Мерседес бенц травего

Автобусный парк «Travego улучшает породу»

Туристический лайнер Mercedes-Benz Travego недавно справил свой шестой день рождения. За это время уровень его ежегодных продаж в Европе вырос до 400 автобусов. После глубокой модернизации 2005 года специалисты компании считают, что у них есть все шансы полагать: взятый рубеж как минимум сохранится. Давайте посмотрим, на чём основана такая уверенность.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Динамика формы

Travego стал числиться в прайс-листах компании в 1999 году. С его появлением специалисты заговорили об удачном синтезе строгой функциональности и свежего дизайна, высокого уровня комфорта и новых масштабов безопасности. Его сразу определили как лайнер для взыскательных потребителей, и таких нашлось немало как в самой Германии, так и далеко за её пределами. В России автобус стал желанным приобретением для нескольких спортивных команд высшей лиги и первого дивизиона. В частности, Travego окрашены в клубные цвета московского «Спартака» и «Сатурна».

Для туроператоров важно не только иметь технически исправный подвижной состав, но и обладать новыми, престижными моделями. Возможно, в России этот фактор пока не играет столь принципиального значения, как в современной Европе, но мы ведь идём по её стопам, и рано или поздно приоритеты будут точно такими же.

Итак, первый козырь нового Travego – посвежевший дизайн. Не обновлённый, а именно новый Travego (и немцы это подчёркивают) по главным критериям превзошёл своего предшественника. Для придания большей эмоциональной выразительности ему «подвели глазки»: передние фары сделали крупнее, а указатели поворотов встроили в корпус из цельного стекла. Новые габаритные огни на светодиодах рассчитаны на долгий срок службы, а замена лампочек отпала за ненадобностью. Новый лобовой обтекатель с воздухозаборником трёхмерной формы ограничили сверху дугой, что придало ему большей заметности. На боковине тоже сделали акцент: характерный «бумеранг» связывает лобовую часть с боковиной. Вверху средняя стойка кузова элегантно взлетает вверх над первыми двумя боковыми стёклами, не ухудшая при этом обзора для пассажиров. Затем она плавно переходит в обшивку системы кондиционирования воздуха. А для увеличения сектора обзора пассажиров, занимающих последний ряд, заметную до сих пор округлость сменило крутое завершение задних боковых стёкол.

В итоге обновлённый дизайн как бы говорит окружающим: «Посмотрите, я в хорошей форме!».

Два эксклюзива для Турции

Ориентируясь на особые пожелания турецкого рынка, производственный отдел Mercedes-Benz Omnibusse выпускает новый Travego в двух специальных дополнительных вариантах – 15 SHD длиной 12 м и 17 SHD длиной 13,85 м. При габаритной высоте 3,97 м оба, как и европейские версии, выпускаются с увеличенной высотой салона. В качестве двигателей используются моторы Евро-3 предшествующих моделей. Визуально турецкие SHD отличаются от европейских RHD более высоким козырьком над выступающей передней частью кузова и багажными дверками большего размера.

Больше пользы!

Второй козырь машины – улучшенная функциональность. В угоду ей в облике Travego произошли и другие изменения. Так, крышка моторного отсека получила по-новому сконструированную в верхней части вентиляцию. Теперь она препятствует попаданию поднятой из-под колёс пыли в отделение. С точки зрения законов аэродинамики улучшены углубления в задней стенке – они расширяют обдуваемую поверхность. Для облегчения обслуживания пассажиров с левой стороны в моделях Travego (15 RHD) Travego М (16 RHD) сделано по два вместо прежних трёх люков багажного отделения. У длиннобазного Travego L (17 RHD) их теперь три (а было четыре). Объём багажных отсеков такой: по 8,4 м3 на Travego и Travego М, а также 10,9 м3 на Travego L (все – с бортовым туалетом).

Переднюю часть автобуса немного удлинили, чтобы обеспечить водителя и гида прибавкой в 140 мм полезного пространства. Сидящий за рулём получил больше возможностей по регулировке кресла, за которым появилось место для вместительной сумки. По левую руку находится по-новому сконструированный шкафчик с несколькими практичными полками. Наряду с водителем выиграли и пассажиры: вход через переднюю дверь стал шире на 70 мм, что существенно облегчает посадку и высадку во время остановок. Пойдя на такой шаг, немецкие инженеры одним выстрелом убили двух зайцев: кроме вышеописанной выгоды они получили большую послушность автобуса в управлении и лучшую манёвренность за счёт увеличенного переднего свеса. Программа нового туристического лайнера Mercedes-Benz включает три модификации с увеличенной до 2,1 м высотой салона: двухосный Travego (15 рядов кресел при длине 12,14 м), трёхосный Travego М (16 рядов кресел при длине 12,96 м) и трёхосный Travego L (17 рядов кресел при длине 13,99 м). Общая высота у каждого из них – 3,71 м.

Большая работа проделана по совершенствованию устройства салона. В серийное оснащение вошёл DVD-проигрыватель. Передний монитор видеосистемы ради увеличения обзора пассажирам сделан откидным. Для оптимального обзора и индивидуальной защиты от солнца защитная шторка на ветровом стекле состоит из двух половинок. Это даёт возможность водителю индивидуально настраивать шторки, не ограничивая при этом видимость для пассажиров, занимающих места на правой стороне автобуса. Обе шторки приводятся в действие нажатием на кнопку на пульте управления. Перемены заметны и на приборной панели: здесь использована приятная на ощупь мягкая плёнка. Контрастный цветной дисплей сменил прежний монохромный, в результате чего считывать важную информацию стало легче. Переднее стекло стало обогреваемым, что для стран с суровым климатом особенно актуально.

Преимущество нередко познаётся в мелочах, и, зная об этом, немцы постарались сконцентрировать внимание на деталях. И не в последнюю очередь это коснулось оборудования пассажирского салона. Вентиляционные отверстия новой формы смотрятся органичнее и совершеннее прежних. А кнопки управления с освещёнными индуктивными переключателями ламп индивидуального чтения и вызова бортпроводницы вполне логично теперь встроены рядом с лампами. Регулируемые воздушные жиклёры имеют один ролик управления. Новым является и принцип освещения салона. В зоне ног центральный проход снабжён неброским освещением для создания уютной атмосферы. На потолке подсветка обеспечивается люминесцентными лампами вдоль багажных полок. Эти лампы имеют двухпозиционное переключение. Для владельцев автотранспортных предприятий это явный плюс – прежде всего за счёт долговечности люминесцентных ламп.

