Инструкция по проведению медицинского освидетельствования водителей

Содержание

>О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (с изменениями на 18 декабря 2015 года) (редакция, действующая с 1 июня 2016 года)

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 июля 2003 года N 308

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения

(с изменениями на 18 декабря 2015 года)
(редакция, действующая с 1 июня 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004 года N 115 (Российская газета, N 218, 05.10.2004);
приказом Минздравсоцразвития России от 10 января 2006 года N 1 (Российская газета, N 42, 02.03.2006);
приказом Минздравсоцразвития России от 14 июля 2009 года N 512н (Российская газета, N 161, 28.08.2009) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минздравсоцразвития России от 14 июля 2009 года N 512н);
приказом Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2010 года N 85н (Российская газета, N 63, 26.03.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минздравсоцразвития России от 15 февраля 2010 года N 85н);
приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа 2010 года N 723н (Российская газета, N 219, 29.09.2010);
приказом Минздравсоцразвития России от 25 августа 2010 года N 724н (Российская газета, N 237, 20.10.2010);
приказом Минздрава России от 5 марта 2014 года N 98н (Российская газета, N 172, 01.08.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 9 января 2014 года (со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N АКПИ13-1077));
приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2016, N 0001201603150033) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н).
____________________________________________________________________

В целях совершенствования деятельности органов и организаций здравоохранения по обеспечению проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч.II), ст.5233) *0)
приказываю:

1.Утвердить:

1.1. Учетную форму N 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение N 1).
____________________________________________________________________
Номер учетной формы N 307/у с 13 марта 2006 года заменен на номер 307/у-05 — приказ Минздравсоцразвития России от 10 января 2006 года N 1.
____________________________________________________________________

1.2. Учетную форму N 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами» (приложение N 2).

1.3. Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение N 3).

1.4. Инструкцию по порядку ведения и хранения учетной формы N 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами» (приложение N 4).

1.5. Список учетных форм первичной медицинской документации, подлежащей дальнейшему использованию (приложение N 5).

1.6. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (приложение N 6).

1.7. Программу подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (приложение N 7).

1.8. Программу подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение N 8).

1.9. Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (приложение N 9).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.И.Вялкова.

Министр
Ю.Шевченко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 июля 2003 года,
регистрационный N 4913

Приложение N 1. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством

Приложение N 1
(В редакции, введенной в действие
с 13 марта 2006 года
приказом Минздравсоцразвития России
от 10 января 2006 года N 1. —

См. предыдущую редакцию)

АКТ
медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством

____________________________________________________________________
Утратило силу С 1 июня 2016 года —
приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 2. Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами

Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

ЖУРНАЛ
регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.

____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 3
(в редакции, введенной в действие
с 13 марта 2006 года приказом
Минздравсоцразвития России
от 10 января 2006 года N 1, —
см. предыдущую редакцию)

ИНСТРУКЦИЯ
по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»

(с изменениями на 5 марта 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 4. Инструкция по порядку ведения и хранения учетной формы N 304/у «Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами»

Приложение N 4
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 5. Список учетных форм первичной медицинской документации, подлежащей дальнейшему использованию

Приложение N 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

(с изменениями на 10 января 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 6. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование

Приложение N 6
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

(с изменениями на 7 сентября 2004 года)
___________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение N 7. Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами

Приложение N 7
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

_______________
* Подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами).

Продолжительность подготовки — 36 часов

1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и экспертиза опьянения. Определения и понятия.

1.1. Вопрос медицинского освидетельствования в российском законодательстве и в ратифицированных Российской Федерацией международных документах. Основные нормативные документы.

1.2. Юридические и медицинские критерии состояния опьянения.

2. Действие психоактивных (ПАВ) и токсических веществ на организм человека.

2.1. Вопросы токсикодинамики ПАВ. Доза, эффект.

2.2. Клинические признаки опьянения ПАВ, факт употребления алкоголя и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.

2.2.1. Клиника алкогольного опьянения, степени опьянения, формы простого алкогольного опьянения. Виды наркотического и токсического опьянения и их характеристика.

2.2.2. Особенности медицинского освидетельствования при беспомощном (тяжелом) состоянии обследуемого.

