Бабиновский тракт карта

Бабиновская дорога

Бабиновская дорога (Бабиновский тракт) — дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Открыта в 1597 году посадским человеком Соли Камской Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. С 1598 года заменила Чердынскую дорогу.

Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамске.

Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмог, Яйву, Косьву, посёлок Ростес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру.

Строительство дороги

Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было гораздо короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье. В этом же году были отправлены первые ссыльные в Сибирь — 50 угличан, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия. Они были посланы на строительство и поселение в новый город Пелым.

Для защиты дороги были построены Растеский караул (в настоящее время не существует), Павдинский караул (посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа ), Лялинский караул (село Караульское Ново-Лялинского городского округа ) от лялинских вогул, Кошайский караул (село Кошай Сосьвинского городского округа ) от сосьвинских вогул и крепость с таможней Верхотурье.

Значение Бабиновской дороги

Будучи гораздо короче использовавшейся ранее дороги, проходившей через Чердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.

После открытия в 1735 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение. В 1763 году была закрыта Верхотурская таможня и тракт был официально упразднён.

Современное состояние

Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, но кое-где полностью утрачены даже следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры 17-18 веков. Живописность окружающих гор Северного Урала пользуется большой популярностью у самодеятельных туристов.

Активно говорить о ней стали в 1997 году, когда Бабиновской дороге отмечали 400 лет. В том же году 5 декабря в «Соликамском рабочем» была опубликована статья Л. Баньковского «Соликамские ворота в Сибирь».

В 1997 году вышла в свет книга Ювеналия Чиркова «Позвала Бабиновская дорога». Автор был участником экспедиции по старинному тракту и глазами современного человека посмотрел на «дела давно минувших дней», что вылилось в замечательный путевой очерк, в большинстве своем проиллюстрированный собственными фотографиями и рисунками.

В 2009 году, с целью привлечения внимание к историческому объекту и популяризации знаний о «Бабиновской дороге», группа автотуристов из Москвы под руководством Бориса Чернова на 5 машинах УАЗ Патриот совместно с Соликамскими туристами во главе с Виктором Перловым попыталась пройти по Бабиновской дороге от Соликамска до Верхотурья.

Памятные таблички в Верх-Усолке, установленные Соликамскими краеведами и московскими автотуристами в 2009 году

Был пройден участок Соликамск — Верхняя Яйва — Чикман — Верхняя Косьва. Навстречу из Павды шла команда автотуристов из Тюмени. Им удалось пройти участок Павда — Растесс — Верхняя Косьва. Таким образом, двумя командами были пройдены основные внедорожные участки старинного тракта.

В сентябре 2013 года в окрестностях города Соликамска (Пермский край) был открыт памятный знак Артемию Бабинову. Его установили у старой церкви в селе Верх-Усолка – в том месте, где он родился и проходила государева дорога. Открытие памятника стало одним из наиболее интересных событий научно-практической краеведческой конференции «Неизведанные страницы истории Верхнекамья», проходившей в Соликамске. Инициатором установки знака стал известный соликамский турист Виктор Перлов. Его начинание поддержали краеведы и любители туристических походов по родному краю.

Памятный камень Артемия Бабинову в Верх-Усолке

В июле 2016 году автотуристы под руководством Бориса Чернова вновь прошли отдельные участки дороги: Половодово — Усть-Сурмог, Верхняя Яйва — Чикман — ур.Молчан. Совместно с участниками Регионального общественного движения «Государева дорога (Бабиновская)» под руководством Юрия Трунова (Верхняя Пышма) они на машинах УАЗ Патриот и ГАЗ-66 прошли по участку Павда — Растесс и заложили на месте бывшего поселения Растесс основание для поклонного креста.

Памятные таблички, установленные участниками экспедиии «Государева Бабиновская дорога» в 2016 году на всем протяжении дороги от Соликамска до Верхотурья«Дорога» от Павды в урочище Растесс

Поклонный крест был установлен в сентябре 2016 года.

