Формула 1 в России

Содержание

Гран-при России

Гран-при России

Сочи Автодром

Место проведения

Сочи
Краснодарский край

Кругов

Длина круга

5 848 м

Длина гонки

309 745 м

Больше всего побед в Гран-при

Пилот

Льюис Хэмилтон (4)

Команда

Mercedes (6)

Последняя гонка (2019)

Победитель

Льюис Хэмилтон

  • Mercedes
  • 1:33:38,992

Поул-позиция

Шарль Леклер

  • Ferrari
  • 1:31,628

Быстрый круг

Льюис Хэмилтон

  • Mercedes
  • 1:35,761

Медиафайлы на Викискладе

Гран-при России (англ. Russian Grand Prix) — этап Формулы-1, который проводится в России в Сочи на трассе «Сочи Автодром» в Олимпийском парке с 2014 года, спустя 100 лет после последнего Гран-при России, проведенного в дореволюционное время.

14 октября 2010 года был подписан контракт на проведение Гран-при до 2020 года с опционом на продление. С российской стороны контракт подписал генеральный директор ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края „Омега“» Михаил Капирулин, а финансирование гарантировали подписи под отдельным договором руководства ОАО «Лукойл», ГК «Ростехнологии», компании «Базовый элемент» и ОАО «МегаФон». 27 февраля 2017 контракт на проведение российского этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1» был продлен до 2025 года.

Первая гонка состоялась 12 октября 2014 года.

Церемония награждения победителей российского этапа в 2016 году.

Победители

По количеству побед

Пилоты

Победы которые не входили в зачёт чемпионата Формулы-1 выделены розовым фоном.

Победы Гонщик Года побед
4 Льюис Хэмилтон 2014, 2015, 2018, 2019
1 Нико Росберг 2016
Валттери Боттас 2017
Вилли Шолль 1914
Георгий Суворин 1913

Команды

Жирным шрифтом выделены команды, участвующие в чемпионате «Формулы-1» сезона 2019

Победы Конструктор Года побед
6 Mercedes 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019

По годам

Гран-при, входящие в чемпионат мира Формулы-1

Розовым цветом помечены Гран-при, не входившие в чемпионат Формулы-1.

Год Пилот Конструктор Место Отчёт
2019 Льюис Хэмилтон Mercedes Сочи Автодром Отчёт
2018 Льюис Хэмилтон Mercedes Сочи Автодром Отчёт
2017 Валттери Боттас Mercedes Сочи Автодром Отчёт
2016 Нико Росберг Mercedes Сочи Автодром Отчёт
2015 Льюис Хэмилтон Mercedes Сочи Автодром Отчёт
2014 Льюис Хэмилтон Mercedes Сочи Автодром Отчёт
1915—2013 Не проводился
1914 Вилли Шолль Benz Санкт-Петербург Отчёт
1913 Георгий Суворин Benz Санкт-Петербург Отчёт

История

Российская империя

Победитель Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба 1913 года Георгий СуворинСеребряный призёр Гран-при Санкт-Петербуржского автоклуба 1913 года Иван Иванов

Первое соревнование на автомобилях в России было проведено 11 октября 1898 года под Санкт-Петербургом. Дистанция гонки составляла 39 вёрст, а победителем стал Павел Николаевич Беляев на французском трицикле «Clement» с двигателем «Де Дион-Бутон» 1,3/4 л.c., преодолев маршрут за 1 час 33 минуты 36 секунд. Стоит отметить, что в этот день было холодно и дорога была скользкая. Всего в этой гонке принимало участие 7 машин (одна — вне зачёта из-за большой массы).

В Российской империи Гран-при проводился два раза, в 1913 и 1914 годах.

7 июня 1913 года в Санкт-Петербурге был проведён Гран-при Санкт-Петербургского автоклуба. Гонку выиграл Георгий Суворин на автомобиле Benz 29/60 hp, пройдя дистанцию за 2 часа 23 минуты и 54 секунды. Второе место завоевал Иван Иванов на Russo-Baltique C24/58, третье Р. Нотомб на Bergmann-Metallurgique 27/80. Гонка проходила на 30-километровом замкнутом четырёхугольнике между Красным Селом, Лигово и станцией Александрово, длина трассы 212,8 км.

31 мая 1914 года в Санкт-Петербурге прошёл второй Гран-при в дореволюционной России. Гонку выиграл Вилли Шолль на автомобиле Benz 55/150 hp, второе место завоевал Степан Овсянников на Vauxhall 30/98E, третье Бериа д’Арджентин на Aquila Italiana (ит.).

