Зарплата на заводе

Серьезными перебоями в производстве автомобилей и двигателей Volkswagen в Калуге и даже полной остановкой конвейеров грозят недовольные своими окладами рабочие завода. Как стало известно Autonews.ru, между руководством предприятия и персоналом идут ожесточенные переговоры, в ходе которых Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА) выдвинул требование повысить оклады всем рабочим предприятия на 70%.

В профсоюзе объяснили это более высоким уровнем инфляции в Калуге по сравнению с рядом городов России, а также резким ростом производительности труда, несмотря на переход предприятия с трех смен на две.

Цены растут, оклады — еще докризисные

«Инфляция в Калуге с 2013 г. составила 49%, а наши оклады с тех пор выросли всего на 23% и в среднем составляют 38 тыс. рублей, — рассказал Autonews.ru председатель калужского отделения МПРА Дмитрий Трудовой. — Да, вместе с тем у нас появились единоразовые выплаты. Ежегодный бонус, который выплачивается в конце года и составляет около 27-28 тыс. руб. увеличили на 1 тыс. рублей. Кроме того, в кризисные годы мы заключили с работодателем соглашение — поскольку индексировать оклады возможности не было, с нами стали расплачиваться рабочим временем. То есть мы стали меньше работать — не 40 часов в неделю, а около 38. Это можно сравнить с повышением оклада на 5%. По этой схеме мы работаем до сих пор. Но в итоге работодатель все равно не доиндексировал нам 22-23% оклада».

Смен меньше, работы больше

Еще один аргумент, который приводит представитель профсоюза в пользу необходимости повышения оклада, — резкий рост производительности труда. В 2017-м — на 13%, а в 2018-м — на 17%.

«За два года этот показатель вырос на 30%. Притом что у нас сократили одну смену из трех, — объясняет Трудовой. — Но даже за две смены мы производим почти столько же автомобилей, что и за три. Сейчас появилась третья ночная смена, но совсем небольшая. Дело в том, что одновременно на предприятии увеличилась и скорость конвейера, а на производственных линиях то, что делала бригада из 20 человек, теперь выполняют 10–12. Конечно, за эти годы многие процессы были автоматизированы. Но не так, как на заводах VW в Европе. Так, в кузовном цехе нет ни одного сварщика, а у нас практически все варится вручную. В кризис были и массовые сокращения людей, то есть работы стало больше. Мы считаем, что с ростом производительности труда должен расти сам оклад. Не общая зарплата, которую мы получаем с учетом всех дополнительных переработок, а именно оклад. Мы установили планку 70%, а дальше будем договариваться».

По словам Трудового, Volkswagen приводит другие расчеты. Компания в качестве ориентира называет полученную сотрудниками заработную плату на руки. «Она, конечно, выше оклада и учитывает все премиальные, ночные, доплату за вредность, сверхурочные и работу в выходные. Получается более 50 тыс. рублей, — объяснили в профсоюзе. — И вот Volkswagen сравнивает то, что мы получали в кризисный период, когда все часто сидели в простое, с нынешними временами, когда мы уже начали выходить работать по ночам. Это несправедливо. Да и средняя заработная плата у нас резко выросла только после того, как на заводе сократили рабочих с низкими окладами. Мы считаем, что раз предприятие показывает прибыль, то и сотрудники должны получать больше. В VW сначала с нами не соглашались, потом предложили поднять оклад на 2,9%, потом — на 4,6%. Но мы считаем, что этого недостаточно: с 6 по 8 мая у нас будут идти переговоры».

Готовы к забастовкам

В профсоюзе рассказали, что у них уже готова «дорожная карта» действий, которые они будут поочередно предпринимать в зависимости от предложений Volkswagen. «Не думаю, что мы сразу обо всем договоримся, но план у нас готов, — рассказал Трудовой. — В нем есть и итальянская забастовка, и День донора, в который мы можем все вместе собраться и пойти сдавать кровь, после чего обязателен оплачиваемый отгул. Можем также потребовать проходить медосмотр в рабочее время, как это прописано в законе, а не так, как сейчас от нас требуют: до начала смены. Все это может надолго парализовать работу завода. Мы в профсоюзе уже готовы к забастовке, но это решение должны принять все сотрудники, а они чувствуют, что стали получать меньше. Но мы видим, что и работодатель готов к забастовке. У нас на складах стоит около 7 тыс. готовых машин, места уже нет. Мы производим на 500 машин в неделю больше нормы — то есть запас автомобилей на экстренный случай на заводе есть».

