Маз микроавтобус 2018

У ГАЗель Next появится конкурент от МАЗа

В модельном ряду компании появится микроавтобус МАЗ-281 и цельнометаллический фургон МАЗ-3650. По сути, белорусы хотят провести ребрендинг китайской модели JAC Sunray. Работа по данному проекту ведется уже два года и сборка должна была начаться в первой половине 2018 года, но, запуск пока так и не состоялся.

JAC Sunray

Сейчас ситуация изменилась, как информирует ресурс Abw.by, МАЗ оформил ОТТС на вышеупомянутые LCV, а это свидетельствует о старте производства в скором времени. После выхода на рынок моделям МАЗа предстоит конкурировать с ГАЗелью Next.

МАЗ-281 относится к категории М2 и обладает следующими размерами: длина – 6 000 мм, ширина – 2 100 мм, высота – 2 800 мм и колесная база – 3 570 мм. Микроавтобус будут выпускать в двух исполнениях: А – грузопассажирском девятиместном (без учета водителя) полной массой 3 500 кг и B – пассажирском 13/16 мест (без учета водителя) полной массой 4 050 кг.

JAC Sunray

Цельнометаллический фургон МАЗ-3650 относится к категории N2 и будет доступен также в короткобазной модификации, длина которой составит 4 900 мм при колесной базе – 2 960 мм, а еще в версии с низкой крышей (высота – 2 340 мм). В снаряженном состоянии фургон будет весить 2 400 – 2 940 кг, а максимальная, технически допустимая масса равна 3 500 – 4 050 кг.

Оба варианта LCV МАЗ будут комплектоваться турбодизелем JAC HFC4DE1-1D (Евро-5) объемом 2,8 литра мощностью 149,5 л.с. Двигатель сочетается с шестиступенчатой механической коробкой передач JAC LC6T32 и задним приводом. У JAC Sunray спереди независимая пружинная подвеска, а сзади зависимая рессорная.

JAC Sunray

Выпуск машин наладят на предприятии «Брестмаш» — филиале МАЗа. О планах поставлять автомобили на российский рынок ничего не сообщается, но правила ОТТС действуют на весь таможенный союз. Правда, с 1 июля повысились требования по локализации для экспорта в пределах ТС – безпошлинные поставки возможны при условии локализации сборки на уровне от 50%. Сборка же JAC Sunray будет выполняться крупноузловым методом, не предполагающим такой уровень.

JAC Sunray

Цены на микроавтобус МАЗ-281 и фургон МАЗ-3650 производитель пока не сообщает, вероятно, они будут озвучены ближе к началу продаж. Для ориентировки, ГАЗель NEXT в Беларуси стоит от 41 385 местных рублей за фургон и от 53 132 рублей за микроавтобус (приблизительно 1 300 000 и 1 668 000 российских рублей по текущему курсу).

Кстати, накануне портал «Колеса.ру» рассказывал о продажах LCV на российском рынке.

МАЗ начал принимать заказы на конкурента «Газели»

Гамма Минского автозавода пополнилась легкими коммерческими автомобилями (LCV) — цельнометаллическим фургоном МАЗ-3650-22 и микроавтобусом МАЗ-281-040. Новинки выходят на местный рынок, они уже появились на официальном сайте завода.

Автомобили являются перелицованными версиями китайской JAC Sunray, схожесть с Mercedes-Benz Sprinter предыдущего поколения случайна — у них нет ни одной общей детали. Видимо, дизайном немецкого аналога вдохновлялись в бюро JAC Motors.

Переговоры по сборке моделей на заводе «Брестмаш» (входит в состав МАЗа) велись с 2016 года, при этом изначально выпускать китайскую «ГАЗель» планировалось с первой половины 2018 года. Пока фургоны и микроавтобусы МАЗ собирают по крупноузловому методу, но в дальнейшем планируется увеличить их локализацию.

В октябре прошлого года пресс-служба марки МАЗ заявляла о том, что «после локализации МАЗ начнет выпускать оригинальный микроавтобус МАЗ, который будет выделяться качественными компонентами, доступной ценой и гарантированным сервисным обслуживанием».

МАЗ оформил Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) ещё в июле 2018 года. Первые экземпляры новых коммерческих автомобилей МАЗ были собраны в конце того же года. По классу легкие коммерческие «мазовские» модели из Беларуси конкурируют с «ГАЗелью Next» — бестселлером российского рынка LCV. Правила ОТТС действуют на весь Таможенный союз. В Беларуси и на Украине уже принимают заявки на приобретение новинок. Экспорт в нашу страну также запланирован.

Как сообщает белорусское издание ABW.by, пока МАЗ собрал всего 15 фургонов и 35 микроавтобусов. Мощности автозавода позволяют выпускать до 2000 автомобилей в год. В перспективе должны появиться фургон и 14-местный пассажирский микроавтобус с укороченной колесной базой. Также на базе фургона разрабатывается модель скорой помощи класса «C».

Цельнометаллический фургон МАЗ-3650 относится к категории N2, микроавтобус МАЗ-281 относится к категории М2. Длина, ширина, высота машин одинаковая — 6000, 2100 и 2800 мм соответственно. Колесная база — 3570 мм. Снаряженная масса — 2620 кг, грузоподъемность — 1430 кг.

