Можно ли класть асфальт во время дождя

Новый ГОСТ: созданы правила дорожного ремонта в дождь, снег и холод

Готов проект нового ГОСТа «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях». Его разработкой по заказу Федерального дорожного агентства занимался Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК). Цена вопроса составила 8,9 млн рублей. Пока что обсуждается первая версия документа, а финальная, по плану, должна быть готова к ноябрю 2019 года.

По сведениям Росавтодора, большая часть дорог РФ располагается в первой и второй дорожно-климатических зонах (речь идёт о территории вечной мерзлоты, с тундрой, влажными лесами и т.д.). Об этом говорится в пояснительной записке к новому госстандарту. В подобных местах дорожно-строительный и ремонтный тёплый сезон довольно короткий. Сейчас действует свод правил 2012 года, согласно которому можно класть асфальт в сухую погоду весной и летом, при этом температура не должна опускаться ниже плюс 5 градусов, а осенью – не должна быть ниже плюс 10 градусов.

Однако рекомендации Росавтодора 2017 года позволяют подрядчикам укладывать асфальт во время холода без «ущерба качеству»: для этого требуется использовать специальные асфальтобетонные смеси и технику. Как сообщает «Коммерсант», сейчас использовать рекомендации нельзя: этого не допускает технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Поэтому необходим новый ГОСТ. В документе указано, что неблагоприятные погодные условия – это температура от плюс 5 до минус 10 градусов весной и летом, а также от плюс 10 до минус 10 градусов осенью и зимой. Если ремонт дорог приходится производить в таких условиях, то перевозить асфальт с заводов нужно на машине с подогреваемым кузовом. Также потребуется очистить от снега и грязи нижний слой дороги перед тем, как укладывать на него верхний. При необходимости надо также обработать его реагентами и просушить специальными машинами.

Однако эту технологию запрещено использовать в случае, если на улице мороз с ветром скоростью свыше 6 м/с, а также при осадках, интенсивность которых превышает 5 мм в сутки. Также в стандарте отдельно оговаривается, что на скоростных магистралях категорий 1А и 1Б ремонт должен производиться только в тёплое время года.

По словам депутата Госдумы РФ Александра Васильева, новый ГОСТ особенно нужен регионам РФ, которые зачастую не успевают в срок отремонтировать дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). Напомним, он предполагает, что к 2024 году в нормативное состояние будет приведена дорожная сеть в 83 субъектах страны.

Ранее стало известно о том, что ремонт дорог по праздникам хотят ограничить из-за пробок. С этим предложением выступил депутат Госдумы РФ Василий Власов. Он адресовал его вице-премьеру Максиму Акимову. Его ответа на эту инициативу пока не последовало.

На улице осень, по ночам заморозки, но, наверное, каждый из нас видел, как дорожники в такую погоду кладут асфальт. Почему они так делают, ведь даже школьники знают, что стелить асфальт можно только в сухую погоду при положительной температуре?

Укладка на раз-два-три

Для начала давайте разберемся, какие способы укладки асфальта вообще существуют. В общем и целом, их три: горячий, холодный и литой. Первым чаще всего пользуются при строительстве новых дорог, при проведении капитального ремонта дороги со снятием старого асфальта или при ремонте небольших участков дорог в летнее время. Суть этого метода в том, что используется горячая битумная смесь, её укатывают до тех пор, пока она полностью не остынет. Но применять такой метод можно только когда температура на улице выше плюс 5 градусов по Цельсию, и нет осадков.

При так называемом ямочном ремонте чаще всего используется холодный способ укладки асфальта. Суть его в том, что на место ремонта привозится уже готовая асфальтовая смесь со всеми необходимыми добавками. Всё, что нужно, это вымести из ямы пыль. Прелесть холодного асфальта в том, что укладывается он без какой-то специальной техники, а работать с ним можно даже в мороз до минус 20 градусов. При этом эксплуатировать дорогу можно сразу после ремонта. Особенность данного способа заделывания ям заключается в том, что новый асфальт должен выступать над старым примерно на 1,5 сантиметра, чтобы со временем он укатался, осел и стал вровень с основным полотном дороги. Укладывать холодный асфальт в дождь можно, при условии хорошего высушивания основания ямы. Для этого используются авиационные двигатели, инфракрасные обогреватели и специальные реагенты. Главный минус холодного асфальта заключается в его дороговизне. Поэтому его используют только для ремонта дорог, для прокладки пешеходных или велосипедных дорожек.