В свою очередь еще один член профсоюза, сотрудник цеха окраски Дмитрий Толченников, подтвердил, что сотрудники предприятия готовятся к затяжному коллективно-трудовому спору.

«Когда был кризис, мы полностью поддержали предприятие, ничего не просили, но сейчас дела идут лучше: руководство представило финансовый отчет, согласно которому по итогам 2018 года Volkswagen Group Rus заработал 8,7 млрд руб. чистой прибыли. А по итогам 2017 года было 5,2 млрд чистой прибыли. Лучшие показатели были только в 2012 году — 10,5 млрд. За все время работы в России, с учетом тяжелого 2015 года (-7,4 млрд.), Volkswagen Group Rus заработал 22 млрд рублей. Но руководство начало жаловаться, что денег нет, долги пред поставщиками 75 млрд рублей, долги перед инвесторами в три раза больше, чем заработали за все время. Но мы считаем, что дела у компании стали идти лучше, а значит, надо делиться. Кроме того, сейчас с рынка ушли легковые автомобили Ford — это для нас тоже позитивный момент, так как можно занять их нишу. В ближайшее время обсудить нашу ситуацию приедут представители работников заводов VW в Центральной и Восточной Европе и секретарь производственного совета концерна Volkswagen».

Volkswagen Group Rus продолжает инвестировать в Россию

На данный момент на предприятии в Калуге ведется высоколокализованное производство моделей Volkswagen Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. Его максимальная производственная мощность составляет 225 тыс. автомобилей в год. На территории также находится завод по производству бензиновых двигателей 1.6 MPI. Всего в производстве занято около 4,8 тыс. человек, включая офисный персонал. В феврале 2018 года предприятие получило награду Transformer of the Year за лучшие показатели эффективности среди заводов марки Volkswagen в мире.

В пресс-службе Volkswagen Group Rus Autonews.ru сообщили, что в настоящее время в компании проходят плановые переговоры об условиях следующего коллективного договора.

«Мы обсуждаем различные позиции коллективного договора, такие как повышение заработной платы, социальные гарантии, премии по результатам работы и т. д. Уже сейчас на нашем предприятии мы предлагаем заработную плату выше среднего уровня в регионе. Компания осуществляет крупные инвестиции в локальную экономику, создает рабочие места и обеспечивает стабильные условия труда для своих сотрудников. Наша главная задача — поддержка эффективного бизнеса, который может обеспечить рабочие места в будущем в различных экономических условиях. Мы полностью готовы к конструктивному и открытому диалогу с нашими сотрудниками», — объяснили в пресс-службе.

За 12 лет работы в России концерн Volkswagen Group инвестировал в Россию 1,83 млрд евро. Из них около €500 млн пришлось на кризисный 2014 год. Компания считается одним из крупнейших экспортеров в автомобильной промышленности. Как рассказывал Autonews.ru глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович, в ближайшие пять лет концерн, включающий такие бренды, как Audi, Skoda, Porsche, Bentley и другие, планирует вложить 40 млрд руб. в развитие своей работы в России.

Предполагается, что эти инвестиции будут сделаны в рамках подписания с правительством специального инвестконтракта (СПИКа) — заявка была подана группой в конце 2018 года. Эту сумму компания хочет потратить на обновление модельного ряда и запуск новых моделей, а также на развитие мощностей завода по производству двигателей Volkswagen в Калуге. Сейчас предприятие производит моторы 1,6 — в VW хотят увеличить объемы производства, чтобы экспортировать двигатели из России по всему миру, а также добавить производство моторов 1,4 TSI. Кроме того, VAG планирует возобновить выпуск автомобилей Audi.

