Правила транспортных перевозок грузов

Содержание

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

  • Постановление
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
    • I. Общие положения
    • II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
    • III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры
    • IV. Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров
    • V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров
    • VI. Особенности перевозки отдельных видов грузов
    • VII. Порядок составления актов и оформления претензий
    • Приложение N 1. Допустимая масса транспортного средства
      • Одиночные автомобили
      • Автопоезда седельные и прицепные
    • Приложение N 2. Допустимая нагрузка на ось транспортного средства
    • Приложение N 3. Предельно допустимые габариты транспортных средств
      • Длина
      • Ширина
      • Высота
    • Приложение N 4. Транспортная накладная (Форма)
      • Оборотная сторона
    • Приложение N 5. Заказ-наряд на предоставление транспортного средства (Форма)
      • Оборотная сторона
    • Приложение N 6. Сроки погрузки и выгрузки грузов в транспортные средства и контейнеры
    • Приложение N 7. Перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них
      • Погрузка
      • Выгрузка
    • Приложение N 8. Сопроводительная ведомость (Форма)
      • 1. Грузоотправитель. 2. Грузополучатель
      • 3. Наименование груза
      • 4. Контейнер
      • 5. Указания грузоотправителя
      • 6. Сдача (прием) контейнера. 7. Сдача (прием) контейнера
      • 8. Перевозчик
      • 9. Транспортное средство
      • 10. Дата составления, подписи сторон
    • Приложение N 9. Перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и, при необходимости, продезинфицированы
    • Приложение N 10. Перечень специализированных транспортных средств

Открыть полный текст документа>Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом

Постановление правительства РФ № 272

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
  2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 4 Правил, утвержденных настоящим постановлением. Пункты 3 и 4 указанных Правил вступают в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.
  3. Установить, что до вступления в силу пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с указанными Правилами, а также правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

  • I.
    Общие положения
  • II.
    Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
  • III.
    Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры
  • IV.
    Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров
  • V.
    Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров
  • VI.
    Особенности перевозки отдельных видов грузов
  • VII.
    Порядок составления актов и оформления претензий
  • Приложение N 1.
    Предельно допустимые массы транспортных средств
  • Приложение N 2.
    Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств
  • Приложение N 3.
    Предельно допустимые габариты транспортных средств
  • Приложение N 4.
    Транспортная накладная
  • Приложение N 5.
    ЗАКАЗ-НАРЯД на предоставление транспортного средства
  • Приложение N 6.
    Сроки погрузки и выгрузки грузов в транспортные средства и контейнеры
  • Приложение N 7.
    Перечень работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них
  • Приложение N 8.
    Сопроводительная ведомость
  • Приложение N 9.
    Перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и, при необходимости, продезинфицированы
  • Приложение N 10.
    Перечень специализированных транспортных средств
  • ВЭД. Технический экспорт / импорт

    Внешнеторговый контракт, таможенное оформление,
    доставка грузов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом
    в любую точку мира.

    Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

    

    Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
    Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

    В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
    В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

    Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

    Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

    А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

    Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

    В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

    В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

    Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

    Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

    В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

    В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

    Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

    Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

    В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

    На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

    Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

    Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

    Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

    Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

    Акт простоя автомобиля

    Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

    В процессе исполнения договора перевозки возможна задержка транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку, по вине грузоотправителя или грузополучателя. Иначе говоря, простой.

    За простой транспортных средств виновная сторона уплачивают штраф за каждый полный час задержки. Размер штрафа обычно устанавливается договором. Если договором размер штрафа не определен, его величина составляет (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

    • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
    • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

    Если договором перевозки отдельно предусмотрен штраф за непредъявление для перевозок грузов, то штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от от указанного штрафа (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). А как составить акт о вынужденном простое автомобиля для дальнейшего предъявления претензии?

    Составляем акт простоя машины

    Устав автомобильного транспорта предусматривает, что основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств являются отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Иными словами, составление дополнительных документов, подтверждающих факт простоя не требуется.

    Тем не менее, в порядке, установленном договором перевозки, или самим перевозчиком (если в договоре нет на это указание), может предусматриваться составление акта простоя транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку.

    Такой акт составляется в произвольной форме. Если договором предусмотрена специальная форма, использовать необходимо утвержденный сторонами бланк.

    В акте приводятся сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе по конкретному договору перевозки, а также обстоятельства, при которых простой возник. В акте может быть указана стоимость, подлежащая взысканию с грузоотправителя или грузополучателя. Акт подписывается уполномоченными лицами от перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя).

    Приведем для акта простоя транспортных средств образец его заполнения.

    Пред. / След. Скачать бланк акта на простой автомобиля можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

    • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
    • Я не подписчик, но хочу им стать
    • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

    Обращаем внимание, что стороны могут быть освобождены от ответственности за простой, если он возник вследствие (ст. 36 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

    • непреодолимой силы;
    • временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных по не зависящим от сторон причинам;
    • иных не зависящих от сторон причин.

