Реформа ОСАГО 2018

Содержание

Новости ОСАГО 2019-2020

Представляем вам самые интересные и свежие новости о ситуации в мире автострахования гражданской ответственности за текущий период.

ВЫПЛАТЫ И ТАРИФЫ

  • Цена ОСАГО для безаварийных водителей после перехода на новую систему расчета тарифов может снизиться в 3-4 раза.

Мы уже писали о том, что с 1 января 2020 года будет отменен территориальный коэффициент при покупке полиса ОСАГО, а с 1 октября 2020 – и коэффициент мощности ТС. При этом для индивидуализации тарифа страховщики могут предлагать водителям добровольно установить в салон телематическое оборудование (сейчас такая схема используется при страховании каско).

«При правильном использовании новой тарификации цена полиса может заметно снизиться, но не для всех. Речь идет о безаварийных водителях, которые соблюдают правила дорожного движения, не создают угрозы для других участников движения и не попадают в аварии. Например, для человека моложе 50 лет, который живет в Центральной России, имеет водительский стаж 30 лет, ни разу не попадал в ДТП, при условии, что на его машине установлен тахограф, цена полиса ОСАГО может быть около 2 500 рублей,” — уточнил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

По расчетам РСА, самый дорогой полис ОСАГО в 2020 году будет стоить около 16 000 рублей. «К злостным нарушителям ПДД и водителям с наиболее опасной манерой вождения страховщики смогут применять самый высокий тариф», – пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Что это значит для автостраховщиков? Переход на новую систему расчета тарифов ОСАГО дает страховщикам право самостоятельно определять тариф в пределах установленного ЦБ РФ коридора.

  • Законодатели предлагают отказаться от повышения лимита выплат ОСАГО по жизни и здоровью с 500 000 рублей до 2 млн. рублей.

Увеличение страховых выплат за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО в 4 раза неизбежно повлечет некоторый рост базовых тарифов, что смутило ряд законодателей. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев пояснил, что принятие поправки о повышении лимита выплат до 2 млн. рублей не может обойтись без корректировки тарифов ОСАГО.

Такое повышение, согласно предварительным оценкам РСА, составит в среднем примерно 15%. В общей структуре выплат по ОСАГО доля выплат за ущерб жизни и здоровью не превышает 5%.

По итогам 9 месяцев 2019 года средняя цена полиса ОСАГО в РФ составляет 5 409 рублей. Соответственно, надбавка величиной в 15% к за увеличенный 2 млн. рублей лимит обошлась бы водителям в среднем в 800 рублей.

Что это значит для автолюбителей? Таким образом, законодатели должны определиться с приоритетами для автовладельцев и решить за них, что лучше: сэкономить на ОСАГО чуть меньше 1 000 рублей в год или иметь гарантии выплат на 2 млн. рублей по возмещению ущерба жизни и здоровью? Мы будем держать вас в курсе складывающейся ситуации.

ЕВРОПРОТОКОЛ

  • С ноября 2019 оформить ДТП по европротоколу можно всего за 15 минут и без вызова сотрудников ДПС.

Водителям больше не потребуется самостоятельно вносить большую часть сведений в документ о ДТП. Данные автоматически подтянутся из АИС РСА и личного кабинета водителей на Едином портале госуслуг.

Что это значит для автолюбителей и страховщиков? Кроме очевидной экономии времени, нововведение позволяет уменьшить количество отказов в страховых выплатах на основании некорректно составленных материалов. Приложение выполнено так, чтобы пользователю было интуитивно понятно, какие необходимо ввести данные. Поскольку остальная информация подтягивается автоматически, вероятность допущения ошибки при заполнении становится крайне мала.

Е-ОСАГО

  • С 29 октября 2019 в силу вступили новые поправки в законодательстве об оформлении е-ОСАГО.

Теперь распечатывать электронную версию полиса не обязательно, достаточно предъявить документ на электронном носителе (смартфоне, планшете, ноутбуке и т.п.).

Раньше, если полис был не распечатан, сотрудники ДПС смело выписывали штраф в размере 800 рублей и не желали ничего слушать об электронной версии.

Что это значит для автолюбителей? По новым правилам блюстители порядка не имеют права выписать штраф при отсутствии у водителя распечатанного полиса ОСАГО. Если водитель по каким-либо причинам вообще не может продемонстрировать полис, инспектор обязан запросить эти данные в электронной системе по своим каналам. И только в случае, если наличие полиса не подтвердиться системой, представитель закона может выписать штраф. Однако грамотность работы этого нововведения все еще остается под вопросом, так как новый закон пока не внесен в ПДД.