Фургон оснащен кондиционером, круиз-контролем, парктроником, электростеклоподъемниками, электроприводом зеркал, центральным замком, МР3-магнитолой. Не считая водителя салон микроавтобуса вмещает 16 пассажиров, оборудован сдвижной дверью с автоматически выдвигающейся подножкой для удобного доступа в салон — как это реализовано на «ГАЗели Next». В базовое исполнение микроавтобуса входит: кондиционер, круиз-контроль, АБС, аудиосистема, электростеклоподъемники и электрозеркала, центральный замок, задний парктроник, система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Фургон МАЗ-3650 и микроавтобус МАЗ-281 оснащаются турбодизелем JAC-HFC4DE1-1D (Евро-5) объемом 2,8 литра и мощностью 149,5 л.с. Двигатель работает в паре с шестиступенчатой механической коробкой JAC-LC6T32. По ходовой части у МАЗа спереди независимая пружинная подвеска, а сзади зависимая рессорная. Ведущими являются задние колеса. Кузов имеет несущую конструкцию.

Для сравнения: «ГАЗель Next» оснащается бензиновыми двигателями УМЗ Evotech 2.7, 120 л.с., дизельными Cummins ISF 2.8, 149 л.с., а также битопливными моторами (модификация УМЗ Evotech). Двигатели работают в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Спереди независимая двухрычажная пружинная подвеска, а сзади подвеска с новым подрессорником и креплением амортизаторов к поперечине рамы. Кузов имеет рамную конструкцию.

Цены на «мазовские» легкие коммерческие автомобили для самой Беларуси пока не объявлены, но на украинском рынке за микроавтобус МАЗ просят 992 187 гривен (2,4 млн рублей). «ГАЗель Next» в Беларуси предлагается от 41 385 местных рублей за фургон и от 53 132 рублей за микроавтобус (около 1 300 000 и 1 668 000 российских рублей).

«МАЗель» — призрак железного шкафа

Практически каждый автозавод имеет в своей истории модели, о которых не хочет вспоминать. Но, одно дело, когда речь идет о неудачных опытных образцах, которые единожды выкатили на полигон и поняв всю бесперспективность своего нового творения спрятали в дальнем уголке завода, прикрыв брезентом от любопытных глаз, но сохранив для истории (к сожалению, гораздо чаще угрюмый мужик с автогеном позаботиться, чтобы историкам в лучшем случае достались только фотографии), и совсем другое, когда забыть пытаются о машинах, которые ежедневно бегают по дорогам, перевозят грузы и пассажиров и, как и прежде, несут на себе гордую эмблему завода… «МАЗ».

Напряглись? Ну, еще бы – даже ярые фанаты автотранспорта не все слышали о проекте микроавтобусов Минского автозавода, что уж тут говорить о тех, кто не копался в современной истории МАЗа глубоко. Тем не менее, 2010 год мог вполне стать отправной точкой в появлении новой ветки пассажирского транспорта МАЗ – автобусов особо малой вместимости МАЗ 182010 «Ника». Машина должна была принести победу заводу в завоевании новых сегментов рынка, так что имя вполне соответствовало…

Просто «МАЗель»

Кстати, к выбору имени на заводе подошли весьма серьезно. Даже проводили что-то вроде конкурса, где все желающие могли предложить свой вариант названия для нового «бусика». В итоге, по слухам, окончательную жирную точку все же поставило руководство, было выбрано довольно пафосное, но совершенно чуждое белорусам имя «Ника». Разумеется, никто кроме управленцев и маркетологов так «микрик» не называл, и машинка получила другое имя – «МАЗель», заводские острословы быстро подметили все нюансы новинки, и окрестили ее в пику основному однокласснику и потенциальному конкуренту, микроавтобусам «ГАЗель». Итак, обо всем по прядку…

В 2010 году руководство завода решило, что самое время ворваться на рынок микроавтобусов, тем более, что тема эта в тот момент была на подъеме. Идея была правильная, но останавливало отсутствие в линейке автобусов особо малой вместимости, как в настоящий момент, так и в прошлом – проще говоря, не было опыта создания «маршруток». Немного подумав, взоры были обращены… правильно, на Китай, который был готов насытить рынок чем угодно, только заказывай.

Не могу сказать, как долго длились поиски, и какие варианты рассматривались, но, почему-то свой выбор руководство остановило на одной из копий древнючей Toyota Hiace H100, что и предопределило судьбу «МАЗели». Да, в тот момент таких клонов в Китае не создавал разве что ленивый — только навскидку можно было назвать BAW 15 Seats Minibus, Kingstar Venus 15 Seats Minibus, KingLong XMQ6520E, или иную машину с индексом BJ6520XBD1, и выбирать было из чего. Но, компактный «бусик», вагонной компоновки даже в неприхотливой Поднебесной неумолимо сдавал свои позиции. Как бы там ни было, выбор был сделан, документы подписаны, процесс пошел.

Первые два автомобиля пришли в контейнерах в начале декабря 2010 года. Прибыли они в лучших традициях, за два дня до намеченной премьеры и собирались в авральном порядке. Впрочем, минчанам было не привыкать к таким темпам и 6 декабря оба микроавтобуса красовались перед ДК МАЗ. Представлены были два автомобиля: длиннобазный с высокой крышей именовался МАЗ 181010, а короткобазный с низкой крышей – МАЗ 182010.

Несмотря на то, что последнюю гайку сборщики закручивали, когда машины уже тронулись, а логотип МАЗ наклеивал на ходу, доколебаться до качества сборки было трудно – все было ровно, ладно и исправно функционировало. Да и тот факт, что на выставку машины пришли своим ходом, говорил о многом.

Второй, он же, пожалуй, последний официальный показ машины состоялся на презентации модельного ряда МАЗ перед заводоуправлением 10 декабря 2010 года. Рядом со вторым поколением минских автобусов, «МАЗели» смотрелись техникой из прошлого. Если бы не грузовики с кабинами модели «6501», то микрики и вовсе стали бы чужеродными элементами на показе. И это несмотря на то, что к этому моменту, заводчане успели сменить на одной из машин бампер, на аналогичный, но собственного изготовления. Кстати, вероятно хорошо помня со школьной программы строчку стихотворение «Стойка трымауся юнак на дапросе», никто из заводчан так и не признался, чьего производства машинокомплекты, и даже на верные предположения отрицательно мотали головой – нет, не угадал.

