Пирелли формула 1

Всё, что нужно знать про шины Формулы-1

Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1″ состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18» сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.

Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia

Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.

Шины различной ширины

Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.

Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.

Появление сликов

Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.

Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia

Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.

Радиальные шины

В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.

Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia

Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.

Термочехлы

Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.

Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов

С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».

Производители шин и их соперничество

Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.

Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов

Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.

Разные компаунды и рисунки

В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).

Изображение: Pirelli

То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.

Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli

Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C

Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.

Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов

Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.

Masha-Blade ›
Блог ›
Формула 1: все о шинах Pirelli

Исход каждого Гран-при Формулы 1 сейчас во многом зависит от шин, на которых едут гонщики. Правильная шинная тактика, умение беречь резину, работа механиков на пит-стопах – все это при правильном соотношении может привести претендента на победу к желанному подиуму. А может и не привести. Любая проплешина на шине, недостаточно высокая температура резины, и, как следствие, отсутствие сцепления с полотном плюс десяток других факторов готовы повлиять на ход гонки и привести к проигрышу сопернику, который сумел справиться со своими покрышками лучше.

Во время прошедшего Гран-при России именно опасения за износ резины на машине Льюиса Хэмилтона стали, по словам руководителя команды Mercedes Тото Вольффа, поводом для применения командной тактики.

Именно поэтому при анализе результатов каждого этапа столько времени уделяется использованию резины, шинной тактике и проведению питстопов. А шинный поставщик Формулы 1 итальянская компания Pirelli каждый год представляет новые составы шин.

В этом году их набралось уже девять: включая дождевую резину и промежуточную, и у каждого есть своя цветовая маркировка. Со следующего года, предполагается для удобства все комплекты на каждом Гран-при называть Hard, Medium и Soft, хотя составы шин будут по-прежнему разными. Скорее всего, это не упростит, а усложнит понимание происходящего для сторонних наблюдателей, но эксперимент, скорее всего, состоится.
Перед каждой гонкой Pirelli изучают всю совокупность факторов предстоящего Гран-при и выбирают для команд три определенных состава (помимо дождевых и промежуточных), которые привозят на этап. Так же они составляют свои рекомендации по шинной тактике, которых команды могут придерживать, а могут поступать и по своему разумению.

О том, как это происходит, мы поговорили с Энтони Пикоком, представителем компании Pirelli во время прошедшего Гран-при России Формулы 1 в Сочи.

Энтони Пикок: Мы стараемся выбирать составы, которые не подходят ни одной команде!

— Каковы принципы подбора составов для каждого Гран-при? Чем вы руководствуетесь, предлагая командам определенный набор составов?
— Таких принципов несколько:
1. Характеристики трассы – быстрая или извилистая (много поворотов), сколько поворотов;
2. Характеристики покрытия: гладкое или абразивное. Все трассы очень различаются. Например, если в Малайзии провести ладонью по асфальту на трассе, можно ободрать кожу;
3. Погодные условия – тепло или холодно. Если жарко, то асфальт съедает больше резины, если холодно, то мягкие составы предпочтительнее;
4. Средняя скорость на трассе;
5. Ну и плюс мы собираем данные по предыдущим гонкам на этой трассе и используем их для нашего анализа.

Полный размер

Рекомендации Pirelli по шинной тактике в Сингапуре

— В Сингапуре вы использовали те же составы, что и в Сочи. Что общего между Сочи и Сингапуром?
— Вообще ничего! Мы выбрали одинаковые составы, но выбрали их по совершенно разным причинам. Что касается Сингапура, то там основными причинами выбора было то, что, во-первых, этот трек — второй самый медленный после Монако. На Марина-бей 23 поворота, но они все очень медленные и расходуют немного резины, поэтому мы выбрали наиболее мягкие составы. Здесь, в Сочи, совсем другая причина – асфальт очень гладкий, и поэтому шины также деградируют медленно.

