Дот 4 тормозная

Содержание

Можно ли смешивать тормозные жидкости. Скажем разных производителей и классов DOT3, DOT4, DOT5. Знать обязательно

Современные тормозные жидкости довольно технологичны, они выдерживают высокие температуры, а также высокое давление в тормозной системе современного автомобиля. Они не сжимаемы и поэтому их используют в тормозной системе автомобиля, то есть сжать — как скажем газ или воздух не получится. Именно поэтому система автомобиля жидкостная, она доказала свою надежность (справедливости ради стоит отметить что есть и пневматические варианты). НО все же у гидравлического варианта есть небольшие минусы — она может вытечь, например при обрыве тормозного шланга, а ехать нужно! Но что делать, если именно такого состава как у вас нет (залит оригинал от дилера)? Тогда возникает справедливый вопрос – а можно ли смешивать тормозную жидкость различных производителей и разных классов скажем в DOT4 налить DOT3 – что будет? Как обычно статья будет обширная + видео версия в конце, так что читаем — сморим …

Стоит отметить, что тормозная жидкость прошла длинный срок эволюции, как обычно все зарождалось с минеральных составов, дальше появились гликолевые (сейчас самые часто используемые), затем силиконовые (многие пишут за ними будущее, но я не совсем согласен). Так чем же вызван такой скачек развития? ДА все просто, машины становятся все быстрее, скорости запредельные, и поэтому минеральные смеси которые были раньше банально не отвечают этим требованиям.

Сухая и увлажненная смесь

В самом начале мне хочется рассказать про гигроскопичность тормозной жидкости (для тех, кто не знает — это способность поглощать влагу из окружающей среды). Именно поэтому ее обязательно нужно менять через определенный срок в среднем через 2 – 4 года, все зависит от класса (про это чуть ниже).

Так вот когда вы только что вскрыли запечатанную банку (у которой не было контакта с окружающим воздухом), и хотите налить в основной бачок, то такой состав будет называться – СУХИМ, потому как там нет влаги вообще! Ведь только что открыли.

А вот если ваша машина или открытая банка были в контакте с воздухом (банка могла лежать открытой на полке пару лет). То жидкость уже напитала в себя большой процент влаги! Причем достаточно всего 3,5% чтобы ее уже нельзя было применять в тормозной системе! Такая смесь называется – УВЛАЖДЕННОЙ (банально в ней есть вода)!

Классификация по DOT

Для начала что вообще такое DOT – если расшифровать получается Department Of Transportation (Или департамент транспорта) находится в юрисдикции США. Так вот этот департамент, решил разграничить различные составы по классам — в итоге появилась DOT1, а после и другие.

DOT1 – DOT2 – это самые первые тормозные жидкости, они были основаны на минеральных веществах, сейчас практически не применяются, поэтому забивать голову ими не будем, хотя для общего развития их отмечу. Применялись они на тихоходных автомобилях, скорости примерно до 40 — 60 км/ч, при больших нагрузках могли достаточно быстро закипеть. От этого очень быстро теряли свои характеристики.

Сейчас небольшая ремарка – спросите, а отчего она могла закипеть? Да все просто когда автомобиль тормозит, причем склон затяжной, колесные диски могут раскаляться до 350 — 400 градусов Цельсия. Часть тепла передается в суппорта, а уже от них самой «тормозухе». Минеральная начинала закипать уже при 140 градусах.

DOT3 – это третий класс, своего рода был инновационным. В его составе уже использовалась гликолевая основа. Температура кипения сухой жидкости – 230, а увлажненной – 140 градусов.

DOT4 – четвертый класс, не поверите третьего стало недостаточно, особенно в состоянии увлажненности. Основа опять же гликоли. Составы немного доработали, и теперь характеристики 240 и 155 соответственно. Стоит отметить для большинства легковых автомобилей на данный момент этого достаточно, но существуют авто с мощными моторами, тяжелыми кузовами и запредельными скоростями.

DOT5.1 – для них следующий класс (почему с точкой поймете потом). Здесь также гликолевая составляющая в базе. НО температурный порог опять же увеличен до 260 и 180 градусов собственно. Однако эти составы намного дороже, поэтому их редко применяют на бюджетных автомобилях.

Как вы поняли это так сказать – «гликолевая ветка» развития. Плюсов у таких составов много, ведь нам важно не только закипание, но и смазка с внутренней стороны — это поршни, сальники, цилиндры и прочее (нужно отметить — что сальники именно с гликолями работают очень хорошо и долго). Также эти тормозные жидкости достаточно стабильны. ТО есть у них нет каких-либо отклонений в характеристиках.

Из минусов – замена раз в 2 – 3 года, потому как гигроскопичность на очень высоком уровне. Нужно заметить, это реально «жирный» минус.

