Смертельная скорость для человека

Названа смертельная скорость для водителя при ДТП

22.02.2018 г. в 09:02, autotheme.info

Около 60% всех ДТП происходят на улицах городов, 40% — на загородных дорогах. На загородных шоссе гораздо чаще происходят крупные аварии с тяжелыми последствиями — это объясняется более высокой скоростью движения автомобилей на шоссейных магистралях, сообщает Автотема. Наибольшее количество ДТП происходит в июне-сентябре, преимущественно в пятницу и субботу (с 16 до 20 часов).

Около 30% всех ДТП происходят из-за различных неисправностей автомобиля. К автокатастрофам приводит выход из строя отдельных узлов и агрегатов автомобиля:

тормозной системы — 47%,

рулевого управления — 16%,

шин — 14%,

осветительных приборов — 7%,

ходовой части — 6%,

других агрегатов — 10%.

До 70% ДТП происходят по вине лица, которое управляет транспортным средством. Любое недомогание, усталость, даже малая доза алкоголя увеличивают вероятность аварии.

Существует прямая зависимость между скоростью движения автомобиля и количеством автомобильных катастроф. На основе большого количества статистических данных установлено, что при столкновении со скоростью:

более 115 км/ч погибает 97% водителей,

со скоростью 100-115 км/ч — не более 18%,

Что происходит при ДТП на скорости 80 км/час

Надеяться что-то при столкновении автомобиля на большой скорости, если водитель не пристегнут, по меньшей мере наивно. В этой связи приведем весьма показательный расчет того, что происходит при ДТП на скорости 80 км/час – широко распространенный в Интернете.

Спустя 0,026 с после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.

Спустя 0,039 с водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 см.

Спустя 0,044 с он грудной клеткой ломает руль.

Спустя 0,050 с скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес.

Спустя 0,068 с водитель с силой в 9 т ударяется о приборный щиток.

Спустя 0,092 с водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.

Спустя 0,100 с повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв.

Спустя 0,110 с автомобиль начинает слегка откатываться назад. Спустя 0,113с сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии, и наносит ему новый удар, и одновременно сам получает смертельные повреждения.

Спустя 0,150 с наступает полная тишина; осколки, стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.

Все окончено менее чем за две десятые доли секунды.

На всякий случай уточним – непристегнутый пассажир за те же 0,2 секунды отправится в «мир иной» вместе с водителем – с той лишь разницей, что смерть принесет ему удар не руля, а просто лобового стекла и «торпедо». Ну а если пассажиры находятся еще и сзади — они, как снаряды весом в 9 тонн, не только снесут все на своем пути – но точно также переломают себе кости.

Общая статистика на этот счет еще более безжалостна – 92% из числа погибших в автоавариях были непристегнуты. Зато в тех же авариях на вменяемых скоростях до 80 км/час число жертв со смертельным исходом, пользовавшихся ремнями, исчисляется единицами.

Подробнее – в статье «Как сохранить жизнь и здоровье при ДТП»

Подписывайся на наш Telegram. Получай только самое важное!

Травмы мотоциклистов — опасная ситуация. Вторая часть.

В предыдущей статье мы в общих чертах коснулись причин травмирования как мотоциклистов, так и их пассажиров. Сейчас мы рассмотрим некоторые самые распространенные, опасные травмы, причины их возникновения, возможные последствия.

Переломы костей

Нужно понимать, что травмы складываются из очень многих факторов, такие как способ приложения силы и место, к которому она приложена. Вы знаете, что кости на концах переносят травмы легче, чем в середине? Нет? Возьмите палку и попробуйте ее сломать, на концах это сделать труднее, зато по середине об колено ломается на раз-два. Почти так же, как при авариях кости.

В топе переломанных костей у мотоциклистов:

  • Кости рук — лучевая, локтевая, подключичная и мелкие кости кисти.
  • Ребра — особенно после сильных падений или столкновения. Не каждая экипировка защищает ребра от удара, как спина или жилет позвоночник.
  • Кости ног — берцовая кость (большая и маленькая) получают переломы при зацепе стопой о подножку или часть мотоцикла, когда самого пилота выкидывает из седла. Тазовая и бедренная кости страдают при прямых столкновениях, так как эти кости одни из самых крепких, поэтому приложение силы для их перелома требуется в колоссальных размерах. Кости свода стопы так же уязвимы как и кости кистей рук.

