Светотеневая граница фар

В первых автомобилях использовались самые примитивные фонари — керосиновые либо ацетиленовые. Лет сто назад на место открытого пламени вставили электрическую лампочку. С одной ее стороны имелся отполированный рефлектор, с другой — линза. Герметизации фар в то время не было, так что рефлектор очень быстро ржавел. И без того слабый свет становился еще тусклее, а главное, вокруг фары образовывался ореол, слепящий встречные автомобили. Запрет на фары этого типа ввели в 1941 году.

Лампочка H13 для ближнего/дальнего света. Компьютеризованные системы настройки в процессе сборки тщательно выверяют положение контактов и нити в каждой лампочке. При этом выдерживаются допуски не более 0,01 мм. Это значит, что, заменяя лампу, вам не потребуется заново подстраивать направление фар. Волосок для дальнего света расположен прямо в фокусе рефлектора, обеспечивая таким образом наилучшее освещение дороги. Волосок для ближнего света немного отведен от точки фокуса, исходящий от него свет обрезается в верхней части и меньше травмирует глаза встречных водителей. В конструкциях некоторых кварцевых ламп для эффективного обрезания верхних лучей используется металлический экран.

Герметичная лампа-фара мало отличается по своей сути от бытовой лампы — вольфрамовый волосок помещается в стеклянной колбе, заполненной инертным газом, но рефлектор установлен прямо внутри колбы. Эти лампы, как и обычные бытовые, постепенно теряют яркость, так как вольфрам испаряется с волоска и оседает на стенках колбы. Фары с переключением ближний/дальний свет появились только в 1920-х. До этого из-за огромных допусков тогдашней сборки все регулировки по направлению светового потока просто не имели смысла. Герметичные фары оказались весьма дешевы — в основном из-за унификации, позволявшей гнать огромные тиражи. Фары выпускали нескольких типов, и стандартизированный подход связывал руки автодизайнерам, ограничивая возможность придать машине индивидуальный облик. С 1973 года автопроизводители стали заменять лампы-фары на светильники с галогеновыми лампами.

На габаритах и стопсигналах светодиоды используются относительно давно. Это новшество развязало руки дизайнерам, позволяя оформлять фонари в любом стиле. Кроме того, светодиоды потребляют мизерные количества энергии, а загораются на 400−500 миллисекунд быстрее, чем лампа накаливания. Это не так уж мало — едущий за вами и болтающий по мобильнику раззява, при скорости около сотни км/ч будет иметь запас метров 12 чтобы успеть нажать на тормоза.

Галогеновые лампы с 1980-х — самая распространенная основа для автооптики. Это небольшая лампочка, которая вставляется внутрь сборки из рефлектора и линзы. Благодаря современным герметикам и технологии сборки сейчас рефлекторы уже почти не корродируют из-за попадания влаги внутрь. Колба лампы из термостойкого кварца позволяет поддерживать весьма высокую температуру волоска, так что по цветовому составу свет получается существенно ближе к естественному дневному. Более высокая температура означает еще и то, что лампа имеет большую световую отдачу на единицу поглощаемой энергии. С другой стороны, вольфрамовый волосок из-за этого испаряется быстрее, и чтобы этому противостоять, галогеновые лампочки заполняют теперь не только инертным газом, но и парами брома или йода. Галоген вступает в соединения с парами вольфрама, а при контакте с раскаленным волоском эти соединения снова распадаются и вольфрам оседает на том же волоске.

От HID («ксенон») к светодиодам

В лампах HID (High Intensity Discharge, газоразрядные высокой интенсивности, в просторечии «ксенон») вообще нет никаких волосков. Вместо них свет излучает высоковольтная дуга в атмосфере инертных газов. Для зажигания этих ламп требуется высокое напряжение и высокий стартовый ток (когда лампа уже заработала, она потребляет гораздо меньше энергии и выдает больше света, чем обычная галогеновая). Кроме того, электрическая дуга выдает более равномерный световой поток, который проще фокусировать.
Есть тут, правда, и один недостаток — на то, чтобы лампа зажглась, прогрелась и начала выдавать полную мощность, требуется несколько секунд. Поэтому в некоторых машинах лампы HID используют для ближнего света, а для дальнего оставляют обычные галогеновые. Альтернативный вариант — шторка с механическим приводом, тогда одна ксеноновая лампа может иметь распределение света под оба режима.
Тем не менее, будущее автомобильного света специалисты отдают полупроводниковым технологиям — светодиодам. Поскольку до сих пор не существует никаких стандартов на унифицированную светодиодную сборку, автопроизводителям приходится для каждой модели изготавливать оригинальную конструкцию, а это недешево. Но благодаря явным преимуществам (малый вес, стойкость к вибрациям, большие сроки эксплуатации, сверхнизкое потребление энергии) светодиоды, вероятно, вскоре вытеснят с рынка системы HID.
На дорогих машинах фары HID (ксенон) зачастую ставят в качестве штатного оборудования. На рынке запчастей и аксессуаров тоже предлагается множество разнообразных комплектов «ксенона». (Нередки даже случаи, когда аббревиатурой HID маркируют обычные галогеновые лампы — так что будьте бдительны!) В них, как правило, имеется дуговая лампа и система запуска — все как в оригинале, только посадочные места рассчитаны на то, чтобы лампа подошла к стандартной «галогеновой» фаре. Такие комплекты стоят гораздо дешевле штатных, но… Форма вольфрамовой нити накаливания существенно отличается от формы электрической дуги. В результате распределение светового потока, исходящего от такой фары, оказывается совершенно непредсказуемым. Хотя водителю такой машины дорога будет видна прекрасно, встречным водителям не позавидуешь, поэтому такие самовольные переделки считаются незаконными.