Полный размер

Кто из пилотов проехал самые длинные отрезки на разных составах шин

— Кто осуществляет выбор составов — человек или компьютер?
— Преимущественно человек, т.к. очень много данных, которые касаются прошлых лет, и их проще проанализировать персонально. Обычно это делает Марио Изола – причем в сотрудничестве со всеми командами, которые охотно делятся информацией. За основу берется та информация и те пожелания, которые генерируют команды среднего звена (не самые быстрые и не самые медленные). Их сейчас большинство, и они в этом году очень близки между собой по скорости и результату. Поэтому шины, которые подходят этим командам, окажутся экстремальными для отстающих, и чересчур консервативными для лидеров. Что хорошо.
И я скажу еще одну вещь, возможно, вы сочтете ее ужасной, но мы стараемся выбирать составы, которые не подходят ни одной команде!

— Насколько отличаются сегодняшние составы от тех, что были, скажем, десять или двадцать лет назад?
— Насчет 20 лет не скажу, я тогда еще не работал в Pirelli, а вот по сравнению с самыми жесткими комплектами 2011 года нынешние самые мягкие в несколько раз жестче. Это связано со скоростями, растущей прижимной силой и прочими факторами износа резины.

— Перед каждой гонкой вы даете свои рекомендации по шинной тактике. Как она рассчитывается?
— Вот этот процесс мы как раз поручаем компьютеру, и затем уже его может скорректировать наш специалист. Мы загружаем в компьютер все данные – количество кругов, протяженность трассы, абразивность асфальта и имеющиеся составы, и компьютер выдает нам два оптимальных варианта, которые мы предлагаем к использованию. Эти варианты уже содержат информацию по количеству кругов на каждом комплекте и вариативность их смены.

Например, в Сочи мы считаем оптимальным старт на ультрасофте и затем переход на софт на 8-16 кругах, но большинство команд показали свои лучшие времена во 2 сегменте квалификации на гиперсофте, поэтому будут вынуждены использовать другую тактику. Второй оптимальный вариант – это старт на софте и затем ближе к концу гонки, когда машины уже станут легкими, примерно на 36-44 кругах, переход на гиперсофт. Мы считаем, что самым эффективным будет вариант с 1 питстопом – но это для топовых и средних команд. А вот у отстающих возможно удачным окажется и вариант с двумя питстопами. Многое еще зависит и от самой гонки, количества желтых флагов или режимов машины безопасности.

Полный размер

Как команды использовали шины во время гонки

Интересно, что разница во времени между гиперсофтом и ультрасофтом примерно 0,8 секунды, и такая же примерно разница между ультрасофтом и софтом, если пропустить суперсофт. Кстати, шаг в 0,8 секунды есть только между двумя самыми мягкими составами, дальше она сокращается, поэтому пропуск одного из составов становится хорошим поводом для команд задуматься над стратегией и повысить зрелищность гонки.

Полный размер

Герман Тильке

Ситуацию с низкой абразивностью асфальта на Сочи Автодроме мы попросили прокомментировать архитектора и создателя трассы в Сочи Германа Тильке. Было прежде всего интересно, по какой причине был выбран именно такой состав для асфальта, который сделал полотно столь гладким и скользким. Тильке ответил, что основной поставленной перед ним задачей было использовать местные строительные материалы, в том числе песок и щебень, что помогло снизить стоимость строительства, так что это просто стечение обстоятельств. Ну а на вопрос, нужно ли и можно ли сделать что-то с трассой для увеличения зрелищности гонок, конструктор ответил, что так не считает, но дождь мог бы помочь.

Ну а мы предлагаем коротко вспомнить, сколько же всего было поставщиков шин за всю историю Формулы 1, и как развивалась «шинная история» в Больших призах.

История шин в Формуле-1

• Hankook — ?

Полный размер

Ferrari 275 на Гран-при Формулы 1 1950-го года

Как видно из этого списка, на протяжении многих лет у команд Формулы 1 были разные поставщики шин, более того, не запрещалось менять производителя и в течение сезона. Причина заключалась в том, что значение роли шин в гонках вначале сильно недооценивалось.

В первых послевоенных Гран-при использовалась узкая шина, которая не давала фактически никакого сцепления. И только к 60-м годам стало понятно, что ширина шин позволяет увеличить пятно контакта, а оно – улучшить сцепление и увеличить скорость.

