Реклама запорожца СССР

Содержание

Как рекламировали машины в СССР

Впрочем, стоп! Машины, как это ни удивительно, рекламировали. Именно рекламировали, не ограничиваясь лозунгами. Красочные, креативненькие такие плакаты и буклеты в стране Советов можно было увидеть в интуристовских гостиницах и внешторговских офисах, конторах «Совтрансавто» и магазинах «Березка».

Потому как в первую, хотя и не единственную, очередь предназначались они «забугорному» потребителю и от части «выездным» совслужащим. Тем, кто привозил из загранок так называемые чеки Внешпосылторга (они же сертификаты и боны, эрзацвалюта, ходившая в СССР с 1964 по 1988 годы) и мог себе без очередей и переплат прикупить вожделенные четыре колеса.

А со стен перечисленных кабинетов эти произведения рекламного искусства, бывало, перекочевывали на стены коммуналок, «хрущоб» и дощатых домиков на шести сотках. Украшая интерьер и внушая уважение к Родине, чья автоиндустрия, как выяснялось, на равных конкурировала с западной!

«Китовый ус» ГАЗ-21

Ну, на равных не на равных, а теперь уже легендарная «Волга» ГАЗ-21 (М-21) стала одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей. И в том числе благодаря рекламным плакатикам, сегодня выглядящим убого, на брюссельской выставке «Экспо-58» советский стенд завоевал Гран-при. А советские рекламщики (вот бисовы дети – при любой формации и в любые времена своего не упустят) приписали диплом исключительно «Волге», поднимая продажи. Модель реализовывалась в десятках стран через дилерскую сеть ГАЗа по всей Европе (и Западной, и Восточной). Более того, эти авто даже выпускались методом отверточной сборки в Бельгии фирмой Scaldia-Volga, занимавшейся, кстати сказать, продвижением на западные рынки и других советских марок и моделей.

Но большинству советских людей машина, понятное дело, была недоступна, поскольку стоила боле 5 000 деноминированных рублей – около 50 средних зарплат рядового труженика. Впрочем, и сегодня модель по карману далеко не каждому. В зависимости от серии, аутентичности и сохранности, «двадцать первую» нынче торгуют по цене от 70 тыс. до 2 млн рублей.

«Волга» ГАЗ-24

Сменщица «двадцать первой» продавалась за рубежом еще более успешно, реализованы десятки тысяч машин по той же схеме – своя дилерская сеть и машинокомплекты. За без малого тридцать лет с конвейера сошло почти 1,5 млн экземпляров.

До середины 70-х – современный, комфортный, надежный автомобиль, да еще и дешевый по европейским меркам. И он действительно пользовался у западных европейцев спросом. Более того, там «двадцать четвертую», так же как и на родине, успешно использовали в такси (но с дизелем иностранного производства)! В общем, был смысл тратиться на рекламу.

А вот советский человек опять «пролетал». При цене авто в 16 000 рублей, частных владельцев модели было не много. Зато сегодня поклонники могут приобрести раритет по цене от 14 000 до 400 000 рублей.

«Горбатый» ЗАЗ-965

В народе его звали «Горбатый». Но не со зла. Наоборот, он оказался самым доступным, а может, потому и любимым (за девять лет производства было выпущено около 300 000 экземпляров) автомобилем в стране.

«Всего» 20 зарплат, и ЗАЗ-965 за 1 800 рублей (экспортная «отбраковка» чуть дороже – 2 200 рэ.) – ваш. И если для западного потребителя аналог FIAT 600 требовал рекламных кампаний, в которых фигурировал под именами Jalta и Yalta, то для нашего никаких плакатов не надо было. Автомобиль продавался совершенно свободно.

Ну, не то, чтобы стоял в магазине и пылился, а «подвозили», «выбрасывали». Но в любом случае купить можно было. Как, впрочем, и сегодня. Однако от былой «народной» цены теперь и следа не осталось. Нет, «убитый» экземпляр можно взять за 20 000, а вот «жужик-красавец» обойдется уже в 500 000 рублей. Причем предложение очень ограниченно.

