Помпа на калину

Определение работоспособности детали

В некотором смысле водяной насос — это довольно коварная деталь. Без разборки узла ГРМ определить ее работоспособность не так-то просто.

Но есть некоторые признаки неисправности помпы, призывающие обратить на нее пристальное внимание:

  1. На ранней стадии износа появляется шум подшипника. Различить его сумеет не каждый автомеханик, не говоря о простом автолюбителе. Но если удалось уловить этот шум, то есть повод заглянуть под пластиковую крышку газораспределительного механизма.
  2. Мокрые следы под крышкой ГРМ и блестящий от влаги ремень свидетельствуют о том, что в отсек понемногу проникает антифриз. Естественно, через помпу.
  3. Ремень стоит не по центру шестерни распределительного вала, а смещен к самому краю. Так бывает, когда из-за люфта в подшипнике насоса шестерня перекашивается и ремень сползает в сторону.
  4. Охлаждающая жидкость в расширительном бачке Лада Калина понемногу убывает, а под машиной постоянно наблюдаются мокрые пятна прямо под механизмом ГРМ.

Несколько советов по поводу того, как проверить помпу. Если вы наблюдаете один из указанных признаков, то стоит потратить время и снять ремень ГРМ с шестерни распредвала, отпустив натяжной ролик. Теперь можно вручную проверить люфт подшипника и, если таковой обнаружится, немедленно поменять деталь.

Неисправности водяного насоса чреваты последствиями, вплоть до капитального ремонта двигателя. Неработающий узел приводит к перегреву силового агрегата, что влечет за собой выход из строя поршневых колец и заклинивание самих поршней в гильзах.

Некоторые владельцы Калин с целью улучшить работу охлаждающей системы практикуют установку дополнительной помпы. Это очень эффективное средство от завоздушивания системы.

Как правило, дополнительная помпа — это штатный водяной насос от Газели, снабженный собственным электродвигателем. Устройство врезается в малый круг циркуляции охлаждающей жидкости, а точнее ставится на обратном патрубке печки. Подключение электродвигателя осуществляют через дополнительное реле и кнопку внутри салона, чтобы насос можно было включать при необходимости.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как поменять помпу на Калине, придется частично опорожнить систему охлаждения. Антифриз надо сливать только из блока цилиндров, радиатор трогать не нужно. Разве что вы заметили подтекание жидкости на патрубках, тогда заодно можно сменить и шланги. Процедура выполняется по такому алгоритму:

  1. Снять брызговик, защищающий двигатель снизу от грязи. Он держится на болтах с головками под ключ на 10 мм.
  2. Отсоединить плюсовую клемму от аккумулятора и высоковольтные провода от катушки зажигания. Открутить крепление катушки шестигранником на 5 мм и убрать ее в сторону, освободив доступ к сливной пробке.
  3. Опорожнить блок цилиндров, подставив специальную емкость и открутив сливную пробку ключом на 13 мм. При этом необходимо открыть крышку расширительного бачка.
  4. Если нужно опорожнить радиатор, то следует передвинуть емкость под его сливную горловину и тоже выкрутить пробку.

Для проведения работ по замене помпы не требуются какие-то специальные съемники или приспособления. Достаточно иметь набор обычных и накидных ключей, отвертку и тонкие пассатижи. Также вполне можно обойтись без смотровой канавы, поставив автомобиль на ровную площадку и зафиксировав его противооткатными средствами.

Разборка и установка новой детали

Первым делом надо получить доступ к механизму ГРМ, для чего ключом №10 следует открутить 3 болта крепления защитной пластиковой крышки. Если вы разбираете 16-клапанную модель Калины, то снять придется 2 крышки, выкручивая 5 болтов шестигранником №5.

Перед дальнейшей разборкой нужно совместить все метки на маховике коленчатого вала и шестерне распределительного.

Иначе в процессе работ вы можете нарушить газораспределение и создать себе новую проблему.