ДОКУМЕНТООБОРОТ В ОСАГО

  • Теперь и медработник может подать документ в страховую.

    С 29 октября 2019 страховщики обязаны принимать документы не только от сотрудников полиции, но и от медиков и спасателей, прибывших на место аварии.

  • Изменен перечень документов для оформления ОСАГО.

    Скорректирован перечень документов, представляемых владельцем транспортного средства при заключении договора ОСАГО в соответствии с изменениями в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ. Теперь при оформлении полиса ОСАГО:

— Страхователем может выступать собственник ТС либо один из допущенных к управлению ТС;

— Для зарегистрированных ТС необходимо указывать документ СТС;

— Для НЕзарегистрированных ТС необходимо указывать документ ПТС.

Автор статьи: Мария Дергачева

С 29 октября вступила в силу новая редакция закона об ОСАГО, серьезно изменившая порядок оформления страхового полиса. Одно из самых важных нововведений коснулось электронных полисов ОСАГО: этот документ теперь не нужно печатать на бланках строгой отчетности, объяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Начиная с этого дня инспекторам ГИБДД можно просто предъявить изображение на телефоне либо распечатать электронный документ на обычной бумаге. Соответствующие изменения должны в ближайшее время появиться и в ПДД.

«Вступили в силу изменения в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь договор ОСАГО, заключенный в виде электронного документа, можно предоставить сотрудникам ГИБДД путем демонстрации электронного документа, который страховые компании высылают на электронную почту страхователя. Также инспектору можно показать документ, размещенный в личном кабинете страхователя ОСАГО на сайте страховщика, либо его копию, распечатанную на бумажном носителе», — уточнили в РСА.

Таким образом, обязанность представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса с 29 октября полностью исключена. Можно показать только документ в электронном виде. Но если водители все-таки опасаются, что в момент остановки сотрудником ГИБДД у них может не быть доступа в интернет, то лучше заранее распечатать полис ОСАГО на бумажном носителе или скачать его из личного кабинета и возить с собой бумажную копию.

Фото: Олег Лозовой / РБК

В МВД России при разъяснениях использовали такие же формулировки, согласно которым страховой полис может быть представлен для проверки по требованию сотрудников полиции на бумажном носителе, а в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. Однако теперь нельзя оштрафовать водителя с электронным полисом на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3 КоАП России за отсутствие документа в бумажном виде. В случае проблем со связью проверка может занять определенное время. Какое именно, в МВД России не конкретизировали.

«В случае если у водителя на руках есть только электронный полис, проверка факта заключения договора обязательного страхования будет проводиться сотрудником Госавтоинспекции путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, что может потребовать некоторых временных затрат. Если водитель будет не согласен с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, он может воспользоваться своим правом на его обжалование в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП», — сказали в МВД.

В МВД также напомнили, что управление транспортным средством, владелец которого не исполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, квалифицируется как нарушение ч. 2 ст. 12.37 КоАП и влечет штраф 800 рублей. А управление ТС с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление лицом, не указанным в страховом полисе, — по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, за что полагается штраф 500 рублей.

В случае если водитель застрахован и в качестве подтверждающего документа получил от страховщика полис на бланке, но на момент проверки не имел документ при себе, его действия подпадают под определение ч. 2 статьи 12.3 КоАП. Инспектор может выписать такому забывчивому автомобилисту предупреждение или оштрафовать его на 500 рублей.

Недостоверные сведения приведут к аннуляции полиса

Глава РСА Игорь Юргенс рассказал и о других принципиальных нововведениях. В частности, внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО теперь приравнено к его отсутствию. Получается, что, если водитель предоставил недостоверные сведения не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, что повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, — рассказал Юргенс. — Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса».

Глава РСА также добавил, что организация создает в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, и предупредил о рисках езды с такими полисами: «Экономия 1–2 тыс. руб. на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может в итоге обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей». Чтобы избежать неприятных сюрпризов, в РСА рекомендовали проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику.

Страховщики получили новые возможности для регресса

Изменения в законе дали страховщикам право применять регресс (случаи, в которых водитель должен будет вернуть страховой компании сумму, выплаченную организацией вместо виновника ДТП) в ряде новых ситуаций. Теперь это отказ от медицинского освидетельствования и употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Другие изменения в законе предполагают, что, если владелец ТС представил ненадлежащим образом оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик обязан оповестить об этом автомобилиста в день обращения. Кроме того, РСА будет присваивать договору ОСАГО уникальный номер. Поправками также конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС, а не просто с абстрактным лицом. Кроме того, если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то на сайте страховщика не появится возможность оплатить премию. Страховщик в таком случае оповестит водителя о необходимости корректировки заявления.

