Инструментальный контроль автомобиля

Содержание

Инструментальный контроль технического состояния автотранспортных средств

Порядок проведения государственного технического осмотра с применением средств диагностирования определен Постановлением Правительства России от 31.07.98 г. № 880.

В этом Постановлении нет речи о том, что и как проверять, но при этом вводится ряд организационных новшеств принципиального характера. Например, очевидно, что в рамках органов МВД и ГИБДД в скором времени создать сеть соответствующих станций или пунктов нереально. Однако Постановление определяет путь, при котором при определенных условиях к этой работе могут быть привлечены любые структуры в помощь органам МВД и под их контролем.

Другими основополагающими документами являются Государственные стандарты.

Требования, предъявляемые к техническому состоянию ТС при прохождении ГОСТЕХОСМОТРА по условиям безопасности движения, изложены в ГОСТ 25478—91 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки». Он появился с целью приведения нормативной базы к зарубежным требованиям, после того, как наша страна присоединилась к ряду международных соглашений в области производства и эксплуатации автотранспорта.

Но кроме требований по безопасности дорожного движения, существуют и другие требования, связанные с экологической безопасностью. ГОСТ нормирует содержание окиси углерода СО и углеводородов СН в отработавших газах двигателей (см. раздел 4.5). ГОСТ устанавливает нормы по дымности дизельного двигателя. Дымность дизеля без наддува не должна превышать 40 %, с наддувом — 50 %. Приборы своевременно должны пройти поверку метрологическими службами. Разнотипные приборы в одинаковых условиях должны давать одинаковые показания. Увы, на практике показания приборов, чаще всего, отличаются.

Если есть какие-то значительные превышения норм, то их «отловит» любой прибор, какие бы ни были погрешности. Поэтому, если прибор покажет двух- или трехкратное превышение, значит, оно точно имеется и надо что-то делать с вашим двигателем.

Сама процедура прохождения автомобилем линии инструментального контроля на всех пунктах государственного технического осмотра (ПГТО) идентична и занимает в среднем 15 мин при условии соблюдения всех формальностей. Различие только в подходе к оформлению исходящих документов.

На линии ПГТО, устанавливают автомобиль на смотровую площадку (пост № 1), где первоначально проводится визуальный осмотр, заносятся замечания (если они есть) в карту.

Эксперт проводит инструментальную проверку автомобиля в соответствии со следующими основными нормативными документами:

  • • «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации»;
  • • «Правила дорожного движения Российской Федерации»;
  • • «Правила проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации».

На посту № 1 проводится визуальный осмотр вашего автомобиля и контролируются содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя, коэффициент светопропускания стекол, работа внешних световых приборов.

Данные измерений СО и СН автоматически сбрасываются в базу данных и заносятся в диагностическую карту автомобиля.

Затем контролер садится за руль автомобиля и устанавливает его на тормозной стенд (пост № 2), где проверяется эффективность рабочей и стояночной тормозных систем ТС в соответствии с ГОСТами.

Ниже приводятся параметры, измеряемые в зоне инструментального контроля автомобилей.

МП а Пост № 5 №3 Пост №4

Пост № 1

Рис. 6.4. Схема поточной линии: пост № 1 — обслуживание систем питания и электрооборудования, связанное с пуском двигателя; пост № 2 — обслуживание агрегатов и сборочных единиц (узлов), которое связано с вывешиванием колес автомобиля (тормозной системы, переднего и заднего мостов, карданного вала, рулевого управления); пост М3— обслуживание агрегатов и сборочных единиц (узлов), не требующее вывешивания колес автомобиля, а также выполнение операции по техническому обслуживанию систем питания и электрооборудования, не связанных с пуском двигателя; пост М 4 — выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ; пост М 5 — выполнение контрольных и регулировочных операций после технического обслуживания

ПАРАМЕТРЫ, ИЗМЕРЯЕМЫЕ В ЗОНЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Глава 6. Организация технического обслуживания… 105

Контрольные вопросы

  • 1. В чем состоит задача организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и как она решается в различных условиях?
  • 2. Какова сущность бригадно-участкового метода технического обслуживания и ремонта и как он реализуется в АРП?
  • 3. Назовите проблемы, решаемые при организации централизованной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей, и какие формы организации бригад и рабочих мест исполнителей целесообразны при этом?
  • 4. Какие виды рабочих постов Вы знаете? Назовите их отличительные особенности и области применения в различных условиях организации технологических процессов технического обслуживания и ремонта.
  • 5. Методы и формы организации ТО автомобилей в АТП.
  • 6. Что такое сертификация технического обслуживания автомобилей?
  • 7. Какие параметры проверяют при инструментальном контроле?

Еще раз об инструментальном контроле

В последнее время, на разных уровнях, интенсивно обсуждается вопрос организации пунктов инструментального контроля автомобилей. По этому поводу, зачастую, приходится выслушивать самые противоречивые мнения.

Идея создания объективного контроля технического состояния автомобилей сейчас уже не вызывает сомнений, т. к. существующая у нас процедура субъективного техосмотра, мягко говоря, является легкомысленной. Однако, организационная сторона вопроса создания пунктов инструментального контроля до сих пор является обсуждаемой проблемой. Например, сразу возникает вопрос: кто будет проводить инструментальный контроль? (Кто имеет право на проведение техосмотра, который может быть признан законным?) С одной стороны, понятно, что экспертиза должна быть независимой, т. е., по существу, должны быть Государственные пункты, поддержанные госбюджетом. Но, к сожалению, учитывая экономическое положение в стране, рассчитывать на государственное финансирование в необходимом для этих целей объеме не приходиться. Поэтому, с другой стороны, стоит вопрос: где найти источник финансирования, и в каком объеме можно планировать инструментальный контроль по независимой экспертизе технического состояния автомобилей. Вопрос в настоящее время очень актуален. Недаром есть постановление Правительства РФ от 31.07.98г. № 880, которое разрешает на договорной конкурсной основе привлекать к Государственному техосмотру автомобилей юридических лиц и частных предпринимателей. Вроде бы проблема финансирования решена. Но здесь опять дилемма: кто пойдет на конкурс, заведомо зная, что организация такой структуры в чистом виде не приносит ощутимой прибыли (оборудование дорогое, его окупаемость в лучшем случае — 1,5–2 года). Если даже коммерческая структура и будет участвовать в конкурсе, то у руководителей, от которых зависит внедрение инструментального контроля возникает вопрос: каким образом коммерческая организация, заинтересованная в ремонте автомобилей может проводить независимую экспертизу. Таким образом, подобные рассуждения могут довести хорошую идею до абсурда.