Переломы у мотоциклистов чаще всего открытые, потому что сила воздействия настолько большая, что деформация кости выходит за грани мягких тканей.

Травмы головы

К сожалению, львиная доля смертей происходит из-за травм головы или из-за суммы травм на фоне кровоизлеяний. Травма головы опасна в первую очередь из-за повреждения мозга. Не к столу будет сказано, но после моей первой аварии, когда меня с ветерком прокатили на карете скорой помощи с перебитой левой рукой, я поверила в силу мотошлемов. Наверное, потому что в этой же скорой везли мужчину с открытой черепно-мозговой травмой с той же аварии.

Когда говорят, что шлем не спасает при ДТП, хочется спросить, о каком шлеме идет речь? Если у вас шлем с характеристиками целлофанового пакета, то да, чуда не будет. Даже средний по качеству шлем, нет-нет, да спасет ваше лицо от асфальта. Даже если у него раскроется визор (а в хорошем шлеме этого не произойдет!), то контакт лица с проезжей частью будет минимальным. А вот насколько сам удар нанесет вред мозгу, уже вопрос к материалам шлема.

При падении головой вперед, вы стираете лицевую часть шлема. Здесь могут пострадать глаза, нос. При ДТП очень распространены травмы челюсти, зубов, водители или пассажиры прикусывают язык из-за резкого толчка.

После аварий распространенная травма головы, которая встречается в 99% случаев — сотрясение мозга разной степени тяжести.

При падении назад происходят удары затылком, а это опять-таки сотрясения и прикусывание языка. Если у вас шлем со встроенными очками и механизмы очков устали или изжили себя, они могут раскрыться и ударить по носу.

Шлем большего размера при аварии может перекрутиться на голове или же вовсе слезть с головы. По этой же причине всегда следите за состоянием застежек-ремней шлема. Асфальт жестоко спросит с вас за такие ошибки.

С травмами головы практически постоянно водители получают травмы шейных позвонков или верхних позвонков грудного отдела.

Травмы при падении вперед

Когда из-за аварии или при хайсайде (а это уже оплошность пилота) водителя швыряет через мотоцикл вперед, картина получается следующая:

Сначала вас встречает безнзобак, от этого страдают области паха и живота. При падениях на руль практически всегда образуются травмы грудной клетки, возможны разрывы внутренних органов. Первыми сдаются на разрыв селезенка, мочевой пузырь… При травме ребер нередко задевает легкие. Вообще травмы области живота одни из самых диких, потому что это скопление множества органов, большая потеря крови, очень-очень больно.

Сильный удар сзади может привести к серьезным травмам позвоночника. Эффект, который называют «хлыстовой», когда энергия удара передается по позвоночнику подобно поведению хлыста (позвоночник обладает той же подвижностью), а потом на выходе энергии щелчок, как правило, в области шеи. Щелк, минус позвонок, плюс прикушенный язык и потеря ориентации в пространстве.

Хайсайд, авария с перелетом через руль — гарантия травм передней части тела. Пилоты цепляются ногами за подножки, руль, другие части мотоцикла и тут уже колотые-резаные раны и переломы костей ног по принципу рычага, когда тело держится за мотоцикл, а инерция кидает тебя вперед. Страдают руки. Особенно кисти. Рефлекторно пилот старается защититься, падает на руки.

Мотоцикл летит следом.

Травмы при падении назад

Здесь меньше травм, но их все переплевывает травма позвоночника. Если при ударе сзади вам передается инерция волной через позвоночник, то при падении назад пилот всей своей массой падает на спину. Если он сгруппировался и приземлился на позвонки, то может быть компрессионный перелом. При падении на область копчика возможны переломы седалищных костей, происходят разрывы лонного сочленения. Происходит сильное общее сотрясение.

Фронтальные/боковые падения

Здесь логично страдает та сторона, которая ближе всего к источнику аварии. Тут у нас набор из ушибов и переломов той или иной стороны тела, страдают суставы, локти, колени, плечи. Таз и бедренная кость принимают на себя основной удар. Травмы таза вообще на первом месте, потому что сидя на мотоцикле именно таз держит мотоцикл, а при падении его и бедренную кость зажмет весом боевого коня.

Суставы плачут после таких аварий, потому что при боковых ДТП после падения на бок заворачивает голеностоп под мотоцикл, ты борешься с ситуацией и вместе с рулем выворачивает кисти, скребешь по дороге коленями, локтями и плечами. Прощай ключица — привет титановые вставки, которые потом тоже нужно вынимать хирургически.