Серийные перемены

В конструкции нового «туриста» произошло немало перемен, которые скрыты от глаз, но существенно улучшают его привлекательность для клиентов. В частности, речь идёт об установке для кондиционирования воздуха повышенной мощности. Теперь установленный на крыше кондиционер в усиленном режиме охлаждает воздух производительностью до 39 кВт. Новинкой для Travego является и кондиционер с охлаждающей способностью до 35 кВт. Для усиления воздухообмена эти установки работают на восьми вентиляторах. А вообще, в зависимости от региона, транспортники могут выбирать кондиционеры мощностью 32, 35 и 39 кВт. От предшественника в наследство досталось проверенное временем конвекторное водяное отопление.

В салоне можно заметить новую обивку кресел, форма которых осталась неизменной. Зато теперь не нужно доплачивать за подножки – они включены в серийное оснащение кресел GRX. Новое оформление получили скаты подушек. А благодаря расширенному ассортименту обивок сделать интерьер автобуса индивидуальным стало значительно проще. Теперь к услугам заказчиков 20 цветов велюровой обивки для потолка и стен, 5 вариантов покрытий пола и множество обивок для сидений с комбинированным покрытием из ткани и кожи. Линии отделки салона по-прежнему называются Flair (серийно) и Fashion (по желанию). Кстати, в варианте Flair отделанные деревом ручки кресел, накладки поручней и приборная доска в новых моделях Travego стали заметно темнее.

Новым и заметно более высоким притязаниям Travego соответствуют прочное покрытие пола багажного отсека и отделанные изнутри люки. Предусмотрено и многофункциональное пространство. Оно может служить либо в качестве дополнительного багажника, либо как место отдыха сменного водителя. В серийном оснащении также централизованная система блокировки дверей и багажных люков. Она может быть дополнена электропневматическим дистанционным управлением люков багажного отделения и дистанционным запиранием, при котором одновременно закрываются и запираются люки в крыше и водительское окно.

Made by Turkei

В Турции DaimlerChrysler производит автобусы с 1968 года. Начиналось всё с выпуска легендарного Mercedes-Benz O301. С тех пор было изготовлено около 42000 автобусов, большая часть которых с успехом экспортировалась в Западную Европу. Наряду с Travego туда отправлялись Tourismo Conecto. Для справки: в Турции с населением около 70 млн человек ежегодно производится более миллиона грузовых автомобилей, транспортёров, автобусов и легковых машин. Около 2/3 из них отправляются на экспорт преимущественно в европейские страны.

Худеют не только женщины…

Третий козырь нового Travego – снижение массы на 300 кг. И это при том, что общая длина немного увеличена (12,14 м у Travego; 12,96 м у Travego М; 13,99 м у Travego L), а двигатели соответствуют стандарту Евро-4. За счёт чего удалось выйти на такие показатели? Например, за счёт нового вида пола багажного отделения из многослойного алюминия Metawell, позволившего сэкономить 40 кг. А ещё – за счёт оптимизированного каркаса крыши и отказа от двери водителя. Была усовершенствована также установка для кондиционирования воздуха. А ламповые мониторы видеосистемы уступили место плоским экранам. Как следствие, большие резервы веса вместе с усовершенствованным оснащением позволяют пустить в эксплуатацию очень популярный для России и стран СНГ трёхзвёздный 49-местный (плюс водитель и гид) вариант Travego 15 RHD с 6-цилиндровым рядным дизельным двигателем. Помимо более высокой пассажировместимости и увеличения полезной нагрузки удалось сократить потребление топлива, а это один из важнейших показателей в статье эксплуатационных расходов.

После модернизации Travego получил усовершенствованную электронику. Она, как и прежде, базируется на успешно применяемой системе гибко программируемого управления (FPS). Но при этом количество приборов управления сократилось с шести до пяти, а функциональность при этом выросла. Электроника с предохранителями и реле управляет стеклоподъёмниками, солнцезащитными шторками, аудио- и видеоаппаратурой. Такое решение упрощает ремонт, что в российских условиях и условиях Украины и Беларуси очень важно. Предусмотрена и возможность доукомплектования машины дополнительными системами. В частности, буксирное устройство, включая розетку, может быть установлено без дополнительной загрузки программного обеспечения. На практике это означает экономию времени и сил.

Экономичные моторы

С вводом в серию новых моделей Travego производственный отдел Mercedes-Benz Omnibusse сделал ставку на экономичные двигатели с низким уровнем содержания вредных веществ в отработавших газах. Дизельные моторы соответствуют требованиям норм Евро-4. Применение нашла технология BlueTec, опробованная в начале 2005 года на тяжёлых грузовиках Mercedes-Benz Actros. При этом в поток выхлопных газов впрыскивается водный раствор мочевины AdBlue. В катализаторе оксиды азота превращаются в безвредные компоненты воздуха – азот и водяной пар. В результате выброс окислов азота в двигателях Евро-4 снижается на 30 %, а в будущем, в моторах Евро-5, – уже на 60 %. Позитивным сопутствующим эффектом является снижение выброса твёрдых частиц по сравнению с Евро-3 на 80 %. И это служит веским аргументом в рамках актуальных дискуссий по высокодисперсной пыли и выхлопам.

Конечно, для российских, украинских и белорусских автоперевозчиков в настоящее время не очень актуальны двигатели, работающие по новым экологическим стандартам. Ведь ясно, как дважды два, что на территории стран Содружества ещё не развита сеть заправок AdBlue, а идея покупать такую технику с прицелом в будущее попросту лишена здравого смысла. В то же время автотранспортные компании приграничных со странами ЕС регионов могут позволить себе такое удовольствие.

Но есть у этой медали и иная, более приятная сторона. Что ни говори, а по сравнению с другими системами очистки выхлопов технология BlueTec обладает рядом преимуществ. Например, уменьшенным потреблением дизельного топлива. А ещё – расчётом на долгий срок службы трансмиссии и сохранением продолжительных интервалов технического обслуживания. Небольшого объёма дополнительного топливного бака с компонентом AdBlue (61 л для Travego; по 47,5 л для Travego М и Travego L) достаточно для того, чтобы покрыть расстояние в несколько тысяч километров. При этом стандартные полимерные баки для дизтоплива в новом лайнере впечатляют своей вместимостью: 490 л у Travego, по 475 л у Travego М и Travego L.

Прежний базовый мотор мощностью 260 кВт (354 л. с.) на Travego не используется. Ему на смену пришёл более производительный 12-литровый 6-цилиндровый рядный OM 457 LA мощностью 315 кВт (428 л. с.). Но главное в нём – не только прибавка в 74 л. с. Гораздо важнее прирост тягового усилия: теперь максимальный крутящий момент составляет не 1900, а 2100 Н∙м. Этот двигатель устанавливается на обычный двухосный Travego. А вот трёхосные Travego М и Travego L комплектуются V-образным 8-цилиндровым двигателем OM 502 LA рабочим объёмом 15,9 л и мощностью 350 кВт (476 л. с.). Пик его крутящего момента такой же, как и на 6-цилиндровом варианте – 2100 Н·м. А достоинства свои он раскрывает прежде всего на средних и высоких оборотах.