«Ушастый» ЗАЗ-966

Второе поколение «Запорожца» также неплохо продавалось за границей (до 5 000 штук в год). При этом обратите внимание, как подавался рекламщиками этот Eliette/Jalta/ZAZ: в снегах, полях – на диком пленэре, одним словом. И не случайно. И его предшественник имел неплохую проходимость (гладкое, ровное днище), а 966-й и вовсе был вездеходом (приличный клиренс, повышенная нагрузка на ведущую ось), унифицированным по основным деталям с колёсным транспортёром переднего края ЛуАЗ-967.

Советскому же человеку и в этом случае плакатики были без надобности. «Ушастый» стоил в два раза меньше «Жигулей», был куда ремонтопригоднее и опять-таки продавался без очередей. А вот сегодня за ним придется погоняться! В Интернете практически нет предложений о его продаже! Зато в Украине им торгуют в полный рост. Цена варьируется от 3 500 рублей до 350 000.

«Москвич-412»

Широкий успех модели за границей, где ее знали как Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500, был вызван шумными успехами в ралли-рейдах «Лондон – Сидней», «Лондон – Мехико» и ряда других.

Впрочем, экспортный успех модели был все-таки не долгим, даже не смотря на то, что уже упоминавшаяся бельгийская Scaldia-Volga комплектовала его дизельными движками и всячески улучшала экстерьер и интерьер.

Но уже ко второй половине 70-х «четыреста двенадцатый» безнадежно устарел и морально, и технически. Но тут, наверное, стоит заметить, что «412» – суть продолжение еще более популярного за рубежом 408-го (до 50% выпуска шло на экспорт), чуть развившего, пусть и ненадолго, тему. Там он был известен как Moskvich Carat, Moskvich 408, Рила 1400, Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita,

412-й в первые годы выпуска также в основном шёл на экспорт (вот откуда такое обилие рекламной продукции), а в отечественные торговые сети попадала «отбраковка». Но стоила она приличных денег – почти 5 000 рублей. С появлением «Жигулей» и спада зарубежных поставок ситуация изменилась, и «Москвич-412» иногда можно было купить без очереди! А сегодня проблем и вообще нет – на маркетах его цена начинается от 10 000 и заканчивается 65 000 рублей. А вот «Москвич 408» ценится дороже – от 20 000 до 200 000 «деревянных».

«Копейка» ВАЗ-2101 и другие «Жигули»

Первенца тольяттинского автогиганта советские пиарщики рекламировали изо всех сил. Вот «копейка» с жирафами, вот в каких-то горах, явно намекающих на свое альпийское происхождение, вот в совершенно непонятном, но явно несоветского происхождения интерьере. Даже намека на продвижение модели в родной стране нет.

И правильно. Чего продвигать, если очереди на новинку немедленно выстроились пятилетние. И это несмотря на то, что машина стоила по меркам начала 70-х баснословных 5 500 рублей. С другой стороны, разномастный класс относительно состоятельных людей у нас имелся (тут и нефтяники-шахтеры, и профессора, и цеховики-валютчики) и за ВАЗ-2101 «без очереди» платили две-три цены.

Во всех своих реинкарнациях-модификациях эта «классика» разошлась тиражом под 5 млн экземпляров. В том числе и на экспорт. На рекламных плакатах красуются Lada-1200, 1300, 1500, 1600.

В вазовский универсал ВАЗ-2102 загружаются явно импортные чемоданы. Патефон в багажнике и вовсе выглядит издевательством над родиной машины. Самая элегантная машина семейства «трешка» и самая популярная в стране «шестерка» также подаются явно не в «совковом» антураже.

…Но прошло совсем немного времени, и вот уже чудом выжившие российские автозаводы бурно втюхивают нам свою продукцию, сменив плакатики на видеоролики и пускаясь в своих рекламных обещаниях во все тяжкие. А мы смеёмся над их РR-потугами и все меньше покупаем отечественных колёс. И может быть, это в том числе и расплата за рекламное пренебрежение к своему исконному клиенту.

Как АвтоВАЗ рекламирует свою продукцию и можно ли верить его рекламным обещаниям, Kolesa.Ru разобрались на примере известного видеоролика о выгодах покупки Lada Kalina.

История создания советского внедорожника «Нива»

В 1977 году «Нива» стала не только первым доступным джипом в СССР, но и открыла миру новый класс легковых автомобилей — комфортабельный внедорожник с постоянным полным приводом.