На пресс-конференции руководством говорилось много слов о планах на «МАЗели», рассказывалось о радужных перспективах выпуска до 500 ед. в год, а на мои замечания: «Слишком маленькая, для регулярных перевозок не подойдет», лишь сниходительное похлопывние по плечу – все будет отлично!

Нареченная «Никой»

Разумеется, «Отично!» не стало. По крайней мере, больше о проекте ничего слышно не было, и на выставках машины не демонстрировались. Да и на все вопросы о проекте заводчане плавно уходили от четких ответов, ограничиваясь односложным «микроавтобусы собираются, выпускается только «большая» версия, название изменено на МАЗ 182010 «Ника». В общем, машины выпали из моего обзора аж до июня 2012 года…

При посещении летом 2012 «Могилевтрансмаш», на тот момент он являлся филиалом МАЗа, представители завода, видя, что никаких глобальных новинок я для себя не обнаружил, нашли таки, чем меня удивить: «А хочешь посмотреть сборку микроавтобусов?». В тот момент со стороны наверняка показалось, что я на метр подпрыгнул от такой новости: «Конечно, хочу!!!». И вот на финише короткого забега под проливным дождем, я стою в огромном цехе, где рядком стоят новенькие «МАЗели»: «Ну, здравствуй, пропажа!».

Как выяснилось, по итогам презентации 2010 года, началась длительная работа по учету всех высказанных замечаний и приведению «МАЗели» в состояние МАЗ 182010 «Ника». Под замену попала практически вся начинка салона, от панели приборов до сидений, ну и некоторое «железо».

Девять стоящих в цеху микроавтобусов находились в различной степени готовности, от 100% товарных машин, до кузовов с полусобранной начинкой. Прямо при мне их активно дособирали, и судя по настроению, «Могилевтрансмаш» был уверен, что покупателей своих «Ники» найдут. Я лично видел договор на продажу одной из машин в Бобруйск, и на тот момент ее стоимость была эквивалентна 22 500$.

Увы – это была последняя моя встреча с семейством «Ника», когда его можно было считать перспективным…

Лишь тени на асфальте

А вот дальше история заканчивается, и начинаются «тайны Мадридского двора». Никакого освещения о судьбе проекта МАЗ больше не вел. На все вопросы, «Производите? Сколько? Где? Продаете? Куда?» ответы были настолько противоположны, что оставалось только махнуть рукой и попытаться собрать информацию из открытых источников, но вот беда – не было, да и нет никаких данных по «МАЗелям». Про «микрик» не хотят вспоминать ни конструктора, ни маркетологи, да вообще никто из тех, кто был в курсе проекта. Ответ в принципе один: «Проект с микроавтобусами был неудачный. Чего былое ворошить? Завод развивается, вон какие у нас новые модели, хотите, расскажем?!» Я то, безусловно, хочу знать все о новых автобусах, но и про старые забывать не стану. Так что будем разбираться…

МАЗ 181

Так как два первых образца собирались буквально на ходу, кому какой индекс присваивать, никто особо не задумывался. Я тоже не буду добавлять отсебятины, и назову их так, как они были обозначены в информационных листовках, сопровождавших «МАЗели» на премьерном показе.

Как я уже говорил выше, индекс МАЗ 181010 получил микроавтобус с высокой крышей и длинной базой. Имея японские корни, и благодаря фэйслифтингу проведенному китайцами, даже, несмотря на возраст, машинка не выглядела устаревшей. Тем более, на тот момент Беларусь просто кишела различными фургонами из 80-х, и «МАЗель» прекрасно вписывалась в общереспубликанский дорожный трафик.

Микроавтобус мог оказаться совсем не плох и без доработок, если бы не фактор роста его создателей. Для худосочных и низкорослых азиатов места в салоне вполне хватало, а вот братья-славяне сразу почувствовали, что коленки при такой расстановке сидений им девать просто некуда. Да и спинки сидений по высоте были маловаты, и если у основных диванов ситуацию частично спасали выдвижные подголовники, то со стропонтенами была просто беда.

Кстати, два пассажирских места рядом с водителем тоже были условными – левая нога сидящего посередине постоянно мешала переключать передачи (если конечно это не была прекрасная спутница – тогда частота переключения наоборот возрастала).

Увы, на этом достоверные следы микроавтобуса, представленного как МАЗ 181010 теряются. Была ли машина переделана под классические «Ники» или сохранила характерную дверь багажника и салон? Получила ли она белорусский VIN или осталась под китайским? По косвенным признакам, на ее роль претендуют два известных мне автомобиля, но 100%-й уверенности в этом нет, так что пусть пока она останется в статье в своем первозданном виде…

МАЗ 182

На фоне своего напарника, МАЗ 182010 выглядел уж совсем непритязательно. Низкая крыша и короткая база делали и без того компактный «микрик», совсем маленьким, уже на стадии визуального восприятия отсекая ему дорогу в мир «маршруток».

Впрочем, 10-местный салон являлся серьезной заявкой на конкуренцию с «Соболем» и усеченными версиями бэушных «европейцев», так что сразу же сбрасывать его со счетов на тот момент было недальновидно.

Разумеется, 6,5 лет активной эксплуатации не могли пройти бесследно. В настоящий момент МАЗ 182010 щеголяет тем самым «опытно-экспериментальным» передним бампером, который был установлен на МАЗ 181 на втором показе «МАЗелей». «Родная» фальшрадиаторная решетка уступила место стандартной от семейства «Ника». Из салона исчез третий ряд сидений, позволив создать для пассажиров заднего ряда просто «королевские» условия в плане пространства для ног.

