Фильм про волгу машину

Чёрная молния (фильм, 2009)

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная молния.

Чёрная Молния

Жанр

фантастика,
боевик,
приключения,
супергеройский

Режиссёр

Александр Войтинский
Дмитрий Киселёв

Продюсер

Тимур Бекмамбетов

Автор
сценария

Дмитрий Алейников
Александр Талал

В главных
ролях

Григорий Добрыгин
Валерий Золотухин
Сергей Гармаш
Иван Жидков
Екатерина Вилкова
Виктор Вержбицкий
Михаил Ефремов

Оператор

Сергей Трофимов

Композитор

  • Войтинский, Александр Сергеевич
  • Юрий Потеенко

Кинокомпания

Universal Studios,
Focus Features,
Bazelevs

Длительность

100 мин

Бюджет

15 млн

Сборы

21,5 млн

Страна

Россия
США

Язык

русский

Год

IMDb

ID 1569364

«Чёрная Молния» — российский супергеройский фильм, снятый режиссёрами Александром Войтинским и Дмитрием Киселёвым. В широкий прокат фильм вышел 31 декабря 2009 года, однако в некоторых кинотеатрах фильм начал демонстрироваться с 26 декабря.

Слоган фильма — «Ты должен подняться».

Сюжет

В земной коре, под тектонической плитой, на которой стоит Москва, было обнаружено большое скопление алмазов. Бизнесмен Виктор Александрович Купцов решает во что бы то ни стало завладеть ими, для чего был построен гигантский бур. В начале фильма показывают сцену: Купцов смотрит на работающий бур, и один из учёных требует прекратить процесс, намекая, что из-за подземных толчков город может обрушиться («Это же геологический фундамент Москвы! Если он треснет…»), на что получает ответ: «Алмазы будут моими!» Но скорость бурения начинает падать, а затем бур останавливается. Купцов и учёный покидают помещение, и учёный рассказывает бизнесмену, что для работы бура нужно некое устройство, называемое «нанокатализатор». Данное устройство было создано на основе образцов лунного грунта, собранного советским луноходом, и способно преобразовывать обычное топливо в нанотопливо с многократно увеличенным энергетическим потенциалом. Однако нанокатализатор был утерян, и его местонахождение оставалось неизвестным.

Действие фильма начинается осенью 2009 года. Обыкновенному московскому студенту Дмитрию Майкову отец дарит на день рождения чёрный автомобиль ГАЗ-21 «Волга» 1966 года выпуска. Но «Волга» — не просто машина, она оснащена ракетными двигателями и может летать. Дима и не подозревает об этом. Также он не удивляется находке в бардачке машины — старой грампластинке и фотографиям троих учёных.

Дмитрий влюблён в свою однокурсницу Анастасию Светлову, и под влиянием лекций Купцова он искренне верит, что единственный путь к успеху — это путь эгоиста. Эту веру подогревает видимый успех друга Димы — Максима, который имеет много денег и белый «Mercedes-Benz C-класс», вследствие чего Настя уделяет ему больше внимания.

Дима стесняется своей машины — по его мнению, слишком старой и непрестижной, поэтому, чтобы для начала заработать хотя бы на «Мерседес», он начинает свою карьеру — развозит клиентам цветы на своей «Волге». О свойствах машины он узнаёт совершенно случайно, при погоне за ним людей Купцова. Не справившись с управлением летающей машины, Дмитрий бросает её на месте приземления в заброшенном здании. С помощью Максима Диме удаётся прослушать грампластинку, благодаря которой он находит учёных, изображённых на фотографии. Двое из них — Павел Перепёлкин и Ольга Романцева — являются мужем и женой. Представившись корреспондентом газеты «Московский комсомолец», Дима узнаёт у них всё о машине. Романцева отдаёт Диме инструкцию к «Волге», которую составил третий учёный — Михаил Елизаров.

Поначалу Дима наслаждается полётами на своём летающем автомобиле и зарабатывает неплохие деньги, облетая извечные московские пробки. Но его эгоизм приводит к тому, что Дима не приходит на помощь раненому ножом мужчине на улице. Этим человеком оказывается его отец — его убил грабитель, с помощью которого приспешники Купцова пытались найти того, кого подвозила «Волга» (а через него — выйти на владельца машины). Гибель отца меняет отношение Дмитрия к жизни — он решает использовать свою машину, чтобы помогать людям, нуждающимся в помощи и поддержке, и становится супергероем. Вскоре почти все жители города становятся его фанатами, журналисты дают ему прозвище «Чёрная Молния».

Тем временем, Купцов начинает охоту за нанокатализатором, превращающим бензин «Чёрной молнии» в нанотопливо, которое можно использовать для подземного бурения. Бизнесмен находит учёных — разработчиков летающей «Волги» — и заставляет их «сделать современный и вооружённый аналог „Чёрной Молнии“», используя за основу его один из своих бронированных «Mercedes-Benz S-класс». Купцов выманивает Дмитрия на крышу небоскрёба «Алмазная Башня», дав сбежать туда одному из учёных — Перепёлкину; остальных же он приковывает к буру. Дима даже не успевает вступить в бой со злодеем: тот сбивает «Чёрную Молнию» тепловой ракетой, забирает нанокатализатор и отправляет «Волгу» под лёд Москвы-реки.

Звонок любимой Анастасии, которая поняла, что по-настоящему любит именно Дмитрия, приводит героя в чувство. Дима вспоминает про аварийный запас нанотоплива, которого могло хватить на тридцать минут. Запустив двигатель, он взлетает из-подо льда, подобно баллистической ракете, летит в логово Купцова внутри «Алмазной Башни» и спасает учёных и город, захватив нанокатализатор и остановив бур. Купцов узнаёт об этом через систему видеонаблюдения, и через громкоговорители, стоящие у него в логове, сообщает Диме, что его девушка у него в заложниках (хотя на самом деле она была на студенческой вечеринке в честь Нового года), и если он хочет вернуть её, он должен отдать нанокатализатор. Дима начал звонить Насте, чтоб проверить достоверность сказанных злодеем слов, но Купцов успевает ворваться в университет, изрядно напугав ничего не подозревающих студентов (в том числе и Настю), после чего берёт её телефон и отвечает Диме, назначая встречу на Красной площади.