Надо сказать, что популярность на Родине к легендарному внедорожнику пришла не сразу. Поначалу «сельчане-колхозники», которые являлись целевой аудиторией новой модели, относились к машине скпептически — дескать, обычные «Жигули» в новом кузове и со странно-большими колесами. Однако чем больше ВАЗ-2121 «гастролировал» по стране, тем большее количество полконников он приобретал. О непростом пути создания и последующего всемирного признания отечественного внедорожника наш сегодняшний рассказ. Как это часто бывало в Стране Советов, приказ о разработке нового типа автомобиля поступил «сверху». в 1970 году Председатель Совмина СССР Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ создать принципиально — новую модель, сочитавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника. Строго говоря, в СССР такие автомобили начали создавать ещё в тридцатых годах, когда появился ГАЗ-61, позже был и Москвич-410 и ГАЗ-М-72 на базе «Победы».
Однако все эти машины использовали кузова уже серийно выпускающихся легковушек. Полноприводное шасси просто «подкатывали» под них. Здесь же перед инженерами трех заводов встала задача разработать автомобиль «с нуля», учитывая недостаки предыдущих выпускаемых моделей.

АЗЛК нашел достаточно простой выход из положения. Подновив и перелицевав разработку 1959 года Москвич-415/416, заводчане в 1973 году представили на суд комиссии внедорожник Москвич-2148/2150 (с открытым и закрытым верхом соотвественно). Однако, в серийное производство машина не пошла. Причиной «проигрыша» называется и лобби ВАЗа, и моральное устаревание конструкции и общая неготовность АЗЛК к масштабному освоению новой модели ввиду нехватки ресурсов. Так или иначе, Москвич являлся скорее «облагороженным» УАЗиком, чем действительно современным комфортабельным легковым автомобилем.
Следующим «претендентом» на производство стал представленный в 1972 году ИЖ-14. Маленькая белая машинка обладала «фирменным» Ижевским «лицом» (более подробно читайте о концепте здесь и здесь) и интересной коробкой передач, позволяющей одним движением выбирать полно, задне или переднеприводный режим. На ВАЗе к 1972 году был создан лишь «крокодил Гена» ВАЗ-Э2121 — страшненький тентованный автомобили для внедорожных испытаний — по сути, шасси с простейшими кузовами. Знакомый миллионам людей облик «Нива» принимает к 1973 году, стараниями ВАЗовского дизайнера Валерия Семушкина.
Интересно, что уже на этапе создания «крокодилов» проект «Нивы» покрывается плотной завесой секретности. На автомобили даже вешаются бутафорские шильдики и эмблемы несуществующей компании Formika («муравей» на латыни), а любопытным преподносится легенда об испытаниях нового румынского (!) ФИАТа. До официальной премьеры новая модель ни разу не попадала на страницы газет и журналов.

«Крокодил Гена» на испытаниях.

Эскизы Валерия Семушкина. Иллюстрация к книге «Высокой Мысли Пламень»

1972 год. Разработка новой концепции. Валерий Семушкин — крайний справа.
Вот как описывает ситуацию вокруг создания новой модели ведущий конструктор Петр Прусов:
» По «Ниве» в то время сложилась критическая ситуация.
При обсуждении концепции автомобиля ВАЗ-2121 было очень много споров.
Маститые специалисты отстаивали классический вариант — утилитарная форма, рама, барабанные тормоза спереди и сзади, зависимые подвески колёс. То есть, всё склонялось к традиционному открытому джипу. И это понятно — в то время по-иному никто и не мыслил.
Но мы, молодые, видели эту машину совсем другой (такой, какой она в итоге и получилась — не в деталях, конечно).
Но на художественном совете традиционная точка зрения возобладала и был принят открытый вариант (по закрытому у нас тогда ещё не хватало полновесных аргументов).
И я пошёл к Соловьёву (главный конструктор ВАЗа — прим. автора) и положил ему на стол заявление с просьбой освободить меня от обязанностей ведущего конструктора в связи с несогласием с основной концепцией проекта.
На тот момент полномасштабный пластилиновый макет открытого варианта был уже, что называется, «вылизан». Наш с Сёмушкиным макет (закрытого джипа) до такой кондиции мы довести ещё не успели и в сравнении он явно проигрывал.
Но B.C. посоветовал мне не горячиться, а подготовить убедительную аргументацию к ближайшему техсовету. Очевидно, внутренне он уже был со мной согласен, но хотел ещё раз всё взвесить.

