Октановое число 92 бензина

Далеко не все автовладельцы знают что означают цифры, которыми маркируется бензин. Производители автомобилей указывают марку бензина, на котором должен работать двигатель машины. Однако среди водителей периодически возникают споры о том, какой бензин лучше и что будет, если заправиться не тем топливом, которое указано в инструкции. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать что такое октановое число и как оно влияет на работу двигателя внутреннего сгорания.

Прочитав статью Вы узнаете:

  • Что означают числа 92, 95 и 98?
  • Чем больше октановое число — тем лучше бензин?
  • Можно ли смешать 92-й и 95-й бензин? Какие будут последствия?
  • Какой бензин лучше заливать?

В конце статьи Вы сможете посмотреть реальный тест (видео), в котором сравнивают два вида бензина.

Что означают числа 92, 95 и 98? Октановое число и детонация

Цифрами 80, 92, 95 или 98 обозначают октановое число бензина. Этот показатель характеризует детонационную устойчивость топлива, применяемого в ДВС. Используется он только для бензина. Авиационный керосин и дизтопливо оцениваются по другим критериям.

Сначала разберемся с термином «детонация». Смесь воздуха и топлива, которая подается в камеру сгорания, сначала сжимается, а затем воспламеняется с помощью искры. Бензин с низкой детонационной устойчивостью самопроизвольно воспламеняется при меньшей степени сжатия. В результате смесь взрывается в цилиндре раньше, чем поршень достигает верхней мертвой точки. В результате:

  1. Возникает характерный стук.
  2. Ускоряется износ деталей поршневой системы.
  3. Падает мощность двигателя.
  4. Растет расход топлива.

Поэтому была введена единая система маркировки горючего в соответствии с его детонационной устойчивостью. В качестве эталона используется смесь изооктана и н-гептана. Изооктан самопроизвольно не взрывается даже при степени сжатия выше, чем у стандартных бензиновых двигателей. Таким образом, условный бензин с октановым числом 100 — это чистый изооктан. За условный ноль принята 100% смесь гептана, которая воспламеняется даже при незначительном сжатии.

Соответственно, топливо А-92, А-95 или А-80 имеет такие же детонационные свойства, как и 92, 95 или 80-процентная смесь изооктана с н-гептаном.

Различают два метода исследования октанового числа топлива: моторный и исследовательский. Соответственно, отличается и маркировка:

  • А — автомобильный бензин с октановым числом, определенным по моторному методу.
  • АИ — бензин, октановое число которого определено по исследовательскому методу.

Исследования проводятся на испытательных стендах, имитирующих бензиновый ДВС. Разница состоит в условиях работы двигателя. Моторный метод имитирует езду по загородной трассе с большими оборотами и высокой нагрузкой. Исследовательский метод воспроизводит особенности городской езды на небольших оборотах с частыми остановками. Соответственно, моторный способ исследования показывает значительно меньшее число.

Таблица 1. Степень сжатия и октановое число бензина

Показатели ГОСТ 2084-77 ГОСТ P 51105-97
А-72 А-76 АИ-80 АИ-91 АИ-92 АИ-95 АИ-96 АИ-98
Октановое число моторный метод 72 76 76 82,5 85 85 85 87
исследовательский метод 80 91 92 95 96 98
Рекомендуемая степень сжатия 7,0 7,5 8,0 9,0 9,2 9,5 9,6 10,0
Плотность бензина, кг/м³ 725-780 720-775

Популярный в старых легковушках и мотоциклах бензин А-76 маркируется только по моторному методу. Октановое число современного бензина АИ-95 определяется исследовательским методом. Оно соответствует бензину А-85. То есть разница между ними составляет всего 9, а не 17 единиц.

Как повышают октановое число?

Прямая перегонка нефти позволяет получить бензин с октановым числом не выше 60. Этого недостаточно даже для устаревших двигателей. При этом мощные малогабаритные моторы, которыми оснащается автомобильная и авиационная техника, требуют высокой устойчивости к детонации. Решение было найдено в первой половине XX века. В низкооктановый бензин стали добавлять тетраэтилсвинец, который способен поднять октановое число до 100 единиц. Этилированное топливо использовалось в автомобилях и в авиации. Однако тетраэтилсвинец очень ядовит. Выхлопные газы, образующиеся при сгорании этилированного бензина, сильно загрязняют воздух и вредят здоровью людей. Поэтому были разработаны другие способы улучшения антидетонационных свойств — крекинг и риформинг. Они позволили получать из нефти горючее с октановым числом до 87. Далее детонационная устойчивость топлива увеличивается с помощью присадок, которые состоят из эфиров и спиртов.

Замена токсичного тетраэтилсвинца спиртом и эфиром позволила уменьшить вред от автомобильных выхлопов. Однако появились другие затруднения.

Современный бензин, который после перегонки уже имеет индекс АИ-92 (А-87), модифицируют соединениями спиртов и эфиров. Их максимальное октановое число достигает 120, тогда как у тетраэтилсвинца этот показатель равен 280. Поэтому в высокооктановом бензине содержится большой процент присадок, которые отличаются высокой испаряемостью. По этой причине современное топливо не предназначено для длительного хранения.

Чем больше октановое число — тем лучше бензин?

Как сказано выше, использование топлива с октановым числом ниже, чем предусмотрено производителем, вредит двигателю и увеличивает расход топлива. Исходя из противного, некоторые автовладельцы считают, что ее горючее с завышенным октановым числом приносит пользу мотору. Существует даже мнение, что двигатель нужно периодически «баловать» топливом, детонационная устойчивость которого выше требуемой. Однако в реальности все не так.

Высокое октановое число означает, что процесс горения происходит медленнее.

Если в двигатель низкой степенью сжатия, рассчитанный на 80-й бензин, поступает 95-й, воздушно-топливная смесь загорится, когда поршень уже пройдет верхнюю мертвую точку и продолжает гореть даже при выходе через выпускные клапаны. В результате падает КПД, растет расход топлива, на поршнях, клапанах и электродах свечей зажигания образуется нагар. Но проблема не ограничивается этим.

Бензин с завышенным октановым числом приводит к перегреву седел и тарелок выпускных клапанов. При длительном использовании такого горючего клапана прогорают и мотор требует сложного дорогостоящего ремонта. Поэтому использовать надо лишь то топливо, в расчете на которое спроектирован двигатель.

Производители некоторых современных моторов предусмотрели возможность работы на топливе с небольшим расхождением детонационной устойчивости — АИ-92 или АИ-95. Октановое число этих сортов отличается всего лишь на 3%.

Это достигается за счет использования электронной октан-коррекции. Работает она за счет изменения момента искрообразования. Если октановое число занижено, свечи поджигают воздушно-бензиновую смесь немного позже. Если завышено — немного раньше. Момент искрообразования устанавливается автоматически. За это отвечает электронный блок управления двигателем, на который поступают данные от датчика детонации.

Можно ли смешать 92-й и 95-й бензин? Какие последствия?

Современная технология перегонки нефти позволяет сразу получить 92-й бензин. 95-й отличается от него наличием легких эфирных присадок. Соответственно, бензин с большим октановым числом имеет меньшую удельную плотность. При смешении двух сортов образуется топливо с неким усредненным показателем детонационной устойчивости. Однако, если оставить машину на стоянке, бензин расслоится. Внизу бака, возле заборного патрубка бензонасоса, окажется тяжелый 92-й, а вверху — 95-й. В результате двигатель сначала выработает низкооктановое топливо, а затем высокооктановое. В ситуации с 92 и 95 это не принесет особого вреда мотору.

Хуже, когда автомобилисты таким способом пытаются «дотянуть» октановое число 80-го до 92. В этом случае, после разделения фракций, двигателю приходится работать на 80-м.

Учитывая небольшую разницу в стоимости топлива с разным октановым числом, попытки смешивать его экономически не оправданы.

Какой бензин лучше заливать — 92-й или 95-й?

Для любого автомобиля, независимо от мощности двигателя и года выпуска, самый лучший бензин тот, что соответствует степени сжатия в цилиндрах. Использование топлива с меньшим или большим октановым числом снижает мощность, повышает расход топлива и сокращает срок службы двигателя. Смешивать горючее с разной детонационной устойчивостью не имеет смысла — во время стоянки высокооктановое топливо поднимается вверх бака и не попадает в заборник топливного насоса.