Скользячка

Самая большая травма по площади. Скользяка опасна тотальным истиранием тела, сначала она забирает кожу и мягкие ткани, дальше снимает мышцы. Почему еще так популярны открытые переломы рук и ног? Особенно лучевые, локтевые, берцовые кости и косточки стопы? Пощупайте свои руки, а лучше ногу от колена вниз. Даже у мега продвинутого бодибилдера там нет рельефа. Если вы с нашей планеты, то на передней части берцовой кости мышц быть не должно. А это значит, что если вы поехали в шортиках и без защиты ног, скользячка оголит берцовую кость как нечего делать. Подумайте об этом, когда решите прокатить девочку в юбке без экипировки.

Выводы:

Травматизм в мотомире серьезная тема, потому что если новый пластик на мотоцикл вы сможете купить в любом магазине, то боль после ранений будет преследовать долго, некоторые травмы оставляют следы на всю жизнь. Не пренебрегайте экипировкой, она единственное, что в патовой ситуации стоит между опасностью и хрупким телом пилота/пассажира.

Травма мотоциклистов от падения с движущегося мотоцикла

Возникает под действием сил инерции От нее страдают водители и пассажиры заднего сиденья мотоцикла. Повреждения участникам причи­няют детали мотоцикла и дорога Первичный контакт с деталями мотоцик­ла повреждает область наружных половых органов, внутреннюю поверх­ность нижних конечностей, а взаимодействие с дорогой — переднюю, заднюю или одну из боковых (наружных) поверхностей тела. Для данного вида травмы характерно наличие полосчатых ссадин со следами скольже­ния, черепно-мозговой травмы, отсутствие переломов костей таза и ниж­них конечностей.

Морфологические особенности повреждений, вызванных действием сил инерции, позволяют выделить падение с мотоцикла под действием центростремительной силы при резком торможении и столкновении с низ­ко расположенными преградами — (бордюрным камнем, ограничительны­ми столбиками и т.п.), падение с мотоцикла под действием центробежной силы на закруглении дороги, падение с мотоцикла под действием сочета­ния центростремительной и центробежной сил при касательном или косом ударе о низко расположенную преграду.

Падение с мотоцикла под действием центростремительной силы

Падение с мотоцикла под действием центростремительной силы ха­рактеризуется расположением повреждений на передней или задней поверх­ности тела, наличием черепно-мозговой травмы, а при столкновениях с низко расположенными преградами — травмой области наружных половых органов. Такое падение наблюдается на прямолинейном участке дороги с выбоинами, волнистостью (гребенкой), на уклоне дороги, в случаях резкого торможения и столкновения с низко расположенными преградами (бордюрными камнями, ограничительными столбиками и пр.), где остаются следы удара колесом, переходящие в следы скольжения мотоцикла либо следы удара.

При осмотре места происшествия необходимо подчеркнуть состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, с выбоинами, гребенкой и пр.), на котором, как правило, имеется след торможения мотоцикла, переходящий в счес покрытия дороги, оканчивающийся у лежащего мотоцикла.

Под действием центростремительной силы возникает поступательное движение вперед, оканчивающееся катапультированием, падением и уда­ром о дорогу, в связи с чем мотоциклист располагается на значительном удалении от мотоцикла. Положение мотоциклиста определяется углом приземления. Если приземление произошло под острым углом, то голова водителя обращена по направлению движения мотоцикла, под тупым — в противоположную сторону, под прямым — в зависимости от смещения центра тяжести. Если мотоциклист успел сгруппироваться в момент паде­ния, то между ним и мотоциклом в виде прерывистой «дорожки» распола­гаются следы крови и мозгового вещества, оканчивающиеся у головы трупа. В таком случае руль тяжелого мотоцикла повернут на 90° по отноше­нию к своему первоначальному положению. В случаях, когда высота пре­грады больше радиуса колеса мотоцикла, но ниже его диаметра, возникает переворачивание мотоцикла вокруг передней оси — капотирование, в свя­зи с чем мотоцикл передним колесом обращен в сторону, противополож­ную своему движению.

Повреждения на мотоцикле, вызванные ударом о преграду, локализуют­ся на передней поверхности колес, взаимодействием с дорогой — на боко­вой и редко при капотировании — на верхней поверхности мотоцикла.