Крест установлен в урочище Растесс, на месте где когда-то находилось поселение (ям), в память о первой сухопутной дороге через Уральские горы — «Бабиновской дороге»

Автор и организатор — Юрий Трунов, мастер-кузнец Лысяков А.А.

В середине сентября 2016 года группа соликамских энтузиастов в составе Владимира Горового, Сергея Плюфа, Виктора Перлова и Михаила Богданова прошла более сотни километров по знаменитому пути – по Государевой дороге, устроенной Артемием Бабиновым от поселка Чикман (Пермский край) до поселка Павда (Свердловская область), чтобы увидеть своими глазами грандиозный по тем временам проект, реализованный Артемием Бабиновым.

В июле 2015 года сборной командой квадроциклистов из Екатеринбурга,Полевского и Чебоксар была предпринята попытка полного прохождения по историческому маршруту участка Бабиновской дороги от д. Павда до д. Верхняя Косьва (нежил.) минуя п. Растесс (нежил.). По итогам прохождения выяснилось, что участок урочище Кырья — пос. Растесс (нежил.) не сохранился и полностью уничтожен старыми, заросшими вырубками, для движения колесной техники невозможен. В остальном тракт все еще проходим подготовленным для продвижения по бездорожью автотранспортом.

Один из проектов Соликамского турклуба «ПЕРСЕЙ» под руководством Виктора Перлова предусматривает популяризацию «Бабиновской дороги» и создание «Бабиновского отряда» в туристко-краеведческом лагере на базе Центра детского творчества. Планируются работы с детьми по исследованию «Бабиновской дороги», проводятся экологические акции, квест-игры в образовательных учреждениях. В итоге планируется создание передвижной выставки о «Бабиновской дороге».

Урочище Растесс осенью 2018 года

Примечания

  1. 1 2 Бабиновская дорога // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 501.
  2. Дорога, создавшая Россию Архивировано 28 января 2014 года.
  3. карта Бабиновской дороги
  4. Государева дорога (англ.). bibl.solkam.ru. Дата обращения 7 октября 2018.
  5. Государева Бабиновская дорога — Форум Клуба PATRIOT 4×4 (англ.) (недоступная ссылка). www.patriot4x4.ru. Дата обращения 7 октября 2018. Архивировано 7 октября 2018 года.
  6. Государева Бабиновская дорога 2016 — Форум Клуба PATRIOT 4×4 (англ.) (недоступная ссылка). www.patriot4x4.ru. Дата обращения 3 октября 2018. Архивировано 3 октября 2018 года.
  7. О проектах-победителях Городского конкурса гражданских и общественных инициатив-2017. adm.solkam.ru. Дата обращения 3 октября 2018.

Литература

  • Бабиновская дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 2А.
  • Бабиновская дорога // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Баал — Вашингтон. — Стб. 1445.
  • Бабиновская дорога / Копылов А. Н. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 501. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Бординских Г. А., Шилов В. В. Бабиновская дорога — путь длиною в 400 лет. Березники, 1998.
  • Грачёв А. Д. и др. Слободы и Слободчики Урала. — Екатеринбург, 2014. — С. 22-24. — 81 с. — ISBN 978-5-91256-186-3.
  • Печуркина Р. Первая сухопутная дорога в Сибирь // Наука и жизнь : журнал. — М., 1999. — № 4. — ISSN 0028-1263.
  • Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и её роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI — первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115—116.
  • Чирков Ю. Позвала Бабиновская дорога: Путевой очерк. Соликамск, 1997. 98 с.

Ссылки

  • Государева Бабиновская дорога 2009 // Отчет об автоэкспедиции
  • Государева Бабиновская дорога 2016 // Отчет
  • По Бабиновскому тракту на квадроциклах // Фотоотчет и трек экспедиции 2015
  • 1599 г. апреля 22 – Грамота царя Бориса Федоровича в Верхотурье воеводе Василию Головину о починке новой дороги между Соликамском и Верхотурьем

Это заготовка статьи по истории России. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

explorer96 ›
Блог ›
Путешествие по Бабиновской дороге.