Сроки и стоимость

Выпуск нового Mercedes-Benz Travego RHD в Западной Европе намечен на начало 2006 г. Между тем в Турции производство Travego 17 SHD длиной 13,85 м в исполнении Евро-3 было успешно запущено весной 2005 года на заводе в Хошдере. К декабрю 2005 года там было собрано свыше 200 пассажирских машин. Несмотря на застой на рынках Западной и Центральной Европы, ежегодный выпуск нового лайнера запланирован в объёме около 400 единиц. Это соответствует уровню продаж предшествующей модели. Производитель уверяет, что с появлением нового Travego RHD многочисленные изменения в его оснащении будут использоваться при выпуске без увеличения стоимости. Единственное повышение цены вызовет переход на двигатель, отвечающий нормам Евро-4.

Аргументы «за»

Важный аргумент в пользу нового Travego – его идеальная защита от коррозии. Она выполнена по методу KTL – путём нанесения грунтового слоя электролизом на каркас кузова до начала лакокрасочных работ. Это делает качество изделия выше, а сам продукт – долговечнее. На языке транспортников это означает длительное сохранение высокой стоимости автобуса и гарантию его привлекательной цены при повторной продаже.

В России едва ли не в последнюю очередь (а за рубежом – наоборот) принято рассматривать пассажирский транспорт с точки зрения оснащения системами безопасности. В этом плане прежний Travego был на высоте, а новый поднял планку ещё выше. В комплектацию лайнера теперь входит ограничитель тормоза-замедлителя DBL. Эта регулирующая система заметно разгружает водителя и упрощает его работу в дальних рейсах. Устройство DBL препятствует самопроизвольному ускорению автобуса на склонах. Сначала в дело вступает тормоз-замедлитель, а чуть позже – рабочий тормозной механизм. В итоге на длинных крутых склонах автомагистралей лайнер не может превысить установленную законодательством Евросоюза максимальную скорость в 100 км/ч. В целях обеспечения большой выносливости тормоза-замедлителя при долгой работе была повышена охлаждающая способность механизма для лучшего отвода тепловой энергии торможения.

В серийное оснащение Travego входят дисковые тормоза всех колёс, тормозная система с электронным управлением (EBS), ассистент торможения (BA), противобуксовочная система (ASR), антиблокировочная тормозная система (ABS), тормоз-замедлитель и электронная система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). В активе машины – серийно устанавливаемые противотуманные фары. Галогенные лампы Н7 с высокой световой отдачей можно заменить мощными газоразрядными лампами Litronic. В любом случае автобус будет обеспечен хорошим бортовым освещением.

Для туристического лайнера предусмотрена новая опциональная система «Ассистент». Впервые поставляемая по желанию заказчика система регулирования дистанции (ART) автоматически поддерживает выбранную безопасную дистанцию от впереди идущих машин. Когда туристический автобус настигает автомобиль, идущий с меньшей скоростью или автобус «подрезает» более медленная машина, срабатывает тормоз-замедлитель, устройство для торможения двигателем с постоянным дросселем и рабочая тормозная система. Они будут активированы до тех пор, пока не будет установлено заданное безопасное расстояние. Максимальное притормаживание при этом составляет 20 % возможной тормозной мощности. Если препятствие удаляется, то автобус вновь автоматически ускоряется до настроенной при помощи системы регулирования скорости. Это устройство прежде всего помогает водителю при оживлённом движении. В российских условиях, например, при езде по МКАД, а за рубежом – по автобанам и автомагистралям. Впрочем, она эффективна и на других скоростных шоссе и даже в городе, поскольку действует при скорости транспортного средства более 15 км/ч.

Другое новшество, ассистент дорожной полосы (SPA), находится на стадии подготовки к серийному внедрению, но для России пока не актуально. Судите сами: система видеокамер на основании дорожной разметки определяет, не собирается ли автобус покинуть свою полосу движения. Водитель в таком случае предупреждается вибрацией на соответствующей стороне своего сиденья. Поскольку с разметкой на многих российских дорогах дела обстоят неважно, то и установка такого устройства вряд ли оправдана. Но даже без SPA новый Travego имеет очень приличное оснащение, и для «свадьбы» с российскими автобусными парками он – завидный «жених».

Технические характеристики Mercedes-Benz Travego

(Данные производителя)

Параметр/модель

Travego M

Travego L

Г А Б А Р И Т Н Ы Е Р А З М Е Р Ы

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Передняя колёсная база, мм

Задняя колёсная база, мм

Передний свес, мм

Задний свес, мм

Угол въезда, град.

7,65

7,65

7,65

Угол съезда, град.

6,9

8,3

8,3

Высота салона, мм

Мин. интервал между сиденьями, мм

Высота кресла водителя, мм

Д В И Г А Т Е Л Ь И Т Р А Н С М И С С И Я

Двигатель (стандартное оснащение)

ОМ 457LA

ОМ 457LA

ОМ 457LA

Компоновка двигателя Евро-3

вертик.

вертик.

вертик.

Число и расположение цилиндров

6, рядное

6, рядное

6, рядное

Рабочий объём, см3

Макс. мощность, кВт (л. с.)

315 (428)

315 (428)

315 (428)

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин

Коробка передач

MB GO190

MB GO190

MB GO190

Число передач в КПП

Двигатель Евро-3 (опция)

ОМ 457hLA

ОМ 457hLA

Число и расположение цилиндров

6, рядное

6, рядное

Рабочий объём, см3

Макс. мощность, кВт (л. с.)

300 (408)

310 (422)

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин

Коробка передач

MB GO190

MB GO190

Число передач в КПП

Двигатель Евро-3 (опция)

ОМ 502LA

ОМ 502LA

Число и расположение цилиндров

8, V-образ.

8, V-образ.

Рабочий объём, см3

Макс. мощность, кВт (л. с.)

320 (435)

320 (435)

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин

Коробка передач

MB GO210

MB GO210

Число передач в КПП

Двигатель Евро-3 (опция)

ОМ 502LA

ОМ 502LA

Число и расположение цилиндров

8, V-образ.

8, V-образ.

Рабочий объём, см3

Макс. мощность, кВт (л. с.)