Травма водителя мотоцикла. Характер и локализация повреждений обусловлены конструктивными особенностями мототранспорта и подварианта травмы.

На передней, реже на задней и внутренней поверхностях поясной одеж­ды располагаются наложения краски деталей мотоцикла, образующиеся во время поступательного движения мотоциклиста вперед. В случаях столк­новений с низко расположенными преградами тяжелых мотоциклов на внутренней поверхности штанин и носках обнаруживаются химические повреждения, причиненные аккумуляторной серной кислотой, попавшей из разрушившегося аккумулятора в момент удара о преграду.

На плечевой одежде выявляются повреждения типа резаных и колото-резаных, вызванные разрушением ветрового щитка мотоцикла телом водителя при катапультировании, повреждения, нанесенные ударом и скольжением по дороге. Механизм травмы (рис. 252) и дифференциаль­но-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажиров заднего сиденья. Пассажиры заднего сиденья на месте происшествия практически не погибают, а умирают в больнице спу­стя несколько дней, что объясняется контактом с водителем, уменьшаю­щим скорость падения и силу удара о дорогу. Повреждения от взаимодей­ствия с деталями мотоцикла располагаются на внутренней поверхности нижних конечностей, иногда наружных половых органов, с телом водите­ля — на лице и верхней трети груди, а от контакта с дорогой — в зависи­мости от угла приземления.

Приземление под острым углом сопровождается ударом головой и скольжением по дороге передней поверхностью тела.

Приземление под прямым углом вызывает травму головы и, в зависимо­сти от смещения центра тяжести, поверхностные повреждения на передней или задней поверхности тела.

Приземление под тупым углом проявляется травмой головы, спины, переломами лопаток и ребер.

Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла; удара о водителя; падения на дорогу, которое в случаях приземления под острым углом сопровождается продвижением по дороге.

Типичным для этой категории участников является отсутствие повреж­дений на коже живота и травмы внутренних органов брюшной полости, переломов конечностей, таза и наличие черепно-мозговой травмы, повреж­дений на спине, переломов лопаток и ребер по задним анатомическим линиям.

Падение с мотоцикла под действием центробежной силы

Падение с мотоцикла под действием центробежной силы характе­ризуется локализацией повреждений, причиненных деталями мотоцикла, на внутренней поверхности голеней, а контактом с дорогой — на передненаружной поверхности тела. Такое падение наблюдается во время езды на большой скорости на закруглениях дорог, на мокром и скользком дорож­ном покрытии, когда мотоцикл «заносит», и он, потеряв устойчивое равно­весие, начинает наклоняться в сторону и падать на боковую поверхность, скользя по дороге и оставляя счесы покрытия дороги. Мотоциклисты, в зависимости от скорости движения мотоцикла, могут лежать или рядом, или сзади мотоцикла.

Для таких падений характерна односторонность повреждений, распола­гающихся на стороне контакта мотоцикла с дорогой.

Травма водителя мотоцикла. Количество повреждений в рассматрива­емом подварианте травмы невелико. Повреждения на поясной одежде, вызванные скольжением по деталям мотоцикла, локализуются на внутрен­ней поверхности штанин, а продвижением по дороге — на передней или передненаружной поверхности плечевой и поясной одежды. В случаях падения с мотоцикла с коляской повреждения от контакта с коляской распо­лагаются на наружной поверхности правой штанины.

Среди повреждений на теле преобладают ссадины со следами скольже­ния на передней или передненаружной поверхности тела (лица и конечно­стей) Причиной смерти является черепно-мозговая травма.

Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла, падения и удара; продвижения по дороге.

Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде по харак­теру и локализации аналогичны таковым у водителей.

Среди повреждений на теле превалируют ссадины, как правило, со следами скольжения, располагающиеся на передней или передненаруж­ной поверхности тела, на стороне контакта с дорогой. От скольжения по деталям мотоцикла на стороне, противоположной падению, образуется ссадина на голенях Менее фиксированные и рассеянные пассажиры задне­го сиденья получают смертельную травму в тех случаях, когда водители остаются живы. Причиной смерти обычно бывает травма головы.

Механизм травмы подобен таковому у водителей.