Бабиновская дорога… ее называют дорогой создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже дальнего Востока. Тракт из Верхотурья в Соликамск в древности служил главной почтовой дорогой в Сибирь. По нему через Уральские горы везли царские указы, денежную казну, пушнину, мясо и рыбу. Проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. А теперь по ней решили прокатиться на Opel Corsa я и мои друзья.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издает указ, в котором предписывает всем желающим и охотчим людям проложить дорогу в Сибирь. Житель Соликамска Артемий Бабинов указал путь. По одной из версий, он тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры. По другой версии, он прошел по пути вместе с ними в открытую, и они, вроде как, даже помогли выбрать наиболее удобную траекторию. Как бы то ни было, была мансийская тропа, а стала государева дорога.

Вогульскую тропу на казенные деньги Артемий Бабинов расширил в кратчайшие сроки. До сих пор это беспрецедентный случай в России: всего за два года 40 человек создали целую дорогу длиной 270 верст (300 км), проложили несколько десятков настилов и гатей, построили 9 мостов через реки. В дальнейшем тракт был проложен до Тюмени и Тобольска. На нем появились населенные пункты. Такие как Верх-Косьва, Растес навсегда затерялись в тайге. До наших дней остался поселок Павда (сначала это была ямская станция — государево заведение на государевой дороге).

В поселке с богатой историей сегодня есть несколько магазинчиков, скромный музей и замечательная база отдыха «Таёжная рось». А вокруг — великолепная природа Северного Урала… Тайга и величественные горы. Туда-то мы и отправились.

Пару десятков километров по Бабиновскому тракту и старым лесовозным дорогам. Дальше два километра пешком вверх. На вершину Павдинского камня. Через густой лес, по скользкому мху и курумнику.

Высота Павдинского Камня — 941 метр. А какой вид открывается отсюда — дух захватывает.

А под ногами ягодный ковер — на вершине растет голубика, брусника, малина.

Вдалеке виднеются Косьвинский, Казанский камни, великан Конжак. Уральские горы протянулись более чем на две тысячи километров. На севере они подходят к берегам Северного Ледовитого океана, на юге теряются в степях Казахстана. И нет в России другого хребта, равного по протяженности Уральским горам.

Из Павды выдвигаемся на автомобилях по Бабиновской дороге в сторону Верхотурья. Есть по пути место, которое не имеет отношения к старинному тракту, но равнодушно проехать мимо него — невозможно. Некогда крупная деревня лесозаготовителей Поздняковка, которая процветала во время СССР, сегодня практически полностью заброшена. Рай для для любителей урбантрипа.

Леспромхоз закрылся, электропровода срезали, местные жители разъехались. Сейчас лишь один мужчина живет на окраине деревни с собаками.

Дальше село Караульское. В 1600 году на месте мансийских юрт образовалось поселение Лялинский Караул (современное название — село Караульское), его жители должны были наблюдать за провозом товаров в Сибирь и обратно.

Но ключевым поселением на старой государевой дороге, конечно, являлось Верхотурье. Город возник в 1597 году на месте заброшенного вогульского поселка Неромкар. Именно здесь и построили главную крепость на дороге в Сибирь.

В 1600 году в Верхотурье учредили таможню. Со всех перевозимых по Бабиновской дороге товаров собирались пошлины. Благодаря этому город быстро развивался и здесь возводили большие каменные здания. В 1699 году по указу Петра I в Верхотурье началось строительство кремля.

Верхотурский каменный кремль представлял собой гигантскую усадьбу дома воеводы. Воеводами сибирской таможни назначали известных людей — близких родственников Бориса Годунова, царицы Марии Милославской, Дмитрия Пожарского и Петра I.

Сегодня Верхотурье считается духовной столицей Урала. Такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет больше нигде в нашем регионе. Славится город, например, Свято-Николаевским мужским монастырем.

