Раф 977дм Латвия

РАФ-977

ЗМЗ

бензиновый, карбюраторный

2445 см3

70—75 л. с., при 4000 об/мин

166,7 Н·м, при 2200 об/мин

рядный, 4-цилиндр.

92 мм

92 мм

6,7

карбюраторы К-22И, К-105 или К-124
(однокамерные)

жидкостное

алюминий, мокрые гильзы из чугуна

алюминий

до капремонта — 250 тыс. км.

четырёхтактный

А-72, А-76

РАФ-977 «Латвия»
Общие данные
Производитель РАФ
Годы производства 1959—1976
Сборка РАФ (Рига, СССР)
Класс микроавтобус
Иные обозначения ЛАРЗ-977 «Луганск», ЕрАЗ-762
Дизайн
Платформа ГАЗ-21 «Волга»
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
ЗМЗ-21 / 21А Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Макс. скорость Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Ресурс Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров Рекомендованное топливо
Трансмиссия
механическая 3-ступ. синхронизаторы на II и III передачах
Массово-габаритные характеристики
Длина 4900 мм
Ширина 1815 мм
Колёсная база 2700 мм
Динамические характеристики
Максимальная скорость 115 км/ч
На рынке
Связанные ГАЗ-21 «Волга»,
ЕрАЗ-762
Похожие модели Volkswagen Transporter T1 / ],
Nysa
← РАФ-10 «Фестиваль» РАФ-2203 «Латвия» →
Медиафайлы на Викискладе

RAF-977 «Латвия»: первая серия (трёхмерная модель)

РАФ-977 «Латвия» — серия микроавтобусов, выпускавшихся Рижской автобусной фабрикой в 1959—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий. С конца 1960-х годов микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

История модели

Опыт специалистов РАФ, накопленный при разработке и доводке микроавтобусов РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

С 1961 года начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов. Двигатель был несколько смещён назад, чтобы уменьшить нагрузку на передний мост.

Модификации

Модель Назначение Годы выпуска
РАФ-977 Базовая модель 1958 — 1960
РАФ-977В Модернизированная базовая модель 1960 — 1961
РАФ-977Д Модернизированная базовая модель. Новый кузов. 1961 — 1968
РАФ-977ДМ Модернизированная базовая модель. Новый кузов, новая компоновка салона. 11 мест (10 пассажиров + водитель) 1968 — 1976
РАФ-977ДМЮ Пассажирский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977Е «Турист» Девятиместный салон и отдельное место для гида, оборудованное микрофоном (мелкосерийный). 1962 — 1968
РАФ-977ЕМ Туристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ (мелкосерийный) 1969 — 1976
РАФ-977ЕМЮ Туристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977И Медицинский микроавтобус с носилками, специальным погрузочным устройством, радиостанцией, фарой-искателем 1962 — 1969
РАФ-977ИМ Медицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ 1969 — 1976
РАФ-977ИМЮ Медицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977К Фургон с глухой перегородкой грузового отделения на базе РАФ-977Д 1962, с 1966 на ЕрАЗ
РАФ-977С Опытный санитарный армейский микроавтобус 1960
РАФ-980/979 «Рига» Парковый автопоезд на базе РАФ-977В 1960 — 1962
РАФ-980Д/979 «Рига» Парковый автопоезд на базе РАФ-977Д 1962

Производство на других заводах

На базе РАФ-977Д была изготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподъёмностью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

В 1962 году сборка РАФ-977К была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под названием ЛАРЗ-977 «Луганск». Выпущено несколько десятков машин.

Эксплуатация

РАФ-977 эксплуатировали в 60—70-х годах XX века различные государственные организации и предприятия. РАФ-977И (позже РАФ-977ИМ) являлись автомобилями скорой медицинской помощи, кроме того, на её базе Ворошиловоградским автосборочным заводом с 1966 года был налажен выпуск автомобиля для перевозки донорской крови АЦПК. РАФ-977Е, а позже и РАФ-977ЕМ, являлись туристскими автобусами и использовались в «Интуристе» и прочих туристических организациях СССР.

Пассажирские безоконные двух- и трёхсекционные автопоезда РАФ-980+РАФ-979 работали в аэропортах, перевозя авиапассажиров с аэровокзала на самолеты на лётном поле и обратно, а также на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ.

В 1969 году базовый микроавтобус РАФ-977Д прошел модернизацию, и к индексу добилась литера М, что означало «модернизированный». Первые образцы обновленного микроавтобуса были представлены в 1968 году. Главным образом, изменилось количество окон по правому и левому борту — их число уменьшилось с 5 до 3, но они стали широкими, и у них появились форточки. Кроме того, по правому борту вместо узкой распашной двери в салон появилась более широкая. В таком виде автобус выпускался до 1976 года. РАФ-977ДМ в модификациях маршрутного такси, скорой медицинской помощи, автомобиля оперативных групп милиции и в качестве служебных микроавтобусов эксплуатировались в СССР до конца 1970-х — начала 1980-х годов. После чего основная масса была заменена на новые микроавтобусы РАФ-2203. Сегодня автомобиль является достаточно редким, хотя иногда ещё встречается.

Литература

  • РАФ-977ДМ «Латвия» // Автолегенды СССР. — М.: Де Агостини, 2010. — № 47. — ISSN 2071—095Х.
  • Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1994. — Т. 2. — С. 72-75. — ISBN 5-87483-006-5.

> См. также Модификация «Афалина», созданная в авторемонтной мастерской.

РАФ-21А «Афалина»

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

РАФ 977 LittleBus ›
Бортжурнал ›
История РАФ-977 Латвия.