Падение с мотоцикла под действием сочетания центростреми­тельной и центробежной сил

Падение с мотоцикла под действием сочетания центростреми­тельной и центробежной сил характеризуется сочетанием повреждений, возникающих от действия центростремительной и центробежной сил. Это падение наблюдается при касательном (переднекраевом) и косом ударах о низко расположенную преграду (бордюрный камень, ограничительный столбик и т.п.) На преграде, в зависимости от угла удара, следы удара и скольжения или след скользящего удара, проявляющийся иногда наруше­нием целости преграды и всегда наложением резины и краски. Такой удар вызывает наклон мотоцикла в сторону, и он начинает контак­тировать с дорогой, оставляя счесы, а на мягком покрытии — борозду, оканчивающуюся у лежащего мотоцикла. Следы скольжения более грубые на мотоцикле и продолжительные на дороге, постепенно углубляющиеся к лежащему на боковой поверхности мотоциклу.

Мотоциклисты лежат рядом с мотоциклом или несколько сзади его, головой в направлении движения мотоцикла.

Повреждения на мотоцикле от взаимодействия с преградой и контакта С дорогой располагаются соответственно на переднебоковых, на боковых или переднебоковых взаимно противоположных поверхностях мотоцикла.

Травма водителя мотоцикла. В данном подварианте наблюдается соче­тание повреждений, возникающих от действия центростремительной їй центробежной сил.

Механизм травмы слагается из’ скольжения по деталям мотоцикла; удара о топливный бак; падения, удара и перемещения по дороге.

Анализ смертельной травмы при падении с высоты по г. Барнаулу за 2009-2010гг.

Publication in electronic media: 06.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/451
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

г. Барнаул

С позиции судебно-медицинской науки и практики падение с высоты — один из наиболее сложных видов травмы. Это, в первую очередь, обусловлено разнообразием видов падения, обстоятельств и условий травмирования, формирующих многочисленные полиморфные повреждения. С началом строительства зданий повышенной этажности (особенно в мегаполисах) был отмечен резкий рост частоты смертельных падений с высоты. Так, в г. Москве на падение с высоты приходится 39,9% от всех случаев смертельной механической травмы (Солохин А.А., Солохин Ю.А., 1993)

Нами проведён анализ смертельной травмы в результате падения с высоты и с лестничного марша по г.Барнаулу за 2009-2010гг. на основании данных танатологического отдела краевого бюро СМЭ.

За исследуемый период было проведено 67 судебно-медицинских исследований, что составило 1,2% от всех проведённых исследований (5481) и 9,3% – от общего количества смертельной механической травмы (719).

Распределение случаев падения с высоты в зависимости от вида представлено в табл. 1.

Таблица №1 Количественная характеристика падения с высоты в зависимости от вида

Вид падения Количество %
На ноги 15 22,4
На ягодицы 0 0
На голову 4 6
На боковую поверхность 17 25,4
На заднюю поверхность 7 10,4
На переднюю поверхность 15 22,4
На лестничном марше 4 6
Не указано 5 7,4
Всего 67 100

Из таблицы следует, что чаще всего контакт с поверхностью соударения происходил в горизонтальном положении (плашмя) – 58,2% случаев, намного реже – на ноги и крайне редко — на голову.

Падение происходило с различного уровня, как из жилых помещений, так и других сооружений.

Распределение случаев падения в зависимости от высоты падения представлено в табл. 2.

Таблица №2 Количественное распределение случаев падения в зависимости от уровня падения.

Уровень падения( м., этаж) Количество %
2,5 метра 1 1,5
3 метра 3 4,5
3,5 метра 1 1,5
4,5 метра 1 1,5
7 метров 1 1,5
10 метров 1 1,5
15 метров 1 1,5
2 этаж 2 3
3 этаж 3 4,5
4 этаж 7 10,5
5 этаж 7 10,5
6 этаж 4 6
7 этаж 5 7,5
8 этаж 5 7,5
9 этаж 8 12
10 этаж 2 3
Не указано 15 22
Всего 67 100

Из таблицы видно, что более половины случаев приходится на падение свыше 10 метров (58,5%). В 15 наблюдений без указания уровня падения вошли и 4 случая падения на лестничном марше.

Распределение анализируемого материала в возрастном аспекте показано в таб. 3.

Таблица №3. Количественная характеристика пострадавших в зависимости от возраста

Возраст (лет) Количество %
0-10 1 1,5
11-20 3 4,5
21-30 18 26,5
31-40 9 13,4
41-50 18 26,9
51-60 6 8,9
61-70 5 7,5
Старше 71 7 10,4
Всего 67 100

Из таблицы следует, что 75,7% пострадавших – это люди трудоспособного возраста.