На Западе этот вопрос решен очень просто. Там сервисные центры располагают линиями инструментального контроля на собственных площадях и имеют право проводить привычный для нас техосмотр. Его результаты признаются транспортной полицией законными. И ничего страшного нет. Потому, что: во-первых, на том оборудовании, на котором производится контроль, выдается уже точная, беспристрастная (независимая) и объективная оценка технического состояния автомобилей; и, во-вторых, там понимают, что в дополнение к инструментальному контролю совершенно необходима ремонтная инфраструктура, призванная устранять обнаруженные неисправности. Как в том, так и в другом случаях должны быть специалисты одинаково подготовленные, т. е. они одинаково должны понимать причину неисправности и ее следствие. Устранение неисправности должно проводиться в соответствии с теми процедурами и алгоритмами, при помощи которых эта неисправность была определена. Кроме того, не совсем было бы правильно отсылать автолюбителя куда-то, чтобы устранить неисправность, тогда как можно это сделать рядом.

Таким образом, учитывая интересы всех сторон при организации пунктов инструментального контроля, также учитывая зарубежный опыт можно сделать следующий вывод:

  1. Пункт инструментального контроля должен быть оснащен только таким оборудованием, которое дает независимую от оператора объективную оценку технического состояния автомобиля.
  2. Пункт инструментального контроля подразумевает наличие ремонтной структуры, позволяющей адекватно устранять обнаруженные неисправности.

Теперь о технической стороне вопроса. При этом опыт Запада для нас очень важен, так как там инструментальный контроль — это давно введенная в практику система оценки технического состояния автомобилей. Это и методология, это и стендовое оборудование.

За рубежом принято проверять все, что хоть как-то может повлиять на безопасность движения — тормоза, подвеску, рулевое управление, свет фар и фонарей, а также все то, что может повлиять на экологическую «безопасность» автомобиля.

Полная линия инструментального контроля может быть составлена из следующих стендов и приборов:

  1. Тормозной стенд, позволяющий оценить эффективность тормозной системы и стояночного тормоза, получить распределение тормозных сил по осям автомобиля и др.
  2. Амортизационный стенд, позволяющий оценить состояние амортизаторов по демпфированию колебаний подвески автомобиля.
  3. Стенд «увода колеса в сторону», позволяющий оценить геометрию подвески, иначе — провести экспресс-диагностику схождения колес.
  4. Люфт-детектор — стенд, позволяющий оценить наличие зазоров в сочленениях элементов подвески.
  5. Стенд контроля показаний спидометра.
  6. Стенд (прибор) для контроля фар, позволяющий определить направление и интенсивность света фар, а также оценить состояние всех приборов световой сигнализации.
  7. Газоанализатор. Это обычно 4-х компонентный газоанализатор, позволяющий измерять выбросы CO и СН, концентрацию кислорода (О2) и углекислого газа (СО2). Два последних компонента помогают установить причину повышенных вредных выбросов, если таковые будут обнаружены.
  8. Дымомер. Используется для проверки дизелей.
    Все приборы и стенды линии соединены через интерфейс с центральным пультом управления, где производится управление стендами, обработка данных измерений, представление информации на экране дисплея и распечатка результатов диагностики. Дополнительно такая линия может быть укомплектована: прибором контроля качества тормозной жидкости, шумомером, датчиком давления воздуха в пневмоприводе тормозов.

Возвращаясь к ситуации в России, из перечисленных выше стендов и приборов нашим ГОСТом рекомендованы для пунктов инструментального контроля пока только четыре стенда: тормозной стенд, прибор проверки света фар, 4-х компонентный газоанализатор и дымомер. Однако это не значит, что есть ограничения для коммерческих структур в постановке линий инструментального контроля в полном объеме. Процедуры, которые необходимо пройти в соответствии с ГОСТом оплачиваются в соответствии с назначенным тарифом, а все остальное, по желанию клиента, проводится на коммерческой основе.

В заключение данной статьи можно порекомендовать в качестве системы экспертной оценки оборудование, производимое фирмой SUN ELECTRIC. Дело в том, что дистрибьютором этой фирмы в г. Москве выигран проводимый ГИБДД конкурс на право поставки линий инструментального контроля знаменитой марки SUN для комплектации пунктов инструментального контроля на территории Московской области. Оборудование имеет русифицированное программное обеспечение и сертифицировано для применения в России. Познакомиться с этим оборудованием в г. Новосибирске можно у дилера фирмы SUN — «Компании АДЭКС», т. 77-04-51.

Цапник Р. Н.,
директор фирмы «АДЭКС»

Средства инструментального контроля деталей и их взаимного расположения

Задачей инструментального контроля является определение изменение размеров и формы деталей (овальность, конусность, бочкообразность, неплоскостность, изгиб и т.д.), относительного взаимного положения деталей (не параллельность, перекос осей, несоосность, торцевое и радиальное биение, несимметричность). К средствам инструментального контроля относят:

— меры (линейки гибкие 150…5000 мм, линейки жёсткие 100…1000 мм, наборы щупов толщиной от 0,02…1,0 мм);

— штангенинструмент (штангенциркули, штангенглубиномеры, штангенрейсмасы с ценой деления 0,05…0,1 мм);

— микрометрический инструмент (гладкие микрометры, микрометрические глубиномеры, микрометры-нутромеры с пределами измерений от 0 до 600 мм);

— рычажно-механические приборы (индикаторы часового типа, рычажно-зубчатые приборы).

Виды производственной вентиляции. Способы очистки воздуха от пыли и газов.

Вентиляция делится:

  • по характеру побудителя — на естественную и искусственную (механическая);
  • по признаку места действия — на общеобменную (общую) и местную;
  • по функциональному признаку — на приточную и вытяжную.

Естественная вентиляция

При естественной вентиляции воздухообмен внутри помещений происходит вследствие:

  • разности температур наружного воздуха и внутри помещения;
  • диффузии газов;
  • действия ветра на здание.

Как известно, объем газа возрастает на 1/273 при повышении его температуры на 1°. Отсюда нагрев воздуха приводит к уменьшению его объемного веса.

Способы очистки газа (воздуха) от капельной жидкости (влаги) и (или) взвешенных частиц (механических примесей, пыли), условно можно разделить на три основные группы – это механическая очистка газа, электрическая очистка газа и физико-химическая очистка газа. Для улавливания влаги и взвешенных частиц, как правило, используют механическую и электрическую очистку, а для выделения газообразных примесей используют физико-химический способ.