СССР

С 1960 по 1976 годы в СССР существовала своя формульная классификация автомобилей с открытыми колёсами и проводились соревнования в разных городах Советского Союза. Общее у советской Формулы-1 с международной было лишь то, что советская придерживалась тех же объёмов двигателя, но была менее мощная и не имела команд в таком виде, как на Западе.

Проекты проведения Гран-при Формулы-1 в России (СССР) появились ещё в 1980-х годах, вместо Гран-при Венгрии 1986 года первая гонка в социалистической стране могла пройти в СССР.

В 1982 году глава Формулы-1 Берни Экклстоун приезжал в СССР для проведения переговоров о проведении Гран-при СССР, в 1983 году московский этап был включён в предварительный календарь чемпионата мира. Трассу планировалось организовать на Воробьевых горах в Москве. Бюрократические барьеры помешали проведению Гран-при.

Россия

Подписание контракта о проведении Гран-при в присутствии Владимира Путина

В 2001 году президентом России Путиным был утверждён план строительства автодрома «Пулковское кольцо» вблизи аэропорта «Пулково».

В 2003 году правительством Москвы был утверждён проект строительства трассы в районе Молжаниновский (Северный округ Москвы) для проведения этапа Формулы-1.

В марте 2008 года прошли переговоры Берни Экклстоуна с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко о проведении Петербургского этапа.

Проекты трасс для Формулы-1

Год Трасса Организатор Стоимость строительства, $
1987 Тушино (Москва) Dorna Management (Люксембург) 80 млн
1993 Балтийская корона (Калининград) IABC (Лихтенштейн) 130 млн
1994 Ярославль ООО Карринг-Инвест 90 млн
1994 Чехов (дер. Новый Быт) АО ЛогоВАЗ нет данных
1995 Крылатское (Москва) АО ЛогоВАЗ нет данных
1998 Тула ЗАО Русское Кольцо 110 млн
1999 Пулково (Санкт-Петербург) ЗАО Пулковское кольцо 60 млн
1999 Подрезково-Молжаниновка (Москва) Правительство Москвы 100 млн
2000 Нагатино (Москва) Правительство Москвы и ОАО Нагатино,
TWR Group (Великобритания)
100 млн

Moscow Raceway

В 2008 году было начато строительство гоночной трассы в Волоколамском районе Московской области. После открытия трассы Moscow Raceway стоимостью в 4,5 млрд рублей в 2012 году треку была присвоена категория 1T, что позволяло проводить на трассе тестовые заезды Формулы-1. В 2014 году FIA отменила промежуточные категории, а трасса Moscow Raceway в Подмосковье получила высшую категорию FIA — Grade 1, став второй трассой в России, соответствующей всем требованиям гран-при России Формулы-1. Единственный недостаток трассы в том, что её протяженности среди мировых треков Ф-1 уступает только городская трасса Монте-Карло, но у руководства автодрома существует проект удлинения — топ-менеджеры Moscow Raceway активно лоббируют перенос «королевских гонок» из Сочи (где по контракту соревнования Ф-1 будут проводиться как минимум до 2025 года) в Подмосковье. Руководство Moscow Raceway уверено, что рано или поздно это произойдет, так как, по их мнению, трасса рядом со столицей России привлекательна для спонсоров, а также за время прошедшее с открытия трассы, она стала местом проведения различных чемпионатов, не испытывая недостатка в интересе со стороны других гоночных серий.

Примечания

  1. The 2014 FIA Formula One World Championship calendar
  2. Первые гонки и автопробеги, первые спортивные автомобили и автоспорт | Ретро автомобили (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014. Архивировано 31 октября 2014 года.
  3. Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев
  4. Руссо-Балт С24-55 (недоступная ссылка). Дата обращения 25 августа 2015. Архивировано 15 сентября 2015 года.
  5. 1 2 GRAND PRIX WINNERS 1895—1949
  6. Журнал За рулем № 6 1998 Архивная копия от 17 октября 2014 на Wayback Machine
  7. Русский гонщик Степан Овсянников
  8. Гонщик Бериа д’Арджентин
  9. Карягин, А. О чём говорят протоколы // За рулём : журнал. — 1960. — Январь (№ 1). — С. 18—19.
  10. Гран При Венгрии: Трасса и статистика
  11. 1 2 Формула нелюбви (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2008. Архивировано 4 июня 2016 года.
  12. Время новостей: № 100, 08 июня 2001
  13. Formula Onovich: Russian Grand Prix gears up again — Autoblog (англ.)
  14. Москва возвращается к проекту трассы «Формулы-1». Lenta.ru (21 октября 2003). Дата обращения 13 августа 2010.
  15. Moscow Raceway получила право на проведение «Формулы-1»
  16. Руководство Moscow Raceway уверено, что рано или поздно трасса примет этап «Ф-1»

Ссылки

  • «30 попыток привезти к нам «Формулу-1»

Победители Гран-при России

Четырёхкратный

  • Льюис Хэмилтон
    • 2014, 2015, 2018, 2019

Однократные

Трассы «Формулы-1»

Гонки «Формулы-1» — необыкновенно притягательное зрелище: неимоверные скорости, захлестывающие эмоции и всегда живописные трассы. В нынешнем году их 20. Каждая сложна по-своему, легких вариантов нет. Итак, немного об истории и особенностях автодромов (порядок соответствует календарю проведения гонок серии «Формула-1» 2017 года).