Вот что об этом сами рабочие думают:

«Рабочие АВТОВАЗа сочли 7% прибавку к зарплате издевательством на фоне срезания доплат
Вчера, 18 июня, на АВТОВАЗе объявили о грядущей 7% прибавке к зарплате. Между тем подавляющее большинство вазовцев считает: на фоне срезания доплат это, в целом, издевательство. В частности, новость об этом, опубликованная в крупнейшем городском vk-сообществе «ТОЛЬЯТТИ» с подачи Татьяны Чайкун, представляющей официальный профсоюз АСМ, собрала исключительно горькие, едкие или саркастические комментарии.
Вот некоторые из них:
«Одной рукой дадут, другой отберут. Придумают массу способов что-то недоплатить или снять какие то иные доплаты, которые были ранее. 1000 и 1 способ запудрить мозги гражданам».
«Уже! Уронили вредность с 16 до 4%».
«Условия труда снизили до 4%, вредность снимают. Почему профком об этом не пишет???»
«16 отобрали, 7 дали. И на этом спасибо… И еще в заслуги АСМ записали, ха-ха-ха».
«Профмастерство срежут под ноль, что народ дурят? По налогу отчисления не видно что-ли? Я в 2008 больше получал».
«Убрали все коды , отобрали молоко и допотпуска, с кислотами как работали, так и работаем. Зато все в индексацию зарплаты возвели. А она, родная, как топталась на месте, так и топчется».
Вообще, как отмечают в vk-сообществе «Рабочие АВТОВАЗа», самая неприятная тенденция в том, что гарантированная часть оплаты труда снижается в пользу премиальной. Другими словами, вместо ситуации «работодатель обязан платить» складывается иная: работодатель может заплатить. Если захочет. А может и не захотеть, сославшись на проблемы. Как отмечают в РА, подобное происходит по всей стране:
«На «Барнаульском вагоноремонтном заводе» с 1 апреля 2019 года вступила в силу система премирования. Введение этой системы обосновали, конечно же, благими целями — повышением эффективности работы и материальной заинтересованности работников. От чего теперь зависит размер оплаты труда работников Вагоноремонтного завода?
В положении о премировании сказано: «Премирование работников Общества осуществляется по итогам работы за месяц при наличии положительного результата». Этот пункт уже должен заставить работников насторожиться.
Получается, работа может быть выполнена в полном объёме, а, если «положительного финансового результата» у предприятия нет (не нашли рынка для сбыта продукции), то «премию» работники за отработанный месяц не получат».
..

«АвтоВАЗ» снижает зарплаты всем сотрудникам и выпускает новые модели

На фоне качественного обновления модельного ряда отечественный «АвтоВАЗ» объявил о существенном сокращении заработной платы всем сотрудникам без исключения. Как рассказал президент предприятия Бу Андерссон, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о будущем персонала завода в 2016 году, заработок всех служащих и рабочих будет сокращен на 20% уже с 15 февраля. Это связано с тем, что конвейер автогиганта перейдет на четырехдневный график работы.

Реклама

Работы меньше, зарплата ниже

«Перед нами стоит много вызовов, мы говорили на эту тему с представителями как местного, так и федерального правительства, — сказал Андерссон. — Недавно у нас была возможность пообщаться с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Я поблагодарил его за сильную поддержку со стороны правительства в виде программы утилизации в прошлом году.

Я показал ему автомобили Vesta и XRay, и Медведев был очень удивлен, он оценил их технические преимущества.

Также на этой встрече я поблагодарил Внешэкономбанк за их поддержку и финансирование проектов. Производственный план группы компаний «АвтоВАЗ» в этом году составит 486 тыс. автомобилей. При этом мы будем стабильно сохранять нашу рабочую силу и удерживать нужное количество людей на производственных линиях. Мы начали с того, что в январе перевели около трех тысяч сотрудников на социальные и другие типы работ. С 15 февраля мы перейдем на четырехдневную неделю. Все из нас будут получать заработную плату на 20% меньше. Включая меня».

Андерссон также рассказал, что уже обратился за помощью к правительству с запросом о том, чтобы получить 2 млрд субсидий для работников «АвтоВАЗа».

«У нас есть очень понятный план и очень хорошие люди, — отметил Андерссон. — Мы позаботились о них в прошлом году, когда мы стали единственным заводом, который работал по обычному графику. Позаботимся и в этом — все идет к тому, что «АвтоВАЗ» станет одним из немногих предприятий, которое будет работать стабильно в 2016 году».

На «АвтоВАЗе» будут добиваться индексации

Отметим, что в прошлом году сотрудники «АвтоВАЗа» не раз пытались привлечь внимание руководства к проблеме заработной платы и организовывали митинги с требованием 20-процентной прибавки к окладу. В итоге под давлением официального профсоюза на «АвтоВАЗе» все-таки была проведена индексация заработной платы в июне 2015 года — она выросла на 6%.

