ПДД обгон запрещен

Содержание

Сложный и опасный маневр на дороге – это обгон. При выезде на встречную полосу водитель рискует жизнью. Под угрозой находятся пассажиры, автомобили, едущие навстречу и даже те, которых обгоняют. ПДД предусматривают ряд мест, где обгон категорически запрещен. И к нарушителям применяются довольно жесткие меры.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам? ДаНет

Обозначающие знаки

Выполнять обгон не допускается в зоне действия знака с изображением черного и красного автомобиля «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Такие знаки устанавливают по ходу движения справа на высоте 1,5-4 м от дорожного покрытия, чтобы их было видно издалека. Знак повторяют после пересечения второстепенной и главной дороги.

Дорожный знак «Обгон запрещен» работает вместе с разметкой, которая не разрешает выезд на встречную полосу. Разметка может действовать отдельно от знака и наоборот.

Если знака нет, но есть сплошная линия, разделительная полоса, двойная сплошная или трамвайные пути, обгон тоже запрещен.

Знак действует от точки установки и дальше на отрезках дорог:

  • До знака «Конец зоны запрещения обгона» или «Конец зоны всех ограничений»;
  • До ближайшего перекрестка. При этом, въезд на прилегающую территорию перекрестком не считается;
  • До конца населенного пункта, если перекрестков нет;
  • На протяжении расстояния, указанного в пояснительной табличке под знаком «Обгон запрещен», если таковая была.

Также, пояснительная табличка может ограничивать действие знака в определенное время суток и по дням недели.

Места с запрещенным обгоном

ПДД в главе 11 информируют водителей о том, как нельзя обгонять и где именно. Единое правило — обгонять недопустимо если не видно встречную полосу или есть препятствия безопасному разъезду. На всех дорогах обгон запрещен:

  • Под запрещающий знак, сплошную разметку;
  • На подъеме;
  • На участках, где видимость в обе стороны закрывают какие-либо предметы, конструкции;
  • На ж/д переездах и ближе 100 м до них;
  • На изгибах дороги, в зоне опасных поворотов;
  • В тоннелях;
  • Под эстакадами, мостами, путепроводами и на них;
  • На пешеходных переходах;
  • На перекрестке со светофором, а также на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.

Кроме того, на загородных трассах могут быть знаки с табличками или щиты, предупреждающие о повышенной аварийности конкретного участка.

Обгонять нельзя, если:

  • На проезжей части колея, неровности, из под колес летят камни;
  • Есть опасность столкновений с пешеходами;
  • Дорога скользкая.

Возле школ, детских садов и поликлиник, автобусных остановок, массового скопления людей следует проезжать с осторожностью. Высока вероятность внезапного выхода пешеходов на дорогу, даже если пешеходного перехода нет.

Если разметка прерывистая, но висит знак «Обгон запрещен», водитель должен действовать по указаниям знака.

В случае ремонтных работ знак может временным. А временные знаки и разметка приоритетнее постоянных.

Особенности

Бывает, что дорожная полоса достаточно широкая, чтобы объехать транспортное средство без выезда на встречную. Такой маневр называют опережением, и он не нарушает правил. Чаще всего по одной полосе габариты позволяют совершить опережение двухколесного транспорта без колясок. К опережению относят объезд транспорта без выезда на встречку, если дорога многополосная в одном направлении. Но при этом опережать с правой стороны по обочине нельзя, т.к. запрещена езда по обочинам.

Обгон через сплошную

Обгонять через линию сплошной разметки можно на загородной дороге, но только тихоходное транспортное средство или гужевую повозку. Тихоход по конструкции не способен двигаться быстрее 30 км/ч. Такой транспорт должен обозначаться красным треугольником со светоотражающей каймой. Если автомобиль едет шагом по любым причинам, отличным от особенностей конструкции, обгонять его нельзя. Будь то трактор, бензовоз или КаМАЗ с арбузами. Однако, правила обязуют водителя не создавать пробку, остановиться на обочине и пропустить вереницу машин позади него.

