в первом случае хотя бы есть прямой доступ к узлу. У Pajero с разными двигателями надо искать свой путь к рычагу, иногда сопряженный с демонтажом колес и элементов подвески. Возьмутся за это далеко не в каждой СТО
«Крутизна» стенда не играет решающей роли. Опытный мастер все сделает на отвесах и уровнях. Современное же оборудование (сейчас за рубежом есть такое, что видит углы без отражателей — пока автомобиль заезжает в бокс) лишь упрощает работу, сокращает время операции. Смотреть нужно за мастером — проверил ли он давление в шинах, сделал ли дефектовку подвески? ZoomГрамотный мастер обязательно проверит подвеску (на фото простое, но действенное измерение зазора между колесом и стойкой, позволяющее определить, погнут ли поворотный кулак). И на основе этого примет решение — целесообразно ли в данном ее состоянии делать развал-схождение. Если все гремит, есть люфты, нормальный механик от машины откажется. С другой стороны, высший пилотаж «развальщика» — по сочетанию показаний углов точно указать, какой узел деформирован и мешает нормальной установке колес. Или найти нестандартное решение и «вывести углы», когда регулировка производителем не предусмотрена
Стоит отметить — при каких-то проблемах с управляемостью не всегда надо пенять на углы установки колес. «Резина» попадается с дефектами. Рейки зажимают так, что руль после поворота не возвращается обратно. Столь же бездумно обжимают шаровые и рулевые наконечники.

Еще один нюанс. Совсем небольшая разница в износе колес на передней оси гарантированно приводит к уводу в сторону. Например, при сезонной замене покрышек владелец не подписал, где какая стояла, и при следующей «переобувке» получается смесь передних и задних колес на одной оси. Внешне это почти незаметно, а машину «тянет». Сложно также бывает объяснить клиенту, какова связь ржавых и заклинивших направляющих тормозных суппортов на увод с прямолинейного движения. Словом, не все в силах того, кто делает развал-схождение.

Вообще это в чем-то даже творческая работа. Приходится периодически иметь дело с нестандартными конструкциями и так же по-особому на них «реагировать». Был как-то не старый еще переднеприводный Lincoln, уже не помню какой модели. Так у него развал регулировался по верхним чашкам стоек, каждая из которых состояла из двух частей, прихваченных точечной сваркой. Ее надо было высверлить, поймать угол и потом посадить на болты…

ZoomНа стенде…

ZvVvZ ›
Блог ›
Про кастор. Что это и с чем его едят…

Кастор (англ. caster angle или castor angle) — угол продольного наклона оси поворота колеса автомобиля.

Кастор измеряется в градусах и представляет собой угол в продольной плоскости автомобиля между вертикальной линией и линией, проходящей через центры поворота колеса.

Существует очень немного регулировок в спортивной автомодели, которые вызывают столько затруднений, как кастер. Похоже, что в зависимости от источника информации, существуют весьма различные мнения о эффекте регулировки кастера. Для целей этой статьи, объяснения были взяты из различных источников, и я постараюсь нарисовать ясную картину того, как работает кастер.

Что такое кастер?
Кастер является углом, под которым наклонена ось поворота колеса. Основной целью наличия кастера является получение самоцентрирующейся рулевой системы. Угол кастера влияет на поворачиваемость при накате, торможении и при ускорении, так как это наклоняет шасси больше или меньше в зависимости от величины угла кастера.

Для спортивных автомоделей, в основном рекомендуется использовать крутой угол кастера (более вертикальный) на скользких, нестабильных и неровных поверхностях, и использовать пологий угол кастера (более наклонный) на ровных поверхностях с высоким сцеплением.

Развал против кастера
Развал имеет отношение к пятну контакта шины — его задачей является поддерживать максимально возможную площадь контакта шины с поверхностью. Развал и кастер соотносятся в том, что кастер может обеспечивать ЭФФЕКТИВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ РАЗВАЛА, когда передние колеса поворачиваются в поворот.
Кастер оказывает эффект прогрессивного наклона передних колес в сторону поворота. Чем больше величина угла кастера (больше наклон), тем больше эффективное изменение развала при повороте колес. Это происходит потому, что верхняя часть колес НАКЛОНЯЕТСЯ в сторону внутренней стороны поворота, колеса лучше цепляются за поверхность, противодействуя центробежной силе, которая выталкивает автомодель в сторону внешней стороны поворота.
Сравните это со статическим развалом, который регулируется на автомодели, стоящей на горизонтальной поверхности и колесах направленных прямо вперед. Статический развал главным образом влияет на внешние колеса, которые несут основную нагрузку во время поворота.
Поэтому, величина переднего развала, требуемого для поддержания максимальной площади контакта шины с поверхностью, в большой степени зависит от величины кастера. Крутой угол кастера (более вертикальный) требует большей величины развала, а пологий угол кастера (более наклонный) требует меньшей величины развала.