Чтобы совместить метки, лучше всего поднять домкратом 1 переднее колесо, включить 4 передачу и поворачивать коленвал путем вращения колеса вручную. Перед этим не забудьте вытащить заглушку со стороны коробки передач, закрывающую метки на маховике.

Риска на нем должна совпасть с канавкой на корпусе, а метка шестерни распредвала — встать вертикально вверху напротив прорези. Дальше разборка ведется в таком порядке:

  • ключом №17 ослабить ролик и снять ремень ГРМ с шестерни распределительного вала (в 16-клапанном двигателе — с 2 шестерен);
  • таким же ключом открутить болт, удерживающий шестерню, заклинив ее сквозь отверстия;
  • снять шестеренку (в модели 16V — обе), не потеряв шпонки;
  • демонтировать внутреннюю защитную пластину, в двигателе 8V она держится на 2 болтах, 16V — на 5;
  • выкрутить 3 болта крепления помпы и вытащить ее из гнезда;
  • удалить с блока цилиндров остатки старой прокладки.

Если с новой помпой поставляется пробковая прокладка, то ее не нужно ничем смазывать, а вот картонную лучше посадить на герметик. Новый насос необходимо вставить в гнездо в таком же положении, как стоял старый, и закрепить болтами. После этого можно ставить назад все детали, надевать и натягивать ремень. Еще раз проверьте совпадение меток, прежде чем ставить на место крышки.

Чтобы при заливке антифриза не образовалось воздушных пробок, надо снять малый патрубок с блока подогрева дроссельной заслонки. Заливка ведется до тех пор, пока из него не потечет жидкость. По окончании сборки рекомендуется проверить систему, запустив двигатель и прогрев его до рабочей температуры.

Тегизамена, помпа, размер, установка

Разъяснение по поводу водяных насосов LUZAR «TURBO»

История появления водяных насосов (помп) LUZAR «TURBO»:

Преследуя цель улучшения температурного баланса двигателя, Компания LUZAR в 2009г. начала разработку водяных насосов с повышенными расходными характеристиками. Достигнуть этой цели возможно было путем оптимизации формы крыльчатки (рабочего колеса) помпы. При разработке за основу была взята крыльчатка, применяемая на помпах автомобилей «корейского» производства.

Дополнительной целью было улучшение ресурсных характеристик (увеличение срока службы) помпы.

Результатом стало появление водяных насосов 21114-1307010 и 21124-1307010 с крыльчаткой из листового металла с дополнительно присоединенным «пояском» под лопастями (для предотвращения «вытекания» жидкости из рабочей области).

В данных помпах впервые были применены следующие конструкционные и технологические улучшения:

  • усиленные шарико-роликовые подшипники с длиной ролика 12мм
  • герметизация сопряжения «вал-сальник» и «корпус-сальник»
  • дополнительный контроль «вылета» крыльчатки.

С 2011г. данные улучшения стали применяться серийно для всех моделей помп.

Расходные характеристики данных помп выше в среднем на 12,5% характеристик стандартных помп LUZAR (заметим, что помпы LUZAR стали победителями теста журнала «За Рулем» 06’2009).

Ресурсные характеристики изменились в большую сторону в среднем на 70% (по данным наших испытаний).

Водяные насосы (помпы) LUZAR с повышенными характеристиками получили название «TURBO» – чтобы подчеркнуть высокий уровень потребительских свойств (заметим, что данное название, по нашему мнению, стало очень удачным).

Помпа LUZAR «TURBO» 21114-1307010
(фирменное наименование LWP 01084)

Помпа LUZAR «TURBO» 21124-1307010
(фирменное наименование LWP 01124)

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:

Почему данные помпы называются «TURBO»? Их нужно использовать для «турбированных» двигателей?

Нет, данные помпы предназначены для обычных автомобилей ВАЗ. Название «TURBO» имеет «рекламное» назначение.

За счет чего достигаются такие высокие показатели расхода?