При всем при этом, машина выглядит достаточно свежо для своего возраста и даже сохранила экзотическую кормовую дверь с хромированной накладкой и фонарями.

Как видите, МАЗ 182010 жив и здоров, и те, кто часто бывает в Заводском районе Минска, имеют все шансы лицезреть данный аппарат в действии…

МАЗ 182010 «Ника»

В чем заводчане не слукавили в разговорах со мной, так это в том, что «маленькая» «МАЗель» так и осталась в единственном экземпляре. Индекс МАЗ 182010 с добавлением имени «Ника» получил адаптированный МАЗ 181010.

Когда затихли пламенные речи руководства, «слово» было передано конструкторам, ибо сразу же стало ясно, что в первозданном виде «МАЗелям» путь один – на заднюю площадку завода, где хранятся все неудавшиеся проекты МАЗа. Судьбы такой микроавтобусам никто не желал и конструкторы «Могилевтрансмаша» приложили недюжие усилия для того, чтобы вдохнуть в «Нику» жизнь. Стоит признать – это им удалось.

Так как переработать кузовную составляющую возможности не было, все усилия были сконцентрированы на салоне. Перво-наперво, прочь улетела архаичная передняя панель – ее место заняла современная версия (скорее всего от аналогичной машины, но другого китайского производителя), дизайн которой не смотриться старомодным до сих пор. Следом за панелью отправились все сиденья салона, вместо которых внутри прописались 9 стандартных кресел от пригородных автобусов. А до кучи, и среднее полу-место рядом с водителем было заменено на бокс с подстаканниками.

В итоге от KingLong XMQ6520E, а прародителем МАЗ 182010 «Ника» был именно он, остались лишь внешние обводы кузова, щедро сдобренные логотипами «МАЗ».

А вот процесс локализации комплектующих дальше планов не пошел. Кроме вышеупомянутых сидений на «Нику» установили отечественные аккумуляторные батареи, литые колесные диски заменили на штампованные, ну и вместо китайских покрышек установили «Белшину» — Бел-171 с размерностью 195/70 R15 (клиренс стал 150 мм, угол въезда 18°, а съезда — 13°). Так что по технической части «микрики» так и остались «китайцами». Впрочем, локализовывать производство стоит лишь тогда, когда оно действительно становится массовым. А так как до этого у МАЗа не дошло, то и рассуждать на эту тему бессмысленно.

Все собранные в Могилеве машины получили МАЗовский VIN с датой изготовления 2012 год, и были предложены для покупки белорусским организациям.

Водители о машинах отзываются сдержано — ни критики, ни восторгов не выражают. Ездит «МАЗель» исправно, повышенного внимания к себе не требует. По уровню комфорта и удобству управления звезд с неба не хватает, но и отметить конкретные проколы в конструкции, те с кем я разговаривал, не смогли. Общее мнение – нормальный автомобиль для городских и пригородных поездок. Хороший обзор позволяет видеть ситуацию вокруг, а маневрирование облегчает точное чувство габаритов. Правда, 95-сильного моторчика не хватает при максимальной загрузке, но, в нынешних реалиях, «по полной» никто машины и не эксплуатирует, так что претензий у водителей нет.

В случае необходимости, можно отправиться и в дальний вояж, но нежелательно. Относительно короткая база и вагонная компоновка, при которой водитель сидит прямо над передней осью – не самое лучшее сочетание для наших дорог, где поперечные волны совсем не редкое явление. Да и моторчик на обгонах не тянет, приходится переключаться «вниз», а V-ступенчата КП не позволяет экономить топливо – некомфортно.

В общем, «рабочая лошадка» без претензий, т.е. типичный МАЗ, но в нетипичном обличии.

Так как никаких подтвержденных данных о дальнейшем выпуске «МАЗелей» я не нашел, будем считать, что в ту памятную поездку на «Могилевтрансмаш» мне удалось увидеть сразу ВСЕ выпущенные микроавтобусы МАЗ 182010 «Ника». Лестно и печально одновременно…

ЦМФ

Вроде бы разобрался, выдохнул – микроавтобусы, по большей части, разошлись по подразделениям холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», некоторые попали в другие предприятия Беларуси, и на этом проект «Ника» был закрыт.

Но, тут в январе 2015 года перед заводоуправлением я с удивлением обнаружил целнометалический фургон со знакомыми очертаниями семейства «Ника». Вот это новость! Оказывается, один из собранных экземпляров был фургоном?!

Впрочем, все попытки узнать подробности об этой машине на заводе успехом не увенчались: «Единственный экземпляр, отдельного индекса не имел, работает на заводе» — вот и вся информация.

В принципе, версия о единственном образце была весьма правдоподобна, ибо в таких экспериментах часто рождаются поисковые решения, которые в итоги ничем не заканчиваются. И все бы хорошо, но… заводоуправление преподнесло очередной сюрприз.

Да-да, это грузопассажирская версия «Ники», встреченная мною в июне 2016 года. Вот тебе и «единственный образец». Попытка еще раз поднять вопрос о количестве собранных экземпляров и о перечне модификаций выявила фантастическую цифру в 20 ед. цельнометаллических фургонов.

Разумеется, после таких поворотов, доверять словам заводчан мне больше не хочется, так что пока остановимся на одном грузовом фургоне и одном грузопассажирском варианте «МАЗели».

АСМП

Ну, а что же проекты по созданию на базе «Ники» различной специализированной техники, которая прямо таки напрашивалась в кузов «МАЗели»?