Третий способ укладки асфальта — литой. Этот способ укладки дорог позволяет стелить новый асфальт и в дождь, и в снег (но не в ливень), и в мороз до минус 10 градусов. Его особенность заключается в том, что готовую смесь привозят к месту ремонта в специальных цистернах-термосах, температура в которых около 200 градусов по Цельсию. Сам асфальт по консистенции больше похож на густой клей. Из-за такой высокой температуры смеси вся влага с поверхности, на которую укладывается асфальт, почти мгновенно испаряется. Однако такой способ очень дорог, поэтому пользуются им только в экстренных ситуациях, когда, например, нужно починить разрушившуюся дорогу на оживленной магистрали. Или требуется срочный ремонт аварийного участки дороги, а до весны ещё долго.

И в дождь, и в снег

Теперь, поняв, какие есть способы укладки дорог, можно с точностью сказать, что укладывать асфальт можно и в дождь, и в снег. Но при соблюдении нескольких важных условий. Во-первых, дождь и снег должны быть несильными, то есть в ливень и снегопад класть дороги все-таки нельзя. Во-вторых, при укладке асфальта во время осадков, нужно проводить работы очень быстро, так как асфальтовая смесь быстро теряет температуру, а основание дороги быстро намокает после сушки.

Но почему же тогда, раз в теории есть способы укладки асфальта в дождь, отремонтированные поздней осенью дороги вновь разрушаются весной? Тут в дело вступает реальность. Иногда дорожники неправильно высчитывают стоимость дороги, заключают контракт, а потом, поняв, что на всю дорогу денег не хватает, начинают экономить. Иногда дорожников поджимают сроки из-за особенностей системы финансирования, поэтому им приходится стелить асфальт, который не предназначен для укладки в дождь и мороз, именно в мороз или дождь.

Иногда причиной некачественного ремонта могут быть СНИПы и ГОСТы. По нормативам срок устранения ям составляет максимум 10 дней. И погода никак не учитывается. Из-за этого иногда дорожникам приходится укладывать асфальт прямо в лужи, несмотря на нормы и правила. В противном случае могут быть штрафы.

Кстати, за состоянием и качеством дорожного покрытия по закону должны следить сотрудники ГИБДД. В случае выявления ими проблемных участков дорог, они должны сразу же ставить в известность дорожные службы. Ямами, которые нужно ремонтировать здесь и сейчас, считаются те, которые превышают по ширине 60 см, по длине 15 см, а по глубине — 5 см.

И несколько слов о том, куда жаловаться, если никто не чешется. В Москве всё немного проще, чем в других регионах. Есть сайт dorogi.mos.ru — там всё просто, никаких регистраций и длинных бланков с вопросами. Сайт Rosyama.ru — это проект федерального масштаба, но там нужно заполнять больше форм. Можно жаловаться в территориальный отдел ГИБДД — они имеют реальную власть, чтобы заставить дорожников работать, они же выписывают штрафы. Дальше можно жаловаться в муниципальные власти, власти субъекта, административную инспекцию, прокуратуру. Единственное — не везде жалобу можно отправить через интернет, контакты придется искать самому, а для пущей убедительности к жалобе желательно приложить фотографии.

>
Ремонт дорог. Какие материалы необходимы для ремонта разрушенных дорог

Зачем нужен ремонт дорог?

Ремонт дорог представляет собой дорожные работы, которые проводятся для укладки покрытий на улицы, трассы и шоссе. Для работ на разных участках применяются различные составы смесей. Для ремонта старых дорог применяют вида материала: бетон и асфальт. Или же делают скомпонованный вид — композитное дорожное покрытие, которое состоит из нижнего пласта бетона и верхнего асфальтированного. С таким материалом будущий ремонт дорог понадобится примерно через десять лет.

Если дорожное покрытие уложено по всем правилам и нормам, то прослужит оно довольно долго. Но даже самое качественное асфальтовое покрытие, в виду большой нагрузки на трассу, имеет свойство стареть и разрушаться, в результате чего образуются всем известные ямы в асфальте и выбоины. Отметим, что ямы в асфальте является очень опасным явлением, они могут стать причиной аварии, да и просто очень не комфортно ездить по такой трассе, постоянная тряска и сильная вибрация способны вывести из себя любого водителя.

Что же можно сделать, чтобы улучшить качество дорожного покрытия? Конечно, если трасса полностью разрушена, то намного проще провести ее капитальную корректировку, что предполагает полную замену асфальтового покрытия. Правда, стоит сказать, что не всегда такая мера является целесообразной.