К грубым нарушениям относится обгон «паровозиком» и двойной обгон. Это значит, что нельзя выезжать на встречную полосу, пока едущий впереди автомобиль уже начал обгон и не вернулся на свою полосу. В такой ситуации, водитель первого автомобиля ничего не нарушает, а следующие за ним – действуют вразрез с правилами. Сразу по двум пунктам главы 11 ПДД:

  • Водитель выехал на встречную, когда она занята обгоняющим автомобилем. А в п.11.1 сказано, что перед маневром водитель обязан убедиться, что полоса впереди свободна. При чем, полоса не просто занята, а из-за первой машины ситуацию впереди не видно;
  • Едущий впереди автомобиль включил левый поворот. По п.11.2. нельзя обгонять если автомобиль впереди дает сигнал поворота налево. Точно так же, нельзя начинать обгон, если едущее позади транспортное средство подает сигнал левого поворота. Водитель обязан пропустить обгоняющий автомобиль, подождать пока он завершит обгон и только после этого обгонять самому.

Недопустимы случаи, когда автомобиль совершает обгон, а его слева обгоняет ещё один автомобиль.

При двойном обгоне получается, что на встречной полосе одновременно и параллельно друг другу едут сразу две машины. При наличии встречного транспорта уходить от лобового столкновения просто некуда.

Обгон на пешеходном переходе

Правила предписывают на подъезде к пешеходному переходу снижать скорость, вплоть до полной остановки. Независимо от того, есть на нем пешеходы или нет. Обгон, равно как и опережение с любой стороны на пешеходном переходе недопустимы.

Штрафные санкции

По ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на полосу встречного движения там, где запрещено санкций всего две – штраф в размере 5000 руб. и лишение прав сроком до полугода. При повторном нарушении правил обгона в рамках одного года – лишают водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.

Штраф возможен только если нарушение зафиксировала фотокамера. В таком случае уведомление придет водителю по почте. Если же за совершением обгона против правил водителя остановил инспектор ГИБДД, кроме лишения прав иной ответственности не предусмотрено. Но забрать права прямо на месте у водителя не могут. Меру пресечения устанавливает суд.

Если обгон был завершен правильно, но водитель не включал сигналы поворота в течение маневра, штраф в размере 500 руб. назначают по ст. 12.14. КоАП РФ.

Реальные примеры с комментариями

Несколько примеров из реальной практики, которые показывают, как обгоняют водители и к чему это приводит:

  1. Автомобиль едет за тентованной фурой по двухполосной загородной дороге с прерывистой разметкой. Водитель начинает обгон, но в середине маневра прерывистая становится сплошной. Автомобиль все таки обгоняет грузовик и становится на свою полосу. Чуть дальше его останавливает инспектор ДПС, оформляет протокол. Решением суда нарушителя лишают удостоверения на 4 месяца по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ. В такой ситуации не принимают объяснение: «Я не видел знака из-за тента». Водителю нужно было отказаться от обгона, снизить скорость и вернуться в свой ряд.
  2. Водитель видел впереди мост, начиная обгон. Но оценил расстояние, как достаточное, чтобы завершить маневр до начала ограничения. Однако, обгоняемый автомобиль набрал скорость, и водителю пришлось закончить обгон уже на мосту. Да, правилами запрещено препятствовать обгону увеличением скорости. Но доказать на суде невиновность не получится. Нарушение правил зафиксировала видеокамера и водителя, совершившего обгон, оштрафовали на 5000 руб.
  3. Водитель первого автомобиля подал сигнал левого поворота и пошел на обгон. За ним второй автомобиль показал левый поворот и выехал следом. Первый автомобиль завершил маневр, второй не успел, а по дороге едет встречная машина. Вернуться обратно на свою полосу невозможно, т.к. там уже есть третий автомобиль. Второй автомобиль вплотную прижимается к обгоняемому автомобилю. Тот, в свою очередь, уходит от бокового столкновения на обочину и останавливается. Своими действиями водитель второго автомобиля создает аварийную ситуацию, помеху движению и нарушает правила выезда на встречную полосу. Наказание — лишение права управления автомобилем на полгода.
  4. При плотном потоке транспорта, водитель пошел на обгон, не верно рассчитав расстояние до встречной машины. Обгоняемый автомобиль резко затормозил, собрав позади ДТП паровозом, а встречный, избегая столкновения, вылетел в кювет. Водитель встречной машины разбился насмерть. Водителя обгонявшей машины суд признал виновным в ДТП с тяжелыми последствиями и по ст. 264 УК РФ приговорил к 2 годам тюремного заключения с лишением прав на 3 года.

