Содержание
- Является ли гужевая повозка транспортным средством?
- Обычный транспорт или красивая традиция?
- От саней до фаэтона
- Что общего у каюра и велосипедиста
- Все по правилам
- Право управлять повозкой надо доказать
- У лошадок тоже есть права
- И верхом, и шагом
- В «правах» введут категорию «водитель кобылы»
- Гужевой транспорт
- Лошадиные силы в прошлом: история гужевого транспорта
- Дилижанс
- Тройка
- Шарабан
- Омнибус
- Конка
- Гужевой транспорт в наши дни
- История
- Примечания
- «Карету мне, карету!» // Как Совет по кодификации не уступил дорогу гужевому транспорту
Является ли гужевая повозка транспортным средством?
Для современного горожанина упряжка с лошадью – экзотика и романтика, которую не встретишь на улицах мегаполиса. А для сельских жителей гужевая повозка – актуальное и в двадцать первом веке средство передвижения.
Обычный транспорт или красивая традиция?
Рассуждая о том, является ли гужевая повозка транспортным средством, следует принять во внимание, что, несмотря на бурное развитие технологий, в некоторых районах земли именно такое транспортное средство остается основным способом передвижения и перевозок различного груза.
Конные упряжки – украшение романтических свадеб, развлечение для туристов, помощь фермерам. Собачьи и оленьи упряжки – традиционный способ передвижения для жителей Крайнего Севера, где техника дает сбои в условиях сорокаградусных морозов, а ездовые животные быстро и безопасно перевозят грузы и людей. Трудно сохранить работоспособность техники и в условиях невероятной жары, где надежно движутся в заданном направлении караваны повозок, запряженных мулами, верблюдами, слонами. По всему миру миллионы людей и тонны грузов ежегодно перевозят тем же способом, что и наши далекие предки, – в телеге.
В современном мире среди разнообразных средств передвижения не утратила актуальности гужевая повозка. Фото мегаполисов, где среди потока современных автомобилей движутся конные упряжки, – тому подтверждение. А в сельской местности такой способ передвижения может оказаться более удобным и доступным.
От саней до фаэтона
Интересно, что к гужевому транспорту относятся самые разнообразные виды повозок – телеги, фургоны, двуколки, кареты, фаэтоны, коляски и даже сани, а запряжены в них могут быть не только лошади, но и ослы, ишаки, ездовые собаки, верблюды и даже слоны. Поэтому, отвечая на вопрос о том, какое транспортное средство называется гужевой повозкой, наиболее точный ответ – это вид колесного безрельсового транспорта, приводимый в движение животными.
Причем этот вид транспорта, как и большинство других, может быть пассажирским, грузовым или специального назначения. Гужевые повозки следует отличать от вьючных, тут груз закреплен непосредственно на спине или боках ездовых животных.
Данный вид транспорта является экологически чистым, но не может состязаться с автомобильным, железнодорожным и воздушным по скорости, грузоподъемности и объему пассажироперевозок. Кроме того, тягловые животные могут испугаться резких звуков, заболеть, заупрямиться во время пути. То есть, без сомнения, гужевая повозка – транспортное средство, управление которым требует соблюдения правил безопасности.
Что общего у каюра и велосипедиста
Человека, который управляет упряжкой, называют в общем случае ездовым. В зависимости от упряжных животных это может быть кучер (управляет упряжкой копытных животных) или каюр («рулит» ездовыми собаками). Независимо от вида гужевого транспорта, передвигаясь по общественным магистралям, ездовой обязан сообщать другим участникам дорожного движения об изменениях темпа или направления езды: о поворотах, перестроении на другую полосу, замедлении, ускорении и остановке. Условные знаки можно подавать рукой или кнутом, по содержанию и смыслу они похожи на жесты, которые используют простые велосипедисты.
Все по правилам
Независимо от назначения использования, следование гужевого транспорта по дорогам требует строгого соблюдения правил. Например, как и другой медленно движущийся транспорт, повозки могут следовать по одной полосе, если только ее смены не требуют соответствующие знаки. При необходимости поворота на другую дорогу кучер обязан подать соответствующий знак перед сменой полосы движения. Сворачивая в ворота или боковой проезд, ему не требуется менять полосу движения, можно оставаться на прежней.
Для передвижения в темное время суток и в условиях плохой видимости все виды гужевых повозок должны быть обязательно оснащены осветительными приборами. На торцевой стороне повозки должен быть закреплен светоотражающий элемент красного цвета. Там же рекомендовано прикрепить предупреждающий знак – красный треугольник, который будет хорошо заметен и в светлое время суток.