Чем отличается АИ-92 от АИ-95, и лучше ли заливать АИ-98

Что означают числа 92, 95 и 98?

Перед тем как перейти к «номерам» марок бензина, в двух словах разберемся с тем, зачем вообще существуют разные его сорта, и определим пару ключевых понятий.

Базовый принцип работы мотора прост: в цилиндр подается бензин и воздух, поршень движется вверх, примерно в момент его достижения верхней точки свеча зажигания поджигает топливную смесь, и сгорающее топливо толкает поршень вниз. В этом процессе важно, чтобы топливо начинало гореть вовремя – тогда, когда его поджигает свеча зажигания. Если же топливо вспыхивает самопроизвольно раньше времени, когда поршень еще идет вверх, это вредит мотору, разрушая его. Поэтому одна из характеристик любого бензина – это детонационная стойкость, то есть его свойство противостоять самопроизвольному воспламенению. И эта детонационная стойкость зависит от октанового числа бензина, которое указано в его маркировке: например, АИ-95 имеет октановое число 95.

Чем больше число – тем лучше бензин?

Нет, разное октановое число не значит, что 95 бензин лучше 92: они просто разные и созданы для разных моторов. Одни имеют более низкую степень сжатия, и риск возникновения детонации в них ниже. Поэтому для них подходит более низкооктановый сорт – АИ-92. В других моторах степень сжатия выше, или топливная смесь может быть больше обогащена кислородом благодаря турбине, которая попутно повышает итоговую компрессию в цилиндре, и в результате риск возникновения детонации тоже растет, поэтому таким двигателям требуется более высокооктановое топливо, чтобы ее избежать.

Так что думать, что «95 бензин лучше 92» так же логично, как считать, что «абсент лучше водки, потому что в нем 70 градусов против 40». Качество бензина его октановым числом не определяется: содержание серы, марганца, смол и других примесей устанавливается не маркой бензина, а техническим регламентом. Так что не стоит полагать, что «95 бензин чище и качественнее 92»: качество обоих соответствует современным требованиям к топливу и соответствует актуальным нормам Евро.

Более высокооктановый бензин полезнее для машины

Еще одно заблуждение, связанное с бензином – мнение о том, что чем выше октановое число, тем полезнее бензин для машины. В нем есть толика правды, но в целом привычка некоторых владельцев старых машин «побаловать их после зарплаты», залив АИ-98, лишена смысла.

Конечно на деле процессы, происходящие в двигателе, сложнее, чем просто «топливо впрыскивается, сгорает и выбрасывается», но если не углубляться в нюансы, можно выделить ключевой факт: в условиях обедненной смеси высокооктановый бензин горит несколько дольше, догорает позже заданного момента и тем самым вызывает повышение температуры в цилиндре и перегрев прилегающих деталей – в частности, клапанов. Проще говоря, если вы заливаете в машину с простеньким атмосферным мотором с низкой степенью сжатия 98 бензин и ездите в спокойном ритме, вы делаете мотору только хуже – его применение оправдано исключительно при желании «погонять», когда на высоких оборотах топливовоздушная смесь имеет оптимальный состав, и высокооктановый бензин действительно приносит пользу, выделяя больше энергии при сгорании.

А вот для моторов с высокой степенью сжатия или оснащенных турбиной логика «чем выше октановое число – тем лучше» вполне оправдана: и степень сжатия, и количество подаваемого в цилиндры воздуха в них достаточны для оптимального сгорания высокооктанового бензина, и повышение детонационной стойкости идет только на пользу. При этом понижение октанового числа наоборот, негативно отражается на работе мотора и его ресурсе: повышается вероятность детонации, которая постепенно разрушает двигатель.

Кратко выводы можно сформулировать так: машин с атмосферными моторами с низкой степенью сжатия применение 98 бензина оправдано только при очень активной езде, а в остальных случаях может даже навредить, а двигателям с высокой степенью сжатия или турбиной вреден бензин с октановым числом ниже того, что рекомендовано производителем. То есть к примеру, вазовской «семерке», чей мотор имеет степень сжатия 8,5, высокооктановый бензин особой пользы не принесет, а вот лить в 1,2 TSI с турбиной и степенью сжатия 10,5 простецкий АИ-92 точно не стоит, в то время как АИ-98 ему вовсе не повредит.

На крышке бензобака написано AKI 91, поэтому я лью АИ-92

Еще одна сложность для неопытных автовладельцев – разные методики определения октанового числа и, соответственно, различающиеся обозначения подходящего для автомобиля бензина. Проблема здесь, как правило, сводится к различию между европейской и американской системами.

Если говорить кратко, то системы маркировки топлива по октановому числу различаются: в Европе оно маркируется по исследовательскому методу, а в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах – по «антидетонационному индексу». Собственно, наша аббревиатура АИ как раз обозначает «автомобильный» бензин по «исследовательскому» методу. А вот AKI означает «anti-knock index», то есть тот самый «антидетонационный индекс», который является средним арифметическим между двумя результатами разных методов определения октанового числа (исследовательского и моторного), и его значение получается ниже, чем у чистого исследовательского метода. То есть, AKI 91 – это вовсе не то же самое, что АИ-92.

Примерное соответствие нашего АИ и зарубежного AKI такое: AKI 87 – это АИ-92, AKI 91 – это АИ-95, а AKI 93 – это уже АИ-98. Так что, покупая подержанную машину, обратите внимание на то, что написано на крышке бензобака и в инструкции по эксплуатации, чтобы не ошибиться в выборе топлива.

«Фирменное» топливо лучше «обычного»?

Ну и, пожалуй, последний вопрос связан с тем, стоит ли переплачивать за «фирменный» бензин на крупных заправках. Здесь стоит понимать, чем обусловлено повышение цены: это тоже не абстрактное «повышение качества», а прежде всего добавление моющих присадок. Присадки эти влияют не на качество работы бензина в двигателе, а на его условную «чистоту для мотора», предотвращая образование отложений в топливной системе. Но учитывая, что бензин и сам по себе довольно чист и является отличным растворителем, эти условные отложения не забьют топливную систему за месяц или год. Так что использование фирменных бензинов с моющими присадками имеет смысл, но совершенно не обязательно и не дает сиюминутного эффекта, обладая профилактическим действием.

