Смазка цепи трансмиссионным маслом

Купить смазку и смазать цепь для мотоцикла — это одна из самых тривиальных повседневных задач каждого мотоциклиста. Это нужно делать постоянно, вне зависимости от того, хочешь ли ты кататься или нет — за цепью вашего мотоцикла нужен обязательный уход.

Так чем же смазывать? Да и как это нужно делать, чтобы сохранить вашу цепь в рабочем состоянии как можно дольше? В этом мы сегодня попытаемся разобраться изучив мануалы к мотоциклам, советы бывалых и коммерческие данные известных брендов.

Когда цепочку нужно заменить? Цепь, которая уже схватила предел натяжения и которая, поймав ее и потянув назад, выпадает из задней стойки. Вы должны проверить оба параметра. Покупая мотоцикл, стоит проверить цепочку отправления из стойки, потому что иногда, чтобы переместить напряжение, нечестные торговцы сокращают используемую цепь, — предупреждает Пол Захариаш.

Кстати, стоит проверить, что цепь в некотором месте не вытащили, т.е. повернули колесо, чтобы проверить пальцы, или напряжение на каждом из его фрагментов одинаково. Неровности в наборе дисков обычно увеличивают объем цепи. Кольца, однако, следует заменить примерно на 20 000 и всякий раз, когда мы заменяем цепь, независимо от степени износа.

Для чего нужна смазка цепи

Прежде всего нам нужно знать, что самые популярные цепи бывают трех типов: бессальниковые, O-ring и X-ring . Все они отличаются по наличию и типу сальников. Теперь давайте разберемся для чего же все-таки нужна смазка мотоциклетной цепи:
а) защищает от коррозии
б) уменьшает коэффициент трения металлических деталей цепи, тем самым увеличивая срок её службы
в) способствует уменьшения износа звёздочек.

Поэтому если не хотите менять цепь и звезды очень часто, то лучше придерживаться рекомендуемых периодов по уходу за ними. И это совсем не означает, что если в инструкции по эксплуатации обозначен пробег в 500 км, то именно через 500 км нужно её чистить и смазывать. В первую очередь стоит обратить на загрязнение — грязь и песок способны на глазах “съесть” ваши звезды. Помимо этого стоит учитывать и вид вашего мотоцикла: на кроссовом чистить и смазывать цепь нужно после каждой гонки или тренировки, на мотоцикле эндуро — после каждой поездки все дорог, на дорожных и спортивных — по мере загрязнения или через определённый рекомендуемый интервал.

Современная цепь, например O-ring, испытывает большие нагрузки. Поэтому внутри каждого звена находится заводская смазка, которая помогает минимизировать физический износ металла и уменьшает трение. Но с течением времени, сальники, которые предотвращают вытекание этого лубриканта, трескаются, и разогретая смазка мотоциклетной цепи теряет свои свойства. В добавок ко всему на смазку налипают частички пыли и песок, образуя тем самым отличную абразивную пасту, которая съедает звезды мотоцикла. А это уже чревато разрывом или заклиниванием цепи.

Цепь с уплотнением O-ring
Цепи с уплотнением X-ring и O-ring

В каких местах смазывать цепь

Смазывать нужно между внутренней и внешней пластин, снизу и сверху. Это позволит смазке попасть внутрь звена через определённой формы сальник и создать защитное покрытие. Смазывать полностью все звено справа и слева не имеет никакого смыла. Напротив, песок, грязь и пыль будет быстрее и в больших количества приставать к металлу. Плюс ко всем часть смазки будет забрызгивать экипировку и пластик мотоцикла.

Чем смазывать цепь?