Все это зависит от вашей точки зрения…
«Большая величина кастера увеличивает поворачиваемость при накате и торможении» или «меньшая величина кастера увеличивает поворачиваемость при накате и торможении». Откуда такое различие во мнениях? Будет ли одно правильным, а другое неверным? Нет, они оба правильные… просто это зависит от вашей точки зрения.
Первое утверждение относится к крутизне угла кастера, поэтому БОЛЬШИЙ кастер означает более вертикальный угол. Второе утверждение относится к различию между углом кастера и вертикальной линией (смотри рисунок выше), поэтому МЕНЬШИЙ кастер также означает более вертикальный угол. Одна и та же вещь, сказанная различными способами, но оба утверждения корректны. Поэтому, когда ваши приятели будут говорить о кастере, спросите их, что они подразумевают под «больше» или «меньше».

Крутой угол кастера (более вертикальный)
Увеличивает поворачиваемость при накате и торможении на входе в поворот.
Почему? Представьте, что угол кастера является вертикальным. Теперь представьте, что вы поворачиваете, колеса поворачиваются на сторону. Чем более вертикальный угол кастера, тем больше колеса отклоняются на сторону, обеспечивая вам более крутой заход в поворот.
Увеличивает эффективность подвески.
Почему? Внутренние шарниры подвески, для целей дискуссии, расположены параллельно шасси (горизонтально), это означает, что рычаги подвески перемещаются вверх и вниз вертикально. Теперь, представьте, что угол кастера вертикален, это означает, что ось поворота колеса параллельна направлению движения рычагов подвески. И наконец, допустим, что амортизаторы выровнены в вертикальной плоскости (верхняя часть не выступает вперед или назад относительно нижней части), расположены перпендикулярно продольной оси автомодели. Поскольку неровности на поверхности трассы вызывают вертикальное отклонение колес, чем более вертикально ориентирован узел поворота колес, тем лучше передняя подвеска поглощает ухабы без излишнего трения в подвеске.
Уменьшает поворачиваемость при ускорении на выходе из поворота.
Почему? Когда вы увеличиваете мощность на выходе из поворота, происходит перенос веса от передних колес к задним колесам. Чем более вертикален угол кастера, тем меньше эффективное изменение развала колес, поэтому ТОЛЬКО статический развал внешних колес определяет насколько хорошо колеса цепляются за поверхность. Поскольку колеса не могут эффективно цепляться за поверхность, снижение веса спереди вызывает более легкую потерю сцепления, вызывая недостаточную поворачиваемость автомодели.
Снижает самоцентрирование колес.
Почему? Представьте, что угол кастера вертикален. Теперь представьте, что вы держите передний край колеса и перемещаете его из стороны в сторону. Колесо отклоняется отклоняется пропорционально тому, как вы перемещаете его руками. Вертикальный кастер крайне нестабилен, так как отсутствует сила, которая принуждает колеса поддерживать прямое направление.

Пологий угол кастера (более наклонный) уменьшает поворачиваемость при накате и торможении на входе в поворот.
Почему? Представьте, что угол кастера настолько велик, что он является горизонтальным (хотя это невозможно). Теперь представьте, что вы поворачиваете, колеса не будут поворачивать на сторону, но скорее верхняя часть колес будет наклоняться из стороны в сторону. Чем больше наклонен угол кастера, тем меньше колеса отклоняются на сторону, обеспечивая менее крутой заход в поворот.
Увеличивает поворачиваемость при ускорении на выходе из поворота.
Почему? Чем больше наклонен угол кастера, тем больший эффективный развал вы получите, когда поворачиваете передние колеса. Когда вы увеличиваете мощность на выходе из поворота, происходит перенос веса от передних колес к задним колесам. Обычно это будет вызывать потерю сцепления передних колес и недостаточную поворачиваемость. Однако, поскольку присутствует больший эффективный развал из-за более наклонного угла кастера, «наклоненные» передние колеса могут более эффективно цепляться за поверхность, позволяя автомодели лучше сопротивляться центробежной силе, и обеспечивают большую величину контроля при выходе из поворота.
Увеличивает самоцентрирование колес, но снижает стабильность на прямых участках.
Почему? Представьте передние колеса магазинной тележки (которые обладают очень наклонным кастером).

Толкните тележку вперед, передние колеса будут всегда стремиться самоцентрироваться. Чем больше наклон угла кастера, тем больше рулевое управление будет стремиться вернуть себя в среднее положение. Однако, чем больше наклон угла кастера, тем больше величина силы, которая стремиться выровнять колеса. В конце концов, сила становится настолько большой, что колеса начнут вибрировать (колебаться), снижая стабильность на прямых участках.