К техсовету были подготовлены оба варианта. И как только совет начался, Соловьёв сделал гениальный ход. Он подошёл сначала к открытому макету:
— Конечно, этот вариант более проработан. Но он, увы, неперспективен. Поэтому давайте сделаем так — накроем его чехлом, чтобы он нас не отвлекал, и внимательнее посмотрим второй, закрытый вариант, который я считаю гораздо более перспективным.
И началось нормальное, спокойное обсуждение, которое и привело в итоге к тому, что наша точка зрения победила!
Надо сказать, что после утверждения концепции все споры прекратились и далее работа шла в соответствии с принятым направлением.»
Интересными представляются и воспоминания самого дизайнера Валерия Семушкина:
«Кстати, FIAT-127 мне очень нравился.
Особенно — дизайн его передней части. А вот задок (термин сугубо автоконструкторский, хотя и несколько режет слух) мне не нравился совсем, силуэт тоже не ахти. Но скульптурный рельеф передка мне как бы подсказывал ключ пластического решения будущей модели.»

FIAT-127

ВАЗ-2121 «Нива»
Сложно сказать наверняка, внешний вид какого автомобиля подтолкнул художника к кардинальному пересмотру образа вверененого ему проекта, однако серийный автомобиль 1977 года будет отличаться от первых макетов лишь нюансами. В частности, постепенно изменится светотехника.

«Нива» образца 1973 года. Передние «надфарники» и повторители поворотов раздельные, задние фонари круглые, отсутствуют привычные ручки дверей и дефлекторы в задних стойках. Бамперы скорее «бутафорские»

Нива образца 1974 года. Задняя светотехника от «трешки», появляются «нормальные» ручки и дефлекторы, бамперы уже хмроированные. Лючек бензобака «переезжает» на правый борт.
Повториле поворотов и «габариты» все ещё раздельные и округлой формы.
Знакомое всем «выражение лица». Бамперы уже пластиковые, а повторники и габариты, равно как и задняя светотехника — «шестерочные». Унификация по серийным моделям позволяла существенно удешевить производство
В 1974 году «Нива» и ИЖ-14 «сходятся» в решающей схватке на государственных испытаниях. Впрочем, даже испытания на тот момент представляли серьезную проблему. По каким параметрам оценивать автомобиль принципиально нового класса? По «внедорожной» или «легковой»? Итогом маневров в последствие стал выход нового ГОСТа. К испытаниям подошли серьезно — на разных этапах подлючались и ЛуАЗ, и «тяжелые» старшеклассники — УАЗ, классический Land Rover и «прорывной» на тот момент Range Rover. Однако настоящие «бои» проходили в ведомственных кабинетах, а не на заснеженных трассах или зыбучих песках. Судьба ИЖа-14 на тот момент была уже решена. Министерство Обороны, которому принадлежал завод, средств на освоение «сырого» автомобиля не выделяло, поэтому «Нива» оставалась единственным жизнеспособным проектом с перспективами серийного производства.
В 1977 году ВАЗ-2121 перебирается на основной конвейер и попадает в продажу. Цена — 9000 рублей, это немногим дешевле «Волги» и намного дороже «копейки». «Целевой аудитории» в виде колхозников и труженников села о таком автомобиле по прежнему остается только мечтать, а в 1979 году цена взлетает до баснословных 10300 рублей, что приводит к экономическому «чуду»: в стране с жутким дефицитом автомобилей падает спрос на новую модель — цену оперативно «вливают» в прежнее русло и продажи набирают обороты.