DOT5 – пятое поколение, есть еще DOT5.1/ABS, по сути они очень похожи. Вообще их делали как нечто революционное, они должны были вытеснить старые составы и стать во главе. Все дело в том, что в основе лежат силиконы. Температурные характеристики примерно схожи — это 260 для сухой и 180 для увлаженной. Но большим плюсом является гигроскопичность здесь она не такая большая как у оппонентов! Можно эксплуатировать 4 – 5 лет не боясь, все же силикон не так сильно впитывает влагу.

Вроде вот он идеальный состав длительного действия. Но оказалось, здесь есть также существенные минусы.

Силиконы не обладают такими смазывающими свойствами как у оппонента. Из-за чего износ сальников, цилиндров, поршней происходит намного быстрее. Собственно поэтому производители вернулись обратно к предыдущей формуле, и появилось «5.1» поколение. Вступление было долгим, однако это нужно, чтобы понять можно ли смешивать или нет

Что будет если смешать тормозные жидкости

Теперь самое интересное, именно за этим мы здесь собрались. Можно ли смешивать или нельзя. Как мы поняли, есть два основных подвида, условно назовем их:

ГЛИКОЛИ – это DOT3, DOT4, DOT5.1. Их можно смешивать в любом соотношении, если хотите они взаимозаменяемые, ничего страшного не произойдет! ОДНАКО ЕСТЬ ОДНО НО (как обычно). Если скажем в самую совершенную «тормозуху» DOT5.1 налить DOT3, то конечная смесь получится с заниженными показателями. ТО есть температурный порог провалится до низшего уровня. А теперь думаем, пятое поколение «5.1» – СТОИТ ДОРОГО, «3» — СТОИТ НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ. Кто в здравом уме будет их перемешивать?

Это скорее экстренная мера, допустим вы уехали в другой город, потек суппорт, вам его восстановили, но вашей DOT5.1 не оказалось, можно налить DOT4, но по приезду желательно все заменить на нужный уровень. Ведь производитель не так просто залили пятое поколение, значит на это были причины, например мощный или тяжелый автомобиль, при торможении нужно большое усилие чтобы его остановить, соответственно большой разогрев.

СИЛИКОНЫ – DOT5 и DOT5.1/ABS в них НЕЛЬЗЯ заливать другие классы DOT3, DOT4, DOT5.1 – ОНИ НЕ СМЕШИВАЮТСЯ! Гликоль и силикон, не одинаковые составы! ДАЖЕ DOT5 и DOT5.1/ABS не рекомендуется для смешивания, у них хоть и одинаковая база, но различные характеристики и свойства.

Смесь от разных производителей

НУ и последнее, можно ли смешивать разных производителей? ДА КОНЕЧНО МОЖНО, почему нельзя то? Ведь здесь ЖЕСТКАЯ стандартизация, поэтому DOT4 от совершенно различных компаний взаимозаменяема, ведь они должны иметь одинаковую основу и температурные характеристики.

Конечно если это не подделка! Все же фирменные жидкости от самого производителя, купленные у дилера немного гарантируют качество, да и нужно ее не так-то уж и много, всего 0,5 – 1 литр, раз в 2 – 4 года.

ДА и запомните – это жидкость хранит вам вашу жизнь! А ЭТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО!

Сейчас видео версия статьи смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. ИСКРЕННЕ ваш АВТОБЛОГГЕР.

Из-за протечек системы и неисправностей тормозов автолюбителям нередко приходится доливать рабочую жидкость до требуемого уровня. Ситуация усугубляется, когда подобные вещи случаются в дороге – немногие водители возят в багажнике запас на доливку. В результате нужно покупать и мешать тормозную жидкость различных марок и производителей, чтобы доехать до гаража. Отсюда возникает вопрос о взаимозаменяемости разных составов, заслуживающий подробного рассмотрения.

Классификация жидкостей

Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:

  • БСК;
  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
  • DOT 5, DOT 5.1/ABS.

В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.

DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.

Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3% материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).

Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:

  • DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
  • DOT 4 – 240 / 155 °С;
  • DOT 5.1 – 260 / 180 °С.

Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая. Благодаря невысокому водопоглощению жидкость способна прослужить дольше – до 5 лет без потери рабочих свойств. Минус – недостаточная степень смазки деталей суппортов (манжет, поршней, колец), отчего последние быстрее приходят в негодность.

Взаимозаменяемость различных марок

Рекомендация первая: доливка тормозной жидкости, сделанной на другой основе, недопустима и опасна для жизни пассажиров автомобиля. То есть, в гликолевый состав нельзя добавлять силиконовый либо БСК и наоборот.

В чем заключается опасность: последствия проявляются не сразу, а спустя некоторое время, пока произойдет перемешивание и нагрев материала в результате срабатывания тормозов. В смеси выпадает осадок и образуются плотные сгустки, блокирующие нормальную работу системы, – тормоза отказывают. В лучшем случае придется опорожнять все цилиндры и патрубки для тщательной промывки.