Реформа ОСАГО: что изменится в автостраховании в 2019 году

ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности. Водители знают, что выезжать на дорогу без ОСАГО нельзя. Смысл этого полиса в том, что, если по вашей вине произойдёт авария, вам не нужно будет платить за ущерб пострадавшему: его покроет страховая компания, у которой вы купили полис.

Как рассчитывается стоимость полиса по старым правилам

Сейчас страховые компании устанавливают базовый тариф (ТБ) по ОСАГО для всех жителей одного города. Затем на цену полиса влияют разные коэффициенты. Формула для расчёта ОСАГО на настоящий момент выглядит так.

ОСАГО = ТБ × КБМ × КТ × КМ × КВС × КО × КС × КН

  • КБМ — коэффициент бонус-малус. КБМ водителя-новичка равен единице. Если в прошлом у водителя были аварии, коэффициент поднимается, и наоборот: за аккуратную езду полагаются бонусы. Если водитель год не оформляет полис ОСАГО, коэффициент снова возвращается к единице.
  • КТ — коэффициент территории. Устанавливается для каждого населённого пункта. Например, в Москве КТ равен 2, в Московской области — 1,7, а в соседней Калужской области — уже 0,9.
  • КМ — коэффициент мощности. Чем больше лошадиных сил, тем выше стоимость страховки. Сейчас при мощности машины от 120 лошадиных сил тариф вырастает на 40%, более 150 лошадиных сил — на 60%.
  • КВС — коэффициент возраста и стажа. КВС для новичков младше 22 или со стажем вождения менее трёх лет составляет 1,8, а для более опытных водителей — единицу.
  • КО — коэффициент ограничений. Если управлять машиной будет неограниченное количество водителей, страховка обойдётся дороже.
  • КС — коэффициент периода использования. При годовой страховке коэффициент равен единице.
  • КН — коэффициент нарушений. Учитывает грубые нарушения закона. Например, езду в пьяном виде или побег с места ДТП.

Какие недостатки у этой системы

ОСАГО — обязательное страхование, а потому очень распространённое. В 2017-м на него пришлось ОСАГО. Действия Банка России по стабилизации ситуации 17,4% всех страховых премий. В то же время более 80% жалоб на страховщиков касались именно ОСАГО.

Оценка водителей слишком общая

Водители города отличаются не только стажем и мощностью автомобиля. Кто-то сутками работает на машине, а кто-то ездит раз в неделю за продуктами. Кроме того, место регистрации лишь косвенно влияет на риск аварии, особенно с учётом того, что автомобиль можно поставить на учёт в любом регионе. Сейчас водители с одинаковым трафиком и аварийностью платят разные суммы за полис только потому, что формально они относятся к разным областям. При этом не учитывается ни реальная плотность движения, ни состояние дорог.

История аварий легко обнуляется

Достаточно 12 месяцев не быть вписанным в полис ОСАГО — например, ездить по страховке без ограничений — и КБМ снова вернётся к единице. При этом сгорают бонусы аккуратных водителей и аннулируется история аварийных.

Коэффициент мощности устарел

Машины мощностью 100 лошадиных сил раньше считались практически гоночными, и их страхование было дороже. Сейчас это стандартная мощность автомобилей, а для владельцев всё ещё действует повышенный тариф. При этом чёткой связи между мощностью автомобиля и аварийностью не было выявлено.

В чём суть реформы

Систему обязательного страхования хотят сделать более справедливой: рассчитывать стоимость ОСАГО не по усреднённым цифрам, а индивидуально для каждого водителя. Для этого Центральный банк и Минфин подготовили комплекс мер, которые будут проводиться поэтапно.

По итогам реформ будут отменены устаревшие или несправедливые коэффициенты. Вместо этого, страховые компании смогут вводить собственные коэффициенты для оценки водителей. Например, учитывать семейное положение или использование телематических устройств, которые отслеживают частоту езды и стиль вождения.

Чтобы повысить ответственность страховщиков за продажу полисов ОСАГО, ЦБ РФ планирует вести государственный реестр надёжных страховых агентов. На сайте Центробанка водители смогут увидеть, каким агентам можно доверять. Узнать стоимость полиса у разных страховщиков можно будет через индивидуальные калькуляторы на сайтах компаний.