Над площадью зависают две машины, вокруг толпа людей. Дима показывает нанокатализатор, и начинает сигнализировать Насте: «Три звонка, три сигнала, вы-хо-ди» (Дима рассказывал, как его отец, будучи водителем трамвая, приглашал его мать на свидание, с помощью таких сигналов фарами и гудков). Настя выпрыгивает из машины Купцова, Дима её подхватывает на капоте своей «Волги» и мягко опускает в самый центр толпы встречающих Новый год москвичей. Настя узнаёт в пилоте «Чёрной Молнии» своего любимого человека, а Дима видит на руке Насти подаренную им девушке фамильную драгоценность — браслет с подвеской в форме сердечка.

Поняв, что обмен не состоится, разъярённый Купцов атакует «Чёрную Молнию» тепловыми ракетами. Используя исключительную маневренность «Волги», Диме удаётся увернуться от большинства снарядов, но, когда он пролетает сквозь один из строящихся небоскрёбов Московского Делового Центра, одна из ракет попадает в борт его машины. Вылетев из «Волги», которая повисает на железной арматуре на самом краю здания, Дима чудом успевает схватить потерянный было нанокатализатор и повиснуть над бездной, схватившись за «оленя» на капоте автомобиля. Решающая битва двух летающих автомобилей в небе над Москвой заканчивается тем, что Дима, выжимая последние капли нанотоплива, идёт на таран лоб в лоб с «Мерседесом», толкая его вверх. Купцов начинает давить на газ, с выкриком: «На кого ж ты прёшь!», но неожиданно топливо кончается, и «Чёрная Молния» выбрасывает его за пределы атмосферы Земли без шансов на выживание.

«Волга», получив сильные повреждения, с пустым баком нанотоплива стремительно падает вниз, срабатывают датчики перегрузки. Внезапно раскрывается парашют, и машина мягко приземляется на крышу одного из зданий недалеко от Киевского вокзала. Дмитрий и Анастасия встречаются на земле и празднуют Новый год вместе.

В фильме также есть и комическая линия, связанная с пожилым мужчиной, из-за которого Майков опоздал в начале фильма на лекцию Купцова. Этот мужчина — хронический алкоголик — дважды случайно видит «Чёрную Молнию» в небе и решает, что уже допился до белой горячки. Испугавшись за свою жизнь, он бросает пить и отучает от этой пагубной привычки двух своих собутыльников. В финале фильма три бывших алкоголика, ставшие заправскими физкультурниками, совершают пробежку по заснеженной Москве и пробегают мимо целующихся Димы и Насти.

В ролях

Актёр Роль
Григорий Добрыгин Дмитрий Майков / Чёрная Молния
Екатерина Вилкова Анастасия Светлова
Виктор Вержбицкий Виктор Александрович Купцов
Сергей Гармаш Павел Аркадьевич Майков отец Дмитрия и Татьяны
Елена Валюшкина Анастасия Ивановна Майкова мать Дмитрия и Татьяны
Екатерина Старшова Татьяна Майкова младшая сестра Дмитрия
Иван Жидков Максим друг Дмитрия
Валерий Золотухин Павел Владимирович Перепёлкин учёный, изобретатель, создатель Чёрной Молнии
Екатерина Васильева Ольга Романцева учёная, жена Павла Перепёлкина
Юозас Будрайтис Михаил Елизаров изобретатель
Дато Бахтадзе Бахрам Махамедович директор цветочного магазина
Игорь Савочкин Борис Иванович помощник Купцова
Владимир Малков Феликс Петрович
Михаил Ефремов алкоголик
Юлия Панкратова ведущая новостей Первого канала (камео)
Олег Иванов лектор

Саундтрек к фильму

  • 3NT — Мне нужны деньги
  • DNK — Touch You Now
  • Immediate Music — Catch Falling Sky
  • Immediate Music — Serenata
  • А-Студио — Чёрная Молния
  • Александр Рыбак — Супергерой
  • Андрей Данилко — После тебя
  • Лигалайз feat. Би-2 — Повелитель Молний
  • Ранетки — Чёрная молния
  • Влад Жуков — Чёрная молния (Eximinds ft. Vlad Z Remix)
  • Salvador — Поднимайся
  • Серёга — Выше неба
  • Бандерос — Про красивую жизнь
  • Дискотека Авария — Новогодняя
  • IKA — Ты Держи Меня За Руку (Vengeroff Remix)

Прокат

Общероссийская премьера фильма состоялась 31 декабря 2009 года; в общей сложности фильм посмотрело около 3,3 млн чел. Премьера в Казахстане состоялась 28 декабря. Премьера на Украине состоялась 31 декабря от компании B&H. Премьера в Эстонии состоялась 1 января 2010 года. Премьера в Израиле состоялась 7 января. 17 июня 2010 года стало известно о скором выходе фильма на территории Китая на 350 экранах — это стало возможным благодаря сотрудничеству Тимура Бекмамбетова с американской компанией Universal (именно она занимается прокатом фильма в Китае).

Отзывы и оценки

Критики оценили фильм неоднозначно: он получил много как положительных, так и отрицательных, и нейтральных отзывов.

Как положительные стороны фильма критики отмечали экшен, спецэффекты, юмор и общий настрой картины. Анна Фёдорова в журнале «Семь дней» описала фильм так: «добрая, слегка наивная, забавная, но местами грустная новогодняя сказка». По мнению Петра Зайцева из журнала «Мир фантастики», «„Чёрная молния“ получилась истинно бекмамбетовским фильмом в хорошем смысле слова: красочная картинка, колоритные персонажи, не провисающий сюжет и высококачественные спецэффекты». Пётр Фаворов в журнале «Афиша» похвалил сюжет фильма: «Авторам „Молнии“ удалось в отечественных условиях невероятное: написать человеческий сценарий приключенческого фильма, в котором почти все линии куда-нибудь приводят… и снять его так, что он не выглядит дешевой подделкой».

