Телематика

Разбираемся, что даёт телематика в автостраховании

Примеров, когда инициативы страховщиков приводят к повышению уровня безопасности, множество. Они преследуют свою выгоду, оптимизируют выплаты, а хорошо в итоге всем. Российские страховые компании не проводят своих краш-тестов, зато пытаются научить нас с вами аккуратно ездить и за счёт этого экономить деньги на полисах Каско. Вопрос актуальный, ведь, скажем, если вам восемнадцать и вы купили новый Logan, то за полис Каско с ремонтом у официального дилера у вас попросят свыше 100 тысяч рублей, более 20% от цены машины. Убиться можно! Меж тем в Европе давно отлажен механизм, как помочь ответственному человеку страховаться дешевле, — называется UBI, Usage-Based Insurance, то есть страхование, основанное на сборе данных о том, как, где и когда используется машина.

Вся суть — в «спичечной» коробочке-передатчике, которая дружит с системами GPS и ГЛОНАСС, вставляется в штатный диагностический разъём автомобиля и сообщает страховщику, словно гоночному инженеру, данные о вашей манере вождения. Всех обогнал? Шиш тебе, а не скидка! А ездишь тише воды, ниже травы — полис можно удешевить чуть ли не вдвое. Идея, конечно, не нова — грузоперевозчики пользуются мониторингом более десяти лет. Но в автостраховании телематические посевы на российской почве только восходят: скидками за аккуратную езду манят Intouch, «Ренессанс» (техническим партнёром обеих компаний выступает МТС), УралСиб, в то время как, например, Ингосстрах пока использует спутниковый мониторинг только для определения местоположения автомобиля… У каждого игрока в телематику — своё видение.

Внутри передатчика американской фирмы Novatel Wireless — трёхосевой акселерометр и обыкновенная сим-карта Билайна. За сам датчик, его установку и эксплуатацию покупатель полиса «умного» Каско ничего не платит.

Самый свежий пример — ВымпелКом и его страховой партнёр «Независимость» (74 место в РИА Рейтинге). Они утверждают, что настоящая страховая телематика — это не только скидки за аккуратную езду, но ещё возможность настроить условия договора под себя и упрощённое урегулирование убытков. Так, если встроенный в передатчик трёхосевой акселерометр, работающий с частотой 100 Гц, зафиксировал удар, не надо собирать справки при повреждении автомобиля на стоянке, наезде на препятствие и даже в ряде видов столкновения с другой машиной. А если данные, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, будут противоречить телеметрии, при расчёте выплат приоритет будет отдан последней.

По оценке ВымпелКома, рынок Каско к 2018 году вырастет на 45% (до 298 млрд рублей), а на так называемое умное страхование придётся его пятая часть. Выгода страховщиков — более точное управление рисками, борьба с мошенниками. Но что с того нам? Сначала на сайте «Независимости» (которая утверждает, что ежемесячно из 800 полисов Каско продаёт 500 с телематикой) я накалькулировал новичку с Логаном обычное Каско — 115 тысяч рублей (забавно, но тут чёрный цвет машины относительного белого — это ещё плюс шесть тысяч), а после — Каско с телематикой: 69 тысяч. Вдвое дешевле. Но вы даже не представляете, чего стоит эта экономия!

Слева — коробочка ВымпелКома, установленная в диагностический разъём седана Subaru Legacy, справа — аналог МТС. Основное техническое отличие — это отсутствие у последнего встроенной батареи: питание осуществляется только от аккумулятора автомобиля. Надуть страховщиков, переткнув маячок в машину более спокойного водителя, не выйдет. Во-первых, они тут же зафиксируют отключение, а во-вторых — через диагностический разъём «виден» VIN. На случай ТО, где этот разъём используется по назначению, придётся так или иначе объясняться со страховщиками. Впрочем, на фото — лишь один из вариантов размещения: с развитием услуги планируется скрытая установка передатчиков в дилерских центрах (и на заводах — в случае с комплексом ЭРА-ГЛОНАСС).

Во-первых, наш новичок сможет наездить за год не более 15 000 км со скоростью не выше 110 км/ч. Во-вторых, ареал его перемещений ограничен указанным в договоре административным округом (я выбрал ЗАО, для других округов и их комбинаций — иные скидки). В-третьих — строго в определённое время: с 7 утра до 12 часов и с 19 до полуночи. Все, что вываливается за рамки, — нестраховой случай! Плюс здесь в том, что все эти ограничения вы сами себе выставляете, а годовой пробег свыше 15 тысяч можно докупить. Но тогда, понятно, и скидка будет много меньше.

Пример отчёта об аварии, который видит страховщик. Графики перегрузок, привязанные к конкретным координатам, во многих случаях обещают помочь избавиться от муторного сбора справок для выплаты компенсации.

А что с анализом манеры езды? Здесь у каждого страховщика свои правила. Например, компании Intouch для 20-процентной скидки на полис текущего года достаточно месяца вашей аккуратной езды (после датчик-передатчик изымается из автомобиля). В УралСибе максимальная скидка 25%, но наблюдают за вами втрое дольше. А в «Независимости» ездить с передатчиком придётся круглый год, причём скидка за аккуратность действует только при продлении — уже на новый полис. И максимальные 20% тут ещё поди заработай: не более 600 км в месяц, менее 30 минут в день, без поездок в часы пик и ночью… Средняя «ездовая» скидка ожидается на уровне 15% (против 17% в УралСибе).

Получается, «умному страхованию» ума ещё набираться и набираться. Пока оно, например, не видит разницы в том, что есть резкое ускорение, скажем, для BMW M3 и для Chevrolet Aveo. А если водитель вздумает потренироваться на закрытой площадке, то, вопреки своему правильному со всех сторон порыву, заплатит за каждую перегрузку. Но главное — это судебная практика, когда инциденты начнут случаться на границах выделенных временных, скоростных и территориальных зон. Сейчас ни у кого такого опыта нет — и каким он окажется, предсказать сложно. Учитывая позицию судов относительно правомерности отказа в выплате, которая была разъяснена в прошлогоднем Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации, законность таких отказов неочевидна. Даже несмотря на то, что клиент согласился с ограничением покрытия Каско при заключении договора.

Первые два скриншота — из мобильного приложения СК «Независимость»: здесь учитываются боковые перегрузки, а максимум аккуратности премируется 100 баллами. Изображения 3 и 4 — из приложения компании Intouch: боковые ускорения не учитываются, максимум баллов — десять. В обоих случаях заезд на закрытую площадку для тренировок (снимок 4) — это кол за аккуратность! В остальном критерии безопасного вождения у каждого страховщика свои: пробег (наиболее весомый фактор), скорость, резкие разгоны и торможения, время и частота поездок, езда по эстакадам… Несколько десятков параметров! Например, в УралСибе установили, что вероятность попасть в аварию ночью втрое выше, чем днём, а при увеличении средней скорости на 10 км/ч риск происшествия возрастает на 50%.

Насколько вообще высока корреляция телеметрии с реальной безопасностью езды: объехал открытый люк — урезал скидку? А как все эти телепобеги уживутся с государственной системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая будет введена для новых типов транспортных средств уже с 2015 года и способна во многом дублировать страховые ноу-хау? Несмотря на все сложности, участники телематического рынка прочат ему бурный рост: к 2020 году количество пользователей страховой телеметрии в России должно достичь двух миллионов. Вы готовы оказаться в их числе? Если уже пользуетесь страховой телематикой, то поделитесь с нами своим опытом в комментариях. Выгодно ли это — жить под колпаком?

Телематическое устройство для автомобиля

Полезная модель относится к транспортной телематике, в частности, к автомобильному телематическому устройству, предназначенному для удаленной диагностики, навигации и дистанционного управления функциями автомобилем. Телематическое устройство для автомобиля включает GPS модуль для определения местоположения, скорости и направления движения автомобиля, GSM модуль, обеспечивающий беспроводную связь с удаленным сервером сбора, хранения и передачи информации и с программным обеспечением на смартфоне пользователя посредством удаленного сервера для контроля местоположения автомобиля, его технических показателей, управления функциональными элементами автомобиля и передачи информации о техническом состоянии автомобиля в сервисный центр, модуль детекции удара и перемещения автомобиля, модуль силовых реле, управляющий запуском/глушением двигателя, модуль аналоговых реле, управляющий слаботочными цепями автомобиля, дополнительно устройство включает CAN модуль, реализованный в виде двух независимых CAN интерфейсов, LIN модуль, взаимодействующий с устройством защиты от несанкционированного запуска двигателя, и связано с web-сайтом, с помощью которого возможна удаленная настройка конфигурации и обновление программного обеспечения устройства. Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей телематического устройства для автомобиля, исключение необходимости установления дополнительного оборудования для обеспечения всего функционала, ускоренный доступ к сервисной информации и обеспечение надежного канала коммуникаций. 1 фиг.

Полезная модель относится к транспортной телематике, в частности, к автомобильному телематическому устройству, предназначенному для удаленной диагностики, навигации и дистанционного управления функциями автомобилем.