Полный размер

Дэн Герни на Гран-при Формулы 1 1966 года

1966 год – возвращение 3-х литровых двигателей. Продолжается увеличение ширины покрышек.

Полный размер

Слики Goodyear на гран-при Формулы 1 1971 года

1971 год – Goodyear привозит на Гран-при Испании первый слик. Интересно, что и до этого слики использовались в автоспорте, а именно, в дрэгрейсинге, однако никто не догадывался привезти их на кольцевые гонки. Появление сликов изменило всю историю Формулы -1.

Полный размер

Tyrrell-P34 1976

1976 год – появление 6-колесной машины Формулы 1 от Tyrell – Tyrell P34.
Четыре десятидюймовые передние шины вместо двух 13-дюймовых обеспечивали лучшее сцепление, к тому же меньший размер передних шин положительно влиял на аэродинамику и прижимную силу. К четвертой гонке, в которой они участвовали (Гран-при Швеции), обе машины Tyrell завоевали победный дубль, но дальше их результаты пошли на спад, и основной причиной называют нежелание Goodyear отдельно производить маленькие покрышки. Вообще же в дальнейшем идею 6-колесных формул продолжали разрабатывать March, Ferrari и Williams, но в 1983 все закончилось с запретом FIA.

Полный размерРадиальные шины Michelin, впервые использованные командой Renault в 1977 году

1977 год – пожалуй, один из самых революционных с точки зрения шин для Формулы 1. Michelin предложили свой вариант гоночной резины: радиальную. Но фоне использовавшихся до тех пор диагональных покрышек радиальные оказались намного более прочными и устойчивыми. Уже через полгода Ferrari Карлоса Ройтманна одержала первую победу на новой резине.
Радиальные шины оказались настолько хороши, что в 1979 году принесли первый титул, а к 1981 все команды перешли на них. Но затем радиальные покрышки стали производить и другие шинные компании, и монополия закончилась.

Полный размерШинные грелки тогда и сейчас

1986 год – еще одно основополагающее новшество: в Формуле 1 появились грелки для шин. До этого момента шины заворачивали в специальные одеяла, чтобы сохранить их температуру, но в холодное время года это мало помогало. Майк Друри предложил свое изобретение команде Williams, и те нехотя согласились. Но когда выступавший за них Найджел Мэнселл совершил на Гран-при Испании 1986 года невероятный прорыв, желающими получить такие чудо-грелки стали все команды.

1991 год. Goodyear становятся монополистами после того, как из Формулы 1 уходит последний конкурент – Pirelli.

Полный размерШины с канавками

1998 год – FIA запретили использование в Формуле 1 сликов. Теперь все машины использовали шины с канавками – и так на протяжении 11 лет.

2005 год – Запрет на смену шин. Причина – шинная война между Bridgestone и Michelin. Огромные суммы тратились на изобретение и тестирование новых смесей и составов, так что FIA решила спор просто: запретив замену шин во время гонок. Но это плохо отразилось на всех, включая зрителей, так что в 2006 смена резины была вновь разрешена.

2008 год – введение моношины. По логике FIA отсутствие конкуренции позволит монопроизводителю делать те шины, которые нужны организаторам, а именно, которые позволят не ехать слишком быстро и уравняет шансы команд. Michelin воспринял это как сигнал и покинули Формулу 1, оставив все шинные проблемы компании Bridgestone, а в 2011 тендер выиграли Pirelli.

2009 год – возвращение сликов. Для увеличения числа обгонов машинам упростили аэродинамику, так что для увеличения грипа было решено вернуть слики. Хотя говорят, что и эстетическая ностальгия по красивым колесам также сыграла свою роль.

2011 – закат эры бесплатных покрышек для команд Формулы 1. С этого момента Pirelli поставляет комплекты шин за деньги (комплект стоит порядка 2000 долларов), но и эта стоимость не покрывает всех расходов шинников.