В последнее время широкое распространение получили аэрозольные баллончики для смазки мотоциклетной цепи. Не будем спорить, это очень удобный вариант применения — поставил мотоцикл на центральную подставку, распылил смазку на звенья цепи и прокрутил заднее колесо. Но так ли она хороша, как рекламируют её производители?
Именитые бренды настаивают, что покупатель должен ориентироваться на вид своего мотоцикла — для спортбайка и для эндуро/кросса своя линейка мотохимии. По большому счету, с этим нельзя не согласится. Хотя по идее, принцип у этих смазок один и тот же в не зависимости от типа мотоцикла и ареала его использования — минимизировать трение, препятствовать прилипанию пыли и песка, быстро сохнуть и не вытекать из сальников. Другими словами, если производитель пишет, что для цепи эндуро мотоцикла разработана специальная смазка, которая препятствует прилипанию песка и грязи, то следовательно это свойство не важно для дорожного мотоцикла? Или смазка для спортбайков, которая, по заверением производителя, обеспечивает работу на высокой скорости, т.е. не слетает и не вытекает из звеньев. Наверное, это в мотокроссе не важно?
Конечно все это так, но если проводить аналогию, что в технических видах спорта зачастую решают доли секунды, миллиметры расстояния и граммы веса. Поэтому и существует такое разнообразия смазок цепи с небольшими отличиям в свойствах, которые максимально задействованы в том или ином виде спорта. На скоростных мотоциклах при движении цепи по звездам возникает большая центробежная сила, которая стремиться выдавить смазку из звеньев (на скоростях за 200 км\ч заднее колесо делает 2000 и больше оборотов). Поэтому там применяются более “липкие” синтетические смазки с высокой адгезией и эластичностью и теплопроводностью (способные выдержать температуры до 180С).

Интересно, что на официальных сайтах знаменитых производителей таких как Motul, Ipone, Liqui MOLLY, Motorex не указаны, к сожалению, ни конкретные цифры, ни стандарты. Все ограничивается общими фразами: обладает отличными смазывающими свойствами, уменьшает трение, защищает от коррозии…Однако надпись на страницах с техническими характеристиками “Наша информация основана на тщательных исследованиях и может считаться надежной, хотя и не является юридически обязательной” заставляет задуматься…

Бесспорно, за цепью нужно ухаживать. Удобство примирения и достоинства той или иной смазки для мотоциклетной цепи каждый водитель байка определяет сам: на своем личном опыте или исходя из советов опытных мотоциклистов. Поэтому полезным будет узнать, что же рекомендует производитель мототехники?

Из мануала к кроссовому Kawasaki KX250F 2005:
Перед смазкой цепь должна быть очищена с помощью дизельного топлива или керосина. Потом цепь необходимо опустить в масло, встряхнуть, чтобы смазка проникла в каждый ролик. Помимо этого, производитель отмечает, что качественная смазка для моторной цепи мотоцикла — это отличный способ повседневного ухода за цепью. Но, если он не доступна, то можно применять и “тяжёлое” масло, например SAE90. В этом случае его нужно нанести на ролики со всех сторон, чтобы оно попало во внутрь. После этого удалить излишки и вытереть цепь.

А вот что пишут в мануале к спортивному Honda CBR600R 2009:
Этот производитель мототехники из Японии рекомендует смазывать цепь каждые 800 км специальной смазкой Pro Honda HP chain Lube или эквивалент для O-ring.

Из мануала к мотоцикла класса супер-спорт Yamaha R1 2007:
Цепь обязательно нужно смазывать после мойки мотоцикла или поездки в дождь. Цепь с О-ring рекомендуется промыть с керосине или дизельном топливе, перед тем, как на неё нанести специальную смазку. После всех манипуляций нанести специальную смазку для мотоциклетной цепи, а ни в коем случае не моторное масло — оно, согласно мануалу, может повредить уплотнения O-ring.

В мануале к дорожному Kawasaki Z750s 2007 указаны все те же рекомендации, что и к кроссовому мотоциклу Kawasaki KX250F, т.е. использование масла SAE90 вполне допускается…

Цепь дорожного Suzuki GSF650 2005 рекомендуется смазывать каждые 1000 км и промывать исключительно керосином. После того, как она очиститься от загрязнений, смазать “тяжёлым” моторным маслом. Опять же производитель предупреждает нас от использования коммерческого масла для мотоциклетных цепей — они могут повредить O-ring.

KTM 990 Adventure 2007:
Согласно инструкции обслуживание цепи с X-ring сводится к минимуму. Достаточно только удалить с цепи всю грязь, влагу и остатки предыдущей смазки. Для этого, как пишет производитель прекрасно подойдёт Motorex Chain Clean 611. После этого нужно нанести на цепь специальную смазку для X-ring, например опять-таки Motorex Chainlube 622.