В результате каждого из перечисленных случаев могло произойти ДТП. А с учетом того, что обгон – это высокая скорость, 90% аварий заканчиваются фатально.

Подведем итоги

Чтобы обгон не нарушал правил и был безопасным, необходимо внимательно следить за разметкой и знаками на конкретном участке. Объективно оценивать дорожную ситуацию, расстояния и динамические способности своего автомобиля.

С особой осторожностью нужно обгонять транспортную колонну.

Для выполнения опасного маневра среди водителей уже давно существует золотое негласное правило: «Не уверен – не обгоняй!»

Мнение эксперта Иван Чайкин, автор статьи:

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Задать вопрос эксперту Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.> Штрафы за нарушение знака «Обгон запрещен»

Статьи Сохранить у себя:

Какие штрафы предусмотрены за знак «Обгон запрещен»?

Какой штраф предусмотрен за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2019 году? В каких случаях обгон запрещен? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Обгон на трассе в зоне действия знака «Обгон запрещен» (3.20) в России в 2019 году влечет штраф ГИБДД в 5000 рублей либо лишение прав на полгода. Со знаком связано множество пограничных, неоднозначных ситуаций. Знак «Обгон запрещен» вместе с дорожной разметкой часто является ловушкой для автомобилиста.

Разделы:

  • ⚓ Что такое обгон
  • ⚓ В каких случаях обгон запрещен?
  • ⚓ В каких случаях обгон запрещен без знака?
  • ⚓ В чем опасность обгона?
  • ⚓ Штраф или лишение прав за обгон под знак через сплошную?
  • ⚓ Где начинается действие знака 3.20 «Обгон запрещен»?
  • ⚓ Кого можно обгонять в зоне действия знака «Обгон запрещен»??
  • ⚓ За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав??

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое обгон 2019

Обгон — это опережение одного автомобиля другим с выездом на встречную полосу движения и возвращением в исходную полосу. Родственными понятиями обгону являются опережение (тоже самое, что обгон только без выезда на встречную полосу) и объезд – то же самое, что обгон только в отношении неподвижного объекта. Три этих понятия очень расплывчато представлены в ПДД, что вызывает путаницу в случае разбора спорных ситуаций.

В каких случаях обгон запрещен 2019?

В подавляющем большинстве случаев, говоря о знаке «Обгон запрещен» (3.20) и о штрафах ГИБДД за обгон, речь идет об обгонах на загородных автодорогах (трассах).

  • Именно здесь игнорирование запрещающего знака приводит к смертельным ДТП;
  • Именно здесь за необдуманный обгон проще всего лишиться водительского удостоверения;
  • Именно здесь чаще всего устраиваются дорожные ловушки «на обгон».

Обгон запрещен при въезде в зону действия знака «Обгон запрещен» (3.20) и до окончания действия этого знака.

Окончание действия знака «Обгон запрещен» (3:20) наступает в нескольких случаях:

  • После преодоления расстояния, указанного на табличке под запрещающим знаком (пример 100 м)
  • После достижения автомобилистом знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»
  • После достижения автомобилистом знака 3.31 «Отмена всех ограничений»
  • После достижения автомобилистом населенного пункта
  • После достижения автомобилистом перекрестка.