Albert Park (Мельбурн, Австралия)

В этом году чемпионат «Формулы-1» начался с Гран-при Австралии в Мельбурне на трассе «Альберт-Парк». Впервые гонщиков знаменитого соревнования автодром принимал в 1996-ом, 21 год назад. Общая дистанция, которую практически пролетает болид, равняется 307,574 км. В ней 58 кругов по 5,303 каждый. На трассе гонщиков ожидают 16 поворотов и довольно скользкий асфальт. Автодром временный и отнимает любимый парк у австралийцев всего на неделю.

Идея строительства автодрома принадлежит Рону Уокеру. Несмотря на протесты местных жителей, проводивших акции в защиту «Альберт-Парка», бизнесмен при поддержке правительства построил и открыл трек. Дебют новой трассы съехались смотреть более 400 000 зрителей. С тех пор Мельбурн регулярно преподносит «Формуле-1» сюрпризы. В 1998 году гонщики «Макларен» договорились между собой, и Дэвид Култхард пропустил вперед Мику Хаккинена. После этого случая устроители гонки запретили командную тактику, теперь каждый выступает сам за себя. Трасса знаменита не только скандальными случаями и трагичными столкновениями (одно из них в 2001 году привело к гибели маршала Грэма Бевериджа), но и тем, что на ней начали выступать в «Формуле-1» знаменитые гонщики Кими Райкконен, Жак Вильнёв и др.

Этапы «Формулы-1» в Мельбурне всегда отличаются непредсказуемостью побед и поражений.

Shanghai Internationai Circuit (Шанхай, Китай)

Трасса, автором проекта которой стал Герман Тильке, немецкий архитектор, в прошлом автогонщик, напоминает своим строением очертания иероглифа «Шан», означающего «выше», «всходить». Общая протяженность — 305,066 км (56 кругов по 5,451 км). Первое Гран-при Китая состоялось на этом автодроме в 2004 году, выиграл тогда Рубенс Баррикелло на феррари. Посмотреть гонку в Китае могут 200 000 зрителей, причем сделать это с большим комфортом, что было предусмотрено при строительстве автодрома нового тысячелетия.

На трассе 16 поворотов, есть сложные извилистые участки, поэтому для ее прохождения требуется большое мастерство и прекрасное техническое состояние гоночной машины. Один из самых опасных участков расположен перед шпилькой: заканчивается длинный прямой отрезок, на котором набирается огромная скорость, и надо резко затормозить, чтобы на вираже не вылететь с трассы.

Международный автодром Шанхая видел много побед и ярких событий. Кими Райкконен в 2007 году праздновал свою двухсотую победу, выиграв Гран-при Китая, а Джонсонс Баттон — сотое Гран-при в 2005. Шанхайский трек интересен тем, что именно здесь расположилась самая длинная — 1300 м — прямая. По статистике, 49 % трассы гонщики едут с максимальной скоростью.

Bahrain Internationai Circuit (Сахир, Бахрейн)

В 2004 году гонка «Формулы-1» впервые проводилась на Среднем Востоке. Всего за две недели до нее был достроен Международный автодром Бахрейна по проекту мастерской Германа Тильке. Уникальная площадка состоит из 5 трасс:

  • внутренней,
  • внешней,
  • предназначенной для гонок Гран-при,
  • отдельной для заезда специальных гоночных автомобилей,
  • овала для проведения испытаний.

С удобством расположиться и смотреть состязание болидов могут 50 000 зрителей. На строительство ушло примерно 150 млн долларов. Первое Гран-при Бахрейна выиграл Михаэль Шумахер.

Протяженность гоночной трассы Бахрейна составляет 308,238 км, каждый круг по 5,406 км. На маршруте 15 крутых поворотов. От болида требуется высокая динамика разгона, эффективные тормоза и хорошая система охлаждения.

Одна из особенностей трассы в том, что гонка проводится при искусственном освещении и начинается в шесть часов вечера. И еще один интересный момент: пенящаяся жидкость, которой обливают победителей в Бахрейне, — вовсе не шампанское, это газировка из розовой воды и гранатового сока. Связано такое новшество с традиционными для этого региона ограничениями.