Теперь о том, можно ли доливать жидкость, изготовленную на той же основе. Разбавлять гликолевый состав аналогичным материалом вполне допускается, но с оговорками:

  1. Разрешается смешивать между собой гликолевые жидкости DOT 3, 4 и 5.1, DOT 5 – материал силиконовый, его добавлять нельзя.
  2. Если вы добавили в жидкость четвертой серии гликолевый состав с более низкой температурой вскипания, например, DOT 3, системе тормозов ничего не грозит, но по приезду в гараж рабочую среду рекомендуется поменять. Причина – ухудшение свойств смеси из-за добавления материала низкого класса.
  3. После доливки жидкости более высокого класса, например, серию 5.1 в состав DOT 3, температурные характеристики смеси улучшатся. Полностью менять жидкую среду в тормозной системе необязательно, разве что вы заметили подозрительные отклонения – провалы педали либо слабый отклик на ее нажатие.

Совет. Долить тормозную жидкость в пути рекомендуется лишь после устранения течи или неполадки, вызывающей потерю рабочей среды тормозов. Исключение – мелкая протечка, куда жидкость уходит в небольших количествах.

Как и гликолевые, силиконовые составы тоже взаимозаменяемы, поскольку делаются на одинаковой основе. Температура кипения DOT 5 и DOT 5.1/ABS идентична — 260 °С (увлажненный материал – 180 °С). Здесь действует ограничение: в машины, оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS, доливать жидкость пятой серии крайне нежелательно, только «родной» материал – DOT 5.1/ABS.

Если вы попали в безвыходное положение и все-таки залили в расширительный бачок автомобиля с ABS состав пятой серии, опорожните систему при первой возможности, когда доберетесь до гаража или автосервиса. Добавка не приведет к аварийной ситуации и не принесет существенного вреда деталям, но сократит срок службы резиновых элементов.

Смешивание изделий разных брендов

При производстве рабочих составов для автомобильных тормозов заводы – изготовители должны четко придерживаться единых стандартов и соблюдать технические условия. Отсюда вывод: смешивать тормозную жидкость разных производителей можно, если в продаже отсутствует «родная». Главное, – соблюдать вышеперечисленные правила касательно разбавления силикона гликолем и наоборот. Негативный результат дает только перемешивание материалов на различной основе, бренд роли не играет.

Если систему нужно срочно пополнить в дороге, а изделия нужного производителя в магазине не оказалось, выбирайте жидкость другой торговой марки на аналогичной основе. Меньшая стоимость – не всегда показатель низкого качества, поэтому можно покупать более дешевый вариант. Начнут терзать сомнения – поменяете после возвращения домой.

Возможность перемешивания также ограничивается классом легкового транспортного средства. Как правило, в бюджетные автомобили без проблем заливаются жидкости различных марок и производителей (но не разного химического состава). К машинам премиум – класса, тяжелым современным внедорожникам и спорткарам требования более жесткие. Соответственно, инструкция по эксплуатации ограничивает использование тормозной жидкости одной маркой, например, DOT 5.1/ABS.

Если у вас именно такой автомобиль, то добавление другой марки жидкости в случае утечки не допускается. Теоретически вместо 5.1/ABS можно попытаться долить силикон пятой серии, добраться до гаража и сразу опорожнить систему, не дожидаясь последствий. К чему приведет подобное решение на практике, зависит от конкретной модели авто. Вполне вероятно, что ничего страшного не случится и только спустя 2–3 года мастер автосервиса, меняющий резиновые уплотнители в суппортах, обнаружит следы воздействия «неправильной» жидкости.

Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости

Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Спецификации тормозных жидкостей

Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.

FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).

Другие стандарты

ISO 4925

ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).

JIS K2233

JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).

SAE J 1703/1704

SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).

Спецификация DOT

Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.

Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.

В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.

В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.

Важные характеристики

Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.

Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:

  1. Температурой кипения «сухой» жидкости;
  2. Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
  3. Кинематической вязкостью при температуре -40.

Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.

Температура кипения

Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.

Вязкость

Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать значение 1800 мм2/с при температуре -40C.

Виды тормозных жидкостей

БСК

Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.

БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.

Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.

LHM — Liquide Hydraulique Minérale

Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).

«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.

Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.

DOT-3

Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».

Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать 1500 мм2/с.

DOT-4

От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.

Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.

DOT-4 CLASS 6

К этому классу предъявляются повышенные требования в отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для «сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно. Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.

DOT-5

Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).

Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).

Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.

Плюсы силиконовых составов:

  • Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
  • Гидрофобны – не поглощают влагу.
  • Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
  • Служат значительно дольше.

«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).

DOT-5.1

Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не ниже показателей 260 и 180 градусов.

DOT-5.1/ABS

В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.

По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.

Почему важно менять

Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.

Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.

Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.

Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.

Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.

Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.

Как проверять

Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.

Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.

В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.

Какие жидкости можно смешивать

Смешение производителей

Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.

Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.

Смешение классов

Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.

А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.

Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.

Все остальные классы совместимы друг с другом.

Цвета

Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.

  1. Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
  2. Красный цвет – силикон.
  3. Зеленый – минеральное масло.

Нельзя смешивать жидкости разных цветов!

Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.

Что заливать

Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.

Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.

Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.

Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.

Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.

Класс и требуемый объем для замены

Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.

Хранение

По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.

Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.