    Транспортирование товаров

    Транспортирование — один из факторов, влияющих на со­храняемость. По сути, транспортирование — это хранение това­ров только в пути.

    К хранению этот фактор близок по условиям внешней среды: показателями климатического (температура, ОВВ, воздухообмен и освещенность) и санитарно-гигиениче­ского режимов.

    Различия между ними обусловлены характером возникающих нагрузок:

    статических — при хранении и преоб­ладающих

    динамических нагрузок с кратковременными стати­ческими нагрузками (во время стоянок) — при транспортиро­вании.

    Такой характер нагрузки обусловливает различия в высоте и способах размещения товаров в пути и в хранилище.

    Так, при транспортировании высота укладки товаров должна быть мень­ше, чем при хранении, что снижает разрушительное воздейст­вие динамических нагрузок, особенно на нижние слои товар­ной массы. При транспортировании укладка товаров в таре должна быть плотной, компактной, чтобы предупредить верти­кальное перемещение товаров в пути, завал штабелей и падение ящиков при резком торможении транспортного средства. Для предупреждения этого применяют дополнительные меры: уста­навливают распорки между штабелем и стенкой транспортного средства, связывают ящики и т. п.

    Кроме того, сроки перевозки товаров должны быть значи­тельно меньше сроков годности и хранения, чтобы дать воз­можность получателю груза реализовать, а потребителю ис­пользовать товары до окончания этих сроков.

    Критерии выбора Транспорта

    1. Сроки перевозки являются первым критерием выбора вида транспорта и транспортных средств.

    2. транс­портные тарифы. Мы его рассматривать не будем, так как он не является предметом рассмотрения товароведения.

    3. Наличие определенной транспортной инфраструктуры — путей, дорог, станций, портов и т. п.

    Основное назначение транспортирования — перемещение то­варов по всем звеньям технологического цикла товародвижения от изготовителя до потребителя, а также обеспечение сохраняе­мости перевозимых грузов.

    В зависимости от применяемых транспортных средств раз­личают следующие виды транспорта:

    автомобильный,

    воздуш­ный,

    железнодорожный,

    водный (речной и морской) и

    гуже­вой.

    Они отличаются скоростью движения, стоимостью перево­зок, грузоподъемностью и др. Каждый из указанных видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки по указанным критериям и показателям1.

    Хранение товаров

    Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.

    Конечный результат эффективного хранения товаров — со­хранение их без потерь или с минимальными потерями в тече­ние заранее обусловленного срока.

    Показателями сохраняемо­сти служат

    выход стандартной продукции,

    размер потерь и

    сро­ки хранения.

    Выход стандартной продукции и потери связаны обратно пропорциональной зависимостью. Чем выше потери, тем мень­ше выход стандартной продукции. Оба показателя сохраняемо­сти зависят от условий и сроков хранения.

    Условия хранения товаров

    Условия хранения — совокупность внешних воздействий ок­ружающей среды, обусловленных режимом хранения и разме­щением товаров в хранилище.

    Режим хранения — совокупность климатических и санитар­но-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить

    климатический и

    санитарно-гигие­нический режимы хранения.

    Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

    Температура хранения — температура воздуха в хранилище.

    Классификация товаров по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму

    Термиче­ское состоя­ние товаров

    Диапазон температур,с

    Группы товаров

    Заморо­женные

    —10..:—12

    Мясо, рыба, масло сливочное, животные жиры, замороженные яичные продукты

    — 18…—20

    Мясо, рыба, плоды и овощи, масло сли­вочное, яичные продукты, мороженое

    —23 ..—25

    Мясо, рыба, плоды и овощи

    —28…—30

    То же

    Переохла­жденные

    —7„.—10 —2…—5

    Соленая рыба, сырокопченые колбасы, животные жиры, отдельные холодоустой­чивые виды и сорта плодов и овощей, варено-копченые колбасы, маргарин

    Охлажден­ные

    ‘ -1…1

    Отдельные виды и сорта плодов и ово­щей, квашеные овощи, яйца

    Молочные товары, охлажденные мясо и рыба, торты и пирожные с кремом и фруктовой отделкой

    Умерен­ные

    Не выше 10…12

    Напитки алкогольные и безалкогольные, кроме водок, пиво (не ниже 2 °С)

    Широкого диапазона температур

    —30…+30

    Хлебобулочные изделия, сухие бакалей­ные товары (мука, крупа, сахар, мака­ронные изделия), спирт, водка (не ниже температуры замерзания), большинство непродовольственных товаров

    Широкого диапазона положи­тельных температур

    Консервы, жидкие парфюмерно-космети­ческие средства, вино, ликеро-наливоч- ные изделия, варенье, джемы, повидло

    Растительные масла, большинство кон­дитерских изделий

    Относительная влажность воздуха (ОВВ) — показатель, ха­рактеризующий степень насыщенности воздуха водяными па­рами.