Что день грядущий нам готовит

Полный размерНаградные шины от Pirelli за поул-позиции в различных гонках

Гран-при России в Сочи принес монопоставщику шин для Формулы 1 компании Pirelli 200-ю поул-позицию на их комплекте. Однако, вполне вероятно, что уже в 2020 году поставщик может либо смениться в принципе, либо, если организаторы решат ликвидировать шинную монополию, то их станет больше. Возможность для команд выбора шин между разными поставщиками безусловно приведет к повышению зрелищности гонок.
Сейчас заявку на участие в тендере по поставке шин командам Формулы-1 подала Южнокорейская компания Hankook, и их заявка полностью соответствует всем техническим требованиям. Hankook уже участвовали в тендере в 2010 году, но тогда выиграла компания Pirelli. Контракт Pirelli истекает в 2019 году, и Liberty Media пока не спешат сообщить о его продлении. К тому же сейчас идут разговоры о том, чтобы изменить размер колес с 13 дюймов до 18 дюймов.

Шины Hankook для чемпионата DTM 2018

Французы Michelin, которые также намеревались побороться за право быть поставщиком, наоборот, отозвали свою заявку, объяснив это тем, что введение 18-дюймовых колес произойдет по планам только в 2021 году, и разрабатывать на один год 13-дюймовую резину им невыгодно.

Организаторы Формулы 1 планируют в ближайшее время начать тесты новой резины от Hankook, так что возможно в ближайшем будущем произойдут интересные изменения.

Причина разногласий между Pirelli и представителями Формулы 1

Проблемы с шинами Pirelli в Формуле 1

Итальянский гигант занимает пятую строчку по объемам выручки среди всех производителей автомобильных шин. Pirelli давно зарекомендовала себя с лучшей стороны среди конкурентов в сфере автоспорта. Производитель с 2008 года является монополистом в чемпионате мира по ралли и единственным официальным поставщиком шин в Формуле 1 с 2011 года и по сей день. Но в сезоне 2019 года у компании возник серьезный конфликт с представителями команд Ф1.

Шины Pirelli для Формулы 1

В 2011 году поставщик шин из Италии пришел на смену японскому конкуренту Bridgestone. Нынешнее соглашение Pirelli с Большими Призами рассчитано как минимум до 2023 года. В борьбе за четырехлетний тендер в 2019 году основным конкурентом являлся Hankook, но по итогам совещания комиссии очередной тендер остался за Pirelli. Возможно, выбор был обусловлен накопленным опытом работы с шинами для Ф1 за последние годы.

PirelliФото: Pirelli

Качество покрышек является одним из важнейших показателей для каждой команды. Каждый участник гонок вынужден строго придерживаться ранее разработанной тактики. Стоит отметить, что универсальную тактику для всех участников очередного заезда изначально представляет производитель покрышек. Уже потом в командах принимают индивидуальное решение касаемо используемой тактики: некоторые строго следуют плану производителя, тогда как другие вносят правки или вовсе составляют собственный план. Работе с резиной уделяется огромное количество времени, ведь малейшая ошибка при прогреве, неучтенное количество поворотов или тип покрытия в лучшем случае может привести к проигрышу.

Обновление шин от Pirelli

Каждый год компания вынуждена предоставлять улучшенные модели покрышек. Связано это с тем, что болиды постоянно совершенствуются, из-за этого изменяется скорость, прижимная сила и еще ряд факторов, оказывающих влияние на износ шин. С сезона 2021 года в Формуле 1 будет осуществлен массовый переход с 13-дюймовых дисков на 18 дюймов.

Для Pirelli данный факт также сыграл свою роль при подписании последнего контракта, рассчитанного до 2023 года. Дело в том, что ряд конкурентов отозвали свои заявки после обнародования новости о планируемом переходе на другой размер колес. Подписывать контракт, по которому в 2020 году необходимо разработать и представить резину под 13-дюймовые диски, а на следующий год фактически с нуля налаживать производство 18-дюймовых крайне невыгодно. У Pirelli есть действующее производство покрышек, соответствующее всем требованиям королевских гонок, это дает определенное преимущество компании в ходе предстоящего обновления.