Автомобильная телематика заключается в использовании компьютерных, сенсорных и телекоммуникационных технологий для удаленного оказания услуг. Основными категориями телематических услуг являются навигация, удаленная диагностика, управление автопарком, безопасность, мультимедийные функции, связь и доступ к информации. Кроме того, при создании телематических устройств должны обеспечиваться конфиденциальность и безопасность данных.

Из существующего уровня техники известна сервисная система безопасности «3S-Telematica». Система включает мультисистемный блок ГЛОНАСС/GPS/GSM, сервисную кнопку, для связи с диспетчерским центром, ЕБЯ акселерометр, являющийся датчиком ДТП, иммобилайзер, обеспечивающий защиту от захвата автомобиля и беспроводную блокировку двигателя, датчик крена/перемещения, датчик объема для обнаружения проникновения в автомобиль, сервер приложения и мобильное приложение для смартфона, которое позволяет владельцу дистанционно контролировать и управлять функциями системы (см. сведения в Интернет: http://3s-t.ru/uslugi/ohranno-poiskovye-sistemy-bezopasnosti/r-2.html).

Система обеспечивает контроль состояния автомобиля через диспетчерский центр, определяет его местонахождение и анализирует стиль вождения, что позволяет владельцу автомобиля пользоваться технологией «умного» страхования (использование при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию информации о пробеге и других параметрах движения автомобиля, полученной при помощи телематических систем). С помощью мобильного приложения пользователь системы может определить местоположение автомобиля, дистанционно управлять функциями автомобиля (при установке дополнительного оборудования) и вызывать оператора диспетчерского центра.

Недостатками данной системы является необходимость установки дополнительного оборудования для возможности управления функциями автомобиля, например, удаленного запуска/остановки двигателя, открытия/закрытия дверей, управления габаритами, открытия багажника, управления клаксонами. Кроме того, отсутствует функция оповещения владельца автомобиля или заинтересованных лиц напрямую в случае возникновения аварии, взлома или других нештатных ситуациях.

Известны охранные комплексы, обладающие набором охранных, противоугонных и сервисных функций, таких как открытие/закрытие дверей и окон, удаленный запуск/глушение двигателя, управление клаксоном, габаритными огнями и др. Такие системы имеют модульную архитектуру и могут дооснащаться охранно-поисковым GSM/GPS модулем, а также CAN модулем при установке на автомобиль с CAN-шиной. (см. сведения в Интернет: http://www.ultrastar.ru) Сигнализации с GSM/GPS модулем помимо стандартных функций обеспечивают определение местоположения, оповещение о состоянии автомобиля (взломе, угоне) и дистанционное управление охранными комплексами и дополнительным оборудованием, например, предпусковым обогревателем. Управление комплексом и его частичная настройка могут осуществляться владельцем автомобиля через мобильное приложение для устройств на платформе iOS и Android или через интернет-сервис.

Такие комплексы представляют собой удобную и надежную систему безопасности автомобиля, но не направлены на обеспечение владельца автомобиля или заинтересованных лиц дополнительными сервисными возможностями, например, предоставление информации о техническом состоянии автомобиля или о стиле вождения автомобиля, которая может быть необходима при страховании автомобиля.

Известен сигнализационный комплекс охраны и контроля транспортного средства, который состоит из головного блока управления GPS/GPRS/DiZicBee с приемо-передающий модулем GSM-сигнала и GPS-маяком, соединенного с пультом дистанционного управления и удаленным управляющим сервером, из модулей управления механизмами и лампочками, из модуля реле блокировки, из модуля детектора удара и модуля датчика объема, из модуля датчика разбития стекла и модуля выносного для управления воротами. Головной блок управления соединен беспроводной связью с пультом дистанционного управления, удаленным управляющим сервером и со всеми модулями и снабжен программным обеспечением для компьютера для обеспечения контроля клиентом маршрута движения и состояния сигнализации, и программным обеспечением для смартфона для обеспечения контроля клиентом маршрута движения, состояния сигнализации, настройки ее, дистанционной блокировки двигателя или его заводки, слежения в режиме On-line, контроль дат движения автомобиля с привязкой к часовым поясам (Патент РФ 106194, B60R 25/00, G07C 5/00 опубл. 10.07.2011). Система позволяет владельцу с помощью мобильного приложения дистанционно контролировать состояние автомобиля, управлять функциями, определять его местоположение.

Данная система обеспечивает владельцу полный комплекс охранно-противоугонных функций, но не предусматривает передачу информацию о техническом состоянии автомобиля.

Задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является разработка телематического устройства для автомобиля, позволяющего осуществлять посредством смартфона пользователя контроль, мониторинг и управление функциями автомобиля, лишенного недостатков вышеуказанных аналогов.

Техническим результатом заявленной полезной модели является расширение функциональных возможностей телематического устройства для автомобиля, исключение необходимости установления дополнительного оборудования для обеспечения всего функционала, ускоренный доступ к сервисной информации и обеспечение надежного канала коммуникаций.

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что телематическое устройство для автомобиля включает GPS модуль для определения местоположения, скорости и направления движения автомобиля, GSM модуль, обеспечивающий беспроводную связь с удаленным сервером сбора, хранения и передачи информации и с программным обеспечением на смартфоне пользователя посредством удаленного сервера для контроля местоположения автомобиля, его технических показателей, управления функциональными элементами автомобиля и передачи информации о техническом состоянии автомобиля в сервисный центр, модуль детекции удара и перемещения автомобиля, модуль силовых реле, управляющий запуском/глушением двигателя, модуль аналоговых реле, управляющий слаботочными цепями автомобиля, дополнительно устройство включает CAN модуль, реализованный в виде двух независимых CAN интерфейсов, LIN модуль, взаимодействующий с устройством защиты от несанкционированного запуска двигателя, и связано с web-сайтом, с помощью которого возможна удаленная настройка конфигурации и обновление программного обеспечения устройства.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежом, на фиг. 1 представлена блок-схема устройства.

Телематическое устройство для автомобиля 1 включает GPS модуль 2; GSM модуль 3, осуществляющий передачу данных между оборудованием 1 и удаленным сервером 10, к которому подключаются конечные пользователи посредством программного обеспечения 11 на своем смартфоне (на платформе iOS, Android, Windows Phone) или посредством web-сайта 12; модуль детекции удара и перемещения автомобиля 4; встроенный датчик температуры 9, модуль силовых реле 5, управляющий запуском/глушением двигателя, модуль аналоговых реле 6, управляющий слаботочными цепями автомобиля (открытие/закрытие дверей, открытие багажника, подача звукового сигнала, включение/выключение габаритных огней); CAN модуль 7, реализованный в виде двух независимых CAN (Controller Area Network) интерфейсов; LIN (Local Interconnect Network) модуль 8, обеспечивающий взаимодействие с устройством защиты от несанкционированного запуска двигателя (иммобилайзером).

Телематическое устройство для автомобиля 1 работает следующим образом. Устройство 1 устанавливается в автомобиль и подключается, в зависимости от марки и модели автомобиля, к следующим цифровым и аналоговым линиям: внутренней CAN шине, внешней CAN шине, зажиганию, стартеру, датчику педали тормоза, питанию аксессуаров автомобиля, устройству защиты от несанкционированного запуска двигателя (иммобилайзеру), клаксону, габаритным огням, центральному замку, концевикам дверей, концевику багажника, входу сигнала тахометра, датчику температуры салона автомобиля. Устройство 1 посредством встроенного GSM модуля 3 подключается к удаленному серверу 10. К серверу 10 так же подключаются конечные пользователи с помощью программного обеспечения 11 на своем смартфоне. Передача данных между устройством 1 и сервером 10 осуществляется по VPN (Virtual Private Network) каналу без доступа в публичный интернет, что обеспечивает высокую степень защиты.

Вначале производится конфигурирование устройства 1, т.е. программная настройка режимов работы различных узлов и настройка выполняемых функций. Настройка конфигурации устройства 1 или обновление программного обеспечения устройства 1 осуществляется с помощью web-сайта 12.

Обновление осуществляется в рамках следующего алгоритма. Администратор сервера через web-сайт 12 добавляет на сервер 10 новую версию программного обеспечения для устройства 1 и определяет на основании критериев (версия аппаратной части устройства, дата выпуска) какие аппаратные части устройства должны быть обновлены. Сервер 10 при очередном сеансе связи с устройством 1 сообщает ему о том, что необходимо произвести обновление программного обеспечения устройства 1 и осуществляет передачу данных обновлений. Обновленное программное обеспечение загружается во временную память устройства. Обновление осуществляется только в том случае, если автомобиль не двигается и запуск двигателя не осуществлен. В случае успешного обновления программного обеспечения, устройство 1 сообщает об этом серверу 10. В случае неудачного обновления — устройство 1 сообщает об этом серверу и восстанавливает исходное программное обеспечение.

Настройка конфигурации устройства 1 осуществляется при первичной установке. Установщик получает доступ к специализированному web-сайту 12, посредством которого осуществляет первичную настройку. Настройка устройства осуществляется путем отправки команд с сайта 12 через сервер 10 на устройство 1. Настройка работы LIN модуля 8 с устройством защиты двигателя от несанкционированного запуска (иммобилайзером) осуществляется путем распознавания кода ключа иммобилайзера во время запуска двигателя. Запуск необходимо осуществить 3 раза, ключ иммобилайзера в момент распознавания должен находиться в зоне действия иммобилайзера. Данный код будет использоваться каждый раз, когда устройство 1 будет запускать двигатель автомобиля, без использования традиционного обходчика иммобилайзера с ключом. Настройка работы модуля силовых реле 5, модуля аналоговых реле 6, CAN модуля 7 осуществляется в соответствии с маркой и моделью автомобиля, а данные настройки передаются на устройство 1 в виде файла конфигурации.

