ВАЗ 2101 в

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

МИФ 1: ВАЗ-2101 являлся полной копией автомобиля Fiat 124 — миф

Принято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали «сыпаться» на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной «бельгийской мостовой» кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, «натурные» испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

МИФ 2: ВАЗ-2101 в чем-то уступал Москвичам — правда

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали «окорока» колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в «итальянце». Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

1 / 2 2 / 2

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно «укрыт» мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя «ахиллесова пята» — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно «переваривал» низкосортные масла и «семьдесят шестой» бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения… Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в «копейке», где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

МИФ 3: ВАЗ-2101 первых выпусков целиком состояли из фиатовских деталей — миф

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года «копейки» оснащались более угловатыми «клыками» бамперов производства Fiat, а также «фиатовскими» стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

МИФ 4: ВАЗ-2101 был популярен за рубежом — правда

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали «соплатформенным» Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы «Автоэкспорт» поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый «соцлагерь». Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы «копейка» начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

1 / 2 2 / 2

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к «копейке» за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных «европейцев» первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство «чистой единички» весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей «наследницу» ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 МИФ 5: ВАЗ-2101 отдельными партиями выпускался до начала девяностых годов — миф

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

МИФ 6: У Высоцкого была «копейка» — правда

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять «на слабо» соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную «копейки», что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

МИФ 7: В проблемах с распредвалом были виноваты советские конструкторы — и миф, и правда

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось «отстоять» верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее.

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо «жигулёвского» группы «Г» что угодно — «москвичёвское» марки АС-8 или даже «камазовское» масло.

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин «распредвальной проблемы» ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно «копейка» позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

artmeil ›
Блог ›
История создания легендарного отечественного автомобиля ВАЗ 2101

Сначала немножко предистории 🙂

В июле 1966 года ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat», и уже через в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. 3 января 1967 года было объявлено о строительство Волжского автозавода — Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Строительство активно продолжалось, и спустя два года уже начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
И вот, спустя 3 года, 3 марта 1970 года цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей. А 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», которые стали первыми моделями легендарного отечественнго автомобиля.
28 Октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули».

А теперь о самой легенде

За основу «народного любимца» был взят итальянский Fiat 124 модели 1966 года в базовой комплектации с 1,2-литровым двигателем и габаритами:

— Длина: 4 073 мм
— Ширина: 1 611 мм
— Высота: 1 382 мм
— Клиренс: 170 мм
— Колёсная база: 2 424 мм
— Колея задняя: 1 305 мм
— Колея передняя: 1 349 мм
— Масса: 955 кг (снаряжённая)

FIAT 124 1966 года выпуска.

И, собственно сам ВАЗ 2101 модели 1970 года.

Эта машина с непритязательной, лаконичной внешностью, на первый взгляд почти не отличалась от своего прародителя, ФИАТа-124, но это было лишь на первый взгляд. На самом же деле ВАЗ 2101 значительно отличался от своего итальянского собрата, ведь после испытаний в России, перед постановкой на производство в Тольятти, ФИАТ-124 пришлось значительно дорабатывать. Проще говоря адаптировать под «здешние дороги» и погодные условия.
В сущности, ВАЗ 2101 и последующие модификации были хорошо подготовлены к советским условиям: двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров, был добавлен «кривой стартер», увеличено расстояние между цилиндрами, что позволяло наращивать их диаметр, клиренс также был увеличен на 3 см, а подвеску вообще переработали и усилили, но как показала практика, все же недостаточно. Можно сказать, что практически все узлы и агрегаты автомобиля прошли полную “аклиматизацию” к долгим русским зимам и местным особенностям эксплуатации…Да, ведь Россия, это Вам не Италия, здесь хорошие дороги — это скорее роскошь, чем просто место для движения автомобилей 🙂
В отличии от Жигулей, Fiat выпускали с задними дисковыми тормозами, которые на отечественных автомобилях решили заменить на барабанные, ведь он более стойкие к загрязнению и долговечные.По свидетельству разработчиков, колодки итальянских дисковых задних тормозов при эксплуатации по запылённым просёлочным дорогам истирались до металла за 500—600 км пробега. Кроме того, тормозная динамика версии с дисковыми тормозами просто не была бы востребована в СССР, где остальные автомобили в те годы имели ещё худшие тормоза даже в сравнении с автомобилями ВАЗ с барабанными задними механизмами.
Сцепление претерпело увеличение размерности со 180 мм до 200, а коробка передач имела доработанную конструкцию синхронизаторов. Внешне автомобиль притерпел не так много изменений: конструкторы ограничились добавлением левого бокового зеркала и изменением конструкции дверных ручек. Если говорить о салоне, то интерьер был сделан, на уровне тех лет, достаточно добротно, и за время производства он лишь слегка косметически модернизировался.
Всего в конструкцию «Фиата» было внесено более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами. Следует отдать должное уважение
итальянцам, ведь как ни крути, а все таки они были родоначальниками Fiat 124, который впоследствии послужил основой для создания ВАЗ 2101.