    Классификация товаров по влажности и требованиям к оптимальному влажностному режиму

    Группировка това­ров по влажности

    Диапазон ОВВ, %

    Группа товаров

    Сухие

    Не выше 65

    Бакалейные товары: мука, крупа, соль, сахар, макаронные изделия, пряности; сухофрукты; большинст­во непродовольственных товаров

    Умеренные

    Кондитерские товары, вина, кофе, чай (не более 70%)

    75—80

    Фруктово-ягодные изделия, масло сливочное, маргарин

    Не выше 75

    Консервы

    Влажные

    Молочные товары, мясо, рыба, ты­квенные овощи, лук, чеснок, лике- ро-наливом ные изделия, вина, яйца и яйцепродукты

    Повышенной влажности

    Большинство видов плодов и ово­щей, замороженные плоды, овощи, мясо, рыба, квашеные овощи

    Воздухообмен — показатель режима, характеризующий ин­тенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

    Естественный воздухообмен осуществляется за счет разницы удельного веса холодного и теплого воздуха. Хо­лодный воздух — более тяжелый и перемещается вниз, вытес­няя теплый, более легкий воздух. Естественными могут быть и циркуляция, и вентиляция.

    Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена воздуха в складе вентиляторами.

    По направленности воздушного потока по отношению к то­варной массе различают общеобменный и активный воздухооб­мен.

    При общеобменном воздухообмене (вентиляции или циркуляции) воздух перемещается лишь в свободном от груза пространстве склада.

    Активный воздухообмен — обмен воздуха путем его побудительной подачи через товарную массу.

    Газовый состав воздуха — показатель режима, характеризую­щий состав газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов:

    1) основные газы — кислород, азот и углекислый газ;

    2) инертные газы — водород, гелий, аргон и др.;

    3) вредные газообразные примеси — окислы азота, серы, а также озон, аммиак, фреон и др.

    Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включаю­щим ряд единичных показателей.

    Чистота — состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышаю­щими установленных норм.

    Чистота определяется двумя группами показателей.

    По природе загрязнения: минерального, органического, микробиоло­гического или биологического.

    По местонахождению загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в хра­нилищах или транспортных средствах.

    Размещение товаров относится к наиболее значимым факто­рам, определяющим условия хранения, и характеризуется пока­зателями загрузки складов:

    площадью и

    коэффициентом за­грузки,

    высотой размещения.

    При размещении товаров на хранение необходимо руковод­ствоваться определенными правилами, основанными на прин­ципах совместимости, безопасности и эффективности

    1. Правила товарного соседства устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хране­ния, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Эти правила основаны на принципе совместимо­сти разных товаров — при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия.

    2. Рациональное использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопи­тельных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки.

    Площадь загрузки — полезная площадь склада, занятая това­ром.

    Объем загрузки — объем склада, который занимает товар. Остающееся при этом на складе свободное от груза пространст­во представляет собой аэропространство склада.

    Коэффициент загрузки — относительный показатель, кото­рый рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада. Для многих пищевых продуктов оптимальным считается коэффициент загрузки в пределах 70—80%. Следует отметить, что для многих товаров, в том числе и непродоволь­ственных, отсутствуют рекомендации по оптимальным коэф­фициентам загрузки складов.

    3. обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ правило позволяющее снизить нерациональные затраты тяжелого ручного труда, заменив его механизирован­ным трудом. Следствие этого — уменьшение затрат на погрузку и разгрузку товаров, которые являются частью общих затрат на хранение. Соблюдение правил охраны труда при погрузочно- разгрузочных работах и эксплуатации хранилищ позволяет обеспечить в полной мере реализацию принципа безопасности для людей и товаров.

    Для механизации работ на складе должны быть

    А. оставлены грузовые проезды, предназначенные для передвижения погруз­чиков, тележек и других механизмов. При их использовании, как правило, оставляют центральный грузовой проезд шириной не менее 1—1,5 м и боковые проходы или проезды шириной 0,7—1 м в зависимости от используемых средств механизации.

    Б. Кроме того, должна соблюдаться предельная высота загруз­ки, которая ограничивается разрешительной способностью по- грузочно-разгрузочных механизмов (обычно 2,8—4,5 м), а так­же обеспечивает устойчивость штабеля.

    Методы хранения товаров

    Метод хранения — совокупность технологических опера­ций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигие­нического режимов, а также способов их размещения и обра­ботки.

    Назначением данных методов является сохранение потреби­тельских свойств товаров без потерь или с минимальными по­терями в течение обусловленных сроков.