За городом знак, запрещающий перестроения через встречную полосу, обычно устанавливается в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Знак «Обгон запрещен», как правило, устанавливается перед сложным участком автодороги и дополняется сплошной линией разметки.

В каких случаях обгон запрещен без знака 2019?

Обгонять других участников дорожного движения запрещается в местах, которые сами по себе представляют опасность для автомобилиста.

На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной

Правило часто игнорируют владельцы мощных автомобилей, использующих перекресток как место обгона тихоходных транспортных средств.

На пешеходных переходах

Правило напрямую защищает пешеходов, которых часто не видно из-за других транспортных средств.

На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними

Правила проездов железнодорожных переездов ужесточаются год от года. Это с высоким травматизмом на Ж/Д-переездах.

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях

Сложные инженерные сооружения, как правило, не могут обеспечить высокий уровень безопасности передвижения. Падения с мостов и эстакад, а также пожары в тоннелях вынудили законодателей ограничить права автомобилистов, проезжающих по таким объектам.

Обгонять также нельзя если:

  • Автомобиль, находящейся сзади, начал обгон
  • Автомобиль спереди не завершил обгон
  • Автомобиль спереди включил сигнал поворота
  • Не убедились в безопасности обгона
  • Обгон «паровозиком» из нескольких машин
  • «Двойной обгон» – обгон обгоняющего автомобиля.

В чем опасность обгона?

Даже разрешенный обгон – один из самых сложных элементов вождения автомобиля. Водитель транспортного средства, задумавший такой маневр, должен мгновенно соотнести десятки факторов, учесть скорости и возможное ускорение нескольких автомобилей, принять во внимание погодные и климатические условия, проанализировать возможные действия других участников дорожного движения, заложить расчет на задержки в работе АКПП, два раза включить сигнал поворота и многое другое.

Именно неудачный обгон на трассе лежит в основе большинства смертельных ДТП в России. Совокупная скорость встречных участников таких аварий сводит на нет применение автопроизводителями наиболее продвинутых систем безопасности.

Штраф или лишение прав за обгон под знак через сплошную 2019?

Запрет на обгон имеет несколько исключений, но на незнакомых участках автодорог, за пределами домашних регионов, редакция shtrafy-gibdd.ru настоятельно рекомендует полностью отказаться от рискованных действий. В подавляющем большинстве случаев знак «Обгон запрещен» дополняется сплошной линей разметки (1.1) либо двойной сплошной (1.3), в зависимости от количества дорожных полос.

Штраф за обгон под знак в 99% случаев сотрудниками дорожной полиции квалифицируется по Статье 12.15.4 КоАП РФ – «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». За такой проступок предусмотрен штраф в 5000 рублей или лишение прав на 6 месяцев.

(если нет разметки, но есть знак «Обгон запрещен» штраф 500 р.( по Статье 12.16. КоАП ), но за знак без разметки ловят редко)

Где начинается действие знака 3.20 «Обгон запрещен»?

Действие знака «Обгон запрещен» начинается непосредственно в месте его стационарной установки или в месте расположения его временного оранжевого варианта.

Кого можно обгонять в зоне действия знака «Обгон запрещен»?

В зоне действия знака «Обгон запрещен», согласно определению знака в ПДД, «теоретически» можно обгонять через сплошные линии:

  • Тихоходные транспортные средства.
  • Гужевые повозки
  • Мопеды
  • Мотоциклы без коляски

Впрочем, дьявол как обычно скрыт в деталях. На языке закона бывает сложно доказать, что обгоняемый трактор был на самом деле тем самым «тихоходом». Опять же, согласно закону, подтвержденный тихоход (трактор, грейдер, сеялка, комбайн) должен быть оборудован красным или желтым треугольником на задней плоскости. Этот треугольник подтверждает, что конструктивно ограниченная скорость впередиидущего транспортного средства не может превысить 30 км/ч.