Единственным специализированным проектом на базе «МАЗели» воплощенным «в металле» стали автомобили скорой медицинской помощи — их создали на предприятии «МАЗ-Купава».

Так как геометрические размеры кузова совершенно не позволяли создать нечто грандиозное, то было решено ограничиться малым. Модель 393170 на базе МАЗ 182010 смогла соответствовать только классу А – т.е. простой линейной машине для выезда на вызовы.

Увы, попытка предложить ее медикам Беларуси успехом не увенчалась – в то время Минздрав уже начал закупку техники форматом побольше, а роль ульяновских вездеходов, размерам которых «МАЗель» соответствовала, она, по причине отсутствия полного привода, сыграть не смогла.

Впрочем, смотрите сами — штатный медик завода, и просто красавица, Светлана Зощенко, любезно согласилась помочь в визуальном определении реальных размеров «скорой».

По заводским данным количество выпущенных АСМП колеблется о 1 до 5 ед. Но, так как в данной истории я на слово уже не особо верю, будем считать, что машин было выпущено 2 ед. Обе они работают при МАЗе.

Первая сменила на свое посту древнюю «ГАЗель» и теперь обслуживает заводской здравпункт. Именно ее можно чаще всего встретить на фирменных мероприятиях автозавода в качестве дежурной «скорой».

Вторая машина обеспечивает работу медиков заводского детского санатория «Зубренок», поэтому на глаза попадается намного реже. Но, при желании, и ее можно увидеть.

Бесперспективняк?

Эту фразу я написал в статье, для уже несуществующего журнала «Грузавтоинфо»: «Сочетание высокой крыши и длинной базы позволит создать микроавтобусы с VIP-салоном. Отказавшись от откидных страпонтенов, можно будет установить комфортабельные кресла и получить корпоративное авто на 10 пассажиров. Отгородили заднюю часть и вот вам «комби» для аварийных служб. Даже линейную машину для бригады скорой помощи при желании можно создать.» Дата написания: 22 декабря 2010 года. Как видите, МАЗ попытался воплотить все, что я подметил на той далекой презентации. Но растянувшийся на несколько лет запуск доработанных машин окончательно поставил крест на их будущем. Да, «МАЗели» исправно трудятся, ежедневно выполняя порученную им работу и даже совершая дальние рейсы — лично видел их пару недель назад на трассе M1 Минск-Москва под Оршей, но о каком либо продолжении проекта «Ника» разговаривать уже бессмысленно.

А вот если говорить о микроавтобусах под брендом «МАЗ» в целом, то здесь не все так однозначно. Похоже, у руководства завода периодически появляются мысли, влезть-таки в данную нишу, хотя бы на белорусском рынке.

Наступать на одни и те же грабли никто не собирается, и теперь в качестве «исходника» рассматриваются вполне актуальные варианты микроавтобусов. То же JAC, чья техника была недавно замечена мною возле завода, предлагает совершенных «клонов» Mercedes-Benz Sprinter последнего поколения, а не российские поделки «Classic», которые эксплуатационников привлекают ценником, но вызывают стойкое отторжение у водителей своей начинкой.

Так что идея, в принципе, неплоха, вот только вряд ли китайские партнеры предложат теперь интересную цену на машинокомплекты. Они уже самостоятельно зашли на рынок Беларуси, и создавать себе самим конкурента в лице МАЗа вряд ли захотят. Впрочем, поживем – увидим…

А еще у меня просьба ко всем, кто знает больше, чем написано в статье по проекту «Ника» — не поленитесь, напишите что знаете. Я обязательно добавлю вашу информацию, и быть может, вместе мы сможем полностью восстановить и эту страничку истории МАЗа…

Техническая характеристика автобусов МАЗ 182010 «Ника», МАЗ 181010, МАЗ 182010

(по данным завода изготовителя)

Модель

МАЗ 182010 «Ника»

МАЗ 181

МАЗ182

Габаритные размеры ДхШхВ, мм

5340х1700х2250

5260х-х-

4960х-х-

Колесная база, мм

Полная масса, кг

Снаряжённая масса, кг

Пассажировместимость, чел.

в т.ч. сидя

Вместимость багажного отсека, м3

0,3

Допустимая нагрузка: 1-/ 2-й оси, кг

Двигатель:

тип

рабочий объем, см3

мощность, л.с.

крутящий момент, Н·м

GW2.8TC-2 Euro3

Дизельный, I-4

95 при 3600 мин-1

225 при 1600-2600 мин-

Коробка передач

тип

количество ступеней вперед/ назад

Механическая

Подвеска

Передняя – торсионная, задняя — рессорная

Тормозная система

Передние тормозные механизмы – дисковые, задние — барабанные

Колёсная формула

4х2

Вместимость топливного бака, л

>МАЗ начал продажи микроавтобусов и фургонов. Цены — от 56,5 тысячи рублей

МАЗ начал продажи микроавтобусов и фургонов. Цены — от 56,5 тысячи рублей

Минский автомобильный завод официально запустил продажи грузовых фургонов МАЗ-365022 и микроавтобусов МАЗ-281040, сборочное производство которых находится в Бресте. Цены на новинки в Беларуси начинаются от 56,5 тысячи рублей с учетом НДС. Грузовой фургон официально представлен на выставке «БАМАП-2019», которая проходит в Минске на площадке перед Национальной библиотекой 30—31 мая.

Новые автомобили выпускают на свободных площадях ОАО «Брестмаш». Грузовой фургон стоит в Беларуси 56 484 рубля с учетом НДС. Стоимость микроавтобуса в стандартной комплектации составляет 62 196 рублей.