Что именно изменится в ОСАГО

Учёт прошлых аварий и бонусов за безаварийность будет вестись более справедливо и понятно, перестанут учитываться коэффициенты мощности и территории, стаж и страховая история водителя будут рассматриваться более детально, а сам полис можно будет сделать на один день или на 2–3 года.

Расчёт коэффициента бонус-малуса (КБМ)

Коэффициент будет назначаться водителю 1 апреля каждого года. Сколько бы договоров ОСАГО автовладелец ни заключал, коэффициент не изменится. В следующее 1 апреля будет проверяться наличие или отсутствие выплат по авариям за прошлый год и назначаться новый коэффициент.

Отмена коэффициента территории (КТ)

Каждому водителю будет предложена собственная базовая ставка. Страховые компании смогут учитывать реальную ситуацию в городе и особенности вождения каждого человека. При этом, если водитель будет не согласен с оценкой одной компании, он сможет обратиться в другую — такая конкуренция заставит страховых агентов предоставлять справедливые и выгодные условия.

Отмена коэффициента мощности (КМ)

Помимо того что под повышенный тариф попадает слишком большое количество автомобилей, Минфин сообщает Минфин предлагает изменить учет региональных коэффициентов в ОСАГО , что по статистике МВД нет связи между мощностью автомобиля и количеством ДТП, поэтому КМ учитываться не будет.

Детальная классификация водителей по стажу

В новой системе стаж водителей станет более важным фактором. Например, водители с опытом вождения более 14 лет будут получать самый низкий коэффициент и платить за страховку меньше. Вместо текущих четырёх категорий будут введены 58.

Возможность сделать договор на любой срок

Владельцы автомобилей смогут заключить страховой договор на любое необходимое время — даже на один день. Это станет выходом в ситуациях, когда нужно ехать прямо сейчас, если машина используется всего несколько месяцев в году или когда старый полис истекает перед продажей.

Когда изменения вступят в силу

Законопроект находится в разработке, а сама реформа пройдёт в два этапа.

Первый этап. Банк России упростит и сделает более понятной и прозрачной систему присвоения КБМ, введёт более детальную градацию водителей по возрасту и стажу и расширит тарифный коридор на 20 процентов вниз и вверх. Указание Банка России уже утверждено и направлено на регистрацию в Минюст, оно вступит в силу через 10 дней после официальной публикации.

Второй этап. Будет принят законопроект, который разрешит страховым компаниям устанавливать индивидуальные базовые тарифы. Банк России по-прежнему будет назначать минимальные и максимальные значения тарифного коридора и контролировать прибыли страховщиков.

Кому выгодна эта реформа

По новой тарификации страховые компаниям смогут понизить цену полиса для опытных и аккуратных водителей и поднять для аварийных. Это значит, что те, кто соблюдает правила, не будут переплачивать за любителей полихачить.

Глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс говорит РСА: реформа ОСАГО поднимет цену для агрессивных водителей и снизит для аккуратных , что 80% российских водителей ездят аккуратно, поэтому полис станет дороже лишь для тех 20%, которые водят агрессивно и часто нарушают правила.

События года 2019

В начале 2019 года началась реформа ОСАГО: с 9 января тарифный коридор по «автогражданке» был расширен на 20%, а коэффициент «возраст-стаж» стал включать 58 вместо 4 параметров. С 1 апреля вступили в силу изменения, касающиеся коэффициента бонус-малус. Для тех автовладельцев, у кого было несколько значения коэффициента, закрепили один, самый низкий. В случае перерыва в вождении за автомобилистом теперь сохраняется тот же коэффициент, который был у него до перерыва.

С января по октябрь этого года средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5,3%, до 5400 рублей, посчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Средняя выплата при этом, напротив, выросла на 2,7%, до 68 тысяч рублей.

— За 10 месяцев этого года, после того как начался первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, общие сборы премий стали меньше на 7,43 миллиарда рублей, а общие выплаты увеличились на 7,76 миллиарда рублей. Одновременно, по данным Банка России, количество жалоб на ОСАГО за этот же период снизилось на 40%. Такие показатели — результат возросшей конкуренции между страховщиками, — указал президент РСА Игорь Юргенс.

В РСА настаивают на том, что реформу ОСАГО необходимо продолжить. Эксперты отмечают, что снижение средней премии по ОСАГО объясняется возросшей конкуренцией на рынке, а постоянный рост средней выплаты настораживает. Бесконечно такая ситуация продолжаться не сможет: чтобы в системе не наступил дисбаланс, важно довести до конца начавшуюся реформу по индивидуализации тарифов. Необходимо тщательно сбалансировать отмену одних коэффициентов с добавлением новых, характеризующих стиль вождения, степень потенциальной опасности автовладельца для других участников дорожного движения и других.