По мопедам, гужевым повозкам и мотоциклам ситуация схожая. Рекомендация shtrafy-gibdd.ru – в подобной ситуации дождаться прекращения действия знака «Обгон запрещен», вынудить тихоход съехать на обочину при помощи сигналов, или в крайнем случае дождаться обгона тихохода другими участниками дорожного движения (на сленге такое действие называется «выпустить спонсора». Сотрудники ГИБДД, как правило, за раз останавливают 1-2 нарушителей, остальным же удастся избежать ответственности в спорной ситуации).

За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?

Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.

В приведенных ниже случаях за обгон под знак «Обгон запрещен» автомобилиста не лишают прав, а лишь штрафуют на 1500 р:

Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».

Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.

Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.

Важно знать!

Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.

Закон

В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.

2. Обгон по обочине

Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.

«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.

Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.

Важно знать!

Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.

3. Разварот вместо обгона

Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).

Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой. Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе.

Вывод

Обгон под запрещающий знак опасен и наказанием со стороны ГИБДД и риском серьезных ДТП. Обгон в каких бы условиях он не происходил, должен осуществляться предельно сконцентрированным водителем, учитывающим массу дорожных факторов. Наказанием за неправильный обгон может стать лишение прав.

До изменений, принятых в ПДД в 2010 году, для водителей не существовало такое понятие, как опережение. Однако, на данный момент существует серьезная разница между такими маневрами, как обгон и опережение. Незнание данного разграничения понятий может губительно сказаться как на самом водителе и его ТС, так и на прочих участниках движения. Поэтому стоит подробнее остановиться на рассмотрении данного вопроса.

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.

Обгон ТС

Опережение, по новым правилам — это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.

Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Перестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Обгон — самый опасный манёвр и самые страшные аварии случаются именно при обгонах. Обгону посвящён целый раздел в правилах дорожного движения.

Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обгоном не считается движение по соседним полосам с разной скоростью.

Первое

Убедитесь, что полоса, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром мы не создадите помех встречным (если обгон связан с выездом на встречную полосу) и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

Второе

Убедитесь в том, что следующий за вами по той же полосе автомобиль не начал обгон, а тот, что впереди, не подал сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево.

Третье

Вы должны быть уверены в том, что по завершении обгона сможете, не создавая помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Если всё в порядке — вот тогда включайте левый поворотник, выруливайте на соседнюю полосу и, добавив газу, обгоняйте тихоню. И лишь опередив его на 1 — 1,5 корпуса, включайте правый поворотник и возвращайтесь на свою полосу.

Обгон запрещён

О том, где нельзя обгонять:

  • На регулируемых перекрёстках с выездом на полосу встречного движения

Так обгонять можно

А так нельзя!

  • На нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.
  • На второстепенной — нельзя

Исключение составляет обгон на перекрёстках с круговым движением, обгон двухколёсных транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров) без бокового прицепа и разрешенный обгона справа.

Единственный разрешенный случай обгона справа

  • На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; если пешеходов нет — обгонять можно.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; расстояние можно определить по знакам — они устанавливаются примерно за 100 метров до переезда.
  • Транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).
  • В конце подъёма и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

Несколько советов

  • Не воспринимайте обгон как оскорбление. Пусть Вас обгоняет старый тарахтящий автомобиль, ну и дайте ему это сделать. А потом догоните и сами обгоните, если так хочется, показав ему корму своей чудесной машины.
  • Верхом водительской глупости считается повышение скорости в тот момент, когда Вас обгоняют; нормой водительской вежливости — небольшое её снижение (чуть отпустить педаль газа).
  • Если едите компанией в нескольких машинах, никогда не кидайтесь на обгон вслед за товарищем, едущим впереди Вас не убедившись в безопасности этого маневра.
  • При обгоне большегрузного автомобиля — моргните ему фарами, сообщив о своём намерении.
  • Начиная обгон, переключитесь на пониженную передачу. Например — едете на 4-й передаче — переключайтесь на третью. Этим вы создадите некоторый запас мощности.

Чтобы технично и безопасно выполнить обгон, нужно учесть большой комплекс различных факторов. Здесь, даже водители со стажем допускают ошибки. Согласно правилам дорожного движения «обгон — это опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом из занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее».