Устройство 1 с помощью GPS модуля 2 может определять текущее местоположение автомобиля и записывать передвижение автомобиля.

Владелец автомобиля посредством программного обеспечения 11 на своем смартфоне отправляет запрос на определение текущего местоположения автомобиля на сервер 10, сервер отправляет запрос устройству 1 через VPN канал, а полученные координаты, скорость и направление движения автомобиля устройство передает на сервер 10. Сервер 10 отправляет информацию о местоположении автомобиля на смартфон владельца с программный обеспечением 11.

Устройством 1 осуществляется постоянную запись передвижения автомобиля. При подключении устройства 1 к серверу 10 данные о передвижении передаются на сервер 10 и хранятся на нем в СУБД. Доступ к данным владелец автомобиля может получить через программное обеспечение 11 на смартфоне. В случае отсутствия подключения к серверу 10, устройство 1 накапливает значения в постоянную память до достижения ее лимита. В случае достижения лимита, устройство начинает удалять старые значения и записывать на их место новые.

С помощью программного обеспечения 11 на смартфоне владелец автомобиля может задавать радиус или периметр, в рамках которого передвижение автомобиля считается корректным. Данные с устройства 1 с GPS модулем 2 передаются на сервер 10. В момент получения данных о местоположении автомобиля, выходящем за пределы заданного радиуса/периметра, сервер 10 отправляет на смартфон владельца автомобиля PUSH уведомление с информацией о местоположении автомобиля.

Устройство 1 запускает двигатель автомобиля посредством модуля силовых реле 5. Запуск осуществляется в следующей последовательности: подача зажигания, 2х-секундная задержка, подача сигнала педали тормоза, 2х-секундная задержка, подача сигнала на ключ модуля иммобилайзера с использованием распознанного при настройке устройства кода ключа, 2х-секундная задержка, подача зажигания. Устройство может запускать двигатель при использовании программного обеспечения 11 для смартфона путем выбора соответствующей функциональной возможности, по при наступлении определенного события: температура устройства, температура окружающей среды стала ниже или выше порога, обозначенного в программном обеспечении 11 на смартфоне владельца автомобиля. Температура устройства определяется с помощью встроенного датчика температуры 9, температура окружающей среды с внешнего интернет-ресурса: сервер 10 получает от устройства GPS координаты, делает на внешний интернет-ресурс запрос с передачей координат и получает значение температуры для указанных координат. После запуска двигателя устройство 1 проверят запущен ли фактически двигатель через CAN модуль 7,взаимодействующий с CAN шиной автомобиля, или через аналоговый вход сигнала тахометра. Устройство 1 передает информацию об успешном/неуспешном запуске на смартфон с программным обеспечением 11 через сервер 10.

Устройство 1 управляет открытием/закрытием центрального замка, дверей, багажника автомобиля, подачей звукового сигнала через клаксон, габаритными огнями через CAN шину автомобиля посредством CAN модуля 7, или через аналоговую цепь посредством модуля аналоговых реле 6 после получения соответствующей команды со смартфона владельца через сервер 10. Конкретный режим управления зависит от файла конфигурации, который был передан в устройство 1 в момент его настройки через сервер 10.

Устройство 1 содержит модуль детекции удара и перемещения автомобиля 4, представляющий собой встроенный акселерометр, анализирующий текущее положение автомобиля относительно трех координат. Если автомобиль резко переместился, был существенно наклонен относительно уровня горизонта, переместился вертикально, данное событие передается на сервер приложения 10, сервер отправляет PUSH уведомление на смартфон владельца автомобиля.

Устройство 1 посредством сервера 10 способно передавать информацию о техническом состоянии автомобиля пользователям на специализированный web-сайт, который формирует отчеты и предоставляет необходимую информацию для сервисных центров, страховых компании и т.п. Сервисные центры получают информацию о техническом состоянии автомобиля, что позволяет им вовремя приглашать автовладельца на техническое обслуживание. На специализированный сайт поступают данные о текущем пробеге, об ошибках в системе автомобиля, которые диагностируются электронным образом, данные о скорости на основании данных GPS, о статусе открытия/закрытия дверей и багажника, данные об оборотах двигателя. Страховые компании с помощью специализированного web-сайта получают отчеты с результатами анализа стиля вождения, что позволяет использовать при расчете индивидуальные тарифы по автострахованию. Учитывается информация о пробеге и других параметрах движения автомобиля, полученных при помощи телематического устройства. Отчеты для сервисных центров и страховых компаний формируются на основании считывания устройством 1 сигналов и показателей датчика удара и перемещения автомобиля 4, датчика температуры 9, GPS модуля 2 и CAN модуля 7.

Использование всех функций устройства возможно на территории, где присутствует GSM сигнал.

Не смотря на сложность и многофункциональность устройства, оно обладает малыми габаритами, что дает возможность устанавливать его в любом незаметном месте автомобиля. Кроме того, благодаря своей многофункциональности, объединенной в одном устройстве, заявленная полезная модель упрощает и ускоряет процесс установки оборудования, за счет отсутствия большого количества блоков, модулей и т.п.

Заявленная полезная модель позволяет автовладельцу получить максимальное количество функций с использованием смартфона посредством одного телематического устройства, что делает процесс контроля и управления своим автомобилем наиболее удобным и экономичным.

Телематическое устройство для автомобиля, включающее GPS модуль для определения местоположения, скорости и направления движения автомобиля, GSM модуль, обеспечивающий беспроводную связь со смартфоном пользователя посредством удаленного сервера сбора, хранения и передачи информации, модуль детекции удара и перемещения автомобиля, модуль силовых реле, управляющий запуском/глушением двигателя, модуль аналоговых реле, управляющий слаботочными цепями автомобиля, отличающееся тем, что оно включает CAN модуль, реализованный в виде двух независимых CAN интерфейсов, LIN модуль, взаимодействующий с устройством защиты от несанкционированного запуска двигателя, и связано с web-сайтом, с помощью которого возможна удаленная настройка конфигурации и обновление программного обеспечения устройства.

РИСУНКИ

Тарифный план под названием «Телематика» от МТС доступен для использования корпоративным клиентам. Предложение не обычное и не похоже на стандартные тарифы, которые используются для связи. Пакет включает в себя дополнительные возможности и функции, для настройки под разных клиентов. Тариф будет актуален, когда необходимо получить качественную и надежную связь между разным оборудованием.

Сферы использования

Тариф «Телематика» используется в разных сферах и перед подключением необходимо узнать основные из них:

  1. Контроль транспортных средств и других движимых объектов. Есть возможность получать сведения о точном месте нахождения, а также выполнение ранее размеченного маршрута при помощи пульта управления.
  2. Контроль трубопровода – измерения в удаленном режиме расхода жидкостей, температуры и прочих необходимых параметров.
  3. Можно передавать средства через платежные системы в процессинговый центр.
  4. Клиенты имеют возможность передать сигнал и другую информацию, нажимая только одну тревожную кнопку, поэтому нередко тариф применяется с целью безопасности.

Основная особенность предложения заключается в том, что на тарифе нет голосовой связи и ее нельзя никак подключить на «Телематику».

Описание

Как уже стало понятно, звонить с тарифного плана не получится, клиентам предоставляется возможность использовать только интернет, сообщения, а также передача информации через коммутируемый канал. Такое предложение можно назвать «гибридным», поскольку клиенты могут пользоваться разными вариантами тарифа и получать от 5 до 100 Мб.

Любой подключенный вариант работает постоянно и у него, нет срока годности. С наступлением каждого нового месяца, предложение будет возобновляться. Каждый вариант тарифного плана имеет свою абонентскую плату и дополнительные виды услуг, которые можно использовать.

Еще следует заметить важную особенность – установлена единственная стоимость передачи информации в роуминге по стране внутри сети.

Сервис для совместного использования интернета – услуга Общий пакет МТС.

Стоимость

Поскольку у тарифа «Телематика» есть несколько вариантов для подключения, с разными ценами, то необходимо разобраться с каждым предложением более детально:

  1. Стандартное предложение включает в себя 5 Мб интернета, по цене 7,5 руб./мес. Дополнительно включены комплексные услуги: М2М менеджер, что позволит удаленно контролировать сим-карту с тарифным планом, по цене 32,5 руб., а также Защищенная передача данных стоимостью 32,5 руб. Если клиенту захочет использовать сразу две комплексные услуги, то компания МТС предоставляет небольшую скидку и за пару опций потребуется платить по 47,5 руб.
  2. Второй вариант тарифа включает 20 МБ интернета. С данной вариацией клиенту нужно будет оплачивать по 25 рублей абонентской платы. Включенные комплексные услуги также будут дороже и составят по отдельности по 50 рублей, а если использовать их в комплексе, то стоимость будет 65 рублей.
  3. Следующий тариф включает 40 Мб трафика с абонентской платой 45 руб./мес. Комплексные предложения обойдется в 70 рублей по отдельности или 85 рублей при совместном использовании.
  4. Четвертый вариант тарифа включает 60 Мб трафика с абонентской платой в 60 руб./мес. Комплексные услуги составят 85 рублей по отдельности и 100 рублей, при подключении вместе.
  5. Последним вариантом служит тариф с 100 Мб, а его ежемесячная обязательная плата будет 95 рублей. Комплексные услуги обойдется по 120 рублей или по 135 рублей при одновременном включении.