Среди погибших 70,1% (47 человек) составили мужчины и 29,9% (20 человек) – женщины. Наибольшее число погибших мужчин 74,4% (35 человек) были в возрасте 21-50 лет; у женщин 45% (9 человек) — в возрасте 41-70 лет и 20% (4человека) – старше 70 лет.

По времени года наибольшее число случаев падения с высоты отмечено в летний период — 28 наблюдений (41,8%); несколько меньше – в осенний 20 (29,8%). Весной погибли 12 человек (18%); зимой – 7 (10,4%).

По времени суток выявлена следующая картина. Наиболее часто падение зафиксировано в дневное время (13-18 часов) — 19 случаев (28,3%). 17 случаев (25,3%) приходилось на падение в вечернее время (19-24 часа). Приблизительно одинаково происходило падение в ночные (0-6 часов) – 10 (14,9%) и утренние часы (7-12 часов) – 9 (13,4%). Следует отметить, что в 12 случаях (17,9%) в направлениях и постановлениях следственных органов не зафиксировано даже приблизительное время падения.

Анализ материала показал, что в состоянии алкогольного опьянения в момент травмы находилось 35 человек (52,2%), при этом концентрация этилового спирта в крови, обычно оцениваемая у живых лиц, как лёгкой степени алкогольное опьянение отмечена у 8 погибших (22,9%), средней степени – у 13 (37,1%), сильной – у 8 (22,9%), тяжёлой — у 6 (17,1%). В 4 случаях (5,9%) данные о заборе крови в стационаре в медицинских документах не отражены.

Непосредственно на месте происшествия погибло 41 человек (61,2%), в машине скорой медицинской помощи умерло 4 человека (6%), остальные 22 потерпевших (32,8%), были доставлены в стационар. В течение первых суток в стационаре умерли 11 человек (16,4%), в более поздние сроки — остальные 11 (16,4%).

При наружном исследовании трупа повреждения на одежде и обуви выявлены в 16 случаях (23,9%).При их описании форма отмечена в 15 случаях (94%), размер – в 15 (94%); характер краёв – в 14 (87,5%), концов – в 12-ти (75%). Следы наложений на одежде и обуви были выявлены в 17случаях (25,4%).

Среди выявленных повреждений ссадины отмечены в 49 случаях (73,1%), форма которых указана в 46 случаях (93,9%), наличие корочки – в 3 (6,1%), состояние дна – в 45 (91,8%), отслоение чешуек эпидермиса – в 5 (10,2%); кровоподтёки — в 46 (68,7%), раны — в 34 (50,7%), из которых характер краёв и концов указан в 31 наблюдении (91,2%), стенок – в 4 (11,8%), состояние дна – в 27 (79,4%); переломы выявлены в 61 наблюдении (91,0%), из них в 58 (95%) они были безоскольчатые, в 4 (6,5%) – оскольчатые, в 7 (11,4%) – фрагментарные, в 23 (37,7%) – оскольчато-фрагментарные, при этом характер краёв указан в 55 случаях (60,4%), плоскость – в 34 (37,4%). Лишь в 6 случаях (9%) повреждённые кости изымались для дополнительного исследования.

Со стороны внутренних органов, повреждения лёгких выявлены у 38 потерпевших (56,7%), сердца – у 6 (9%), головного мозга – у 34 (50,7%), печени – у 32 (47,7%), почек – у 4 (6%), селезёнки – у 10 (15%), кишечника – у 4 (6%), крупных кровеносных сосудов – у 7 (10,4%), спинного мозга – у 8 (12%), разрывы связочного аппарата – у 35 (52,2%). Признаки общего сотрясения тела обнаружены у 48 человек (71,6%).

В 20 случаях (29,8%) основной и непосредственной причиной смерти явились сами повреждения. В остальных 47 наблюдениях (70,2%), смерть наступила от ближайших и отдалённых осложнений: 30 человек (44,7%) – от обильной кровопотери, 7 (10,5%) – от травматического шока, 7 (10,5%) – от отёка набухания и последующего сдавления вещества головного мозга; у 2 человек (3%) смерть наступила от сепсиса и у 1 (1,5%) – от пневмонии.