— Мы активно развиваем новое для себя направление. Сейчас в Беларуси растет спрос на качественные и доступные микроавтобусы и фургоны. Наша стратегия как раз и предполагает оптимальное соотношение цены и качества. Кроме того, мы полностью обеспечиваем покупателей сервисным обслуживанием. Интерес к новинкам высокий, — пояснили в ОАО «МАЗ».

В Бресте выпускают две модели автомобилей. Микроавтобусы МАЗ-281040 и фургоны МАЗ-365022 оснащены турбодизельными моторами мощностью 150 л. с. и механической коробкой передач. Обе машины соответствуют классу Евро-5 и могут использоваться в странах СНГ, ЕАЭС и Украине.

Длина микроавтобуса — 6 метров, ширина — 2,1, высота — 2,65 метра, а колесная база — 3,57. Салон можно выбрать самостоятельно: грузовой или пассажирский с 16 сиденьями, не считая места водителя. Для пассажиров установлена сдвижная дверь. В базовый комплект входят комфортабельные сиденья с регулировкой наклона спинки, кондиционер, круиз-контроль и магнитола. Предусмотрены также задний парктроник и электронная система распределения тормозных усилий.

Грузовой фургон, в свою очередь, включает цельнометаллический кузов и интегрированную в него раму. Грузоподъемность автомобиля составляет 1430 килограммов, а максимальная масса — 4 тонны. В стандартную комплектацию включены кондиционер, парктроник, круиз-контроль и полный электропакет: привод зеркал, электрические стеклоподъемники и центральный замок.

На микроавтобусы и фургоны МАЗ действует гарантия на 36 месяцев или 100 000 км пробега, в зависимости от того, какое условие наступит раньше.

МАЗ реализовал проект за счет собственных средств. В планах на будущее — существенно повысить локализацию производства. При выпуске автомобилей приоритет будут отдавать качественным белорусским компонентам.

Минский автозавод также представил на выставке «БАМАП-2019» автопоезд в составе тягача МАЗ-5440М9 и полуприцепа МАЗ-975830-3061. Грузовик оснащен 475-сильным двигателем класса Евро-6 от Mercedes-Benz. В кабине предусмотрено два спальных места, круиз-контроль, кондиционер, мультимедийная панель и GPS-навигатор. Тягач способен везти автопоезд полной массой до 44 тонн.

В экспозиции также присутствует и автомобиль-офис 673110. Посетителям показали и спортивный грузовик МАЗ-5309RR, участвующий в ралли-рейдах «Дакар».

На «Брестмаше» выпустят первые микроавтобусы и грузовые фургоны

Первые автомобили сойдут с конвейера ОАО «Брестмаш» в самое ближайшее время. Как известно, на предприятии занимаются выпуском комплектующих к газовым и электрическим плитам, оборудования для пищевой промышленности, изготовлением металлоконструкций и т.д. Однако никакого отношения к автомобилестроению завод ранее не имел.

Так что заставило работников осваивать новый вид деятельности и сколько автомобилей здесь намерены выпускать в год? За ответами корреспонденты Zarya.by отправились на предприятие.

Как оказалось, проект по организации сборочного производства реализуется в рамках договоренностей между холдингом «БелАвтоМаз», в состав которого входит «Брестмаш», и китайской государственной корпорацией JAC Motors.

– Дело в том, что на МАЗе малотоннажная техника в виде микроавтобусов и грузовых фургонов не выпускалась, – объясняет директор ОАО «Брестмаш» Василий Кохович. – Поэтому руководство холдинга решило восполнить данный пробел. Была поставлена задача по созданию полноценной линейки автомобильной продукции и стал осуществляться поиск партнеров для ее реализации. Переговоры проходили с различными компаниями, но в конечном итоге выбор пал на китайскую компанию JAC Motors. Партнеры из Поднебесной дали согласие осуществлять сборку техники под брендом МАЗ, не выдвигая особенных требований и разрешив максимальную локализацию комплектующих для наших моделей.

После ряда встреч на различных уровнях начались работы по согласованию технических вопросов проекта, а в качестве площадки для сборки автомобилей выбрали ОАО «Брестмаш». Китайская делегация посетила Брестскую область, и представители корпорации JAC побывали на брестском предприятии. В прошлом году официальная делегация Брестской области во главе с председателем облисполкома Анатолием Лисом посетила с визитом провинцию Аньхой, где также был подписан меморандум между ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» и JAC Motors.

Под организацию сборочного производства на «Брестмаше» выделили отдельный цех. Ранее там находилось старое оборудование, которое было демонтировано. Подготовительные работы провели без остановки производства, собственными силами.

В конце мая – начале июня текущего года здесь начались строительные работы. Была отремонтирована кровля, выровнен фасад, залиты полимерные полы, установлены стеклопакеты, заменены вентиляция и электрооборудование и т.д. В итоге подготовлена производственная площадка – около 5 тысяч квадратных метров.

Сейчас здесь осуществляется монтаж специального оборудования. Кстати, в прошлом месяце в цехе побывал и Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Конюк, который сел за руль одной из представленных моделей и отметил важность организации необходимого в стране производства.

Для того, чтобы новые автомобили смогли выехать из цеха брестского предприятия, в этом процессе необходимо пройти несколько этапов. Вначале машинокомплекты из Китая морем доставляются в литовскую Клайпеду, а уже оттуда по железной дороге отправляются в Беларусь. И только в Бресте производится сборка автомобилей, которые под брендом МАЗ реализуются на внутреннем рынке и в странах Евразийского экономического союза.

Впрочем, в будущем стоит задача по локализации производства – использование комплектующих, которые изготавливаются на белорусских предприятиях либо в ЕАЭС. Так, на совместном белорусско-китайском предприятии «МАЗ-Вейчай» в индустриальном парке «Великий камень» будут производиться двигатели внутреннего сгорания для малотоннажной техники, которые в течение следующего года адаптируют под модели, собираемые на «Брестмаше».

