Спидометр завышает скорость

Andrey-249 ›
Блог ›
Почему «врет» автомобильный спидометр?

Спидометр автомобиля определяет скорость машины, ведь глаз водителя «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом.

Что такое автомобильный спидометр?

Автомобильный спидометр — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или, как в Америке, — мили в час. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые спидометры.

Что показывает спидометр автомобиля? На заднеприводных автомобилях спидометр обычно контролирует вращение вторичного вала коробки передач и по нему рассчитывается скорость. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.

Спидометры переднеприводных автомобилей измеряют скорость с помощью привода левого колеса. Значит, к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево «приборная скорость» чуть меньше, чем посередине машины, а вправо – чуть больше.

Почему «врет» спидометр?

Что касается автомобильного спидометра — нетрудно догадаться, почему он именно «преувеличивает» и показывает большую скорость. Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все аварии и штрафы случились из-за неверных показаний приборов.

Среднее значение погрешности у современных спидометров — 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.

Но почему спидометр обязательно должен «врать»? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса. Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это — параметр нестабильный.

Как сказываются шины нештатного размера на показания спидометра? Замена шины 185/60R14 на шину 195/55R15 или наоборот меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление также искажает показания спидометра.

Если спидометр автомобиля показывает скорость в милях в час, то как перевести в километры в час? Особенно, это касается машин из Америки, где изначально спидометры калибруются в милях в час. Считайте, что 1 миля равна 1,6 км. Значит, если спидометр показывает скорость 90 миль в час, то это 144 км/ч (90 х 1,6 = 144 км/ч). Обратный подсчет из км/ч в миль/ч производиться путем деления на 1,6.

vjwhite ›
Blog ›
Врет ли спидометр?

Человеку нравится ощущение скорости, не случайно в олимпийском девизе на первом месте стоит слово «быстрее». Дух соревнования присутсвует и в разговорах автолюбителей. «Моя идет 150». «А моя – 160 без напряга». А некоторые вообще умудряются укладывать стрелки на ограничитель. Но если во время сотязаний судьи пользуются очень точными приборами, то водители — лишь теми, что уставновлены в машину на заводе. Обычный спидометр позволяет оценить скорость лишь приблизительно: он даже проградуирован в большинстве случаев через 10 км/ч, да и стрелка на ухабах дергается. Легко ошибится при считывании показаний: попробуйте посмотреть на спидометр с места водителя, а потом с пассажирского сиденья. К тому же любой прибор имеет погрешность измерений. Для российских спидометров она приведена в таблице. Обратите внимание, допустимая погрешность на всех скоростях со знаком «плюс». Это значит, что спидометр может только завышать показания, а занижать не имеет права, иначе водитель неправильно оценит дорожную обстановку и заработает штраф или, еще хуже, попадет в аварию.
Какой-то спидометр, допустим, не ошиьается совсем, зато другой может иметь максимальную погрешность. При скорости 140 она составит 8 км/ч, в результате прибор покажет 148, что читается как 150. Не здесь ли источник рассказов о фантастических скоростях?
Всем, кто знаком с основами геометрии, а особенно таксистам, известно, что на показания счетчика пробега заметно влияет размер шин. Посмитрим теперь, как зависят от него показания спидометра. Начнем с устройства прибора.
Спидометр состоит из двух приборов, объединенных в одном корпусе. Один служит для измерения скорости (его называют скоростным узлом спидометра), другой показывает пробег автомобля (счетный узел).
Скростной узел (для удобства будем называть его просто спидометром) устроен так. На приводном вале закреплен магнит. На оси, свободно вращающейся в подшипниках, закреплена деталь из немагнитного материала (например алюминиевого сплава), называемая картушкой. Стальной экран концентрирует магнитное поле. При вращении магнита в картушке возникают вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия полей магнита и картушки последняя отклоняется и поворачивает стрелку, преодолевая сопротивление пружины.
Угол поворота катушки пропорционален окружной скорости полюсов магнита, а значит – частоте вращения приводного вала, которая, в свою очередь, пропорциональна частоте вращения ведущих колес автомобиля. Слкдовательно, чем больше колесо сделает оборотов в единицу времени, тем большую скорость покажет спидометр. Очевидно, если из двух колес одно чуть меньше, то за один оборот оно пройдет меньший путь и на одинаковом отрезке сделает больше оборотов. Соответственно и показания спидометра будут выше.
Рассмотрим следующий пример. Вы и Ваш товарищ проехали один и тот же участок с одинаковой скоростью, допустим 140 км/ч (реальная скорость, а не показания спидометра). При этом ваш спидометр завышает показания, а спидометр товарища – нет. Ваш автомобиль обут в поношеные радиальные шины (внешний диаметр 580 мм), а автомобиль товарища – в диагональные с наварным протектором (внешний диаметр 610 мм). При таком раскладе показания вашего спидометра около 150 км/ч, а соседского 133 км/ч (его колеса делают меньше оборотов, примерно на 5%). Поскольку спидометр проградуирован через каждые 10 км/ч, то последнее число округляется до 130. Разница – 20км/ч велика, хотя на самом деле скорость была одинакова.