Поддержание автомобильных шоссе в хорошем состоянии задача важная, но нелегкая. Именно от того, в каком состоянии находятся улицы, зависит безопасность людей и сохранение транспорта. А так же своевременная доставка товаров в магазины. Сегодня разработано немало современных технологий для ремонта старых дорог. Потребность в ремонте разрушенных дорог возникает из-за погодных условий и установленных сроков, по окончанию которых дорожное покрытие нуждается в обновлении. Но нельзя пропустить, третью причину — некачественное строительство.

Виды ремонта разрушенных дорог

Исходя из объема работ, ремонт разрушенных дорог подразделяют на следующие виды:

текущий — периодическое устранении мелких дефектов;

средний — обходим н один раз в несколько лет, чтобы восстановить и улучшить эксплуатационные качества дорожного покрытия;

капитальный — полная замена изношенного покрытия, включая подготовку прилегающей территории.

Полная замена асфальта — дело очень недешевое, так что существует и другая мера — ямочный ремонт дороги. Сегодня такой вид ремонта старых дорог распространен по всей территории нашей страны. Подходит он для улиц со средним износом, так как чинить десятки ям в сильно разрушенном покрытии тоже нет смысла. При таком виде ремонт дорог выполняется с помощью специальных заплаток. Заплатки не так долговечны, как цельное покрытие, они служат всего пару лет, но с их помощью можно обеспечить приемлемое качество трассы и отложить капитальный починка на несколько лет.

Ямочный ремонт дорог требует четкого соблюдения технологий, если получить результаты и продлить жизнь дорожного покрытия. Два главных правила, которые необходимо соблюдать, — это устойчивая теплая погода (не ниже +5 C), границы заплаты должны быть на 20-30 см больше во все стороны, чем площадь разрушения. Выполняется он горячей асфальтированной смесью.

Никто не оспаривает актуальность ремонта дорог, потому что плохие улиц и шоссе приведут к плохой экономике страны.

Если вам необходимо найти подрядчика для выполнения дорожных работ, то наш сайт готов предложить вам свои услуги. На нашем портале есть тысячи подрядчиков, которые предлагают вам выполнить работы на самом высоком уровне. Будьте уверены, у нас только ответственные и квалифицированные исполнители, которые предлагают вполне приемлемые цены. Цены же на работу довольно гибкие, они зависят от сложности ваших работ и их объема.

MoyStroitel.ru — Лучший портал ремонтно-строительных услуг в России.

3. Выберите Лучший Вариант

Вы самостоятельно выбираете, с кем хотели бы работать. MoyStroitel.ru не выступает посредником. Все услуги для заказчиков бесплатны.

Москвич

Когда власти начинают что-то объяснять, выходит очень складно.

Но когда под окном постоянная стройка: все время кладут асфальт «из новой коллекции», жить становится невозможно. В Москве и так уровень стресса высокий, а когда по ночам еще и рабочие тарахтят под окнами, можно совсем слететь с катушек.

Объясняется частая смена дорожного покрытия заботой о горожанах, конечно.

«Большой объем ремонта дорог в Москве связан с обеспечением транспортной безопасности. А основной причиной частой замены асфальта на московских улицах является образование поперечной неровности — колейности», — рассказал РБК руководитель департамента капремонта московской мэрии Алексей Елисеев.

Допустим, дороги изнашиваются и их нужно периодически менять, звучит логично. Насколько часто это происходит, регламентировал департамент ЖКХ: кольцевые автодороги, магистральные улицы и проспекты надо ремонтировать раз в три года, городские магистрали, улицы и проезды районного значения — раз в четыре года, тротуары — раз в семь лет и т. д. Проблема в том, что происходящее не соответствует этим нормам.

«РБК проанализировал ежегодно публикуемые департаментом ЖКХ планы текущего ремонта дорожных покрытий в Москве и обнаружил, что как минимум на 130 улицах за последние четыре года ремонт прошел два и более раз», — пишет издание.

Иногда это «два и более раз» происходило прямо в течение одного лета: например, прошлым летом на Пресне поменяли тротуары, перекопав весь район, а через пару месяцев поменяли их еще раз. А уж сколько натерпелись жители Лесной улицы, где асфальт прошлым летом перекладывали не меньше трех раз — и все время ночью.

В общем, это была хорошая попытка объяснения, но опять не сошлись ответы.

Фото: «Москвич Mag»

Нередко можно наблюдать ситуацию, когда производится укладка асфальта в дождь или снег. Выполнение дорожных работ регулируется нормами СНиП. В документе предполагается технология для сухой и тёплой погоды. У многих возникает вопрос, так выполняется ли укладка асфальта в лужи?