Хотелось бы заметить, что помимо всего перечисленного, для чистки цепи с O-ring нельзя использовать жёсткие щётки, растворители — это все может разрушить резиновые уплотнения и тем самым ухудшить эксплуатационные свойства мотоциклетной цепи. Своевременный уход за ней обеспечит вам долгую службу! Также мы можем видеть неразрывную связь между производителем мототехники и производителем химии для его обслуживания. Маркетинг, что тут сделаешь!

P.S. Подводя итог, мы видим, что производители современных мотоциклов в большинстве своем сходятся в том, что применять качественную смазку цепи известных брендов допустимо и очень даже желательно. Но некоторые из них не против и использования “тяжелого” моторного масла, например, SAE90. Как поступать в этом случае — решать вам. Именно вы решаете, что купить для своего двухколесного друга, а не рекламные компании известных брендов.

Если есть центральная подставка на мотоцикле ставим ее, если есть спец, подставка ставим мотоцикл на нее, если нет, пользуемся боковой подставкой и периодически будем перекатывать мотоцикл .

Нам понадобится собственно смазка для мотоциклетной цепи и очиститель, тряпка не оставляющая ворсин и зубная щетка.
Обильно поливаем цепь вашего мотоцикла очистителем, трем зубной щеткой и следом протираем тряпкой, делаем до тех пор, пока не пройдем по длине всей цепи.

Кстати под цепью сверху вдоль всего маятника мотоцикла идет так называемый «слайдер » на котором оседает часть цепной смазки , а так же грязи и песка, его так же крайне желательно вычистить, хотя это дело грязное и трудоемкое, но хотя бы раз в мотосезон нужно делать.

И так очищаем цепь, даем посохнуть 15 минут. По пришествию этого времени, берем баллон с цепной смазкой трясем пару минут непрерывно, затем садимся под мотоцикл и начинаем брызгать на каждую резинку между звеньями цепи мотоцикла . Лучше это делать сзади либо если снять защиту цепи сверху, лучше защиту, кстати, снять будет проще. Периодически перекатываем мотоцикл .

После того как смазали все прокладки, даем мотоциклу постоять минимум 15 минут, чтобы смазка застыла и стала более липкой и вязкой.

Есть умельцы, которые мажут цепь мотоцикла моторным маслом большой вязкости, но хочу сказать, что это мартышкин труд, такая смазка слетит с прокладок цепи, они высохнут, растрескаются и разрушатся, а пластик или хром вашего мотоцикла и ваша одежда будут уделаны цепной смазкой “ноу-хау” которую с одежды вообще нельзя будет отмыть, останутся пятна. При смазке цепи мотоцикла – ролики и звенья мазать не нужно , от такой смазки они скорее больше будут изнашиваться.

Лучше покупать и использовать цепную смазку специальную для мотоциклетных цепей и содержащих тефлон , такая смазка порой не слетает и не смывается даже в дождь и после многих километров пути.

Регулярность смазки цепи мотоцикла зависит от пройденного пути, ориентировочно смазывать нужно раз в 500-700 км., если приходилось ездить по песку и пыли то почистить и смазать цепь необходимо по приезду на место стоянки, после дождя нужно осмотреть цепь если смазка смылась нужно смазать, если нет, то через 100-200 км лучше все же смазать.
Баллончик хорошей цепной смазки с тефлоном стоит от 400 до 700 рублей хватает на пол мотосезона или на сезон, может и меньше, если вы ездить будете много.

Очистителя хватает на два три раза, если цепь мотоцикла грязная, если чистить после первого раза регулярно или цепь до очистки была новой, то хватает и на 10ть раз.

Перейти на наш мотоциклетный-форум

Очистка

Специалисты рекомендуют приступать к чистке цепи после непродолжительной езды — часа вполне будет достаточно. Это позволит прогреть цепь до нужной температуры, сделав её смазку менее густой. В таком состоянии вымыть все отложения из цепи будет намного проще, да и новая смазка сможет намного глубже проникнуть в пары трения. Если вы хотите одновременно с очисткой цепи помыть мотоцикл, делайте это только после обслуживания трансмиссии, поскольку в процессе такой работы на корпус байка будет вытекать немало грязи и густой смазки. Существует два основных способа чистки цепи, для которых используются различные инструменты.