РАФ-977 Латвия выпускался Rigas Autobusu Fabrika, RAF. Вся это история началась задолго до 1959 года, когда 977-ой пошёл в производство. Сам завод, а именно на базе 2-ого авторемонтного Рижского завода и было образовано производство этой замечательной машины.Как всем известно она строилась на агрегатах ГАЗ-21, но с оговорочкой по Фрейду. Непонятно, почему не поставили щиток от той же 21-ой? Хотя это и к лучшему. Родной щиток просто отпад. В советские времена было ценрализованное планирование производства. Короче, вот вам ГАЗ-21 и сделайте из него микроавтобус. Партия сказала- НАДО! Комсомол ответил- ЕСТЬ! Грубо говоря приблизительно так оно и было. При проэктировании смотрели на Фолькс-Т1. Смотрели или нет, но в пол глаза посматривали. Грубо говоря 977-ой это первый минивен СССР. Машина чисто УТИЛИТАРНАЯ, которая пахала на просторах нашей Родины и за её пределами. В 1957 году к открытию фестиваля молодёжи и студентов в Москве, был разработан (выпущен) РАФ-10 Фестиваль. Но таких машин было выпущено очень мало, т. к. 58-ом их производство было прекращено. И вот на смену пришёл 977-ой. Официально считается, что производство их началось в 59-ом и до 76-ого, когда производство данной модели было передано Ереванскому автомобильному заводу ( ЕрАЗ).Так как в Горьком уже на смену 21-ой пришла 24-ая Волга и на её агрегатах был спроэктирован автомобиль под названием РАФ-2203. Сам 977-ой имел несколько модификаций. РАФ-977Д базовая модель- рассчитанная 10 пассажиров. РАФ-977Е «ТУРИСТ». Отличия от базовой модели, это- наличие окошек на крыше и люка из органического стекла, который может сдвигаться. РАФ-977И автомобиль скорой медицинской помощи и РАФ-977К автомобиль-фургон. На машинах первого выпуска (до рестайлинга) кулиса находилась на капоте, а после сбоку. Опять же поменялся приборный щиток.Сама модернизация произошла в 1969 году. Ни фига не торопились раньше, прям как сейчас. В 1976 году латыши машину отдали армянам, а сами начали производить новую модель 2203. ЕрАЗ выпускал аналог 977-ого под индексом 762 в плоть до 1996 года.

Луганский автосборочный завод

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Луганский автосборочный завод

Тип

Открытое акционерное общество

Основание

Упразднена

Расположение

СССР → Украина, Луганск

Отрасль

автомобилестроение

Продукция

автобусы, микроавтобусы, прицепы, спецтехника

Автомобильное производство в Луганске началось с автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63 с кузовом по типу ПАЗ-651Собранные в Луганске микроавтобусы РАФ-977Д получили наименование ЛАРЗ-977 «Луганск»Микроавтобус ЛАСЗ отличался от «Старта» дизайном кузова и подвеской

ОАО «Луганский автосборочный завод» — украинское автомобилестроительное предприятие расположенное в городе Луганск. Также завод известен под своим предыдущим названием «Луганский авторемонтный завод».

История завода

Предприятие было создано постановлением Государственного комитета обороны от 4 мая 1944 г. и приказом народного комиссариата угольной промышленности от 13 мая 1944 г. как моторно-ремонтные мастерские в составе комбината «Ворошиловградуголь». Мастерские занялись ремонтом двигателей автомашин различных марок, включая иностранные.

В 1946 г. приказом по комбинату «Ворошиловградуголь» от 16 июля моторно-ремонтные мастерские были преобразованы в Центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ) c годовой программой в 250 капитальных ремонтов автомашин и 1000 двигателей. Приказом по комбинату от 16 июля 1947 г. Центральные авторемонтные мастерские были переименованы в Государственный авторемонтный завод. В этом же месяце завод начал переезд на новую территорию на южной окраине города по адресу ул.Челюскинцев, 119, где с мая 1945 г. велось строительство корпусов нового авторемонтного завода. 10 мая 1948 г. был подписан акт о приемке первой очереди завода.

В 1954 г. с вводом в эксплуатацию деревообрабатывающего цеха завод приступил к освоению производства деревянных кузовов-фургонов и автобусов на шасси ГАЗ-51А по типу ПАЗ-651 с кузовами смешанной деревянно-металлической конструкции для перевозки шахтерских смен. Помимо пассажирской модификации завод освоил выпуск специальной версии оперативного автобуса на полноприводном шасси ГАЗ-63, предназначенной для военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ).

В июле 1955 г. была запущена вторая очередь завода с производственной программой 1800 капитальных ремонтов автомашин, 1900 капремонтов двигателей, изготовление запасных частей на сумму 4677 тысяч рублей.

В 1957 г. был построен опытный образец автобуса вагонной компоновки, который в серию не пошел.

К 1958 г. производство автобусов на Ворошиловградском государственном авторемонтном заводе выросло до 500 штук в год.

В 1959 г. вышло постановление Совмина УССР об организации в Луганске нового автомобилестроительного производства на базе Государственного авторемонтного завода. Но авторемонтные мощности решено было сохранить, и производство капитальных ремонтов автомобилей было перенесено на новую территорию — автомастерские автомобильного треста по ул. Фрунзе, 128. На старом же месте было сохранено производство автобусов, началось освоение сборки микроавтобусов РАФ-977, получивших название ЛАРЗ-977, автокранов СМК, поливо-моечных машин КПМ-1. Кроме того, на базе ЛАРЗ-977 был начат выпуск специальных автомобилей — для перевозки недоношенных новорожденных и передвижных клинических лабораторий.

С пуском Павловского автобусного завода необходимость в производстве автобусов на авторемонтных предприятиях отпала. В 1962-63 гг. выпуск автобусов авторемонтными заводами было прекращен по всей стране, в том числе и на Луганском государственном авторемонтном заводе, но отдельные заказы выполнялись до 1980 г.