«Сочи Автодром» (Сочи, Россия)

В 2014 году в Сочи, вокруг Олимпийского парка, завершилось строительство единственной в России трассы, предназначенной для гонок «Формулы-1». Проектировал ее Герман Тильке, как и в Бахрейне. Трек рассчитан на использование в любое время года. Автодром имеет городскую часть и стационарную, что делает гонки особенно интересными.

За гонку болид преодолевает почти 310 км, то есть 53 круга длиной 5,848 км каждый. Максимальная ширина трассы достигает 15 м. Большинство из 18 ее поворотов очень крутые, оставляют не так много места, чтобы разогнать автомобиль, однако максимальная скорость достигает 334 км/ч. Напротив главных трибун находится наиболее скоростной участок трассы, где есть возможность красиво обогнать соперников. Потрясающее зрелище обещает третий поворот, имеющий форму греческой буквы «омега». Разогнаться на нем можно до 305 км/ч, что позволяет пилотам проявить все свое мастерство. Это одна из уникальных особенностей сочинского автодрома.

Те, кто посетил российский автодром, знают, что в здании главной трибуны находится музей. Ретро-автомобили, классические и спортивные, модели механизмов Леонардо да Винчи и многое другое ожидает посетителей в экспозиции.

Circuit de Barcelona-Catalunya (автодром Барселона-Каталунья, Испания)

Автодром построен в 1991 году, расположился в Монтмело. На этой трассе и проходит Гран-при Испании. Длина круга 4 км 655 м, всего кругов 66, а общая протяженность маршрута — чуть более 300 км. Строился трек под руководством Луиса Переса Сала. Вместимость трибун — свыше 100 000 зрителей. Трек спроектирован так, что предоставляет болельщикам прекрасный обзор.

Гонщикам надо преодолеть 16 скоростных поворотов. При прохождении трассы многое зависит не только от мастерства пилота, но и от сбалансированности автомобиля. Кроме того, трек отличается абразивным асфальтовым покрытием, а это означает высокий уровень износа резины и частые пит-стопы.

Автодром Барселона-Каталунья запомнился любителям гонок многими интересными случаями и знаменательными победами. Именно здесь в 1996 году впервые стал триумфатором в составе «Феррари» Михаэль Шумахер, а двумя годами ранее он финишировал в Испании вторым, несмотря на то что ехал на пятой передаче — на середине дистанции в его болиде сломалась коробка передач. Можно сказать, что для Михаэля эта трасса, как минимум, очень удачная. Например, в 2001 году лидировал Мика Хаккинен, не оставляя никому шансов, но… в самом конце у него выходит из строя сцепление, и победителем вновь оказывается Красный барон (это прозвище Шумахера)!

Circuit de Monaco (Монте-Карло, Монако)

В «Формуле-1» трасса дебютировала в далеком 1950 году. За прошедшее время ее конфигурацию изменяли 9 раз, но новшества всегда были незначительными. Длина круга 3 км 337 м, всего кругов 78, так что маршрут — 260,5 км. Трек включает в себя 16 поворотов.

Трасса в Монте-Карло считается одной из самых трудных и опасных, так как проходит она по городу, автодром очень узкий, а зрители слишком близко от болидов. На время гонки трек заключают в стальные барьеры. Даже незначительная авария на этом этапе «Формулы-1» может привести к очень серьезным последствиям, что неоднократно и случалось, несмотря на то что здесь скорости намного ниже, чем в Гран-при других стран. Автогонщики трассу Монте-Карло прозвали «Дьявольская карусель». Часть ее проходит над морем, от которого летящие болиды отгорожены весьма ненадежно, машины два раза за историю гонок перелетали через ограждение и падали в море. К счастью, при этом никто серьезно не пострадал.

Автомобили настраивают на большую прижимную силу, так как их ожидает множество разгонов, а повороты на городских улицах достаточно медленные.

Любимцем трассы в Монако был Айртон Сенна, гениальный гонщик, шесть раз завоевывавший здесь победу. Первый раз — в 1987, а потом… невероятно, но пять лет подряд — с 1989 по 1993. И наверняка были бы еще победы, если бы Сенна не разбился в 1994 году во время Гран-при Италии.

Монте-Карло — город азарта, поэтому и трасса не может быть здесь другой. Она для самых лучших, для тех, чье мастерство способно преодолеть немыслимые виражи.