Механический способ очистки газа основан на осаждении влаги и (или) взвешенных частиц под действием силы тяжести (гравитации), инерционной и (или) центробежной силы; фильтрации газа через пористые и (или) волокнистые фильтры (материалы); промывкой газа жидкостью (водой).

Гравитационный способ очистки газа (воздуха), основан на гравитационном осаждении влаги и (или) взвешенных частиц. Принцип действия: газовый (воздушный) поток попадает в расширяющуюся осаждающую камеру (емкость) гравитационного пылеуловителя, в которой замедляется скорость потока и под действием гравитации происходит осаждение капельной влаги и (или) взвешенных частиц. Конструкция: Конструктивно осаждающие камеры гравитационных пылеуловителей могут быть прямоточного типа, лабиринтного и полочного. Эффективность: гравитационный способ очистки газа позволяет улавливать крупные взвеси.

Инерционный способ очистки газа (воздуха), основан на инерционном осаждении влаги и (или) взвешенных частиц. Принцип действия: газовый (воздушный) поток направляется в инерционный пылеуловитель, в котором, за счет изменении направления движения газа (воздуха) с влагой и взвешенными частицами происходит очистка газа. Плотность взвеси в несколько раз больше плотности газа (воздуха) и она продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении и отделяется от газа (воздуха). Конструкция: Конструктивно инерционные пылеуловители представлены жалюзийными решетками, зигзагообразными отделителями. Эффективность: инерционный способ очистки газа позволяет улавливать крупные взвеси.

Центробежный способ очистки газа (воздуха), основан на инерционном осаждении влаги и (или) взвешенных частиц за счет создания в поле движения газового потока и взвеси центробежной силы. Центробежный способ очистки газа относится к инерционным способам очистки газа (воздуха). Принцип действия: газовый (воздушный) поток направляется в центробежный пылеуловитель в котором, за счет изменении направления движения газа (воздуха) с влагой и взвешенными частицами, как правило по спирали, происходит очистка газа. Плотность взвеси в несколько раз больше плотности газа (воздуха) и она продолжает двигаться по инерции в прежнем направлении и отделяется от газа (воздуха). За счет движения газа по спирали создается центробежная сила, которая во много раз превосходит силу тяжести. Конструкция: Конструктивно центробежные пылеуловители представлены циклонами. Эффективность: осаждается сравнительно мелкая пыль, с размером частиц 10 – 20 мкм.

Фильтрационный способ очистки газа (воздуха), основан на фильтрации газа (воздуха) с использованием бумажных, керамических, тканевых, полимерных и иных материалов. Принцип действия: газовый (воздушный) поток направляется в фильтр пылеуловитель, в котором влага и взвешенные частицы осаждаются на фильтрующем элементе. Конструкция: конструктивно фильтры пылеуловители представлены мешочными и рукавными фильтрами

Промывочный способ очистки газа (воздуха), осуществляется промывкой жидкостью (водой) потока газа (воздуха). Принцип действия: жидкость (вода) вводимая в поток газа (воздуха) движется с высокой скоростью, дробиться на мелкие капли мелкодисперсную взвесь) обвалакивает частицы взвеси (происходит слияние жидкостной фракции и взвеси) в результате укрупненные взвеси гарантированно улавливаются промывочным пылеуловителем. Конструкция: конструктивно промывочные пылеуловители представлены скрубберами, мокрыми пылеуловителями, скоростными пылеуловителями, в которых жидкость движется с большой скоростью и пенными пылеуловителями, в которых газ в виде мелких пузырьков проходит через слой жидкости (воды).

Электрический способ очистки газа (воздуха), основан на воздействии сил неоднородного электрического поля на газовый (воздушный) поток. Принцип действия: при пропускании газа (воздуха) через электрический фильтр происходит ионизация потока, заряженные частицы увлекаются к осадительному электроду и осаждаются на нем. Конструкция: электрические пылеуловители представлены электрическими фильтрами.

Физико-химический способ очистки газа (воздуха), предназначен для удаления газообразных примесей из газового (воздушного) потока и основан на: — промывке газов (воздуха) растворителями (абсорбция); — промывке газов растворами реагентов, связывающих примеси химически (химическая абсорбция); — поглощении примеси твердыми активными веществами (адсорбция); — физическом разделении (низкотемпературная сепарация (НТС), низкотемпературная конденсация (НТК). Принцип действия: Абсорбция (химическая абсорбция) газообразных примесей растворителями производится путем промывки газа (воздуха) в орошаемых аппаратах типа скрубберов либо в барботерах. В барбатерах газ проходит сквозь жидкий растворитель, хорошо растворяющий газообразные примеси и плохо – остальные компоненты газа. В том случае, если необходимо использовать уловленные продукты, их извлекают из насыщенного ими растворителя путем десорбции. При химической абсорбции газовые примеси химически связываются растворами реактивов. Затем растворы регенерируют, в результате выделяют связанные примеси, а свойства растворов восстанавливают. Адсорбция газообразных примесей производиться с помощью различных пористых активных веществ: — активного угля, силикагеля, бокситов, циолитов. Вредные примеси адсорбируются на поверхности поглотителя, а после его насыщения отгоняются продувкой горячим воздухом, газом или перегретым паром.

Методы и средства контроля

Под контролем или техническим контролем понимается проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Каждое техническое состояние характеризуется совокупностью значений параметров, описывающих состояние АТ, и качественных признаков, для которых не применяют количественные оценки. Номенклатура этих параметров и признаков, а также пределы допустимых их изменений устанавливают в НТД на каждый конкретный объект.

Таким образом, контроль технического состояния представляет собой контроль ЛА, всех его систем для получения информации о фактическом значении параметров, характеризующих техническое состояние ЛА, сопоставление ее с заранее установленными требованиями в ТУ, эксплуатационной и ремонтной документации и определение вида технического состояния.

Переход АТ из одного состояния в другое может осуществляться скачкообразно вследствие повреждения или отказа или постепенно вследствие износа, старения, т. е. постепенного или параметрического отказа.

Внезапный отказ, обусловленный повреждением или усталостным разрушением элемента, обычно легко выявляется при визуальном контроле. Значительно сложнее бывает выявить параметрический отказ. В этом случае, если отсутствуют индикаторы отказа, приходится осуществлять проверку работоспособности системы, в процессе которой выявляется предотказовое состояние или сам отказ, если таковой имеет место. Правильно и своевременно организованный контроль исключает функциональные отказы систем в полете.