Современные виды укладки

Разработано несколько современных технологий проведения дорожных работ и разными видами материала.

Горячая укладка производится при строительстве новых автомобильных магистралей, капитальном ремонте. Выполнение операции – в летнее время. Процесс заключается в нанесении на необходимую площадь горячей битумной смеси до полного остывания. Для проведения работы используется специальная техника. Полотно выдерживает нагрузки более 20 тонн. Климатические условия: температура выше +5 градусов по Цельсию, отсутствие осадков.

Холодная укладка применяется при ямочном ремонте дорог. Для выполнения работ используется готовая асфальтная смесь. Операция выполняется без использования специальной техники. Сначала очищается яма от мусора, пыли, воды, а затем производится укладка асфальтного состава. Покрытие, выполненное холодной смесью, выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн. Климатические условия: температура до – 20 градусов по Цельсию, укладка асфальта в дождь допускается. Основные преимущества:

  • Продолжительный срок хранения.
  • Возможность проводить операции без специальной подготовки и техники.
  • Работы выполняются при любой погоде.

Главный недостаток – высокая цена и низкие нормативные нагрузки.

Литая укладка применяется при строительстве дорог I и II категории, для ремонта, строительства оснований дорожных одежд, тротуарного покрытия. Готовую смесь доставляют на дорожно-строительную площадку в специальных цистернах-термосах. Температура асфальтной массы составляет 200-250 градусов. Дорожное покрытие, выполненное литым асфальтом, выдерживает нагрузку потока транспорта более 3000 автомобилей в сутки. Климатические условия: температура не ниже – 10 градусов по Цельсию, покрытие допускается при выпадении осадков (кроме ливня). Очень высокая стоимость материала. Преимуществом материала является:

  • В продаже имеются специальные контейнеры с литым асфальтом, готовым к использованию.
  • Обладает хорошей водопроницаемостью.
  • Высокая устойчивость к деформации.
  • Работы можно проводить круглогодично.
  • Не вступает во взаимодействие с химическими реагентами.
  • Экологически чистый.

В таблице приведены сравнительные характеристики различных видов и асфальтной смеси.

Характеризующие показатели Горячие смеси Холодный асфальт Литой асфальт
Готовность к применению Необходима подготовка Готов к использованию Необходима подготовка
Температурный режим применения +5 градусов С и выше -20 — +40 градусов С до – 10 градусов С
Календарь применения Сезонное Круглый год Круглый год
Необходимость спецтехники Требуется Не требуется Требуется
Потребление энергии Необходима Нет Необходима

Следует вывод: укладка асфальта в дождь допустима при соблюдении определённых условий:

  • Нельзя выполнять работы при сильном выпадении осадков.
  • Операцию следует проводить быстро, потому что смесь теряет свои свойства.

Последовательность укладки асфальта

Дорожно-строительные работы предполагают последовательное выполнение действий:

  1. Место для укладки асфальта очищается.
  2. Расчищенный участок засыпается щебнем.
  3. Для улучшения сцепления основания и асфальта поверх щебня заливается эмульсионная смесь.
  4. Затем накладывается битумный слой и сухой щебень.
  5. Уложенные слои выравниваются специальной техникой.

Выполнять работы разрешается при допустимых температурах. Нормативные документы СНиП и ГОСТ устанавливают определённые требования, которые необходимо выполнять.

Плохое состояние дорог обусловлено нарушением технологии укладочных операций и нарушение нормативных требований СНиП и ГОСТ.

Последовательность выполнения ямочного ремонта

Выполнение ремонтных работ асфальтного покрытия производится в следующем порядке:

  1. Анализ состояния слоя дороги, глубины выбоины.
  2. Разметка границ образовавшейся ямы. Вокруг выбоины рисуют прямые линии. Если дефектные участки находятся недалеко друг от друга, объединяют одним периметром.
  3. С помощью фрезы и отбойного молотка по очерченному контуру делается вертикальное углубление, не менее толщины слоя покрытия.
  4. Затем удаляется повреждённый асфальт и мусор.
  5. Участок обрабатывается битумом или полимерной эмульсией.
  6. Выполняется укладка смеси битума и мелкофракционного щебня.
  7. Нанесение финишного слоя в виде битумного покрытия.

Ямочный ремонт приходится проводить для разных видов дорог. Поток автомобильной техники по магистрали не прекращается, перекрывается движение только на ремонтируемом участке. Для этого выставляются предупредительные знаки.