Вопреки распространённой легенде, с самого начала «Жигули» собирались целиком из локализованных частей, без поставок деталей с «Фиата» (тем более что большая часть узлов «копейки» имела более или менее существенные отличия от оригинального Fiat 124, производящегося в Италии). Штампы и клейма же оставались в первое время «фиатовскими», так что соответствующее обозначение вполне могли нести и детали, изготовленные в СССР на итальянском оборудовании. По мере внесения в конструкцию автомобиля изменений и естественного износа оснастки они стали исчезать. Качество изготовления автомобилей ВАЗ действительно со временем снижалось, но эта тенденция находилась в полном соответствии с теми, которые были характерны в те же годы для всей советской, не только автомобильной, промышленности.

Впоследствии ВАЗ 2101 получил несколько модификаций, а именно 21011 — основные изменения пришлись на модификацию кузова, салон которой получил более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки. На стойках кузова ВАЗ 21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и указатели поворота получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать фонарь заднего хода. И вторая модификация — модель 21013, которая отличалась от 21011 лишь обьемом двигателя — 1.2 На базе ВАЗ-2101 был создан также универсал ВАЗ-2102 — но это уже совсем другая история.

Всего АВТОВАЗом было выпущено 2 700 000 “копеек”.

В заключении хотелось бы сказать, что в 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом “За рулем”, ВАЗ 2101 признан “лучший российский автомобиль столетия”!, а на момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия!

Вот так вот, так что Дорогие обладатели ВАЗ 2101, любите и берегите своих железных коней, ведь каждый из вас является обладателем не простого автомобиля, а Легенды Советского Автопрома!

Я старался для Вас, а не для повышения рейтинга, но все же будет приятно если Вы кликнете на звездочки, прочитав эту историю, тем самым оценив мои старания 🙂



>Клуб владельцев автомобилей ВАЗ

Внимание краш тест для модели 2101 не проводился, поэтому мы ориентируемся на ваз 2106.

Краш тест ваз 2106

ВАЗ-2101 пострадал от смещенного удара в деформируемый барьер на скорости 64 км/ч!

Передняя левая стойка ушла назад на 100 мм — это как раз пороговая величина. Дверь, лишь выгнута наружу,но не сломана. Умеренная складка на крыше.

В салоне, правда, картина иная. Баранка вновь, как это было у большинства испытанных нами отечественных машин, смята грудью и головой манекена — и задрана высоко к потолку. Центр рулевого вала смещен на 125 мм назад, на 40 мм вправо — и аж на 190 мм вверх. Металл пола в районе соединения с порогом разорван. Есть разрывы и в месте, где к передней стойке крепится поперечина, которая проходит под панелью в салоне. А пол под водителем просто «провалился». Соответственно, водительское сиденье ушло вниз и наклонилось вперед. Да так сильно, что манекен просто припечатало спинкой кресла к рулю!