Каждый из указанных выше видов отказа требует своих методов и средств контроля. Ввиду этого составными элементами контроля могут быть: измерение контролируемых параметров объекта и сравнение их значений с допустимыми; исследование физического состояния и последствий износа, старения, коррозии усталостных процессов; анализ полученной информации для распознавания вида технического состояния и последствий износа, старения, коррозии, усталостных процессов; анализ полученной информации с целью распознавания вида технического состояния, определения места появления неисправности или отказа с требуемой детализацией и, конечно же, оценка степени утраты работоспособности при этом. Для этой цели при эксплуатации АТ используют бортовые и наземные средства контроля (рис. 2).

Рис 2. Средства контроля состояния АТ

Совокупность средств контроля, исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля по установленным в документации правилам, и действующей нормативно-технической документации (ДСТУ, инструкций, положений, технологических указаний и т. д.) называют системой контроля.

Изменение технического состояния ЛА в процессе эксплуатации обусловлено воздействием различных эксплуатационных факторов, которые в свою очередь обусловливают протекание физико-химических процессов в элементах конструкции ЛА и его функциональных системах. Обилие разновидностей этих процессов, скорости их протекания и степени утери работоспособности объектом вынуждает на практике применять почти все известные науке методы и средства контроля ТС ЛА.

Различают физические и параметрические методы контроля ТС АТ. Так, физические методы основаны на исследовании физического состояния. Параметрические методы базируются на контроле основных выходных и входных параметров, а также внутренних параметров, характеризующих правильное или неправильное функционирование объекта.

Среди методов неразрушающего контроля известны визуальный, магнитный, электрический, вихретоковый, радиоволновой, тепловой, оптический, радиационный, акустический, проникающими веществами, например капиллярный и течеискания. Чаще других методов при ТО используют акустические, магнитные, оптические, радиационные, вихретоковые, проникающими веществами.

Визуальный метод является наиболее простым и доступным. Он позволяет выявить неисправности, которые могут быть обнаружены невооруженным глазом (трещины, дефекты элементов конструкций, нарушение контровки или ослабления крепления агрегатов, узлов, деталей, течь топлива или специальных жидкостей и т. д.). При этом виде осмотра успешно применяют увеличительное стекло, микроскоп или перископический дефектоскоп. Визуальному контролю могут подвергаться лишь детали, узлы и агрегаты функциональных систем, исправность которых, состояние монтажа, работоспособность и правильность функционирования могут быть определены без применения каких-либо инструментальных средств.

Применяется также контроль по органолептическим признакам. Органолептические средства, как правило, эффективны только при внешнем появлении неисправности от отказа. В процессе технического обслуживания, а в ряде случаев и при подготовке к полету, работоспособность некоторых агрегатов, систем и механизмов проявляется в действии, т. е. при включении их в работу. В процессе выполнения крупных форм ТО такая проверка функциональных систем предусмотрена регламентом ТО. Однако с усложнением функциональных систем и оборудования все большее внимание уделяется объективным методам контроля с применением специального оборудования, а также по луавтоматических и автоматических средств. Номенклатура методов и средств контроля предусматривается эксплуатационной документацией. Более сложными и трудоемкими являются методы инструментального контроля технического состояния АТ.

Инструментальные методы базируются на применении при контроле различных приспособлений, стендов, устройств, контрольно-измерительной аппаратуры. При этом наряду с широко известными в технике инструментами и приборами (манометры, динамометры, тензометры) широко применяют и более сложные приборы и аппаратуру, основанную на использовании физических методов и дающую возможность обнаружить скрытые от невооруженного глаза дефекты.

Метод магнитной дефектоскопии основан на свойстве магнитных силовых линий деформироваться при прохождении в местах изменения магнитной проницаемости материала. В монолитных участках металла, обладающих постоянной магнитной проницаемостью, магнитные силовые линии проходят без деформации. В тех местах, где имеются дефекты, например трещины, инородные включения, непровары, магнитная проницаемость понижена. Это вызывает деформацию магнитных силовых линий. При этом часть из них даже выходит за пределы детали, образуя над областью дефекта неоднородное поле. Этой неоднородностью поля и фиксируется дефект. Магнитное поле рассеивания обнаруживается с помощью ферромагнитного порошка в виде суспензии. Данный метод применим для контроля деталей, изготовленных только из ферромагнитных материалов. Метод позволяет обнаруживать поверхностные дефекты, трещины шириной более 0,001 мм, а также поверхностные дефекты на глубине до 1 мм. Для выявления дефектов намагниченную деталь покрывают магнитной суспензией. Цвет магнитного порошка должен обеспечить достаточный контраст с поверхностью проверяемой детали. Широкое применение нашли магнитные суспензии, представляющие смесь трансформаторного масла и керосина в соотношении 1 : 1 или чистого керосина с магнитным порошком следующей концентрации: 20…30 г/л для тем ного и 10…20 г/л для светлого магнитного порошка. Осмотр деталей следует выполнять при достаточно контрастном освещении, при необходимости применяют подсвет переносной лампой. Вероятные места дефектов осматривают с помощью лупы 10-кратного увеличения. Дефект выявляется по резко выделяющейся области осевшего магнитного порошка. По завершении контроля деталь подлежит размагничиванию, что исключает вредное влияние намагниченности на бортовые приборы ЛА.

Метод проникающих красок основан на свойстве некоторых красителей хорошо смачивать металлы и проникать в мельчайшие трещины, раковины и другие поверхностные дефекты. Метод применим для контроля деталей, изготовленных из любых материалов. Он позволяет выявить поверхностные трещины непосредственно на ЛА. Перед контролем методом красок деталь обезжиривается бензином Б-70, ацетоном или каким-либо другим легколетучим растворителем. Не рекомендуется применять керосин, поскольку он легко заполняет полости дефектов и не пропускает в них основную проникающую жидкость.

После обезжиривания на контролируемый участок наносят жесткой кисточкой цветную проникающую жидкость. Избыток ее удаляют тампоном, смоченным масляно-керосиновой смесью. Затем деталь протирают чистой сухой ветошью и сразу же наносят мягкой кисточкой или пульверизатором тонкий слой белой проявляющей краски. Через 4…6 мин из трещины на белую краску проникает краситель, указывающий на наличие трещины. Для обнаружения трещин приме няют также дефектоскопические аэрозоли, представляющие собой распыленные мельчайшие частицы твердого или жидкого вещества в газе. Баллоны с аэрозолями используют комплексно из трех составов: очищенного, индикаторного и проявляющего лаков.

Метод вихревых токов применяется для выявления в механических деталях трещин, раковин и других дефектов. Процесс контроля осуществляется следующим образом. На контролируемую деталь накладывают соответствующий датчик, имеющий электромагнитную катушку, питаемую током высокой частоты. При(пропускании тока под катушкой в определенном объеме металла возбуждаются вихревые токи. Поскольку между индуктивным и активным сопротивлением обмотки катушки, а также между возбуждающимися токами существует определенная зависимость, она и фиксируется приборами. Для токовихревого контроля обычно применяют дефектоскопы со специальными искательными головками.