Свято-Николаевский мужской монастырь является крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале. Он был основан в 1604 году. Среди паломников, которые побывали здесь, Григорий Распутин. С приходом к власти коммунистов, этот монастырь закрыли, а на его территории сделали детскую колонию.

Неподалеку от мужского монастыря на берегу реки Тура стоит Покровский женский монастырь. Он построен в 1621 году и является старейшей женской обителью Зауралья.

Сначала Покровский женский монастырь был деревянным и неоднократно страдал от пожаров, потом постепенно перестроен в камне. Сегодня многие его объекты требуют серьезной реставрации.

В 1735 году открылся Сибиро-Московский тракт на Екатеринбург и Бабиновская дорога утратила свое значение. В 1763 году была закрыта Верхотурская таможня и тракт был официально упразднен. В Павде сегодня живет четыре сотни человек. Работы практически нет, выживают за счет натурального хозяйства. Верхотурье же является самым старым и самым малочисленным городом в области. Работы здесь тоже нет. Люди живут бедно.
Надежды по возрождению Верхотурья связывают с программой «Духовный центр Урала», согласно которой к 2015 году город в очередной раз планируют превратить в крупный туристический и паломнический центр, отреставрировать и восстановить десятки объектов культурного наследия. В Павде же начали строить плотину. На одноименной реке раньше ее возводили раз в сто лет после того, как конструкцию смывало во время весеннего паводка. Когда работы закончатся в поселке появится пруд. И если все задуманное чиновники воплотят в жизнь — историко-познавательный турмаршрут по старой Бабиновской дороге станет еще привлекательнее. А пока у меня и моих друзей он получился таким… с великолепными горами, урбантрипом и старинными каменными постройками на берегу живописной Туры.

Бабиновская дорога (Бабиновский тракт) – государева дорога.

Наверное, большинство салдинцев слышали про Бабиновский тракт, он же — Бабиновская дорога из Соликамска до Верхотурья (затем и до Тюмени и Тобольска). Эта дорога разведана и выстроена Артемием Сафроновичем Бабиновым уроженецем села Верх-Усолка, что недалеко от Соликамска. Дорога открыта в 1597 году и почти 200 лет служила основным почтовым трактом из Европейской России через Урал в Сибирь. Хотя наш Салдинский район и находится в стороне от Бабиновской дороги, но когда-то входил в состав Верхотурского уезда и имел свою дорогу до Верхотурья. Кстати первый на Урале город Верхотурье обязан своим возникновением в 1598 году именно Бабиновской дороге.

В XVI веке Россия за счет присоединения Сибири Ермаком Тимофеевичем значительно увеличилась в размере. Кроме троп военных потребовались торговые пути. И вот, Артемий Бабинов решил укоротить путь с Урала до Сибири, а по существу — из Европы в Азию.

Как выбиралось место будущей Бабиновской дороги.

Есть легенда, что Артемий Бабинов как-то набрел на аборигенов этих мест – манси, справлявших свои языческие обряды с жертвоприношением возле Чаньвинской пещеры, что находится на реке Чаньве. Затем тайком последовал за ними по потаенной тропе, которая вела через глухие леса к верховьям реки Туры. По второй версии он шел открыто вместе с манси, и они даже показывали ему более благоприятный путь. Так или иначе, но ясно, что была мансийская тропа и Артемий Бабинов воспользовался именно этой тропой.

Строительство Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.

В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.

В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.

Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.

Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.

В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.

Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.

Продолжение Бабиновской дороги до Тюмени.

Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.

Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.

Бабиновская дорога и ее значение для России.

Бабиновская дорога не была первой и единственной из ценральной России в Сибирь, но она исполнила важную историческую роль в судьбе России. По ней доставлялись царские указы, казна, проезжали почтовые кареты, разного рода делегации и экспедиции, по ней же гнали и каторжан. Собственно по ней происходило освоение Сибири и Дальнего Востока и отчасти «Русской Америки» – Аляски. Предоставленное ей властью право быть монополистом на торговом пути между западной Россией и Сибирью Бабиновская дорога, выражаясь современным языком, стала примером рационального использования функции управления людскими и товарными потоками на протяжении более 170 лет.