На показания спидометра также влияют температура окружающего воздуха, передаточное чило главной пары и другие факторы.

Допустимая погрешность спидометра (в скобках указана допустимая погрешность при 20С)
Действительная скорость, км/ч 60 и менее( 4) 80( 5) 100( 6) 120( 7) 140( 8)

На сколько врет спидометр и зачем?

Спидометр высчитывает скорость автомобиля косвенно, через обороты выходного вала коробки передач, поэтому не всегда отражает реальную картину передвижения в пространстве. Он имеет свою погрешность, которая колеблется в рамках 0,5 %. Кроме того, есть масса иных факторов, заставляющих измерительную технику ошибаться.

Хозяин машины может поставить нештатные колеса, или при тюнинге заменят главную пару. Случаются и непредвиденные ситуации: если вдруг спустит шина или придется ехать на докатке. Тогда истинная скорость машины тоже изменится, а показания спидометра останутся прежними.

Поэтому, чтобы водитель вдруг не решил, что едет слишком медленно, на законодательном уровне предписано вносить в техническую часть спидометра положительные коррекции.

Приборы измерения скорости сознательно настроены на завышение. Того требует ГОСТ Р 41.39-99. И сделано это по соображениям безопасности.

Согласно пункту 5.3 технического регламента «скорость по прибору не должна быть меньше истинной». Другими словами, завышать прибор может, а вот занижать ему запрещено законом. Поэтому конструкторы закладывают в показания скорости запас, который, как демпфер, оставляет их в рамках разрешенного коридора.

Определить этот запас можно самому. Достаточно посмотреть на экран навигатора во время движения и сравнить с положением стрелки спидометра. Но для любителей точных цифр существует утвержденная методика. В пункте 5.2 ГОСТа Р 41.39-99 (Правила ЕЭК ООН N 39) приводится формула расчета коррекций.

«Между скоростью, указываемой на шкале спидометра (V1) и истинной скоростью (V2) должно соблюдаться следующее отношение: 0 < V1-V2 < V2/10+4 км/ч».

Если подставить истинную скорость автомобиля на междугородней дороге в 100 км/ч, то положительные искажения автомобильного спидометра не должны превышать 14 км/ч. Но это максимальное значение. На практике каждый производитель решает сам, как настроить спидометр в рамках отведенного коридора. Обычно плюсование колеблется в районе 7 км/ч. То есть при истинной скорости в 100 км/ч спидометр показывает примерно 107 км/ч.

При меньшей скорости искажение тоже снижается, однако оно никогда не падает ниже 5 км/ч. Если ехать в городе ровно 60 км/ч, то истинная скорость составляет 55 км/ч.

Почему же производители не спешат устанавливать точные приборы на основе спутниковой системы GPS или ГЛОНАСС? Ведь показания навигационных спутников не зависят от размерности шин или частоты вращения выходного вала.

Все просто: поймать сигналы навигационных спутников можно не везде. В больших городах с их радиоэлектронными помехами и крупными зданиями сбои «космической» связи случаются слишком часто. А скорость водителю нужно знать всегда и без задержек – пускай и слегка завышенную.

В общем, погрешности автомобильного спидометра помогают ездить безопасно. Они не только тешат самолюбие людей, но и идут им на пользу, зачастую уберегая от ненамеренного нарушения скоростного режима, чреватого неприятным штрафом.

Насколько врёт спидометр автомобиля

Если в поездках на автомобиле вы пользуетесь навигатором, то наверняка замечали, что данные о скорости, отражаемые на спидометре и в навигаторе, несколько отличаются друг от друга. Почему так происходит, а также от чего зависит разница – узнаете из этой статьи.

Насколько точно показывает спидометр скорость автомобиля

Точность показаний спидометра зависит от его разновидности. Измерители бывают:

  • механическими;
  • электронными.

В заднеприводных автомобилях показания механического измерителя напрямую связаны с передаточным числом редуктора. Изменение передаточного числа сказывается на данных о быстроте движения авто. Влияет на погрешность также изношенность редуктора и состояние шин. В сумме неточность показаний может составлять более 10 %.