В 1963 г. предприятие изготовило 550 автобусов, 30 микроавтобусов ЛАРЗ-977, 50 поливо-моечных машин КПМ-1, 7 автокранов СМК, 20 автомобилей для перевозки недоношенных новорожденных и 30 передвижных клинических лабораторий. В этом же году заводу было поставлена задача освоить выпуск передвижных вагонов-бытовок для строителей. В конце 1963 г. предприятие было переименовано Луганский автосборочный завод.

В 1964-1966 г. завод выпускал вагоны-бытовки, медицинские автомобили, специальные автобусы для горноспасателей, а также выполнял отдельные заказы на изготовление пассажирских автобусов на шасси заказчика.

В 1966 г. по инициативе директора завода Д.А. Мелконова на предприятии в инициативном порядке начали разрабатывать оснастку для производства автомобиля с пластиковым кузовом по типу выпускавшегося Северодонецкой авторемонтной базой микроавтобуса «Старт». При внешнем сходстве с северодонецким «Стартом» луганский микроавтобус все же стал другой машиной. В Луганске технология изготовления стеклопластиковых кузовов кардинально отличалась от северодонецкой. Помимо того, что форма для выклейки кузова была оригинальной, и кузова луганских машин поэтому отличались от северодонецких, вдобавок в Луганске кузов микроавтобуса выклеивался не внутри контрформы, а поверх натурального деревянного макета. В результате, изготовление кузовов получилось очень трудоемким – требовалось много времени на обработку внешних поверхностей до чистового состояния. Также в отличие от северодонецкого прототипа, луганский микроавтобус имели подвеску от автомобиля ЗИМ, другое электрооборудование и отличающийся интерьер. Выпускаемые в Луганске микроавтобусы не имели названия «Старт», а обозначались просто микроавтобус ЛАСЗ. Неофициально работники завода называли их «луганчиками».

ЛАРЗ-977 «Луганск» с видоизмененной решеткой радиатора

С 1967 г. предприятие осваивает производство автоприцепов. Вскоре их выпуск достигает 25 000 шт. в год. Было увеличено производство вагонов-бытовок и расширена их номенклатура: вагон-общежитие, вагон-столовая, вагон-душевая, вагон-магазин, вагон-клуб. В номенклатуру одного строительного комплекса входило 8–10 вагонов-общежитий ВО-10, предназначенных для проживания 10 человек в каждом; вагон-столовая ВС-20, рассчитанная на 20 посадочных мест, а также вагон-душевая; вагон-магазин, вагон-котельная, вагон-клуб. Они предназначались в основном для БАМа, но использовались также строителями, геологами, нефтяниками по всей стране. Из-за такой объемной производственной программы заводу пришлось отказаться от выпуска автобусов и микроавтобусов ЛАСЗ. Вместо них было освоено производство специальных медицинских машин на новом шасси — на базе УАЗ-452 и ПАЗ-672 выпускались передвижные клинико-диагностические лаборатории, стоматологические передвижные амбулаторные пункты, пункты для забора крови, передвижные ортопедические кабинеты, автомобили для перевозки недоношенных новорожденных. Кроме того, на шасси грузовиков ГАЗ-66 выпускались автобусы-вахтовки и спецавтомобили на их базе.

Эту продукцию практически без изменений завод продолжал выпускать вплоть до начала 1990-х гг., когда сбыт её резко упал. В 1992 г. на складах завода скопилось нереализованной продукции на 338 миллионов советских рублей. В том же году предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество. В новом статусе завод попытался освоить новую продукцию – автомобили для МВД, укороченные вагончики-бытовки, прицепы для легковых автомобилей, киоски, газовые плиты, мебель. Но финансовое положение предприятия продолжало ухудшаться. В итоге, постановлением Арбитражного суда Луганской области №12 /14б от 2.04 2001 года ОАО «Луганский автосборочный завод» объявлен банкротом.

Продукция

  • Автобус на шасси ГАЗ-51А с кузовом по типу ПАЗ-651 (Фото (недоступная ссылка)) (1954-1966 гг.);
  • Автобус на шасси ГАЗ-63 с кузовом по типу ПАЗ-651 (Фото (недоступная ссылка)) (1954-1966 гг.);
  • Микроавтобус ЛАРЗ-977 «Луганск» (Фото) (1962-1976 гг.);
  • Спецавтомобили на базе микроавтобуса ЛАРЗ-977 (1962-1976 гг.);
  • Микроавтобус ЛАСЗ (Фото) (1966-1967 гг.);
  • Специальные медицинские автомобили на базе УАЗ-452 и ПАЗ-672 (1967-1992 гг.);
  • Вахтовые автобусы на шасси грузовиков специальные медицинские автомобили на их базе (Фото) (до 1992 гг.);
  • Автокраны СМК-7 (Фото);
  • Моечно-поливальные машины КПМ-1 (Фото);
  • Автоприцепы ГКБ-817 (Фото) и ГКБ-8527 (Фото (недоступная ссылка));
  • Вагончики-бытовки;
  • Спецтехника по разовым разнарядкам — мусоровозы, панелевозы, милицейские автомобили, автомобили для военизированных горноспасательных частей, хлебные фургоны, специальные прицепы.

См. также

  • Северодонецкая авторемонтная база
  • Донецкая автобаза треста «Главдонбасстрой»
  • Микроавтобус «Старт»
  • Микроавтобус «Донбасс»
  • Автомобиль «Заря»
  1. Валерий Гаврилов. Луганский автосборочный завод имени 60-летия Советской Украины: от рождения до смерти Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // газета «XXI век» (Луганск), № 40, 2005

Ссылки

  • Ушедшие в лета. Луганский автосборочный завод
  • Луганский (Ворошиловградский) автосборочный завод
  • Луганский автосборочный завод. Микроавтобус «Старт»
  • Коробочки всея Руси. Часть 1
  • Автолегенды СССР, №65
  • Микроавтобус ЛАРЗ-977 «Луганск»

Рижская автобусная фабрика

Рижская автобусная фабрика Тип

Публичная компания

Основание

1949 год

Упразднена

1998 год

Причина упразднения

банкротство

Расположение

Латвийская ССР → Латвия: Елгава

Отрасль

автомобилестроение

Продукция

автобусы и микроавтобусы

Число сотрудников

  • 4000 чел.