Как рассказал «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев,

в настоящее время средняя заработная плата по предприятию в Тольятти составляет 28,5 тыс. руб. Но при этом не учитывается размер оплаты труда менеджмента и тех, кого перевели на социальную работу.

«На заводе в коллективном договоре есть обязательства перед сотрудниками по размеру минимальной заработной платы, — пояснил Зайцев. — Так, она должна быть не ниже 1,3 прожиточного минимума. Это немного больше чем 12 тыс. руб. Но по факту на заводе таких зарплат нет, они всегда выше. Размер заработка зависит от многих факторов — от разряда, тарифной ставки, того, где работает человек. К примеру, если «автовазовец» работает транспортировщиком, то будет получать меньше тех, кто трудится на конвейере. На том же конвейере, если выходишь на двойную смену, можно подзаработать еще больше, но сейчас это случается крайне редко. В целом оплата труда рабочих на конвейере равна той самой средней заработной плате на всем заводе.

Теперь мы все будем получать на 20% меньше, но это касается только Тольятти, завод в Ижевске продолжит работать по стандартному графику».

О соответствующих организационных изменениях сотрудников известили заранее, с соблюдением всех требований законодательства.

«Приказ готовился за два месяца, и нас сразу поставили в известность, — признался Зайцев. — Конечно, у людей настроение далеко не бодрое. Но, с другой стороны, все понимают, что решения в такой ситуации только два: либо сокращение зарплаты на 1/5, либо сокращение 1/5 от всего персонала. То есть люди понимают, что лучше так, чем на улицу, потому что на улице работы нет либо там платят по две копейки. Поэтому придется поднатужиться. Что касается даже небольшой подработки, то найти ее сможет лишь небольшое количество людей».

Поскольку в Тольятти найти работу сейчас практически невозможно, сотрудники завода, по словам представителя профcоюза, готовы взяться за любое занятие, только бы заработать и свести концы с концами.

«Мы очень ждем соответствующего постановления правительства, которое поможет нам получить дополнительные средства на оплату общественных работ, — рассказали в профсоюзе. — Так, у нас уже есть отработанные схемы и договоренности с мэрией города. Мы готовы подстроиться любым образом. Очень хорошо, что наш вопрос находится в приоритете у президента России.

Важно, что и сами мы не смиримся с урезанием зарплат и будем в этом году бороться за проведение новой индексации».

«АвтоВАЗ» представляет новинки и наращивает экспорт

На фоне объявления о переходе завода в Тольятти на укороченную рабочую неделю «АвтоВАЗ» продолжает выпускать на рынок обещанные новинки. Так, в Сочи состоялась презентация кроссовера Lada XRay, официальные продажи которого стартуют в России 14 февраля. Известно, что уже с апреля начнется экспорт этого автомобиля в Венгрию. До конца года, согласно прогнозу, должно быть продано более 20 тыс. этих автомобилей.

Рекомендованная розничная стоимость новинки стартует с отметки 589 тыс. руб. Промежуточные комплектации предлагаются за 628, 653 и 693 тыс. руб. Топовая версия с двигателем Lada 1,8 и AMT стоит 723 тыс. руб.

В оснащение этой версии входит пакет Prestige с обогревом лобового стекла, камерой заднего вида, климат-контролем, датчиками дождя и света и усиленной тонировкой стекол. Вслед за моноприводной версией должна появиться и полноприводная модификация XRay уже с приставкой Cross. Несмотря на то что ранее в СМИ появлялась информация о том, что ее можно будет увидеть на конвейере уже в 2017 году, Андерссон точную дату старта продаж не уточнил, ограничившись осторожным заявлением о том, что «пока даты старта продаж обсуждаются, поскольку автомобиль должен оснащаться полным приводом мирового уровня».

Что касается модели Vesta, продажи которой начались в прошлом году, то на заводе утверждают, что продают по сто этих автомобилей. Однако конкретных планов на 2016 год не назвали.

Известно, что этот автомобиль также отправится на экспорт в Венгрию наравне с XRay. В сентябре 2016 года ожидается выход на рынок Lada Cross в кузове «универсал» и приводом 4 на 2. В дальнейшей перспективе может появиться полноприводный универсал Lada Cross, а также Lada Vesta хетчбэк.