Сразу же хочется отметить, что в России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.

Отечественные изготовители работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты SAE J-1703, ISO (DIN) 4925 и FMVSS №116).

Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости, остальные их свойства близки. Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT — Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» — с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и -40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116.

Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты — ISO 4925, SAE J-1703 и т.д.

В зависимости от технических показателей, по стандарту DOT, все тормозные жидкости делятся на классы: DOT 3, DOT 4, DOT 4 CLASS 6, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS. Всего три параметра регламентируют соответствие определенному классу DOT:

  • температура кипения «сухой» жидкости;
  • температура кипения «увлажненной» жидкости;
  • вязкость при минус 40°С.

DOT 3 — для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

DOT 4 — тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками для современных быстроходных автомобилей с повышенными динамическими качествами, преимущественно с диcковыми тормозами на всех колесах.

DOT 4 CLASS 6 — стандарт введен в 2005 году для электронно-управляемых тормозных систем нового поколения (ABS). Сравнивая требования различных стандартов качества, видно существенное ужесточение требований к тормозным жидкостям, предназначенным для систем ABS, более чем в 2 раза по вязкости при отрицательных температурах окружающего воздуха (минус 40 °С). В настоящее время тормозные жидкости, соответствующие данному стандарту, используются на конвейерах международных автопроизводителей.

DOT 5 — изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов (силиконов). Используют, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки. Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где обводненность является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми уплотнителями. Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с тормозными жидкостями на другой основе.

DOT 5.1 — для дорожных спортивных автомобилей, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше. Имеет более высокую точку кипения, как начальную, так и конечную, и обеспечивает превосходную работу по сравнению с DOT 3 или DOT 4.

Примечание: Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5, и это является, скорее всего, исключением из здравого смысла американцев в рамках стандарта.

DOT 5.1/ABS — предназначены специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной, ни с другой.

Полный свод требований к составу и параметрам тормозных жидкостей изложен в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS) № 116.

Таблица средних значений по результатам испытаний

Результаты испытаний
Показатель качества Класс по FMVSS 116 Россия Импорт
DOT 3 DOT 4
Вязкость кинематическая, мм2/сек при -40С не более 1500 не более 1800 1870,1 1012,7
при 100 С не менее 1,5 2,037 2,225
Температура кипения «сухой» жидкости не менее 205 не менее 230 197 261
Температура кипения «увлажненной» жидкости не менее 140 не менее 155 167 173
Показатель активности ионов водорода (рН) 7,0 — 11,5 7,0 — 11,5 6,59 7,50
Взаимодействие с металлами* Изменение массы пластинки, мг/см2
* Знак «+» означает увеличение массы пластины, отсутствие знака — потерю
белая жесть не более 0,2 0,40 0,0
сталь10 не более 0,2 0,46 0,01
алюминий Д16 не более 0,1 +0.01 0,0
чугун СЧ 18-36 не более 0,2 0,26 +0,05
латунь Л63 не более 0,4 0,16 0,01
медь М1 не более 0,4 0,19 0,01
Внешний вид тормозной жидкости после испытаний без желеобразования и кристаллического осадка соотв. соотв.
Показатель активности ионов водорода (рН) после испытаний 7,0 — 11,5 7,0 — 11,5 9,40 7,62
Воздействие на резину, % объём.
Марки 7-2462 при t 70оС в течение 72 часов 0 — 10 0 — 10 3,2 3,3
Марки 51-1524 при t 120оС в течение 72 часов 0 — 10 0 — 10 2,2 0,8

Описание тестов

Температуру кипения замеряют дважды: первый раз «насухо», второй после добавления влаги. Выражения «сухая жидкость» и «влажная жидкость» многим могут показаться нелепыми, однако оба они имеют смысл.

Дело в том, что полигликоли, на основе которых делаются тормозные жидкости, очень гигроскопичны при контакте с воздухом они «хватают» из него водяные пары. Практика показывает, что в течение первого года эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается до 2% влаги, ко второму году до 3,5%, к третьему до 4,5%.

Водяная добавка ощутимо снижает температуру кипения, поэтому в методику испытаний и вводится определение точки кипения «влажной жидкости». Это позволяет оценить работоспособность тормозной жидкости после нескольких лет эксплуатации.

Влага в гидроприводе тормозов приводит еще и к коррозии. Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100С), после чего оценивают внешний вид металла, определяют изменение его массы и оценивают состояние самого раствора.

Другой важный показатель качества кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при -40С и при 100С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный смазывающую способность жидкости.

Следующий тест на взаимодействие с резиной.

При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.

В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно российским нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов.

Результаты испытаний на совместимость тормозных жидкостей с металлами: разводы на пластинах следы щелевой коррозии.

Упомянем еще такие критерии, как стабильность характеристик при высокой температуре, плотность, совместимость с водой и другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Только российскими ТУ предусмотрено 15 видов испытаний!

Какого цвета должна быть тормозная жидкость?