Недостатком фильма критики сочли копирование жанровых клише из западных супергеройских фильмов (особенно часто «Чёрную молнию» сравнивали с фильмом Сэма Рэйми «Человек-паук»). «Афиша» писала: «В „Черной молнии“ слишком много копирования американского канона, от обязательных ракурсов на небоскребах до заголовков в газетах, и слишком мало местных реалий». Кроме того, многие ругали фильм за навязчивую скрытую рекламу. По мнению Алекса Экслера, «с продакт-плейсментом вообще все традиционно ужасно — почти в каждом кадре назойливо тычут в лицо зрителям какие-то бренды».

Награды и номинации

  • 2009 год — номинация на премию MTV Russia Movie Awards («Лучший трейлер»)
  • 2011 год — номинация на премию Золотой орёл («Лучшая музыка» — Юрий Потеенко)

Факты о машине

«Чёрную Молнию» «играли» 10 машин «Волга ГАЗ-21». Дополнительно были сделаны 100 компьютерных прототипов. Номер «Чёрной молнии» «19-91 ДЕЕ» происходит из известного мема «Лепрозория» — ДЕЕ1991ГР. По ходу фильма возникают и другие отсылки к «Лепрозорию», например, когда машина влетает в заброшенное здание, на стене написано: «Лепра та» и «Привет лепра!».

Согласно фильму, летающий автомобиль «Чёрная молния» весит четыре тонны, разгоняется до 300 км/ч и умеет зависать в воздухе.

> Компьютерные игры

По мотивам фильма были созданы две игры. Одна повторяла сюжет фильма, а другая была спин-оффом про Настю Светлову.

Будущее

Отменённое продолжение

Ещё до выхода фильма создатели были уверены в успехе фильма и планировали снять продолжение. Авторы планировали каждый год снимать и выпускать под Новый год всё новые части фильмов. После сомнительных сборов фильма новых слухов о продолжении не поступало. Возможно, обещанные продолжения были отменены.

Ремейк

30 июня 2010 года в «Variety» появилась информация, что Тимур Бекмамбетов ведёт со студией «Universal» переговоры о постановке англоязычного ремейка этого фильма. Однако до сих пор данная информация не подтвердилась.

Примечания

  1. С 26 декабря по всей России начнутся предварительные показы кинофильма «Чёрная молния» — Официальный сайт.
  2. «Черную молнию» Бекмамбетова пустили в Китай (рус.)
  3. Оценки и рецензии на фильм «Чёрная молния» (2009)
  4. «Семь дней». Федорова Анна. Сказка — ложь, да…
  5. 1 2 3 «Мир фантастики» № 78; февраль 2010. Пётр Зайцев. Теперь я твой супергерой! Рецензия на фильм «Чёрная молния»
  6. 1 2 3 4 «Афиша». Пётр Фаворов. Русский супермен учится на экономиста. 23 декабря 2009
  7. 1 2 Кино-Говно.ком. Юрий Лущинский. Волгмэн. Рецензия на фильм «Чёрная молния». 25 декабря 2009 года
  8. 1 2 Авторский проект Алекса Экслера. Фантастический боевик «Черная молния»
  9. Рецензия кинокартины «Чёрная молния» (недоступная ссылка). Дата обращения 27 декабря 2009. Архивировано 14 июля 2014 года.
  10. genn.org | reborn. Дата обращения 21 февраля 2013. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  11. «ГАЗ до отказа!» на сайте газеты Московский Комсомолец (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2010. Архивировано 25 января 2010 года.
  12. Чёрная молния — рецензия Absolute Games
  13. «Черная Молния: Приключения Насти (CDpc)»: рецензии и отзывы
  14. Создатели «Черной молнии» уверены в успехе и готовят продолжение
  15. У «Черной молнии» будет продолжение
  16. Bekmambetov eyes ‘Lightning’ remake

Литература

  • Полина Грибовская У нас нет героев, потому что мы их не создали // Интерфакс
  • Александр Войтинский и Дмитрий Киселёв, режиссёры «Черной молнии» // Lenta.ru

Ссылки

  • Чёрная молния на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

В социальных сетях

Тематические сайты

Roma-Urraco ›
Блог ›
Кто заказывал такси на Дубровку? «Волга» ГАЗ-21Т

Важной сферой применения автомобилей «Волга» в советское время была служба такси. Именно таксисты стали одними из главных испытателей первых серийных «Волг» — такси М-21Б в 1957 году. С началом серийного выпуска новая модель стала массово поступать в таксопарки по всей стране, изначально — в крупные города: Москву, Ленинград, Киев, а позже и в провинцию.

Кто заказывал такси на Дубровку?

Я встретил вас — и все былое…

Эти автомобили имели специальные опознавательные знаки — «шашечки». Судя по всему, наносили их бессистемно, силами самих таксопарков, и единого стандарта не было. Как правило, «шашечки» были белого цвета (встречались и черные) и наносились на капот и передние двери. Вместо приемника устанавливался таксометр — антенны на автомобилях-такси не было, даже отверстия под нее, что позволяет практически однозначно опознать эту модификацию. Примечательно, что легендарная фигурка оленя на такси никогда не ставилась, кроме самых ранних машин 1-й серии — до 1962 года ее заменяла так называемая «капля» — травмобезопасный накапотный орнамент обтекаемой формы.

Полный размер

Архивное фото такси ГАЗ-21Т в Ялте

С 1962 года, когда на конвейер стала 3-я серия 21-й «Волги», модификация такси получила обозначение ГАЗ-21Т. Этот автомобиль имел салон с несколько измененной планировкой — для перевозки крупногабаритного багажа вместо цельного переднего дивана были введены раздельные передние сидения. Водительское конструктивно представляло собой как бы половинку дивана, а правое было сделано менее объемным, полужестким и могло складываться, образовывая ровную грузовую площадку. Раскладывать и складывать сиденье водитель мог непосредственно со своего места.

Отделаны сидения были кожзаменителем для облегчения санитарной обработки. Были и другие, более мелкие отличия — вместо мягкого поручня в спинке дивана в такси имелся блестящий металлический на правой центральной стойке, левая задняя дверь для предотвращения выхода пассажиров на проезжую часть не имела механизма открывания изнутри (открыть ее можно было только снаружи машины), отсутствовал прикуриватель.