Это еще не все
Однако, эти разъяснения не полностью описывают управляемость автомодели. Кастер сам по себе не определяет, как ваша автомодель управляется при накате, торможении и ускорении, но он определенно вносит свой вклад.
Управляемость автомодели является сложным взаимодействием множества факторов: кастер, развал, стабилизаторы поперечной устойчивости, амортизаторы и пружины — это только небольшой перечень. Поэтому, имейте в виду, что не существует одной «главной» настройки, которая позволит вашей автомодели управляться, как автомобиль «Formula 1», настройка автомодели является предметом компромиссов.
Поэтому, делайте небольшие регулировки по одной за один раз. Ваша магическая комбинация находится где-то там.

Автор статьи: Glenn Cauley.
Автор перевода: Владислав Ярополов.
Также немного материала из википедии и картинок из яндекса.
А что меня подтолкнуло на написание такого количества буков в блог — можете прочитать

На что влияет угол кастера, как производится его регулировка

Один из важнейших параметров настройки подвески автомобиля – угол кастера. От него напрямую зависит то, как будет вести себя машина на дороге. Немалые затруднения выбор оптимального угла вызывает у инженеров при настройке спортивных автомобилей.

Что такое угол кастера

Углом кастера, или просто кастером, называется отклонение оси поворота колеса от вертикали. Необходимость его существования обусловлена желанием получить самоцентрирующуюся рулевую систему. Этот параметр влияет на поворачиваемость автомобиля в различных условиях:

  1. при разгоне;
  2. торможении;
  3. движении накатом.

Для большей наглядности можно рассмотреть угол кастера на велосипеде. Как известно, ось вращения руля у него не вертикальна, а имеет наклон. Набрав некоторую скорость, велосипедист может отпустить руль, а велосипед при этом будет ехать прямо. Этот эффект достигается благодаря тому, что пятно контакта переднего колеса с поверхностью расположено позади пересечения оси вращения руля с землей.

Чем больше угол кастера, тем лучше центрируются колеса, однако при этом ухудшается поворачиваемость автомобиля, увеличивается радиус разворота и ухудшается сцепление с неровной или скользкой дорогой. С его уменьшением (чем меньше отклоняется от вертикали ось поворота колеса) сцепление передних колес с поверхностью улучшается, однако возникает такое явление, как избыточная поворачиваемость.

При настройке подвески гоночного автомобиля инженеры исходят из того, в каких дорожных условиях будет проводиться заезд. Если трасса неровная, медленная, с обилием шпилек, угол уменьшают, если же ехать предстоит по скоростной трассе с ровным покрытием, угол увеличивают.

Влияние угла кастера на управляемость

Величина пятна контакта шины с дорогой зависит от развала колес. Цель регулировки развала – добиться максимальной площади контакта. Развал колес влияет в основном на колеса, находящиеся с внешней стороны поворота, на которые приходится основная нагрузка. Угол кастера обеспечивает изменение развала колес в повороте. Колеса наклоняются внутрь поворота и лучше соприкасаются с дорогой, противодействуя выталкивающей центробежной силе.

Чем меньше отклонение оси поворота колеса от вертикали, тем сильнее выражена поворачиваемость автомобиля, максимально возможная поворачиваемость достигается при нулевом значении угла кастера. Это объясняется тем, что колесо при повороте руля поворачивается на больший угол. Подвеска при этом работает максимально эффективно, ведь все рычаги двигаются вверх-вниз в вертикальной плоскости. Амортизаторы также работают с максимальной эффективностью, лучше поглощая неровности дорожного полотна.

При маленьком кастере возникает вероятность сноса передней оси автомобиля при ускорении на выходе из поворота. Это происходит из-за того, что центр тяжести во время ускорения смещается назад, передняя ось разгружается, и колеса хуже держат дорогу. Также маленький угол кастера ухудшает самоцентрирование колес, поскольку уменьшается сила, вынуждающая колеса сохранять прямое направление.

Большой кастер грозит сносом передней оси при движении накатом или торможении на входе в поворот, поскольку колеса меньше отклоняются в сторону. На выходе из поворота, наоборот, поворачиваемость улучшается, т.к. колеса в большей степени наклоняются внутрь поворота, увеличивая пятно контакта с дорогой.

Самостоятельная регулировка

Многие автовладельцы, стремясь улучшить ходовые качества своих машин, самостоятельно изменяют угол кастера. Как показывает практика, зачастую этот шаг оправдан, особенно если речь идет об отечественных авто. Нередки случаи, когда на новом автомобиле марки ВАЗ углы слева и справа сильно отличаются друг от друга. Даже если расхождение находится в пределах допустимого, управляемость от этого сильно страдает.