Circuit Gilles Villeneuve (Монреаль, Канада)

Гран-при Канады проходит на автодроме им. Жиля Вильнёва. Трасса очень живописна, расположена на искусственном острове Нотр-Дам. Она проходит между озерами и построенными в 1967 году к Всемирной выставке павильонами. В качестве составной части трека задействованы дороги общего пользования. Посмотреть канадскую часть «Формулы-1» могут 100 000 человек.

Общая протяженность гонки чуть больше 300 км, длина круга — 4361 м, всего кругов 70. Трасса быстрая, в некоторых местах очень узкая. 15 крутых поворотов невозможно пройти благополучно, если болид не оснащен хорошей тормозной системой. Трек гладкий, для него подходит более мягкая, чем на многих других автодромах, резина. Трасса предоставляет множество возможностей для обхода соперников. Резкие разгоны и торможения обуславливают большой расход топлива, поэтому необходимы частые пит-стопы.

Самая знаменитая особенность этого автодрома — «Стена чемпионов». В 1999 году Михаэль Шумахер, Жак Вильнёв и Дэймон Хилл разбили свои автомобили, не сумев пройти изгиб дороги, которым заканчивается длинный прямой отрезок. Тогда это место и получило свое название.

Baku City Circuit (Баку, Азербайджан)

Разработанная Германом Тильке трасса проходит по городу в районе Бакинского приморского бульвара. Открыта она в 2016 году. По задумке устроителей, автодром должен пройти по самым красивым улицам города, из-за этого трек местами очень узкий, на старых улицах его ширина доходит до 7,6 м, максимальная — всего 13 м. Все объекты автодрома сборные, между чемпионатами «Формулы-1» город приобретает привычный для бакинцев вид. Посмотреть гонку смогут 30 000 зрителей.

Стартовая прямая проходит мимо Дома правительства, с другой стороны трассы — Каспийское море. Трек поворачивает по городу 20 раз, причем на первом повороте пилотов ждет очень жесткое торможение: на прямой перед ним болиды разгоняются до 340 км/ч. Чрезвычайно сложный участок трассы ожидает пилотов на улицах старого города, в двух местах даже приходится укладывать на брусчатку временный асфальт. Разогнаться здесь более чем до 80 км/ч, скорее всего, не получится. Длина одного круга — 6 км 6 м, но на этом расстоянии успевают смениться несколько эпох.

Первым победителем этапа «Формулы-1» в Баку стал Нико Росберг, он же автор первого рекорда круга — 1 : 46,485.

Red Bull Ring (предыдущее название А1-Ring, Шпильберг, Австрия)

На автодроме, принадлежащем сейчас компании Red Bull, австрийский этап «Формулы-1» проводился 28 раз. Скоростной трек построен еще в 1969 году, назван «Остеррайхринг». Через несколько лет признали, что его условия не соответствуют требованиям безопасности, и соревнования проводить перестали. В 1996 году трасса была модернизирована на средства сотового оператора А1, после чего поменяла свое название. В 2008 автодром выкупила фирма «Ред Булл» и у него появилось новое имя «Ред Булл Ринг». Во время реконструкции была несколько изменена конфигурация трека, из-за чего снизилась скорость его прохождения. Однако гонки «Формулы-1» здесь в 2014 году возобновились.

Длина круга трассы 4 км 326 м, в последнем варианте конфигурации рекорд прохождения — 1 : 06,228 — был поставлен Льюисом Хэмильтоном в 2016 году. Общая длина маршрута составляет 307 км (71 круг).

С трассой «А1-Ринг» связаны разные истории, одна из них достаточно скандальная. Михаэлю Шумахеру долго не удавалось покорить австрийский этап. И в 2002 году Рубенс Баррикелло пропускает его вперед, делая это по требованию начальства. Так как речь шла о первом месте, это вызвало у всех недовольство и довольно бурную реакцию на поведение команды «Феррари».

Silverstone Circuit (Сильверстоун, Великобритания)

Автодром Сильверстоун принимает «Формулу-1» с 1950 года. В 1943-ем, во время Второй мировой войны, был построен военный аэродром, на основе которого впоследствии открыли автодром. Первое время его использовали для проведения гонок взлетно-посадочные полосы, позднее трек расположился по периметру летного поля. Длина всей гонки — около 308 км, протяженность круга (всего их 52) — 5 км 891 м.

За прошедшие годы трассу несколько раз перестраивали. Серьезная модернизация прошла в 1991 году. Целью ее был более высокий уровень безопасности. Первым победителем на обновленном автодроме стал англичанин Найджел Мэнселл. Следующее обновление трассы произошло уже в нашем веке, закончено в 2011 году.

