Киа спортейдж на бездорожье

После дождичка, в четверг: тест-драйв KIA Sportage 2,0 AT AWD на бездорожье

Когда у тебя есть полноприводной автомобиль, почти внедорожник, пусть даже без раздатки и понижайки, мысли о всевозможных активностях приходят сами собой. За окном стена воды, каскады молний, а у тебя уже готова картинка утренней вылазки на берег лесного озера… Без динамического троса, без хай-джеков, с одной лишь докаткой в багажнике.

Сколько стоит свобода

Шутка ли, отдать за машину 1 714 900 рублей – именно столько сегодня стоит наш Sportage в комплектации Prestige – и при этом зависеть от показаний погодных информеров, количества луж на грунтовке и степени ее расквашенности? Замечу, что речь идет все же о дороге, а не о гектарах пахотных земель.

Наш первый тест KIA Sportage, пройденный на дорогах Каталонии, отразил почти все, что есть в этом автомобиле: от дизайна до техники, которая в четвертом поколении практически не поменялась. Но в Испании свои условия и приоритеты. Полный привод в ней едва ли нужен, как и комплектация Classic «Теплые опции», которая в России предлагается для моноприводных версий с «механикой» за 1 304 900 руб., с АКП и передним приводом – за 1 364 900 рублей, а c 4WD и МКП за 1 384 900 рублей. У нас все иначе, и паркетник с моноприводом часто считается сугубо женской забавой… Впрочем, весьма опрометчиво, но не будем забегать вперед.

Только что закончившееся ненастье подразумевает, что по мокрой трассе я поеду без фанатизма, даже не доводя аналоговую стрелку спидометра до разрешенных 110 км/ч. Действительно, в таком режиме KIA Sportage уверенно держит дорогу, не склонен к аквапланированию, плавен, тих, экономит топливо и не докучает частыми обращениями к шестиступенчатой АКП. Его 2,0-литровый, 150-сильный мотор серии NU, знакомый по многим моделям корейского концерна, кажется мне почти идеальным для загородного ритма. Хочешь – сам поддерживай скорость, хочешь – отдай ее на откуп круиз-контролю.

В комплектации Prestige нет систем распознавания дорожных знаков, удержания в полосе движения и контроля слепых зон. Да, еще нет и электроприводов водительского и пассажирского сидений, недурно ублажающих своим профилем и комбинированной, тканево-кожаной обивкой. Зато присутствуют кнопочный запуск двигателя, ксенон фар, светодиоды дневных ходовых огней, противотуманки, датчики дождя и света, парктроники и камера заднего вида с разметкой, семидюймовый экран мультимедийной системы с навигацией, Wi-Fi-приемником и множество полезных и красивых мелочей. Интересно, что Wi-Fi подключается лишь к точке доступа, которая образована вашим смартфоном. Попытка законнектиться со стационарным, от роутера, который есть в доме, успехом не увенчалась. Единственное предназначение беспроводного интернета – получение информации о пробках для встроенной навигационной системы. Маловато, конечно, но и на том спасибо.

1 / 9 2 / 9 3 / 9 4 / 9 5 / 9 6 / 9 7 / 9 8 / 9 9 / 9

За нас уже подумали

Итак, с вооруженностью электроникой все отлично, только первый же обгон отзывается во мне нервной дрожью. В доброй половине своего хода, до подпружиненной ступеньки, акселератор изрядно задемпфирован. Хоть притопывай на нем, хоть прихлопывай по нему – толку мало. И лишь по мере продавливания этой поистине минной мембраны, электроника соображает, что пора добавить в мотор взрывную порцию топлива с воздухом или переходить на пониженную передачу. Правда, расход топлива при таком алгоритме и не думает переваливать за «десятку» на «сотню».

1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6 KIA Sportage 2,0 AT AWD
Расход на 100 км

Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
11,2 6,7 8,3

Эта особенность была и в прошлом поколении KIA Sportage, но кто мог подумать, что она так кому-то понравится, что ее оставят и в нынешнем. Понятно, что таким образом конструкторы сразу реализовали «режим поползновений», страхуя водителя от переизбытка оборотов, но почему бы не активировать его клавишей с каким-нибудь понятным всем символом? А вот кнопка около селектора АКП как раз включает «спортивные» настройки электронного блока управления, при которых акселератор с «автоматом» и не думают «тупить».