В переднеприводных авто механический прибор получает данные о скорости от привода левого колеса, расположенного выше главной пары. При правом повороте показания измерителя увеличиваются, при левом – уменьшаются в сравнении с движением по прямому отрезку.

Электронные спидометры получают данные за счёт контроля над вращением ведущего колеса. Несмотря на то что им не страшны люфт, износ троса или катушки и прочие неприятности, свойственные механическим приборам, всё же назвать их абсолютно точными нельзя. Погрешность электронных измерителей составляет примерно 5-7 %.

В среднем погрешность прибора может достигать 10 % при скорости 200 км/ч.

От чего зависит погрешность

Спидометр является измерительным прибором, а ни один из них не может функционировать без погрешностей, которые делятся на:

  • инструментальные, зависящие от точности самого измерительного прибора;
  • методические, на которые влияет способ измерения той или иной величины (в данном случае — скорости);
  • дополнительные, к ним можно отнести, например, использование не предусмотренных производителем автомобиля шин или отличающихся по размеру дисков.

Неточность измерителя различается в зависимости от привода автомобиля:

  • у заднеприводных она составляет около 10 %;
  • у переднеприводных немного меньше – 5-7 %.

Любой производитель закладывает в спидометр определённую погрешность измерения быстроты движения, выраженную в процентном отношении. И этот процент будет всегда неизменным, независимо от того, насколько быстро движется автомобиль. В то же время реальные цифры, которые можно наблюдать на приборной доске, будут различаться в зависимости от того, едет ли авто со скоростью 50 или 150 км/ч.

В среднем, при движении со скоростью 200 км/ч погрешность измерителя составит 10 %. При замедлении до 110 км/ч, разница может уменьшиться до 5-10 км/ч, а двигаясь не быстрее 60 км/ч, можно наблюдать минимальную неточность либо не наблюдать её вовсе.

Чем выше скорость автомобиля, тем больше погрешность между показаниями измерителя и реальной скоростью, определяемой в абсолютных величинах. При этом выраженная в процентах поправка, заложенная производителем, останется неизменной.

Зачем спидометр врёт

Любой спидометр должен соответствовать техническим требованиям, установленным ЕЭК ООН №39 (ГОСТ 12936-2017). Правила требуют, чтобы погрешность измерителя не отличалась от реальной скорости движения автомобиля больше, чем на 10%+6 км/ч.

То есть, в соответствии с международными правилами и российским государственным стандартом исправный измерительный прибор должен показывать большую скорость, чем в действительности.

Производители не выпускают приборы с нулевой погрешностью по ряду причин:

  • ни один измерительный прибор не может быть абсолютно точным;
  • в процессе эксплуатации автомобиля датчики теряют чувствительность, а контакты окисляются, что в любом случае сказывается на точности показаний измерительного прибора;
  • показания спидометра зависят от таких параметров, как износ шин, диаметр колёс, температура воздуха и т. п.

Если скорость, которую показывает спидометр, будет больше реальной, то ничего страшного не произойдёт (правила разрешают такой вариант). Но если показания измерительного прибора будут меньше, чем в действительности, то водителей можно будет привлекать к ответственности за нарушения скоростного режима, которые они в действительности не совершали.

Как можно повлиять на показания спидометра

Для измерения скорости датчики спидометра пользуются данными о количестве оборотов колёс. В каждом автомобиле датчики настроены на колёса штатного размера. Производители обычно допускают возможность установки на автомобиль нескольких типоразмеров дисков и шин, именно под них измерительный прибор и был откалиброван изначально.

Но если поменять колёса на нестандартные, то есть, на те, которые отличаются по размеру от допускаемых производителем, то показания измерительных приборов изменятся:

  • при установке колёс большего диаметра, чем предусмотрено производителем, спидометр будет показывать меньшую скорость;
  • установка колёс меньшего диаметра, напротив, приведёт к увеличению показаний измерительного прибора.

Величина неточности будет увеличиваться или уменьшаться пропорционально тому, насколько новые шины будут отличны от стандартных.

Устанавливая на автомобиль нестандартные шины или диски, выполните калибровку спидометра.

Теперь вы знаете, почему реальная скорость автомобиля и та скорость, которую вы можете наблюдать на приборной доске, отличаются друг от друга. Кроме погрешности, предусмотренной производителем, на данные спидометра влияет, к примеру, размер колёс. Зная об этом, будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим.

>Максимальная скорость на спидометре не является максимальной скоростью автомобиля: уловка автопроизводителей

Правдива ли максимальная скорость на спидометре автомобиля?