    В зависимости от характера и направленности технологиче­ских операций различают три группы методов хранения:

    >Правила перевозки грузов

    Законодательная база

    Самый востребованный вид перевозки грузов – автомобильный. Правила, регламентирующие такой вид транспортировки, отражены в различных законах, приказах Минтранса и правилах дорожного движения (ПДД). Эти документы дополняют друг друга и описывают нюансы, связанные с грузоперевозками. К главным нормативно-правовым актам, устанавливающим правила к перевозке грузов автомобильным транспортом, относятся:

    Название документа Что устанавливает
    Постановление правительства РФ от 15.04.2011 №272 Основные требования (заключение договора, расчет массы груза, маркировка, особенности погрузки)
    Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 Требования к рабочему режиму водителей
    Приказ Минтранса РФ от 24.07. 2012 № 258 Порядок получения разрешения на перевозку крупногабаритных (тяжеловесных) грузов
    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 ПДД при перевозке грузов
    Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 №730 Правила международных перевозок

    Общие положения

    В ПДД и постановлении правительства №272 указаны ключевые характеристики габаритного груза, его объем и важные параметры транспортного средства. Груз разрешается перевозить, если он:

    • устойчиво закреплен на ТС;
    • не мешает водителю управлять автомобилем во время движения;
    • не ограничивает водителю обзор;
    • не закрывает опознавательные знаки машины и световые приборы;
    • не производит громкий шум;
    • не создает пылевое облако вокруг автомобиля;
    • не повреждает дорожное полотно.

    Отдельные требования установлены к перевозке негабаритных грузов. Груз считается крупногабаритным, если выступает за пределы автомобиля сзади и спереди больше, чем на один метр, с боков – больше, чем на 40 сантиметров. В таких случаях на ТС устанавливается специальный знак со световозвращающим покрытием. По ГОСТ знак выглядит так:

    *Размеры указаны в миллиметрах.

    : Бизнес по организации грузоперевозок: с чего начать?

    Параметры транспортного средства для перевозки груза

    Параметры машины, которую используют для транспортировки грузов, не должны отличаться от предельно допустимых. Максимальная длина одиночного ТС или прицепа составляет 12 метров, автопоезда – 20 метров. Ширина всех ТС – 2,55 метра, изометрических кузовов – 2,6 метров. Высота всех ТС – 4 метра. Эти показатели включают размер контейнеров и съемных кузовов.

    Особые требования предъявляются к массе автомобиля, в зависимости от его типа, расположения осей и их количества.

    Одиночные автомобили:

    Количество осей Предельная масса ТС в тоннах
    Две оси 18
    Три оси 25
    Четыре оси 32
    Пять осей 38

    Седельные и прицепные автопоезда:

    Количество осей Предельная масса ТС в тоннах
    Три оси 28
    Четыре оси 36
    Пять осей 40
    Шесть осей и больше 44

    ! В процессе организации грузоперевозки учитывается допустимая осевая нагрузка на дорожное полотно. Она варьируется от 6 до 12 тонн.

    : Транспортный налог — сроки уплаты юрлицами в 2018 году

    Документация для перевозки грузов

    С целью гарантии сохранности и доставки груза до конечного пункта назначения между перевозчиком и грузоотправителем выстраиваются договорные отношения. Они сопровождаются документами, образцы которых можно найти в постановлении правительства РФ от 15.04.2011г. №272.

    Договор на перевозку

    Процесс заключения договора происходит поэтапно:

    • подача перевозчику заявки в свободной форме (письменной);
    • рассмотрение заявки в течение 3 календарных дней;
    • решение о принятии или отказе заявки.

    В случае одобрения заявки обсуждаются детали и условия договора. При этом грузоотправитель имеет право в любой момент потребовать у перевозчика полный прейскурант.

    : Правила составления договора оказания услуг: типовая форма

    Транспортная накладная

    Параллельно с основным договором делают транспортную накладную (ТН). Она включает 17 пунктов, содержащих подробную информацию о грузоотправителе, грузополучателе, характеристике груза, сопроводительных документах и др.

    Ознакомиться с накладной и скачать ее можно здесь.

    ! Транспортная накладная должна быть в трех экземплярах. Первый- остается у грузоотправителя, второй передают грузополучателю и третий – перевозчику. Одна накладная оформляется на одно ТС.

    Договор фрахтования

    Документальная база правил перевозки грузов дополнилась в 2017 году договором фрахтования (договор заказ-наряд). Этот вид соглашения заключается, если в качестве грузоотправителя и грузополучателя выступает одно лицо или при аренде машины для перевозки. Договор фрахтования оформляют также в ситуации, когда не требуется ведение учета передвижения товарно-материальных ценностей.

    Образец договора фрахтования можно скачать здесь.

    Требования к подаче ТС, приемке и погрузке

    ТС для грузоперевозок должно соответствовать техническим условиям, указанным в договоре. Подача непригодного ТС приравнивается к отсутствию возможности перевозчика предоставить машину. Задержка водителя сроком больше 2 часов равносильна опозданию. Это может стать основанием для отказа заказчика от услуг перевозчика.

    На месте погрузки в транспортной накладной фиксируется время и дата прибытия ТС, состояние тары, количество контейнеров, фургонов для погрузки. В накладной фиксируют соответствие груза нормативам (маркировка, тип, весовые параметры).

    В случае необходимого демонтажа контейнеров ТС оформляют сопроводительную ведомость. В ней прописывают температурный режим, данные о соблюдении санитарно-эпидемиологических и таможенных требованиях для некоторых видов грузов.