На заднеприводных «Жигулях», например, ВАЗ-2105 или 2107, угол составляет 3 градуса 30 минут, плюс-минус 30 минут. На переднеприводных моделях, например, на «Приоре», ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, этот угол меньше, всего 1 градус 30 минут, плюс-минус 30 минут. Если кастер одного переднего колеса ВАЗ-2105 составит 3 градуса ровно, а другого – 4 градуса ровно, что является нормой по заводским меркам, машину неизбежно будет уводить в сторону.

Регулировка угла кастера осуществляется путем удаления или добавления шайб на растяжках подвески. Максимально допустимое количество шайб – две спереди и четыре сзади, при этом добавление или удаление одной шайбы изменяет угол кастера на 19 минут. Добавляя шайбы, необходимо переворачивать их фасками к упорному торцу растяжки.

Разумеется, в гаражных условиях проводить данную процедуру нельзя. Регулировка угла кастера производится только совместно с регулировкой развала и схождения колес, иначе настройки подвески будут нарушены, и машина может вести себя совершенно непредсказуемо.

Любители тюнинга для его увеличения снимают штатные опоры стоек и устанавливают вместо них опоры SS-20. на переднеприводных автомобилях ВАЗ, в том числе на «Приоре» такая замена вкупе с установкой максимального числа шайб позволяет увеличить угол до 3 градусов. Управляемость машины при этом заметно меняется, общий эффект оказывается положительным.

Нередко для улучшения управляемости достаточно просто заменить опоры стоек такими же. Несмотря на то, что угол кастера при этом сколько-нибудь значительно не изменится, результат будет, что называется, налицо. Все дело в физическом износе. Сигналом того, что опоры нуждаются в замене, являются негромкие глухие стуки, проявляющиеся при езде по неровной дороге на низкой скорости. Подтвердить диагноз можно, раскачав автомобиль и посмотрев, одинаково ли стойки гасят колебания с левой и правой стороны. Если нет – нужно менять опоры.

Выбирая новые опоры стоек, не следует брать самые дешевые. Лучше купить или штатные или SS-20. Последние стоят намного дороже, но и прослужат не в пример дольше, а ввиду того, что замена опор – дело сложное и трудоемкое, переплата может быть вполне оправданной.

Класс
«Класс Слуги» представляет собой шаблон для готовой к материализации Героической Души, призванной в нынешнюю эпоху в качестве Слуги.
Всего семь Классов Слуг: Сэйбер, Лансер, Арчер, Райдер, Кастер, Ассасин и Берсеркер. Поскольку призыв одинаковых классов невозможен, в Войне Святого Грааля всегда участвуют семь Слуг разного класса.
Героическим Душам присваивается определённый класс в зависимости от их характеристик, а затем призывают как Слугу соответствующего класса. Например, для Артурии, единственным подходящим классов, является Сэйбер, но Геракл, который, как говорится в легендах, быть умел в обращении с любым видом оружия, мог быть призван в любой класс, кроме Кастер. Степень совместимости Мастера с Героической Душой будет определять, в какой класс будет призвана Героическая Душа. Тем не менее, Айнцберны, как одни из «Трёх Семей-Основателей» и будучи хорошо информированы о законах Системы Слуг, смогли заблаговременно вмешаться в систему призыва и призвать Геракла в класс Берсеркера.
Среди всех классов, Сэйбер, Лансер и Арчер также называют «Три Рыцаря». Зачастую ими становятся Героические Души из Эпоха Богов, когда волшебство было обычным явлением. Благодаря высокому сопротивлению магии, современные маги не в состоянии нанести им значимый ущерб.
Класс Ассасин является особенным, так как в неё призывается только Героические Души Хасанов ибн Саббахов.
Сэйбер
Рыцарь Меча. Подходящий Героический Дух естественно должен обладать легендой о рыцаре с мечом, а также обладать самыми высокими параметрами, кроме Магии. Классовые Способности включают в себя Сопротивление Магии и Верховая Езда. Кроме того, подходящие Героические Души, обычно выделяются обладанием мощными, взрывными атаками.
Лансер
Рыцарь Копья. Его высокие условия соответствия уступают только Сэйбер. Общие параметры должны быть выше среднего, а Ловкость самой высокой. Разумеется, Слуги этого класса в совершенстве владеют тактикой hit-and-run, которая подходят им благодаря повышенной дальности атаки и скорости. Этот класс включает в себя многих Героических Душ, которые при жизни были рыцарями.
Арчер
Рыцарь Лука. Класс, выделяющийся обладанием мощным Благородным Фантазмом. Отборочным условием является не какие-то определённые параметры, а обладание мощным, дальнобойным оружием или специальной способностью, связанной с дальним оружием. Очень эффективны, как разведчики. Они обладают не только навыком Сопротивления Магии, но также классовым навыком — Независимое Действие.
Райдер
Верховой солдат. Героические Души, которые как-либо связаны верховой ездой (не только на живых существах) подходят к этому классу. Хотя параметры, как правило, ниже по сравнению с Тремя Рыцарскими Классами, это с лихвой компенсируется возможностью ездить верхом, как описано в легенде. Кроме Сопротивления Магии, классовые навыки также включают Верховую Езду.
Кастер
Маг. Отборочным условием является только владение колдовством высочайшего уровня. Из-за этой особенности, подходящие Героические Души, как правило, имеют низкие боевые способности. Кроме того, так как большинство Слуг имеют Сопротивление Магии, этот класс считается самым слабым из всех.
Ассасин
Убийца. Единственными подходящими Героическими Душами являются поколение Хасанов ибн Саббахов, поэтому призван будет один из них. Все они не имеют известных героических легенд, и поэтому обладают низкими параметрами. Классовый навык Скрытие Присутствия, а также использование этой способности во время боя является единственным способом выжить для Ассасина.
Берсеркер
Безумный Воин. Герои, которые во время боя испытывали состояние берсерка или были сильно взбешены, претендуют на этот класс. Обычно, в идеале если Слуга владеет своей силой на уровне оригинальной Героической Души, но «Безумное Усиление» позволяет повышать параметры Слуги выше способностей Слуги в обмен на здравомыслие. Первоначально, этот класс использовался для усиления слабых Героических Душ.