Эти упитанные модели даже не представляют, насолько престижный советский автомобиль стоит за их спинами.
Однако основная проблема для советского человека была не в том что «Нива» дорого стоит, а в том, что 80 процентов выпущенных машин уходило на экспорт. Нужно отметить, что на Западе автомобиль нового класса приняли очень тепло.
Вот что вспоминает об этом главный конструктор автомобиля Петр Прусов:
«… Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!
Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу — мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения. Ну-ну…
Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Комментарии, как говорится, излишни.»
В абсолютных величинах За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. внедорожников. «Нива» была единственным советским автомобилем, экспортируемым в Японию!
Конечно, «Нива» «на Запад» разительно отличалась от советского варианта. В завимости от пожеланий и возможностей дилера, «Нивы» получали «кенгурятники», «противотуманки», винилы на дверях и крыше, пластиковые молдинги и расширители колестных арок, литые диски и люки, напрочь перешивался салон срезалась крыша. Машина становилась пикапом, кабриолетом или даже тягачем для кемпера…
Кстати, в отличие от большинства советских автомобилей, цены на Lada Niva никогда не были демпинговыми. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).
Необычными были способы продвижения автомобиля и на Родине. В частности, помимо упомянутого пробега «по городам и весям», был создан аж тридцати-минутный рекламный ролик, рассказывающий про достоинства и недостатки новой модели. Подобное «эфирное» время на Западе стоило бы целое состояние!

Лада Казак — ни добавить, ни прибавить…
Разумеется, в силу необычной конструкции, Нива имела и славную спортивную карьеру. В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз — Андре Тресса- выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте» и «Алжирское ралли» Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум!
Lada Niva T3
«Нива» активно снималась и снимается в кино, причем по обе стороны Океана.
В фильме «Детройт — город рока», действие которого разворачивается в 1980 году, в кадре к главным герояем подъезжает доставщик пиццы на «Ниве». Примечательно, что данное появление — ляп реквизиторов: Нива поставлялась в Канаду, и, теоритически, вполне могла быть перепродана в США, однако экспорт начался лишь в середине восьмидестятых.
Лада Нива в фильме Бондианы «И целого мира мало»
Нива на испытаниях программы Top Gear. По сложившейся традиции, советский автомобиль тонет в болоте.
Информативный кадр из ленты Другой Мир позволяет судить о том, что по крайней мере, до 2006 года на вооружении венгерской полиции стояли рейсталинговые Нивы 1994 года.
Отличились и отечественные киноделы: в фильме «Любить по-русски» на Ниве разъезжает по деревне главный злодей, а три разноцветных генеральских Нивы в «ДМБ „создают в кадре ироничный триколор.
За свою долгую конвейерную жизнь Нива заметно модернизировалась лишь дважды — в 1994 и 2009 годах. Последняя умудрилась даже вернуться на рынок Великобритании и напугать местных экспертов. Впрочем, с дизайнерской точки зрения, обе эти модернизации сложно даже рестайлингом назвать — в ходе первой понизился проем задней двери вкупе с появлением вертикальных фонарей, а в ходе второй подретушировали “шестерочные» поворотники. Впрочем, ВАЗ-2121 по-прежнему создает «информационные поводы» в западной прессе.
Что бы рассказать про все модификации, созданные в нашей стране и за рубежом, заводскими инженерами и маленькими тюнинговыми фирмочками, нужно выпустить, как минимум, иллюстрированную брошюру страниц на двадцать. За тридцать с лишним лет машина послужила базой для создания такого количества модификаций, что наверно, может претендовать на попадание в Книгу Рекордов Гиннеса. Ниже подборка из самых заметных модификаций.
Типичный купэ-кабриолет на базе ВАЗ-2121 был достаточно популярен в Европе
На базе Нивы хотели выпускать амфибию ВАЗ-2122. Однако военные отказались выделить средства на закупку автомоблей, и необычный проект остался «на полке». На фото один из промежуточных образцов во время плава.
«Семейный» ВАЗ-2131 выпускался силами Опытно-Промышленного Производства. Из-за серьезного вмешательства в георметрию кузова часть своих внедорожных качеств машина потеряла.