Полный размер

Цвет кузова никак не нормировался, но преобладали светлые тона — серый, бежевый и подобные

Существовала и экспортная модификация такси — 21ТС. «Волги» широко использовались в такси и за рубежом. Особенно большое их количество (за пределами социалистического блока) было в Греции, Нидерландах, Бельгии, Финляндии, Норвегии и вообще Скандинавии. Там ГАЗ-21 ценили за высокий запас конструктивной прочности, вместимость, приспособленность к сложным дорожным условиям. В Норвегии, в конце 1950-х и первой половине 1960-х годов «Волга» лидировала на рынке специализированных автомобилей-такси, и на 1958 год каждый четвертый таксомотор в Норвегии был этой модели. Еще в семидесятые годы ГАЗ-21 можно было увидеть в таксопарках некоторых стран Западной Европы. В 1966 году их крупную партию горьковских такси завезли для работы в Колумбию.

Норвежские таксисты, 60-е годы

Средний годовой пробег автомобиля-такси в Москве уже в конце 1950-х годов составлял 85 тысяч км, а предельный за всё время срока службы ГАЗ-21 в таксопарке — достигал 300 тысяч километров. После этого автомобили подвергались капитальному ремонту. Делалось это централизованно — на авторемонтных заводах, сеть которых покрывала всю страну.

Полный размер

ГАЗ-21Т

В таксомоторной службе советских городов отдельные экземпляры 21-х «Волг» работали, примерно, до 1975 года включительно, после чего их списывали и в большинстве случаев утилизировали. Именно поэтому до наших дней уцелело крайне мало аутентичных заводских такси на базе ГАЗ-21.

Пластик салона — новодельный Полный размерСтарая зажигалка и пачка Беломора

Так, недавно на одном из сайтов по продаже раритетной техники я вновь увидел ГАЗ-21Т приличной комплектности, который выставлен в Симферополе. Машина 1966 года выпуска с заявленным пробегом 68 тысяч километров. Позиционируется владельцем как полный оригинал заводской сборки со всеми характерными особенностями: хромированной ручкой на стойке дверей, раздельными передними сидениями, таксометром и зеленым огоньком в верхнем углу лобового стекла. Есть даже права и книжка стажа водителя первого класса таксопарка тех лет!

Штатный таксометр Шоферские документы того периода

На оригинальной подкапотной табличке указана модификация ГАЗ-21Т, но продают машины «дельцы», поэтому для полноты картины, конечно, надо смотреть данный аппарат живьем. Лично мне известны случаи, когда в погоне за прибылью отдельные специалисты-перекупы набивали лишние буквы на таких алюминиевых шильдах, превращая, к примеру, обычный «Запорожец» ЗАЗ-965 в экспортный 965АЭ.

Посадка более 4 пассажиров правилами перевозки не допускалась. За такое нарушение водитель рисковал получить выговор Мелочь есть? А если найду)) Полный размерРаскладное переднее кресло выручало, когда чемоданы и сумки уже не помещались в багажник

Эта машина уже довольно давно висит в продаже и в разное время за нее просили от 10 до 30 тысяч долларов. Судя по тому, что коллекционеры не спешат ее забирать — возможно там есть какой-то подвох либо обман.

Также в моем блоге можно почитать запись о 21-й «Волге» 1961 года с пробегом 37406 км, ГАЗ-31029 1993-го года выпуска с пробегом 1702 км, ранней «Волге» ГАЗ-24 редкой расцветки, ГАЗ-2410 1987-го года с пробегом 631 километров, про холостую поездку за «практически новой» ГАЗ-24. Материал о «Чайках» ГАЗ-14 цыганского барона находится , а заметка о праворульных «Волгах» для британского рынка — .

ГАЗ-21Т «Волга» (III) ‘1962–65

На фото ГАЗ-21 Т(«Такси») ‘1962-1965.Автомобиль на базе ГАЗ-21Л.Отредактировано пользователем Андрей К.,за что ему огромное спасибо!
Кратко об автомобиле,это стоит добавить в мета-информацию по автомобилю.
Серийный автомобиль-такси ГАЗ-М21Т (1962-1965)..
ГАЗ-М21Т выпускался на базе ГАЗ-М21Л, а ГАЗ-М21ТС — на базе ГАЗ-21Р. Эти модификации такси уже заметно отличались от базовых моделей: вместо радиоприемника устанавливался счетчик, ставился опознавательный зеленый фонарь, передние сиденья устанавливались раздельные (все сиденья в салоне обивались кожезаменителем), при этом переднее правое сиденье было складным и могло в разложенном состоянии образовывать горизонтальную площадку для перевозки дополнительного груза, ну а накапотная фигурка оленя не устанавливалась еще со времен ГАЗ-21А второй серии. ГАЗ-21Т и ГАЗ-21ТС окрашивались в те же цвета, что и обычные «Волги», в потоке их отличить можно было только по «шашечкам».
Следует отместить, что во многие таксопарки страны поступали обычные «Волги», не имеющих перечисленных выше «таксистских» отличий. Необходимые отличительные надписи на бортах кузова в этих случая наносились непосредственно таксопарком. Помимо этого, в некоторых городах (даже в некоторых таксопарках!) автомобили такси окрашивались особым образом для зрительного их выделения в потоке машин — крыша красилась в цвет, отличный от остального кузова. Зачастую это был красный цвет — такие машины получили прозвище «красная шапочка». Существуют фотографии с машинами, у которых крыши выкрашены в желтый цвет.
http://s51.radikal.ru/i131/1010/f7/8115e812e6e5.jpg
http://s41.radikal.ru/i091/1010/b5/a49e08d2041a.jpg

VZ86RUS ›
Блог ›
Автокиногерой. «Берегись автомобиля».

Впервые пишу про киногероя в воскресный день!) А все потому, что комп подхватил вирус… Вчера вечером оперативно вылечили его — снесли винду и тд. К сожалению, в 10 вечера писать не охота было уже. Итак, я обещал удивить — представляю вам фильм…

Да, это тот самый фильм!
«Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает это лишь потому, что продав, останется без машины.»