Дочерние компании

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Ри́жская авто́бусная фа́брика, РАФ (латыш. Rīgas Autobusu Fabrika, RAF) — завод в Латвии по производству микроавтобусов.

История

Создание завода

В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2), который располагался в бывших мастерских Деицманиса и Потреки на ул. Тербатас, был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК). Задачей завода было производство средних автобусов.

В 1951 году РЗАК был объединен с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой».

Первые рижские автобусы

В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (латыш. Rīgas Autobusu Fabrika).

В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.

Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сиденье). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).

Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.

Микроавтобусы

RAF-10 Festivals Поздняя модификация. Трёхмерная модель RAF-8 Spriditis. Трёхмерная модель

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонис Клеге (латыш. Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (латыш. J. Ositis), Г. Силс (латыш. G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.

В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» (латыш. «Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).

Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.

В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.

РАФ-977 «Латвия»

Основная статья: РАФ-977 RAF-977 Латвия. Первая серия. Трёхмерная модель

Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

Аналог РАФ-977 — армянский ЕрАЗ-762В. Экземпляр на фотографии переделан из товарного фургона частным образом

С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.

На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподъёмностью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.

РАФ-2203 «Латвия»

Автомобиль скорой помощи РАФ-22031-01 Основная статья: РАФ-2203

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».

На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль. В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.

Попытка модернизации

В конце 1980-х гг. были проведены работы по модернизации морально устаревшей серии, два опытных образца РАФ-22038-30 успешно прошли заводские испытания. Также были разработаны и построены в единственном экземпляре принципиально новые образцы РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс», однако все они на конвейер так и не были поставлены.

Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлёкший за собой отставку прежнего руководства завода.

В духе реформ перестройки, в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт. Боссерт занимал должность директора РАФ до 1990 года.

Постсоветский период

6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.

На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподъёмностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), двухместных и пятиместных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года. Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси. В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.

Одновременно завод готовил замену двадцатилетней конструкции РАФ-2203. С конца 80-х, при участии знаменитой в то время английской фирмы «Интернейшенл аутомотив дизайн» (англ. International Automotive Design, IAD), велась разработка новой модели РАФ-М1 «Роксана». 20 сентября 1991 года концепт был представлен IAD в Англии, а в 1992 году опытный экземпляр под именем «РАФ-1» появился на выставке «Автотехника» в Москве. Модель не была доведена до серии из-за отсутствия инвестора.

20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (латыш. Stils, «Стиль»). Переднеприводный «Стилс» имел эффектный дизайн и прогрессивную конструкцию, однако завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.

После развёртывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших продукцию РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию сошёл на нет.

По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.

Последним автомобилем, собранным на конвейере завода, стал автомобиль службы скорой помощи. Полусобранный автомобиль, снятый с остановленного конвейера, сохранился в неизменном виде до наших дней.

С 1996 года РАФ пытался войти в альянс с ГАЗ в качестве автосборочного производства для специальных версий «ГАЗелей», однако соглашение было блокировано правительством Латвии.

В 1997 году производство было остановлено. Владельцы заявили о банкротстве предприятия в 1998 году. В последующем многие производственные корпуса были разрушены, на их месте находятся арендуемые коммерческие площади.

В 2012 году латвийским гонщиком Андрисом Дамбисоном на РАФе был открыт музей истории завода.

С 2018

В 2018 году было зарегистрировано новое предприятие «Rīgas Autobusu Fabrika, RAF». В его планах — наладить выпуск микроавтобусов и городских электрических автобусов совместно с европейскими партнерами.

С 2019

В 2019 году стало известно об возрождении торговой марки РАФ. При возможном возобновлении производства европейским, (по крайней мере в прямом смысле) партнёром вновь может оказаться ГАЗ. В будущем планируется крупноузловая сборка электрических микроавтобусов на базе «ГАЗель Next».

  • Гербов Ю. РАФ: комфорт и скорость // Моделист-Конструктор. — 1977. — № 8.
  • Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1994. — Т. 2. — С. 72—75. — ISBN 5-87483-006-5.
  • Ионес С. Руссо-балт советской эпохи // Основные Средства. — 1999. — № 11.
  • Канунников С. Просто «Рафики» // За рулём. — 2005. — № 4.
  • Говоруха А., Шелепенков М. РАФ. Рижская автобусная фабрика. — Смоленск: Свиток, 2006. — 96 с. — (Проект «Наши автомобили»). (недоступная ссылка)
  • История РАФа в картинках моделей. Gazeta 2.0 (27.05.2011). Дата обращения 27 августа 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  • «РАФ: утраченное достояние Латвии» — документальный фильм телекомпании «Белтелерадиокомпания» из цикла «Судьба гигантов».
  • «Почему „буксует“ РАФ» — документальный фильм режиссёра С. Николаева, Рижская киностудия, 1987 г.

Автомобилестроительные компании Латвии

Действующие

AMO Plant • Dartz Motorz • OSC

Нефункционирующие

>РАФ-977

Рижская Автобусная Фабрика
Rigas Autobusu Fabrika

История разработки первого советского микроавтобуса относится ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов. Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт, маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное использование полезной площади — все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.
1949 г. На базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных кузовов, который в 1955г. переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода: Рижская Автобусная Фабрика (латыш.Rigas Autobusu Fabrika, RAF).

РАФ-977 история фотографии характеристики.
Годы выпуска 1959—1976 гг.