Преемник «старушки» ВАЗ-2121 появился лишь спустя 25 лет с момента начала её производства — Шевроле Нива вышла из ворот конвеера СП АвтоВАЗ-GM в сентябре 2002 года, а в 2006 году название «Нива» применительно к старому автомобилю исчезло из прайс-листов: теперь модель назвалась просто «4×4». В 2009 году «Шниву», как её окрестили владельцы, подвергли модернизации и рестайлингу, что позволило упомянуть о «дизайне от Bertone». «Самый продаваемый внедорожник в России» соревнуется с переменным успехом с собственной прародительницей, а о планах по выходу на европейский рынок, кажется давно уже позабыли — стареющий, небезопасный автомобиль сомнительного качества едва ли заинтересует прагматичных европейцев.
Между тем, «Ниву» пытались заменить в производстве на более совершенную модель чуть ли ни с момента начала производства. Подробнее об этом написано здесь, а мы лишь рассмотрим несколько машстабных макетов.
Концепт перспективного автомобиля образца 1980 года.
А это уже образец 1985
Известный снимок. Таким видели перспективное семейство ВАЗовских полноприводников конструкторы в конце девяностых годов. В весьма измененном виде до конвейера добрался лишь универсал.
Обычно я заканчиваю свои истории упоминанием автомобиля в прошедшем времени. Но, кажется, не в этот раз. Разменяв третий десяток, сменив страну производства и даже собственное имя, старушка «Нива» с минимальными на фоне тридцателетнего «стажа» изменениями продолжает сходить с конвейера и будет это делать до тех пор, пока не прекратится спрос. Автомобили, созданные по её образу и подобию, обрели звучное имя «кроссовер» и выпускаются уже в четвертом или пятом поколении, неказистый некогда «старший брат» Range превратился в респектабельное транспортное средство высшего класса и лишь маленькая, с непропорционально большими колесами «старушка» продолжает взирать на мир большими глазами-фарами, приподняв удивленные «брови» поворотников — словно пытаясь понять, сколько же ещё десятилетий ей уготовано провести на конвейере.

Как в СССР создавали такую рекламу автомобилей, что они лихо уходили на экспорт


Советский Москвич-427 на автосалоне. | Фото: drive2.ru.

Пожалуй, многие слышали фразу, что реклама – двигатель прогресса. Эта формула отлично функционировала во все времена, и даже в СССР. Злые языки нередко утверждают, что раньше все было плохо, но наши машины, тем не менее, выпускались миллионными тиражами и даже были популярными за рубежом. Немалую роль в этом сыграла реклама, среди которой встречаются настоящие шедевры.

Советская реклама: «Жигули» на фоне табуна несущихся лошадей. | Фото: blog.i.ua.


«Победа» — первый послевоенный советский автомобиль. | Фото: nostalgin.ru.

Еще продолжалась Великая Отечественная война, а на Горьковском автомобильном заводе уже начали проектировать новую легковую модель. ГАЗ-М-20 «Победа» пошла в серию в 1947 году и очень скоро ее стали продавать и заграницу.

«Победа» пришлась по душе водителям Австрии, Бельгии, Финляндии, Швеции, Северной Кореи и даже далекой Индонезии. Американские и британские журналы дали позитивные отзывы о новом советском автомобиле. А в Польше машина выпускалась по лицензии под именем Warszawa M20.


Реклама «Автоэкспорта»: счастливая семья едет в «Волга» «с оленем». | Фото: drive2.ru.


Шведская реклама советских автомобилей, 1964 года. | Фото: pinterest.com.

В 1956 году в СССР была создана организация «Автоэкспорт», которая занималась продажей советских автомобилей за границу. В 1950-е годы основными моделями стали «Москвичи» и «Волги». Советские автомобили на Западе настолько хорошо продавались, что туда отправлялось до 30 % всех собранных машин. А в отдельные годы шло на экспорт до 55% всех «Москвичей». Естественно, при этом страдал внутренний рынок СССР.



Реклама ГАЗ-21 «Волга» для иностранных рынков. | Фото: drive2.ru.


Советская малолитражка ЗАЗ-965 — «горбатый» «Запорожец». | Фото: news.foto.ua.

На автомобильной выставке в Брюсселе в 1958 году выставлялись ГАЗ-21, несколько моделей «Москвичей» и ГАЗ-13 «Чайка». Первая из них даже получила престижную премию. Советские машины ценились за надежность, простоту, современные технические решения.
К сожалению, в СССР каждая модель выпускалась очень долго, и поэтому наши машины быстро устаревали относительно западных аналогов. Так, в конце 1960-х годов 21-я «Волга» выглядела откровенным анахронизмом. На нее могли прельститься только водители в странах Восточного блока.