Регулярно летая и заправляя самолёты с поршневыми моторами, я задался вопросом — что является качественным бензином? Как понять какие его параметры важны и тетраэтил свинца (ТЭС) действительно нужен мотору?
Пришлось вечером в воскресенье залезть к себе в библиотеку, почитать теорию авиационных двигателей и немного пройтись по интернету. В итоге была написана небольшая статья.
Что такое бензин, и как его получают?
Бензи́н — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от + 33 до 205 °C (в зависимости от примесей).Плотность около 0,71 г/см³. Теплотворная способность примерно 10 200 ккал/кг (46 МДж/кг, 32,7 МДж/литр). Температура замерзания −72 °C в случае использования специальных присадок.
Базовые бензины — прямогонный и актил-бензин.
Прямогонные бензины
Наиболее распространенным топливом для авиационных моторов в 30-70-е годы служили авиационные бензины прямой гонки.
Прямогонный бензин получают путём ректификации (перегонки) и отбора фракций нефти, выкипающих в определённых температурных пределах (до 100 °C — бензин I сорта, до 110 °C — бензин специальный, до 130 °C — бензин II сорта). Однако общим свойством этих бензинов является низкое октановое число.
Вообще получение прямогонных бензина с октановым числом выше 65 по моторному методу редко и возможно лишь из нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края и Сахалина. Для нефтей Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также месторождений Западной Сибири характерно преобладание нормальных парафиновых углеводородов, поэтому прямогонные бензины из них характеризуются низкими октановыми числами.
Однако прямогонные бензины весьма стабильны в химическом отношении и при хранении не осмоляются; обладают хорошей испаряемостью; имеют высокую теплотворность (~ 10500 б. кал/кг) и низкую температуру замерзания (около минус 100° Ц); гигроскопичность их ничтожно мала; не вызывают коррозии металлов. В связи с малой детанационной стойкостью прямогонных бензинов эти виды бензинов применяются не в чистом виде, а с примесью антидетонаторов, повышающих октановое число топлив.
Ректификация нефти:
Алкил-бензин
Алкил-бензин представляет собой смесь изомеров углеводородов С7 и С8 и получается в процессе алкилирования изобутана бутиленами. Алкил-бензин широко используется как компонент автомобильных и авиационных бензинов и обладает высоким октановым числом — по моторному методу 90-93. По антидетонационным свойствам и физико-химическим показателям алкилат является наилучшим компонентом для высокооктановых бензинов.
Требования к авиационным бензинам.
1. Хорошая испаряемость, облегчающая запуск мотора и улучшающая качество горючей смеси, вследствие более полного испарения топлива.
2. Стойкость против детонации.
3. Высокая теплотворность, способствующая меньшему расходу топлива.
4. Малая гигроскопичность — топливо должно в возможно меньшей степени поглощать и растворять в себе влагу.
5. Нейтральность, т. е. отсутствие кислот и щелочей, вызывающих коррозию деталей.
6. Стабильность — способность в течение длительного времени сохранять однородность состава.
7. Низкая температура замерзания — необходима для возможности эксплуатации топлива в зимнее время и на больших высотах.
8. Малое давление насыщенных паров — во избежание образования паровых пробок в системе питания, особенно в летнее время и при полетах на больших высотах.
Для легкого запуска двигателя топливо должно содержать некоторую часть легко испаряющихся углеводородов, которые могут испаряться в еще непрогретом моторе. Слишком тяжелых углеводородов в топливе вообще не должно быть. Хорошая испаряемость топлива повышает приемистость мотора и уменьшает возможность разжижения смазки на стенках цилиндров, Разжижение смазки возникает при наличии в топливе трудно испаряющихся углеводородов, которые, оседая в жидком виде на стенках цилиндров, смывают с них смазку. Таким образом, авиационное топливо должно обладать хорошей испаряемостью.
Однако чрезмерно большая испаряемость также вредна. Содержание в топливе большого количества летучих углеводородов создает возможность образования паровых пробок в системе питания двигателя. Образование паровых пробок нарушает правильную подачу топлива и может вызвать обеднение смеси, перебои в работе двигателя и даже его остановку. Слишком большая испаряемость топлива повышает его потери при транспортировке и хранении, а также увеличивает пожарную опасность.
По температуре начала кипения судят о присутствии в топливе чрезмерно легких углеводородов, наличие которых способствует образованию паровых пробок в системе бензопитания мотора.
Температура начала кипения должна быть не ниже 40 °C и не выше 75°C.
По температуре выкипания 10% топлива определяют его пусковые свойства, т. е. наличие в топливе легких фракций, обеспечивающих хороший запуск мотора.
Температура выкипания 10% топлива лежит в пределах 75—85°C. Чем выше эта температура, тем хуже пусковые качества топлива. При температуре выкипания 10% топлива ниже 50 °C топливо опасно в отношении образования паровых пробок.
Температура выкипания 50% топлива характеризует его испаряемость во всасывающей системе, что сказывается на продолжительности прогрева мотора и его приемистости. Эта температура лежит в пределах 100—112°C. При слишком низкой температуре выкипания 50% топлива увеличивается опасность обледенения карбюраторов.
Температура выкипания 90% топлива показывает способность топлива разжижать смазку и характеризует приемистость прогретого мотора. Для хорошей приемистости необходимо иметь температуру выкипания 90% топлива не выше 150°C. При температуре выше 150°C возникает опасность оседания капель бензина на стенках цилиндра и смывания и разжижения им масла.
Температура конца кипения (выкипания) продукта до 97,5—98% не должна превышать 160—170 °C во избежание неполноты сгорания и образования нагара.
Одним из способов оценки испаряемости топлива является способ, основанный на измерении давлении насыщенных паров при температуре 38°C. Чем выше давление паров, тем большей летучестью обладает топливо. Для авиационных топлив давление насыщенных паров должно быть в пределах 44-50 кПа.
Октановое число и сортность бензина.
Окта́новое число́ (от октан) — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.
Изооктан трудно окисляется даже при высоких степенях сжатия, и его детонационная стойкость условно принята за 100 единиц. Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается детонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0. Для бензинов с октановым числом выше 100 создана условная шкала, в которой используют изооктан с добавлением различных количеств тетраэтилсвинца.
Характерный металлический звон при детонации создаётся детонационной волной, многократно отражающейся от стенок цилиндра. При детонации снижается мощность двигателя и ускоряется его износ.
Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ.
Исследовательское октановое число (ОЧИ) показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52°С и угле опережения зажигания 13 град.
Моторное октановое число (ОЧМ) характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой.
Определяется так же на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149°С и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ.
Сортность бензинов — показатель детонационной стойкости бензинов. Сортность показывает, на сколько процентов может повыситься мощность двигателя при работе на данном топливе по сравнению с работой на чистом изооктане.
Например, на бензине Б-100/130 двигатель способен развивать мощность, на 30 % большую, чем на чистом изооктане.
Повышение октанового числа бензина и его качества (Топливные присадки).
Современные авиационные двигатели требуют применения топлив с октановым числом 95 и выше. Во многих случаях форсирование моторов затрудняется невозможностью подобрать топливо с необходимыми антидетонационными свойствами. Чистые бензины прямой гонки обладают низким октановым числом и не могут быть применены для современных двигателей.
Повышение антидетонационных свойств бензинов может быть достигнуто добавлением в бензин специальных присадок. И если раньше это были только этиловая жидкость, то в настоящее время это целый комплекс присадок, включающие кислородосодержащие соединения; простые эфиры, антиоксиданты (стабилизаторы); ингибиторы детонации; красители топлив; дезактиваторы металла; ингибиторы коррозии; и многие другие типы.
* Кислородосодержащие соединения (кислородсодержащая присадка) – топлива, обогащенные кислородом. Они используются, для сокращения выбросов монооксида углерода, возникающего при сжигании топлива. Кислородсодержащие присадки могут быть основаны на спирте, либо эфире.
* Спирты — метанол, этанол, изопропиловый спирт, н-бутанол и бензин класса трет-бутанол.
* Эфиры — метил-трет-бутиловый эфир, этилтретбутилэфир, простой диизопропиловый эфир, трет-амил-метиловый эфир, третичный гексил эфира.
* Антиоксиданты – некоторые антиоксиданты используются в качестве стабилизаторов топлива, чтобы предотвратить окисление. Вот некоторые из них:
** бутилированный гидрокситолуол;
** 2,4-диметил-6-трет-бутилфенол;
** 2,6-ди-трет-бутилфенол;
** фенилендиамин;
** этилендиамин.
* Ингибиторы детонации (антидетонационная присадка) – это добавка к бензину, которая способствует уменьшению стука в двигателе при увеличении октанового числа топлива. Некоторые антидетонационные присадки:
** тетраэтиловый свинец;
** пентакарбонил железа;
** толуол;
** изооктан.
* Топливные красители – это красители, добавляемые в топливо.
* Дезактиваторы металла – это топливные присадки и присадки к смазочным маслам, которые предназначены для стабилизации топлива. Они расформировывают ионы металла.
* Ингибиторы коррозии (антикоррозийная присадка) – это химические соединения, замедляющие коррозию металлов. Качественный ингибитор коррозии в обычных условиях замедлит на 95% развитие коррозии. Некоторыми из антикоррозийных присадок являются — нитрит натрия, уротропин (гексаметилендиамин), фенилендиамин.
* Другие – есть некоторые типы присадок не попадающие под общую классификацию. Это:
** Ацетон – это испарительная присадка. Она используется совместно с метанолом для улучшения испарения при запуске двигателя.
** Нитрометан – используется для увеличения мощности двигателя, в разговорном стиле речи его называют «нитро».
** Пикрат железа – используется для улучшения сгоряния топлива и повышения пробега ( в расчете на литр).
** Ferox Catalyst — модифицирующая добавка к катализатору, используемая для:
— увеличения эффективности использования топлива;
— очищения двигателя;
— продления срока службы двигателя;
— снижения выбросов.
Схема классификации топливных присадок
Сделать полный обзор всех существующих ныне присадок просто не представляется возможным, т.к. уровень проработки сравним с написанием докторской диссертации, поэтому давайте рассмотрим что из себя представляет самая широкоизвестная присадка — тетраэтилсвинец.
Тетраэтилсвине́ц (ТЭС) Pb(CH3CH2)4
ТЭС — ядовитое металлоорганическое соединение. Применяется в основном как антидетонирующая присадка к моторному топливу, повышающая его октановое число.
Действие ТЭС заключается в том, что он разлагает органические перекиси, присоединяя к себе их избыточный кислород.
Физические свойства ТЭС — бесцветная, маслянистая, летучая жидкость с плотностью 1,65 г/см³, температурой кипения 195 °C с разложением.
Впервые антидетонационный эффект ТЭС был открыт в 1921 году в США на фирме «General Motors». В 1923 году три крупнейшие американские корпорации — «Дженерал моторс», «DuPont» и «Standard Oil» создали совместное предприятие, названное «Ethyl Gasoline Corporation». Название «этил» было выбрано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец».
Этиловая жидкость состоит из смеси тетраэтилового свинца, бромистого этила и монохлорнафталина.
Этиловая жидкость оказывает на различные бензины не одинаковое действие: на одни бензины она влияет сильнее, на другие слабее. Количественное содержание этиловой жидкости в бензине определяется числом кубических сантиметров этиловой жидкости, добавленных к 1 кг бензина. К сожалению, ТЭС не только помогает нам, повышая октановое число топлива, но и убивает мотор.
Дефекты, возникающие при применении бензина с ТЭС.
1.Шунтирование свечей вследствие образования свинцовых отложений на конусе изолятора свечи, а также перегрев и выгорание центрального электрода свечи.
2.Прогорание выхлопных клапанов ввиду неплотного прилегания их к седлам, вследствие образовавшихся на опорной поверхности клапана отложений.
3.Усиление нагарообразования на деталях цилиндра и последующее их перегревание.
4.Коррозия деталей цилиндра и главным образом штоков выхлопных клапанов. Этилированный бензин, не содержащий воды, не оказывает коррозирующего действия на металлы, но в присутствии воды вызывает сильную коррозию.
5. Зависание выхлопных клапанов вследствие образования свинцовых отложений на ножках клапанов и направляющих втулках.
Применение в этиловой жидкости бромистого этила и моно-хлорнафталина уменьшает количество отложений, но не уничтожает их целиком.
В качестве альтернативы антидетонационным алкилсвинцовым присадкам в России разрешены к использованию органические соединения марганца, железа и ароматические амины, также на наших заправочных станциях можно встретить и высокооктановые сорта бензина, включающего добавки метил-третбутилового эфира.
Антидетонаторы на основе соединений марганца и железа гораздо менее токсичны, чем алкилсвинцовые присадки, но наличие в бензине железосодержащих присадок приводит к образованию отложений оксидов марганца и железа на стенках камеры сгорания, тарелках клапанов и свечах зажигания. Что приводит к коррозии выпускных клапанов, калильному воспламенению бензовоздушной смеси, ускоренному выходу из строя свечей зажигания.
Также для поднятия октанового числа бензина может быть использован метил-третбутиловый эфир, его 10–15% добавка увеличивает октановое число бензина на 9–12 единиц. Сама по себе антидетонационная добавка из метил-третбутилового спирта не наносит никакого вреда двигателю. В то же время метил-третбутиловый эфир даже в составе бензина способен к вступлению в активную реакцию с содержащейся в атмосфере влагой, в результате которой происходит насыщение бензина водой. Вода, попадая в топливную систему, может привести к выходу из строя фильтрующих элементов и топливоподающей аппаратуры, одновременно она провоцирует появление коррозии в топливных баках, топливопроводе и на «зеркале» цилиндров поршневого двигателя.
Методы определения основных характеристик бензина в условиях аэродрома.
Определение удельного веса топлива.
Удельным весом топлива называется отношение веса определенного объема топлива, взятого при температуре плюс 20°C, к весу воды того же объема при температуре плюс 4°C.
В аэродромных условиях удельный вес топлива определяется ареометрами. Одновременно с удельным весом замеряется и температура топлива. Замеренный удельный вес является удельным весом топлива при данной температуре. Этот удельный вес необходимо привести к удельному весу при температуре плюс 20°C. Это делается по формуле
D = K + a(t — 20),
где D — удельный вес топлива при температуре 20°;
K — удельный вес, показанный ареометром при данной температуре;
a — температурная поправка к удельному весу на 1°; t — температура испытуемого топлива.
Температурная поправка для авиабензинов в среднем равняется 0,0008 — 0,00088.
Пример. Удельный вес бензина при температуре 30° равен 0,745. Определить его удельный вес при температуре 20°, если a = 0,00084.
D= 0,745 + 0,00084 (30 — 20) = 0,753.
Если температура топлива при определении удельного веса меньше 20°C, то скобка (t — 20) даст отрицательное число, т. е. поправка отнимается.
Определение механических примесей и нерастворенной воды.
Для определения наличия механических примесей и нерастворенной воды топливо наливается в стеклянный сосуд с притертой пробкой и отстаивается в течение 17—18 часов. Выпадение осадка и мути свидетельствует о наличии в топливе механических примесей и воды.
Определение цвета и прозрачности топлива.
Производится рассматриванием на свет топлива, налитого в сосуд из бесцветного стекла. Свинцовые бензины должны иметь окраску в соответствии с подмешанным красителем. Чистые бензины должны быть прозрачны и бесцветны. Бензольные топлива могут иметь желтый оттенок.
Определение нейтральности топлива.
Наличие в топливе кислот или щелочей не допускается, так как их присутствие вызывает коррозию металлических деталей системы бензопитания и мотора.
Для определения наличия кислоты или щелочи наливают около 100 смл топлива в делительную воронку и к нему прибавляют около 10 см& дестиллированной воды. Смесь в течение 3—5 минут взбалтывают, после чего воде дают отстояться. Отстоявшуюся воду спускают через краник в нижней части воронки в две чистые пробирки. В одной пробирке производят определение на кислотность, в другой — на щелочь. Для этого в пробирку опускают лакмусовую бумажку синего цвета — при наличии кислоты бумажка покраснеет. Определить наличие кислоты в топливе можно и при помощи метилоранжа. Метилоранж при наличии кислоты меняет свою оранжевую окраску на розовую. Если в топливе установлено наличие кислоты, то на щелочь проверка не производится, так как кислота и щелочь одновременно в топливе содержаться не могут. Если кислота не обнаружена, производят проверку на щелочь во второй пробирке. При этом применяется красная лакмусовая бумажка, которая при наличии щелочи приобретает синий цвет.
Проверку на наличие щелочи можно производить также при помощи фенолфталеина. В присутствии щелочи бесцветный фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет.
Технические условия на топлива
Паспорт качества
Паспорт качества — документ, устанавливающий фактические численные значения характеристик качества продукции, полученные в ходе лабораторных испытаний в лабораториях самого производителя или в специализированных лабораториях, имеющих право на проведение исследований в данной области и оформления паспорта качества на продукцию.
Примеры паспортов:
При покупке топлива через топливную компанию или бензоколонку обязательно смотрите паспорт качества на топливо!
Паспорт качества на бензин оформляется на каждую цистерну отгружаемого топлива!
Выводы
Надеюсь, что эти материалы помогут частным пилотам понимать, что они покупают под видом бензина, а также более-менее правильно осуществлять входной контроль топлива на аэродромах АОН.