Управляющий партнер EURussia Иван Бончев отмечает, что продвигать новую модель «АвтоВАЗ» должен за счет поддержки своих дилеров и потребителей. Выводить на рынок новую модель, когда продажи падают, сложно. В этой ситуации успех XRay будет зависеть от тех финансовых инструментов поддержки продаж, которые сможет предложить производитель, например, в области кредитования, — рассказал он «Газете.Ru». — Сама цена машины — это уже второстепенный вопрос, хотя чувствительность потребителей к стоимости автомобилей, особенно в бюджетном сегменте, сегодня крайне высокая».

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что даже при такой цене «АвтоВАЗ» сможет продать запланированное количество единиц XRay.

«Насколько я знаю, в Тольятти рассчитывают реализовать 20 тыс. машин этой модели за 2016 год, — рассказал «Газете.Ru» Удалов. — Думаю, это вполне реально.

— Конечно, потребители будут сравнивать, что они за эти деньги получат в Renault, а что в Lada. Кто-то может посмотреть и в сторону «китайцев».

Что касается сокращения зарплат на «АвтоВАЗе», то, по мнению собеседника, поддерживать рабочих должно государство. «Нужны какие-то инструменты государственной поддержки, потому что само предприятие не может ничего поделать в ситуации, когда рынок сжимается и падают объемы производства», — говорит Удалов.

Недавно я познакомился с человеком, который попросил меня поправить его сайт. Так и разговорились в аське. Он — обычный работяга на заводе. На каком — распространяться не хочет. И я с ним пообщался. С его же позволения выкладываю все вам.
>>Кем трудитесь? Какой график? Сильно устаете?

При устройстве на завод мне сказали, что берут меня сборщиком и в договоре прописан именно специалист по сборке из деталей готовой продукции.

В итоге после 3х дней работы на сборке меня начали отправлять на работу в цех по обработке металла. Сначала объясняли тем, что на сборке не хватает работы и для того чтобы я делал свою норму мне необходимо дорабатывать ее в другом отделе.

Так дальше и пошло, все чаще и чаще меня переводили в этот цех и на данный момент я месяц как минимум уже работаю только там, но числюсь сборщиком.

>> Сколько зарплата? Белая/черная/ серая? Можно ли брать подработку и есть ли вычеты?

По зарплате когда я устраивался обещали 1500 за смену, полностью белая и первый месяц я получил полностью как и положено сумму равную количеству отработанных умноженных на 1500 рублей.

Со второго месяца к странности работы в другом цехи добавилось желание руководства перевести весь завод на сдельную оплату.

Это значит, что я стал получать ровно столько, сколько сделал деталей. Конечно с одной стороны это хорошо, когда у тебя есть стимул делать больше и зарабатывать больше, но это возможно только не на этом заводе.
Каждый из нас понимает, что для того чтобы делать больше необходимо наличие трех условий: личное желание, качественное оборудование и конечно быстрая служба поддержки этого оборудования в случае его поломки.

К сожалению кроме первого остальных двух вариантов нет. Оборудование еле дышит , его наверное с момента открытия завода не обновляли, ремонтников из за большого количества станков приходится ждать по несколько дней.

А значит при даже огромном желании ты не сможешь сделать больше определенного количества деталей и зарплата твоя не превысит определенный минимум. Обычно это в пределах от 300 до 800 рублей в смену. Все зависит от станка или работы которую ты выполняешь сегодня.
Подрабатывать конечно можно, но опять тратя свои силы ты не увидишь той отдачи, которая должна быть. Поэтому когда стало известно о переходе на сдельную работу половина сотрудников сразу уволилась.

Но руководство это не заботит по одной причине: с работой в районе туго и других желающих много.

Когда я оттуда уйду и обязательно раскрою наименование производства.
Чтоб те кто заказывает у них продукцию задумались над качеством.

Ведь если каждый раз приходит новый человек и ему приходится вникать в вопрос, а за это время он столько косяков наделает, что страшно смотреть на итог работы.

Качество продукции завода на котором руководители, так раскидываются кадрами, будет и дальше только падать. Старенькие сотрудники будут уходить, а новые больше двух недель под такими условиями и с такой зарплатой не выдерживают и тоже уходят.

>> Какова дисциплина на заводе есть ли евростандарты?

По поводу дисциплины вопрос конечно интересный и для меня в некоторых вопросах непонятный. Для начала скажу, что рабочий день у нас с 8.00 до 17.00.
В цехе я должен быть за 10 минут до начала рабочего дня. Эти 10 минут руководство цеха должно проводить утренний инструктаж.