Вы когда-нибудь разгонялась до максимальной скорости, указанной на спидометре вашей машины? Большинство автолюбителей, конечно, не делали этого. И в первую очередь не из-за того, что в большинстве случаев максималка, указанная на спидометре, явно выходит за рамки максимально возможной установленной скорости движения в стране.

Смотрите также: Tesla Model S P100D разгоняется быстрее, чем силы тяжести

Чаще всего люди не проверяют на что способен их автомобиль, испытывая страх перед большой скоростью. Но независимо от того знакомы ли вы с максимальной скорости вашего авто, задумывались ли вы когда-нибудь, достоверная ли максималка скорости указанная на спидометре вашей машины?

На самом деле максимальная скорость, указанная на спидометре конкретного автомобиля, может не соответствовать его реально возможной максимальной скорости. Особенно если эта модель авто выпускается с несколькими двигателями, разного объема и мощности.

В качестве примера давайте возьмем BMW 3-серии в кузове E46 (обычные версии — не М-серии), которая выпускалась от четырехцилиндровых двигателей объемом 1,8 литра до 3,0-литровых 6-ти цилиндровых моторов, которые как правило устанавливались в дорогие версии «трешки».

Все эти модели в 3-й серии имеют одинаковый спидометр с максимальной скоростью 240 км/час. Но это не означает, что все версии 3-серии BMW E46 могут разогнаться до 240 км/ч.

Обычно этой скорости достигают модели с трехлитровым мотором. В американской версии максимальная скорость указана милях и составляет 140 миль в час. Кстати, топовая версия BMW 330xi в кузове Е46 могла разгоняться до 247 км/час, что как видите превышает максимальную отметку 240 км/час или отметку 150 миль в час (247 км/ч = 154 миль/ч).

Таким образом на примере этой модели BMW мы можем сказать, что да, максимальная скорость на спидометре может действительно не соответствовать действительности как меньшую сторону (что чаще), так и в большую сторону.

Кстати, как BMW делают многие автопроизводители. Особенно если речь идет об одной модели с разными по мощности двигателями. В итоге даже самая маломощная модель получает, как правило, точно такой же спидометр, который установлен в самой мощной версии одного модельного ряда.

Но для чего автопроизводители, по сути, обманывают автовладельцев?

В первую очередь это сделано для экономии в процессе производства автомобилей. Ведь согласитесь производить под каждую версию модели свой спидометр накладно.

Во вторую очередь производитель хочет дать владельцу более приятное чувство, что автомобиль может достигнуть такой скорости. И не важно проверит ли владелец авто этот факт или нет. Ведь даже, если владелец машины и узнает, что машина не может достигнуть максималки, не многие будут расстроены, поскольку мы не ездим каждый день на такой огромной скорости.

Кстати, максимальная скорость у BMW 318i E46 значительно ниже, чем 240 км / ч:

Перед вами интересный факт реального испытания автомобиля на стенде! Причем выше можете видеть результаты замеров BMW 318i, которая была настроена в стране производителя на максимальную мощность при использовании определенного бензина.

То есть машина претерпела программный чип-тюнинг без негативного влияния на двигатель, в результате которого машина получила больше мощности при работе на любом бензине.

В итоге, исходя из этих данных, получается что BMW 318i E46 с заводскими настройками имеет более скромные скоростные характеристики.

Так что однозначно можно сказать, что многие автопроизводители указывают на спидометре чаще всего не правдивую информацию о максимальной скорости. Вот основные причины этого:

  • Маркетинговые цели, потому что они знают, что некоторые люди верят, что максимальная скорость на спидометре говорит вам, насколько быстр ваш автомобиль.
  • Максимальная скорость, по их мнению, должна указываться та, которой может достигнуть их топовая версия в модельном ряду.
  • Автопроизводитель знает, что не много автовладельцев автомобилей сможет проверить разгонится ли автомобиль до максималки. Чаще всего скорости, которые наиболее вероятно будут часто использоваться водителем, находятся намного ниже на спидометре. Вот именно в этом секторе прибора потребители и обращают внимание на скорости.

Вот два примера видео разгона Тойота Камри V50 с 2,5-литровым и 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем. Обратите внимание, что у двух автомобилей одинаковый спидометр с максимальной скоростью — 240 км/ч. Правда обращаем внимание, что так было в автомобилях Тойота не всегда.

Почему врет спидометр?

То, что в реальности скорость автомобиля всегда чуть меньше, чем показывает спидометр — не секрет для большинства автолюбителей. Но почему это вошло в традицию? Истинную скорость легко может показать любой, даже недорогой навигатор — почему автопроизводители продолжают «мухлевать»?

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек — задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая «неделя простых вопросов»: мы собираемся искать ответы и дальше — в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.
Почему же «врет» спидометр?