фотография РАФ-977

В 1958 году производство ГАЗ-М20″Победа» было прекращено — на смену ей пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство была запущена уже другая машина на основе агрегатов «ГАЗ-21 Волга», получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия».
РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама, но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери — со стороны водителя и пассажира. В салон также вели две двери — по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус» был рассчитан на 10 пассажирских мест.

РАФ-977Д Латвия

Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д претерпел некоторые изменения — исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика — РАФ-977ДМ, а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.

В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Микроавтобус РАФ-977 использовался для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси, скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.
Преемник РАФ-977 — автомобиль ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей. Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями, РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они ушли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.

фотография РАФ-977К

фотография РАФ-980

аренда авто без водителя в адлере

РАФ-977 «Латвия» — серия микроавтобусов, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1959—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».
Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий. С конца 60-х микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.
История разработки первого советского микроавтобуса относится ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов. Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт, маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное использование полезной площади – все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.
Городские микроавтобусы было решено изготавливать на Рижской автобусной фабрике (РАФ, в латышском варианте — RAF, Rigas Autobusu Fabrika). Это предприятие было основано в 1949 году для производства деревянных автобусных кузовов на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. После войны этим занимались многие авторемонтные заводы, в том числе и рижский, название которого в первые годы его существования звучало как Рижский завод автобусных кузовов (РЗАК). Но уже через пять лет, в 1954 году, на заводе разработали собственный автобус вагонной компоновки, РАФ-251, в связи с чем поменялось название предприятия. А через пару лет молодому коллективу доверили ответственное задание – разработку нового микроавтобуса.
Для новой модели было решено использовать агрегаты знаменитой «Победы» — ГАЗ-М20. Кузов проектировали с оглядкой на популярный немецкий Volkswagen-Transporter первой серии. Выпуск первой опытной партии микроавтобусов РАФ-10 ( «Фестиваль») был приурочен к Международному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 году. Но РАФ-10 так и не стал серийной машиной.
В 1958 году производство «Победы» было прекращено – на смену ей пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство была запущена уже другая машина на основе агрегатов ГАЗ-21, получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия», в дальнейшем «перекочевавшее» и на следующую рижскую модель – РАФ-2203.
РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама, но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери – со стороны водителя и пассажира. В салон также вели две двери – по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус» был рассчитан на 10 пассажирских мест.
На микроавтобусе устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который располагался в переднем свесе под кожухом в кабине водителя между рабочим местом водителя и местом пассажира. Коробка передач – механическая, трехступенчатая. Передняя и задняя подвески также были применены от 21-ой «Волги». Рулевое управление и щиток приборов были от автомобиля «Москвич-408».
Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д претерпел некоторые изменения – исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика – РАФ-977ДМ, а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.
В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Преемником РАФ-977 стали автомобили ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей. Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями, РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они ушли с наших улиц в конце 80-х – начале 90-х годов.
Модификации:
РАФ-977Е (РАФ-977ДЕ, РАФ-977ЕМ) – модификация «люкс», предназначавшаяся для экспорта и автобаз «Интуриста». Передняя часть крыши была раздвижной, а над задней частью помещался открытый решетчатый багажник. Микроавтобус имел улучшенную отделку салона, в комплектацию также входила микрофонная установка.
РАФ-977И (РАФ-977ДИ, РАФ-977ИМ) – автомобиль «скорой помощи». Его салон был рассчитан на перевозку двух лежачих больных. Для носилок на полу машины были сделаны специальные направляющие. Медицинскую помощь больному можно было начинать оказывать прямо в автомобиле: для этого были предусмотрены ящики для медицинского инструмента и перевязочного материала. Автомобиль был оборудован рацией. На крыше над кабиной водителя симметрично располагались фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного креста – с левой стороны. На базе медицинского РАФ-977 Ворошиловградским автосборочным заводом изготавливался также автомобиль централизованной перевозки крови (АЦПК).
РАФ-977К – фургон на базе микроавтобуса РАФ-977Д. Установочную партию таких машин сделали в 1962 году, но недостаток производственных мощностей не позволил приступить к серийному выпуску. В дальнейшем выпуск подобных фургонов был налажен в Ереване под маркой ЕрАЗ-762.
Джерела використаних текстових та фотоматеріалів:
http://www.bus2.ru/catalog/244/
http://www.classicbus.ru/museum/454/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%90%D0%A4-977
http://denisovets.narod.ru/raf/rafpages/raf977.html

Когда «железо» было железным…Восстановленная «маршрутка» РАФ-977ДМ «Латвия»

Сергей Ионес, фото автора и Максима Шелепенкова

Летом прошлого года наш журнал писал о самодельном пикапе на базе РАФ-977ДМ, построенном в начале 1980-х на АЗЛК под руководством Льва Железнякова. Ровно через год в Музее экипажей и автомобилей, который теперь возглавляет Железняков, мы смогли познакомиться с базовой моделью – микроавтобусом РАФ-977ДМ, каким он в начале 1970-х сходил с рижского конвейера.

Сегодня любой, хорошо восстановленный РАФ-977 – ретро-автомобиль, радующий глаз, всегда желанный на выставках автомобильной «экзотики», его хотят снимать в кино. Этот зеленый микроавтобус много лет был экспонатом Музея такси, созданного в середине 1970-х в 19-м таксомоторном парке. В то время «маршрутки» семейства РАФ-977Д меняли на новые РАФ-22032, и кому-то из руководителей пришла в голову здравая идея сохранить на память один старый «рафик» в недавно открывшемся музее. Поэтому через 30 лет уже в другом автомобильном музее мы можем увидеть живое маршрутное такси начала 1970-х.