Ручной метод

Самый распространённый способ среди российских мотоциклистов — это чистка цепи зубной щёткой. Вместо неё можно взять узкую обувную щётку с мягкими волокнами либо специальный инструмент, продающийся в магазине мотозапчастей. Запрещается использовать металлические щётки и приспособления с очень грубыми волокнами, поскольку они легко повреждают компоненты цепи.

Также вам необходимо приобрести очищающую жидкость — в ассортименте компаний Liqui Moly, Hi-Gear и Motul есть подходящие баллончики со спреем. Если под рукой такого средства не оказывается, цепь можно очистить с помощью керосина, однако вам стоит приготовиться к существенному увеличению трудоёмкости такой работы. Для чистки цепи нельзя использовать бензин, поскольку это приведёт к растворению уплотнительных колец, втулок и сальников — в итоге деталь придётся выбросить.

Мотоцикл устанавливается на подножку либо на подвес — заднее колесо должно находиться в воздухе. Баллончик с жидкостью следует заносить со стороны колеса. Его сопло должно быть направлено наружу, поскольку попадание такого агрессивного химического соединения на колесо может быть опасным для резины. После нанесения жидкости на верхнюю ветвь цепи прокрутите колесо и повторите процедуру, чтобы вся деталь была покрыта специальным очищающим средством. Подождав приблизительно 5 минут, начинайте обрабатывать трансмиссию щёткой, обращая особое внимание на зазоры и уплотнители.

Если вам нужно узнать, как чистить цепь керосином, то стоит понять, что в этом случае придётся потратить намного больше времени. Жидкость наносится на деталь тонкой струйкой, причём нужно следить, чтобы её брызги не попадали на колесо. Через 5 минут начинайте тщательно счищать грязь щёткой, стараясь, чтобы волокна проникали как можно глубже. Если полностью очистить цепь таким способом не удалось, её придётся снять, что отнимет немало вашего времени и усилий.

Автоматизация

Тем, кто интересуется, чем лучше почистить цепь, можно порекомендовать использовать специальное приспособление — такое выпускается фирмой KETTENMAX, а также некоторыми другими производителями аксессуаров для мотоциклов. Байк нужно поднять, вывесив заднее колесо, а затем завести его. Устройство закрепляется на цепи — внутри есть специальные ролики и щётки, которые позволяют пропускать цепь, одновременно очищая её от всех возможных отложений. В верхней части расположена трубка для подачи очищающей жидкости — ею может быть как специальное средство, поставляющееся в комплекте, так и обычный керосин. Снизу имеется трубка для отвода грязной очищающей жидкости — её лучше опустить в поддон или пол-литровую бутылку.

Убедившись, что приспособление надёжно закреплено на цепи, включайте первую передачу, но не добавляйте газа. Теперь вашей задачей будет обеспечение равномерного поступления чистящего материала в устройство — его нужно постепенно наливать или впрыскивать в верхнюю трубку, следя, чтобы жидкость не попадала на сам мотоцикл. Примерно через пять минут цепь будет полностью очищена, после чего необходимо выключить передачу и заглушить мотор мотоцикла.

Перед тем как смазать цепь, вам необходимо будет смыть остатки чистящей жидкости — иначе масло не сможет закрепиться на детали. Для этого используйте воду комнатной температуры — её лучше выливать из простой пластиковой бутылки тонкой струёй, постепенно поворачивая цепь. Ни в коем случае не используйте мойку высокого давления — она очень быстро разрушает трансмиссию мотоцикла, сокращая срок её эксплуатации. После мойки аккуратно вытрите цепь неабразивным материалом — подойдёт тряпочка из микрофибры.

Смазка

Прежде чем приступить к выполнению работ, вам стоит выяснить, чем можно смазать цепь на вашем мотоцикле. Существует множество видов средств, которые наносятся на цепную передачу для повышения её надёжности и долговечности. Оптимальным вариантом будет подбирать смазку, исходя из рекомендаций производителя, указанных в инструкции. Однако можно руководствоваться и указаниями на банке с маслом — большинство производителей выделяет следующие виды смазки:

  • Универсальная;
  • Дорожная;
  • Для спортбайков;
  • Для кроссовых и внедорожных мотоциклов;
  • Для старых мотоциклов.

Если вы не можете понять, какая именно смазка идеально подойдёт для вашего мотоцикла, лучше проконсультируйтесь со специалистом.