Со столь сильной деформацией пола на автомобилях классической компоновки мы сталкиваемся далеко не впервые. Причина в том, что при смещенном ударе силовой агрегат уходит в сторону и немного вверх, действуя при этом подобно рычагу и выгибая пол вниз за точки крепления опоры коробки передач. Здесь бы предусмотреть какую-нибудь защиту — например, «самосрезающиеся» при определенном виде воздействия болты опоры. Но ни на вазовской «классике», ни на Волге, этого нет.

Руль как мог смягчил удар головой — интегральный коэффициент вероятности травмы головы HIC вдвое ниже опасной величины в 1000 единиц. Помогло и то, что основной контакт лица с баранкой пришелся не на ступицу, а на левые спицы — ведь рулевой вал немного увело в сторону пассажира. Но посмотрите на пик перегрузок — замедление в 88g действовало на «мозг» дольше допустимых медиками трех миллисекунд. А это уже считается опасным: голова на схеме — красная. Нагрузка на грудь от ремня немалая, плюс к этому «водитель» c силой налег на руль. А за это справедливо полагается снижение оценки — травмы ребер при таком контакте более чем вероятны! С ногами тоже беда — достаточно посмотреть, как зажало бедолагу Гибрида между креслом и панелью… Датчики в голенях зафиксировали повышенные изгибающие нагрузки, вдобавок ноги могут пострадать от торчащих педалей. Особенно «отличилась» педаль сцепления — ее площадка ушла не только на 315 мм назад, но и на 130 мм вверх.

И лишь колени можно считать в относительной безопасности. Несмотря на то, что передняя панель здорово вмята в местах контакта с коленными чашечками, нагрузки на «бедренные кости» невелики. Тут сыграла свою роль мягкая накладка панели — и то, что металл под ней очень податливый. Но что будет, если удар левым коленом придется чуть левее и ниже — в блок предохранителей? А если правое колено ударится о металл кронштейна рулевой колонки?

«Пассажиру» тоже не повезло. Во-первых, он достал головой до панели. И несмотря на то, что она в «Копейке» довольно мягкая, травмобезопасная и лишена высокого козырька, удар оказался сильнее, чем у «водителя». Коэффициент HIC равен 941 — очень близко к пороговой тысяче. Но хуже то, что пик замедления превысил отметку в 140g. Поэтому, как и в случае с «водителем», голова пассажира при фронтальном столкновении — в опасности. А нагрузка от ремня на грудь и вовсе «зашкалила» — тарированные «ребра» вдавило на 59 мм при максимально допустимых 50 мм. Пассажиру «светит» не только сотрясение мозга, но и перелом ребер…

Самое интересное, что при подсчете баллов по методике EuroNCAP даже при максимально строгой пенализации ВАЗ-2101 все же набирает два балла — их в «копилку» принесли невысокие нагрузки на бедра обоих манекенов.

Во-первых, качество сборки кузова этой «Копейки» неплохое — металл начал рваться лишь в нескольких наиболее нагруженных местах..

Во-вторых, при фронтальном столкновении ВАЗ-2101 может оказаться жестче, чем ВАЗ-2107. Утверждать это мы можем с известной долей осторожности — всем известно, насколько сильно могут отличаться друг от друга отечественные автомобили одной модели, выпущенные в разные дни. Кузовные детали штампуют из разного металла, сварку могут вести в более или менее изношенных кондукторах…

Но если результат этого краш-теста — не случайность, а закономерность, то ВАЗ-2101 с точки зрения пассивной безопасности лучше, чем ВАЗ-2107! И это при том, что «Копейка» появилась гораздо раньше «семерки».

Но это, увы, отнюдь не повод для радости. Правильнее будет сказать иначе — ВАЗ-2101 лишь немного менее опасен при аварии, чем ВАЗ-2107. Потому что два балла или ноль из 16 возможных — разницы практически никакой. Как говорят ученые, разница лежит в пределах погрешности измерений. В данном случае — в пределах погрешности методики оценки EuroNCAP. И при столкновении любой вазовской «классики» с более современным автомобилем, будь то ВАЗ-2110 с его четырьмя баллами по шкале EuroNCAP или наш рекордсмен по безопасности Renault Symbol, людям в салоне заднеприводного ВАЗа придется заведомо хуже.