Право управлять повозкой надо доказать
В некоторых странах мира, например в Великобритании, управлять гужевым транспортом разрешено всем, даже детям. Это правило не менялось на протяжении последних столетий. Однако в российских условиях ответ на вопрос о том, нужны ли права на гужевую повозку, был переосмыслен совсем недавно.
В России любой вид транспорта, в том числе и гужевой, на законодательном уровне признан источником повышенной опасности. Следовательно, управление повозкой можно осуществлять только с четырнадцати лет. А с 2017 года правила стали еще более жесткими – для управления, например, конной упряжкой, требуется получить водительские права, а само транспортное средство теперь подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Каждая повозка должна иметь собственный регистрационный знак, а разрешение на управление выдается сроком на 5 лет. Любопытно, что порядок получения прав на управление гужевым транспортом предполагает сдачу экзамена. Однако, как именно будет производиться обучение кучеров и выполняться проверка их мастерства, пока доподлинно неизвестно.
Необходимость получения прав на управление гужевым транспортом – дополнительное подтверждение как популярности этого средства передвижения, так и того, что даже конная упряжка является полноценным участником дорожного движения.
У лошадок тоже есть права
Новацией правил дорожного движения является отдельное внимание к соблюдению прав животных, которые будут использоваться при осуществлении гужевых перевозок:
- Разрешено впрягать в повозку только животных, которые специально обучены этому и предназначены для такого вида использования.
- Каждый владелец гужевого транспорта обязан соблюдать требования гуманного отношения к животным, и в случае их нарушения он может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности.
- Нагрузка повозки должна соответствовать массе животных, которые обеспечивают ее передвижение.
И верхом, и шагом
Любопытно, что действующие в России правила дорожного движения устанавливают единые условия передвижения животных как запряженных в телеги и сани, так и вьючных и передвигающихся в стадах.
Всем видам транспорта с участием животных в городской черте разрешено передвигаться только в светлое время суток, причем занимать допускается только правую сторону.
Таким образом, все виды гужевых повозок являются полноценным транспортом, их передвижение и использование регулируются правилами дорожного движения, которые следует неукоснительно соблюдать всем, кто ими управляет.
В «правах» введут категорию «водитель кобылы»
Должна быть разработана и утверждена программа обучения – включая теоретическую часть, «площадку» и городское вождение лошади. На площадке юные погонщики лошадей, ишаков и северных оленей будут отрабатывать «змейку», парковку и старт на подъеме. И ГИБДД придется разработать специальный регламент приема экзаменов у начинающих извозчиков. Это ж сколько дел-то у бюрократов всех рангов прибавится?! Сколько ужасно сложных и чрезвычайно важных для государства дел!
Особенно забавным будет прохождение медкомиссии соискателями официального права управлять лошадью или собачьей упряжкой. Да, выражение «пьет как возчик» несколько утратило свою актуальность, но только из-за стремительного роста автопарка. Любопытно, кстати, будет посмотреть на дизайн будущих водительских удостоверений извозчика. Хотя, скорее всего, в наших «правах» просто появится новая, 17-я строчка, с категорией «Сa» – «cabman».