— На фоне новости о снижении стоимости полиса ОСАГО многие не обращают внимания на изменения других показателей. Так, например, увеличилось количество договоров (+1,5%), количество заявленных (+4,7%) и урегулированных убытков (+3,9%), общий размер выплаченных возмещений (+6,6%), — отметил директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. — А показатель общих сборов по рынку, напротив, сократился на 4%. В этих условиях рынок все еще сохраняет потенциал к снижению средней премии, но при этом начинает «балансировать» на грани убыточности. Усиление таких факторов, как мошенничество, способно нарушить стабильность сегмента и даже привести к новому витку кризиса. Поэтому для сохранения текущей тенденции необходимо продолжать реализацию проекта либерализации.

Второй этап реформы ОСАГО предполагал увеличение лимита выплат по ущербу жизни и здоровью в четыре раза, до 2 миллионов рублей, а также отмену коэффициентов территории и мощности при расчете тарифа. Вместо них планировалось ввести новый коэффициент, учитывающий манеру вождения и нарушения ПДД. Эти изменения, как ожидалось, позволили бы страховщикам сделать тарифы ОСАГО более индивидуальными и расширить тарифный коридор на 40%. Эксперты указывали, что такая конструкция сделает стоимость полиса более справедливой, и аккуратные водители не будут платить за лихачей.

Но рассмотрение законопроекта с этими изменениями в Госдуме, запланированное на середину октября, было перенесено. Депутаты во главе с председателем Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесли свой вариант изменений, которые вводят так называемый коэффициент нарушений ПДД. В случае неоднократных серьезных нарушений правил в течение года стоимость ОСАГО повышается. Речь идет о проезде на красный свет, превышении скорости более чем на 60 километров в час, выезде на «встречку», управлении автомобилем в состоянии опьянения.

«После дискуссии в парламенте, после обсуждения в администрации президента и с Банком России пришли к мнению, что расширение тарифного коридора и повышение страхового возмещения до 2 миллионов рублей может привести к существенному росту тарифов», — пояснил господин Аксаков «Интерфаксу». По его словам, индивидуализация тарифов с учетом соблюдения ПДД, количества дорожно-транспортных происшествий, иных критериев, характеризующих водителя — это главное, что должно обеспечить справедливость в тарифообразовании.

— В текущей версии законопроекта стоимость ОСАГО для «нарушителей» не может превышать трехкратное максимальное значение базовой ставки, установленное ЦБ для категории транспорта, — указал Виталий Княгиничев. — Что касается потенциала данной меры — на наш взгляд, введение коэффициента станет шагом на пути к индивидуализации тарифа. Ведь не секрет, что в ОСАГО давно сложилась ситуация, когда добросовестные автолюбители вынуждены переплачивать за аварийных. Главное — обеспечить бесперебойный доступ страховщиков к данным о нарушениях, что потребует синхронизацию баз данных и «тонкие настройки» систем.

Сейчас РСА разрабатывает в своей IT-системе «витрину» для Банка России, чтобы регулятор имел оперативный доступ к актуальным статистическим данным по ОСАГО и мог оперативно отслеживать динамику различных показателей. Об этом в октябре «Российской газете» рассказал исполнительный директор союза Евгений Уфимцев.

С 1 апреля 2020 года РСА добавит в IT-систему функционал, позволяющий бороться с распространенными мошенническими практиками по ОСАГО. Благодаря этому уйдет в прошлое проблема «фиктивных мотоциклов», когда при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль мошенниками в качестве марки транспортного средства указывались мотоциклы или мопеды, базовый тариф по которым ниже. А местом регистрации транспортного средства указывался регион с низким территориальным коэффициентом. Это позволяло сделать полис в несколько раз дешевле.

Как правило, его оформлением занимается «помощник», который разницу между действительной стоимостью полиса, полученной им от автовладельца, и оплаченной им по полученному при помощи таких манипуляций низкому тарифу кладет себе в карман. С таким полисом можно пройти проверку ГИБДД, но получить возмещение по нему невозможно.

>Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    • Статья 1 Основные понятия
    • Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3 Основные принципы обязательного страхования
      • Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
      • Статья 5 Типовые условия договора обязательного страхования
      • Статья 6 Объект обязательного страхования и страховой риск
      • Статья 7 Страховая сумма
      • Статья 8 Государственное регулирование страховых тарифов
      • Статья 9 Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
      • Статья 10 Срок действия договора обязательного страхования
      • Статья 11 Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • Статья 11.1 Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
      • Статья 12 Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • Статья 12.1 Независимая техническая экспертиза транспортного средства
      • Статья 13 Страховая выплата
      • Статья 14 Право регрессного требования страховщика
      • Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
      • Статья 15 Порядок осуществления обязательного страхования
      • Статья 16 Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • Статья 16.1 Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
      • Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
        • Статья 18 Право на получение компенсационных выплат
        • Статья 19 Осуществление компенсационных выплат
        • Статья 20 Взыскание сумм компенсационных выплат
          • Статья 21 Страховщики
          • Статья 22 Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
          • Статья 23 Замена страховщика
            • Статья 24 Профессиональное объединение страховщиков
            • Статья 25 Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
            • Статья 26 Правила профессиональной деятельности
            • Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
            • Статья 27 Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
            • Статья 28 Имущество профессионального объединения страховщиков
            • Статья 29 Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
              • Статья 30 Информационное взаимодействие
              • Статья 31 Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
              • Статья 32 Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
              • Статья 33 О вступлении в силу настоящего Федерального закона
              • Статья 34 Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

              Контроль над исполнением закона

              Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

              В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

              В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

              Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Новый закон об ОСАГО 2019 года

Новый закон ОСАГО – 2019 вступил в силу, и немалое число автомобилистов уже ощутило на себе его действие. Несмотря на то, что об изменениях в системе гражданского автострахования говорилось уже давно, для многих они стали неожиданными. Статья будет полезна всем, кто собирается оформить полис по правилам, действующим в 2019 году. Мы постараемся изложить основные пункты и нюансы измененных условий, расскажем о том, с чем придется столкнуться на практике владельцам транспортных средств при расчете страховки.

Что изменилось в системе автострахования с 9 января 2019 года

Одним из главных изменений в новом законе стал принцип судебных разбирательств между страховыми компаниями и автомобилистами. Заниматься именно вопросами обязательного автострахования будет в 2019 году специальный уполномоченный. Он будет помогать сторонам конфликта прийти к приемлемому решению. Должность омбудсмена по ОСАГО ввели в 2019, 9 января им стал Виктор Климов – руководитель проекта «За права заемщика» Общероссийского народного фронта. С 1 июня этого года омбудсмен начнет решать споры, касающиеся гражданского автострахования. Он начнет принимать заявления автомобилистов, оказывать помощь в решении споры со страховыми компаниями в досудебном порядке. Чтобы получить юридическую поддержку, автомобилистам (физическим лицам) не нужно платить. Обратиться к омбудсмену можно будет вне зависимости от суммы имущественной претензии, в основе которой – условия самого договора страхования. Если вопрос касается взыскания денежных средств, уполномоченный поможет урегулировать спор, когда речь идет о сумме не более 500 тыс. рублей (в остальных случаях новый закон предусматривает разбирательство в суде).

Появление регулятора споров страховщиков и автомобилистов призвано снизить нагрузку судебных органов. Еще одна цель – сократить финансовые затраты владельцев транспортных средств, связанные с подачей искового заявления и оплатой услуг юристов. По статистике, служителям фемиды приходится разбирать несколько сотен тысяч дел.

Ожидается, что с началом работы уполномоченного количество исков по ОСАГО будет в 2019 году значительно меньше. Сузится также поле деятельности всевозможных посредников, которые получают свою долю от неправовых поборов водителей, в том числе за надуманные штрафы и оплату навязанных и несуществующих услуг.

Кроме того, если речь идет о страховом покрытии и ремонте авто, то по новым правилам приоритетом будет оценка стоимости запчастей и услуг автосервиса, а не выплата по факту самого страхового случая, обозначенного в договоре.

Сколько придется заплатить при оформлении полиса по новому закону ОСАГО

Новые правила ОСАГО ввели в 2019 году. С 9 января по указанию ЦБ РФ был расширен коридор базовой стоимости полиса. Минимальная цена снизилась на 20%, и на столько же стала выше максимальная.

Фактический расчет стоимости базового тарифа составил 2746-4942 руб. Предыдущие показатели были следующими: 3432 руб. – наименьшая и 4118 руб. – наибольшая цена.

По информации ТАСС, осенью этого года изменится количество коэффициентов по стажу и возрасту – их станет 58. От того или иного показателя будет в значительной степени зависеть расчет стоимость полиса. Так, для водителя с небольшим стажем (до 2 лет) он составит 1,87, для сравнения 1,8 в предыдущий период. Аналогичное значение будет, к примеру, при расчете коэффициента страховки автомобиля, которым пользуются несколько водителей.