2.3. Токсикокинетика алкоголя.

2.3.1. Абсорбиция, элиминация и объем распределения алкоголя. Модели Видмарка, Михаэлиса-Ментена.

2.3.2. Токсикокинетические константы. Основные понятия о метаболизме алкоголя. Эндогенный алкоголь.

2.4. Токсикокинетика наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

2.5. Основные пути метаболизма и выведения наркотических средств и психотропных веществ. Скорость элиминации.

3. Предварительные методы исследования ПАВ.

3.1. Индикаторы и измерители алкоголя в выдыхаемом воздухе и биологических жидкостях (кровь, слюна, моча).

3.2. Методики проведения исследований выдыхаемого воздуха и биологических жидкостей на алкоголь с помощью технических средств. Оценка результатов.

3.3. Методы скрининга на наркотические средства и психотропные вещества. Их характеристика и оценка результатов.

4. Направление на лабораторное (химико-токсикологическое) исследование.

4.1. Порядок отбора, консервирования, маркировки биологических проб. Условия хранения и транспортировки.

4.2. Ведение журнала регистрации учета направлений на химико-токсикологическое исследование.

5. Основные принципы аналитической диагностики ПАВ.

5.1. Краткая характеристика подтверждающих методов.

5.2. Интерпретация результатов химико-токсикологических исследований.

5.3. Рекомендованные уровни пределов обнаружения ПАВ.

6. Оформление результатов медицинского освидетельствования.

6.1. Анализ результатов клинических и лабораторных исследований.

6.2. Формулировка заключения. Заполнение «Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Ведение «Журнала регистрации медицинских освидетельствований лиц, которые управляют транспортными средствами».

7. Основные ошибки при проведении медицинского освидетельствования.

Приложение N 8. Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств

Приложение N 8
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

________________
* Подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами).

Продолжительность подготовки — 36 часов

1. Роль и значение медицинских осмотров водителей транспортных средств в системе профилактики дорожно-транспортных происшествий. Требования нормативных актов к организации и методам проведения медицинских осмотров.

2. Оборудование и оснащение кабинетов медицинских осмотров. Ведение документации при проведении медицинских осмотров.

3. Алкоголь, наркотические средства и другие психоактивные вещества.

4. Алкоголизм, наркомания и токсикомания.

5. Фармакинетика алкоголя. Механизм поступления алкоголя в выдыхаемый воздух и биологические жидкости.

6. Методы определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе и биологических жидкостях.

7. Способы и устройства для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.

8. Применение индикаторных и измерительных средств при выявлении алкоголя в выдыхаемом воздухе.

9. Признаки употребления наркотических средств и других психоактивных веществ. Методы экспресс-определения наркотических средств в моче.

10. Изменение показателей кровообращения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Отстранение от управления транспортным средством при нарушениях ритма и частоты сердечных сокращений, а также выраженных изменениях показателей артериального давления у здоровых людей и больных гипертонической болезнью. Иные признаки сердечно-сосудистых заболеваний.

11. Измерение температуры тела и критерии отстранения от управления транспортным средством при инфекционных, простудных и воспалительных заболеваниях. Карантинные мероприятия при инфекционных заболеваниях.

12. Физиолого-гигиенические основы режима труда и отдыха водителей автотранспорта. Утомление и переутомление. Нарушения режима труда и отдыха.

13. Неотложные состояния и доврачебная помощь при них.

14. Анализ работы кабинета медицинских осмотров.

Приложение N 9. Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортным средством

Приложение N 9
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 14 июля 2003 года N 308

____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 марта 2016 года —

приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Регламент проведения медосвидетельствования на состояние опьянения

Для каждого водителя исключительно важно помнить правильный порядок процедуры медосвидетельствования. В этом случае можно будет избежать любых провокаций и попыток безосновательных обвинений со стороны отдельных сотрудников ГИБДД, которые в своей работе руководствуются не должностными инструкциями, а интересами личного характера, совершая противоправные действия по отношению к автомобилистам.