    !Погрузка – зона ответственности грузоотправителя, получение и разгрузка контейнера входит в компетенцию грузополучателя.

    : Франшиза автозапчасте: как выбрать, сколько стоит

    Обеспечение сохранности груза

    Перед отправкой груз расфасовывают по разным тарам. Каждый контейнер пломбируется грузоотправителем. Процесс пломбировки регулируется правилами:

    • пломба должна иметь отличительные признаки (название, логотип фирмы, дату);
    • факт пломбировки записывают в ТН;
    • пломбы должны быть без видимых повреждений;
    • пломба устанавливается по 1 штуке на дверях фургонов, контейнеров, у цистерн – на крышке люка;
    • пломба помещается на проволоку и сжимается тисками;
    • ломать или сдавливать пломбу во время транспортировки запрещено.

    : Лицензия на такси без открытия ИП: как получить и сколько стоит

    Перевозка разных видов грузов

    Для определенных категорий грузов разработаны специальные требования. Несоблюдение правил приводит к серьезным последствиям, как для грузоотправителя, так и для грузополучателя.

    Правила перевозки опасных грузов

    К опасным грузам (ОГ) относятся любые газы, радиоактивные, ядовитые, взрывоопасные вещества, легко воспламеняемые жидкости, пероксиды. Их перевозка осуществляется в оборудованных под этот тип грузов ТС. Транспортировка ОГ — мероприятие с учетом множества нюансов:

    • ГОСТами регламентируется требования к емкостям и машинам для перевозки опасных грузов. Эти сведения указываются в технической документации при отправке груза.
    • При регулярной транспортировке опасных грузов машина дополнительно оборудуется выпускной трубой. Не разрешается соприкосновение бака с топливом с тепловыми или электрическими источниками.
    • Автомобиль окрашивают в разные цвета. Это зависит от типа ОГ. Легковоспламеняющиеся соединения — оранжевый, газы – синий, самовозгорающиеся – белый и красный.
    • ТС должно иметь заземление, прочный корпус, изолированную вентиляцию, специальные знаки.
    • Использование для перевозки более 1 прицепа запрещено.

    Правила перевозок скоропортящихся грузов

    Основной сегмент скоропортящихся грузов – промпродукты и растительность. Такой специфичный вид грузов перевозится в соответствие с установленными в законе нормами. Ключевыми являются:

    • Создание в контейнерах оптимального температурного режима;
    • Соблюдение сроков хранения, фасовки и санитарных требований;
    • Наличие полиса ветеринарно-санитарного органа (для мясных продуктов);
    • Очистка контейнеров после доставки груза;
    • Указание в ТТН температуры груза на момент погрузки.

    Штрафы за нарушение правил перевозки грузов

    Неправильная организация транспортировки грузов влечет за собой наложение на грузоперевозчика штрафных санкций. Их перечень подробно прописан в ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

    Штрафы имеют разный размер, условно их можно разделить на 4 категории:

    Условия правонарушения Размер штрафа в рублях
    Отсутствие разрешения на перевозку крупногабаритного груза, несоблюдение прописанного в ТТН маршрута

    Водитель – 2500 рублей, лишение прав;

    Перевозчик – 400-500 тысяч.

    Превышение допустимых размеров тяжеловесного груза на 10 см и больше

    Водитель – 1500-2000, лишение прав на 2-3 месяца;

    Перевозчик – 250-400 тысяч, задержание ТС сотрудниками ДПС

    Превышение допустимой нагрузки на ось на 15% и больше

    Водитель – 1500-2000;

    Перевозчик — 250-400 тысяч

    Перевозка грузов – длительный процесс, правильную организацию которого гарантирует грузоотправитель и грузополучатель. Главное – не нарушать требования закона и соблюдать предписания надзорных органов.

    Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

    Договор перевозки груза

    Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

    Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

    Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

    Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

    Правовые основы договора перевозки груза

    Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

    Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

    • железнодорожному транспорту;

    • морскому транспорту;

    • воздушному транспорту;

    • автомобильному транспорту;

    • внутреннему водному транспорту.

    Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

    В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

    • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

    • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

    • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

    • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

    • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

    Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

    Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

    Правовая сущность договора перевозки груза

    Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

    По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

    Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

    При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

    Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

    • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

    • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

    • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

    >Существенные условия договора перевозки груза

    Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

    Предмет договора перевозки груза

    Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

    Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

    Срок договора перевозки груза

    Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

    При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

    • транспортными уставами и кодексами;

    • при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

    Стороны договора

    Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

    Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

    Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

    Цена договора перевозки груза

    Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

    Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

    Форма договора перевозки груза

    Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

    При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

    Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

    Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

    Виды договора перевозки груза

    Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

    • автомобильной перевозки;

    • железнодорожной перевозки;

    • воздушной перевозки;

    • внутренней водной перевозки

    • морской перевозки.

    Бухгалтерский учет

    Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

    Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

    Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

    Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

    Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

    Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

    Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

    Налог на прибыль организаций

    Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

    Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

    Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

    Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

    В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

    При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

    Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

    Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    Налог на добавленную стоимость

    Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

    При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

    Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

    — принят к вычету НДС.