Кроме того, с 2017 года доблестным сотрудникам полиции будет чем поживиться не только на асфальте но и в грязи деревенских улочек и полевых дорожек. Ведь если у кого-то есть «права», значит можно их отнять! Сейчас что возьмешь с возчика, даже если он пьян «в дрова»? Да ничего. Едет, никому не мешает, и ни взятки с него не стрясти, ни протокола выписать – никакой пользы для служивого. А когда у водителя кобылы появятся «права», его можно будет мурыжить по полной программе, как и водителя: вплоть до «уголовки» за «повторное вождение ишака в пьяном виде»…
Гужевой транспорт
Смотреть что такое «Гужевой транспорт» в других словарях:
-
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — (от гуж кожаная петля которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт … Большой Энциклопедический словарь
-
гужевой транспорт — Вид наземного транспорта, в котором в качестве тяги используется сила животных: лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др … Словарь по географии
-
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных л. и др. упряжными ж ными (ослами, мулами и пр.). До появления железных дорог и автомобилей сухопутные перевозки на короткие и дальние расстояния осуществлялись Г. т. Обозы с груза … Справочник по коневодству
-
гужевой транспорт — (от гуж кожаная петля, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. * * * ГУЖЕВОЙ… … Энциклопедический словарь
-
Гужевой транспорт — вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др. ). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От… … Большая советская энциклопедия
-
гужевой транспорт — наземный транспорт, в котором используется тягловая сила животных (лошадей, волов, верблюдов, ослов, оленей, собак и др.), перевозящих грузы и людей на повозках (гужом). Разновидностью гужевого транспорта является вьючный транспорт (без повозок) … Географическая энциклопедия
-
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка грузов конной тягой. К Г. т. прежде всего относится само тягло лошадь, вол, верблюд и т. д., затем колесные повозки, сани, подсанки, сбруя и др. средства перевозки. Несмотря на быстрый рост советского автостроения и развитие… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
-
гужевой транспорт — извоз. извозчик. обоз. вьюк. вьючить. вьючный. навьючить, ся. развьючить. подкова. подковать. расковать, ся. взмылить (взмыленная лошадь). вспенить. загнать. прост: запалить. зарезать … Идеографический словарь русского языка
-
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — вид безрельсового транспорта, в к ром в качестве тяги используется сила упряжных ж ных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
-
гужевой транспорт — гужевой транспорт, вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Лошадиные силы в прошлом: история гужевого транспорта
История гужевого транспорта
11 января 1913 года в Париже с улиц исчезает последний омнибус на конной тяге. Мы подготовили обзор гужевого транспорта, бывшего когда-то неотъемлемой частью инфраструктуры крупных городов.
Дилижанс
Почтовый дилижанс
Дилижансы — закрытые многоместные кареты — использовались для перевозки пассажиров, товаров и почты между городами. Первые дилижансы появились в Великобритании в XVI веке. Они совершали маршруты между специальными станциями, где экипажи меняли лошадей и отдыхали. По сути, они являлись предшественниками современного железнодорожного транспорта. Пик популярности дилижансов пришелся на конец XVIII — начало XIX века.
Дилижанс на Диком Западе
В Америке дилижансы являлись неотъемлемой частью «культуры» Дикого Запада.
Дилижанс в России
В России первые дилижансы появились в 1820 году. Экипажи ходили по маршруту Москва — Санкт-Петербург. На один переезд требовалось более четырех суток. До конца XIX века появилось еще около пяти маршрутов, связывающих крупные города.
Тройка
Знаменитая русская тройка
Русская «тройка» появилась в конце XVIII — начале XIX века. Изначально этот вид транспорта служил для доставки почты, позже — для перевозки пассажиров. Особая система бега лошадей (коренная шла рысью, а пристяжные скакали галопом) позволяла развивать скорость до 50 км/ч. С середины XIX века стали проводиться соревнования троек. Изображение упряжи часто фигурировало на картинах многих мастеров, а за рубежом тройка всегда считалась невероятной экзотикой.
Шарабан
Шарабан в Британии
Шарабан для прогулок «на природе»
Шарабаны (дословно: повозка с деревянными скамьями) впервые появились во Франции в начале XIX века. Они использовались для прогулок, охоты и поездок «на природу». Особую популярность шарабаны получили в Британии во второй половине XIX и начале XX века.
Омнибус
Омнибус в Лондонском музее транспорта
Первые омнибусы появились на улицах Парижа в 1662 году, однако развитие получили только в XIX веке. Официально, первый «классический» омнибус начал перевозить горожан в 1826 году в городе Нант, Франция. Первопроходцами стали Этьен Бюро (Étienne Bureau) и Станислас Бодри (Stanislas Baudry), которые создали маршруты для личных нужд: Этьен перевозил рабочих, а Станислас организовывал поездки в свою баню. В 1829 году первые омнибусы появились в Лондоне и Нью-Йорке, а спустя 20 лет они уже широко использовались во многих городах трех стран-первопроходцев. В отличие от дилижансов, омнибусы перевозили пассажиров на небольшие расстояния в черте города.
Первый омнибус в Петербурге
В России этот вид транспорта впервые появился в Петербурге в 1832 году и просуществовал вплоть до начала Гражданской войны. Стоит отметить, что в середине 30-х годов были популярны омнибусы на паровой тяге.
Конка
Конная железная дорога в австралийском музее
Одновременно с омнибусами, в крупных городах стали появляться конки — конно-железные дороги, предшественники современных трамваев. Однако и их расцвет пришел не сразу. Должное признание они получили только в 1852 году, когда Альфонс Луба (Alphonse Loubat) изобрёл рельсы, утапливающиеся в дорожное полотно. Рельсовый гужевой транспорт стал постепенно вытеснять омнибусы.