1 / 2 2 / 2

Два года назад, примерно в это же время, я ехал на рестайлинговом, полноприводном Sportage третьего поколения из Карелии в Заполярье. Без всякого отказа себе в каких-либо северных радостях: будь то грибы под Кондопогой или ягода около Медвежьегорска. Свернул с трассы, заехал в лесок и – набивай пакеты. Да, автомобиль был турбодизельный (похожая, 2,0-литровая, 185-сильная версия за 1 834 900 руб. предложена и сейчас) и, опять же, полноприводный. Но сегодня тип двигателя не столь важен.

В объезд запретов

Добираться до красивых мест стало все сложнее. На какую грунтовку не ткнись – всюду брошенные поперек дороги бетонные блоки. На легковушке не объедешь, а вот с кроссовером можно попробовать. Заявленных 182 мм дорожного просвета, конечно немного, но с учетом былых 170 мм, дополнительные десять – совершенно не лишние.

Ров с обвалившимися стенками, глубиной сантиметров тридцать и шириной в метр, Sportage преодолевает «в лоб» лишь чуть чиркнув «юбкой» бамперы о грунт. Задачка, прямо скажем, несложная, но с некоторыми нагрузками на кузов. Сверчки в салоне? Хм, вроде никаких.

1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7

Вот вам и силовой каркас из высокопрочных сталей… При подросшем на 20 мм переднем свесе, углов съезда и въезда для повседневных препятствий паркетнику все равно хватает, и через мгновение мы оказываемся на раскисшей глине, у края здоровенной лужи.

KIA Sportage 2,0 AT AWD Цена 1 714 900 рублей

Принудительно замыкать электрогидравлическую муфту от компании Magna я пока не спешу. Автоматика должна сама подключить заднюю ось в случае пробуксовки колес на передней. Что ж, потихоньку трогаемся. Машина медленно, но уверенно движется вперед – похоже, дно лужи твердое, но как только ведущие колеса вышли из воды, KIA, обутый в самые обычные дорожные шины 225/60 R 17, начал подрыскивать на месте в поисках точки зацепления. Субъективно, электроника тормознула на секунду-полторы, но задняя ось исправно подключилась, подтолкнув автомобиль к выезду. В прошлом поколении было примерно так же, и принципиальных отличий в быстродействии муфты я так и не нашел.

На бездорожье – вручную!

Надавил на газ и тут же пожалел об этом. Автомобиль завилял даже на ровном, почти бесколейном участке глиняной каши. Все, хватит экспериментов, «блокируюсь» вручную, кнопкой. В действительности в это время электронасос подает максимальное давление жидкости на пакет фрикционных дисков, обеспечивая 50% крутящего момента на задней оси.

Совсем другое дело! Ведь автоматика полного привода Dynamax AWD постоянно работает в импульсном режиме, причем перераспределяя момент не по ходу пьесы, а как бы предопределяя возможные события с преднатягом. Попросту говоря, минимальная тяга на задней оси есть всегда. Но мне нужна максимально возможная, причем сразу.

Зафиксированный полнопроводный расклад на бездорожье куда лучше. Ни о каких «как по рельсам» речи не идет, но… Уже нет необходимости постоянно подруливать, корректируя направление движения, да и поехали мы куда быстрее без всякой опаски. Стоп, а вот тут я, кажется, снова поспешил.

Тормоза у Sportage на редкость хваткие, правда, с учетом того, что дорожная резина на глине в мановение ока превращается в четыре полноценных лыжи, останавливается полуторатонный кроссовер не всегда в заданной точке. Но это уже проблемы вовсе не автомобиля.

KIA Sportage 2,0 AT AWD Краткие технические характеристики Габариты, мм (Д / Ш / В) 4 480 / 1 855 / 1 655 Мощность: 150 л.с. Максимальная скорость: 180 км/ч Разгон 0-100 км/ч 11,6 с Трансмиссия: шестиступенчатая, автоматическая Привод: Полный, AWD

Сомнения – свет!

Приноровиться к скользкому грунту и полному приводу не так уж и сложно. К тому же поездить с танковым рвением тут еще никто и не успел, а, значит, где засадить Sportage, с первого раза и не найти, да и задачи такой вовсе нет. Конечно же, заезд в глубокую колею на дамбе будет крайне опрометчив, а вот скатиться с горки на зыбкую береговую кромку, почти в ил, можно рискнуть. При включенном ассистенте спуска автомобиль плавно, без юза, сползает на берег. Не прикасаться в это время к акселератору – одно из условий успеха. Пара движений рулем, разворот, прибыли! Назад, в горку, выбираемся в обычном полноприводном режиме, и снова успешно.