Дальнейшая судьба Бабиновской дороги.

В 1735 году по распоряжению управляющего Уральскими заводами В.Н.Татищева началось строительство тракта Екатеринбург — Тюмень — уральского участка Сибирско-Московского тракта. Бабиновская дорога стала утрачивать свою значимость. В 1763 году закрылась Верхотурская таможня, Бабиновский тракт был официально упразднён.

В последующем участки Бабиновской дороги частично использовались как дороги местного значения. Частично она сохранилась и сейчас. Часто — это проселочная дорога, или небольшая тропинка среди леса. Некоторые отрезки полностью заросли лесом и отсутствуют в принципе.

Участок Бабиновского тракта Ирбит — Тюмень и сейчас называется Ирбитским трактом, а на участке Тюмень — Тобольск проложена современная автострада.

А что Артемий Бабинов?

За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его «вождем сибирской дороги». Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.

Использованы материалы и фото с сайтов:

http://wikimapia.org/16448053/ru/Бывший-Бабиновский-тракт

Бабиновская дорога — дорога через Урал из Европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Открыта в 1597 посадским человеком Соликамска Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. С 1598 года заменила Чердынскую дорогу.

Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамск.

Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмог, Яйву, Косьву, посёлок Растес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру.

Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, но кое-где полностью утрачены даже следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры 17-18 веков. Живописность окружающих гор Северного Урала пользуется большой популярностью у самодеятельных туристов.

  • Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и её роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI — первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115—116.
  • Бабиновская дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Как Верхотурский тракт стал проселочной дорогой

Живописен и извилист старый Верхотурский тракт, окруженный по обе стороны наступающими на него сосново-березовыми лесами. Много он перевидал на своем веку, о многом мог бы рассказать. Прошел длинный путь от тягот ямщицкой гоньбы по рытвинам и ухабам до бойкой магистрали с современными марками машин. Как и прежде обеспечивает он связь небольших городов и дачных поселков с областным центром.

Стала относиться к Екатеринбургу бывшая деревня Пышма, где путники делали первую остановку перед дальней дорогой. Неузнаваем сегодня облик старинных сел Мостовского и Балтыма. Почерневшие от времени и вросшие в землю избы заменили новые просторные дома, изменился и уклад жизни местных жителей. Все говорит о том, что время не стоит на месте.

Попытаемся заглянуть в историю трехсотлетней давности и посмотреть на то, как Верхотурский тракт повлиял на развитие инфраструктуры местности. В этом важном трансуральском пути были заинтересованы прежде всего горные власти.

Известно, что в 1723 году служитель Уктусского завода А.П. Метелев впервые измерил уже существующую дорогу от Екатеринбурга до Верхотурья (позднее административного и духовного центра Зауралья и Западной Сибири) и установил на ней верстовые столбы. Пока же Верхотурье можно было назвать неким поселением при «большой дороге» (Бабиновской), где были заметно развиты ремесла. Трудились здесь иконописцы, кожевники, сапожники, кузнецы, портные плотники и прочие мастеровые люди, жизнь без которых была бы невозможна.

Прокладку же основы дороги можно смело отнести к веку ХVII. Произвести работы необходимо было для того, чтобы начать перевозку железной руды с берегов реки Исеть на переплавку в Верхотурье, вышеупомянутая руда была открыта в 1672 году.

Следовательно, не будь Большой Верхотурской дороги – не победить людям лесную глушь. Одной победы над непроходимыми чащами, топкими болотами и речками было мало – предстояло еще населить дорогу людьми.

В марте 1724 года Екатеринбургская земских и судных дел контора разрешила крестьянам Мурзинской слободы Алапаевского дистрикта (округа) Евтифию Фетисову и Софрону Корешкову поселиться при дороге над речкой Большой Мостовой. Им было поставлено условие «содержания проезжающих всякого чина людей…и для ямской гоньбы».