Немного про сам фильм. Точнее сюжет.
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведет досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электротехникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает автокранщика, и тот поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с симпатичным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович продаёт «Волгу» Семицветова, на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Юрий Иванович отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в погоню, чтобы предотвратить новое преступление; в пылу погони она на полной скорости сворачивает за Деточкиным в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, патетично обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
Для желающих посмотреть фильм:

Итак, а теперь перейдем непосредственно к самому киногерою. Не буду скрывать — это моя «икона» кино про автомобили. И не только за те погони, тот сюжет, ту атмосферу. Там ведь еще играет ГАЗ 21 «Волга», мой любимый автомобиль)

Две верхних фото: угон машины зав пивной. Два нижних фото: знакомство с машиной Семицветова. Бежевая… Цвет неброский.
Автокрад Деточкин быстро смекнул, что машина преобретена явно не на трудовые доходы, поэтому решил угнать ее. Левое верхнее — Деточкин понял, что без машины не уйдет. Верхнее правое и левое нижнее — Семицветов едет на работу. Правое нижнее — Деточкин намеревается угнать. На фото правда таксист.
Припервой попытке угона, Юрий Иваныч покупает, ставшие впоследствии знаменитыми, сигареты «Друг». 30 копеек пачка, собачка на этикетке.

Стырил фото у ANDRU98 из бортового журнала красавицы ГАЗ 21 C Konela

Деточкин пробует еще раз — но попадает ногой в капкан. Вырвавшись, он оставляет место преступления…

На второй половине видно, что угон происходит на сей раз с помощью автокрана — просто напросто подняв гараж над машиной!
Таки угнав машину, Юрий Иваныч меняет номера. Была 49-04 мот…
… А стала 82-15 мот.
По пути, когда перегонял «Волгу», встретился с милиционером. И понеслось. Самая захватывающая часть фильма! Детектив без погони — это как жизнь без любви.
Есть информация, что на съемках было два автомобиля. Трюки исполняла бывшая такси, списанная уже с таксопарка. Да и трюки делали каскадеры.
Хочу обратить внимание на правое нижнее фото. Вот скажите мне, какой автомобиль, даже внедорожник, так скажем, сможет похвастаться таким клиренсом и способностью переехать такие припятстивия?!
Автомобиль, который участвовал в съемках фильма, также был в таких фильмах, как «Три тополя на плющихе», в роди такси, актер Олег Ефремов ехал за ее рулем, «Бриллиантовая рука» в роли все того же такси. Актер Папанов на сей раз ехал на ней. Машина была перекрашена и переделана под 2 серию. Сейчас этот автомобиль в музее «Мосфильма».
Кстати, заметили, что каждый актер из «Берегись автомобиля», потом пересекался с этой «Волгой»? Все деньги одними рублями! Каждый человек во что-нибудь верит. Один верит, что Бог есть, другой — что Бога нет. И то и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?

Пытаясь завязать с прошлым, Юрий Иваныч выбрасывает отмычки, документацию (картотека, как он говорил). Но увидев эту машину, он не смог уйти…

Эта машина Стелькина, а он взяточник!
Обратите внимание, в кадр попала ГАЗ 22 — универсал. Это машина известно ученого. Доктора наук! Вы сейчас перегоните машину ее владельцу!
Финал фильма предсказуем… Деточкин осужден. Здравствуй, Люба. Я вернулся.

Спасибо сайту www.gaz21volga.com/films/beregis/beregis.htm за фото и некотрую инфу.

Ну куда без крылатых выражений из фильма!

Бежевая. Цвет неброский.
Нам не по пути.
Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает это лишь потому, что продав, останется без машины. фото
А где машина-то?
Прости, я уезжаю.
Деточкин любил детей. Он не мог поступить иначе.
Тебя посодют, а ты не воруй.
Твой дом — тюрьма!
Что делать, что делать? Сухари сушить!
Нет — всё-таки надо тебе дать коленом под зад, надо!
Это нога того, кого надо нога.
Каждый человек во что-нибудь верит. Один верит, что Бог есть, другой — что Бога нет. И то и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
— Простите, а вы не псих?
— Нет, у меня и справка есть.
Курит сигареты «Друг». И главная примета — сутулый.
Свободу Юрию Деточкину!
Здравствуй, Люба. Я вернулся.

Ну и на последок киноляпы из фильма.

За сим говорю — покедова! в этом году будет еще один киногерой)

И будет последний обзор этого года) Все узнаете из статьи, но скажу я вам — такого еще не было никогда! Самый классный и курьезный, слегонца, обзор)

Берегись автомобиля

«Берегись автомобиля»

Жанр

трагикомедия,
детектив

Режиссёр

Эльдар Рязанов

Автор
сценария

Эмиль Брагинский
Эльдар Рязанов

В главных
ролях

Иннокентий Смоктуновский
Олег Ефремов
Андрей Миронов
Анатолий Папанов

Оператор

Анатолий Мукасей
Владимир Нахабцев

Композитор

Андрей Петров

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм»,
Творческое объединение «Луч»

Длительность

90 минут

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0060161

«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.

Скромный и застенчивый страховой агент (в прошлом шофёр) и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.

Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.

У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.

Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.

На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.

В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.

На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.

В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!» Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».

Актёр Роль
Иннокентий Смоктуновский Юрий Иванович Деточкин страховой агент
Олег Ефремов Максим Петрович Подберёзовиков следователь
Любовь Добржанская мама Деточкина
Ольга Аросева Люба невеста Деточкина, водитель троллейбуса
Андрей Миронов Дима Семицветов
Татьяна Гаврилова Инна жена Семицветова
Анатолий Папанов тесть Семицветова
Георгий Жжёнов автоинспектор
Евгений Евстигнеев Евгений Александрович режиссёр народного театра
Сергей Кулагин директор пивной
Виктория Радунская Татьяна криминалист
Готлиб Ронинсон Яков Михайлович начальник Деточкина
Борис Рунге человек с чемоданами
Яков Ленц продавец в табачном киоске
Вячеслав Невинный сосед-автослесарь
Донатас Банионис пастор, покупатель «Волги»
Галина Волчек покупательница магнитофона
Любовь Соколова народный судья
Антонина Максимова актриса народного театра
Николай Парфёнов прокурор на судебном заседании (нет в титрах)
Юрий Яковлев голос за кадром (нет в титрах)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
  • Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
  • Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
  • Режиссёр — Алексей Коренев
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Валерий Попов
  • Дирижёр — Юрий Силантьев
  • Художник по костюмам — Шелли Быховская
  • Грим — Ольги Струнцовой
  • Монтаж — Е. Овсянниковой
  • Редактор — Анатолий Степанов
  • Консультанты — А. Микулин, А. Шпеер
  • Ассистенты:
    режиссёра — А. Идес, Полина Шевкуненко
    оператора — Ю. Епишин, В. Фридкин, А. Виханский
    звукооператора — Валентина Щедрина
  • Директор картины — Евгений Голынский

Производство

Название фильма взято с городских улиц

Лирическая трагикомедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет: о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Э. Рязанов и Э. Брагинский слышали в разных городах: в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать её из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное». Отсутствие реального прототипа озадачило авторов сценария, но не заставило отказаться от замысла; сочиняя своего героя, они, по свидетельству Э. Рязанова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали Дон Кихот, чаплиновский Чарли и князь Мышкин.

Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».

Редакторам Госкино в сценарии понравилось всё, кроме того обстоятельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ОБХСС, что такой-то человек — жулик и живёт на нетрудовые доходы.

Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий — из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины; фильм был «законсервирован».

Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошие отзывы, — за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро».

Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков

По свидетельству Эльдара Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на роль Деточкина возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать. Тогда на главную роль был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев.

Юрий Деточкин и Максим Подберёзовиков

Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне, при этом фактически отказавшись от предложенной роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он; но из-за занятости и усталости актёр отказался.

Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов (Леонида Быкова, Василия Ланового, Михаила Державина, Александра Белявского); в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек», соавтор режиссёра Эмиль Брагинский, увидев кинопробы, отрезал: «Да вы что, товарищи? Это же волк в овечьей шкуре!». В конце концов Э. Рязанову удалось уговорить И. Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя.

Памятник Юрию Деточкину в Донецке

Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине: в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же — идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин по сценарию «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошеного пассажира; а в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину, и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это — Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного».

Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.

А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».

Съёмки

По воспоминаниям Ольги Аросевой, ей действительно пришлось водить по улицам Москвы троллейбус (для чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причём пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были настоящими, а не массовкой.

Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушёл от погони, снималась также в фильмах «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Позже машина была размещена в музее киноконцерна «Мосфильм». В сцене погони милиционера за Деточкиным использовалось несколько разных тяжёлых мотоциклов.

В кадрах фильма можно увидеть различные районы Москвы. Дима Семицветов работает в комиссионном магазине на улице Сретенка, а живёт в районе Смоленского метромоста. Сцену, где Деточкин, желая начать честную жизнь, выбрасывает в реку свои аксессуары, снимали в районе Большого Устьинского моста. Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом.

Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с литовским акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В «Берегись автомобиля» он разговаривает своим голосом.

Первая совместная работа Рязанова и композитора Андрея Петрова, который был приглашён после того, как Рязанов услышал «Песню о друге» из фильма Георгия Данелии «Путь к причалу».

Колоризация

В августе 2014 года начался процесс колоризации фильма, в нём успел принять участие сам Рязанов, скончавшийся в 2015 году. Работы продолжались более двух с половиной лет; в России премьера цветной версии, приуроченная к 90-летию Рязанова, состоялась 18 ноября 2017 года на Первом канале.

Издания

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР» в SECAM. С 1990 года выпущен кинообъединением «Крупный план» на видеокассетах в системе PAL.

В начале 2000-х годов фильм выпущен на DVD тем же объединением в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Mono (1.0) с русскими субтитрами, дополнением Фильмографии и документального фильма «История создания картины». Выпускался в системах PAL и NTSC.

В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-Ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

  1. 1 2 Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 44. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  2. 1 2 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 156. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  3. 1 2 3 4 Щедров Я. Как Гамлет стал Деточкиным (интервью с Эльдаром Рязановым) // Московский комсомолец. — 26 марта 2008. — № 24723.
  4. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 157. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  5. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 46. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  6. 1 2 Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 47. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  7. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 49, 62. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  8. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 62. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  9. 1 2 3 Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 160. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  10. «Берегись автомобиля» появился с подачи Никулина
  11. Рязанов Э. А. Мои друзья — артисты // Нева : журнал. — Л., 1982. — № 7. — С. 170.
  12. Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Составитель В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-пресс книга, 2002. — С. 167. — 400 с. — ISBN 5-7805-1017-2.
  13. В Самаре открыли скульптуру Юрия Деточкина (видео) (недоступная ссылка)
  14. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 101. — 510 с. — ISBN 5-7027-0126-7.
  15. Beregis avtomobilya. IMCDB
  16. Здравствуйте, господин Банионис (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2011. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  17. Эльдар Рязанов: «Я понимал, что имею дело с великим композитором»
  18. Цветная версия фильма «Берегись автомобиля» выйдет в эфир к юбилею Эльдара Рязанова
  • «Берегись автомобиля» — бесплатный онлайн-просмотр на сайте mosfilm.ru
  • «Берегись автомобиля» в «Энциклопедия отечественного кино»
  • «Берегись автомобиля» на портале «Кино России»
  • «Берегись автомобиля» // Ruskino.ru
  • «Берегись автомобиля» // Кино-Театр. РУ
  • «Берегись автомобиля» // «Наш Фильм»
  • Гайдин Б. Н. «Берегись автомобиля». Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» (2013-). Дата обращения 27 мая 2016. Архивировано 27 мая 2016 года.