Почти час интенсивного замешивания глины разжигает любопытство: а что же у нас под днищем? Перво-наперво, ощупываю муфту. Она теплая, но на перегрев нет и намека. Вся фишка в отказе от электромагнитной конструкции и переход, еще в прошлом поколении Sportage, на упомянутую уже электрогидравлическую схему. Беглый осмотр мощной задней многорычажки также не вызывает опасений. Увы, на этом радости заканчиваются. Расположенная почти по продольной оси автомобиля выхлопная труба с резонатором – как безапелляционный приговор. Купания в глубоких грязевых ваннах или снегу по колено корейскому паркетнику противопоказаны даже при всем совершенстве AWD.

1 / 2 2 / 2

«Чем помочь»? Водитель остановившегося в паре метров Hyundai ix35 – одноплатформенника Sportage прошлого поколения, с любопытством осматривает мой диковинный автомобиль. Делюсь впечатлениями и опасениями, а в ответ слышу то, о чем, в общем-то, ни производители, ни журналисты обычно не говорят…

«Не нужен этому кроссоверу полный привод. На такой, деревенской пересеченке, так точно. Без него куда меньше проблем. А проходимость вот она, на все случаи жизни, да и обходится дешевле» – мужик небрежно стукнул ногой по зубастой, грязевой резине своего ix, глянул на меня снисходительно и укатил по полю прочь, как по хорошему асфальту…

Всему свое предназначение

Наверное, на этом месте стоило бы поставить точку, но не все так просто. Парадокс, о котором далеко не все знают, состоит в том, что конструкция AWD Sportage, да и большинства кроссоверов, заточена под дорожные условия эксплуатации. Перебрал с газом в повороте, вылетел на скользкий участок трассы – вот тогда электроно-механические системы полного привода распускают перед водителем свой роскошный павлиний хвост. И как бы ни старались автопроизводители продекларировать универсальность столь популярного ныне «паркетного» сегмента, его внедорожные способности, это всего лишь возможности, которые, как ни обидно, не являются основополагающими.

Потому в вымытом от комьев грязи виде Sportage мне нравится куда больше, а уместившийся в разложенном салоне полноразмерный велосипед Stels смотрится там куда уместнее, чем болотные сапоги и лопата. Для них предназначены совсем другие автомобили.

Конечно же, конкурентов у нового KIA Sportage предостаточно. Среди основных – Toyota RAV4, Mazda CX-5, отчасти, Nissan X-Trail, не говоря уже об одноплатформеннике Hyundai Tucson и всевозможных кроссоверах из Китая. Порядок цен на эти автомобили, не считая китайцев, примерно одинаков: от 1 200 тыс. рублей и выше. Как раз в начальных и неплохо оснащенных версиях (от 1 204 900 рублей) KIA обладает немалым преимуществом. Базовый RAV4 и Mazda CX-5 стартуют с отметки 1 299 тыс. рублей, а Nissan X-Trail не имея в арсенале полноценной, гидротрансформаторной АКП и вовсе с 1 409 тыс. рублей. Правда, в насыщенных версиях KIA начинает утрачивать свое преимущество, и вот тогда в игру вступают те самые мелочи, на основании которых покупатель и делает решающий выбор.