Ультразвуковой метод основан на свойстве ультразвуковых колебаний распространяться в виде направленных пучков или лучей и почти полностью отражаться от границы раздела двух сред, резко отличающихся значением акустического сопротивления. С этой целью применяют специальные дефектоскопы. Дефектоскоп настраивают по эталонной детали с известным дефектом. Для создания акустического контакта наносят масло на контактную площадь искательной головки.

Импедансный акустический метод применяется для контроля клеевых, паяных и термодиффузионных соединений. Он основан на принципе определения силы реакции клеевого соединения элементов конструкции на контактирующий с ним колеблющийся стержень. Если совершающий продольные колебания стержень соприкасается с участком изделия, где нет дефекта, то вся конструкция колеблется как единое целое и механическое сопротивление с(или механический импеданс), оказываемое изделием стержню, определяется жесткостью всей конструкции. Возникающая сила реакции может иметь большое значение. Если стержень окажется над участком обшивки, имеющим дефекты, то в силу ослабления жесткости конструкции в данном месте сила реакции уменьшается, что и фиксируется индикатором.

Рентгеновский метод позволяет выявлять поверхностные трещины, ориентированные вдоль направления луча, раковины, рыхлости, неметаллические и шлаковые включения и другие дефекты. В этом методе для индикации внутренних дефектов в материалах и изделиях, их местонахождения, форм и размеров используется рентгеновское излучение, которым просвечивается объект. Рентгеновская аппаратура дает возможность выявить дефекты тремя способами: фотографическим, визуальным и ионизационным. При контроле объект просвечивается узким пучком излучения, который последовательно перемещается по контролируемому участку. При применении этого типа аппаратуры необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Они включают всебя защиту от тока высокого напряжения, ионизирующего излучения и т. д.

Метод гамма-дефектоскопии основан на эффекте ослабления излучения, проходящего через бездефектные участки просвечиваемого объекта и участки, где имеются какие-либо дефекты: трещины, раковины, поры, включения, и при наличии указанных дефектов изображение имеет теневые участки, характерные для соответствующего дефекта. В случае использования радиографического метода изображение может быть зафиксировано на радиографической пленке, чувствительной к ионизирующему излучению или к излучению усиливающих экранов, находящихся с ней в контакте. В гамма-дефектоско пии в качестве средств испытания используют излучение радиоактивных изотопов. Источник излучения выбирается в зависимости от материала объекта контроля и его толщины. Так, для стали при толщине I 15 мм это может быть тулий-170, а при толщине 40. ..80 мм — цезий-137, для алюминиевых сплавов — тулий-170 и иридий-192 и т. д. Работа гамма-дефектоскопа основана на выпуске рабочего пучка излучения на время просвечивания и последующего его перекрытия на нерабочее время. В целях безопасности в дефектоскопе применяют закрытый источник излучения, где помещен применяемый радиоактивный изотоп. Радиационная головка заключена в герметическую металлическую оболочку, исключающую непосредственный контакт радиоактивного вещества с внешней средой и вредное действие на окружающих людей.

Наряду с наземными методами и средствами на современных ЛА применяют бортовые средства контроля технического состояния и работоспособности функциональных систем, которые постоянно совершенствуются. В них широко используются магнитные самописцы для регистрации параметров полета и работы систем (МСРП). Он предназначен для сбора и регистрации в полете измерительной информации, которая фиксируется на магнитных лентах бортовых накопителей. Эта система позволяет не только собирать необходимую информацию о полете и работе экипажа, но и сигнализирует экипажу о повреждениях и отказах, возникающих в полете и угрожающих безопасности полета. Эксплуатация переносных, передвижных и стационарных средств неразрушающего контроля, предназначенных для контроля технического состояния элементов конструкции планера, двигателей, а также лабораторного оборудования, применяемого для анализа рабочих тел, масел, спецжидкостей для обнаружения в них продуктов изнашивания, возлагается на структурные подразделения АТБ и специалистов по профилю или на специалистов, назначаемых начальником АТБ. При контроле состояния применяются только средства, прошедшие метрологическую проверку и аттеста- цию, на которые в установленном порядке оформлена соответствующая документация: формуляры, паспорта и т. д. Ответственность за применение неисправных или просроченных проверкой средств несут должностные лица метрологической службы, начальники цехов, участков, лабораторий, отделов и лица, непосредственно использующие эти средства.

Визуально-измерительный контроль

Визуально-измерительный контроль – самая практичная разновидность методов НК. Хотя бы потому, что он не требует специального оборудования, предполагает лишь использование простых и недорогих инструментов. При этом он в подавляющем большинстве случаев оказывается достаточно информативным и позволяет выявить самые разнообразные дефекты.

Несмотря на всю простоту метода, реализовать его должен квалифицированный специалист, имеющий соответствующий диплом. Все результаты контроля заносятся в соответствующий акт

Плюсы, минусы и порядок проведения ВИК

К несомненным преимуществам визуально-измерительного контроля относятся:

  • Доступность
  • Информативность. Если требуется собрать данные о качестве объекта, то на ВИК приходится около 50 процентов от всего объема полученной информации
  • Отсутствие необходимости в приобретении специального оборудования
  • Простота проведения повторной проверки и подтверждения результатов

Ключевой недостаток метода – это человеческий фактор. Статистика показывает, что он оказывает влияние на все получаемые результаты. Кроме того, к минусам отнесем возможность проверить только видимую часть объекта и выявить исключительно крупные дефекты. Чтобы обнаружить мелкую трещину, неразличимую глазом, требуется специальное оборудование.

Визуально-измерительный контроль осуществляется в несколько основных этапов:

  • Внешний осмотр сварного шва, выявление дефектов и коррозийных процессов
  • Измерение ширины, катета, толщины шва, для чего достаточно использования простых инструментов
  • Инструментальный контроль, представляющий собой более глубинные исследования

На последнем этапе осуществляется проверка результатов, полученных при внешнем осмотре, выполняются такие операции, как:

  • Выявление усталости металла, а также определение степени износа шва с применением вихретокового метода
  • Дефектоскопия, позволяющая обнаружить поверхностные и сквозные дефекты
  • Проверка посредством ультразвука. Она дает возможность выявить низкое качество соединения в нижних слоях шва, недоступных при внешнем осмотре

Дефекты, выявляемые при визуальном и инструментальном контроле

Непосредственно во время внешнего осмотра сварного шва могут быть выявлены следующие деформации:

  • Наплывы, прожоги и подрезы
  • Чешуйчатость сверх нормы
  • Не заваренные кратеры
  • Несоответствие высоты и ширины

Для обнаружения других дефектов, таких как непровары и забоины, расслоения и осевые смещения, надломы и поры, открытые раковины и трещины, повреждения, вызванные коррозией, необходимо производить оптический контроль. С этой целью используются соответствующие инструменты и приборы – лупа, микроскоп и прочие.