>способ повышения октанового числа прямогонных бензинов

Рисунки к патенту РФ 2186825

Рисунок 1,Рисунок 2,Рисунок 3,Рисунок 4,Рисунок 5,Рисунок 6,Рисунок 7Предлагаемая технология повышения октанового числа прямогонных бензинов относится к нефтехимической промышленности. Термокаталитические процессы деструктивного превращения различных нефтяных фракций в моторные топлива и сырье для нефтехимии широко применяются при глубокой переработке нефти. Известен способ каталитического крекинга, занимающего среди процессов переработки нефти, по объему перерабатываемого сырья второе место после первичной перегонки. Основная цель процесса — получение высокооктанового бензина из сырья, выкипающего в пределах 300-500oС /Справочник Нефтепереработчика, под ред. Г.А. Ластовкина и др., Л. «Химия», 1986, с.106-120/. Технологическая схема процесса отличается сложностью аппаратурного оформления, включающего каталитические реакторы, теплообменники, трубчатые печи, ректификационные колонны, сложна в эксплуатации. Ближайшим аналогом, по достигаемому результату, является каталитический риформинг, назначение которого — повышение детанационной стойкости прямогонных бензинов (повышенное октановое число). Процесс осуществляется под давлением водорода, включает три основных типа реакций, которым подвергаются углеводороды сырья: ароматизацию, изомеризацию и гидрокрекинг. Давление изменяется в пределах 2,0-4,0 МПа, температура 480-500oС. Кратность циркуляции водорода, отношение водород/сырье: от 5 до 200. Технологическая схема риформинга включает значительную номенклатуру нефтехимического оборудования: насосы, компрессоры, теплообменники, трубчатые печи, реакторы, стабилизационные колонны и другое оборудование /то же с.120-135/. В целях исключения из процесса громоздкого нефтехимического оборудования, снижения энергозатрат, упрощения эксплуатации и увеличения селективности процесса предлагается технологический процесс повышения детанационной стойкости бензина импульсным воздействием высоких температур и высоких давлений на сырье ступенчатой кавитацией. Известно, что при захлопывании кавитационных пузырьков, их стенки под действием разности давлений, действующих на кавитационные пузырьки, ускоряются, и в момент замыкания пузырьков возникает ударная волна, развивающая давление 100 МПа и более, температуру до 1000oС и более. Выделяемая энергия значительно превышает энергию связи С-С и С-Н. Избирательное воздействие на подвергаемые деструкции углеводороды достигается ступенчатым изменением частоты и соответственным изменением плотности энергии и интенсивности колебаний. Предлагаемая ступенчатая кавитация обеспечит управление избирательным разрывом межатомных связей в молекулах углеводородов в нужном направлении. Известно, что алканы преимущественно вступают в реакции, протекающие по механизму радикального замещения, при этом в первую очередь замещаются атомы водорода у третичных, затем вторичных и первичных атомов углерода, что обеспечивает высокий выход изопарафиновых углеводородов. Бензиновая фракция прямогонного бензина состоит из нормальных алканов С5+С10, температуры кипения, которые приведены в табл.1. Из приведенной таблицы видно, что из жидких нормальных углеводородов в качестве компонента бензина может использоваться только н-пентан с октановым числом 62. Основными высокооктановыми компонентами могут служить изомеры до С8, первичные, вторичные и третичные метилбутаны и метилпентаны. Определенный интерес представляют кислородосодержащие углеводороды как высокооктановые компоненты бензина — спирты и эфиры. Необходимо отметить, что, кроме повышения октанового числа, введение в молекулу гидроксильной группы ОН в значительной мере повышает температуру кипения (см. табл.2). Таким образом, изменяя долю кислородосодержащей присадки, например, метиловый спирт (СН3 ОН), в исходном сырье можно регулировать в процессе кавитации выход бензиновых фракций по температурам выкипания. Разрыв сплошности жидкости при воздействии растягивающих напряжений происходит не на уровне молекулярных сил, а на зародышах парогазовой фазы. Такими зародышами могут быть паровые или газовые пузырьки, твердые взвеси, абсорбирующие газ, гидрофобные включения, например, частицы эмульсии и т.п. Предлагается в качестве зародышей кавитации в среде низкооктанового бензина использовать тонкодисперсную гидрофобную эмульсию из водно-спиртового раствора, обеспечивающей парообразование в частицах водоспиртовой эмульсии при температуре значительно ниже 100oС, так, например температура кипения метилового спирта 64oС, что обеспечит интенсивную деструкцию. Технологическая схема повышения октанового числа прямогонных бензинов представлена на прилагаемой фиг. 5. Прямогонный бензин (1) насосом (6) прокачивается через рекуперативные теплообменники (3), далее происходит охлаждение паровой фазы высокооктанового бензина и (4), охлаждение жидкой фазы высокооктанового бензина, в качестве рабочего тела поступает в эжектор (7), отсасывающий несконденсировавшуюся парогазовую смесь, которая вместе с сырьем поступает в многоступенчатый кавитатор (1). В качестве примера многоступенчатого кавитатора — ультразвуковой активатор деструкции и реакций радикального замещения, рассмотрим многоступенчатый центробежный насос, с закрепленными по периферии рабочих колес перфорированными кольцами, каоксиально к перфорированным кольцам на рабочих колесах в корпусах камер установлены стационарные перфорированные кольца. При вращении ротора и нагнетании жидкости через прерываемые отверстия в перфорированных кольцах создается переменное давление — принцип ультразвуковой сирены, и возникает кавитационный процесс (3). Из кавитатора (1) прошедший деструкцию прямогонный бензин (II) поступает в центробежный сепаратор (2), где разделяется на паровую и жидкую фазы. Парогазовая фаза (III) поступает на охлаждение и конденсацию в теплообменник (3), и далее в сепаратор (4), откуда жидкая фаза (V) отводится как легкокипящий компонент высокооктанового бензина. Несконденсировавшаяся парогазовая смесь (IV) отводится в эжектор (7). Жидкая фаза (VI) из сепаратора отводится как компанент высокооктанового бензина. Общий разогрев рабочего сырья в процессе кавитационной обработки обусловлен лишь тепловыми потерями энергии через оболочку пузырьков. В соответствии с фиг.2 разогревается и подвергается высокотемпературному воздействию лишь содержимое пузырька и тонкий слой жидкости, граничащий с разогретой парогазовой смесью. В течение нескольких микросекунд содержимое пузырька разогревается до тысячи и более градусов и подвергается воздействию давлению в несколько тысяч атмосфер. При достижении давлений в 50-60 атм и температур 550-600oС внутри пузырька начинаются пиролетические реакции, которые при дальнейшем увеличении давления и температуры существенно ускоряются, и пузырек начинает работать как микроскопический пиролетический реактор. Регулируя воздействие внешнего поля давления на пузырьки при их проходе через разные ступени кавитатора, мы можем регулировать жесткость пиролетических процессов и содержание продуктов пиролиза на выходе из устройства (отсюда термин ступенчатая кавитация). Резкий сброс давления при последующем расширении пузырька приводит к остановке пиролетических реакций до следующего цикла сжатия пузырька. Это еще одно преимущество предлагаемого подхода, так как для исключения возможности полной деструкции углеводородов при высоких температурах и давлениях необходимо вовремя прерывать реакцию. Скорость звука в пузырьковой среде, а, следовательно, и частота резонансных колебаний в каждой ступени кавитационного реактора определяется средней концентрацией пузырьков в данной ступени, и если она будет расти, то частота резонансных колебаний будет падать, но следует заметить, что период колебаний пузырька, как нелинейной системы, не связан с периодом изменения внешнего поля, если его частота меньше собственной частоты пузырька (для пузырей диаметром менее 1 мм это условие практически всегда выполняется) и меняется в зависимости от величины среднего окружающего давления Р, поэтому в кавитационных устройствах есть две частоты: частота резонансных колебаний, которая зависит от средней концентрации и регулируется их концентрацией, и частота нелинейных осцилляций пузырьков, которая меняется в несколько раз при изменении амплитуды воздействия и не совпадает с резонансной (рабочей) частотой устройства (фиг.3, 4). Антидетанационные свойства бензинов определяются содержанием в бензине изоалканов с высокой степенью разветвления, которые в процессе кавитации получаются при термическом распаде алканов на радикалы. Для разрыва связи С-С и С-Н, на данной связи должна быть сосредоточена энергия, равная или больше прочности связи. Прочность связи С-Н зависит от положения атома углерода в молекуле углеводорода. Для декана прочность указанной связи изменяется от 394 кДж/моль, для крайних атомов углерода до 360 кДж/моль, для средних атомов или 4,08 эВ/моль — 7 эВ (стр.45 Р. 3 МАГАРИЛ «Теоретические основы химических процессов переработки нефти», Ленинград «Химия», 1985 г.). При испытании работы горелочных устройств для энергетических котлов электростанции при сжигании мазута, подвергнутого кавитационной обработке, установлено, что происходит «диссоциация воды на кислород и водород», при этом обработанное топливо «находится в возбужденном состоянии с напряженностью от 1,7 эВ до 5 эВ между уровнями переходов в энергетическом спектре» («Ракетная кавитация», А. С. Никитин, «Изобретатель и рационализатор», 1, 2002 г.). Таким образом, экспериментально подтверждена возможность выделения кавитационной энергии при обработке крупнотоннажных потоков топлива в количестве, превышающем энергию, необходимую для деструкции молекул углеводородов на радикалы и участие их в реакциях изомеризации. Повышение октанового числа прямогонных бензинов. Обоснование возможности получения целевого продукта. Основными условиями термического крекинга (термолиза) и окисления углеводородов является повышение температуры реагентов до 40-600oC во всем обрабатываемом объеме. Данное условие не является обязательным, т.к. аналогичные процессы могут идти внутри отдельных пузырьков, содержащих необходимые для выбранных реакций компоненты в газовой фазе (фиг.1, диаметр пузырьков 20-50 мкм). Характерная динамика температуры в них при работе кавитатора представлена на фиг.2 (результат численного моделирования). Пузырек ведет себя как реактор, температура в котором достигает необходимых для реакций термолиза и окисления значений — десятки тысяч раз в секунду. Несмотря на короткое время воздействия и малое количество реагирующих в отдельном пузырьке веществ, при определенных условиях, согласно теоретическим оценкам суммарный выход продуктов термолиза может достигать десятков процентов, а необходимое время обработки углеводородной смеси в кавитаторе составит 20-40 минут. Регулируя относительные концентрации реагирующих веществ и режимы работы кавитатора возможно влиять на структуру получаемых продуктов. Термолиз углеводородов. Определяющей реакцией процесса термолиза углеводородов является стадия разрыва связи C-C