Список персонажей Fate/stay night

В данном списке приведена информация о персонажах визуального романа Fate/stay night и его аниме-экранизаций. Построение имён персонажей в статье приведено согласно европейской, а не азиатской традиции, по которой фамилии следуют после имён.

Мастера

Сиро Эмия (яп. 衛宮 士郎 Эмия Сиро:) — ученик второго класса старшей школы города Фуюки. Потерял своих родителей в прошлой Войне Грааля, проходившей в городе 10 лет назад. Его приёмный отец — Эмия Кирицугу — был магом и участвовал в войне как мастер. Он стал для юного Сиро примером для подражания, так как стремился помогать всем людям, используя свои способности. При этом Кирицугу не решился обучить Сиро каким-либо заклинаниям, за исключением единственного приёма. После смерти отца за Сиро стала присматривать Фудзимура Тайга — внучка старого друга Кирицугу и учительница в школе. Став участником очередной войны за Святой Грааль, Эмия не желает сражаться с кем бы то ни было, однако узнаёт, что осиротившая его катастрофа является следствием Войны. Если артефакт попадёт в руки безумца, катастрофа может повториться.

  • Fate: Смирился с исчезновением Сейбер и продолжил жить спокойной жизнью. В истинной концовке Realta Nua прожил жизнь как герой и после смерти встретился вновь с Сейбер в Авалоне.
  • Unlimited Blade Works: Хорошая концовка — стал жить вместе с Рин и Сейбер. Истинная концовка — уезжает вместе с Рин в Лондон.
  • Heaven’s Feel: Нормальная концовка — пожертвовал собой ради разрушения Грааля. Истинная концовка — получил новое тело и стал жить с Сакурой и Райдер.

Сэйю: Нориаки Сугияма

Рин Тосака (яп. 遠坂 凛 То:сака Рин) — девушка из параллельного класса Сиро. Представительница потомственной династии магов, основателей Войны Грааля. Рин решительно настроена на участие в войне и готовится призвать Сейбер, но по ошибке (в действительности это не ошибка, о чём сказано в ветке Unlimited Blade Works) призывает вместо неё Арчера, что путает все её планы. Сперва, встретив Сиро, видит в нём врага, но со временем становится его надёжной союзницей и другом. Сестра Сакуры.

  • Fate: Продолжила жить спокойной жизнью.
  • Unlimited Blade Works: Хорошая концовка — стала жить вместе с Сиро и Сейбер. Истинная концовка — уезжает вместе с Сиро в Лондон.
  • Heaven’s Feel: Нормальная концовка — завела семью и осталась в Фуюки. Истинная концовка — отправилась в Ассоциацию. Позже навещает Сиро, Сакуру и Райдер.