Тематические сайты

Фильмы Эльдара Рязанова

1950-е

Остров Сахалин (1954) • Счастливая юность (1955) • Карнавальная ночь (1956) • Девушка без адреса (1957)

1960-е

Как создавался Робинзон (1961) • Человек ниоткуда (1961) • Гусарская баллада (1962) • Дайте жалобную книгу (1965) • Берегись автомобиля (1966) • Зигзаг удачи (1968)

1970-е

Старики-разбойники (1971) • Невероятные приключения итальянцев в России (1973) • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) • Служебный роман (1977) • Гараж (1979)

1980-е

О бедном гусаре замолвите слово (1980) • Вокзал для двоих (1982) • Жестокий романс (1984) • Забытая мелодия для флейты (1987) • Дорогая Елена Сергеевна (1988)

1990-е

Небеса обетованные (1991) • Предсказание (1993) • Привет, дуралеи! (1996)

2000-е

Старые клячи (2000) • Тихие омуты (2000) • Ключ от спальни (2003) • Андерсен. Жизнь без любви (2006)

Телепроекты

Четыре встречи с Владимиром Высоцким (1987) • Парижские тайны • Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя (2007) • Музыка жизни (2009)

Фильмы по сценариям Эмиля Брагинского

  • В квадрате 45 (1955)
  • Мексиканец (1955)
  • Сын рыбака (1957)
  • Василий Суриков (1959)
  • Совершенно серьёзно (1961)
  • Если ты прав… (1963)
  • До осени далеко (1964)
  • Автомобиль, любовь и горчица (мультфильм, 1966)
  • Берегись автомобиля (1966)
  • Маленький беглец (1966)
  • Когда дождь и ветер стучат в окно (1967)
  • Зигзаг удачи (1968)
  • Бобры идут по следу (мультфильм, 1970)
  • Снежные люди (мультфильм, 1971)
  • Старики-разбойники (1971)
  • Человек с другой стороны (1971)
  • Учитель пения (1972)
  • Невероятные приключения итальянцев в России (1973)
  • Сослуживцы (1973)
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975)
  • Шаг навстречу (1975)
  • Почти смешная история (1977)
  • Служебный роман (1977)
  • Гараж (1979)
  • Суета сует (1979)
  • Родственники (1981)
  • Вокзал для двоих (1982)
  • Нежданно-негаданно (1983)
  • Поездки на старом автомобиле (1985)
  • Забытая мелодия для флейты (1987)
  • Артистка из Грибова (1988)
  • Любовь с привилегиями (1989)
  • Воровка (1994)
  • Игра воображения (1995)
  • Московские каникулы (1995)
  • Трамвай в Москве (1995)
  • Райское яблочко (1998)
  • Тихие омуты (2000)

ГАЗ-21 Волга

«Двадцать первая» Волга — это наша аксиома. Все знают: она — легенда и никому не нужно доказывать, что она у нас самая-самая. Но когда в наши руки попал свеженький, только из рук реставраторов экземпляр ГАЗ-21 третьей серии, мы решили проверить, насколько правдивы легенды.

Легенда No1. Она красивая
Что ж, Волга и вправду хороша. Тем более впечатляющей она была в пору своего появления, в 1956-м. Подчеркнуто выразительный, если не сказать вызывающий, стайлинг и полный света салон резко контрастировали с прежними отечественными машинами — мрачноватыми и тяжеловесными по стилю.
Увы, экстерьер Волги, построенный на стилистических решениях американской школы, в те годы исповедовавшей ежегодную смену моделей, по западным меркам довольно быстро устарел. Но в СССР об этом догадывались далеко не все. Только к концу своей четырнадцатилетней конвейерной жизни «двадцать первая» превратилась в откровенный стилистический архаизм, хотя два рестайлинга (в 1958-м и 1962-м) вполне удачно подтягивали ее к требованиям времени. Наш тестовый экземпляр 1962 года выпуска, и в этом третьем, последнем для нее облике машина выглядит самой легкой и стремительной.
Легенда No2. Она комфортабельная
А вот это смотря для кого! То есть с позиций полувековой давности ответ будет однозначным и положительным, но результаты нашего тест-драйва не столь безоговорочны. Автомобиль просторный, не зря на некоторых зарубежных рынках он официально считался шестиместным — два мягких широких дивана, высокий потолок и почти ровный пол.
Добротная отделка тканью, винилом и хромом, а также поставляемый в «базе» атрибут роскоши конца 1950-х — пятиволновый радиоприемник. Динамик с бумажным диффузором звучит мягко и глубоко, но кнопки диапазонов традиционно западают при переключениях (да, это случалось и в пору молодости Волги).
Понравился отопитель, на фоне нынешней мягкой зимы вполне эффективный, а главное — бесшумный по причине того, что спрятан в подкапотном пространстве. Шумы при движении, конечно, есть — в первую очередь это двигатель и гул трансмиссии, во вторую — работа подвески на колдобинах. Ходовая, кстати, поглощает неровности необычайно эффективно, такое ощущение, что сидишь за рулем современного внедорожника высокого класса.
Легенда No3. Она для начальников
Да, и для них тоже. На задний диван, где во все времена любили ездить боссы разных мастей, садиться легко. Дверной проем практически прямоугольный, он минимально заужен внизу колесной аркой, а линия крыши падает книзу только позади двери. Взаимное расположение подушки дивана и дверного проема рассчитано на зависть иным современным бизнес-седанам. Чтобы расположиться в салоне, не нужно пригибаться, как в современных седанах, или тянуться вверх, как во внедорожнике. Садиться можно сразу, без подготовки — мягкое сиденье оказывается как раз на уровне мягкого места человека среднего роста
.Нет проблем и с размещением ног, поскольку форма подушки заднего дивана и расстояние от нее до переднего сиденья больше, чем у многих современных машин. Поэтому ноги даже в громоздкой зимней обуви удалось пронести на свое место без труда. Справедливости ради нужно сказать, что на передний диван Волги садиться еще легче — и места для неснятой с головы шляпы под потолком тут еще больше.
Легенда No4. Она «неубиваемая»
Чистая правда! И прочная, энергоемкая ходовая еще не все, что конструкторы сделали для соответствия машины качеству отечественных дорог и направлений. Волга создавалась в первую очередь для нужд госучреждений и организаций, то есть она должна была быть машиной универсального назначения, уместной в большом городе, на загородной трассе, разбитой шоссейке и даже на грунтовке.