Повреждения автомобиля в реальных условиях зависит от оппонента. Чаще всего они не столь глобальны, но учитывая возрастной износ кузовов «Копеек» сила деформации зависит от степени ослабления несущей части.

Перечень повреждений при врезе ВАЗ-2101 в деформируемый барьер на скорости 64 км/ч.

Передняя стойка ушла назад на 100 мм
Дверь погнулась наружу
Складка на крыше
Салон развалился
Руль помялся годовой и грудью манекена
Металл разорван в районе соединения с порогом
Пол провалился
Сиденье упало вниз

Тем не менее, безопасность «копейки» не велика, так как 2 балла маленький результат из возможных 16-ти. Если сравнивать столкновение ВАЗ-2101 с современными автомобилями, пассажирам «копейки» достанется больше травм.

Оценки по методике EuroNCAP

Автомобиль Кол-во баллов по методике EuroNCAP (из 16-ти возможных) Показатели оценки
ВАЗ-2101 2 Небольшие нагрузки на бёдра манекенов, разрыв металла в особо нагруженных местах

Лада 2101 ДЖИГули ›
Бортжурнал ›
Краш-тест EuroNCAP или 4-этап Автоспринта в г.Златоусте

Всем Здрасте! В выходные поехали на спринт в г.Златоуст. Выбор ещё был поехать на ралли в п.Новогорный, но туда и денег надо было больше, да и машина после постройки каркаса ни разу не выезжала! Даже больше скажу, я её даже завести не смог и не успел, закончил собирать всё на свои места, привернул ковш, закончил с проводкой и прочей мелочью, сделал замки капота

замочки

ну время уже была ночь, сперва хотел ехать своим ходом, но и к лучшему это было как выяснится позже, и ковша второго ещё не было, поехали на подкате, потащил Саня Mackedonow
Не доезжая буквально чуть чуть, пришла идея завести её прям на подкате с толкача катясь под горку, но всё было безуспешно, свечи закидало в злам да и на улице было минус 20) Но да ладно, были новые свечи, потом поменял с первого пинка, всё заработало!

Полный размертепло капец как!
ну а дальше, машина заработала, всё хорошо, даже холостой есть) и работает всё) даже поворотники заработали, которые не работали в гараже!
Наступает моя очередь тренировки, 5 кругов, колёса шип 4.5, вообще отвык от машины, еду как пьяный, то туда то сюда, да ещё и руки только на втором круге почувствовал, холодно капец! только прошлой зимой на ней гонял. Прокатился, всё вроде норм, хоть настроение поднялось, давно не гонял. С машиной вроде тоже ничё, всё в порядке.

Наступает уже моя очередь в заездах, заводить, чёт не заводится, зажигание включаю, тишина, крутит но не пускается, чёт подозрительно тихо, потом дошло что бензонасос не качает, пошевелили релюхи предохранители с Саней, оп всё норм, ещё один косячок вылез! надо будет просмотреть!

Заезд свой откатал уже получше, результат был хороший! Стало и потеплей да и машина прогрелась, руки хоть чувствовал когда руль крутил)

Настал момент второй попытки
Еду, первый круг, норм, на втором пропадает тяга, ничё понять не могу, то тянет то не тянет, сперва подумал релюхи и предохранители опять, но потом ещё оч сильно завоняло бензином, потом зрители говорили что когда мимо проносился запах доходил до них! Короче пытаюсь до тарахтеть дальше, машина так и не едет, на 4 круге, в одном из поворотов, как обычно пытаюсь закинуть машину газом в поворот, а на внутрике там как раз кучка снега, т.к. тяга пропадает в нужный момент, машине в поворот не влитает, я одной стороной проезжаю по кучке, ну и дальше чуть на боку прокатился, потом на крыше!