Бравые джигиты возле «Москвича». | Фото: blog.i.ua.


Реклама грузопассажирского ИЖ-Комби. | Фото: news.foto.ua.


Москвич-408: «компактный, надежный, экономичный, комфортабельный». | Фото: drive2.ru.

Следующим большим успехом советских машин стал Москвич-408 и 412. Этот довольно небольшой автомобиль в течении нескольких лет хорошо продавался не только в Скандинавии, Соцблоке и Латинской Америке, но и в таких странах, как Франция, Великобритания, Нидерланды, Греция. Там седаны, комби и пикапы из Москвы и Ижевска были известны под именами Moskvitch или Elite 1500.

Экспортные «Москвичи» с кузовами разных типов. | Фото: flickr.com.


Счастливая семья выехала на пикник на своем Москвич-426. | Фото: pinterest.com.


Москвич-412 – советский автомобиль, победитель престижных международных ралли. | Фото: denisovets.ru.


Участие в международном ралли – лучшая реклама для советского автомобиля. | Фото: masha-blade.livejournal.com.

Лучшей рекламой для «Москвича» стало участие в международных ралли «Лондон-Сидней», «Лондон-Мехико», «Западные Сафари-Аргунгу», «Тур Европы», в которых советские автомобили заняли высокие места.

«Ушастый» «Запорожец» возле 700-летнего дуба. | Фото: blog.i.ua.


Экспортная версия «Запорожца». | Фото: anasta.mypage.ru.

В то же время в Европе находил своего покупателя и «Запорожец». Компактный автомобиль из СССР с двигателем в корме в конце 1960-х годов выглядел вполне современно. В Бельгии и Финляндии машина продавалась под именами Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»).


ВАЗ-2103 в Финляндии продавался как Lada 1500s. | Фото: photo.qip.ru.


Реклама советского универсала ВАЗ-2102. | Фото: pinterest.com.

Советские автомобили 1970-х годов ассоциируются прежде всего с машинами из Тольятти. Труднопроизносимое «Жигуль» было заменено на Lada, к которому добавлялись цифры объема двигателя. Так, ВАЗ-2101 стал Lada 1200, а ВАЗ-2103 — Lada 1500. Машины тысячами продавались во всех странах Соцблока, а также в ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, Египте, Канаде.

Во французской рекламе «Нивы» 1981 год красочно описывается этот суперпроходимый советский автомобиль. | Фото: pinterest.com.


Lada Niva – автомобиль для любителей активного отдыха. | Фото: blog.i.ua.

Также огромную популярность на Западе получила Lada Niva 4х4. Полноприводная «Нива» в Европе считалась отличным автомобилем в классе небольших внедорожников. Даже в Великобритании, на родине знаменитых Land Rover, Niva стала автомобилем полиции и спасателей.



В некоторых странах Европы новые «Волги» продавались с дизельными двигателями Peugeot и Mercedes. | Фото: drive2.ru.


Немецкая реклама ГАЗ-24. | Фото: blog.i.ua.

В 1967 году вышло новое поколение «Волги» и следующее десятилетие эта машина неплохо продавалась. Причем, в некоторых странах Европы новая «Волга» существенно дорабатывалась. Автомобили могли получить новую обивку салона, правый руль и даже дизельный двигатель.

ЗАЗ-1102 «Таврия» на фоне ДнепроГЭСа — самой высокой плотины в СССР. | Фото: auto.ria.com.

В конце 1980-х годов в СССР появились новые легковые автомобили: «Самара» и «Таврия». Модель ЗАЗ-1102 «Таврия» стала одной из самых дешевых машин в СССР, и ее также отправляли на экспорт. До распада Советского Союза не успели продали много «Таврий», но западные зрители по достоинству оценили креативный рекламный ролик.


Короткое видео об суперэкономичном 3-дверном советском хэтчбеке даже завоевал приз Каннского кинофестиваля в номинации «торговая реклама».