Конка в Москве
Конка в Самаре
Первая конка в России была проложена в 1854 году недалеко от Петербурга. Во второй половине XIX века они появились и в других крупных городах: Москве, Казани, Минске, Самаре, Екатеринбурге, Новгороде и др..
«Дорога на столбах» Ивана Эльманова
Стоит отметить, что первый в мире монорельс изобрели в России. В 1820 году Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», представлявшую собой поднятый над землей брус, по которому передвигалась вагонетка на конной тяге. Однако, идея подмосковного изобретателя не прижилась, а патент на монорельс получил Генри Робинзон Пальмер в 1821 году.
Гужевой транспорт в наши дни
«Double-Decker» на лошадиной тяге в Лондонском музее транспорта
В наши дни гужевой транспорт окончательно уступил машинам, ведь они быстрее, мощнее и экономичнее, однако в некоторых уголках планеты, «лошадиные силы» еще используются, как в былые времена.
Конный трамвай в Дугласе
В Дугласе, на острове Мэн, вдоль берега проходит одна из немногих оставшихся в мире линий конки. Ее протяженность — 2,8 км.
Современный туристический омнибус
В городе Санта-Клара на Кубе омнибусы до сих пор используются как городской транспорт. Во многих городах Европы омнибусы ходят по туристическим маршрутам.
Одним из самых удобных современных видов городского транспорта считается метрополитен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сани с упряжью, Славное, Украина, 2002
Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени (и даже овцы, страусы, слоны, ламы, верблюды, жирафы и другие). В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт. .
Использование вьючных животных (мулов) ВС США, 1942–46 гг.
В том случае, когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта.
Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, знак запрещает движение гужевого и вьючного транспорта на данной дороге.
История
Перевозка пива, Германия, 2006
Гужевой транспорт до середины XIX века был основным видом сухопутного транспорта, в середине XIX века широкое распространение получили железные дороги, в начале XX века широкое распространение получили автомобили, но гужевой транспорт оставался важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен моторизованными видами транспорта.
В северных регионах России вплоть до середины 1960-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались ездовые собаки. Собачьими упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.
С начала XXI века гужевой транспорт используется в сельской местности, а в развивающихся странах роль гужевого транспорта высока.
Во многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов.
> См. также
- Одомашнивание лошади
- Конный привод
- Кавалерия
- Конка
- Телега
- Карета
- Дилижанс
- Омнибус
Примечания
- 1 2 Гужевой транспорт // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Гужевой транспорт. География. Современная иллюстрированная энциклопедия.. Под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн. 2006.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.
«Карету мне, карету!» // Как Совет по кодификации не уступил дорогу гужевому транспорту
Через президентский Совет по кодификации гражданского законодательства проходит много законопроектов разного достоинства. Но не так часто встречаются настоящие бриллианты, обсуждение которых вызывает живой интерес и иногда улыбку у всех присутствующих. К таким, пожалуй, можно отнести известный законопроект ЛДПР о родовых усадьбах, суливший всем если не статус новых дворян, то по крайней мере материальную основу для этого (см. ). На прошлой неделе Совет ознакомился с другим законопроектом, который обещает привлечь к себе широкое общественное внимание, хотя бы со стороны тех, кто ездит на телегах, собачьих упряжках и каретах, — законопроектом «О перевозках пассажиров и багажа гужевым транспортом и верховой езде в городских поселениях…».
Потребность в принятии этого документа его разработчик, Министерство транспорта, объясняет немногословно, видимо, считая ее само собой разумеющейся. «В Российской Федерации использование гужевого транспорта происходит не только в сельской местности, но и в городских поселениях, в частности, для перевозки туристов, новобрачных и осуществления иных мероприятий. Вместе с тем в действующем законодательстве… явно недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта». Важность проблемы подчеркивается тем, что его разработка стала одним из этапов к подготовке празднования 1000-летия основания г. Суздаля — решение об этом было принято на совещании с участием вице-премьера Ольги Голодец в октябре прошлого года.