В зависимости от соотношения возраста автовладельца и его стажа можно оформить полис со скидкой. Ранее снизить стоимость по этим показателям было нельзя. Максимальная экономия по возрасту и стажу составит 7 процентов. Подробнее с условиями тарифов вы можете ознакомиться .

Какие изменения ждут нас в дальнейшем

Одним из грядущих нововведений станет переход в электронные носители, который планируется провести в течение 2019 года. Предполагается, что уже в ноябре все автовладельцы станут обладателями полисов в электронной форме.

Как выглядит новый блан полиса ОСАГо в 2019 году

Сначала произойдет добавление QR-кода к бумажному полису. С октября 2019 года планируется разместить двухмерный штрихкод быстрого распознавания, который смогут считывать камеры слежения на дорогах. Это делается с целью выявить неправильно оформленные и поддельные полисы ОСАГО, а также их отсутствие. Штрафы будут начисляться каждый раз по факту фиксации нарушения. За отсутствие страховки придется заплатить 800 рублей, за неправильное оформление – 500. Однако если помножить эти цифры на количество квитанций, которое может быть выписано, сумма может получиться немалая. Кроме того, уже в текущем году штраф может возрасти многократно и составить 8 тыс. руб. – эта инициатива уже обсуждается в Государственной думе.

Размер взыскания будет меньше, если в течение 20 дней вы внесете платеж. Однако лучше всего не доводить до штрафа и оформить полис у надежной страховой компании своевременно и правильно или онлайн в электронном виде на нашем портале.

Если этот пилотный проект покажет свою эффективность, переход в электронную форму будет продолжен, и тогда ГИБДД останется только считывать состояние страховки с помощью специальных приборов.

Уже сегодня заказать полис через интернет предлагают многие страховые компании. Электронный полис отличается от бумажного бланка способом регистрации, но имеет ту же юридическую силу. Чтобы оформить страховку через интернет, необходимо отправить заявку и получить ответ от страховой компании.

Приступить к процедуре вы можете прямо на сайте Выберу.Ру. Для этого нужно перейти в соответствующий раздел автострахования и нажать «Купить E-ОСАГО». Откроется форма для заполнения, где необходимо будет указать свои персональные и паспортные данные, место жительства, контактный телефон и имейл, а также дать согласие на передачу и обработку этих сведений. Если автомобилем пользуются несколько человек, необходимо будет указать информацию по каждому из них.

Расчет стоимости полиса не зависит от страховщика, поэтому в калькуляторе ОСАГО не указаны конкретные компании.

Новый закон ОСАГО – 2019 призван исключить нарушения, связанные с оформлением страховки «задним числом». Раньше многие из тех, кто становился участником ДТП, стремились получить полис сразу после аварии, чтобы на КБМ не отразился факт нарушения. Теперь сделать это будет невозможно, т. к. ОСАГО будет в 2019-м действовать только через 3 дня после оформления договора. Таким образом, факт ДТП будет в любом случае фиксироваться, а попытки мошеннических действий в области автострахования пресекаться.

Резюме

Итак, подведем определенные итоги того, какие изменения в законе по ОСАГО будут в 2019 году и какие уже действуют. Как мы видим, их общая цель заключается в том, чтобы упростить процедуру оформления и расчета итоговой стоимости полиса.

Несмотря на то, что коридор ставок расширен как в большую, так и в меньшую сторону, основная часть автовладельцев столкнется по факту с удорожанием страховки. Тарифы ОСАГО будут в 2019-м дешевле только для автомобилистов пенсионного и предпенсионного возраста – тех, у кого большой стаж вождения и безаварийной езды. Для молодых водителей оформить полис по новым правилам станет дороже.

Некоторые пункты расчета страховки остались прежними. Так, льготы и скидки на полис обязательного автострахования сохранены для водителей с инвалидностью.

Увеличится и денежное выражение штрафных санкций. Однако КБМ теперь будут рассчитывать не на все время действия страховки, а только на год и по первым числам апреля определяться заново.

Переход на электронный бланк полиса упростит систему считывания информации для сотрудников ГИБДД и сделает процедуру видеослежения за автомобилями автоматической. Кроме того, нововведение практически исключит случаи мошеннических действий с оформлением полиса, возможность его подделки и будет четко выявлять тех водителей, у которых нет страховки.

Внимание: вступили в силу важные поправки в закон об ОСАГО

Главное: внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО фактически приравнено к полному его отсутствию. Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

«Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, – пояснил в этой связи президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей».

Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. Также И.Юргенс разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности за отказ от медицинского освидетельствования и частности за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

Кроме того, в новом законе содержатся и другие изменения. Сорректирован перечень документов, предоставляемых владельцем ТС: вместо свидетельства о государственной регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ; в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации; дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин); дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин; дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренда) ТС;

Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»). Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.

Также исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на бланке строгой отчетности, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге. Наконец, электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).

Минфин, Центробанк и банковский комитет Госдумы договорились пересмотреть ряд параметров новой реформы ОСАГО, запуск которой ожидается в январе 2020 года. Их беспокойство вызвал возможный рост тарифов из-за подготовленных правительством изменений. Поэтому сейчас стороны обсуждают отказ от уже обещанного увеличения лимита выплат по ущербу жизни и здоровью при ДТП, а также сохранение территориального коэффициента и лишение страховщиков возможности варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев одного и того же региона.

Как стало известно “Ъ”, ЦБ, Минфин и комитет по финансовому рынку Госдумы решили пересмотреть ряд ключевых изменений реформы ОСАГО. Стороны готовят к «перевнесению» проект поправок к закону об ОСАГО, из которого теперь могут быть исключены три важных нововведения:

  • увеличение лимита выплат страховщика по ущербу жизни и здоровью в четыре раза (до 2 млн руб.);
  • ранее запланированный отказ от территориального коэффициента при расчете цены полиса (сейчас он может увеличить цену полиса более чем вдвое);
  • право страховщика варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев из одного и того же региона.

«Изучаются болевые точки, которые могут спровоцировать рост тарифов ОСАГО»,— подтвердил “Ъ” ожидающиеся перемены в реформе президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. При этом, по его словам, речь не идет «о политическом запрете или отмене курса на индивидуализацию тарифа». По сведениям “Ъ”, в администрации президента и ЦБ есть озабоченность по поводу возможного повышения тарифов ОСАГО — этим и вызван перенос срока рассмотрения правительственного законопроекта в первом чтении Госдумой с 15 октября на ноябрь. Участники процесса намерены обсудить все изменения дополнительно. 31 октября в Совете федерации пройдут парламентские слушания по проекту, на 18 ноября запланировано аналогичное мероприятие в Госдуме. «Ожидаем, что в ноябре поправки к закону будут рассмотрены Госдумой»,— сказали “Ъ” в РСА.

Напомним, помимо трех нововведений, готовящихся к возможной отмене, в ходе реформы с октября 2020 года предполагается отменить коэффициент мощности автомобиля (может повышать стоимость полиса в 1,6 раза). Компенсировать отмену коэффициентов страховщикам предлагалось расширением тарифного коридора сначала на 40%, потом на 30% (сейчас он установлен ЦБ в размере 2746–4942 руб.). Также вводится так называемый коэффициент страховщика, который будет учитывать грубые нарушения ПДД и манеру вождения.

О росте тарифов после запуска реформы еще летом предупреждали эксперты Финансового университета при правительстве — по их расчетам, прирост ожидался на уровне 15% (см. “Ъ” от 5 июля). При этом в октябрьском исследовании агентства АКРА говорится о том, что высокая конкуренция сдерживает рост тарифов по ОСАГО: «Мы наблюдаем тенденцию снижения средней премии на один полис, при этом показатели убытков и комиссионных расходов как минимум не улучшаются, что служит дополнительным свидетельством обострения конкуренции среди автостраховщиков». Аналитики агентства приводят в пример размер средней премии по ОСАГО в стране — в 2016 году она составляла 6,1 тыс. руб., по итогам второго квартала 2019 года — 5,2 тыс. руб. «В текущей ситуации на рынке определенное увеличение тарифов по ОСАГО становится неизбежным,— говорится в исследовании.— Единственный вопрос, произойдет ли это после очередных шагов регулятора по либерализации ОСАГО или до».

В ЦБ “Ъ” подтвердили возможность пересмотра ранее согласованной реформы. «Идет большое обсуждение законопроекта. С нашей точки зрения, наиболее значимым моментом реформы является индивидуализация тарифа,— сообщила пресс-служба регулятора.— Мы понимаем, что отказ от коэффициента территорий — сложный вопрос. Его сохранение сделает тариф менее индивидуальным и зависимым от места проживания. В то же время даже в таком виде это позволит системе стать более индивидуальной, чем при действующем регулировании». В части увеличения лимита выплат «по жизни» в ЦБ говорят о необходимости «взвесить увеличение таких гарантий и потенциальный рост стоимости ОСАГО».

Татьяна Гришина