350 (476)

350 (476)

Макс. крутящий момент, Н∙м/об/мин

Коробка передач

MB GO210

MB GO210

Число передач в КПП

У Р О В Е Н Ь КО М Ф О Р Т А

Число мест (пассажирские + гид)

49+1

49+1

57+1

— при уровне 3 звезды

— при уровне 4 звезды

— при уровне 5 звёзд

Мощность системы вентиляции, кВт:

— охлаждение воздуха в салоне

— обогрев воздуха в салоне

— охлаждение воздуха на месте водителя

— обогрев воздуха на месте водителя

Объём багажных отсеков, м3:

— максимальный

9,6

9,6

12,1

туалетом

— 1,2

— 1,2

— 1,2

— с WC и спальным местом водителя

— 1,4

— 1,4

— 1,4

О Б Щ И Е Д А Н Н Ы Е

Диаметр разворота, м

20,8

20,8

23,5

Размерность шин

Объём топливного бака, л

Объём бака с компонентом AdBlue, л

47,5

47,5

Вариант исполнения

15 RH

15 RH

17 RHD

LiveInternetLiveInternet

В холодный ветреный полдень 27 ноября 1936 года на площади Альтер Маркт в Инстербурге играл военный оркестр. Напротив Лютеран­ской кирхи собралась разношёрстная публика. Все с нетерпением ждали торжественного события. И вот, в назначенный час, к тротуару подкатил новенький троллейбус цвета слоновой кости. С гирляндами из еловых веток и красными праздничными флажками.

Первый троллейбус в Инстербурге!

И первый троллейбусный маршрут!..

И 12-летний гимназист Тео Кляйц, племянник хозяина гостиницы “Райнишер Хоф”. Он вошёл в историю как самый первый пассажир инстербургского троллейбуса.

Возле Инстербургского замка фантомы остерегались нападать на пассажиров троллейбусов

…А всё началось с линии длиной в 7,8 км, соединившей северное предместье Шприндт с лежащим на противоположной окраине города посёлком Визенвег.

Итак, восточно-прусский город с населением в 35 тысяч человек стал шестым в Германии, где прописались “рогатые”.

Но вскоре на пригородной трассе, ведущей из Инстербурга в замок Георгиенбург, стали происходить странные вещи…

Лучший в Германии троллейбус — “Мерседес-Бенц O-B/AEG” 1936 модельного года. Имел цельнометаллический кузов и электродвигатель мощностью 60 квт. Реклама на крыше в темноте подсвечивалась

Сзади троллейбус оборудовался сцепным устройством для буксировки пассажирских прицепов

Демонический хохот

Эту невероятную историю рассказал бывший житель Пиллау Ульрих Голль, когда в 1994 году вместе с супругой приезжал на Балтийскую косу. Описанные господином Голлем события относятся к 1939 году. В то время 17‑летний Ульрих гостил на летних каникулах в Инстербурге.

— Мы засиделись у друзей в посёлке Георгиенбург и когда пришли на остановку “единицы” — троллейбусного маршрута №1, чтобы ехать обратно в город, уже стемнело. Где-то в стороне громыхал гром, сверкали молнии. А потом внезапно налетел ветер, и упали первые капли дождя.

…Троллейбус ехал по пустынному шоссе. Трудно сказать, что заставило Ульриха обернуться и посмотреть в заднее окно. Сквозь сплошную пелену дождя он отчётливо различил какое-то свечение. Яркое зеленоватое пятно становилось всё ближе и отчётливее. Троллейбус настигала огромная фигура бегущего человека. С большущим животом и продолговатым уродливым лицом. Фигура излучала зелёный свет.

Фантом вытянул вперёд руки, схватился за задние поручни и повис на ступеньке. А потом скривил омерзительную гримасу. Ульрих, словно загипнотизированный, смотрел на монстра и, казалось, даже слышал его зловещий демонический хохот.

Зелёные конечности

Потом чудовище дёрнуло за стропы электрических штанг и отключило питание. В салоне погас свет.А троллейбус, проехав по инерции ещё несколько десятков метров, беспомощно встал посреди шоссе. Пассажиров было всего человек пять-шесть. Они даже толком не поняли, что случилось. Водитель попытался выйти наружу и поставить на место штанги. Но автоматические двери заклинило! Ловушка! А фантом, тем временем, с дикими ужимками стал бегать вокруг замершей машины, молотить зелёными ручищами в окна, издавать зловещие звуки. От такой чертовщины кто-то из пассажиров сразу лишился чувств. А потом гроза стихла. И фантом испарился.

Разовый билет на проезд в инстербургском троллейбусе

— На следующий день в троллейбусном депо сообщили, что во время урагана упавшее дерево повредило контактную сеть, — вспоминал Ульрих Голль. — Мол, оттого и встала “единица”. Оправившись от жутковатых воспоминаний и рассказав обо всём друзьям, я отнесся ко всему с юмором. А, может, нам всё это пригрезилось?..

Пластилиновая голова

Этот случай поведала бывшая жительница Гумбиннена (ныне Гусев) Гертруда Кунц.

Летом 1938 года ей было 10 лет. Она со своей мамой Иессулат Карвек поздно вечером на последнем троллейбусе возвращалась из Инстербурга к родственникам, имевшим коттедж недалеко от Георгиенбургского конезавода. Вначале накрапывал дождик. Потом налетел ветер, и начался жуткий ливень. Блеснула молния. Вдруг перед самым троллейбусом, словно из под земли, выросла мерцающая зелёно-голубым светом фигура… Нет, не человека. Это было какое-то человекообразное чудовище. Метра два с половиной ростом. Ещё секунда, и троллейбус резко встал. Голова монстра, словно пластилиновая, буквально распласталась о лобовое стекло и сразу же приняла свои прежние формы. Через секунду зелёное видение исчезло. Дальше троллейбус двигаться не смог. Все предохранители — выгорели. Так что добираться домой пришлось пешком, когда закончился ливень. Гертруде постоянно казалось, что за ними кто-то следует по пятам. Дышит в затылок. Она оборачивалась, но всякий раз никого рассмотреть не могла. И только крепче сжимала руку матери…

На следующий день в Инстербурге говорили, что в троллейбус маршрута №1 попала шаровая молния.

Альтер Маркт в Инстербурге

Коварный оборотень

Эпизод был описан в ежегодном сборнике “Легенды и тайны Восточной Пруссии”, изданном в Аллен­штайне в 1938 году. Автор главы под названием “Инстербургский оборотень” некийФеликс Зайлер, ссылаясь на двух свидетелей, рассказывал невероятную историю про троллейбус, приключившуюся 13 августа 1937 года.

Полиция Инстербурга была бессильна перед зелёными фантомами, как, впрочем, и перед сбежавшим маньяком-убийцей…

Опять темень за окном, ливень, гроза. Троллейбус всё того же печально известного маршрута №1, идущий в посёлок Шприндт (кстати, это та самая дорога, что и в Георгиенбург), почему-то проскочил остановку. Пассажиры забеспокоились. Подходят они к водителю выяснить, что к чему.

И тут, к своему ужасу, видят, что это вовсе не водитель… а одетое в форму и фуражку источающее зелёный свет человекообразное чудище. Половина падает в обморок. Половина — истошно кричит.