В экстерьере РАФ-977ДМ «Латвия» можно найти сходство с микроавтобусом западногерманской фирмы Borgward. Но о заимствовании речь не идет, скорее, это общий стиль начала 1960-х. Дизайн автобусов семейства РАФ-977Д выполнен скромно, но со вкусом. Облик машины получился, как говорят сейчас, дружелюбным к окружающим – особый шарм придает симпатичная пухленькая добродушная «мордочка». Ресурсов кузовного производство рижского завода Rīgas Autobusu Fabrika хватило, чтобы выпускать переднюю панель сложной формы с заметно наклоненным назад ветровым стеклом. При этом качество получилось высокое: панель выполнена без видимых огрехов, а у проема ветрового стекла солидная для «вагонного» кузова жесткость. Опытный глаз отмечает, что передняя панель у РАФ-977Д и РАФ-977ДМ разная. У ранней модификации с узкими окнами средняя часть панели гладкая, а фары вынесены вперед. На середине передней панели РАФ-977ДМ появилась прямоугольная подштамповка, а «очки» фар меньше выступают над поверхностью панели.

Маленькие круглые подфарники и задние фонари стеклянные, а не пластмассовые и однотипные с теми, что устанавливались на ЗИЛ-130, ГАЗ-53 первых выпусков. Багажники легковых машин 1950–1960-х украшал корпус фонаря освещения номера, у каждой модели он был собственный. Сначала на РАФ ставили «фигурный» фонарь «Москвича-402», но позже он уступил место маленькому полукруглому оригинальному фонарю. Примитивные ручки и замки дверей от ЗИЛ-164 у первых РАФов позже были заменены ручками с замками «Москвича-407» и только к началу 1970-х на микроавтобус поставили ручки дверей от «Москвича-408». Они перешли по наследству на РАФ-2203.

Конструкторы, создававшие этот автомобиль, старались при небольших внешних габаритах получить максимально просторный пассажирский салон. Водителя и переднего пассажира компактно разместили по обе стороны от двигателя. В 1950–1960-х эта компоновка считалась прогрессивной. Ее недостаток в том, что водителю приходилось помещаться в ограниченном по ширине пространстве между дверью и капотом. Конструкторы РАФа мастерски выкроили немного места, срезав верхний левый угол капота.

Сиденье водителя примитивное, без регулировки наклона спинки, с тощими подушкой и спинкой. Зато в отличие от УАЗ-452 есть нормальный механизм, сдвигающий сиденье вперед и назад. Сидеть за рулем РАФ-977 даже удобнее, чем в ульяновской «буханке», поскольку рулевая колонка короче, чем у УАЗа, и баранка расположена не так высоко. Вместо примитивных круглых «грузовых» приборов – цивильная комбинация от «Москвича», выпускавшаяся в Риге, на заводе «Автоэлектроприбор» (АЭП). С правой стороны отсутствует перчаточный ящик, но под панелью сделана широкая полка для мелких вещей.

Педали тормоза и «газа» «зажаты» между рулевой колонкой и капотом. Оказывается, имеет значение размер обуви шофера. Максим Шелепенков жалуется: у него не получается быстро перенести ногу с «газа» на тормоз. Край широкого ботинка 43-го размера при отпускании «газа» цепляется за тыльную сторону тормозной педали. На дороге это опасно. А мне в узких мягких кроссовках 41-го размера абсолютно ничего не мешает нормально отпустить «газ» и нажать на тормоз!

При левом повороте руля я зацепился расстегнутой манжетой рукава куртки за рукоятку, открывающую изнутри дверь. Рукоятка очень близко от баранки. Будь машина моя, я бы вывернул винтик крепления и переставил рукоятку на несколько зубьев.

Зато старый РАФ порадовал отличным расположением рычага переключения передач. Длинный рычаг находится рядом с рулем, практически под рукой водителя. Он гораздо удобнее, чем на РАФ-2203, у которого, чтобы переключить передачу, надо тянуться вниз и назад. Схема перемещений, как у напольного рычага ГАЗ-69: первая – влево назад, задняя – влево вперед, вторая – вправо вперед, третья – вправо назад. Несмотря на дистанционный привод все передачи включаются очень легко и четко.

В машине вагонной компоновки жалюзи радиатора оказались под рукой водителя. Короткий рычажок управления, установленный прямо на жалюзи, надежнее, чем, тросовый привод, как в старых автомобилях «Волга» и «Москвич».

Довольно неудобное сиденье у пассажира, сидящего рядом с водителем. С его стороны капот выпирает прямым углом: справа под ним находятся карбюратор и воздушный фильтр. Поэтому крышку никак нельзя было уменьшить или скосить. Расстояние от капота до двери справа меньше, чем с водительской стороны. Сидеть действительно тесно, а забираться в кабину из-за соседства колесной арки не очень удобно, особенно нетренированному человеку. Представляю, как в 1960–1970-х тяжело было женщинам, работавшим врачами «скорой помощи» или экспедиторами на фургонах ЕрАЗ.

В тонких дверях, оставшихся от «рафиков» начала 1960-х, не поместились стеклоподъемники. Боковое стекло не опускается, открывается только поворотная форточка, как в УАЗ-469. Для вентиляции салона в крыше сделано два люка, каждый открывается длинным удобным рычагом. Раздвижные окна боковин позволяют обеспечить вытяжную вентиляцию. Второй отопитель пассажирского салона находится под передним пассажирским сиденьем. Два шланга, соединяющие печку с системой охлаждения двигателя, открыто висят над полом прямо под ногами пассажиров. Человеку, который садится за спиной водителя, приходится переступать через шланги, и многие конечно же спотыкаются о них. Особенно пассажиры маршрутки, которым надо быстро войти и выйти на остановке.

Зато пассажирский салон просторный, с абсолютно ровным полом. У сидений – открытый каркас из тонких трубок, тонкие подушки. Наверное, такие сиденья слишком аскетичны для служебного автобуса, особенно работавшего в «Интуристе». А в маршрутном такси простые сиденья в самый раз: это общественный транспорт, рассчитанный на короткие поездки.