Цвет тормозной жидкости косвенно указывает на её состав и текущее состояние. В статье разберём, какого цвета тормозная жидкость в нормальных условиях и как понять, что пришло время её обновить.

Нормальный цвет новой тормозной жидкости

Свежие тормозные жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, созданные на гликолевой основе, прозрачные или имеют желтовато-коричневый оттенок. Причём этот цвет не всегда естественный. Гликолевые спирты бесцветны. Отчасти жидкости добавляют жёлтого оттенка присадки, частично сказывается краситель.

Тормозные жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1/ABS обычно имеют красный или розовый оттенок. Это также не естественный цвет силиконов. Жидкости на основе силикона специально подкрашивают, чтобы водители их не спутали и не смешали с гликолевыми. Недопустимо перемешивание гликолевых и силиконовых тормозных жидкостей. Эти продукты различаются как по основам, так и по использованным присадкам. Их взаимодействие приведёт к расслоению на фракции и выпадению осадка.

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, остаются прозрачными. Наличие осадков или матового оттенка говорит о загрязнении или о произошедших химических преобразованиях. В этом случае заливать такую жидкость в бачок нельзя. Также при сильном переохлаждении жидкость может приобрести слегка белёсый оттенок и потерять в прозрачности. Но после оттаивания подобные изменения у качественных продуктов нейтрализуются.

Существует такой миф, что после нескольких циклов замораживания-размораживания тормозная жидкость может прийти в негодность. Это не так. Присадки и база подобраны таким образом, что даже после неоднократного падения температуры до отметки ниже –40°C, их разложения или деградации не происходит. Жидкость после оттаивания полностью восстановит нормальный цвет и свои рабочие свойства.

Гликоль и силиконы, применяемые при изготовлении тормозных жидкостей, являются хорошими растворителями. Поэтому присадки в них не выпадают в видимый осадок даже после длительного простоя без перемешивания. Обнаружили на дне канистры с тормозной жидкостью осадок – не заливайте её в систему. Скорее всего, у неё вышел срок годности, или она изначально была низкокачественная.

Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.

  1. Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
  2. Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.

Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.

Mazda 6 speed yellow ›
Бортжурнал ›
В нажих тормозных жилах теперь течет синяя кровь

Все жидкости в автомобиле являются расходным материалом и рано или поздно из нужно менять либо из-за пробега, либо из-за времени.
Тормозная жидкость не исключение и производители рекомендуют менять её в среднем раз в 2 года, но некоторые производители самих жидкостей рекомендуют производить замену и чаще. Но по опыту могу сказать, что не считая тех, кто ездит на плановые ТО практически никто не меняет тормозную жидкость, а в особенности если машина не задерживается у владельца больше чем на 2-3 года. В таком случае машина может годами ездить без замены тормозной жидкости.
Зачем же её нужно менять? А затем, что как понятно из названия жидкости — она является частью тормозной системы, а она в свою очередь может нагреваться до достаточно больших температур и жидкость должна хорошо работать при высоких температурах. Как и у любой другой жидкости у тормозной есть точка кипения, переходя за которую жидкость теряет свои свойства и в ней могут появиться пузырьки воздуха, а воздух тормозной системе как мы знаем — это катастрофа…
А такие сроки замены тормозной жидкости в первую очередь обусловлены тем, что ей по своему составу свойственно впитывать в себя воду, следовательно в таком случае точка кипения будет опускаться и эксплуатационные характеристики тормозной жидкости ухудшатся.
Стоковая тормозная жидкость имеет точку кипения около 250 град и минимально допустимая температура использования около 160 град. Именно на столько может опуститься точка кипения за 1-2 года.

Т.к. я люблю своё авто и стремлюсь улучшать все возможные показатели то тормозную жидкость я решил тоже решил залить не обычную

В ход пошла жидкость фирмы ATE
«SUPER BLUE RACING»

Самое интересное, что согласно названию она действительно синяя =)
Естественно это не профессиональная тормозная жидкость, но при не очень высокой цене она имеет улучшенные характеристики.
Её температура кипения около 280 град и производитель рекомендует менять её каждые 2-3 года, когда точка кипения падает до 200 град.

Процесс замены не долгий и не сложный. Для удобства машина была полностью поддомкрачена, затем слита вся старая жидкость и залита и прокачена новая. В плане цвета было очень удобно, т.к. было сразу понятно когда вышла вся старая жидкость потекла новая.

работа заняла около 2-х часов
Из инструментов, кроме тех, что необходимы для поднятия авто и снятия колес понадобился ключ на 8 для откручивания ниппеля прокачки, причем сначала его лучше сорвать головкой. Так же вам врятли удастся обойтись без помощи. Кому-то надо будет давить на педаль тормоза =)

По ощущениям педаль стала пожесче, а в экстремальных условиях я пока не ездил.

Тормозная жидкость ATE — произведено в Германии

Исправная тормозная система автомобиля – один из критериев безопасного вождения. А эффективная работа тормозов невозможна без тормозной жидкости, отвечающей всем предъявляемым стандартам. Одной из лучших, представленных на отечественном рынке, согласно отзывам экспертов и автолюбителей, является тормозная жидкость АТЕ, одноимённого германского производителя. Рассмотрим основные характеристики, разновидности, область применения.