Сэйю: Кана Уэда

Сакура Мато (яп. 間桐 桜 Мато: Сакура) — близкая подруга Сиро, заботившаяся о нём последние полтора года до описываемых событий, первоначально была приставлена к Сиро своим дедом в качестве наблюдателя. Представители династии Макири (теперь называется Мато) были сильными магами, но со временем их род утерял способности к магии, то есть магические навыки Сакуры подавлены. Очень любит Сиро, но боится ему в этом признаться. Сакура стала жертвой жестоких магических экспериментов своего деда, Дзокэна Мато. Из-за них она стала вместилищем для Ангры-Майнью, слуги Грааля и представителя восьмого класса, который невозможно призвать обычным образом. Рин Тосака и Сакура Мато — родные сестры из клана Тосака, разлученные в детстве. Сакура — младшая. Чтобы спасти старшую дочь и сохранить дружеские отношения с семьёй Мато, отец и мать девочек отдали Сакуру на воспитание Дзокэна. Семья Мато получает свою силу, контролируя червей и позволяя им жить в своём теле.

  • Fate: Продолжила жить спокойной жизнью.
  • Heaven’s Feel: Нормальная концовка — переехала в дом Сиро и ждала его до самой смерти. Истинная концовка — счастливо зажила вместе с Сиро и Райдер, но она по-прежнему связана с Акасей и обладает огромным запасом магической энергии.

Сэйю: Норико Ситая

Иллиясфиль фон Айнцберн (Иллия) (яп. イリヤスフィール・フォン・アインツベルン Ириясуфи:ру фон Айнцубэрун) — маленькая девочка, участвующая в войне от лица семейства Айнцберн, представители которого были одними из инициаторов Войн Грааля. На момент начала сериала живёт в лесном замке Айнцберн, в котором представители семьи пребывают во время войн. Очень сильный маг. Иллия сумела призвать Берсерка — самого сильного физически слугу — и с лёгкостью им управлять, конвертируя свои магические силы в энергию для своего слуги. Гомункул, предназначенный служить сосудом для части Грааля в конце Войны и, как следствие, умереть. Любит приставать к Сиро и называть его «братиком». Сперва выступает как главный противник Сиро и Рин. Дочь Эмии Кирицугу, усыновителя Сиро. Изначально относилась к Сиро неоднозначно: с одной стороны, она завидует мальчику, ради которого её бросил отец, но считает, что если Кирицугу что-то в нём нашёл, то что-то должно быть. На самом деле ей восемнадцать лет. После гибели Берсерка остается с Сиро.

  • Fate: Переехала в Фуюки и зажила нормальной жизнью, но срок её жизни не превысит года.
  • Unlimited Blade Works: Убита Гильгамешем.
  • Heaven’s Feel: Нормальная концовка — неизвестно. Истинная концовка — пожертвовала собой ради Сиро, перед исчезновением раскрыв ему правду о своём рождении.

Сэйю: Май Кадоваки

Синдзи Мато (яп. 間桐 慎二 Мато: Синдзи) — член семьи Мато, временный мастер Райдера, сводный брат Сакуры. С детства мечтает стать сильным магом. С того момента, как Сакура стала членом семьи Мато, Синдзи всячески старался поддержать её. На её день рождения он подслушал разговор своей семьи с Сакурой, в котором говорилось, что Сакура должна стать их представителем в Войне Святого Грааля. Синдзи решил, что всё это время Сакура насмехалась над ним. С тех пор они находятся в очень напряжённых отношениях. Синдзи часто бьёт Сакуру за какую-нибудь мелочь. Пытается превзойти Сиро Эмию, но это ему не удается. Заключил фальшивый контракт с Райдером, которую не обеспечивает маной и относится к ней, как к вещи. Позже, когда Сакура заключила контракт с Райдером, она спасла Синдзи в его битве с Сиро.

  • Fate: Убит Иллией после поражения.
  • Unlimited Blade Works: Выжил, смог наладить отношения с Сакурой.
  • Heaven’s Feel: Жестоко убит Сакурой.

Сэйю: Хироси Камия

Соитиро Кудзуки (яп. 葛木 宗一郎 Кудзуки Со:итиро:) — учитель, который преподаёт в той же школе, в которой учится Сиро и остальные. Его слуга — Кастер. Он хладнокровен, безжалостен, и бесстрастно сражается со своими противниками.

Сэйю: Кадзухиро Наката

  • Убит во всех арках.

Кирей Котомине (яп. 言峰 綺礼 Котоминэ: Кирей) — священник церкви Фуюки, наставник Тосаки Рин. Наблюдатель Пятой Войны, участвовал в Четвёртой Войне, в которой его слугой был Гильгамеш. Именно он виноват в пожаре десятилетней давности, из которого спасся только Эмия Сиро. Убив мастера Лансера, сам стал его мастером.