,
которая при достаточной глубине превращения (до 0,1 — 1%) может существенно ускоряться и протекать по цепному механизму. Причем вероятность распада длинных углеводородных цепей существенно выше (~2-5 раз), чем коротких, что гарантирует преимущественный распад тяжелых фракций нефти и конденсатов.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ повышения октанового числа прямогонных бензинов, включающий высокотемпературное воздействие на сырье при высоком давлении, отличающийся тем, что осуществляют импульсное высокотемпературное воздействие на смесь прямогонного бензина с водным раствором спирта ступенчатой кавитацией. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что кавитирующее воздействие на прямогонный бензин осуществляется в присутствии окислителя, например, перекиси водорода, кислорода и т.п.

Методы повышения октанового числа бензина

Многие автолюбители знают, что использование бензина с октановым числом ниже рекомендованного производителем двигателя приводит к детонации топливовоздушной смеси в камерах сгорания и, как следствие, к сокращению срока службы двигателя, а то и к немедленному выходу его из строя. Конечно, в городе и его окрестностях на автозаправках всегда можно купить топливо, подходящее вашей машине. Однако если вы являетесь любителем автотуризма, вам могут встречаться такие отдаленные уголки, где посчитаешь за удачу наличие на АЗС любого низкооктанового топлива. В таком случае хорошо бы знать, как повысить октановое число бензина в домашних условиях. Но сначала о самом параметре топлива.

Детонационная устойчивость

Октановое число, или октановый индекс – это параметр, характеризующий способность бензина не воспламеняться от сжатия. Показатель равен объемному процентному содержанию изооктана в смеси с н-гептаном, при котором детонационная устойчивость этой жидкости и исследуемого бензина совпадает. Изооктан крайне неохотно воспламеняется даже при очень высокой степени сжатия, поэтому его октановое число принято за 100. Н-гептан, напротив, легко самовоспламеняется даже при низкой степени сжатия, потому значение его антидетонационного параметра приравняли к нулю.

Первым способность бензина к детонации в 21 году прошлого века исследовал англичанин Гарри Рикардо. Он и предложил использовать шкалу устойчивости бензина к детонации. Длительное время основной антидетонационной присадкой для бензина был тетраэтилсвинец. Добавление всего 0,01% этого вещества в бензин повышает его индекс детонационной устойчивости на 3 единицы. Но так как он очень ядовит, сейчас его использование как присадки к бензину запрещено. Вместо него, чтобы повысить антидетонационные свойства, сейчас применяют более безопасные присадки, например, метил-трет-бутиловый эфир, который считается на сегодня самым перспективным средством для этой цели. Используется также его смесь с трет-бутиловым спиртом. Недостатками этих присадок является высокая агрессивность к резинотехническим изделиям и низкая (около 50 ◦C) температура кипения. Последнее является причиной испарения этих присадок из топлива на жаре.

Независимо от химической природы антидетонатора, концентрация присадки в бензине по объективным причинам ограничена, что ведет к невысокому приросту октанового числа. Кроме того, увеличение индекса детонационной устойчивости бензина зависит от концентрации присадки нелинейно. Для каждого антидетонатора существует пороговая концентрация, после достижения которой показатель детонационной устойчивости не увеличивается.

Сравнение свойств различных антидетонаторов

Значения пороговой концентрации некоторых присадок и другие их эксплуатационные особенности:

  • Оксигенаты (низшие спирты и простые эфиры). Пороговая концентрация присадки – 15%. Особенности: относительно низкая теплота сгорания и высокая агрессивность по отношению к резиновым изделиям. Максимальный прирост октанового индекса топлива 4–6 единиц. Параметры нескольких эфиров, используемых в качестве присадок. Метил-трет-бутиловый (МТБЭ) – усредненное октановое число 114, температура кипения 55 ◦C; этил-трет-бутиловый (ЭТБЭ) – усредненное октановое число 110, температура кипения 70 ◦C; метил-трет-амиловый (МТАЭ) – усредненный октановый индекс 104.5, температура кипения 87 ◦C; диизопропиловый (ДИПЭ) – усредненный октановый индекс 104,5, температура кипения 69 ◦C.
  • Присадки на основе свинца. Пороговая насыщенность бензина металлом – 0,17 г/л. Особенности: высокий уровень токсичности и нагарообразования в камере сгорания. Максимальный прирост индекса детонационной устойчивости бензина составляет 8 единиц. Такие присадки не используют в наше время.
  • Содержащие марганец. Пороговая концентрация металла в топливе – 50 мг/л. Особенности: повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы, значительное нагарообразование на свечах зажигания и в камере сгорания. Максимальный прирост индекса детонационной устойчивости составляет 5–6 единиц.
  • Железосодержащие. Пороговая концентрация – 38 мг/л. Приводит к повышенному износу поршней и цилиндров двигателя за счет заметного отложения золы при сгорании. Максимальный прирост числа детонационной устойчивости бензина 3–4 единицы.
  • Ароматические амины, например, аминобензол (анилин), который запрещен к использованию в чистом виде из-за чрезвычайной ядовитости. Из веществ этой группы к применению допущен только монометиланилин (N-метиланилин). Пороговая концентрация 1–1,3%. Особенность присадки на основе этого вещества – высокое октановое число. В процессе эксперимента было получено значение в 280 единиц. Однако есть и существенные недостатки, к которым можно отнести значительное отложение смолы на деталях двигателя и топливной системы. Также наблюдается повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы. Максимальный прирост числа детонационной устойчивости бензина, достигающийся применением такой присадки, составляет 6 единиц.

Уменьшение риска детонации подручными средствами

  • Добавление к бензину 10% этилового или любого другого спирта способно повысить его октановое число на 3 единицы. Недостатком этого способа является образование в бензопроводах паровых пробок, которые затрудняют работу топливной системы. Связано это с довольно низкой температурой кипения спиртов, что особенно заметно при жаркой погоде. Еще один минус этого приема в том, что спирты очень гигроскопичны и хорошо впитывают влагу из воздуха, которая в сильный мороз будет застывать, образуя в топливопроводе ледяные пробки. Разумеется, доступ бензину в таком случае будет перекрыт.
  • Повышать детонационную устойчивость бензинового топлива можно, доливая в него ацетон. По данным, опубликованным в сети самодеятельными экспериментаторами, добавление 1 литра ацетона к 20 литром бензина повышает его октановое число на 6 единиц. Измерения они, правда, не проводили, ориентируясь только по детонации. Автомобиль, двигатель которого рассчитан на АИ-98, заправляли АИ-92, и добавляли к топливу ацетон до исчезновения детонации.
  • Использование присадок для повышения детонационной устойчивости бензина, продающихся в магазинах автохимии. Нужно иметь в виду, что если верить отзывам, наиболее эффективны присадки, содержащие железо и аминные соединения. Учтите, что присадки, содержащие железо, могут, особенно при систематическом использовании, стать причиной выхода из строя свечей зажигания.

Как повысить октановое число бензина

Некачественные ГСМ, в частности бензин для автомобиля, со временем непременно станут причиной частых поломок двигателя. Низкое октановое число, приводит к детонации, загрязнению внутренних частей мотора и выходу его из строя.

К счастью сегодня существуют специальные средства и способы повышения октанового числа. Однако перед тем как повысить октановое число бензина, следует досконально изучить информацию об этом, чтобы не сделать автомобильное топливо ещё хуже.