Средняя скорость здесь превышает 235 км/ч, этап в Великобритании — один из самых скоростных в «Формуле-1». Из-за нескольких резких виражей (всего поворотов 18) и особенностей покрытия резина быстро изнашивается, что приводит к частым пит-стопам. Проблем гонщикам нередко добавляют ливни и ветер, свойственные английской погоде.

Один из самых забавных случаев на этой трассе связан с Михаэлем Шумахером. В 1998 году знаменитый гонщик перед последним кругом, как он считал, заехал в боксы — отбыть наказание, но пересек линию финиша, так как уже промчался всю дистанцию. Однако победу ему засчитали, поскольку предупреждение о штрафных 5 секундах поступило слишком поздно в нарушение правил.

Hungaroring (Будапешт, Венгрия)

Гран-при Венгрии проходит в маленьком городке Модьород, неподалеку от Будапешта, с 1986 года. Небольшая долина определила длину трека — 4 км 381 м. Всего кругов 70, в итоге болиды проезжают 306,5 км. Автодром узкий, медленный, обгонять друг друга пилотам негде. Поэтому решающую роль играет квалификация, не менее важно правильно рассчитать пит-стопы.

В 2003 году трассу перестроили, удлинив прямой отрезок, на который приходятся старт и финиш, а также кардинально переделав первый поворот. Появившаяся в результате шпилька обеспечивает возможность обгона, что делает состязание болидов более интересным. Но даже после всех новшеств обгон может закончиться плачевно, и только прекрасная система безопасности автодрома не дает большинству участников разбиться.

Казалось бы, выиграть гонку, если стартуешь не в первой десятке, на этом треке нереально. Однако были два опровергающих это рекорда. Первый — победа Найджела Мэнселла в 1989 году после старта с 12 места, второй — выигрыш Дженсона Баттона при старте с 14 места в 2006.

Посмотреть «Формулу-1» в Модьороде могут 120 000 болельщиков.

Circuit de Spa-Francorchamps (Спа, Бельгия)

По общему признанию, Бельгийская трасса одна из самых интересных в мире. Делает ее такой серия поворотов, всего их на Спа-Франкоршам 21. Гонщики должны пройти 44 круга по 7,004 км, общая длина состязания составляет чуть более 308 км. Впервые «Формулу-1» бельгийский автодром принял в 1950 году. С тех пор его посетили сотни тысяч болельщиков, каждый раз их ожидают 53 000 зрительских мест.

Скоростная трасса с большими перепадами высоты и поворотами, требующими от пилотов полной концентрации сил и внимания, так как пройти их можно, не снижая скорости. Интересной особенностью гонок в Спа-Франкоршам является то, что ясная погода возле боксов вовсе не обещает сухой трассы на всем ее протяжении: на отдаленных участках в это время может идти дождь, погода в Бельгии переменчива.

Изначально длина трассы была 15 км, использовались общественные дороги. В 1972 году признали, что она не соответствует нормам безопасности. Серьезная реконструкция сократила длину круга до 7 км, но причудливые повороты все равно остались, а высокие скорости сохранились. «Формула-1» вернулась на автодром в 1983 году. Гонка началась с конфуза. Несколько машин вышли из строя, еще не успев стартовать, поэтому сигнал начала гонки дан не был. Однако де Чезарис помчался вперед, видимо, от нетерпения. За ним погнались Прост и Тамбэ, спохватившись только после середины круга и заметив сигналы остановиться. Был повторный старт, гонку сократили на 2 круга. Но она состоялась! Как и прежде, нынешняя трасса Спа-Франкоршам обещает эмоциональные и непредсказуемые соревнования.

Autodromo Nazionale Monza (Монца, Италия)

Длинные прямые и медленные повороты (их всего 11) — одна их старейших в мире гоночных трасс расположена в Италии, возле Монца. Высокие скорости требуют мощного двигателя и низкого аэродинамического сопротивления от машины. При этом многие считают, что нет необходимости в особом мастерстве пилота на гонке в Монце: ни перепадов высоты, ни узких улиц. Зато высокие поребрики на поворотах.

Протяженность круга около 5,793 км, количество кругов 53, общая длина гонки составляет приблизительно 307 км. Максимальная скорость, которой можно достигнуть при прохождении трассы, — примерно 370 км/ч. При разгоне на старте болиды набирают скорость до 350 км/ч, но перед первым же поворотом ее приходится сбрасывать, причем до менее чем 100 км/ч. Это означает большие перегрузки и для машины, и для пилота. Не менее интересны и опасны другие повороты. Изменения в конфигурации трека были связаны с ростом скоростей автомобилей и с необходимостью обеспечения безопасности пилотов и зрителей. В итоге появлялись новые ограждения, шиканы и шпильки, замедляющие автомобили.