Сэйю: Дзёдзи Наката

  • Fate: Убит Сиро во время призыва Грааля.
  • Unlimited Blade Works: Убит Лансером.
  • Heaven’s Feel: После битвы с Сиро у Грааля умирает после остановки своего чёрного сердца Темной Сакурой.

Слуги

Слуги в аниме-сериале Studio Deen (2006 год).
Слева направо: Лансер, Кастер, Сэйбер, Райдер, Арчер.

Каждый слуга принадлежит к одному из семи классов:

  • «Сэйбер» (Saber с англ. — »сабля», букв. «Мечник»);
  • «Арчер» (Archer с англ. — »Лучник»);
  • «Лансер» (Lancer с англ. — »Копейщик»);
  • «Райдер» (Rider с англ. — »Всадник»);
  • «Берсеркер» (Berserker с англ. — »Берсерк»);
  • «Ассасин» (Assassin с англ. — »Убийца»);
  • «Кастер» (Caster с англ. — »Заклинатель»).

Класс слуге выдаётся в соответствии с его «благородными фантазмами» — отличительными особенностями героя, важными причинами его славы (Горгона Медуза, например, способна обращать людей в камень, хоть и не буквально). Каждый слуга заинтересован в получении Грааля не меньше мастера, так как исполнение желания ожидает каждого. У каждого мастера есть узор из трёх частей на руке, напоминающий татуировку (узор зависит от личности мастера). Это командные заклинания. Они позволяют преодолевать ограничения слуг: с их помощью можно отдавать приказы, которые противоречат намерениям слуг, вплоть до самоубийства, или их физическим возможностям. Командное заклинание можно применять трижды — пока не исчезнет последняя часть узора, в этом случае человек перестаёт являться мастером. Он может заключить новый контракт, но обычно этого не происходит.

Сэйбер (яп. セイバー Сэйба:) — слуга Сиро. Считает получение Грааля своей главной целью и долгом. Кажется хладнокровной и эгоистичной, хотя и ей присущи человеческие чувства, что она тщательно скрывает. Была призвана Эмией Кирицугу в прошлой, четвёртой войне, но проиграла последний поединок. Настоящее имя — Артурия Пендрагон, Король Артур. Сейбер считает, что звания короля Англии достоин другой человек, менее бездушный и черствый, чем она сама. Участвует в Войне с этой целью. Считается сильнейшей слугой. Её желала призвать Рин Тосака, но по ошибке это случайно сделал Сиро Эмия.

  • Fate: Разрушает Грааль и исчезает.
  • Unlimited Blade Works: Хорошая концовка — продолжает жить как слуга Рин. Истинная концовка — разрушает Грааль и исчезает.
  • Heaven’s Feel: Убита Тенью в середине Войны, позже превращена в Сейбер-Альтер и окончательно уничтожена Сиро и Райдер.

Сэйю: Аяко Кавасуми

Арчер (яп. アーチャー А:тя:) — слуга Тосаки Рин. Утверждает, что не помнит своего настоящего имени. В Unlimited Blade Works выясняется, что он — Эмия Сиро из возможного будущего.

  • Fate: Погибает от Рук Берсеркера, предварительно убив его 5 раз.
  • Unlimited Blade Works: Исчезает в финале, попросив Рин позаботиться о себе.
  • Heaven’s Feel: Был смертельно ранен тенью, защищая Рин. Позже попросил, чтобы его руку пересадили Сиро, после чего исчез.

Сэйю: Дзюнъити Сувабэ

Лансер (яп. ランサー Ранса:) — первый противник Арчера и Сейбер, первый слуга, с которым столкнулся Сиро. Ценит красивые схватки, участвует в войне только ради собственного развлечения. Лишился мастера на четвёртый день Войны и стал слугой Котомине Кирея — священника местной церкви Фуюки. Истинное имя Лансера — Кухулин, герой кельтских мифов.

  • Fate: Погиб от рук Гильгамеша ближе к финалу истории.
  • Unlimited Blade Works: Совершил самоубийство по приказу Кирея, но успел убить и его, защитив Тосаку Рин.
  • Heaven’s Feel: Убит Тенью на ранней стадии Войны, после сожран Истинным Ассасином.

Сэйю: Нобутоси Канна

Райдер (яп. ライダー Райда:) — слуга, призванная Мато Сакурой, но попавшая под управление к её брату, Мато Синдзи. Райдер скрытная, немногословная и осторожная, ненавидит своего временного мастера, но испытывает симпатию к Сакуре и старается помочь ей, когда это только возможно. Поскольку Мато Синдзи не является магом, он не способен снабжать Райдер энергией и поддерживать её в бою, а сами её характеристики понижены, поэтому ей приходится нападать на людей, поглощая энергию их душ. Настоящее имя — Горгона Медуза. Райдер способна контролировать свои глаза, парализующие всё живое в пределах видимости, но носит повязку в качестве меры предосторожности.