Описание

Франкфуртская компания АТЕ уже почти столетие специализируется на производстве жидкостей для гидравлических тормозных систем автомобилей.

Основана фирма, сегодня являющаяся одним из мировых лидеров по производству жидкости для гидросистем торможения, в начале ХХ века. Изначально специализировалась на производстве рабочих узлов, деталей отделки кузовов и салонов, выступая подрядчиком автомобилестроительных корпораций. В 1926г., на основании наработок инженеров фирмы АТЕ сконструирована и запущена в производство первая гидросистема торможения, сменившая механическую, основывавшуюся на мускульной силе водителя.

С этого самого момента АТЕ стала основным производителем тормозной жидкости в Европе. Сегодня компания продолжает удерживать одно из лидирующих положений в данном сегменте рынка. Обладая опытом в производстве автомобильных расходных материалов, она продолжает постоянно совершенствовать продукцию.

Особенности продукции АТЕ

Продукция АТЕ создаётся исключительно на основе гликолевых и полигликолевых компонентов. Составы, содержащие силиконовые ингредиенты сегодня АТЕ не выпускает. Что касается особенностей данного товара, то тормозные жидкости этого немецкого производителя отличаются от аналогов рядом черт:

  1. Высокое качество продукции, полное соответствие заявленным эксплуатационно-техническим характеристикам. Германский производитель щепетильно относится к соблюдению стандартов качества, поэтому любая продукция АТЕ одного номенклатурного ряда будет абсолютно идентична, независимо от номера партии и даты выпуска.
  2. Практические полное отсутствие на рынке контрафактного продукта, имитирующего тормозные жидкости АТЕ. Этому способствует многоступенчатая система защиты, состоящая из фирменной голограммы с индивидуальной кодировкой, и оригинальной формы крышки и горловинного клапана.
  3. Стоимость продукции АТЕ выше, чем у аналогов иных производителей. Данный факт связан с необходимостью неукоснительно соблюдать стабильно высокое качество товара. Также часть прибыли компания вынуждена тратить на проведение регулярных научных исследований в целях создания новых рецептур, отвечающих запросам современной техники.
  4. Дефицит тормозных жидкостей АТЕ на российском рынке. Дело в том, что основные поставки товара этого производителя нацелены на европейский рынок. В Россию и государства таможенного союза продукция АТЕ поставляется по остаточному принципу, зачастую приходя через третьи страны. С этим и связана её относительная редкость на российском рынке.

Характеристики

Тормозные жидкости АТЕ по международной классификации ТЖ соответствуют стандартам ДОТ-3 и ДОТ-4.

Основой для ДОТ-3 является соединение спиртов двухатомной структуры – гликолей. Такие составы обладают меньшей себестоимостью, но имеет свойство накапливать в своём объёме влагу извне. Это снижает температурный порог закипания, и, соответственно, ухудшает эксплуатационно-технические показатели жидкости. Этому классу соответствуют тормозные жидкости АТЕ G.

ДОТ-4 в основе содержит сложные эфиры – полигликоли, – смешанные с борной кислотой. При попадании в тормозную систему влаги, борная кислота вступает с ней в химическую реакцию, и нейтрализует негативные последствия её присутствия. Это сохраняет заданные производителем технические свойства продукта. Поэтому ТЖ, классифицируемые как ДОТ-4 считаются более качественными, и обладают большей стоимостью.

К классу ДОТ-4 относятся следующие разновидности АТЕ: SL, SL-6, Typ-200, Super Blue Racing.

Цвет всей продукции немецкой компании – жёлтый, за исключением Super Blue Racing. Как ясно из наименования, данная жидкость имеет ярко-синий оттенок.

Согласно данным производителя, тормозные жидкости АТЕ имеют гарантийный срок службы, в зависимости от конкретной марки, от 1 до 3-х лет. Здесь возникает закономерный вопрос:

  • как же можно говорить о высоком качестве продукции АТЕ, если на упаковках с аналогичным товаром от менее именитых фирм стоит срок в 5 и более лет?

Это вовсе не значит, что продукт АТЕ менее качественен, а говорит о том, что немецкий производитель просто намного честнее.

Предельный срок эксплуатации любой тормозной жидкости на гликолевой основе не превышает 3-х лет. С течением времени она накапливает в себе воду, проникающую в систему сквозь мельчайшие неплотности. В результате технические характеристики значительно снижаются, и дальнейшее использование жидкости становится просто опасным.

Ни одни, даже сверхсовременные улучшающие присадки, не способны полностью нивелировать свойство гликолей вбирать в себя и удерживать воду. Поэтому, приобретая ТЖ, которая якобы способна прослужить 5 лет, нужно делить этот срок, как минимум, надвое. И ни в коем случае не рекомендуется эксплуатировать её все 5 лет, надеясь на порядочность производителя.