Новый порядок медосвидетельствования водителей

Инструкция о порядке медицинского освидетельствования утверждена приказом Минздрава от 18.12.2015 № 933н. Описание процедуры приводится также в п. 126-127 административного регламента МВД. Согласно положениям этого документа, медосвидетельствование водителя проводится в следующем порядке:

  1. Водителю предлагается пройти освидетельствование при помощи алкометра;
  2. Производится осмотр фельдшером;
  3. Вне зависимости от показаний прибора водитель сдает мочу (при желании кровь).

Причем освидетельствование проводится как в наркологическом диспансере, так и в специально оборудованном автомобиле — ППМО.

Этапы медицинского освидетельствования

Инструкция освидетельствования на алкогольное опьянение должна быть в памяти водителя во всех подробностях, чтобы суметь защитить свои права в ходе проведения процедуры. Ее этапы описаны ниже:

  1. Персональные данные автомобилиста вносятся в акт медосвидетельствования.
  2. Проводится исследование на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи алкотестера.
  3. Вторая проверка проводится через 15-20 минут при положительном результате первой. Если и она дает положительный результат, то состояние опьянения водителя установлено.
  4. Вместе с проверкой алкотестером водитель обязан сдать анализы мочи или при желании крови. Если по их результатам установлено наличие в организме психотропных или наркотических веществ, то состояние опьянения также установлено.
  5. Все результаты проверок, а также итоговый результат записываются в акт медосвидетельствования.

Отказ от любого из перечисленных этапов является отказом от медосвидетельствования и автоматически наказывается 30-тысячным штрафом и лишением ВУ на срок 18-24 мес.

Когда проводится медицинское освидетельствование

Инструкция освидетельствования на состояние алкогольного опьянения гласит, что данная процедура по отношению к водителям проводится при установлении хотя бы одного внешнего признака опьянения:

  1. изменение окраса кожи лица;
  2. запах алкоголя;
  3. неадекватное поведение;
  4. неустойчивость позы, шатающаяся походка;
  5. нарушение речи.

При выявлении данных признаков:

  • Водитель отстраняется сотрудником ГИБДД от управления автомобилем.
  • Непосредственно отстранение должно проводиться либо в присутствии двух понятых, либо сотрудник ГИБДД должен проводить видеофиксацию всех осуществляемых действий. В качестве понятых не могут выступать другие сотрудники Госавтоинспекции. Это должны быть совершеннолетние независимые лица, которым заранее сотрудник ГИБДД обязан разъяснить их обязанности и права.
  • Составляется протокол, на основании которого впоследствии проводится медосвидетельствование водителя.

Само освидетельствование должно проводиться с использованием сертифицированных алкотестеров, имеющих техническую возможность выдачи выписки с результатами на бумажном носителе.

Порядок проведения медицинского освидетельствования сотрудником ГИБДД описан в этой статье https://roadadvice.club/2936-poryadok-provedeniya-meditsinskogo-osvidetelstvovaniya-sotrudnikom-gibdd

На что обращать внимание при проведении процедуры

Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние всех видов опьянения гласит, что перед проведением процедуры инспектор предоставляет одноразовый стерильный мундштук на алкотестер водителю и информирует последнего о принципе работы устройства и порядке действий автомобилиста при использовании прибора. Водитель должен убедиться, что прибор находится в исправном и готовом к применению состоянии.

Подробнее об освидетельствовании Если медицинское освидетельствование покажет, что водитель находился за рулем в состоянии опьянения, ему грозит серьезное наказание в виде лишения прав. Подробнее читайте в этой статье.

Предоставляется свидетельство о поверке устройства, которая проводится раз в год. Также перед проведением процедуры сам проверяемый должен убедиться в наличии и целостности клейма госповерителя на устройстве.

Водитель будет считаться трезвым при наличии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в количестве до 0,16 мг/л.

Анализ мочи, как было отмечено, проводится обязательно. Она сдается в туалетной комнате, которая должна быть в т. ч. и в передвижном пункте. В течение следующих пяти минут проба проверяется на отсутствие фальсификации — замеряется температура, PH, плотность и т. д.

Анализ на месте проводится в течение н/б 2-х часов, и в случае отрицательного результата анализа делается вывод, что водитель является трезвым. В противном случае дополнительное исследование проводится в лаборатории в течение 13 дней.

К вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

актуальные вопросы правоохранительной деятельности

УДК 343.125.2

к вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения

Иванова Светлана Ивановна,

доцент кафедры административной деятельности

органов внутренних дел Тюменского института

повышения квалификации сотрудников МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

e-mail: ivanova-svetaa@mail.ru

Хаметдинова Гульнара Фазитовна, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук e-mail: gulnara.khamietdinova@mail.ru

В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики исследуется вопрос о возможности проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения, и получения согласия родителей (законных представителей) на его проведение.

Ключевые слова: несовершеннолетний; родители; законные представители; административная ответственность; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; критерии опьянения.

On the order of examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication

Ivanova Svetlana Ivanovna,

Khametdinova Gulnara Fazitovna,

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних привлекают пристальное внимание как практиков, так и теоретиков административного права. Обусловлено это, во-первых, тем, что среди миллионов граждан, привлекаемых ежегодно к административной ответственности, 30 % составляют несовершеннолетние , во-вторых, отмечается тенденция реального увеличения правонарушений, совершенных подростками . При этом, как отмечает Е. Г. Капустина, исследования показывают значительную нравственную деградацию подросткового поколения: среди опрошенных 38 % респондентов употребляли наркотики, еще 38 % — сильнодействующие вещества и 60 % — спиртные напитки . Но больше всего беспокоит тот факт, что тенденция роста числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и наркотики, отмечается уже второе десятилетие. Так, еще в 2009 г. О. А. Крылова отмечала, что по оценке научного центра здоровья детей РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали алкоголь, в 16 лет 61,4 % юношей и 63 % девушек регулярно его употребляют, а по данным Минздрава России, количество случаев заболевания наркоманией среди детей до 14 лет возросло в 20 раз, токсикоманией — в 15 раз . На начало 2008 г. официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей, а уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос почти на 70 % . В 2012 г. уже отмечают, что средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет . В настоящее время в России из 10 млн лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки .

Все сказанное свидетельствует, на наш взгляд, о низкой эффективности административно-правовых мер, направленных на пресечение и предупреждение употребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. В то же время концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, говорит о том, что к 2020 г. потребление алкоголя в России должно сократиться с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год . Именно этим и обусловлено пристальное внимание законодателя и правоприменителя к совершенствованию административно-правовых мер, направленных на борьбу с указанными явлениями.

Так, в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федераль-

ным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ были приняты новые редакции ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ. Изменения данных составов касались предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны — общественное место. Тем самым законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего. Очевидно, что данный состав правонарушения, утеряв объект правовой охраны «общественный порядок», должен быть перенесен из гл. 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в гл. 6, объединившую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление .

Изменения коснулись и самого производства по делу об административном правонарушении. Так, Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия .

Однако несмотря на это, остается много вопросов, касающихся производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним в состоянии опьянения. В большей части это связано со сбором доказательств по таким делам и порядком проведения освидетельствования лица на состояние опьянения. Возникают вопросы: имеют ли право сотрудники полиции провести подобное освидетельствование, требуется ли для этого согласие родителей или законных представителей, какие еще факты могут свидетельствовать о таком опьянении и выступать доказательствами по делу?

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 указанного Федерального закона .

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). Подобным исключением является эмансипация (ст. 27 ГК РФ).

Таким образом, законодатель говорит, что согласие требуется для определения наркотического либо иного токсического опьянения. Соответственно, согласия родителей на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не требуется, поскольку это не является медицинским вмешательством. Согласно ст. 65 указанного закона освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является видом медицинского освидетельствования, под которым понимается совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Вновь введенная ст. 27.12.1 КоАП РФ гласит: «Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 5 Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» , при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Таким образом, новые правила противоречат Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который предписывает получить согласие на проведение освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

Установка критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, делегирована указанными правилами федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Учитывая, что на настоящий момент критериев указанным органом не выработано, следует руководствоваться Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 и Методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР от 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 . Однако четких критериев в указанных документах нет.