Правилами предусмотрены и условия, при которых обгон запрещен, например, на железнодорожном переезде, на участках дорог с ограниченной видимостью и др. Но на практике все намного сложнее.

Выполняя этот маневр нужно в первую очередь учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности участка дороги, скорость встречной и обгоняемой машины, динамику ускорения своего автомобиля.

При обгоне дистанция до впереди идущего автомобиля должна позволить набрать скорость, достаточную для быстрого опережения. В случае же, когда обгоняют вас, это расстояние должно позволить обгоняющему автомобилю, безопасно занять место впереди вас. Эти рекомендации являются не только правилами хорошего тона: в первую очередь это показатель высокого профессионального уровня водителя.

Очень важно при обгоне правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить маневр. Помните, что согласно ПДД, нельзя обгонять на подъемах, поворотах, мостах и съездах с них, перекрестках равнозначных дорог, железнодорожных переездах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью т.п.

При опережении нужно правильно учесть скорость обгоняемого автомобиля, для того чтобы находиться на полосе встречного движения минимальное время. В оценке скорости встречного автомобиля шоферы также часто ошибаются. Отчасти в этом виноваты и водители встречного транспорта, которые, к примеру, могут существенно превышать разрешенный ПДД лимит скорости, сбивая с толку водителей, совершающих обгон.

Не менее важны и динамические возможности вашего автомобиля, которые обязательно нужно знать. Обычно приемистость оценивают по времени разгона от 0 до 100 км/ч и этот параметр входит в технические характеристики транспортного средства.

При приближении к обгоняемому автомобилю нужно несколько сместиться влево и вправо по полосе, чтобы проконтролировать дорогу перед ним. Например, незамеченное вами препятствие, которое может возникнуть перед обгоняемым автомобилем вынудит его принять влево или тормозить. Такие действия приведут к тому, что Вам в свою очередь придется также смещаться вправо или прекращать обгон.

Прежде чем начать опережение убедитесь, что его выполнение не создаст опасности для вас и других участков дорожного движения. Оцените дистанцию до обгоняемого автомобиля — позволит ли она набрать вам большую скорость, нежели у него, а также — расстояние перед обгоняемым автомобилем и тем, который движется перед ним — позволит ли оно вам нормально завершить маневр.

Перед его началом обязательно посмотрите в зеркало заднего вида — не опережает ли вас автомобиль, движущийся сзади. Заранее включите левый указатель поворота. Этим вы предупредите водителей, движущихся сзади, о том, что вы собираетесь начать опережение и заставит их повременить с подобным маневром. В ночное время суток водителя обгоняемого автомобиля можно сигнализировать о ваших намерениях включением дальнего света фар. Этим способом можно предупредить впереди идущую машину в сложных дорожных условиях (узкая дорога, туман и др.).

Учтите, если водитель автомобиля, движущегося впереди, притормаживает или включил левый указатель поворота, от обгона следует отказаться, так как вполне возможно, что он также собирается начать опережение или повернуть налево.

Еще раз обратите внимание, что для более эффективного опережения нужно использовать динамику «наката». Приблизившись к обгоняемой машине на 20-30 метров можно выезжать на встречную полосу движения. Основная ошибка многих водителей, когда они для опережения начинают перестраиваться на встречную полосу движения, когда дистанция до обгоняемого автомобиля до 5-10 метров.

При этом может оказаться, что на встречу движется незамеченная вовремя машина и вам будет необходимо срочно прекращать маневр. Помните, что разница в скоростях вашего и обгоняемого автомобиля является фактической скоростью, которую вам нужно «погасить», возвращаясь в свою полосу. Очень трудно остановиться, если, к примеру, обгоняемый — тихоходный транспорт, особенно, если он собрал за собой хвост из нескольких медленно едущих машин и вам нужно «нырнуть» между ними.