    Итоги

    Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

    Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

    Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договор фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое, без его продажи, т.е. в случаях когда и грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей мягко говоря «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно.

    Для начала процитируем пункт 13 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — «перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

    Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.

    Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно сколько перевезено тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обоим сторонам договора, заказчику и исполнителю еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

    Надо заметить, что Инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

    Однако, не смотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, Инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И соответственно не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что конечно же неправомерно.

    В нашем случае, данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике Инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в 4-х экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

    Срыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой “груз никуда не поехал”. Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.

    Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя. Остановимся на каждом случае отдельно.

    Срыв погрузки по вине перевозчика или фрахтовщика.

    Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются “невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и “непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно. Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.

    Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).

    Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 25 ППГАТ).

    Срыв погрузки по вине грузоотправителя или фрахтователя.

    В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как “непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или “отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.

    Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:

    1. предъявление груза для перевозки с опозданием;
    2. предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
    3. предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
    4. несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.

    Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза. Также законом не раскрывается понятие “предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия. Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.

    Согласно п. 30 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

    • груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
    • при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
    • масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.

    Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: “Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.

    Штраф за срыв погрузки.

    Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.

    Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, “холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).

    Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком. На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.

    Оформление срыва погрузки.

    Порядок оформления прост, для фиксации факта достаточно составить надлежащим образом соответствующий акт (), указав в нём все требуемые сведения. Не лишним будет приложить к акту фотографии, данные системы спутникового слежения (ГЛОНАСС, GPS). Акт необходимо заверить подписями лиц, участвующих в его составлении. Если акт составляется в одностороннем порядке, то необходимо предварительно письменно уведомить вторую сторону договора о составлении акта и предложить принять участие в его составлении.

    В дальнейшем этот акт следует приложить к претензии за срыв погрузки и направить его виновной стороне с требование произвести оплату штрафа. Если оплата не будет произведена, следует обратиться в суд за защитой своих интересов.

    Прикладывать к претензии счёт за срыв погрузки не обязательно (но и не запрещено), однако, отсутствие счёта не может служить основанием для неоплаты надлежащим образом оформленной претензии за срыв погрузки. Оплата может производиться по приложенным к претензии реквизитам. Акт оказанных услуг о срыве погрузки к претензии не прикладывается, так как никакой услуги фактически оказано не было.

    Правомерность штрафа за срыв погрузки в отсутствие убытков.

    Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.

    Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

    Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.

    В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.

    Как правильно отменить загрузку.

    Избежать уплаты неустойки за срыв погрузки, а также возмещения затрат, вызванных этим срывом, можно в случае, если договором предусмотрено время, в течение которого стороны могут отказаться от исполнения договора перевозки. Однако, и здесь следует соблюсти некоторые правила.

    Не достаточно просто предупредить перевозчика или грузовладельца (экспедитора) об отмене погрузки по телефону. В соответствии со статьёй 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между организациями должны заключаться с соблюдением простой письменной формы. Из положений пункта 1 статьи 452 ГК РФ вытекает, что расторжение или изменение договора производится в той форме, в которой он был заключён. Таким образом, если сведения о срыве погрузки появились у одной из сторон договора в промежуток времени, когда можно отказаться от перевозки без уплаты неустойки, следует в письменной форме уведомить другую сторону об расторжении договора, в таком случае договор будет считаться расторгнутым в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ.

    То же самое относится и к ситуации, если время, в течение которого стороны могут отказаться от перевозке, в договоре не указано или оно истекло. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, а также положениями пункта 1 статей 34 и 35 УАТиГНЭТ, перевозчик и грузоотправитель имеют право требовать возмещения причинённых срывом погрузки убытков, поэтому чем раньше грузоотправитель или перевозчик будут предупреждены о срыве погрузки, тем меньше убытков придётся возмещать пострадавшей стороне.

    Уведомление об отказе от транспортного средства или о невывозе груза составляется в свободной форме.

    Возможность отказаться от погрузки за 24 часа.

    Многие перевозчики, экспедиторы (диспетчера) и грузовладельцы до сих пор заблуждаются по поводу вопроса о том, можно ли отказаться от погрузки за сутки, хотя закон, позволяющий это сделать, с 2011 года практически не применяется в практике, а Приказом Минтранса от 23 марта 2018 г. № 113 был признан утратившим силу. Речь идёт о Постановлении Минтранса РСФСР 30.07.1971 года «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Пунктом 9 раздела 12 Постановления предусмотрена возможность отказа от предъявления груза, предусмотренного в заявке (разовом заказе), к перевозке не позднее 12 часов дня, предшествующего дню перевозки.

    Нормы права должны толковаться системно, то есть, в своей взаимосвязи с другими нормами. Учитывая то, что действующее законодательство не содержит пробелов по этому вопросу, то и применению подлежит именно оно. Поэтому при разрешении вопроса о возможности отказаться от исполнения договора (то есть, отменить погрузку за сутки) перевозчикам, экспедиторам и грузовладельцам следует руководствоваться общими нормами права — ст. 310 и гл. 29 Гражданского кодекса.