Кроме того, после выявления повреждений или дефектов необходимо проводить измерения:

  • Участков с низким качеством зачистки металла
  • Крупных дефектов, видимых невооруженным глазом
  • Трещин, располагающихся на поверхности сварного шва

Оптический контроль: виды и их описание

Как уже упоминалось выше, оптический метод контроля – это часть ВИК, которая подразумевает использование специальных приборов для выявления глубинных дефектов. Он делится на три вида:

  • Визуально-оптический, для которого применяются лупа и микроскоп
  • Дифракционные, интерференционные, голографические, стробоскопические, нефелометрические, поляризационные методы. Они предполагают проверку тех изделий, которые полностью или частично пропускают световое излучение
  • Телевизионные, спектральные, фотометрические, денситометрические методы НК. Они подразумевают использование соответствующего оборудования и значительно меньше зависят от человеческого фактора

Проведение аттестации и обучение специалистов по неразрушающему контролю

Оборудование и инструменты для визуально-измерительного контроля

Все оборудование, которое применяется при визуально-измерительном контроле качества, можно разделить на две большие группы. Первая – это инструменты, с помощью которых и осуществляются измерения дефектов, различных параметров сварных швов. К ним относятся:

  • Микрометры
  • Измерительные металлические рулетки
  • Штангенциркули
  • Линейки измерительные
  • Шаблоны, имеющие специальную форму и предназначенные для проверки сварных швов, которые должны выполняться по одному стандарту

Вторая группа – это оборудование для оптического контроля. Оно включает в себя уже упомянутые в статье микроскопы и лупы (обычные, измерительные и шаблонные), а также:

  • Перископы
  • Зеркала
  • Волоконные световоды
  • Телевизионные камеры

Данная группа инструментов применяется только в том случае, если при визуальном осмотре были обнаружены какие-либо дефекты, которые нужно исследовать максимально подробно.

Чтобы выявить соответствие толщины стенок изделия требуемым параметрам, используется оборудование, предназначенное для физического контроля. Это толщиномеры и ультразвуковые дефектоскопы.

Существует целый ряд способов исследования сварного шва в труднодоступных местах. К примеру, для измерения углублений между валиками, а также определения чешуйчатости разрешается снимать слепки из воска, пластилина, иных материалов.

Все измерительные инструменты и оборудование в обязательном порядке проверяются метрологическими службами. Такая проверка необходима для того, чтобы убедиться в точности проводимых исследований, рассчитать погрешность при измерениях. Если она не соответствует установленным стандартам, инструмент следует заменить

Визуально-измерительный метод неразрушающего контроля позволяет не только оценить качество сварного шва, но и выявить грубые нарушения производственного процесса, спрогнозировать места разрушения детали, ориентируясь на имеющиеся дефекты, а также сделать выводы о безопасности и соответствии стандартам применяемых технологий изготовления либо ремонта конструкций.

Линии инструментального контроля

Для оптимизации процесса диагностирования транспортных средств и сокращения затрат времени в ряде случаев целесообразно организовывать его поточным методом — на линиях инструментального контроля. Это касается прежде всего проведения государственного технического осмотра. Более того, в настоящее время такой осмотр проводится только поточным методом — на нескольких расположенных в технологической последовательности постах, совокупность которых образует поточную линию, поскольку данный метод является более перспективным, позволяющим реализовать все принципы рациональной организации производства.

Рассмотрим особенности линий инструментального контроля, предназначенных для проведения государственного технического осмотра.

Наиболее распространенными являются линии с тремя постами. Примерный перечень работ по постам приводится ниже:

  • Пост № 1. Проверяются документы на право владения и управления транспортным средством. Производится общий осмотр транспортного средства, проверяется состояние кузова, окраска машины, наличие повреждений на стеклах, крепление номерного знака, наличие зеркал заднего вида, исправность замков дверей, действие стеклоочистителей, стеклоподъемников и устройств для обмыва и обдува ветрового стекла, осматриваются шины. Проверяется укомплектованность автомобиля огнетушителем, знаком аварийной остановки и медицинской аптечкой. Проверяются приборы системы освещения и сигнализации (указатели поворотов, сигналы торможения, габаритные огни), звуковой сигнал, щиток приборов, а также содержание токсичных веществ в отработавших газах двигателя.
  • Пост № 2. Проводится проверка эффективности действия тормозных систем автомобиля по тормозным усилиям, развиваемым на колесах (общая удельная тормозная сила рабочей и стояночной тормозных систем; неравномерность тормозных сил колес оси).
  • Пост № 3. Проверяется суммарный люфт рулевого управления, крепление и шплинтовка гаек шаровых пальцев тяг поворотных цапф, состояние наружных элементов тормозной системы, герметичность тормозного привода, осматривается карданная передача, трансмиссия, подвеска. Проверяется светопропускание стекол, правильность установки и сила света фар, работоспособность светотехнических и сигнальных приборов.

Для проведения государственного технического осмотра необходим определенный перечень обязательных средств диагностирования. В случае проведения дополнительных работ применяются дополнительные средства диагностирования.

Государственный технический осмотр может проводиться как на стационарных, так и на мобильных линиях и постах.

Стационарная станция технического контроля СТС-3Л-СП-11 (ГАРО) с тремя линиями для легковых автомобилей, микроавтобусов и мини-грузовиков с нагрузкой на ось до 3 т приведена на рисунке.

Рис. Стационарная станция технического контроля с тремя линиями: 1 — осмотровая канава; 2 — тестер люфтов; 3 — стойки управления; 4 — электронный люфтомер; 5 — принтер; 6 — приборные стойки; 7 — силовой шкаф; 8 — стенд для проверки тормозных систем; 9 — прибор для проверки фар; 10 — решетка для очистки протектора автомобиля; 11 — газоанализатор; 12 — дымомер; 13 — измеритель светопропускания стекол

Все оборудование каждой линии управляется единой компьютерной программой. Блок роликов тормозного стенда устанавливается вровень с полом. Линия оснащена персональным компьютером, лазерным принтером, пультом дистанционного управления, полностью укомплектована обязательными средствами технического диагностирования. Программный комплекс линии обеспечивает многопостовую технологию проверок с одновременной автоматической передачей данных с диагностических приборов в центральный компьютер, который обрабатывает и сохраняет результаты контроля в своей памяти. Результаты контроля выводятся на принтер в виде диагностической карты и протокола обнаруженных дефектов.