Так появилась после деревни Пышмы вторая почтовая станция «о шести лошадях», началась ямщицкая гоньба. Как же на этом месте не вспомнить о тяжкой доле станционного смотрителя, героя одноименной повести А.С. Пушкина, которая схожа с каторгой и не дает «покою ни днем ни ночью».

С 1726 года на границе частных владений заводчиков Демидовых и казенных государственных земель на берегу речки Мостовки возникает таможенный пост Екатеринбургской таможни. Существовал он до отмены действия Единого таможенного устава в 1753 году и оставил после себя небольшое поселение.

Полтора столетия нес Верхотурский тракт добросовестно свою службу и в летний зной, и в зимнюю стужу. Люди всякого чина и звания, а также многочисленные паломники передвигались по нему, не смотря на ухабы и «грязи превеликие». Не один десяток подвод, нагруженных всевозможным товаром, проезжал этим путем изо дня в день.

Небольшие населенные пункты с постоялыми дворами при них, построенные для оказания помощи проезжающему люду, укрупнялись и со временем приобретали иной статус.

К примеру, первая перепись местного населения была произведена в 1735 году. После чего к трем дворам деревни Мостовой, «где случается едущим перемена подвод» поселить еще десять дворов их Арамильской слободы. Далее в 1813 году население пополнилось работными людьми, которых прислало горное начальство Екатеринбурга. Они занимались заготовкой дров, строевого леса и мха.

Канцелярия главного правления заводов по-прежнему вменяла в обязанности населения содержание дороги. Нужно было следить за тем, чтобы едущие «не претерпевали нужды и в проездах замедления не было». Помимо заготовки дров, местному населению разрешено было заниматься разработкой пашни и старательством на Мостовском и Верхотурском приисках.

Численный состав населения, по сведениям 1869 года, уже составлял 436 жителей, проживающих в 79 домах. К тому времени деревня Мостовская после постройки здесь церкви получила статус волостного центра и центра церковного прихода. Ранее здесь существовала деревянная часовня в честь Великомученицы Екатерины. На ее месте был построен и освещен деревянный храм в честь перенесения мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского.

Однако прогресс нового века не заставлял себя долго ждать: благодаря Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым появилась на Урале возможность перевозить грузы по железной дороге.

В 1874 году император Александр I дал разрешение на ее строительство, а в 1878 году оно завершилось. Этот факт имел большое значение для развития Уральской промышленности. После чего в скором времени последовал отказ от прежних путей сообщения, в частности, самого опасного из них водного.

Не к чему было бы нам так глубоко заглядывать в историю, если бы она не была тесно связана с участью, постигшей Верхотурский тракт. Она, можно сказать, стала трагической. Тракт постановлением Земского собрания уже в 1879 году был переведен в разряд проселочных грунтовых дорог и перестал капитально ремонтироваться.

Кроме того это значило, что количество денег, отпущенных на содержание тракта, будет и впредь значительно снижено. Печальную участь Верхотурского тракта, считая малые рубли и копейки, ныне решала Земская управа.

Этот «замок» стоит на стыке старого Верхотурского тракта и нового Тагильского

Статико-экономическое исследование «Грунтовые дороги Екатеринбурга» от 1906 года приводит сведения о существовании бывшего Верхотурского тракта.

Тракт оживал в основном зимой. По нему передвигались сотни подвод с углем, дровами, лесоматериалами (они составляли 92% грузоперевозок). Летом по этому пути проходит не более 31 000 пудов груза.

Положение тракта было не из легких: ремонту подлежало не только полотно дороги, но и имеющиеся мосты через реки, без ремонта которых эксплуатация пути становилась невозможной. Все это вело за собой дополнительные траты, а денег на выполнение работ в полном объеме, не было.

Достаточно большое число перевозок бывшего Верхотурского тракта приходилось на Невьянский завод. Здесь почти прекратилось ранее интенсивное гужевое движение между Шайдурихой и Верхотурским прииском. Особое опасение вызывало состояние Кунарского моста.