Как то машинально быстро я заглушил мотор, и отстегнулся из ремней, и начал вылазить из машины! Единственное чего я не понял, это что я вылез из пассажирской двери а не из своей, тут уже прибежали пацаны! Единственное когда отстегнулся, бахнулся на голову и на плечо, естественно в шлеме, но это ничего, чуть плечо день по болело и всё. Полный размеря смог…)
Перевернули машину, оттащили! Но тут самое интересное, детально рассмотрев всё! не можем понял, почему мотор вперёд на радиатор навис! Смотрели смотрели, потом пацаны уже говорят, дак он с опор слетел, на одной опоре не было гайки, вторая оч сильно прослабла! И тут всё стало на своих места, короче, на трассе было несколько кочек/ям, а я не брезгаю попрыгать на них, дак вот, раскрутились опоры давно, и видимо на кочке подпрыгнул мотор и выскочил из креплений, и передавил и надорвал топливную трубку, которая в идёт в очень очень очень не удобном месте между головой и и моторным щитом, пропала тяга, ну и моя тупость закидывать в поворот не едущую машину) Вот как то так) Через 2 недели будет ещё этап, на чистом льду уже, туда надо обязательно попасть! и через три едем на ралли «Малахит» нулевым экипажем! Надо успеть всё сделать) Новая крыша, проще заменить, и новое крыло, ну и прикрутить мотор хорошо и разобраться с топливными трубками! Полный размерВот так вот

Каркасу никаких повреждений, кузов, терпимо, всё заменяемо, важные участки не пострадали! я тоже цел) Так что вот такие приколы бывают с опорами! Всем успехов! Ах ну да, забыл чёто, в абсолюте по результатам первой попытке занял первое место в абсолюте!

ВАЗ-2101 «Жигули» — советский заднеприводный автомобиль малого класса с кузовом типа седан.

Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе.

На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий».

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём».

За все время производства (с 1970 по 1988 годы) Волжский автомобильный завод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

1972 ВАЗ 2101 итальянска
Владельцев по ПТС: 3
Пробег: 75000 км
Мощность двигателя: 64 л.с.
Состояние: не битый
Объём двигателя: 1.2
VIN или номер кузова: 1233434****55

ваз 2101 1972г. последний выпуск из итальянских комплектующих оригинальные диски с резиной,сейчас стоят новые диски от тройки , обработка днища корабельным суриком.Авто на ходу(не эксплуатируется) стоит в гараже в Лен. области.

>История и описание автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»

ВАЗ-2101 «Жигули»

ВАЗ-2101 — это первый автомобиль Волжского автомобильного завода, который выпускался с 1970 по 1988 годы. Это заднеприводный автомобиль малого класса I группы для массового потребления с кузовом «седан». Его прототипом послужил итальянский Fiat 124. В народе ВАЗ-2101 называли сначала «единичкой», а затем это название полностью вытеснено «копейкой».
Fiat 124 На платформе этого автомобиля создано целое семейство разных машин с различными типами кузовов, названные «классическими», и последний из этого семейства выпущен в 2012 году. Модификация с кузовом «универсал» называется ВАЗ-2102, а улучшенная комплектация имеет код ВАЗ-2103. Всего было произведено 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101. По версии журнала «За рулем» он был назван лучшим советским автомобилем 20-го века.

Немного истории

ВАЗ-2101, вид спереди В 1966 году наши специалисты познакомились с итальянским автомобилем Fiat 124, который годом позже получил награду «Европейский автомобиль года». По итогам испытаний на русских дорогах наших инженеров не удовлетворили — долговечность кузова, малый клиренс, задние дисковые тормоза, коробка передач, а также был полностью отвергнут устаревший нижневальный двигатель.
ВАЗ-2101, вид сзади Всего в конструкцию было внесено около 800 изменений, таких как задние барабанные тормоза, усиленной передней подвеской, модернизированную заднюю подвеску, карданная передача с промежуточной опорой, синхронизаторы в коробке передач, усиленное сцепление и другие, более мелкие. В итого автомобиль стал более комфортным и управляемым по сравнению с итальянским прототипом. А возможность сложить сиденья так, чтобы получились спальные места, была высоко оценена владельцами.