Троллейбус “Мерседес” перевозил 26 сидячих и 15 стоячих пассажиров

Народ барабанит в окна — пытается выбраться из западни. Дёргает закрытые двери. Они, понятное дело, не поддаются. Монстр самодовольно хохочет, давит на педали и разгоняет троллейбус всё сильнее и сильнее…

Пропал бесследно

…Ранним утром 14 августа 1937 года почтовый служащий Вернер Оптум ехал на велосипеде на работу. Недалеко от остановки “Шприндт-конечная” он увидел уткнувшийся в придорожное дерево троллейбус маршрута №1. Передняя его часть была слегка примята, бампер оторван, штанги погнуты. Ни пассажиров, ни водителя почтальон Оптум не обнаружил.

Один из трёх троллейбусов “Мерседес-Бенц O-B/AEG” поворачивает на Альтер Маркт в Инстербурге. 1937 год

В троллейбусном депо потом пояснили, что странная авария произошла из-за какой-то технической неисправности. Но никто из пассажиров не пострадал. А водитель два дня провёл дома по болезни. Правда, он начисто забыл всё, что с ним приключилось в ту ночь. Вскоре он стал страдать расстройствами нервной системы. Несчастного увезли в Тапиау и поместили в психиатрическую клинику. Расследование, проведённое местной полицией, ни к каким результатом не привело. А по городу поползли тревожные слухи, что какие-то зелёные призраки стали одолевать пассажиров троллейбусов. Доводили их до обморочного состояния. И всё это светопреставление неизменно происходило в одном месте — на пути в замок Георгиенбург.

Троллейбус “Бюссинг-НАГ/AEG” с прицепом “Шуманн”. Инстербург, 1943 год. На фарах уже установлены светомаскировка и тайншайнверфер (центральная светомаскировочная фара) “Notek”

Чудовищ инстербуржцы прозвали “Фантомы Ролли-Тролли”…

Кровавые события

— Подобные свечения обычно вызываются капиллярным путем, — писал об этих странных событиях под Инстербургом в газете “Konigsberger Tageblatt” в 1939 году Хайнрих Фермахнис, профессор кафедры физики кёнигс­бергского университета. — А зеленоватые мерцания могли создаваться активными испарениями, идущими от окружающей шоссе болотистой местности и низменностей…

“Мерседес-Бенц O-B/AEG” возле депо на Кляйнбанштрассе в Инстербурге. Реклама на крыше троллейбуса: “Электробытовые приборы”

Специалисты же по паранормальным явлениям ничего удивительного в происходившем не видели:

— Та самая троллейбусная линия проходила по шоссе. Оно соединяло два замка — Инстербург и Георгиенбург. А в далёком прошлом эти замки вели постоянные войны. Разворачивались кровавые события. Дорога между цитаделями — рыцарская фронтовая. Это места важнейших исторических свершений, места СИЛЫ. Необыкновенная тамошняя энергетика может создавать воображаемые фантомы…

…Уже в советское время рядом со злополучной трассой Черняховск — посёлок Маёвка (до войны — Георгиенбург) была открыта психиатрическая клиника. Один из клиентов заведения, находясь в состоянии аффекта, нарисовал одной лишь… зелёнкой (опять этот ЗЕЛЁНЫЙ цвет!) портреты известных психиатров. А главврач больницы вывесил “зелёную галерею” прямо у себя в кабинете…

Троллейбус “Мерседес” на Гинденбургштрассе (ныне улица Ленина в Черняховске). Вдалеке — Лютеранская кирха

Пожиратели бензина

С “рогатыми” в Инстербурге не прогадали. Они успешно заменили собой автобусы, бессовестно пожирающие дефицитные в рейхе соляру и бензин. А в конце 30-х годов троллейбусы взяли на себя две пятых доходов от всех пассажирских перевозок муниципалитета.

Хотя поначалу программа электрификации транспорта принималась в городском парламенте прямо-таки в штыки — требовались гигант­ские инвестиции в 2,5 миллиона рейхсмарок.

Длина “Мерседеса” составляла 9,17 метра, ширина — 2,35 метра, вес — 7,2 тонны

— Это же долговая яма! — негодовали члены городского совета.

Хотя, согласно решению германского правительства от 1935 года, государство компенсировало 75% стоимости постройки новых электролиний. А также предоставляло беспроцентный кредит на покупку самих троллейбусов — а стоил 41-местный “Мерседес-Бенц O-B/AEG” даже дороже самого хорошего автобуса — 46.000 рейхсмарок.

После бурных дебатов всё же проголосовали в пользу элетротранспорта. И не напрасно. Потому что с началом войны поставки топлива по всему рейху были сильно урезаны. И автобусы повсеместно встали на прикол. А “рогатые” в Инстербурге продолжали исправно бегать. И, более того, пассажирский транспорт как никогда успешно развивался. В придачу к трём имевшимся “Мерседесам” в 1939 году закупили в Эльбинге ещё три троллейбуса марки “Бюссинг-НАГ/AEG”. По 39.700 рейхс­марок за каждый.

Альтер Маркт в Инстербурге. Троллейбус «Бюссинг-НАГ/AEG» направляется в Шприндт. В час пик он мог перевозить 42 пассажира — 29 сидячих и 13 стоячих

Троллейбус «Мерседес-Бенц O-B/AEG» с прицепом «Шуманн».

Реклама на крыше троллейбуса: «Модельный дом Лео Штайгера»

Инстербург, 1941 год

Без льгот

Интересен был и билет для проезда в троллейбусе… На левой стороне — изображена схема маршрутов с наименованиями всех остановок. Правая его сторона была заполнена пятью колонками цифр. Первые три — это дата, следующие две — время. Кондуктор компостировал нужные числа. Билет стоил 1 марку и был действителен в течение двух часов. За это время разрешалось делать пересадки с линии на линию, ездить туда и обратно — лишь бы уложиться в отведённое время. Льготы на проезд в троллейбусе никому не предоставлялись. Ни военным, ни пенсионерам.

Троллейбус «Бюссинг-НАГ/AEG» с прицепом «Шуманн» на Альтер Маркт в Инстербурге. 1941 год. Троллейбус был выпущен в 1939 году на заводе «Бюссинг» в Эльбинге (Восточная Пруссия). Один из трёх таких троллейбусов в 1944 году был передан из Инстербурга в Алленштайн (Ольштын), а затем в 1947 году в Гдыню, где получил бортовой номер «216»

Вплоть до 1940 года вводились новые линии. Центр всех маршрутов — площадь Альтер Маркт(сейчас — площадь Ленина). Отсюда отходили троллейбусы семи маршрутов в разных направлениях. С раннего утра до самой ночи с интервалами 15-45 минут неустанно курсировали шесть машин — три “Мерседеса” и три “Бюссинга”. Правда, и пассажиров становилось всё больше. В годы войны под Инстербургом были расквартированы многочисленные воинские части. И тогда транспортники пошли хорошо опробованным в Германии путём — закупили три троллейбусных прицепа. Два — марки “Шуманн” — их выпускала кузовостроительная фирма в Вердау. И один — 53-местный “Линднер” из Аммендорфа.