Такие критерии были в свое время закреплены в п. 1 ныне отмененной «Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» от 29 июня 1983 г. : наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; признание самого лица в употреблении спиртных напитков.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Соответственно, если несовершеннолетний не достиг возраста административной ответственности, то к ответственности следует привлекать родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. Помимо перечисленных документов: справки из медицинского учреждения о факте оказания помощи несовершеннолетнему и опроса двух свидетелей — необходимо составить протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором зафиксировать факт отказа родителей от его прохождения. Также можно опросить врачей, оказывавших медицинскую помощь несовершеннолетнему.

Нередки случаи, когда проведенное освидетельствование имеет отрицательный результат, но признаки опьянения несовершеннолетнего присутствуют.

В данном случае возможна ответственность только при наличии соответствующих условий по ст. 20.21 КоАП РФ, если несовершеннолетний достиг 16-летнего возраста, либо родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. В указанных составах признаком деяния является нахождение лица в состоянии опьянения, при этом законодатель не требует установления вида опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое).

Соответственно, если есть данные потребления вещества, повлекшего опьянение, то необходимо подтвердить указанные выше основания. К доказательствам могут относиться: объяснения самого несовершеннолетнего, свидетелей, видео- и фотофиксация; протокол освидетельствования на состояние опьянения, сведения о внешнем виде освидетельству-емого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы, жалобы освидетельствуемого, его субъективная оценка своего состояния, а также наличие или отсутствие запаха алкоголя (п. 6 «Временной инструкции

0 порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной Минздравом СССР

1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14) ; объяснение врача, который может быть опрошен в качестве свидетеля по делу, и др.

Такой подход находит свое подтверждение в судебной практике по трудовым спорам, а именно в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сказано, что состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом .

В заключение отметим, что, к сожалению, не на все поставленные вопросы можно дать однозначный ответ в связи с имеющимися пробелами в законодательстве. В связи с чем предлагаем:

1. Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» после слова «возраста» дополнить словами: «а также при совершении несовершеннолетним преступления или административного правонарушения в состоянии опьянения».

2. Разработать критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов сотрудники полиции имеют право без согласия родителей или законных представителей направить несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, на медицинское освидетельствование. При установлении факта употребления несовершеннолетним наркотических или психотропных веществ до начала освидетельствования получить согласие родителей. Если по результатам освидетельствования состояние опьянения не установлено, но факт употребления доказан, то следует руководствоваться методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, подтверждающими факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии опьянения, могут выступать: объяснение самого несовершеннолетнего, свидетелей, протокол об административном правонарушении, протокол доставления, фото-, видеофиксация, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения с отметкой об отказе от его прохождения.

Список литературы

1. Капустина Е. Г. Предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: учеб. пособие / Е. Г. Капустина, Н. Д. Кочеткова, Е. С. Лимарева. — Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2012.

2. Матвеева О. В. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности / О. В. Матвеева // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 2.

3. Неказаков В. Я. Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (некоторые аспекты) / В. Я. Неказаков // Бизнес в законе. — 2010. — № 2.

4. Крылова О. А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О. А. Крылова // Современное право. — 2009. — № 8.

5. Сокол Ю. В. Спиртные напитки как средство вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий / Ю. В. Сокол // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2010. — № 2.

6. Артеменко Н. В. Установление уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции: оправдаются ли надежды? / Н. В. Артеменко, Н. Г. Шимбарева // Вопросы ювенальной юстиции. — 2012. — № 4.

7. Купирова Ч. Ш. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы

его применения / Ч. Ш. Купирова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 2 (28).

8. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации (далее -СЗ РФ). — 2010. — № 2. — Ст. 264.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ // СЗ РФ. — 2013. — № 51. — Ст. 6685.

10.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. -№ 6. — Ст. 885.

11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. — 2014. — № 42. — Ст. 5615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // СЗ РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.

13. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 // СЗ РФ. — 2015. — № 5. — Ст. 817.

14. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: утверждена Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. -URL: http:// www.base.consultant.ru.

15. Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»: утверждены Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. — URL: http://base.consultant.ru.

16. Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования: утверждена МВД СССР № 45, Минздравом СССР № 0614/14, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. № К-8-347. — URL: http://www.consultant.ru.

17. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 3.

Определен новый общий порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и иного токсического)

Общие положения

С 26 марта 2016 года вступил в силу приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41390).

Действие приказа распространяется на все случаи проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения с единой формой акта медицинского освидетельствования.

Так, Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный настоящим приказом определяет порядок освидетельствования:

1) лица, которое управляет транспортным средством;

2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;

4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения;

5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения;

6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения;

7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста);

10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования.

Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.

Порядок проведения освидетельствования

Освидетельствование гражданина начинается с установления личности освидетельствуемого, она может быть установлена на основании документа, удостоверяющего личность, а при его отсутствии — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лица.

После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном порядке.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится.

После проведения исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения.

Такими клиническими признаками являются:

I. Изменения психической деятельности

1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.

2. Заторможенность, сонливость или возбуждение.

3. Эмоциональная неустойчивость.

4. Ускорение или замедление темпа мышления.

II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций

5. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.

6. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

7. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

8. Учащение или замедление дыхания.

9. Тахикардия или брадикардия.

10. Сужение или расширение зрачков.

11. Вялая реакция зрачков на свет.

III. Нарушения двигательной сферы

12. Двигательное возбуждение или заторможенность.

13. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

14. Неустойчивость в позе Ромберга.

15. Ошибки при выполнении координаторных проб.

16. Тремор век и (или) языка, рук.

17. Нарушения речи в виде дизартрии.

Таким образом, уполномоченный орган определил исчерпывающий перечень клинических признаков, свидетельствующих о нахождении лица в состоянии опьянения.

При медицинском освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При медицинском освидетельствовании иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, указанных выше, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

Оформление результатов медицинского освидетельствования

На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования:

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Медицинское заключение «установлено состояние опьянения»:

1. В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2. В случае освидетельствования иных лиц при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено»:

1. В случае освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

2. В случае освидетельствования иных лиц при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался»:

1 отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2 отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований;

3 фальсификации выдоха;

4 фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

lawor ›
Блог ›
Основания для направления водителя на освидетельствование

Основания для направления водителя на освидетельствование

Какие основания есть для направления водителя на медицинское освидетельствование?

Чтобы ответить на данный вопрос нам надо открыть ряд нормативно-правовых актов. Порядок направления водителей к врачу для проверки состояния опьянения регулируется: Правилами освидетельствования водителей транспортных средств, Регламентом ГИБДД (которые сами сотрудники ГИБДД называют «своим внутренним приказом, не предназначенным для автолюбителей, так как для них созданы ПДД их автолюбителям и нужно читать), Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Давайте сегодня, почитаем Регламент МВД от 02.03.2009г. № 185 (далее – Регламент ГИБДД).

Что же там сказано по поводу направления водителей на медицинское освидетельствование?

Заходим в раздел Регламента ГИБДД «направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

В этом разделе 11 пунктов. В пункте 136 написано, что водитель может быть направлен на медицинское освидетельствование в следующих случаях:

— при отказе водителя проходить проверку на алкотестере;

— при несогласии с данными алкотестера (в случае если проверка на алкотестере была проведена, но показания прибора не устраивают водителя);

— если водитель продышал в алкотестер и прибор показал нули, сотрудник ГИБД всё равно хочет провести полную проверку водителя направив его к врачу;

— если было ДТП с пострадавшими;

— если было совершено преступление в сфере дорожного движения.

Как видно из пункта 136 Регламента ГИБДД сотрудник ГИБДД не имеет право направлять водителя на медицинское освидетельствование только по причине, что ему показалось, что у водителя есть признаки опьянения. Такого основания (для направления к врачу) Регламент ГИБДД не содержит. Сначала инспектор должен предложить водителю освидетельствования с помощью алкотестера и если он отказался от освидетельствования «по прибору», то уже потом следует направление на медицинское освидетельствования. Иные действия инспектора будут являться нарушением Регламента ГИБДД.