PirelliФото: Pirelli

Шины для Формулы 1 сезона-2019

В нынешнем сезоне покрышки, разработанные с применением новой технологии, вызвали волну недовольства со стороны команд-участников королевских гонок. Связано это с тем, что Pirelli добились ускоренного охлаждения резины и уменьшения скорости износа. С технической стороны одни плюсы, только на практике все оказалось немного иначе.

Пилоты и команды столкнулись с новой проблемой: у многих не получалось поддерживать покрышки в оптимальном температурном диапазоне. Недовольство было столь серьезным, что в середине сезона представители команд выдвинули требование вернуть модель шин 2018 года. В результате голосования требование было отклонено, но обстановка взаимодействия Pirelli и Ф1 явно ухудшилась.

Pirelli: проблемы с тестами новых моделей шин

В сентябре, 12 и 13 числа, состоялись первые тесты обновленной модели покрышек, созданной для предстоящего сезона 2020 года. Эстебан Окон за рулем болида Mercedes провел несколько заездов на автодроме в Ле-Кастелле.

В Pirelli считают, что тестам шин в командах уделяется слишком мало времени и внимания. Это недопустимо, если они хотят получить резину, соответствующую всем их требованиям. Во избежание повторения ситуации с моделью 2019 года нужно, чтобы каждая команда провела больше тестов новой резины.

PirelliФото: Pirelli

Со стороны руководства команд предложение Pirelli восприняли с определённой долей скептицизма. Фредерик Вассер, руководитель Alfa Romeo, заявил:
«Мы должны им помочь. Но в то же время надо убедиться, что наша помощь не идет на пользу одной из команд. Если надо протестировать шины, то речь идет об октябре. Однако большинство команд чисто логистически не смогут принять в этом участие. Мы уж точно не сможем».

Обосновано это тем, что увеличение тестовых заездов для новых моделей шин отрицательно скажется на подготовке некоторых команд к новому сезону. В частности, речь идет о тестировании различных нововведений на болидах. Если тратить свободное время на шины, у конструкторов не будет возможности опробовать новинки шасси, что в свою очередь даст преимущество конкурентам.

Схожее мнение высказал и глава Renault F1 Сирил Абитбуль, при этом в Renault в целом к предложению отнеслись с большим пониманием и надеются на какой-нибудь компромисс, который оставит команды в равных условиях.

«Мы в курсе, что Pirelli хочет больше тестов, и мы постараемся им помочь, – отметил Сирил. – Но тут важно, чтобы эта ситуация разрешилась на равных условиях для всех команд. Надо договориться о том, чтобы помочь компании создать подходящую резину, которая будет безопасной и подарит болельщикам зрелищные гонки».

Пока не ясно, как решится возникший вопрос с шинами. До конца сезона еще несколько Гран При, и время на урегулирование конфликтов у сторон еще есть. Нам лишь остается следить за новостями и наслаждаться заездами пилотов, болея за своих фаворитов.

Если Вы уверены в результатах очередного Гран При Формулы 1, не стоит упускать возможность заработать на этом. Компания Melbet предлагает всем своим клиентам лучшие коэффициенты для заключения пари на гонки Формулы 1. Используйте Мелбет промокод при регистрации прямо сейчас и получите уникальный приветственный бонус на счет при первом пополнении.

Хотите первыми узнавать новости мирового и российского автоспорта? Подписывайтесь на наш канал в Telegram и получайте ежедневные рассылки без спама и рекламы!

Формула-1 и Pirelli: все цифры сезона 2017 года

Компания Pirelli, которая является монопоставщиком гоночных шин для Формулы 1 с 2010 года, собрала интересную статистику за прошедший сезон. Эти цифры касаются не только непосредственного участия компании в гонках, но и различных аспектов, данные по которым собирают специалисты Pirelli – например, количество пит-стопов, обгонов, температурных режимов и др.