Между задним сиденьем и багажной дверью оказался неожиданно большой багажный отсек. В задней части РАФ-977 и ЕрАЗа больше пространства, чем в других советских микроавтобусах. Задняя стенка РАФ-977 вертикальная, а не «заваленная» вперед, как у РАФ-2203. К тому же старый рижский микроавтобус и ереванский фургон заметно длиннее, чем УАЗ-452. Просторный салон особо важен для «скорой помощи» и различных лабораторий, которые монтировали в кузова микроавтобусов.

Две створки задней двери УАЗа и «ГАЗели» в эксплуатации провисают, перекашиваются, перестают совпадать друг с другом. Жесткость одной створки РАФ-977, по воспоминаниям водителей, тоже была недостаточной. Особенно это проявлялось на «скорой помощи», на пассажирской машине этой дверью пользовались реже.

Конечно, на кузове музейной машины есть следы грубой гаражной реставрации. Но я давно не видел ни одного РАФ-977 в лучшем состоянии, чем этот. Прежде всего у машины целы «родные» пороги кузова. Как правило, ремонтники не восстанавливали их, а заменяли уродливыми плоскими кусками стального листа.

Но главное – оказалось, что микроавтобус на ходу, были даже бензин в баке и вода в радиаторе. Удобно ли проверять уровень воды и масла, сидя на водительском сиденье? Из-за плотной компоновки стенка моторного отсека расположена очень близко к двигателю, поэтому вставить щуп на место и подкачать бензин рычагом бензонасоса, не испачкав руку и рукав, трудно.

Понадобился только аккумулятор, который я без колебаний снял со своего ВАЗ-21074. Доступ к аккумулятору – через люк на полу пассажирского салона. Небольшая современная батарея буквально провалилась в просторный ящик, рассчитанный на большой черный короб старого подольского аккумулятора. С поворотом ключа стартер легко раскрутил двигатель ЗМЗ-21. Когда в круглом окошке поплавковой камеры карбюратора К-126Г бензин поднялся до середины, двигатель завелся с первого нажатия на педаль «газа». Впечатление такое, будто автомобиль не стоял долгое время в музее, а ездил всего несколько дней назад.

На ходу «рафик» порадовал хорошей маневренностью. Выставляя его в выгодных для съемки ракурсах, мы с одного раза разворачивались в таких узких проездах, где не только на «Волге» – на «Жигулях» придется минимум дважды сдавать взад-вперед. Стоящую впереди машину удается объехать, почти вплотную прижавшись к ней, с минимальными дистанцией и интервалом. В сегодняшних транспортных пробках об этом можно только мечтать. Ездить на старом РАФе хочется неторопливо, не превышая скорости, не позволяя себе рискованных обгонов и прочих дорожных авантюр.

У модели РАФ-977 было три поколения. Машины первых выпусков (1959–1962 гг.) с передней панелью от опытного РАФ-10 внешне существенно отличались от более поздних. Второе поколение – РАФ-977Д 1962 года – с узкими окнами пассажирского салона, а третье – РАФ-977ДМ – с широкими окнами, который выпускали с декабря 1968-го и до появления РАФ-2203.

Годовой выпуск РАФ-977 на старой территории завода в Риге составлял около 5 тыс. машин в год, а серийные РАФ-2203 делали на новом заводе в Елгаве по 15–18 тыс.

Музейная машина требует обслуживания. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а в горку пустой микроавтобус трогается с секундным запозданием при полностью отпущенном сцеплении. Тормоза, как у многих долго стоявших машин, «ватные».

Из всех модификаций РАФ-977 в кино чаще снимали медицинский РАФ-977ИМ. Такую «скорую помощь» мы видим в фильмах 1970-х «Дела сердечные», «Белый Бим-Черное ухо», знаменитых кинокомедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи». Даже в более позднем фильме «Третий в пятом ряду» 1984 года игровым автомобилем служил старый РАФ-977ИМ, хотя к тому времени вся московская «скорая помощь» давно пересела на РАФ-22031.

Наконец-то мы видим ретро-автомобиль, обутый в «родную» резину! На этом РАФе – диагональные шины размером 7.1015 от универсала ГАЗ-22. На ровном асфальте и маленькой скорости их свойств не оценишь, но мой друг, лет 15 коллекционирующий старые горьковские легковушки, рассказывал, что резина 7.10 мягче и легче меньших по размеру шин 7.0015 от ЗИМа. Дело в том, что шины для универсала и микроавтобуса проектировали на 10 лет позже, чем «баллоны» ГАЗ-12, а технический прогресс не стоял на месте даже в СССР.

За рулем тех РАФов работали опытные водителипрофессионалы с «автобусной» категорией. Их дисциплина и манера езды не идут ни в какое сравнение с поведением «наездников» сомнительной квалификации, севших через 20–30 лет за руль «ГАЗелей».

Редакция благодарит сотрудников Музея экипажей и автомобилей в Кузьминках

Особое мнение. Чуда не случилось

Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?

Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе… Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну…

Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. Вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.

Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.

Perviy7 ›
Blog ›
Автозаводы страны Советов: РАФ — Латыш, ставший армянином №1

Идея делать микроавтобусы родилась в 1955 году, когда главный инженер РАФа Лаймонис Клеге побывал в Женеве и там впервые увидел новый вид городского транспорта – так называемое маршрутное такси, изготовленное на базе микроавтобуса Volkswagen Type 2. Клеге поделился увиденным с директором Ильей Позняком и предложил строить микроавтобусы и в Риге. Позняку идея понравилась, но поддержки от правительства они не получили.