Протяжённость троллейбусных линий к 1944 году достигала уже 15,4 км.

Троллейбусный прицеп «Шуманн» выпуска 1943 года.

Изготовлен в Вердау. Длина прицепа — 7,2 метра, снаряжённый вес — 3, 6 тонны. Был рассчитан на перевозку 22 сидячих и 27 стоячих пассажиров.

Курсировал в Инстербурге до конеца 1944 года. После войны оказался в городе Триер

Зарезал трёх женщин

После войны троллейбусов в Черняховске не стало. По официальной версии, в январе 45‑го, перед отступлением, немцы сняли все до единой контактные линии, изготовленные из ценного медного провода. Троллейбусы эвакуировали из Инстербурга очень спешно. Как национальное достояние, которое ни при каких условиях не должно достаться врагу. По распоряжению последнего бургомистра города доктора Герта Вандера оставшиеся троллейбусы (ещё за полгода до того часть машин увезли в Аллен­штайн — ныне польский город Ольштын) отправили в Готтенхафен(после 1945 года — Гдыня). И они верой и правдой служили уже в социалистической Гдыне вплоть до середины 1953 года.

Троллейбус «Мерседес-Бенц O-B/AEG» с бортовым номером «1» в депо Инстербурга, 1936 год.

Рядом с машиной позируют водители, кондуктора и прочий обслуживающий персонал. Реклама на крыше троллейбуса — «Крепкое пиво Пилзнер».

В маршрутном окне — табличка «Старый рынок».

В 1945 году два из трёх троллейбусов «Мерседес» ушли в Гдыню. Один из них получил там гаражный номер «213».

Странно, но вместе с троллейбусами столь же торопливо стали эвакуировать и психиатрическую клинику. Со всеми пациентами… Незадолго до тех событий из Тапиау перевели больницу для душевнобольных в Инстербург на Аугусташтрассе. Помещение не было приспособлено для содержания буйных пациентов. Неудивительно, что во время сборов перед отправкой на Запад одному из них удалось бежать. Дело осложнялось тем, что псих оказался опасным маньяком, перерезавшим горло трём женщинам. Перед полицией встала непростая задача — русские наступают, бомбёжки, пожары, а тут надо прочёсывать город и искать потрошителя…

Троллейбус «Мерседес-Бенц O-B/AEG» идёт из Шприндта. Пункт назначения — Flugplatz. Предместье Инстербурга, 1936 год.

Рукастый призрак

Спустя сутки беглеца обнаружил и задержал Отто Хаген, одни из руководителей эвакуационной команды Инстербурга. Маньяк прятался в салоне уже загруженного на платформу и приготовленного к отправке троллейбуса… И оказал нешуточное сопротивление.

…18 января русские танки прорвали оборону. В тот же день началась эвакуация оставшихся жителей. К утру 19 января всё население покинуло город. В том числе и эшелон с двумя стоящими на платформе троллейбусами “Мерседес” — особой гордости Инстербурга.

Троллейбус «Бюссинг-НАГ/AEG» (бортовой номер «4») с 53-местным прицепом «Линднер». Инстербург, 1943 год.

Единственный сохранившийся объект от инстербургского троллейбуса — здание депо на бывшей Кляйнбанштрассе (ныне гаражи “Янтарьэнерго” на улице Железнодорожной). Да ещё осталось несколько выложенных брусчаткой заездных карманов на остановках по улице Ленина — бывшей Гинденбургштрассе.

Информации о тяговых подстанциях нет. От линий, разумеется, ни осталось и следа…

В общем, инстербургский троллейбус просуществовал недолго. Он так и остался историческим феноменом. И даже успел обрасти легендами. Одна из них — про зелёного рукастого призрака “ролли-тролли”…

Ю. ГРОЗМАН

Троллейбусный прицеп «Линднер» был изготовлен на вагоностроительной фабрике «Готфрид Линднер АГ» в городе Аммендорф. Вмещал 20 сидячих пассажиров. Ещё 33 человека могли ехать стоя. В 1942 году было поставлено семь таких троллейбусных прицепов и в 1943 году — ещё два. Один из них попал в Инстербург. В конце 1944 года его отправили в Триер

Реконструированный прицеп «Линднер» (построен в 1942 году) на Европейском слёте ретро-автобусов и машин в немецком городе Синсхейм. 27 апреля 2007 года. Последний троллейбусный прицеп «Линднер» курсировал по маршрутам вплоть до 1967 года

Здесь можно наблюдать все три троллейбуса «Мерседес» (бортовые номера «1-3») на Альтер Маркт в Инстербурге. Площадь служила конечным пунктом всех пассажирских маршрутов. Рядом с троллейбусами стоят и автобусы. Фото 1937 года

Бывшее троллейбусное депо на улице Железнодорожной (Кляйнбанштрассе в Инстербурге). Сейчас здесь гаражи «Янтарьэнерго»

Заездной карман на бывшей остановке троллейбуса по улице Ленина (Гинденбургштрассе в Инстербурге) используется и по сей день — для маршруток и автобусов

Одно из сохранившихся на стене дома креплений для растяжек троллейбусной контактной линии на улице Ленина в Черняховске

В эпоху бума развития трамвайного движения в конце 19 – начале 20 веков некоторые усилия по его организации предпринимались и в Инстербурге. Зигфрид Буфе (Siegfried Bufe) в свой книге «Трамваи Западной и Восточной Пруссии» (Straßenbahnen in West- und Ostpreußen, — Stuttgart, 1985) сообщает, что последние из них относятся уже к 1926 году. Но все они не имели конечного результата. Возможными причинами того, что магистрат отказывался от организации трамвайного движения в городе, были недостаток денежных средств и скромное количество горожан – 30000 человек. Первым городским общественным транспортом в городе стал автобус. В конце 1935 года в городе стали курсировать четыре старых армейских автобуса, принадлежавших местной пожарной команде. Но практически сразу же городские власти начали рассматривать вопрос о создании в Инстербурге троллейбусного движения. Первый инстербургский троллейбус вышел на линию 28 ноября 1936 года. Кстати, Инстербург стал седьмым городом в Германии и первым в Восточной Пруссии, где появились троллейбусы.