Лучше всего приобретать смазку в баллончиках со спреем — это позволит маслу проникнуть во все соединения и пары трения, существенно повысив долговечность трансмиссии мотоцикла. Если же вы купили средство в канистре или флаконе, стоит дополнительно приобрести недорогой баллончик со сжатым воздухом, с помощью которого можно повысить эффективность смазывания цепи. Некоторые мотоциклисты считают, что они могут существенно увеличить надёжность трансмиссии, если будут использовать очень густую консистентную смазку. Это является очень распространённым заблуждением — чрезмерно густая смазка быстро отстаёт от сальников и вылетает из цепи, попадая на корпус мотоцикла и одежду водителя.

Методика

Если вас интересует, как смазывать мотоцепь, то вам необходимо слегка прогреть её — достаточно будет работы мотоцикла на подвесе в течение 2–3 минут. После этого мотор лучше заглушить, однако байк должен оставаться в подвешенном состоянии. Смазку наносят на верхнюю ветвь цепи, стараясь обрабатывать все внутренние части детали — сальники, уплотнители, пары трения и прочие. Желательно прокручивать цепь два раза, постепенно нанося смазывающий материал, чтобы масло равномерно распространилось по её наружной и внутренней стороне. Смазка не должна попадать на корпус мотоцикла, двигатель, колёса и резину, поскольку она очень быстро загустевает и удалить её будет очень сложно.

После окончания процедуры избыток жидкости нужно удалить, воспользовавшись мягкой тряпочкой. Ни в коем случае не берите бумажные салфетки — они разрываются, и их части остаются внутри цепи, существенно снижая её долговечность. Смазка для цепи мотоцикла должна быть распределена по передаточному механизму равномерно, поскольку в противном случае деталь будет очень быстро изнашиваться, а также разрушать звёздочки. После окончания процедуры подождите 15 минут, чтобы смазка загустела — убедившись в этом, вы можете запускать мотор мотоцикла и отправляться на обкатку.

Дополнительно

Достаточно часто у новичков возникает вопрос, как часто смазывать цепь. Однозначный ответ на этот вопрос дать не получится, поскольку всё зависит от стиля езды, а также от типа используемого материала. К примеру, консистентную смазку на цепи отечественных мотоциклов наносят один раз приблизительно в 500 километров. Если речь идёт о высококачественном спрее для импортной мототехники, им достаточно обрабатывать цепь один раз в 1–3 тысячи километров. Существенно сократить указанные сроки могут следующие обстоятельства:

  • Езда по бездорожью;
  • Езда на заднем колесе;
  • Длительная езда с высокой скоростью;
  • Хранение мотоцикла в ненадлежащих условиях.

Если при выборе смазки вы уже определили, какая лучше, и установили периодичность обслуживания трансмиссии, вам остаётся только узнать, какие ещё процедуры стоит выполнить одновременно с чисткой цепи. Перед смазыванием стоит определить степень натяжения цепи — для этого нужно измерить величину максимального провисания её нижней ветви. Нормальным уровнем провисания будет показатель в 15–25 мм — если он превышен, стоит подтянуть цепную передачу, воспользовавшись специальным инструментом.

Также стоит оценить состояние звёздочек — если на них видна сильная выработка, их лучше сразу заменить. Помните, что серьёзный износ этих деталей может стать причиной поломки коробки передач и дорогостоящего ремонта. Если на цепи имеются повреждения, её также стоит поменять — обычно эту работу выполняют при достижении пробега в 10–15 тысяч километров, но неаккуратная эксплуатация транспортного средства может привести к ускоренному износу.

Если вас не устраивает периодическая смазка цепи мотоцикла маслом, вы можете приобрести устройство для автоматической подачи смазывающего материала. Оно устанавливается вблизи коробки передач и выполняет две функции одновременно, очищая деталь от попавших на неё загрязнителей, а также подавая масло и предотвращая ускоренный износ трансмиссии. Стоимость такого приспособления достигает примерно 9–12 тысяч рублей, однако оно поможет вам сэкономить немало времени и усилий. Однако стоит помнить, что использование автоматики не отменяет необходимости чистить цепь при её сильном загрязнении — эту процедуру придётся выполнять после езды по бездорожью или плохим дорогам.