Дополнительно необходимо отметить единую стоимость для любого тарифа на сообщения:

  1. Текстовые сообщения по России на МТС будут составлять 1 рубль.
  2. Текстовые сообщения по стране на номера разных мобильных операторов России будут 1,8 рублей.
  3. После превышения пакета трафика стоимость смс по стране будет 1 рубль.

Подключение

Подключить тариф могут только корпоративные клиенты. Для этого потребуется выполнить одно из удобных действий:

  1. Прийти в фирменный салон МТС и попросить сотрудника подключить «Телематику». После этого сотрудник сделать все очень быстро и за его работу не потребуется дополнительно платить. Клиенту нужно при себе иметь документы подтверждающие личность, а также документы о предпринимательской деятельности.
  2. Второй метод подключения осуществляется через онлайн-форму. Для этого нужно перейти по ссылке https://anketa.ssl.mts.ru/corp/form/newclient/ и заполнить заявление, после чего нажать на кнопку отправить и ожидать дальнейшей инструкции по указанному электронному ящику.
  3. Пользователи могут позвонить оператору службы поддержки по телефону 88002507850, после этого сотруднику нужно будет сказать, что необходимо провести активацию «Телематики». Далее, работником будут предложены варианты оформления такой сим-карты.
  4. Заказ сим-карты с уже активным тарифом можно через интернет-магазин от МТС. Его легко найти в интернете или можно сделать переход по ссылке https://b2b.mts.ru/catalog/tariffs. После этого найти нужное предложение и нажать на кнопку «В корзину». После этого перейдя в корзину, абоненту нужно будет заполнить пустые строки и нажать «Далее» и следовать инструкциям.
  5. Не менее удобно при корпоративных услугах связи пользоваться персональным кабинетом. Он позволит существенно экономить время и управлять сим-картой, а также другими возможностями. Кроме того, клиенты смогут подключить или заказать через кабинет сим-карту с тарифом «Телематика».

«Телематика» от МТС: на что рассчитывать абоненту

Оператор МТС кроме тарифов сотовой связи стандартного образца предлагает немало специальных пакетов. Среди таких достаточно популярных на сегодня – «Телематика». Данное предложение не похоже на другие, ведь имеет специфическую сферу использования. Что в нем нестандартного, и какие условия предлагаются мы расскажем далее.

В каких случаях пригодится

Тариф «Телематика» от МТС не рассчитан на использование услуг голосовой связи. Сферы его применения такие:

  1. Контроль транспортных средств и любых движимых объектов. Удается получать данные о точном месте их расположения, проверять выполнен ли заложенный маршрут.
  2. Наблюдение за состоянием трубопровода, измерение расхода жидкости, температурных показателей, анализ других параметров, важных для функционирования.
  3. Передача средств через платежные системы.
  4. Передача сигнала и другой информации, нажатием всего одной кнопки. Часто такой тариф применяется в системах безопасности.

Важно! В «Телематике» не предоставляются услуги голосовой связи.

Конкретные условия

Основная особенность тарифа – на нем доступны только услуги интернета. Причем тот объем трафика, который нужен абоненту, он может выбрать сам. Варианты от 5 до 100 Мб в месяц. Определившись один раз, какой объем нужен, каждый следующий месяц делать выбор заново не нужно. Абонплата по условиям пакета списывается каждый месяц в один и тот же день.

Что касается расценок, то они следующие:

  1. Стандартные 5 Мб будут стоить 7,5 р./мес. Есть возможность активировать услугу М2М менеджер. С ее помощью удается вести контроль сим-карты с этим тарифом удаленно, за такую возможность нужно платить 32,5 рубля в месяц. Также имеется возможность передавать данные по защищенным каналам, это стоит также 32,5 в месяц. Выгодно подключить сразу 2 рассмотренные услуги, в таком случае платеж составит за обе – 47,5 рубля.
  2. Второй вариант несколько объемней и предлагает 20Мб. Стоимость их 25 рублей в месяц. Доступны указанные выше услуги, правда, их цена здесь выше и составляет 50 рублей за каждую, если заказывать их отдельно, и 65 за 2, если подключить обе сразу.
  3. Третья модификация предлагает 40 Мб по цене 45 рублей. Условия для дополнительных услуг 70 рублей по отдельности и 85, если обе активировать.
  4. Следующий вариант – 60 Мб за 60 р. Услуги – 85 по одной и 100 комплектом.
  5. Последний вариант – 100 Мб за 95 р. Две дополнительные опции 135 рублей, по одной — 120 за каждую.

Подключение и отключение

Подключение доступно такими способами: через ЛК на сайте, посетив офис обслуживания, позвонив на номер 8 —800-250 7850. Отключение возможно только через переход на другой тариф из доступных для региона.

Специальный тариф «Телематика» имеет выгодные условия для использования в указанных сферах. Аналогичные предложения у других операторов представлены в ограниченном количестве.

Телеметрия

Телеметрия, телеизмерение (от др.-греч. τῆλε «далеко» + μέτρεω — «измеряю») — информация о значениях измеряемых параметров (напряжения тока, давления, температуры и т. п.) контролируемых и управляемых объектов методами и средствами телемеханики. Термин образован от греческих корней «теле» — «удалённый» и «метрон» — «измерение». Хотя сам термин в большинстве случаев относится к механизмам беспроводной передачи информации (например, используя радио или инфракрасные системы) он также заключает в себе данные, передаваемые с помощью других средств массовой коммуникации, таких как телефонные или компьютерные сети, оптическое волокно или другие типы проводной связи.

Для сбора данных обычно используют либо датчики телеметрии (с возможностью работы в телеметрических системах, то есть специальным встроенным модулем связи), либо устройства связи с объектом, к которым подключаются обычные датчики.
В телевидении и видеонаблюдении встречается другое понимание слова «телеметрия» — дистанционное управление.

В качестве среды передачи данных используются как беспроводные (радио, GSM/GPRS, ZigBee, WiFi, WiMax, LTE, LPWAN), так и проводные (телефонные, ISDN, xDSL, компьютерные) сети (электрические или оптические).

Сущность телеизмерения заключается в том, что измеряемая величина, преобразованная в ток или напряжение, дополнительно преобразовывается в цифровой код, который затем передается по каналу связи. Таким образом, передается не сама измеряемая величина, а эквивалентный ей цифровой код, параметры которого выбирают так, чтобы искажения при передаче были минимальными.

История

Передача информации по проводам берёт своё начало в XIX столетии. Одна из первых линий передачи была создана в 1845 году между Зимним дворцом российского императора и штабами армий. В 1874 году французские инженеры установили систему датчиков определения погоды и глубины снега на Монблане, передающей информацию в режиме реального времени в Париж. В 1901 году американский изобретатель Михалик запатентовал сельсин, индукционную машину для попеременной передачи синхронизированной информации на расстоянии. В 1906 году был построен ряд сейсмических станций, связанных телеметрической связью с Пулковской обсерваторией. В 1912 году Эдисон разработал телеметрическую систему для мониторинга подключаемых нагрузок к электросети. При постройке Панамского канала (законченной в 1913—1914) массово использовались телеметрические системы для постоянного наблюдения за шлюзами и уровнями воды.
Беспроводная телеметрия начала применяться в радиозондах, разработанных независимо друг от друга Робертом Бюро во Франции и Павлом Молчановым в России. Система Молчанова измеряла температуру и давления и преобразовывала результаты в беспроводной код Морзе.
В немецкой ракете Второй мировой войны Фау-2 использовалась система передачи примитивных многократных радиосигналов под названием «Мессина» для получения информации о параметрах ракеты, но эта система была столь ненадёжной, что Вернер фон Браун однажды заявил, что было бы эффективнее следить за ракетой в бинокль. Как в СССР, так и в США на смену системе «Мессина» быстро пришли более совершенные системы, основанные на импульсно-позиционной модуляции.
В ранних советских телеметрических системах (ракетных и космических), разработанных в конце 1940-х годов, использовалась как импульсно-позиционная модуляция (например, в телеметрической системе Трал, разработанной в ОКБ МЭИ), так и полосно-импульсная модуляция (например, в системе RTS-5, разработанной в НИИ-885). В ранних американских разработках также использовались подобные системы, но позднее они были заменены на системы с импульсно-кодовой модуляцией (например, в космическом аппарате для исследования Марса «Маринер-4»). В поздних советских межпланетных аппаратах использовались избыточные радиосистемы, осуществляющие телеметрическую передачу с импульсно-кодовой модуляцией в дециметровом диапазоне и с импульсно-позиционной модуляцией в сантиметровом диапазоне.