Контактные линии были смонтированы фирмой AEG. Были закуплены 3 самых современных и весьма дорогих по тем временам троллейбуса марки «Мерседес-Бенц». Первый троллейбусный маршрут длиной 7,2 км начинался от аэродрома на южной окраине города и по Норденбургерштрассе (Nordenbur­gerstraße, сейчас ул. Победы) через Альтер Маркт (Alter Markt, сейчас площадь Ленина) доходил до северо-восточного предместья Инстербурга Шприндта (Sprindt). В 1938 году была введена в эксплуатацию вторая линия – от Альтер Маркт по Гинденбургштрассе (Hindenburgstraße) до железнодорожного вокзала. Контактные провода для этого маршрута предоставила компания Siemens. В связи с возросшим пассажиропотоком (выросло население города, к которому, к тому же добавилось большое количество военных) в 1944 году был запущен и третий маршрут: Альтер Маркт – новое кладбище. Следует отметить, что одновременно с троллейбусами продолжали работать и автобусы, которые частично следовали теми же самыми маршрутами. Так автобус от конечной остановки в Георгенбурге после водопроводной станции следовал тем же маршрутом, что и троллейбус, идущий от Шприндта к Альтер Маркт.

Троллейбус «Мерседес-Бенц» на остановке. Ульменплатц возле Ратуши. На крыше троллейбуса имеется табло, подсвечивающееся в темноте c рекламой радиприёмников AEG. На боку надпись: Stadtwerke Omnibusbetrieb Insterburg (Городское троллейбусное предприятие Инстербург).

Салон инстербургского троллейбуса.Открытие первой троллейбусной линии. Троллейбус с гаражным номером 1. Направление движения от Шприндта в сторону аэродрома (надпись на троллейбусном табло Flugplatz (Аэродром). Инстербург, Альтер Маркт. 1936 г. Источник: Sigfried Bufe, Straßenbahnen…

Разворотный треугольник на конечной остановке на Норденбургерштрассе. Позже разворотные треугольники были заменены на разворотные петли. Источник: Sigfried Bufe, Straßenbahnen…

Билет на инстербургский троллейбус. Слева схема троллейбусных маршрутов с указанием остановок. Справа таблица с датой/временем для компостирования кондуктором. Стоимость проезда составляла 1 марку на два часа. Источник: Sigfried Bufe, Straßenbahnen…

Гинденбургштрассе. Троллейбус следует в сторону железнодорожного вокзала. В нижней левой части фото видны цепи, к которым крепятся растяжки для подвешивания контактных линий. Источник: Бильдархив.Черняховск. Улица Ленина (бывшая Гинденбургштрассе). Остатки цепей-растяжек для троллейбусных контактных линий. 2010 г.

Троллейбус следует по мосту через реку Ангеррап в сторону Шприндта. Источник: Sigfried Bufe, Straßenbahnen… Работники транспортного предприятия возле троллейбуса с гаражным номером 1. На маршрутном табло надпись «Альтер Маркт». На рекламном табло рекламируется крепкое инстербургское пиво. Троллейбус с гаражным номером 4 производства компании Büssing-NAG (Эльбинг). В дополнение к трём «Мерседесам» были приобретены ещё три вагона «Бюссинга» с гаражными номерами 4-6. Рекламные табло на них отсутствовали. Зато видны следы светомаскировки на передних фарах. Альтер Маркт. На заднем плане Лютеркирхе. Слева в направлении вокзала стоят два троллейбуса. Справа в направлении Шприндта стоит ещё один и три автобуса. Таким образом, на открытке в наличии почти весь имеющийся парк общественного транспорта Инстербурга. Источник: Бильдархив. Троллейбус, следующий из Шприндта по Театерштрассе (сейчас улица Льва Толстого). Выезжает на Мюллендам (сейчас Партизанская улица). Слева — замок Инстербург. Сразу за троллейбусом виден памятник уланам 12-го Литовского уланского полка. Источник: Бильдархив. Троллейбус выезжает на Альтер-Маркт со стороны Шприндта. Источник: Бильдархив.

«Помощь на дорогах»

«Помощь на дорогах» — программа направленная на обеспечение Вашей Мобильности в случае возникновения неисправности или ситуации, исключающей возможность самостоятельного передвижения Вашего автомобиля, если причиной их возникновения не является ДТП.
«Помощь на дорогах» – это круглосуточная помощь, включающая в себя следующие виды услуг:

  • замена колеса;
  • доставка топлива (топливо оплачивается Вами);
  • пуск двигателя при разряженной батарее;
  • мелкий ремонт на дороге (в рамках руководства по эксплуатации);
  • эвакуация на ближайшую авторизованную СТОА «Мерседес-Бенц»;
  • техническая поддержка по телефону
    Номер горячей линии службы технической помощи «Mercedes-Benz Service24h» +800 3 777 7 777* (звонок по России бесплатный**).

Все услуги в зоне покрытия являются бесплатными для владельцев новых малотоннажных автомобилей марки «Мерседес-Бенц» Sprinter, VITO, Citan, проданных Клиентам, начиная с 01.12.2013г. и автомобилей Sprinter Classic в течение 2 (двух) лет с даты приобретения, а также для Клиентов, заключивших Сервисный сертификат «Комфорт Премиум» и «Комфорт Про», начиная с 01.04.2015г. в течение срока действия Сервисного сертификата.
Зона покрытия – все автодороги на территории Российской Федерации на расстоянии 250 км от городов, в которых находятся авторизованные СТОА «Мерседес-Бенц», включая сами города, и на расстоянии 30 км от других городов, покрытых программой. Перепробег автомобиля техпомощи или эвакуатора за пределы зоны покрытия оплачивает Клиент.
Ваша Мобильность – наша цель!

Сервисное обслуживание

2.1. В рамках программы «Помощь на дорогах», Компания на основании акцепта Клиента круглосуточно организует выполнение (без ограничений по количеству обращений) следующих работ и услуг в отношении автомобиля, указанного в учетных данных и предоставляет Клиенту Компании следующую информацию:

— экстренная техническая помощь при неисправности автомобиля;

— эвакуация автомобиля при неисправности;

— техническая консультация по телефону.

2.2. Любые работы и услуги, связанные с выполнением мероприятий, указанных в абзацах первом и втором, пункта 2.1 настоящих Правил, выполняются не более чем один раз по каждому событию, послужившему причиной обращения Клиента в Контакт-центр «Мерседес-Бенц».

2.3. Услуги, указанные в пункте 2.1 настоящих Правил, включают в себя следующие виды работ и услуг:

В рамках экстренной технической помощи не менее чем один из следующих видов работ и услуг:

а) Проведение мероприятий по пуску двигателя автомобиля при разряженной штатной аккумуляторной батарее, в том числе не менее чем от одного внешнего источника;

б) Экстренный ремонт систем электрооборудования автомобиля при наличии технической возможности с соблюдением требований производителя и в рамках руководства по эксплуатации автомобиля; проведение мероприятий по отключению дополнительно установленных (нештатных) систем сигнализации или иммобилизации автомобиля. При необходимости более сложного ремонта, чем приведено в руководстве по эксплуатации автомобиля, осуществляется эвакуация на авторизованную СТОА «Мерседес-Бенц».