Как повысить октановое число бензина в домашних условиях

Использовать топливо несоответствующего октанового числа категорически неправильно. Рекомендации по этому поводу, можно всегда узнать от производителя вашего автомобиля. Но что делать, если купленный бензин, не имеет достаточного октанового числа?

В особенности это ощутимо при разгоне автомобиля или при его движении на крутой подъём. При недостаточном качестве и низком октановом числе бензина, автомобиль теряет не только в динамике, но и в мощности.

Выход из сложившейся ситуации есть, а заключается он в первую очередь в увеличении октанового числа бензина. Для этих целей, сегодня существуют различного рода присадки, которые имеют схожий принцип работы, но разную стоимость.

Увеличение октанового числа бензина ацетоном

Те автомобилисты, которые уже не один десяток лет колесят дороги, знают, как повысить октановое число бензина. Для этих целей можно использовать ацетон или же чистый спирт. Добавление всего лишь одного литра ацетона в стандартную 20-ти литровую канистру с бензином, позволяет увеличить октановое число топлива до 6 единиц.

Ярким примером этому, может служить детонация автомобильного двигателя, которая после заливки некачественного топлива и ацетона в бензобак автомобиля, как правило, полностью исчезает.

Как поднять октановое число бензина спиртом

Поднять октановое число некачественного топлива, можно используя для этих целей и чистый спирт. Его соотношение к бензину, должно быть не более 10%. При помощи спирта получиться увеличить октановое число топлива, не менее чем до 3-х единиц.

Однако перед этим, следует знать, что у данного средства улучшения бензина, есть один существенный недостаток. Заключается он в выделении спиртом паров, которые затрудняет работу топливной системы автомобиля.

Ну и наиболее надежным способом увеличить октановое число бензина, является использование специальных добавок, которых полным-полно в автомагазинах химии.

Перечислять их названия нет смысла, следует лишь добавить то, что наиболее эффективными их них, являются присадки, содержащие аминные соединения и железо в своём составе.

Hyundai Tiburon 2.0 турбо ›
Бортжурнал ›
Даешь метанол и нитрометан в двигатель!))

доброе время суток, всем автолюбителям. Все, так или иначе в поиске различных присадок в топливо своих железных коней, или по автоспорту, или от старшего поколения слышали, сталкивались с разными присадками в двигатель, повышающими октановое число!
От старожилов, лично я, много раз слышал, как они в годы своей бурной молодости повышали октановое число, путем использования измельченных нафталиновых шариков в бензине.

Что из этого правда, а что нет, было не понятно. Да и как тут проверить, когда жалко такими экспериментами портить сердце своего железного любимца!
Во избежании нынешними и будущими автовладельцами приключений на свою голову и на свою машину, я постараюсь вкратце рассказать, что, есть что и чем можно пользоваться, а чем не желательно!
Лично на моей машине, стоит водометанольная система впрыска перед дроссельной заслонкой, при достижении наддува в 1 бар.
Начнем с самого обыденного и по возрастающей!

Бензин

Бензин — горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения, в зависимости от примесей от 33 до 205 °C. Плотность бензина около 0,71 г/см³. Теплота сгорания примерно 10 200 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания −71 градус цельсия с применением присадок. Основной характеристикой бензинового топлива является его антидетонационная стойкость и в случае использования в ДВС, стехиометрическим соотношением. Стехиометрическое соотношение, это показатель количества частей воздуха, к частям топлива, при котором наблюдается наиболее оптимальное и эффективное горение топлива. У бензина этот показатель составляет 14.7 к 1 в массовых долях. 14.7 килограмм воздуха может сжечь 1 кг бензина.

Всем известное октановое число, характеризует способность топлива сопротивляться детонации; аномальному сгоранию топлива с образованием ударных волн высокой скорости, способных нанести значительный вред ДВС. Явление детонации образуется в следствии слишком высокой степени сжатия ДВС, для данного вида топлива, а так же ряда других причин, связанных с неправильной настройкой двигателя, либо возникновением определенного рода неисправностей.

Нерекомендуемые присадки в топливо на основе бензина

Тетраэтилсвинец («этил»)

«+» Снижает дымность, шумность, повышает мощность. Способен подавить детонацию в двигателе и даже повысить детонационную стойкость керосина (из него иногда и делают бодяжный бензин).

«-» Сильнейший яд для человека: в двигателе переходит в парообразное состояние и через верхние дыхательные пути проникает в организм (способен просачиваться и через неповрежденную кожу). Поражает нервную систему, вызывая отравления, вплоть до инвалидности и смерти.

Нафталин

«+» Добавление 500 г нафталина на 10 л бензина приводит к увеличению октанового числа бензина на 3—4 единицы — 92-й бензин «превращается» в 95-й.

«-» Попав в бензин, нафталин оставляет после себя существенное количество нагара, увеличивает число вредных выхлопных газов. Вдобавок он, кристаллизуясь, забивает систему подачи топлива: от бензонасоса и шлангов до форсунок.

Спирт

«+» При добавлении 5—20% спирта в бензин октановое число растет на 3—8 единиц (из А-95 делают А-98), при этом улучшается процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя.

«-» Оказывает серьезное разъедающее действие на прокладки в двигателе. При передозировке компоненты топлива не смешиваются в цилиндре и октановое число падает: возникает детонация, стук клапанов.

Ацетон (метилбутиловый эфир)

«+» В небольших количествах допустим для повышения октанового числа.

«-» Его часто добавляют прямо на заводах. Если добавить еще «флакончик» в бак, получается многократное превышение допустимых норм — образуются вредные вещества. Также быстро понижается октановое число.

Марганец

«+» Увеличивает октановое число на 3—6 единиц.

«-» Выводит из строя нейтрализаторы и свечи: падает мощность, из выхлопной трубы идет сизый дым.

Ферроцен

«+» Повышает октановое число на 4—5 единиц.

«-» При использовании ферроцена на свечах и в цилиндрах образуется красный нагар: срок службы двигателя сильно снижается.

Бензол, толулол

«+» Повышает октановое число на 10%.

«-» Является сильным растворителем, который уничтожает практически все эластичные детали мотора и приводит к активной коррозии.

ВНИМАНИЕ! Некачественный бензин с добавленными присадками, в отличие от заводского, может проводить электричество. Топливный насос в баке и явление электропроводности топлива, вещи несовместимые!

УСЛОВНО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИСАДКИ

Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ)

«+» Благодаря высокому собственному октановому числу (выше 110 единиц) полезен для двигателя: содержащийся в нем кислород обеспечивает полноту сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН.

«-» Повышенное содержание МТБЭ (больше 15%) ведет к падению мощности и росту выбросов окислов азота (NOx). Кроме того, бензин с повышенной концентрацией МТБЭ агрессивен к уплотнениям топливной системы и ускоряет процесс коррозии.

Монометиланилин (ММА)

«+» В малой концентрации (до 1,3%) безвреден для мотора, снижает детонацию.

«-» При превышении содержания в двигателе образовывается нагар, что может привести даже к «зависанию» клапанов. К тому же ММА относится к категории ядов: при вдыхании паров человеку грозит серьезное отравление.

Как видно, список рекомендуемых присадок значительно меньше, чем чем вредящий тем или иным образом здоровью двигателя или людей. Связано это прежде всего с тем, что полезные присадки помимо своей прямой функции (увеличивать мощность и октановое число) должны соблюдать условия по безопасной эксплуатации техники и не вредить экологии. Вредные же присадки могут соответствовать лишь одной функции, повышению мощности не смотря ни на что. Так что если вы задумали повысить мощность, отнеситесь со всей серьезностью к качеству присадки которую будите использовать, ведь от нее зависит не только здоровье мотора но и ваше то-же.

Помимо присадок есть еще некоторое количество видов топлива которые применяются в промышленности и автоспорте.

Метиловый спирт, метанол CH3OH

Метанол является очень ядовитым веществом но все таки используется в ряде спортивных автомобилей, в случае если регламентом разрешено использование этого вида топлива. Мощность двигателя при использовании метанола будет выше на 7-9 %. без каких либо переделок кроме добавления топлива, до достижения стехиометрического состояния смеси. Стехиометрическая смесь метанола с воздухом составляет 6.4 к 1 что более чем в два раза меньше чем при использовании бензина 14.7 к 1.