Классификация телеизмерений

Различают телеизмерение по вызову и по выбору, текущих и интегральных значений:

  • Телеизмерение по вызову — телеизмерение по команде, посылаемой с пункта управления на контролируемый пункт и вызывающей подключение на контролируемом пункте передающих устройств, а на пункте управления — соответствующих приемных устройств. Телеизмерение по вызову позволяет использовать один канал связи для поочередного наблюдения за многими объектами телеизмерения. Диспетчер с помощью отдельной системы телеуправления может подключать к каналу связи объект телеизмерения. На пункте управления показания можно наблюдать на общем выходном приборе. Если показания имеют различные шкалы, то измеряемые величины подключаются к разным приборам. При телеизмерении по вызову можно применять автоматический опрос объектов циклически по заданной программе.
  • Телеизмерение по выбору — телеизмерение путём подключения к устройствам пункта управления соответствующих приемных приборов при постоянно подключенных передающих устройствах на контролируемом пункте.
  • Телеизмерение текущих параметров — получение информации о значении измеряемого параметра в момент опроса устройством телемеханики.
  • Телеизмерение интегральных значений — получение информации об интегральных значениях измеряемых величин, проинтегрированных по заданному параметру, например времени, в месте передачи.

Применение

Телеметрия нашла своё применение в следующих областях:

  • узлы магистральных линий связи;
  • сельское хозяйство.

Большинство видов деятельности, связанных с благополучным состоянием сельскохозяйственных культур и получения хороших урожаев, зависит от своевременного предоставления данных о состоянии погоды и почвы. Таким образом, беспроводные метеостанции играют важную роль в профилактике заболеваний и соразмерном орошении. Эти метеостанции передают на базовую станцию информацию о важных параметрах, необходимых для принятия решений: о температуре и относительной влажности воздуха, выпадении осадков и влажности листвы (для построения моделей профилактики заболеваний), солнечной радиации, скорости ветра (для расчёта испарения) и для увлажнённости почвы, посредством чего оценивается проникание воды в почву к корням растений, что необходимо для принятия решений об орошении.
Поскольку местные микроклиматы могут существенно различаться, такую информацию необходимо получать буквально прямо от сельскохозяйственных культур. Обычно станции наблюдения передают данные, используя наземное радио, хотя время от времени используются и спутниковые системы. Также используются солнечные батареи для обеспечения энергонезависимости станций от местной инфраструктуры.

  • водоснабжение и водоотведение

Телеметрия стала существенным подспорьем в водопользовании, она применяется при оценке качества воды и измерения показателей потока. Телеметрия в основном применяется в автоматических водосчётчиках, учёте подводных вод, определении утечек в распределительных трубопроводах. Данные получаются практически в реальном времени и позволяют незамедлительно реагировать на происшествия.

  • вендинг

Системы телеметрии (удалённого измерения) для торговых автоматов получают широкое применение. М2М модемы устанавливаются в каждый торговый автомат, а данные передаются в Программу слежения. Системы анализа используют стандартные протоколы (EXE, MDB) и работают с широким модельным рядом торговых автоматов. Подключение происходит через автомат или монетоприемник. Система работает как с кофейными, так и снековыми автоматами. На основании полученной информации компания может:

  • Уменьшить простои автоматов.
  • Оптимизировать график посещения торговых автоматов.
  • Контролировать вендерменов (предотвращать хищения товаров и денег).
  • Своевременно обслуживая автоматы, увеличить срок их работы.
  • Планировать закупки, продажи.

Телеметрия (биотелеметрия) также используется для наблюдения за пациентами, находящимися под угрозой возникновения патологической сердечной деятельности, в основном пребывающих в кардиологических диспансерах. К таким пациентам подключаются измерительные, записывающие и передающие устройства. Зарегистрированные данные могут быть использованы врачами в диагностике состояния пациента. Благодаря функциям сигнала тревоги медицинские сёстры могут быть оповещены при возникновении резких обострений или опасных состояний для пациента.br> Также есть система, доступная для применения операционными медсёстрами для наблюдения за состоянием, в котором состояния сердца могут быть исключены. Или для наблюдения за реакцией организма на медикаментозное лечение такими антиаритмическими препаратами как дигоксин.

Телеметрия используется в медицине разведки для негласного получения информации о параметрах, характеризующих функциональное состояние и здоровье сотрудника. С этой целью разработаны и внедрены малогабаритные радиометрические устройства, способные записывать магнитокардиограммы (то есть характеристики деятельности сердца), магнитоэнцефалограммы (мозга), магнитомиограммы (мышц, гладкой мускулатуры кишечника). Эти сведения в автоматическом режиме передаются в ситуационный центр врачам группы, обслуживающей сотрудника разведслужбы.

  • оборона и космос

См. также: Система передачи информации космического аппарата

Телеметрия — доступная технология для больших сложных систем, таких как ракеты, реакторы (Reactor pressure vessel), космические аппараты, нефтяные платформы и химические заводы, поскольку она позволяет осуществлять автоматическое наблюдение, тревожную сигнализацию, запись и сохранение данных, необходимых для безопасных, эффективных действий. Такие космические агентства как Роскосмос, НАСА, ЕКА и другие используют телеметрические/ телеуправляемые системы для сбора данных с действующих космических аппаратов и спутников.
Телеметрия жизненно важна в развитии ракет, спутников и авиации, поскольку данные системы могут быть уничтожены после или во время проведения теста. Инженерам нужна информация о критичных параметрах для анализа (и улучшения). Без применения телеметрии такого рода данные часто оказываются недоступными.

  • разведка

Телеметрия была жизненно важным источником о тестировании советских ракет для британской и американской разведок. Для этой цели США содержали пост прослушивания в Иране. В конечном итоге Советы раскрыли данную разведывательную деятельность американцев по сбору и расшифровке телеметрических сигналов о тестировании ракет. СССР с кораблей в Кардиганском заливе прослушивал сигналы при испытаниях британских ракет, проводимых там.

  • ракетная техника

В ракетной технике телеметрическое оборудование становится неотъемлемой частью оборудования ракет, использующихся при наблюдении за процессом ракетного запуска, для получения информации о параметрах внешней среды (температуры, ускорений, вибраций) об энергоснабжении, точном выравнивании антенны и (на длинных дистанциях, например при космическом полёте) о времени распространения сигнала.

  • авто- и мотоспорт

Телеметрия является ключевым фактором в современном автоспорте. Инженеры могут обрабатывать огромное количество данных, собираемых в ходе пробного заезда и использовать их для соответствующей модернизации автомобиля и достижении при этом оптимальных свойств. Системы, использующиеся в таких сериях гонок как Формула-1, настолько продвинулись, что позволяют высчитать возможное время прохождения круга, и это то, что ожидает пилот. Некоторые примеры необходимых измерений включают ускорения (силы тяготения) по трём осям, графики температур, скорость вращения колёс и смещение подвески. В Формуле-1 также записываются действия пилота, что позволяет команде оценить его производительность и при несчастном случае. Международная автомобильная федерация может определить или исключить роль ошибки пилота как возможный случай.
В дополнение существуют некоторые серии, где реализуется идея «двухпутевой телеметрии». Идея предполагает, что инженеры имеют возможность обновлять калибровки в режиме реального времени, когда автомобиль проходит трассу. В Формуле 1 двухпутевая телеметрия появилась в начале 90-х годов (ТАГ электроникс) и реализовывалась через дисплей сообщений на приборном щитке, сообщения на котором команда могла обновлять. Его развитие продолжалось до мая 2001, когда впервые было получено разрешение устанавливать данную систему на автомобилях. С 2002 команды уже могли изменять режимы работы двигателя и отключать отдельные моторные датчики с пит-уолл, когда машина находилась на трассе. Начиная с сезона 2003 года двухпутевая телеметрия была запрещена в Формуле-1, однако данная технология всё ещё продолжает существовать и в конечном итоге находит своё применение в других видах гоночных или дорожных автомобилей.

  • бурение наклонных скважин
  • системы глобального позиционирования, в том числе Спутниковый мониторинг транспорта
  • ЦОДы
  • энергетика

На фабриках, стройках и в домах проводится наблюдение во множестве местоположений за энергопотреблением таких систем как климат-контроль вместе со связанными параметрами (например, температурой) при помощи беспроводной телеметрии на одну центральную точку. Информация собирается и обрабатывается, позволяя принимать наиболее разумные решения, касающиеся наиболее эффективных путей использования энергии. Такие системы также позволяют осуществлять профилактическое техническое обслуживание.

