Возраст автомобилей в России

Покупка нового автомобиля — большой стресс для личного бюджета. Поэтому россияне не спешат расставаться со старой машиной и покупать свежую. Аналитическое агентство Автостат привело статистику среднего возраста российского автопарка.

Средний возраст всех автомобилей

В начале 2019 г. парк автомобильной техники по всей России составлял 51,8 млн экземпляров. Из них большая часть — легковые авто. Средний возраст всего парка составляет 11,4 лет. Но если рассматривать регионы по отдельности, то показатель значительно разнится.

Статистика в некоторых регионах (в годах):

  • самая молодая техника находится в Северо-Кавказном федеральном округе: возраст 10,2 года;
  • также в Приволжском округе — 10,1 год;
  • Центральный округ — 10,5;
  • Северо-Западный — 11;
  • Уральский ФО — 11;
  • в Москве — 8,6;
  • Красноярский край — 13,6;
  • Камчатский край — 17.

Количество самых старых экземпляров, возраст которых превышает 30 лет, составляет 2,65 млн единиц. В основном это модели Lada (Жигули). Последующие места занимают Toyota, Москвич, Audi, Volkswagen, Opel, Nissan, Ford. И более 150 непопулярных брендов: Lincoln, Buick, Rolls-Royce, Bentley и т.д.

Сколько лет в среднем иномаркам

По данным Автостата в России числится порядка 9,3 млн иномарок. Средний возраст транспорта, привезенного из-за рубежа, равен 13,4 годам.

Больше всего подержанных иномарок покупают в столице. В Москве за 2019 г. сменилось 197,3 тыс. иномарок. После идут Краснодарский край и Санкт-Петербург. Там продано 151,3 тыс. и 136,4 тыс. единиц соответственно.

Популярными моделями среди них являются:

Средний возраст автомобилей отечественных марок

Усредненный показатель у отечественного производителя повыше, чем у иномарок и равен 17 годам.

Если рассматривать марки по отдельности, то средний показатель у Волги (Газ 31105) составляет 12 лет. У отечественного парка Lada – 16 и УАЗ — 15,1.

Возраст машин по брендам из разных стран

Самыми молодыми являются бренды китайских автозаводов. Это машины возраста 7,4 лет в среднем.

После них идут корейские марки — 7,8. К примеру, 80% владельцев корейской KIA имеют в пользовании автомобиль старше 10 лет.

У «американцев» эта цифра — 10,7.

Самыми старыми можно назвать машины японского производителя — их средний показатель равен 13,4. Парк машин Toyota начал формирование еще с 90-х гг. и занимает лидирующие позиции среди подержанных авто.

Средний показатель возраста автомобиля во многом зависит от региона и марки машины. За Уралом предпочитают стареньких «японцев», в Федеральном округе — молодых «китайцев». Жители РФ не спешат быстро расставаться с российскими моделями, отечественные марки остаются на ходу почти два десятилетия.

Возраст автомобиля считают с года, следующего за годом выпуска

Письмо Минфина России от 27.05.11 № 03-05-05-01/36 <Об определении возраста транспортного средства в целях уплаты транспортного налога>

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

См. Кто и как платит транспортный налог в 2019 году.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Однако в соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Поскольку период календарного года с 1 января по 31 декабря, для исчисления транспортного налога при заполнении в 2011 г. налоговой декларации за 2010 г. расчет количества лет, прошедших с года выпуска (2004 г.) транспортного средства, будет следующим:

– с 01.01.2005 по 31.12.2005 = 0 лет (декларация за 2005 г.);

– с 01.01.2006 по 31.12.2006 = 1 год (декларация за 2006 г.);

– с 01.01.2007 по 31.12.2007 = 2 года (декларация за 2007 г.);

– с 01.01.2008 по 31.12.2008 = 3 года (декларация за 2008 г.);

– с 01.01.2009 по 31.12.2009 = 4 года (декларация за 2009 г.);

– с 01.01.2010 по 31.12.2010 = 5 лет (декларация за 2010 г.).

Правомерен ли указанный расчет?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления транспортного налога с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и сообщает.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Согласно п. 3 ст. 361 Кодекса допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

При этом установлено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

На основании ст. 362 Кодекса сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется организациями самостоятельно по окончании налогового периода. При этом налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 Кодекса).

Таким образом, при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог.

Поэтому при исчислении за 2010 г. транспортного налога в отношении транспортного средства 2004 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, с учетом положений п. 3 ст. 361 Кодекса составит 6 лет, то есть с 2005 по 2010 гг.

Средний возраст парка легковых автомобилей в России по состоянию на 1 июля 2018 г. составляет 13,4 года. Соответствующие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». При этом средний возраст машин иностранных марок равен 11,2 года, тогда как у отечественных легковушек этот показатель равен 17 годам.

Наиболее молодой автопарк у китайских марок — 7,4 года. Далее следуют машины южнокорейских (7,8 года) и американских брендов (10,7 года). Средний возраст легковых автомобилей европейских марок составляет 11,1 года, а наиболее возрастными считаются представители японских компаний — 13,4 года.

Что касается отечественных марок, то самый маленький средний возраст у автомобилей УАЗ — 15,1 года. Далее идут машины Lada с показателем более 16 лет.

Ранее аналитики посчитали, что России в октябре 2019 г. было продано 526,7 тыс. подержанных автомобилей. Эта цифра на 2,1% больше показателей за аналогичный период прошлого года. За десять месяцев 2019 г. на российском вторичном рынке было продано 4,5 млн машин. Это практически соответствует (-0,1%) показателю января—октября прошлого года.

Самыми популярными подержанными автомобилями в России во втором месяце осени стали Lada. В прошлом месяце на вторичном рынке было продано 131,5 тыс. таких автомобилей. Эта цифра на 0,8% меньше показателей 2018 года. На втором месте Toyota с показателем 57,8 тыс. проданных машин (+3,4%). Замыкает первую тройку Nissan. За прошлый месяц россияне приобрели 29,3 тыс. таких машин на вторичном рынке (+4%).