В пункте 137 Регламента ГИБДД указано, что сотрудник ГИБДД должен в обязательном порядке привлечь двух понятых при направлении водителя на медицинское освидетельствование. Нужно отметить, что в Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены изменения, которые как бы позволили сотруднику ГИБДД не привлекать понятых, а применять видеозапись (вместо понятых). Однако в Регламент ГИБДД такие изменения не вносились (проверено 28.06.2017г.). Помимо этого изменения не вносились и в Правила освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средства. Помимо этого для судей также действует одно из разъяснения Верховного суда РФ, где также (по-прежнему) отмечено, что при направлении водителей на медицинское освидетельствование должны быть понятые.

3 к 1 в пользу того, что при направлении водителей на медицинское освидетельствование должно быть два понятых. Помимо этого (даже если было бы 1 к 1) все законодательные акты, а тем более их «внутренний приказ» обязателен к исполнению всеми сотрудниками ГИБДД. Это значить, что понятые всё-таки должны быть, а их отсутствие является нарушением законодательства.

В пункте 137 регламента ГИБДД также указано, что направление водителя на медицинское освидетельствование должно произведено сотрудником ГИБДД «непосредственно после выявления соответствующих оснований». Это очень важный момент. Используемый в Регламенте термин «непосредственно» даёт нам понять, что водителя не должны «квасить» или «обрабатывать» после того, как он четко сказал сотруднику ГИБДД, что не будет дышать в трубочку, а просит отвезти его к врачу. Исходя пункта 137 Регламента, услышав отказ водителя пройти освидетельствование помощью алкотестера, сотрудник ГИБДД должен сразу же (после того как будет составлен соответствующий протокол) везти водителя к врачу.

Пункт 137.1 снова даёт нам понять, что понятые при направлении водителя на медицинское освидетельствование всё же должны быть. Там написано, что факт того, что водитель не согласен дышать в алкотестер должен быть зафиксирован в присутствии понятых.

Из содержания данного пункта также становиться понятно, что факт отказа водитель от алкотестера понятые должны наблюдать непосредственно, а не слышать об этом со слов сотрудника ГИБДД.

Пункт 137.3 Регламента снова рассказывает нам о понятых и том, что факт их участия в процессуальных действиях должен заверяться ими лично путем подписания протокола о направлении на медицинское освидетельствование. Водителю должны предоставить возможность ознакомиться с данным протоколом и вручить его копию. Отказ водителя от подписания протокола (например, в связи с несогласием с действиями сотрудника ГИБДД) не снимает с сотрудника ГИБДД обязанности вручить его копию автолюбителя.

Между тем такие случаи всё же встречаются (невручение копии протокола по причине отказа от его подписания). Чтобы доказать допущенное инспектором нарушение (невручение копии несмотря на то что водителя не оказывался от её получения) автолюбитель может использовать свидетельские показания, видеозапись и другие доказательства.

В пункте 137.4 указано что водитель, который направлен на медицинское освидетельствование «препровождается» к врачу. Из содержания данного пункта становиться понятным, что сначала сотрудник ГИБДД должен составить протокол о направлении на медицинское освидетельствование, направить водителя на медицинское освидетельствование, а уже потом его куда-то везти на патрульном автомобиле. Иные действия (не составление протокола, не разъяснение водителя, куда его везут, составление протокола о направлении на медицинское освидетельствование уже у врача-нарколога) – это грубейшее нарушение Регламента ГИБДД который сотрудник ГИБДД должен соблюдать как отче наш.

По-житейски увоз водителя без составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование, по сути, является его похищением. Представьте себе обычного человека, который запихнет другого человека в свой автомобиль и принудительно повезёт его в неизвестном (или даже известном направлении). Как будут называться такие действия?

Остальные пункты Регламента ГИБДД, касающиеся направления водителей на медицинское освидетельствование вы можете прочитать самостоятельно. Не слушайте сотрудника ГИБДД, который может сказать вам, что это «внутренний приказ». Спокойно изучайте Регламент и используйте его положения при защите своих прав. Ведь в пункте 1 данного документа указано, что Регламент ГИБДД «определяет порядок действий сотрудников» ГИБДД, а значить нарушение его положений может привести к прекращению производства по делу, признания действий инспектора незаконными.

Статья от Коллегии автоюристов Самара