Перед блоком опорных роликов стенда для проверки тормозных систем расположены прибор для проверки фар, дымомер и газоанализатор. После опорных устройств находится осмотровая канава с тестером люфтов, слева от которой установлены стойка управления тормозным стендом, силовой шкаф и люфтомер рулевого управления. Приборная стойка предназначена для размещения на ней переносного оборудования.

Осмотровая канава предназначена для осмотра деталей рулевого управления, подвески, герметичности гидравлического тормозного привода и системы выпуска отработавших газов.

Кроме стационарных станций технического контроля производятся передвижные станции, которые могут комплектоваться различным оборудованием и предназначаются для автотранспортных средств любых типов. Примером такой станции является мобильная универсальная станция ЛТК-10УП-СП-17 для контроля легковых и грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов с нагрузкой на ось до 10 т. Она предназначена для проведения государственного технического осмотра, а также выполнения ремонтных и регулировочных работ. Все оборудование управляется единой компьютерной программой. Станция размещена в специальном усиленном контейнере, перевозится до места установки контейнеровозом или бортовым автомобилем и устанавливается автокраном. Высота проверяемых автомобилей и автобусов не ограничивается. Масса станции составляет 7000 кг. Она может быть оперативно развернута на открытой площадке под навесом или в неотапливаемом ангаре, что позволяет избежать капитальных затрат на установочные работы и обеспечить мобильность проведения государственного технического осмотра.

Развертывание станции производится в такой последовательности:

  1. подключение к внешнему источнику питания (380 В, 50 Гц)
  2. подъем створок крыши и опускание подъемных стенок
  3. развертывание эстакад и их соединение между собой
  4. выравнивание линии проезда с помощью реперов и регулируемых опор

Для подъема и опускания крыши и стенок контейнера используется гидропривод. Для развертывания эстакад станция комплектуется электромеханическим приводом-лебедкой. В транспортном положении эстакады сложены и закреплены на подъемных стенках. Все эти операции выполняются двумя работниками за 15 мин. Для обеспечения сохранности оборудования станции во время отсутствия персонала подъемные стенки и створки крыши с помощью гидропривода приводятся в сомкнутое состояние, а отсоединенная эстакада остается в рабочем положении (т.е. нет необходимости в обратной полной ее сборке).

Рис. Мобильная универсальная станция технического контроля ЛТК-10УП-СП-17: а — вид сбоку; б — вид сверху; 1 — крыша контейнера в открытом положении; 2 — контейнер; 3 — приборная стойка; 4 — дверь контейнера в открытом положении; 5 — эстакада; 6 — регулируемые опоры; 7 — прибор для проверки фар; 8 — стенд для проверки тормозных систем; 9 — монитор; 10 — масляный электроотопитель; 11 — кондиционер; 12 — силовой шкаф; 13 — стол оператора; 14 — газоанализатор; 15 — дымомер; 16 — измеритель светопропускания стекол; 17 — электронный люфтомер; 18 — тестер увода

В комплектацию станции входят стенд для проверки тормозных систем и тестер увода, которые управляются единой компьютерной программой. Помещение для аппаратуры и персонала имеет электрообогрев и кондиционер. Станция укомплектована обязательными средствами технического диагностирования, персональным компьютером, пультом дистанционного управления. Программный комплекс станции обеспечивает технологию проверок с одновременной автоматической передачей данных с диагностических приборов в центральный компьютер, который обрабатывает и сохраняет результаты контроля в своей памяти. Результаты контроля выводятся на принтер в виде диагностической карты и протокола обнаруженных дефектов.

Государственный технический осмотр транспортных средств

У этого термина существуют и другие значения, см. ГТО (значения).

Технический осмотр транспортных средств (техосмотр, ТО) — проверка технического состояния транспортных средств (ТС), в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за её пределами.

Порядок и сроки прохождения техосмотра регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По информации Движения автомобилистов России, в 2006 году более 63 % владельцев автомобилей России получили талон технического осмотра неформальным путём (с помощью взяток и т. п.).

В 2011 году была изменена процедура техосмотра. Постановлением Председателем правительства РФ В. В. Путиным c 4 июня на 12 месяцев сдвинуты сроки обязательного прохождения техосмотра для некоммерческих легковых автомобилей, функции организации и проведения техосмотра возложены на страховые компании и Российский союз автостраховщиков ,.

Порядок проведения техосмотра

Обязанность проходить технический осмотр возложена на владельцев транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания объёмом более 50 куб.см. или электродвигателем мощностью более 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которых превышает 50 км/ч. В ходе инструментального контроля с помощью специального оборудования проверяется соответствие состояния и комплектации автомобиля основным положениям по допуску транспортных средств. Среди прочего контролируется:

  • Соответствие содержания CO/CH в выхлопе нормам токсичности;
  • Люфт рулевого механизма, который не должен превышать установленных для данного типа транспортного средства допусков;
  • Регулировка ближнего света фар, а также сила света фар ближнего и дальнего света и противотуманных фар;
  • Работоспособность световых приборов;
  • Работоспособность стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • Соответствие светопропускания стекол установленным нормам;
  • Наличие и комплектность аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки по ГОСТ Р41.27-2001;.
  • Эффективность рабочей тормозной системы и распределение тормозных усилий на одной оси;
  • Работоспособность стояночного тормоза;
  • Состояние номерного знака;
  • и другие параметры.

По результатам проверки выдаётся диагностическая карта, где отмечены параметры, по которым проводилась проверка и соответствие либо несоответствие их нормам.

В случае, если какие-либо параметры не соответствуют нормам, водитель может в течение 20 суток устранить неисправности и снова явиться на пункт инструментального контроля для оценки этих параметров, при этом повторная оплата за диагностику ТС не взимается. С 27 ноября 2010 года медицинская справка установленного образца для прохождения технического осмотра не нужна.

Если у машины поменялся владелец, а дата, когда заканчивается действие диагностической карты, не наступила, проводить дополнительную диагностику авто законодательство не требует.