Виды и применение

Рассмотрим подробнее каждый из видов тормозных жидкостей, производимых компанией АТЕ.

  • G – недорогой вариант, соответствующий международному классу ДОТ-3. Температура закипания при нулевом содержании воды составляет 245ºC. При концентрации в составе жидкости в количестве 4-5%, температура закипания снижается до 150 градусов. Вязкость вещества при -40о равна 1500 сантистоксам. Срок годности – 1 год.
  • SL. Простой продукт из линейки жидкостей АТЕ. Cтандарт ДОТ-4. Температура «сухого» продукта и разбавленного водой, составляет, соответственно, 265 и 175 градусов. Кинематическая вязкость при -40ºC понижена до 1400 сантистоксов. Срок работы без снижения эксплуатационных качеств составляет 1 год.
  • SL-6. Данное вещество отличает незначительная вязкость, составляющая при -40 лишь 700 сСт. Создана для использования в тормозных системах, обладающих высокой степенью герметизации. При использовании в автомобилях, не рассчитанных на SL-6, вызовет протечки. Температура кипения не увлажнённой жидкости – 265 град., а слегка разбавленной водой – 165ºC.
  • TE TYP-200. Обладает повышенными водоотталкивающими свойствами. Способна проработать до 3-х лет, после заливки в гидросистему автомобиля. Вязкость при -40 равна 1400 сантистоксам, Закипает в «сухом» виде при 280ºC, при 5% концентрации воды – при 200ºC.
  • Super Blue Racing. Необычного синего цвета, в то время, как стандартный цвет для прочей продукции компании АТЕ – жёлтый. Особенность синего состава заключается в большей экологической безопасности, а также в стабильной вязкости при широком диапазоне температур.

Разновидности ТЖ, производимые компанией АТЕ могут применяться в любых автомобилях. Но при выборе той или иной разновидности, следует учитывать рекомендации производителя авто, на какой класс ТЖ рассчитана тормозная система – ДОТ-3 или ДОТ-4. Смешивание жидкостей разных стандартов, в принципе, допустимо. Но при этом необходимо соблюдать одно неукоснительное правило: в систему, рассчитанную на ДОТ-3 можно доливать ТЖ класса ДОТ-4, а вот наоборот уже нельзя из-за снижения эффективности тормозов.

Лада Приора Хэтчбек ♕Bombita Tula♕ ›
Бортжурнал ›
☺Моргание восклицательного знака при движении ((!))☺

Всем привет!
Ехал я как-то на работу и вдруг заметил, что на приборной панели мигает восклицательный знак ((!)). Мигал он при разгоне и торможении. Я немного испугался, никогда с таким не сталкивался, думал, что-то серьезное. При этом машина вела себя так же, как и всегда, ничего не изменилось. Приехав домой сразу залез на сайт и понял, что эта проблема связана с тормозной системой, а с ней шутки плохи!

((!)) — сигнальная лампа аварийного состояния тормозной системы.

Было много бредовых советов, типа опусти ручник и т.д. меня это улыбнуло конечно, но надо было решать вопрос. Прочитав несколько статей и постов в интернете выявил несколько причин мигания восклицательного знака, а именно:
1) Уровень тормозной жидкости близок к минимальному и при ускорении тормозуха приливает к задней стенке и наоборот при торможении.
2) Проблема с поплавком в бочке с тормозной жидкостью.
3) Большой износ тормозных колодок.

Первым делом открыл капот и увидел, что тормозная жидкость находится на минимальном уровне. Просто поехал, купил тормозухи и долил до максимума. Проблема полностью исчезла, так, что ничего страшного в этом не было.

Заметил много вопросов по совместимости тормозных жидкостей, можно ли их смешивать? По этому поводу решил добавить сюда ответ на данный вопрос.

Можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей?

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Тормозные жидкости, как в принципе и моторные масла, прошли большой путь эволюции. Сейчас существует много разновидностей (про это будет отдельная статья, в ней же сможете прочитать – что значит DOT). Но самые распространенные виды по стандарту DOT, это:

DOT 3 – применение в тихоходных автомобилях.

DOT 4 – применение в современных быстроходных автомобилях.

DOT 5 – применение в спортивных быстроходных автомобилях.

Все эти жидкости различны и сделаны для абсолютно различных тепловых нагрузок и для разных систем давления тормозов. Для того чтобы вы немного понимали скажу, что тормозные жидкости DOT 3, имеют гораздо более низкую температуру кипения, чем скажем у DOT 4 или DOT 5. То есть DOT 3 закипит при температуре в 150 градусов Цельсия, а вот DOT 4 и DOT 5 закипают при 200 – 230 градусов Цельсия. Поэтому DOT 3 применяется в тихоходных, как правило – в грузовых автомобилях с барабанными тормозами. Барабанные тормоза разогреваются при торможении меньше, чем дисковые.

Состав жидкостей также различен. Сейчас на данный момент жидкости подразделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Теперь самое интересное в статье – можно ли их смешивать?