Марио Изола, руководитель гоночного подразделения Pirelli, проанализировал полученные данные и подвел итоги: «В этом гоночном сезоне мы получили рекордные показатели. С этого года Формула 1 внедрила новые радикальные технические требования. В результате появились самые быстрые машины в истории автоспорта. Таким образом, нашей задачей стало создание самых скоростных шин, которые должны были стать на 25% шире предыдущих, чтобы выдержать более серьезную нагрузку в скоростных поворотах и позволить пилоту показывать максимум от старта и до самого финиша. Мы работали над созданием этих шин в течение 2016 года, при этом сами машины мы не видели до первых предсезонных тестов в Барселоне. В этом сезоне время поул-позиции было в среднем на 2,450 секунды лучше, чем в 2016-м. А лучший круг — в среднем на 2,968 секунды быстрее, чем в прошлом сезоне. Несмотря на то, что иногда перегрузки в быстрых поворотах были на 35-40% больше, чем в 2016 году, мы достигли всех целей, поставленных в начале сезона, и нашли оптимальный уровень надежности и стабильности наших шин. Теперь мы с нетерпением ждем сезона 2018 года. Благодаря более мягкому составу шины станут еще быстрее. И все вместе это позволит увеличить скорость болидов на трассе и зрелищность соревнований».

Шины

— За сезон 2017 года было поставлено 38 788 шин.
— Из них 33 520 для гоночных уикендов и 5268 — для тестовой работы.
— Из 38 788 шин 25 572 — это слики и 13 016 — дождевые или промежуточные шины.
— Всего команды за гоночный уикенд использовали 12 920 шин, из них 11 532 — слики и 1388 — с дождевым или промежуточным составом.

Максимальная дистанция, которую проехали на одном компаунде (т. е. максимальная дистанция, которую один пилот проехал в течение всех гонок сезона на одном типе резины, без учета тестов):

Hard: 74 км (Эстебан Окон/Esteban Ocon, Force India)
Medium: 587 км Лэнс Стролл/(Lance Stroll, Williams)
Soft: 4696 км (Льюис Хэмилтон/Lewis Hamilton, Mercedes)
Supersoft: 6261 км (Серхио Перес/Sergio Perez, Force India)
Ultrasoft: 4674 км (Стоффель Вандорн/Stoffel Vandoorne, McLaren)
Intermediate: 433 км (Лэнс Стролл/Lance Stroll, Williams)
Wet: 242 км (Фелипе Масса/Felipe Massa, Williams)

Пит-стопы

— Общее количество пит-стопов в 2017 году: 533 (в том числе шесть проездов по питлейну и один Stop and go).
— Среднее число пит-стопов за гонку — 26,7 (1,5 на каждого пилота).
— Наибольшее количество пит-стопов: 41 (Азербайджан).
— Наименьшее количество пит-стопов: 18 (Австрия).

Обгоны

— За сезон было совершено 435 обгонов (в среднем 21,8 на каждой гонке).
— Самое большое количество обгонов при сухой погоде — 42 (в Азербайджане).
— Самое большое количество обгонов при дождливой погоде — 31 (в Китае).
— Наименьшее количество обгонов при сухой погоде — 1 (в России).
— Больше всего обгонов за сезон — Даниэль Риккардо: 43.
— Больше всего обгонов в одной гонке — Даниэль Риккардо: 13 (Гран-при Великобритании).
— Меньше всего обгоняли Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона — 2 (учитываются только пилоты, которые участвовали во всем сезоне).
— Пилот, который смог отыграть больше всего позиций на первом круге — Лэнс Стролл (36).
— Наибольшее количество обгонов — команда Red Bull: 65 (43 у Даниэля Риккардо и 22 у Макса Ферстаппена).
— Наименьшее количество обгонов позволили совершить команды Red Bull — 11 (9 раз обогнали Даниэля Риккардо и 2 раза Макса Ферстаппена) и Ferrari — 11 (8 раз обогнали Кими Райкконена, 3 раза обогнали Себастьяна Феттеля).