С 1 января 2012 года в связи с вступлением в силу закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен порядок прохождения государственного технического осмотра — с этой даты талон технического осмотра формально нужен для получения полиса ОСАГО, а без полиса, в свою очередь, запрещена эксплуатация ТС. Также с 1 января 2012 года для некоторых категорий водителей была отменена административная ответственность за эксплуатацию ТС без проведения технического осмотра.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 28. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1) в статье 12.1: а) наименование дополнить словами «или технического осмотра»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»;
в) пункт 2 примечаний признать утратившим силу;
2) в абзаце первом части 2 статьи 12.3 слова «талона о прохождении государственного технического осмотра, » исключить.

В декабре 2012 года Правительство РФ исключило талон ТО из перечня документов, подтверждающих прохождение технического осмотра. С этого момента прохождение ТО подтверждается полисом ОСАГО и диагностической картой, талоны ТО, выданные до 30 июля 2012 года для новых автомобилей, будут использоваться наряду с диагностическими картами до августа 2015 года.

* В январе 2019 года В Госдуму внесен законопроект об отмене техосмотра личных авто.

Периодичность прохождения техосмотра

Свидетельство о прохождении техосмотра (Киргизия, 2009). Лицевая сторонаСвидетельство о прохождении техосмотра (Украина, 2010). Лицевая сторонаСвидетельство о прохождении техосмотра (Украина, 2010). Обратная сторонаСвидетельство о прохождении техосмотра (Россия, 2010). Лицевая сторона. Теперь отсутствует выделенный большим шрифтом год

Транспортные средства подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — каждые 6 месяцев;

б) легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, а также мототранспортные средства (за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах «а» и «г» настоящего пункта): зарегистрированные в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, — через 36 месяцев; с года выпуска которых прошло не более 7 лет (раньше срок составлял 5 лет), включая год выпуска, — каждые 24 месяца; с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 12 месяцев;

в) грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте «а» настоящего пункта) — каждые 12 месяцев;

г) транспортные средства, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешена установка специальных сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте «а» настоящего пункта), — каждые 12 месяцев. Сроки, предусмотренные настоящим пунктом, исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра. (п. 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 862).

В разных странах

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 апреля 2019 года.

  • Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции.
  • На Украине для некоммерческих легковых автомобилей ТО отменен в 2011 году.
  • В Европе действует практика непричастности полиции к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.
  • В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт — 10 рабочих дней. Повторное обращение — со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту: в Великобритании, например, запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.
  • Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Все машины старше 4-х проходят техосмотр раз в два года, автобусы — раз в 6 месяцев. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение — вплоть до тюремного срока.
  • В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. Они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.
  • В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим — на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.
  • В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.
  • В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В 2010 году от техосмотра отказались власти двух штатов — Миннесота и Кентукки. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырёх лет, в Нью-Джерси — старше пяти лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где — ежегодно, а где — и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.

Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Строже всего относятся к техосмотру в Виргинии, Нью-Йорке и Массачусетсе: осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, коробку передач, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов. В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности. На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом.

  • В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.
  • В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.
  • В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учёт или смене владельца.

Примечания

  1. 1 2 Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2016. Архивировано 4 августа 2016 года.
  2. Елена Виноградова, Наталья Костенко, Алексей Никольский. Техосмотр без ГИБДД // Ведомости, № 16 (2286), 30 января 2009
  3. «Российская газета» — Столичный выпуск № 5489 (113): «Год без техосмотра»
  4. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5490 (114): «ГИБДД дала разъяснение по новому порядку технической проверки автомобилей »
  5. РСА : Техосмотр (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2016. Архивировано 14 августа 2016 года.
  6. Приложение п.7.7 к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации… Утв.Постановлением СМ-Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090.
  7. Пункт техосмотра.
  8. Медицинская справка для прохождения техосмотра больше не нужна auto.km.ru, 27 ноября 2010.
  9. Периодичность прохождения техосмотра автомобиля согласно действующих правил (рус.), Водитель.гуру (28 декабря 2017). Дата обращения 29 декабря 2017.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  11. Медведев заменил талон ТО диагностической картой // Труд, 3 декабря 2012 г.
  12. В Госдуме предложили отменить техосмотр для личного автотранспорта

> См. также

  • Надзор за моторным транспортом (Япония)

Ссылки

  • Щепотьев А.В., Кандауров Д.В. // СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСМОТРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Право и экономика. 2012. № 5. С. 52-58.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

    Инструментальный контроль (техническая проверка) объектов управления, связи и автоматизации заключается в проведении определенных измерений с помощью контрольно-измерительной аппаратуры с целью проверки эффективности защиты технических средств, систем и объектов от возможной утечки информации по техническим…
    (Комплексная защита информации в организации)

  • Автоматизация технического контроля защиты потоков информации

    Автоматизация технического контроля защиты потоков информации и объекта обеспечивается системой управления доступом и организацией автоматизированной системы контроля доступом (АСКД). При выборе системы контроля доступа рекомендуется проделать следующие действия: • определить количество необходимых контрольно-пропускных…
    (Информационная безопасность)

  • Автоматизация технического контроля защиты потоков информации и объекта обеспечивается системой управления доступом и организацией автоматизированной системы контроля доступом (АСКД). При выборе системы контроля доступа рекомендуется проделать следующие действия: — определить количество необходимых контрольно-пропускных…
    (Информационная безопасность)
  • Основы защиты информации

    Основы информационной безопасности (И Б) Информационная безопасность и ее составляющие Информационная безопасность — это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба…
    (Основы информатики)

  • Государственная система защиты информации

    Структура и основные функции государственной системы защиты информации от ее утечки по техническим каналам и организация работ по защите информации определены в Положении о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим…
    (Основы информатики)

  • Методы защиты информации

    Разрушение или потеря информации на компьютере может быть вызвана тремя причинами: 1) неквалифицированный или несанкционированный доступ на ПК; 2) физическое повреждение поверхности носителя информации (жесткого диска, дискеты, CD-ROM); 3) повреждение компьютерным вирусом. Для зашиты от неквалифицированного…
    (Основы информатики)

  • Классификация методов защиты информации

    «Метод (от др.-греч. реводод — путь к познанию) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.» — Википедия. Во все времена независимо от инженерно-технического уровня средств хранения и передачи…
    (Безопасность логистических информационных систем)

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

    Информация как объект правового регулирования Развитие информационных технологий и их широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом или орудием совершения которых являются компьютеры. Путем различного рода манипуляций, т.е….
    (Информационные технологии в юридической деятельности)

  • ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

    Технико-математические аспекты правового обеспечения представляют совокупность технических средств, математических методов, моделей, алгоритмов и программ, обеспечивающих условия, необходимые для юридического разграничения прав и ответственности относительно регламентов обращения с защищаемой информацией….
    (Информационные технологии в юридической деятельности)