Помимо этого, «Белшина» сможет поставлять покрышки, Осиповичский завод автомобильных агрегатов – пластиковые панели, БАТЭ – электрооборудование, Антопольская ватно-прядильная фабрика – обшивку салона. Да и на самом «Брестмаше» вяжут жгуты, и данную продукцию тоже можно использовать для комплектации новой техники.

На брестском предприятии намерены собирать две модели автомобилей – пассажирский микроавтобус МАЗ-281040 и грузовой фургон МАЗ-365022. Прототипом для них послужил китайский JAC Sunray («Солнечный луч»), экстерьер которого был разработан итальянским дизайнерским центром JAC в Турине, а интерьер – японским дизайнерским центром JAC в Токио. Очертания кузова напоминают Mercedes-Benz Sprinter, ведь Sunray создавался для европейского рынка.

– Шансы потеснить конкурентов на белорусском или внешнем рынках имеются, – убежден Василий Кохович. – Это станет возможным благодаря неплохим техническим характеристикам наших моделей. К примеру, вместимость пассажирского микроавтобуса составляет 16 человек, не считая водителя, а технически допустимая максимальная масса – 4050 кг. Мощность двигателя достигает 150 лошадиных сил. К тому же пока мы будем выпускать небольшое количество автомобилей, но затем производственные объемы будут расти. Это позволит использовать и ценовой фактор для укрепления своих позиций.

В настоящее время на предприятие уже прибыли 25 контейнеров (в каждом по два кузова). Поэтому до конца года здесь планируют собрать 50 автомобилей – 35 микроавтобусов и 15 грузовых фургонов.

А «первенец» (скорее всего им станет пассажирский микроавтобус) должен увидеть свет уже в конце ноября.

Всего в год на заводе намерены собирать около 2 тысяч единиц. Необходимые кадры подготовлены, специалисты прошли стажировку на МАЗе и СЗАО «БЕЛДЖИ», поэтому проблем со сборкой возникнуть не должно.

Ожидается, что реализация данного проекта позволит «Брестмашу» выйти на безубыточную работу, ведь последние годы предприятие находилось в непростой финансовой ситуации. Сборочное производство автомобилей призвано стать той самой свежей струей, которая сможет поднять завод на новый уровень развития и существенно улучшить экономические показатели.

МАЗ-281

150 л. с. (110 кВт )

МАЗ-281
Общие данные
Производитель Минский автомобильный завод
Годы производства 2019 — настоящее время
Сборка Брестский машиностроительный завод
Класс Микроавтобус
Дизайн
Тип кузова цельнометаллический с интегрированной рамой
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
HFC4DE1-1D Euro-5 Производитель Максимальная мощность
Трансмиссия
6-ступ. Производитель Модель Число ступеней
Массово-габаритные характеристики
Длина 6000 мм
Ширина 2100 мм
Высота 2800 мм
Колёсная база 3570 мм
Масса 2940 кг
Полная масса 4050 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 100 км/ч
На рынке
Связанные JAC Sunray
Похожие модели МАЗ-3650
Модификации
МАЗ-281040
Медиафайлы на Викискладе

МАЗ-281 — белорусский микроавтобус, собираемый из машинокомплектов компании JAC Motors на Брестском машиностроительном заводе, входящем в холдинг «БелавтоМАЗ». Грузовая модификация — МАЗ-3650. В перспективе рассматривается возможность локализации производства узлов и компонентов на территории Республики Беларусь.

История

В СМИ МАЗ-3650 и МАЗ-281 неоднократно называют «первыми белорусскими микроавтобусами», хотя в 2010 году автозавод презентовал модели МАЗ-181 и МАЗ-182.

Первая информация о белорусско-китайском проекте сборки однотипных пассажирских микроавтобусов и грузовых фургонов на незадействованных мощностях структурных подразделений холдинга «БелавтоМАЗ» появилась в 2016—2017 годах. В ноябре 2017 года названо место сборки из машинокомплектов — завод «Брестмаш» (МАЗ-181 и МАЗ-182 собирали на заводе «Могилёвтрансмаш»), а также модель фургона — JAC Sunrise. В 2018 году появились первые чертежи фургонов. Минский автомобильный завод должен был реализовывать новую продукцию под своим брендом через свою товаропроводящую сеть. В отличие от многих импортозамещающих проектов, завод реализует проект только за счёт собственных средств.

Продажи микроавтобуса начались в апреле 2019 года на Украине. Для украинского рынка цена составила 32 тысячи евро со всеми пошлинами для модификации 281040. Продажи на территории Республики Беларусь начались в конце мая 2019 года.

Конструкция

Длина — 6000 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2800 мм, колёсная база — 3570 мм. Категория автомобиля — M2.

В модификации 040, которая начала производиться первой, микроавтобус может перевозить, помимо водителя, ещё 16 пассажиров. Впоследствии ожидается начало производства микроавтобусов иной компоновки — для 9 и 13 пассажиров. Вход-выход пассажиров производятся через сдвижную дверь с автоматически выдвигающейся подножкой; кроме того, имеются две двери в кабине и две распашные сзади.

Двигатель — турбодизельный 4-цилиндровый JAC HFC4DE1-1D объёмом 2746 см³ и мощностью 149,5 л. с. (при 3200 об/мин). Экологический класс двигателя — Евро-5. Максимальная скорость, ограниченная электроникой, составляет 100 км/ч.