Матчасть Дмитрий Юрасов обозреватель Kolesa.ru Kia Sportage четвертого поколения (заводской индекс QL) создан по известному рецепту: посмотри, как сделал Hyundai, и сделай то же самое, но лучше. «Головной» корейский бренд почти всегда выпускает новые модели первыми, а их технические клоны под маркой Kia выходят в свет чуть позже, с учетом накопленного опыта и без «детских болезней» (яркий пример — российский Hyundai Solaris, потребовавший модернизации подвески, и Kia Rio, обошедшийся без этого). В данном случае о подобных коллизиях говорить не приходится, и платформа Sportage практически идентична той, на которой базируется нынешний Hyundai Tucson. Это последняя версия корпоративной «тележки» J4, с 2006 года в разных вариациях использовавшейся как для Sportage и Tucson (ix35) прежних поколений, так и для легковых моделей (Hyundai i30/Elantra, Kia cee’d/Cerato). Ее самое заметное отличие от платформы третьего Sportage (SL) — колесная база, удлинившаяся на три сантиметра благодаря новым продольным рычагам независимой задней подвески (естественно, многорычажной), позволившим оптимизировать кинематику и увеличить рабочий ход, что сыграло в плюс для геометрической проходимости. Немного увеличена и колея благодаря новым подрамникам, а иная «геометрия» вкупе с солидной массой, в свою очередь, обусловили необходимость в усилении шасси. Поэтому у нового Sportage (как и у Tucson) свои, более жесткие, сайлентблоки и стабилизаторы, более массивные цапфы, поворотные кулаки и ступичные подшипники, и даже штоки амортизаторов переднего МакФерсона стали толще. Увеличен и диаметр тормозных дисков, а рулевой механизм с электрическим усилителем стал немного «острее». На внушительные 39 процентов повысилась жесткость кузова на кручение, и главная заслуга в этом принадлежит силовому каркасу, практически целиком выполненному из высокопрочных сталей, доля которых выросла с 18 до 51 процента. Кроме того, более широко используется прогрессивный метод склеивания стальных деталей: если прежде общая длина клеевых швов была менее 15 метров, то теперь — целых 103. Прогресс наглядно продемонстрировали результаты краш-тестов американского страхового института дорожной безопасности IIHS: в испытании, имитирующем переворачивание автомобиля, стойки крыши без чрезмерной деформации выдержали нагрузку, в 5,37 раза превышающую собственную массу кроссовера, тогда как у модели предыдущего поколения этот показатель был равен 4,43. Кстати, и в другом тесте IIHS, на фронтальный удар с малым перекрытием, который предшественник провалил, новый Sportage показал себя безупречно, за что получил наивысшую оценку Top Safety Pick +. Не меньше внимания, чем безопасности, разработчики кузова уделили комфорту: существенно улучшена шумоизоляция, причем не только основания, но и верхней части кузова, а для снижения вибраций модернизированы упругие опоры силового агрегата. Сами же двигатели и коробки передач практически не изменились со сменой поколений — во всяком случае, в российской спецификации. Ведь нам не предлагают ни мощных бензиновых моторов семейства Theta, с которыми Sportage доступен американцам, ни европейского 1,7-литрового турбодизеля U2, знакомого нам по Hyundai i40, ни даже 1,6-литрового мотора Gamma от Rio/Solaris, выступающего в роли базового для Hyundai Tucson. Впрочем, последний все же присутствует в линейке в виде 177-сильной турбоверсии, используемой исключительно в топовой комплектации GT-Line Premuim, в блоке с семиступенчатой роботизированной коробкой и полноприводной трансмиссией. Для нас в гамме сохранили двухлитровый турбодизель серии R, имеющий пьезофорсунки, систему аккумуляторного впрыска Bosch и изменяемую геометрию крыльчатки: в результате модернизации его отдача выросла со 184 л. с. и 392 Нм до 185 л. с. и 400 Нм. В роли же базового — по-прежнему 150-сильный бензиновый агрегат, также двухлитровый, относящийся к семейству Nu, дебютировавшему в 2011 году на модели Elantra в 1,8-литровой модификации. Это длинноходная алюминиевая 16-клапанная «четверка» с фазовращателями на впуске и выпуске, цепным приводом ГРМ и многоточечным впрыском с изменяемой конфигурацией впускного коллектора. Существует модификация с непосредственным впрыском, выдающая до 176 л. с., но российские умельцы добиваются близкой отдачи посредством обычного чип-тюнинга. Базовый вариант трансмиссии для бензинового двухлитрового мотора — шестиступенчатая механическая коробка M6CF1 плюс привод только на передние колеса, дизельный же кроссовер в обязательном порядке имеет полный привод и «автомат». Гидромеханические трансмиссии с электронным управлением и общим обозначением A6LF Hyundai-Kia с 2009 года выпускает самостоятельно, чего не скажешь о системе полного привода, которую поставляет австрийская компания Magna. Электрогидравлическая многодисковая муфта Dynamax срабатывает быстро и мягко, гибко реагируя на изменения условий движения, и не склонна к перегреву при больших нагрузках.

Вам понравится KIA Sportage 2,0 AT AWD если:

  • На Porsche вы можете только поглядывать;
  • Вы любите комфорт и простор в салоне;
  • Вы уже знакомы с полноприводными кроссоверами.

Вам не понравится KIA Sportage 2,0 AT AWD если:

  • Вы часто смотрите «в глаза» автомобилю;
  • Вы ждете от него невероятных подвигов;
  • Вам просто жалко денег.