  • системы безопасности (сигнализация, видеонаблюдение)
  • умные дома
  • исследование дикой природы

Телеметрия используется для изучения дикой природы, в частности для наблюдения за видами, находящимися под угрозой на индивидуальном уровне. Подопытные животные могут быть оснащены инструментарием, начиная от простых бирок и заканчивая камерами, пакетами GPS и передатчиками для обеспечения информацией учёных и управляющих.
Телеметрия используется в гидроакустических оценках рыбы, которые традиционно используются при мобильных обследованиях с лодок для оценки биомассы рыб и пространственного распределения. И наоборот, есть техническое оборудование, размещаемое в стационарных местах, оно использует стационарные преобразователи для контроля прохождения рыбы. Хотя первые серьёзные попытки количественно оценить биомассу рыб были проведены в 1960-х годов, основные достижения в области оборудования и технологий произошли на плотинах гидроэлектростанций в 1980-х. Оценки прохождения рыбы проводятся 24 часа в сутки в течение года, определяется скорость прохождения рыбы, её размер, пространственное и временное распределение.
В 1970 была изобретена двухлучевая техника, позволяющая прямую оценку размера рыбы на месте её нахождения посредством сопротивления цели. Первая переносная расщепленно-лучевая гидроакустическая система была разработана HTI в 1971 и обеспечивала более аккуратные и менее вариабельные оценки сопротивления цели в виде рыбы, чем двухлучевой метод. Система также позволяла отслеживать путь рыбы на 3D, можно было проследить путь движения каждой рыбы и общую направленность движения.
Эта функция оказалась важной для оценок перемещений рыбы в завихрениях водяного течения, так же, как и для изучения миграций рыб в реках. В последние 35 лет по всему миру используются десятки тысяч мобильных или стационарных аппаратов гидроакустической оценки.

  • Розничная торговля

В 2005 на семинаре в Лас-Вегасе было отмечено, что введение телеметрического оборудования, позволяющего торговым автоматам передавать информацию о продажах и учёте маршрутным грузовикам или в штабы. Эта информация может быть использована для разнообразных целей, таких как сообщение водителю перед поездкой, какие пункты должны быть пополнены, что отменяет необходимость первой проверочной поездки перед проведением внутренней инвентаризации.
Торговцы начинают использовать бирки RFID для проведения учёта и предотвращения краж товаров. Большинство из данных бирок пассивно читаются считывающими устройствами RFID (например у кассы), но активные RFID могут периодически передавать информацию посредством телеметрии на базовую станцию.

  • Правоохранительная деятельность

Телеметрическое оборудование полезно в правоохранительной деятельности для отслеживания людей и надзором за имуществом. Осужденные в период испытания после досрочного освобождения могут носить браслет на лодыжке, устройство которого может предупреждать власти о нарушении преступником условий своего освобождения, таких как отступление от установленных границ или посещение неразрешённых мест. Телеметрическое оборудование даёт возможность применить идею «машин-ловушек». Правоохранительные органы могут оснащать машины камерами и следящим оборудованием и оставлять машины в тех местах, где ожидается их угон. После угона телеметрическое оборудование передаёт информацию о местоположении транспортного средства и сотрудники правоохранительных органов могут заглушить мотор и запереть двери после остановки его выехавшими на вызов полицейскими.

Передача и обработка данных в системах телеметрии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 мая 2011 года.

Для сбора и передачи информации в системах телеметрии могут использоваться как последовательные протоколы RS-232, RS-485, CAN, так и различные сетевые протоколы TCP/IP, Ethernet. Последние обычно называются системы телеметрического IP-мониторинга объектов, но термин ещё не устоялся. В технике часто применяется термин IP-мониторинг для программного мониторинга компьютерных сетей, в то же время термин IP-мониторинг применяется для обозначения систем наблюдения, видеонаблюдения и управления, телеметрического контроля по IP за объектами. Возможно, со временем эти два близких понятия сведутся в один класс. В последнее время (около середины 2000 годов) для облегчения инсталляции, обеспечения многофункциональности, интеграции с другими системами в телеметрии применяются компьютеры, различные серверы и микропроцессорные системы, имеющие в основе переплетение различных протоколов, встроенные средства переработки и отображения информации, часто имеющие кольцевые базы данных, а также и возможности мультизонального сбора информации с многочисленных датчиков, разбросанных зачастую вне физических пределов самих систем, либо и вовсе на другой стороне земного шара, к примеру различные беспроводные датчики, IP-датчики и тд.

Международные стандарты

Как и в других телекоммуникационных областях, существуют международные стандарты, установленные такими организациями как CCSDS и IRIG для телеметрического оборудования и программного обеспечения.

  1. Консультативный комитет по космическим информационным системам en:Consultative Committee for Space Data Systems
  2. en:Inter-Range Instrumentation Group

Примечания

  1. ГОСТ 26.005-82. Телекоммуникации. Аудио и видеотехника. Термины и определения. Часть 1. // Москва. Стандартинфом. 2005. 10 с.
  2. Глоссарий
  3. 1 2 3 4 5 6 Сорока Н. И., Кривинченко Г. А. Телемеханика: Конспект лекций для студентов специальности «Автоматическое управление в технических системах». Ч.I: Сообщения и сигналы. Мн.: БГУИР, 2000.-133 с.
  4. Mayo-Wells, «The Origins of Space Telemetry», Technology and Culture, 1963
  5. Joachim & Muehlner, «Trends in Missile and Space Radio Telemetry» declassified Lockheed report
  6. Molotov E. L., Nazemnye Radiotekhnicheskie Sistemy Upravleniya Kosmicheskiymi Apparatami

> См. также

  • SCADA
  • DCS
  • Беспроводные сенсорные сети

Ссылки

В Викисловаре есть статья «телеметрия»

Операционные системы

Отраслевые стандарты

Языки программирования

Аппаратные средства

Программное обеспечение

Применения

Протоколы

Конференции / Журналы

Телеметрия и программное обеспечение


Около 6 лет назад я участвовал в проекте по изготовлению железа и софта для одной крупной Североамериканской медицинской компании. Стоя возле тестовой стойки, в которой под нагрузкой было несколько устройств, я задал себе вопрос: «Если что-то пойдет не так, как нам ускорить поиск и исправление ошибки?»
С момента возникновения этого вопроса и до сегодняшнего дня было сделано очень много, и я хотел бы поделиться с вами тем как сбор и анализ телеметрии в софте и железе помог значительно снизить время обнаружения и исправления ошибок в целом спектре проектов, в которых я участвовал.

Введение

Телеметрия происходит от древнегреческого τῆλε «далеко» + μέτρεω — «измеряю».
Все очень просто, любые измерения, какие только может выдумать штат различных инженеров и возможно ученых, целевая система шлет в центр обработки для визуального и автоматического контроля и обработки.
Приблизительно вот так:

Когда на стороне сервера это может например выглядеть вот так:

Предыстория

Как то, наблюдая за работой наших QA инженеров, я задался вопросом – почему сложные устройства вроде спутников, ракет, машин имеют телеметрию, а мы, создавая, по сути, программные части операционных комнат, роботов, сложных программных решений, даже не задумываемся об этом направлении?
Количество кода колоссально, а способов понять, что что-то пошло не так меньше чем пальцев на одной руке:

  • Поставить точку останова, но для этого нужно пройти квест:
    1) Быть достаточно удачливым и иметь доступ к целевой системе
    2) Быть везучим и знать, как точно воспроизвести баг или ждать и еще раз ждать
    3) Молиться, чтоб точка останова не разрушила внутреннее состояние системы (если внутри идут процессы реального времени)
  • Клиент кричит в трубку, что exception в вашем коде это ни капельки не смешно и хорошо, что он был пойман его инженерами на тестовом стенде, а не когда пациент на столе, а вы в это время соображаете, что же это за exception
  • Дзен вариант – анализ логов
  • Анализ краш дампа

Параллельно наблюдая за работой наших QA инженеров, я смотрел на один из экранов, по которому бежали кривые сердцебиения пациента, его давления, температуры и кучи других параметров и мне захотелось, чтоб наши продукты были как этот пациент – под надежным присмотром. Чтоб даже если что-то пойдет не так, можно было отмотать время вспять и посмотреть, при каком стечении обстоятельств это произошло.

Велосипед или дай прокатиться

Как нас учили: велосипеды — это познавательно и увлекательно, но сначала поищите существующие решения, чем я и занялся.
По хорошей традиции начал с требований:

  • Клиент-серверная архитектура (при отсутствии сервера возможность сохранять данные локально)
  • Открытый исходный код
  • Кросс-платформенный (как минимум Linux + Win)
  • Удаленное управление (вкл/выкл счетчиков для сохранения ресурсов)
  • Высокая производительность (по меркам С/С++ программ)
  • Разумные требования к памяти, а лучше возможность управлять этим параметром
  • Поддержка как минимум С/С++/Python
  • Возможность писать скрипты или свой код для анализа телеметрии в real-time и/или off-line режимах
  • Удобство просмотра в real-time и off-line режимах (субъективное требование)

Искал я долго и вдумчиво… но увы, все было не просто плохо, было все ужасно!
Под эти требования на момент начала 2011 года не попадал ни один проект, который я нашел, даже близко, даже половина требований.
Телеметрия для софта в виде готовых и открытых решений почти отсутствовала как класс, большие игроки делали для себя все сами и не особо спешили делиться.
Второй неожиданностью была реакция коллег – безразличие или в худшем случае неприятие, но, к счастью – это продлилось не долго, до первых результатов.
Единственное решение, которое я нашел на тот момент (2011 год), была библиотека P7 располагавшаяся в то время на google code. Функционал был беден, из платформ был только X86, на сервер было сложно смотреть без слез, но были и плюсы:

  • высокая производительность
  • бесплатно
  • открытый исходный код
  • возможность управлять (вкл/выкл) счетчиками удаленно (что выглядело заманчиво в плане сохранения CPU)
  • А главное автор проекта с интересом отнесся к нашим идеям по улучшению.