Работы следует проводить в сухую погоду. Но не всегда дорожникам погода позволяет соблюдать все требования. Порядок действий написан в ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».

Срок службы дорог по нормативным документам

С 2011 года в Российской Федерации вступили в действие новые правила. Восстановительные работы проводятся один раз в три года, раньше продолжительность периода составляла семь лет. Согласно, принятого закона ведётся паспорт дороги, где указывается история каждого отремонтированного километра. Дорожно-строительная организация несёт ответственность за качество работы. Все недоделки и дефекты устраняются за их счёт строителей.

По нормам допускается разрушение дорожного покрытия после ямочного ремонта всего 5 процентов. На гарантийный срок влияет интенсивность автомобильного потока, особенности эксплуатации.

На магистралях I и II категории покрытие меняется большим полотном. Как правило, производится перекрытия движения в одном из направлений. Работы должны выполняться согласно документации СНиП и ГОСТ.

Основные причины разрушения дорожного полотна

На качество асфальтного полотна влияет не только неправильная эксплуатация дорог, но и другие причины:

  • Неправильная дозировка битумной эмульсии приводит к образованию трещин, выбоин.
  • Образования в дорожном покрытии дыр. Основная причина — укладка асфальта в сильный дождь или снег, несоблюдение требований СНиП.
  • Использования низкокачественного слоя не обеспечивает надёжного сцепления со старым покрытием.
  • Щебень в целях экономии заменяют битым кирпичом. Каждая категория дороги предполагает использования определённых фракций щебня. Несоблюдение технологии приводит к проседанию полотна.
  • Не соблюдается нормативная высота каждого слоя.
  • Использование некачественной асфальтной смеси.

Основной причиной плохого состояния дорог является человеческая халатность. Невыполнения технологии укладки асфальта в дождь или снег.

Нормативные документы

Соблюдение ГОСТа по проведению работ предусматривает следующие пункты:

  1. За асфальтную смесь отвечает положение ГОСТа 9238.
  2. Соблюдение температурного режима.
  3. Использование щебня определённой фракции. Нормы материалы указаны в ГОСТе 8267. Осадочные породы регулируются ГОСТом 8736.
  4. Требования по битуму приведены в статье ГОСТа 22245.

СНиП содержит информацию о нормах укладки асфальтного покрытия. Нормативный документ указывает температурный режим для проведения работ.

Сравнение дорог в Российской Федерации и других странах

Министерство транспорта в 2017 году правило анализ средней стоимости дорог. Данные в таблице приведены без учёта качества и ширины полотна, а также НДС.

№ п/п Страна Стоимость 1 км, млн. рублей
1 Германия 122,6
2 Франция 101,1
3 Канада 82,3
4 США 72,0
5 Испания 49,3
6 Россия 41,0
7 Финляндия 40,6

Стоимость некоторых дорожных работ превышает зарубежных. Отсутствие типовых проектов приводит к удорожанию на первоначальном этапе строительства. Составление проектно-сметной документации требует больших финансовых вложений.

Неправильный логистический подход по доставке необходимого материала. Удешевление строительства магистралей за счёт толщины верхнего слоя уменьшает срок эксплуатации.

Для информации: в Германии верхний слой асфальта составляет 22 сантиметра, в России – 8 сантиметров.

Росавтодор разрешил укладку асфальта в дождь и мороз

Росавтодор выпустил методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях. Об этом сообщается на официальном сайте. Как отмечается, асфальт рабочим разрешается укладывать в том числе в погодных условиях, когда температура окружающего воздуха находится в интервале от 5 до минус 10 градусов или имеет место выпадение осадков в виде дождя или снега.

Есть ряд указаний для работы в сложных погодных условиях. В первую очередь, речь идёт о предварительной очистке основания от уплотненного снега и льда. Очистку рекомендуется выполнять с помощью автогрейдера, а также плужными снегоочистителями. При слое снега и льда более 4 сантиметров предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку — плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичную — ножом автогрейдера. После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. В конце смены очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками.

При выпадении осадков в виде дождя и снега допускается их укладка на предварительно подготовленное основание. Основание рекомендуется заранее обработать, до выпадения осадков, битумной эмульсией или жидким битумом.

При выпадении обильных осадков (более 5 миллиметров) производить работы по устройству асфальтобетонных покрытий запрещается. Как отмечается на сайте Росавтодора, текст методических указаний носит исключительно рекомендательный характер.