Машины ленд лиза

От «Студебеккеров» до ботинок: что поставляли по ленд-лизу

Наши пилоты не летали бы на «Аэрокобрах», американские «Шерманы» не били бы немцев под Сталинградом, а «Катюши» не познакомились бы со «Студебеккерами». 11 марта 1941 года президент США подписал закон о ленд-лизе — небезвозмездной помощи союзникам. О поставках и их роли в Победе — в материале «Защищать Россию».

Автомобили

За годы войны союзники поставили в СССР по ленд-лизу более 450 тыс. автомобилей. Это были «Студебеккеры» и «Форды», «Интернационалы» и «Остины», «Виллисы», «Доджи», «Шевроле» и другие машины.

Для обучения бойцов автомобильных подразделений правилам эксплуатации и ремонта импортной техники выпускались специальные брошюры. Поступала эта техника, в основном, в разобранном виде. Часть ленд-лизовских автомобилей собирали на заводах в Иране и Ираке, после чего перегоняли в СССР, часть же собирали на наших заводах.

Сборка грузовиков, поставленных по ленд-лизу, на Горьковском автомобильном заводе. Лето 1943 года

Значительное количество автомобилей было повышенной проходимости, благодаря чему их успешно использовали для буксировки орудий и для установки на них вооружения гвардейских минометных частей.

Например, во второй половине войны основным шасси для «Катюш» вместо советских ЗИС-6 стали ленд-лизовские «Студебеккеры».

В целом, автомобили, полученные СССР, ощутимо повысили мобильность Красной Армии, что на конечном этапе войны позволило ускорить темпы советского наступления.

«Катюши» на шасси «Студебеккер»

Самолеты

Немалыми были и поставки импортной авиационной техники. Советские самолетные парки пополнили западные истребители Кертис P-40 «Томагавк»/»Киттихоук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», «Спитфайер», «Харрикейн»; бомбардировщики А-20 «Бостон» и «Митчелл», транспортные самолеты «Дуглас» С-47, «Скайтрейн», летающие лодки, амфибии, учебные и другие самолеты.

Истребители Р-63 «Кингкобра» (Bell P-63A-10-BE «Kingcorba») на аэродроме Буффало, штат Нью-Йорк перед отправкой в СССР

Стоит отметить, что многие поставленные самолеты были далеко не новыми, имели сотни часов налета, а некоторые были и вовсе довольно потрепанными.

Современные образцы истребителей и стратегических бомбардировщиков — в последних наиболее нуждались советские ВВС — в Красную армию не поступали. Несмотря на это, наши летчики с интересом отнеслись к зарубежным самолетам и быстро освоили их.

Среди воздушных асов немало летавших, в том числе, и на импортной авиатехнике. Среди них Борис Сафонов, Александр Покрышкин, Амет-хан Султан и другие блестящие летчики.

Летчики-истребители 16-го гвардейского авиаполка гвардии майоры А.Покрышкин и Д.Глинка на фоне истребителя P-39 «Аэрокобра»

Бронетехника

Помимо отечественной, в годы войны активно применялась и западная бронетехника. В СССР поступали английские танки «Матильда», «Валентайн» семи модификаций, «Черчилль», «Кромвель» и «Тетрарх».

Английские танки впервые приняли участие в боевых действиях во время битвы за Москву.

Поставки американских танков в СССР начались в 1942-м. Это были легкие М3А1 «Стюарт» и средние М3 «Грант», принявшие участие в Сталинградском сражении и битве за Кавказ. Позднее в Красную армию стали поступать танки «Шерман», вооруженные 75-мм или 76-мм пушкой.

Пехотинец на броне советского танка американского производства М3 «Стюарт»

«Шерманы» стали самыми массовыми боевыми машинами, поставленными по ленд-лизу, — они воевали до самой Победы.

Помимо танков советская армия получала от союзников бронетранспортеры, которые на тот момент в нашей стране не выпускались. Английский «Универсал Кэрриер» Mk I, самый массовый БТР — американский колесный «скаут» М3А1, полугусеничный БТР М3.

На вооружении некоторых самоходно-артиллерийских полков и истребительно-противотанковых бригад состояли западные самоходные 57-мм противотанковые пушки СУ-57 на базе полугусеничного американского БТР М3.

Американские зенитные самоходные установки М15А1 и М17 на базе полугусеничных бронетранспортеров были единственным мобильным средством ПВО в танковых и механизированных частях.

Советские танкисты у танков М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4

Стрелковое оружие

В СССР поставляли и стрелковое оружие, но в гораздо меньшем масштабе. Чаще всего в качестве личного оружия экипажей для «ленд-лизовских» самолетов, катеров, танков и бронемашин. Так, наши войска получали ПТР «Бойс», дробовые ружья систем «Винчестер» и «Итака», пистолеты-пулеметы «Томпсон М1928А1», «Рейзинг М50» и «Рейзинг М55», «Кольт М1911А1».

Наибольшее подспорье оказали американские 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы «Браунинг М2НВ».

12,7-мм крупнокалиберный пулемет «Браунинг М2НВ» на корабле советского флота

Помимо оружия, техники и боеприпасов, по ленд-лизу поставлялся автомобильный и авиационный бензин, который в СССР был в дефиците и более низкого качества; нефтепродукты и цветные металлы; железнодорожные рельсы, составы и локомотивы, автомобильные покрышки, более 15 миллионов пар армейских ботинок и около 4,5 миллионов тонн продовольствия.

Советские военнослужащие возле ящиков с продовольствием, полученным по программе ленд-лиза

Несмотря на гигантские объемы поставок, роль помощи союзников, по мнению Жукова, была незначительной.

«Что касается танков и самолетов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и летчиков», — писал он в книге «Воспоминания и размышления».

Другого мнения придерживался Микоян: «Когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмем поставки автомобилей. (…) Вся наша армия фактически оказалась на колесах и каких колесах!».

Советские военные в автомобиле «Виллис»

Можно спорить о роли ленд-лиза и его вкладе в победу, однако эта помощь все же оказалась весьма полезной — как для фронта, так и для тыла.