После ряда раздумий, изучения, было решено попробовать прокатиться на чужом велосипеде.

Первый шаг

Встраивание библиотеки в наш код прошло легко и без проблем, но тут же возник вопрос: какие красивые графики мы хотим видеть и какие показания записывать? Это только, кажется, что вопрос прост, на самом деле – он сложен и коварен.
На первых порах и без опыта мы стали писать сравнительно ничтожное количество телеметрии:

  • Загрузка CPU по ядрам и по основным потокам
  • Количество handles, threads, objects, etc.
  • Расход памяти
  • Наполненность разных буферов
  • Несколько циклограмм для особо важных потоков

К сожалению, скриншотов тех лет не сохранилось, и я приведу наиболее близкое приближение:

Первое же боевое крещение дало прекрасные результаты: после пары дней незаметной работы и воспроизведения нескольких багов мы, наконец-то, смогли понять природу многих из них:

  • Чтение с диска заедало не потому, что диск был занят – был занят другой поток (вроде ни как не связанный с первым). Мы уже успели дать правдоподобное объяснение заказчику, потом добавили телеметрию … и … неудобно вышло.

    На графике (кликабельно) видно, что задержки в потоке, читающем с HDD, удивительным образом совпадают с задержками в другом потоке, через 10 минут вглядывания в код был найден кусок, который вызывал такую зависимость.
  • Мы увидели периодические скачки по памяти, всего на несколько секунд, с последующим освобождением, освобождение иногда зависало, ибо менеджер памяти пытался переварить несколько тысяч элементов, возвращенных обратно.
    Оказалось, что тестовый код с машины одного из инженеров попал в производство и регулярно подвешивал один из потоков, на пол секунды, на секунду. Эта проблема тоже была на графиках отчетливо видна – взлет CPU, memory, бешенная работа менеджера памяти и вдруг посередине он зависал на несколько сот миллисекунд (иногда до нескольких секунд):
  • Обработка данных с диска заедала, потому что буфер был пуст, а буфер был пуст по причине первого бага, что опять же отчетливо было видно на графике, а совпадающие временные метки телеметрии и логов говорили о взаимосвязи этих событий.

Были еще какие-то, исправленные в первый-второй день, но за давностью лет я уже не могу вспомнить, что это было.
После того как мы увлеченно с коллегами тыкали пальцами в монитор и вопрошали «¿Qué pasa?», находили ответ и радовались как дети – вопрос о полезности больше не стоял, мы получили новую игрушку и хотели играть дальше.

Переходим на бег

После первого успеха мы начали последовательно увеличивать количество обязательных счётчиков:

  • Добавили телеметрию в виде циклограмм на основные потоки, сразу стало видно периодичность работы, мелкие и крупные зависания
  • Добавили телеметрию в примитивы синхронизации (мютэксы, семафоры, критические секции).
  • Добавили все возможные аппаратные сенсоры – «оказалось» температурные скачки коррелируют с целым рядом проблем
  • Добавили счетчики загрузки различных аппаратных компонентов – memory bandwidth, registers access, PCI и мир заиграл новыми красками
  • Замеры времени исполнения основных функций и блоков кода и когда после внесения изменений на тестах выявлялась регрессия в производительности – заинтересованные лица получали автоматический гневный email, с описанием какой счетчик после какого изменения кода показал регрессию
  • Разумеется, помимо этих счетчиков инженеры добавляли кучи других, на время и на постоянной основе

Далее мы разбили счетчики на 3 группы:

  • Генерирующие наибольший поток данных – эти счетчики наш софт обрабатывал только когда была связь с сервером и когда с сервера этот счетчик был включен руками одного из инженеров
  • Генерирующие средний поток данных – эти счетчики наш софт обрабатывал только когда была связь с сервером, если связи с сервером не было — счетчик не тратил такты CPU, но как только связь появлялась – данные начинали отправляться
  • Критические – эти данные должны были быть сохранены в любом случае, если нет связи с сервером то на HDD

И заключительным шагом было обновление процесса тестирования и внедрения практики, что ошибку, зафиксированную QA, должно сопровождать не только формальное описание, по возможности способ воспроизведения и лог файлы, но так же и телеметрия.

В качестве заключения позвольте представить несколько фактов:

  • Сейчас мы собираем внушительное количество телеметрии из целого спектра софта от С до C# и Python и вплоть до железа, собираем централизованно и не очень, в зависимости от задач
  • Анализ телеметрии разделен на 3 блока:
    1. Автоматический (плагины к серверу)
    2. Полуавтоматический – в сервере есть возможность использовать свои скрипты Lua для дополнительного анализа, инженер сам решает какие и модифицирует/создает их под свои нужды
    3. Визуальный (метод внимательного вглядывания), звучит нелепо, но частенько тоже очень эффективно, особенно если не знаешь, что искать, а проблема есть
  • Отчеты об ошибках от наших QA инженеров сопровождают ссылки на телеметрию
  • Мы стали быстрее решать возникающие проблемы

Эта статья достаточно поверхностна и оставляет за кадром многие технические вопросы «а как получить загрузку CPU моим потоком», «а как сделать циклограмму моего потока», «а как вы делаете плагины» и тд и тп. Но если тема будет достаточно интересна – по всем этим пунктам можно сделать отдельные статьи.
Хотел бы надеяться, что эта статья позволит Вам задаться тем же вопросом что и мне «поможет ли телеметрия нашему продукту?», то можно сказать, что писал я ее не зря, так как в индустрии программного обеспечения этот вопрос невероятно редко звучит, бытует мнение, что это удел космоса и оборонки.
Спасибо за чтение!
PS: я намеренно не стал рассказывать про то нашу компанию и не буду — эта статья не о ней.
PPS: если вам интересно мы используем связку Jenkins + Baical + P7 (www.baical.net), для наших нужд она подходит хорошо, автор проекта за годы сотрудничества реализовал по нашей просьбе не одно и не два улучшения, помимо этого мы используем P7 для логирования (https://habrahabr.ru/post/313686/)

Телематические службы

Телемати́ческие службы (ТМ службы) — службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ-служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

Данное определение взято из официального документа и описывает, чем не может быть служба.

Исходя из происхождения слова «телематика», его первичного значения, понимать под телематическими службами в области ИТ следует лишь службы, предназначенные для удаленного управления различными ресурсами, посредством сетей связи. Однако, в настоящее время под ТМ подразумевается взаимодействие пользователя с любой службой в режиме запрос — ответ по определённому протоколу. Например, сеанс связи с сервером по протоколу HTTP, запрос и получение почты POP3 — IMAP, запрос доменного имени DNS. Предоставление информации по запросу пользователя (хостинг).

Телематические услуги оказывают операторы, подключающие свои узлы к сети передачи данных. Никаких телематических сетей в природе не существует. В документах отрасли связи существует следующее недоразумение: доступ в интернет — это телематическая услуга, а на самом деле оператор предоставляет услугу передачи данных по своей сети до пограничного маршрутизатора. Такая ситуация с «некорректной терминологией», очевидно, создана искусственно, с целью вывода услуг доступа в интернет и иных сопутствующих услуг из под действия чрезмерно жестких норм законодательства, относительно регулирования и контроля за любыми традиционными сетями связи, как оставшихся с советского периода и мигрировавших в российское законодательство, так и законодательных новелл уже чисто российского происхождения, основанных, однако, на старом понимании технологий связи и подходам к ним, без учета их современных возможностей, потребностей и, в конце концов, сложившихся реалий. Это один из способов формального уклонения от бесконечных попыток государства, и не только российского, но и большинства других, вторгаться в любые непосредственные коммуникации между гражданами, создающих бесконечные проблемы для естественного развития отрасли, внедрения новых технологий и способов коммуникаций.

> См. также

  • Телематика

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Телематические услуги и обязательное лицензирование

Что такое телематические услуги, ТМ-связь и т. д., не могут точно сказать даже айтишники, что уж говорить о юристах. Но мы все же решили замахнуться на сложные термины и рассмотреть их с точки зрения законодательства. Эдакий микс юриспруденции и информатики. То, что есть в «Википедии», мы затрагивать не станем, постараемся рассмотреть только то, чего там нет.
Законодательство Отечества нашего не дает нам представления, что подразумевается под телематическими услугами связи. Но определено понятие ТМ-сообщения: это сообщение электросвязи, содержащее информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом, – к этому относят практически все, кроме телефона и телеграфа. Возникает логичный вопрос: кому же нужна лицензия на оказание телематических услуг связи? Сейчас все объясню!
Обратимся к закону «О связи». В нем мы видим, что «деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи».
Этот закон отсылает нас к постановлению правительства РФ, в котором прописано следующее: «оказание услуг связи по отправке телематических сообщений входит в перечень услуг, подлежащих лицензированию».
То есть получать лицензию необходимо тем, кто предоставляет:

  1. доступ к сети связи;
  2. доступ к сети Интернет;
  3. услуги по приему и передаче сообщений.