Осмотр места происшествия с участием судебно-медицинского эксперта проводился в 40 случаях (59,7%), в 27 (40,3%) – без него. Экспертом положение тела на месте происшествия отмечено в 19 случаях (47,5%); измерение расстояния от линии перпендикуляра до теменной области головы проведено в 21 (52,5%), до центра тяжести – в 15 (37,5%), до стоп – в 19 (47,5%). Характер поверхности соударения отражён в 15 случаях (37,5%), из них грунтовое покрытие было в 9 случаях (60%), асфальтовое – в 4-х (26,6%), снежный покров – в 1 (6,7%), и на промёрзший грунт – в 1 (6,7%). Наличие выступающих частей на поверхности соударения отмечено в 3 случаях (7,5%).

Место из которого произошло падение отражено в 40 случаях (59,7%); из них в 34 наблюдениях (85%) это были жилые дома: в (15 (44,1%) – из комнаты, в 8 (23,5%) – с балкона, в 3 (8,9%) — с лоджии, в 8 (23,5%) — с лестничной площадки. Из административных зданий выпало 2 человека (5%), с мостов – 4 (10%).

При осмотре трупа на месте обнаружения внутрипечёночная температура измерялась в 10 случаях (25%). Суправитальные реакции вообще не проводились.

Деформация частей тела и патологическая подвижность отмечена у 57 пострадавших (85%).

Средние сроки выполнения исследования трупа составили 17 дней, минимальные – 1 день, максимальные – 54 дня. При этом в трёхдневный срок после получения данных дополнительных методов исследования было сдано 43 акта (64,2%), 24 (35,8%) были сданы с превышением установленных сроков (превышение составило от 1 до 28 дней).

Продольные разрезы мягких тканей верхних и нижних конечностей проводились в 59 исследованиях (88%), срединные разрезы по задней поверхности тела — в 51 (76,1%), измерение длины, ширины и продольные разрезы стоп — в 1случае (1,5%), вскрытие позвоночного канала – в 21 (31,3%). Дополнительные пробы у секционного стола проводились в 4 исследованиях (6%).

Судебно-химическое исследование было проведено в 57 случаях (85%). Средние сроки проведения 2 дня; минимальный – 1 день, максимальный – 5 дней.

Забор материла на гистологическое исследование проводился в 67 случаях из них в 37 (55,2%) материал направлен в архив. В остальных 30 (44,8%) – средние сроки исследования составили 15 дней, минимальные – 7 дней, максимальные – 27 дней.

Забор крови на судебно-биологическое исследование для определения групповой принадлежности проведён в 62 случаях (92,5%), из которых в 55 (88,7%) кровь была направлена в архив; в 7 (11,3%) — сроки проведения составили 3 дня.

Схемы повреждений прилагались к 22 (32,8%) актам судебно-медицинского исследования трупа, и лишь в 1-ом — приложение было в виде фототаблицы (1,5%).

При написании выводов свободное падение было определенно в 1 случае (1,5%), ступенчатое падение – в 17 (25,4%), координированное падение – в 1 (1,5%) некоординированное – в 2 (3%). Ни в одном наблюдении не было определено было ли падение с предшествующим ускорением или без него.

Таким образом, проведённый анализ выявил следующее:

  • при выезде на место происшествия дежурные эксперты крайне редко измеряют внутрипечёночную температуру, а суправитальные реакции вообще не проводят, что не позволяет более точно определить давность наступления смерти;
  • при исследовании трупов у секционного стола далеко не всегда эксперты проводят обязательные при травме от падения с высоты стандартные измерения и разрезы; скудно описывают морфологические свойства выявленных повреждений, крайне редко изымают повреждённые кости для дополнительного исследования (у секционного стола правильное выявление зон разрыва и долома практически не возможно). Все эти недочёты негативно сказываются на обоснованности и качестве экспертных выводов;
  • продолжается необоснованное затягивание сроков проведения гистологического исследования;
  • не всегда при написании выводов эксперты определяют было ли падение с высоты координированным или нескоординированным, предшествовало ли этому ускорение тела или нет;
  • не всегда объективно нарушается трёхдневный срок сдачи Акта (Заключения) после получения данных дополнительных методов исследований, при этом непонятно проведение двух экспертиз в однодневный срок;
  • только в 27,3% случаев при поступлении в стационар производился забор крови на наличие и количественное определение алкоголя.

Список литературы

  1. Матышев А.А. – Механизм образования повреждений при прямом свободном падении с высоты // Сб. материалов 2-го Всесоюзного съезда судебных медиков. — Минск, 1982. – 248с.
  2. Солохин А.А., Солохин Ю.А. – Судебно-медицинские аспекты травмы от падения с высоты: М., 1993. – 37с.