Повысить расходные характеристики водяного насоса можно, изменяя форму крыльчатки (рабочего колеса). Важнейшие параметры крыльчатки, от которых зависит эффективность работы помпы:

1. Диаметр крыльчатки
2. Форма лопастей
3. Толщина лопастей
4. Чистота поверхности лопастей
5. Расстояние от крыльчатки до «ответной части» («крышки») помпы

Применение крыльчатки из листового металла с дополнительно присоединенным «пояском» под лопастями на помпах LUZAR «TURBO» обеспечивает оптимизацию параметров 1, 3 и 4, а дополнительный контроль «вылета» крыльчатки – выполнение параметра 5.

Не повредит ли двигателю увеличение расхода охлаждающей жидкости?

Двигатели для автомобилей ВАЗ 2108-2115 (8 кл.) и ВАЗ 2110-2112 (16 кл.) изначально имеют «горячий» характер – то есть склонны к перегреву. Например, расход жидкости на холостых оборотах двигателя у помпы для «Классики» – 900 л/час, а расход «переднеприводных» помп – только 400 л/час. При этом двигатели ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 имеют большую мощность.

Кроме того, улучшение циркуляции жидкости благоприятно отражается на температурном балансе двигателя. Опасения в том, что «зимой в салоне будет холоднее», являются беспочвенными – за температуру двигателя отвечает термостат.

Улучшение циркуляции жидкости позволяет более плавно изменять температуру жидкости двигателя; тем самым вы избежите опасности «термо-шока» при резком сбросе оборотов двигателя.

О движении в условиях городских пробок мы даже не будем упоминать — такой режим эксплуатации для автомобилей ВАЗ принято считать чуть-ли не «экстремальным»… Здесь применение помп LUZAR «TURBO» является почти обязательным…

Почему цена на помпы LUZAR «TURBO» выше, чем на обычные? Ведь себестоимость крыльчатки из листового металла не выше себестоимости крыльчатки из алюминиевого сплава?

Действительно, это так. Однако объем выпуска помп LUZAR «TURBO» намного меньше объемов производства «обычных» помп – отсюда и более высокая себестоимость.

Также помпы LUZAR «TURBO» позиционируются как «тюнинговые» – что также заставляет нас увеличивать отпускные цены на данные помпы.

Улучшенные технические характеристики помп LUZAR «TURBO» – не более чем рекламный трюк? На самом деле они не лучше «стандартных» помп?

Мы дорожим своей репутацией и никогда не будем предлагать нашим потребителям «безделушку». Ниже мы публикуем расходные характеристики помп LUZAR «TURBO» при различных оборотах двигателя:

Обороты коленвала

Расход жидкости помпа «стандарт»

Расход жидкости помпа «TURBO»

800 об/мин

365 л/час

475 л/час

1100 об/мин

580 л/час

775 л/час

1500 об/мин

1265 л/час

1490 л/час

2000 об/мин

2045 л/час

2240 л/час

2500 об/мин

2520 л/час

3090 л/час

3000 об/мин

3175 л/час

3780 л/час

3500 об/мин

3755 л/час

4255 л/час

По таблице Вы можете увидеть, что превосходство помп LUZAR «TURBO» составляет от 30% (на «холостых» оборотах) до 13% (на высоких оборотах).

В завершение хочется сказать следующее:

Уже сейчас идут испытания новой помпы LUZAR «TURBO» для автомобилей «классического» семейства ВАЗ. Результаты испытаний – 1050 л/мин на холостых оборотах. Это больше расхода «стандартной» помпы почти на 17%! Более подробно о помпе LUZAR «TURBO» 21014-1307010 мы расскажем позже.

Также сейчас завершается разработка помп для ВАЗ 2108-2115 (8 кл.) и ВАЗ 2110-2112 (16 кл.) с кодовым наименованием «TURBO-2». Они превзойдут «стандартные» помпы ориентировочно на 25% и помпы LUZAR «TURBO-1» на 10%. В планируемых помпах «TURBO-2» будет воплощен многолетний результат наших исследований и опыт мировой автомобильной гидро-техники. Помпы «TURBO-2» планируется выпускаться также и для автомобилей «Приора».