Октановое число метанола — 111 по исследовательскому методу ! Метиловый спирт обладает большим чем любой из бензинов октановым числом, что позволяет уверенно использовать степени сжатия превышающие 15:1 в то время как средний бензиновый мотор имеет степень сжатия около 11.5:1 Индикаторный КПД за счет уменьшенных тепловых потерь выше на несколько процентов. Учитывая возможность повышенной степени сжатия и улучшенный КПД суммарная мощность двигателя может быть выше на 20 — 30 % по сравнению с бензиновым двигателем.

Нитрометан CH3NO2

Нитрометан CH3NO2 — температура горения 4000 С. Так как в его составе имеется кислород, то при использовании его в двигателе внутреннего сгорания требуется гораздо меньше поступающего кислорода из воздуха, чтоб получить ту же самую мощность чем от бензина. На практике это выглядит так: Чтоб сжечь килограмм бензина нужно 14.7 килограмм воздуха, чтоб сжечь килограмм нитрометана нужно всего лишь 1.7 килограмма воздуха. То есть нирометана в цилиндре одного и того-же объема можно сжечь в 8.7 раза больше чем бензина. Но нитрометан имеет меньшую плотность энергии 11,3 МДж/кг вместо 42–44 МДж/кг у бензина. В итоге всех этих расчетов получается, что не нитрометане двигатель будет иметь мощность в 2.3 раза выше чем на бензине.

Может показаться что нет ничего проще, заправил в бак нитрометана и вместо 200 лошадей получилось 460 ! Да лошадей много, но температура горения 4000 градусов сначала расплавит свечи, потом раскалит клапана и двигатель перейдет на калильное зажигание, пока не прогорят клапана или поршни. Но мощность будет адская + 230% если конечно соответственно настроить двигатель, ведь нитрометана подавать нужно в 8.7 раза больше чем бензина.

В связи с этим, нитрометан применяют лишь в соревнованиях самых мощных драгстеров, Top Fuel Dragster, где время работы двигателя на максимуме ограничивается 5 секундами. Также данный вид топлива используют в моделизме, как присадка, для микродвигателей использующих калильное зажигание.

закись азота

Веселящий газ, нитрос, Для полного сжигания топлива в цилиндрах двигателя важен лишь чистый кислород, которого в воздухе не так уж и много, всего 21 %. Добавление к топливовоздушной смеси закиси азота, позволяет значительно увеличить его концентрацию. Концентрация связанного кислорода в газообразной закиси азота 36% плюс плотность ее в парообразном состоянии выше в 1.5 раза. Таким образом появляется возможность наполнить цилиндры в 2.5 раза большим количеством кислорода, что в свою очередь аналогично подымет максимальную мощность, если добавить и топливо.

Закись азота до недавнего времени являлась основным средством наркоза. Вызывая позывы смеха, приобрела шуточное название «веселящий газ» В автоспорте применяют ее для краткосрочного поднятия мощности в драгрейсинге или в уличных светофорных гонках, что по сути тоже является любительским драгрейсингом. Закись запирают в баллоне с давлением около 50 атмосфер и при необходимости подают в двигатель. системы значительно поднимающие мощность довольно сложны, так как являясь по сути дополнительной системой питания, снабжены собственным контроллером, отслеживающим все процессы в двигателе и осуществляющим подачу закиси с дополнительным количеством топлива.

Амилнитрит

Жёлтая летучая жидкость с фруктовым запахом, tкип 99 °C, плотность 872 кг/м3; плохо растворима в воде, хорошо — в органических растворителях; медленно разлагается при хранении на свету. Используется в авиамоделизме как 3 % присадка к топливу компрессионных авиамодельных двигателей (основные компоненты топлива: керосин, диэтиловый эфир и касторовое масло примерно в равных частях). Повышает мощность двигателя на 10-20% с соответствующим уменьшением ресурса двигателя.

Одним из перспективных видов автомобильного горючего, в настоящее время, является метиловый спирт.
Метиловый спирт (метанол) представляет собой бесцветную воспламеняющуюся жидкость со слабым спиртовым запахом, температура замерзания -98.С, кипения +65.С. Хорошо смешивается с водой. Как и все спирты он обладает высокой детонационной стойкостью, октановое число метанола составляет 114,4 единицы. Для сравнения, октановое число этанола (винный, этиловый спирт) — 111,4 ед.
Из всех антидетонационных компонентов бензина, метанол является наиболее эффективной добавкой в отношении снижения выбросов СО, СН и N0х. Может метанол использоваться и как самостоятельное автомобильное горючее, в этом случае метанол имеет определенные достоинства.
Метанол представляет собой ;чисто; сгорающее топливо, обладает лучшими топливными характеристиками чем бензин, вследствие чего, при его применении повышается КПД двигателей внутреннего сгорания Современные бензиновые двигатели могут хорошо работать на метаноле, при этом технические характеристики двигателя улучшаются.
Это, в первую очередь: высокая детонационная стойкость, абсолютное отсутствие сернистой коррозии двигателя и выбросов серы и сажи в выхлопе, минимальное нагарообразование в двигателе, на 50% меньшая токсичность продуктов сгорания, повышается КПД, благодаря внутреннему охлаждению и повышению степени сжатия высокий коэффициент наполнения цилиндров горючей смесью (по сравнению с бензином выигрыш в мощности при работе на метаноле достигает 10%) и проч. Указанные достоинства метанола привели к тому, что он уже давно используется как топливо на гоночных автомобилях и авиамоделях, спортивных мотоциклах, где требуются компактные и вместе с тем мощные двигатели. Многие исследовательские институты считают его топливом будущего.
Вместе с тем метанол имеет и недостатки. Безводный метанол хорошо смешивается с бензином в любых соотношениях, но при попадании в топливный бак влаги, топливо расслаивается и в баке получаются две несмешиваемые жидкости, для ликвидации этой причины желательно дополнять бак фильтром-осушителем или устанавливать отдельный бак с топливопроводом.
Другим недостатком метанола является более низкая, чем у бензина, испаряемость, что вызывает затруднения при пуске двигателя на холоде. Для улучшения пуска на холоде, приходится выполнять подогрев пускового объема холодного топлива (чаще всего электрический) или производить запуск двигателя на бензине. Для горения метанола требуется в два раза меньше воздуха, чем для бензина, поэтому при работе на чистом метаноле необходима перерегулировка карбюратора бензинового двигателя.
Отрицательным свойством метанола является его ядовитость, хотя многие химики, авиамоделисты и гонщики, десятилетиями вплотную обращающиеся с ним (естественно, с соблюдением правил техники безопасности и санитарии) без каких либо последствий для собственного здоровья, не относят его к особо ядовитым веществам и подозревают, что его опасность специально раздута из-за склонности российского народа употреблять внутрь все, что пахнет спиртом и горит синим пламенем. Превосходят метанол по опасности многие применяемые в автомобиле вещества. По токсичности метанол уступает используемой в системе охлаждения жидкости (смертельная доза этиленгликоля около 100 мл) и аккумуляторному электролиту. Опаснее метанола, выбрасываемый в большом количестве бензиновым выхлопом тетраэтилсвинец, предельно допустимая концентрация (ПДК) которого в воздухе составляет 0,005 мг/м3, в то время как ПДК метанола — 5 мг/м3. В плохо проветриваемом помещении, при работающем автомобиле, человек может погибнуть от отравления выхлопными газами двигателя, содержащих смертельно опасные оксид углерода (СО, угарный газ, кровяной яд) и оксиды азота.
Санитарными правилами при работе с метанолом запрещается: изготовление политур на метаноле; выпуск продуктов (мастик, нитролаков, клеев и др.), применяемых в быту и выпускаемых в торговую сеть, в состав которых входит метанол; применение метанола для разжигания нагревательных приборов; применение метанола в качестве растворителя. Применение метанола для использования его в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания санитарными правилами не запрещается.
Однако в обращении с метанолом требуется осторожность. По классу опасности химических веществ метанол относится к умеренно опасным. Без своевременно оказанной медицинской помощи смертельная доза 100% метанола при приеме внутрь составляет 100-150 мл. При употреблении меньших доз метанола возможна слепота из-за поражения зрительного нерва.
В значительно меньшей степени указанные недостатки присутствуют в бензино-метанольных смесях.
В США сейчас находит применение топливо М-85, содержащее 85% метанола и 15% бензина и в меньших объемах чистый метанол.