Следовательно, такая лицензия необходима для передачи SMS, сообщений по электронной почте и даже просто для доступа в Интернет (провайдеру или для интернет-кафе, что подтверждено многочисленными решениями судов), а также для хостинга. Конкретного перечня не дается, поэтому список можно продолжить.
ПРИМЕР
В Курганской области индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, как указал суд, за оказание информационных услуг, а именно за рассылку астрологического гороскопа на следующий календарный месяц, а также прогноза погоды.
ВЫВОД
Лицензия нужна и интернет-магазинам, и информационным сервисам, ведь оба эти вида интернет-бизнеса осуществляют регулярную рассылку сообщений своим покупателям или клиентам.
Роскомнадзор, используя такую широкую формулировку телематического сообщения и отсутствие четко прописанного перечня телематических услуг связи, имеет возможность весьма творчески подходить к выбору основания для наказания интернет-предпринимателей.
Тем, кто занят в интернет-бизнесе, не стоит пренебрегать получением лицензии на телематику, к тому же учитывая ее сравнительно небольшую стоимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и интернет-бизнес, как и бизнес вообще, обязан предвидеть риски и предпринимать меры к недопущению нарушения закона во избежание будущих проблем.
ПРОБЛЕМЫ
Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна, влечет:

  1. Наложение административного штрафа на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
  2. Возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
  3. При наихудшем сценарии может грозить признание деятельности противоправной и запрет суда заниматься такой деятельностью до момента получения лицензии на телематику, что может погубить бизнес.

Для интернет-магазинов и различных инфосервисов оформления лицензии можно избежать, если заключить агентский договор с компанией или сервисом, состоящим в Реестре Роскомнадзора на основании имеющейся телематической лицензии, который и будет заниматься рассылкой сообщений клиентам и покупателям.
Необходимо сказать, что такая лицензия должна оформляться в паре с лицензией на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Надеюсь, эта информация была полезной для вас.
Илья Львов, ведущий юрист «Зарцын и партнеры» и по совместительству скромный автор сего опуса.

Телематическое Оборудование

Телематический блок

Компания R-Telematica использует телематические блоки компании Novatel и Calamp

Устройства содержат сверхчувствительный трехмерный акселерометр (G-сенсор) и виброаккустический датчик для точного определения факта ДТП и избежания ложных срабатываний.

Параметры устройства могут настраиваться под требования заказчика

  • Основные характеристики
  • Простая установка – инсталляция в OBD-разъём
  • Высокое качество (брак – 1 устройство на 1 000 (0,1%))
  • Компактный размер устройства
  • Мультисистемность GPS/ГЛОНАСС
  • Интеграция с OBD, CAN
  • Автоматическое конфигурирование и изменение прошивки «по воздуху»
  • Наличие собственного аккумулятора (6 часов автономной работы)
  • Минимальный трафик (1,5 Мб/мес.)
  • Буферизация – 22 000 событий

Четыре модификации продукта:

Novatel Wireless имеет четыре разных модификации продукта MT 3060, которые описаны в этом документе. Речь идет о следующих модификациях:
1. Базовая модификация MT 3060 (Generic MT 3060);
2. MT 3060 с улучшенной диагностикой (Generic AdvancedDiagnostics MT 3060);
3. MT 3060 с функцией навигации по бездорожью (RAC MT 3060);
4. MT 3060 с функцией навигации по бездорожью и с улучшенной диагностикой (RAC Advanced Diagnostics MT 3060).

1) Базовая модификация MT 3060 (Generic MT 3060)
Базовая модификация Novatel Wireless MT 3060 имеет следующие ключевые компоненты и характеристики:

GPS-приемник:

  • Позиционирование GPS/ GLONASS/SBAS;
  • 32 канала GPS/GLONASS;
  • Чувствительность: -161 дБм;
  • Поддержка технологии A-GPS (расширен временной диапазон, который охватывают эфемериды);
  • Протоколы GPS: NMEA, двоичный;
  • Сохранение GPS сообщений в буфер;
  • Круговая и полигональная настройка геозон (до 50 геозон).

Акселерометр:

  • улучшенный 3-осевой акселерометр: +/- 16г чувствительности к ускорениям с 8-битным разрешением;
  • частота дискретизации в 1000 Гц и самокалибровка для улучшенной точности;
  • акселерометр MT 3060 выполняет следующие функции:
  • слежение за уровнем вождения (экстренное торможение/ускорение/вхождение в повороты);
  • определение факта столкновения;
  • оповещение о движении/буксировки с определением времени зажигания и начала движения.

Интерфейс системы бортовой диагностики (OBD):

  • разъем двигателя: J1962;
  • поддерживаемые протоколы: J1850 PWM и VPW, ISO-9141-2, ISO-14230 KWP2000 и ISO-15765 CAN;
  • разъем OBD MT 3060 выполняет следующие функции:
  • диагностика ТС и контроль за уровнем заряда аккумулятора ТС (с оповещением о низком заряде);
  • оповещение о повышенных оборотах двигателя;
  • проверка подсветки двигателя;
  • оповещение о критическом уровне топлива в баке.

Технология сотовой радиотелефонной связи:

  • GSM/GPRS класс B, многоканальная 8;
  • частота (МГц): четырехдиапазонная GSM/GPRS: 850/900/1800/1900 МГц;
  • мощность передачи: класс 4 (2Вт@850/900 МГц); Класс 1 (1Вт @1800/1900 МГц);
  • скорость передачи данных: нисходящая 56.6 кбит/с /восходящая 14.4 кбит/с.

Соединение Bluetooth (опционально);

  • подлежит уточнению

Характеристики GPS-приемника:

  • время первого определения местоположения:
  • холодный запуск (стандартно): 35 сек;
  • прогретый двигатель (стандартно): ≤ 2 сек.
  • точность:
  • горизонтальные координаты (2D): 3 м (только GPS навигация);
  • горизонтальные координаты (2D): 2 м (с включенной спутниковой системой дифференциальных поправок последней версии).

Питание:

  • напряжение: 9-16 В постоянного тока;
  • среднее потребление энергии: ≤20 мА при передаче хотя бы одного отчета о местоположении в час;
  • низкое потребление энергии в спящем режиме: <4 мА @ 12 В постоянного тока;
  • потребление энергии на холостых оборотах (с включенной GPS навигацией): ~80 мА @ 12 В постоянного тока;
  • потребление энергии при передаче данных: ~140 мА

Внутренняя батарея резервного электропитания и зарядное устройство:

  • перезаряжаемая литий-ионная батарея
  • емкость: 230 мАч.
  • допустимый температурный диапазон при перезарядке батареи: от 0 до +45ºC (температура внутренней батареи);
  • Оповещение об отключении устройства от питания.

Крепление:

  • Габариты:
    • с коннектором (длина x ширина x высота): 63.5 x 48 x 25 мм;
    • без коннектора (длина x ширина x высота): 52 x 48 x 25 мм.
  • Вес:
    • с батареей: 50 г
    • без батареи: 42 г
  • Корпус изготовлен из пламезадерживающего пластика UL94-Vo;
  • Устойчивый к взлому корпус; не требует специальных инструментов для открытия;
  • Коннектор SAE J-1962.

Пакетные данные (GSM/GPRS):

  • режим: класс B, многоканальный 8;
  • протокол: GSM/GPRS Rel. 97;
  • алгоритм кодирования: CS1-CS4;
  • канал передачи пакетов: PBCCH/PCCCH.

SMS функционал:

  • GSM SMS: текстовые, PDU, MO/MT, сотовое вещание.

Дополнительные функции:

  • Отображение скорости ТС/через OBD-II/GPS данные;
  • Виртуальный одометр/информация о пройденном пути и отчет о простоях;
  • Программируемые пользователем настройки – установка времени, оповещений/событий, отчеты об изменениях настроек;
  • Функция FOTA.

Физический интерфейс и входы/выходы:

  • внутренний доступ к SIM-карте:
  • GSM – 2 крепления (мини) для доступа к SIM-карте;
  • HSDPA – 3 крепления (микро) для доступа к SIM-карте.
  • сотовая/GPS антенна: внутренняя;
  • светодиодные индикаторы: OBD, мобильный модуль, GPS, Bluetooth.

Интерфейс SW:

  • Хост протокол: АТ-команды, UDP API, FOTA;
  • Внутренний протокол: UDP API, TCP API;
  • Контроль/статус интерфейса прикладного программирования: АТ-команды, UDP API, TCP API, АТ-команды через SMS.

Сообщения:

  • Хранение: 22000 сообщений в буфере;
  • Частота сбора данных:
  • отчеты с частотой 1 Гц (1 раз/сек);
  • стандартно 1 раз в 120 сек.

Условия эксплуатации:

  • Температура хранения: от -40ºC до 85º
  • Влажность: до 85% без конденсации;
  • Механические повреждения: падение с высоты 1 м на твердую поверхность, на углы – без причинения функциональных/рабочих повреждений;
  • Механические повреждения в результате перевозки или обращения;
  • Вибрация: в соответствии с нормами SAE J1455 и MIL-STD 202G;
  • тест на воздействие вибрации: длинная, прерывистая, в случайном порядке;
  • испытания на помехоустойчивость в базовой комплектации.

Сертификация:

  • по стандартам CE;
  • по стандартам зеленого климатического фонда;
  • по стандартам eMark;
  • по стандартам Директивы ЕС по ограничению использования опасных веществ RoHS RoHS2;
  • по стандартам PTCRB;
  • по стандарту IC.