LiveInternetLiveInternet


Что же испытывает человек, когда умирает? Когда понимает, что сознание его покидает? Произойдет ли что-то неожиданное в тот момент, когда наша жизнь подойдет к завершению?
1. Утопление

Как правило, когда жертва понимает, что скоро скроется под водой, начинается паника и барахтанье на поверхности. Борясь за возможность дышать, они не могут позвать на помощь. Эта стадия длится от 20 до 60 секунд.
Когда жертвы в конечном счете погружаются, они не вдыхают максимально долго, обычно от 30 до 90 секунд. После этого происходит вдох некоторого количества воды, человек закашливается и вдыхает больше. Вода в легких блокирует газовый обмен в тонких тканях, происходит внезапное непроизвольное сокращение мускулатуры гортани — рефлекс, называемый ларингоспазмом. Возникает чувство разрывания и горения в груди, поскольку вода проходит по дыхательным путям. Тогда наступает чувство спокойствия, свидетельствующее о начале потери сознания от недостатка кислорода, которое, в конечном счете, приведет к остановке сердца и смерти мозга.
2. Сердечный приступ

Наиболее общий признак — боль в груди, которая может быть длительной или возникать и исчезать. Так проявляется борьба сердечной мышцы за жизнь и ее смерть от лишения кислорода. Боль может отдавать в челюсть, горло, спину, живот и руки. Другие признаки: одышка, тошнота и холодный пот.
Большинство жертв не спешат обратиться за помощью, ожидая в среднем от 2 до 6 часов. С женщинами сложнее, так как они чаще испытают признаки типа одышки, отдающей в челюсть боль или тошноту, и не реагируют на них. Промедление может стоить жизни. Большинство людей, умирающих от сердечных приступов, просто не доехали до больницы. Часто фактическая причина смерти — сердечная аритмия.
Приблизительно через десять секунд после остановки сердечной мышцы человек теряет сознание, и минутой позже он мертв. В больницах с помощью дефибриллятора заставляют сердце биться, делают клиринг артерии и вводят препараты, что возвращает к жизни.
3. Смертельное кровотечение

Люди могут погибнуть от потери крови за несколько секунд, если разорвана аорта. Это главный кровеносный сосуд, ведущий от сердца. Причинами бывают серьезное падение или автомобильная катастрофа.
Смерть может наступить через несколько часов, если повреждена иная артерия или вена. В таком случае человек прошел бы несколько стадий. В среднем взрослый имеет 5 литров крови. Потеря полутора литров вызывает чувство слабости, жажды и беспокойства и одышку, а двух — головокружение, замешательство, человек впадает в бессознательное состояние.
4. Смерть от огня

Горячий дым и огонь палят брови и волосы и жгут горло и дыхательные пути, лишая возможности дышать. Ожоги причиняют сильную боль через возбуждение нервов боли в коже.
Когда площадь ожога нарастает, чувствительность несколько снижается, но не полностью. Ожоги третьей степени не повреждают столько, сколько раны второй степени, поскольку поверхностные нервы разрушены. Некоторые жертвы с серьезными ожогами сообщали, что не чувствовали боли, пока они все еще находились в опасности или занимались спасением других. Как только адреналин и шок постепенно проходят, быстро возникает боль.
Большинство тех людей, которые гибнут в пожарах, фактически умирают от отравления ядовитыми угарными газами и недостатка кислорода. Кто-то просто не просыпается.
5. Падение с высоты

Это один из самых быстрых способов умереть: предельная скорость — приблизительно 200 километров в час, достигается при падении с высоты 145 метров и выше. Изучение смертельных падений в Гамбурге, Германии показало, что 75 процентов жертв умерли в течение первых секунд или минут после приземления.
Причины смерти зависят от места приземления и положения человека. Люди вряд ли достигнут больницы живыми, если они падают вниз головой. В 1981 году проанализировали 100 смертельных прыжков с моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Он имеет высоту 75 метров, скорость при столкновении с водой составляет 120 километров в час. Это две главные причины мгновенной смерти. Как результат падения — массивный ушиб легкого, разрыв сердца или повреждение главных кровеносных сосудов и легких сломанными ребрами. Приземление на ноги существенно сокращает травмы и может спасти жизнь.