И ровно в 8.00 я должен встать за станок и начать работать. За опоздания угрожают штрафами. Я не опаздывал поэтому не знаю на сколько они реальны.
В течении дня у тебя есть первый перекур с 10.15 до 10.30, потом обед с 12.30 до 13.00 и второй перекур с 15.00 до 15.15. В остальное время ты не должен покидать территорию цеха даже в раздевалку. Туалет есть там же. Запрещено любое использование телефонов, а так же плееров и наушников, люди попадались и штраф составил 1000 рублей.

Не раньше чем в 17.00 я могу покинуть свой станок, а после этого я должен написать письменный отчет о том, какие работы и сколько я сделал за сегодня, мастеру цеха.
Говорить про евростандарты нет необходимости ввиду полного отсутствия данных условий на производстве.

>> Какие условия работы ?

В цехе металла обработки температура стоит порой под 40 градусов. Жалобы руководству не имеют смысла. Поставили вытяжку, но криво и не там, где она бы вытягивала жар. Вот и страдают люди. По правилам охраны труда ты должен работать в брюках и футболке или рубашке с рукавами (да с выдачей формы там беда, 50% сотрудников ходит в своей одежде), но уже через пару минут такой работы и в такой одежде ты весь промокаешь от пота.
И руководители не желают решать данную проблему, а люди помучаются и уходят.

>> А чем занимается завод? И сколько выходит зарплата?

Завод достаточно крупный, он часть большого холдинга который поставляет свою продукцию по всей России и страны ближнего зарубежья.
Данное предприятие находится в небольшом районе недалеко от Москвы, население района примерно 20000 человек.
В договоре у меня стоит оклад 18000 тысяч и остальное по итогам работы за месяц.
Первый месяц я получил 29000 второй жду на этой неделе.
По словам бухгалтерии не превысит 15000 за месяц.

>> Есть ли соц пакет и обеды?

Нет. Ежемесячно где-то 40% люди приходят, пару недель до первой зп работают и уходят. Есть основной костяк, которые давно работают, но они при должностях, те кто был старый обычными рабочим уходят.

(с) Записки Нищего

Сколько платят на автозаводах в России и за рубежом

Недавно президент АвтоВАЗа Николя Мор объявил, что поднимет зарплату рабочим, а спустя месяц руководство «Форд-Соллерс» также пообещало своим работягам прибавить 6% ближе к осени. Об этом написали все СМИ, которые пытаются освещать автомобильную тематику. Но мало кто написал, сколько именно получают сотрудники автозаводов в России.

Статистика на этот счет публикуется нерегулярно, а чаще всего скрывается. Однако большого секрета из этих зарплат нет и узнать, сколько же зарабатывают простые рабочие, можно легко. Именно простые: всякие там инженеры и управленцы не в счет, потому что разрыв среди них очень уж большой.

Объявления о вакансиях, публикации в прессе, общение в социальных сетях — все выдает реальные суммы без особых проблем. И даже с учетом «общей температуры по больнице», представления об уровне жизни составить можно. Ну а чтобы понять, сколько это — много или мало в глобальном масштабе, нужны сравнения с другими странами.

Зарплата на автозаводах Европы

Узнать про зарплаты рабочих на зарубежных автозаводах, как правило, тоже непросто, но есть исключения. Особенно все прозрачно в Германии. Немцы просто обожают подсчитывать доходы по отраслям, сферам и направлениям. Совсем недавно, в журнале Spiegel была опубликована статья о разнице в стипендиях обучающихся рабочих на автозаводах в Восточной и Западной Германии. Оказывается у них там до сих пор эта разница есть и вполне ощутимая: рабочий, который учится последний третий год (обучение у них солидное и подразумевает основательную подготовку) на предприятии в Баден-Вюртемберге, получает 929 евро в месяц, а в Бранденбурге (бывшая ГДР) только 630 евро. В рублях по нынешнему курсу это — 63 тысячи и 42,7 тысячи соответственно. После обучения зарплата вырастает сразу и потом сильно зависит от таких факторов, как стаж, квалификация и все тот же регион. На предприятиях Daimler в том же Баден-Вюртемберге средняя зарплата рабочих на автозаводе после налогообложения составляет около 2,64 тысячи евро (179,5 тыс. руб.), в восточных землях — около 2,1 тысяч (142,8 тыс. руб.). Федеральное статистическое бюро, а там можно найти все про немецкую жизнь, суммирует зарплаты не только по землям, но и по отдельным городам. Однако всех нюансов ведомство не учитывает. Например, статистика не показывает, что рабочий, который только что получил уровень подмастерья, зарабатывает в два-три раза меньше, чем тот, у кого стаж 10 лет.

