Красный путиловец л 1

Ленинград-1 — СССР в Масштабе

Автомобиль Л-1 включает в себе все усовершенствования мировой автомобильной техники, как, например: синхронный механизм для бесшумного включения шестерён коробки скоростей, сервомеханизм, масляный радиатор, цельно-сварной стальной кузов, который, кстати, обит внутри репсом коричневого цвета, отделан полированным деревом, все металлические части автомобиля никелированы».
О том, что было дальше, существует две версии. Первая, и, на мой взгляд, наиболее правдоподобная версия гласит, что 19 мая 1933 года шесть автомобилей «Ленинград-1» отправились в автопробег Ленинград – Москва – Ленинград. 20 мая машины предстали в Кремле и были осмотрены наркомом тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Нарком автомобили одобрил и утвердил план на выпуск 2000 лимузинов в 1934 году. Кстати, говорят, что Сталин так и не вышел взглянуть на первый советский лимузин, возможно, из-за того, что Киров был инициатором этого проекта, а в сложностях отношений Сталина и Кирова историки до сих пор окончательно не разобрались.
Вторая версия гласит, что когда шесть автомобилей Л-1 отправились своим ходом из Ленинграда в Москву, то все машины сломались в пути и ни одна до Кремля не добралась. Какие же тогда автомобили осматривал Орджоникидзе? Кроме того, в журнале «За рулём» за июнь 1933 г. есть статья «Первое испытание ленинградских легковых машин». Вот выдержка из этой статьи: «19 мая шесть первых автомобилей Л-1 вышли в испытательный пробег по маршруту Ленинград — Москва — Ленинград. До этого они были испытаны в пробегах на небольшие расстояния, при скорости 80 – 90 км в час. 20 мая машины прибыли в Москву, показав хорошее качество работы конструкторов и строителей советских Бьюиков. Машины шли в разнообразных дорожных условиях со скоростью от 20 – 85 км в час. Предварительные итоги говорят о том, что система управления Л-1 показала себя с лучшей стороны, что моторы работают бесперебойно, бесшумно, легко набирая скорость. За всё время пробега машины не имели сколько-нибудь значительных повреждений, а покрышки, изготовленные заводом «Красный треугольник», не вызывали никаких нареканий. Руководители завода «Красный путиловец», организовавшие этот пробег, считают его лишь пробной обкаткой машин, предполагая в середине июня испытать Л-1 в настоящем, длительном пробеге во всевозможных дорожных и климатических условиях по маршруту Ленинград – Тифлис».
Так или иначе, но концовка у обеих версий одна: «Красному путиловцу» пришлось срочно переходить к выпуску нового трактора «Универсал» и освоению производства танка Т-28. Таким образом, было решено, что главным профилем путиловцев должны остаться трактора и танки, а работа по освоению производства советского лимузина была передана на ЗИС, где она через 3 года увенчалась успехом – в серию пошёл ЗИС-101. Шесть первых и единственных экземпляров Л-1 эксплуатировались какое-то время в Ленинграде, а потом их следы теряются…
Несколько слов о модели. Л-1 от Пивторака из моей коллекции, представленная на фото, – бесспорно, очень детализированная и красивая модель. Проработаны мельчайшие детали, отличная покраска, а на круглой эмблеме перед реалистичным радиатором, выполненным фототравлением, вполне читаемы буквы «КП» («Красный Путиловец»). Помимо Пивторака эту модель выпускает украинская мастерская Vector-Models, а также модель Л-1 доступна от фирмы «Наш автопром».