По данным исследования, число жителей в селениях на линии дороги (80 верст) на одну версту по тракту составило 38 человек, число селений по тракту – 6, жителей в них – 2993 человек. Было рассчитано даже количество грузов, приходящихся на одного жителя – 363 пуда, а на каждую версту перевозки – 13585.

Почтовая станция в селе Мостовском была упразднена, оставлена только земская почта. Главным занятием населения стала рубка дров и бревен. 25% населения занималось бондарным кустарничеством. Взрослый бондарь за зиму зарабатывал 100-150 рублей. В зависимости от объема кадки стоили от 30 копеек до 2 рублей. Несколько человек занимались старательством. 22 домохозяина занимались земледелием. Семьи содержали лошадей, коров и овец.

Таким образом, население к началу века двадцатого подошло со средним достатком. Значит, село может прожить без ямщицкой гоньбы, территория освоена и заселена на долгие годы. Жизнь людей возле большой дороги налажена.

Богословский тракт

Богословский тракт (называемый также и Верхотурским) проходит от Екатеринбурга до Богословского казенного завода, на протяжении 42З½ верст.

Станции по этому тракту, считая от Екатеринбурга, суть следующия:

Версты.
Владимирская (Балтым) 18 ½
Мостовая 19
Шайдуриха 30 ½
Невьянский завод 25 ½
Анатольская 28
Нижне-Тагильский завод 25
Лайская 26
Кушвинский завод 21
Малая Именная 30
Токовая или Новотуринская 23
Фомина 26
Город Верхотурье 24
Безсонова 35
Латинская (на р. Лате) 35
Лобвинская 21
Каквинская 18
Богословский завод 16

По этому тракту от Екатеринбурга до Верхотуры 298 ½ верст, от Верхотурья до Богословского завода 125 верст; от Екатеринбурга до Невьянского завода 93½ в., до Нижне-Тагильского — 146½ в., до Кушвинского 195 ½; от Невьянского до Нижне-Тагильского завода 53 в.; от Нижне-Тагильского до Кушвинского 49 верст, до Верхотурья 152 в.: от Кушвинского завода до Верхотурья 103 в., до Богословского завода 228 верст.

Богословский тракт пересекает следующие замечательные реки я речки: Адуй в самой верхней его части (где он течет почти незаметно но болоту) между станциями Владимирской и Мостовой; Аять между станциями Мостовой и Шайдурихой, при дер. Пьянковой, Нейву — в Невьянском заводе, Тагил, в Нижне-Тагильском заводе; Туру три раза: а) в Верхне-Туринском заводе, в 9 верстах от Кушвинского, б) за станцией Малой Именной и в) между станциями Токовой или Новотуринской и Фоминой, на 11 версте от первой; Актай или Октай, верстах в 10 перед Верхотурьем; Лялю, непосредственно за станцией Безсоновой, Лату, у станции Латинской; Лобву, у ст. Лобвинской и Какву, перед ст. Каквинской.

Постоянные переправы на паромах находятся на этом тракте в следующих местах:

  1. на 11 версте от станции Токовой (селения Новотуринского) через р. Туру, ширина которой в этом месте 85 сажен;
  2. за станцией Безсоновой через Лялю, ширина которой у переправы составляет также до 35 сажен;
  3. у ст. Лобвинской через Лобву;
  4. перед станцией Каквинской, через Какву.

Весною Переправа через Лобву и Какву, по причине больших разливов, производится в лодках и не совсем безопасна.

Кроме Невьянского, Нижне-Тагильского и Кушвинского, на этом тракте расположены еще заводы: Лайский, между Нижне-Тагильским заводом и станцией Лаей, и Верхнетуринский, между Кушвинским заводом и станцией Именной. В 4 верстах к северо-западу от станции Малой Именной, влево от тракта, находится большой Нижне-Туринский завод. Вообще Богословский тракт проходит по местностям весьма не-густо населенным: на всем протяжении его, по Мозелю, всего 30 населенных пунктов и при том из них на северную часть тракта между Верхотурьем и Богословском (на 125 верст) приходится лишь 5 пунктов.