ВАЗ-21011, вид спереди ВАЗ-21011, вид сзади ВАЗ-2101, интерьер

Модификации ВАЗ-2101

  • ВАЗ-2101 «Жигули» — первоначальный вариант, двигатель 1,2 литра (1970—1983);
  • ВАЗ-21011 «Жигули-1300» — с модифицированным кузовом и более мощным мотором объемом 1,3 литра мощностью 69 л.с. (1974—1983);
  • ВАЗ-21013 «Lada-1200s» — тот же кузов, что и ВАЗ-21011 но с двигателем объемом 1,2 литра (1977—1988);
  • ВАЗ-21012 — праворульный вариант автомобиля ВАЗ-2101 (1974—1982);
  • ВАЗ-21014 — праворульный вариант автомобиля ВАЗ-21011 (1974—1982);
  • ВАЗ-21015 «Карат» — автомобиль для спецслужб с двигателем от ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком и задней подвеской от ВАЗ-2102;
  • ВАЗ-21018 — с односекционным роторным двигателем ВАЗ-311 мощностью 70 л. с.;
  • ВАЗ-21019 — с односекционным роторным двигателем ВАЗ-411 мощностью 120 л. с.;
  • ВАЗ-2101 пикап — с кузовом пикап грузоподъёмностью 250-300 кг;
  • ВАЗ-2101-94 — кузов от ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1,5 литра от ВАЗ-2103;
  • ВАЗ-21016 — кузов от ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1,3 литра от ВАЗ-21011.

ВАЗ-2102 «Жигули»

ВАЗ-2102, вид сзади ВАЗ-2102 — заднеприводный советский автомобиль малого класса на базе ВАЗ-2101, но с 5-ти дверным кузовом типа «универсал». Автомобили полностью унифицированы друг с другом, различия только в задней части кузова и задней подвеске, которая была усилена для бо́льшей грузоподъемности. Производился на заводе в Тольятти с 1971 по 1986 годы.

Модификации ВАЗ-2102

  • ВАЗ-2102 — базовая модель с двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 62 л. с.;
  • ВАЗ-21021 — с двигателем от ВАЗ-21011 объемом 1,3 литра и мощностью 69 л.с.;
  • ВАЗ-21021-01 — с двигателем от ВАЗ-21011 объемом 1,3 литра и приборной панелью от ВАЗ-2103;
  • ВАЗ-21021-02 — с двигателем от ВАЗ-21011 объемом 1,3 литра приборной панелью от ВАЗ-21011;
  • ВАЗ-21022 — с правым расположением рулевого управления;
  • ВАЗ-21023 — c салоном и двигателем от ВАЗ-2103 объемом 1,45 литра и мощностью 71 л. с.;
  • ВАЗ-21024 — праворульная модификация автомобиля ВАЗ-21021;
  • ВАЗ-21026 — праворульная модификация с салоном и двигателем от ВАЗ-2103.

ВАЗ-2103 «Жигули»

ВАЗ-2103, вид спереди ВАЗ-2103 «Жигули» — заднеприводный советский автомобиль малого класса II группы с кузовом седан. Производился на заводе в Тольятти с 1972 по 1984 годы. Это более комфортабельный вариант седана ВАЗ-2101. Самым основным отличием является геометрия салона — он стал на 15 мм выше, а также более качественная отделка и полностью новая приборная панель. Силовой агрегат ставили мощнее — объемом 1,5 литра мощностью 71 л.с. За весь период было выпущено около 1,3 млн. автомобилей.

Модификации ВАЗ-2103

  • ВАЗ-21031 — с двигателем от ВАЗ-2106 объемом 1,6 литра мощностью 80 л. с.;
  • ВАЗ-21032 — праворульная модификация (1973—1981);
  • ВАЗ-2103 Lada 1500S Automatic — с автоматической коробкой передач 3L30 (TH180) производства General Motors (1977—1983);
  • ВАЗ-21033 — с двигателем от ВАЗ-21011 (1977—1983);
  • ВАЗ-21035 — экспортная с двигателем от ВАЗ-2101 (1973—1981).

ВАЗ-2103, вид сзади ВАЗ-2103, интерьер ВАЗ-2103, панель приборов