    Указанные правовые нормы предусматривают недопустимость одностороннего отказа от исполнения договора, однако, допускают возможность сторонам договора предусмотреть условия его расторжения в одностороннем порядке. Также в договоре стороны могут предусмотреть размер неустойки за расторжение договора, либо согласовать отсутствие любых штрафов и отказ от возмещения причиненных убытков.

    Отказаться от погрузки за 24 часа без уплаты штрафа, если такая возможность договором (заявкой) на перевозку груза не предусмотрена, нельзя.

    Путевой лист и ТТН — главные документы при определении штрафов за простой, просрочку, срыв отгрузки.

    Общие правила транспортировки, равно как и штраф за просрочку доставки груза, были установлены постановлением Минтранса РСФСР в 1971 году. В 2011 на смену этим нормативам пришли новые, российские правила и нормативы транспортировки грузов. Ознакомиться с полным документом можно на нашем сайте (ППГАТ). Второй документ, имеющий значение, при решении спорных ситуаций, определении виноватой стороны и штрафа за срыв загрузки (выгрузки) – УАТ (Устав автотранспорта). Норматив также был разработан в СССР – актуальная версия носит статус закона № 259 Ф3.

    Оба документа нормируют порядок перевозки, оперируют одинаковыми терминами, однако Правила сами по себе не являются законом. Необходимость следования Правилам определяется тем, что на этот документ ссылаются конкретные статьи гражданского кодекса, например статья 799 ГК РФ. Напомним, что организации транспортировки посвящена 41-я статья Гражданского кодекса нашей страны. Другие документы, на которые следует определяться при составлении договоров и претензий по этим договорам:

    • Международная конвенция (CMR), применяемая к любому соглашению о транспортировке;
    • Правила экспедиционной и транспортной деятельности (постановление правительства № 554 2006 г.);
    • Унифицированные документы FIATA (Федерация грузоперевозчиков).

    Штраф за просрочку доставки

    Сроки доставки товара определяет пункт 63 вышеупомянутых Правил. Если срок не оговорён сторонами специально, то нормой считается 24 часа на 300 км пути. Как видно, у перевозчика остаётся огромное пространство для манёвра, поскольку 300 км, поделенные на стандартные 8 рабочих часов, – это скорость в 40 км/ч. Ответственность перевозчика в плане соблюдения сроков рассматривает статья 34 УАТ (ответственность отправителя 35-я статья того Устава). В части 11 этой статьи указывается, что перевозчик обязан выплатить получателю сумму равную 9% от стоимости провоза, умноженных на количество дней опоздания (полные сутки). Это указание определяет штраф за просрочку, если это специально не оговорено в письменном договоре между компаниями. Общая сумма штрафа не может превысить сумму, выплачиваемую за весь провоз груза.

    Штраф за простой и непредоставление груза не зависят друг от друга: выплата их может быть потребована одновременно.

    Отсчёт просрочки начинается после 24-хчасовго опоздания, т.е. спустя полные сутки после оговорённой даты и часа доставки. Время прибытия транспортировщика к точке отгрузки считается по отметке в транспортной накладной, отсчёт начала погрузочных работ начинается в момент предъявления шофёром путевого листа. При отказе получателя делать отметку о прибытии, рекомендуется сделать её в одностороннем порядке с привлечением к операции свидетелей, а ещё лучше сотрудников компании получателя. Уменьшить размер штрафа невозможно, но у грузоперевозчика имеется возможность освобождения от штрафа за просрочку доставки груза по следующим пунктам 36-й статьи УАТ:

    • Доставке в срок помешали обстоятельства непреодолимой силы (революция, война, стихийные бедствия);
    • Доставка невозможна из-за причин независящих от транспортной компании;
    • Действует правительственное ограничение на передвижение по дорогам.

    Отдельно стоит упомянуть, что фактический получатель груза не всегда оказывается таковым в юридическом смысле. Отношения перевозчиков между собой никак не нормируются УАТ. Более того, посредник может ввести настоящего получателя в заблуждение, а перевозчика лишить защиты Устава. Фактическому перевозчику (и отправителю) нужно предвидеть этот момент и на случай судебных разбирательств составлять точный договор с посредником.

    Штраф за срыв загрузки

    Правила оперируют не только термином «просрочка», но и «опоздание» – таковым считается задержка подачи машины в зону погрузочных работ более чем на два часа. Наказание за нарушение при погрузке нормирует 34-я статья УАТ, погрузку контейнеров – статья 11. Штраф за срыв погрузки раскладывается на термины «простой», «непредъявление груза», «невывоз», «несвоевременная подача ТС» (статья 10 УАТ). Время прибытия считается равным времени предъявления водителем путевого листа и документов, пригодных для установления личности. Как уже говорилось выше, в случае отказа делать отметку о прибытии, необходимо поставить её с привлечением свидетелей, а при получении иска за срыв погрузки, предъявить суду также данные из навигационной системы машины (показания прибора без государственного сертификата не могут служить доказательством, но способны склонить решение суда в пользу перевозчика).