Помните, что обгон нужно провести как можно быстрее, не задерживаясь долго в «мертвой» зоне обгоняемого автомобиля. Если при опережении обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось, можно прибегнуть к экстренному разгону.

В этом случае рекомендуется быстро переключиться на пониженную передачу и полностью нажать педаль «газа» — таким образом, машина получит более интенсивное ускорение. Однако если же в процессе выполнения маневра у вас возникли сомнения по поводу успешного его завершения, немедленно возвращайтесь обратно в свою полосу движения.

Перед завершением опережения включите правый указатель поворота, предупредив водителя обгоняемого автомобиля о перестроении. Завершать обгон следует начинать не раньше того, как в зеркале заднего вида вы сможете увидеть фары обгоняемого автомобиля.

Если вы оказались в роли обгоняемого автомобиля, нужно вести себя так, чтобы облегчить выполнение опережения автомобилю, движущемуся за вами. Не стоит увеличивать свою скорость, в то время, когда вас обгоняют. Если водитель встречного автомобиля не успевает завершить обгон, то самым правильным решением будет принят вправо или притормозить для того, что он имел запас по ширине и дистанции для окончания маневра.

Существенно затрудняет опережение на трассе медленно движущиеся автомобили. Особенно в тех случаях, когда встречное движение на столько интенсивно, что затрудняет их обгон. В этом случае воспитанный водитель «тихохода» сместится правее или даже выедет на обочину, чтобы его смоги обогнать.

Если опережение производится из колонны, то очередность определяется близостью к обгоняемому автомобилю. Но, если ваша динамика значительно уступает другим участникам, то рекомендуется дать возможность более быстроходным попутчикам, совершить опережение первыми.

Когда обгон предпринимают несколько автомобилей одновременно, то приоритет имеет тот, кто начал обгон первым. И обгонять можно только после того, как первый автомобиль, который совершал этот маневр, вернулся в свою полосу. Совершать опережение сразу за ним небезопасно, так как впереди может оказаться встречный автомобиль. И если впереди идущая машина успеет перестроиться в свой ряд, у вас для этого может не хватить, не только времени, но и места.

Не стоит прибегать и к так называемому «двойному обгону» — опережению автомобиля, в то время, когда он уже начал обгон впереди идущей машины. Учтите, такие действия небезопасны для всех участников маневра.

Если Ваш опыт не позволяет с полной уверенностью рассчитать параметры при обгоне, можно использовать помощь того же обгоняемого, но для этого следует убедиться в том, что он вас видит и понимает ваши намерения, например, выехать несколько левее и ехать включенным левым поворотом.

Чаще всего подавляющее большинство водителей позволят совершить безопасный маневр, приняв вправо и уменьшив скорость. Если едущий навстречу водитель резко увеличил скорость, ни в коем случае не ищите спасения на встречной обочине. Ширина дороги позволит разъехаться, если учесть размер обочины и содействие хотя бы одного из непосредственных участников «инцидента».

Глава 12. Обгон, встречный разъезд

  • 92. До начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и (или) снизить скорость движения.
  • 93. Водителю запрещается выполнять обгон:
  • 93.1. если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота;
  • 93.2. если следующие за ним водители начали обгон.
  • 94. Объезд транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
  • 95. Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.
  • 96. Обгон запрещается:
  • 96.1. в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги;
  • 96.2. на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках;
  • 96.3. на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны;
  • 96.4. транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия;
  • 96.5. при недостаточной видимости дороги;
  • 96.6. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • 96.7. на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • 97. Вне населенных пунктов водитель тихоходного, тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, конструкция которого, перевозимый груз или техническое состояние затрудняют его обгон, должен занять положение на дороге как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
  • 98. Если встречный разъезд транспортных средств затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие для дорожного движения, обязан уступить дорогу.
  • 99. На уклонах, обозначенных дорожными знаками «Крутой спуск», «Крутой подъем», при наличии препятствия для дорожного движения уступить дорогу обязан водитель транспортного средства, движущегося на спуск.