Для сравнения проверяем зарплаты на АвтоВАЗе и «Форд-Соллерсе». Информации хватает, а группав социальной сети «ВКонтакте» «Рабочие АВТОВАЗа» помогает прояснить ситуацию без лишней официальной шелухи.

Выясняем, что больше 30 тысяч в Тольятти в цехах можно получить, только если предприятие работает пять дней в неделю. При этом надо понимать, что от цеха к цеху заработки могут отличаться процентов на 20-30%. Так, несмотря на все сокращения, в цех Б0 берут с улицы до сих пор и платят от силы 25 тысяч в месяц.

На совместном предприятии «Форд-Соллерс» заработки не намного выше: судя по открытым вакансиям, зарплаты варьируются от 25 до 35 тысячи рублей.

Да, жестокое это дело — сравнивать заработки российских рабочих, которые трудятся где-нибудь на АвтоВАЗе, с месячными зарплатами на предприятиях концерна Porsche или Mercedes в Западной Европе. Разница получится издевательской даже с учетом куда более высоких европейских цен. Но что если взять автозаводы в Румынии, Мексике, Китае, в Сербии и в Польше? Здесь уже нет такого вопиющего контраста.

Итак, Румынский автопром — это прежде всего Dacia. И как свидетельствует официальный сайткомпании, средний заработок в 2016 году среди линейного персонала составил 964 евро (около 65,5 тысячи рублей). Надо только понимать, что в Румынии работа на заводах Dacia считается престижной и хорошо оплачиваемой, да и оплата труда там повышается регулярно.

Намного хуже обстоят дела на автомобилестроительных заводах в Сербии. В 2016 году, осенью рабочие FCA Srbija провели очередную забастовку: они требовали повысить им зарплату, которая, по данным профсоюза, не превышала 456 евро — это 31 тысяча рублей. Кстати, они смогли добиться повышения, но только на 5%. Руководство предприятия, на котором выпускаются Fiat Punto и Fiat 500L, пошло на уступки из-за трехдневной забастовки.

Сколько платят на автозаводах мира

На мексиканских заводах в Сан-Луис-Потоси, где расположены предприятия GM, Ford и FCA платят больше, но не намного. По данным Wall Street Journal, в среднем по Мексике рабочие на автозаводах получают около 11800 песо (39,64 тыс. рублей). Но это очень грубое обобщение, потому что на одних предприятиях заработки доходят до 15000 песо (50.4 тыс.), как в упомянутом Сан-Луис-Потоси, а на других, как на севере в Монтеррее, меньше 10 тысяч песо.

О зарплатах в Китае написано и сказано очень много. Тот среднестатистический факт, что в прошлом году китайские заработки обогнали российские, много раз обсуждали в СМИ. Причина в том, что китайские зарплаты очень быстро росли за последние годы, а российские стояли на месте. По данным сайта autonews.gasgoo.com, китайские рабочие на автосборке в 2013 году получали чуть более 378 долларов в месяц без учета налогов (21,9 тыс. руб). А весной 2017 года тот же сайт зафиксировал совсем другие цифры — 534 долларов (30,9 тыс. руб). Китайцы не бастовали, просто объемы производства растут, а с ними и заработки.

Если в Китайской народной республике зарплата в автопроме ниже средней по стране, то в Польше она чуть-чуть выше. Польское статистическое управлениедает на удивление исчерпывающую информацию о зарплатах. Средняя польская зарплата по стране в 2017 году подобралась к отметке в 1 тысячу евро вплотную (990 евро). В автопроме, по данным за март, долгожданная тысяча стала, похоже, реальностью — 1008 евро.

Почти все автомобили, произведенные в Польше, отправляются на экспорт, а это более 23,9 млрд долларов в год (из РФ всего 2,5 млрд долл). Диверсификация и поставки в развитые страны делают польский автопром, если не престижным, то надежным работодателем. Правда многие поляки все равно уезжают работать в ту же Германию или в Великобританию, ведь там заработки в два раза выше.