    Готовность груза к отправке определяется перевозчиком согласно договору и приложениям к ППГАТ.

    Непредъявление груза влечёт за собой выплату штрафа отправителем, равную 20% (если в договоре не указано иной суммы) от общей стоимости транспортировки (ч.1 статья 35 Устава). Помимо этого перевозчик может потребовать дополнительной платы за причинение ему ущерба, связанного с простоем транспортного средства. Время погрузочно-разгрузочных работ вычисляется по приложению № 6 к ППГАТ. Согласно этому приложению, первая тонна в кузов-фургон загружается 13 минут, все последующие – 3 минуты, т.е. на 20 тонн должно приходиться не более 70 минут (начиная с отметки в путевом листе), после чего начинается отсчёт простоя. Штраф за простой выплачивается за каждый полный час, согласно следующим нормам:

    • Перевозка по городу и пригороду – 5% выплачиваемой за провоз суммы;
    • Междугородние перевозки – 1% стоимости суточного провоза;
    • Дополнительные 100% штрафа выплачиваются за простой специализированного ТС (рефрижераторы, автопогрузчики).

    За опоздание (п.25 Правил) грузоперевозчик выплачивает такой же штраф, какой выплатил бы ему отправитель в случае простоя. Однако помимо требования выплатить штраф за срыв загрузки, отправитель может отказаться работы с перевозчиком. Данные нарушения определяются терминами «непредоставление» и «несвоевременное предоставление ТС». 20% выплачиваются перевозчиком за невывоз по его вине. Полный час опоздания штрафуется также, как час простоя (ч.1 34-й статьи Устава).

    Штраф за опоздание на выгрузку

    Просрочка доставки может стать причиной серьёзного вреда для получателя, особенно когда речь идёт о подверженных порче грузах. За этот ущерб получатель может потребовать отдельной платы. Несмотря на довольно точные, почти Европейские определения, прописанные в Правилах и Уставе, процесс приёма груза и начала выгрузки имеет не до конца освещённые моменты. Добиться отметки в ТТН водитель может быть в силах, но действия при отказе получателя принять груз нормирует п. 67 Правил, имеющий некоторые нюансы:

    • Перевозчик должен сообщить отправителю о прибытии груза в таком виде, чтобы это могло быть установлено судом (телеграмма, заказное письмо);
    • Отправку уведомления следует посылать по всем адресам (фактический, адрес офиса, юридический) – непринятие телеграммы будет означать, что офис компании находится в другом месте;
    • При приёме груза получатель может предложить перевозчику забрать груз себе для дальнейшей реализации (право имеется у получателя только при работе со скоропортящимся грузом) – 6-й пункт 15-й статьи УАТ.

    Отметка в путевом листе и ТТН делается при участии отправителя, но при наличии свидетелей может быть сделана в одностороннем порядке

    Акт об отказе принять груз с указанием суммы штрафа за срыв отгрузки, может быть составлен водителем за пределами территории с привлечением свидетелей. Недобросовестный получатель может сознательно лишать водителя доступа к территории, рассчитывая получить штраф за просрочку доставки груза. Для доказательства вины получателя (посредника) потребуются зафиксированные данные о пробеге, распечатки из автонавигатора. Полностью решить проблему могло бы применение тахографа, но применение таких устройств означает и полное соблюдение условий труда водителя.

    Акты досудебного урегулирования

    Штрафы за срыв загрузки УАТ и ППГАТ определяют довольно точно, но срок непредъявления груза (ст10 п.4 УАТ) фактически оставляется на усмотрение сторон. Ввиду этого срок предъявления груза, равно как и определяющий невывоз (следует отличать от несвоевременной подачи ТС) срок подачи ТС, необходимо точно указывать договоре. К составлению актов отсылает 79-й пункт ППГАТ. Согласно этому разделу Правил, иск о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, равно как и иск о срыве погрузки, должен предварять один из следующих актов, составляемых заинтересованной стороной в тот же день (или на следующий, при невозможности составить его сразу же):

    • Непредоставление ТС для погрузки;
    • Задержка с подачей ТС;
    • Невывоз по вине перевозчика;
    • Просрочка доставки;
    • Простой ТС во время погрузки;
    • Непредъявление груза для транспортировки.

    Штраф за срыв отгрузки может быть взыскан как с отправителя, так и с перевозчика.

    Акт может быть составлен без участия второй стороны, но отметка о его составлении должна быть сделана в ТТН. Другой стороне должно быть направлено уведомление (экспресс-почта, телеграмма, e-mail, если таковой указан в договоре). Заказ-наряд, ТТН, сопроводительная ведомость должны содержать краткое пояснение причин и обстоятельств составления акта, а также размер требуемой компенсации, будь то штраф за просрочку доставки груза, простой, невывоз или штраф за срыв загрузки. Сам акт составляется людьми, имеющими на то законодательное право.