Сами производители поясняют – что нельзя смешивать минеральные тормозные жидкости с гликолевыми. Иначе возможны повреждения резиновых манжетов узлов гидропривода, также в жидкости могут выпасть сгустки.

Современные тормозные жидкости в основном гликолевые (будь это DOT3, DOT4, DOT5), в основном заменяемые. Опять же со слов самих производителей. Вы можете их смешивать, но как заверяет сам производитель, что это нужно делать только в экстренных ситуациях. Если вы смешаете тормозные жидкости DOT3 и DOT4, или же DOT4 и DOT5 то характеристики конечной жидкости упадут. Все дело в том, что гликолевые жидкости гигроскопичны (поглощают влагу), и после определенного срока их нужно менять. Так вот как я уже писал выше, DOT3 закипит раньше чем DOT4, а если вы смешаете жидкости, то у вас температура кипения понизится, причем значительно.

ИТОГ. Если вам нужно смешать тормозную жидкость в экстренной ситуации, повреждение тормозной системы. То можно смешивать и DOT3 и DOT4 и DOT5. Но если у вас просто упал уровень тормозной системы, то вам нужно добавлять тормозную жидкость своего класса, то есть если у вас залита DOT4, то и нужно заливать DOT4, неважно какого производителя, практически все производители делают жидкости взаимозаменяемые.

☺СПАСИБО! ВСЕМ ДОБРА И РОВНЫХ ДОРОГ!☺

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Иногда водитель может столкнуться с ситуацией, когда требуется смешать тормозные жидкости. Однако не каждый может смело утверждать, которую из них нужно заливать. Поэтому стоит поговорить об этом отдельно.

Практически любой довольно опытный водитель сталкивался с подобной ситуацией. При условии, что в тормозной системе не обнаруживается подтёков соответствующей жидкости, её замена производится не так часто. В этом случае рекомендуется просто соблюдать регламент завода-изготовителя.

Но бывают ситуации, когда потек суппорт или тормозной цилиндр в дороге. Если ехать прилично, то требуется обязательно долить тормозную жидкость во избежании отказа тормозов. Да, тормозная жидкость будет опять выливаться, но зато будут тормоза. И хорошо, если автолюбитель запасливый и возит в багажнике некоторое количество такой жидкости. В противном случае ему придётся остановиться в ближайшем автомагазине, и купить товар из доступного ассортимента. Перед тем как покупать и доливать тормозную жидкость, нужно поразмыслить стоит ли её смешивать с той, которая уже присутствует в системе.

Стандартные тормозные жидкости

  1. DOT-3. Эта жидкость может быть прозрачной или светло-коричневой. Температура кипения у неё для увлажнённой системы 135 градусов, а для сухой – 195-200. Применяют её совместно с барабанными тормозами. Это могут быть грузовые автомобили, у которых тормоза греются меньше, чем аналогичные дискового типа.
  2. DOT-4. По цвету примерно такая же, как и описанная выше. Но температура её кипения чуть больше. Это наиболее распространённая тормозная жидкость на сегодняшний день. Используется для авто и мотоциклов.
  3. DOT-5. Тёмно-красная жидкость, у которой температура кипения 250 градусов для сухой, и 170 – для увлажнённой системы. Применяется для спорткаров и мотоциклов. Не гигроскопична.
  4. DOT-5.1. Жидкость чуть маслянистая, с аналогичными температурами кипения. Цвет у нее может быть прозрачным или немного желтоватым. Является улучшенным вариантом DOT-4.

Какие тормозные жидкости можно смешивать?

Нужно обязательно запомнить, какие тормозные жидкости не стоит смешивать между собой:

  • DOT-5 полностью несовместима с другими тормозными жидкостями;
  • в системе с ABS никогда не смешивайте жидкость, разработанную для такой системы и ту, что для ABS просто не создана;
  • к DOT-5.1 не подмешивайте DOT-3 или что-то типа неё. Иначе может получиться, что ваша смесь закипит при температурах, гораздо ниже заявленных для DOT-5.1;
  • возможно смешивать DOT-3 с DOT-4.

Если ситуация просто критичная, то возможно смешивать:

  • доливать DOT-4 в уже залитую DOT-3;
  • долить DOT-5.1 к DOT-3;
  • долить DOT-5.1 к рабочей DOT-4. В результате может образоваться смесь, которая закипит при больших температурах. Это, в принципе, допустимо.

Ещё нужно добавить, что тормозные жидкости разных изготовителей настоятельно не рекомендуется смешивать между собой. Ведь каждый бренд имеет свой уникальный состав, в котором присутствуют различные добавки. Поведение жидкостей при смешивании никто не сможет спрогнозировать.

Когда вы по какой-то причине всё-таки смешали между собой тормозные жидкости, то после окончательной остановки постарайтесь как можно быстрее слить всю эту смесь.

Оказывается, что очень полезно бывает просто возить с собой некоторый запас такой тормозной жидкости, который уже залит в систему. Так вы сможете избежать ситуаций с неправильным смешиванием тормозных жидкостей и ненужным риском.