Автодромы и гонки

— Самая длинная гонка — Азербайджан (2 часа 3 мин. 55,753 сек.).
— Самая короткая гонка — Монца (1 час 15 мин. 32,312 сек.).
— Самая скоростная гонка — Монца (средняя скорость победителя Льюиса Хэмилтона составила 243,626 км/ч).
— Максимальная скорость, показанная на шинах Pirelli P Zero Formula 1 — 362,4 км/ч (Себастьен Феттель, Мехико).
— Наибольшее количество быстрых кругов показал Льюис Хэмилтон — 18 (7 на гонке и 11 в квалификации).
— Наибольшее количество кругов провел в роли лидера Льюис Хэмилтон — 527.

Pirelli в Формуле 1 (с 1950 г.)

— Общее количество гонок — 340.
— Победы— 181.
— Поул-позиции — 184.
— Подиумы — 550.
— Лучшие круги — 188.
— Титулы в личном зачете (среди пилотов) — 12.
— Титулы в командном зачете (среди команд) — 7.

Еще немного интересной статистики

— Пилоты, которые управляли болидом Формула 1 на шинах Pirelli с 2010 года — 112.
— Общая дистанция, пройденная на всех шинах в течение 2017 года (включая тесты, практики, квалификации и гонки) — 329 170 км.
— При этом:
на составе Hard проехали 1549 км;
Medium — 20 259 км.
Soft — 94 893 км.
Supersoft — 118 729 км.
Ultrasoft — 83 465 км.
Intermediate — 7089 км.
Wet — 3186 км.
— Общее расстояние, пройденное во время гонок в 2017 году — 102 856 км.
— Расстояние, пройденное во время тестовой работы — 14 285 км.
— Количество лучших кругов (в квалификации и гонках), показанное чемпионом Мира- 2017 — 18 (7 в гонках, 11 в квалификации).
— Наименьшая средняя скорость в гонке по сухому асфальту у победителя — 148,176 км/ч (Даниэль Риккардо в Азербайджане).
— Самая низкая температура асфальта, зафиксированная на гонке (в воскресенье) — 14° (в Китае).
— Самая низкая температура асфальта, зафиксированная в течение гоночного уикенда — 14° (в Китае).
— Самая высокая температура асфальта, зафиксированная на гонке (в воскресенье) — 55° (в Венгрии).
— Самая высокая температура асфальта, зафиксированная в течение гоночного уикенда — 56° (в Бахрейне).
— Самая низкая температура воздуха, зафиксированная на гонке (в воскресенье) —13° (в Китае).
— Самая низкая температура воздуха, зафиксированная в течение гоночного уикенда — 13° (в Китае).
— Самая высокая температура воздуха, зафиксированная на гонке (в воскресенье) — 33° (в Венгрии).
— Самая высокая температура воздуха, зафиксированная в течение гоночного уикенда — 43° (в Бахрейне).

Тесты шин-2018

— Автодромы — 8 (Абу-Даби, Барселона, Будапешт, Маньи-Кур, Мехико Сити, Пол Рикар, Сахир, Сильверстоун).
— Количество прототипов шин для тестов — 198 (147 — слики, 18 — промежуточный состав и 33 — дождевые).
— Команды проехали на тестах при подготовке к сезону 2018 года:

Команда Pirelli и гости:

— Сотрудники Pirelli на каждой гонке — в среднем 60 человек.
— В команде Pirelli работают представители десяти национальностей, которые говорят на десяти языках.
— В 2017 году выпущено 210 пресс-релизов и создано 167 инфографик.
— В Твиттере @PirelliSport было размещено около 2400 твитов.
— Было приглашено 6350 гостей.
— Продано 13 580 бейсболок Pirelli для церемонии награждения.

Еда и напитки от Pirelli в 2017 году

— На гонках и тестах было приготовлено 15 900 обедов.
— В течение года было выпито 14 400 литров воды.

Приготовлено и/или съедено:

— 870 кг пасты от шефа.
— 320 кг риса от шефа.
— 120 кг сыра пармезан и 80 кг прошутто.
— 400 пицц.
— 55 различных рецептов для приготовления десертов.
— 7600 шт. мороженого.
— Около 30 200 чашек кофе
— При приготовлении обедов использовано 520 литров оливкового масла.