  • Fate: Погибла в схватке с Сейбер.
  • Unlimited Blade Works: Убита Соитиро на ранней стадии Войны.
  • Heaven’s Feel: Нападала на людей и была побеждена Сейбер, позже спасла Сиро от Истинного Ассасина. Когда Синдзи похитил Сакуру, раскрылось, что именно Сакура призвала Райдер и создала «Книгу командных заклинаний» для Синдзи. Очень заботится о Сакуре, однако идёт против неё и защищает Сиро по последней сознательной просьбе Сакуры. В последний день Войны вместе с Сиро сражается с Сейбер-Альтер и побеждает, в истинной концовке спокойно живёт с Сакурой и Сиро, в нормальной же её судьба остаётся неизвестной.

Сэйю: Ю Асакава

Берсеркер (яп. バーサーカー Ба:са:ка:) — слуга Илии. Настоящее имя — Геракл, знаменитый герой греческой мифологии. Его колоссальные физическая сила и выносливость подкрепляются Небесным Фантазмом «Длань Господня», который даёт Берсеркеру дополнительно 12 жизней — по одной за каждый подвиг, совершённый им в течение своей жизни. Также этот Фантазм даёт слуге защиту от любых повреждений низкого и среднего ранга и иммунитет к слабой магии. Слуги класса «берсерк» обычно дики и неуправляемы, однако Геракл беспрекословно подчиняется своей маленькой хозяйке и во всём слушается её.

  • Fate: Убит Сейбер и Сиро.
  • Unlimited Blade Works: Убит Гильгамешем, защищая Илию.
  • Heaven’s Feel: Побеждён Тенью и обращён в тёмного Берсеркера как слуга Мато Сакуры, после побеждён Сиро.

Сэйю: Тадахиса Сайдзэн

Кастер (яп. キャスター Кясута:) — слуга, обманом заставившая своего мастера израсходовать все командные заклинания впустую и убившая его. Не рассчитав, она осталась практически без энергии и на грани исчезновения. Найдена Кудзуки Соитиро (учителем школы Фуюки, в которой учится Сиро) и стала его слугой. Влюблена в Кудзуки. Настоящее имя — Медея.

  • Fate: Убита Гильгамешем, когда атаковала дом Сиро и требовала от Сейбер стать её слугой.
  • Unlimited Blade Works: Основной антагонист арки, сумела взять под контроль сразу нескольких слуг (Ассасин, Арчер, Сейбер). Но она была предана Арчером и погибла, защищая Соитиро.
  • Heaven’s Feel: Убита Сейбер в начале Войны, однако воскрешена Зокеном как марионетка. Побеждена Сейбер и Арчером.

Сэйю: Ацуко Танака

Ассасин (яп. アサシン Асасин) — Сасаки Кодзиро. Был призван не человеком-магом, как другие слуги, а Кастером. Из-за этого он ограничен в передвижении и стеснён в боевых способностях. Он не занимает в войне позиции Слуги и служит исключительно как привратник, охраняющий вход в храм Рюдодзи.

  • Fate: Защищал врата в храм. Во время освобождения Сакуры от Кастера был побеждён Сейбер.
  • Unlimited Blade Works: Защищал Врата в храм до конца, побеждён Сейбер.
  • Heaven’s Feel: Над ним был проведён таинственный ритуал, и из него вырвался Истинный Ассасин, который позже сожрал его тело для восстановления личности.
  • Сэйю: Синъитиро Мики

Гильгамеш (яп. ギルガメッシュ Гиругамэссю) — про́клятый слуга из прошлой (четвёртой) войны Святого Грааля, класса «Арчер». На две трети бог и на треть человек, правитель древнего Урука. Высокомерный и загадочный, его желание — заполучить Сейбер. В конце прошлой Войны частично подвергся влиянию Ангры-Майнью, что сделало его тело материальным. Гильгамеш — сильнейший участник войны Святого Грааля.

  • Fate: Побеждён Сейбер с помощью Авалона.
  • Unlimited Blade Works: Один из основных антагонистов арки, планировал впустить Ангра-Манью в этот мир. Побеждён Сиро.
  • Heaven’s Feel: Сожран Сакурой, когда попытался на неё напасть.

Сэйю: Томокадзу Сэки > Примечания

  1. Gabriella Ekens. The Stories Behind the Servants of Fate/stay Night (англ.). Anime News Network (10 November 2017). Архивировано 29 декабря 2017 года.

Ссылки

  • Персонажи на странице визуального романа на сайте Type-Moon (яп.)

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.