Производство таких лампочек представляет собой немалое достижение в области высоких технологий. После того как электроды запаивают в стеклянную толщу донышка, воздух отсасывают из лампы через верхушку колбы. Язычок пламени нагревает верхнюю часть лампы до размягчения, а поток жидкого азота охлаждает основание почти до -200°С. Внутрь колбы бросают гранулу замороженных газов (обычно это инертные газы плюс галоген). В тот же момент мягкую верхушку лампы закупоривают, и когда гранула испаряется, давление в колбе поднимается до 4−5 атмосфер.

Европейские и американские нормы распределения светового потока (а следовательно, и конструкции фар) несколько отличаются. Для европейского света характерна более четкая светотеневая граница с подъемом справа, световой поток направлен на дорогу и правую обочину. Такое распределение минимизирует ослепление встречных водителей и позволяет видеть «пассажирскую» обочину на большее расстояние. В американском свете светотеневая граница менее выражена, световой поток почти симметричен.

Галогеновая лампа излучает свет с температурой 3400 К (цветовая температура естественного солнечного света примерно 6000 К). Последнее время на дорогах появляются лампы с бело-голубым свечением, заметно отличающимся от привычного желтоватого. Обычно это «тюнингованные» лампочки, в которых на колбу нанесены различные покрытия для имитации света от более дорогих газоразрядных ламп. Цветовая температура действительно несколько выше, но светоотдача не повышается ни на грош, так что цель этого — только престиж.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2011).