На автодроме в Монце не единожды случались катастрофы с гибелью пилотов и даже зрителей. В 1955 году здесь разбился итальянец Альберто Аскари, Вольфганг фон Трипс погиб в 1961, а в 1970 — Йохен Риндт, влетевший в отбойник. Несмотря на это трасса не утратила своей популярности.

Marina Bay Street Circuit (Сингапур)

В Сингапуре гонщиков ожидает еще одна городская трасса «Марина Бей». Гран-при Сингапура начали проводить с 2008 года. Автодром уникален для Азии сразу по двум причинам:

  • он стал первой азиатской трассой, пролегающей по улицам города;
  • гонка проходит в ночное время, полностью при искусственном освещении, чего раньше в «Формуле-1» не случалось.

На круге, длина которого 5,065 км, расположились 23 поворота, что сразу же сделало трассу очень непростой. Длина маршрута более 308 км, это 61 круг. Максимальная ширина трека — 15 м. Если на прямых болиды разгоняются до 300 км/ч, то на некоторых поворотах надо сбросить скорость, сделав ее менее 100 км/ч. Поэтому от машины требуется не только сильный двигатель, но и хорошая тормозная система.

Наибольшее количество побед — четыре — на автодроме «Марина Бей» принадлежит Себастьяну Феттелю. Он же стал автором рекорда круга — 1 : 42,841 в 2015 году.

Обогнать на этой трассе автомобиль соперника сложно, бывают конфигурации треков поинтереснее, но жара, высокий уровень влажности — и перед нами один из тяжелейших маршрутов, постоянно испытывающих выносливость пилотов.

Sepang F1 International Circuit (Селангор, Малайзия)

Еще одна работа Германа Тильке. Гран-при Малайзии — это 56 кругов по 5 км 543 м каждый, общая длина гонки превышает 310 км. На трассе 15 поворотов. Это длинные прямые, на которых набирается высокая скорость, и опять же скоростные повороты. Трасса очень современная, ее минимальная ширина — 16 м, максимум — 22 м. Наверное, лучших условий для обгонов не предоставляет никакой другой трек, а более 60 % гонки пилоты удерживают максимальную скорость. Посмотреть захватывающее состязание болидов в Малайзии могут 130 000 зрителей.

Достаточно непростые погодные условия — жара и высокая влажность — обуславливают особые требования к двигателю. Кроме того, характер покрытия способствует быстрому износу резины и, соответственно, частым пит-стопам, число которых доходит до трех за гонку.

Возможность обгонять друг друга сыграла плохую шутку с Михаэлем Шумахером и Хуаном-Пабло Монтойей в 2002 году. Никто не хотел уступать — ни секунды, ни миллиметра — в итоге машины столкнулись, оба потеряли время, а Монтойя был наказан судьями, ему пришлось проехать через боксы. Выиграл тогда гонку Ральф Шумахер.

Suzuka Circuit (Судзука, Япония)

Сложная трасса, рассчитанная на высокие скорости и дающая хорошие возможности для обгонов, выстроена в форме цифры 8. Двигаться по ней можно сразу в двух направлениях — по часовой стрелке и против. Проект этого автодрома разработал Джон Хугенхольц, причем не для проведения «Формулы-1», а для тестовых пробегов компании «Хонда». Открытие трека — 1961 год. Гран-при Японии на трассе Судзука проводится с 1987 года.

Популярность трассы у зрителей обеспечивают хороший обзор, обгоны и соревнования, проходящие в дождь, что всегда добавляет остроты. За историю своего существования конфигурацию трасса меняла 4 раза, но незначительно, все свои уникальные особенности она сохранила. Длина круга — 5,807 км, всего кругов 53. Поворотов 18, и некоторые из них очень опасные. Рекорд круга установил в текущей конфигурации Кими Райкконен, а больше всех побед завоевал Михаэль Шумахер — он 6 раз финишировал первым.

Одно из самых трудных мест трассы — поворот 130R с радиусом 130 градусов. Проходить его надо на максимальной скорости, стараясь не снижать ее. Но даже у прекрасных пилотов бывают ошибки. Лукас ди Грасси однажды разбил на этом повороте машину, даже не успев начать гонку (2010 год).

Circuit of the Americas (Остин, США)

«Трасса Америк» дебютировала в «Формуле-1» совсем недавно, в 2012 году. Выиграл Гран-при США тогда Льюис Хэмильтон. Единственный в Америке автодром, спроектированный специально для проведения этапов «Королевской гонки» (автор проекта Герман Тильке), его вместимость — около 100 000 зрителей.