Город Суздаль озаботился проблемой гужевого транспорта (похоже, впервые за свою 1000-летнюю историю) не случайно. Он оказался в списке городов, пострадавших от чрезмерного и, главное, нерегулируемого использования лошадей, телег и прочих сил природы. Другой проблемный город — это Санкт-Петербург, рассказывал членам Совета по кодификации замминистра транспорта. Он признал, что перевозки гужевым транспортом «не носят массового характера», однако «это не значит, что не надо защищать права пассажиров». «Они остаются один на один с лицами, оказывающими данные услуги. А зачастую это несовершеннолетние и люди в состоянии алкогольного опьянения». Этой отраслью никто не занимается, с сожалением констатировал выступавший, и объяснил, почему: кто-то считает гужевой транспорт сферой культуры, кто-то — сферой спорта, а кто-то (и в их числе Минтранс) — сферой транспорта.
Хотя гужевой транспорт разработчики документа рассматривали как редкость, но все же относились к нему серьезно — как к средству передвижения. Его использование как в коммерческих, так и в личных нуждах обстоятельно урегулировано на 34 страницах текста. Всевозможные транспортные средства постарались перечислить максимально полно. Это «коляски, кабриолеты, тележки, сани, фургоны, парадные (церемониальные) кареты, купе, фаэтоны, катафалки, двуколки, детские коляски». Помнится, в литературе можно встретить еще бричку и тарантас. Но, видно, эти виды транспорта уже вышли из моды со времен похождений Чичикова.
Законопроект охватывает не только передвижение на прицепленных к животным объектах, но и верховую езду: «передвижение физического лица верхом на животном, по дорогам общего пользования и в общественных местах» (пунктуация оригинала; это как раз тот случай, когда запятая в тексте играет большое значение — получается, что верховой ездой признается и ходьба пешком. — В.Б.).
Члены Совета по кодификации обеспокоились тем, что регулирование все же не будет достаточно полным. «Рассматриваете ли вы собачьи упряжки? Учитываете ли вы пони, которые катают детей?» — интересовались эксперты у замминистра транспорта. Из его ответа следовало, что чиновники не забывали об этих видах транспорта, но все же законопроектом они не охватываются, так как он регулирует только передвижение в городах, где собачьих упряжек немного, и по дорогам общего пользования, на которые пони вряд ли попадут.
Возможно, вдохновленные примером разработчиков, члены Совета предлагали им новые сферы, которые вскоре также могут потребовать пристального внимания. Вспомнили, что в московском Парке Горького можно встретить десятки велорикш, а вскоре их вполне могут дополнить и простые рикши. Законопроект же пока охватывает только случаи, когда объект приводится в действие животными (правда, не ясно, что имелось в виду в случае с детской коляской). Вскоре в Минтрансе придется создавать отдел гужевого транспорта и рикш, иронизировали эксперты.
Удивило членов Совета и то, что для гужевого транспорта придуман и подробно урегулирован специальный договор фрахтования (телеги?). «Для каждого вида транспорта мы будем вводить новые договоры?!» — спрашивал завкафедры гражданского права МГУ Евгений Суханов. Мало того что это приведет к ненужному усложнению регулирования, так еще сама модель перевозки гужевым транспортом как чистой перевозки (с нормами о багаже, ответственности за его утрату, возможностью отказаться от перевозки и т.п.) не вполне корректна, считает ученый. Туристы и брачующиеся заключают скорее комплексные договоры оказания услуг, а не просто перевозки.
Из последнего замечания вполне может вырасти кандидатская диссертация по гражданскому праву о соотношении гужевой перевозки и оказания услуг. Однако едва ли такие комментарии могли сильно заинтересовать разработчиков законопроекта. Было ясно, что основная цель документа все-таки не прояснение гражданско-правовой стороны гужевого транспорта, а предоставление властям возможности урегулировать эту отрасль административными методами. В законопроекте много сказано о том, что владельцам повозок, телег и т.п. надо будет получать разрешение на их использование, причем на каждое средство отдельно, что органы власти регионов смогут устанавливать условия верховой езды, виды гужевых транспортных средств, порядок их регистрации и установки на них номерных знаков, перечень гужевых животных (кстати, здесь можно решить проблему рикш) и животных для верховой езды, а также перечень дорог, по которым можно будет передвигаться на гужевой тяге. В конечном счете все сводится к лицензированию этой деятельности и установлению на нее квот. Это не скрывал и замминистра, сравнивший гужевой транспорт с такси.
Похоже, единственной ошибкой разработчиков стало то, что они включили в документ частноправовые нормы. Без них законопроект не попал бы в Совет по кодификации, а прошел бы по всем инстанциям и, возможно, через Госдуму без серьезных замечаний. А так он получил отрицательное заключение, которое, впрочем, легко обойти, исключив из текста все, что касается гражданского права.