в) Помощь в дозаправке автомобиля топливом (кроме газового топлива) в количестве не более десяти литров, при условии отсутствия топлива в топливном баке, включающая в себя не менее чем один из видов следующих работ, при условии оплаты Клиентом стоимости топлива по предоставленному техником чеку:

— непосредственная доставка топлива соответствующего вида с ближайшей к месту нахождения автомобиля АЗС и заправка автомобиля топливом, с соблюдением условий данной процедуры, определенных в руководстве по эксплуатации автомобиля.

— обеспечение доставки Клиента Компании вместе или отдельно от автомобиля до места ближайшей АЗС соответствующего вида топлива (и обратно, в случае доставки Клиента отдельно от автомобиля) и помощь в заправке автомобиля указанным топливом.

Количество топлива в топливном баке определяется непосредственным исполнителем услуги по показаниям соответствующих штатных устройств автомобиля.

г) Работы по замене одного колеса автомобиля в сборе на штатное запасное колесо при отсутствии сорванных/неисправных крепежных болтов/гаек или иных систем и механизмов крепления колеса и при условии отсутствия специальных устройств, исключающих снятие колеса автомобиля без применения других специальных устройств (в случае отсутствия последних у Клиента Компании). В случае отсутствия запасного колеса или повреждения более чем одного колеса и при отсутствии возможности ремонта на месте с использованием средств, предусмотренных руководством по эксплуатации автомобиля, либо другими требованиями производителя, осуществляется эвакуация автомобиля на ближайшую авторизованную СТОА «Мерседес-Бенц» в зоне покрытия;

д) В случаях, если техник не смог устранить неисправность на месте, либо сотрудниками КЦ МБ или Партнера Компании было принято решение о невозможности устранения неисправности на месте, то осуществляется эвакуация автомобиля на ближайшую авторизованную СТОА «Мерседес-Бенц» в зоне покрытия.

В рамках эвакуации автомобиля, следующие виды работ и услуг:

а) Погрузка автомобиля полностью или частично на эвакуатор, закрепление автомобиля на эвакуаторе, либо закрепление буксировочного троса на автомобиле либо закрепление устройства, обеспечивающего жесткую сцепку между эвакуатором и автомобилем в целях буксировки.

б) Доставка автомобиля посредством эвакуатора на ближайшую к месту нахождения автомобиля или определенную сотрудником КЦ МБ авторизованную СТОА «Мерседес-Бенц». В отдельных случаях возможно принятие решения сотрудником КЦ МБ об эвакуации по месту требования Клиента.

в) Перемещение автомобиля с эвакуатора на землю и/или поверхность искусственного сооружения в целях оставления автомобиля в месте, указанном сотрудником КЦ МБ.

Эвакуация автомобиля производится в пределах зоны покрытия, с учетом требований настоящих Правил, действующего законодательства и инструкций по эксплуатации автомобиля и эвакуатора.

Эвакуация автомобиля происходит только в сопровождении Клиента.

В рамках справочно-консультационной помощи:

Предоставление силами Контакт-центра «Мерседес-Бенц» или Партнера компании технической консультации в рамках руководства по эксплуатации автомобиля;

2.4. Любые работы, выполняемые по требованию Клиента Компании в рамках программы «Помощь на дорогах» осуществляются в его присутствии и только при предъявлении Клиентом Компании водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства (паспорта транспортного средства), талона о прохождении государственного технического осмотра, и документов, подтверждающих законность распоряжения данным автомобилем.

2.5. Компания не несет ответственности и не возмещает расходов, как Клиентов Компании, так и третьих лиц, в том числе, но не ограничиваясь: упущенная выгода, штрафы, переезды, услуги такси, проживание в гостинице во время ремонта автомобиля, командировочные расходы, потери, связанные со сроками поставки товаров и производства услуг и тому подобное.

2.6. В соответствии с настоящими Правилами Компания не несет ответственности и вправе отказать Клиенту в выполнении работ и/или предоставлении услуг, предусмотренных в пункте 2.1 настоящих Правил, а также не компенсирует убытки, расходы, потери и т.п. в случаях:

— Если такое выполнение затруднено или невозможно в силу ограничения доступа к автомобилю Клиента сотрудников Компании и/или Партнера Компании; выполнение таких работ связано с возникновением опасности причинения вреда.

— Если после обращения Клиента в Контакт-центр «Мерседес-Бенц» нет возможности дозвониться до Клиента по указанному в учетных данных контактному телефону.

— Умышленных действий Клиента Компании, лица, допущенного к управлению автомобилем, пассажиров этого автомобиля, направленных на наступление события, явившегося причиной неисправности, либо при совершении или попытке совершения указанными лицами преступления или иного противоправного деяния;

— При обращении Клиента:

— не допущенного к управлению данным автомобилем, не имеющего документов, подтверждающих право владения, пользования и/или распоряжения данным автомобилем; а равно при отказе Клиента в предоставлении таких документов

— не имеющего права управления транспортными средствами соответствующей категории;

— находящегося в состоянии любой формы алкогольного, наркотического или токсического опьянения или под воздействием медикаментозных препаратов, применение которых противопоказано при управлении транспортными средствами;

— Противоправных действий Клиента, третьих лиц в отношении сотрудника Компании и/или Партнера Компании, а равно при законных требованиях уполномоченных должностных и/или иных лиц о прекращении выполнения работ или об отказе от их выполнения;

— Обращения Клиента при нахождении автомобиля вне зоны покрытия и отказе Клиента оплачивать необходимую услугу;

— Использования автомобиля в соревнованиях, испытаниях или для обучения вождению;

— Сдачи автомобиля в аренду, прокат или залог, если иное не установлено дополнительным соглашением Сторон;

— Нарушения Клиентом Компании или иным лицом правил эксплуатации автомобиля, том числе использование технически неисправного автомобиля, автомобиля, не прошедшего государственный технический осмотр в установленном порядке, нарушения правил пожарной безопасности, правил перевозки и хранения огнеопасных и взрывоопасных и иных опасных веществ, и/или тяжеловесных грузов и предметов, требований безопасности при перевозке грузов;

— Последствий воздействия температуры, осадков или иных природных явлений, исключающих нормальную жизнедеятельность;

— Воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

— Военных действий, маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, конфискации, изъятия, реквизиции, ареста или уничтожения автомобиля по распоряжению государственных органов.

2.7. Решение об объеме, виде выполняемых в рамках программы «Помощь на дорогах» работ и услуг, а также об ограничении исполнения или отказе от исполнения полностью или частично принимается уполномоченным сотрудником Компании, Контакт-центра «Мерседес-Бенц» и/или Партнера Компании в зависимости от имеющихся условий, наличия возможности и с учетом волеизъявления Клиента Компании, в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

2.8. По факту оказания услуг непосредственный исполнитель услуги (техник, водитель эвакуатора) выдает Клиенту заказ-наряд на выполненные работы, рекомендации в котором обязательны к выполнению Клиентом.