Примечания

  • МАЗ-281040 на официальном сайте Минского автозавода

Семейство «МАЗ-200»

Карьерные автомобили

Армейская спецтехника

Семейство «МАЗ-500»

Современные грузовики

LCV

Несерийные модели

Микроавтобусы

Автобусы

Троллейбусы

Электробусы

МАЗ назвал цены на микроавтобус МАЗ-281040 и фургон МАЗ-365022. Конкуренты в панике?

Новейшая продукция Минского автомобильного завода — автомобили класса LCV — уже поступила на склад. Микроавтобусы МАЗ-281040 и фургоны МАЗ-365022 можно забрать прямо с завода в Минске. Цены никто уже не скрывает…
Итак, отпускная цена на микроавтобус МАЗ-281040 в стандартной комплектации — 62.196 рублей (с НДС, EXW г. Минск). Что завод предлагает за эти деньги? Кондиционер салона; круиз-контроль; аудиосистему; электростеклоподъемники и электрозеркала; центральный замок; задний парктроник; аппаратуру спутниковой навигации «ЭРА Глонасс». Число пассажирских мест — 16 (14 в салоне, 2 — в кабине рядом с водителем). Кроме того, автобус оборудован сдвижной дверью с автоматически выдвигающейся подножкой для удобного доступа в салон.
За грузовой фургон МАЗ-365022-520-000 придется выложить 56.484 рубля (с НДС, EXW г. Минск). В комплектацию этой модификации также входят кондиционер, круиз-контроль, парктроник задний, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, центральный замок, МР3-магнитола, задняя подножка. Объем грузового отсека — 12,2 м3. Технически допустимая грузоподъемность — 1430 кг.
Обе модели имеют унифицированный цельнометаллический кузов с интегрированной рамой — такое решение, как говорят, обеспечивает исключительную прочность и запас на перегруз.
Микроавтобус и фургон оснащаются одним и тем же турбодизельным двигателем JAC HFC4DE1-1D (рядная «четверка»; расположение переднее продольное). Его характеристики: рабочий объем цилиндров — 2746 см3; мощность — 149,5 л.с. (при 3200 об/мин); максимальный крутящий момент — 355,0 Н·м (при 1800-2600 об/мин). Экологический класс — Евро-5. Система выпуска — с одним глушителем и системой нейтрализации отработавших газов селективного каталитического восстановления (SCR). Коробка передач — механическая 6-ступенчатая JAC LC6T32.
Подвеска: передняя — независимая пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости; задняя — зависимая рессорная, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Рулевое управление — с гидроусилителем.
Рабочая тормозная система — двухконтурная, с гидравлическим приводом и разделением на контуры передней и задней осей, с ABS и системой распределения тормозного усилия (EBD). Тормозные механизмы: передних колес — дисковые; задних колес — барабанные. Шины — 185/75 R16C.
Габаритные размеры обеих моделей одинаковые: длина — 6000 мм; ширина — 2100; высота — 2800 мм. База — 3570 мм. Полная масса — 4050 кг.
Сборка микроавтобусов МАЗ-281040 и фургонов МАЗ-365022, которые являются лицензионными копиями китайской модели JAC Sunray образца 2010 года, налажена на заводе «Брестмаш» (входит в состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»). Машинокомплекты для сборки поставляет китайская госкорпорация JAC Motors.
Всего в этом году на «Брестмаше» планируется собрать 600 грузовых и пассажирских микроавтобусов. При выходе на проектную мощность сборочный цех «Брестмаша» будет собирать до 2 тыс. МАЗов класса LCV. В перспективе производство должно быть локализовано — планируется использование отечественных комплектующих, которые смогут поставлять холдинги «БЕЛАВТОМАЗ» и «Автокомпоненты», концерн «Белнефтехим» и другие белорусские предприятия.
Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора и ОАО «МАЗ»
abw.by

Белорусский конкурент «ГАЗели» поступил в продажу

Минский автозавод начал продажу микроавтобуса МАЗ 281040. Новинка станет прямым конкурентом отечественной «ГАЗели».

По данным портала ABW, заказать микроавтобус и небольшой цельнометаллический фургон МАЗ 365022 клиенты могут уже сейчас. Для этого нужно оставить заявку на официальном сайте белорусского производителя. Информации о ценах обеих моделей пока нет, зато имеются официальные характеристики машин.

Микроавтобус МАЗ 281040 имеет колёсную формулу 4×2 и задний привод. Автомобиль способен перевозить до 17 человек включая водителя. В движение модель приводится 150-сильным турбодизельным мотором JAC HFC4DE1-1D, сочетающимся с 6-ступенчатой «механикой». Длина микроавтобуса — 6 000 мм, ширина — 2 100 мм, а высота — 2 800 мм. Величина колёсной базы — 3 570 мм. Полная масса модели составляет 4 050 кг.

В базовый список оснащения микроавтобуса МАЗ входят кондиционер, круиз-контроль, системы ABS и EBD, аудиосистема, электростеклоподъёмники и электрозеркала, центральный замок, задний парктроник и даже автоматически выдвигаемая подножка для удобного доступа в салон.

Фургон МАЗ-365022 имеет аналогичную конструкцию и колёсную формулу. Габариты модели полностью идентичны габаритам микроавтобуса. Грузовичок может перевозить до 1 430 кг при снаряжённой массе в 2 620 кг. Автомобиль снабжается кондиционером, круиз-контролем, задним парктроником, электрозеркалами, электростеклоподъемниками и магнитолой.

Сборка микроавтобуса и фургона МАЗ ведётся на заводе «Брестмаш». Обе модели являются лицензионными копиями китайских автомобилей JAC Sunray 2010 модельного года. Всего в текущем году планируется выпустить 600 грузовых и пассажирских микроавтобусов. Позднее с конвейеров «Брестмаша» будет сходить до 2 000 единиц техники ежегодно.