«АВТОГАДЖЕТ» — продажа автомобильных аксессуаров в г. Череповце

  • *** Рекомендуемые товары ***
  • **Акции и Скидки**
  • Светодиодное оборудование
    • Дневные ходовые огни
    • Светодиодные лампы
    • Светодиодные ленты
    • Светодиодные панели
    • Светодиодные модули подсветки
    • CCFL кольца «Ангельские глазки»
    • Светодиодные лампы для BMW
    • Светодиодные балки рабочего света
    • Светодиодные фары рабочего света
    • Светодиодные проекции логотипов
    • Светодиодные фароискатели
  • Светодиодные автомобильные лампы головного света Bi-Led
    • Светодиодные лампы Led S1
    • Светодиодные лампы Led F5
    • Светодиодные лампы Led G7
    • Светодиодные лампы Led X3
    • Светодиодные лампы Led G8
    • Светодиодные лампы Led G8L для линзы
    • Светодиодные лампы Led P6-25W
    • Светодиодные лампы Led P6-55W
    • Светодиодные лампы Led P7-30W
    • Светодиодные лампы Led P8-40W
    • Светодиодные Dixel G6
    • Светодиодные лампы NOVA
    • Светодиодные лампы Led G6
    • Светодиодные билинзы Led GTR
    • Переходные рамки для замены штатной линзы на Bi-Led
    • Светодиодные лампы Lumos LED
  • Ксеноновое оборудование
    • Ксеноновые лампы
    • Штатные ксеноновые лампы
    • Биксеноновые лампы
    • Комплекты биксенона
    • Биксеноновые линзы
    • Биксеноновый модуль Hella 3R / Koito / Bosch
    • Комплектующие для биксеноновых линз
    • Биксеноновые ПТФ
    • Маски (БЛЕНДЫ) для Би-ксеноновых линз
    • Штатные блоки розжига
    • Блоки розжига
    • Комплекты ксенона
    • Комплектующие для ксенонового оборудования
    • Резиновые крышки для фар
    • Инструмент для ретрофита
    • Фароискатели
    • Ксенон два в одном
    • Ксеноновые фароискатели
    • Стекла фар из поликарбоната
    • Переходные рамки для замены штатной линзы
    • Омыватели фар
  • Авточехлы на сидения / накидки мех
    • Авточехлы Автопилот
    • Меховые накидки на сидения
  • Багажники Боксы Рейлинги
    • Боксы на крышу
      • Боксы Turino
      • Боксы LUX
      • Боксы Thule
      • Боксы Koffer
      • Боксы V-Star
    • Рейлинги крыши OE Style
    • Рейлинги Can Otomotiv
    • Багажники на крышу «Lux»
    • Багажники INTER
    • Багажники Муравей
    • Багажники FICOPRO
    • Багажник AEROSTAR
    • Багажники DELTA
    • Багажник для перевозки велосипеда
      • Велокрепление на фаркоп
      • Велокрепление на багажник
    • КОМПЛЕКТЫ АДАПТЕРОВ
    • КОМПЛЕКТЫ ОПОР
    • КОМПЛЕКТЫ ПОПЕРЕЧИН
  • Фаркопы (Тсу)
    • Фаркопы Лидер Плюс
    • Фаркопы AvtoS
    • Фаркопы Трейлер
    • Фаркоп (ТСУ) с Быстросъёмным шаром TAVIALS
    • Аксессуары и комплектующие для фаркопов
  • ЗАЩИТНЫЕ СЕТКИ РАДИАТОРА
    • Защита радиатора СТАНДАРТ
    • Защита радиатора ПРЕМИУМ
    • Зимний пакет
  • Охранные системы / АВТОСИГНАЛИЗАЦИИ
    • Автосигнализации
    • Иммобилайзеры
    • Центральные замки
    • Модули
    • Сирены
    • Брелоки
    • Датчики
    • Электроприводы
    • Актуаторы
    • Стеклоподъемники
    • Поисковые маяки
    • Спутниковые GSM-системы
    • Замоки капота
    • Цифровые радиореле
    • Mul-t-lock
  • Парковочные системы
    • Парктроники
    • Камеры заднего вида
      • Камеры заднего вида специальные
      • Камеры заднего вида универсальные
      • Камеры переднего вида
    • Автомобильные мониторы
    • Беспроводные системы
  • Радар детекторы
    • Аксессуары для радар-детекторов
  • Видеорегистраторы
  • Штатные Мультимедиа Автомагнитолы
    • Мультимедиа ШГУ Witson
    • Мультимедиа ШГУ MyDean
    • Мультимедиа ШГУ Incar
    • Мультимедиа ШГУ FarCar
    • Мультимедия ШГУ Subini
  • Магнитола 1DIN Universal
  • Магнитола 2 DIN Universal
  • AUX, IPOD, USB адаптеры
  • Переходный рамки Автомагнитол
  • Переходники ISO Антенные адаптеры
  • GPS-навигаторы
  • Толщиномеры
  • Дефлекторы
    • Дефлекторы окон
    • Дефлекторы капота
    • Дефлектор заднего стекла
  • Автоковрики EVA
  • Коврики в салон
  • Коврики в багажник
  • Штатные Брызговики
    • L.LOCKER
    • NORPLAST
  • Защиты картера и КПП
  • Подлокотники
  • Карты Sd и micro Sd
  • NANO АВТОХИМИЯ
    • Nano Reflector
    • Жидкая Резина Runway
    • Жидкая Резина Plasti Dip
    • Жидкая резина Rubber Dip
    • Просто ГряZ
  • Щетки стеклоочистителя-дворники
    • Зимние щетки стеклоочистителя Alca
  • Навесное оборудование для внедорожников
    • Защита передняя,трубы,кенгурины
    • Защита задняя,уголки,трубы
    • Обвес из нержавеющей стали Allest
    • Кунги для пикапов
    • Навесное оборудование ТЕХНОТЕК
    • Навесное оборудование TCC
      • Защита картера ТСС (алюминий)
  • Подножки ступени
    • Подножки (ступени) Can Otomotiv
    • Подножки алюминиевые Allest
  • Альтернативная оптика
    • Передние фары
    • Задние фонари
  • Фары противотуманные штатные
    • Комплекты ПТФ DLAA
  • Органайзеры для перевозки собак
  • АВТООДЕЯЛО «Автогрелка»
  • Цепи противоскольжения
    • Цепи на колеса ромбические
    • Браслеты (Цепи) противоскольжения Барс
      • Инструкция по установке
  • Тент автомобильный
  • Амортизаторы упоры капота
  • Накладки на дверные пороги и бампер
    • Накладки на пороги штамп
    • Накладки на пороги карбон
    • Накладки на пороги надпись
    • Накладки на бампер штамп
    • Накладки на пороги ступенькой
  • Дефлектор лобового стекла (Водосток)
  • Пуско-зарядные устройства
  • Аксессуары
  • Защита штатной камеры заднего вида