Что касается спидометра — нетрудно догадаться, почему он именно «преувеличивает». Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все неприятности (штрафы, аварии, поломки) случились с ними из-за неверных показаний приборов.

Среднее значение погрешности у современных спидометров — 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет.

Но почему спидометр обязательно должен «врать»? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса (точнее, показания снимаются с одного из валов в трансмиссии, но скорость вращения этого вала прямо пропорциональна скорости вращения колеса). Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это — параметр нестабильный.

По слухам, погрешность цифрового спидометра сведена к нулю и составляет всего 1 км/ч. На самом же деле цифровой спидометр также обманывает в плюс, показывая скорость большую, чем есть на самом деле.

«Колесо может быть приспущенное или перекачанное, зимой воздух в покрышке одной температуры, а летом — другой. Все это влияет на диаметр колеса и как следствие — на показания спидометра, — говорит Андрей Глазков, директор по маркетингу российского представительства компании Mazda. — Не говоря о том, что водитель может поставить диски диаметром на несколько дюймов больше чем у стандартных. Поэтому создать сверхточный спидометр в теории можно. Но и стоить он будет дорого. Кстати, на престижных немецких машинах, насколько я знаю, стоят спидометры с минимальной погрешностью — но и цены на эти машины не назовешь демократичными…»

Многие считают, что цифровые спидометры точнее стрелочных, но на деле это не более чем заблуждение. «Цифровые спидометры ничем не отличаются от аналоговых: механизм измерения скорости одинаковый, отличается лишь метод отображения результатов этих измерений», — поясняет Максим Неупокоев, менеджер по обучению российского представительства Porsche.

По идее, получить сверхточный спидометр сейчас не так уж сложно: достаточно на роль источника данных выбрать GPS-модуль штатной навигационной системы. Так наверняка и произойдет, когда навигация станет неотъемлемым элементом автомобиля, а не чрезвычайно дорогой опцией. Пока же водителям остается мириться с маленьким «вруном», постоянно маячащим перед глазами.

Другие материалы «недели простых вопросов»:
Откуда взялось слово «седан»?
Почему АБС скрежещет и бьет по педали?
Почему сверловка колес у всех автомобилей разная?
Как выбирают место для лючка бензобака?

Зачастую скорость автомобилей очень высока, а ее влияние на безопасность водителя и его пассажиров очень существенна, без спидометра вряд ли возможно представить жизнь современного водителя.

Ведь спидометр не только украшает приборную панель, но и экономит деньги, время и от того, насколько верно он показывает скорость, зависит безопасность водителя и пассажиров.

Однако иногда спидометр показывает скорость неправильно. Ниже мы поговорим о том, почему спидометр может лгать и как это понять.

Причины

На самом деле, ваш автомобиль может разогнаться почти до 100 км в час, даже если ваш спидометр показывает совершенно другое. Так почему спидометр лжет?

Дело в том, что у автопроизводителей есть свои причины.

  1. С точки зрения логистики, автопроизводители не могут создать новую систему для каждой машины. Да и учитывая стоимость – это просто невозможно. Таким образом, чтобы значительно упростить процесс изготовления спидометров, многие автопроизводители будут использовать те же датчики для автомобилей среднего класса, что и для моделей более высокого класса.
  2. Плюс, высокие цифры на экране так и привлекают и потенциально влияют на пробуждение внутреннего гонщика. Именно для того, чтобы подавить такой психологический эффект и последующие негативные события спидометр может немного привирать, увеличивая цифры.
  3. Насколько привирает спидометр, зависит от модели автомобиля и марки, некоторые спидометры практически не имеют разницы с реальной скоростью, некоторые могут оставаться неподвижными на скорости до 5 км / ч или более.

Как понять, что спидометр врет

В то время как несколько авто управляют ограничением скорости в соответствии с их спидометром, другой авто может двигаться немного быстрее, чем остальные. В связи с этим полезно проверить, насколько привирает ваш спидометр.

Это можно сделать с помощью устройства GPS, например, телефона или спутниковой связи. Просто убедитесь, что сигнал хороший, чтобы вы могли получить правильные показания.

Как только вы запомните, насколько привирает ваш спидометр, вы сможете легко это компенсировать. Если вы не доверяете GPS, то вам следует знать, что современная система и устройства, которые ее используют, показывают предельно точные показания.

Ради безопасности всех участников дорожного движения, лучше всего сосредоточиться на соблюдении ограничения скорости, когда вы едете за рулем, а не на спидометре вашего автомобиля. Откажитесь от опасного вождения и от нарушения ПДД. Надеемся, что информация была полезна для вас.