По этой причине ГАЗ-21 получила жесткий, хоть и переутяжеленный несущий кузов. Также у нее были нетипичные для легкового автомобиля немалый клиренс в 190 мм, а мягкая подвеска была построена на мощных рессорах, кованой балке и прочных кованых рычагах, вполне подошедших бы и небольшому грузовику.
Такой запас прочности деталей обеспечивает заданный ресурс автомобиля без оглядки на тяжесть условий эксплуатации. Беспрецедентно высокий запас выносливости, заложенный в конструкцию Волги, отмечали и западные автоэксперты. В середине ХХ века типичные европейские автомобили уже были более субтильными, поэтому, например, в Бельгии и Великобритании советский ГАЗ-21 рекомендовался в первую очередь фермерам и прочим жителям глубинки.
Одно замечание: для продления жизни расходников подвески Волга, как и многие ее современницы, требовала регулярного обслуживания — шприцевания шарниров ходовой через несколько сот километров, а также после каждого дождя…
Легенда No5. Она и сегодня лучше многих
В целом, конечно же, нет. Но тест-драйв запомнился парой-тройкой параметров, по которым стильная «старушка» даст фору нашим современникам. Первая Волга была актуальной для своего времени машиной, но с тех пор прошло более полувека, и сравнивать ее с нынешними одноклассниками целиком не стоит.
Например, у Волги нелады с эргономикой: во время теста так и не удалось нормально устроиться за рулем. При максимально отодвинутом назад диване водитель даже среднего роста сидит слишком близко к «баранке». Во всяком случае по современным меркам. Зато сам руль вдруг оказался легким! Без каких-либо усилителей большая и тонкая «баранка» легко крутится даже на стоянке.
Сцепление тугое, и если бы не мощная прямая спинка дивана, выжимать педаль было бы еще сложнее. Тормозить тоже труднее, чем на теперешних авто, но самое непривычное, что педали возвращаются в исходное положение как-то не спеша. Наверное, следовало бы сказать, что у педалей плохая информативность, но это значит ничего не сказать… Редкую по теперешним понятиям всеядность и комфортабельность ходовой мы уже похвалили. Осталось снять шляпу перед теми, кто проектировал механизм переключения передач с рычагом на руле: его ход мягкий, легкий и точный, опять же, на зависть половине сегодняшних иномарок.
Легенда No 6. Она стремительная
Разве что внешне. Двигатель ГАЗ-21, имея современные для своей поры конструктивные решения (алюминиевые блок и головка, мокрые гильзы, полноопорный коленвал), на нашем тестовом образце 1962 г.в. развивает 75 л.с. мощности.
Это не очень много, учитывая полторы тонны снаряженной массы машины, но еще на парковке можно заметить, что двигатель реагирует на игру акселератором довольно живо. На деле оказалось, что в современном городском потоке Волга держится совершенно уверенно, правда, только в пределах 50-60 км/ч. Все объяснимо: максимальный крутящий момент 170 Нм 2.4-литровый агрегат выдает «на низах» — при 2 200 об/мин, а по мере набора оборотов тяга падает.
Но у неторопливого волговского мотора есть своя прелесть — он настолько гибкий по характеристике, что трехступенчатая механическая коробка передач превращается с ним в некий «автомат». После разгона на первых двух передачах, на высшей третьей ступени получается без лишних переключений и неторопливо катиться по переулкам, и гнать от души по шоссе. С редким, скажу я вам, по теперешним временам удовольствием…
Мнение реставратора, рассказывает Павел:
— Первая Волга — во многом замечательная машина, хотя идеализировать ее тоже не стоит. В самом деле надежная и комфортабельная, при интенсивной эксплуатации она требовала постоянного ухода, и как раз его регулярность обеспечивала ту самую «неубиваемость». Но содержать ее «частнику» было проще, чем некоторые другие модели, поскольку в условиях отсутствия СТО и дефицита запчастей достать детали к Волге было можно практически повсеместно — в любом таксопарке или автобазе. А нам любить «двадцать первую» стоит не только из-за ностальгии, но и как продукт определенной технической культуры, ведь работа некоторых ее узлов может служить примером и сегодняшним инженерам.
Краткие технические характеристики ГАЗ — 21Л Волга
Габариты (Д х Ш х В), мм 4 810 × 1 800 × 1 610
Снаряженная масса, 1 460 кг
Клиренс, 190 мм
Объем багажника, 480 л
Объем топливного бака, 60 л
Двигатель бензиновый 2.5 л, 70 л.с
Коробка передач механическая 3-ступенчатая
Привод задний
Максимальная скорость, км/ч 130
Контрольный расход бензина летом
на скорости 40-50 км/час, л/100 км 9,0
Всё, спасибо

В Волгограде мстительный пенсионер на ГАЗ-21 протаранил 12 элитных внедорожников, принадлежащих чиновникам.

76-летний житель Волгограда получил штраф за не оформленную надлежащим образом теплицу на дачном участке. В отместку пенсионер на ГАЗ-21 протаранил 12 элитных авто на парковке у городской администрации.

Сообщается, что пенсионер стал одним из первых, кто получил штраф по новому закону. Установлено, что на пригородном участке пожилого человека есть теплица, в которой мужчина выращивает овощи в больших объемах, не имея регистрации ИП и не уплачивая налоги. Построена теплица без надлежащих документов и с нарушением ряда норм. Пенсионеру выписали штраф. После безуспешной попытки обжаловать административное наказание, мужчина решился на акцию отмщения. Пенсионер прикрепил к водительской двери своего автомобиля ГАЗ М-21 «Волга» 1959 года выпуска красный флаг с серпом и молотом, водительское место оборудовал громкоговорителем. К полудню, когда у здания администрации скопилось больше десятка элитных внедорожников местных чиновников, он подъехал со стороны 13-й Гвардейской улицы и начал таранить машины власть имущих, выкрикивая лозунги. По словам очевидцев, мужчина кричал, что «там наверху совсем обнаглели и скоро будут с нас за воздух деньги требовать». Пенсионер на Волге разгонялся и врезался в джипы.

В результате инцидента двенадцать элитных иномарок получили механические повреждения. Несколько машин перевернулось. По предварительным данным, четыре из них нельзя будет восстановить.

Свидетели произошедшего утверждают, что на шум выбежали чиновники и пытались своими силами остановить обиженного пенсионера. Один из них даже достал пистолет и сделал несколько выстрелов, но не попал.

Пенсионер громил элитные автомобили в течение 20 минут и остановился только тогда, когда его машину оттеснили грузовиком к стене здания. Примечательно, что старенькая Волга пережила более двух десятков столкновений и оставалась на ходу до последнего, отделавшись несущественно помятыми бампером и крыльями.

Водителя сначала хотели госпитализировать, но чиновники и полиция настояли на немедленном задержании. Пенсионеру грозит до 15 лет лишения свободы, большой штраф и компенсации всем пострадавшим.