И тогда, как уже не раз в Латвии бывало, микроавтобусом с нуля, на голом энтузиазме и из любви к жанру занялись головастые, рукастые и упёртые мужики. В не очень приспособленном помещении, во многом вручную энтузиасты сделали первый в СССР микроавтобус РАФ-8 «Спридитис» на базе Москвича-407

РАФ-8 «Спридитис» ’57

РАФ-10 «Фестиваль» – с двигателем от «Победы». Производство микроавтобуса RAF-10 «Фестиваль» не было развернуто: дело в том, что к 1958 году на смену «Победе» пришла более совершенная «Волга» ГАЗ-21.

И рижане спешно модернизировали микроавтобус применительно к новой агрегатной базе. Руль и щиток, правда, взяли от Москвича-408. Машина получила обозначение РАФ-977 и имя собственное – Latvija. Вместимость осталась прежней – 10 человек, включая водителя. Изменился дизайн передка кузова. Вместо двустворчатой пассажирской двери установили одностворчатую. Двигатель в 70 л. с. обеспечивал скорость в 105 км/ч.

РАФ-977 первая серия

Их дебют состоялся в дни Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов. И дебют тот был успешным. Поэтому в 1958 году завод получает ответственное правительственное задание выпустить десять таких микроавтобусов для перевозки делегатов 21 съезда КПСС. Задание это дорогого стоило! Во-первых, его можно было расценивать как заказ на серийное производство. Во– вторых, руководство завода поняло, что им доверяют, а значит можно просить денег на развитие.

В 1959 году родилась машина РАФ-977 с 70-сильным двигателем от новой ГАЗ-21 «Волга». А следующий, 1960 год стал знаменателен тем, что микроавтобус РАФ впервые бы показал за рубежом, в той самой Женеве, откуда Лаймонис Клеге привез идею микроавтобуса.

РАФ-977 Д (1961-1968) РАФ-977 Е

Эта мелкосерийная модификация имела специальное место для гида, оборудованное микрофоном.

РАФ-977 И (1962-1969)

В основном выпускались вот такие скорые помощи по спецзаказу Министерства Здравоохранения СССР.

РАФ-977 К (1962-1965)

Модификация с буквой «К» отличалась грузовым отсеком и глухой перегородкой между грузовым отсеком и кабиной. Разработана инженерами НАМИ.

РАФ-980/979

Подобное «нечто» работало в парках больших городов для объезда территории. Изначально «Рига» была собрана для посетителей ВДНХ, но конструкция была настолько удачная, что её решили использовать в больших парках больших советских городов. В 1962 году появилась усовершенствованная версия 980Д/979 с 11 местами для пассажиров.

РАФ-977 ДМ (1968-1976)

Так как это усовершенствованный вариант РАФ-977 Д, то к индексу прибавилась буква М. РАФ-977 ДМ отличался больее широкими боковыми окнами, и большей вместительностью для пассажиров ( 10 пассажиров)

РАФ-977 ИМ (1969-1976)

Это карета скорой медецинской помощи с кузовом РАФ-977 ДМ. Такие скорой помощи показали неплохую выносливость в советских городах и маленьких районных центрах.

РАФ-977 ЕМ (1969-1976)

Это туристическая версия микроавтобуса, использовавшаяся большими гостиницами, в горкомах и на службе в милиции. К сожалению, до сегодняшнего дня микроавтобусы с индексом «ЕМ» почти не дожила, так как их выпустили немного.
Тем временем на заводе начали выпускать экспортные микроавтобусы на базе РАФ-977 ДМ для стран с тропичиским климатом. Такие как
РАФ-977 ДМЮ
РАФ-977 ЕМЮ
РАФ-977 ИМЮ
В последствии, в 1965 году в связи с переходом РАФом на новую модель, документация на РАФ-977 была передана на Ереванский автомобильный завод, где «РАФик» выпускалась серийно по 1982 год, под маркой ЕрАЗ.
P.S. Нужно отдать должное латышам. Ведь балтийское качество было высшим пилотажем в СССР. Водители «РАФиков» почти не сталкивались с проблемами. Но после того, как армяне взялись за производство ЕрАЗа (РАФа), качество сборки стало худшим в СССР. Микроавтобусы стали собирать «на отлепись», водители сталкивались со множеством проблем в ремонте, потому что машина сломана ещё новой, запчастей почти нет, да и те с браком. В подтверждение этого ролик с неудавшимся тест-драйвом ЕрАЗа:

Затем был создан опытный РАФ 982-0, выпущенный в 1965 году, стал первой попыткой рижского завода создать кузов из пластмассы, армированной стекловолокном. Однако во время эксплуатации микроавтобус попал в ДТП, в котором пострадали пассажиры. На этом эксперименты с пластмассовыми кузовами на предприятии были прекращены.

РАФ 982-0

В 1967 году был выпущен 12-местный микроавтобус РАФ 982-I Циклон. Изначально в нем планировалось установить двигатель ГАЗ-21, но машина получилась очень тяжелой, и тогда ее оснастили агрегатами ГАЗ-24. Место водителя в данном образце переместили за переднее колесо внутрь салона, благодаря чему улучшилось перераспределение веса между осями и снизилась нагрузка на переднюю ось.

РАФ 982-I Циклон

Поначалу РАФ 982-I был одобрен Госкомиссией для серийного производства, но затем, после повторной демонстрации межведомственной комиссии, было принято решение о доводке более прогрессивного образца 982-II.

РАФ 982-II

В отличие от своего близнеца, РАФ 982-II имел вагонную компоновку. Он оснащался агрегатами ГАЗ-21, развивающим мощность в 75 л. с.
Машина имела более привлекательный внешний вид по сравнению с 982-I, поэтому именно ее решили использовать в качестве прототипа для создания серийной модели. В 1971 году новый микроавтобус показали в Министерстве, и под этот автомобиль было решено строить новый автозавод в городе Елгава (Латвийская ССР)