Между прочим, будет ошибкой утверждать, что в СССР все автомобили были скучными и одинаковыми. На самом деле многие советские водители улучшали свои машины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гламурные «Запорожцы». Реклама «Запорожца» в СССР и не только

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • Программа телепередач советского телевидения на сегодня

    Сегодня многие с ностальгией вспоминают советское телевидение. Ведь современное уже многим надоело. С его бесконечными политическими ток-шоу, в…

  • 55 лет любимой детской передаче из СССР

    Одним из самых успешных проектов в истории не только российского, но и мирового телевидения признана передача «Спокойной ночи, малыши!». Она…

  • Как в СССР рекламировали «Рэмбо 2» и «Рокки 4»

    Сегодняшним взглядом очень забавно читать старую прессу, особенно статьи, посвященные кино. У меня даже иной раз складывается впечатление, что это…

  • Самый популярный зарубежный сериал в СССР

    Говорят, что эпоха сериалов в нашей стране началась с бразильской «Рабыни Изауры». Но это не совсем так. За два года до этой «душещипательной…

  • Как снималась «Бриллиантовая рука». Заключение

    28 апреля 1969 года на экраны страны вышла кинокомедия, которой суждено было стать легендарной. «Бриллиантовой руке», одному из самых любимых…

  • Как снималась «Бриллиантовая рука». Продолжение

    28 апреля 1969 года на экраны страны вышла кинокомедия, которой суждено было стать легендарной. «Бриллиантовой руке», одному из самых…

  • «Бриллиантовая рука». Как снимали легендарную комедию

    28 апреля 1969 года на экраны страны вышла кинокомедия, которой суждено было стать легендарной. «Бриллиантовой руке», одному из самых любимых…

  • Любимый советский мультфильм

    Моя дочка иногда меня спрашивает: «Папа, а какой твой любимый мультик?» Этот вопрос меня ставит в тупик. Ведь замечательных мультфильмов много и…

  • Советские афиши голливудских фильмов

    Думаю не открою для вас тайны, если скажу, что в есть такой вид искусства, как киноплакат. Сейчас это называется постер и, по мне, это уже не то.…

Garage-15 ›
Блог ›
ВАЗ-2106. Сделано в СССР. Знак качества, которому верили!

ВАЗ-2106. Сделано в СССР. Знак качества, которому верили!

28 сентября 1977 года государственная комиссия подписала акт о присуждении автомобилю ВАЗ-2106 государственного Знака качества. Таким образом, все выпускавшиеся на тот момент пять моделей тольяттинских малолитражек имели эту наивысшую оценку. Знак качества обозначался на заводской подкапотной табличке с номерными обозначениями автомобиля. Через три года была проведена повторная аттестация. 25 сентября 1980 года Госстандарт СССР зарегистрировал решение аттестационной комиссии о подтверждении присвоения автомобилю ВАЗ-2106 государственного Знака качества.

23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев, занимавший тогда пост Генерального секретаря ЦК, сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны». Считалось, что обеспечить ускорение позволит внедрение достижений научно-технического прогресса, особенно в области машиностроения. Предусматривалось серьезное изменение инвестиционной политики: сокращение дорогостоящего капитального строительства и ускорение технического перевооружения предприятий. Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора» – через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда. Приоритетными были объявлены социальные проблемы: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, совершенствование системы здравоохранения и образования. Однако главное внимание по-прежнему уделялось производственной сфере.

В мае 1986 года была введена госприемка. В отличие от контролеров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприемки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана. Госприемка вводилась первоначально на 1500 важнейших предприятиях. Однако эффект от ее введения оказался значительно ниже ожидаемого. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Просуществовала госприемка около двух лет и была свернута.

Горбачевские новации негативно отразились и на Волжском автозаводе. В декабре 1985 г. впервые в его истории с конвейера была снята 161 тысяча некомплектных автомобилей (каждый пятый) из-за систематических срывов в поставках заводами-смежниками комплектующих изделий и материалов. Выступая на профсоюзной конференции в январе 1986 года генеральный директор ВАЗа В.И. Исаков отметил, что «завод оказался не готов к резко возросшим в стране требованиям по качеству и техническому уровню продукции: в 1985 году удельный вес продукции высшей категории качества на Волжском автозаводе снизился до 28 % против 80 % в 1984 году. Не подтвержден государственный Знак качества автомобилям ВАЗ-21013, 2106, 2105, 2107». И с 1986 года пятиугольник с надписью «СССР» навсегда исчез с подкапотных табличек «шестерки»…

Информация взята из сообщества USSR SPARE PARTS