Трек похож по форме на вытянутый треугольник, на котором расположились повороты (всего их 20), длина одного круга составляет 5 км 513 м, гонщикам надо преодолеть 56 кругов, это чуть больше 308 км. Интересная особенность трассы — расширение на поворотах, что дает больше вариантов пилотам, в том числе для обгонов. Максимальная скорость автодрома — 315 км/ч.

При строительстве использовали природный ландшафт, трасса вписана в него очень естественно. Благодаря этому у каждого ее отрезка свои требования к гонщикам и автомобилям. Необходимы высокая концентрация внимания, точность пилотирования, мощный двигатель, хорошая система торможения и идеальная сбалансированность болида. Сам Тильке отметил, что из всех спроектированных им автодромов «Трасса Америк» наиболее сложная для пилотов. Алекс Вурц сравнил ее с «Американскими горками», так как она то поднимается на холм, то сбегает с него.

Из пяти Гран-при США, прошедших на этом автодроме, четыре выиграл Льюис Хэмильтон.

Rodríguez Brothers Racetrack (Мехико, Мексика)

Автодром носит имя братьев Родригес, Рикардо и Педро, самых известных мексиканских пилотов «Формулы-1». Оба разбились: один в 1962, другой в 1971 году. Трасса построена в 1962 году, «Формула-1» дебютировала на ней в 1963.

Гоночный маршрут считается сложным не только из-за своей конфигурации с опасными поворотами, но и из-за расположения. Трасса находится в районе геологической активности на высоте 2285 м над уровнем моря. Разреженный воздух значительно уменьшает мощность двигателей автомобилей, сама трасса весьма неровная.

Длина круга автодрома имени братьев Родригес — 4 км 421 м, на каждом из них 14 поворотов. Общая протяженность гонки 305 км.

В 1962 году на трассе состоялась внезачетная гонка, в которой приняли участие многие звезды «Формулы-1». Не сумев преодолеть поворот Перальтаде, Рикардо Родригес погиб еще во время квалификации, врезавшись в ограждение. Выиграл ту гонку Джим Кларк. Его дисквалифицировали, но он занял автомобиль Тревора Тейлора, своего напарника, и пришел к финишу первым.

Autodromo Interlagos (Сан-Паулу, Бразилия)

«Автодром им. Жозе Карлуса Пасе» («Интерлагос») способен вместить до 120 000 человек, которым будет доступно интереснейшее зрелище. Прямые участки трассы рассчитаны на огромные скорости, а вот повороты очень медленные. Длина одного круга — 4 км 309 м, всего их в дистанции гонки 71, что составляет почти 306 км. Максимальная скорость достигает 340 км/ч. Рекорд круга в действующей конфигурации поставил Хуан Пабло Монтойя — 1 : 11,473.

«Формула-1» дебютировала на автодроме в 1973 году, но из-за недостатков системы безопасности, устаревшего покрытия в 1980-ом от проведения «Королевской гонки» на нем отказались. Долгое время власти Сан-Паулу не хотели реконструировать аэродром. Но… этот город — родина Айртона Сенны, а у Рио-де-Жанейро на исходе были финансовые возможности (Гран-при Бразилии после отказа от «Интерлагоса» проходили именно там). Средства на реконструкцию исторического автодрома нашли, и в 1990 году он снова был включен в календарь чемпионата.

Скоростная трасса по-прежнему остается очень опасной. С ней связаны многие аварии, исход которых был смертельным для пилотов. Однако регулярно происходят просто забавные случайности, которые запоминаются надолго своей несуразностью и безобидностью. Так, в 2014 году Филипе Масса заехал к чужим механикам во время пит-стопа, и ребята из McLaren показали ему, куда нужно было двигаться.

Yas Marina Circuit (Абу-Даби, ОАЭ)

Автором проекта автодрома «Яс Марина» на искусственном острове стал Герман Тильке. Идея заключалась в создании аналога трассы в Монако. 21 поворот, движение против часовой стрелки, что встречается нечасто, делают «Яс Марина» далеко не самой простой для прохождения трассой. Трибуны вмещают 50 000 болельщиков.

Автодром используется для проведения Гран-при Абу-Даби с 2009 года. 55 кругов по 5 км 554 м составляют общую длину гонки в немногим больше 305 км. Максимальная скорость трассы — 317 км/ч. Самое большое число побед на ней досталось Себастьяну Феттелю, он становился победителем этого этапа трижды. Рекорд круга принадлежит Льюису Хэмильтону и составляет 1 : 38,434 (2011 год).

Самый интересный случай с автодромом «Яс Марина» произошел еще во время строительства. Протяженность трассы должна была составить 5555 м, ведь на Востоке число 5 считается счастливым. Однако, когда трек сдали, выяснилось, что один метр… потерялся.