Местность, чрез которую проходит тракт до Невьянского завода и верст на 10 севернее его, большею частию ровная; но далее становится гористою. Впрочем возвышения на самой дороге незначительны. Летом тракт бывает вообще весьма удовлетворителен. Весною и осенью, после продолжительных дождей, дорогу на пространстве от Латинской станции до Каквинской размывает до того, что образуется глубокая и вязкая грязь. В 11 верстах за станциею Токовой (или Новотуринскою) дорога переходит с правого берега Туры на левый, по которому и идет до самого Верхотурья. На этом протяжения, в нескольких местах, река, во время весеннего разлива, затопляет дорогу; тогда проезжающим приходится делать большие и затруднительные объезды, чтобы миновать разливов.

В большеснежные зимы, от Кушвинского до Богословского завода, ездят не иначе как цугом (гуськом), в одну лошадь. Проходя в южной своей части довольно прямо на север, Богословский тракт, за станцией Именной, уклоняется сильно к северовостоку в идет в этом направлении до самого Верхотурья, а потом круто поворачивает на северозапад, удерживая это направление более или менее до самого Богословска. При том из Верхотурья, продолжая путь в Богословск, проезжий должен несколько верст (а сколько именно не упомню) ехать той же самой дорогою, по которой приехал из Екатеринбурга в Верхотурье.

В случае нужды дорогу из Екатеринбурга в Богословский завод можно бы весьма много распрямить, оставивши в стороне Верхотурье. И теперь зимами иногда проезжают из Богословского завода прямо на Нижне-Туринский (если не ошибаюсь, чрез Николае-Павдинский завод), минуя Верхотурье. Часть Богословского тракта от Верхотурья до села Лялинского (Караульное тож, на левом берегу Ляли, в 8 верстах за станцией Безсоновой) составляет вместе с тем и часть так называемой Бабиновской старинной дороги, шедшей из Верхотурья в Соликамск, долго составлявшей большой Сибирский тракт.

Печатается по: Н. К. Чупин «Географический и статистический словарь Пермской губернии», 1873, том I

Бывший Бабиновский тракт

Бабиновский тракт (дорога) — прямая дорога из Верхотурья в Соликамск, служившая в старину главным почтовым трактом в Сибирь.
Дорога эта указана правительству, взамен первого, очень длинного сибирского пути в 1595 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым, как более прямая, и расчищена под его руководством — сначала от Соликамска до р. Туры в 1597 г. (причем при выходе ее к р. Туре и был построен г. Верхотурье в 1598 г.), а затем до Тюмени.
По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что, вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу.
В 1595 году был издан указ царя Федора Иоанновича, в котором предписывалось всем желающим и охочим людям прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и в кратчайшие сроки расширил вогульскую тропу до размеров дороги. Это беспрецедентный случай в истории России, когда всего за два года, 40 человек создали целую дорогу, проложив несколько десятков настилов и гатей, построив 9 мостов через реки. Общая длина дороги более 270 верст (300 км). В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На ее пути появились новые деревни и села: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Город Верхотурье также обязан своим существованием Артемию Бабинову и его дороге. В 1598 году дорога получила статус правительственного тракта и стала называться «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». Прослужила она верой и правдой более 170 лет.
Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель.
За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его «вождем сибирской дороги».
Известно, что после смерти Артемия Бабинова его земельные угодья переходили на правах личной собственности его потомкам, а сам Бабинов, по свидетельствам старожилов, был похоронен на старом кладбище села Верх-Яйва.
С открытием в 1763 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение.
Частично участки этого отрезка отсутствуют в принципе (заросли лесом),частично используются местными жителями по настоящее время.
northural.ru/article/babinovskaya_doroga/
www.urbibl.ru/Stat/Dostoprimechatelnosti/pervaya_suhopu…
Современное состояние тракта: velo.perm.ru/forum/index.php?showtopic=2554